Меню Рубрики

Звук с точки зрения акустического аспекта

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Наука о звуках речи называется фонетикой. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения: 1) акустической, поскольку звук является акустическим явлением; 2) физиологической, так как звуки являются продуктом деятельности центральной нервной системы и образуются органами речи; 3)лингвистической (социальной), так как при помощи речевых звуков осуществляется общение; звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке.

Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика. С точки зрения акустики, звук – это результат колебания какого-либо тела в какой – либо среде, осуществляемый действием какой – либо силы и доступный для слухового восприятия.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1.Высоту, что зависит от частоты колебаний, чем больше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук, чем меньше – тем ниже звук.

2.Силу, что зависит от амплитуды колебаний, чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук, и наоборот.

3.Длительность или долготу, т.е. продолжительность данного звука.

4.Тембр звука, т.е. индивидуальное качество его акустических признаков.

Важную роль в образовании звуков играет резонанс – многократное отражение звука от какой-либо поверхности (возникает в замкнутой воздушной среде). Роль стенок резонатора основана на известном законе физики – гладкая поверхность отражает, рыхлая поглощает. Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.

Таким образом, тембр звука – явление сложное, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию). Гармонические обертоны (более высокие тона) и резонаторные тоны.

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования вообще любых звуков: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков.

Источником образования большинства звуков речи, т.е. движущей силой, служит струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. С физиологической точки зрения звук – это колебания, создаваемые голосовыми связками под воздействием струи воздуха.

Специальных органов, предназначенных только для производства речи у человека нет, но органы для дыхания и пищеварения перестроились и приобрели дополнительные функции – говорить. Реч. аппарат включает органы дыхания: легкие , бронхи, трахея. Собственно произносительный аппарат – ротовая и носовая полость, полости глотки и гортань, мозг и ЦНС.

3 фазы артикуляции: 1. экскурсия или приступ – подготовка органов речи к произнесению звуков; 2. выдержка – фаза собственно произношения звука. Органы речи удерживают положение необходимое для произношения звука; 3. рекурсия – фаза, при которой органы речи от произнесения данного звека переходит к спокойному положению или произношению след. звука. В процессе связной речи рекурсия предшествующего звука совпадает с экскурсией следующего.

Звук с физической точки зрения — определенное колебательное движение упругой среды, передаваемое и распространяемое воздушной средой.

Артикуляционная фонетика

рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

В артикуляционном аспекте основными объектами будут органы речи и их работа. Органами речи являются:

  • легкие и дыхательные пути
  • гортань с голосовыми связками
  • нёбная занавеска (задняя часть мягкого нёба)
  • надгортанные полости: полость рта, полость носа
  • органы произношения: активные — язык, губы, и пассивные — зубы, нёбо

Артикуляционная фонетика изучает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизм речепроизводства. Процесс порождения речи – это сложный многоступенчатый процесс. В нем, в первую очередь, выделяются два принципиально различных рода деятельности:

1) построение лингвистической программы произнесения (изучением этой части речевой деятельности занимается фонология),

2) реализация этой программы в виде движений речевых органов, создающих акустический сигнал, который может быть воспринят слушающим – эта сторона речевой деятельности исследуется в артикуляционной фонетике.
В данном блоке также выделяется несколько последовательных этапов:

  • фаза моторного программирования, во время которой происходит отбор и координация действия тех мышц, которые будут участвовать в артикуляции;
  • нейромышечная фаза – передача импульсов к мышечным волокнам и сокращение мышц;
  • органическая фаза – движение речевых органов, которое обеспечивается сокращением мышц;
  • аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие этих движений;
  • акустическая фаза: аэродинамические процессы вызывают колебания воздушного давления (звуковые волны), которые распространяются от говорящего к слушающему.

Аэродинамическая и акустическая фазы речи рассматриваются обычно в акустической фонетике.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Звуки речи обладают определенными акустическими качествами, также как и мелодия, шум моря, и т.д. Это — акустический, или физический аспект речи.

В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:

  • аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие движений артикулирующих органов;
  • акустическая фаза – колебания воздушного давления (звуковые волны), которые являются следствием аэродинамических процессов и распространяются от говорящего к слушающему.

В акустическом аспектк рассматриваются следующие явления:

  • звук, звук вообще, звучание
  • типы звуков: тоны, обертоны, шумы
  • признаки звуков: сила, высота, длительность, тембр
  • явление резонанса

Основной объект изучения в акустической фонетике – акустический речевой сигнал, который является единственной наблюдаемой формой речевого произведения. Акустический сигнал представляет собой результат работы механизма речепроизводства, поэтому одна из важнейших задач акустической фонетики – изучение связи между артикуляцией и ее аэродинамическими следствиями. Кроме того, изучение акустического речевого сигнала позволяет узнать и о перцептивных свойствах звуков, так как именно он поступает на вход механизма речевосприятия. Сегодняшняя речевая акустика тесно связана и с чисто прикладными задачами – например, такими, как синтез и анализ речи при помощи компьютера.

Звук вообще

Звук с физической точки зрения — определенное колебательное движение упругой среды, передаваемое и распространяемое воздушной средой.

Типы звуков:

  • Тоны — результат ритмических колебаний с постоянной или упорядоченной частотой.
    Тоны при производстве звуков речи создаются голосовыми связками. Тоны, создаваемые голосовыми связками человека, называются голосом. Голосовые связки человека могут образовать тоны с частотой от 40 до 1700 герц.
    Тоны используются при образовании гласных и звонких согласных, но тоны, выработанные голосовыми связками — это еще не звуки речи, а только материал для них.
  • Обертоны — очень слабые тоны, образующиеся колебанием частей колеблющегося тела — источника звука, и поэтому всегда сопровождающие любой тон. Обертоны, усиленные резонаторами, определяют тембр звука.
    Обертоны — это как бы вторичный продукт голосовых связок.
  • Шумы — результат неритмичных колебаний. В сфере звуков речи шумы создаются при преодолении потоком воздуха преград, образуемых в полости рта органами произношения.
    Шумы присутствуют во всех согласных звуках и определяют специфику каждого звука в отдельности.

Признаки звуков:

Резонанс и резонаторы

Физическая природа звука

Объектом изучения в акустической фонетике является речевой сигнал, передающиеся по среде добавочные (по сравнению с атмосферным давлением) колебания воздушного давления, которые возникают в результате аэродинамических и акустических процессов, обусловленных артикуляцией. Это давление называется звуковым или акустическим. Изменения звукового давления представляют собой волны, которые могут распространяться в какой-либо среде – в газе, жидкости или твердом теле (их распространение невозможно лишь в вакууме); в дальнейшем речь будет идти только о распространении звуков в воздухе. В воздухе изменения плотности и давления, вызванные в одном месте, распространяются по всем направлениям от этого места; волны сжатия и разрежения, распространяющиеся в воздухе при колебаниях тел или внезапных изменениях его плотности, называются звуковыми волнами.Их можно рассматривать с временнóй точки зрения (в одной и той же точке пространства давление изменяется с течением времени) или с пространственной (в одно и то же время величина давления может быть разной в разных точках пространства). Итак, с акустической точки зрения звук речи – это результат воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды, вызванных артикуляцией.

Виды колебаний. Периодические и непериодические колебания

Для создания любых колебаний необходим источник или сила, вызывающая колебания. Источник колебаний может быть различным: движения струны, поток воздуха через узкое отверстие, удар и т.п. Колебания по разным основаниям подразделяются на периодические и непериодические, простые и сложные (комплексные), свободные и вынужденные. Важнейшее различие между колебаниями – наличие или отсутствие регулярно повторяющейся модели. В зависимости от этого выделяются колебания периодические (тон) и непериодические (шум). В случае периодических колебаний число колебательных циклов за время существования колебаний достаточно велико, а колебательные циклы не отличаются друг от друга. Примером периодических колебаний могут служить колебания струны, маятника, а в речи – голосовых связок. Примером непериодических колебаний являются, например, колебания воздушного шарика на ветру (у них нет регулярного повторения модели) или колебания, вызванные ударом молотка по стеклу (у них нет повторения вообще, то есть число колебательных циклов слишком мало). Периодические колебания могут быть как простыми, так и сложными46, непериодические колебания всегда являются сложными.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные.

Функциональный аспект фонетики (фонологический)

Является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка. Звуки речи — это определенные элементы языка со своей ролью и функцией в общей системе языка. И изучать их следует прежде всего с этой стороны. Раздел фонетики, изучающий функциональную сторону звуков речи, называют фонологией.

Функциональный аспект предполагает рассмотрение следующих явлений:

  1. общие функции звуков речи
  2. функциональные типы звуков речи — гласные и согласные; сонорные и шумные; звонкие и глухие
  3. звуковая система языка — фонемы и их варианты

24.02.2016, 14826 просмотров.

Акустический аспект изучения звуков речи.

Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи. Исследует структуру речевого сигнала. Выделяют такие хар-ки звука, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс, долгота и тд.

Звуки речи — это колебания воздушной струи. Звуки делятся на тоны (музыкальные) и шумы (немузыкальные). Тон — это периодические колебания голосовых связок. Шум — это непериодические колебания звучащего тела (губ). Гласные состоят из тона, т.е. голоса без преграды, согласные из шума (или шума и голоса), с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности. Высота звука — это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных.

Средний диапазон восприятия – от 50 до 10000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 — 200 Гц, у женщин — 150 — 300 Гц (у мужчин голосовые связки длиннее, поэтому ниже тон).

Сила звука (дцБел) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний. Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Шепот определяется в 20 — 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 — 90 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора. Чем меньше его объем, тем больше мощность. Звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости (фон, равный децибелу). Длительность звука, т.е. время колебания, измеряется в миллисекундах.

Звук состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон — это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон — частичный тон, порожденный колебаниями частей этого тела. Обертон всегда выше основного тона в кратное число раз. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр — изменением частоты обертонов.

Тембр (спектральный состав) — это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого. Тембр строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев.

Форманта — это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости, сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты — самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант. Формантная характеристика согласных трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно степени подъема языка и продвинутости языка. В живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.

Читайте также:  У ребенка разное зрение на обоих глазах

Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

Каждый звук речи есть не только физическое явление, но и результат определенной работы человеческого организма и объект слухового восприятия. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

1) ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

Чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) опред. импульс, посылаемый из головного мозга (из моторного центра речи – зоны БрокА); б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим эту команду; в) в б-ве случаев сложная работа дыхательного аппарата, а также диафрагмы и грудной клетки, т.к. без воздушной струи нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа произносительных органов (губы, язык, гол.связки и тд), и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Произносительные органы делят на активные (выполн. те или иные движения, необх. для произнесения звука) и пассивные (служат «точкой опоры» для активного органа). Активные органы — это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, увула, задняя часть глотки, надгортанник и нижняя челюсть. Пассивные органы — это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Функции произносительных органов:

1) голосовые связки – при натяжении и движении воздуха приходят в колебат движение и создают муз тон – голос.

2) надгортанные полости (глотки, рта и носи) – функции подвижного резонатора и создание препятствий при произнесении согласных.

3) язык – подвижный орган, кот может изменять свое положение, от чего зависит тот или иной звук.

4) губы – вытягиваясь, увеличивают объем резонат полости; создают препятствие на пути воздушн струи.

5) небн занавеска – в поднятом положении закрывает проход в полость носа при артикуляции неносовых звуков.

6) увула – двигается при произнесении дрожащих; задн стенка глотки – при произнесении фарингальных согл.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ. Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи — зону ВЕрнике.

№12. Артикуляроторная классификация гласных и согл.

Учитывая работу произносительных органов, необходимую для образования каждого звука, получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную) классификацию звуков.

1.гласные и согласные. при произн. гл. для воздуха нет препятствий, у них нет опр. места образования, типична общ. напряженность мускулов произн. аппарата и относ. слабая воздушная струя. согл.- возникает преграда, опр. место образ., мускульное напряжение в месте образ. преграды и более сильная воздушн. струя.

2. гласные по работе языка- ряд (передний,задний,смеш.),степень подъема языка(открытые и закрытые гл.) Гласные по работе губ- огубл. и неогубл. По работе небн занавески- носовые

По долготе — долгие и краткие.

3.Согл. по соотношению шума и голоса -сонанты и шумные (звонкие, глухие).

4.Согл. по способу обр. шума, по характеру преграды- смычные(взрывные(п, т), аффрикаты (ц ч), имплозивные (м, н)), щелевые, дрожащие.

5.Согл. по активному артикулирующему орг.-губные(обе губы,только нижняя), переднеязычные,среднеяз., заднеяз., увулярн., фарингальные, гортанные.

6.Др. признаки согл.- палатализация, веляризация, лабилизация.

13. ВАЖНЕЙШИЕ ТИПЫ КОМБИНАТОРНЫХ И ПОЗИЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ.

Позиционные изменения, кот подвергаются артикуляции звуков в потоке речи: 1)комбинаторные (вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве) 2)собственно позиционные (связанные с положением звука в безуд. слоге либо в конце слова)

I. КОМБИНАТОРНЫЕ: —аккомодация (изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот). предвосхищающая акк: экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего; инерционная акк: рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего. огубленность, назализация, i-образный призвук.

ассимиляция (артикуляция согласных влияет на артикуляцию согл и наоборот, влияние на сближение артикуляции). контактная (взаимодействуют соседние звуки). дистанционная(взаимодействуют звуки из соседних слогов, или вообще разделенные другими звуками, в тюркских и финно-угорских языках.

диссимиляция (расподобление звуков )возникает между звуками одного типа (одинаковыми или подобными-гласными или согласными), влияние на различение артикуляции. Дистанционной диссимиляцией 2х дрожащих вызвано появление формы «колидор» вместо «коридор», «февраль» вместо «феврарь» др-русск. ). Контактная двух смычных: леХко, мяХкий. Гаплология – устранение одного из идущих подряд одинаковых слогов (минералология —> минералогия).

II.СОБСТВЕННО ПОЗИЦИОННЫЕ: —редукция – ослабление гласных в безударных слогах. Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безуд. слоге и даже всего слога, в частности: а) апОкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова: Кать; б) синкОпа – выпадение гласного или неск. гласных не на конце слова : Иваныч.

оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой : дуга – дуг [k], труба – труб [p]. Физиологическая причина – преждевременное возвращение голосовых связок в состояние покоя ещё до окончания произнесения слова.

14. функциональный аспект изучения звуков речи и звуковых едениц языка;Понятие фонемы;Фонематические и нефонематические различия;Выделимость фонемы и ее функции;дифференциальные признаки фонем.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (лингвистический) АСПЕКТ — изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами. Наиболее теоретический аспект изучения и самый важный, тк значащие единицы языка (морфемы,слова) материализуются именно в звуках.

ФОНЕМА — минимальная незнаковая звуковая единица. Фонема обладает потенциальной связью со значением, способна быть внешним различителем экспонентов знаков. В русском приблизительно 40 фонем.

Функции: —конститутивная – строительный материал для экспонентов знаков. дистинктивная(различительная) — функция различителя компонентов, реализуется не всегда.

Одна и та же фонема объединяет в себе ряд физически разных звуков – варианты фонемы, аллофонемы. Различают также транскрипцию – фонематической // каждая фонема передается одним знаком, независимо от варианта реализации. В аллофонемной [] – для передачи разных вариантов фонемы используют разные знаки. Разные звуковые различия имеют разную «ценность» для языка:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ (фонологически существенные) РАЗЛИЧИЯ — различие между непалатализованными и соотв., палатализованными согласными выступает как различие между фонемами. (брат:брать;летА:летя;жест:жесть) /t/ /t’/

НЕФОНЕМАТИЧЕСКИЕ(фонологически несуществ.) РАЗЛИЧИЯ — различие лабиализованного и соотв., нелабилизованного «ть»-«т» или «откр» и «закр» э.- всего лишь различие вариантов в рамках одной морфемы.

Поток речи от паузы до паузы представляет собой сплошное непрерывное звучание, но носитель языка может разделить данный отрезок на фоны. Для выделения фонемы недостаточно акустико-артикуляторн признаки, необходимо знание языка. ВЫДЕЛИМОСТЬ ФОНЕМ опирается на смысл, хотя сама фонема не является значащей единицей. Фонемы выделяются носителями языка прежде всего потому, что сущесвуют такие значащие единицы, экспоненты которых состоят всего из 1 морфемы (пил, бил, выл). Выделимость фонем обеспечивается их многократной повторяемостью в текстах в различных комбинациях. Сам процесс выделения происходит в два этапа: сегментация: сравнение частично схожих и и частично отличных единиц, проведение границы между изменяющимися и неизменяющ единицами, + остаточная выделимость. отождествление: определение, являются ли выделенные единицы вариантами одной фонемы или двумя разными.

Признаки, обеспечивающие различие фонем, дифференциальные – выявляются в противопоставлениях фонем. ДПризнаки реализуются одновременно. ДП должны быть общими для всех вариантов фонемы. Набор ДП – спецефич для каждого языка. Каждая фонема находится в оппозиции к любой другой фонеме по самому определению фонемы, различаясь лишь набором ДП.

Оппозиции по кол-ву членов: двоичные(бинарные)оппозиции фонем: -палат/непалат -зв/глух -нос/ненос -cмычный/щелевой. Тернарные(троичные):/b/:/d/:/g/-оппозиция по акт органу-губной-переднеязы-заднеязыч. Существует групповаяоппозиция — гласный/согласный. шумный/сонанты.

По отношению к системе фонем:-пропорциональными: отношение между ее членами пропорционально отношению между членами другой оппозиции в рамках данного языка; если отношение повторяется. —изолированными: там, где пропорции нет, уникальная оппозиция.

По кол-ву ДП: чистые(простые)-члены различаются по одному признаку). —смешанные(сложные) — противопоставление по нескольким ДП).

По отношению между членами оппозиц: привативные (один из двух членов лишен различительного признака). градуальные (признак выражен в различн степени). эквиполентные (противопоставление по разным признакам).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 478 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное движение, переда­ваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человече­ским слухом. Это колебательное движение характеризуется определен­ными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.

Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкаль­ным тоном или просто тоном(таков, например, звук струны скрип­ки). Если же, напротив, колебание является неравномерным, неперио­дическим, мы имеем дело с шумом(таков, например, звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или иной пропор­ции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в ре­зультате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) — это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т. е. их специфической окрас­ки. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], [1] от [n] и от [d] и т. д.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, иначе — допол­нительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возни­кающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызы­вают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, на­блюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле). При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям ор­ганов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма и объем резо­натора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественное раз­нообразие звуков нашей речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8019 — | 6881 — или читать все.

Акустический аспект изучения звуков

По своей физической природе звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом ( то есть органами речи).

Акустика речи складывается из видов колебательных движений, тембра звука, его высоты, интенсивности и продолжительности звучания.

В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате непериодических (неритмических) колебаний звучащего тела, например, губ. Полярными по звучности являются, например, гласный А и согласный П. Между ними располагаются сонорные звуки: Р,Л,М,Н,Й. В некоторых языках согласный Л может усиливать свою звучность и превращаться в слогообразующий Л, например, в чешском языке. В корейском языке согласный Л может утрачивать голос, превращаясь в глухой шумный согласный.

Высота звука определяется определяется числом колебаний голосовых связок. В речи высота голоса зависит от длины и натянутости голосовых связок.

Сила звука (интенсивность) определяется амплитудой колебания, что зависит от напора воздушной струи и величины поверхности звучащего тела.

Звук речи акустически сложен, так как содержит не только основные тоны, но и тоны резонаторные (резонанс в переводе с французского – «отзвук»). Их соотношение имеет огромное значение при определении основного качества звука – тембра. Тембр создаёт качественную характеристику звука. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от звуков другого.

Читайте также:  С разных точек зрения перевод на английский

Артикуляционный аспект изучения звуков

Работа органов речи, направленная на производство звуков, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трёх частей:

1. экскурсия – выход органов речи на работу по производству звуков;

2. выдержка – установка органов речи для данной артикуляции;

3. рекурсия – возвращение органов речи в первоначальное состояние.

Особенности в произношении звуков в том или ином языке составляют его артикуляционную базу. Артикуляционная база языка возникает в результате исторической эволюции произносительного аппарата каждого народа. Артикуляционные привычки сохраняются на протяжении ряда эпох.

При изучении иностранного языка артикуляционная база родного языка накладывает от печаток на произношение говорящего. Этим обусловлен акцент. Если говорящий хорошо осваивает артикуляционную базу иностранного языка, то он может говорить на этом языке чище, чем носитель языка.

Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностью органов речи и различным соединением органов речи. Поэтому фонетические системы разных языков имеют свои национальные особенности.

У кавказских народов звуки « г, к, х » образуются не в ротовой полости, а в гортани и называются глубинно – гортанными.

Звук «р» во французском языке и «х» в немецком языке образуются дрожанием маленького язычка, то есть продолжением верхнего нёба, и называются увулярными.

В некоторых языках гласные и согласные противопоставляются по долготе и краткости. Так, в эстонском языке гласные и согласные имеют три ступени долготы: звуки краткие, долгие и сверхдолгие. В английском языке по долготе и краткости различаются гласные звуки. Это качество влияет нак смысл слова. Долгота и краткость звуков характерна для чешского, финского и якутского языков.

В ряде языков существуют особые носовые гласные. Они обозначаются отдельными буквами. Носовые гласные сохраняются в современном польском и французском языке.

Во многих языках мира существуют дифтонги. Это гласные со сложной артикуляцией. Они произносятся как единый звук речи. Один из таких гласных является основным, а другой – призвуком. Особое распространение дифтонги получили в английском языке.

Функциональный аспект изучения звуков

Практически говорящий произносит неподдающееся учёту бесконечное многообразие звуков. Но если их описать лингвистически, то выделяется сравнительно небольшое количество звуков. Это связано с тем, что важные различия звуков по-разному оцениваются в лингвистическом плане. Одни различия звуков существенны, а другие различия нейтральны.

В связной речи звуки произносятся не изолированно, а в в идее цепи звуков. При этом звуки могут подчиняться влиянию общих условий произношения или взаимодействовать, влияя друг на друга.

Для обозначения звука как элемента языка в науке был введён специальный термин – фонема.

Термин «фонема» обозначает тип звука, модель звука. В слове «дуб» мы слышим звук «п», а в слове «дубы» — звук «б», но звуки «б» и «п» не являются отдельными фонемами русского языка, а лишь позиционными вариантами (разновидностями) фонемы «б».

Звуки речи, будучи воспроизведёнными органами речи, становятся фактом сознания. В языковом сознании говорящих имеются образцы звуков речи, их общие представления. Говорящими воспринимаются только те звуки, которые соответствуют образцу – фонеме. Например, в словах «цепь», «цепок» и «клетка» произносятся разные ударные звуки, однако русский человек этого не заметит, для него это одна фонема. То есть фонема объединяет позиционные разновидности в один звуковой образец.

Фонемы способны различать морфемы и слова. Например, слова «плод» и «плот» различаются конечными согласными фонемами и способствуют выражению разных понятий.

Таким образом, фонема предстаёт в языке как сложная звуковая единица, совокупность разных акустико-артикуляционных свойств, которые различно проявляются в речевой цепи. Фонема – это мельчайшая единица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению.

СЛОГ

Слог – это наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги.

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Существует несколько теорий слога, среди которых наиболее распространены две: сонорная и мускульная. По сонорной теории , слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорную теорию разделял советский фонетист Рубен Иванович Аванесов.

Теория мускульного напряжения была поддержана фонетистом Львом Владимировичем Щербой. По этой теории, слог представляет собой единство подъёма напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога. Слоговая граница проходит в месте столкновения наибольшей звучности с наименьшей.

Слог как правило состоит из фонем, часть которых выступает как слогообразующий элемент, или слогоноситель. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: гласный, дифтонг, трифтонг, сочетания «гласный плюс согласный».

В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями. Среди согласных слогоносителями могут быть только «р» и «л». Например, в чешском языке: vlk (волк) , srp (серп). До недавнего времени теория слога разрабатывалась только на материале западно-европейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова не совпадает с морфологическим: например, кни-га (слоговое членение), книг-а (морфемное членение). Таким образом, слоги не связаны с определённым смаслом. Это характерно для языков индоевропейской семьи. Однако в ряде восточных языков (китайский, вьетнамский) граница слога и морфемы совпадает. Слог в связи с этим всегда ассоциируется с определённой морфемой. Слог служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, в восточных языках слог является не только важнейшей фонетической, но и морфологической единицей.

УДАРЕНИЕ

Выделение одного из слогов в слове принято называть фонетическим ударением. Поскольку слог может выделяться в слове разными способами (увеличением силы гласного звука, изменением тона, увеличением времени звучания слога), выделяют различные виды ударения: динамическое, музыкальное, количественное.

Динамическое ударение характерно для тех языков, в которых слог выделяется увеличением интенсивности гласного звука (русский, хинди, урду и многие западноевропейские языки).

Динамическое ударение может быть фиксированным и свободным. Фиксированное ударение всегда закреплено за одним и тем же слогом: например, во французском языке – за последним слогом, в чешском – за первым, в польском и грузинском – за предпоследним.

Динамическое ударение может быть свободным, то есть не закреплённым за одним и тем же слогом (например, русский язык).

Свободное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение – ударение, меняющее своё место внутри слова при изменении его форм и образовании новых слов (звон- звонить). Неподвижное ударение положения в слове и его формах не меняет (птица – птичий).

Музыкальное ударение характеризуется выделением слога благодаря изменению частоты основного тона, что воспринимае6тся на слух как повышение или понижение тона. Музыкальное ударение является неотъемлемой частью китайского, вьетнамского и бирманского языков. Оно может наблюдаться в немногих европейских языках: шведском, норвежском, литовском, латышском, словенском, сербском, хорватском, албанском языках.

Количественное ударение достигается удлинением слогообразующего гласного звука. В языках с количественным ударением (например, индонезийский язык) нет различия гласных по долготе и краткости, гласные

в безударных позициях почти не редуцируются

7. Звуки речи. Три аспекта изучения звуков.

Звуки – это материально-чувственная обложка языка, его материал. Звуки — первичны, буквы – вторичны.

Буквы – это условные графические символы для обозначения звуков.

Звуки материальны, имеют физическую природу. Их можно изучать в 3 аспектах:

1.Физический – изучение акустической характеристики звуков речи (высота, сила, долгота, тон, шум, тембр).

2.Физиологический – изучение процесса образования звуков, их артикуляционная характеристика.

3.Функциональный, или лингвистический – изучение звуков с точки зрения их функций и места в системе языка.

В соответствии с этими аспектами выделяют акустическую, артикуляционную и функциональную фонетику.

8. Акустическая характеристика звука.

Звук человеческой речи — физическое явление. Звуки речи имеют параметры:

— Высота – характеристика звука, зависящая от количества колебаний за единицу времени. (Герц — колебание за секунду). Китайский, японский, корейский, финский, сербский языки — тоническое ударение.

— Сила – определяется амплитудой колебаний, часто определяет ударение. (Например, в русском языке – назыв. динамическим ударением.) Измеряется в белах, десятая доля – децибел.

— Долгота – время существования звука (напр., в лат, англ. нем. чешск. и др. языках — короткие и длинные гласные). Определяет квантативное ударение (индонезийский язык), часто сопровождается динамическим ударением.

— Тон – создаётся благодаря колебанию твёрдого тела в упругой среде, колебания должны быть ритмичны (голосовые связки).

— Шум – возникает при неритмичном колебании тела, создаётся вследствие преодоления воздушным потоком различных преград в речевом аппарате.

— Тембр – индивидуальная характеристика звуков, благодаря уникальности тембра мы узнаём голос среди других. Обертоны – накладываются на основной тон и создают тембр (звук отражается от нёба, зубов).

Гласным звукам характерен только тон, глухим согласным – только шум, а звонким согласным – тон + шум.

9. Речевой аппарат–это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. Он охватывает центральную нервную систему, органы слуха(и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необходимые для производства звуков речи.Речевой аппарат человека образуют такие органы: легкие, трахея, бронхи, гортань с голосовыми связками, ротовая полость, носовая полость, язык, зубы, губы, твердое и мягкое небо, альвеола.

Работа речевых органов направленная на образование звука наз. артикуляцей. Артикуляция включает 3 фазы: экскурсия(подготовка речевого аппарата к произношению звука), выдержка(сохранение положения необходимого для произношения звука) и рекурсия(переход органов речи в спокойное состояние).

Все гласные являются сонорными и щелевыми,поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не не могут быть основанием деления гласных.Основанием классификации служат ряд и подъем языка, а также работа губ; дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.

10.Основанием классификации согласных служат 4 основных артикуляционных признака: место образования, способ образования, работа голосовых связок, активный речевой орган.

Классификация согласных по месту образования учитывает, движениями каких активных органов (и какого их участка) создается преграда на пути воздушной струи, идущей из гортани, через полость рта и носа. По этому признаку согласные делятся на губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные.

Губные. При их образовании преграда создается сближением нижней губы с верхней губой ([п], [б], [м], [п’J, [б’J, Гм’]) или верхними зубами ([ф], [в],[ф’], [в’]). Соответствующие звуки получили название губно-губных, или билабиальных , и губно-зубных, или лабиодентальных .

Переднеязычные. При их образовании преграда создается сближением языка (его передней части и кончика) с зубами, зубами и альвеолами. Передняя часть языка, особенно его кончик, очень подвижна, поэтому может принимать разнообразные положения, менять свою форму и величину сближаемых с зубами и альвеолами участков. От этого и зависит подразделение переднеязычных. (например зубные([з], [с], [д], [т]),альвеолярные[d],[t],[n],[l])

Среднеязычные. При их образовании преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым нёбом (русский звук [j] (йот) и немецкий [ch])

Заднеязычные. При их образовании преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом . К их числу принадлежат [r], [к], [x].

Увулярные. При их образовании преграда создается сближением мягкого нёба и маленького язычка с задней частью языка(например франц. [r])

Фарингальные(глоточные). При их образовании преграда создается в полости глотки ее сужением, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов, находящихся в стенке зева. Фарингальные встречаются в языках чаще, чем это можно предположить. Например, есть такие звуки в английском, аварском, арабском, украинском (гора), немецком (Held — герой, habеп — иметь) языках.

Гортанные. Образуются в гортани при работе голосовых связок и представляют собой шум, возникающий при прохождении воздушной струи через голосовую щель.(например англ. [h])

На деление согласных по способу образования, зависит положение органов речи, создающих преграду. Делятся на четыре типа — смычные, щелевые, смычно-щелевые и смычно-проходные.

Смычные. При их образовании органы речи смыкаются и закрывают проход воздушной струе. К ним относятся[д], [т], [б], [п], [к], [г], [d], [t], [р] и др.

Щелевые. При их образовании органы речи не смыкаются а образуют, сблизившись, очень узкую щель, через нее с трением проходит воздушная струя, возникает- шум (с примесью голоса или без него), который мы и воспринимаем как согласные звуки: [в], [ф], [ж], [ш], [щ], [x], [v], [f] и др.

Смычно-щелевые. При их образовании вначале происходит смычка, раскрываемая не взрывом, а переходящая незаметно для говорящего и слушателя в щель; артикуляция этих звуков «сливает» начальные элементы артикуляции смычных с артикуляцией щелевых; звук получается сложным по артикуляционному строению; так, [ц] можно представить себе образованным путем слияния [т] и [с] и т. д.

Щелевые иначе называются фрикативными, а смычно-щелевые — аффрикатами.

Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие — проход для воздушной струи. Это такие согласные, как [м],[н],[л],англ.[n],[l].

По соотношению голоса и шума все согласные делятся на звонкие и глухие.

11. В потоке речи звуки взаимодействуют, влияют друг на друга, производят различные изменения, которые наз.фонет процессы. К позиционным относятся:

1)редукция-ослабленное произношение гласных в безударном слоге.Х-рна для русского языка. Бывает качественная и количественнаяПри количественной редукции гласный в безударном положении произносятся более кратко(мир-миры, дух-духи).При качественной редукции не только уменьшается долгота, но и меняется качество звука.

2) оглушение звонких согласных в конце слова(мороз, снег)

Читайте также:  Резина с точки зрения физика сканворд

3) протеза-подставка звука в начале слова(осемь-восемь,Анна-Ганна)

Три аспекта изучения звуков речи: акустический, биологический, собственно-лингвистический.

I. Звук – минимальная единица речи, относящаяся к фонетическому уровню и являющаяся результатом артикуляторных действий человека. Звуки составляют план выражения языка, его материальную сторону, ту материю, в которую облекаются в языке лексические и грамматические значения.

Звуковую материю языка можно рассматривать в трёх аспектах:

1) с точки зрения акустической (т.е. с точки зрения получателя речи, слушателя), изучая звуки человеческой речи как разновидность звуков, существующих в природе вообще;

2) с точки зрения артикуляционной или биологической (т.е. с точки зрения отправителя речи, говорящего), исследуя особенности образования звуков в произносительном аппарате человека;

3) с точки зрения функциональной или фонематической (т.е. собственно лингвистической), определяя функции тех или иных фонетических явлений в системе языка в их отношении к смыслоразличению.

Три стороны звуков речи и других фонетических единиц становятся предметом специального изучения таких дисциплин как фонетика и фонология.

Фонетика (греч. phonetikos «звуковой») – раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, правила их сочетания в слове и потоке речи, звуковые законы, слог, ударение и интонацию. Принципиальное отличие фонетики от других лингвистических дисциплин состоит в том, что она изучает единицы, природа которых материальна. Звуки речи образуются в результате произносительной деятельности человека и используются для образования более сложных комплексов – морфем и слов.

Различают фонетику артикуляторную, анализирующую работу произносительного аппарата человека, физиологию речи, и фонетику акустическую, исследующую акустические характеристики звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Современная фонетика связана с нелингвистическими дисциплинами, т.к. изучение артикуляционной базы языка проводится в неразрывной связи с анатомией и физиологией образования и восприятия речи, с нейролингвистикой; акустические свойства звуков изучаются в непосредственном контакте с акустикой и с психологией, т.к. речевая деятельность является частью психической деятельности человека. В отличие от нелингвистических дисциплин, фонетика рассматривает звуковые явления как элементы системы языка, служащие для воплощения языковых значений в материальную форму, без чего общение невозможно.

II. Физические свойства звуков исследуются акустикой речи, которая складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, а также о высоте, интенсивности и продолжительности звука.

По своей физической природе звуки являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи). Акустические свойства звуковой речи обусловлены особенностями порождающих звуки колебаний.

Ритмические колебания звучащего тела (т.е. колебания с постоянной частотой) порождают музыкальные звуки – тоны. В результате неритмических колебаний возникают немузыкальные звуки – шумы. Сложные колебания (ритмические + неритмические) приводят к появлению звуков, в составе которых есть и тон и шум. Например, гласные звуки – чистые тоны, глухие согласные – шумы, сонорные и звонкие согласные содержат и тон и шум.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью.

Высота звука определяется числом колебаний, т.е. числом отрезков звукового потока. В речи высота голоса зависит от длины и натянутости голосовых связок.

Сила звукаопределяется размахом колебания, т.е. длиной волны, что зависит от напора воздушной струи и от величины поверхности звучащего тела.

Длительность звукаопределяется продолжительностью колебания.

Специфической характеристикой звука является тембр(франц. timbre «колокольчик») – индивидуальная окраска, отличающая данный звук от других. Тембр зависит от соотношения в составе звука основного тона, обертонов, резонансных тонов и различных шумов. Основной тонявляется самым сильным; обертоны (нем. Oberton «верхний тон»)у звуковой речи близки частотам полостей рта и носоглотки и зависят то положения языка, губ и мягкого нёба. Звуковая волна, попадающая из гортани в резонаторные полости, отражает сложные колебания голосовых связок и «несёт» и основной тон и обертоны разной частоты. В резонаторных полостях (во рту или в носу) возникают колебания воздуха, называемые резонансными (франц. resonance «отзвук») тонамии имеющие различную высоту в зависимости от формы и величины резонаторного тела. При прохождении воздушной струи с основным тоном и обертонами через резонаторную полость происходит наложение волн, что создаёт качественную характеристику звука.

III. Физиология речи рассматривает звук как минимальную единицу речевой цепи, возникающую в результате артикуляции человека.

Артикуляция(лат. articularis «членораздельный») – совокупность работ органов речевого аппарата при образовании звука.

В речевом аппарате условно выделяют:

1) дыхательный аппарат (лёгкие, бронхи, трахею) создающий необходимый для образования звуковых колебаний воздушный напор;

2) гортань, в которой расположены голосовые связки, образующие тон звука;

3) полости рта и носа, в которых создаются дополнительные тоны и обертоны.

Органы речи, участвующие в произнесении звука, делятся на активные (движущиеся) и пассивные (не совершающие движений).

К активным органам относятся губы (лат. labia), язык, мягкое нёбо (лат. velum palati «парус нёба») или нёбную занавеску, язычок (лат. uvula).

Пассивными органами являются: твёрдое нёбо (лат. palatum), зубы (лат. dentes), альвеолы (лат. alveolus «желобок») – бугорки у основания верхних зубов, нос (лат. nasus).

При изолированном произнесении звука различают три фазы в его артикуляции: экскурсию переход органов в позицию, необходимую для создания звука; выдержку нахождение органов в заданном положении при произнесении звука; рекурсию переход к артикуляции следующего звука или в исходное (нейтральное) положение.

IV.Основными категориями звуков, существующих во всех языках, являются гласные и согласные.

Гласные – это звуки, которые состоят только из голоса.

Согласные – это звуки, состоящие из шума или голоса и шума.

Совокупность гласных образует вокализм(лат. vocalis «гласный»), совокупность согласных – консонантизм(лат. consonans «согласный»); вокализм и консонантизм составляют систему фонем данного языка.

Гласные и согласные различаются функционально, артикуляционно и менее всего акустически. Основное их различие состоит в их роли в словообразовании. Гласные образуют вершину слога, согласный сопутствует гласному.

Артикуляционное различие гласных и согласных заключается в различной напряжённости произносительного аппарата. При образовании гласных речевой канал открыт, напряжение разлито по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает на своём пути преграды. При образовании согласных напряжение сфокусировано в месте образования преграды, сильная струя воздуха преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая её или проходя через щель, и эти шумы составляет характеристику согласного.

Два типа звуков речи по-разному классифицируются.

Основанием классификации гласных служат ряд и подъём языка, а также работа губ. Рядомназывается часть языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Различают три ряда, соответственно, три типа звуков речи – передние, средние, задние. Так, передними звуками являются гласные и, э, ö (например, в немецком слове schön), ü (например, в немецком слове über ), æ (например, в английском слове man [mæn]); средними — ы, а, ə (например, в английском слове about [əba t]); задними — у, о, ∧ (в английском слове but [b∧t]).

Подъёмомназывают степень приподнятости языка к нёбу при образовании данного гласного. Различают три подъёма: верхний, средний, нижний. Гласные верхнего подъёма являются узкими: и, ы, у, ü , среднего подъёма – средними: э, о, ∧, ö;нижнего подъёма – широкими: а.

По положению губ гласные делятся на огубленные или лабиализованные (лат. labia «губы»): о, у, ü, ö и неогубленные или нелабиализованные: и, а, ы, э, æ, ə, ∧ .

Среди гласных принято различать монофтонги и дифтонги.

Монофтонг(греч. monos «один» и phtongos «звук») – гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью, органы речи при артикуляции звука не меняют своего положения на всём протяжении артикуляции.

Дифтонг (греч. diphtongos «двугласный»)– это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трёх) гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением. Например, английский дифтонг ai, немецкий ae. В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают дифтонги восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие. Восходящий дифтонг – дифтонг, у которого слогообразующим является второй гласный (например, испанский uefuente); нисходящий дифтонг – сочетание, в котором слогообразующим является первый гласный (например, немецкий au — Maus); восходяще-нисходящий или истинный – это дифтонг, состоящий из двух одинаково ударных гласных (например, латышский au — tauta).

От дифтонгов отличаются дифтонгоиды – качественно однородные гласные, имеющие в своём составе призвук, выступающий в качестве переходного.

Основанием классификации согласных служат четыре основных признака: способ артикуляции, место артикуляции, активный орган, работа гласных.

Способом артикуляциисогласных называется характер преодоления преграды и прохода струи воздуха при создании шума, необходимого для образования согласного. Различают два основных способа артикуляции согласных: смычка и щель. По способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые.

Смычные согласные – звуки, при произнесении которых органы речи образуют смычку. Эта преграда либо взрывается воздушной струёй (при образовании г, к, д, т, б, п — взрывные); либо обходится по бокам (при произнесении л – боковой или латеральный (лат. lateralis «боковой»)); либо обходится через носовую полость ( звуки м, н, ŋ – носовые или назальные (лат. nasalis «носовой»)); либо преодолевается через рот в момент размыкания прерывистой смычки (согласный р – дрожащий или вибрант (лат. vibrans «дрожащий»)).

Щелевые или фрикативные (лат. fricatio «трение») согласные образуются путём сближения органов речи, в результате чего возникает щель. Проходя через эту щель, воздух создаёт характерный для этого согласного шум трения, например, звуки ш, х, с, з, в, ф, й, ж.

Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные согласные: сонорные и аффрикаты.

Сонорными (лат. sonorous «звучный») — образуемыми при помощи голоса и незначительного шума, что с акустической точки зрения приближает их к гласным — являются звуки м, н, р, л.

Артикуляция аффрикаты (лат. affricare «притирать») начинается со смычки, за которой следует щелевое преодоление смычки, например, артикуляция согласных ц, ч в русском языке, [pf] в немецком языкеи т.д.

Местом образованиясогласного называется точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды возникает шум. При образовании преграды органы взаимодействуют, один из них является активным.

Поактивному органусогласные делятся на губные, язычные и заязычные.

Губные согласные делятся на губно-губные или билабиальные – п, б, м; губно-зубные или лабиадентальные – в, ф.

Язычные согласные представлены передне-, средне- и заднеязычными.

Переднеязычные согласные обладают наибольшим диапозоном места преграды и по месту артикуляции делятся на зубные – д, т, з, с; альвеолярные — английские d, t; межзубные или интердентальные – [ð], например в английском слове there, [θ] – в английском слове think; передненёбные – ж, ш, р в русском языке. Среднеязычные согласные образуются путём сближения средней части языка с твёрдым нёбом – й [j]. Заднеязычные согласные — звуки, образуемые смыканием или сближением задней части языка с, чаще всего, задним нёбом: г, к, х.

Заязычные согласные делятся на увулярные (лат. uvula «язычок») или язычковые – картавое r; ларингальные (греч.larynx «гортань») или гортанные – звуки, при образовании которых преграда создаётся за счёт сближения маленького язычка и мягкого нёба с задней частью языка – например, придыхательный h в немецком слове Haus или английском house; фарингальные (греч. pharynx «зев») или глоточные – согласные, в которых шумообразующая преграда создаётся путём сужения глотки, например, украинское h – в слове нога.

Обязательным признаком согласных является работа голосовых связок.В соответствии с ним согласные делятся на шумные– глухие (образуемые при помощи шума) — п, ф, т, к, ш, с, ч, ц, и звонкие (образуемые при помощи голоса и шума) — г, з, в, д, ж, б; и сонорные или сонантыл, м, н, р.

Кроме основной, при образовании согласного используется дополнительная артикуляция, которая, не изменяя качества звучания согласного, придаёт ему специфический оттенок.

палатализация (лат. palatum «твёрдое нёбо») или смягчение – дополнительный подъём средней части языкак твёрдому нёбу (т.е. йотовая артикуляция), что резко повышает характерный тон и шум;

веляризация (лат. velum palati «парус нёба» или «мягкое нёбо») или отвердение – подъём задней части спинки языка к мягкому нёбу, что резко понижает характерный тон и шум;

назализация – прохождение части воздушной струи через нос;

лабиализация – участие губ в произношении согласного звука, например при произнесении согласных перед гласными о, у.

Все согласные в системе какого-либо языка могут быть противопоставлены по месту и способу образования, глухости – звонкости, твёрдости – мягкости, длительности – краткости.

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. С.109-132.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая Школа, 1998. С.33-41.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2001.

1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.

2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

| следующая лекция ==>
| Понятие и виды следов

Дата добавления: 2016-10-26 ; просмотров: 12271 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники:
  • http://myfilology.ru/russkiiyazyk/fonetika-i-fonologiia/chetyre-aspekta-foneticheskikh-opisanii-artikuliatsionnyi-akusticheskii-pertseptivnyi-funktsionalnyi/
  • http://studopedia.net/6_97897_akusticheskiy-aspekt-izucheniya-zvukov-rechi.html
  • http://studopedia.ru/10_260712_akusticheskiy-aspekt-v-izuchenii-zvukov-yazika.html
  • http://lektsia.com/2x15c6.html
  • http://studfiles.net/preview/2426035/page:3/
  • http://poznayka.org/s68179t1.html