Меню Рубрики

Звук артикуляционной и акустической точек зрения

Три аспекта звуков: 1) акустический (физический). Звук – колебательное движение воздушной среды издаваемые органами речи.

2) Артикуляционный (физиологический). Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционный аппарат).

3) Функциональный (лингвистический). Звук – материальный вариант реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполнения смыслоразличительных и строительных функций.

Акустическая классификация звуков речи.

1) По соотношению тона и шума (природы колебания).

Звуки делятся на гласные (тон), согласные (тон и шум). Согласные делятся на низменные (делятся на глухие и звонкие) и сонорные.

2) По силе (амплитуде колебаний) звуки делятся на сильные (громкие), слабые (тихие)

3) По длительности звуки делятся на длинные и короткие

4) По высоте (числу колебаний в ед. времени) звуки дел. на высокие, средние и низкие.

13. Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков.

Речевой аппарат условно состоит из: 1) органы дыхания 2) голосовые связки, гортань 3)надгортанные полости 4) органы произношения 5) головной мозг и нервная система.

Звук речи – минимальная единица речевой цепи. Артикуляция – работа речевого аппарата.

Основные артикуляционные классификации звуков: 1)деление на гласные и согласные 2) классификация согласных 3) классификация гласных.

Классификация гласных: а) по степени подъема языка б) по степени продвинутости языка в) по положению губ г) по положению мягкого нёба.

Классификация согласных: а) по наличию катализации б) по месту образования шума в) по способу образования шума.

14. Функциональный аспект звуков речи. Фонология. Звук речи (фон) и фонема; критерии фонематичности.Функциональный аспект – устанавливает какую роль, выполняет звук в языке как средство общения. Фонология – изучает функционирование звуковых единиц, осн. ед. является фонема. Фонема – ед.яз. кот выполняет смысловую функцию (дом, том). Фонема – звукотип кот. хранится в сознании человека, т.е. это некоторая группа языков похожих по артикулу и акустическим характеристикам.

Фонетические критерии: 1) смыслоразличительный ( если в одинаковых условиях звуки различной звуковой оболочки единиц языка, то они являются представителями разных фонем, если не различаются – это аллофоны одной фонемы. 2) дистрибутивный (если два звука принципиально не могут встречаться в одинаковых условиях то они являются аллофонами.

15. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции, их типы.Дифференциальные признаки (акустика – артикуляционные ) они различают звуковые оболочки значимых единиц языка. Дифференциальные признаки : жить –шить . Интегральные признаки – (акустика – артикуляционные) признаки кот. не различают значение единицы данного языка, а лишь дополняю состав фонемы. Фонема – совокупность дифференциальных признаков.

Типы фонологических оппозиции. 1) по количеству противопоставлений дифференциальных признаков: делятся на коррелятивные(противопоставления по одному признаку) и некоррелятивные ( противопоставления по двум и более). Коррелятивные делятся на: замкнутые (представлены двумя членами, образуют замкнутую пару) и незамкнутые (представлены тремя и более членами с последовательным усиление или ослаблением признака) 2) по наличию повторяющихся фонологических противопоставлений по идентичным признакам: делятся на пропорциональные и изолированные.

16. Сильные и слабые позиции фонемы. Нейтрализация фонем. Системы фонем в разных языках.Позиция фонемы – произносимость условий функционирования фонемы в связной речи. Сильные – существует дифференциальные признаки фонемы кот. вып. смыслоразличимую функцию (сон,сын,сан) Слабая – произносительное условие, фонема утрачивает свои признаки, даже дифференциальные.

17. Фонетическое членение речи. Интонация, её элементы и функции.Элементы интонации: 1) мелодика (движение основного тона, голоса, повышение и понижение). Функция: различают коммуникативные типы высказывания (повествование, побуждение, вопрос).

2) интенсивности (усиление звучания) явл. формальным показателем актуальной части предложения.

3)длительность(протяжение во времени) явл. средством выражения грамматического значения.

4) темп (замедление или ускорение речи) способствует вып. экспрессивной функции языка.

5) ритм (размеренная упорядоченность звукового состава речи) характеризует говорящего и ситуацию общения в коммуникативном акте.

6) темп произнесения (сочетание основных тонов и окраска звучания) добавляет окраску текстов разных жанров.

7) паузы (прерывы в звучании)

Фонетическое членение речи. Речь (линейная последовательность звуков) делиться на фраза (самый крупный звуковой отрезок, объединенный в ед. целое). Такт (часть фразы, один или несколько слогов, объединенных ударением отделяется от других тактов малыми паузами, безударные слоги стремятся к ударным). Слог (часть такта, один или несколько звуков, объединенных слогообразующих звуков отделяется от других слогов слогоразделением). Звук (часть слога, объеденная одной артикуляцией (экспрессией, выдержкой, рекурсией) отделяется переходом от рекурсии предыдущего звука к экспурсии предыдущего)).

18. Словесное ударение, его типы и функции.Типы ударений и критерии выделения: 1) фонетические типы а) по преобладающему акустическому признаку, дел. на динамические (силовые основаны на большой интенсивности силы звука), количественные ( основаны на ударении звука), музыкальные (тонические, основаны на повышении или понижении тона). Б) по звуковой соотнесённости между ударениями в одном многосложном слове, дел. на главные (с более выраженными акустическими свойствами), второстепенные (с менее выраж. акустическими свойствами). 2) структурные типы: а)по характеру расположения в силовой структуре слова, дел. на свободные (разноместные, может падать на любой слог), связное (фиксированное(всегда падает на определённый по порядку слог) и ограниченные (имеет опред. зону локации)). Б) по характеру расположения в морфологической структуре слова, дел. на подвижные ( ударение может падать как на основу так и на окончание), неподвижные (падает всегда на опред. морфемы).

19. Изменение звуков речи.Звуки подразделяются на шумы и тоны. Тоны возникают в результате колебаний голосовых связок. Шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящего из лёгкого струи воздуха. Наиболее известный характер речевого сигнала явл. основной тон. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с 3 точек зрения: 1)акустическая, 2) физиологическая, 3) лингвистическая.

20. Морфема, проблема её определения. Исторические изменения морфемного состава слова.Типы изменения: 1)упрощение (соединение нескольких в одну в след. утраты силовой связи с производным корнем и тесной спайки в одно целое физиологических морфем) 2) переразложение ( перемещение границ между морфемами в новом или привычном словосочетании. в результате может измениться вид морфемы, её функция или появится новая морфема). 3) осложнение ( деление оной морфемы на две в результате утрата мотивированости и действия закона аналогии).

21. Классификация морфем1) По функции, выполняемой в языке морфемы делятся на : словообразующие ( несут часть лексического значения и служат для образования новых слов) и формообразующие ( несут грамматическое значение и служат для образования грамматической формы слов). 2) По роли и положению в структуре слова морфемы дел. на : корень ( основная обязательная морфема в слове несущая главную часть его лексического значения) и аффикс ( служебные, факультативные морфемы, различным образом прикрепляющиеся к корню в словообразовании). 3) по количеству фонем в плане выражения морфем, морфемы дел. на а) нулевые, б)однофонемные, в)двухфонемные, г) многофонемные. 4) по количеству сем в плане содержания морфемы дел. на: моносемные (план содержания состоит из одной семы) и полисемные (план содержания состоит из двух и более сем).

Артикуляционный аспект фонетики изучает строение и работу произносительного аппарата, включающего следующие органы.

1. Легкие, поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

2. Гортань, в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Голосовые связки.

3. Надгортанные полости — полость глотки, полость рта и полость носа. Все они выполняют роль резонаторов. Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

Переднюю границу ротового резонатора образуют губы — верхняя и более подвижная нижняя. Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы — верхние и нижние.

Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо — твердое и мягкое. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) — это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки.

В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы: связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

5 Вопрос Акустический аспект изучения звуков речи.

Звуки — колебательные движения воздуха, вызванные органами речи, передаваемые через воздушную среду и воспринимаемые человеческим ухом. Колебательные движения характеризуются определенными физическими (акустическими) свойствами.

По характеру колебательных движений различаются тоны и шумы. Тоны, или музыкальные звуки, порождаются периодическими равномерными колебаниями; шумы, или немузыкальные звуки, — результат непериодических колебаний. В речи тоны создаются с помощью голосовых связок, а шумы — губами, языком и т.п. В звуках речи сочетаются элементы тона и шума, но в разной степени. Гласные — это в основном тоны с малой долей шума, глухие согласные как [к] [т] [ф] — это шумы, в звонких согласных как [г] [д] [б] шум преобладает над тоном, а в сонорных [л] [н] [м] [р] тон преобладает над шумом.

По частоте колебаний определяется высота звука. Чем больше колебаний в единицу времени, тем выше звук. По длине волны, определяется сила звука. Человек воспринимает силу звука как громкость, которая имеет большое значение при ударении.

Помимо основного тона, возникающего в результате колебаний голосовых связок, и шума, он содержит дополнительные (резонансные) характеристики, которые возникают в результате резонанса (ответных колебаний в полости рта, носа и глотки) наподобие эха и называются обертонами.

6 Вопрос Функциональный аспект изучения звуков речи.

Звуки — это план выражения (форма, означающее) языкового знака. Для языкознания функциональный аспект фонетики наиболее важен. Он называется фонологией и изучает звуки речи с точки зрения их смыслоразличительной функции.

Звуки речи выполняют две функции:

Строевоя функция главная роль заключается в том что из звуков составляются единицы или материальные оболочки языковых единиц более высоких уровней. Пример из -с- и -к- обазуется -ск-.

Различительная имеет двойственную природу имеется две разновидности этой функции:

С одной стороны звуки различаются формально (опираются на то что мы слышим разнозвучие)

С другой стороны смыслоразличительной изменение звуком слова формально: сом-дом. Смысл в некоторых случаях зависит от долготы звука.

Четыре аспекта фонетических описаний: артикуляционный, акустический, перцептивный, функциональный

Звук с физической точки зрения — определенное колебательное движение упругой среды, передаваемое и распространяемое воздушной средой.

Артикуляционная фонетика

рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

В артикуляционном аспекте основными объектами будут органы речи и их работа. Органами речи являются:

  • легкие и дыхательные пути
  • гортань с голосовыми связками
  • нёбная занавеска (задняя часть мягкого нёба)
  • надгортанные полости: полость рта, полость носа
  • органы произношения: активные — язык, губы, и пассивные — зубы, нёбо

Артикуляционная фонетика изучает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизм речепроизводства. Процесс порождения речи – это сложный многоступенчатый процесс. В нем, в первую очередь, выделяются два принципиально различных рода деятельности:

1) построение лингвистической программы произнесения (изучением этой части речевой деятельности занимается фонология),

2) реализация этой программы в виде движений речевых органов, создающих акустический сигнал, который может быть воспринят слушающим – эта сторона речевой деятельности исследуется в артикуляционной фонетике.
В данном блоке также выделяется несколько последовательных этапов:

  • фаза моторного программирования, во время которой происходит отбор и координация действия тех мышц, которые будут участвовать в артикуляции;
  • нейромышечная фаза – передача импульсов к мышечным волокнам и сокращение мышц;
  • органическая фаза – движение речевых органов, которое обеспечивается сокращением мышц;
  • аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие этих движений;
  • акустическая фаза: аэродинамические процессы вызывают колебания воздушного давления (звуковые волны), которые распространяются от говорящего к слушающему.

Аэродинамическая и акустическая фазы речи рассматриваются обычно в акустической фонетике.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Звуки речи обладают определенными акустическими качествами, также как и мелодия, шум моря, и т.д. Это — акустический, или физический аспект речи.

В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:

  • аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие движений артикулирующих органов;
  • акустическая фаза – колебания воздушного давления (звуковые волны), которые являются следствием аэродинамических процессов и распространяются от говорящего к слушающему.

В акустическом аспектк рассматриваются следующие явления:

  • звук, звук вообще, звучание
  • типы звуков: тоны, обертоны, шумы
  • признаки звуков: сила, высота, длительность, тембр
  • явление резонанса

Основной объект изучения в акустической фонетике – акустический речевой сигнал, который является единственной наблюдаемой формой речевого произведения. Акустический сигнал представляет собой результат работы механизма речепроизводства, поэтому одна из важнейших задач акустической фонетики – изучение связи между артикуляцией и ее аэродинамическими следствиями. Кроме того, изучение акустического речевого сигнала позволяет узнать и о перцептивных свойствах звуков, так как именно он поступает на вход механизма речевосприятия. Сегодняшняя речевая акустика тесно связана и с чисто прикладными задачами – например, такими, как синтез и анализ речи при помощи компьютера.

Читайте также:  Радуга с точки зрения физика сканворд

Звук вообще

Звук с физической точки зрения — определенное колебательное движение упругой среды, передаваемое и распространяемое воздушной средой.

Типы звуков:

  • Тоны — результат ритмических колебаний с постоянной или упорядоченной частотой.
    Тоны при производстве звуков речи создаются голосовыми связками. Тоны, создаваемые голосовыми связками человека, называются голосом. Голосовые связки человека могут образовать тоны с частотой от 40 до 1700 герц.
    Тоны используются при образовании гласных и звонких согласных, но тоны, выработанные голосовыми связками — это еще не звуки речи, а только материал для них.
  • Обертоны — очень слабые тоны, образующиеся колебанием частей колеблющегося тела — источника звука, и поэтому всегда сопровождающие любой тон. Обертоны, усиленные резонаторами, определяют тембр звука.
    Обертоны — это как бы вторичный продукт голосовых связок.
  • Шумы — результат неритмичных колебаний. В сфере звуков речи шумы создаются при преодолении потоком воздуха преград, образуемых в полости рта органами произношения.
    Шумы присутствуют во всех согласных звуках и определяют специфику каждого звука в отдельности.

Признаки звуков:

Резонанс и резонаторы

Физическая природа звука

Объектом изучения в акустической фонетике является речевой сигнал, передающиеся по среде добавочные (по сравнению с атмосферным давлением) колебания воздушного давления, которые возникают в результате аэродинамических и акустических процессов, обусловленных артикуляцией. Это давление называется звуковым или акустическим. Изменения звукового давления представляют собой волны, которые могут распространяться в какой-либо среде – в газе, жидкости или твердом теле (их распространение невозможно лишь в вакууме); в дальнейшем речь будет идти только о распространении звуков в воздухе. В воздухе изменения плотности и давления, вызванные в одном месте, распространяются по всем направлениям от этого места; волны сжатия и разрежения, распространяющиеся в воздухе при колебаниях тел или внезапных изменениях его плотности, называются звуковыми волнами.Их можно рассматривать с временнóй точки зрения (в одной и той же точке пространства давление изменяется с течением времени) или с пространственной (в одно и то же время величина давления может быть разной в разных точках пространства). Итак, с акустической точки зрения звук речи – это результат воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды, вызванных артикуляцией.

Виды колебаний. Периодические и непериодические колебания

Для создания любых колебаний необходим источник или сила, вызывающая колебания. Источник колебаний может быть различным: движения струны, поток воздуха через узкое отверстие, удар и т.п. Колебания по разным основаниям подразделяются на периодические и непериодические, простые и сложные (комплексные), свободные и вынужденные. Важнейшее различие между колебаниями – наличие или отсутствие регулярно повторяющейся модели. В зависимости от этого выделяются колебания периодические (тон) и непериодические (шум). В случае периодических колебаний число колебательных циклов за время существования колебаний достаточно велико, а колебательные циклы не отличаются друг от друга. Примером периодических колебаний могут служить колебания струны, маятника, а в речи – голосовых связок. Примером непериодических колебаний являются, например, колебания воздушного шарика на ветру (у них нет регулярного повторения модели) или колебания, вызванные ударом молотка по стеклу (у них нет повторения вообще, то есть число колебательных циклов слишком мало). Периодические колебания могут быть как простыми, так и сложными46, непериодические колебания всегда являются сложными.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные.

Функциональный аспект фонетики (фонологический)

Является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка. Звуки речи — это определенные элементы языка со своей ролью и функцией в общей системе языка. И изучать их следует прежде всего с этой стороны. Раздел фонетики, изучающий функциональную сторону звуков речи, называют фонологией.

Функциональный аспект предполагает рассмотрение следующих явлений:

  1. общие функции звуков речи
  2. функциональные типы звуков речи — гласные и согласные; сонорные и шумные; звонкие и глухие
  3. звуковая система языка — фонемы и их варианты

24.02.2016, 14821 просмотр.

Слог с артикуляционной и акустической точек зрения

Читайте также:

  1. E) the Past Continuous Tense употребляется с глаголами движения для выражения будущего действия, которое запланировано и рассматривается с точки зрения прошлого.
  2. S С точки зрения правильности и целесообразности речи проанализируйте каждый текст рекламы, записанный с телеэкрана с указанием пауз.
  3. Акустической дисграфией.
  4. Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  5. Беркли Дж. Опыт новой теории зрения // Соч. – М., 1978.
  6. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НОРДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  7. Видео поиск соответствия точек Су Джок
  8. Вопреки бытовым воззрениям, для правового положения покупателя нет никакой разницы какой по длительности гарантийный срок.
  9. Вот Я ВАС и забросил на Землю для Вашего испытания и прозрения и прохождения уроков взросления Душ ваших, а не УМОВ 3-х мерных.
  10. Выбор положения картинной плоскости, точки и угла зрения
  11. ВЫБОР ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  12. ВЫБОР ТОЧКИ И УГЛА ЗРЕНИЯ

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.

Артикуляционное определение слога предлагается экспираторной теорией.

Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является сле-дующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует и определениям, предлагаемым в начальной школе, в педагогическом училище. Оно наглядно может быть проверено дрожанием пламени свечи, перед которым будут произнесены слова: отклонение пламени свечи соответствует толчку выдыхаемого воздуха, например: мама – пламя дрогнет два раза, в слове два слога. Но возможны и несоответствия.

При произнесении смычных согласных эффект хот же, что и при произнесении гласных, т.е. воздушный поток будет разорван смычкой согласного, пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя дрогнет дважды. При произнесении нескольких гласных подряд количество слогов будет соответствовать количеству гласных, а пламя дрогнет один раз, независимо от количества гласных: а-у;

видео у аэровокзала

Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации. Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.

В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последова-тельность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).

Акустическое определение слога связано с сонорной теорией, предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.

Определение слога
Артикуляционное Акустическое
Экспираторная теория Р. Стетсон, Л.А. Чистович, учебники школы, педучилища, вуза Теория пульсации Л.В. Щерба Сонорная теория О. Есперсен, Р.И. Аванесов
Слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха Слог – это отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата Слог – это отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности
Слог – это последовательность речевых движений, являющаяся результатом одной управляющей команды

Распространённое определение слога как дыхательного толчка опровергается экс-периментальными данными, согласно которым количество слогов и количество дыхательных толчков не совпадают (сравните приведённые выше опыты с пламенем свечи).

Существует определение слога как минимальной единицы речевого потока, минимальной произносительной единицы (Л.В. Бондарко). Такое определение предлагается представителями ленинградской фонологической школы, которые считают, что деление речевого потока на звуки является результатом лингвистического анализа, а не непосредственного слухового восприятия. Звуковой же поток по слуху и по мускульному ощущению распадается на самые мелкие отрезки, называемые слогами.

Такое понимание минимальной произносительной единицы расходится с традиционным, согласно которому минимальной фонетической единицей является звук, поскольку он соответствует одной артикуляции.

Связанность артикуляций звуков в слоге ещё не даёт оснований для отрицания звука как наименьшей артикуляционной единицы, тем более что экспериментально-фонетические исследования слога показали, что слитностью, связанностью звуков характеризуется только открытый слог, а в закрытых слогах с артикуляционной и акустической точек зрения такой слитности, связанности элементов нет.

Поэтому закрытые слоги даже представители ленинградской фонологической школы считают не минимальными единицами речевого потока, а последовательностями минимальных единиц.

Изучение слога сопряжено с трудностями, поскольку слог не соотносится со значимыми единицами языка, а определяется только по фонетическим признакам. На ранних этапах изучения слога экспериментально–фонетические исследования не позволяли выявить постоянные фонетические характеристики слога.

Поэтому слог с фонетической точки зрения некоторые лингвисты не считали фонетической единицей. Тогда был предложен фонологический подход к слогу с точки зрения сочетаемости фонем языка. Типы слогов при этом подходе основываются на описании фонемной структуры слогов.

Но отрицать фонетическую природу слога нельзя. Любые носители языка, даже дети, интуитивно верно определяют количество слогов. Ритмика слова определяется соотношением безударных и ударных слогов. Системы стихосложения также связаны со слогом (силлабическая система предполагает равносложие, одинаковое количество слогов, а тоническая – равноударность, определённое чередование ударных и безударных слогов).

С артикуляционной точки зрения слог – минимальная единица речевого потока (Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Маслов)

С акустической т.з. слог определяется как волна нарастания и ослабления звучности. Слог — это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью (Аванесов). Наиболее звучный звук – слогообразующий, вокруг него группируются неслогообразующие

5. РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ СЛОГА
Существуют 4 теории слога.

1)Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).

2) Динамическая теория: слоговой звук — самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук — слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:

1.наименее звучные (шумные)

2.более звучные (сонорные)

3.максимально звучные гласные.

Слог строится по принципу волны восходящей звучности.

4)Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 2081 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Артикуляционные и акустические характеристики звуков

Теория начального языкового образования

Предмет фонетики. Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.

ФОНЕТИКА– раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, — являются знаками. Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств — обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Читайте также:  Давление света точки зрения квантовой теории

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетикана материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Все фонетические единицы языка — фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово — часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова. Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками. В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают, энклитиками — безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по´ воду.

Слог— часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым

Звук — наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Артикуляционные и акустические характеристики звуков

Гласные и согласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.

В формировании звуков может участвовать:

При этом звуки могут быть:

I. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Хар-ки Звуки Состоят из Воздушная струя
Гласные голоса: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] не встречает препятствие
шума: [к], [п], [с],[т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [ш’];
голоса и шума: [б], [в], [г], [д], [ж],[з], [л], [м], [н], [р]

II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.

Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными:

Акустическое различие Звуки Характеризуются
1 2
Гласные Тоном, то есть музыкальным, гармоническим звуком, являющимся результатом периодических колебаний голосовых связок при прохождении через гортань воздушной струи
Согласные Шумом, то есть немузыкальным, негармоническим звуком, являющимся результатом преодоления воздушной струей преграды в ротовой полости

Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы.

Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности:

Гласные [а], [э], [о], [и], [у]
Сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’]
Звонкие шумные длительные [в], [з], [ж], [в’], [з’], [ж’]
Звонкие шумные мгновенные [о], [д], [г], [о’], [д’], [г’]
Глухие шумные длительные [ф], [с], [ш], [х], [ф’], [с’], [ш’], [х’]
Глухие шумные мгновенные [п], [т], [к], [п’], [т’], [к’]

Артикуляционное различие между гласными и согласными минимально определяется наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1) локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3) наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-отсутствием голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.

Минимальное артикуляционное различие между гласными и согласными

Артикуляционное различие Звуки Наличие-отсутствие преграды в ротовой полости
Гласные Преграда отсутствует, воздушная струя проходит свободно
Согласные Преграда есть, воздушная струи преодолевает эту преграду

Максимальное артикуляционное различие между гласными и согласными

Артикуляционное различие Звуки Локализация напряженности Сила воздушной струи Наличие- отсутствие преграды в ротовой полости Наличие — отсутствие голоса Участие ротового и носового резона- торов
Гласные Мускульная напряженность распространена по всей ротовой полости Слабая воздушная струя Отсутствуют преграды Наличие голоса Участие ротового резона- тора
Согласные Мускульная напряженность сосредоточена в месте преграды Сильная воздушная струя Наличие преграды Отсутствие (для глухих) или наличие (для звонких) голоса Участие ротового или носового резонатора

В.А. Богородицкий предложил артикуляционное различение гласных и согласных по тому, на что направлена артикуляция: на раскрытие или закрытие рта.

Проверить эту закономерность можно, если усилить интенсивность артикуляции. Ртораскрывание осуществляется при помощи мышц, идущих от нижней челюсти к подъязычной кости, а ртосмыкание – посредством жевательных мышц, расположенных между обеими челюстями.

Звуки [ј] и [i] в программе по русскому языку для средней школы до 1969 года назывались «полугласными», сейчас эти звуки обычно считают согласными, при этом принимают во внимание их неслогообразующий характер; следует, однако, иметь в виду, что звук [i] гораздо более звучный, чем [ј].

Противопоставление гласных и согласных в фонетической системе современного русского языка достаточно глубоко.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 915 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Артикуляционный аспект изучения звуков

Акустический аспект изучения звуков. Фонетический уровень языка

Фонетика изучает звуковой строй языка, то есть звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи. Кроме звуков речи фонетика изучает слог, ударение, интонацию. Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих звуков, поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языкознания.

Не зная фонетики, нельзя понять современное письмо, не всегда возможно правильно разобраться в грамматике.

Как природное явление звуки речи имеют акустическую и артикуляционную стороны. Из этих двух сторон практически важнее артикуляционная сторона – производство и восприятие человеком звуком. Ещё важнее их функциональная сторона – опознавательная и различительная роль в процессе общения. Таким образом, в изучении звуков можно выделить три аспекта: акустический, артикуляционный (физиологический) и функциональный (фонематический).

По своей физической природе звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом ( то есть органами речи).

Акустика речи складывается из видов колебательных движений, тембра звука, его высоты, интенсивности и продолжительности звучания.

В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате непериодических (неритмических) колебаний звучащего тела, например, губ. Полярными по звучности являются, например, гласный А и согласный П. Между ними располагаются сонорные звуки: Р, Л, М, Н, Й. В некоторых языках согласный Л может усиливать свою звучность и превращаться в слогообразующий Л, например, в чешском языке. В корейском языке согласный Л может утрачивать голос, превращаясь в глухой шумный согласный.

Высота звука определяется определяется числом колебаний голосовых связок. В речи высота голоса зависит от длины и натянутости голосовых связок.

Сила звука (интенсивность) определяется амплитудой колебания, что зависит от напора воздушной струи и величины поверхности звучащего тела.

Звук речи акустически сложен, так как содержит не только основные тоны, но и тоны резонаторные (резонанс в переводе с французского – «отзвук»). Их соотношение имеет огромное значение при определении основного качества звука – тембра. Тембр создаёт качественную характеристику звука. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от звуков другого.

Работа органов речи, направленная на производство звуков, называется артикуляцией.

Артикуляция складывается из трёх частей:

1. Экскурсия – выход органов речи на работу по производству звуков;

2. Выдержка – установка органов речи для данной артикуляции;

3. Рекурсия – возвращение органов речи в первоначальное состояние.

Особенности в произношении звуков в том или ином языке составляют его артикуляционную базу. Артикуляционная база языка возникает в результате исторической эволюции произносительного аппарата каждого народа. Артикуляционные привычки сохраняются на протяжении ряда эпох.

При изучении иностранного языка артикуляционная база родного языка накладывает от печаток на произношение говорящего. Этим обусловлен акцент. Если говорящий хорошо осваивает артикуляционную базу иностранного языка, то он может говорить на этом языке чище, чем носитель языка.

Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностью органов речи и различным соединением органов речи. Поэтому фонетические системы разных языков имеют свои национальные особенности.

У кавказских народов звуки « г, к, х » образуются не в ротовой полости, а в гортани и называются глубинно – гортанными.

Звук «р» во французском языке и «х» в немецком языке образуются дрожанием маленького язычка, то есть продолжением верхнего нёба, и называются увулярными.

В некоторых языках гласные и согласные противопоставляются по долготе и краткости. Так, в эстонском языке гласные и согласные имеют три ступени долготы: звуки краткие, долгие и сверхдолгие. В английском языке по долготе и краткости различаются гласные звуки. Это качество влияет нак смысл слова. Долгота и краткость звуков характерна для чешского, финского и якутского языков.

В ряде языков существуют особые носовые гласные. Они обозначаются отдельными буквами. Носовые гласные сохраняются в современном польском и французском языке.

Во многих языках мира существуют дифтонги. Это гласные со сложной артикуляцией. Они произносятся как единый звук речи. Один из таких гласных является основным, а другой – призвуком. Особое распространение дифтонги получили в английском языке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9489 — | 6697 — или читать все.

Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов.

Понятие слога и правила деления слов на слоги до сих пор является спорным. Проблема слога в том, что в естественной речи границы слога неуловимы, они вообще не существуют. Слоги могут появляться в определенных условиях (если нужно что-то сказать отчетливо, при скандировании)

Слог – это потенциальная речевая единица.

1. Экпираторная ( от латинского выдыхание) — появилась в конце 19 века. Создатели – немецкие ученые

В центре внимания дыхание. Слог – это сочетание звуков произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не позволяет: а) определить количество слогов в слове. (сплав – п – смычный взрывной)

б) нельзя определить место слогораздела при стечении согласных внутри слога.

2. Сонорная теория — на материале русского языка ее разработал Рубен Иванович Аванесов, в 20 веке, которую изначально предложил датский лингвист Гесперсен. Подробно разработана Пановым.

В центре не физиологический процесс дыхания, а звучность звуков. Звучность – это соотношение в звуке голоса (тона) и шума. По этому соотношению выделяют 4 группы звуков:

2. Сонорные согласные (3)

3. Шумные звонкие согласные (2)

4. Шумные глухие согласные (1)

Каждой группе присваивается индекс звучности.

Звуки разной звучности образующие слово образуют так называемую волну звучности (звуковую волну)

Сонорная теория позволяет:

1. Определить количество слогов в слове: сколько в слове вершин звучности, столько и слогов. Звуки, образующие вершину волны (слога), называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

б) сонорные, но в определенных позициях:

— в начале слова перед шумным (ртуть)

— в конце слова после шумного (смысл)

В русском языке есть неслоговой гласный [и] неслоговой с индексом 3,5. Ослабленный [j] 3 (май)

Читайте также:  Картинки для зрения в детский сад

2. Выработала правила слогораздела при стечении согласных внутри слова. Используются два принципа:

а) принцип восходящей звучности в пределах слога: от начала слова до его вершины (как правило гласного) звучность должна нарастать или останавливаться на одном уровне.

б) принцип открытого слога: если можно не нарушая принципа восходящий звучности оставить звук открытым, то такой слогораздел правильный.

Сонорная теория не конечна.

В соответствии с двумя принципами в сонорной теории выработаны следующие правила слогораздела при стечении согласных:

а) шумный + шумный ( ша/пка)

б) сонорный + сонорный (во/лна)

в) шумный + сонорный (сло/жный) — группы согласных уходят в следующий слог. Это значит, что неконечный первый слог будет открытый.

г) сонорный + шумный (кон/фуз)

д) и неслоговой + шумный (стой/ка)

Закрытыми слогами называют слоги, заканчивающиеся на неслоговой. Открытыми называют слоги, заканчивающиеся на слоговой.

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой(или слогообразующий), остальные неслоговые(неслогообразующие). Звуки, образующие вершину волны (слога) называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

— сонорные (НО только в определенных позициях): ртуть – [р т у т’]-[3 1 4 1]

Позиции, в которых сонорные выступают как слогоносители:

— в начале слова перед шумным;

— конец слова после шумного; смысл – [с м ы с л]-[1 3 4 1 3]

В русском языке есть 1 неслоговой гласный – и(3,5)

и-неслоговый – ослабленный [ј] (3)

май – [м а и-неслоговой]

прикрытый слог — начинающийся с согласного

неприкрытый слог – начинающийся с гласного

кон-верт – первый слог прикрытый

и-зба – первый слог неприкрытый

2) закрытый слог – оканчивающийся на согласный (закрытым считается слог, заканчивающийся на неслоговой)

открытый слог – оканчивающийся на гласный (открытым считается слог, заканчивающийся на слоговой)

кон-верт – оба слога закрытые

и-зба – оба слога открытые

Например, физкультура – фи-скул’-ту-ра

фи–прикрытый/открытый; скул’-прикрытый/закрытый; ту– прикрытый/открытый; ра -прикрытый/открытый

Слогораздел. Теории слогораздела. Слогоделение в едином фонетическом слове.

Слогораздел — граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.

Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.

Первая теория — теория Аванесова — базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил:

при последовательности СГСГСГ (С — согласный, Г — гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т.д.). Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных — СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине — гласному.

По собственной звучности Аванесов различает три большие группы — гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный

согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум-ка, но ко-шка (оба согласные — шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).

Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой и логичностью, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются — льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности — в «разрешённом слоге» кошка (ко-шка) на самом деле согласный [ш] более звучен, чем [к], так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.

Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой, учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы). Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка, ка-ра-ка-ти-ца, про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.

2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/) в словоформах типа ра-на, ре-па, где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка, ре-пка, где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран-, реп-, не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

бо-чка а-лъфа ка-рман то-нна
ла-пша ба-нда ско-лъзкий га-мма
бру-ски ко-ртик мо-рской ви-лла
ка-пля ка-ртон о-тту-да Ма-рра (Р. п. от Марр)
тря-пье ко-ньки по-дда-нный
лы-жня па-лъто ма-сса

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка, вой-на, вой-ско-вой). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом «и неслоговое», что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот, спор, нос, уголь, хвост, ремонт), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас«купил ананас», ку-пи-л ма-ши-ну, ку-пи-л ско-во-ро-ду), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание — гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. «Слово кот, произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ» [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы-образную окраску, а конечные мягкие — и-образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ] и [ь], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных «фонематических» слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

Закон восходящей звучности.

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: [мÙ-шы́–нъ]. Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [р^-к٬э́-тъ], [хъ- р^-шо́], [цв٬иэ–ты́], [с^ро́-къ].

2.Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б٬и́-твъ], [зв٬иэ–зда́],[р٬э́-ч٬къ].

3.Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р٬и́-фмъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл٬и], [жа́дныį].

4.Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [в^-лна́], [по́-мн٬у], [к^-рма́н]. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [в^л – на́], [по́м-н٬у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [^р–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [к^н–цы́].

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и].

7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч٬а́į-къ], [в^į-на́], [cа́į-ръ].

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 — гласные, 2 — сонорные согласные, 1 — шумные согласные.

В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога. Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например:

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции — нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) – на стур-ци-и. Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже — на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще — [со/сте/ны]. Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Периферийные гласные неслоговые. Но слоги могут и не иметь гласного,напр., в отчестве Ивановна [i-va-n-na] или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг).

Правила слогоделения в русском языке.

сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: àШ + Ш О — КТЯБРЬ

Сочетание шумного и сонорного отходит также к неначальному слогу: àШ + С РИ — ФМА

Сочетание сонорных отходит к неначальному слогу: àC + C ПО – ЛНЫЙ

Сочетание сонорного и шумного делится пополам: Ш // С КОР- КА

Сочетание J с последующим сонорным делится пополам: J // С ВОЙ — НА

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5373642/page:2/
  • http://myfilology.ru/russkiiyazyk/fonetika-i-fonologiia/chetyre-aspekta-foneticheskikh-opisanii-artikuliatsionnyi-akusticheskii-pertseptivnyi-funktsionalnyi/
  • http://studopedia.su/17_91162_slog-s-artikulyatsionnoy-i-akusticheskoy-tochek-zreniya.html
  • http://studopedia.net/4_48717_artikulyatsionnie-i-akusticheskie-harakteristiki-zvukov.html
  • http://studopedia.ru/2_41138_artikulyatsionniy-aspekt-izucheniya-zvukov.html
  • http://mykonspekts.ru/2-142487.html