Меню Рубрики

Значения слов с философской точки зрения

1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия.— Всем нам — рано философствовать, нет у нас материала для этого, ведь философия — сводка всех знаний о жизни, а — мы с вами что знаем? М. Горький, Н. Е. Каронин-Петропавловский. || Чье-л. учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Философия Лейбница.Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности. Ленин, Три источника и три составных части марксизма.

2. Разг. Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция. — Поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия. Достоевский, Братья Карамазовы. Обида за обиду и услуга за услугу — к этому сводилась нехитрая философия Гулии. Паустовский, Колхида.

3. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т. п. Философия истории. Философия математики. Философия права.

4. Разг. ирон. Отвлеченные, общие, не идущие к делу рассуждения. [Боркин:] Вас в церкви давно ждут, а вы тут философию разводите. Чехов, Иванов. [Елизавета:] Ну вот, началась философия! Это ты у отца научился словами играть. М. Горький, Достигаев и другие.

5. Разг. устар. Название среднего из трех классов (риторика, философия, богословие) духовной семинарии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

ФИЛОСО’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. philosophia]. 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая ф. Античная ф. Идеалистическая ф. 2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Ф. математики. Ф. языкознания. Ф. права. 3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). — Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить

4. Встарину — название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

2. научн. теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки

3. устар. название среднего из трёх классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово тинистый (прилагательное):

ТОЧКА ЗРЕНИЯ – ограниченный перспективный образ видимого. Введенная точка зрения всегда располагается против, над, в стороне, снизу от мира как целостного образа. Благодаря точке зрения происходит перспективное сокращение объектов, которые в противном случае не могли бы быть восприняты. В развитие философского учения о точке зрения наиболее заметный вклад внесли такие мыслители, как Г.В.Лейбниц, У.Джеймс, П.А.Флоренский, П.Валери, X.Ортега-и-Гассет и др. Точка зрения соотносится с такими понятиями, как «перспектива», «аспект», «взгляд», «мировоззрение» (Weltanschauung), «позиция», «дистанцирование» и т.п.

В философии Г.В.Лейбница мир предстает в качестве театральной картины, мирового театра (theatram mundi), точка зрения возможна только в монаде [МОНАДА] телесной, живой, действующей, активной пластической силе. Любое тело есть некая, возможно, еще не проявленная точка зрения на мир. Не «сознание», а телесный образ формирует изнутри точку зрения. Каждый мир определяется из определенного точечного угла зрения, отсюда идея множественности. Точка зрения предсуществует, следовательно, весь мир – это лишь совокупность точек зрения. У П.А.Флоренского точка есть символ, собирающий в себе возможные точечные образы-отношения. Установление точки зрения зависит от того, каким символическим содержанием ее наделяют, чтобы локализовать в пространственно-временном континууме как начало, исток, местопребывание или место пересечения сил, необходимых для перспективного захвата мира (универсума). Другими словами, точка зрения обладает топологической размерностью, т.е. составляется из тех образов-интерпретаций, которые необходимы, чтобы указать на начало и конец мысли (события, переживания, высказывания). Точке зрения придаются мировоззренческие функции, она наделяется психическими, сознательными, ценностными качествами, которые и проецируются на «видимый» мир в виде его неотъемлемых качеств. Все точки зрения можно разделить на два типа: единая точка зрения и частная, относительная. Первая определяется как метафизическая, или трансцендентальная, ее неизменное свойство – парение-над, уникальность обзора, всеприсутствие, наподобие «ока Бога». Этим глазом философия всегда пыталась завладеть и тем самым «захватить» мир в целостный, единый, в конечном счете исчисляемый образ. Место второй точки зрения проектируется не вне мира, а в нем самом: она является всегда со-возможной, динамической, подвижной, в зависимости от дистанции, которую требуется установить.

По сколько вам лет обсуждать какую то xyeргу?! Не удивлюсь, что вы ко всему плюс фанатеющие толкиенисты.

если ты не вкурил то это не значит что нужно обсирать)

Ты мозга мне не *б и

ТБВ -это везчь!
А вы тут трёте про матерь драконов и прочую ёбань..

Евгениус финал ТБВ обсуждаем))))

ты сам то игру престолов не смотришь?

Наркаманя *б анутовые. Вы о чем?

29 апреля 2019 17:18
g1ppo

А вот тут соглашусь, раскрылось убийство главного снеговика. Если можно, прошу удались переписку.

безусловно вы имеете право быть недовольной, но это не повод спойлерить и портить настрой всем кто еще не успел посмотреть эту серию, это как минимум неэтично. а по поводу конницы, при таком отсутствии видимости — немудрено, и их там встретили великаны.

29 апреля 2019 17:08
g1ppo

Да вообще огонь серия. Конницу ни за хрен бы выкинуть в задницу просто так, еще и с потраченным великим заклинанием огненного оружия. На стене бы тупо постоять в стоящих под стеной покойничков, а как те, задавят огонь и кинутся на стены — начать стрелять. В замке как баранам тупо стоять покуривать во дворике вместо занятия стены. Просто конченная САМАЯ ГЛАВНАЯ сцена всего сериала с убийством главного ледянного негодячика.

ЗЫ: первые сезоны смотрелся еще более-менее с позиции, не фантастического сериала, а детской сказочки типа аленького цветочка, переложенной на современные спецэффекты. Последние 3-4 сезона смотрелись по диагонали минут на 10 на серию с перемотками уже просто из принципа досмотреть, раз начали.

Так весь сериал и просмотрелся

то есть получается, что ты, считая сериал крайне тупым — продолжаешь его смотреть? и при этом подмечая какой же он тупой. у меня для тебя не очень хорошие новости. РС серия отличная.

29 апреля 2019 16:52
g1ppo

Это фиаско. Тупее сегодняшней 3-й серии 8-го сезона за все 7+ сезонов еще не было. А учитывая, что весь сериал сам по себе крайне тупой и держится исключительно на спецэффектах и сиськах.

Свершилось, йобта.
Переобулся наконец-то..

28 апреля 2019 21:55
HP

Евген ты сделал этот день хорошим, спасибо

28 апреля 2019 14:42
Михась

Христос Воскресе,правове рные!

Чё за хня,захожу на Крейзи,проц нагружается на 100%,по остальным сайтам всё норм.

Принтер, я запилил тебе посты..

28 апреля 2019 14:02
HP

Карт-Бланш любви тебе, достатка, счастья, добра, искренних друзей, да и вообще позитива больше, здоровья богатырского!

ОК. Договорились.

28 апреля 2019 13:44
HP

давай и то и то, посты божественны

и печатною машинку, в обнажёнке, так и напиши для принтера

Девок штоле надо?
Или картинки прикольные?

28 апреля 2019 13:29
HP

писать на стенах туалета увы друзья не мудрено, среди говна вы все поэты среди поэтов вы говно

Евген давай новый пост, за красоту, за любоф, за жись))

Призыв к онанизму.
Как бы статью за это не ввели..

28 апреля 2019 13:23

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

Сегодня день рождения

Смысл жизни [философские точки зрения]

Философская проблема смысла жизни, или вопрос «В чём смысл жизни?» — тема, как правило, затрагивающая интересы каждого человека. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному:
-«Откуда произошла жизнь?»,
-«Что составляет природу жизни (и Вселенной в которой мы живём)?»,
-«Почему жизнь важна?»,
-«В чём состоят жизненные ценности?»,
-«Что является целью (чьей-то) жизни?», «Зачем мне жить?».
О подобных вопросах люди спорили и спорят до сих пор, выдвигая соперничающие между собой научные теории, философские, теологические и религиозные объяснения.

Трансгуманизм — расширение гуманизма. Аналогично гуманизму он выдвигает гипотезу, что мы должны искать улучшения человеческой расы, как целого. Но он идёт дальше, подчёркивая, что мы также должны активно совершенствовать человеческое тело, используя технологию, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения, такие как смертность, физические недостатки, маленький объём памяти и т. д.. Первоначально это означало, что мы все должны стать киборгами, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в постчеловека, наследника человека разумного (Homo sapiens): Homo excelsior. Идеальным достижением этой цели была бы возможность применить все описанное к сегодняшнему населению прежде чем оно начнёт страдать от последствий старения и смерти. Аналогичные взгляды включают extropianism и продление жизни.
Следовательно, смысл жизни для трансгуманиста состоит в том, что жизнь возникла путём эволюции, что природой жизни является то, что мы наблюдаем через научные наблюдения и измерения, что человек и то кем он становится есть наиболее важная часть жизни, что наиболее ценными вещами в жизни являются развитие и совершенствование жизни всех людей, и что нашей обязанностью является управление природой жизни для улучшения нашей природы.

Глава 7. СЛОВО И ОБРАЗ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

7.1. Образ как исходный элемент когнитивного осмысления слова

Анализ семантики слова на уровне инвариантности выдвинул образность в ряд наиболее актуальных проблем. Интерес к языковой образности обусловлен утверждением в языкознании новой научной парадигмы, центром которой становится личность говорящего (субъект языка). Особого внимания заслуживает вопрос о месте образа при осмыслении лексического, фразеологического значений и о связи образности и метафоричности. В частности, метафорообразование как взаимодействие двух психических сущностей происходит на когнитивном уровне, и именно категория образа, имеющая когнитивные корни, способствует адекватной интерпретации результатов этого процесса на лексико-семантическом уровне.

В философском энциклопедическом словаре образ трактуется как «форма отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения, концепции, теории. Образ объективен по своему источнику — отражаемому объекту — и идеален по способу (форме) своего существования. Формой воплощения образа являются практические действия, язык, различные знаковые модели» [ФЭС 1986: 3981. Если образами являются ощущения и восприятия, то такое понимание образности является очень широким, т.е. в философском смысле образ определяется как идеальная форма отражения материального мира.

Известно, что человеческому сознанию свойственно неразрывное единство логического и образного восприятия и отражения действительности. Часть концептуальной информации имеет языковую привязку, но другая часть представлена ментальными репрезентациями иного типа — образами, картинками, схемами, гештальтами.

А.А. Потебня подошел к определению образности через выделение внутренней формы (ВФ) слова, выступающей в качестве «центра образа». Понятие ВФ он ввел в 1892 г., назвав его, как известно, «ближайшим этимологическим значением», создаваемым живыми словообразовательными связями производного слова. ВФ — это ощущаемый говорящим способ выражения значения в слове, который в разных языках представлен по-разному. Благодаря ВФ основное логико-понятийное содержание слова преломляется «сквозь призму национально-культурно обусловленных ассоциаций», что позволяет передать конкретно-чувственное, образное представление о называемом явлении. Так, происхождение русского слова смородина связано с понятием о сильном запахе, смороде. Внутренняя форма слова — это «тот буквальный смысл, который складывается из значений морфем, образующих слово. Например, слова кончик, наездник, всадник имеют при сходном значении различные внутренние формы» |Потебня 1976: 147]. В таком толковании ВФ — это скорее понятие, в лучшем случае — представление, но не образ и не картинка.

Что касается образа и представления, то А.А. Потебня разграничивает их, доказывая, что представление есть инстинктивное начало самосознания. Представлять, по мнению автора, значит думать сложными рядами мыслей, не вводя почти ничего из этих сложных рядов в сознание. Очевидно, под сознанием следует понимать в данном контексте лексикон, т.е. речь идет о вербализации.

Представление, по мысли А.А. Потебни, стоит выше образности: «если образ есть акт сознания, то представление есть познание этого сознания», т.е. «слово может быть орудием, с одной стороны, разложения, с другой — сгущения мысли, потому что оно есть не образ, а образ образа, т.е. представление» | Потебня 1989: 152-153].

Без сомнения, те мыслительные процессы, которые «не нуждаются в помощи языка», протекают очень быстро. При коммуникативном цейтноте, когда обстоятельства требуют немедленной реакции, например при неожиданном вопросе, человек в одно мгновенье может «переработать» большие пласты информации. Хотя язык не отнимает этой способности, а по всей видимости, наоборот, усиливает ее, все же это мышление без языка, которое происходит «в одно касание» с помощью схем, образов, представлений.

Очевидно, многие концепты первоначально возникают на предметно-образной, чувственной основе — как определенный эмпирический образ предмета или явления (образ дерева, дома, языковой единицы). Эти образы и впоследствии (после того, как первоначальное содержание концепта усложняется за счет знаний, полученных в результате других видов познавательной деятельности) сохраняют за собой функцию наиболее наглядного представителя данного концепта в сознании человека [Болдырев 20001.

Того же мнения придерживается В.А. Гречко, полагающий, что значение слова на первых порах зависимо от представления, заложенного в слове, его признака, хотя значение слова никогда не равно этому признаку, так как отражает предмет, обладающий множеством признаков. По мере приложения слова все к новым и новым предметам определенного порядка убывает воздействие этого признака на значение, и в слове растет обобщение и развивается абстракция. «Совокупность таких открытых и познанных признаков образует понятие об обозначаемом классе предметов» [Гречко 2003: 219—220|.

Е.А. Юрина предлагает рассматривать образное содержание слова как плотное целостное семантическое образование, не обладающее способностью члениться на семы, т.е. как самостоятельное макрозначение, которое является «фундаментом» и «поддерживает» денотативное и коннотативное макрозначения [Юрина 1994J. Вряд ли имеет смысл смешивать семантику, т.е. то, что свойственно языку, и образность как неотъемлемое свойство мышления. Следует заметить, что в сознании хранятся как образы единичного, так и целого класса, наряду с абстрактными образами. Как идеальная сущность образ класса «занимает промежуточное положение между конкретными концептами единичного и абстрактными концептами общего Возникая на переходе отражения от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от конечного к переменному, образ класса связывает понятие с реальностью и операционально обеспечивает две функции понятия — осуществлять концептуализацию вещей и очерчивать тождество класса» [Никитин 1996: 183). Отличительной чертой образов единичного является конкретность, они могут создаваться в сознании человека в результате включения признаков домысливаемых. Образ единичного может быть вариативен в сознании разных людей, но всегда единичен и конкретен в сознании одного человека в определенный временной промежуток. Образы классов обладают как конкретностью, так и обобщенностью. Конкретность обусловливается тем, что данный тип образов возникает на основе представлений об одном предмете или создается на основе представления о неопределенном множестве предметов. Обобщенность заключается в том, что образ класса имеет более гибкий диапазон включаемых отличительных признаков класса |Никитин 1996; Архипов 20016].

Понимая под образностью наличие в семантике слова «обобщенного чувственно-наглядного образа обозначаемого», И.А. Стер- нин путем психолингвистического эксперимента установил, что наибольшей образностью обладают слова, обозначающие предметы, встречающиеся в природе (грязь, река, яблоко), артефакты (ножницы, книга, хлеб), зооморфизмы (собака, кошка, лошадь), т.е. конкретная лексика, обозначающая реалии, наиболее близкие к практической деятельности человека. В результате сделан вывод о том, что для индивидуального сознания деление подобных слов на образные и безобразные нерелевантно |Стернин 1979: 129|.

Н.Д. Арутюнова справедливо полагает, что, когда мы слышим такие имена, как ель, медведь, песок и т.д., перед нашим мысленным взором прежде всего встает внешний облик, картинка, изображающая очень обобщенный образчик соответствующего класса объектов. Б.А. Серебренников говорит в этом случае об «инвариантном образе предмета» [Арутюнова 1999: 23; Серебренников 1977: 1601.

Если логико-понятийное постижение мира связано с аналитической, абстрагирующей деятельностью сознания, с расчленением и классификацией действительности, то образное восприятие нацелено на конкретизацию, целостность и наглядность [Черепанова 2001: 501. Так, если в процессе общения кто-то, например, упоминает о животных (кошка, собака), то мы осмысливаем это не как совокупность соответствующих признаков (небольшое домашнее животное, покрыто шерстью, ловит мышей, любит молоко и т.д.). Скорее всего, в голове пронесутся образы этих животных, поскольку концепты животных даны прежде всего образно. Если того потребует разговор, то эти образы могут обрасти деталями, но, возможно, произнесенная звуковая форма вызовет определенную реакцию слушающего — понимание того, о чем идет речь.

Подробнее об этом пишет А.И. Новиков, рассматривая проблему образности с психолингвистических позиций. Образ, возникающий в кратковременной памяти, — это первичный образ. Несмотря на то что он является завершением процесса восприятия, такой образ не является единицей знания. Далее информация об этом образе поступает в долговременную память. В результате этого формируется «вторичный образ», характеризующийся целостностью. Он утрачивает детальность, свойственную первичному образу, схематизируется и типизируется |Новиков 1983]. Вторичные образы становятся как бы «портретами класса», созданными на основе «портретов индивидов |Веккер 1974].

Итак, приведенные выше положения позволяют сделать промежуточные выводы о том, что за конкретными значениями стоят более четкие и детальные образы в отличие от абстрактных значений, чьи образы носят целостный общий и менее четкий характер. Обобщенность и абстрактность образа развиваются по мере приложения слова ко все новым и новым предметам определенного порядка, т.е. в процессе осмысления семантической структуры многозначного слова. При этом отвлеченные, непредметные явления осмысляются по образу и подобию предметного мира (антропоморфизм образного восприятия).

Следует отметить, что при всей широте спектра различных подходов к пониманию образа в качестве основополагающих факторов философской точки зрения на проблему выступает вторичность образа по отношению к объективной реальности и активность субъекта в процессе построения образа.

С.Д. Смирнов рассматривал отдельные образы в контексте единого образа мира. По его мнению, главный предрассудок, который необходимо преодолеть, чтобы пересмотреть всю проблематику познавательных процессов с новых позиций, — это предрассудок о существовании отдельного образа как единицы восприятия, как самостоятельного элемента, лежащего в основе нашего представления о реальности.

Образ, взятый вне указанного контекста, является мертвым, т.е. он не может быть ничем иным, как составным элементом образа мира или его актуализированной части. Необходимо помнить о совершенно очевидном и в то же время часто упускаемом из вида факте, что один образ (предмета, явления) сам по себе не может ориентировать ни одного движения или действия. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира | Смирнов 19811.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Чем обусловлен интерес к языковой образности у философов языка?
  • 2. Как трактуется образ в философском энциклопедическом словаре?
  • 3. Как подошел к определению образности А.А. Потебня?
  • 4. Как А.А. Потебня разграничивает образ и представление?
  • 5. Имеет ли место образное мышление при коммуникативном цейтноте?
  • 6. Почему значение слова на первых порах зависимо от представления, заложенного в слове?
  • 7. Какие слова обладают наибольшей образностью?
  • 8. Как проблема образности рассматривается с психолингвистических позиций?

Значение слова философия

философия в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. — камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

философии, мн. нет, ж. (греч. philosophia).

Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая философия. Античная философия. Идеалистическая философия.

чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Философия математики. Философия языкознания. Философия права.

Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). — Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить философию.

В старину — название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Античная Ф. Гегелевская ф. Немецкая классическая философия.

чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки. Ф. математики.

Отвлеченные, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развел по пустякам. * Мелкая философия на глубоких местах (ирон.) — о наукообразных и бессодержательных рассуждениях.

прил. философский, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Научная дисциплина, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.

разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки или области знания.

Система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

ж. разг. Отвлеченные рассуждения, излишнее умствование.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ФИЛОСОФИЯ (от фил. и греч. sophia — мудрость) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия — классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия — патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Фрак, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, В. В. Розанов); философия русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский); основные направления философии 20 в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «философия»:

Большая Советская Энциклопедия

(греч. philosophía, буквально √ любовь к мудрости, от philéo √ люблю и sophía √ мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Ф. как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

Ф. марксизма выступила в качестве научно-теоретической системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф., науки и общественной практики и впервые в истории познания сделал Ф. непосредственным и последовательно научным орудием социального прогресса. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и её основных разделов √ диалектического материализма и исторического материализма . По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно научное философское мировоззрение , а также общая методология познания объективного мира и революционного действия. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренческой ориентации человека, теоретические основы практической борьбы прогрессивных общественных сил и общеметодологические принципы исследования в области всех частных наук.

Предмет и структура философии.

Предмет Ф. исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Ф. зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово «Ф.» встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования Ф. появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась Ф., происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология √ учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология √ теория познания, логика √ наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Ф. Но т.к. философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией. В 17√19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась Ф. природы, истории как науке √ Ф. истории, правоведению √ Ф. права. Считалось, что Ф. способна выходить за пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Ф.

В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Ф. сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Эта особенность философского мышления абсолютизировалась в системах спекулятивной Ф. (см. Спекулятивное ).

Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Марксистская Ф. является научной как по своему предмету, так и по методу; для неё характерны верное, доказательное отражение закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий. Опираясь на знание законов общественного развития, применяя методы материалистической диалектики, Маркс, Энгельс и Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных преобразований задолго до её начала.

Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличается от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. В этом √ главная специфика Ф. В выработке и развитии подлинно научного мировоззрения и заключается историческая миссия марксистско-ленинской Ф., которая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравственные, эстетические идеи и убеждения.

Отправной теоретический пункт всякого философского учения √ вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 282). Что чем порождается √ материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром √ такова первая сторона основного вопроса Ф. «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира. составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (там же, с. 283). Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом познания. Последовательно научное решение основного вопроса Ф. было дано марксизмом, который признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует общественное сознание как отражение общественного бытия, т. е. прежде всего материальной жизни общества. Марксистская Ф. отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности (см. Основной вопрос философии ).

За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть. Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно научное решение вопроса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3). Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф. осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производственной, революционно-преобразующей и духовной форм деятельности.

Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе общественно-исторической практики √ предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философского познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и антиисторизмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей Ф. разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве: «. так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения. » (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526), √ отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определенной специфичности сознания, его активного творческого характера.

В противоположность идеализму марксистская Ф. понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практической деятельности людей.

Ф. марксизма-ленинизма √ диалектический материализм и выступающий с ним в единстве исторический материализм. В состав Ф. марксизма-ленинизма также входят: философские вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, научный атеизм и история Ф.; они представляют собой результат применения диалектического материализма к явлениям нравственного сознания, к закономерностям развития искусства, к развитию естествознания, к истории развития философской мысли. Ф. √ не только теория объективной диалектики и логика научного познания, но и общесоциологическое, этическое и эстетическое учение. Развитие марксистской Ф. связано с появлением новых объектов исследования, неизвестных ранее проблем; это вызывает изменение предмета Ф. и усложнение её структуры.

══История домарксистской философии. Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (см. раздел Философия в ст. Индия ), Китае (см. раздел Философия в ст. Китай ) и Древней Греции (см. раздел Философия в ст. Греция Древняя). Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит . Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит ; его идеи развивали Эпикур и Лукреций . Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм , выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма стал Платон , развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Ф. достигла своей вершины у Аристотеля , учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи.

Ведущим направлением средневековой араб. философии был вост. перипатетизм (см. Перипатетическая школа ), в русле которого развивали свои учения аль-Кинди , аль-Фараби , Ибн Сина , Ибн Рушд (см. раздел Философия в ст. Арабская культура ).

С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Зап. Европе становится христианство. Первый этап средневековой христианской Ф. √ патристика ; на её основе в 9√12 вв. складывается схоластика , которая усматривала цель Ф. в обосновании религиозных догматов. В 11√14 вв. в споре между реализмом ( Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский ), утверждавшим существование вне человеческого ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (И. Росцелин , Иоанн Дунс Скот , У. Оккам ), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеалистических и материалистических тенденций.

Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения √ Н. Коперник ,. Дж. Бруно , Г. Галилей , М. Монтень , Т. Кампанелла и др.

Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией нового времени. Развитие опытного знания, науки требовало замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон , считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Т. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Р. Декарт , основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта учения Декарта √ дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Б. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм . Дж. Локк развил сенсуалистическую теорию познания. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Дж. Беркли и Д. Юм). Объективно-идеалистическое учение разработал Г. Лейбниц , высказавший ряд глубоких диалектических идей.

2-я половина 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию; важнейшую роль в её идеологической подготовке сыграли философы-материалисты Ж. Ламетри , П. Гольбах , К. Гельвеций , Д. Дидро , которые решительно выступали против религии и идеализма (см. Просвещение ). Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в учении Дидро содержались элементы диалектики. Характерная черта французского материализма 18 в. √ абсолютизация роли идей в развитии общества, идеалистическое понимание истории.

Важнейший этап истории западноевропейской Ф. √ нем. классическая философия (И. Кант , И. Г. Фихте , Ф. В. Шеллинг , Г. Гегель ), развившая идеалистическую диалектику. Вершина нем. классического идеализма √ диалектика Гегеля, ядро которой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли всесторонней критике идеализм и реакционные стороны в социологических взглядах Гегеля; вместе с тем они дали высокую оценку его трудам, считая их одним из источников своей Ф. Против идеалистической Ф. и религии выступил Л. Фейербах , развивший учение антропологического материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.

В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, родоначальником которой был М. В. Ломоносов и которая, начиная с А. Н. Радищева , прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся рус. материалисты √ В. Г. Белинский , А. И. Герцен , Н. Г. Чернышевский , Н. А. Добролюбов √ стали знаменосцами борьбы рус. революционной демократии. Рус. материалистическая Ф. середина 19 в. выступила с резкой критикой идеалистической Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм 19 в. разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть свойственного всей домарксистской Ф. идеализма. Ф. революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.

Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская Ф. как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Разработка марксистской Ф. была обусловлена научно-теоретической, социально-экономической и непосредственно политической необходимостью. Возникновение марксизма было научным ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и логикой движения человеческих знаний. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действительность, на основе усвоения и критической переработки всего положительного, что было создано до них в области Ф., общественных и естественных наук, создали качественно новое мировоззрение √ мировоззрение рабочего класса, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики революционного рабочего движения. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были главнейшие философские, экономические и политические учения конца 18 и 1-й половины 19 вв. В идеалистической диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революционные моменты √ идею исторического развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло материалистическое учение Фейербаха. Одним из источников марксизма были идеи классическая буржуазная политическая экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Тьерри└ Ф. Гизо, Ф. Минье). Естественнонаучными предпосылками формирования марксистской Ф. явились достижения естествознания конца 18 √ 19 вв. (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюционное учение Ч. Дарвина). Будучи обобщением развития общественной практики и научного познания, возникшая марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеческой мысли. Сущность и основные черты революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в Ф., заключаются в создании научного мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистическом обосновании решающей роли общественной практики в познании, в осуществлении единства теории и практики, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики, что привело к созданию материалистической диалектики. Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с научным объяснением исходных предпосылок, основных объективных условий человеческой истории. Характеризуя качественное отличие Ф. марксизма от предшествовавших ей философских систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, √ к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, √ вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 264).

В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Меринга, П. Лафарга и др.

Новый этап творческого развития марксистской Ф. связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма √ выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины , в том числе диалектику абсолютной и относительной истины и т.п. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке философских воззрений. Защита марксистской Ф. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Ф. были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. Руководствуясь ленинскими заветами, придавая большое значение воспитанию трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической партии развернули интенсивную деятельность, направленную на пропаганду и дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма. Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили развитие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистических и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов. Марксистско-ленинская Ф. стала основой формирования научного мировоззрения широчайших масс трудящихся.

Буржуазная Ф. середины 19 √ 20 вв. В 40√60-х гг. 19 в. в буржуазной Ф. Западной Европы происходил распад классических форм идеализма. Как реакция на идеалистическую (прежде всего нем. классическую) Ф. складывается вульгарный материализм (Л. Бюхнер , К. Фохт , Я. Молешотт ), носивший метафизический, механистический характер; отрицая специфику сознания, вульгарный материализм отождествлял его с материей. В 1-й половине и середине 19 в. возник позитивизм (О. Конт , Дж. С. Милль , Г. Спенсер ) √ субъективно-идеалистическое направление, отрицающее мировоззренческий характер Ф. Иррационалистическое учение, объявлявшее основой мира волю как бессознательное начало, развивал А. Шопенгауэр ; его последователь Э. Гартман разрабатывал волюнтаристическую и пессимистическую концепцию мира. В 70√80-х гг. 19 в. складывается неокантианство , получившее распространение в конце 19 √ начале 20 вв. (В. Виндельбанд , Т. Риккерт , П. Наторп , Г. Коген ). Выступив с лозунгом «назад к Канту», неокантианцы отвергли «вещь в себе» , усилив субъективно-идеалистические тенденции в кантианстве; социально-этическая концепция неокантианства послужила основой т. н. этического социализма и реформизма.

Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны 1914√18 происходит становление философских основ идеологии империализма. Большое влияние приобретает интуитивизм (А. Бергсон , Н. О. Лосский ), противопоставляющий рациональному познанию интуитивное «постижение» жизни. Возрождением спекулятивной Ф. явилось неогегельянство (Ф. Г. Брэдли , Т. Грин , Дж. Ройс , Б. Кроче , Р. Кронер , А. Либерт ), выдвинувшее иррационалистическое толкование диалектики Гегеля. Получил распространение такой вариант позитивизма, как махизм (эмпириокритицизм), ведущие представители которого (Э. Мах и Р. Авенариус ) развивали субъективно-идеалистическую концепцию «очищения опыта»; трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления, противоположный материалистической теории отражения. В начале 20 в. значительное влияние приобрёл прагматизм (Ч. Пирс , У. Джемс , Дж. Дьюи ), который исходил из толкования истины как практической полезности, отвечающей субъективным интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение философия жизни √ иррационалистически-волюнтаристское направление (Ф. Ницше , В. Дильтей , Г. Зиммель ), психологизирующее и субъективизирующее понятие «жизнь»; к учению Ницше примыкала крайне иррационалистическая концепция О. Шпенглера .

После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый этап эволюции буржуазной Ф., связанный с общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, которые ставят перед собой задачу нового обоснования идеализма, утратившего свои господствующие позиции. Значительное влияние на идеалистическую Ф. 20 в. оказала феноменология (Э. Гуссерль ), первоначально стремившаяся превратить Ф. в «строгую науку»; позднее феноменология эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистической философией жизни (М. Шелер , поздний Гуссерль). В 10√20-х гг. 20 в. приобретает влияние неореализм (Дж. Э. Мур , Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить «среднюю линию» между материализмом и идеализмом. Космологическое направление в неореализме (С. Александер , А. Н. Уайтхед , Я. Х. Смэтс ) развивало идеалистическую (по существу метафизическую) концепцию эмерджентной эволюции , противоположную диалектико-материалистическому теории развития. Как реакция на неореализм в 20√30-х гг. возник критический реализм (Дж. Сантаяна , Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания опосредован «данным», идеалистически толкуемым (например, у Сантаяны) как логическая сущность вещей.

Одно из основных направлений буржуазной Ф. 20 в. √ неопозитивизм (Б. Рассел , Л. Витгенштейн , Р. Карнап , М. Шлик , О. Нейрат ), который, отвергая возможность Ф. как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку Ф., сводит задачу Ф. к логическому анализу языка науки. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современных форм логики, семиотики и логики науки; однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистический эмпиризм, феноменализм) неопозитивизм не смог дать действительного решения актуальных философско-методологических проблем науки. Основные течения неопозитивизма: логического анализа философия , или логический эмпиризм (Карнап, Ф. Франк , Х. Рейхенбах ) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен); лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон, Дж. Уисдом), подменяющая философское исследование лингвистическим. Современная форма неопозитивизма √ аналитическая философия (К. Поппер и др.).

В 1-й половине √ середине 20 в. определенное влияние приобрёл персонализм (Н. Бердяев , Э. Мунье , Р. Флюэллинг ) √ религиозно-идеалистическое направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир √ проявлением активности «верховной персоны» √ бога. Одним из ведущих направлений буржуазной Ф. 20 в. является экзистенциализм √ современная форма иррационализма, возникшая как выражение кризисного состояния буржуазного общества. Основные его течения: «атеистический» экзистенциализм (М. Хайдеггер , Ж. П. Сартр , А. Камю ) и религиозный экзистенциализм (Г. Марсель , К. Ясперс , М. Бубер ). Отвергая научную Ф., экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию √ возможность «существования», реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора.

Наиболее влиятельным направлением современной религиозной Ф. является неотомизм (Ж. Маритен , Э. Жильсон , Ю. Бохеньский ) √ ведущее философское учение католицизма. Неотомизм √ теологическая форма современного объективного идеализма; его Ф. √ метафизика, возрождающая основные принципы средневекового схоластического учения Фомы Аквинского; основываясь на принципе «гармонии разума и веры», неотомизм выдвигает религиозное истолкование современных научных теорий.

Современная буржуазная Ф. является выражением глубоких противоречий позднекапиталистического общества. Общий кризис капитализма обусловил кризисный характер развития буржуазной Ф. как теоретической базы буржуазной идеологии. Характерные черты буржуазной Ф. 20 в.: идеализм и метафизика, иррационалистическое искажение диалектики, отрицание мировоззренческого значения науки, утверждение религиозной картины мира, эклектизм, попытки «преодолеть» противоположность материализма и идеализма (новые варианты неореализма, концепции «франкфуртской школы»). В силу несостоятельности исходных принципов √ прежде всего идеализма и отказа от диалектики √ многочисленные течения и школы буржуазной Ф. оказались не в состоянии дать научный анализ сущности и закономерностей современной эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на достижения общественной практики и науки, марксистско-ленинская Ф. ведёт непримиримую борьбу со всеми видами современного идеализма и метафизики.

Место и роль марксистской Ф. в системе научного знания. Опыт истории показывает, что Ф. необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Многие фундаментальные положения современной науки были выдвинуты Ф.: концепция атомизма , идея рефлекса , положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма , идея развития и т.д. Уже в начале 20 в. Ленин сформулировал важнейший для современного естествознания принцип неисчерпаемости материи. В тесной связи с Ф. разрабатываются современные теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь, прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все крупнейшие научные открытия способствовали развитию философского мировоззрения, означали продвижение вперёд в области методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание социальных процессов, так и весь строй научного мышления.

Подлинно научная Ф. не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе наук. Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого, методы Ф. имеют универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Развитие современной науки показывает, что наиболее адекватным универсальным методом для неё оказывается материалистическая диалектика: материализм побуждает отыскивать реальные основания для любых порождений теоретической мысли, а диалектика позволяет исследователю глубже проникать в суть вещей. Именно «. диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., Диалектика природы, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 367). Изолировать частные науки от Ф. √ значит обрекать учёных на отказ от мировоззренческих и общеметодологических принципов исследования. Даже тогда, когда учёному кажется, что он опирается только на логический. аппарат своей узкой области, он в действительности пользуется совокупными результатами познавательной деятельности всего человечества, зафиксированными в философских категориях. Сознательное приобщение к философской культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях современной узкоспециализированной научной деятельности. Это особенно важно в науке 20 в., когда естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций, выразившихся в возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории элементарных частиц, общей теории биологической эволюции, общей теории систем и т.д. Обобщения такого уровня невозможны без серьёзной философской базы.

В различных областях современной науки всё более важной становится разработка методологической проблематики √ анализ логического аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирического и теоретического уровней познания, исходных понятий и аксиом науки и т.п. Все эти проблемы носят философский характер и требуют объединения усилий философов и представителей естественных и гуманитарных паук.

Место Ф. в научном познании определяется не рамками отдельного опыта, а развитием науки и научной практики в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез , построения теорий, выявления и разрешения их внутренних противоречий, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т.д. Особенно важна роль философского анализа в кризисных ситуациях и революциях в науке, выражающих диалектический путь познания. В таких ситуациях, суть которых составляет противоречие между сложившейся системой понятий и вновь открытыми фактами, выход из кризиса достигается лишь путём обращения к философским основаниям и предпосылкам соответствующей науки. Пренебрежение к Ф. ведёт здесь к грубым ошибкам мировоззренческого и методологического характера. Энгельс справедливо отмечал, что Ф. мстит за себя тем естествоиспытателям, которые покинули её (см. там же, с. 520). Не случайно такие учёные, как В. Гейзенберг и М. Планк, Л. де Бройль, М. Борн и А. Эйнштейн подчёркивают громадную роль философского мировоззрения в научном исследовнии.

Научная значимость марксистской Ф. имеет исключительно важный социальный аспект: она позволяет понять закономерную связь развития естествознания с социальными условиями эпохи, осмыслить социальную значимость научных открытий и их приложений. В условиях научно-технической революции и гигантских социальных сдвигов перед человечеством возникают острейшие социальные вопросы, обоснованный ответ на которые может дать только марксистско-ленинская Ф.

В обстановке острой идеологической борьбы представители специальных областей знания, не вооружённые научным мировоззрением и методологией, нередко оказываются беспомощными перед натиском буржуазной идеологии. Чтобы успешно противостоять этому натиску, учёный «. должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 45, с. 30).

Марксистско-ленинская Ф. является мировоззренческой и методологической основой для всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей исторического развития человечества.

Марксистско-ленинская Ф. и политика. Ф. всегда служила одним из основных орудий идейной борьбы различных социальных групп, ареной теоретического столкновения политических партий. По самой своей сути и функции мировоззрение носит классовый и тем самым партийный характер. Каков общественный класс, каков о его положение и место в системе общественных отношений и вытекающая отсюда историческая миссия, таково и его философское мировоззрение.

Борьба классов в истории общества получает своё выражение в борьбе мировоззрений. Особую остроту она приобретает в переломные эпохи истории. Именно в эти периоды резко возрастает потребность в философском осмыслении социальных процессов, обостряется противоборство сил прогресса и реакции не только в области политики и экономики, но и в идеологии, в Ф. Так, в эпоху Возрождения религиозному мировоззрению были противопоставлены идеи философского материализма и гуманизма, а революция в умах, осуществленная идеологами нарождавшейся буржуазии, была введением к социальной революции; Ф. французских просветителей явилась идеологической предпосылкой Великой французской революции. Марксистско-ленинское мировоззрение нашло своё многообразное практическое воплощение в целой полосе социалистических и народно-демократических революций. Идеологическая роль Ф. особенно возросла в современную эпоху, когда важнейшее значение приобрела борьба между коммунистическим и буржуазным мировоззрениями.

Социально-политическое значение марксистско-ленинской Ф. определяется тем, что она является теоретической основой мировоззрения пролетариата и научным путём доказывает неизбежность гибели капитализма и победы социализма и коммунизма. Лишь марксистско-ленинское мировоззрение, превратившее социализм из утопии в науку, указало пролетариату и его партии единственно верный путь борьбы за построение коммунизма. Этот действенный характер марксистской Ф. вытекает из всех её принципов, адекватно отражающих жизнь в её динамике и перспективе.

Материалистическое понимание истории приводит к определенным политическим выводам: путь к устранению социальных бедствий лежит не в перестройке только лишь сознания людей, а прежде всего в изменении общественного бытия. Как подчёркивал Ленин, люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. В отличие от всех разновидностей идеализма, материалистическое мировоззрение исходит из того, что материальная сила должна быть опровергнута материальной же силой. Сама идея социальной революции пролетариата, порожденная капиталистической действительностью, тесно связана с диалектическим подходом к общественным явлениям: материалистическая диалектика отвергает всё косное, консервативное, обветшалое; она признаёт и утверждает непрерывное движение вперёд, революционную борьбу за переустройство мира.

Марксистская Ф. составляет мировоззренческую и методологическую основу программы, стратегии и тактики, политики коммунистических и рабочих партий, их практической деятельности. Политическая линия марксизма всегда и по всем вопросам «. неразрывно связана с его философскими основами» (там же, т. 17, с. 418). Поэтому защиту философских основ марксизма-ленинизма марксистские партии рассматривают как своё важнейшее дело.

Идеологи буржуазии, а вслед за ними и ревизионисты проповедуют принцип деидеологизации Ф., т. е. идею о том, что Ф. должна возвышаться над практическими, политическими интересами определенных социальных групп, классов, партий. Сторонникам этого принципа можно напомнить слова Маркса, который сказал о Фейербахе, что он «. слишком много напирает на природу и слишком мало √ на политику. Между тем, это √ единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с 375). Марксистско-ленинский принцип единства Ф. и политики ориентирует на осознание глубокой связи этих двух сфер и вместе с тем он несовместим с вульгаризаторскими попытками растворить Ф. в текущей политике. Ещё Гегель в своё время высмеял претензии на «деидеологизацию» социального познания и его беспартийность (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 330). Идее «беспартийности», которая сама по себе отнюдь не беспартийна, марксизм открыто противопоставляет фундаментальный ленинский принцип партийности. Ленин подчёркивал, что «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе, что «. ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т.д. и т.д.» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 547√48). Показывая, что «беспартийность», «беспристрастность» Ф. в буржуазном обществе есть лишь лицемерие, прикрытое выражение принадлежности к партии угнетателей, Ленин подчёркивал, что «. материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 419).

Буржуазные идеологи утверждают, что партийность несовместима с научной объективностью. Это действительно так, когда речь идёт о буржуазной Ф., выражающей интересы класса, который хочет увековечить эксплуатацию человека человеком, подавить революционное рабочее и национально-освободительное движение. Научное же мировоззрение, правильно отражая закономерности развития явлений природы и общества, защищает интересы тех классов, которые являются носителями прогресса и за которыми поэтому будущее. В современных условиях таким мировоззрением является марксизм-ленинизм. В области мировоззрения не может быть никаких компромиссов. «. Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой третьей идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отставание от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной (там же, т. 6, с. 39√40).

Основой единства партийности и научности марксистско-ленинской Ф. является совпадение классовых интересов пролетариата с реальной «логикой» истории, а тем самым √ и с интересами всего прогрессивного человечества. Только последовательно научный подход к действительности отвечает интересам рабочего класса, позволяет ему основывать свою практическую и политическую деятельность на прочном фундаменте науки.

Современные ревизионисты заявляют, будто признание партийности теории ведёт к упрощённому делению философов на материалистов и идеалистов, к отказу от всего ценного, что имеется в немарксистской Ф., социологии, экономической теории, историографии и т.д. Но разделение философов на две главные «партии» √ материалистов и идеалистов, сохраняющее свою силу с древних времён, есть факт самой истории познания. Материализм и идеализм √ это две партии в Ф. «Новейшая философия, √ подчёркивал Ленин, √ так же партийна, как и две тысячи лет назад» (там же, т. 18, с. 380), и борьба между материализмом и идеализмом в конечном счёте отражает борьбу классов в обществе. Партийность марксистской Ф. заключается в последовательном проведении материалистической линии, в борьбе против идеализма, метафизики, всех форм мистики, агностицизма и иррационализма, в выявлении их социально-классовых корней, в разоблачении реакционных политических выводов из них. Вместе с тем, как подчёркивал Ленин, марксистская партийность требует усвоения и критической переработки завоеваний, которые делаются буржуазными учёными (см. там же, с. 364).

В современную эпоху небывало расширился и усложнился характер практических, теоретических, идеологических и политических задач, которые стоят перед обществом. С этим связано возрастание общественной роли марксистско-ленинской Ф.

Одна из центральных задач марксистско-ленинской философии √ разработка теории материалистической диалектики, её принципов, законов и категорий. Наиболее актуальными являются проблемы диалектики различных сфер объективной действительности, прежде всего диалектики социальных процессов. Особое значение приобретает исследование методологических проблем естественных и общественных наук. С анализом диалектики общественного развития неразрывно связана дальнейшая разработка проблем исторического материализма. Важнейшие направления в этой области исследований: разработка теории общественно-экономических формаций, изучение социально-философских проблем развитого социалистического общества, анализ диалектики развития мировой системы социализма и мирового революционного процесса. Широкий комплекс проблем связан с философским осмыслением научно-технической революции, её социальных последствий. Особую актуальность приобретает философский анализ проблем человека и коммунистического воспитания.

Ни одна естественнонаучная теория, ни одно открытие в науках о природе, ни одно изобретение в технике не оказали такого революционно-преобразующего воздействия на судьбы человечества, какое оказал марксизм. Глубокое усвоение марксистско-ленинской Ф. повышает идейно-теоретический уровень трудящихся, способствует их сплочению под великим знаменем марксистско-ленинского мировоззрения, открывающего ясные перспективы и вселяющего в массы трудящихся уверенность в торжестве коммунизма, См. Марксизм-ленинизм , Диалектический материализм , Исторический материализм , Научный коммунизм , Социология , Теория познания , Наука , Диалектика , Этика , Эстетика .

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; их же, Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; его же, Нищета философии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; его же, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 1√5, М., 1956√58; История философии, т. 1√3, М., 1940√43; История философии, т. 1√6, М., 1957√65; Философская энциклопедия, т. 1√5, М., 1960√70; Антология мировой философии, т. 1√4, М., 1969√72; Ойзерман Т. И., Проблемы историко-философской науки, М., 1969; его же, Главные философские направления, М., 1971; его же, Формирование философии марксизма, [2 изд., М., 1974]; Философия и современность. [Сб. ст.], М., 1971; Краткий очерк истории философии, 2 изд., М., 1971; История марксистской диалектики, М., 1971; Философия в современном мире. Философия и наука, М., 1972; Современная буржуазная философия, М., 1972; Копнин П. В., Диалектика, логика, наука. [Сб. ст.], М., 1973; Буржуазная философия XX века, М., 1974; Основы марксистско-ленинской философии, 4 изд., М., 1976; Ueberweg Fr., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd 1√5, В., 1923√1928; Philosophie der Gegenwart in Selbstdar-stellungen, Bd 1√7, Lpz., 1921√29; Landgrebe L., Philosophie der Gegenwart, Bonn, 1952; Hartmann N., Einführung in die Philosophie, 3 Aufl., Osnabrück, 1954; Jaspers K., Philosophie, 3 Aufl., Bd 1√3, В., 1956; Heidegger M., Was ist das √ die Philosophic?, Pfullingen, 1956; Brunner A., Die Grundfragen der Philosophie, 5 Aufl., Freiburg, 1961; Philosophy in the twentieth century, NT. Y., 1962; Diemer A., Grundriß der Philosophie, Bd 1√2, Meisenheim am Glan, 1962√64; Philosophie im 20. Jahrhundert, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Grundprobleme der grossen Philosophen, Bd 1√2, Gött., 1972√73; «Répertoire bibliographique de la philosophie» (Louvain, с 1894).

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Читайте также:  Норбеков упражнения по восстановления зрения из книги
Источники:
  • http://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%A2%D0%9E%D0%A7%D0%9A%D0%90_%D0%97%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF
  • http://ucrazy.ru/interesting/1197264268-smysl_zhizni_filosofskie_tochki_zreniya.html
  • http://ozlib.com/809262/literatura/slovo_obraz_filosofskiy_aspekt
  • http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F