Меню Рубрики

Жизненные проблемы с психологической точки зрения

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого человека есть всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами «стремление к. «;
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами «стремление от. «.

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это – не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема – это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это – разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Межличностные конфликты

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология — это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:

  • Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
  • Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
  • Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
  • Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми).

Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка – очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, – настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Здоровы ли вы с точки зрения психологии?

Мы все привыкли к тому, что когда речь идет о психиатрии и даже о психологии, то первое о чем идет разговор, так это о разного родах психологических проблемах: неврозах, расстройствах, депрессиях, да и просто о дезадаптивном поведении.

Такой подход не является чем-то удивительным, ведь мы обращаем внимание на такие вещи, как психологическое состояние человека в основном тогда, когда или он, или окружающие начинают испытывать проблемы и трудности связанные с его поведением или с внутренним состоянием. Подобного похода придерживались все психологические школы на заре 20 века, это именно те школы с которых, собственно и начиналась психология.

На протяжении долгих десятилетий никто даже не подвергал такой подход сомнению, а одинокие голоса тех ученых, которые это пытались сделать, тонули в темных водах безоговорочного авторитета бихевиоризма и психоанализа.

Так продолжалось вплоть да середины 20 века, когда несколько талантливых ученых, изменили многие представления, как о психологии вообще, так и о принципах работы с людьми. Сегодня их имена известны всем, это Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Альберт Эллис и некоторые другие. Эти люди стали родоначальниками совершенно нового направления в психологии, которое назвали гуманистическим.

Одним из краеугольных столпов гуманистического направления стало радикально иное отношение к человеку. Многие гуманисты полагали, и они опирались на эту идею в своих исследованиях, что каждому человеку изначально присуще стремление к самоактуализации, которая и является настоящей целью психотерапии. Именно такое отношение к человеку и делало гуманистическое направление столь новаторским по сравнению с другими школами.

Из отношения вытекала и разница в оценке клиента со стороны психотерапевта, так, если в психоанализе и бихевиоризме главной целью было избавление от психологических проблем, которым считались подвержены практически все люди, то гуманистическая психология постулировала иной поход, они отталкивались во многом не от проблем, а от психологического здоровья человека, разумеется, сами проблемы не отрицались, но представали в совершенно ином ракурсе.

Читайте также:  До скольки диоптрий делают лазерную коррекцию зрения

Далее мы перечислим особенности личности человека, которые с точки зрения одного из основателей гуманистического подхода Альберта Эллиса являются отличительными чертами (признаками) психологического здоровья.

Критерии психологического здоровья по Альберту Эллису.

1. Собственное психологическое благополучие на первом месте.

Каждый человек рождается и живет для того, чтобы быть благополучным и счастливым и именно в процессе самоактуализации и приходят эти состояния. Поэтому, эмоционально и психологически здоровые люди в первую очередь ориентируются на свои собственные интересы, по крайней мере, они ставят их всегда, хотя бы немного, но выше, чем интересы других, даже самых близких им людей. Безусловно, они могут многое сделать для других, но никогда не уходят в такое самопожертвование, когда страдает их собственное психологическое благополучие.

2. Отношение к обществу.

Мы все живем в социуме и проводим большую часть своего времени в обществе других людей. Это реальность с которой приходится считаться и социум важная часть нашей жизни, которая во многом способствует нашему собственному благополучию. Поэтому, каждый психологически здоровый человек, живущий в обществе, содействует его процветанию и уважает права других людей. Именно такое поведение является адаптивным и способствует тому, чтобы мир в котором мы живем, был бы безопасным, комфортным и счастливым.

3. Самостоятельность и ответственность.

Психологически здоровый человек, живя в обществе, всегда осознает и несет ответственность за свои действия, а значит и за свою жизнь. Он взаимодействует с другими людьми, но при этом полностью самостоятелен, он не нуждается ни в какой существенной помощи и поддержке со стороны других и не требует такой поддержки.

4. Принятие своих и чужих ошибок и промахов.

Здоровый человек уважает право на свои собственные ошибки и ошибки других людей. При этом, он не склонен к осуждению себя и других за неприемлемое поведение, но всегда осознает факт такого поведения и принимает его к сведению.

5. Высокая стойкость к психологическому дискомфорту.

Мы живем в мире далеком от совершенства, в котором время от времени происходят события, приносящие в нашу жизнь сложности и проблемы. Тем не менее, психологически здоровый человек способен стойко переносить лишения вызванные перепетиями его судьбы, он относится к ним, как к естественным событиям жизни, спокойно принимает их, и в этом спокойствии и принятии лежит отличный шанс для их решения, в то время как человек, склонный к невротичным реакциям, имеет куда меньшие шансы на выход из кризисной ситуации. Это означает, что толерантность к жизненным проблемам и дискомфорту, который они приносят, является весьма адаптивным способом поведения и может с полным правом считаться важным признаком психологического здоровья.

7. Готовность к переменам. Гибкость.

Зрелый человек не склонен попадать под власть догм, стереотипов и деструктивных убеждений, ему чужд фанатизм и он свободен от догматов. При этом, если стойкие убеждения все же возникли, он всегда готов их изменить под влиянием реальности. Такой человек не приемлет жестких правил ни для себя, ни для других.

8. Стойкость к неопределенности жизненных обстоятельств.

Человек обладающий психологическим здоровьем понимает и принимает тот факт, что мы живем в мире полном вероятностей и случайностей и даже в хорошо налаженной жизни всегда есть элементы абсолютной неопределенности. При этом, к этой неопределенности он относится не как к чему-то страшному или плохому, но напротив, видит в этом возможности и источник дополнительного интереса в жизни. Такой человек не настаивает на точном знании будущего и не требует от жизни гарантий.

9. Осознание важности своего дела. Творчество.

В жизни психологически здорового индивида всегда есть место для творческого занятия, которое единственно способно полностью раскрыть его характер и привести к самоактуализации. Такой человек хорошо осознает важность любимого дела и неустанно в нем совершенствуется. Это приводит к тому, что в такой жизни нет места бессмысленности и эмоциональной пустоте, а это означает залог психологического благополучия.

10. Реалистичное мышление.

Важным признаком здорового человека является хорошо выраженная способность к рациональному мышлению. Такой человек ни в коей мере не является бесчувственным, напротив, он способен на глубокое эмоциональное осознание реальности, но при этом он в состоянии регулировать свои действия, которые не совершаются под влиянием лишь одних эмоций.

11. Принятие себя таким как есть.

Одна из основ психологического благополучия, это принятие себя полностью. Такой человек радуется жизни только лишь потому, что он жив, он не ставит радость бытия в зависимость от своих успехов, неудач, а также того, насколько он сам соответствует своему идеалу. Таким же образом эти люди оценивают и других людей, они не привязываются к внешним проявлениям и успешности, но смотрят на то, каков именно этот человек на самом деле.

12. Способность к риску.

Смелость важная отличительная черта психологически здоровой личности. Она способна к раскованным действиям, если это необходимо, даже тогда, когда велик шанс неудачи. При этом, этот риск никогда не бывает безрассудным, ибо такой человек не дает эмоциям управлять собой.

13. Рациональное отношение к удовольствиям.

Любой человек стремится к наслаждениям, но для психологически здорового человека чужд лозунг «удовольствие прямо здесь и любой ценой». Такие люди редко теряют контроль и закрывают глаза на то, что может случится в будущем ради сиюминутной выгоды. Это вовсе не говорить об их аскетизме, они ценят наслаждения и стремятся избежать боли, но при этом сознают, что придет и завтрашний день, и ради этого можно пожертвовать сегодняшним наслаждением. Итак, это рациональный отказ от сиюминутного удовольствия ради будущего.

14. Антиутопичность.

Здоровый человек хорошо понимает, что совершенный идеал недостижим. Это значит, что он никогда не получит всего, что хочет полностью или не сможет избавится от всего плохого в своей жизни. По этой причине им не завладевает деструктивная идея тотального счастья, совершенства или наоборот, жизни полностью лишенной страданий. Такие люди чужды построению утопий.

15. Ответственность за свое психологическое состояние.

Здоровый человек полностью принимает свое личное авторство в том, что касается его психологического состояния, неважно, будь оно хорошим или плохим, он не обвиняет других или внешние обстоятельства в том, что чувствует себя не так, как ему хотелось бы.

Основные психологические проблемы

Основные психологические проблемы, угнетающие человека, могут быть как «внешними», так и «внутренними». Первые вытекают из взаимоотношений с окружающими. Вторые являются следствием особенностей собственного психологического мира.

И те, и другие вносят в жизнь ощутимый дискомфорт, чувство неудовлетворенности, напряжения, подавленности и часто требуют «скорой помощи» специалиста. При этом на психологическом консультировании часто обнаруживается взаимозависимость проблем внутреннего и внешнего плана. Так, клиенты, беспокоящиеся по поводу отношений с другими людьми, практически всегда нуждаются в коррекции собственной линии поведения.

Основные психологические проблемы личностного характера:

1. Неуверенность в себе, вызываемая низкой самооценкой либо привычкой всегда и во всем прогнозировать неудачи.

2. Слабоволие, не позволяющее взрослому человеку принимать решения или выполнять их.

3. Противоречивость натуры, порождающая непредсказуемость поведенческих реакций в одинаковых ситуациях.

4. Эмоциональная неуравновешенность, мешающая действовать взвешенно в критических ситуациях и приводящая к фрустрации.

5. Сильные или частые стрессы и неврозы, лишающие сил и подтачивающие здоровье.

6. Боль душевная , связанная с разрывом отношений или смертью близкого человека.

7. Беспочвенные страхи и фобии.

8. Проблема тревожности по поводу воображаемой угрозы, явной или придуманной болезни.

9. Потеря «аппетита» к жизни, утрата интереса ко всему происходящему вокруг.

10. Суицидальная активность.

11. Сексуальные расстройства.

12. Зависимости различного рода: алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость и другие.

Основные психологические проблемы межличностного плана

1. Патологическая привязанность к любимому человеку, ревность, неспособность простить измену.

2. Одиночество, лишающее психологического благополучия.

3. Дезадаптация в коллективе, неумение наладить продуктивные отношения с приятелями, коллегами, начальством.

4. Беспокойство человека по поводу оценки окружающих, переживание своего несоответствия выдвигаемым требованиям.

5. Трудности в установлении взаимопонимания с представителями другого поколения, когда «отцы» не находят общего языка с «детьми».

6. Гендерные проблемы, возникающие как в гетеро-, так и монополовых социальных группах, связанные с различиями в психологии мужчин и женщин.

Социальные причины основных психологических проблем:

• бедность или материальная нестабильность;

• внезапные перемены в жизни: увольнение, выход на пенсию, смена среды обитания;

• бытовое, служебное или криминальное насилие;

• неудачный брак, грозящий или увенчавшийся разводом;

• национальные или военные конфликты;

• экстремальные ситуации: опасный недуг, увечье, стихийное бедствие.

Часто драматические жизненные коллизии являются лишь катализатором внутренней неудовлетворенности человека собственным существованием, его разладом с самим собой или окружающими людьми.

Психологическое консультирование – самый продуктивный вид общения

Этот вид поддержки адресуется людям, нуждающимся в психологической коррекции. Он способствует их самореализации, эффективной организации их образа жизни и поведения. Специалист помогает клиенту посмотреть на себя под другим углом – что называется, со стороны. В ходе беседы, выявив основные психологические проблемы, с которыми не справляется клиент, консультант помогает ему скорректировать некоторые установки и таким образом изменить поведение.

Главная цель этого метода — дать человеку шанс жить полноценной жизнью, избавить его от психологического дискомфорта, помочь ему выработать позитивное отношение к людям и миру. Сегодняшние сердцеведы, очищая души своих клиентов от эмоциональной «грязи», следуют мудрым заповедям отцов психологической науки:

• Зигмунда Фрейда, полагавшего, что каждому индивиду нужно внушить желание «любить и работать»;

• Абрахама Маслоу, видевшего исцеление человека в его «самоактуализации»;

• Карла Роджерса, призывавшего учить людей «ценить себя»;

• Эрика Берна, считавшего, что «искусство жизни» заключается в том, чтобы быть «о’кэй».

Специалист-консультант в процессе общения с клиентом опирается на его же личностные ресурсы. На этом построены все его рекомендации, помогающие человеку самостоятельно принять то или иное решение.

Сегодня подобное общение может проводиться не только с глазу на глаз в кабинете специалиста или по телефону. Современный уровень развития коммуникаций позволяет проводить консультации в онлайн-режиме по скайпу.

Коррекционно-реабилитационные способы психологической помощи

Практикующие психологи имеют солидный арсенал эффективных приемов, техник, методик, нацеленных на успешное преодоление основных психологических проблем клиентов. В специальной литературе отмечается примерно 450 конкретных действенных подходов. Главными из них являются:

• мультимодальный, включающий анализ поведения человека, его межличностных отношений, сенсорных процессов, воображения;

• трансактный, базирующийся на гештальт-терапии;

• интегративный, следующий принципу: каждому – свое;

• онтопсихологический, в основе которого лежит так называемая бытийная психология;

Независимо от подхода и выбранной методики, процесс общения специалиста и клиента имеет следующие 4 стадии:

1. Контакт. Установление доверительных отношений между психологом и обратившимся к нему человеком.

2. Монолог-исповедь клиента. Подробное изложение им своих основных психологических проблем и связанных с этим переживаний.

3. Диалог-толкование. Уточнения, расспросы, подсказки консультанта, направленные на то, чтобы помочь собеседнику разобраться в себе и подвести его к решению назревших задач.

4. Переход количества в качество. В разговоре совершается некая трансформация: усилия специалиста помогают клиенту найти выход из «жизненного тупика».

Важнейшими приобретениями, полученными клиентом в ходе такого консультирования, являются:

• осознание причин своих невзгод;

• принятие конструктивного решения;

• способность адаптироваться к обстоятельствам, которые невозможно изменить;

• получение жизненно важной информации;

Таким образом, обращение к квалифицированному специалисту может стать поворотным моментом в жизни человека. Главным итогом беседы с психологом станет привычка пристально наблюдать за самим собой и окружающими. А это – ни много ни мало – вернейшее оружие против многих серьезных вызовов судьбы.

Читайте также:  Уход за органами зрения у детей

Проблема смысла жизни в различных психологических концепциях

Смысл жизни — главная философская и духовная проблема. Определение психологической структуры смысла жизни. Анализ самостоятельных компонентов структуры личности. Изучение современной концепции общей психологии. Ценностно-нормативная теория А.Р. Ратинова.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.12.2013
Размер файла 25,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по теме “Проблема “смысла жизни” в различных психологических концепциях”.

1. Понятие “смысл жизни”. Различные объяснения

1.1 Философское объяснение

1.2 Религиозное объяснение

1.3 Психологическое объяснение

2. Психологические концепции к пониманию проблемы “смысла жизни”

2.1 Концепция Альфреда Адлера

2.2 Концепция Карла Юнга

2.3 Концепция экзистенциально-гуманистической школы

2.4 Концепция Виктора Франкла

3. Современная концепция общей психологии. В.А.Роменц, А.Р.Ратинов

Смысл жизни — главная философская и духовная проблема. Человек начал задаваться вопросом о смысле своего существование после осознания конечности своей жизни. Иными словами, как только человек понял, что жизнь его может закончится в самый неопределённый момент и с этим фактом невозможно бороться, человек озадачился такими вопросами как : ”Для чего я живу?” “Правильно ли я живу?” “В чём мой замысел?” “Что главное в моей жизни?” и прочие подобные формулировки одного и того же вопроса — зачем я здесь. С появлением вопроса начали появляться и различные ответы, которые можно разделить на философские, религиозные и, с недавних пор, психологические.

Цель и задачи работы. Цель работы заключается в том, чтобы показать проблему “смысла жизни” с точки зрения психологии в различных концепциях.

Объект исследования — Подходы к понятию “смысла жизни”.

Предмет исследования — Различные теории проблемы “смысла жизни”, анализ подходов к понятию, решение проблемы с психологической точки.

1. Понятие “смысл жизни”. Различные объяснения

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии.

1.1 Философское объяснение

С точки зрения философии понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

1.2 Религиозное объяснение

Религия отвечает на вопрос смысла жизни, предлагая метафизические причины. В монотеистических религиях проводится сущностное различие между Богом как Творцом и миром как его творением, поэтому различаются между собой цель (желательное состояние) и смысл (значение существования) человека. Это приводит либо к тому, что конец вопрошания всегда заканчивается в Боге, либо усматривается в восстановлении утраченного единения человека с Богом в результате акта грехопадения. Пантеистические религии отождествляют Бога с законами (дхарма), имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим, поэтому смысл (значение) жизни человека в пантеистических религиях определяется через его конкретные цели (смыслы). Это приводит к движению целей по кругу: законы (дхарма), определяющие цели бытия, сами являются частью мира и его целей, что ведет к страданию человека от бесконечности цепочки смыслов и потребности стать нечувствительным к этому.

1.3 Психологическое объяснение

Основным моментом в определении психологической структуры смысла жизни является отношение ее к каждой личности, место в системе ее свойств. Под личностью понимается система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. В качестве самостоятельных компонентов структуры личности можно выделить: 1. динамику ее психических процессов — темперамент; 2. психические возможности личности, способности; 3. направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии, антипатии, идеалы и мировоззрение; 4. проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности. Смысл жизни как психологический феномен непосредственно связан с направленностью личности, в том числе с ее мировоззрением.

Психологическое бытие концепции смысла жизни обязательно включает в себя эмоционально-волевые компоненты. Основные моменты концепции смысла жизни таковы, что они не могут существовать вне мировоззренческого опосредования и оформления. Это значит, что центральным, интегрирующим ядром личности является ее мировоззрение.

смысл жизнь личность психология

2. Психологические концепции к пониманию проблемы “смысла жизни”

С конца XIX — начала ХХ века психология стала искать своё решение человеческой проблемы бытия, но в целях решения социально-гуманитарных вопросах, дабы помочь личностям приспособиться к обществу.

Рассмотрение вопросов «смысла жизни» встречается в психологии еще со времен психоанализа 3.Фрейда. Однако в его работах понятие смысла жизни еще не приобретает научного характера. Более того, по мнению Зигмунда Фрейда, вопрос о смысле человеческой жизни вообще не может быть решен удовлетворительно и более правильной является постановка «менее претенциозного» вопроса о смысле и целях жизни людей. Он полагал, что целью каждого человека является счастье, и, в свою очередь, стремление человека к счастью имеет две стороны: стремление к удовольствию и желание избежать неудовольствия. При этом 3.Фрейд полагал, что смысл человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания решение этого вопроса невозможно.

В теории К.Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся в неправильных человеческих отношениях. Причем поиск смысла жизни рассматривается сю как одна из проблем, характерных для невротиков.

Основной вклад в работу над проблемой “смысла жизни” внёс психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер.

2.1 Концепция Альфреда Адлера

“Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше тога, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего благодаря постулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имел бы никакого смысла.” — цитата из книги Адлера “Наука жить”.

Основная идея Альфреда Адлера заключается в том, что истинные смыслы жизни — общие, те, которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла.

То же относится к целям и действиям; их единственный смысл — смысл для других.

Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака.

В силу этого смысл жизни .Адлер связывает с решением этих трех глобальных проблем: труд, дружба и любовь.

Смысл жизни, по мнению Адлера, определяется тем, какое решение этих трех жизненных проблем находит человек. При этом психолог считал, что каждый человек находит собственное решение этих проблем, а следовательно, и свой уникальный смысл жизни.

В то же время, признавая уникальность смыслов жизни отдельных людей и право на существование каждого, он выделяет психологический критерий «истинности» смысла. По его мнению, истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими людьми.

Таким образом, согласно представлениям А.Адлера, смысл жизни, формируясь на основе решения глобальных жизненных проблем, находит отражение во всех психических и поведенческих проявлениях, установках, чертах характера человека и, в свою очередь, придает им смысл. Таким образом, подход А.Адлера к проблеме смысла существенно отличается от подхода, реализуемого в классическом психоанализе.

2.2 Концепция Карла Юнга

Психиатр и основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг рассматривал проблему “смысла жизни” иначе. Он считал, что поиск смысла жизни — естественная, специфически человеческая потребность и задача, которая стоит перед каждым человеком. Смысл жизни связан с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья. Причем в отличие от Адлера, полагавшего, что смысл жизни имеет каждый человек, хотя может это не осознавать, Юнг утверждал наличие специфической потребности в поиске и реализации смысла жизни.

В то же время смысл жизни, по мнению К.Г.Юнга, обретается человеком в процессе индивидуализации («восхождения» к самости) и связан с коллективным бессознательным и божественным началом, в силу чего он не только индивидуален, но и «надындивидуален». По сути, поиск и реализация смысла жизни есть приобщение человека к его родовой сущности.

Рассматривая утрату смысла как психологическую проблему, К.Г.Юнг связывал ее с ориентацией человека на навязанные извне социальные роли, либо на выдуманный, внушенный самому себе смысл. «Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным».

2.3 Концепция экзистенциально-гуманистической школы

Представители направления экзистенциальной психологии полагали, что смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни. Попытки отказаться от себя, от выбора, подчинение страху перед неизвестностью и неопределенностью себя приводят к потере контакта с «внутренним Я», утрате смысла и экзистенциальной тревоге.

Роджерс Карл — один из психологов этого направления в своей работе “Теория личности” писал: “Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является. Следует признать, что только часть личного мира индивида — и, очевидно, весьма небольшая часть, — переживается сознательно. Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид. только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное свое переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром”.

Коллега Роджерса — Ялом — в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» предлагал несколько вариантов на роль “смысла жизни”: 1) альтруизм; 2) преданность делу; 3) творчество; 4) гедонизм; 6) самоактуализация; 7) самотрансцендирование.

2.4 Концепция Виктора Франкла

Идею самотрансцентирования первым предложил Виктор Франкл — создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа. Самотрансцендирование — выход за пределы себя. По мнению В.Франкла, смысл жизни определяют три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения, именно они делают жизнь человека осмысленной. При этом, по утверждению Франкла, ценности выступают как желательные формы поведения и предписания, поэтому ценности могут вступать между собой в сильное противоречие из-за неоднозначности большинства ситуаций. Но уникальные смыслы никогда не противоречат друг другу. Смысл никогда не задан, он всегда следствие свободного выбора человека, именно возможность нахождения смысла в конкретной ситуации делает человека свободным и одновременно ответственным за свой выбор. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения «экзистенциального вакуума» и поиска счастья с помощью псевдосмыслов — стремления к успеху, власти или потребления и т.д.

Читайте также:  Зрение слух у ребенка в 1 месяц жизни

3. Современная концепция общей психологии. В.А.Роменц, А.Р.Ратинов

В настоящее время в общей психологии активно разрабатывается процессуально-динамический подход к изучению личности. С позиций этого подхода психическая жизнь личности рассматривается как процесс — непрерывный, изменчивый, порожденный постоянным взаимодействием человека с окружающей действительностью. С этих позиций «смысл жизни — это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления. Способность переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям,» — рассуждения Абульханова-Славская из статьи “О путях построения типологии личности”. В этой статье изложена основная мыль работы юридической психологии, именно в этом направлении будут открыты новые перспективы изучения проблемы личности преступника.

Согласно концепции поступка украинского психолога В.А.Роменца, феномен смысла жизни следует отнести к последействию поступка. Поступок как объяснительный принцип психологии, по мнению автора, является более плодотворным, чем рефлекс или действие, именно потому, что его можно распространить на сложные феномены смысловой сферы личности без редукции содержания последних.

Поступок, по мнению автора, представляет собой способ самодетерминации человеческого поведения на основе самопознания и самотворчества и связан с формированием смысла жизни. В.А.Ромснсц утверждал, что именно поступок является опосредующим звеном между психикой и се объективным коррелятом (миром, другими людьми), между психикой и телом, а также между структурными компонентами психического. Человек познает себя, осуществляя поступок и анализируя его следствия, создает себя, консолидируя смысл жизни. Проявлениями смысла жизни могут считаться конкретные установки, которые воплощаются человеком в его поступках.

В.А.Роменсц выделил и логическую структуру поступка, элементами которой, по его мнению, являются ситуация, мотивация, действие и последействие. Формирование смысла жизни личности происходит на этапе последействия, которое есть следствие рефлексии по поводу действия, а последнее, в свою очередь, воплощает результаты мотивационной обработки ситуационной определенности.

В поступковом последействии, по мнению автора, осуществляется особый вид внутренней деятельности, которая характеризуется познанием и созданием новых психических подструктур, что можно определить как процесс поиска смысла жизни. При этом содержание процесса поиска смысла жизни человеком обусловлено целым рядом факторов: особенностями социальной среды, воспитания, индивидуальными потребностями и желаниями, которые могут и не осознаваться (уровень индивидуального бессознательного) и др.

Одной из наиболее развернутых концепций смысла жизни применительно к проблематике криминальной психологии является ценностно-нормативная теория А.Р.Ратинова. Автор рассматривает ценностно-нормативную сферу личности преступника через ее системную организацию. Одно из наиболее существенных положений его концепции — это представление личности как ценностно-нормативной системы, имеющей сложный многомерный динамический характер, со своей центральной и периферической частью, при этом, как подчеркивает А.Р.Ратинов, «именно ядерные образования максимально презентируют свойства всей системы, отчасти вбирая в себя то, что носит более периферийный характер, и, само, отражаясь в иных компонентах системы, интегрирует их».

В качестве базового ядерного образования личности автор рассматривает мировоззрение. Включение мировоззрения в структуры личности является традиционным в отечественной психологии, особенно в социальной психологической теории. Однако признание его в качестве идейной основы, стержня личности чаще всего ограничивается пониманием мировоззрения как системы взглядов, убеждений, морально-политического и естественнонаучного содержания. А.Р.Ратинов предлагает рассматривать мировоззрение в неразрывном единстве его трех временных проекций — прошлое, настоящее, будущее, — выделяя в его структуре миросозерцание, миропонимание, мироощущение, и миросозидание (как проектирование своей жизнедеятельности, определение ее смысла и перспектив).

Как пишет А.Р.Ратинов, «в ситуации, выходящей за рамки жизненных будней, он не только решает возникшую перед ним конкретную задачу, но более или менее сознательно, (а подчас машинально) задаст себе в разных формах “философские” вопросы: кто я, во имя чего живу, к чему стремлюсь, в чем смысл всего со мной происходящего? И ответ на эти вопросы входит в состав его мировоззрения, образует рабочую жизненную концепцию, философию повседневной жизни, в которой преобладает ценностный момент». В силу этого смысл жизни рассматривается им как понятие, охватывающее отношения субъекта к себе и к различным сферам экзистенциальных человеческих ценностей: к труду и материальным благам, к общественной деятельности, к знаниям, к развлечениям, к эстетическим удовольствиям, к любви и дружбе, к семье и т.д. «Тем самым, — пишет А.Р.Ратинов, — смысл жизни неотделим от самого действующего субъекта, его концепции собственного «Я» и прежде всего — того глубинного смыслового образования, которое называют «экзистенциальным Я».

При этом смысл жизни, как и система отражаемых в нем ценностей, является иерархически организованным и динамическим образованием. Личностные ценности могут существенно различаться по степени значимости и органичности для субъекта, устойчивости и изменчивости, интимности и глубины усвоения, широты и обобщенности, а главное — они по-разному сочетаются, сосуществуют или конфликтуют и, так или иначе, интегрируются в ценностной системе. Как утверждает профессор А.Р.Ратинов, «различия в смысле жизни у разных людей состоят вовсе не в том, что одни что-то ценят, а другие то же самое решительно отвергают. Люди есть люди, и базовые общечеловеческие ценности признают все, но предпочитают их по-разному. Видимо, рельеф ценностно-нормативной системы в разных социальных средах и группах у разных индивидов при всей общности должен обладать определенной спецификой». Исследованиям смысла жизни, специфических акцентов и предпочтений в его понимании разных категорий преступников посвящены многочисленные работы коллектива научных сотрудников ВНИИ прокуратуры РФ, руководимого профессором А.Р.Ратиновым

Каждая из концепций предлагает свой вариант решения проблемы “смысла жизни”. Вариант могут быть и совершенно различными, но цель у них одна — уменьшить количество девиантых личностей и помочь человеку с адаптацией в обществе. При этом в психологическом изучении проблем отношения к жизни доминирует экзистенциально-гуманистический подход, в рамках которого решение субъектом этих вопросов рассматривается как предпосылка и необходимое условие личностного роста.

Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. №1.

Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. 1998. № 1.

Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами. М., 1998.

Васильева Н.В. Интеллект и личность в генезе гомицида // Ананьевские чтения — 97 (90 лет со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева): Тезисы науч.-практ. конф. 28—30 октября 1997 г. / Под общ. ред. А.А.Крылова. СПб., 1997.

Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. Минск, 1999.

Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1991.

Коваленко С.В. Теоретический анализ подходов к понятию смысла жизни в психологической литературе // Журнал: Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.

Льюис Дж.Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов н/Д, 1996.

Мэй Р. Открытие бытия. М., 2004.

Ратинов А.Р. К ядру личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981.

Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения / Личность преступника как объект психологического исследования / Отв. ред. А.Р.Ратинов. М., 1979.

Роменсц В.А. Предмет и принципы историко-психологического исследования. Киев, 1990.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1976.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

Фрейд 3. Мы и смерть // Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Минск, 1998.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Фрейд 3. Избранное. Книга 2. М., 1990.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. М., 1994.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб., 2002.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М., 1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Предыстория смысла как объяснительного понятия в психологии: психодинамические теории личности. Понимание смысла в деятельностном подходе. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация в исследованиях Д.А. Леонтьева. Методы изучения смысла жизни.

курсовая работа [648,9 K], добавлен 23.09.2016

Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношеский возраст (границы). Задачи юношеского возраста. Понятие смысла жизни. «Онтогенез» поиска смысла жизни. Исследование различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

курсовая работа [75,5 K], добавлен 03.04.2008

Удовлетворение потребности в самоуважении и его реализация. Проблема смысла жизни и жизненных ориентиров. Отличительные черты личности с ярко выраженной потребностью в самоактуализации. Теория социального действия и фазы потребностей смысла жизни.

реферат [19,3 K], добавлен 06.02.2009

Жизненный путь человека-проблема психологии. Закономерности жизненного пути. Варианты жизненного пути. Поиск смысла жизни. Понимание личностью смысла жизни Изучение биографических явлений. Разрыв между личностью как субъектом и ее жизнью как объектом.

реферат [27,2 K], добавлен 24.09.2008

Кризис методологических оснований в психологии. Разрушение основополагающих и в предыдущий период весьма четких бинарных оппозиций. Интерес к проблеме смысла. Введение А.Н. Леонтьевым понятия смысла. Построение общепсихологической концепции смысла.

презентация [5,6 M], добавлен 31.08.2013

Постановка проблемы смысла жизни человека по Франклу, ее решение в социально-психологическом аспекте. Понятие «экзистенциального вакуума». Виды смыслов по Франклу: ценности. Учение Франкла о свободе воли. Роль субъекта в поиске и реализации смысла жизни.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 05.03.2010

Проблемы смысла жизни, общения, любви и одиночества. Категории и положения экзистенциального направления в психологии, краткий обзор общепсихологических теорий и методологических основ психологической практики Виктора Франкла и Джеймса Бюджентала.

реферат [31,0 K], добавлен 15.04.2009

Совокупность социальных, приобретенных качеств человека как личности. Отличительные черты личности. Роль деятельности в жизни человека. Созерцательная психология. Жизненные цели и психологическое овладение средой. Интеллектуальный акт выбора смысла жизни.

контрольная работа [21,0 K], добавлен 03.02.2009

Развитие познания в истории человеческого общества. Проблема соотношения веры и знания в различных концепциях. Изучение психологии и педагогики, как фактор развития профессионализма субъекта труда. Акмеологический подход к проблемам развития человека.

контрольная работа [31,1 K], добавлен 25.11.2010

Логотерапия (лат. поиск смысла). Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни — центральный мотив человеческого существования. Экзистенциальный подход к консультированию. Специфические и неспецифические сферы применения логотерапии.

реферат [17,9 K], добавлен 26.05.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники:
  • http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/2017/07/12/psy-health/
  • http://rostduha.ru/osnovnye-psixologicheskie-problemy/
  • http://revolution.allbest.ru/psychology/00335421_0.html