Меню Рубрики

Живопись с точки зрения выдающегося французского

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна нести людям радость, доставлять наслаждение. Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.

Объект авторского права ООО «Легион»

Укажите номер предложения, в котором нет вводных слов (знаки препинания расставлены частично).

  1. Я сел за стол и пожалуй в первый раз за долгое время почувствовал усталость.
  2. Вы чувс…

Укажите номер предложения, в котором нет вводных слов (знаки препинания расставлены частично).

  1. К счастью вокруг было много сухих дров.
  2. Она может быть тоже смотрела в это время из …

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из него и вправду (1) может (2) выйти неплохой р…

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нелёгкую ты выбрала мне долю —
дала бумагу мне, перо дала.
О Ру…

Живопись с точки зрения выдающегося французского

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна нести людям радость, доставлять наслаждение.

Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.

На месте цифр 1, 3, 4, 5 запятые нужны для обособления вводных конструкций.

Подготовьтесь к ЕГЭ по обществознанию, математике, русскому онлайн на 85+ за 2 месяца

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1) Уточняющие члены предложения
Уточняющие члены предложения сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры.
Например: В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна.
2) Пояснительные члены предложения
Пояснительные члены предложения называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.
Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» Например: Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых.
3) Присоединительные члены предложения
Присоединительные члены предложения передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.
Например: В людях есть много благородства, особенно в женщинах.

5. Сравнительные обороты

Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.

Задачи с решениями

Задача 1

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Волны (1) набегая на берег (2) падали тяжко (3) разбиваясь в брызги (4) шипели зло (5) скатываясь с камней.

Объект авторского права ООО «Легион»

Решение

Запятые ставятся на месте цифр 1, 2, 3, 4 и 5.

«Волны, набегая на берег, падали тяжко, разбиваясь в брызги, шипели зло, скатываясь с камней». — Запятые обособляют деепричастные обороты.

Ответ:12345

Задача 2

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большая низкая лампа с непрозрачным абажуром (1) стоявшая на письменном столе (2) освещала только поверхность стола да полпотолка (3) образуя на нём (4) дрожащее круглое пятно.

Объект авторского права ООО «Легион»

Решение

Запятые ставятся на месте цифр 1, 2 и 3.

«Большая низкая лампа с непрозрачным абажуром, стоявшая на письменном столе, освещала только поверхность стола да полоптолка, образуя на нём дрожащее круглое пятно. — Запятые обособляют причастный и деепричастный обороты.

Ответ:123

Теория по теме «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»

Не являются членами предложения и грамматически не связаны с другими членами предложения:

Обращения

Например: Эй! Вернись!

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Обращения и все зависящие от него слова выделяются запятыми.

Например: Милый друг, приезжай скорее домой. Я буду скучать по тебе, Москва!

Междометия

Междометие — особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, увы и ах, то-то же, вот тебе на, вот тебе раз, ну, эй.

Междометия выделяются запятыми.

Например: Увы, каникулы быстро закончились.

Междометия, которые произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения).

Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

Да и нет — это слова, выражающие утверждение и отрицание. В предложении они выделяются запятой.

Например: Нет, это не мой багаж. Да, я хочу увидеть сестру.

Если слова да и нет предполагают восклицательную интонацию, то тогда они выделяются восклицательным знаком.

Например: Нет! Ты никуда не поедешь!.

Вводные слова и конструкции.

Вводные слова и конструкции — это слова и конструкции, не имеющие грамматической связи с членами предложения. Кроме того, сами они не являются членами предложения. Значения вводных слов и конструкрукций различны: выражение эмоций, оценки, источник сообщения, последовательность изложения и т.д.

Например: Мы, правда, очень устали.

Трудности, как правило, возникают в обнаружении этих слов и конструкций. Важно не перепутать их с омонимичными им членами предложения.
Итак, как обнаружить вводные слова и конструкции:

  • они не зависят от членов предложения (т.е. к ним нельзя задать вопрос);
  • от них не зависят члены предложения (т.е. от них нельзя задать вопрос);
  • их можно исключить из предложения без потери смысла и изменения структуры предложения.

Обратите внимание на примеры.

1) К счастью, мне удалось найти правильный путь.
(к счастью — вводное слово, выделяется запятой)

Мы идем к счастью. (к счастью — дополнение: идем (к чему?) к счастью)

2) Может быть, он станет победителем. (может быть — вводная конструкция, выделяется запятой)
Он может быть победителем.

Примеры вводных слов и предложений

Вводные слова и предложения, выражающие эмоции, чувства, оценку
К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие степень достоверности, возможности, уверенности
Без сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, вероятно, по всей вероятности, кажется, может быть, может, можно полагать, (я) думаю, (я) считаю и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие источник сообщения По сообщению …, по мнению…, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие последовательность изложения, связность речи
Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, наоборот, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие приёмы формулирования, способы выражения мысли
Словом, одним словом, другими словами, иными словами, точнее, короче, коротко говоря, откровенно говоря, прямо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с вашего позволения, точнее сказать, так сказать, как говорится и т.д.

Вводные слова и предложения, направленные на активизацию внимания собеседника
Понимаешь (-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те) себе, знаешь (-ете) ли, подчеркиваю, между нами говоря и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие меру того, о чём говорится
Самое большее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие обычность, типичность того, о чём говорится
Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, в крайнем случае и т.д.

Обратите внимание! Слова, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми:
Вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и т.д.

Задачи с решениями

Задача 1

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Это мне (1) кажется (2) очень интересным, и в этом направлении сейчас идёт довольно много новых работ. Казалось (3) море устало за день и тоже укладывается спать.

Объект авторского права ООО «Легион»

Решение

Запятую ставим на месте цифры 3.

«Это мне кажется очень интересным, и в этом направлении сейчас идёт довольно много новых работ. Казалось, море устало за день и тоже укладывается спать». — «Казалось» — вводное слово, которое необходимо обособить запятой.

Ответ:3

Задача 2

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна нести людям радость, доставлять наслаждение. Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.

Объект авторского права ООО «Легион»

Решение

Запятые ставим на месте цифр 1, 3, 4 и 5.

«Живопись, с точки зрения выдающегося французского художника Матисса, должна нести людям радость, доставлять наслаждение. Художник, по рассказам друзей, делал с натуры только набросок картины». — «С точки зрения выдающегося французского художника Матисса» и «по рассказам друзей» — вводные конструкции, которые необходимо обособить запятыми.

Ответ:1345

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1 Две стихии — море и ветер (1) казалось (2) сговорились, чтобы не дать мне достигнуть цели. Преодолеть это расстояние при тихой погоде было бы не трудно, а сейчас оно (3) казалось (4) огромным.

2 Живопись(1) с точки зрения(2) выдающегося французского художника Матисса(3) должна нести людям радость, доставлять наслаждение. художник(4) друзей(5) делал с натуры по рассказам Только набросок картины.

3 Это озеро(1) казалось(2) огромным зеркалом в оправе из тростника. Небывалая ие) как мне показалось(4) добрая тишина окружала нас.

4 Мама(1) конечно(2) принялась упрашивать бабушку погадать. Та долго отнекивалась(3) однако(4) наконец(5) согласилась.

5 Протяжные переливы гармоники и голоса поющих(1) (2) тяжелых казалось отвлекли старика от Мыслей. 2)Дедушка знал много историй(3) однако(4) не все они были нам понятны и интересны.

6 На следующей неделе(1) по информации Гидрометцентра(2) на территории Забайкальского края(3) возможно(4) резкое похолодание.

7 В утренний час мир(1) кажется(2) таким просторным и родным. Все звуки и все шумы большого поселка(3) казалось(4) удалялись.

8 Иными словами(1) романтизм (2) по выражению В. Г. Белинского(3)-это«исключительный характер в исключительных обстоятельств ах». Впрочем(4) для многих это и так(5) очевидно.

9 Все(1) казалось(2) ему удивительным и загадочным, а будущее непонятным. К концу дня солнце(3) казалось(4) истончилось.

10 Это мне(1) кажется(2) очень интересным, и в этом направлении сейчас идет довольно мноrо новых работ. Казалось(3) море устало за день и тоже укладывается спать.

Вариант 53

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Одна из широко известных достопримечательностей Кремлёвского архитектурного ансамбля — Успенский собор. (2)Возводя его, итальянский зодчий Аристотель Фиораванти не стремился воссоздать владимирский храм. (3)Зодчий-иностранец сумел понять, что Владимир был уже старой столицей, а теперь возвышалась новая — Москва, ____ роль нового храма велика не только в архитектурном ансамбле Соборной площади, но и в жизни всего государства.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Итальянский зодчий сумел понять роль Успенского собора в жизни всего русского государства.

2. Роль Успенского собора особенно велика в архитектурном ансамбле Соборной площади.

3. Одна из широко известных достопримечательностей Кремлёвского архитектурного ансамбля — Успенский собор.

4. Зодчий-иностранец сумел понять роль нового храма не только в архитектурном ансамбле Соборной площади, но и в жизни всего государства.

5. Успенский собор строился в новой столице — Москве, поэтому итальянский зодчий не стремился воссоздать владимирский храм.

Какое из приведённых ниже слов сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТАРЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Достигший старости. С. человек. И стар и млад (все без исключения и старые и молодые; устар.).

2. Давний, существующий с давнего времени, долго. С. друг. С. долг. Старая истина. Старые пашни.

3. Долго бывший в употреблении. Покупка старых учебников. С. дом. Старое платье.

4. Полн. ф. Уже не действительный, негодный. С. билет.

5. Старинный, древний. Старые манускрипты.

6. Прежний, не современный, устаревший. С. порядок. Старые времена. С. режим. Старая мода. Смело ломать старое (сущ.).

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Будучи страстным лошадником, он устроил у себя КОНСКИЙ завод, прославивший Протасьев Угол.

2. Яр пересекался широким ручьём, над которым свесились уже зеленевшие ПЛАКУЧИЕ ивы.

3. Стоило нам подальше углубиться в лес, как глазам нашим открылась весьма НЕПРИГЛЯДНАЯ и удручающая картина.

4. Старый дом на Дегтярной ещё ПОСТАРЕЛ за эти годы, стоял обветшалый, насупленный и ничем не приветил Володю.

5. Он старался не огорчать родителей и ходил по АБОНЕМЕНТАМ в филармонию.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свыше ТРЁХСОТ тысяч

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Тем, кто систематически занимались в течение года, сдать хорошо экзамены не составит труда. 1) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом
Б) Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Собираясь на пикник, мне не спалось. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Весь домик не только был наполнен вздохами, но и тревожным скрипами. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) А. С. Пушкин писал, что «я не рождён царей забавить». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Читайте также:  Можно ли работать программистом с плохим зрением

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

во. произвести, бе. жалостный

на. треснутый, по. прыгнуть

пр. одолеть, пр. ключение

пост..нфекционный, без. дейный

и. ношенный, ни. падающий

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (не)пришьёт.

2. (Не)доброе слово больней огня жжёт.

3. (Не)допустив меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (не)бывавшие на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне (не)(о)ком было даже пожалеть в этот день.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Иногда присядешь на опушке леса и влюбишься в КАКОЙ(НИБУДЬ) простейший цветок, (В)РОДЕ полевой незабудки.

2. ЯРКО(ЗОЛОТЫЕ) листья клёна, лениво раскачиваясь и переваливаясь с БОКУ(НА)БОК, медленно слетают с ветвей.

3. Ясная и (ПО)ВЕСЕННЕМУ тёплая погода, установившаяся (В)ТЕЧЕНИЕ последней недели, никак не могла помешать поездке.

4. Звуки музыки неслись (С)ВЕРХУ, (ОТ)ТУДА, где стоял огромный инструмент с большими и маленькими, толстыми и тонкими трубами.

5. Когда Лёня сто раз пожалел, что поддался на мои уговоры (НА)СЧЁТ путешествия в Индию, за нами НАКОНЕЦ(ТО) приехал автобус.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Белка имеет удлинё(1)ое тело и пушистый хвост, небольшая головка украше(2)а большими чёрными глазами и небольшими закруглё(3)ыми ушами, которые оканчиваются пучками дли(4)ых чёрных волос, распо- ложе(5)ых веерообразно.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Каждая книга обязательно бросает в душу маленькое зёрнышко и оно потом всходит светлым росточком.

2. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.

3. Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими небо чистым и кротким.

4. Весной невольно привлекают и радуют взор нарядные берёзы и усыпанные барашками ивы.

5. Сама улица и зардевшие под солнцем яблоки и живописные садики с астрами и георгинами казались какими-то чужеземными.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна нести людям радость, доставлять наслаждение. Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только мы приехали в Японию (1) нас предупредили (2) что из- за густой облачности (3) нам вряд ли удастся увидеть знаменитую гору Японии Фудзияму (4) которую местные жители называют просто Фудзи.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зеркало озера сплошь покрылось кружочками (1) будто бы какой-то ученик быстро рисовал карандашом кружки на чистом листе (2) и только прозрачные пузырьки свидетельствовали о том (3) что в воде идёт жизнь (4) играет там (5) и кормится рыба.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изменение климата, ознаменовавшее собою наступление пермского периода, повлекло за собой исчезновение обширных заболоченных пространств с пышной древовидной растительностью, в которых очень процветали древние щитоголовые «гады».

(1)Отгорело жаркое летичко. (2)Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зелёное платье с берёз, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.

(3)Отсеялась осень, поприкрыла жёлтым листом берёзовые семена, зиму кликать стала. (4)А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своём роде-племени заботились. (5)Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.

(6) Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: (7)«Спите!»

(8)Проспали семена до тёплых весенних дней и пошли в рост. (9)Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живёхонько вымахал. (10)Крепко уцепился за сырую землю. (11)Глубоко корни пустил. (12)Ну, а про Крапиву и говорить нечего. (13)Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.

(14)Берёзовые семена тоже зелёную поросль дали. (15)Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — всё же росточки о три листочка поднялись. (16)Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? (17)Надо расти. (18)На то им мать, старая Берёза, и жизнь дала.

(19)— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.

(20)— Всё равно сгниёте, — поддакивает ей Репейник.

(21)А Берёзки молчат, слушают да растут, сколько сил хватает.

(22)Тогда Гадюка своё ядовитое слово вставила. (23)Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:

(24)— Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят.

(25)И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:

(26)— Засыхайте, берёзовые недокормыши! (27)Короткая-то смерть лучше долгой бескормицы.

(28)Так оно и шло. (29)Их устрашали, а они росли. (30)В тесноте, в темноте, в обиде. (31)А годика так через три, через четыре Берёзки переросли Крапиву. (32)Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. (ЗЗ)Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.

(34)Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растёт себе да растёт. (35)Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Берёзовая Роща. (36)Густая. (37)Ровная. (38)3елёная. (39)Разговорчивая. (40)Дружная.

(41)Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. (42)Росла в ней и Крапива. (43)И Репейник рос. (44)И Гадючки встречались. (45)Жабы, само собой, тоже не перевелись. (46)Что сделаешь? (47)Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да жёлчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.

(48)Жабы да Змеи, само собой, иначе судили. (49)В свою чёрную дуду дудели. (50)Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». (51)Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.

*Пермяк Евгений Андреевич (1902—1982) — русский советский писатель. Окончил педагогический факультет Пермского университета. Автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества («Кем быть?», «Дедушкина копилка», «От костра до котла», «Замок без ключа» и др.), в которых утверждается великое значение труда. Верен этой теме и в романах: «Сказка о сером волке», «Последние заморозки», «Горбатый медведь», «Царство Тихой Лутони» и др. Книги Пермяка переведены на иностранные языки. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Берёзовые семена весной дали зелёную поросль.

2. Гадюка стала выказывать подлую змеиную мудрость.

3. Старая Жаба, которая от света пряталась, поддержала берёзовые ростки.

4. Пробиваясь к солнышку, Берёзки слушали зловредные слова.

5. В новой Берёзовой Роще не было места крапиве и репейнику.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 8—13 представлено описание.

2. Предложения 28—40 включают элемент рассуждения.

3. Предложение 23 поясняет содержание предложения 22.

4. В предложениях 1—7 представлено повествование.

5. Предложения 49, 51 содержат подтверждение высказанного в предложении 50 суждения.

Укажите номера предложений, в которых нет фразеологизма.

Живопись с точки зрения выдающегося французского

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) С точки зрения художника, живописный пейзаж должен изображать природу как можно более правдиво.

2) Саврасов ставил наблюдательность художника гораздо выше эмоциональной чуткости, способности чувствовать красоту природы.

3) По мнению Саврасова, только реалистическая живопись заслуживает внимания.

4) По убеждению Саврасова, настоящий художник должен выражать в картинах образы своей фантазии.

5) Картина «Грачи прилетели» получила такое название из-за того, что художник увидел прилетевших птиц.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3) — Ну какая же это верба, юноша? — говорил он, просматривая работу ученика. — (4)Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!

(8)Потом подходил к другому этюду и вздыхал:

(9) — Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы, хоть вы и смотрели на природу, главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её — у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.

(20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру» — с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21) В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В центре — высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится!

(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (ЗО)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (ЗЗ)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке:

(34) — Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько.

(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, — неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное — птицы! (45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(46)Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.

(48) — Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.

(51) — Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! — отозвался он, взволнованный.

(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.

(56) Почему же так долго не мог взяться художник — признанный мастер пейзажа — за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, — первое дуновение весны.

(По О.М. Туберовской*.)

*Туберовская Ольга Михайловна (род. в 1940 г.) — советский писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин».

Источник текста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 28.01.2013 ва­ри­ант 1.

5 верно, потому что № 60«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, № 53 Грачи прилетели! — отозвался он, взволнованный.

Г.В. Плеханов Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии[13]

Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии[13]

Изучение быта первобытных народов как нельзя лучше подтверждает то основное положение исторического материализма, которое гласит, что сознание людей определяется их бытием А… как обстоит дело с поэзией и вообще с искусством на более высоких ступенях общественного развития? Можно ли, и на каких ступенях, подметить существование причинной связи между бытием и сознанием, между техникой и экономикой общества, с одной стороны, и его искусством-с другой? (76)

Французское общество XVIII века с точки зрения социологии характеризуется прежде всего тем обстоятельством, что оно было обществом, разделённым на классы. Это обстоятельство не могло не отразиться на развитии искусства. В самом деле, возьмем хоть театр. На средневековой сцене во Франции, как и во всей Западной Европе, важное место занимают так называемые фарсы. Фарсы сочинялись для народа и разыгрывались перед народом. Они всегда служили выражением взглядов народа, его стремлений и – что особенно полезно отметить здесь – его неудовольствий против высших сословий. Но, начиная с царствования Людовика XIII, фарс склоняется к упадку; его относят к числу тех развлечений, которые приличны только для лакеев и недостойны людей утонченного вкуса. На смену фарсу является трагедия. Но французская трагедия не имеет ничего общего со взглядами, стремлениями и неудовольствиями народной массы. Она представляет собой создание аристократии и выражает взгляды, вкусы и стремления высшего сословия (77).

Читайте также:  Что говорят офтальмологи о восстановлении зрения

Со стороны формы в классической трагедии должны прежде всего обратить на себя наше внимание знаменитые три единства, из-за которых велось так много спора впоследствии, в эпоху борьбы романтиков с классиками. Теория этих единств была известна во Франции еще со времени Возрождения; но литературным законом, непререкаемым правилом хорошего «вкуса» она стала только в семнадцатом веке (78).

В своем настоящем значении единства представляют собой минимум условности (79).

Почему же актеры должны были обнаруживать величие и возвышенность? Потому что трагедия была детищем придворной аристократии и что главными действующими лицами в ней выступали короли, «герои» и вообще такие «высокопоставленные» лица, которых долг службы обязывал казаться, если не быть «величавыми» и «возвышенными» (80).

Изысканность легко переходит в манерность, а манерность исключает серьезную и вдумчивую обработку предмета. И не только обработку. Круг выбора предметов непременно должен был сузиться под влиянием сословных предрассудков аристократии. Сословное понятие о приличии подрезывало крылья искусству Этого достаточно для того, чтобы вызвать падение классической трагедии. Но этого еще недостаточно для того, чтобы объяснить появление на французской сцене нового рода драматических произведений. А между тем мы видим, что в тридцатых годах XVIII века появляется новый литературный жанр, – так называемая comedie larmoy-ante, слезливая комедия, которая в течение некоторого времени пользуется весьма значительным успехом. Если сознание объясняется бытием, если так называемое духовное развитие человечества находится в причинной зависимости от его экономического развития, то экономика XVIII века должна объяснить (81) нам и появление слезливой комедии. Спрашивается, может ли она сделать это?

Не только может, но отчасти уже и сделала, правда без серьезного метода. В доказательство сошлемся… на Гетнера, который в своей истории французской литературы рассматривает слезливую комедию как следствие роста французской буржуазии… Недаром же она называется также буржуазной драмой (82).

Героем буржуазной драмы является тогдашний «человек среднего состояния», более или менее идеализированный тогдашними идеологами буржуазии .

Известно, что идеологи французской буржуазии… не обнаружили большой оригинальности. Буржуазная драма была не создана ими, а только перенесена во Францию из Англии В этом заключалась одна из тайн ее успеха, и в этом же заключается разгадка того что франзузская буржуазная драма довольно скоро отходит на задний план, отступает перед (84) классической трагедией, которая, казалось бы, должна была отступить перед нею.

Дитя аристократии, классическая трагедия беспредельно и неоспоримо господствовала на французской сцене, пока нераздельно и неоспоримо господствовала аристократия… в пределах, отведенных сословной монархией, которая сама явилась историческим результатом продолжительной и ожесточенной борьбы классов во Франции. Когда господство аристократии стало подвергаться оспариванию, когда «люди среднего состояния» прониклись оппозиционным настроением, старые литературные понятия начали казаться этим людям неудовлетворительными, а старый театр недостаточно «поучительным». И тогда рядом с классической трагедией, быстро клонившейся к упадку, выступила буржуазная драма. В буржуазной драме французский «человек среднего состояния» противопоставил свои домашние добродетели глубокой испорченности аристократки. Но то общественное противоречие, которое надо было разрешить тогдашней Франции, не могло быть решено с помощью нравственной проповеди. Речь шла тогда не об устранении аристократических пороков, а об устранении самой аристократии (85). Понятно, что это не могло быть без ожесточенной борьбы, и не менее понятно, что отец семейства («Le pere de famille»), при всей неоспоримой почтенности своей буржуазной нравственности, не мог послужить образцом неутомимого и неустрашимого борца. Литературный «портрет» буржуазии не внушал героизма. А между тем противники старого порядка чувствовали потребность в героизме, сознавали необходимость развития в третьем сословии гражданской добродетели. Где можно было тогда найти образцы такой добродетели? Там же, где прежде искали образцов литературного вкуса: в античном мире.

И вот опять явилось увлечение античными героями. Теперь увлекались уже не монархическим веком Августа, а республиканскими героями Плутарха.

Историки французской литературы нередко с удивлением спрашивали себя: чем объяснить тот факт, что подготовители и деятели французской революции оставались консерваторами в области литературы? И почему господство классицизма пало лишь довольно долго после падения старого порядка? Но на самом деле литературный консерватизм новаторов того времени был чисто внешним. Если трагедия не изменилась как форма, то она претерпела существенное изменение в смысле содержания.

Возьмем хоть трагедию Сорена «Spartacus», появившуюся в 1760 году. Ее герой, Спартак, полон стремления к свободе (86). Ради своей великой идеи он отказывается даже от женитьбы на любимой девушке, и на протяжении всей пьесы он в своих речах не перестает твердить о свободе и о человеколюбии. Чтобы писать такие трагедии и рукоплескать им, нужно было именно не быть литературным консерватором. В старые литературные меха тут влито было совершенно новое революционное содержание.

Классическая трагедия продолжала жить вплоть до той поры, когда французская буржуазия окончательно восторжествовала над защитниками старого порядка и когда увлечение республиканскими героями древности утратило для нее всякое общественное значение. А когда эта пора наступила, тогда буржуазная драма воскресла к новой жизни и, претерпев некоторые изменения, сообразные с особенностями нового общественного положения, но вовсе не имеющие существенного характера, окончательно утвердилась на французской сцене (87).

Даже тот, кто отказался бы признать кровное родство романтической драмы с буржуазной драмой восемнадцатого века, должен был бы согласиться с тем, что, например, драматические произведения Александра Дюма-сына являются настоящей буржуазной драмой девятнадцатого столетия.

В произведениях искусства и в литературных вкусах данного времени выражается общественная психология, а в психологии общества, разделенного на классы, многое останется для нас непонятным и парадоксальным, если мы будем продолжать игнорировать, – как это делают теперь историки-идеалисты вопреки лучшим заветам буржуазной исторической науки, – взаимное отношение классов и взаимную классовую борьбу (88).

Тематический тест. Задания 15-19

Задания 15-19 составлены в формате ЕГЭ и направлены на помощь в подготовке к итоговой аттестации.Задания предназначены для самостоятельной работы на уроках, для осуществления текущего и тематического контроля знаний по постановке знаков препинания в осложненных простых и сложных предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Тематический тест. Задания 15-19»

Тренировочная работа. Задания с 15 по 19 на ЕГЭ.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить

1. Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.

2. Осенью откроется выставка молодых московских художников.

3. Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.

4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.

5. Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить

1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.

2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.

3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.

4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.

5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить

1. Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле.

2. Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи

глубоких и разносторонних знаний.

3. Звезды светились на вершинах скал и над головой нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда.

4. Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там.

5. Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Лес пахнет сыростью и листвой и убаюкивает пением птиц.

2. Что это за человек и какое нужно с ним обращение?

3. К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красно-лиловые дятлы.

4. Пляж оказался закрыт и нам пришлось искать новое место для купания.

5. Листья срываются с деревьев кружатся и падают прямо под ноги.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали (2) прислушиваясь к (3) доносящимся из чащи (4) звукам.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Курьер (1) поздоровавшись с отцом (2) и (3) передав ему пакет (4) снял (5) пристёгнутый к поясу (6) планшет с квитанциями.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

Он не замечал происходящего и (1) к счастью (2) был всё так же невозмутим. Человек в порыве (3) к счастью (4) способен совершать чудеса.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

Это озеро (1) казалось (2) огромным зеркалом в оправе из тростника. Небывалая и (3) как мне показалось (4) добрая тишина окружала нас.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

Мы шли весь день и (1) в конце концов (2) нашли знакомую покосившуюся избушку лесника,

которая за прошедший год (3) кажется (4) ещё глубже вросла в землю.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна

нести людям радость, доставлять наслаждение.

Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Старинный пруд (1) в тёмной глубине (2) которого (3) прятались огромные карпы (4) давно привлекал наше внимание.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Ветер усиливался (1) и (2) когда мы шли пальмовой аллеей (3) то крупные капли дождя уже громко стучали по листьям (4) и оставляли следы на песке.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

Живопись с точки зрения выдающегося французского

Французская живопись — живопись населения Франции.

О кельтской живописи нам ровно ничего неизвестно, а от галльско-римского периода во Франции дошли до нас только кое-какие фрагменты мозаик. Равным образом и от живописи времен франкийской монархии не сохранилось ничего, кроме миниатюр в тогдашних рукописях. Вообще, из всех отраслей искусства средневековой Франции, живопись — самая бедная количеством сохранившихся памятников.

Содержание

Фрески и миниатюры

Первыми её произведениями в этой стране, как и везде, были не станковые картины, а изображения, писанные на стенах, и миниатюры. Большинство средневековых церквей, теперь сплошь выбеленных, были в свое время покрыты по внутренним стенам обширными композициями, писанными a fresco или темперой; но из всех этих церквей, St. Savin в Пуату — едва ли не единственная, в которой ещё существуют, хотя сильно повреждённые, грубо исполненные фрески XI и XII столетий.

Что касается миниатюр, то ими усердно занимались во Франции со времен Карла Великого, помещая их сперва в богослужебных книгах и молитвенниках, а потом и в других рукописях. Постепенно развиваясь, живопись миниатюр достигла высокого совершенства при Людовике XI в работах его придворного живописца Жана Фуке Турского и его школы, как можно убедиться в том, любуясь прелестными иллюстрациями молитвенников Анны Бретонской и короля Рене в парижской Национальной библиотеке.

С XII или с XIII века возделывалась также живопись на стекле, замечательные образцы которой, относящиеся к этому времени и к XIV столетию, то есть к цветущей поре готического стиля, представляют нам окна буржского, ле-манжского, шартрского, рейнского, руанского и турского соборов и парижской Сен-Шапель. Это составленные из небольших кусочков стекла изображения сцен священной истории, легендарных событий или отдельных фигур, исполненные ограниченным числом не смешанных, но ярких и глубоких по тону красок, и напоминающие собою ковры.

Читайте также:  Потеря зрения после операции на позвоночнике

В конце средних веков была сильно распространена во Франции живопись огнеупорными красками на эмали, ограничивавшаяся, однако, копированием попавшихся под руку чужестранных картин и лишь редко решавшаяся воспроизводить свои собственные композиции. Особенно процветала она в Лиможе, в XVI столетии, после того, как Франциск I основал там большую фабрику эмалевых изделий и занимал своими заказами ее мастеров. По живописи в собственном смысле слова, стенной и станковой, художников было весьма мало даже в XVI столетии, а выдающихся между ними только двое — Жан Кузен и Франсуа Клуэ.

XVI век: итальянское влияние

Недостаток в живописцах для украшения дворцов побуждал того же Франциска I приглашать к своему двору знаменитых итальянцев (Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Приматиччо). Они положили первое основание самостоятельной французской живописной школе, которая, однако, и в XVII столетии продолжала идти по стопам итальянской.

Придворный живописец Генриха IV Мартен Фремине, расписавший по королевскому повелению часовню замка Фонтенбло, следовал стилю Микеланджело; Валантен де Булонь старался походить на М.-А. да-Караваджо, Жак Бланшар изучил произведения Тициана, Симон Bye подражал светлой манере Гвидо Рени; Никола Пуссен и Клод Желе (К. Лоррен) обучались в Риме, где и провели большую часть своей жизни; образцом для Эсташа Лесюёра был Рафаэль.

XVII век: королевские живописцы

Учрежденная при Мазарини парижская академия сделалась центром художественной деятельности и исходным пунктом направления, которого она неуклонно держалась в течение всего долгого царствования Людовика XIV. Все отрасли искусства централизовались. Шарль Лебрён, назначенный первым живописцем двора и главным руководителем всех работ по украшению королевских построек, собрал вокруг себя целый штат художников разной специальности — живописцев, скульпторов, чеканщиков, лепщиков, слесарей, позолотчиков и т. д. Среди них находились люди с весьма оригинальным дарованием, но все были принуждены работать по рисункам и указаниям своего начальника. Лебрён, талант которого состоял главным образом в легкости, с какой давались ему сочинение и исполнение больших и сложных картин, без сомнения, был способен к диктаторской власти, столь долго находившейся в его руках; но его сухая и холодная манера не могла сообщить особенной привлекательности и блеска несчётным картинам, написанным под его наблюдением в Версале, Лувре, Трианоне, в Медоннском, Марлиском и Венсенских дворцах.

После смерти Кольбера (1683), стали предпочитать Лебрёну Пьера Миньяра, свежий, приятный колорит которого сильно понравился при дворе. Миньяр украсил своей живописью мелкие покои в Версальском дворце и, после кончины Лебрёна, занял его пост.

В конце XVII и в начале XVIII столетия, французская школа не имела строго определенного, однообразного характера. Л. де Лагир, Себ. Бурдон, Ш. де ла Фосс, Ноэль и Антуан Куапели, Жак-Батист и Мишель Корнели, Бон Булонь, Луи де Булонь, Ж.-Б. Сантерр и др. подражали кто Пуссену, кто Лебрёну или Миньяру.

Однако, между царствованиями Людовика XIV и Людовика XV действовало несколько исторических живописцев, более вдумчивых и самостоятельных, чем их товарищи, каковы Жан Жувене, Никола Коломбель и Пьер Сюблейра, и немало слишком щеголеватых, но превосходных и для своего времени очень характеристичных портретистов, из которых достаточно будет указать на Клода Лефевра, Н. Ларжильера и Иасена Риго.

В середине XVIII столетия славилось семейство Ванло, в особенности братья Жан-Батист и Шарль (Карл Ванло). Усвоив себе в Италии манеру П. Берреттини, они, нисколько не справляясь с натурой, гнались только за приятностью и блестящим эффектом, и их направление, удовлетворявшее вкусу времени, вскоре превратилось, в работах Наттье, Натуара, Буше и Фрагонара, в пристрастие к театральности, жеманству и слащавости.

Рядом с выродившейся таким образом исторической отраслью живописи развились другие её отрасли, перед тем мало занимавшие художников. Изящные картины Ватто и его последователей Ланкре и Патера, изображающие сцены из быта высших слоев общества, с костюмированными по театральному кавалерами и дамами, беседующими между собой, танцующими, развлекающихся музыкой и т. п. в роскошных парках или в красивых уголках сельской природы, возбуждали восторг в любителях искусства. В почете у этих последних были также жанристы А. де Фавре и Ж.-Б. Лепренс. Шарден, изображая сцены простонародного быта, кухни и предметы неодушевленной природы, создавал картины, не уступающие в достоинстве однородным с ними произведениям голландских мастеров. Депорт и Удри с большим успехом писали сцены охоты и фигуры животных. Лантара и Жозеф Берне высоко ценились, как пейзажисты и живописцы моря. В одно время с ними Грёз воспроизводил сцены семейной жизни среднего и мещанского сословий, с сентиментальностью и тенденциозностью, напоминающими умильные романы Дидро.

Конец XVIII века — XIX век

Три французские школы живописи

Взгляды тогдашнего общества, под влиянием энциклопедистов, изменились, и главное, что стало занимать его, были серьёзная история и вопросы лучшего устройства социальной жизни. Дух того времени отразился в работах Ж.-М. Вина и Ж.-Ф. Пейрона, явившихся подготовителями и предшественниками живописцев новой художественной эпохи, наступившей в конце XVIII века. В эту эпоху, три направления идей, исходивших каждое из особого источника, давали материал и содержание для французской живописи и породили три школы.

Классическая школа

Первая, так называемая «классическая» школа существовала приблизительно с 1780 по 1860 гг. Основателем ее был Жак Луи Давид, а продолжателями Гро, Герен, Жерар, Жироде-Триозон и Летьер; немного изменилась она при Энгре и окончилась с его последним учеником, И. Фландреном. Исходной ее точкой была природа, но рассматриваемая не просто, а сквозь призму античных и подражающих античным новейших мастеров. Классическая древность, больше римская, чем греческая, и итальянское Возрождение, особенно флорентийское и римское, были областью, в которой эта школа вращалась; библейская история, легенды героической эпохи и христианства были ее любимыми сюжетами. Пьер Поль Прюдон, хотя и образовался не в классической школе, однако близок к ней в своих картинах, напоминающих грацию, игру светотени и законченность Корреджо. Само собой разумеется, что важнейшие произведения классиков относились к исторической живописи, как к главной с точки зрения академии и ею поощряемой. Другие отрасли живописи были культивируемы в школе весьма умеренно; из художников, занимавшихся этими отраслями, выдаются жанристы Шарль Верне и Т. Жерико, пейзажисты Тонне и Демарн, живописец животных Браскасса и живописцы цветов Редуте и Сен-Жан.

Романтическая школа

Вторая школа, известная под названием «романтической», не пережила поколения, видевшего ее возникновение, а именно существовала всего с 1828 по 1858 гг. Выдвинули ее вперед англичанин Боннингтон, голландец Ари-Шеффер, Эжен Делакруа и Поль Деларош, но вместе с ними же она сошла со сцены. И для этой школы точкой отправления служила природа, но подчиненная всецело индивидуальному воззрению художника и потому отражающая в себе произвол его фантазии. В начале романтическая школа почерпала для себя сюжеты только из истории и быта средних веков, но потом стала обращаться за ними также и к жизни последних трех столетий, причем главной своей задачей считала соблюдение археологической точности в изображении малейших деталей. Пренебрегая академическим рисованием с натуры, романтики тем усерднее пустились изучать историю костюмов и превратили историческую живопись в пояснительное иллюстрирование повествований о былых временах и произведений старинных и новейших поэтов. Классицизм впадал в холодную красоту форм и в фарфоровую гладкость и бессилие прозрачных красок; романтизм страдал другими недостатками — поразительной странностью выбора сюжетов, пастозностью и небрежностью техники, которые привели его к падению. В противоположность историческому роду живописи, прочие ее отрасли достигли в романтической школе небывалой важности и надолго завоевали себе расположение публики. Леополь Робер, Декан, Камиль Рокплан, Эжен Изабе, Тони-Жоанно, Диаз, Эжен Лами и др. с большим успехом трудились по части исторического жанра, и некоторые из них превосходно писали также пейзажи, морские виды и картины с животными. Орас Верне, И. Белланже, Шарле и Раффе составили себе громкую известность изображением сражений и вообще военной жизни. Энергично исполненные, нередко весьма поэтичные пейзажи Каба, Т. Руссо, Марилья, Гюе и Жюля Дюпре оттесняют на второй план стилизованные и идеализированные произведения «исторических» пейзажистов, хотя в числе этих последних ещё встречались такие таланты, как А. Десгоф, Алиньи, Виктор и Эдуард Бертены. Живопись морских и приморских видов удачно возделывали Гюден, Гарнере и Лепуатевен, а Браскасса и Сен-Жан приобрели доныне сохраняющуюся за ними известность — первый, как живописец животных, а второй, как мастер писать цветы.

Реалистическая школа

Третья, и самая новая, школа образовалась через соединение предшествовавших школ. Она стремится не улучшать, не идеализировать природу, а передавать ее в характеристических чертах такой, какова она в действительности. Классической древностью, равно как и средними веками и эпохой Возрождения, интересуется она очень мало; ее задача — изображать современность. Ее называют «натуралистической» и «реалистической» школой, и она долго и невозбранно господствовала в живописи XIX столетия. О стильной исторической живописи в прежнем смысле слова, конечно, не могло быть и помина. Хотя Кабанель, Бодри, Бенувиль, Эбар, Жалабер, Жоббе-Дюваль, Густав Моро, Бугро, Эмиль Леви, Жюль Лефевр, Рибо, Эннер, Жан-Поль Лоран, Поль-Жозеф Блан и др. могут называться в некотором отношении историческими живописцами, однако, значительное большинство их картин принадлежит к разряду жанров.

В этой области искусства новейшие французские живописцы достигли великолепных результатов, так как овладели всеми нужными для того средствами. Никогда ещё изучение и понимание нравов, обычаев, чувств и характеров людей недавнего и самого последнего времени не было так тонко, свободно и всесторонне, как теперь. Интересные и пикантные старинные и современные костюмы, особенности элегантного общества, проявления капризов моды, домашние мир и разлад, маленькие происшествия во время прогулок, в гостиницах и в кафе, веселое, комичное и типичное в быте разных стран — все это никто ещё не изучал так основательно, никто не наблюдал так зорко, никто не изображал так живо и мастерски, как новейшие французские жанристы.

Бытовой жанр

По части маленьких, тонко исполненных картин исторически-бытового содержания не имел соперников себе знаменитый Мейссонье; к нему в большей или меньшей степени примыкают Фовле, Шаве, Плассан, Фишель, Жюль Вормс и многие др. Их кабинетные картинки переносят зрителей в XVII и XVIII столетия, но некоторые из группы подобных жанристов, как, например, Шарль Конт, Джемс Тиссо, Луи Лелуар и Адриен Моро, охотно обращались за сюжетами, кроме того, к истории средних веков и Возрождения и обрабатывали их оригинальным образом.

Античный жанр

Гюстав Буланже и Гектор Леру удачно соперничали с Жеромом в «античном жанре», введенном им во французское искусство и доныне возделываемом многими. Отраслью этого рода живописи надо считать «новопомпейский жанр», в котором особенно отличался Амон. В том же своеобразном роде работали Пику Изанбер и др. Тульмуш, Шаплен, Бонвен, Э. Фрер, Ж. Вибер, Берн-Белькур и Ф. Жирар заслуженно получили известность, как наблюдательные и изящные изобразители быта высшего и среднего классов горожан.

Характерный жанр

Во главе живописцев деревенского быта и характерного жанра явились Жюль Бретон и Гюстав Брион, два необыкновенно талантливых, проникнутых теплым чувством рисовальщика, колориста и композитора. Кроме них, прекрасно воспроизводили жизнь поселян различных французских провинций Гюильмен, Ад. и Арм. Лелё, Гаффнер, П. Билле и др. Жанровые картины большого размера, а также большие пейзажи с животным стаффажем писали Гюстав Курбе и Франсуа Милле; их произведения доныне в большом почете у публики за ярко выраженную в них любовь к природе и к меньшой братии, хотя у первого из этих художников техническая сторона исполнения посредственна. А. М. де Невиль, Ж. Дюпре, Э. Детайль и Проте — замечательные живописцы военной жизни, имеющие мало общего с прежними холодными баталистами, представляющие в своих картинах сражений не манекены в солдатском костюме, а мыслящих и чувствующих людей и составляющие из них сцены, нередко полные потрясающего драматизма.

Между жанристами, бравшими сюжеты для своих произведений из восточного быта, особенно выдаются Фромантен, Ш. Фрер, Бида, Пазини и Буно.

Портретная живопись

Портретная живопись составляла предмет занятий многих художников, как сделавших ее своею специальностью, так и обращавшихся к ней по временам от исторического рода и от жанра; произведения их по большей части отличаются вкусом постановки фигур и виртуозностью кисти, но редко передают не одну только внешность изображенных лиц, а также и их внутреннюю жизнь и тонкие черты их характера.

Пейзажная живопись

Особенно сильно и оригинально развилась в новейшей Франции пейзажная живопись. Совершенно бросив прежнее направление, стремившееся к приукрашиванию природы по правилам стильной живописности, она стала искать только верного копирования действительности и внешнего истолкования ее постоянного характера и случайных явлений. Франсе, Добиньи, Ксавье и Сезар де Коки, Эмиль Бретон, Камиль Бернье, Блен и др., трудясь в этом натуралистическом направлении, выказали каждый более или менее замечательный талант, и их картины, отличающиеся тонкой передачей воздушной перспективы, правдивостью общего и частностей, блеском красок и сочным письмом, по достоинству высоко ценятся любителями искусства.

Импрессионисты

От этих художников значительно разнятся пейзажисты, идущие по стопам Коро и его последователей — Шентрейля, Декана и др., гнавшихся исключительно за схватыванием общего впечатления природы, жертвовавших для того обработкой частностей и позволявших себе упущения и переиначивания того, что наблюдено ими в действительности, и небрежность технического исполнения. Картины этих художников, получивших прозвание «импрессионистов», представляют собой скорее эскизы, чем оконченные произведения, что не мешает им пользоваться большим почётом в некоторой части публики. Живопись морских видов уже не занимала такого видного места во французском искусстве, как прежде.

Стремления импрессионистов, в особенности Мане, Бастьена Лепажа и Дега, привели к полному перевороту в трактовании света. Многим опостылело сосредоточенное освещение мастерских, и они пустились работать на открытом воздухе (пленеристы).

Пейзажисты

Большие и маленькие пейзажи, в которых главную роль играют животные или, по крайней мере, животные составляют стаффаж, существенно важный для передачи эффектов освещения и для лучшего обозначения форм почвы и растительности, мастерски писали Констан Тройон, Роза Боннер и Палицци. Шарль Жак прославился своими изображениями различных пород домашней птицы, овечьих стад и овчарен. Собаки и кошки имели верного изобразителя их нравов в лице Эжена Ланбера.

Жанр натюрморта

Живопись так называемой «мёртвой природы» — специальность Филиппа Руссо и Блеза Дегоффа — двух художников, совершенно противоположных по приёмам работы, но одинаково искусных. Наконец, по живописи цветов и плодов следует указать, как на самых даровитых мастеров того времени, на Шабаль-Дюссюржея, Фантен-Латура и Этьена Пти.

Монументальный жанр

Пюви де Шаванн — своими фресками в парижском Пантеоне и другими работами — указал новый путь к монументальной декоративной живописи.

Источники:
  • http://neznaika.info/q/5437
  • http://infopedia.su/1x1459.html
  • http://znanija.com/task/24688986
  • http://neznaika.info/ege/russian/238-variant-53.html
  • http://rus-ege.sdamgia.ru/test?pid=2836
  • http://lit.wikireading.ru/46394
  • http://multiurok.ru/files/tiematichieskii-tiest-zadaniia-15-19.html
  • http://3dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1342176