Название: Западная цивилизация с экономической точки зрения. В 2-х томах
Автор: В. Кеннингем
Место издания: М.
Издательство: Т-во тип. А.И. Мамонтова
Год: 1902-1903
Страниц: 213+270
Формат: djvu
Размер: 2,77+4,24 MB
Книга «Западная цивилизация с экономической точки зрения» Вильяма Кеннингема, видного историка-экономиста, представляет собой обзор экономической истории Европы и Ближнего Востока с древнейших времен до конца XIX в. Кеннингем не углубляется в исследование процессов, происходивших в глубинах социальной жизни, он изображает только продукты этих процессов — явления, определившие собой наиболее типичные черты хозяйственного быта в течение целых исторических эпох. Книга отличается обилием фактического материала. Цель книги — «рассмотреть, как каждый из великих народов прошлого внес свою долю в ту западную цивилизацию, которая в настоящее время с такой быстротой распространилась по всему земному шару». Автор относил происхождение экономических институтов к особому дару этих народов. Том первый состоит из предисловия, введения и трех книг, каждая из которых в свою очередь состоит из нескольких глав. В нем автор рассматривает картину прогресса материальной цивилизации в древнем мире — от ее начала в Египте и Финикии до фазы высшего развития в Римской Империи при Адриане; сношения между народами, влияние одного народа на другой. Краткий план книги таков: поиск источников западной цивилизации в Египте и Финикии, характерные черты этих двух цивилизаций, греки и греческие колонии, распространение греческой цивилизации, вторжения варваров, верховенство Нового Рима, основанного Константином, христианский Рим. После выяснения влияния, которое каждая цивилизация могла оказать на последующую мировую историю, автор переходит к исследованию причин, обусловивших падение этой цивилизации. К книге приложены пять карт, четыре из которых представляют собой географические карты Египта при фараонах, Финикии и Палестины, финикийских и греческих колоний, Римской Империи, а пятая — хронологическую карту.
Том II состоит из предисловия, введения и трех книг: IV, V и VI, каждая из которых в свою очередь состоит из нескольких глав. В нем исследование продолжается с той эпохи, когда Римская империя оказалась уже не в силах охранять и распространять цивилизацию. Ее место заняла церковь, на долю которой выпала эта миссия в период, последовавший за падением империи. В четвертой книге Кеннингем подробно выясняет значение христианства для европейской цивилизации вообще и в частности — для экономического развития европейских народов, особо выделяя большое значение христианской идеи не только для духовного, но и материального прогресса Европы. Далее он выясняет причины распада социальной системы, поддерживавшейся церковью, и следит за переустройством экономической жизни на новых началах. Пятая книга второго тома посвящена процессу образования национальностей, с которым связаны появление на исторической сцене соперничающих торговых государств и выработка начал национальной экономической политики. В последней, шестой книге сочинения Кеннингем описывает промышленный переворот, подготовленный ростом капитала, и заканчивает исследование общей характеристикой современного периода. Читатель найдет в книге обзор экономической истории Европы с V в., а если присоединить первый том, то с древнейших времен до конца XIX в. После выяснения влияния, которое каждая цивилизация могла оказать на последующую мировую историю, автор переходит к исследованию причин, обусловивших падение этой цивилизации. К книге приложены три карты: карта владений и завоеваний Карла Великого, карта некоторых важных торговых путей и карта эры распространения латинской расы.
Западная цивилизация с экономической точки зрения
Другие названия: An essay on western civilization in its economic aspects
Издательство: URSS (Москва), КРАСАНД (Москва)
Год издания: 2011
Тип издания: Книги
Каннингем, Уильям (1849-1919). Западная цивилизация с экономической точки зрения [Текст] = An essay on western civilization in its economic aspects : древний мир / У. Каннингем ; пер. с англ. П. С. Когана. — 2-е изд., [репр. воспр. изд.]. — Москва : URSS : КРАСАНД, 2011. — 199, [3] с. : карты. — (Из наследия мировой политологии). — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-396-00302-6 : Б. ц.
Западная цивилизация с экономической точки зрения
Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет … Википедия
Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики>; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия
Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия
История Европы — Хронологическая Европа в каменном веке Европа в бронзовом веке Античность Средние века Эпоха Возрождения Новое время Европейский союз Эта статья посвящена истории Европейского континента. Содержание … Википедия
Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия
Индия — (India) История Индии, географическое положение Республики Индия Административное деление Индии, растительный и животный мир Индии, внешняя и внутренняя политика Индии, культура Индии, экономика Индии Содержание Содержание Раздел 1. История .… … Энциклопедия инвестора
Западная цивилизация с экономической точки зрения
» в конце слова из фразы. Например:
Критерий близости
» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
Релевантность выражений
Поиск в интервале
Каннингем, Уильям — Западная цивилизация с экономической точки зрения /
Западная цивилизация с экономической точки зрения / Соч. В. Кеннингема. Т. 1-. — Москва : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902-1903. — 21.
LDR | 00573nam#a22001571ia4500 |
001 | 003523403 |
005 | 20061204152406.0 |
008 | 061204m19021903ru#####||#####|||#||rus#d |
035 | ## $a (NLR)rc\1743620 |
040 | ## $a RuMoRGB $b rus $c Prosoft-M $e rcr |
041 | 1# $a rus $h eng |
100 | 1# $a Каннингем, Уильям $d 1849-1919 |
245 | 10 $a Западная цивилизация с экономической точки зрения / $c Соч. В. Кеннингема. Т. 1- |
260 | ## $a Москва $b т-во тип. А.И. Мамонтова $c 1902-1903 |
300 | ## $c 21 |
979 | ## $a fb19vrus |
Автор | Каннингем, Уильям |
---|---|
Заглавие | Западная цивилизация с экономической точки зрения / |
Дата поступления в ЭК | 04.12.2006 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | Соч. В. Кеннингема. Т. 1- |
Выходные данные | Москва : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902-1903 |
Физическое описание | 21 |
Язык | Русский |
Западная цивилизация с экономической точки зрения / Соч. В. Кеннингема. Т. 1-. — Москва : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902-1903. — 21.
(Древний мир) / Пер. с англ. П.С. Когана. — 1902. — [4], 200 с., 5 л. карт. ещё
Хранение: FB F 53/310;
Хранение: FB Кл 3/200;
Хранение: FB C 57/150;
Хранение: FB U 21/650;
Хранение: FB V 483/531;
Хранение: FB Рб 19/869;
Хранение: FB Рб 19/870;
Каннингем, Уильям (1849-1919).
Западная цивилизация с экономической точки зрения / Соч. В. Кеннингема. Т. 1-. — Москва : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902-1903. — 21.
(Средние века) / Пер. с англ. П. Кончаловского; Предисл. проф. А.А. Мануйлова. — 1903. — XIV, 271 с., 3 л. карт. ещё
Хранение: FB F 53/310;
Хранение: FB Кл 3/200;
Хранение: FB C 57/150;
Хранение: FB U 21/650;
Хранение: FB V 483/531;
Хранение: FB Рб 19/869;
dagistanhistory
dagistanhistory
Книга «Западная цивилизация с экономической точки зрения» Вильяма Кеннингема, видного историка-экономиста, представляет собой обзор экономической истории Европы и Ближнего Востока с древнейших времен до конца XIX в. Цель книги — «рассмотреть, как каждый из великих народов прошлого внес свою долю в ту западную цивилизацию, которая в настоящее время с такой быстротой распространилась по всему земному шару».
Том I . В нем автор рассматривает картину прогресса материальной цивилизации в древнем мире — от ее начала в Египте и Финикии до фазы высшего развития в Римской Империи при Адриане;
Том II . В нем исследование продолжается с той эпохи, когда Римская империя оказалась уже не в силах охранять и распространять цивилизацию . подробно выясняет значение христианства для европейской цивилизации вообще и в частности — для экономического развития европейских народов. Пятая книга второго тома посвящена процессу образования национальностей, с которым связаны появление на исторической сцене соперничающих торговых государств и выработка начал национальной экономической политики. В последней, шестой книге сочинения Кеннингем описывает промышленный переворот, подготовленный ростом капитала, и заканчивает исследование общей характеристикой современного периода.
Западная цивилизация
Православная цивилизация.
18. Место и роль России в общепланетарном процессе.
Римский клуб и его основные доклады.
Проекты «Мировая политика» Дж.Форрестера и «Пределы роста» Д.Медоуза.
Глобальные проблемы современности: национально-этнические и демографические.
Политические издержки мультикультурализма в Европе.
Преодоление экологического кризиса — глобальная проблема современности.
Предотвращение мировой ядерной войны как глобальная проблема современности
Технико-экономические проблемы освоения космического пространства и связанные с ними межгосударственные противоречия
Экологические аспекты освоения космического пространства как глобальная проблема современности
Международное космическое право и ответственность за правонарушения в космосе
Принципы мондиализма и космпополитизма в формировании социополитического пространства глобального мира.
Доктрина «евроатлантизма» как теория и практика построения однополярного мира. Глобализация и панамериканизм.
Американская глобальная система З. Бжезинского.
Глобальный трансатлантизм и его военные и политические структуры в начале 21 века.
- Информация как инструмент политики в глобальном мире. «Мировая деревня» М. Макклюена. как информационный феномен глобализации.
- Критика политической глобализации и проект антиглобалистского движения.
- Альтернативные прогнозы Э.Тоффлера.
- Социальное неравенство в глобальной перспективе: политические и экономические последствия.
- Концепция «Смерти Запада» как проблема исторический вызова западной цивилизации.( П. Бьюкенен).
- Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости — актуальная общечеловеческая проблема.
- Ресурсы природы и проблемы глобальной политики.
1.
Глобалистика как наука. Предмет исследования и основные особенности.
ГЛОБАЛИСТИКА (франц. Global — всеобщий, от лат. Globus — Земной шар; букв. Наука о всеобщем) — наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных сфер человеческой деятельности — экологической, социальной и экономической — в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами, в наступившую эпоху антропогенно перегруженной Земли.
Под “миром” (“мировой системой”) понимается человечество, его социально-экономические системы, технологии и окружающая среда.
Глобалистике можно дать следующее определение. Глобалистика охватывает единый мир единым взглядом и описывает этот мир, его динамику развития, его внутренние взаимосвязи единой системой обобщенных параметров.
Как глобалистика соотносится с философией? Глобалистика, в отличие от философии, изучает общие закономерности развития человечества в количественном виде, и, чем не занимается философия, конструирует количественные модели управляемого жизнеспособного мироустройства в условиях антропогенно перегруженной Земли. Глобалистика гармонично сочетает фундаментальные и прикладные исследования и разработки.
Какова связь глобалистики с методологией? Глобалистика, родившаяся в результате синтеза и обобщения ряда наук — экологии, социологии, экономики, демографии, философии. описывая предельные возможности Земли и ее биосферы, приобретает также и методологические функции, задавая ориентиры развития материнских наук.
Глобалистика имеет свой понятийный аппарат: аксиомы, понятия, термины.
Глобалистика идет дальше. Она конструирует количественную модель управляемого мира, которая состоит из трех элементов: биосферы, стран мира в целом и отдельной страны. Она описывает взаимодействия между этими тремя элементами системой обобщенных количественных параметров мира. Модель управляемого мира на основе системы обобщенных параметров мира обладает принципиально новыми возможностями: она позволяет обнажить внутренние закономерности движения мира и управлять им.
У истоков глобалистики стоит Римский клуб. С точки зрения римского клуба глобалистика- это наука о глобальных проблемах человеческой истории. Эксперты римского клуба видели своей задачей построение долгосрочных перспектив (в отличие от политиков). В данной науке , с точки зрения римского клуба, подход к проблемам комплексный и необходимы специалисты широкого профиля.
2. Историческое сближение мира.
Истоки идеи глобализации иногда можно увидеть теориях Средневековья, чьи адепты верили в грядущее собирание всех народов мира в едином Царстве, которое не будет более знать конфликтов и противоречий. Древнегреческий мыслитель Гераклит одним из первых написал о том, что МИР ЕДИН. Эту идею поддерживал Полибий -древнегреч. Мыслитель.
А Философская школа Стоиков видела итогом создание одного единого государства.
Также существовали государства, пытающиеся включить в себя весь мир , такие как Римская империя.
А в средние века (период феодальной раздробленности) идет обратный процесс (шаг назад).
16 век – это шаг вперед к объединению.Э то период возникновения капитализма, великие географические открытия, реформации, которые впервые дали представление обо всем мире, о его масштабе.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.
Научно-технический прогресс – главная причина глобализации ( причина ее ускорения).
Первая волна глобализации – последняя треть 19 века (развитие транспортной системы – железнодорожные пути, пароходы и развитие средств связи — телеграфы (60-е), изобретение и распространение телефонов (1876г).)
Идеологи глобализации – Джон Брайт, Джон Кобден. Они выдвинули идею свободной торговли.
Эпоха первой мировой войны (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) стала шагом назад.
В 1920-е, 30-е годы во всех Европейских странах действуют ограничения доступа (границы, таможня, визы, паспорта).
После второй мировой войны, глобализация идет только в западном мире.Европа сближается, но отгораживается от востока.
Вторая волна глобализации (80-е 90-е годы хх века) – новый технический скачек (развитие авиатранспорта, автотранспорта, интернет сеть, компьютеры, мобильные телефоны)
В 1989 году в Вашингтоне принимается документ «Вашингтонский консенсус», экономисты (Вильянсон) предложили свод правил , касающихся экономики :
· Налоговая дисциплина (во всех государствах исчез дефицит бюджета)
· Торговый либерализм ( отмена таможни, тарифов)
· Единый обменный курс
· Инвестиции без границ ( вложение средств без преград)
· Приватизация ( государство препятствует глобализации)
· Ликвидация государственного регулирования экономики
· Неприкосновенность прав частной собственности
3. Глобализация экономики.
Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру экономической взаимозависимости национальных экономик, в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы [1] . Процесс усиления экономической интеграции между странами, приводит к слиянию отдельных национальных рынков в один всемирный рынок [2] . Экономическая глобализация может рассматриваться, как в позитивном, так и в негативном аспектах.
Экономическая глобализация включает в себя глобализацию производственных мощностей, рынков, конкуренций, технологий, корпораций и отраслей [1] .
Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления [3] . Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых странс экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономикразвивающихся стран.
Особенности:
глобализация идет неравномерно. Интенсивнее это проявляется в финансовой сфере. (в первую очередь затрагивает западный мир ),Эта неравномерность породила модель СЕВЕР-ЮГ(богатый север, бедный и отстающий юг).
1900-мировой обмен – 1 млн долларов
1992- 820 млрд долларов
1998-1.5 триллиона долларов
4. Глобализация культуры.
В 1972 – появление электронной почты,
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.
Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.
На данный момент возникает реальная возможность наблюдать мир онлайн.
Глобализация идет под знаком ВЕСТЕРНИЗАЦИи (от англ. west-запад)-термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные.
5. Глобализация в политике.
В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Логично, что глобализация в политике ведет к исчезновению государств вообще.
1) Развитие транснациональных корпораций (государство не может контролировать такую корпорацию, тк она расположена по всей планете, не имеет границ)
2) Развитие негосударственных организаций
3) Сепаратизм в 1914 году в европе было 17 государств, 2000 – 44 государства.
4) Исчезают политические разногласия в вопросе глобализации ( всех политиков можно просто разделить на тех, кто «за» и кто «против»)
6. Критика глобализации.
Глобализацию критикуют не только антиглобалисты и некоторые политики (например, Уго Чавес), но также ряд экономистов и учёных. Например, известный экономистДжозеф Стиглиц написал несколько книг, в которых содержится острая критика глобализации. Стиглиц доказывает на многочисленных фактах и примерах, что она разрушает промышленность, способствует росту безработицы, нищеты, тормозит научно-технический прогресс и усугубляет экологическую катастрофу на планете. Он критикует политику глобальных институтов: ВТО, МВФ, — которые, по его мнению, используют глобализацию и её идеологию (свободная торговля, свободный доступ к сырьевым ресурсам, мировое патентное право, использование в качестве мировых валют «бумажных» доллара и евро, вмешательство международных институтов вовнутреннюю политику и т. д.) в интересах нескольких наиболее развитых государств, в ущерб большинству стран на планете [11] . Некоторые авторы указывают на то, что глобализация способствует падению рождаемости [12] . Другие утверждают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников [13] . Третьи указывают, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей («мирового правящего класса») [14] .
В то время как сторонники глобализации утверждают, что все современные процессы и связанные с ними негативные явления имеют естественный характер и ими невозможно управлять, критики глобализации, наоборот, убеждены, что крупные государства в состоянии значительно уменьшить негативное влияние последней.
С глобализацией не согласна значительная часть стран третьего мира.
В США глобализацию критикуют:
· Консервативно настроенные политики (их волнует вопрос переизбрания на следующий срок, а некоторые люди страдают из-за глобализации)
· Американский профсоюз (американцы остаются без работы)
· Американские торговые кампании
Научно-теоритические подходы к глобализации:
1) Модернизм (50-начало 60 гг)
Главный теоретик – Парсонс
Запад – самая лучшая часть планеты, тащит за собой всех остальных. Модернисты считают, что Запад – уникальная , наилучшая цивилизация. Вся планета пойдет за Западом.
2) В середине 60-х Запад был подвергнут критике (курили траву, принимали наркотики, бунтовали)
В 60-е годы выяснилось, что страны, начавшие модернизацию не стали Западными.
3) Конец 60-х – антимодернизм
Появилось понимание того, что западный шаблон не применим к незападным странам. С их точки зрения история человечества — путь крови, катастроф и воин. Они подвергают критике Запад , тк он навязывает свои идеалы миру.
Антимодернисты поверили в незападную модель (обратили свое внимание на СССР),
4) В конце 70-х антимодернизм зашел в тупик, тк американцы догнали СССР в космической гонке, но СССР не догнал Америку в остальном.
ПОСТМОДЕРНИЗМ (Отношение к Западу более объективное, разочарование в незападных проектах) Но реализовать эту модель пока смог только запад.
5) Нач. 90-х годов – неомодернизм (фактически возвращение на позиции модернизма)
Западная экономика делает рывок за счет краха СССР.
7. Теоретические подходы к глобализации: модернизм и антимодернизм.
Научно-теоритические подходы к глобализации:
· Модернизм (50-начало 60 гг)
Главный теоретик – Парсонс
Запад – самая лучшая часть планеты, тащит за собой всех остальных. Модернисты считают, что Запад – уникальная , наилучшая цивилизация. Вся планета пойдет за Западом.
Среди когорты совместно (глобально) движущихся держав были различимы два типа — традиционные, в которых преобладают традиционные ценности, и модернизированные, т.е. отошедшие от традиций в сторону модернистской унификации (в те годы лишь Запад). Модернизированными считались те социальные организации и культурные установки, которые выработал именно Запад и которые характеризовались индивидуализмом, приверженностью демократии, капитализму, секуляризацией религиозных традиций, обращенностью к науке.
Модернистской точке зрения (1950-1965 годы) были свойственны исторический оптимизм, видение перехода от традиционализма к модернизму как магистрального пути исторического развития, сугубая убежденность в том, что каждое государство (даже недавно образовавшееся) имеет достаточный потенциал для броска в модернистское будущее, для уверенного подключения к мировой экономике, для введения в своей социальной практике самой передовой демократии, для создания царства закона и всеобщей образовательной революции, оставляющей традиционность музеям, а религиозную убежденность — церковным учреждениям.
Теоретики модернистской школы не считали незападные общества безнадежно отставшими. Молодые государства (сто новых за указанный период) подавались ими внутренне цельными, гомогенными, самодостаточными. А у западного мира они не находили каких-либо уникальных и недостижимых особенностей. Это была (почти слепая) вера в то, что вслед за исторически случайным выходом вперед Запада последует быстрая модернизация незападного мира (прежде всего России
· В середине 60-х Запад был подвергнут критике (курили траву, принимали наркотики, бунтовали)
В 60-е годы выяснилось, что страны, начавшие модернизацию не стали Западными.
· Конец 60-х – антимодернизм
Линейная «прогрессивная модернизация» оказалась неосуществимой. Страны Азии, Африки и Латинской Америки так и не смогли нащупать убедительной дороги к прогрессу. Модернизм как теория объяснения настоящего и будущего, как интерпретация модернизации в середине и второй половинеу 1960-х годов уступил место идеям более молодого поколения западных интеллектуалов.
Впервые за многие века идеологами, интерпретаторами глобального материального развития был сделан вывод о недостаточности западных предписаний для материального развития большинства стран мира.
Были сделаны выводы, что нельзя все модернизационные идеи мира черпать только из западного источника, что следует учитывать культурное разнообразие мира и наличие незападных способов решения проблем материального развития.
Приверженцев этих взглядов объединил антимодернизм, критическое отношение к упрощенным схемам общемирового развития
Во-первых, антимодернисты указали на то, что в мире происходит гигантская крестьянская революция, разрастается бунт мировой деревни против мирового города. Во-вторых, начинается восстановление глобальных позиций Азии, обозначился подъем желтой и черной рас, их противостояние Западу. В- третьих, Запад породил массовую культуру, распространившуюся по всему миру, нашедшую адептов в городах незападного мира — лишившую часть молодежи Запада и остального мира прежней взаимной подозрительности, основанной на идеологии — но сделавшей потенциально реальным реванш местных культур.
Появилось понимание того, что западный шаблон не применим к незападным странам. С их точки зрения история человечества — путь крови, катастроф и воин. Они подвергают критике Запад , тк он навязывает свои идеалы миру.
Антимодернисты поверили в незападную модель (обратили свое внимание на СССР),
· В конце 70-х антимодернизм зашел в тупик, тк американцы догнали СССР в космической гонке, но СССР не догнал Америку в остальном.
8. Теоретические подходы к глобализации: постмодернизм и неомодернизм.
Научно-теоритические подходы к глобализации:
· Модернизм (50-начало 60 гг)
Главный теоретик – Парсонс
Запад – самая лучшая часть планеты, тащит за собой всех остальных. Модернисты считают, что Запад – уникальная , наилучшая цивилизация. Вся планета пойдет за Западом.
· В середине 60-х Запад был подвергнут критике (курили траву, принимали наркотики, бунтовали)
В 60-е годы выяснилось, что страны, начавшие модернизацию не стали Западными.
Конец 60-х – антимодернизм
· Появилось понимание того, что западный шаблон не применим к незападным странам. С их точки зрения история человечества — путь крови, катастроф и воин. Они подвергают критике Запад , тк он навязывает свои идеалы миру.
Антимодернисты поверили в незападную модель (обратили свое внимание на СССР),
· В конце 70-х антимодернизм зашел в тупик, тк американцы догнали СССР в космической гонке, но СССР не догнал Америку в остальном.
ПОСТМОДЕРНИЗМ (Отношение к Западу более объективное, разочарование в незападных проектах) Но реализовать эту модель пока смог только запад.
Этому виду социально-экономической интерпретации мирового развития не было свойственно антимодернистское самобичевание: постмодернисты не обвиняли Запад во всех бедах мира и старались смотреть на мир под новым углом зрения — менее идеологизированно, более «объективно». В отличие от модернизма постмодернизм не питал футурологических фантазий и не увлекался простыми схемами экономико-технического воспитания человечества, облагодетельствования его чудесами науки. Постмодернизм в отличие от модернизма не делил мир на «современную» и «архаичную» части, не противопоставлял модернизм и традиционализм, настаивая на том, что существуют универсальные ценности, но не сугубо западные, а более общечеловеческие. Запад разделяет их как часть мира, получившая свободу выбора, прелесть локального, частного, особого, незаангажированного, раскрепощенного мира. Таким образомпостмодернизм «связал» распадавшийся по социальному признаку мир, отказавшись представлять Запад как особый регион, ведущий остальные страны к переменам.
В отличие от антимодернизма постмодернизм не испытывал иллюзий в отношении радикальных социальных экспериментов, не увлекался критикой буржуазного мира; этот подход был обращен к ценностям, отдаленным от социальных, моральных и прогрессистских. Постмодернисты решительно отказались видеть в незападном пути развития убедительный или достойный подражания пример.
· Нач. 90-х годов – неомодернизм (фактически возвращение на позиции модернизма)
Западная экономика делает рывок за счет краха СССР.
Победа Запада привела западных теоретиков к четвертой интерпретации. На смену постмодернизму пришло четвертое направление послевоенного осмысления проблем глобального развития, которое было названо Э.Тирьякьяном и Дж. Александером неомодернизмом, поскольку возрождало веру 1950-х годов в прогресс и видело главной дихотомией приверженность науке и приверженность традиционным ценностям. Другие теоретики предпочли определение неолиберализм, поскольку он противопоставил себя государственному вмешательству.
9.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Цивилизации Запада. Западноевропейская цивилизация
К цивилизациям Запада относят западноевропейскую цивилизацию и с некоторыми оговорками латиноамериканскую и православную. Иногда их объединяют в одну — христианскую (или западную) цивилизацию. Но, независимо от этого, цивилизации Запада во многих отношениях противоположны восточным.
По сравнению с цивилизациями Востока, которые насчитывают тысячелетия, они отличаются сравнительной молодостью.
Интенсивное производство, сложившееся в западноевропейском регионе с его более суровыми но сравнению со странами Востока природными условиями, требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества. В связи с этим формировалась и другая система ценностей, где действовали принципы «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честная конкуренция как путь к самоутверждению». Эти принципы, часто противопоставляющиеся «созерцательности» традиционных обществ Востока, были сформулированы еще в античной Греции.
Западноевропейская цивилизация (жизненное пространство которой нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, частично в ЮАР), вобрала в себя достижения античной культуры, идеи эпох Возрождения, Реформации, Просвещения и Французской революции. При этом история Европы «писана не голубыми или розовыми красками»: она знает и времена инквизиции, и кровавых режимов, она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.
Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальные достижения человеческого разума. Ядро данной цивилизации совпадает со странами, давшими миру античную культуру, идеи эпох Возрождения, Реформации, Просвещения и Французской революции. Вечный город — Рим и Афинский Акрополь, Парижский Лувр и Вестминстерское аббатство в Лондоне, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, научные идеи Дарвина, Ламарка, музыка Паганини, Бетховена, поэзия Петрарки, Гёте, творения Рубенса, Пикассо и многих других гениев — все это элементы западноевропейской цивилизации.
Считается, что до последнего времени (по крайней мере — до конца XX в.) Запад имел явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура «пропитывает» лишь поверхность остального мира. Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире. Хотя западная цивилизация уникальная, она не универсальна. Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально- экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере. Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия — современные процветающие, но явно не западные общества. Слабый отклик европейские ценности находят и в Китае, практически сравнившемся с США по объему валового внутреннего продукта (ВВП).
Западная цивилизация с экономической точки зрения
Западная цивилизация с экономической точки зрения
Место издания | Москва |
---|---|
Издательство | URSS |
Дата издания | 2011 |
Язык | Русский |
Тематика | Экономика |
Предметная рубрика | История древнего мира • Экономика |
Источник | Основной фонд |
- Скопировать описание Отправить по sms
- Отправить на эл. почту —>Добавить в заказУбрать из заказа
- Сообщить об ошибке
Автор | Кеннингем, Вильям (1849-1919) |
---|---|
Сведения о заглавии | Древний мир |
Параллельное заглавие | An essay on western civilization in its economic aspects |
Сведения об ответственности | У. Каннингем; Пер. с англ. П.С. Когана |
Язык альтернативного заглавия | Англ. |
Язык альтернативного заглавия | Англ. |
Сведения об издании | Изд. 2-е. |
Место издания | Москва |
Издательство | URSS |
Дата издания | 2011 |
ISBN | 978-5-396-00302-6 |
Язык | Русский |
Язык титульного листа | Рус., Англ. |
Язык основного заглавия | Рус. |
Объём | 199 с., [4] л. карт. |
Аннотация | |
Примечания | На тит. л. авт. и загл. парал. на рус. и англ. яз., авт. : William Cunningham. — Год изд. указ. в издательском макете каталожной карточки ; |
Тематика | Экономика |
Предметная рубрика | История древнего мира • Экономика |
Источник | Основной фонд |
Носитель | Бумажное издание |
Адрес:
109240, г. Москва, ул. Николоямская, д. 1 Посмотреть на карте
Приемная:
+7 (495) 915-36-21
Справочно-библиографические консультации:
+7 (495) 915–36–41
Часы работы:
В будние дни — с 11.00 до 21.00
В предпраздничные, субботние и воскресные дни — с 11.00 до 19.00 Последний четверг каждого месяца — санитарный день —>
Запись читателей и вход их в библиотеку завершается за полчаса до окончания работы.
Для оформления читательского билета необходимо (самостоятельно или с помощью библиотекаря) пройти электронную регистрацию в центральном вестибюле на 1-м этаже библиотеки.
Для завершения процедуры регистрации необходимо предоставить один из документов:
— паспорт;
— водительское удостоверение РФ.
Для несовершеннолетних в возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении и паспорт сопровождающего.
Запись новых читателей завершается за полчаса до окончания работы библиотеки.
Судьба современных цивилизаций в перспективе унификации мировой экономики
Судьба человечества зависит в настоящее время от судьбы великих современных цивилизаций. Возможно, что объединятся они в одну всемирную цивилизацию или же сумеют – несмотря на различие в области главных ценностей и наивысших целей – мирно уладить сосуществование народов. Однако может оказаться, что ресурсы взаимной толерантности окажутся недостаточны для мирного сосуществования, что угрожает человечеству самоуничтожением.
Целью нашего выступления является рассмотрение вопроса: доведет ли неизбежный процесс экономической унификации мира до равно неизбежного слияния ныне существующих на земном шаре цивилизаций в одну мировую цивилизацию или же каждая цивилизация пойдет своей дорогой?
Мы принимаем при этом, что современные цивилизации отличаются, прежде всего, культурным наследием, определяющим стиль жизни, высшие ценности и главные целевые установки.
2. Экономическая унификация мира и ее возможные последствия
К унификации современных цивилизаций может привести экономическая унификация мира. Изо всех ныне существующих культур четыре, кажется, имеют мировое значение и, тем самым, заслуживают, по нашему мнению, название отдельных цивилизаций. Это (1) западная или европейско-американская цивилизация, ядром которой являются Северная Америка и Европа, (2) китайская цивилизация (в дальнейшем будем ее называть восточной цивилизацией), (3) мусульманская цивилизация и, наконец, (4) индийская цивилизация. Их существенная культурная особенность и свойственное миросозерцание, определяющие собственный стиль жизни, не вызывают сомнения. Однако в то же время можно заметить, что все эти цивилизации втянуты – хотя в разной степени – в процесс экономической унификации мира, именуемый экономической глобализацией. В этом отношении очень действенной явилась западная цивилизация, которая сумела навязать свою систему хозяйствования всему миру вследствие ее невиданной до сих пор эффективности. Экономической унификации мира сопутствует унификация технологии, особенно информационной технологии, так что человечество – независимо от разделяющих его культурных и цивилизационных различий, – идя по пути, именуемому «вестернализацией», вступило или вступает в эру формирования информационного общества. Это значит, что главной отраслью экономики и одновременно главным источником богатства становится производство и использование информации (информационная экономика), тогда как производство материальных благ сходит на второй план.
Не исключена возможность, что развитое информационное общество – это общество, в котором глобализация охватывает не только экономику, но все сферы жизни общества. В период экономической глобализации культура кажется последней крепостью, различающей отдельные цивилизации. Тем не менее вопрос, является ли унификация человеческого общества в материальной области неизбежно сопряжена – по крайней мере, в дальнейшей перспективе – с унификацией в духовной области, или же эти сферы подчиняются особой детерминации, остается открытым. Поэтому возможно, что будущее информационное общество в культурном отношении будет очень дифференцированным обществом, в котором культурные различия будут столь велики, что понятие одной мировой цивилизации будет также к нему неприменимо. Тем более что современные средства информации, такие, как интернет, электронная почта или мобильная связь, сами являются источником деконцентрации и децентрализации, вводящим вместо иерархической системы обмена информации, систему сетевую. Поэтому некоторые авторы образно определяют информационное общество как «общество, в котором центр будет нигде, а периферия везде».
Теперь рассмотрим внимательнее четыре перечисленные цивилизации.
3. Западная цивилизация
Это, по всей видимости, единственная цивилизация, которая самостоятельно создала науку (в узком, современном понимании) и на ее основе высокоразвитую технику, став затем первой научно-технической цивилизацией. В настоящее время ее главной особенностью, укрепленной недавним негативным опытом с тоталитарными режимами, является, вероятно, индивидуализм, соединенный с либерализмом, нацеленный на личную инициативу, на сохранение прав человека как личности, на гражданские свободы и на нейтральное по мировоззрению государство. Политическое сознание о либеральном облике выступает здесь, как кажется, доминирующей формой общественного сознания.
Мощной стороной западной цивилизации является гуманизм и гуманитаризм, который в остальных цивилизациах – особенно китайской и исламской – не имеет большой значимости и поэтому перманентно нарушается. Благодаря своей либерально-гуманистической аксиологии западная цивилизация становится олицетворением мечты предыдущих поколений об общественном строе, достойном человека. Большой слабостью западной цивилизации является, однако, недостаток общественного равенства, тем более чувствительный, что, согласно классикам демократии Джону Локку и Жану Жаку Руссо, двумя столпами демократии являются общественная свобода и общественное равенство. Однако эту слабость уменьшает факт, что в демократическом, то есть плюралистическом и открытом (в смысле Поппера) обществе, за каждым человеком признается равное право вполне автономно строить свою жизнь.
4. Китайская (восточная) цивилизация
Китайская цивилизация, несомненно, является главным вызовом для западной цивилизации. Современный Китай, следуя по пути, ранее пройденному Японией, быстро ликвидирует научно-техническую и экономическую отсталость, становясь, как государство, второй самой мощной в экономическом отношении державой мира. Затем в области материальной культуры разрыв между этими двумя цивилизациями быстро уменьшается. Одновременно проявляется и, вероятно, надолго сохранится огромная пропасть в сфере духовной культуры. В современном Китае традиционная конфуцианская система ценностей вовсе не потерпела крушения и вместе с коммунистически окрашенной современной идеологией определяет духовный облик китайского народа. Китай оживляет дух коллективизма, резко противоречащий индивидуализму западной культуры, а также дух восточного деспотизма, который ярко противостоит западному либерализму. В такой обстановке гражданские свободы и права человека как личности не имеют в Китае больших шансов на реализацию. Таким образом, основной цивилизационный конфликт современного мира обнаруживается со всей очевидностью между Востоком и Западом.
Однако пока что главное напряжение имеет место между западной цивилизацией и цивилизацией мусульманской.
5. Мусульманская цивилизация
Особенностью мусульманской цивилизации является ее теократический характер. Состоит он не только в том, что в странах ислама религиозное сознание является главной формой общественного сознания, но также в том, что регулирует оно – в отличие, например, от христианской религии – не только духовную сферу, но также сферу материальную, то есть всю совокупность человеческой жизни. Исторически это обусловлено тем, что государство в мусульманских странах формировалось на религиозных началах, вследствие чего светское государство не имеет здесь сильных традиций. В такой обстановке не удивительно, что фундаментализм и религиозный фанатизм стали идейной основой существования некоторых исламских государств.
В свете идеи трех фаз развития человеческого духа, провозглашенной Турготом, Саинт-Симоном и Августом Комтом, мусульманскую цивилизацию следовало бы поместить в первой фазе – теологической, а затем в очень удаленном прошлом.
Иными отличительными чертами обсуждаемой цивилизации являются низкое общественное положение женщины, пренебрежительное отношение к жизни людей, а также к гражданским свободам и правам человека как личности. Исламская цивилизация, так же как и сама религия, являющаяся ее идейной основой, имеет экспансивный характер, вследствие чего ислам из маленького средневекового государства, образовавшегося вокруг Медины, распространился в цепь государств, растянутых (с небольшими перерывами) от Индонезии до Марокко.
Тоже теперь некоторые ответвления ислама, провозглашая «святую войну с неверными», мечтают о владении всем миром, чем охотно пользуются современные террористы,
В теократической цивилизации сам процесс раздела религии и государства порождает глубокую фрустрацию, наблюдаемую в настоящее время в мусульманских странах. Этот процесс секуларизации имеет своей причиной ускоренную и в то же время искореняющую фундаментализм модернизацию.
6. Индийская цивилизация
Это цивилизация, которая доставляет человечеству менее всего хлопот. Проявляется это как в миролюбии творца этой цивилизации – индийского народа, так и в малой экспансивности доминирующей в ней религии – хиндуизма. Следует при случае отметить, что наиболее миролюбивая религия мира – буддизм – имеет с хиндуизмом совместные корни, так как они происходят из общей более первичной религии, возникшей тоже на территории Индии, – браминизма.
Индийская цивилизация, вероятно, навсегда останется местной цивилизацией – цивилизацией индийского народа, что не обязательно должно обозначать, что она никогда не «включится» в будущую всемирную цивилизацию, если таковая когда-то возникнет.
Другой позитивной особенностью индийской цивилизации является ее духовный характер. Ее контемплятивная установка способствует духовной жизни, с одновременной абнегацией в области материальных благ. Это имеет и свою негативную сторону, заключающуюся в нехватке стимуляторов для экономического развития, хотя в последние десятилетия в Индии наблюдается значительный прогресс в этой области.
Мало увлекательным аспектом обсуждаемой цивилизации является кастовая структура общества, глубоко укоренившаяся в религиозном сознании индийской нации. Поэтому назвать наполовину феодальную Индию страной с самой развитой демократией будет грубым преувеличением.
7. Главная ось конфронтации в современном мире
Из перечисленных характеристик четырех современных цивилизаций и их места в мире довольно ясно рисуется основной простор конфронтации. Он определен столкновением двух наиболее жизнеспособных цивилизаций современного мира – западной (европейско-американской) и восточной (китайской).
Индийская и мусульманская цивилизации в этой игре не будут считаться, хотя каждая по своей причине. Индийская с самого начала имеет местный характер и не стремится к мировой гегемонии. Исламская же, несмотря на свой воинственный характер, не имеет шансов, чтобы охватить своим влиянием как страны со светскими идеологиями, так и страны с идеологиями, базирующимися на иных, чем ислам, религиях. Тем более что значение мусульманских государств будет быстро падать по мере истощения месторождений нефти.
8. Россия между Востоком и Западом
Главная ось конфронтации в современном мире тем самым определяет значение России в этой конфронтации. Как географическое положение России, так и ее культура, а также ментальность русского народа являются хорошей предпосылкой, чтобы эта страна могла сыграть значительную роль в сближении обеих главных цивилизаций. Россию отличает как дух индивидуализма, так и дух коллективизма. Восточный деспотизм, тяготеющий над историей России, перманентно подвергался крушению великими освободительными взрывами русского народа, такими, как восстание Пугачева, бунт декабристов, три революции начала XX века, наконец, перестройка Горбачева, которая дала начало периоду великих общественных перемен в России и других странах бывшего Советского Союза.
Необходимым условием выполнения Россией ее роли являются хорошие отношения с обеими сторонами возможного конфликта, а также возможного сотрудничества или даже, в дальнейшей перспективе, слияния обеих цивилизаций. Следующим условием является открытость России для участия в решении проблем, волнующих мир, что действительно имеет место в настоящее время. Россия, замкнутая в себе, сосредоточенная на своих внутренних делах, потеряла бы шанс в деле возможного цивилизационного объединения мира. Цель эта требует также существенного улучшения отношений России с западными соседями, в том числе с Польшей и странами прибалтики. Примером может служить польско-украинское сближение, которое в настоящее время происходит в быстром темпе, несмотря на многовековые конфликты между этими народами и даже акты геноцида, совершаемые в прошлом обеими сторонами. Сближение Украины с Польшей и другими странами Европейского Союза ни в коем случае не должно происходить за счет ухудшения отношений Польши и Украины с Российской Федерацией.
9. Будущее цивилизации
Вернемся к заглавному вопросу нашего выступления – будущее современных цивилизаций. Эффективность либеральной капиталистической экономики приводит к тому, что все страны, стремящиеся к материальному благосостоянию и цивилизационному прогрессу, внедряют у себя этот тип хозяйствования. Раньше широко распространен был взгляд, что экономический либерализм невозможен без политического либерализма. Тогда также можно было с уверенностью утверждать, что западная цивилизация вместе с разрушением иных, нежели капиталистический, способов производства, овладеет миром во всех основных областях общественной жизни. Однако пример Китая и некоторых других (особенно азиатских) стран показывает, что быстрый экономический рост по западной модели может происходить и в условиях политического деспотизма (скажем, восточного типа). Из этого следует, что внедрение свободного рынка ни в коем случае не обозначает внедрения «свободнорыночной демократии». Приведенный факт не дает большой надежды на то, что процесс экономической глобализации автоматически доведет до сближения различных цивилизаций современного мира, и особенно восточной цивилизации с западной, в такой мере, чтобы можно было надеяться в дальнейшем на их полное объединение в одну мировую цивилизацию.
Однако, имея в виду синдроматический характер общественных явлений, можно ожидать, что экономическая унификация мира будет способствовать сближению государств, народов, культур и цивилизаций также во всех иных отношениях, не исключая аксиологической сферы, то есть сферы главных ценностей и высших целей, которые ставят перед собой различные группы людей и разные части человечества. Это создает реальную надежду, что восточная и западная цивилизации, несмотря на бросающиеся в глаза обрисованные выше существенные различия, сблизятся также в духовной сфере. Если к тому же вдобавок удалось бы искоренить фундаментализм и фанатизм – как светский (то есть политический), так и религиозный, – то можно было бы ожидать, что человечество сумеет избежать самоуничтожения. Таким образом, немного сближения и немножко взаимной терпимости может быть достаточно, чтобы обеспечить человечеству дальнейшую экзистенцию, тоже в условиях существования на земном шаре отдельных цивилизаций. Впрочем, возможные гости из космоса все равно постигали бы нас, людей, как представителей одной и той же цивилизации – цивилизации землян, так как в облике несомненных огромных различий между ими и нами то, что различает нас, землян, имело бы для них, без всякого сомнения, лишь второстепенное значение.
Постмодернизм предлагает еще одну, иную дорогу безопасного шествия человечества в будущее. Согласно французскому философу Лиотарду, в постсовременном обществе упадок современного дискурса с его требованием единства, универсализма и целостности, сам является гарантом не только плюрализма ценностей, но и толерантности. Толерантность, необходимая миру, должна затем возникнуть не как результат аксиологического согласия людей (впрочем, в этом случае она была бы совсем излишней), но как результат плюралистического общества, добровольно отказывающегося от монополии во всех сферах жизни.
Рассуждая о будущем цивилизации, с некоторой довольно большой вероятностью рисуется еще один – не очень приятный – сценарий. Может оказаться, что как процесс экономической глобализации, так и сопряженный с ним, без всякого сомнения, процесс быстрого экономического и цивилизационного прогресса объемлет не все человечество (ведь такую ситуацию мы наблюдаем теперь), но только наиболее передовые страны мира, в то время как большинство остальных государств будет отодвинуто на периферию общественного развития. Более того, может случиться, что в информационную сеть нового общества будет втянута только часть населения передовых стран, так что раздел людей на «хорошо информированных», то есть хорошо вооруженных точными современными знаниями, с одной стороны, и «лишенных современных научных знаний», с другой стороны, будет происходить не только между отдельными странами, но и внутри стран (разумеется, тех, которые достигли цивилизационного успеха).
Данные, получаемые до сих пор, кажется, подтверждают этот черный сценарий. Ведь надо отметить тот фундаментальный факт, что пропасть между теми относительно малочисленными странами, которые прочно вступили на путь становления информационного общества, и остальными странами мира увеличивается с каждым годом в невиданном темпе. Такое неравномерное развитие происходило и до сих пор, хотя довольно частое перемещение цивилизационных центров мира во все новые места земного шара дает надежду, что не все остающиеся позади теряют шанс навсегда.
Так или иначе, равновесное развитие всех или хотя бы большинства стран, а тем более цивилизации, это пока что утопическая программа. Как пишет бельгийский ученый Арманд Маттельарт, «дорога строительства мировой экономики, общественных форм, заадаптированных через сеть, не только объединяет людей, но продолжает расширение пропасти между хозяйствами, обществами и культурами, разделенными вдоль демаркационной линии развития» (Mattelart, A. Społeczeństwo informacji. Kraków: Universitas. 2004: 121). Он даже предсказывает, что, когда потенциал информационного общества будет достигнут в согласии с экономической моделью полной глобализации, тогда пропасть в развитии достигнет уровня апартхаида (там же: 123). Так что дальнейшее развитие информационного общества может даже угрожать возникновением чего-то в роде техноапартхаида.
В этом отношении Европейскому Союзу надо отдать должное, что он создает многим относительно отсталым европейским странам возможность быстрого развития и даже того, чтобы догнать своих наиболее цивилизационно развитых союзников.
- http://spblib.ru/catalog/-/books/10915994-an-essay-on-western-civilization-in-its-economic-aspects
- http://dic.academic.ru/book.nsf/65986175/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.%20%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80
- http://search.rsl.ru/ru/record/01003523403
- http://dagistanhistory.livejournal.com/71961.html
- http://studopedia.ru/10_124295_zapadnaya-tsivilizatsiya.html
- http://studme.org/108267/geografiya/tsivilizatsii_zapada_zapadnoevropeyskaya_tsivilizatsiya
- http://catalog.libfl.ru/Record/BJVVV_1337923/LIBFLDescription
- http://www.socionauki.ru/journal/articles/145570/