Меню Рубрики

Юнг кундалини йога с точки зрения глубинной психологии семинары

Швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии».

Центром учения Юнга является представление об «индивидуации». Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие – неотъемлемый компонент процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности. Аналитик в психотерапии играет активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Его содержание – это архетипы, врожденные формы психики, образцы поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. Поскольку типические характеристики, обусловленные принадлежностью к человеческому роду, наличием расовых и национальных признаков, семейных особенностей и веяний времени сочетаются в человеческой душе с уникальными личностными характеристиками, ее естественное функционирование может быть только результатом взаимовлияния этих двух частей бессознательного (индивидуальной и коллективной) и их отношений с царством сознания.

Юнг предложил знаменитую теорию личностных типов, указал на различия между поведением экстравертов и интровертов сообразно отношению каждого из них к окружающему миру.

Интересы Юнга простирались и на области весьма далекие от психологии – средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологии. Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл «синхронистичными» и определял как некие «значимые» совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.

«Итак, если йогину или западному человеку удается пробудить Кундалини, начинается уже не личностное развитие, хотя, конечно, безличное развитие может влиять на личностный статус, как, к счастью, очень часто и случается. Но это не всегда так. Начинаются безличные события, с которыми не следует отождествляться. Иначе вы испытаете неприятные последствия – вы получите инфляцию, все пойдет не так. Это одна из самых больших трудностей при переживании бессознательного – человек отождествляется с ним и превращается в дурака. Не следует отождествляться с бессознательным; держитесь снаружи, отделенными, и объективно наблюдайте происходящее. Но тогда вы увидите, что все события, которые происходят в безличном, нечеловеческом порядке вещей имеют неприятное свойство цепляться за нас, или же мы сами за них цепляемся. Это как если бы Кундалини в своем движении вверх тянула нас за собой, как если бы мы были частью движения, в особенности, в начале.

Действительно, мы и так являемся его частью, ведь тогда мы вмещаем в себе богов; они – зародыши в нас, зародыши в муладхаре, и когда они приходят в движение, это производит эффект землетрясения, которое натурально встряхивает нас и даже разрушает наши дома. Когда происходит это потрясение, нас несет вместе с ним, и мы действительно можем подумать, что движемся вверх. Но есть, конечно, глубочайшая разница между тем, кто летит, и тем, кого поднимает волна или сильный ветер. Ведь полет – это собственная деятельность, и человек может безопасно опуститься вниз снова, но когда его поднимает вверх, это выходит из-под его контроля, и он опустится вниз самым неприятным образом – а это означает катастрофу. Так что, как видите, мудро не отождествляться с этими переживаниями, но обращаться с ними, как если бы они находились вне человеческого мира. Так безопаснее всего – и на самом деле совершенно необходимо. Иначе вы получите инфляцию, а инфляция — просто слабая форма помешательства, облегченное его выражение. А если вы достигнете такой инфляции, что разорветесь, это уже шизофрения»

Карл Густав Юнг,
«Кундалини-Йога с точки зрения глубинной психологии»

Восточные архетипы в практике йоги, по работам Юнга о Кундалини-йоге

Пример готовой дипломной работы по предмету: Психология

Введение 3

1 Теоретические аспекты исследования проблемы архетипа Кундалини-йоги в психоанализе 5

1.1 Понятие Кундалини-йоги 5

1.2 Архетип йоги в психологии 15

2 Концепция Кундалини-йоги в трудах К.Г. Юнга 34

2.1 Влияние восточной культуры в психоанализе по работам Юнга 34

2.2 Коллективное бессознательное Юнга и Кундалини-йоги 40

3. Возможности использования метода Кундалини-йоги в работе с комплексами 55

Заключение 61_Toc 434 764 812

Список использованной литературы 62

Выдержка из текста

Указанные цели и задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, главы I, содержащую два параграфа, главы II, включающую в себя один параграф, заключения и списка использованной литературы.

Новизна работы состоит в сопоставлении языковых средств, используемых для реализации национального характера в сказках разных народов. Раскрывается особенности национального характера разных народов и сравнивается отражение данного характера языковыми средствами.

Не менее результативным по делам о защите прав и законных интересов несовершеннолетних является и участие прокурора в гражданском процессе для дачи заключения. Количество таких гражданских дел, рассмотренных в различных судебных инстанциях с участием прокурора, постоянно растет. В целях реального восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних прокуроры активно используют также принесение апелляционных, кассационных и надзорных представлений на незаконные судебные акты.

Предмет исследования является теоретическое представление о понятии, содержании и видах адвокатской деятельности, в том числе, по представлению интересов доверителей в Европейском Суде по прав человека и основных свобод, общепринятые нормы и принципы международного права, нормы международных договоров, гарантирующих права человека, теоретические представления о содержании прав человека, деятельность и практика межгосударственных органов по защите прав человека и основных свобод по рассмотрению индивидуальных обращений с участием адвоката.

Бесплодие представляет собой серьезную комплексную проблему репродуктологии, сочетающую в себе социальное, психическое неблагополучие и практически всегда физическое нездоровье в семье.

С точки зрения психологии бесплодие можно определить как физиологическое воплощение психологических проблем в паре.

В рамках данной работы также интересны исследования философов, изучающих знаковую формальную систему, отражающуюся в социальных взаимодействиях, в культуре (К.Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Лакан, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, Ж. Делез).

Аналитическая психология К.Г. Юнга всегда являлась и является предметом внимания психологов, антропологов, социологов, анализу его концепции посвящено много работ, в том числе — диссертационного характера. Среди современных ученых, посвятивших свои работы аналитической психологии Юнга и ее взаимосвязи с другими сторонами жизнедеятельности индивида, общества, можно назвать О.А. Бойко, В.М. Исмиеву, А.Н. Майкову, С.А. Маленко, С.О. Раевского, Л.А. Хегай, А.Н. Рукавичникова, Н.В. Фишбейн. Среди отечественных учёных философско-антропологическую и психолого-практическую проблематику К.Г. Юнга изучали такие авторы как С.С. Аверинцев, Е.М. Бабосов, В.В. Бакусев, Г. Б. Бедненко, Л.И.Бондаренко, Н. В; Ветрова, Л.Г. Дмитренко и Г. Г. Воробьёв, Н.Л. Гиндилис, Е.Г. Грошева, П.С.Гуревич, И.Я.Ефимова, Т.Г. Захарова, В.В.Зеленский, В.М. Лейбин, Е.М. Мелетинский, Л.А. Мирская, Н.А.Орлова, Б. Парамонов, И.А. Петрикеева, A.M. Руткевич, Н.В. Рогова, Н.Э. Седаков, С. Яржембовский и другие.

Аналитическая психология К.Г. Юнга всегда являлась и является предметом внимания психологов, антропологов, социологов, анализу его концепции посвящено много работ, в том числе — диссертационного характера. Среди современных ученых, посвятивших свои работы аналитической психологии Юнга и ее взаимосвязи с другими сторонами жизнедеятельности индивида, общества, можно назвать О.А. Бойко, В.М. Исмиеву, А.Н. Майкову, С.А. Маленко, С.О. Раевского, Л.А. Хегай, А.Н. Рукавичникова, Н.В. Фишбейн. Среди отечественных учёных философско-антропологическую и психолого-практическую проблематику К.Г. Юнга изучали такие авторы как С.С. Аверинцев, Е.М. Бабосов, В.В. Бакусев, Г. Б. Бедненко, Л.И.Бондаренко, Н. В; Ветрова, Л.Г. Дмитренко и Г. Г. Воробьёв, Н.Л. Гиндилис, Е.Г. Грошева, П.С.Гуревич, И.Я.Ефимова, Т.Г. Захарова, В.В.Зеленский, В.М. Лейбин, Е.М. Мелетинский, Л.А. Мирская, Н.А.Орлова, Б. Парамонов, И.А. Петрикеева, A.M. Руткевич, Н.В. Рогова, Н.Э. Седаков, С. Яржембовский и другие.

Список использованной литературы

1. Авалон А. Кундалини-йога. Змеиная Сила. — М.: Центрполиграф, 2012. — 285 с.

2. Айенгар Б.К.С. Свет жизни: йога. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. — 222 с.

3. Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. — Мн.: Книжный Дом, 2009. — 256 с.

4. Ефимова И.Я. К.Г. Юнг и древнеиндийская философия сознания: Компаративистский подход. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 240 с.

5. Ефимова И.Я. Карл Густав Юнг и индийская философия сознания: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.03: Москва, 2004. — 146 c.

6. Йоги Бхаджан Исцеление словом. — М.: Издательство: Йога Экс-Пресс, 2008. — 208 с.

7. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»).

— М.: ГРВЛ «Наука», 1992. — 261 с.

8. Кокс Х. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — 263 с.

9. Махешварананда Парамханс Свами Скрытые силы человека: Чакры и кундалини. — М.: ООО Издательство «София», 2008. — 288 с.

10. Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм. — Челябинск: Социум, 2010. — 160 с.

11. Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Кундалини: энергия просветления. Принципы, практики и методы пробуждения внутренней силы. — М.: Амрита-Русь, 2012. — 368 с.

12. Патанджали Йога-сутра Патанджали. Комментарии. Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати. — Минск: Изд-во «Ведантамала», 2006 г. — 391 с.

13. Слобода Р. Агхора —

2. Кундалини. — М.: Изд. «Саттва», 2012 г. — 400 с.

14. Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия. — М.: Издательство «АСТ», 2004. — 412 с.

15. Элиада М. Йога: бессмертие и свобода. — К.: София, 2000. — 400 с.

16. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: Издательство «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1991 — 208 с.

17. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. — 416 с.

18. Юнг К.Г. Йога и запад: Сборник. — Львов: Инициатива; К.: Airland, 1994. — 230 с.

19. Юнг К.Г. Кундалини-Йога с точки зрения глубинной психологии. Семинары. — М.: Клуб Кастилия, 2013. — 200 с.

20. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.: Издательство «Наука», 1996. — 269 с.

21. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. — Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.

22. Гьянешвар Гьянешвари [Электронный ресурс].

23. Кришна Г. Кундалини: Эволюционная энергия в человеке. — К.: Ни Центр, 2004. — 216 с. — (Серия «Вся жизнь есть йога») [Электронный ресурс].

////hotmix.narod.ru

24. Свами Сатьянанда Сарасвати Кундалини-Тантра. Фундаментальное пособие. — Киев: «Консент», Общество ведической культуры «Ника-Центр», 1997. — 303 с. [Электронный ресурс].

25. Таймни Икбал Кишен Введение в психологию йоги «Введение в психологию йоги»: Шечен; Москва; 2005. [Электронный ресурс].

Читайте также:  Тактильной поверхности для инвалидов по зрению

26. Якоби И. Психологическое учение Карла Густава Юнга. — М.: Практика, 1996. — 534 с. [Электронный ресурс].

Энергии трансформации. Путеводитель по кундалини

Бонни Гринвелл

Поскольку многие работы Юнга, посвященные исследованию глубин бессознательного, проливают свет на естественное стремление психики к духовному развитию, это предполагает их потенциальную применимость в сфере, связанной с процессом пробуждения Кундалини. В своем «Собрании сочинений» Юнг часто упоминает йогу и энергию Кундалини, рассматривая сходные с ней образы, которые появлялись в снах и рисунках его пациентов.

Говоря в лекции 1932 года о пробуждении Кундалини, Юнг утверждает, что она побуждается зовом свыше и что для этого дух человека должен быть очищен. Если перевести это на язык психологии, говорит он, это означало бы, что вы можете проникнуть в бессознательное лишь одним путем, а именно, очищая свой ум, вырабатывая в себе верное отношение к происходящему и полагаясь на милость небес. Человек должен быть ведом при этом внутренним стремлением, путеводной искрой, влекущей его вперед.

Эта искра и есть Кундалини, нечто доселе совершенно неведомое, принимающее иногда форму страха, невроза или живого интереса, но во всех случаях неподвластное вашей воле. Иначе вы на это не пойдете; вы повернете вспять, столкнувшись с первым же препятствием, вы побежите, едва завидев очертания левиафана. Однако, если эта искра жизни, эта жажда, эта нужда держит вас за холку, вы не сможете увернуться, вам придется принять бой. [26]

Безусловно, страх, невроз и живой интерес – это НЕ Кундалини, хотя, как указывалось ранее, нередко они сопутствуют процессу ее пробуждения. Но Юнг уловил самую суть того, что при этом испытывает человек, – ощущение мощной и неотвратимой захваченности порывом большим, нежели он сам.

В то же время Юнг считал, что западный путь в бессознательное противоположен восточному, что на западе погружаются в бессознательное, тогда как восточная система чакр предполагает восхождение к нему. Попытки Юнга описать и определить эту разницу, приравнять сверхсознание йоги к бессознательному психоанализа, а также отмежеваться в своих толкованиях Кундалини от индуистского видения мира ограничивают ценность его теоретических работ.

Тем не менее, юнгианский подход к психике может помочь клиенту уважительно отнестись к тому, что с ним происходит, и включить это в свой жизненный опыт. Образы, символы, мотивы и сновидения, сопровождающие процесс индивидуации и процесс пробуждения Кундалини, поразительно схожи. То, что Юнг говорит об отношениях между анализом и религией, вполне может быть приложено также к Кундалини. Он называет эти отношения «затянувшимся конфликтом, в котором аналитик и религиозный человек противостоят и глубоко исследуют друг друга. Это противостояние становится бесконечным согласовыванием позиций, которое сопровождается непрерывными взаимными разоблачениями; неким судебным разбирательством, которое копает все глубже лишь затем, чтобы заявить об очередном обмане и свести на нет достигнутое ранее согласие». [27]

Кроме того, Юнг выражает серьезное беспокойство по поводу того, что психика может потеряться в бессознательном, и говорит, что «когда Я поглощает эго, происходит психическая катастрофа». Он пишет «В этом случае образ целого остается в бессознательном, так что, с одной стороны, принимает черты архаической природы бессознательного, а с другой – обнаруживает себя в психически условном пространственно-временном континууме, относительность которого служит отличительной чертой бессознательного как такового». Для эго жизненно важно существовать в абсолютном пространстве и времени, в противном случае его приспособляемость к окружающей среде может быть нарушена, что «открывает путь для всякого рода несчастных случаев». [28]

Если Я поглощает эго, человек погружается в бесконечный хаос и теряет дорогу назад. Если, наоборот, эго поглощает Я, происходит угрожающее «раздувание» личности, ибо в этом случае человеческое посягает на Божественное. Задача состоит в наведении мостов между этими двумя планами с тем, чтобы ценности глубинного Я могли органично войти в состав жизненных стереотипов, наработанных эго. Юнг полагает, что «хотя процесс этот и нескончаем, но чем более многочисленны и чем более значимы усвоенные эго содержания бессознательного, тем ближе эго приближается к Я». [29] Ясно, что он рассматривал этот процесс как глубоко духовное начинание.

Аналитик Иоланда Якоби определяет термин «процесс индивидуации» как возможность развития психически целостного индивида, что предполагает сбалансированное творческое взаимодействие сознательной и бессознательной составляющих его психики. Она полагает, что первоочередная задача на этом пути состоит в том, чтобы «вывести образы Бога, то есть их излучение и воздействие, на уровень сознания, установив тем самым постоянную динамичную связь между эго и Я. Это помогает навести мосты между центробежными тенденциями личности, которые обусловлены раздирающими человека инстинктами». [30]

Ее видение процесса индивидуации проливает свет и на духовное преображение:

. открытие новых жизненных форм наряду с успешным ведением жизни в целом зависит от того, в какой степени человек захвачен этим преобразованием, выработал положительное к нему отношение и способен довести его до конца. Нередко способность к такому преобразованию зависит не от объективной значимости личности, не от ее веса, а от широты или «масштабности» ее психики. В данном случае имеет место переход от «эго-центрического» к «эго-трансцендирующему» отношению к миру, когда руководящие жизненные принципы человека направляют его на нечто объективное. Процесс индивидуации в понимании Юнга означает сознательное осуществление и освоение всех врожденных возможностей индивида. Это процесс, противный всякому конформизму и, в качестве терапевтического фактора аналитической работы, требующий также отказа от тех раз и навсегда заданных психических матриц, в которых предпочитает жить большинство людей. [31]

Подобно индивидуации, Кундалини следует единственным в своем роде и неповторимым путем, отказываясь подчиняться авторитетам. Однако для йога процесс пробуждения Кундалини отличается от индивидуации в том смысле, что йог пытается вверить бесконечному все свое существо без остатка, слиться со сверхсознательным. С точки зрения Юнга, подобная задача не способствует оздоровлению психики. Юнгианский анализ нацелен на поддержание непрерывного диалога между Я и эго, на включение в жизненный опыт индивида всех сторон его сознания и эффективную работу с ними.

Средний человек подвержен большому риску отождествления с божественным. Один из наиболее сложных моментов для западного человека в этом процессе состоит в том, чтобы погружаться в божественное так глубоко, как того велит сердце, и в то же время сохранять равновесие, необходимое для жизни в современном обществе с его требованиями и нагрузками. В конечном счете, когда преображение будет завершено, человек сможет жить более полной жизнью, основанной на более глубоком состоянии сознания. Но поскольку для достижения такого незамутненного состояния может потребоваться не одно десятилетие или даже не одна жизнь, прозрения аналитической психологии могут оказаться полезными на данном этапе для тех, кто вступил на этот путь, и помочь им научиться уравновешивать требования двух противостоящих друг другу элементов психики.

Якоби проводит дальнейшее различие между процессом индивидуации и идеями, свойственными духовным системам, отмечая, что индивидуация не преследует никакой «моральной» цели в общепринятом смысле этого слова. «Она нацелена не на совершенствование, а лишь на то, чтобы помочь человеку стать воистину таким, каким он есть в действительности, и не прятаться под маской идеала, которую так легко принять за свою истинную сущность, хотя единственное, к чему вероятнее всего может привести в конце концов такая линия поведения, это прорыв подавляемого идеалом зла». [32]

Психология Юнга сосредоточена главным образом на задачах второй половины жизни, времени, когда эго примиряется с неизбежностью смерти, окончательно раскрывает для себя смысл своей отдельной неповторимой жизни и извлекает из глубин бессознательного материал, недостающий для обретения личной целостности. Поэтому применение методов и приемов юнгианского анализа может быть особо полезным для лиц, переживающих кризис в процессе пробуждения Кундалини, потому что в них также происходит борьба, связанная со смертью каких-то частей их эго и парадоксальным расширением ощущения своей целостности. Способность невовлеченно наблюдать происходящее, работать с символами и находить образ жизни, который бы органично включал в себя глубинные духовные процессы, – все это задачи, сходные с задачами юнгианского анализа.

Важное переживание, охватывающее человека во время кризиса как индивидуации, так и пробуждения Кундалини, – это ощущение борьбы противоположностей, выхода на поверхность сознания сил, по всей видимости прямо противостоящих позиции эго. Йога пытается преодолеть эти «искушения» посредством строгой дисциплины и порядка как обязательного предварительного условия пробуждения Кундалини. Юнгианская психология предпочитает заниматься этими конфликтами непосредственно по мере их возникновения; когда сознание и содержания бессознательного вступают в конфликт, который кажется неразрешимым, аналитик упорно продолжает свою работу до тех пор, пока не находится приемлемое решение и не появляется некая третья возможность, снимающая противостояние. [33] В лекциях по толкованию образов Юнг отмечает, что, чтобы выдержать стремительный натиск противоположностей, следует «избегать какого бы то ни было легкомыслия; чтобы не стать их жертвой и устоять в этом потоке, вам нужно быть тяжелым, как камень». [34]

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кратко о событиях дня (10)
  • Киноанализ (4)
  • О прочитанном (2)
  • мир сновидений (1)
  • Касталия (0)
  • Рекурсивный перепросмотр (0)

Музыка

Я — фотограф

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Карл Густав Юнг. Семинар по Кундалини Йоге

Воскресенье, 10 Июня 2012 г. 23:42 + в цитатник

Карл Густав Юнг.

Семинар по Кундалини Йоге

Дамы и господа. Мы рады представить вам первую книгу серии «Неизвестный Юнг». Это семинар с четырьмя лекциями посвященным детальному рассмотрению символизма чакр как особых центров сознания. Предисловием к книге служит работа Сону Шамндасани в которой он детально исследует взаимоотношение Юнга с восточной традицией во всех его работах. Обратите внимания – эти семинары на русски еще не издавались.

Стоимость издания 300р

ЧАКРЫ КАК МОДУСЫ СОЗНАНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЯМ. ПОЭТОМУ МЫ РЕШИЛИ ПОЙТИ НЕСТАНДАРТНЫМ ПУТЕМ ИЗОБРАЗИВ НА ОБЛОЖКЕ СЕМЬ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ 20ГО ВЕКА В СООТВЕТСТВИИ С МОДУСОМ ЧАКРЫ НА КОТОРОМ ОНИ НАХОДЯТСЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ (СНИЗУ ВВЕРХ) НА ОБЛОЖКЕ ИЗОБРАЖЕНЫ — КАРЛ МАРКС, ЗИГМУНД ФРЕЙД, ГЕРХАРД АДЛЕР, АБРАХАМ МАСЛОУ, ЛАКАН, СТАНИСЛАВ ГРОФ И НА СЕДЬМОЙ ЦЕНТРЕ — КОНЕЧНО ЖЕ КАРЛ ЮНГ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Путешествие Юнга на восток . . . . . . . . . 8

Йога и новая психология . . . . . . . . . . . . 9

Тантризм и кундалини-йога . . . . . . . . . . . 12

Встреча Юнга с йогой . . . . . . . . . . . . . . 16

Вильгельм Хауэр . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Происхождение семинаров о кундалини . . . . 22

Лекции Хауэра . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Психология и йога . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Семинар по Кундалини йоге . . . . . . . . . . . . 47

Лекция первая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Лекция вторая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Лекция третья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100

Лекция четвертая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139

Индийские параллели . . . . . . . . . . . . . . . . . 139

Отдельные чакры . . . . . . . . . . . . . . . . . 144

Комментарии Юнга к немецким лекциям Хауэра . 149

Читайте также:  Можно носить контактные линзы после лазерной коррекции зрения

Английская лекция Хауэра . . . . . . . . . . . . . . 159

Юнг кундалини йога с точки зрения глубинной психологии семинары

« . Понимаете, Кундалини на языке психологии это то, что побуждает вас пойти на величайшее приключение… Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, и это Кундалини; это божественное побуждение. »

(The Psychology of Kundalini Yoga, Carl Jung, lecture 1, 12 October, 1932, Notes of the seminar, Princeton University Press, USA, 1996, page 21)

«. Шакти-Кундалини, или Деви-Кундалини – это Богиня. Она представляет женский принцип, самопроявляющуюся энергию, которая окружает драгоценный камень, золотое семя, жемчужину, яйцо. Змея-Кундалини, однако, также и Деви-Кундалини, цепочка сверкающего света, мировой создатель мировой иллюзии.»

(The Psychology of Kundalini Yoga, Jung’s Comments in Hauer’s German Lectures. Indian Parallels, 10 Оctober, 1930. Princeton University Press, USA, 1996, page 74)

«…милостью небес, которая есть Кундалини. Что-то – внутренний толчок, побуждение, должно привести вас к этому».
«. Поэтому в вас должно быть нечто особенное, своеобразное, предваряющая искра, побуждение… И это – Кундалини».

(The Psychology of Kundalini Yoga, Carl Jung, lecture 1, 12 October, 1932, Notes of the seminar, Princeton University Press, USA, 1996, page 20)

«. Активировать бессознательное (англ. the unconscious) – значит пробудить Божественное, Деви, Кундалини, чтобы начать развитие надперсонального (англ. suprapersonal) в человеке для того, чтобы воспламенить свет Богов. Кундалини, которая должна быть пробуждена в спящем мире Муладхары, есть надперсональное, не эго (англ. non-ego)… По этой причине Кундалини – это тот же самый принцип, что и Спаситель, Змей гностиков.»

(The Psychology of Kundalini Yoga, Carl Jung, lecture 4, 26 October, 1932, Notes of the seminar, Princeton University Press, USA, 1996, page 68, 69)

Семинар по Кундалини йоге

С 3 по 8 октября 1932 г. индолог Вильгельм Хауэр представил в Психологическом клубе Цюриха шесть лекций параллельно на английском и немецком, озаглавленных «Der Yoga, im besondern die Bedeutung des Cakras» («Йога, в особенности значение чакр»). Вслед за этим Юнг посвятил четыре лекции психологической интерпретации кундалини-йоги. Путешествие Юнга на восток

Вы можете скачать книгу «Семинар по Кундалини йоге» автора Карл Густав Юнг в форматах fb2 или txt себе на телефон, компьютер или планшет (на андроид или iphone) с партнерского сайта. Рекомендуем выбирать формат fb2 как наиболее универсальный и распространенный формат электронных книг.

Научное объяснение Кундалини-йоги

Вы, наверное, слышали о пользе йоги для здоровья, но знаете ли вы, что существует древняя практика под названием «мать всей йоги», которая может обратить вспять симптомы тревоги и стресса всего за три минуты?

По оценкам, до двух миллиардов человек во всём мире практикуют какую-либо форму йоги. Одних привлекают более мягкие асаны йоги и они ищут более осознанный способ упражнений. Других привлекает йога как часть процесса пробуждения и обретения глубокой связи «ум-тело-душа». Человек может придти в йогу благодаря другу или посещать класс в местной студии и ему никогда не придёт в голову, что йога существует во многих видах, обладающих значительными различиями в форме и функциях.

Кундалини-йога многими считается матерью йоги. Самое древнее упоминание о ней было в тексте Упанишад, или «тайном учении Кундалини йоги», которое, как полагают, было написано между 1400 и 1000 до н. э. Этот древний ведический текст описывает несколько форм йоги, таких как Хатха и Тантра, и считается основополагающим текстом практики Кундалини йоги. Кундалини-йога использует сочетание следующих техник:

  1. Осознанное дыхание;
  2. Физические позы;
  3. Звуковые колебания;
  4. Медитация и мантры.

Кундалини-йога, называемая практикующими её как «йога осознания», по мнению исследовательского института Кундалини йоги, заключается в том, чтобы «пробудить потенциал человеческого сознания в каждом человеке». Йоги Бхаджан — человек, принесший Кундалини йогу на Запад, — описывает практику как науку и как искусство: «Это наука, так как объединяет конечное с бесконечностью, и это искусство, так как помогает испытывать бесконечность в конечном».

Много говорится в кругах практикующих Кундалини, да и не только в них, о «подъёме Кундалини». Энергия Кундалини относится к первичной эволюционной силе внутри каждого живого существа. Эта энергия представлена в сакральном искусстве в виде красной или оранжевой змеи, свернутой у основания позвоночника («кундал» на санскрите означает «свернутый»). Эта змея символизирует подъём нашей основы, сексуального влечения, которое самоочищается по мере продвижения вверх по всем чакрам (энергетическим центам тела), пока не высвободится через коронную чакру в пространство космоса, где смешается с Божественной энергией Духа. Некоторые считают, что это превращение сексуальной энергии в духовную, является источником алхимического мифа о превращении свинца в золото.

Но как Кундалини-йога может принести пользу современному человеку, который не планирует отшельничество в ашраме? Это упражнение? Или это религия? И как наука вписывается в общую картину? Краткое ознакомление с личной историей йоги Бхаджана прольёт некоторый свет на то, как эта древняя научная и духовная практика стала логической системой, пришедшей на помощь многим людям.

Древняя традиция в современном мире

Харбхаджан Сингх Халса, известный всем как Йоги Бхаджан, родился в Индии в 1929 году. Он начал изучать Кундалини йогу в возрасте 8 лет, а к 17 годам был провозглашён мастером Кундалини. В 1968 году Бхаджан покинул Индию и был назначен на должность преподавателя университета в Торонто в Канаде. Именно во время пребывания в Лос-Анджелесе, йоги Бхаджан заметил большой духовный голод среди молодежи Америки. К сожалению, этот голод подпитывался употреблением большого количества наркотиков. Йоги Бхаджан осознал, что их истинные поиски были связаны с обретением духовного опыта, достичь которого можно было с помощью Кундалини йоги. Он также знал, что употребление наркотиков ослабляет центральную нервную систему, которая является именно той системой, через которую и действует Кундалини-йога.

Йоги Бхаджан сказал, что он чувствовал себя призванным просветить этих искателей. Поэтому он нарушил традицию секретности, которая окутывала йогу Кундалини на протяжении тысячелетий, и начал обучать молодое поколение этой древней системе. Его классы вскоре были заполнены до отказа, и он начал подготовку первой волны инструкторов, многие из которых до сих пор преподают сегодня.

Наука о центральной нервной системе

Механизмы, работающие в различных асанах, или позах Кундалини йоги, сочетают сенсорные стимулы, получаемые через все органы чувств. Асаны могут выполняться изолированно или быть объединены в сеты, известные как крии. Как правило, на выполнение одной крии может потребоваться до двух часов. Каждая асана является как физическим упражнением, так и медитацией и предназначена для открытия каналов и путей для свободного потока энергии. В зависимости от выполняемых упражнений, студент может рассчитывать на различное физиологическое воздействие. Вот некоторые переменные, которые задаются в каждой позиции:

  1. Глаза: открытые, закрытые или полузамкнутые; фиксированный или размытый фокус;
  2. Дыхание: через нос или рот, длинное или короткое, быстрое или медленное, удерживаемое или с силой;
  3. Голос: чтение мантр или пение;
  4. Руки: конкретные позы рук, называемые мудрами;
  5. Тело: специфические позы тела;
  6. Замки: сжимать или лишать подвижности определенные части тела для того, чтобы сохранить и перенаправить энергию.

Различные комбинации этих действий имеют специфические влияния на центральную нервную систему, сердце, кровь и лимфу. Одни упражнения стимулируют, а другие успокаивают. Например, специфические наклоны, которые включены в позы, работают для того, чтобы перенаправить кровь и энергию к различным железам и органам, восстановить баланс эндокринной системы, и очистить кровь путём увеличения её циркуляции. Влияние на наш разум является ещё одним аспектом этой увлекательной практики.

Система эволюции сознания

В истоках Кундалини йоги говорится о том, что изначально она была разработана как наука для управления движением праны, или энергией жизненной силы внутри тела. Прана, как полагают, исходит из корневой чакры, где она находится в состоянии покоя в «непробуждённом» состоянии. Как только эта энергия пробуждается через практику Кундалини йоги, говорят, что прана поднимается через семь чакр тела, очищая его «священным огнем», который может быть соотнесён с производящей тепло метаболической энергией в теле. Если энергия Кундалини свободна от физических или энергетических блокад, она выходит через коронную чакру, расположенную в верхней части головы, и смешивается с божественной энергией Творца. Это «пробуждение Кундалини» — процесс самореализации.

Физические аспекты практики выполняют множество функций, одна из которых, не в последнюю очередь, бросает вызов нашей сущности, стремящийся к комфорту. Когда мы преодолеваем физические ограничения в практике йоги, мы обнаруживаем нашу внутреннюю силу, гибкость и устойчивость. Переход через различные асаны с их различными позами и уровнями сложности позволяет нам проживать прямой опыт непостоянства всех вещей. Мысли и физические ощущения будут смещаться от эйфории к самоуничтожению в пределах одного класса, делая опыт йоги идеальной инкапсуляцией проблем и вознаграждений, которые мы испытываем в повседневной жизни. Практика йоги может иметь глубокий смысл, а также поднимать настроение и усиливать чувство контроля над своей жизнью. Согласитесь, это неплохой способ провести 2 часа!

Кто смотрит наружу, мечтает; кто смотрит внутрь, просыпается… Карл Юнг, автор психологии Кундалини-йоги

Карл Юнг, основатель аналитической психологии начала 20-го века, считал Кундалини йогу идеальной основой для изучения науки самореализации. В 1932 году Юнг представил хорошо документированный семинар по Кундалини йоге, отметив, что западная психология не имеет эквивалента для очищения и преобразования всех аспектов внутреннего Я: ума, тела и духа. Юнг считал, что многие из пациентов, с которыми он столкнулся в своей психоаналитической работе, страдали как психо-духовными, так и физическими симптомами подъёма энергии Кундалини. Основное убеждение Юнга в том, что люди должны погрузиться в свою внутреннюю тьму и исследовать подсознательные убеждения, которые могут ограничивать их жизненный опыт, во многом перекликается с философией Кундалини йоги. Возможно, это объясняет, почему Кундалини-йога стала такой многообещающей терапией для страдающих посттравматическими расстройствами, наркоманией и другими психиатрическими диагнозами.

Современная наука начала подтверждать то, что изначально знал Йоги Бхаджан: Кундалини-йога укрепляет и восстанавливает нервную систему: 8-недельное исследование преимуществ Кундалини йоги для страдающих посттравматическим расстройством показало, что у участников значительно улучшились симптомы, включая лучший сон, меньший стресс, более позитивное настроение, большая устойчивость и меньшее беспокойство. Исследование 2017 года рассмотрело влияние Кундалини йоги на восприятие стресса человеком, путём измерения секреции кортизола и альфа-амилазы, двух ключевых гормональных показателей стресса. Исследование показало, что практика Кундалини йоги в течение трёх месяцев оказывала «непосредственное влияние на уровень слюнного кортизола и на воспринимаемый стресс», и что «было обнаружено значительное снижение воспринимаемого стресса в исследовательской группе.» Аналогичное исследование показало преимущества, выходящие за рамки стрессоустойчивости, такие как большая способность к саморефлексии, улучшенная ясность ума и более высокая самооценка. Аналогичные механизмы работают в головном мозге наркоманов, в том числе низкий уровень нейромедиатора под названием гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Один опыт показал, что один час практики может увеличить её уровень до 27%.

В 2017 году в первом своего рода исследовании Кундалини-йога была изучена как терапия возрастного когнитивного спада. После 12 недель участники, которые занимались практикой Кундалини йоги, показали краткосрочные и долгосрочные улучшения в исполнительном функционировании, и ещё более широкие положительные улучшения были замечены в подавленном настроении и устойчивости. Благодаря уникальной способности Кундалини йоги воздействовать на физические механизмы страха и тревоги, она показала себя как дополнительная терапия, которая может улучшить умственное и эмоциональное функционирование пациентов, получивших диагноз рака.

Кундалини-йога это древняя практика, которая была сохранена и передана на благо человечества. Как прозорливо отметил Йоги Бхаджан, как никогда она нужна хронически перегруженному, подверженному стрессам, и пытающемуся лечить себя лекарствами населению современного западного мира.

Читайте Интесенс в Telegram и Instagram

Кундалини. Божественный свет

Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы её прожить.

К ундалини — сила жизни, божественный свет и мать, созидательная сила и Вселенская любовь — вот тот короткий список названий, стоящий за этим понятием.

Говоря о Кундалини, мы неизменно ассоциируем образ со змеёй, свернувшейся кольцом. Кстати, последнее и есть дословный перевод с санскрита слова «Кундалини».

Таящаяся мистическая сила — огонь Кундалини может прорваться наверх, что в одночасье изменит в корне всю вашу жизнь. Это не модификация или усовершенствование, но процесс тотальной реализации сущности, активированной огненной силой Кундалини.

Энергия Кундалини в различных традициях и школах

Об энергии Кундалини ходит множество легенд. А как часто вдохновлённые неофиты, влюблённые в восток и всё, что с ним связано, читают труды йогов и пандитов об этой великой жизненной силе, заключённой в каждом человеке. Однажды прокравшись в разум, сама идея о существовании Кундалини будоражит воображение, и нетерпеливые натуры готовы многое отдать только за то, чтобы получить инициацию, так называемый Шактипат; или по меньшей мере с помощью регулярных практик под руководством того самого единственного гуру разжечь скрытую силу Кундалини и получить доступ к трансцендентным знаниям; наконец, обрести сиддхи и то, что называют окончательной духовной реализацией.

Нужно сказать, что понятие о всемогущей жизненной энергии, изначально заложенной в человеке, существовало во множестве культур.

Подобные концепции о великой силе человека рассмотрены многими духовными направлениями, в том числе и традиционными религиями, такими как ислам и христианство. В последней пробуждение и самореализацию называют связью со Святым Духом, а в исламе есть аналог для понятия «Кундалини» (змеи) — мистическое животное Борак. Древние толтеки тоже говорили об этом, называя энергию свечением.

Психология о Кундалини

Даже в современной психологии понятию «энергия Кундалини» отводят большую роль. Карл Юнг сделал множество исследований в этой области, и их нельзя назвать теоретическими, потому что все его выводы построены на результатах работы с пациентами. Пробуждение бессознательного и дальнейшее его поднятие из недр психики высвобождает энергетические массивы. То, что ещё недавно было заблокировано, получило выход, и человек должен с этим жить.

Урдхва Дханурасана

Скорее, именно колоссально заряженная энергия, высвобожденная из подсознания, расчищает себе место, переформирует человека, или, по-другому, перед нами происходит процесс индивидуализации, инициированный мощнейшим из всех источников энергий, доступных человеческому организму — Кундалини.

Подъём Кундалини или нисхождение

Мы хотели бы знать, как на самом деле происходит процесс подъёма Кундалини. И почему, например, она именно восходит, а не спускается на нас из Космоса, как было бы логичней всего предположить. Духовное к духовному. Почему каждый раз, говоря о великой силе Кундалини, мы воображаем её поднятие из области корневой чакры Муладхары?

Вероятно, потому, что образ энергии Кундалини очень крепко цепляется за визуальную структуру, которая предполагает наличие некой змееобразной составляющей, хранящейся в «спящем» состоянии в области сакрума (Sacrum), и которая каким-то неизвестным мистическим образом однажды проносится через все чакры вверх по позвоночному столбу через один из тонких Брахма-нади в центральном энергетическом канале Сушумна.

Кундалини может и не торопиться, продвигаясь от копчика к макушке, а скорее, наоборот, она движется постепенно или скачкообразно, расчищая и пробивая на пути блоки, чем причиняет телесные неудобства. Но здесь речь не о скорости подъёма как таковой, а о направлении. Можем ли мы быть так уверены, что энергия проходит снизу вверх, а не наоборот?

Уверенности нет в самой истинности утверждения о неизменном движении энергии кверху. Кундалини вполне может нисходить через верхнюю чакру, входя в физическое тело со стороны Сахасрары.

Правильность концепции поднятия Кундалини

Йоги, посвятившие многие годы на изучение практики поднятия Кундалини, объясняют процесс с позиции вертикально направленного вверх потока потому, что для человека так легче всего представлять и активизировать воображение, что играет немаловажную роль.

Ощутите в себе концентрированную энергию в области между двумя нижними чакрами, которая затем начинает разрастаться, и её огонь охватывает всё тело, поднимаясь к высшим чакрам. Можно сделать и наоборот, устремив внутренний взор кверху, начать чувствовать давление в области макушки и вибрации живительного света, которые проходят через Сахасрару к Муладхаре вниз. Именно на таком подходе активации Кундалини построено описание в интегральной йоге.

Натараджасана

Адепты разных школ, практикующие подъём Кундалини, могут убеждать, что только то или это движение энергии нужно считать правильным, и тем не менее сути это не меняет. Кундалини объективно способна двигаться в обоих направлениях, и при этом не строго однонаправленно.

Трудности, возникающие на пути пробуждения силы

Это тот важный раздел, с которого стоило бы начинать любой разговор об энергии Кундалини. В первую очередь нужно было бы объяснять последователям древних практик и с энтузиазмом смотрящим на активацию Кундалини, неопытным адептам то, что истинная реализация и открытие путей для циркуляции энергии Кундалини в организме сопряжены с огромным количеством препятствий и разрушительных последствий, если что-то пошло не так. В подавляющем большинстве случаев именно «не так» и доминирует.

Рамакришна считал, что только один из нескольких миллионов сможет пройти через это состояние, и среди его учеников только Вивекананда прошёл процесс. Так опасен и не предсказуем может быть путь.

Всё потому, что тема духовных энергий и праны изучена не настолько глубоко, с точки зрения влияния этой энергии на физиологию и психику человека, что лучше подождать с экспериментами по крайней мере до тех пор, пока серьезному изучению духовных энергий не начнут оказывать достойное внимание.

Причины желаний для активизации энергии Кундалини

В первую очередь стоит разобраться с самим желанием ученика активизировать «спящую змею».

Для чего нужна активизация?

  • Для того чтобы продолжать играть в хитроумные проделки Эго, которое не может угомониться, и теперь оно уже не удовлетворено материальностью, ему нужны более сильные стимулы из духовной сферы?
  • Для обретения сиддхи? А они в свою очередь для чего?
  • Для самосовершенствования?
  • Самосовершенствование есть не что иное, как очередная игра разума с целью самоутверждения, но на это раз посредством получения так называемых сверхспособностей?
  • Решение проблем иным способом — магическим, раз их не удаётся решать по-другому. Откуда возникли эти самые труднорешаемые проблемы, что требуют приобретения сиддхи?

Пранаяма

Не мы ли сгенерировали их нашим собственным поведением? Скорее, нужно менять подход к жизни, чем заботиться о получении сверхспособностей для их решения.

Осознанное и неосознанное пробуждение Кундалини. Его последствия

Неосознанно вызванное состояние начального пробуждения Кундалини могут испытывать люди после продолжительных серьёзных заболеваний, травм. Также эта энергия напрямую связана с психическими расстройствами, шизофреническими и параноидальными состояниями. Через них проявлена другая сторона мощной силы. Такие негативные последствия могут происходить также по причинам неадекватного прохождения энергии по каналам в силу осознанной, но некорректной активации жизненной силы. Тогда вместо ожидаемого экстаза, Божественной Любви и возможности, наконец, вырваться из колеса сансары, всё, что получает неопытный адепт, — это разочарование и боль. Его физическое состояние резко ухудшается, о психике и говорить не нужно. Всё и так уже сказано.

Эфирный и ментальный уровни поражаются особенно быстро. Причина многих психических расстройств кроется как раз здесь. Часто неосознанно активированная Кундалини стоит за разрушительными процессами и неадекватным восприятием мира, каким его видят люди с глубокими отклонениями в психо-эмоциональной сфере.

Существование этой энергии в теле каждого невозможно отрицать. Но вопрос о необходимости активизации можно оставить открытым.

Сиддхи: сверхспособности и их связь с Кундалини

Если цель человека всего лишь получение сверхспособностей, вернее, их пробуждение, то для этого совсем не стоит экспериментировать, играя с огнём. Такие способности вполне реально развить, занимаясь любыми техниками йоги регулярно и используя медитацию.

Даже в этом случае обретение сиддх не должно быть самоцелью. Они появляются как следствие, побочный результат практик очищения ума и установления контакта с высшим «Я». Сильное желание овладения сверхвозможностями может означать только одно — Эго разыгралось не на шутку, и теперь ему нужны более изощрённые игрушки, чтобы проявлять себя по-новому.

Рассвет

Непредсказуемая сила Кундалини

Гопи Кришна, известный своими экспериментами с мистической силой Кундалини, приводит детальные описания состояния того кошмара, физической и психической нестабильности, которые последовали после того, как ключ в замке Кундалини повернули. Она, вырвавшись, пошла не по тому каналу, как это гораздо позже выяснил Гопи. Вместо Сушумны, протекая по Пингале (правому солнечному каналу), она стала опалять организм чрезмерным внутренним жаром, что выражалось психической нестабильностью, глубочайшими депрессивными состояниями и значительным ослаблением физического тела, когда практикующий едва имел силы для того, чтобы подняться с постели и хоть немного поесть.

Система не выдержала нагрузок. Человек, живущий в обычном мире, оказался не подготовлен взаимодействовать с могущественной Шакти Кундалини. Здесь силы не равны. Большое желание овладеть, активировать энергию не тождественно способности человека жить с ней.

Те, кто утверждает, что можно научиться ею управлять, скорее всего, никогда по-настоящему не активировали Кундалини, иначе они не рассуждали бы так спокойно о различных способах управления ею. Сила, которая изначально в десятки раз мощней всех наших физических и психических возможностей, выходит на свет. Логичным выводом будет то, что это она станет повелевать вами, а не вы ею. Если же она становится предоставленной самой себе, то последствия можно легко себе представить, да и существует множество свидетельств о них в литературных источниках.

Читатель должен сам решить, нужно ли ему заниматься активизацией энергии Кундалини, есть ли в этом действительная необходимость. А мы пока продолжим совершенствовать душу и тело, практикуя хатха-йогу и медитацию.

Читайте также:  Зрение 13 что делать у детей
Источники:
  • http://www.b17.ru/blog/61891/
  • http://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/vostochnyie-arhetipyi-v-praktike-yogi-po-rabotam-yunga-o-kundalini-yoge/
  • http://www.sunhome.ru/books/jenergii-transformatsii-putevoditelj-po-kundalini.html?p=76
  • http://www.liveinternet.ru/users/639768/post223674594/
  • http://jung.vnd.ru/kundaliny.html
  • http://bookashka.name/ru/b/62488/
  • http://intesense.ru/2966/
  • http://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/kundalini/