Меню Рубрики

Язык это определение с точки зрения лингвистики

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

человеческие языки (предмет изучения лингвистики):

естественные человеческие языки,

искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),

жестовые языки глухих,

компьютерные языки (например, Алгол, SQL),

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы вообще — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.

Все языки мира имеют единую (знаковую) структуру, хотя внешне могут сильно отличаться. Существует несколько способов классификации языков:

ареальная, по культурно-историческим ареалам (месту распространения);

типологическая; например, по способу выражения грамматического значения языки делят на аналитические, изолирующие, синтетические и полисинтетические;

генетическая, по происхождению и степени родства. Языки группируются в группы; те, в свою очередь, — в семьи. Для некоторых семей предложено объединение в таксоны более высокого уровня — макросемьи. Классификацией языков на основе генетических признаков занимается языковая систематика.

На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели.

На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, испанском, хинди, английском, русском, португальском и арабском. Значительно распространён и французский язык, однако число тех, кто считает его родным (первым), сравнительно невелико.

Для того чтобы язык сохранялся, требуется около 100 тысяч его носителей. В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не использующим письменность.

В то же время следует отметить, что различия в развитии, а также влияние соседей приводят к изменению ареала использования языка и его изменении. Так, например, Кириллу и Мефодию, когда они создавали славянскую азбуку, при их путешествиях не нужен был переводчик. Потому что, в IX столетии от Балтики до Средиземноморья и от Влтавы до Днепра все славяне говорили на одном языке ( праславянском).[4]

Одна из причин гибели языков — неравномерное распределение их по жителям. Так, 80 % населения планеты знает лишь 80 языков. При этом 3,5 тыс. языков приходится на 0,2 % жителей Земли. Основная причина процесса исчезновения языков считается глобализация и миграция. Люди уезжают из деревень в города и теряют язык своего народа[5].

Около половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия. Многие языки исчезают из-за того, что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой, поэтому под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народностей и языки народов, не имеющих государственности. Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим. По данным «Атласа мировых языков, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, в настоящее время в Европе исчезновение угрожает примерно 50 языкам.

коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

когнитивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества;

познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;

эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

метаязыковая — разъяснения средствами языка самого языка;

фатическая (или контактноустанавливающая);

идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.

омадативная (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;

металингвистическая. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

номинативная — вера человека в название

денотативная, репрезентативная — передача информации, представление

конативная — ориентация на адресата;

эстетическая — сфера творчества;

аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо);

Язык — многофункциональное явление; все функции языка проявляются в коммуникации.

Языки характеризуются по степени сохранности и функциональной ограниченности.

По степени сохранности языки характеризуются шкалой из шести категорий, предложенную в Красной книге языков ЮНЕСКО для более чёткого определения опасности, угрожающей тому или иному языку:

Возможно вымершие языки

На грани вымирания

Исчезающие (вымирающие) языки

Благополучные языки (невымирающие)

Функционально ограниченным называется язык, который не располагает в достаточной мере или не располагает вовсе такими ресурсами как:

стабильная орфография в определенной системе письменности;

эталонная литература (грамматика, словари, произведения классиков);

материалы массового распространения (пресса, аудиозаписи, фильмы, песни и музыка);

техническая и учебная литература (технические и научные публикации, дидактические работы, учебники);

различные носители повседневной информации (афиши, объявления, корреспонденция, справки, руководства и т. д.);

прочие средства передачи информации на языке.

Одновременное отсутствие всех вышеперечисленных ресурсов не обязательно для признания языка функционально ограниченным. Язык может иметь письменность, преподаваться в школе и, вместе с тем, сильно

страдать от отсутствия достаточного количества и соответствующего качества информационных или даже языковых ресурсов.

К функционально ограниченным правильно будет отнести языки, вымирание которых практически неизбежно, так и языки появляющиеся, у которых уже имеется довольно много ресурсов, но при этом их все еще недостаточно для полноценного существования.

С точки зрения наличия человеческих ресурсов функционально ограниченный язык может превратиться в язык, которому грозит вымирание, если его употребление ограничено небольшим числом носителей.

К числу функционально ограниченных языков относятся:

в Европе: бретонский; окситанский; баскский.

в Америке: почти все языки коренного населения.

в Азии: мьянмар; сотни языков Океании; почти все языки коренного населения Полинезийских, Микронезийских, Меланезийских островов.

в Африке: почти все языки относятся к функционально ограниченным.

Наука о языке называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. Первый термин является наиболее употребительным, последний — международным. Слово лингвистика в переводе с латинского lingua означает «язык».

Объектом изучения языкознания является язык, предметом структура и функции языка, его общественная природа, методы лингвистических исследований и т.п. Целью языкознания является изучение языка во всём многообразии его сторон, свойств и особенностей функционирования.

«Язык представляет собой всеобъемлющую и всеобщую исторически сложившуюся систему средств общения» (В.И.Кодухов. Вв. в яз. С.29).

Итак, современная теория языка — это совокупность и система обобщений, отображающих и объясняющих, во-первых, естественный язык людей (теория языка), во-вторых — лингвистические теории и гипотезы (история языка), в-третьих — методы его описания.

Языкознание делится на общее и частное, теоретическое и прикладное.

Предметом общего языкознания являются наиболее общие и существенные свойства различных языков (в идеале — всех). Общее языкознание призвано не просто собрать факты и рассмотреть их, а выработать теорию, применимую для объяснения многих языков вместе и каждого языка в отдельности. Общее языкознание отвлекается от всего частного и меняющегося в структуре, функционировании и развитии конкретных языков, сохраняет и осмысливает общее и существенное в них, поэтому и является общей теорией языка, т.е. совокупностью и системой предельных для определённого периода развития науки исследовательских обобщений. Общее языкознание — это та постоянная величина, которая остаётся, если отвлечься от индивидуальных особенностей конкретных языков; это основа для построения частного языкознания.

Частное языкознание занимается изучением конкретного языка (н-р: русистика) или группы родственных языков (н-р: германистика, романистика, славистика и т.п.) в их настоящем и в ходе исторического развития. Во многих случаях особое научное направление связано с каким-либо компонентом языка как объектом изучения (фонетика, морфология, синтаксис, лексика; аспектология, теория актуального членения, теория падежа).

Общее и частное языкознание тесно связаны между собой. Общее языкознание опирается на выводы и материалы частного языкознания. С другой стороны, с помощью общего языкознания вырабатывается та методика, которая применяется для изучения отдельных языков.

Внутренняя лингвистика (=собственно лингвистика) изучает систему языка, язык «в самом себе и для себя».

Внешняя лингвистика изучает все остальное, в т.ч.и то, что связано с использованием языка (описывает: язык во всем многообразии его социальных вариантов и их функций; зависимость выбора «кода» (то есть языковой системы) от общественной принадлежности носителя (классовый и профессиональный выбор, см.: арго, жаргон, сленг), от его региональной принадлежности (территориальный выбор: см.: диалект) и от коммуникативной ситуации собеседников (функционально стилистический выбор, см.: стиль).)

Специфика лингвистики как области научного знания предопределяется прежде всего свойствами ее объекта – и именно поэтому лингвистика плохо укладывается в принятое разделение научных дисциплин на науки гуманитарного и естественнонаучного цикла. Объект лингвистикиестественный человеческий язык во всех его проявлениях. Язык же, с одной стороны, теснейшим образом связан с психической сферой человека, и прежде всего – с его мыслительной деятельностью и с продуктами этой деятельности, с тем, что называют «духовной сущностью» человека. Язык – неотъемлемая часть человека, одно из основных проявлений его человеческой сути. В этом плане он относится к объектам «идеальной» природы», и поэтому лингвистику правомерно считать гуманитарной наукой. С другой стороны, язык есть естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека, и как таковое он является объектом материальной природы. Это обстоятельство объединяет лингвистику с областями естественнонаучного знания.

Промежуточное положение лингвистики между гуманитарными и естественными науками накладывает отпечаток на ее методологию, в которой совмещаются гуманитарный и естественнонаучный подход. Это совмещение в истории лингвистики не всегда проходило безболезненно и не всегда было сбалансированным. Разные научные школы концентрировали свое внимание на различных аспектах языка, что обусловливало доминирование гуманитарного или естественнонаучного мышления и использование того или иного комплекса методов.

Вместе с тем и сам по себе «язык во всех его проявлениях» является весьма своеобразным объектом. Язык относится к числу объектов, недоступных непосредственному наблюдению. Это роднит его с объектом некоторых других гуманитарных наук, и прежде всего психологии. Исследователю доступны лишь внешние проявления функционирования языка: во-первых, речевая деятельность человека, а во-вторых – тексты, являющиеся результатом таковой деятельности. Это обстоятельство описывается как фундаментальная двойственность (для описания которой вводятся такие терминологические противопоставления, как язык / речь, система / реализация, система / корпус, компетенция / употребление и др.) или, в трактовке Л.В.Щербы, трехаспектность объекта лингвистики. Следствием недоступности языка непосредственному наблюдению является интенсивное использование в лингвистике общенаучного метода моделирования.

Владимир Андреевич Звегинцев- Разграничение между языком и речью как выражение двойственности объекта лингвистики:

Речь в противоположность языку всегда целенаправленна и ситуативно привязана

• Ситуативность речи заключается в том, что в неё, помимо ориентации на язык, включаются активным образом эмоциональный и психологический, а также модально-оценочный компоненты, кроме того, конкретные экстралингвистические условия речевого акта.

• Пользуясь семиотической терминологией, можно объяснить дихотомию языка и речи следующим образом: язык есть знаковая система, знающая лишь две координаты – синтактику и семантику. А речь – это знаковая система, в которой к двум указанным приплюсовывается ещё прагматика.

Язык представляет собой системное образование, каждый из элементов которого существует лишь постольку, поскольку связан некоторыми отношениями с другими элементами.

Помимо охарактеризованного выше своеобразия язык отличается также чрезвычайной многомерностью и многокомпонентностью, что обусловливает возможность изучения его с очень различных точек зрения и с различной степенью детализированности. Это обстоятельство находит свое отражение в постоянно возрастающей разветвленности лингвистического знания. Современная лингвистика состоит из множества «частных лингвистик», имеющих каждая свой конкретный объект, цели, презумпции и методы.

Отражая компонентную структуру языка, существенно различаются конкретным объектом изучения такие области лингвистики, как ономастика (наука об именах собственных), орфоэпия (наука о правильном произношении) и этимология (наука об истории лексических значений), хотя в более широком плане все они имеют дело с лексикой конкретного языка.

Итак, Язы́к —основной объект изучения языкознания. Под языком прежде всего имеют в виду естествен­ный челове­че­ский язык (в оппозиции к искусственным языкам и языку животных), возник­но­ве­ние и существо­ва­ние которого неразрывно связано с возник­но­ве­ни­ем и существо­ва­ни­ем человека — homo sapiens.

Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определённый класс знаковых систем; 2) конкретный, так называ­е­мый этнический, или «идио-этни­че­ский», язык — некоторая реально суще­ству­ю­щая знаковая система, исполь­зу­е­мая в некотором социу­ме, в некоторое время и в некотором пространстве.

Определений языка существует множество, причем, как правило, они подчеркивают ту или иную функцию, а также указывают на некоторые свойства языка.

К примеру, младограмматики, следуя идеалистической философии, трактующей язык как продукт абсолютного духа (Гегель) и психологии своего времени, понимали язык как средство выражения индивидуальной души. К. Фосслер трактовал язык как творческое, эстетическое самовыражение индивидуального духа’, Л. Ельмслев — как чистую структуру отношений, безразличную к ее элементам. В. И. Ленин отмечал, что «язык есть важнейшее средство человеческого общения» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25, с. 258), подчеркивая коммуникативную функцию языка.

Языкознание XX века выработало понимание языка как системы знаков.

Современная наука установила, что в генетическом коде человека нет языка. Ребенок появляется на свет с биологическими предпосылками для овладения языком, но вне коллектива говорящих он языку не научится. Только в обществе говорящих людей возможно овладение языком, что свидетельствует о таком важнейшем признаке языка как его общественный характер.

Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является поли­функцио­наль­ной системой. Среди его функций важнейшими можно считать те, которые связа­ны с основными операциями над информацией (знаниями человека о действи­тель­но­сти) — созданием, хранением и передачей информации.Язык является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отраже­ния окружа­ю­щей человека действи­тель­но­сти и самого себя, т. е. формой хранения знаний о действи­тель­но­сти (эпистемическая функция), а также средством получения нового знания о действи­тель­но­сти (познавательная, или когнитивная, функция). В то же время язык является основным средством человеческого общения (комму­ни­ка­тив­ная функция), средством передачи информации от говорящего к слушающему (адресату). В силу этого свойства языка естественным образом согласованы с потребностями и условиями протекания комму­ни­ка­тив­ной деятель­но­сти человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения, так как общественная, в т. ч. трудовая деятельность человека, невозможна без обмена информацией

Дата добавления: 2018-11-10 ; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав

Читайте также:  Частота 350 гц благоприятно воздействует на зрение человека

Язык, как объект лингвистики.

Языкознание как наука.

Языкознание – наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях.

Языкознание – одна из древнейших отраслей знаний.

Возникло с появлением школ ок. 3 тыс. до н.э.

Возникновение первых словарей, грамматик.

Подлинной наукой становится в 19 в.

Первый метод изучения языка.

Доказательство родства языков, системность языка, законы развития и т.д.

Лингвистика в настоящее время – высокоразвитая наука.

Язык – один из существеннейших признаков человека.

Основной объект изучения – язык.

Язык – 1. Знание о языке вообще, как универсальная характеристика человека, способность общаться.

2. Знание о конкретном языке. Различные коммуникативные системы.

Лингвистика (языкознание) – Наука о естественном человеческом языке вообще, и обо всех языках мира, как индивидуальных его представителях.

Языкознание делится на 2 основных раздела:

Общее языкознание – рассматривает свойства, присущие любому языку. Изучает проблемы происхождения языка, язык и мышление, язык и общество, строение языка, классификации языков мира.

Частное языкознание – обращается к изучению отдельных языков и групп родственных языков. Может быть описательным (факты языка в конкретный исторический момент) и историческим (Развитие языка в течение времени).

Фонетика, морфология, синтаксис, лексикология, словообразование, пунктуация – так же разделы языкознания.

В языкознании имеются 2 аспекта – фундаментальный и прикладной.

Фундаментальные исследования направлены на получение нового знания о языке. Теория лингвистики. Разрабатываются методы и приемы исследования.

Прикладная лингвистика решает конкретные практические задачи – перевод, обучение письму и чтению, культура речи, создание искусственных языков, разработка терминологии, расшифровка древних текстов, лингвистическая экспертиза текстов, идентификация личности по почерку и т.д.

Оба аспекта находятся в постоянном взаимодействии.

Направления, родившиеся на стыке наук:

Когнитивная лингвистика (язык и процесс познания мира),

Ознакомиться с учебниками по введению в языкознание.

Язык, как объект лингвистики.

Сущность, природа языка.

Объект – область изучения.

Человеческий язык – объект изучения в лингвистике.

Предмет исследования – одна из сторон изучаемого объекта.

Вопрос о том, что такое язык – вопрос о его сущности. До конца этот вопрос не решен.

Язык – природное явление, так как человек не влияет на язык.

Данная точка зрения была популярна в середине 19 века, так как активно развивались естественные науки «Язык есть организм природы». (Август Шлейхер – «Теория Дарвина и языкознание»).

По мнению Шлейхера, среди языков так же существует эволюция и естественный отбор. Ученый лингвист – естествоиспытатель. Языкознание должно быть основано на точном наблюдении.

Терминология зародилась именно в этот период.

Язык – явление психологическое, так как является достоянием человека.

Тогда это одна из способностей, психики человека, функция мозга. Возникает с развитием сознания человека. Законы языка – законы психики.

Вильгельм фон Гумбальдт – первый заметил связь психики человека и языка. «Язык народа – это его дух».

А.А. Потебня: «Язык – средство выявления психологии говорящего».

И. А. Бодуэн де Куртенэ. «Язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов».

Язык – явление социальное, так как существует в обществе, коллективе.

Данная точка зрения возникала еще в 17 веке, но обоснована с научной точки зрения была только в конце 19 – начале 20 века в связи с развитием социологии.

Фердинанд де Соссюр – «Язык социален, так как его развитие обусловлено развитием общественной жизни».

Антуан Мейе – «Язык – средство общения в коллективе. Каждая группа людей использует особым образом свойства языка».

Язык – необходимое условие существования самого общества.

Язык относится к системам связи.

Все средства связи имеют знаковый характер (Жесты, свет, звуковой сигнал, цвет).

Знак – носитель информации.

Слова – языковые знаки.

Язык – одна из знаковых систем, обслуживающих общество.

Язык содержит в себе и биологические, и психологические и социальные аспекты.

ЯЗЫК – естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система. Ее основное свойство – социальная предназначенность.

Возможные темы доклада:

Август Шлейхер: натурализм в языкознании.

Вильгельм фон Гумбальдт – Язык народа – это его дух.

Жан Вандриес – язык есть явление социальное.

Язык, как знаковая система.

29-31 октября – первый рубежный контроль.

Тема семинара № 2: для чего возник язык.

Язык человека и язык животных.

Вопрос о возникновении языка остается до конца не решенным.

Как появился язык? Когда и где он возник?

На эти вопросы невозможно ответить стопроцентно точно.

Имеется несколько гипотез по этому вопросу:

1. На ранней стадии развития человечества существовала Логосическая (от лат. Logos) теория. В основе зарождения мира лежало духовное начало. Слово – творящая сила, создавшая мир и человека в этом мире. Гердер, Лессинг, Платон эту идею поддерживали. Далее Бог преподнес дар слова человеку.

2. Теория природного происхождения языка. Она близка идее Логосической теории. Эту гипотезу высказывал Гераклит. Он говорил, что язык появился в природе. Т.н. теория Фюсель. Слова выражают сущность обозначаемых предметов, их суть, идею. Название и вещь неразрывно связаны между собой. Накладывание табу на определенные слова, чтобы не навлечь гнев богов, судьбы.

3. Язык начинает рассматриваться как продукт деятельности человека. Возникает теория Общественного (социального) договора. Эту гипотезу развивал Демокрит и его сторонники. Теория Тесей. Связь между названиями и предметами условна. Для каждой вещи создается символические обозначения для каждой вещи, и пользуются ими. Эта теория была популярна до 18 века.

4. Междометная теория. Первые слова произошли от непроизвольных выкриков древних людей. Постепенно они образовали полноценные слова. Впервые эту мысль высказал Эпикур. Дарвин считал эту теорию вполне достоверной. Гумбольдт так же поддерживал ее. Потебня – туда же. Чувственное восприятие мира.

5. Звукоподражательная теория. Первые имена возникли в результате подражания звукам природы. Арестотель высказывал такую точку зрения. Во всех языках существуют такие словах.

6. Звукосимволизм – в слове отражается звуком впечатления от явления. Сократ высказывал такую мысль. С некоторыми звуками языка связаны определенные ассоциации, связи.
Журавлев А.П.: «Звук и смысл».

7. Жестовая теория. Язык древних людей был безмолвный язык жестов. Теорию развивал Овсяников-Куликовский. Он считал, что на протяжении многих тысяч лет люди общались исключительно жестами. Есть мнение, что звуки так же были частью языка, но не были первичными. Позже жесты ушли на второй план. Современные психолингвисты придерживаются этой теории.

8. Лепетная теория. В 19 веке полагали, что язык возник из детского лепета (мама-папа).

9. Эволюционная теория развития языка. Связывает зарождение языка с развитием мышления. Иоганн Готфрид Гердер: «Исследование о происхождении языка» 1770г. Первоначально язык возник не для общения.. Внутренняя речь – язык разума, речь для себя. Формирующийся человек начал выделять отдельные предметы, запоминать их по определенным признакам, и создавать внутренние слова для этих примет. Их совокупность образовала язык разума – речь для себя. Возникновение «Языка для других» — следующий этап эволюции языка. Гумбольдт писал о внутренней потребности человека в языке. Потебня: «Язык есть переход от бессознательности к сознанию». Мышление – язык – разум.

10. Трудовая концепция развития языка. В 19 веке было обращено внимание на связь между возникновением речи и началом его трудовой деятельности. Теория трудовых команд и выкриков. Спонтанные звуки превращались в символы для обозначения видов деятельности. Изначально эти крики были инстинктивными. Первыми словами были глаголы. По названию орудий труда можно восстановить историю человечества. Трудовая теория Энгельса предполагала так же связь труда в эволюции человека и возникновении языка. Язык является продуктом совместного труда людей. Язык сразу возникает, как средство общения. В советской лингвистике эта теория долгое время была основной.

Происхождение языка – явление многофакторное, и решить эту проблему только при помощи лингвистики невозможно.

Язык, как изменяющееся явление.

С момента возникновения, язык не перестает развиваться, он – исторически развивающееся явление. Развитие его неограниченно, подобно живому существу.

Методик реконструкции первобытной речи нет.

По своему звучанию, речь первобытного человека была негармоничной – высокие писки, визги, хрипы. Это связано с тем, что форма ротовой полости была другой. Звуков было мало. Полагают, что древняя речь была слоговой – взрывной согласный + гласный звук. Частей речи, как таковых, не было. Единицами общения были нерасчлененные комплексы – слова-предложения. Их сравнивают с детской речью. Их было мало (предположительно, от 500 до 1000). Речь сопровождалась речью, мимикой, телодвижениями.

Появился ли один язык, или несколько.

Теория полигенеза – существовало множество племенных языков, диалектов. Первичная языковая непрерывность.

Теория моногенеза – на данном этапе эта теория более популярна. Язык возник из одного источника. Далее, по причине расселения людей, он видоизменился.

Готфрид Вильгельм Лейбниц.

В 1703 г. Писал, что язык создан под влиянием желания, чтобы быть понятым, сохранения памяти. Слова закрепляют мысли и сообщение ее.

Слова – метки и знаки.

Опыт о происхождении человеческих знаний.

«Язык имеет целью обозначение или сообщение людьми друг другу своих мыслей, по этой причине люди снабжают имена сочетаниям идей, которые часто употребляются в жизни, оставляя другие разрозненными и оставляяя без имен». Понятие частотной лексики.

Иоганн фон Гердер (18 в.).

Так же подвергает сомнению божественное явление. Предполагает, что изначально природа языка человека сходна с природой языка животных. Первыми словами были глаголы – слова действия, которые позже породили существительные. Изначально язык – выражение чувств, эмоций. Человек невозможен без языка.

Предложил эволюционную теорию языка.

Язык животных сугубо функционален, инстинктивен. Он не является показателем интеллекта. Знаковые системы животных закрытии и не развиваются.

Глоттогенез – теория происхождения языка.

Жестовые языки и речевые жесты.

Жестовые языки имеют два аспекта – мануальный и немануальный.

В первую очередь, жестовый язык – язык для общения с глухонемыми. Нет точной информации, создан он самими глухонемыми или человеком слышащим и знающим звуковой язык.

Жест должен быть конкретным, чтобы передать его смысл. Он так же должен быть образным – изображать обозначаемый объект.

Язык жестов аморфен – не имеет склонений, спряжений и окончаний.

Кинесика – наука о речевых жестах.

Жесты подсознательно показывают наши эмоции.

Язык как объект языкознания (общая характеристика)

Понятие языка

§ 4. Языкознание, как и любая другая наука, имеет свой объект изучения. Как уже отмечалось во введении, объектом изучения в языкознании является язык или языки. Знакомство с языкознанием как особой наукой целесообразно начинать с объекта этой науки, с объяснения вопроса о том, что такое язык, т.е. с определения понятия «язык».

Язык – явление очень сложное, и определение его представляется делом непростым. «Язык как исключительно сложное образование может быть определен с разных точек зрения в зависимости от того, какая сторона или стороны языка выделяются, – пишет В. М. Солнцев. – Определения возможны: а) с точки зрения функции языка (или функций языка)..; б) с точки зрения устройства (механизма) языка..; в) с точки зрения существования языка. » [1] .

В отечественном языкознании в советское время получило распространение ленинское определение языка: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения» [2] . Оно (средство общения) определяется как важнейшее потому, что наряду с языком в качестве средств общения используются и другие, дополнительные, или вспомогательные, средства, например буквенные знаки, цифры, дорожные знаки, морские сигналы и др. (подробнее о них см. ниже, В § 14).

Сформулированное выше определение языка дано с точки зрения его назначения, выполняемой им основной функции. Для того, чтобы представление о языке было более полным, необходимо разъяснить, что конкретно представляет собой это средство человеческого общения, с помощью чего осуществляется общение между людьми. Ответ на этот вопрос можно найти в работах разных ученых-языковедов, определяющих язык с точки зрения его устройства, или механизма. Приведем некоторые из таких определений. «Язык есть комплекс членораздельных и знаменательных звуков и созвучий, соединенных в одно целое чутьем известного народа. » [3] . «Язык – это ограниченный набор типовых элементарных единиц и законы их сочетания и чередования» [4] . «Язык – это совокупность правил, по которым делаются предложения, и множество наделенных смыслом, или значением, единиц, которые используются в соответствии с правилами» [5] .

Совершенно очевидно, что при определении языка необходимо учитывать как выполняемую им функцию (или функции), так и конкретные материальные средства, с помощью которых эта функция осуществляется. Следовательно, в самом общем виде язык можно определить как своеобразную систему знаков (знаков особого рода), служащих основным, важнейшим средством общения людей.

Примерно так и объясняют понятие языка многие современные языковеды, в том числе и авторы учебных пособий по введению в языкознание. Ср., например: «Язык – это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении и независимо от конкретных мыслей, чувств и желаний людей» [6] ; «Сущность языка невозможно охватить каким-то простым и единым определением. По своей роли в жизни людей, по той функции, которую язык выполняет в человеческом коллективе, он является важнейшим средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями и, более того, средством самого формирования мысли. По той внутренней организации, по своей структуре, язык оказывается своеобразной, очень сложной системой знаков, системой многоярусной, все элементы которой, взаимодействуя, обеспечивают выполнение языком его общественной функции» [7] . Еще в середине прошлого века Ф. Ф. Фортунатов писал: «Язык состоит из слов, а словами являются звуки речи, как знаки для нашего мышления и для выражения наших мыслей и чувствований» [8] . Подобные определения языка встречаются также в работах других авторов, в том числе в терминологических и иных словарях [9] .

Структура лингвистики как науки. Границы лингвистики. Внешняя и внутренняя лингвистика в коцепции Ф. де Соссюра.

Язык как объект лингвистики. Определения языка.

Под языком принято понимать естественный человеческий язык, который находится в оппозиции с искусственным языком, возникновение и существование которого неразрывно связано с существованием человека.(А.Е.Кибрик).

2 значения термина язык:

  1. Это язык-инвариант или язык вообще как определенный класс знаковых систем;
  2. Это конкретный этнический или идеоэтнический язык или вариант некой реально существующей знаковой системы, которая используется в неком социуме, в некотором времени и в некотором пространстве.
Читайте также:  Можно ли делать коррекцию зрения до рождения ребенка

Обще языкознание изучает язык как инвариант, реализуя его в разных конкретных языковых вариантах.

Определение языка по Головину:

Язык – совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от текста, в их коммуникативной готовности.

Язык – последовательность (взятых из языка) единиц общения (знаков) в их коммуникативном применении, построенная по законам и в соответствии с требованиями выражаемой информации.

Определение языка по Арутюновой:

Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации, способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Одной из главных является проблема объекта лингвистики, его единиц, его отчленения от смежных объектов.

Язык как абстракция и конструкция несет на себе печать методологической двойственности и нечеткости, допускающей мысль о том, что объект лингвистической науки конструируется самой наукой.

Между тем следует отчетливо различать реальный объект, его стороны, единицы и категории и понятия о них, закрепленные в терминах и выражаемые ими.

Единственным конечным объектом лингвистики был и остается реальный язык во всем разнообразии его этноисторических вариантов и во всей сложности и многосторонности его структуры, функционирования и развития. Именно по этому язык был и остается предметом наблюдения, описания, обобщения, т.е. предметом научного познания.

2.Язык и речь. Единицы языка и речи. Трихотомия «язык – речь — речевая деятельность» в концепции Ф.Де Соссюра.

Понятие языка в целом как системы, состоящей из 3 частей, Ф. Де Соссюр раскрывает в «Курсе общей лингвистики», кот. был опубликован в 1916г. Ш. Балли и А. Сеше по материалам университетск. лекций Соссюра.

Соссюр различает собственно язык, речь, речевую деятельность. Это так называемая трихотомия. Которая была положена в основу языковедческих теорий Гумбольдта, Потебни, Б. Де Куртэне, Фортунатова, Щербы.

Соссюр «правдой», важнейшей частью речевого акта называет язык. Он выступает как система чисто лингвистических отношений и только он должен изучаться языковедами: «единственным и истинным объектом лингвистики является язык., рассмотренный в самом себе и для себя.» именно в этом понимании язык составляет предмет внутренней лингвистики.

  • Язык есть как нечто вполне определенное в разносистемной совокупности фактов речевой деятельности;
  • Язык – продукт социальный, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять (объективность); язык существует в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива, язык до такой степени нечто обособленное, что человек, лишившийся дара речи, сохраняет язык поскольку он понимает слышимые им языковые знаки.
  • Язык – это грамматическая система и словарь, составляет предмет, доступный обособленному изучению;
  • Для языка характерна знаковость, условность, он является совокупностью необход. условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способностей к речевой деятельности, существующие у каждого носителя языка.
  • Язык предст. собой целостность сам по себе. Это явление по своей природе однородное: это система знаков, в кот. единственно существенным является соединение смысла и акустического образа.

Соссюр понимал язык как абстракцию, однако языков. Знаки хоть и психичны по своей сущности, но вместе с тем они не абстракции, ассоциации, скрепленные коллектив. Согласием, совокупность которых и составл. язык.

Также знаки осязаемы: на письме они могут фиксиров. посредством условных начертаний.

Исходным понятием является понятие речевой детельности, но ему не дается четкого определения. РД многоформенна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психикой. К ней относятся явления: акустические, понятийные, индивидуальные, социальные и т.д.

Языку противопост. Речь. Это все, что имеется в речевой деят. минус язык.

  • Язык – социален, речь – индивидуальна;
  • Язык – независим от способов физической реализации, речь – связана с физическими параметрами, акустическая сторона РД относится к речи.
  • Язык – включает только существенное, все случайное, побочное относится к речи.

Т.о. речь состоит из отдельных актов говорения и слышания, осуществляемых в круговороте общения. Несмотря на антитезис языка и речи, Соссюр замечает, сто они «тесно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтоб речь была поняьтна, речь для того, чтобы установился язык». Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка.

3.Природа и сущность языка. Функции языка. Основные социальные формы языка. Под языком принято понимать естественный человеческий язык, который находится в оппозиции с искусственным языком, возникновение и существование которого неразрывно связано с существованием человека.(А.Е.Кибрик).

2 значения термина язык:

  1. Это язык-инвариант или язык вообще как определенный класс знаковых систем;
  2. Это конкретный этнический или идеоэтнический язык или вариант некой реально существующей знаковой системы, которая используется в неком социуме, в некотором времени и в некотором пространстве.

Обще языкознание изучает язык как инвариант, реализуя его в разных конкретных языковых вариантах.

Определение языка по Головину:

Язык – совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от текста, в их коммуникативной готовности.

Язык – последовательность (взятых из языка) единиц общения (знаков) в их коммуникативном применении, построенная по законам и в соответствии с требованиями выражаемой информации.

Определение языка по Арутюновой:

Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации, способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Язык имеет звуковую природу, этого вопроса касается А,А, Потебня в работе «Язык – синтез звука и мысли»

Язык имеет социальную природу, это общественное явление и вне общества не существует, обслуживает его и изменяется вместе с ним.

  • Язык есть как нечто вполне определенное в разносистемной совокупности фактов речевой деятельности;
  • Язык – продукт социальный, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять (объективность); язык существует в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива, язык до такой степени нечто обособленное, что человек, лишившийся дара речи, сохраняет язык поскольку он понимает слышимые им языковые знаки.
  • Язык – это грамматическая система и словарь, составляет предмет, доступный обособленному изучению;
  • Для языка характерна знаковость, условность, он является совокупностью необход. условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способностей к речевой деятельности, существующие у каждого носителя языка.
  • Язык предст. собой целостность сам по себе. Это явление по своей природе однородное: это система знаков, в кот. единственно существенным является соединение смысла и акустического образа.

4.Функции языка:

Язык – система полифункциональная, все функции связаны с основными операциями над информацией.

Две основные функции языка:

  • Когнитивная – познавательная, материализуется структура мысли.
  • Коммуникативная – средство передачи информации от говорящего к слушающему.
  • Эпистимическая – хранение знаний о действительности.
  • Фатическая – контактоустанавливающая.
  • Номинативная – назывная, единицы языка – средства называния.
  • Магическая – заклинательная.
  • Этническая
  • Художественно-изобразительная.
  • Эмоциональная – эмотивная, аффективная, волюнтативная.
  • Эстетическая – связана с формой языка.
  • Метаязыковая – язык – средство исследования и описания языка в терминах самого языка.
  • Аппелятивная – средство призыва, побуждения к действию.
  • Интернациональная
  • Вопросительная

Т. о. все функции языка согласованы с условиями коммуникативной деятельности человека.

Социальные формы существования языка:

  • Идиолект – индивидуальный язык одного носителя языка.
  • Говор – структурно близкие идиолекты, заметных территориальных различий не отмечается.
  • Диалект – множество говоров, близких по структуре.
  • Язык – объединяет множество диалектов, различия между которыми могут варьироваться, зависят от социальных различий.

Высшей формой существ. Языка – литературный язык. Он возникает на определенном этапе социального развития и имеет ряд свойств:

  • Нормированность
  • Разветвленная система стилей
  • Универсальность знаковой системы
  • Историческая категория
  • В структуре заложены тенденции к изменению.

Язык, мышление, сознание.

Термины «сознание » и «мышление» часто употребляются как синонимичные, однако сознание – это совокупность психической деятельности, включающей интеллект, чувства, волю человека. Сознание синонимично мировоззрению, самосознанию, т. е. сознание – это осознание человеком, обществом своего бытия и отношения к миру, когда мышление – это часть сознания, активный процесс отображения объективной действительности в формах представлений, понятий, суждений, способность мыслить, рассуждать, строить умозаключения.

  • Наглядно-образное
  • Абстрактное или логическое – понятие или суждение.

Понятие как форма логического мышления возникает в процессе обобщения, суждение – это форма логического мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается, включает в себя субъект, предикат и связку.

Существует определенная связь м-у языком и мышлением, встает вопрос о кач-ве этой связи. Ряд ученых считают, что мышление не связано с вербальным кодом, основано на универсал-м коде (Звегинцев)

Вербалисты выступают за четкую связь м-у мышл-м и вербал-м кодом (Филин и Панфилов).

Третьи счит-т, что мыш-е происходит на вербал-м и невербал-м уровнях, это Серебренников, Легостаева, Соловьев.

Язык по отнош-ю к мышлению:

  • Основное орудие мышления, другие системы носят второстепенный характер, т.к. вторичны по отн-ю к языку;
  • Материальная опора мыш-я, он материализ-т мысль, обеспеч-т обмен иформацией, в том числе и с пом-ю графической записи;
  • Логические операции выражены сред-ми языка, суждение как категория соотносится с предложением.

Различия м-у языком и мыш-ем:

  • Характер субстанции (язык материален, мыш-е идеально)
  • По функции (Я. формирует мысль, отражает знания о мире, а М.- окружающую действительность)
  • По хар-у законов (М. носит общечеловеч-й хар-р)
  • По структуре (единицы Я. не имеют тождественных, тогда как категории мыш-я соотносимы).

В ходе истории меняется и язык и мыш-е, расширились сред-ва оформления мысли, с др-й стороны расширились знач-я слов, лексич-й состав языка. Наблюдается тенденция к возрастанию абстрактности.

Т,О. язык и мыш-е тесно связаны но не тождественны.

До последнего времени лингвисты мало внимания обращали на соотношение языка и сознания, изучая по преимущ-у соотн-е языка и мыш-я. Однако язык так же древен как и сознание. Проблема язык и сознание во многом остается неясной и спорной.

Фун-ии языка по отнош-ю к сознанию:

  • Язык выступает в роли орудия формирования самих актов сознания.
  • Язык есть средство выражения сознания (содержание сознания общества фиксируется и выражается лексикой и грамматикой языка).
  • Язык — условие осознания человеком деятельности собственного сознания, т.о. язык контролирует деятельность собственного сознания человека.
  • Язык позволяет обобщать отражения чувственные и строить на их базе отражения логические – это есть условие очеловечивания актов сознания.

Функции соз-я по отнош-ю к языку:

  • Фун-я формирования речевых и языковых стилей.
  • Сознание контролирует развертывание речи

Так, очевидно, сознание, его деятельность, его развитие являются одним из главных условий, непосредственно вызывающим перемены в лексико-семантической системе языка. Только то, что вошло в поле действия сознания, может сказаться на значениях слов и их связей.

Языковая картина мира

Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Совокупность знаний о мире, запечатлённую в той или иной языковой форме, специфическое “языковое мировидение”, присущее каждому народу, принято называть “языковой картиной мира”. Языковая картина мира, исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, есть определенный способ концептуализации действительности. Свойственный данному языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков. С другой стороны, языковая картина мира является “наивной” в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от “научной” картины. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные. Таковы, например, представления о внутреннем мире человека, которые отражают опыт интроспекции десятков поколений на протяжении многих тысячелетий и способны служить надежным проводником в этот мир. Представления, формирующие картину мира, входят в значения слов в неявном виде; человек принимает их на веру, не задумываясь, и часто даже сам не замечая этого. Пользуясь словами, содержащими неявные смыслы, человек, сам того не замечая, принимает и заключенный в них взгляд на мир. В наивной картине мира можно выделить наивную геометрию, наивную физику пространства и времени, наивную этику, психологию и т.д.

Языковая картина мира

Языковая картина мира — исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. Каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.

Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

Каждый человек имеет собственную картину мира или мировоззрение.

Индивидуальная картина мира складывается из представления или обобщенного образа воспринимаемого мира. Этот образ питается поступающей извне информацией. Поэтому индивидуальная картина мира никогда не бывает законченной, она постепенно обогащается и совершенствуется. Человек не может воспринимать мир целиком.

Понятие концепта

Концепт в лингвистике -содержание понятия, смысловое значение имени (зна ка). Отличается от самого знака и от его предметного значения (денотата,объёма понятия). Отождествляется с понятием и сигнификатом.

Концепт- факт образа жизни, общественного сознания, термин, выраженный в языковой форме. Единица человеческого знания о мире.

Концепт (Алиференко)- ментальное, т.е. смысловое понятийное образование, связ. с внутренним, т.е. ментальным миром человека.

Концепт рождается на базе слова, включает коннотацию и конкретные чувственные ассоциации, затем насыщается интеллектуальным содержанием и социальнокультурным опытом. Вбироает в себя разнообразные ассоциации, мнения, тексты.

Концепт дом: -где живет человек

Содержит в себе не только понятие, но и социокультурное представление.

Алефиренко разграничивает 2 вида концептов:

1.первеначальное преставление, сформулировавший инвариантный обобщенный образ.

2.Ключевое слово этнокультуры- или концепта. Рождается в ходе лингвокреативного общения, предоставляет в этнооз. сознании одним из базовых элементов.

Читайте также:  С точки зрения аксиологического подхода культура представляет собой

Конкретный образ абстрагируется от предмета, приобретает ментальный,но все еще индивидуальный характер.

Ядро концента— предметно-образный код. + переферийные компоненты.

Концепт отличается от понятия. Понятие- лишь компонент; Концепт гораздо шире.

Культурные концепты — предмет когнитивной лингвитстики, этнолингвистики, лингвокультурологии.

Концепт-«сгусток культуры в сознании человека».

Научные концепты отождествляются с научнымипонятиями. Складываются из разных мнений и представлений. Фигурирует в разных научных текстах. В поле внимания лингвистов научный концепт попадает в основном в связи с изучением научного дискурса или научного текста. Объективируясь в языке, концепт отражает сущность заключенного в нем нового знания.

Являясь единицей научного сознания, мыслительным образованием, научный концепт актуализируется в научном дискурсе — «совокупности всех наличных (и потенциально возможных) текстов, вербализующих научное знание как результат познавательной деятельности субъектов науки.

Национально-культурная специфика языковых единиц- безэквивалентные единицы.(земля, смекалка, совесть).

Концептосфера языка— сфера вербализованных знаний. Русскую концептосферу организуют понятия, которые находят формальное выражение в концептосфере языка.

Концепт — результат познания, это оперативная, мыслительная, когнитивная структура. Языковая структура, реализующая ее — яз. Знак. Это средство отражения суммы человеческих знаний.

Социолингвистика

Социолингви́стика (социологическая лингвистика) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Социолингвистика тесно связана с такими лингвистическими дисциплинами, как психолингвистика и этнолингвистика.

Предметом социологической лингвистики является широкий круг вопросов: язык и нация, национальные языки как историческая категория, социальная дифференциация языка, взаимосвязи между языковыми и социальными структурами, типология языковых ситуаций, определяемых социальными факторами, социальные аспекты многоязычия

Социальный вариант языка- социальный диалект. Язык отражает общество.

Социальный вариант может соотноситься с социальным сословием, классом, иногда сюда включают диалект.

По мнению Головина стоит различать варианты языка:

б) устный, письменный, монологические.

г) функциональные (стили языка)

д)профессиональные(варианты функцион. Стиля)

ж) варианты, соотнесенные с жанрами художественных произведений

з) «личностные варианты» -которые соотносятся с авторами художественных произведений. Идеолекты.

Некоторые лингвисты считали, что социальные диалекты имеют отличие только в лексике, поэтому считать их отдельными подъязыками не стоит.

Социальное варьирование языка — наличие 1-го из вариантов языка.

Социальная дифференциация языка – социальное расслоение языка. Социальная структура общества не полностью адекватна социальной структуре языка. Язык – отражение недавнего прошлого.

Язык лингвистики — термины, сост. ядро. Это социальный вариант, т.к. принадлежит к группе людей, не всем этот язык понятен. Каждый термин-это социальный маркёр (А. Баранов.)

Московская школа.

Формальная школа, московская фортунатовская школа. Сложилась в ходе научной и преподавательской деятельности Ф.Ф. Фортунатова в Московском университете (1876—1902) и функционировала до середины 1910-х гг. С 1903 организационным центром Московской лингвистической школы фактически стала Московская диалектологическая комиссия. К началу XX в. заняла ведущее место в отечественной науке о языке (общее и сравнительное языкознание, русистика и славистика), оказала существенное влияние на формирование «лингвистического мировоззрения» XX в., основанного на принципах системно-функционального подхода ко всем языковым явлениям и опоре на собственно лингвистические (формальные) критерии в языковедческом анализе. Многочисленные московские ученики и последователи Фортунатова (А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, В.К. Поржезинский, А.М. Пешковский, Д.Н. Ушаков, М.М. Покровский, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, Р.И. Аванесов и др.) вместе с их сторонниками из других стран добились выдающихся успехов в реконструкции праславянского и древнерусского языков, в разработке принципов анализа и издания памятников письменности, в изучении современного русского литературного языка и живой народной речи. Концепция Московской лингвистической школы продолжала разрабатываться членами Московского лингвистического кружка, московской фонологической школы (возникла в конце 1920-х гг. при участии Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского и др.), а также знаменитых Пражского (основан в 1926 по инициативе чешских и московских учёных) и Копенгагенского (1931, основатели — ученики и последователи Фортунатова) лингвистических кружков. Вокруг Ф.Ф. Фортунатова сложилась Московская (фортунатовская) лингвистическая школа.Его учениками были: в России — Алексей Александрович Шахматов Григорий Константинович Ульянов Вячеслав Николаевич Щепкин Михаил Михайлович Покровский), Борис Михайлович Ляпунов, Виктор Карлович Поржезинский, Александр Иванович Томсон, Дмитрий Николаевич Ушаков , Николай Николаевич Дурново,Эта школа внесла большой вклад в исследования в области реконструкции праславянского языка, присущих ему тенденций к палатализации и к открытому слогу, в области праславянской акцентологии, морфологии, этимологии, лексикологии. Они разграничивали буквы и звуки, графику, орфографию и орфоэпию. Ими создавались системные описания русских говоров и первые диалектологические карты восточнославянских языков. Фортунатовцы строго разграничивали формы словоизменения и словообразования. Они многое сделали в разработке основ современной морфологии, заменившей “этимологию” с её зыбкими границами между современным и историческим словообразованием, между собственно этимологией и морфологией. Был заимствован бодуэновский термин морфема.Фортунатовская школа представляла собой школу формальной лингвистики, которая способствовала закладыванию основ лингвистического структурализма. Её формализм заключался в стремлении исходить не из внешних по отношению к языку категорий логики, психологии, истории, физиологии, а из фактов самой языковой системы. Впоследствии многие представители этой школы отказывались от крайностей формализма. фортунатовской школы.МФШ преимущественно ориентировалась на формальные, имманентно-структуралистские критерии. Здесь понятие фонемы было соотнесено с понятием морфемы (а не слова в тексте, словоформы, как в щербовской школе), что обусловило более абстрактный и в силу этого более удалённый от физической реальности уровень фонологического анализа. Было принято понятие нейтрализации фонологических оппозиций, выдвинутое пражцами. Было принято различать сильные и слабые фонологические позиции. Допускалась возможности пересечения в одной слабой позиции (позиции нейтрализации) двух или более фонем. Были введены понятия гиперфонемы, слабой фонемы, фонемного ряда.

Модели языка

= модели описания внутренней структуры языка. Сущ-т несколько моделей:

1. Уровневая =традиционная модель

2. Модел,опирающаяся на язык как механизм общения(Головин): язык – сложный механизм общения. В составе- отдельные автономные организмы языка (АМ фонем,морфем,словообразовательных типов,слов(лексем), морфологич.категорий,синтаксич.категорий -= категории предложения,модалности,предикативности,членов предлож.(кат подл,сказ,обст,опред..))

3. Деятельностный(динамич): язык как функц механизм.который действует. Главное – описание модели язык.деят-ти. Язык –динамическое образование. Исп-ся словотворчество,различные виды экспрессии в яз.

4. Язык – совокупност полей. пОлевая модел(алифиренко). Ядро и периферия. Ядерные единицы обладают более высокой частотностью.

5. Сакральные модели.

25. характер связи между означающим и означаемым.

Ф. де Соссюр различал две стороны в знаке: означаемое (signifie)(понятие, содержание, смысл знака, его внутренняя сторона, то, что воспринимается нашим сознанием) и означающее (signifiant)(внешнее выражение знака, его формальная сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения).. Обе стороны знака фиксируются в языке в виде абстракций, отображений того и другого, хранятся в сознании говорящих в виде значений (языковых понятий) и чувственных образов знаковой формы. Только единство двух сторон знака делает его средством, удовлетворяющим социальным потребностям данной языковой общности людей.

Как и все прочие знаки, они всегда материальны и означают что-то помимо самих себя. Языковые знаки всегда условны, т. е. связь означаемого и означающего у них произвольна (но при этом, будучи однажды установленной, она становится обязательной для всех носителей данного языка). Как и все условные знаки, они всегда являются членами знаковой системы, а следовательно, обладают не только значением, но и значимостью.

Иконичность языка понимается как соответствие структуры языка той концептуальной структуре дейст.мира,кот. Сформ-сь в сознании человека на основе данных опытов. Клеймонов : иконичность видовых парадигм (писать-написать, но сложнее казнить и казнить. Сов.и несов.вид)

Ономасиология (от гр – онома – имя) – наука, которая исследует различные способы номинации в языке, а также различные способы обозначения понятий и значений. Один из аспектов изучения лексики языка. В узком смысле ономасиология противопоставлена семасиологии. Пр. ономасиологический ряд – праздновать, отмечать, справлять, обмывать). Они включают семантические группы слов и семантические порядки, подразделяющиеся внутри группы.

Ономасиология идет от смысла к языковой форме (каким словом обозначен тот или иной смысл), близка к идеографии. Значения ономасиологии: помогают установить характер изменения словарного состава, показывает развитие синтаксической и стилистической системы языка, устанавливает факторы изменения слов (пр. обладать – обladaть, стоматология – СТОМАТОЛОГ и Я)

Этимология – (от греч – этимон) – раздел лингвистики, изучающий происхождение и значение слов. Рассматривается в разделе историческом. Основатели – школа стоиков (3 век до н.э,) Словари Шанского, Фаснера.

Диахрония – эволюция языка – рассмотрение исторического развития тех или иных языковых явлений, языковой системы в целом как предмет лингвистического целого. Соссюр говорит о качественном изменении языковой единицы.

Прагмалингвистика

самостоятельный раздел коммуникативной лингвистики.

Центральный объект — речевой акт, в связи с чем детально анализируются положения теории речевых актов.

Объект — отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве.

В прагмалингвистике следует выделять функциональную прагмалингвистику и скрытую прагмалингвистику. В рамках функциональной прагмалингвистики изучается речевая деятельность отправителя текста с продуманным намеренным выбором иллокуций, а в скрытой прагмалингвистике исследуется интуитивный привычный выбор речевых сигналов актуализации речевого поведения отправителя текста.

Теоретической основой исследований в прагматике стала теория речевых актов, которая была создана Дж.Серлем, Дж.Остином и рядом других зарубежных исследователей. Минимальной реализацией речевого общения является речевой акт, который понимается как целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, существующими в данном обществе [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 412].

Важнейшими чертами речевого акта являются намеренность (интенциональность), целеустремленность, конвенциональность.

Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевого акта осуществляется передача речевого сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения. В этом состоит коммуникативная природа речевого акта, сущность которого в передаче информации, во взаимообмене ею.

Лингвистическая прагматика тесно связана с социолингвистикой и психолингвистикой (особенно в американской науке, где прагматика часто растворяется в них), с философией естественного языка, теорией речевых актов, функциональным синтаксисом, лингвистикой текста, анализом дискурса, теорией текста (отождествление прагматики и теории текста наблюдается в работах Зигфрида Й. Шмидта), конверсационным анализом, этнографией речи, а в последнее время с когнитивной наукой, с исследованиями в области искусственного интеллекта, общей теорией деятельности, теорией коммуникации.

Язык как объект лингвистики. Определения языка.

Под языком принято понимать естественный человеческий язык, который находится в оппозиции с искусственным языком, возникновение и существование которого неразрывно связано с существованием человека.(А.Е.Кибрик).

2 значения термина язык:

  1. Это язык-инвариант или язык вообще как определенный класс знаковых систем;
  2. Это конкретный этнический или идеоэтнический язык или вариант некой реально существующей знаковой системы, которая используется в неком социуме, в некотором времени и в некотором пространстве.

Обще языкознание изучает язык как инвариант, реализуя его в разных конкретных языковых вариантах.

Определение языка по Головину:

Язык – совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от текста, в их коммуникативной готовности.

Язык – последовательность (взятых из языка) единиц общения (знаков) в их коммуникативном применении, построенная по законам и в соответствии с требованиями выражаемой информации.

Определение языка по Арутюновой:

Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации, способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Одной из главных является проблема объекта лингвистики, его единиц, его отчленения от смежных объектов.

Язык как абстракция и конструкция несет на себе печать методологической двойственности и нечеткости, допускающей мысль о том, что объект лингвистической науки конструируется самой наукой.

Между тем следует отчетливо различать реальный объект, его стороны, единицы и категории и понятия о них, закрепленные в терминах и выражаемые ими.

Единственным конечным объектом лингвистики был и остается реальный язык во всем разнообразии его этноисторических вариантов и во всей сложности и многосторонности его структуры, функционирования и развития. Именно по этому язык был и остается предметом наблюдения, описания, обобщения, т.е. предметом научного познания.

2.Язык и речь. Единицы языка и речи. Трихотомия «язык – речь — речевая деятельность» в концепции Ф.Де Соссюра.

Понятие языка в целом как системы, состоящей из 3 частей, Ф. Де Соссюр раскрывает в «Курсе общей лингвистики», кот. был опубликован в 1916г. Ш. Балли и А. Сеше по материалам университетск. лекций Соссюра.

Соссюр различает собственно язык, речь, речевую деятельность. Это так называемая трихотомия. Которая была положена в основу языковедческих теорий Гумбольдта, Потебни, Б. Де Куртэне, Фортунатова, Щербы.

Соссюр «правдой», важнейшей частью речевого акта называет язык. Он выступает как система чисто лингвистических отношений и только он должен изучаться языковедами: «единственным и истинным объектом лингвистики является язык., рассмотренный в самом себе и для себя.» именно в этом понимании язык составляет предмет внутренней лингвистики.

  • Язык есть как нечто вполне определенное в разносистемной совокупности фактов речевой деятельности;
  • Язык – продукт социальный, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять (объективность); язык существует в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива, язык до такой степени нечто обособленное, что человек, лишившийся дара речи, сохраняет язык поскольку он понимает слышимые им языковые знаки.
  • Язык – это грамматическая система и словарь, составляет предмет, доступный обособленному изучению;
  • Для языка характерна знаковость, условность, он является совокупностью необход. условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способностей к речевой деятельности, существующие у каждого носителя языка.
  • Язык предст. собой целостность сам по себе. Это явление по своей природе однородное: это система знаков, в кот. единственно существенным является соединение смысла и акустического образа.

Соссюр понимал язык как абстракцию, однако языков. Знаки хоть и психичны по своей сущности, но вместе с тем они не абстракции, ассоциации, скрепленные коллектив. Согласием, совокупность которых и составл. язык.

Также знаки осязаемы: на письме они могут фиксиров. посредством условных начертаний.

Исходным понятием является понятие речевой детельности, но ему не дается четкого определения. РД многоформенна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психикой. К ней относятся явления: акустические, понятийные, индивидуальные, социальные и т.д.

Языку противопост. Речь. Это все, что имеется в речевой деят. минус язык.

Источники:
  • http://lektsii.org/18-19572.html
  • http://megapredmet.ru/1-68497.html
  • http://studme.org/81665/literatura/yazyk_obekt_yazykoznaniya_obschaya_harakteristika
  • http://lektsia.com/1x608b.html