Меню Рубрики

Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла

Возникновение и созревание моральных норм связывают со временем возникновения человеческого общества. На основе обычаев и традиций сформировалась система моральных ценностей (правил и образцов должного поведения), но в отличие от них нравственные нормы определяются категориями добра, истины, справедливости, долга.

Все области человеческой жизни соединены с моралью, которая увязывает личные и общественные интересы. В процессе социализации человек постигает морально-нравственные нормы. Их усвоение происходит сначала в ходе воспитания, путем копирования поведения и поступков окружающих. Затем, по мере взросления, человек осмысливает и использует в своей жизни принятые взгляды о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизбежным, это подвижная система. Принимая решения, устанавливая жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к существующей ступени развития и потребностям общества. Общие понятия, отображающие более существенные стороны и элементы нравственной среды, называются категориями морали. Основные среди них — добро и зло. Категории добра и зла, как и долг, являются первостепенными для этики.

Категории добра и зла применяются там, где имеются отношения людей друг к другу или к предметам и явлениям объективного мира. Представления о добре и зле сформировались у людей в глубокой древности, позже они приобрели теоретическое обоснование.

Добро — важнейшая категория этики, морально-нравственная ценность сама по себе, проявляющаяся в намеренном, бескорыстном и искреннем стремлении к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру. Первоначально под добром понимается все то, что способствует поддержанию жизни, сохранению стабильных условий существования человека. В качестве антонима употребляется понятие «зло». С возникновением классового общества, появлением возможностей вариативного поведения понятие «добро» наполняется новым смыслом. Оно начинает отражать императивно заданное стремление к идеалу совершенства личности и общества. При этом образ совершенства часто приобретает в различных концепциях абстрактный, оторванный от реалий вид. В ряде концепций добро подчиняется более общему понятию блага. Любая личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.

Зло — важнейшая категория этики, противоположная понятию добра и означающая намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба и страданий. Термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны.

Понятие «зло» является противоположным добру. Категория зла как суждение морального сознания формулирует представление о безнравственном, а также о том, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения. Зло — это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств, таких как жестокость, ненависть, насилие, жадность и т.п. Зло деструктивно и ведет к распаду личности, отдалению людей друг от друга, уничтожению, подавлению. Оно ассоциируется с разрушением.

Существуют следующие виды зла: природное и нравственное. Природное зло — это все естественные стихийные процессы, рушащие жизнь на земле: землетрясения, наводнения, штормы. Природное зло является частью исторического процесса, возникает под влиянием действий людей. Оно не может контролироваться человеком. В современном мире явления природного зла ассоциируются с экологическим кризисом.

Моральное зло включает две характеристики: субъективную и объективную. Субъективная характеристика морального зла — это вменяемость как способность контролировать свои поступки и нести за них ответ. Объективную характеристику можно разделить на формальную и содержательную.

С позиции формы зло квалифицирует деятельность, которая противоречит нормам морали (идеалу), характерным для данной культуры. С позиции содержания зло является деятельностью, которая обладает отрицательным смыслом для состояния других людей или самого действующего субъекта, т.е. человека. Нравственное зло совершается под влиянием сознания человека, его воли и выбора. Оно может быть обнаружено в пороках

человека (враждебность, распущенность), фрустрации (агрессия). К враждебности имеют отношение насилие, гнев, ненависть, подавление других. Такое зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению жизни и благополучия. Оно обращено во вне и выражается в распущенности, малодушии, отсутствии смелости и мужества, лености, алчности, чревоугодии и т.д.

Добро и зло — наиболее совокупные понятия морального сознания, проводящие черту между нравственным и безнравственным. Это универсальная этическая характеристика любой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что сориентировано на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло — уничтожение, разрушение блага.

Категории добра и зла взаимоопределяют друг друга и могут быть познаны только в целостности, являясь критерием оценки действий и поведения человека, его нравственных особенностей. Для того чтобы быть добрым, необходимо познать зло. Следовательно, добро приобретает значимость в противопоставлении злу и утверждается как противостояние злу. Оцениваемый поступок соотносят с понятиями добра и зла, т.е. с существующими в обществе взглядами на добродетель и порок. В обстановке противостояния добра и зла первостепенной проблемой человека становится правильный выбор. На первом этапе морального выбора происходит избрание человеком образа мысли и действий, отказ от зла и порока. Следующий, наиболее трудный этап морального выбора — выбор «меньшего из двух зол». Данный выбор человек воспринимает как трагичный, требующий мудрости и ответственности, имеющий непредсказуемые результаты, его итогом может оказаться зло.

Таким образом, формирование добра и зла включено в процесс генезиса морали. Осмысление добра и зла как ценностей осознавалось как характеристика поступков, действий, совершаемых сознательно, свободно, в соответствии с идеалом. Значит, содержание добра и зла определено идеалом нравственности: добро — то, что стремится к идеалу, зло — то, что отдаляется от идеала.

Отталкиваясь от того, что гуманистическая этика во главу угла ставит человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, главная мера добра — все то, что, содействует самореализации сущности человека, его самораскрытию, самовыявлению. Второй критерий добра и в то же время условие, обеспечивающее самореализацию человека, — гуманизм и все, что соединено с гуманизацией человеческих отношений. Таким образом, добро и зло антагонистичны по своему содержанию: в

категории добра олицетворяются мнения людей о максимально положительном в области морали, о том, что отвечает нравственному идеалу; а в понятии зла — суждения том, что противоречит нравственному идеалу, мешает достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

А. «Духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры»

Название А. «Духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры»
Дата конвертации 07.08.2013
Размер 180.14 Kb.
Тип Документы
источник

Тест по обществознанию.

А1. Верны ли следующие суждения:

А. «Духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры».

Б. «Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга».

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А2. Процесс самообразования основан на…


  1. самостоятельном приобретении знаний

  2. альтернативном выборе учебного заведения

  3. посещении факультативных занятий

  4. выборе учебного курса по желанию учащегося

А3. Разнообразие в сфере производства и в области коммуникаций

присуще…


  1. традиционному обществу

  2. аграрному обществу

  3. постиндустриальному обществу

  4. любому обществу

А4. Цена товара возрастает, если…


  1. спрос возрастает в 3 раза, и предложение повысится в 3 раза

  2. спрос останется неименным, а предложение измениться

  3. спрос уменьшится, а предложение возрастет

  4. спрос останется неизменным и предложение останется неизменным

А5. Являются ли приведенные ниже документы примерами правового

регулирования рыночной экономики?

А. Закон о государственной границе.

Б. Антимонопольное законодательство.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А6. Объекты налогообложения – это…

1) стипендии 2) пенсии

3) пособия многодетным семьям 4) доходы граждан и фирм

А7. Связь всех сфер жизни общества…


  1. вытекает из целостности общества как системы

  2. достигается политической борьбой

  3. обеспечивается идеологической работой

  4. устанавливается законодательным путем

А8. Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения

добра и зла – функция…

1) права 2) морали

3) религии 4) науки

А9. К элементам общества как системы можно отнести…

1) экологические зоны 2) механизмы наследственности

3) биосферу 4) трудовые коллективы

А10. Истинное знание в отличие от ложного…


  1. достоверно отражает действительность

  2. целенаправленно добывается в ходе познавательной деятельности

  3. выявляется только путем эксперимента

  4. излагается в форме теории

А11. К исторически сложившимся этническим обществам относятся…

1) народности 2) государства

3) классы 4) маргиналы

А12. Верны ли следующие суждения:

А. Во всех современных обществах существует институт семьи.

Б. Характер семейных отношений со временем не изменился.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А13. Изменение места человека или группы в социальной структуре общества

отражается в социологии понятием…

1) социальная адаптация 2) социальная мобильность

3) социальная дифференциация 4) социальная стратификация

А14. Любое государство характеризуется…


  1. исключительным правом издавать законы

  2. проведением регулярных выборов

  3. взаимной ответственность государства и личности

  4. контролем за личной жизнью граждан

А15. Какой признак отличает республику от других форм правления?


  1. наличие главы государства

  2. выборность главы государства на определенный срок

  3. передача верховной власти по наследству

  4. наличие аппарата управления

А16. Только правовому государству присуще…


  1. право представлять общество в целом

  2. соблюдение прав и свобод человека

  3. право издавать обязательные для всех законы

  4. существование различных негосударственных органов

А17. Одним из элементов политической системы являются отношения

между…


  1. правительством и парламентом

  2. производителями и потребителями

  3. родителями и детьми

  4. соседями по дому

А18. Право занимает особое место в системе социальных норм,

поскольку соблюдение правовых норм…


  1. обеспечивается силой государства

  2. поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи

  3. обеспечивается общественным мнением

  4. опирается на представление о прекрасном и безобразном

А19. Какие отношения членов семьи регулируются семейным правом?

1) имущественные 2) моральные

3) договорные 4) административные

А20. Направление развития, для которого характерен переход от

низшего к высшему, от менее совершенного к более

совершенному, обозначается словами…

1) социальная реформа 2) социальное движение

3) общественный прогресс 4) перестройка общества

В1. Запишите в бланке ответов слово или слова, пропущенные в

Дополните нижеприведенный перечень. Различают следующие виды

рынков:


  1. капитала

  2. информации

  3. товаров и услуг

В2. К каждой форме знания, указанной в первом столбце, подберите

подходящее выражение из второго столбца. Ответ запишите, не

нарушая последовательности первого столбца.


1. Повседневный опыт

А. Обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, суждений, пословиц, загадок.

2. Теоретические знания

Б. Законы, принципы, понятия, теоретические схемы, аксиомы, логические следствия, образующие систему.

3. Народная мудрость

В. Побочный продукт практической деятельности или ученичества у мастера, наставника, умельца.

4. Искусство

Г. Отражение действительности в художественных образах.

В3. Выберите из приведенного списка те свойства человека, которые

характеризуют его как личность. Запишите в таблицу сначала

порядковые номера черт, характеризующих, а затем черт не

характеризующих.


  1. ориентация на определенные ценности

  2. возраст

  3. рост

  4. отношение к моральным нормам

В4. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного,

относятся к формам чувственного познания.


  1. ощущение, 2) суждение, 3) восприятие, 4) представление.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Работа с текстом.

Вопрос о том, какие из известных верований, обрядов и культов, зародившихся за несколько десятков тысяч лет до н. э., следует считать отдельными, самостоятельными первобытными формами религий, пока не нашел общепринятого решения в религиоведческой литературе.

Однако первобытными формами религий принято считать следующие: фетишизм, тотемизм, анимизм и шаманизм.

Многие исследователи соглашаются с тем, что подавляющему большинству первобытных проявлений религий было присуще отсутствие абстрактных представлений о Боге как безликой, управляющей миром и людьми силе. Вместо этого первобытные люди поклонялись непосредственно материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделяли сверхъестественными свойствами и качествами.

Кроме этого, происходило смещение жизни и культа, жизнь человека была его богослужением.

А также многие ученые говорили о родоплеменном характере религиозных культов, что отличает их от современных мировых форм религий. Каждое первобытное племя имело свои собственные религиозные культы: одни поклонялись медведю, а другие верили в чудодейственную силу умерших предков.

Древнейшие формы религий заметно отличались от современных нам религиозных проявлений по характеру вероучения, культа и организации. Единственное, что объединяет их, — это наличие веры.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них

(составьте план текста).

С2. Назовите первичные формы религий указанные в тексте и объясните их

С3. Какие три особенности первобытных верований называет автор?

С4. Какую черту сходства первобытных форм религий и современных называет

автор? Приведите пример.

С5. Существует мнение, что примитивной формой религий можно считать только

тотемизм. Верно ли подобное отношение к остальным первобытным формам

религий? Найдите в тексте предложение, помогающее ответить на этот вопрос.

С6. В современном мире существует три мировые религии. Назовите их.


Черты характеризующие

Черты не характеризующие

А1

4

А11

1

А2

1

А12

1

А3

3

А13

2

А4

2

А14

1

А5

2

А15

2

А6

4

А16

2

А7

1

А17

1

А8

2

А18

1

А9

4

А19

1

А10

1

А20

3

Часть В.


В1

Труда/ рабочей силы

В2

ВБАГ

В3

1423

В4

2

Часть С.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них

(составьте план текста).


1) Первобытные формы религии

2) Характерные черты первобытных форм религии

Если выделена одна часть

1

Если выделено обе части

2

Max

2

С2. Назовите первичные формы религий указанные в тексте и объясните их

значение.


Тотемизм

Вера в сверхъестественную связь человека или отдельных коллективных групп с животными или растениями

1

Фетишизм

Поклонение предметам ближайшего окружения человека

1

Анимизм

Вера в самостоятельную силу (душу), способную существовать отдельно от человека, животного или растения.

1

Шаманизм

Особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов – шаманов.

1

Max

4

С3. Какие три особенности первобытных верований называет автор?


1) Отсутствие абстрактных представлений о Боге как безликой, управляющей миром и людьми силе.

2) Смещение жизни и культа, жизнь человека была его богослужением.

3) Родоплеменной характер религиозных культов

Если выделено 1 – 2 особ.

1

Если выделено 3 особ.

2

Max

2

С4. Какую черту сходства первобытных форм религий и современных называет автор?

Приведите пример.


Наличие веры

В качестве примера может быть приведена вера в Аллаха в исламе и вера в сверхъестественные свойства камней.

Если указана черта сходства

1

Если приведен пример

2

Max

2

С5. Существует мнение, что примитивной формой религий можно считать только

тотемизм. Верно ли подобное отношение к остальным первобытным формам

религий? Найдите в тексте предложение, помогающее ответить на этот вопрос.


Нет не верно

Так как все эти формы религий заметно отличались от современных нам религиозных проявлений по характеру вероучения, культа и организации

Если указан ответ

1

Если подобрано предложение

2

Max

2

С6. В современном мире существует три мировые религии. Назовите их.


Буддизм

Христианство

Ислам

Если выделено 1 – 2 религ.

1

Если выделено 3 религ.

2

Max

2

Тест по обществознанию.

А1. Наиболее высокая ступень развития культурно-исторической этнической общности – это…

1) класс 2) этнос 3) нация 4) народность

А2. Семью как малую группу отличает…


  1. профессиональный рост

  2. общность быта

  3. выполнение общественных функций

  4. высокая политическая активность

А3. Верны ли следующие суждения:

А. Отклоняющимся считается поведение, не согласующееся с нормами.

Б. Отклоняющимся считается поведение, не соответствующее требованиям общества

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А4. Любое государство должно осуществлять…


  1. выработку планов экономического развития

  2. помощь беднейшим слоям населения

  3. укрепление целостности общества

  4. меры, направленные на достижение социального равенства

А5. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что…


  1. выборы являются всеобщими и равными

  2. победителем становиться кандидат, набравший большинство голосов в своем округе

  3. голосование на участках является тайным

  4. избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений

А6. Тоталитарный режим в отличие от демократического имеет следующую черту…


  1. гарантирует право на инакомыслие

  2. граждане эффективно участвуют в политической жизни

  3. ликвидируются конституционные права и свободы

  4. существуют судебные органы

А7. К функциям любого государства относиться…


  1. поддержание общественного порядка

  2. перераспределение доходов различных групп населения

  3. установление единых цен на различные товары

  4. строительство жилья для малоимущих

А8. Научное познание характеризуется…


  1. отражением действительности в художественных образах

  2. выявлением закономерностей развития мира

  3. направленностью на преобразование мира

  4. выработку нравственных норм

А9. Критерием истины является…


  1. поддержка данного утверждения авторитетными учеными

  2. публикация утверждения в научном журнале

  3. проверка практикой

  4. соответствие утверждения предшествующим выводам

А10. Какое продолжение фразы верно:

«Философская категория, обозначающая существование человека в реальном

мире, — это…»


  1. бытие 2) сознание 3) абстракция 4) автономия

А11. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее,

обозначается словом…


  1. отражение 2) познание 3) изучение 4) творчество

А12. В перечне проблем, изучаемых экономической наукой, лишним является:


  1. поведение людей в процессе производства и обмена материальных благ

  2. пути повышения эффективности экономических процессов

  3. стабилизация демографической ситуации на планете

  4. способы распределения производственных благ

А13. В перечне доходов от собственности является лишним:


  1. плата за аренду квартиры

  2. проценты по банковскому резерву

  3. дивиденды по акциям

  4. денежные поступления от продажи дачи

А14. Верны ли следующие суждения:

А. Смешанная экономика – это экономика, в которой преобладает

административно-распределительный способ хозяйствования.

Б. Смешанная экономика – это экономика, в которой одновременно действуют

государственное регулирование и рыночные механизмы.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А15. Стройматериалы представлены на рынке:


  1. недвижимости 2) труда

3) товаров и услуг 4) капиталов

А16. Рыночная конкуренция…


  1. приводит к увеличению затрат производства

  2. уравновешивает спрос и предложение

  3. снижает уровень потребления

  4. обеспечивает всем высокие прибыли

А17. Признаком правового государства является…


  1. сбор налогов

  2. подчинение закону и граждан, и должностных лиц, и самого государства

  3. избрание на высшую должность в государстве путем прямых выборов

  4. законодательная деятельность

А18. Под общественным прогрессом понимается…


  1. постепенность общественных перемен

  2. ускорение изменений во всех сферах

  3. переход от менее совершенного в жизни людей к более совершенному

  4. способность общества к изменениям во всех сферах жизни

А19. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется…


  1. определяющей ролью социальной сферы

  2. господством экономической сферы

  3. определяющим значением политической сферы

  4. сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер

А20. Какой признак является лишним в перечне свойств человека как личности:


  1. цвет глаз

  2. ориентация на определенные ценности

  3. отношение к правовым нормам

  4. активная жизненная позиция

Часть В.

В1. Запишите три цифры, соответствующие характеристикам, которые являются общими для религии и морали. В бланке ответов расположите цифры в порядке возрастания.


  1. результат исторического развития

  2. описание явлений действительности

  3. определение нравственного поведения

  4. предсказание развития общества

  5. приобщение человека к культуре

  6. приспособление к экономическим проблемам

  7. вера в существование Бога

В2. Запишите в бланке ответов слово или слова пропущенные в следующем

«Виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным

кодексом РФ под угрозой наказания называется…».

В3. Определите, какой вид юридической ответственности иллюстрируется следующим

примером: 14-летний подросток в группе участвовал в похищении взрывчатых

В4. Запишите слово, пропущенное в схеме:

«…В критические, переломные моменты своей истории человечеству свойственно обращаться к опыту прошлого с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. В наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию.

Многие из этих проблем принято называть «вечными». Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека. Вместе с тем, в них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человеку приходиться решать их самостоятельно, вовсе не следует, что он сам должен изобретать и средства их решения. Эти средства создаются в самых разных сферах духовной культуры человечества – в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем.

Дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся мыслители прошлого – это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия – это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как относительные».

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Опираясь на текст и знания по курсу обществознания, назовите составные элементы духовной сферы общества.

С3. Назовите сходство и отличие философии от других элементов духовной сферы общества.

С4. Опираясь на знания курса и факты общественной жизни, приведите три примера «вечных вопросов» человечества.

С5. Приведите три примера, показывающие, как, в прошлом казавшиеся абсолютными, истины становились относительными.

С6. Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.

«Борьба есть условие жизни: жизнь заканчивается, когда заканчивается борьба»

Для этого используйте обществоведческие термины. Например, человек, общество, бытие, самопознание, самообразование, социальный статус и т. д.

Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла

Проверочная работа по теме «Духовная культура»

1. «Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ» — к какому понятию относится это определение?

1) К понятию «информационное общество»; 2) к понятию «мас­совая культура»;

3) к понятию «массовая коммуникация»

2. Как называется система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность)?

1) Философия; 2) мировоззрение; 3) наука,

3. Что первоначально понималось под словом «культура»?

1) Создание искусственной природы; 2) способы обработки земли;

3) правила поведения в обществе

4.Какие из перечисленных ниже профессий связаны с сохранением и распространением духовных ценностей?

1) Сталевар; 2) актер; 3) шахтер; 4) художник;

5) журналист; 6)экскурсовод; 7) учитель.

5. Что современные исследователи отождествляют с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе?

1) Культуру; 2) цивилизацию; 3) этику; 4) все вышеперечислен­ное

6. Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Мораль есть не что иное, как представление о том, что такое. в поступках людей и человеческом обществе».

3) добро и зло; 4) закон и порядок

7. Что является примером нравственной оценки деятельности человека?

1) Обвинение человека согласно решению суда;

2) осуждение человека соседями по дому;

3) объявление благодарности работнику администрацией пред­приятия;

4) премирование человека по месту работы

8.Существование культуры совершенно невозможно без:

2) демократического государственного устройства;

3) достаточного финансирования культурных мероприятий;

4) преемственности культурных традиций

9. Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла — функция:

1) права; 2) морали; 3) религии; 4) науки

10. Верны ли следующие суждения о задачах морали?

А. Задача морали — оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали — регулировать человеческие отношения.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны

11. Какие из перечисленных ниже позиций характерны для искусства, а какие — для научной деятельности?

1) формирование чувства прекрасного;

2) выдвижение гипотезы;

3) проведение эксперимента;

5)создание художественного образа;

6)внедрение в практику.

12. К духовным потребностям человека относятся:

1) потребность в познании;

2) потребность во сне;

4) потребность в общении;

5) потребность в пище;

6) потребность в отдыхе.

13. Перечислите учреждения, которые занимаются сохранением и распространением духовных ценностей

14. Перечислите типы мировоззрения, которые выделяет наука.

36. Добро и зло как исходные представления морального сознания.

Добро и зло – понятия высокой степени обобщения, это фундаментальные категории морального сознания, от содержания которых зависят все другие этические представления.

Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей.

Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» — одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет — добрый и злой боги в древнеегипетской мифологии, Ормузд и Ариман — аналогичные божества в религиозном учении персидского пророка Заратустры, инь и ян — доброе и злое начала в мировоззрении древних китайцев, Бог и дьявол — в христианстве и мусульманстве).

Добро— это высшая нравственная ценность, не касающаяся природных событий или явлений; характеризующая действия, совершенные свободно, ради них самих и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, идеалом.

Добро заключается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства, и гуманности в отношениях между ними . Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования.

Понятие добра тесно связано с таким понятием как добродетель— морально положительное качество человека. Разные добродетели выражают разные грани добра: мужество и покладистость, доброта и суровость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не даются нам от природы, их необходимо воспитывать.

Нельзя ставить знак равенства между добром и пользой: польза– это то, что приносит удовлетворение, счастье конкретному человеку, добро же — «общечеловечно».

Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением.

Зло– деятельность противоречащая принятым в данной культуре нормам морали (в конечном счете –идеалу), которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего объекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сходные негативные чувства, ведет к деградации личности.

Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремиться устранить и исправить: чувства, намерения, поступки, качества, характеры. Избавления от зла физического (страданий, смерти) и морального (греха) возведено в конечную цель человека во многих религиях (например, буддизм, христианство).

Моральное зло может быть двух видов:

1) враждебность.Возникает в результате господства кого-либо (чего-либо) над людьми и окружающим миром, такого их использования, которое ведет к разрушению, гибели (агрессия, жестокость, насилие, ненависть, унижение, желание гибели). Враждебность активна, направлена наружу.

2) распущенность.Объединяет такие человеческие недостатки как слабоволие, трусость, лень, неумение держать себя в руках, сдерживать свои склонности и желания. Распущенность направлена вовнутрь индивида, ведет к его деградации, разрушая его физические и духовные качества.

Добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. В повседневной жизни мы нередко употребляем слово «добро», но при этом необходимо различать его значение в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае это хорошее, т. е. приятное и полезное, а, значит, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т. д., а в другом – есть выражение добра, т. е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели. Доброе во втором, абсолютном значении – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности, к идеалу.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Понятие добра соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Доброта – это свойство поведения, добрым мы называем человека, который несет людям любовь и помощь. Добродетелями называются нравственно-похвальные человеческие качества, они могут существенно различаться в разных эпохах и в разных культурах. Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были гордость, бесстрастие, мужество и неукоснительное выполнение долга. Ведущими же христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. Гордость, гордыня, напротив, причисляется к порокам. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые.

Начиная с XVIII в. в Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. В соответствии с взглядами живущих в то время философов, добро есть все, что полезно, т. е. все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Сведение добра и пользы вместе, для частного субъекта размывает критерии между добром и злом, ибо тогда и убийство может быть полезным для удовлетворения чьих-то интересов.

В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, как для человечества, так и для каждого индивида. Но это добро достаточно абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Идеал добра для всех – это идея, указывающая направление движения человечества, она включает в себя лишь такие ориентиры, которые объединяют людей друг с другом. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.

Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, оно есть противоположность добра. Нравственное зло субъективно по происхождению, оно является результатом разумного выбора самого человека. Существуют две разновидности такого зла – враждебность и распущенность. К враждебности относится стремление к разрушению, агрессия, насилие, ненависть, сознательное стремление нанести вред другим людям. Распущенность объединяет такие человеческие пороки как малодушие, трусость, лень, неумение совладать со своими влечениями, желаниями и страстями.

Природа слепа в своих стихийных проявлениях, человек же обладает силою в какой-то мере обуздывать стихию своего характера: не поддаваться гневу, не поддаваться искушениям (славы, власти, корысти) и воздерживаться от распущенности. Поэтому, с точки зрения морали, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений, а характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т. е. поступки. Но не просто свободные поступки, а действия сознательно соотнесенные с идеалом. И, наконец, добро и зло как моральные понятия связаны с духовным опытом человека и существуют через этот опыт. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворенные стремлением человека к добродеянию остаются лишь формальным обрядом.

Сложности в определении и осмыслении добра и зла обусловлены их особенностями. С одной стороны, они носят всеобщий и универсальный характер, т. е. распространяются на все человеческие отношения. С другой стороны, они отличаются конкретностью и непосредственностью, зависят от исторической эпохи и реальных общественных отношений. Кроме того, понятия добра и зла не принадлежат объективному миру, а относятся к деятельности морального сознания и разные субъекты могут иметь различное представление о них. Из субъективности проистекает еще одна их особенность – относительность, одно и то же явление может в одном случае выступать как добро, а в другом как зло.

По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло представляют собой две стороны одной медали. Это проявляется, во-первых, в том, что они содержательно взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Во-вторых, добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро практически утверждается в отвержении зла, т. е. действительное добро – это практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Это взаимоисключение обуславливает постоянную борьбу добра и зла, которая и определяет способ их существования.

Победа добра всегда и всеми расценивалась как торжество справедливости, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Поскольку справедливость есть реализация представлений о добре и зле, то в нем воплощаются те их свойства, о которых говорилось выше – это субъективность и относительность. То, что подставляется справедливым одному, другому может казаться вопиющей несправедливостью.

Проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости были и остаются центральными проблемами этики.

Обобщение темы «Духовная культура»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Обществознание 10 класс

Обобщение темы «Духовная культура»

Верны ли следующие суждения о духовной жизни личности?

А. духовная жизнь личности невозможна без переживаний, оптимизма или уныния, надежды или разочарования.

Б. Стремление к знаниям и повышению уровня развития интеллекта – основные характеристики духовной жизни.

1) Верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны.

2.Какие из перечисленных профессий связаны с сохранением и распространением духовных ценностей?

3. Заполните пробел

Обыденное (житейское) Научное …..

4. Моральные нормы:

1) поддерживаются страхом наказания

2. обеспечиваются силой государственного принуждения

3. имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение

4. закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту.

5. Какая пара слов пропущена в следующей фразе? « Мораль есть не что иное, как представление о том, что такое …… в поступках людей и человеческом обществе».

2) борьба и уступки

4) закон и порядок

6. Какой пример отражает особенности нравственной оценки деятельности человека?

1) Деятельность человека осуждается его коллегами по работе;

2) деятельность человека осуждается на основании действующего законодательства;

3) деятельность человека осуждается на основании административного решения;

4) деятельность человека одобряется в правительственном решении.

7. Что является примером нравственной оценки деятельности человека?

1) Обвинение человека согласно решению суда;

2) осуждение человека соседями по дому;

3) объявление благодарности работнику администрацией предприятия;

4) премирование человека по месту работы

8. « Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами»

Каков смысл этого высказывания?

Человек должен знать нормы морали наизусть;

Нормы морали не записаны ни в одной книге;

Человек не обязан соблюдать моральные нормы;

Поступки в соответствии с требованиями морали должны стать внутренними убеждением человека.

9. Существование культуры совершенно невозможно без:

1) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

2) демократического государственного устройства;

3) достаточного финансирования культурных мероприятий;

4) преемственности культурных традиций.

10. Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла – функция:

11. В наиболее общем виде мораль – это:

1) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

2) наука о правилах хорошего тона;

3) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

4) сформулированные и законодательно закреплённые нормы поведения граждан.

12. Верны ли следующие суждения о задачах морали?

А. Задача морали – оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали – регулировать человеческие отношения.

13. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.

Б. Все нормальные нормы охраняются законом.

14. Верны ли следующие суждения о духовной и материальной культуре?

А. духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры.

Б. духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.

15. Какая теория рассматривает сущность морали и нравственности?

16. «Общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, определённые правила поведения человека среди людей – это…».

17. К духовным потребностям человека относится:

1) потребность в познании

2) потребность во сне

3) эстетическая потребность

4) потребность в общении

5) потребность в пище

6) потребность в отдыхе

18.Какие из перечисленных ниже позиций характерны для искусства, а какие — научной деятельности? Запишите первые три цифры, соответствующие искусству, а три последующие – научной деятельности:

Формирование чувства прекрасного

Эмоционально- чувственное отражение реальности

Создание художественного образа

Внедрение в практику

19. Перечислите учреждения, которые занимаются сохранением и распространением духовных ценностей .

20. Перечислите типы мировоззрения, которые выделяет наука.

Источники:
  • http://uch.znate.ru/docs/628/index-15046.html
  • http://www.velikol.ru/dostb/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BF%D0%BE+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5+%C2%AB%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%C2%BBb/main.html
  • http://studfiles.net/preview/3649331/page:20/
  • http://gigabaza.ru/doc/26782.html