Меню Рубрики

Выход в астрал с точки зрения науки

В Древнем Египте верили, что у человека есть душа и двойник, способные покидать тело. Подобного мнения придерживался и древнегреческий философ Аристотель. Об астральных путешествиях упоминается в кельтских преданиях. Даже в Библии можно найти слова, которые можно отнести к астралу. При этом, уже в древности, астрал и сновидение считались разными явлениями.

Первым ученым, который применил научные методы для исследования астрального опыта, стал Гектор Дюрвиль. Он полагал, что, при изучении возможности выхода в астрал, наука не должна находиться в стороне. Начиная с 1908 года, Дюрвиль опубликовал множество отчетов о своих наблюдениях. Его книга «Призрак Живых» пользуется огромной популярностью и до сих пор служит предметом споров.

В 20 веке, проблемой астральных путешествий занимались Хью Кэллэуей и Сильван Малдун. Они независимо друг от друга провели анализ многочисленных данных об астральных проекциях и изложили результаты исследований в своих трудах «Астральная проекция» и «Проекция астрального тела». Из российских ученых огромный вклад в изучение астральных путешествий внес профессор Леонид Спивак из Института мозга РАН.

Современные исследователи не отрицают существование такого феномена, как астрал, выход в него считают вполне возможным. При этом стремятся объяснить это явление с точки зрения физиологии человека. Исследования продолжаются и благодаря современным технологиям, можно надеяться на новые открытия в этой области.

НАУКА ПО АСТРАЛЬНЫМ ВЫХОДАМ

Едва ли стоит напоминать читателю, что египтяне безотчетно верили в «ка», что по сути дела соответствует нашей концепции «астрального тела». Это «ка», надо понимать, — не душа человека, а ее носитель, так же, как и сегодня полагают, что астральное тело есть носитель ума и души. Это «ка» иногда посещало мумифицированное тело и обычно описывалось как какой-то птицеподобный двойник умершего. Это показывают многие древнеегипетские рисунки. Странствование и испытание умерших в Подземном Мире подробно описаны в египетской «Книге Мертвых» и других ранних писаниях. Еще более удивительной и важной, с нашей точки зрения, является недавно переведенная тибетская «Книга Мертвых» под редакцией д-ра Эванс-Венца, выпущенная издательством Оксфордского университета в 1927 г. Эта книга — «Бардо Тходол», вероятно, впервые записана в VIII веке до н. э. Специалисты считают, что рукописи, с которой сделан настоящий перевод, примерно 150 или 200 лет. Как читатель может предполагать, в ней речь идет о том же, что и в более ранней египетской книге. Она гораздо более «рациональна», многое из ее учений замечательно соответствует учениям оккультных и психологических наук. Очень краткое изложение разделов книги, которые более или менее совпадают с нашей темой, без сомнения, окажется интересным.

Когда человек находится при смерти, вызывается лама, чей долг состоит в том, чтобы ухаживать за умирающим и должным образом проводить его в следующий мир. Артерии по обе стороны шеи зажимаются. Это делается для того, чтобы поддерживать умирающего в сознании и правильным образом направлять это сознание, так как сознание смерти определяет будущее состояние «комплекса души», причем существование есть непрерывный переход от одного сознательного состояния к другому. Нажатие на артерии определяет путь, по которому будет следовать выходящий жизненный ток (прана). Истинный путь — это тот, который проходит через Врата Монро.

«Когда приближается смерть, поверните умирающего; эта поза называется «позой лежащего льва». Пульсация артерий (на правой и левой стороне) горла должна быть сжата. Если умирающий расположен ко сну или если наступает сонное состояние, этому следует препятствовать, и артерии сжимаются осторожно, но сильно. Вследствие этого жизненная сила не сможет вернуться от среднего нерва через Браминское отверстие. Затем следует сесть лицом к лицу умирающего. В этот момент всеми чувствующими существами испытывается первое видение Бардо, Ясный Свет Реальности».

На протяжении всего времени, пока пациент умирает, лама побуждает его к спокойному, уравновешенному состояние ума — так, чтобы он мог увидеть и войти в Ясный Свет Реальности и чтобы его не беспокоили галлюцинации или «мыслеформы» которые не имеют объективного существования, кроме как в его собственном уме. Лама руководит всем процессом выхода астрального тела из физического при смерти.

«Обычно считается, что процесс «отделения» занимает от 3 с половиной до 4 дней без помощи священника, которого называют «фо-бо» или «извлекатель принципа сознания» и что, даже если священнику удается это извлечение, умирающий обычно не пробуждается к состоянию отдельности от тела, пока не истечет указанный период».

Если ум умирающего не концентрируется должным образом на Ясном Свете, он может увидеть самых различных демонов. Однако в книге постоянно подчеркивается, что эти демоны не обладают объективным существованием; это только галлюцинация или «мыслеформы», имеющие место только в уме видящего. Они исключительно символичны. Ум способен создавать их так, как в сновидении. Через них он должен пробить свой путь в Черный Свет небытия. Чем скорее он это сделает, тем скорее будет достигнуто «освобождение».

Учения, касающиеся астрального тела, очень ясны и точны: «Когда ты очнулся от обморока (смерти), то твой Знающий должен восстать в первоначальном состоянии, и прежде должно выйти светящееся тело… оно называется телом желания… О теле Бардо говорится, что оно обладает всеми чувствами. Беспрепятственное движение показывает, что твое нынешнее тело, будучи только телом желания, не является телом из грубой материи… Ты действительно одарен силой чудесного движения… Бесконечно и непроизвольно ты будешь странствовать. Всем тем, кто плачет, ты скажешь: «Я здесь, не плачьте». Но так как они не услышат тебя, ты подумаешь: «Я умер». И снова в этот момент ты будешь чувствовать себя очень несчастным. Но не будь им… Будет серый, сумеречный свет и ночью, и днем, и всегда… Даже если ты ищешь тело, ты не добьешься ничего, кроме беспокойства. Подави желание обладать телом, и позволь своему уму пребывать в состоянии смирения и действуй так, чтобы пребывать в этом состоянии. Это есть проявление странствования ментального тела в Сидпа Бардо. В то же время счастье и несчастье будут зависеть от Кармы…»

Астральное тело и астральные выходы

Относительно астрального тела было написано много, главным образом в книгах, посвященных магии и оккультизму. Я тщательно проштудировал практические указания в большинстве работ, пытаясь найти какое-нибудь практическое руководство по этому вопросу, однако почти безрезультатно. Так, многочисленные ссылки на астральное тело сделаны, например, в различных трудах Парацельса. В более ранних трудах о колдовстве и чародействе, конечно, встречаются частые ссылки на астральную проекцию. Теософская литература полна сведений по данному вопросу, но даже здесь я не мог найти конкретной информации — какого-либо практического руководства, как добиться проекции астрального тела. Это характерно не только для ранних работ, но и для более поздних и подробных трактатов. Во всех этих книгах изложено очень много теоретического материала (конечно, строго с точки зрения теософии), но мало практического.

М-р Мульдон высказывается наиболее определенно. Он объясняет самым подробным образом, как осуществить проекцию астрального тела, и точно описывает, что происходит с умом и телом субъекта во время такой проекции — вместе с другими многочисленными деталями, связанными с этим.

Любой беспристрастный читатель согласится, я думаю, с тем, что м-р Мульдон не мог написать подобного и приобрести подобные знания, не испытав некоторым образом того, о чем он нам сообщает. Его эрудиция в этой области была очень поверхностной; его общение с кем-нибудь, обладающим даже десятой частью подобной информации, почти невозможно, если мы примем во внимание тот факт, что он живет в маленькой деревушке на Среднем Западе; его знания получены из первых рук в результате самих опытов — это совершенно очевидно. Как такая информация могла быть получена и действительно ли он проводил подобные опыты — решать это я предоставлю читателю.

САМОПРОИЗВОЛЬНЫЕ СЛУЧАИ выхода в АСТРАЛ

Как было уже сказано, существует два типа астральной проекции: самопроизвольная и экспериментальная. В первой из них субъект просто обнаруживает, что он «проецировался», не зная, как или почему. Он находит себя вне физического тела, которое он может отчетливо видеть. Однако он не знает, как это получилось. Во втором случае экспериментирующий делает решительное и произвольное усилие «проецироваться» — обычно в каком-либо определенном месте — и пробуждается там или по пути туда… Конечно, значительное большинство таких попыток заканчивается неудачей: успех достигается очень редко. Или же субъект может быть замечен кем-нибудь в том самом месте, но сам при этом оставаться в неведении о своем очевидном успехе. В этой книге можно найти примеры всех типов или разновидностей проекции вместе с анализом способа действия и объяснение успеха или неудачи, если таковые имеются.

Давайте прежде всего рассмотрим несколько типичных случаев самопроизвольной проекции. Как уже было сказано, теоретически она может случиться во время сна, в трансе, под влиянием обезболивающего средства и так далее. Или же это может произойти, когда субъект бодрствует и находится в сознании, но просто расслабился, — по крайней мере в начале эксперимента. Хорошую иллюстрацию к этому можно найти в книге под названием «Мои путешествия в духовном мире» Каролины Д. Ларсон, где мы читаем: «…Внезапно я подверглась очень странному явлению. Мною овладело чувство глубокого угнетения и мрачного предчувствия, совсем не похожее на то, которое приписывают обмороку. Я боролась против него, но безуспешно. Непреодолимая угнетенность не проходила, и вскоре на меня стало находить оцепенение — до тех пор, пока каждый мускул не оказался парализованным. В этом состоянии я оставалась некоторое время. Мой ум, однако, продолжал работать так же ясно, как обычно. Сначала я отчетливо слышала музыку (внизу), однако звуки постепенно стали удаляться, пока наконец все стало пустотой и мое сознание отключилось. Как долго это состояние продолжалось, я не знаю. Что произошло за это время, я также не могу рассказать. Затем я осознала себя стоящей на полу около своей кровати и глядящей внимательно на свое собственное физическое тело, лежащее на ней… Я узнала каждую черточку этого знакомого лица, бледного и неподвижного, словно при смерти, с плотно закрытыми глазами и полуоткрытым ртом. Руки и кисти безжизненно лежали вдоль тела… Я повернулась и медленно пошла и двери, прошла через нее в коридор, который вел в ванную… По привычке я сделала движение, чтобы зажечь свет, хотя я, конечно, не включила его на самом деле, ибо нужды в освещении не было, так как мое тело и лицо испускали сильный беловатый свет, который ярко освещал комнату…»

В случае, опубликованном д-ром И. К. Фанком в его «Психической загадке» автор описывает, как он терял контроль над своим телом по причине холодного оцепенения, охватывавшего его в ряде случае перед первой сознательной проекцией. В описанном случае после этих предварительных симптомов он прежде всего на мгновение потерял сознание: «…Глаза мои ослепил свет, в ушах зазвенело и на мгновение, казалось, я потерял сознание. Когда я вышел из этого состояния, я как будто бы ходил по воздуху. Невозможно описать словами то состояние радости и свободы, которое я испытывал. Никогда в жизни мой ум не был столь ясен или столь свободен… Я понял, что нахожусь в комнате и смотрю сверху вниз на тело на кровати, в котором узнал свое собственное. Невозможно рассказать, какие странные чувства овладели мной. Это тело действительно казалось мертвым. В нем не было признаков жизни, и тем не менее я находился здесь вне тела, а мой ум был исключительно ясен и жив, и я осознавал другое тело, которому материя любого рода не оказывала сопротивления. Посмотрев на тело минуту или две, я начал ощущать его, и очень скоро все чувства отделились от физического тела и я стал осознавать только направленное усилие, чтобы ими воспользоваться. Спустя, казалось, долгое время, я смог двигаться, встал с кровати, оделся и направился к завтраку…»

Что касается неизменно выдвигаемого возражения — что это был просто «яркий сон» — автор говорит: «Я знаю, что многие люди склонны думать, что эти записанные случаи являются результатом активного воображения или, возможно, сном. Однако они ни то, ни другое… Если бы весь мир перевернулся вверх дном, это нисколько бы меня на затронуло, так как я абсолютно уверен, что я как был, так всегда и буду свободен от своего физического тела и что моя жизнь вне его была несравненно прекраснее, чем в нем…»

Случай д-ра Уилтса очень хорошо известен. О нем часто упоминали в публикациях. В связи с этим здесь будет приведено только несколько кратких отрывков. После нескольких предварительных замечаний и описаний д-р Уилтс продолжает: «… С интересом, свойственным врачу, я взирал на чудеса своей анатомии, с которой тесно был связан я, живая душа этого мертвого тела… Я наблюдал интересный процесс отделения души от тела. В результате действия какой-то силы, по-видимому, не моей, мое «Я» раскачивалось из стороны в сторону, в результате чего его связь с тканями тела была прервана. Спустя некоторое время это движение прекратилось, и вдоль подошв ног, начиная от пальцев и быстро проходя к пяткам, я чувствовал и слышал как бы треск бесчисленных маленьких шнуров. Когда это прекратилось, я начал медленно отступать от ног к голове, как сокращается резиновый шнур… Выделившись из головы, я стал летать то вверх, то вниз, как мыльный пузырь, выходящий из чубука трубки, пока наконец я не оторвался от тела и легко упал на пол, где медленно поднялся и увеличился до полного облика человека. Я казался прозрачным, голубоватого оттенка и абсолютно обнаженным… Я направил взгляд на постель и увидел свое собственное мертвое тело. Оно лежало точно так, как я старался положить его, а именно, на правом боку, с сжатыми плотно ногами и руками, скрещенными на груди. Я был удивлен бледностью этого лица… Я повернулся и вышел через открытую дверь…»

Читайте также:  Точки зрения на характер экономического развития россии в начале 20 века

Затем д-р Уилтс повествует о ряде ментальных экспериментов, которые имели место во время его предварительных «путешествий», включая восприятие определенных предметов, о которых он не знал, но существование которых впоследствии было подтверждено. В конце своего астрального путешествия он был внезапно остановлен тем, что казалось плотным черным облаком: «Маленькое густо-черное облако появилось впереди меня и приблизилось к моему лицу. Я знал, что меня остановили. Я чувствовал, как способность двигаться или думать оставляет меня. Мои руки бессильно упали по бокам, плечи и голова поникли вперед, облако коснулось моего лица, и больше я ничего не помнил…»

Когда к нему вернулось сознание, он находился в своем физическом теле.

Случай достопочтенного м-ра Бертрана проанализирован д-ром Майерсоном: «Во время опасного восхождения на Титлис м-р Бертран, отделившись от своих спутников, сел отдохнуть и был парализован холодом. Его голова, однако, оставалась ясной, и он испытал чувство, описанное д-ром Уилтсом, — чувство высвобождения из своего тела; он оставался привязанным к нему «чем-то наподобие эластичного шнура». Находясь в таком состоянии, он имел впечатление ясновидения по отношению к своим отсутствующим спутникам и очень удивил их по возвращении своим рассказом…»

Эксперименты по Астральной Проекции

Теперь мы подошли к случаям произвольной, или экспериментальной, проекции. Они, как я уже сказал, гораздо более редки и, за исключением нескольких не связанных между собой (возможно) случаев, более или менее ограничены сообщениями м-ра Фокса, о которых будет рассказано сейчас, и несколькими сомнительными историческими случаями, весьма давними. Однако на французском языке были опубликованы две книги относительно данного вопроса — м-ра Ш. Ланселена и м-ра Эктора Дюрвиля. Обе работы рассматривают попытку «извлечения» астрального тела из «магнетизированного» субъекта в состоянии транса.

Субъект был введен в глубокий магнетический месме-рический (в отличие от гипнотического) транс, и затем было предложено, чтобы субъект, если это возможно, покинул свое тело и отдалился от него на какое-нибудь заметное расстояние. Был предложен ряд простых тестов, чтобы подтвердить, насколько это возможно, что и было успешно выполнено. Я не стану сейчас рассматривать работу м-ра Ланселена, так как я довольно полно анализировал ее уже в моих работах, а м-р Мульдон ссылается на нее несколько раз в настоящей книге. Я могу, однако, дать краткое изложение данных м-ра Дюрвиля, приведенных в его книге. Книга делится на две части: первая — историческая, теоретическая, освещающая общую теорию «двойника» и приводящая ряд древних и более современных случаев, которые могли бы рассматриваться как примеры его проявления. Вторая часть — экспериментальная, касающаяся случаев, когда астральное тело проецируется явно, в то время как субъект находится в глубоком магнетическом трансе. Некоторая часть этого материала представляет значительный интерес и замечательным образом совпадает с опытами, описанными м-ром Мульдоном.

«Субъект, подвергающийся эксперименту, находится в постоянном взаимодействии с «двойником» через посредство флюидического шнура, способного вытягиваться… Обычно он цилиндрической формы, но иногда также может проявляться в виде ленты… Что касается внешнего обличья призрака, то оно представляется в виде флюидического газа». Различные впечатления чувств передаются телу посредством астрального шнура. Важен вопрос и о температуре: обилие света сказывается на астральном теле неблагоприятным образом. Опыты с динамометром показали, что мускульная энергия субъекта после проекции всегда больше, чем до нее. И наоборот, температура руки, особенно правой, почти неизменно падает в результате подобного эксперимента. Одна глава посвящена влиянию призрака на двойника другого субъекта (оба находились в «проекции» в одно время) и на физическое тело- другого лица. В обоих случаях достигнуты некоторые положительные результаты. Затем на некотором расстоянии от субъекта были поставлены экраны из сернистого кальция и ему было предложено приблизиться к тому или другому экрану. Когда он это сделал, экран осветился. Степень свечения зависела от близости нахождения астрального тела. Некоторый успех также наблюдается в физических передвижениях предметов и стуках и в движении стрелки стенометра на расстоянии от субъекта, находящегося в трансе, — проецированным астральным телом. Последняя глава рассматривает ряд попыток сфотографировать астральное тело и различные жизненные излучения, испускаемые им или физическим телом. М-р Дюрвиль заключил свою книгу следующим образом:

  1. Проекция астрального тела есть предельный факт, который можно продемонстрировать с помощью прямого эксперимента. Это демонстрирует и то, что живая сила независима от материи и что наша индивидуальность состоит из физического тела и разумной души, а также жизненной связи, астрального тела.
  2. Так как призрак может существовать и действовать отдельно от физического тела, он может также существовать и после смерти, бессмертие — это факт, который таким же образом доказывается наукой.

Эта, по-видимому, малоизвестная работа м-ра Дюрвиля изобилует интересным материалом, и если бы можно было быть уверенным, что все полученные результаты научно точны, она бы представляла труд первостепенного значения. Следует отметить, что многие из открытий удивительно совпадают с открытиями м-ра Мульдона. Некоторые критические материалы-комментарии относительно них находятся в данной книге.

ЛИЧНЫЙ Астральный ОПЫТ ОЛИВЕРА ФОКСА

Единственный подробный, научный и исходящий из первых рук отчет о серии сознательных и произвольно контролируемых астральных проекций, с которыми я когда-либо встречался, находится в статьях О. Фокса, опубликованных в 1920 году. Эти статьи были названы соответственно «Путь через шишковидную железу» и «За входом через шишковидную железу» и описывают личные переживания автора. Я постараюсь очень кратко их суммировать, процитировав несколько особо интересных абзацев дословно.

Весьма логично м-р Фокс начинает с того, что непосредственно представляет читателю две альтернативные теории, которые можно выдвинуть для объяснения его опыта: а) исключительно яркие сновидения; б) реальные проекции. Которая из двух является верным объяснением? М-р Фокс согласен с тем, что объективно последнюю теорию обосновать исключительно трудно, и поэтому думает, что разумнее ограничиться описанием своих собственных переживаний и изложением своих собственных методов в надежде, что другие, возможно, достигнут таких же результатов, следуя его советам, доказав тем самым для себя реальность астральной проекции. Первый шаг, как говорит м-р Фокс, состоит в том, чтобы приобрести определенный контроль над сновидениями (но не тот вид контроля, о котором говорится в данной книге). Он состоит в том, чтобы приобрести, наблюдая какое-то несоответствие или анахронизм, сознание того, что вы видите сон.

Я цитирую м-ра Фокса: «Восемнадцать лет назад, когда я был студентом технического колледжа, один сон заставил меня начать исследования. Мне просто приснилось, что я стою снаружи своего дома. Посмотрев вниз, я обнаружил, что камни мостовой таинственным образом изменили свое расположение — длинные стороны были теперь параллельны обочине, а не перпендикулярны. Затем меня осенило разрешение загадки: хотя великолепное летнее утро казалось таким реальным, я видел сон. Внезапно яркость жизни увеличилась в сто раз. Никогда море, небо и деревья не сияли такой ослепительной красотой, даже заурядные дома казались живыми и таинственно прекрасными. Никогда я не чувствовал себя столь хорошо, с такой ясной головой и таким божественно могущественным. Действительно, мир стал моей раковиной. Это ощущение невозможно было описать словами, но оно длилось только несколько мгновений, и я проснулся. Как я впоследствии понял, контроль моего ума был ослаблен моими эмоциями, поэтому усталое тело вошло в свои права и оттолкнуло меня. И тогда мною овладела чудесная новая идея. Возможно ли по желанию восстановить великолепие сна? Могу ли я сделать свой сон более продолжительным? Это звучит просто, но на практике я выяснил, что это одна из самых трудных задач на свете. Бесчисленное количество раз я сталкивался с самыми грубыми несоответствиями, и затем какая-то несовместимость убеждала меня, что я видел сон; и всегда это понимание влекло за собой описанную выше перемену. Я обнаружил, что могу по желанию проделывать небольшие фокусы — подниматься, проходить сквозь кажущиеся толстыми стены, придавать материи новые формы, однако во время этих ранних опытов я мог находиться вне тела только очень короткое время, и это сознание сна можно было приобрести только ло истечении нескольких недель.

Сначала я продвигался вперед очень медленно, однако затем я сделал еще два открытия: умственным эффектом продолженного сна была боль в области шишковидной железы — сначала тупая, но быстро увеличивающаяся в своей интенсивности, и я инстинктивно понял, что это было для меня предупреждением прекратить сопротивление телу; в последние мгновения продолженного сна, в то время когда я чувствовал вышеуказанную боль, я испытывал чувство двойного сознания. Я мог чувствовать себя стоящим во сне и видящим пейзаж, и в то же время я мог чувствовать себя лежащим в постели и видящим свою спальню. По мере того как призыв тела становился сильнее, пейзаж сновидения бледнел, но, напрягая свою волю, чтобы остаться во сне, я мог заставить поблекнуть спальню и возвратить пейзажу сна его целостность».

Затем м-ру Фоксу пришла в голову мысль: что случится, если он не будет обращать внимание на боль и заставит действовать свое сознание «сна» дальше? Не без трепета он решился на это; в его мозгу произошло что-то вроде щелчка, и он обнаружил себя «запертым» во сне. Казалось, он уже не был более связан со своим физическим телом, чувство двойственности сознания исчезло; обычное сознание времени тоже исчезло, и он обнаружил себя свободным в новом мире. Это была его первая сознательная проекция.

Она длилась совсем недолго. По причине полнейшего одиночества он испытал чувство паники. В то же мгновение послышался такой же странный щелчок в мозгу, и м-р Фокс опять оказался в своем теле, находящемся в каталептическом состоянии. Очень медленно он снова приобрел контроль над телом, двигая сначала одним мускулом, потом другим. «Внезапно транс прошел, глаза открылись, и я был свободен. С большой радостью я выпрыгнул из постели и немедленно свалился на пол от непреодолимого состояния тошноты. После этого я болел 2–3 дня…»

И здесь м-р Фокс перечисляет то, что, по его мнению, является возможной опасностью в этих опытах: 1) паралич сердца или безумие в результате шока; 2) преждевременные похороны; 3) одержимость; 4) разрыв шнура; 5) последствия воздействия на физический организм.

Конечно, как верно замечает м-р Фокс, ортодоксальный ученый отнесется с презрением к последним трем пунктам. Тут можно добавить, что все эти опасности скорее воображаемы, чем реальны, и в настоящей книге они будут подробно рассмотрены.

М-р Фокс подводит итог главным свойствам этих астральных проекций следующим образом:

  1. Тело кажется находящимся в полузастывшем состоянии, которое по своей интенсивности может приближаться к вышеописанному каталептическому состоянию.
  2. Хотя глаза и закрыты, комната видна отчетливо, так же, как воздух, который имеет вид пылинок, освещенных солнцем, или кажется золотистым светом, весьма разнообразным по своей интенсивности. За ним, как раз на границе видимости, что-то подобное массе лягушачьих голов, серовато-голубоватых по цвету и вибрирующих.
  3. Физические звуки отчетливо слышны.
  4. В этом состоянии субъект склонен к воображаемым галлюцинациям зрения и слуха, что, по мнению других, является ясновидением и яснослышанием.
  5. В этом состоянии, особенно когда оно неправильно понимается как бодрствование, человек легко подвергается дикому и беспричинному страху.
  6. Ощущается странное атмосферное давление — как ощущение перед штормом, но в гораздо большей степени.

Таким образом, м-ру Фоксу никогда не удавалось осуществить настоящую проекцию без всякого разрыва в сознании. Он всегда чувствовал, что кто-то или что-то удерживает его. Это было все равно, как пройти мимо «Пребывающего на пороге». Затем его внезапно осенило: «Мне нужно заставить свое бестелесное «Я» пройти через «дверь» шишковидной железы, чтобы она защелкнулась за мной… Это было сделано в состоянии транса просто путем концентрации на шишковидной железе и желания подняться над ней. Ощущение было следующее: мое бестелесное «Я» устремилось к вершине шишковидной железы и бросилось на воображаемый люк, в то время как яркость золотого света усилилась, так что казалось, что всю комнату охватило пламенем. Если натиск был недостаточен, чтобы прорваться, тогда ощущение изменялось: мое бестелесное «Я» утихало и совпадало с моим телом, в то время как астральный свет уменьшался до нормального. Часто требовалось две или три попытки перед тем, как я мог вызвать достаточную силу воли, чтобы миновать препятствия. Казалось, я стремился к безумию и смерти, но однажды маленькая дверь щелкнула позади меня, и я испытал ту ясность ума, которая во многом превосходит нашу земную. А страх исчез… Поднять тело было легче, чем встать с постели» (м-р Фокс с необычной осторожностью ученого предупреждает читателя, что все сказанное о шишковидной железе не стоит принимать слишком буквально; но он утверждает, что это подлинное переживание, и считает, что сказанное им недалеко от истины).

Читайте также:  Разные точки зрения на восстание декабристов

В подавляющем большинстве экспериментов, утверждает м-р Фокс, наблюдался разрыв в сознании (видимо, только на несколько мгновений) между его попыткой войти в дверь шишковидной железы и полным сознательным состоянием вне физического тела. Однако в конечном счете ему удалось достигнуть ряда проекций с полным сознанием в отличие от начальных. Он сообщает: «Тогда это было кульминацией моих исследований. Я мог переходить от обычного бодрствования в это новое сознательное состояние (или от жизни к «смерти») и возвращаться без всякой паузы в сознании. Это легко написать, но на это потребовалось 14 лет».

М-р Фокс упоминает три способа передвижения в астральном теле. Первый из них — горизонтальное скольжение — «выполняется исключительно усилием ума». Обычно это легко, однако когда чувствуется натяжение шнура, для этого требуется значительное усилие, «как будто держишь веревку из очень упругой резины». М-р Фокс также замечал, что, когда он обратно притягивался к телу, у него всегда было ощущение, что он втягивается в тело спиной. (Причина того, почему ему так казалось, полностью объяснена в данной книге). Вторым методом передвижения является разновидность «поднятия», очень сходная с типичным сном летания. Он описывается как «легкий и безвредный». Третьим способом м-р Фокс считает такой, при котором субъект взлетает вверх, как ракета с большой скоростью. Он описывается как «трудный и опасный».

Что касается людей, встречаемых во время этих астральных путешествий, м-р Фокс отмечает: 1) полное отсутствие «стихийных духов» или других пугающих существ, о которых часто говорится, что они населяют астральный план; 2) факт, что он почти всегда не видел их, хотя и мог ощущать их присутствие.

Что касается пейзажа, то он почти похож на земной, хотя, конечно, часто встречаются и незнакомые сцены. Одним очень любопытным и необычным фактором является то, что м-р Фокс никогда не мог увидеть свое собственное физическое тело, хотя он очень отчетливо видел тело своей жены и других людей. Им записан только один подробный случай, насколько я знаю. В этом отношении опыт его уникален. Обычно физическое тело проектора является первым, что он видит. В целом, однако, его впечатления и переживания совершенно типичны и совпадают с исследованиями в этой области других людей, как будет показано ниже.

Смотрите также раздел об Астральной Проекции: Астральная проекция и выход в Астрал

Что такое астрал? с научной точки зрения

Астрал – это светлое, ясное пространство пронизанное прутьями, как кажется на первый взгляд, на самом деле — это нити миров по которым с огромной скоростью течёт энергия для подпитки мира находящегося на конце отдельно взятой нити мира. Находясь в астрале, испытываешь сверхфантастическое ощущение, сознание светлое, восприятие очень чёткое. Чувствуешь себя комком голых нервов сжатых до размеров мяча для пинг-понга золотистого цвета (называют: душа, божественная монада, точка сборки).
Обратив внимание на рядом расположенный прут – нить мира, чувствуешь его энергию. По ощущениям сравнимыми с физическими — будто через голову, через позвоночник протягивают металлический штырь, очень острые ощущения. Далее, в этом пространстве привлекает внимание «Сеть» огромных размеров, напоминающая Шаболовскую башню.

Научное объяснение феномена

Научное объяснение феномена

Неудивительно, что долгое время существование внетелесных переживаний начисто отрицалось официальной наукой. Это происходило со многими областями бытия, которые слишком сложны для понимания, тем более связанными с мистикой.

Но в последние десятилетия идет явный процесс реабилитации очень многих непонятных явлений, к которым раньше относились с недоверием. Почти все экстрасенсорные способности были хоть как-то объяснены, но главное – на них стали серьезно обращать внимание и относиться к ним не как к сказке, а как к просто неизученному, ведь только недавно появилось выражение, что сказка кончается там, где начинается наука.

Как ни печально, все исследования внетелесных переживаний в большей степени основываются на теориях. Это позволяет в некоторых случаях любому в домашних условиях разрабатывать свои личные гипотезы. А результат подобной разумной деятельности может обладать не меньшей значимостью, чем полученный в профессиональной научной среде.

Однако в любом случае фаза не будет иметь достойного признания и доверия, а следовательно, и широкого распространения, пока именно ученые мужи со всей силой не возьмутся за нее. Ведь в конечном счете только им одним под силу найти настоящую фундаментальную истину, которая расставила бы все по своим местам в данной тематике.

К настоящему моменту научный мир достаточно четко разобрался только в поверхностных физиологических характеристиках, свойственных внетелесным переживаниям. Специально для исследования этого вопроса проводилось мало изысканий, но зато для изучения сна произведено множество экспериментов. А сон, как уже отмечалось, – очень родственное фазе состояние организма. Более того, существует очень популярная гипотеза, все более уверенным сторонником которой становлюсь и я, предполагающая появление внетелесных ощущений в момент фазы быстрого сна (ФБС), с тем отличием от обычного сна, что присутствует осознание происходящего и само это переживание почему-то очень ярко. Поэтому, разобравшись по мере возможности с информацией об обычном сне, можно много понять о природе феномена.

Особенно усиленно начали изучать сон с 50-х годов XX века, когда известным американским сомнологом российского происхождения Натаниэлем Клейтманом, руководителем лаборатории сна в Чикагском университете, и его аспирантом Юджином Азерински во время экспериментов по связи биоритмов и вегетативной нервной системы у младенцев впервые была обнаружена фаза сна с быстрым движением глаз. Со временем младенцев заменили добровольные испытуемые и, конечно, животные, в основном кошки. Вот тогда-то и началась эпоха исследования сна, хотя в данном случае все усилия были направлены на изучение ФБС, или REM (rapid eyes movements). Конечно, движения глазных яблок во время сна замечали и раньше, но никому в голову не приходило, что они могут как-то быть связаны со сном, и, соответственно, никто раньше не сопоставлял их с электроэнцефалограммой.

К тому же загадки сна на протяжении веков будоражили умы и фантазии поэтов, прозаиков, художников, философов, психологов и психиатров, биологов и физиологов, сомнологов и нейрофизиологов, футуристов и всех простых обывателей, что всегда давало большой толчок к исследованию сна и всего с ним связанного. Поэтому, по большому счету, исследованием этого вопроса занимались и раньше, хотя начало эры изучения сна обычно относят к 50-м годам XX века. Стоит отметить вклад в это дело английских нейрофизиологов Лумиса, Хобарта, Дэвиса, которые в 30-х годах XX века впервые классифицировали стадии сна с помощью показаний электроэнцефалографа; И. П. Павлова; З. Фрейда; И. И. Остромысленского; И. Р. Тарханова; А. Моссо; французских психологов Лежадра и Пьерона и многих других.

После множества изысканий стало понятно основное. Во-первых, сон – генетически обусловленное состояние, врожденная необходимость всех теплокровных. Из всех биологических мотиваций (пить, есть, спать, размножаться и общаться) сон – это самая главная, ведь без воды возможно прожить до семи дней (и даже многократно больше, если употреблять в пищу много фруктов и овощей), без пищи – несколько месяцев, а без секса и общения можно вообще обойтись, но без сна человек не продержится и пяти суток. Не зря в фашистских концлагерях часто пытали лишением сна, что быстро доводило до безумия любого человека.

Еще в XIX веке необходимость сна стала объектом подробного изучения. Оказалось, что без сна собаки погибают на десятый день, а крысы могут продержаться до двух-трех недель. Дельфины же все время спят и бодрствуют одновременно, просто сначала спит одно полушарие мозга, а затем другое. В 1896 году американские врачи Патрик и Гильберт провели первые эксперименты над людьми. Все эксперименты всегда имели один и тот же результат: на третьи сутки люди начинают галлюцинировать и фактически видеть сны наяву. На пятые сутки человек находится на грани безумной смерти. Но стоит даже после нескольких дней без сна поспать несколько часов, как человек вновь становится нормальным и сам едва ли может дать вразумительные объяснения тем видениям «серых чертиков» и «живых шторок», которые он наблюдал, потому что теперь он не понимает, что происходило.

Пожалуй, читателям будет интересно узнать не о научных экспериментах по лишению сна, а о моих собственных, проведенных над собой.

В течение почти трех с половиной суток я почти не спал. «Почти» потому, что иногда на третьи сутки все же буквально срубался в сон, стоило только сесть, но неимоверным усилием воли заставлял себя вставать с пола, когда, уснув, падал. Не стоит говорить, что уже само по себе это переживание крайне тяжелое. Но самое интересное началось через три дня. Я сильно удивился, когда впервые услышал, как говорят шкафы. Вначале мой разум пытался найти этому какое-то логическое объяснение, но постепенно подобные вещи меня полностью поглотили, и мне ничего не оставалось, как перестать воспринимать их как что-то необычное. У меня даже не возникало сомнения в реальности говорящих со мной невидимок, с которыми я играл в различные интересные игры, бегающих табуреток, которые страшно ругались и вели себя крайне непристойно. В общем, это был настоящий бред, настоящее сумасшествие, настоящие сны наяву, настоящие глюки. Причем если слышал голос, то я его реально слышал, это не были какие-то неестественные звуки. Но если что-то видел, то видел не по-настоящему. С одной стороны, к примеру, наблюдал нормальную обстановку квартиры, но почему-то был на сто процентов уверен, что там-то бегает табуретка, а там-то шевелятся цветы. Я этого не видел, но точно знал, что это было, не сомневался в этом и вел себя соответственно происходящим событиям. Когда внезапно приступ сумасшествия меня отпустил (после шести часов!), я буквально в одну секунду перестал понимать себя, свои действия и видения, которые только что имели место. В этот момент я решил все же лечь спать, чтобы не сотворить чего опасного в такой белой горячке. После двенадцати часов сна мой организм чувствовал себя полностью отдохнувшим и ментально здоровым.

Этот эксперимент ярко доказал мне всю важность сна, и теперь я с подозрением отношусь к рассказам людей о том, что они практически не спали три-пять дней. Такое можно слышать относительно часто, но люди просто нередко засыпают, не замечая этого, а если и замечают, то им кажется, что они погружались в сон лишь на очень короткое время. Переоценить важность сна для человека невозможно, поэтому не ориентируйтесь на тех редких людей, которые добивались чего-то в жизни, максимально лишая себя этого удовольствия.

Нормальный, обычный сон у людей формируется после десяти лет, когда организму уже не требуется очень много сил и энергии для роста. До этого дети спят не только больше, но и сам этот процесс отличается от сна взрослых по некоторым параметрам цикличности. В 40–45 лет начинается старение сна. Многие люди старше этого возраста думают, что он у них нарушается и они из-за этого мало и плохо спят, но на самом деле сон так же старится, как и весь организм. Почему-то ни одному восьмидесятилетнему не приходит в голову так же быстро бегать, как это может двадцатилетний, но иметь сон, как у него, желают. Кроме того, к старости сон становится все более поверхностным, ведь организм уже не нуждается в росте, который происходит только в глубоких стадиях сна, когда начинает выделяться самотропный гормон (гормон роста). Однако для занятий аингом у людей старшего возраста больше возможностей как раз из-за поверхностного характера сна, что будет понятно из нижеследующей информации.

Читайте также:  Бесплатный проезд для сопровождающего инвалида по зрению

Достаточно давно людьми было подмечено, что во сне ослаблены лишь те процессы, которые имеют отношение к связи организма с внешней средой. Деятельность остальных систем (кровоснабжение, пищеварение и т. д.) не ослаблена, а скорее видоизменена. Еще Гиппократ определял сон как ослабление жизнедеятельности внешних органов и усиление внутренних; иными словами, сон – это другая жизнь организма. Бодрствование отличается от него только объединением всех элементов организма для того, чтобы воздействовать на окружающее.

Для изучения ученые используют такие оценки структуры сна: мозговые волны (ЭЭГ), движение глаз (ЭОГ), мышечный тонус (ЭМГ), кожно-гальванический рефлекс (КГР), характер и частота дыхания, сердечная деятельность, визуальное наблюдение и еще некоторые другие. С помощью вышеперечисленного выявлена четкая цикличность и последовательность сна.

Уже когда мы просто ложимся в кровать и закрываем глаза, колебания ЭЭГ становятся регулярными, со средней частотой около десяти раз в секунду – альфа-ритм, говорящий о наступающей расслабленности. При повторных умышленных засыпаниях, как и в любое другое время, когда организму уже не нужен сон, наш организм сразу попадает в ФБС, или в фазу быстрого сна (ее свойства при обычной последовательности процесса сна приведены чуть ниже). Но, как правило, после расслабления мы погружаемся в ФМС (фаза медленного сна), которая, в отличие от ФБС, характеризуется главным образом прекращением движения глаз. Эта фаза, в свою очередь, делится на четыре стадии глубины. На первой стадии замедляется частота основного ритма, возникают бета– и тета-волны, снижается частота сердечных сокращений (ЧСС) и частота дыхания (ЧД), мышечный тонус ослабевает. На второй стадии ЭЭГ становятся синусоидальной формы, с волнами высокой амплитуды с частотой 13–14 Гц и двух– или более фазным. На третьей и четвертой стадиях (дельта-сон) появляется дельта-активность мозга (высокоамплитудный дельта-ритм частотой 0,5–4 Гц), ритмичное и медленное дыхание, а мышечный тонус снижается. Это самая глубокая стадия. В ней мы накапливаем энергию и вырабатываем гормон роста.

Затем мы попадаем в ФБС – парадоксальный сон. Эта та самая фаза, в которой мы видим сны. Она характеризуется быстрым движением глаз (в среднем за ночь их в этой фазе происходит около 1500), низким ЭМГ, нерегулярным ЭЭГ, дыхательной и сердечной аритмией, прекращением выработки самотропного гормона, колебаниями артериального давления и повышением двигательной активности. Часто эти агоничные характеристики называются «вегетативной бурей», что достаточно верно. Глубина и поверхностность, пассивность и активность – столько противоположностей смешано в этом сне. Сон ли это? А. М. Вейн назвал ФБС в своей книге «Три трети жизни» бодрствованием, только обращенным вовнутрь.

Далее мы всегда ненадолго просыпаемся (хотя почти всегда этого не помним впоследствии), и цикл повторяется заново. Каждый цикл длится почти ровно девяносто минут, поэтому нетрудно посчитать, что за ночь мы переживаем около шести циклов. Но чем дольше время сна, тем мы меньше с каждым следующим циклом погружаемся в глубокие стадии ФМС. Под утро сон становится очень поверхностным и часто может не углубляться ниже ФБС. Такой же неглубокий сон свойственен всем засыпаниям, когда организму еще не нужно восстанавливать силы (например, дневной сон), и это очень хорошо для занятия внетелесными путешествиями. Среднестатистический взрослый человек находится в первой стадии сна около двенадцать процентов от ночного сна, во второй стадии – тридцать восемь процентов, в третьей (легкий дельта-сон) – четырнадцать, в четвертой (глубокий дельта-сон) – двенадцать и в быстром сне – двадцать четыре процента. После множества экспериментов по лишению человека той или иной стадии или фазы сна ученые пришли к выводу, что все стадии сна одинаково важны для организма человека и что лишение одной из них неминуемо ведет к тяжелейшим последствиям.

График № 1 (см. приложение) ясно описывает погружение нашего организма во все стадии сна. График № 2 показывает колебание разных физиологических характеристик во время одного среднего цикла, что четко указывает на различия в стадиях.

Самое интересное, что, несмотря на достаточно конкретные исследования, научный мир до сих пор находится в состоянии дискуссии по поводу причин возникновения сна, причин его необходимости. Существуют две основные теории по этому вопросу. Первая объясняет необходимость сна из-за накопившейся усталости во всем организме в течение дня, которая компенсируется во время сна. Но что у нас может так сильно утомиться? – спрашивают оппоненты. Ведь нервные клетки уставать не могут, сердце тоже не устает, потому что цикл его сокращения и возбуждения длится столько же, сколько отдых после этого (к тому же оно не отдыхает во сне, а продолжает работать), цикл возбуждения нейронов длится тысячные доли секунды, и ему также должно хватать такого же отдыха после этого. Только мышцы. Заметьте, сколько бы мы ни лежали после физически тяжелого рабочего дня, мы не добьемся полного отдыха мускулов, они будут продолжать находиться в напряженном состоянии. Только во сне они могут освободиться от напряжения. Неужели мы спим и видим сны только из-за наших мышц?

Другая теория, информационная, объясняет сон так: мы засыпаем для усвоения и переваривания информации, которая накапливается за день в нашей непосредственной памяти, ведь мозг перегружен, и ему необходимо отсортировать полезное.

Я не удивлюсь, если в конце концов правда окажется где-то между этих двух теорий.

И теперь самая важная мысль: ФБС – это именно та фаза сна, в которой можно относительно легко пережить внетелесное состояние. Конечно, сами переживания сильно отличаются от сна по качеству, но, бесспорно, они происходят в эти моменты. В научных кругах бытует мнение, что внетелесные путешествия – это те же сны, только осознанные, но я не согласен с этим утверждением, потому что обычный сон гораздо тусклее и мутнее по всем ощущениям, поэтому нахождение в фазе – это, скорее всего, еще одно состояние организма человека, которое еще только предстоит изучить. В пользу этого говорит и тот факт, что само присутствие осознания во сне противоречит всем теориям, объясняющим это состояние человека. Другими словами, сон и сознание могут существовать только раздельно, как и галлюцинации и осознание их, что можно прочитать в любом учебнике по нейрофизиологии. Конечно, некоторое сознание в любом сне присутствует, но оно не имеет ничего общего с нашим обыденным сознанием. Именно по этой причине научный мир так долго всеми силами пытался игнорировать и отрицать внетелесные переживания, ведь это может обрушить многие постулаты. Вот почему это действительно особое состояние человека, которое ни в коем случае нельзя прямо ассоциировать с обычным сном. Стоит обязательно отметить, что многие опытные практики погружения в ИСС считают возможным сохранение сознания даже во время дельта-сна в ФМС, но достигших этого уровня очень и очень мало.

Достаточно достоверной является одна теория, распространенная в экстрасенсорных кругах, согласно которой в ФБС мы можем погружаться только в личное подсознательное, а если сохраняем сознание в ФМС, особенно в дельта-сне, то именно в это время можем совершить физический выход (реально разъединять душу и тело), или, как минимум, погружаться в коллективное бессознательное, что более серьезно, чем что бы то ни было еще. Именно из-за этой теории на протяжении всей книги я множество раз повторяю, что не отрицаю настоящих отделений от тела. Может быть, для этого нужно только научиться сохранять сознание в глубоких стадиях сна, что, скорей всего, возможно, потому что некое подобие сна присутствует даже в самых глубоких стадиях ФМС, а сновидение, в свою очередь, можно превратить в фазу.

Некоторые люди считают, что они не видят снов и по этой причине они вряд ли смогут научиться внетелесным путешествиям. Это совершенно неверно, так как еще теми же Клейтманом и Азерински экспериментально было доказано, что сны видят абсолютно все, просто не все их не запоминают, и это многократно доказанная и фундаментальная истина. Дело в том, что у всех людей разная возможность запоминания снов, но даже если не видящего снов человека разбудить во время быстрого сна, то он в большинстве случаев легко вспомнит прерванный сон. И наоборот, если любого человека разбудить во время медленного сна, то он вряд ли вспомнит предыдущие сновидения, что еще раз доказывает, что они происходят в ФБС (хотя это не факт, потому что известны случаи в этих же экспериментах, когда обнаруживалось некое подобие сновидения даже в дельта-сне, больше напоминающее размышление). Если сны видят все, то и все могут научиться контролировать внетелесные переживания, ведь сон может быть превращен в это состояние.

Что же касается моего мнения о природе этого явления, то за последние несколько лет я время от времени менял взгляд на этот вопрос и не удивлюсь, что к моменту, когда вы читаете эти строки, буду иметь иное мнение. Поэтому не стану особенно углубляться в рассуждения. Ограничусь лишь общими формулировками, которые достаточно гибки и могут отвечать сразу нескольким самым трезвым взглядам на этот вопрос, тем самым оставляя место для вашего собственного сложившегося мнения к этому.

Первым делом следует отметить, что то, о чем идет речь в данной книге, в абсолютном большинстве случаев не является в прямом смысле путешествиями вне тела, как это обычно называется. Такое название используется только потому, что создается именно это ощущение, и многие люди до конца своей жизни верят ему. Раз чувствуется нахождение вне тела, то можно и назвать соответственно – этим я всегда мотивирую использование данного термина. Хотя тут же нужно отметить, что, на мой взгляд, все же отсоединение от тела возможно.

Когда же используется термин астральный мир или аналогичный однокоренной термин, то имеется в виду именно астральный мир в общеизвестном смысле. Только нужно знать, что это явление имеет много разных названий, и если кому-то в данном названии видится некий мистический оттенок, то надо понимать, что оно означает то же самое, что и внутренний мир, параллельный мир и осознанное сновидение. Другой вопрос, что они все вместе означают, какой смысл заложен в них.

Вот тут-то и нужно быть очень осторожным в формулировке, ведь это самая малоизученная сторона проявления жизни. На собственном опыте скажу только о безграничности этого явления в прямом и переносном смысле слова – во-первых. Во-вторых, я практически уверен в его общности между всеми людьми – то, что называется коллективным бессознательным, которое связывает на энергетическом, первичном уровне весь мир, за счет чего этот феномен можно использовать в различных областях реальной жизни, но для подобного использования фазы нужно усердно тренироваться; в большинстве случаев – это пребывание в личном подсознании со всеми его сверхвозможностями, что тоже можно использовать для физического мира.

Что касается других мнений, то, к сожалению, объективный подход к данному вопросу имеет меньшая часть реальных практиков (о тех, кто не практикует, можно не говорить – их мнение не может быть компетентным, хотя многие любят рассуждать об этом). Большинство свято верит в физический выход каждый раз, несмотря на явные логические противоречия, с которыми они встречаются. Это происходит от излишнего человеческого тщеславия, которое настолько сильно, что люди предпочитают обманывать себя и всех остальных, нежели взглянуть правде в глаза. А это, в свою очередь, происходит от незнания потенциала фазы даже при невозможности разъединения с телом. А ведь людям всегда необходимо обладать какими-то особыми возможностями для повышения собственного авторитета в глазах окружающих – конкурентов жизни. В определенных кругах этим можно заслужить неплохое уважение.

Однако все же существует немало людей, которые смотрят на этот предмет трезво, без предрассудков. В большинстве случаев это съевшие собаку на этом вопросе, то есть опытные не только в личной практике, но и в теории. Эти люди предпочитают не слепо верить каким-то идеям, а практически пользоваться всеми возможностями фазы, которые доступны только при более или менее точном понимании этого феномена.

В любом случае, как и в других областях жизни, стоит стопроцентно доверять и прислушиваться к объяснениям только преуспевших в этом людей, что служит гарантией относительной истины. Поэтому, если у вас появится случай с кем-нибудь обменяться опытом, прежде чем прислушаться к рассуждениям и теориям, сначала точно выясните уровень вашего собеседника. Это может показаться элементарным, но многие настолько интересуются данной тематикой, что слушают всех подряд.

Источники:
  • http://www.prosvetlenie.org/mystic/25/22.html
  • http://otvet.mail.ru/question/88181808
  • http://esoterics.wikireading.ru/64826