Меню Рубрики

Высшим благом для человека с точки зрения гуманизма эпохи возрождения

2.2.1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи. Гуманизм — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности. Как оформленное идейное движение гуманизм складывается в эпоху Возрождения. Гуманисты эпохи отстаивают антропоцентрическую картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма (humanitas – букв. человечность) эпохи Возрождения, является удовольствие, счастье; Бог при этом понимается как источник наслаждений и нашей способности к ним. Переработав эпикурейскую и христианскую этику, гуманисты (Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Валла, Э. Роттердамский и др.) пришли к выводу о том, что, несмотря на различия в содержании нравственных предписаний, конечной целью всех человеческих стремлений является наслаждение. «Не к добродетели, а к удовольствию ради него самого должны стремиться как те, которые хотят наслаждаться в этой жизни, так и те, которые желают этого в будущем» (Л. Вала). Гуманизм воспевает свободу, возможность самоопределения, недетерминированность, потенциальное совершенство, достоинство человека, призванного раскрыть в себе гармонию божественного и природного начала.

Николай Кузанский, утверждая, что «у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека», отстаивает позицию антропоцентризма.

Мишель де Монтень – французский философ-скептик, гуманист. Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться», Монтень выступает с критикой притязаний человеческого разума на «всеведение». В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность. Он выступил против отождествления человека с земным богом. Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию».

Томас Мор английский философ, гуманист и писатель в 1516 г. издает трактат «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором описывает фантастический остров Утопия (от греч. ου-τοπος – не место, место, которого нет), идеальное государство, выстроенное на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для духовной свободы и просвещения. Образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных.

Томазо Кампанелла – итальян. мыслитель и поэт эпохи Возрождения, автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Сквозь призму ренессансной натурфилософии рассматривал проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования человеческих отношений и создания «наилучшего государства», образец которого он начертал в знаменитом диалоге «Город Солнца»: в идеальном городе-государстве его обитатели ведут «философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве.

Николло Макиавелли – родоначальник социально-политического течения «реальная политика», отстаивающего идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали «Царь должен быть подобен льву и лисе». Цель государства – общий мир и порядок – «оправдывает средства».

2.2.3. Онтология эпохи. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир. Н. Кузанский, Дж Бруно.

В эпоху Возр. возник гелиоцентризм Николая Коперника. Джордано Бруно утверждал, что Солнце не в центре мира, а только в центре Солнечной системы, потому что мир бесконечен.

2.2.4. Возникновение протестантизма. Основатели протестантизма – немецкий богослов Мартин Лютер (1483–1546) и проживший значительную часть жизни в Швейцарии французский богослов Жан Кальвин (1455–1536). В самом названии нового религиозного течения. звучит голос свободы – протест. Протестантское движение начинается с написания и распространения М. Лютером (1517) 95 тезисов против индульгенций (бумаг – по отпущению грехов за пожертвования). Основная мысль тезисов: Папа не Бог, и следовательно, не обладает властью освобождения людей от наказаний за грехи. Лютер призывал к реформации христианства, к отказу от посредника между человеком и Богом – от католической церкви.

Философия Средних веков и Возрождения

Идейное движение эпохи Возрождения, отстаивающее уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, получает название …

Гуманизма

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является …

Удовольствие, счастье

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма (humanitas – букв. человечность) эпохи Возрождения, является удовольствие, счастье; Бог при этом понимается как источник наслаждений и нашей способности к ним. Переработав эпикурейскую и христианскую этику, гуманисты (Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Валла, Э. Роттердамский и др.) пришли к выводу о том, что, несмотря на различия в содержании нравственных предписаний, конечной целью всех человеческих стремлений является наслаждение. «Не к добродетели, а к удовольствию ради него самого должны стремиться как те, которые хотят наслаждаться в этой жизни, так и те, которые желают этого в будущем» (Л. Вала, соч. «Об удовольствии или истинном благе»). Гуманизм воспевает свободу, недетерминированность, потенциальное совершенство, достоинство человека, призванного раскрыть в себе гармонию божественного и природного начала.

Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия …

«О Граде Божьем»

Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом …

Т. Мором

В 1516 г. английский философ, гуманист и писатель Т. Мор издает свой трактат под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором описывает фантастический остров Утопия (от греч. ου-τοπος – не место, место, которого нет), идеальное государство, выстроенное на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для духовной свободы и просвещения. Образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных.

Николай Кузанский, утверждая, что «у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека», отстаивает позицию …

Антропоцентризма

С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии …

Гармонии

Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …

Томизма

Томизм – философская школа, основывающаяся на учении Фомы Аквинского.

Существенной чертой философии периода средневековья становится …

Теоцентризм

Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется …

Номинализмом

Номинализм (лат. nominalis – относящийся к именам, именной, от nomen – имя) – одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический мир. Поэтому вне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи – индивиды – существуют в физическом смысле этого слова. Что же касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые в чувственном опыте не даны, то они «сами по себе» (вне мышления и речи) не существуют. Своим действительным существованием и значением они обязаны их материальному носителю – языку.

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан

Т. Кампанеллой

Т. Кампанелла – итальянский мыслитель и поэт эпохи Возрождения, автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Сквозь призму ренессансной натурфилософии рассматривал проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования человеческих отношений и создания «наилучшего государства», образец которого он начертал в знаменитом диалоге «Город Солнца»: в идеальном городе-государстве его обитатели ведут «философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве.

Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название …

Схоластики

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о …

Свободе воли

В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной ему способности разумного причащения Богу, человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли.

Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как …

Реальная политика

Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …

Неоплатонизма

Философы Возрождения, прежде всего Николай Кузанский, решали проблему соотношения Бога и мира с позиции неоплатонизма – античного учения, представляющего бытие в виде иерархии – сверхсущего Единого-Блага, Ума и Души. В отличие от средневековых схоластов, неоплатоники представляют мир не как результат одномоментного сотворения, а как результат непрерывного истечения – эманации Бога, давая тем самым живое ощущение божественности природы и человеческого восхождения к высшему, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Онтологическую позицию неоплатоников можно охарактеризовать как мистический пантеизм.

Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …

Патристики

Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как …

Креационизм

Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ …

М. Монтень

Мишель Эйкем де Монтень – французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться», Монтень выступает с критикой притязаний человеческого разума на «всеведение». В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность. Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию».

В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан …

По образу и подобию Бога

В христианстве рождается представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, обладающем свободой в выборе добра и зла, о человеке как личности. Для греческих философов человек в общем и целом был созданием, существовавшем в космосе наряду с другими творениями. Человек считался созданием, достаточно высоко стоящим, но не занимающим особой привилегированной позиции. Согласно христианскому учению, все обстоит иначе. Люди бесконечно ценнее, чем любое другое земное творение. Человек являлся «центром» и космологически, и аксиологически. При этом существенна история, а не природа. Весь земной мир с его камнями, растениями и животными сотворен Богом как обиталище людей, устроенное таким образом, чтобы люди могли быть спасены. Вселенная является вторичной по отношению к людям и Богу. Все в сотворенном мироздании сконцентрировано вокруг земного странствия человечества по пути, который ведет к спасению.

Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен …

Монотеизм

Христианство относится к числу монотеистических религий, признающих наличие одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Поэтому для средневековой философии, выстроенной на основе христианского мировоззрения, характерен монотеизм.

Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название …

Апологетики

Апологетика (от греч. apologetikos – защищающий) – отрасль теологии, целью которой является защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апологетика может считаться первым жанром святоотеческой литературы. В задачу апологетики входило: отвести обвинения от христиан; добиться терпимого отношения к христианской религии со стороны государства; в сопоставлении языческой греческой философии с христианской мыслью доказать истинность и преимущество последней.

Функции философии

Теоретическим ядром мировоззрения является …

Философия

Теоретическим ядром мировоззрения является философия. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и найти место человека в нем. Это одна из важных функций философии в обществе.

Читайте также:  Мирово зрение прои шествие обе покоенность

Способ проявления активности системы философского знания называется …

Функцией

Способ проявления активности системы философского знания называется функцией. Также под функцией философии понимается общий тип решаемых этой системой задач.

Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется …

Социально-аксиологической

Функция философии, связанная с адекватным отражением объекта познания, с выявлением его существенных элементов, накоплением и углублением знаний, называется …

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Становление ренессансного гуманизма

Философия эпохи Ренессанса приходиться на конец XIV – XVI века. Антропоцентризм является главной идеей этой эпохи. То есть в центре внимания стоит человек. Формируется новое сознание человека, его жизненная позиция становиться активной, ощущается личная сила человека. Творчество, самопознание, служение обществу и людям становится целью всей жизни. Итак, характерной чертой эпохи Возрождения является гуманизм. Основной целью гуманизма ренессансу есть улучшение человеческой природы с помощью изучения античной литературы.

Гуманизм, как просветительское движение, первоочередное значение придавал литературе. По мнению гуманистов образование должно способствовать всестороннему развитию личности. Главной идеей гуманистов было возрождение связей с античностью.

Значительный вклад в становление европейского, ренессансного гуманизма внес Лоренцо Валла, который был этиком, богословом и филологом.

Валла подверг жестокой критике учения о Боге, которые были еще за времен Платона. Он утверждал, что мыслители Греции отрицают опыт и очевидные вещи. Например, отрицая утверждение о том, что мир вечен, Валла выдвигает свою точку зрения, что мир был создан для человека. Вечное существование, он трактовал, как телесно-духовную ценность, только при ней и возможна «блаженное наслаждение».

Валла пристальное внимание уделял человеку, его потребностям, его месту в мире и отношениям с Богом. Он считал, что все свойства души распознаются в чувствах и ощущениях. Первое свойство души – это память, второе – ум, а третье – свобода. Память — это возможности воспринимать окружающие объекты, ум – в возможности выражать свое мнение, свобода – заключается в страдании и возможности получать удовольствие.

Лоренцо Валла — первый из гуманистов кто принял во внимание литературное наследие Эпикура. Он в учении Эпикура увидел основу для новой гуманистической этики. По его мнению, человек должен склоняться к наслаждению. В его трактовке стремление к наслаждению это главный стимул, который руководит всеми поступками которые делает человек. Наслаждение — это есть высшее благо. Он утверждает, что без удовольствия жить не возможно, а вот без чеснот можно. Чувства которые доставляют удовольствие человеку, он буквально воспевает в своих трактатах. Вполне логично, что такая позиция побуждает мудреца к восприятию человека как центра мира. Он утверждает, что личная жизнь для человека большое благо и все замыслы человека направлены на обеспечение о себе.

Лоренцо Валла формирует для себя один из принципов морали – апология наслаждения. При этом, наслаждение формируется не как удовлетворение плотских наслаждений, а наоборот – как гармонию духовного и телесного начал. В итоге, наслаждения становиться ведущей темой во всей литературе гуманистов.

Пиком творчества гуманиста является книга «Об истинном и ложном благе», в которой главной проблемой является то, что является истинным благом и удовольствием человека. Письмо написано в форме беседы между стоиком, эпикурейцем и католиком

Лоренцо Валла сделал первый шаг от философии Возрождения к философии Нового времени. Он утверждал, что ренессансные мыслители стремятся к трудностям, что отрицает природа. Он верен законам природы, стремлениям к удовольствию. Мыслители призывают к бесконечным страданиям, он — к счастью, они — к мукам, он — к наслаждению, они — к смерти, он — к жизни.

Можно считать, что именно Лоренцо Валла стоял у начала новой морали, этики и безграничного удовольствия.

Еще одним выдающимся мыслителем этого периода Пико делла Мирандола, который считал, что создав человека, Бог сделал ее центром мира. Он дал человеку свободу, он сам решает свою судьбу, определяет свое место, он является создателем самого себя.

Письмо о человеке Пико делла Мирандола обосновал в своей книге «Речь в достоинстве человека», которая была написана в 1486 году, и оказало влияние которое в последствии стало значительным в формировании гуманистической идеи XVI в. и прославила его среди его современников.

За Пико делла Мирандола, достоинства человека проявляется только в деятельности разума. Для него самого целью жизни был поиск единой истины, источником которого могли служить любые религиозно — философские системы.

В центре гуманизма Пико — учение о достоинствах и свободах человека перед всем как создателя собственного «Я». Он выделяет божественное свойство человека, который охватывает все виды реальности. Впитывая в себя все человек способен стать тем кем он пожелает.

Пико делла Мирандола различает два вида счастья — сверхъестественное и естественное. Первое же является высшим благом, что означает возвращение к Богу, которое можно достичь с помощью благодати. Второе счастье человек достигает самостоятельным путем. Без достижения естественного блага нельзя достичь сверхъестественного. Пико делла Мирандола не отстраняет земные блага, но утверждает, что превышение разумной степени тянет с собой пороки. Достижения истины, за Пико, вполне индивидуальный процесс.

В своих трудах Пико делла Мирандола пытался понять христианство с точки зрения тогдашнего интереса к человеку новыми гуманистическими идеями, поставить человека в центр мира, а не Бога, и привнести в христианство новые истины. Он считал христианство высшей формой религии, но и не отрицал истины в других религиях.

Лоренцо Валла как и Пико делла Мирандола внесли большой вклад в формирование ренессансного гуманизма. Они оба уделяли особое значение месту человека в мире — ставили ее в центре всего мира. Эти гуманисты утверждали, что человек может жить в удовольствие себе и держаться своей природы. Что жизнь человека это самая большая ее ценность. Но также не нужно забывать о религии, злоупотребления плотскими утехами наказуемо.

Важнейшей идеей ренессансного гуманизма, которая рассматривала человека как высшую ценность, осуществляется уважение достоинства и разума.

По вертикали

По горизонтали

3. Признанной столицей итальянского возрождения являлась

8. У творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме … — утверждал николай кузанский

9. Концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры

12. Идеал гуманистов, который по их мнению нужно возраждать

16. Древнегреческий философ, представительмилетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского

23. Представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами

25. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи возрождения, является

По вертикали

1. Философ, развивавший идею платонизма о срединном положении человека между земным, животным и божественным

2. Этап – 8 – 15 века – представляет собой развитие христианской философии под влиянием идей Аристотеля

4. Направление в европейской философии 15—16 веков

5. Реальная политика – это отказ от использования … в качестве основы государственного курса

6. Стремление находить скрытое значение того или иного предмета или явления

7. Филосов эпохи возрождения, был кардиналом

10. Философ эпохи возрождения, разработавший теорию движения планет вокруг солнца на основании пифагорейского принципа равномерных круговых движений

11. Филосов, основоположник философии политики

13. Учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии

14. Один из первых представителей утопического социализма

15. Последнее творение Бодена

17. Представление о том, что мир сотворен Богом из ничего

18. Лучшая форма государства по мнению Макиавелли

19. Боден выделяет три формы государства: демократия, монархия и …

20. В итальянской философии образ утопического государства – города солнца – был создан …

21. Система мира Николая Коперника

22. Позиция, с которой философы возрождения решали проблему соотношения бога и мира

24. Ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий

Философия эпохи возрождения
Философия Возрождения
— направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. Представление о том, что мир сотворен Богом из ничего креационализм. В своих учениях он выделял три формы гос-ва, аристократию, демократию и монархию.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания(рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Реальная политика – это отказ от использования идеологии в качестве основы государственного курса. Позиция, с которой философы возрождения решали проблему соотношения бога и мира неоплатонизм.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Последнее творение Бодена — Гептапломерес (или Разговор семи участников) — самое смелое его произведение, призванное обосновать разумность веротерпимости.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; Гуманизм — понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала, поддержание идей Аристотеля. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи возрождения, является удовольтвие. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).
Этика эпохи возрождения — это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии — научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.
Детерминизм — взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)
. Концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры секуляризм. . Представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами – провиденциализм. Учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии – герметизм.
Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант — становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времениПантеизм — это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.
Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало. ; натурфилософский Натурфилософия — философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.
Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется — душой мира. Дуща мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием.
Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означала отказ от внешних двигателе=> отказ от преводвигателя. . Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в.(начало эпохи ренессанс).

Читайте также:  Мне нравятся брюнетки с точки зрения психологии

Первый этап развития философии эпохи Возрождения Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.

Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной, но и в том, что творцом мира и его организатором считается Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально.

Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”.

Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Родоначальником возрожденческого движения по праву считается другой великий лирический поэт Италии Франческо Петрарка (1304-1374).

Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307).

Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки” [1. С. 27]. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.

Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 — 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.

В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.
Макиавелли философ, придерживающийся философии политики.

Гуманизм эпохи Возрождения

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение — гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения — это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания — Мигеля де Сервантеса, а Германия — Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист — это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

Гуманизм Эпохи Возрождения

Автор: Андрей Нестеров ✔ 28.01.2017

Нестеров А.К. Гуманизм Эпохи Возрождения [Электронный ресурс] // Энциклопедия ODiplom.ru

Гуманизм стал мощной идеологической основой развития ренессансной культуры в целом.

Гуманизм Эпохи Возрождения разделяется на 3 периода:

  1. Ранний гуманизм (с конца XIV в. до середины XV в.) – еще называют гражданским гуманизмом или этико-филологическим. Риторика, грамматика, поэзия, история и моральная философия изучались и преподавались на основе классической образованности, создав предпосылки для возникновения раннего гуманизма, вместо тем и методов средневековой схоластики.
  2. Развитие традиционных сфер культуры (с середины XV века) в Эпоху Возрождения в Италии способствовали развитию гуманизма в иных сферах: теология, натурфилософия, естествознание. Появились флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и другие направления.
  3. Гуманизм позднего периода Эпохи Возрождения пережил новый взлет на фоне конфликтов Реформации XVI века и проблем культурного самоопределения европейских народов. Тогда же появился северный гуманизм, представителями которого явились Эразм Роттердамский, Томас Мор и другие.
Читайте также:  Свойства щелочей с точки зрения тэд

В ранний период гуманизма вопросы этики изучались в едином контексте с социально-политическими аспектами в трудах Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и других.

Принципы гуманизма Эпохи Возрождения:

  • Превосходство общественных интересов над личными
  • Труд на благо общества
  • Политическая свобода

Если ранний гуманизм усилиями Петрарки, Бокаччо, Салютати выдвинул программу построения новой культуры, обращенной к человеку и проблемам его бытия, то дальнейшее развитие гуманистической мысли выдвинуло на всеобщее обсуждение ряд значимых для общества проблем.

В частности гуманисты XV–XVI вв. стремятся на практике показать возможность и перспективность практической реализации реформ в обществе.

С этого времени в сочинениях многих гуманистов центральной темой размышлений становится несовершенство того общества, в котором они живут, и в связи с этим идея создания «идеального государства».

Одним из ведущих направлений в итальянском гуманизме был гражданский гуманизм, сформировавшийся во Флоренции, которая не случайно стала его родиной. В этом крупном центре экономической и культурной жизни Италии уже в XIV–XV веках главную роль в бурном развитии экономики играло пополанство (бюргерство), которое законодательно закрепили республиканский строй. Однако, к концу XIV века усилилась политическая борьба между «жирным» и «тощим» народом, которая привела в 1434 году к установлению тирании Медичи. Именно это политическое развитие Флоренции отразилось в сочинениях авторов, придерживающихся позиций гражданского гуманизма. Одним из представителей этого направления был Леонардо Бруни (1374–1444 гг.). Будучи сначала секретарем папской канцелярии с 1405 г., а затем канцлером Флорентийской республики с 1427 по 1444 гг., Бруни дал целостное изложение своих этико-политических идей в работах «Восхваление города Флоренции», «О флорентийском государстве», «История флорентийского народа».

Этико-политическая и социальная идеология Бруни базировалась на принципах свободы, равенства и справедливости, причем под свободой понималось последовательное осуществление демократических начал в политической жизни республики и категоричное неприятие тирании. Равенство он понимал как равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в государственном управлении. Под справедливостью понимается соответствие законов республики интересам общества. Бруни находил подтверждение своим общественным воззрениям в произведениях античных авторов и более того, в послании папе Евгению IV он пишет, что между доктринами античных философов и христианским учением по вопросам общего блага и идеалов государственного устройства отсутствуют какие-либо противоречия. Основываясь на этом, он провозглашает Флоренцию наследницей римской республики. Флоренция, по его мнению, была идеалом городской республики, хотя он отмечал, что власть в городе принадлежит скорее знатным и богатым, чем представителям средней, ремесленной прослойки пополанства.

Важным шагом в развитии «гражданского гуманизма» стала этико-политическая концепция Маттео Пальмиери (1406–1475 гг.) Он был не только автором ряда сочинений, но проявил себя и как активный политический деятель Флорентийской республики. В сочинении «О гражданской жизни» Пальмиери, опираясь на античные традиции, изложена идея о совершенном обществе. Работа носит четкую дидактическую направленность – научить своих сограждан как создать «совершенное общество». Главным условием «правильного устройства общества и государства» он считал справедливые законы. Политический идеал Пальмиери – пополанская республика, в которой власть принадлежала бы не только верхушке, но и среднему слою граждан. При этом Пальмиери, в отличие от Бруни, который с недоверием относился к низшим слоям пополанства, отводил достаточно большую роль в политической жизни республики небогатым торгово-ремесленным слоям.

Фреска Рафаэля «Афинская школа».

Следующим этапом в развитии гуманистической мысли флорентийской школы стало творчество выдающегося гуманистического деятеля Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). Макиавелли отличался независимостью своих гражданских симпатий и политических взглядах, вел при этом активную политическую деятельность во Флоренции, занимая должности в канцелярии, Совета Десяти, занимался дипломатической деятельностью, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций

На примере учений наиболее видных представителей флорентийской школы (Бруни, Пальмиери, Макиавелли) можно проследить эволюцию подходов к проблеме идеального государства. Это был путь от осознания не идеальности реального мира к формированию идей о решительном переустройстве общества и достижении всеобщего блага. Если в XIV веке вопрос о свободе в государстве понимается лишь в политическом аспекте (демократические свободы), то к XVI веку свобода трактуется в более широком смысле (свобода нации, свобода общества).

  1. Темнов, Е. И. Макиавелли. – М.: КНОРУС, 2010
  2. Кружинин В.А. История политических учений – М.: Кнорус, 2009
  3. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV–XV веков. – М: Просвещение, 2008

Гуманизм эпохи Возрождения

Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого. Гуманизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в отказе от догматизма церковных истин.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения, идеология гуманизма явилась переворотом во всей философии: иными стали характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философов, их место в обществе.

Гуманизм зарождается не на кафедрах европейских университетов, не в монастырях и монашеских орденах. Новые философы – политические деятели, поэты, филологи, риторы, дипломаты, педагоги. Кружки ученых собеседников в городах-коммунах, на виллах богатых патрициев, при дворах меценатов, становятся средоточием духовной жизни, очагами новой культуры. Их неустанные поиски забытых античных текстов, переводческая и филологическая деятельность подарили европейской культуре новые идеалы, новый взгляд на природу человека, новое мировоззрение. Создавалась светская культура, с которой неразрывно связана вся последующая европейская культура.

Достаточно ясно отличие взглядов гуманистов на природу человека от схоластических выразил гуманист Пико делла Мирандолав его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и поставив его в центр мира, Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1982. Т. 1. С.507.).

Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире, он не просто природное существо, но творец самого себя и своей судьбы. У истоков гуманизма Возрождения стоят величественные фигуры Данте Алигьери (1255-1321) и Франческо Петрарки (1304-1374).

Ф. Энгельс определил Данте как «последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени». Его «Божественная комедия» – поэма в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – своего рода энциклопедия средних веков – монументальный синтез поэзии, философии, теологии, науки – оказала большое влияние на развитие европейской культуры.

Христианскую догматику Данте принимает как истину, однако дает новую интерпретацию соотношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Двоякая – смертная и бессмертная – природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: проявление собственной добродетели в земной жизни и «блаженство вечной жизни» – после смерти и при содействии божественной воли. Земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе по предписаниям философов и под водительством светского государя; к жизни вечной ведет церковь. (Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 361.) Гуманизм Данте полон веры в силы человека, его личные качества ответственны за его благо, а не богатство или наследство, положение в общественной иерархии. В основе политической идеи Данте лежит требование отказа церкви от притязаний на светскую власть. Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные дела являются уделом людей, стремящихся создать общественное устройство, основанное на счастье, блаженстве и вечном мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые соединяли гуманизм с теорией «двойственной истины».

Данте открыл путь к гуманистической антропологии, в рамках которой протекало творчество Франческо Петрарки (1304-1374), который считался «первым гуманистом», «отцом гуманизма». В отличие от Данте, который еще принимал «вечность» в понимании схоластов, Петрарка ее полностью отвергает. В своем трактате «О собственном незнании и незнании древних» он критикует схоластику, ее методы, культ авторитета, выступает за независимость собственного мышления от церковной учености. Преимущественный интерес Петрарки и его последователей обращен к этическим вопросам. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Внутренний мир человека, причем человека «нового», рвущего связи со средневековыми традициями, составляет главное содержание его стихов, писем, философских трактатов. Великий пропагандист античной культуры, он имел уникальную библиотеку латинских текстов, своей деятельностью оказал большое влияние на своих последователей.

К их числу следует отнести Джованни Боккаччо (1313-1375), Лоренцо Валла (1407-1457) и других.

В XV-XVI вв. гуманистическое мышление распространяется и в других странах – в Нидерландах, Англии, Германии, Швейцарии, и в отличие от итальянского, который имел скорее литературный характер, «северный» тип гуманизма отличался более строгим построением с использованием методологии, логики, теории государства и права.

Основным представителем этого типа гуманизма является Эразм Роттердамский (1469-1536)– голландский мыслитель, филолог, философ, богослов. Наибольшую известность ему принесла работа под названием «Похвала глупости» (1509). Это своего рода «сумма», свод взглядов автора на все проблемы человека, его существования в мире. В саркастически-шутливой форме он критикует все пороки католической церкви, схоластической догматики. Основной пафос произведения выражен в двух тезисах: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность догматичности, одержимости, интеллектуальной ослепленности. В своей критике церкви он явился предтечей религиозной революции (Реформации), однако сам он не перешел на ее сторону.

В своих трактатах он требовал возврата к подлинной христианской морали. Аскетизм, отказ от земной жизни является, по его мнению, аморальным; смысл жизни состоит в использовании жизненных благ; в этом христианство должно учиться у классической древности, а дело философии – заниматься вопросами естественной жизни человека.

Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского было чрезвычайно велико: его единомышленники и последователи встречаются во всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.

Закат мощного течения гуманизма нашел свое выражение во Франции, ярким представителем которого явился Мишель де Монтень (1533-1592). Радикальный оптимизм нарождающейся культуры приносил ряд поверхностных идей; свержение, отрицание церковных авторитетов нередко сопутствовало выдвижению новых, что явилось предметом критики Монтеня. Все его творчество посвящено человеку и его достоинству. Характерной чертой его произведений является скептицизм, при помощи которого он стремился избежать фанатизма, слепого подчинения любому авторитету.

Основное произведение Монтеня «Опыты» написано на французском языке, что уже само по себе бросило вызов церкви, по установленному канону которой все произведения писались на латыни. В «Опытах» Монтень в афористической форме путем самонаблюдения, путем обращения к античной мудрости строит практически-философское воззрение на человека вообще. Опыт служит для него учителем, он требует поставить разум выше авторитета, обычая и «непреложных» истин. По его мнению, главной способностью, которую следует развивать в человеке, является способность суждения, возникающего в опыте сопоставления разума с действительностью.

Его воззрения оказали значительное влияние на формирование опытной методологии Нового времени; на творчество – Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Ж.-Ж. Руссо и других.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
  • http://lektsia.com/7x6c59.html
  • http://moral.infotaste.com/stanovlenie-renessansnogo-gumanizma/
  • http://mydocx.ru/8-117960.html
  • http://fb.ru/article/38013/gumanizm-epohi-vozrojdeniya
  • http://odiplom.ru/lab/gumanizm-epohi-vozrozhdeniya.html
  • http://studopedia.ru/9_77918_gumanizm-epohi-vozrozhdeniya.html