Меню Рубрики

Выразитель точки зрения автора в романе отцы и дети

Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман Тургенева «Отцы и дети» — произведение, сложное по своей структуре и художественному исполнению. Помимо «традиционных» героев, в романе незримо присутствует еще один персонаж, максимально приближенный к самому Тургеневу. Это –Автор.
На протяжении всего произведения И.С. Тургенева мы постоянно встречаем авторские характеристики, ремарки и комментарии. Проблемы, затронутые в «Отцах и детях», общественные и личные вопросы, персонажи – все это глубоко трогает Автора, он страстно пытается донести до нас свою точку зрения, свой взгляд на мир и человека. Кроме того, важно, что отношение этого героя ко всему происходящему в романе неоднозначно, противоречиво.
Итак, в «Отцах и детях» авторская позиция проявляется прямых авторских характеристиках, в описаниях, в ремарках, в комментариях к речи героев. Так, например, когда Автор описывает мать Евгения Базарова, он часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «. подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына. » Благодаря этому мы понимаем, что Автор относится к своей героине с большой симпатией и сочувствием, понимает ее переживания за сына, восхищается ее материнской любовью.
Часто Тургенев дает своим героям прямую характеристику. Так, про Павла Петровича Кирсанова он говорит: «Да он и был мертвец». Эти слова не только характеризуют героя как человека, уже не способного на внутреннее развитие и истинные чувства, но и проявляет отношение к нему Автора. Мы сразу понимаем, что оно иронично-негативное, насмешливое, даже несколько презрительное.
Авторские ремарки также в полной мере проявляют отношение Тургенева к своим героям. Так, например, описывая речь Ситникова, автор подчеркивает следующую деталь: Ситников «визгливо засмеялся». Эта ремарка резко снижает образ псевдонигилиста, помогает создать его отталкивающий образ и подчеркивает отношение самого Автора к Ситникову. В этой ремарке Тургенева чувствуется явная ирония, такая же, впрочем, как и в комментариях к речи другой псевдонигилистки — Авдотьи Кукшиной.
Важно, что однозначность и прямолинейность в авторских оценках исчезает, когда речь заходит о главном герое романа – нигилисте Евгении Базарове.
Мы видим, что, с одной стороны, Автор категорически не разделяет взглядов своего героя. Но, в то же время, он относится к Базарову с большой симпатией, ценит в нем недюжинный ум и сильный характер. Так, в одном из самых трагических моментов романа — в описании смерти Базарова – отчетливо проявляется уважение Автора к этому герою, который не пасует даже перед лицом смерти: «До сих пор не трушу. »
В споре между Базаровым и Павлом Петровичем (сцена спора – одна из кульминационных в романе) Автор занимает нейтральную позицию – он не поддерживает ни одного из своих персонажей, остается как бы в стороне. Тургенев пытается объективно показать своих героев, описав их как положительные, так и отрицательные стороны: «. настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы».
Мы понимаем, например, что упреки Базарова по отношению к Павлу Петровичу справедливы: «. вы вот уважаете себя и сидите сложа руки. ». Но и со словами Кирсанова о важности «чувства самоуважения» не поспоришь.
Безусловно, огромное значение для понимания идеи «Отцов и детей» имеет эпилог произведения. В этом эпизоде Автор описывает могилу Базарова и подчеркивает, что цветы на его могиле «говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной. ». На мой взгляд, Автор говорит здесь о том, что споры разночинцев и аристократов, «отцов» и «детей» вечны. Именно из этих споров и идейных разногласий складывается человеческая жизнь, именно ими обусловлен общественный прогресс.
Таким образом, Тургенев не в совеем романе явных ответов на поставленные им вопросы – он предлагает нам самим поразмышлять, составить обо всем свое мнение. Эта кажущаяся отстраненность, за которой маскируется философское отношение Автора к описываемым судьбам и проблемам, наблюдается на протяжении всего произведения. Тургенев избегает категоричности и резкости в своих суждениях — он предоставляет читателю право самому делать выводы. Однако, в то же время, мы отчетливо улавливаем и отношение самого Автора ко всему описываемому, его точку зрения на мир и человека. А суть ее такова: существуют вечные ценности, которые являются основополагающими в жизни каждого человека, независимо от эпохи, веяний времени, происхождения и так далее. К таким ценностям относятся любовь, семья, искусство, природа. Все мы — и человек, и вся Вселенная – подчиняемся единым законам бытия. И нужно уметь чувствовать эти законы и следовать им. Только тогда человек будет счастлив, будет находиться в гармонии с собой и со всем миром.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

Автор в романе «Отцы и дети»

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» автор выступает в роли повествователя и практически не занимает открытую авторскую позицию. Его взгляды, отношения к героям проявляются в композиционных особенностях романа, в средствах подачи образов, редко в открытых авторских высказываниях.

Образ автора в романе Тургенева «Отцы и дети»

Неоткрытость авторской позиции вызвала обвинения против него со стороны с его современников: и либералов, и демократов, и консерваторов. Эти нападки вызвали необходимость для Тургенева объясниться, появилась статья » По поводу «Отцов и детей». В ней писатель прежде всего определил свое отношение к главному герою — Базарову.

» В этом замечательном человеке воплотилось -на мои глаза — едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». В то же время сам писатель признавался: «Базаров — любимое мое детище».

Тем самым он как бы заявлял об огромном труде, огромной заинтересованности, которую вызывал у него тип такого человека, как Базаров.

Но читатель постепенно догадывается, что писатель не разделяет позиций героя.

Отношение автора к позиции Базарова

Тургеневу-человеку и писателю — глубоко чужда философия отрицания:

грубый материализм, исповедуемый героем, проповедует, что искусство не нужно, любовь — только физиологическое влечение, природа — только мастерская, и человек в ней работник, все люди одинаковы, как деревья в лесу.

В то же время фигура Базарова получилась такой сильной, такой человечески привлекательной, какими не являются фигуры других героев. Автор использует композицию романа для того,чтобы высказать свою точку зрения и опровергнуть взгляды своего главного героя.

Так, Тургенев проводит своего героя дважды по одним и тем же местам: Марьино, Никольское, родительский дом, но второй раз в одно и то же место возвращается уже иной Базаров. Главный персонаж, впервые приехавший в Марьино, уверен в себе, он только снисходит до разговоров, споров с Павлом Петровичем. За ним — сила. Недаром после фразы Базарова об отрицании «Все» Павел Петрович дрогнул. Второй раз приехав в Марьино, он, уже глубоко любящий Одинцову, не спорит, а работает, пытается забыть любовь, свести ее к физиологии (сцена с Фенечкой), соглашается на дуэль с Павлом Петровичем, отрицая дуэли как таковые, оказывает помощь раненному, вызвав слова благодарности даже у своего идеологического оппонента

Полюбив Одинцову, этот персонаж, отрицающий в любви возвышенные чувства и признающий только физиологию, начинает » сознавать романтика в самом себе». Меняется и его отношение к родителям: от досады к примирению и выражению чувства любви. Смерть же возвышает его над другими, делает героем, показывает его могучую натуру. Недаром Д.И.Писарев писал:

«Умереть так, как умер Базаров, все равно что совершить великий подвиг».

Идейным противником Базарова является Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд, автор разделяет его отношение к теориям Базарова. Но сам ход повествования, ироническое отношение автора к манерам, истории любви, поведению старшего Кирсанова позволяют говорить, что автор не считает позицию этого героя верной. Порой в отношении писателя проскальзывает явная ирония, например, при описании одежды героя:

» Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда, не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок».

Значительно более близок автору — младший Кирсанов — Николай Петрович. Тургеневу близки его стремления к изменениям жизни, стремление понять новое поколение, почувствовать его силу. Когда после спора Базарова и Павла Петровича Николай Петрович выходит в сад и видит красоту летнего вечера, мы чувствуем вместе с автором правоту героя.

Нежизненность философской программы главного персонажа подтверждают и второстепенные персонажи — Ситников и Кукшина. Если по отношению к Базарову Тургенев никогда не иронизирует, то портреты этих героев выдают явную авторскую неприязнь.

» Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица…»

— это о Ситникове.

» В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя»

Позиция Тургенева в отношении остальных персонажей романа «Отцы и дети»

Автор подчас сурово судит своих героев. Фигура Анны Сергеевны Одинцовой вызывает интерес и писателя, и читателя, ведь она так не похожа на тургеневских девушек предыдущих романов. Авторское отношение проскальзывает, например, в его высказывании о судьбе Анны Сергеевны в эпилоге. Говоря о замужестве Одинцовой, Тургенев пишет:

» Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви».

Спокойствие, которое Анна Сергеевна ценит больше всего на свете, неприемлемо для писателя.

Представляется, что наиболее явную позицию занимает Тургенев в эпилоге романа. При описании могилы Базарова звучат трагические и философские ноты. Тщетность человеческого стремления познать и изменить мир, величие природы по сравнению с суетностью человеческой жизни — вот кредо автора.

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…».

Автор-повествователь в романе «Отцы и дети» вызывает неизменное уважение взвешенностью своей позиции, неангажированностью по отношению к тем социальным процессам, которые проходили в пореформенной России.

Тест с ответами: «Отцы и дети» И.С.Тургенев

1. Роман Тургенева «Отцы и дети» был посвящён:
а) Некрасову
б) Белинскому +
в) Чернышевскому

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:
а) в любовном конфликте с Одинцовой +
б) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной
в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

3. Базаров принадлежал к этому сословию:
а) крестьянство
б) дворянство
в) разночинцы +

4. Дуэль Базарова и Кирсанова закончилась:
а) Кирсанов был ранен +
б) смертью Кирсанова
в) смертью Базарова

5. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа». Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова):
а) социальный
б) романтический
в) психологический +

6. Выберите тип композиции, которую автор использовал в этом романе:
а) последовательная
б) кольцевая или циклическая +
в) параллельная

Читайте также:  Представитель с точки зрения расистов арийской

7. Что понимает под «нигилизмом» Тургенев:
а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством
б) естественнонаучные теории
в) революционно — демократическое мировоззрение +

8. Какой герой романа является по сути выразителем точки зрения автора:
а) Евгений Базаров +
б) Анна Сергеевна Одинцова
в) Павел Петрович Кирсанов

9. Необходимо определить героя по описанию: «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.»
а) Фенечка
б) Евдоксия Кукшина
в) Анна Сергеевна Одинцова +

10. Почему Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова:
а) Базаров был всего лишь ей любопытен
б) она испугалась любви Базарова +
в) она не испытывала к Базарову чувства любви

11. Выберите критика, которому принадлежит следующее высказывание о Базарове: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг.»:
а) Писарев +
б) Антонович
в) Белинский

12. Какова судьба Павла Кирсанова после дуэли и смерти Базарова:
а) вернулся в Петербург и ведет светский образ жизни
б) уезжает за границу +
в) продолжает по — прежнему жить в имении с братом

13. В основе романа «Отцы и дети» лежит этот конфликт:
а) разночинцев — демократов и либеральных дворян +
б) отца и сына Кирсановых
в) Базарова и Одинцовой

14. Действие романа «Отцы и дети» начинается именно в этом году:
а) 1849 г.
б) 1840 г.
в) 1859 г. +

15. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, природу. Кто из героев романа являлся оппонентом Базарова по эстетическим вопросам:
а) Николай Петрович Кирсанов +
б) Анна Сергеевна Одинцова
в) Аркадий Кирсанов

16. Кого из героев романа «Отцы и дети» Писарев назвал «маленьким Печориным»:
а) Аркадия Кирсанова
б) П. П. Кирсанова +
в) Н. П. Кирсанова

17. Для чего Аркадий Кирсанов рассказывает Базарову историю жизни своего дяди:
а) чтобы занять скучающего друга
б) чтобы удовлетворить любопытство Базарова
в) чтобы расположить Базарова в пользу дяди +

18. Какое слово из лексикона Базарова относится к ругательным:
а) либерализм
б) романтизм +
в) прогресс

19. Какую роль играют женские образы в произведениях Тургенева:
а) введены для развития сюжета
б) они противопоставлены главному герою
в) с их помощью проверяются личностные качества героя +

20. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Необходимо указать черту сходства этих героев:
а) прагматизм
б) сатанинская гордость +
в) цинизм

21. Для чего Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства Павлом Петровичем Кирсановым:
а) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом +
б) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова
в) для того, чтобы унизить демократа Базарова

22. Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова:
а) он считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда
б) он считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время +
в) он считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России

23. Какова авторская позиция по отношению к П. П. Кирсанову
а) герой вызывает сочувствие
б) герой вызывает презрение
в) герой обрисован иронически +

24. Год написания романа «Отцы и дети»:
а) 1863
б) 1861 +
в) 1860

25. Ярким представителем нигилизма был этот герой романа:
а) Павел Кирсанов
б) Аркадий Кирсанов
в) Базаров +

26. Почему по дороге в имение Кирсановых Аркадий во время разговора с отцом пытался показать свое равнодушие и разговаривал развязным тоном:
а) На Аркадия плохо повлияли его университетские друзья
б) Аркадий боялся осуждения Евгения +
в) Аркадий плохо себя чувствовал

27. Какую характеристику дал Аркадий Базарову:
а) что он человек, который не принимает принципов на веру +
б) Базаров чуткий человек, художник
в) Базаров ярый противник привычных семейных ценностей

28. Событие, после которого Павел Петрович перестал вести светскую жизнь и уехал к брату в деревню:
а) он переболел опасным заболеванием
б) окончание военной службы
в) смерть возлюбленной +

29. Кто из героев утверждал, что, следуя принципам, человек приносит пользу обществу:
а) Евгений Базаров
б) Павел Петрович Кирсанов +
в) Николай Петрович Кирсанов

30. Как относилась Анна Одинцова к Аркадию:
а) она отнеслась к нему как к брату +
б) Аркадий не понравился женщине
в) она влюбилась в юношу

«Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Читайте также:  До минус какого зрения дают права

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Кому симпатизирует И. С. Тургенев:

1) Революционерам-демократам. 2) Разночинцам. 3) Либералам. 4) Монархистам.

2 Какова будущая специальность Базарова.1) инженер,2) врач 3)учитель 4)военный

3. Чей это портрет: «. человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями. обнаженная красная рука. ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом. »?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов. 3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

4. Чей это портрет: «. человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро. »?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов.

3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

5. Чей это портрет: «. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

1) Фенечка. 2) Авдотья Никитишна Кукшина, «эмансипированная женщина». 3) Помещица Анна Сергеевна Одинцова. 4) Катя, сестра Одинцовой.

6. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волно¬вавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

1) Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2) Об искусстве, науке.

3) О системе поведения человека, о нравственных принципах.

4) O положении рабочего класса. 5) Об общественном долге, о воспитании.

7. Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против. » (выберите правильное).

1) Пролетариата как передового класса. 2) Дворянства как передового класса.

3) Крестьянства как передового класса. 4) Революционных демократов как передового класса.

8. Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть назван «маленьким человеком»:

1) Василий Иванович Базаров.2) Николай Петрович Кирсанов.3) Аркадий Николаевич Кирсанов.

9. На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Базаров: 1) Крестьянство.2) Дворянскую аристократию.3) Русское патриархальное дворянство. 4) Интеллигенцию.

10. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:

1) Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет.

3) Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».

4) Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

а) О Евгений Базаров б) Аркадий Кирсанов в) Павел Петрович г) Николай Петрович

11. Иван Сергеевич Тургенев писал: «На его долю не пришлось, как на долю Онегина и Печорина, эпохи идеализации, сочувственного превознесения». Почему Базаров был отрицательно принят и прогрессивным журналом «Современник», и либеральными, и демократическими кругами:

1) Из-за своих крайностей, неприемлемых для одних и бесперспективности для других.

2) Из-за нетипичности героя и времени.

3) Из-за отношения героя к народу и его роли в демократическом движении.

4) Из-за расхождений в вопросе о путях освободительного движения.

12. Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа:

1) Непониманием роли народа в освободительном движении.

2) Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

3) Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

4) Отрывом от какой-либо практической деятельности.

13. Кто из героев романа «Отцы и дети»: «. мечтал о том, чтобы в биографии его сына была фраза: «сын простого штабс-лекаря, который, однако, рано сумел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания»? 1) Губернатор города***. 2) Павел Петрович Кирсанов. 3) Николай Петрович Кирсанов. 4) Отец Базарова.

14. Кто из героев романа «Отцы и дети» «. назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным»?1) Феничка. 2) Катя, сестра Одинцовой.3) Авдотья Никитишна Кукшина. 4) Помещица А. С. Одинцова.

15. Кто из героев романа «Отцы и дети» . «вступается за крестьян», но «говоря с ними. морщится и нюхает одеколон»? 1) Губернатор города***. 2) Сын откупщика Ситников. 3) Евгений Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

16. Кто из героев романа «Отцы и дети» . дает другому такую характеристику: «Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич. »?

1) П.П. Кирсанов – Базарову. 2) Кукшина – Ситникову. 3) Крестьяне – Базарову. 4) Базаров – Аркадию.

17. Найдите соответствие героев романа социальному положению:

1) «Эмансипе».2) Русский аристократ.3) Полковой лекарь.4) Студент-барич.5) Студент-демократ

А) Евгений Базаров Б) Кукшина В) В.И. Базаров Г) Аркадий Кирсанов Д) Павел Петрович Кирсанов

18. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

1) Любовь к Одинцовой.2) Разрыв с Аркадием.3) Спор с П. П. Кирсановым.4) Посещение родителей.

Ответы к тесту по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Ответы к тесту вариант 1

1 – 1 2 – 2 3 – 3 4 – 4 5 – 1 6 – 4 7 – 2 8 – 1 9 – 4

10 – 1б, 2в, 3г, 4а 11 – 1 12 – 2 13 – 4 14 – 4 15 – 4 16 –4 17 – 1б, 2д, 3в, 4г, 5а 18 – 1

Тест по творчеству И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети».

1. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

1) А. И. Герцену. 2) В. Г. Белинскому. 3) Н. А. Некрасову. 4) Полине Виардо.

2. Какой герой романа является по сути выразителем точки зрения автора?

1) П.П. Кирсанов 2) Е. Базаров 3) Н.П. Кирсанов 4) А.С. Одинцова

3. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

1) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым. 2) Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым. 3) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4) Борьба между либеральными монархистами и народом.

4. Чей это портрет: «. барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах. мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов.

3) Евгений Васильевич Базаров. 4) Павел Петрович Кирсанов.

5. Чей это портрет: «Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстук, недоедал и недопивал, все распоряжался»?

1) Евгений Васильевич Базаров. 2) Павел Петрович Кирсанов. 3) Губернатор города***. 4) Сын откупщика Ситников.

6. Чей это портрет: «. человек небольшого роста, в славянофильской венгерке. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица. »? 1) Евгений Васильевич Базаров.2) Павел Петрович Кирсанов. 3) Губернатор города***. 4) Сын откупщика Ситников.

7. Чей это портрет: «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове. »?

1) Фенечка. 2) Авдотья Никитишна Кукшина, «эмансипированная женщина».

3) Помещица Анна Сергеевна Одинцова. 4) Катя, сестра Одинцовой.

8. Кому из героев романа принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания. от безобразного состояния общества, одним словом, — исправьте общество, — и болезней не будет».

1) Аркадий Кирсанов.2) Н. П. Кирсанов. 3) Е. В. Базаров.4) П. П. Кирсанов

9. Критическую статью «Базаров» написал:

1) И. С. Тургенев.2) В. Г. Белинский.3) А. И. Герцен.4) Д. И. Писарев.

10. Типизация это:

1) Изображение общего через единичное, т. е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

2) Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

3) Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.

11. Кто из героев романа «Отцы и дети» «. жили очень хорошо и тихо: они почти никогда но расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала на птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

1) Николай Петрович Кирсанов и его первая жена. 2) Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р..

3) Николай Петрович Кирсанов и Фенечка. 4) Базаров и Одинцова.

12. Кто из героев романа «Отцы и дети» «. влюбившись в женщину с загадочным взглядом, десять лет прожил «бесцветно, бесплодно и быстро», постепенно состарился, остался холостым и стал жить в деревне, «всю жизнь свою устроил на английский вкус»?

1) Николай Петрович Кирсанов. 2) Павел Петрович Кирсанов.

3) Председатель казенной палаты города***. 4) Виктор Ситников, сын откупщика.

13. Кто из героев романа «Отцы и дети» «. чрезвычайно любил природу, особенно в летний день, когда, по его словам, «каждая пчелочка с каждого цветочка берет взяточку»?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Губернатор города***.

3) Евгений Васильевич Базаров.4) Павел Петрович Кирсанов.

14. Кто из героев романа «Отцы и дети»: «. пресмыкался перед своей женой только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова»?

1) Отец Николая Петровича Кирсанова. 2) Николай Петрович Кирсанов.

3) Евгений Васильевич Базаров.4) Сын откупщика Ситников.

15. Кто из героев романа «Отцы и дети»: «. утверждал, что «все люди друг на друга похо¬жи как телом, так и душой. небольшие изменения ничего не значат»?

1) Фенечка. 2) Губернатор города***.

3) Сын откупщика Ситников. 4) Евгений Васильевич Базаров.

16. Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

1) Шестидесятники.2) Пятидесятники.3) Декабристы.4) Восьмидесятники.

17. Определите, кому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные «слова и словечки»:

1) «Тамошние ученые», «иные скажут дело, я соглашусь», латинские слова, «вы, чай, слыхали. ».

2) «. Без чувства собственного достоинства», «нет никакого прочного основания общественному», «принсипы» и французские слова, «я эфтим хочу доказать».

А) Павел Петрович. Б) Евгений Базаров

18. Создавая роман, И. С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что обозначает этот термин:

1) Противостояние персонажей литературного произведения.

2) Учение, ставящее в центр мироздания человека, считающее человека «венцом природы».

3)Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов.

Ответы к тесту по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Читайте также:  Оправа для очков для зрения бабочка

Авторская позиция в романе «Отцы и дети»

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», безусловно, является одним из выдающихся произведений 19 века. Произведение посвящено знаменитому критику В.Г.Белинскому. В романе автор поднимает множество философских проблем, которые находят отражение через образы и мысли персонажей, их открытые столкновения или внутренние конфликты героев. Главная проблема, поставленная автором в романе, – конфликт «отцов» и «детей». Чью же сторону в данном конфликте занимает сам И.С.Тургенев?

С одной стороны конфликта «отцов» и «детей» находится старшее поколение семьи Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович – самые яркие представители «отцов» в романе. Оба они придерживаются либеральных взглядов. Однако Павел Петрович занимает более резкую позицию в данном вопросе, считая, что благоприятное будущее стране способны обеспечить только права и свободы человека, самоуважение, представители аристократии. Автор симпатизирует семье Кирсановых, взглядам Павла Петровича, но в то же время иронично описывает внешность Павла Петровича, его историю жизни в Дрездене.

Евгений Базаров – главный представитель «детей» в конфликте романа. Герой обладает нигилистическими взглядами на мир, он революционер, высказывается за коренное изменение существующего в стране порядка. Базаров настаивает на неограниченной свободе личности. Многие качества Базарова поощряются И.С.Тургеневым, например, прямота, честность, физическая и духовная сила, также нравится автору и профессия, которую выбирает его герой. Но, в то же время, автор не разделяет мнение Базарова, касающееся отрицания литературы, музыки, истинных чувств, природы. Также И.С.Тургенев не придерживается взглядов своего героя касаемо русского народа, русских женщин.

Неоднозначна оценка автора и в отношении смерти Евгения Базарова. Смерть показывает неправоту взглядов героя, но с другой стороны смерть Базарова в некоторой степени благородна. Герой умирает от заражения крови, которое получил, помогая людям. Так, И.С.Тургенев отразил изменения, произошедшие в Базарове, теперь герой задумался и о любви, и о природе. Но даже перед смертью Базаров сохраняет твердость и стойкость духа, непреклонность своих убеждений.

Таким образом, невозможно дать однозначную оценку позиции И.С.Тургенева в споре «отцов» и «детей». Автор одинаково симпатизирует обоим поколениям, но в то же время с удивительной легкостью обличает недостатки и несовершенства каждой стороны конфликта.

Вместе со статьёй «Авторская позиция в романе «Отцы и дети» читают:

Тест по литературе И.С. Тургенев «Отцы и дети»

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический б) социальный

в) психологический г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

в) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что 27 в

  • Носенко Лариса МихайловнаНаписать 4682 31.03.2016

Номер материала: ДВ-571268

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

    31.03.2016 1105
    31.03.2016 3145
    31.03.2016 2023
    31.03.2016 794
    31.03.2016 4032
    31.03.2016 1763
    31.03.2016 2853

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Образ Базарова и автор в романе «Отцы и дети»

Образ Базарова и автор в романе
«Отцы и дети»

1. Тургеневский принцип раскрытия поставленной проблемы.

2. Тургенев и Образ Базарова .

3. Автор и его герой.

У каждого писателя есть свой любимый герой и это не случайно. Ведь персонаж, целую жизнь которого выписывал автор, не жалея своих сил и душевных затрат, является выразителем воли писателя.

Отличительной чертой тургеневских романов является то, что автор любит обнаруживать предысторию своего героя, уходя в глубь истории и показывая жизнь не только «отцов», но иногда и «дедов». В этой любви к вводной истории, если ее можно так назвать, проявляется тургеневский интерес к историческому развитию общества, к смене поколений российского дворянства, интеллигенции, разночинст-ва. Поэтому события, происходящие в романах часто датированы. «Отцы и дети» имеют начало действия 20 мая 1859 года, менее чем за 2 года до отмены крепостного права.

Тургенев не стал исключением среди писателей XIX века, разрабатывающих проблему человека своего времени. Данный вопрос интересовал в той или иной степени всех представителей тогдашней интеллигенции России. Однако если классическим героем — «лишним» человеком своей эпохи — становился дворянин, то у Тургенева это не представитель «благородного сословия», а разночинец-эмпирик, который вовсе не склонен к отвлеченным и абстрактным размышлениям. Он доверяет лишь собственным органам чувств и собственному опыту, добытому опять же эмпирическим путем.

Тургенев, как писатель, ставил первоочередной для себя задачу изобразить современного ему разночинца-нигилиста, который не был бы похож ни на нигилистов предыдущего поколения, ни на скептиков. И со страниц романа нигилизм является нам как опасное, болезненное заблуждение, носящее характер поветрия (Аркадий быстро заразился), которое способно завести человека в тупик духовный и жизненный в целом.

Задача писателя не представляется легкой, поскольку нигилизм как идейное течение имеет глубокие корни, произрастающие к тому же, согласно убеждениям самого Тургенева, на «детской» психологии. Эта психология основывается на непринятии детьми жизненных позиций «отцов». А с другой стороны, проблема акцентируется еще и потому, что нигилизм являет собой еще и коренное изменение взглядов на жизнь, на сущность человеческого бытия и смысл человеческого существования вообще, а также на общечеловеческие духовные ценности. Ценности эти и позволяют человеку оставаться человеком. Их попросту не возможно отрицать. Поэтому программные принципы нигилиста сам Тургенев отрицает, они ему абсолютно чужды, потому что любовь, природа, искусство и мораль — основа человеческой цивилизации. А никакая сущность не может существовать в реальном* мире без основы. Именно поэтому Тургенев ставит проблему нигилизма в центре внимания. Как писатель он призван спасти молодое поколение от подобного заболевания, которое Образ Базарова в прямом смысле привело к физической смерти.

По словам Тургенева, Образ Базарова имеет реальный прототип. Их было несколько: Добролюбов, Павлов и Преображенский.

Смесь специфичных этим людям качеств позволила писателю создать сложный образ нигилиста, отразившего новое общественно-идеологическое явление.

Отношения между автором и героем сложны. Тургенев неоднозначно относится к Базарову. В первой редакции романа он усилит его отрицательные качества, а в последующих поправках намеренно почеркнет разницу и границу между ним и его противниками в лице Павла Петровича и учениками в лице Аркадия, Ситникова и Кукшиной.

В итоге Образ Базарова получился максималистом в своих убеждениях. У него любое убеждение имеет цену, если не противоречит другим. А в своих убеждениях Образ Базарова намеренно жесток и непоколебим, что выражалось в многочисленных I I и спорах с Павлом Петровичем Кирсановым. Внешне фрагментарная речь Базарова с его отрывистыми репликами по поводу творчества классиков литературы, живописи, описание его жизни в целом формирует у читателя его собственное мнение о герое.

Тургенев 1876 году напишет М. Е. Салтыкову-Щедрину: Не удивлюсь, впрочем, что Образ Базарова остался для многих загадкой, я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал. Тут был — не смейтесь, пожалуйста, — какой-то фатум, что-то сильнее самого автора, что-то независимое от него. Знаю одно: никакой тенденции во мне тогда не было».

Критики обвинили Тургенева в глумлении над Базаровым, выражавшим в себе молодежь той эпохи со всеми тенденциями ее развития. Сам Тургенев считал, что в романе между ним и Базаровым была проведена честная дуэль, где каждый получил свое, а все правила дуэльного «кодекса чести» были соблюдены. Тургенев отнесся к противнику с уважением, но «убил» его в честной схватке.

Автор не делает никаких своих комментариев, специально не позволяет читателю познать внутренний мир Базарова. Потому читатель на основе событий, описанных в романе, должен самостоятельно прийти к единому мнению с Тургеневым о том, что нигилизм — опасное заблуждение, которое, если его недооценить, может стать разрушительной силой.

Однако в конце романа Образ Базарова не выдерживает противостояния с самым человеческим чувством — любовью. В этом и состоит трагедия этого героя. Ведь Тургенев был прав: вечные ценности, такие как природа, любовь и искусство, не способен пошатнуть никакой нигилизм.

Источники:
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-avtor-v-romane-ottsyi-i-deti
  • http://answerstest.ru/literatura/test-s-otvetami-otcy-i-deti-i-s-turgenev.html
  • http://www.allsoch.ru/sochineniya/20602
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/test_po_romanu_is_turgeneva__ottci_i_deti_071514.html
  • http://poluchu-5.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%86%D1%8B-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82/
  • http://infourok.ru/test-po-literature-is-turgenev-otci-i-deti-997627.html
  • http://historylib.net/obraz-bazarova-i-avtor-v-romane-otcy-i-deti/