Меню Рубрики

Выделите суждения выражающие с вашей точки зрения суть агностицизма

Название Какое из трёх предложений является философским?
страница 4/8
Дата публикации 30.07.2013
Размер 305.66 Kb.
Тип Вопрос

skachate.ru > Философия > Вопрос

Средневековье справедливо называют «эпохой веры». Почему философы этой эпохи были религиозными мыслителями?

Аргументируйте свой ответ.

Английский философ конца XVII – начала XVIII вв. Дж. Толанд так характеризует движение материи: “Движение есть существенное свойство материи… столь же неотделимо от её природы, сколь неотделимы от неё непроницаемость и протяжение”. (Английские материалисты XVIII в. Т.1. – М., 1967. С. 152).

Дайте оценку его взгляда на движение материи и саму материю.

Какой закон диалектики выражает правило Ленца?

“Увеличивающийся магнитный поток сквозь замкнутый контур индуцирует в нём ток, собственный поток которого стремится уменьшить внешний. Уменьшающийся же магнитный поток индуцирует в контуре ток такого направления, собственный поток которого пытается увеличить внешний”.

Кратко сформулируйте суть данного закона диалектики через его основные категории.

Дайте оценку нередко бытующей точке зрения на сознание, согласно которой сознание присуще и высшим животным, однако самый высокий уровень сознания имеет человек. Согласно ее сознание человека отличается от сознания высших животных только большей глубиной, большей способностью к труду и т. д.

Является ли сознание атрибутом только человека или животных тоже? Дайте определение сознания.

Выделите суждения, выражающие, с Вашей точки зрения, суть агностицизма:


  1. Человек в принципе не способен познать объективный мир.

  2. Мир в принципе познаваем.

  3. Все знания о мире не являются достоверными.

  4. Человек не способен познать мир так, как он существует на самом деле.

  5. Нашим ощущениям нельзя доверять.

  6. В мире существуют вещи, которые человек может познать.

Задание 8

Какая из позиций, с Вашей точки зрения, наиболее верно даёт ответ на вопрос о роли выдающейся личности в истории? Аргументируйте свой ответ.


  1. Личность играет решающую роль в истории.

  2. Личность не играет и не должна пытаться играть какую-то решающую роль в истории.

  3. Решающая роль в истории принадлежит народу, а личность лишь влияет положительно или отрицательно на ход истории.

  4. Личность в течение определённого времени, в отдельных, ограниченных местом и временем обстоятельствах может играть решающую роль в истории.

По словам Г. В. Плеханова, “Гегель называл … точку зрения тех мыслителей, которые, не умея понять процессы развития явлений, поневоле представляют их себе и другим как застывшие, бессвязные, не способные перейти одно в другое. Этой точке зрения он противопоставлял ту …, которая изучает явления именно в их развитии и, следовательно, в их взаимной связи”.

Вместо точек впишите название двух философских методов познания и действия, которые определяет здесь Гегель, немецкий философ XVIII-XIX вв.

Конспект лекций.doc

. практический опыт человека;

. совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру.

III. Что такое миф?

. специфическое образное синкретическое мировоззрение;

. рассказ о прошлом;

. мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное.

IV. Что такое религия?

. мировоззрение, основанное на вере в бога;

. эмоциональный опыт человека.

V. Какое определение философии вы считаете наиболее приемлемым?

. система общих теоретических взглядов на мир и человека, на их взаимоотношения, на отношения человека к человеку;

. система научных знаний о мире, о человеке, об их взаимоотношениях;

. искусство познания истины;

.. любовь к мудрости;

.. мировоззрение и идеология.

Какие философские направления соответствуют данным схемам?

1. Антропоцентризм; 2. Космоцентризм; 3. Идеализм; 4.Материализм.

VII. Выделите суждения, выражающие, с вашей точки зрения, суть агностицизма:

1. Человек в принципе не способен познать объективный мир;

2. Мир в принципе познаваем;

3. Все научные знания не являются достоверными;

4. Нашим ощущениям нельзя доверять;

5. В мире существуют вещи, которые человек может познать.

VIII. Какие из перечисленных функций, с вашей точки зрения, свойственны философии?

Исторические типы философии

Духовными истоками философии являются мифы и зачатки научных знаний. Под влиянием мифов философские знания получили мировоззренческую направленность, а под влиянием науки — способы их реализации.

Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI-V в. до н.э. в Китае, Индии, развитых странах Средиземноморья, особенно в Древней Греции.

Все исторические типы философии можно представить с помощью следующей схемы.

Философия Древней Индии и Китая.

Философия Древней Индии

В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII-VII вв. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма).

Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий (понимаемое ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны— состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни.

Оппозицию буддизму составила школа Чарвака. Философы этой школы считали, что единственной реальностью является материя. Все, что есть в мире, состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь). Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний.

Философия Китая

Наибольшее распространение и влияние получила философия конфуцианства, основоположником которой был Конфуций (VI-V в. до н.э.). Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие:

• взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

• человеколюбие ( почитание родителей, культ предков);

• сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ — лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

В этот же период получило распространение учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Че

ловек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования.

Лаоцзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание.

В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.

(Древняя Греция и Древний Рим — VII в. до н.э. — VI в. н.э.)

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен). Страницы: ← предыдущая1 2 345678910следующая →

Тесты для самостоятельной работы Философия в системе культуры

Какие философские направления соответствуют данным схемам?

Выделите суждения, выражающие, с Вашей точки зрения, суть агностицизма?

Человек в принципе не способен познать объективный мир;

Мир в принципе познаваем;

Все научные знания не являются достоверными;

Нашим ощущениям нельзя доверять;

В мире существуют вещи, которые человек может познать.

Предмет философии – это все ………..во всей полноте своего содержания и смысла.

Обобщенная система взглядов человека на мир получила в истории философии название………………………………?

Ценностные ориентации – это ………………………………, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.

система материальных и духовных благ;

взаимодействие субъективных и объективных факторов;

формирование самосознания человека.

Образно-художественный способ объяснения мира и человека получил в истории философии название…………………………………?

Система взглядов, определяющая понимание человеком существующего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе называется……………….

Назовите исторические формы мировоззрения.

субъективная, объективная, интерсубъективная;

мифологическая, религиозная, философская;

имманентная, трасцендентная, трансцендентальная.

Философское течение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю получило название……………………?

Философское течение, согласно которому истинное бытие принадлежит духовному началу называется………………?

Натуроцентризм – это способ философствования, исходящий из понимания человека как…………….?

продукта самого себя;

продукта социальной среды.

Способ философствования, в котором человек является продуктом социальной среды называется……………….?

Диалектический метод философского познания зародился в Древней Греции как……….

искусство поиска истины;

искусство развития мира и человека.

Рассмотрение изучаемого объекта в статике соответствует…………методу философского познания.

Назовите основные формы идеализма в истории философии?

Назовите основные формы материализма в истории философии?

метафизический, механистический, антропологический, диалектический;

Функция, помогающая человеку сформировать «собственную философию жизни», ответить на основные философские вопросы называется…….

Аксиологическая функция связана с формированием у человека определенных…………?

синтезом самых общих взглядов человека на мир в целом;

прообразом вечных идей;

теоретической системой взглядов человека на мир в целом.

В каком суждении отражена точка зрения агностицизма

а) «Я знаю, что ничего не знаю»;

б) познание мира не может завершится абсолютной истиной;

в) мир непознаваем;

г) вещь до конца можно познать с помощью органов чувств.

18. В каком из приведенных суждении дается правильное определение бытия:

а) бытие и материя, понятия тождественные;

б) бытие включает в себя все существующее, т.е. материю и сознание.

в) бытие – это вселенная;

г) бытие – что способ существования материи;

д) бытие – это независимое от сознания существование предметов.

19. Что такое «социализация личности»:

а) привлечение к уголовной ответственности; б) участие в бизнесе;

в) включение личности в процесс промышленного производства;

г) адаптация к социальным нормам.

20. Гносеология это:
а) учение о познании; б) учение о бытии; в) учение о материи;

г) учение о человеке; д) учение об обществе.

Тест 5

1. Выделите правильное суждение:

а) качество – это целостная характеристика вещи;

б) качество – это устойчивое свойство предмета;

в) качество – это то, что отличает один предмет от другого.

2. Укажите правильное определение понятия «развитие»;

а) развитие – это количественное изменение объекта;

б) развитие – это необходимое качественное изменение системы;

в) развитие – это прогрессивное изменение;

Читайте также:  На сколько безопасна лазерная коррекция зрения

г) развитие – это любое изменение.

3. Какой из перечисленных вопросов является философским:

а) расширяется ли Вселенная? б) возможно ли создание вечного двигателя?

в) что сеть коррозия металла? г) что есть истина?

4. Как называется мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей
а) гуманизм; б) интернационализм; в) альтруизм; г) коллективизм.

Какой из названных – законов не является законом диалектики

а) закон перехода количества в качество; б) закон всемирного тяготения;

в) закон единства и борьбы противоположностей; г) закон причинности.

6. Определите, в каком из приведенных примеров имеет место диалектическое отрицание:

а) ликвидация неперспективных предприятий;

б) гибель цивилизации майя;

в) замена устаревших технологии новыми;

г) смерть одноклеточных биологических пилон.

7. Основные характеристики времени как атрибута материи:

а) обратимость; б) преемственность; в) объективность; г) многомерность.

8. Какое определение необходимости является правильным:
а) то, в чем люди жизненно заинтересованы;

б) причинная обусловленность вещей и явлений;

в) господство над человеком внешних обстоятельств.

9. Назовите основные функции сознания:

а) неосознанные переживания; б) ощущения; в) раздражение;

г) накопление знаний; д) управление.

10. Кто утверждал существование независимого от нашего сознания и непознаваемого мира «вещей в себе»:

а) Кант; б) Аристотель; в) Гоббс; г) Локк.

11. Категории раскрывающие закон диалектики «о переходе количественных
изменений в качественные».

а) преемственность, отрицание отрицания; б) тождество, различие противоположностей;

в) количество, качество, мера, скачок; г) отрицание, различие, тождество.

12. Назовите представителей объективного идеализма:
а) Демокрит; б) Гегель; в) Локк; г) Пифагор.

13. Какая философская категория является интегральной характеристикой мира:
а) сознание; б) объективная реальность; в) материя; г) бытие; д) действительность.

14. Назовите характерные формы отражения в высокоорганизованной живой природе:

а) ощущение; б) раздражимость; в) психика; г) сознание.

15. Какое утверждение о случайности является истинным:

а) случайность – это явление, которое происходит неожиданно для человека;

б) случайность – все то, причину чего мы не знаем;

в) случайность – это то, что не зависит от необходимости.

16. А.С. Пушкин есть великий русский писатель это:

а) понятие; б) умозаключение; в) суждение.

17. По своему содержанию истина может быть:

а) абсолютной; б) абстрактной; в) противоречивой; г) относительной.

18. Первоначало мира составляет «вода» – так утверждал:

а) Гераклит; б) Фалес; в) Эпикур; г) Анаксимен.

Как называется учение, разработанное В.И. Вернадским

а) атомистическое учение; б) космологическое учение; в) учение о ноосфере;

г) эволюционное учение; д) учение об абсолютной идеи.

20. Ваше суждение в отношении следующего определения материи: «Материя – все вещи, которые имеют массу»

а) верное; б) неверное.

Тест 6

1. Определите взаимоотношения, в которых находятся понятия «государство» и «общество»:

а) общество – часть государства; б) государство – часть общества;

в) существуют независимо дуг от друга,

2. Можно ли считать мозг источником сознания
а) да; б) нет.

3. В чем состоит сущность пантеизма как натурфилософского учения:

а) в том, что бог выступает как первопричина;

б) в том, что бог определяет целесообразное устройство мира;

в) в том, что бог присутствует во всех явлениях природы;

г) в том, что бог является источником нравственного сознания человека.

4. Основными методами социального прогнозирования является:

а) метод исторической аналогии; б) метод экстраполяции;

в) метод экспертной оценки; г) все названые выше.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 206 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма

Вид работы: Контрольная
Формат работы: Word
Год сдачи: 2017г.
Работа сдавалась 1 раз
Предмет:
Философия
Оценка работы:

Вы можете быть полностью уверены в том, что работа «В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма» является уникальной, исключающей плагиат и дублирование, использование данной работы (Контрольная) не может вызвать проблем при последующей сдаче и защите.

Содержание

1. Г.
2. Б, Д, Е.
3. Б.
4. Б, В, З.
5. В.
6. Б, В, Д.
7. Г.
8. Д, Ж, И.
9. К.
10. В, Г, Ж.

1. Как, на ваш взгляд, соотносятся мировоззрение и философия?
А) Философия – часть мировоззрения.
Б) Мировоззрение – часть философии.
В) Полностью совпадают по одержанию и объёму, так как философия есть мировоззрение.
Г) Совпадают лишь частично, так как философия – это теоретическая основа, ядро мировоззрения.
Д) Они исключают друг друга — как наука и идеология (например, религия).

2. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?
А) Являются ли вирусы живыми организмами?
Б) Что есть истина?
В) В чём сущность гравитации?
Г) Расширяется ли Вселенная?
Д) Что такое свобода?
Е) Познаваем ли мир?
Ж) Все ли элементарные частицы должны иметь структуру?

3. Как правильно сказать?
А) Философия – универсальное учение.
Б) Философия – учение об универсальном.

4. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:
А) Системность.
Б) Абстрактность.
В) Логическая непротиворечивость.
Г) Простота.
Д) Эмпирическая обоснованность.
Е) Наглядность.
Ж) Конкретность.
З) Максимальная обобщённость.
И) Оценочный характер.

5. Какое из трёх положений вам кажется справедливым, наиболее полно раскрывающим соотношение философии и науки?
А) Философия развивается в той мере, в какой она использует достижения науки, обобщает её результаты.
Б) Философия должна развиваться на своей собственной основе, безотносительно к достижениям других наук и общественной практики.
В) Философия не основывается только на достижениях науки, хотя и включает в качестве важного аспекта их осмысление. Философия выступает как рефлексия над основами всей культуры, стремится выявить фундаментальные для каждого типа культуры мировоззренческие ориентации, которые определяют понимание и переживание человеком мира и самого себя как части мира.

6. Кто из названных философов относится к представителям Милетской школы?
А) Демокрит.
Б) Фалес.
В) Анаксимандр.
Г) Гераклит.
Д) Анаксимен.

7. По своим воззрениям Платон был:
А) Материалистом.
Б) Скептиком.
В) Субъективным идеалистом.
Г) Объективным идеалистом.

8. Какие из приведённых ниже суждений могут принадлежать только материалисту?
А) Законы природы создаются мышлением человека.
Б) Бог не существует.
В) Мир существует вне сознания людей.
Г) Тела состоят из атомов.
Д) Сознание есть свойство, продукт материи.
Е) Основой мира является мировой разум.
Ж) Бытие определяет сознание.
З) Всё действительное разумно.
И) Материя существует независимо от какого бы то ни было сознания.
К) Материя и сознание – две основы бытия.

9. Выделите в предыдущем задании утверждение, которое может принадлежать только дуалисту.

10. В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма?
А) В науке существуют неразрешимые задачи.
Б) Познание мира не может завершиться абсолютной истиной.
В) Пути Господни неисповедимы.
Г) Сущность вещей принципиально непознаваема.
Д) Я знаю, что ничего не знаю.
Е) Некоторые объекты мира никогда не станут предметом нашего познания.
Ж) Все наши знания, все научные теории – только гипотезы.

Цены на готовые работы 2017 года
Контрольная — 30 бел.руб.
Курсовая — 60 бел.руб.
Дипломная — 150 бел.руб.

План быстрого получения работы:
шаг 1. Нажать на кнопку «Заказать» и в открывшемся окне заполните ваши данные;
шаг 2. На ваш email адрес вы получите письмо с указанием методов оплаты;
шаг 3. После оплаты (в отделении банка, карточкой или электронным платежем) отпишитесь нам и через 2-4 часа получаете на ваш адрес оплаченную работу.

Наши контакты (Беларусь):
+(375)-29-290-0487 (MTS)
+(375)-25-788-2562 (Life)
время работы с 12.00ч. до 19.00ч.

О самой работе

Данная работа В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма (Контрольная) по предмету (Философия), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа — В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма по предмету Философия отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.
Работа — В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма (Философия) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Философия рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Вопросы по работе

Для получения работы или по возникшим вопросам относительно данной работы В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма нажмите по кнопке Заказать работу и заполните все поля формы. Большая просьба, аккуратно заполнять и указывать все данной (ВУЗ, страну, email и телефон), ваши пожелания и требования к работе. При написании данной работы (В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма) используется только свежая литература. Научный подход и профессионализм работников нашей компании позволяют провести качественное выполнение работы В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма, в результате чего полученные работы защищают на «отлично».
Если вас не устраивает само содержание или структура работы: В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма по предмету (Философия) обращайтесь, работа изменяется и оформляется под ВУЗ полностью бесплатно. Наши специалисты проконсультируют вас по любому вопросу, связанным с данной работой по телефону или e-mail.
Контрольная — В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру.

Вопросы по оплате

Оплатить работу (Контрольная — В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма) можно через: почтовое отделение, банк или электронным платежом, для всех жителей Беларуси и России.
Работа высылается в среднем по истечении 2-4 часа после оплаты и получении от Вас e-mail с реквизитами оплаты.
Расценки соответственно: контрольная работа или тесты – 30 руб, курсовая работа – 60 руб., диплом – 150 руб. Все реквизиты будут указанны в ответном письме.
Консультирование и объяснения по выполненной дипломной или курсовой работе производится на бесплатной основе.
Все наши гарантии относительно работы В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма по предмету Философия (Контрольная) служат для одной цели — чтобы Вы были уверенны в том, что обратившись к нам в компанию получите желаемый результат и высокую оценку.

Читайте также:  Лексика с точки зрения ее стилистических свойств

Философия в системе культуры. I. Какие философские направления соответствуют данным схемам?

I. Какие философские направления соответствуют данным схемам?

Антропоцентризм Космоцентризм Идеализм, материализм

II. Выделите суждения, выражающие, с Вашей точки зрения, суть агностицизма?

  1. Человек в принципе не способен познать объективный мир;
  2. Мир в принципе познаваем;
  3. Все научные знания не являются достоверными;
  4. Нашим ощущениям нельзя доверять;
  5. В мире существуют вещи, которые человек может познать.

III. Предмет философии – это все ………..во всей полноте своего содержания и смысла.

IV. Обобщенная система взглядов человека на мир получила в истории философии название………………………………?

V. Ценностные ориентации – это ………………………………, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.

1. система материальных и духовных благ;

2. взаимодействие субъективных и объективных факторов;

3. формирование самосознания человека.

VI. Образно-художественный способ объяснения мира и человека получил в истории философии название…………………………………?

VII. Система взглядов, определяющая понимание человеком существующего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе называется……………….

VIII. Назовите исторические формы мировоззрения.

1. субъективная, объективная, интерсубъективная;

2. мифологическая, религиозная, философская;

3. имманентная, трасцендентная, трансцендентальная.

IX. Философское течение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю получило название……………………?

X. Философское течение, согласно которому истинное бытие принадлежит духовному началу называется………………?

XI. Натуроцентризм – это способ философствования, исходящий из понимания человека как…………….?

1. продукта самого себя;

2. творения природы;

3. творения Бога;

4. продукта социальной среды.

XII. Способ философствования, в котором человек является продуктом социальной среды называется……………….?

XIII. Диалектический метод философского познания зародился в Древней Греции как……….

1. искусство спора;

2. искусство поиска истины;

3. искусство развития мира и человека.

XIV. Рассмотрение изучаемого объекта в статике соответствует…………методу философского познания.

XV. Назовите основные формы идеализма в истории философии?

1. субъективный, объективный;

2. метафизический, механистический;

3. гностический, агностический.

XVI. Назовите основные формы материализма в истории философии?

1. феноменологический, синектический;

2. метафизический, механистический, антропологический, диалектический;

3. теистический, теоцентрический.

XVII. Функция, помогающая человеку сформировать «собственную философию жизни», ответить на основные философские вопросы называется…….

XVIII. Аксиологическая функция связана с формированием у человека определенных…………?

2. общеметодологических идей;

3. жизненных ориентиров.

1. синтезом самых общих взглядов человека на мир в целом;

2. прообразом вечных идей;

4. теоретической системой взглядов человека на мир в целом.

| следующая лекция ==>
Искусство движения Уроки мастера | Культура как мир смыслов и символов

Дата добавления: 2016-09-03 ; просмотров: 975 | Нарушение авторских прав

Сущность агностицизма, его причины, исторические и современные формы проявления

Агностицизм – направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

ü Агностицизм существует и как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не способен постичь суть исследуемого объекта, который представляет собой «вещь в себе».

Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. По его определению, агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с Богом веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Другими словами, агностик — это человек, который считает, что доказать существование или не существование Бога невозможно. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона, Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме.

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Бога, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Это делает возможным принадлежность агностика к религиям.

В современном понимании, термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто полагает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но считает приводимые аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

Взаимосвязи с другими философскими течениями

В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм совершенно согласуется, например, с кантианством, но наиболее органично агностицизм связан с позитивизмом во всех его проявлениях.

Некоторые философские школы отрицают принципы агностицизма. Например, диалектический материализм прямо отрицает основное положение агностицизма — невозможность познания объективной реальности, через субъективный опыт. По мнению известного диалектика-материалиста В. И. Ленина, «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной». Лев Толстой: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога».

Известные приверженцы агностицизма: Егор Гайдар, Бертран Рассел, Томас Хаксли, Давид Юм

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Агностицизм. Виды агностицизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский Государственный университет»

Кафедра историко-правовых дисциплин и

доцент ГАГУ к.и.н.,

Медведев Иван Фёдорович

Выполнил студент ОЗО ИФ

Байжигитов Айдар Владимирович

Список использованной литературы…………………………………………8

Актуальность. Кроме философского агностицизма существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии), считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения.[2] Научный агностицизм существует, как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку познаваемый в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью

Цель контрольной работы: рассмотреть понятие агностицизма и определить основные виды агностицизма.

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности иначе как через её объективные проявления и отрицающая возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Так же агностицизм определяется как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.

Агностицизм возник в конце XIX в., как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии), считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения. Научный агностицизм существует, как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку познаваемый в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли в 1869 году[1], когда «Метафизическое общество» предложило Хаксли стать участником его заседаний.[3] «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Хаксли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришел к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[4]. По его определению, агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с богами веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона[уточнить], Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин[5]: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса (James Knowles), которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме.

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Поэтому агностик может верить в бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в бога, то лишь допускает возможность Его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

Читайте также:  Китайская гимнастика для глаз для зрения упражнения

В то же время, некоторые религии изначально не имеют персонифицированного бога, это прежде всего буддизм и даосизм, что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

Взаимосвязи с различными философскими течениями

В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм совершенно согласуется, например, с кантианством, но наиболее органично агностицизм связан с позитивизмом во всех его проявлениях.[источник не указан 225 дней]

Агностицизм полностью несовместим с любыми идеалистическими и метафизическими течениями философии, так как отрицает их главный тезис — главенствующую роль сознания.[источник не указан 225 дней]

Философы идеалисты, в частности Д. Юм утверждал, что приобретенный опыт ознакомляет нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать, насколько субъективная оценка соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и то, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант допускал также существование вещей вне нашего сознания, неосознанных — «которые существуют сами в себе», и считал, что наше познание не распространяется дальше явлений и феноменов. Диалектический материализм считал, что гносеологическим основанием «А.», является абсолютизация относительности, то что исторически обусловлено человеческим познанием на каждом этапе его развития. Социальные же причины современного «А.», видимо кроются в конфликте идей — попытке внутреннего примирения религиозного и научного мировоззрения, или в затруднении выбора идей.[источник не указан 225 дней]

Агностицизм подвергается критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма. Иллюстрациями к чему можно привести высказывания от первых Льва Толстого, от вторых — Владимира Ленина. В. И. Ленин указывал: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные «махисты» (Ленин В. И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена. Полн. собр. соч., т. 23, с. 118)[6]. Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, п[отому] ч[то] корень всего есть непризнание Бога»[7].Релятивизм

(этический) (лат. relaiivus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и совр. буржуазных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. Но за этим многообразием и изменчивостью моральных представлений релятивисты не усматривают ничего общего и закономерного, т. к. сам характер социальной обусловленности морали и тем более содержание определяющих ее общественно-исторических законов остаются не понятыми ими. Поэтому в конечном итоге Р. приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них к.-л. объективного содержания. Этический Р. часто выражал в себе стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, к-рым придавался абсолютный и догматический смысл (Абсолютизм). В истории этических учений релятивистское воззрение на мораль получает развитие уже в рабовладельческом об-ве. Софисты, указывая на противоположность нравственных представлений у разных народов (то, что считается добродетелью у одних, осуждается как порок у др.), подчеркивали относительность добра и зла (добро есть то, что полезно тем или иным людям). В Р. софистов выразилось стремление развенчать абсолютные моральные установки, узаконенные многовековыми традициями прошлого. Подобное отношение к моральным принципам проявилось также у академиков -поздних последователей Платона, которые в своем этическом учении отразили идейный кризис рабовладельческого общества. В новое время идеи этического Р. развивали Гоббс и Мандевиль, которые пытались подорвать основы религиозно-догматической нравственности феодализма, опровергнуть представление о ее абсолютном характере и божественном происхождении. При этом религиозно-идеалистическому пониманию морали они противопоставили наивно-материалистическое ее истолкование: источник нравственности в интересах и склонностях людей, в их представлениях о полезном и вредном, а также в потребностях государственного устройства. Подчеркивая относительный характер моральных представлений, Мандевиль уделяет особое внимание критике учения о врожденных нравственных чувствах, распространенного в то время (Нравственного чувства теории). Крайние формы этического Р., сочетающегося с полным отрицанием к.-л. объективных оснований нравственности, получают широкое распространение в совр. буржуазной философии морали. Наиболее характерна в этом отношении эмотивистская теория (Неопозитивизм). Ее сторонники считают, что моральные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективные установки тех, кто их высказывает. Отсюда делается вывод, что моральные суждения нельзя считать ни истинными, ни ложными и что не следует даже ставить вопрос об их обоснованности и правомерности: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, к-рые ему предпочтительны, и любая т. зр. в морали одинаково оправданна. Такая форма этического Р. является теоретическим обоснованием морального нигилизма и ведет к полной беспринципности. Будучи реакцией на догматизм официальной буржуазной идеологии и морали, релятивистская т, зр. вместе с тем делает невозможной выработку четкой моральной позиции. Провозглашая принцип безусловной терпимости в морали, эмотнвисты тем самым (хотят они этого или нет) теоретически оправдывают всякое социальное

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2000.

2. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.

3. Фролов И. Т. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1. М.,

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М., 1995.

1.Конституционный этап (3 ноября 1640 г. –22 августа 1642 г.)

Развивая поставленную немецким классическим идеализмом проблему активной природы познания, диалектический материализм подверг последовательной критике кантовский fгностицизм. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность, «посюсторонность» мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный общественный субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если общественно-историческая практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать общественые отношения, развивать методы и средства мыслительной деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность. Например, расшифровка генетического кода обосновывается не только и даже не столько чисто теоретическими соображениями, но прежде всего тем фактом, что она открывает путь к реальному управлению изменением природы живых организмов. Список литературы

Агностицизм Агностицизм (от греческого ag os os — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины. Позиция Агностицизма разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, — и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии. Термин «агностицизм» введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции Агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы Агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания. Это особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего: уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм, а его крайней формой выступил Агностицизм — принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей. Наиболее последовательно в истории философии Агностицизм проведён в системе Юма. Утверждая, что единственным источником познания является опыт, Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи между соответствующими явлениями. Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления. Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того, что познание не есть простое копирование действительности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта. Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение «вещи в себе» (которая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию Агностицизма, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления.Объективизм и субъективизм

Источники:
  • http://stud24.ru/philosophy/lekcii-po-filosofii/348503-1065087-page2.html
  • http://studfiles.net/preview/3537067/
  • http://studopedia.net/5_73635_v-kakom-suzhdenii-otrazhena-tochka-zreniya-agnostitsizma.html
  • http://www.bysolo.by/work_as2157902.html
  • http://lektsii.org/6-66494.html
  • http://studopedia.ru/6_121485_sushchnost-agnostitsizma-ego-prichini-istoricheskie-i-sovremennie-formi-proyavleniya.html
  • http://student.zoomru.ru/history/agnosticizm-vidy-agnosticizma/143803.1101382.s1.html