Меню Рубрики

Вселенная с точки зрения философии это

Что такое Вселенная? Определение этого часто употребляемого понятия не так уж просто. Если сформулировать предельно сжато: это все то, что существует. Однако подобный ответ на вопрос о том, что такое Вселенная (определение), толком ничего не разъясняет. Потому остановимся на нем подробнее.

Начать можно с того, что понятие «Вселенная» является фундаментальным сразу в двух крупнейших науках всех времен: философии и астрономии. В целом схожие значения слова имеют принципиальное отличие. В первом случае под Вселенной подразумевается умозрительная структура, во втором же – материальная. Строго говоря, развернутое, но четкое определение «Вселенная – это…» и в философии, и в астрономии отсутствует. При этом каждое исследование, физическое или мысленное, в качестве объекта имеет элемент Вселенной.

Различные науки занимаются наблюдением разных частей целого, обозначаемого как Вселенная. Всю ее пытаются охватить космология и астрономия. Именно с точки зрения этих наук в данной статье и будут даны ответ на вопрос о том, что такое Вселенная, определение понятия как совокупности пространства и времени, существующих форм материи, а также управляющих ими законов.

В глубине веков

Если обратиться к истории, то первые гипотезы на эту тему возникли еще в Древнем Египте и Междуречье. Представления, которые можно назвать научными, появились в период античности. Главенствующим тогда было такое определение: Вселенная – это вечно существующая структура, в центре которой находится Земля. Вокруг нее по орбитам, согласно представлениям Аристотеля, Птолемея и Пифагора, вращаются планеты, в число которых входит и Солнце. Дальше других объектов от Земли расположены звезды, также вращающиеся вокруг центра Вселенной.

Серьезному пересмотру такая картина мира подверглась лишь после появления работ Коперника и Ньютона. Возникла гелиоцентрическая модель. Открытия галактик и других космических объектов и явлений существенно дополнили представления ученых о Вселенной. Сегодня изучение удаленных объектов, прогрессивное развитие методов астрономии и космонавтики привели к появлению более или менее четкого понимания о Вселенной. Впрочем, ежедневно поступающие данные, часто не вписывающиеся в существующие теории, позволяют считать любое определение слова «Вселенная» неокончательным.

Макроструктуру Вселенной можно описать как пространство, имеющее губкообразное строение. Стенки этой структуры образованы огромным числом галактик. Расстояние между соседними из них в большинстве случаев — примерно миллион световых лет.

Главные элементы галактик – звезды, постоянно вращающиеся вокруг единого центра. Основное вещество, составляющее звезды, – это водород. Среди прочих элементов он является основным в нашей Вселенной.

Было ли начало?

Возраст всего сущего — не столь простой вопрос, как может показаться. Для того чтобы на него ответить, для начала необходимо принять тот факт, что Вселенная не существовала вечно. Для мира, привыкшего жить по религиозным канонам, было тяжко примеряться с теорией о бесконечной во времени Вселенной. Также спустя время научное сообщество тяжело свыкалось с мыслью, что появлению мира предшествовало некое событие – слишком это напоминало библейское творение. Однако весомые аргументы сделали теорию большого взрыва, которая у всех сегодня на слуху, ведущей в космологии. Именно в ней описывается момент начала Вселенной. По подсчетам ученых было это 13,7 млрд. лет назад.

Большой взрыв

Главенствующая сегодня теория предполагает, что момент появления Вселенной сопровождался большим взрывом, причем его происхождение в теории не описывается. Колоссальное количество энергии было сжато до невероятно малых размеров и начало расширяться. При этом вещество Вселенной было раскаленным до огромных температур. В таких условиях начали формироваться первые элементарные частицы. Одним из доказательств теории считается реликтовый фон, излучение, источником которого был большой взрыв. Никакие гипотезы, предполагающие вечное существование Вселенной, объяснить его не могут.

Вселенная расширяется до сих пор. Существующие модели описания этого процесса не сходятся в основном: в том, каким будет будущее всей системы. Тут возможно два варианта:

  • Вселенная будет расширяться бесконечно.
  • В определенный момент начнется обратный процесс, и все завершится большим сжатием.

В список вероятных вариантов финала также входит теоретически возможное большое замерзание, тепловая смерть и большой разрыв Вселенной.

Кривизна пространства

Еще одна задача, которую ставит перед учеными Вселенная: определение ее формы. Она до сих пор не нашла решения.

На сегодняшний день непонятно и то, является ли пространство Вселенной плоским. Положительный ответ на этот вопрос делает возможным использование Евклидовой геометрии на территориях космического масштаба. Подавляющее большинство исследователей склоняется к мнению, что пространство Вселенной действительно плоское и обладает складками лишь на небольших участках.

Замкнутая или нет?

Еще один интересный момент: согласно теории большого взрыва Вселенная не обладает как таковыми пространственными границами, однако может быть ограничена. Понимание этого факта станет легче, если представить себе сферу: ее поверхность не имеет границ, но ограничена по площади. Однозначного понимания пространственной структуры Вселенной сегодня нет. Если она подобна все той же сфере, то теоретически движение по прямой в произвольном направлении рано или поздно пройдет через точку своего начала.

Еще множество моментов требуют тщательного исследования. Технический прогресс и научные знания пока не достигли того уровня, при котором мы сможем дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое Вселенная. Определение, существующее в астрономии и космологии сегодня, обладает большим числом пробелов и требует уточнения. Впрочем, стремительное развитие техники и частые научные открытия последних лет позволяют надеяться, что в скором времени многие бреши в знаниях будут заполнены.

Философский взгляд: как устроена Вселенная

Будучи философом или стараясь таковым быть, очень трудно судить о том, как устроена Вселенная, только с точки зрения современной физики. В списке философских дисциплин существует так называемая онтология, что в дословном переводе с греческого значит «наука о бытие». Она занимается в том числе проблемами существования нашей с вами Вселенной, её рождением и возможной смертью. Не стоит думать, что знания из области физики не задействуются в этом процессе, ведь любой ученый – тоже в какой-то мере философ, выдвигающий некую бездоказательную идею, другими словами, теорию, и идущий к ней не только путем эмпирики, но и размышлениями о фундаментальных категориях в рамках всего человечества. Но взгляд на мир формируется отнюдь не путем сухого принятия на веру научных источников. Мыслить самостоятельно – вот наше с вами высшее благо. Итак, давайте пофилософствуем.

Начало всего

Прежде чем спрашивать себя о том, как устроена Вселенная, надо понять, с чего всё началось. Существует множество предположений на этот счет. Например, согласно

Динамическая Вселенная

Будда учил, что одна из особенностей нашего мира — в бесконечном непостоянстве всего сущего. И эта картина динамической Вселенной легла впоследствии в основу буддизма.

Заключение

Ответить на вопрос о том, как устроена Вселенная, можно так: это некая действительность, все элементы которой находятся в постоянном движении и удаляются друг от друга, как будто после взрыва. Считается, что в какой-то момент возникнет обратный эффект. Вселенная начнет сужаться, пока не вернется в своё исходное состояние. Но мы этого, конечно, не застанем.

Вселенная с точки зрения философии это

ВСЕЛЕННАЯ (от греч. «ойкумена» – населенная, обитаемая земля) – «все существующее», «всеобъемлющее мировое целое», «тотальность всех вещей»; смысл этих терминов многозначен и определяется концептуальным контекстом. Можно выделить по крайней мере три уровня понятия «Вселенная».

1. Вселенная как философская идея имеет смысл, близкий понятию «универсум», или «мир»: «материальный мир», «сотворенное бытие» и др. Она играет важную роль в европейской философии. Образы Вселенной в философских онтологиях включались в философские основания научных исследований Вселенной.

2. Вселенная в физической космологии, или Вселенная как целое, – объект космологических экстраполяций. В традиционном смысле – всеобъемлющая, неограниченная и принципиально единственная физическая система («Вселенная издана в одном экземпляре» – А.Пуанкаре); материальный мир, рассматриваемый с физико-астрономической точки зрения (А.Л.Зельманов). Разные теории и модели Вселенной рассматриваются с этой точки зрения как неэквивалентные друг другу одного и того же оригинала. Такое понимание Вселенной как целого обосновывалось по-разному: 1) ссылкой на «презумпцию экстраполи-руемости»: космология претендует именно на репрезентацию в системе знания своими концептуальными средствами всеобъемлющего мирового целого, и, пока не доказано обратное, эти претензии должны приниматься в полном объеме; 2) логически – Вселенная определяется как всеобъемлющее мировое целое, и других Вселенных не может существовать по определению и т.д. Классическая, Ньютонова космология создала образ Вселенной, бесконечной в пространстве и времени, причем бесконечность считалась атрибутивным свойством Вселенной. Общепринято, что бесконечная гомогенная Вселенная Ньютона «разрушила» античный космос. Однако научные и философские образы Вселенной продолжают сосуществовать в культуре, взаимообогащая друг друга. Ньютоновская Вселенная разрушила образ античного космоса лишь в том смысле, что отделяла человека от Вселенной и даже противопоставляла их.

В неклассической, релятивистской космологии была впервые построена теория Вселенной. Ее свойства оказались совершенно отличными от ньютоновских. Согласно теории расширяющейся Вселенной, развитой Фридманом, Вселенная как целое может быть и конечной, и бесконечной в пространстве, а во времени она во всяком случае конечна, т.е. имела начало. А.А.Фридман считал, что мир, или Вселенная как объект космологии, «бесконечно уже и меньше мира-вселенной философа». Напротив, подавляющее большинство космологов на основе принципа единообразия отождествляло модели расширяющейся Вселенной с нашей Метагалактикой. Начальный момент расширения Метагалактики рассматривался как абсолютное «начало всего», с креационистской точки зрения – как «сотворение мира». Некоторые космологи-релятивисты, считая принцип единообразия недостаточно обоснованным упрощением, рассматривали Вселенную как всеобъемлющую физическую систему большего масштаба, чем Метагалактика, а Метагалактику – лишь как ограниченную часть Вселенной.

Релятивистская космология коренным образом изменила образ Вселенной в научной картине мира. В мировоззренческом плане она вернулась к образу античного космоса в том смысле, что снова связала человека и (эволюционирующую) Вселенную. Дальнейшим шагом в этом направлении явился антропный принцип в космологии.

Современный подход к интерпретации Вселенной как целого основывается, во-первых, на разграничении философской идеи мира и Вселенной как объекта космологии; во-вторых, это понятие релятивизируется, т.е. его объем соотносится с определенной ступенью познания, космологической теорией или моделью – в чисто лингвистическом (безотносительно к их объектному статусу) или же в объектном смысле. Вселенная интерпретировалась, напр., как «наибольшее множество событий, к которому могут быть применены наши физические законы, экстраполированные тем или иным образом» или «могли бы считаться физически связанными с нами» (Г.Бонди).

Развитием этого подхода явилась концепция, согласно которой Вселенная в космологии – это «все существующее» не в каком-то абсолютном смысле, а лишь с точки зрения данной космологической теории, т.е. физическая система наибольшего масштаба и порядка, существование которой вытекает из определенной системы физического знания. Это относительная и преходящая граница познанного мегамира, определяемая возможностями экстраполяции системы физического знания. Под Вселенной как целым не во всех случаях подразумевается один и тот же «оригинал». Напротив, разные теории могут иметь в качестве своего объекта неодинаковые оригиналы, т.е. физические системы разного порядка и масштаба структурной иерархии. Но все претензии на репрезентацию всеобъемлющего мирового целого в абсолютном смысле остаются бездоказательными. При интерпретации Вселенной в космологии следует проводить различие между потенциально и актуально существующим. То, что сегодня считается несуществующим, завтра может вступить в сферу научного исследования, окажется существующим (с точки зрения физики) и будет включено в наше понимание Вселенной. Так, если теория расширяющейся Вселенной описывала по сути нашу Метагалактику, то наиболее популярная в современной космологии теория инфляционной («раздувающейся») Вселенной вводит понятие о множестве «других вселенных» (или, в терминах эмпирического языка, внеметагалак-тических объектов) с качественно различными свойствами. Инфляционная теория признает, т.о., мегаскопическое нарушение принципа единообразия Вселенной и вводит дополнительный ему по смыслу принцип бесконечного многообразия Вселенной. Тотальность этих вселенных И.С.Шкловский предложил назвать «Метавселенной». Инфляционная космология в специфической форме возрождает, т.о., идею бесконечности Вселенной (Метавселенной) как ее бесконечного многообразия. Объекты, подобные Метагалактике, в инфляционной космологии часто называют «минивселенными». Минивселенные возникают путем спонтанных флуктуаций физического вакуума. Из этой точки зрения вытекает, что начальный момент расширения нашей Вселенной, Метагалактики не обязательно должен считаться абсолютным началом всего. Это лишь начальный момент эволюции и самоорганизации одной из космических систем. В некоторых вариантах квантовой космологии понятие Вселенной тесно увязывается с существованием наблюдателя («принцип соучастия»). «Порождая на некотором ограниченном этапе своего существования наблюдателей-участников, не приобретает ли, в свою очередь, Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью? Не есть ли это механизм существования?» (А.Дж.Уилер). Смысл понятия Вселенной и в этом случае определяется теорией, основанной на различении потенциального и актуального существования Вселенной как целого в свете квантового принципа.

3. Вселенная в астрономии (наблюдаемая, или астрономическая Вселенная) – область мира, охваченная наблюдениями, а сейчас отчасти и космическими экспериментами, т.е. «все существующее» с точки зрения имеющихся в астрономии наблюдательных средств и методов исследования. Астрономическая Вселенная представляет собой иерархию космических систем возрастающего масштаба и порядка сложности, которые последовательно открывались и исследовались наукой. Это – Солнечная система, наша звездная система, Галактика (существование которой было доказано В.Гершелем в 18 в.), Метагалактика, открытая Э.Хабблом в 1920-х гг. В настоящее время наблюдению доступны объекты Вселенной, удаленные от нас на расстоянии ок. 9–12 млрд световых лет.

На протяжении всей истории астрономии вплоть до 2-й пол. 20 в. в астрономической Вселенной были известны одни и те же типы небесных тел: планеты, звезды, газопылевое вещество. Современная астрономия открыла принципиально новые, ранее не известные типы небесных тел, в т.ч. сверхплотные объекты в ядрах галактик (возможно, представляющие собой черные дыры). Многие состояния небесных тел в астрономической Вселенной оказались резко нестационарными, неустойчивыми, т.е. находящимися в точках бифуркации. Предполагается, что подавляющая часть (до 90–95%) вещества астрономической Вселенной сосредоточена в невидимых, пока ненаблюдаемых формах («скрытая масса»).

1. Фридман А.А. Избр. труды. М., 1965;

2. Бесконечность и Вселенная. М., 1970;

3. Вселенная, астрономия, философия. М, 1988;

4. Астрономия и современная картина мира. М., 1996;

5. Bondy H. Cosmology. Cambr., 1952;

Вселенная с точки зрения философии это

вселенная — См … Словарь синонимов

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, совокупность вещества, энергии и пространства, состоящая из громадных холодных и пустых районов, в которых «вкраплены» высокотемпературные звезды и другие объекты, сгруппированные в ГАЛАКТИКИ. В больших масштабах Вселенная… … Научно-технический энциклопедический словарь

Вселенная — Вселенная / Универсум ♦ Univers Для большинства философов Вселенная – это совокупность всего, что существует и происходит. Поэтому вселенных не может быть много, в обратном случае – вселенная была бы суммой этих вселенных. А что тогда… … Философский словарь Спонвиля

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению. Раздел физики и астрономии, изучающий Вселенную как целое, называется космологией. Астрономические данные указывают на то, что Вселенная расширяется: галактики, квазары … Современная энциклопедия

ВСЕЛЕННАЯ — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, часть материального мира, которая доступна… … Большой Энциклопедический словарь

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, вселенной, мн. нет, жен. (книжн.). Система мироздания, совокупность всех существующих в природе миров (астр.). Вся наша солнечная система представляет собой только часть вселенной. || Земля со всем, населяющим ее. «Анчар, как грозный… … Толковый словарь Ушакова

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, ой, жен. 1. (в терминологическом значении В прописное). Всё мироздание, весь мир. Тайны Вселенной. 2. Вся земля, все страны. Объехать всю вселенную. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вселенная — см. Земля (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Вселенная — церковно славянский перевод греческого слова oikoumenh(подразум. gh) т.е. населенная, обитаемая часть земли. Независимо отэтой этимологии, слово В. принято употреблять для обозначениясовокупности всех вещей. Вл. С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВСЕЛЕННАЯ — в широком смысле, весь окружающий нематериальный мир во всех его многообразных формах и проявлениях, безграничный во времени и в пространстве. Согласно марксистско ленинской философии, В. существует объективно, независимо от нашего сознания и… … Геологическая энциклопедия

Почему существует Вселенная? Философ и писатель Джим Холт о тайнах бытия

Почему существует мир, почему в нём есть мы, почему вообще что-то есть вместо пустоты? Артур Шопенгауэр сказал, что те, кому неинтересен вопрос бытия, страдают слабоумием. Довольно категоричное заявление, но нас-то вопрос интересует, так ведь?

Философ и писатель Джим Холт, задумавшись над этой задачей, рассмотрел различные варианты ответов, составил уравнения, разоблачил элегантную Вселенную и рассказал о плюсах и минусах посредственной реальности. О своих выводах он рассказал на конференции TED.

Выступление Джима Холта с лекцией «Почему существует Вселенная?» с русскими субтитрами (ниже стенограмма):

Почему существует Вселенная? Почему. Ладно, ладно. Это же загадка мироздания. Давайте посерьёзнее. Почему существует мир, почему в нём есть мы, почему вообще что-то есть вместо пустоты? Это же наиглавнейшее «почему».

Читайте также:  Как определить качество оправы очков для зрения

Я буду говорить о тайне бытия, о загадке бытия, о том, к чему мы в этом вопросе пришли, и почему вам должно быть не всё равно, – ведь вам не всё равно, я надеюсь. Философ Артур Шопенгауэр сказал, что те, кому не интересен вопрос бытия, вопрос мирового бытия, страдают слабоумием. Довольно сурово, но тем не менее. Это называют самой величайшей и грандиозной тайной, самым глубоким и масштабным вопросом, стоящим перед нами. Над ним бились великие мыслители. Людвиг Витгенштейн, возможно, величайший философ XX века, был поражён тем, что мир вообще существует. В своём «Логико-Философском Трактате», в положении 6.44, он писал: «Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть». Если вам не нравятся сентенции философов, возьмите учёного. Джон Арчибальд Уилер, один из величайших физиков XX века, научный руководитель Ричарда Фейнмана, создатель термина «чёрная дыра», сказал: «Я хочу знать, почему квант, почему Вселенная, почему бытие?» А мой друг Мартин Эмис – простите, я сегодня буду часто бросаться громкими именами, придётся вам привыкнуть – так вот, мой добрый друг Мартин Эмис сказал однажды, что нам понадобится ещё пять Эйнштейнов для разгадки тайны происхождения Вселенной. Не сомневаюсь, что среди вас сегодня есть пять Эйнштейнов. Есть хоть один? Отзовитесь. Нет? Никого? Ну ладно.

Вопросом, почему существует нечто вместо ничто, – этим великим вопросом – стали задаваться довольно поздно в истории философской мысли. В конце XVII века его задал философ Лейбниц. Лейбниц – умный парень, придумавший математический анализ независимо от Ньютона и практически одновременно с ним. Но для Лейбница ответ на этот вопрос не был великой загадкой. Он либо притворялся, либо действительно был ортодоксальным христианином в своих взглядах на метафизику. Он сказал, что причина существования мира очевидна: его создал Бог. А Бог творил из ничего. Настолько уж он всемогущ. Ему не нужны никакие подручные материалы для такого созидания. Он может сотворить мир из пустого места, совсем из ничего. Кстати сказать, именно в это сегодня верят большинство американцев. Для них нет загадки бытия. Всё сделал Бог.

Давайте составим уравнение. У меня нет слайдов, поэтому я всё буду изображать руками. Включите фантазию. Итак, Бог + ничто = мир. Так? Вот такое уравнение. Возможно, вы не верите в Бога. Может быть, вы научный атеист или ненаучный атеист, и вы не верите в Бога, и вам это не нравится. Кстати, даже с этим уравнением, Бог + ничто = мир, у нас уже возникает проблема. Почему есть Бог? Существование Бога нельзя объяснить логически, если вы не сторонник онтологического аргумента, а я надеюсь, что нет, так как он нас не устраивает. Вероятно, если бы Бог существовал, он бы подумал: «Я вечен, я всемогущ, но откуда же я взялся?» Отколь же я? Бог ведь изъясняется более возвышенно. По одной версии, Богу так наскучило размышлять над загадкой своего бытия, что он сотворил мир, чтобы как-то отвлечься. Хорошо, давайте забудем о Боге. Уберём Бога из уравнения: _________ + ничто = мир. Если вы буддист, на этом можно остановиться, потому что вы получаете ничто = мир, что тождественно мир = ничто. Верно? Для буддиста мир – одно сплошное ничто. Большая космическая пустота. Нам же кажется, что есть нечто, но только потому, что мы рабы своих желаний. Если мы отпустим свои желания, мы увидим истинный мир – пустоту, ничто. Мы погрузимся в блаженную нирвану, которую определяют так: «жить ровно настолько, чтобы наслаждаться нежизнью».

Это представления буддистов. Но я человек западный, поэтому меня волнует загадка бытия, и поэтому у меня ______ + – сейчас всё станет серьёзно – _______ + ничто = мир. Что вместо пробела? Как насчёт науки? Наука – наш лучший проводник в природу реальности, а самая фундаментальная из наук – физика. Она раскрывает нам реальность, показывает нам то, что я называю истинным и наивысшим содержимым Вселенной. Может быть, физики заполнят этот пробел? И действительно, примерно с конца 60-х или где-то в 1970 году физики задались целью дать чисто научное объяснение тому, как Вселенная вдруг появилась на пустом месте, из квантовой флуктуации вакуума. Один из этих физиков – Стивен Хокинг, чуть позднее был Александр Виленкин. Эти изыскания были популяризованы другим прекрасным физиком и моим другом Лоуренсом Крауссом, написавшим книгу «Вселенная из ничего». Лоуренс считает, что у него получилось. Он, кстати, воинствующий атеист, и Бога он со сцены убрал совсем. Законы теории квантового поля – последнее достижение физики – показывают, как из пустоты, в отсутствие пространства, времени, материи, может зародиться крупица ложного вакуума и посредством чудесного расширения взорваться и превратиться в огромный и разнообразный космос, который нас окружает.

Что ж, это весьма оригинальный сценарий. Очень умозрительный. Захватывающий. Но я в нём вижу большую проблему, она состоит вот в чём: этот взгляд псевдорелигиозен. Лоуренс считает себя атеистом, но он всё ещё в плену религиозного мировоззрения. Законы физики для него как божьи заповеди. Законы теории квантового поля – как изречение «Да будет свет». Они имеют некую онтологическую силу, или власть, наделяющую их способностью сотворить бездну, наполненную материей. Они могут создать мир из ничего. Но это очень примитивный взгляд на сущность законов физики, да? Нам известно, что физические законы – обобщённые описания структур и закономерностей мира. Они не существуют вне этого мира. У них нет собственной сущности. Они не могут сотворить мир из ничего. Это очень примитивный взгляд на научные законы. И если вы не верите мне, послушайте Стивена Хокинга, который предложил самодостаточную модель космоса, не требующую внешнего источника или создателя. И даже предложив эту модель, Хокинг признавал, что он всё ещё в тупике. Он сказал, что эта модель – всего лишь уравнения. Что вдыхает жизнь в уравнения и создаёт описываемый ими мир? Он терялся в догадках. Сами уравнения не творят волшебства, не могут разрешить загадку бытия. К тому же, даже если законы и могли бы это сделать, почему именно эти законы? Почему теория квантового поля должна описывать Вселенную с помощью набора полей, частиц и так далее? Почему не какие-нибудь другие законы? Существует огромное множество законов, подходящих математически. Зачем вообще законы? Почему не обойтись одной пустотой?

Верите или нет, над этой проблемой бьются склонные к размышлениям физики, и на данный момент они склоняются к метафизике. Возможно, система законов, описывающих Вселенную, – это система законов, которая описывает одну часть реальности. Может быть, любой подходящий набор законов описывает другую часть реальности. Фактически, всевозможные физические миры существуют на самом деле, они есть. Мы видим всего лишь крошечную часть реальности, описываемую законами теории квантового поля, но есть множество других миров, реальность, которая описывается совершенно непохожими теориями, невообразимо отличающимися и непостижимо причудливыми. Стивен Вайнберг, основатель стандартной модели физики элементарных частиц, тоже носился с идеей о том, что существуют всевозможные другие реальности. Физик из молодого поколения Макс Тегмарк считает, что существуют всевозможные математические структуры, а математическая сущность – то же самое, что и физическая сущность. Есть чрезвычайно разнообразная мультивселенная, заключающая в себе всё, что логически вероятно.

Обращаясь к такому метафизическому подходу, эти физики и философы возвращаются к очень старой идее, высказанной ещё Платоном. Это принцип полноты, или изобилия, великая цепь бытия: реальность полна настолько, насколько это возможно. Она так удалена от небытия, как это только возможно.

Итак, у нас есть две противоположности. С одной стороны, небытие, с другой – реальность, вмещающая все возможные миры. Всеобъемлющая реальность и небытие, самая простая реальность. Что лежит между этими двумя крайностями? Всевозможные промежуточные реальности, включающие одно и исключающие другое. Одна из промежуточных реальностей, скажем, самая элегантная математически, исключает всё неидеальное, всю безобразную асимметрию и тому подобное. Некоторые физики скажут вам, что мы живём в самой элегантной реальности. Думаю, в зале находится Брайан Грин, который написал книгу «Элегантная Вселенная». Он утверждает, что наша Вселенная математически очень элегантна. Не верьте ему. Это тщетная надежда. Жаль, что это не так. Недавно он признался мне, что Вселенная-то на самом деле скверная. Она бездарно сконструирована, в ней слишком много произвольных постоянных взаимодействия, отношений масс, избыточное число семейств элементарных частиц, и что, чёрт возьми, такое эта тёмная энергия? Это ерунда на палочке какая-то, а не элегантная Вселенная. А ещё есть лучший из всех миров, с этической точки зрения. Здесь посерьёзнее. В этом мире разумные существа не страдают напрасно, там нет таких вещей, как рак у детей или Холокост. Это этическая концепция. Между ничем и самой полной реальностью существуют особенные реальности. Ничто тоже особенно. Самая простая реальность. Есть самая элегантная реальность. Она тоже особенная. Самая всеобъемлющая реальность – особенная.

Про что мы ещё не сказали? Есть также просто жалкие, заурядные реальности, которые ничем не примечательны и вроде как случайны. Они бесконечно далеки от пустоты, и совершенно недотягивают до всеобъемлющей полноты. Это смешение хаоса и порядка, математической элегантности и безобразия. Я бы описал такие реальности как бесконечный, посредственный, недоделанный бардак, усреднённую реальность, что-то вроде космической свалки. Существует ли в этих реальностях некое божество? Возможно. Но это не идеальное божество, как в традиции иудеохристианства. Это божество не всеблагое и не всесильное. Наоборот, оно может быть совершенно зловредным, но могущественным только на 80%, что в общем-то отражает окружающий нас мир. Я предлагаю считать, что разгадка тайны бытия в том, что реальность, в которой мы существуем, – одна из посредственных реальностей. Реальность должна быть хоть какой-нибудь. Она может оказаться ничем, или всем, или чем-то посередине. Если у неё есть какая-то особенность, например, элегантность, полнота или простота, как у небытия, это потребует некоего объяснения. Но если это всего лишь случайная, банальная реальность, дальнейших объяснений не требуется. Я бы сказал, что мы живём как раз в такой реальности. Так нам говорит наука. В начале этой недели появились захватывающие новости о теории инфляции, указывающей на большую, бесконечную, беспорядочную, бессмысленную реальность. Похожая на пенистое шампанское, бесконечно фонтанирующее из бутылки, наша огромная Вселенная – это пустырь с горсткой приятных, мирных и упорядоченных зон. Эта инфляционная модель была подтверждена с помощью наблюдений, сделанных радиотелескопами в Антарктике. Они наблюдали за реликтовыми гравитационными волнами, возникшими прямо перед Большим взрывом. Уверен, вы всё об этом знаете. Думаю, существуют некие свидетельства, подтверждающие, что мы застряли именно в такой реальности.

Так почему же вам должно быть не всё равно? Ну. Вопрос «Почему существует мир?», этот вселенский вопрос, перекликается с более личными. Почему я существую? Почему вы существуете? Наше существование может показаться совершенно маловероятным, потому что число комбинаций человеческих генов колоссально. Если взглянуть на число генов, аллелей и так далее, простой расчёт на бумажке скажет вам, что существует 10 в 10-тысячной степени возможных комбинаций. Это между числами гугол и гуголплекс. Реальное же число людей, когда-либо живших, – 100, или, может, 50 миллиардов. Это ничтожный процент. Все мы – победители в удивительной космической лотерее. И вот мы здесь.

В какой же реальности мы хотим жить? Хотим ли мы жить в особенной реальности? Что, если бы мы жили в самой элегантной? Представьте себе это экзистенциальное давление: соответствовать, быть элегантными, не уронить планку. Что было бы, живи мы в самой полной реальности? Наше существование было бы предрешённым, потому что всё возможное в ней уже существует. Наш выбор не имел бы смысла. Если я страдаю душевно, мучаюсь и решаю поступить правильно, разницы бы не было: ведь существует бесконечное число версий меня, тоже поступающих правильно и бесконечное число версий, поступающих неверно. Мой выбор не имел бы смысла. Не хотелось бы жить в такой реальности. Живи мы в реальности небытия – этого разговора у нас бы не состоялось. Поэтому, я думаю, в посредственной реальности есть свои плюсы и минусы. Мы могли бы приумножить хорошее и сократить плохое – именно это и даёт нам некую цель в жизни. Вселенная абсурдна, но мы всё же умудряемся находить цель, и весьма неплохую. Вся заурядность реальности хорошо перекликается с заурядностью, которую мы все ощущаем глубоко внутри нас самих. Я знаю, что вы её ощущаете. Я знаю, вы уникальны, но вместе с тем втайне посредственны, разве я не прав?

Вы можете сказать, что эта загадка, эта тайна бытия – лишь нагнетание таинственности. Вас не поражает существование Вселенной – и вы в хорошей компании. Бертран Рассел сказал: «Я бы сказал, Вселенная просто есть, и всё». Просто суровый факт. А мой профессор в Колумбийском университете, Сидней Моргенбессер, великий остряк, в ответ на моё: «Профессор, почему есть нечто вместо ничто?» ответил: «Если бы ничего не было, вас бы это всё равно не устроило».

Вот так. Итак, вы не поражены. Не важно. Но в заключение, я скажу вам что-то, что гарантированно вас поразит, потому что это поразило всех блестящих, чудесных людей, встреченных мной на TED. Вот что я вам скажу: у меня никогда в жизни не было мобильного телефона. Спасибо.

Превью: галактика по соседству — Андромеда, в ультрафиолетовых лучах, NASA.

Смысл вселенной и человека

Попытки найти смысл жизни человека побуждали мысль проникать во все сферы его чувств, желаний и деятельности, выискивая заблудившиеся откровения от интуиции, страха смерти и ощущения некой предопределенности в лабиринтах истории и в дебрях многочисленных религий. Но, не найдя ничего вразумительного, жар мозга охладел, поиск по существу был свернут, оставив за собой бессмысленную банальность типа «жить нужно ради жизни», которая, впрочем имела вариации: «ради детей и внуков» или «ради светлого будущего, торжества счастья и любви». Таким образом, смысл превратился в бесконечный путь, ведущий нас из ниоткуда в никуда. Хотя были ортодоксы. Одни из них уверяли, что задача человека страдать, чтобы этим заслужить путевку в чудный рай, другие, не веря в рай, призывали при жизни наслаждаться, чем в обоих случаях демонстрировали примат приятных ощущений в ущерб искусству аналитического мышления. Функция подменила цель. На этом дело и закончилось.

Взгляд вовнутрь человеческой сути не смог осчастливить человечество открытием смысла.

Всматриваясь в изделие, нельзя понять его предназначение, если не знать намерений изготовителя. Стало быть, мы смотрели не туда, надо переместить взгляд в противоположное направление — во внешнюю сферу, туда, откуда пришло сотворение мира и человека, откуда пришел строительный материал, откуда явилось чудо под названием жизнь и куда уходит человек со своими мыслями, чувствами, телом. Туда, где пребывает самая фантастическая и таинственная конструкция – вселенная, двигаемая упругими волнами пространства, медленно и величаво раскрывающая свои механизмы для выполнения своей грандиозной задачи.

Надо понять эту задачу, и вот только тогда мы поймем всё.

Попробуем заняться этим, последовательно проясняя важные для существа дела вопросы.

Осмысление времени

Время – самая базовая характеристика бытия. История движется во времени. Это движение не прямолинейно и не непрерывно. Видимая нами реальность в масштабах времени иллюзорна, реальность, — это скачкообразное движение, мгновенная смена дискретных кадров, ни прошлого, ни будущего в реальности нет. Мы даже не знаем, какие кадры готовятся на смену прошедшим. Все, что за текущим мгновением, пребывает в иррациональном пространстве. Мы идем в густом тумане внутри разнообразных охватывающих нас разновременных вихрей, несущих нам пульсирующее будущее. В каждое мгновение ушедшие в прошлое предметы, ситуации, ушедшие давным-давно или только что снова появляются из мистического будущего, из следующего мгновения, секунды или следующего столетия. Дом, оставленный утром, появится через несколько часов почти в том же состоянии. Стол, за которым я сижу, повторяется непрерывно вот уже несколько часов. Невероятным образом все возвращается, словно кто-то сзади, пребывающий в нереальности, выхватывает все отброшенное в прошлое и переносит вперед. И снова предъявляет, но не ровно таким же, а с каким-то отклонением, может вовсе не вернуть, а может предъявить вдруг что-нибудь новенькое. Вся эта мистерия вызывает ощущение жуликоватой игры таинственного крупье со слепыми, которые к ней вовсе не причастны и не знают правил.

Мгновения рождаются как дети из будущего, из нереальности и, прожив свой миг, умирают, уходя в прошлое, в свою нереальность, чтобы снова импульсами воскресать. Об этом круговороте, формирующем реальность, мы еще поговорим, определив его, как одно из основных действий вселенной.

Читайте также:  Что такое природа с точки зрения экологии

Время дискретно по календарю, что позволяет его разбивать на этапы, и дискретно по одномоментному фронту, что позволяет отмеривать расстояния.

События, предметы перемалываются круговыми временными жерновами вселенной, чем являют все новые вехи в достижении каких-то результатов этой своей работы и увлекают нас все дальше вперед и в глубину к неведомой цели в бездонную воронку круговерти вдоль оси всемирного времени, являющегося стержнем по отношению к обычному круговому. Все больше перемалывание одного и того же явления, как например, восхода солнца или появления весны, порождает ощущение множественности их, разложенных по времени, прорисовок линий, цепей, истории. Все больше физические закономерности, прежде воспринимаемые как застывшие мертвые конструкции, обнаруживают в себе глубинные связи не с мгновенной структурой, а со всеобщей трансформацией вселенной, чем вызывают догадку о способности их к видоизменению и даже прекращения действия. Ничего постоянного нет. На следующем этапе вместо действующих физических законов будут другие. Идет развитие, вселенная преобразуется, меняются закономерности, меняется оперативный план, она движется к какому-то конечному состоянию и устремлена к достижению определенной цели.

Имеет ли вселенная признаки разума?

Прежде всего, надо условиться, что такое «разум».

Предлагается следующая трактовка. Под разумом будем понимать творческую способность ставить цель и выявлять задачи, предназначенные для ее достижения, способность создавать технологии и механизмы, которые могли бы их решать.

Значит, рассуждая в обратном порядке, если есть технологии (а к ним можно отнести комплексы безупречно действующих физических, химических и прочих законов природы), и есть механизмы, работающие по ним (а это наблюдаемая нами вселенная, наконец, — мы), то значит, есть цель и есть разум, все это организовавший.

Хаос указывает на полное отсутствие разума. И наоборот, любая упорядоченность указывает на участие разума в организации этой упорядоченности. Например, упорядоченная форма течения воздушных потоков запечатлела разум, коснувшегося неупорядоченной материи — воздуха. Дунул ветер, скажете вы, — это физика, а не осмысленное движение. Тогда ответьте, а как бы вы, разумный человек, поступили, если бы вдруг образовался ненужный перепад атмосферного давления на Земле? Наверно, устранили бы его, переместив массы воздуха. Вот эти результаты мы и видим. Стало быть, действие разумное. Любое направленное движение отражает мысль. Можно даже сказать, что вселенная мыслит движениями, точнее – реализует мысль, как человек руками последовательно реализует мысль исходного замысла и этим демонстрирует ход мысли.

Что нам мешает принять разумность вселенной? Наша собственная неразумность.

Не понимая ничего, придумали случайность. На самом деле ничего случайно не происходит. Все случившееся «случайно» имело свою неизбежность, и стало таковым, потому что иным стать не могло. Если могло бы, — то было бы иначе. Все в мире учтено.

Вселенная работает, и работает целенаправленно. Все ее действия однозначны и жестко регламентированы. Мы не можем понять, для чего этот механизм нужен и что является продуктом этой работы, и голословно заявляем, что нет никакого конечного продукта, нет никакой направленной работы, а в эволюции есть только одна цель – ее бесцельное движение, как вращение колес в автомобиле, которым никто не управляет. Мы верим только в то, что может осилить наш мозг. За пределами этого затаился иррациональный своевольный диктатор — Бог, перед которым мы по рабски заискиваем, потому что не понимаем и боимся его. И, тем не менее, подсознательно ощущаем: наше непонимание происходящего не может служить доказательством отсутствия логики в ходе событий. Кто-то обязательно управляет автомобилем.

Любая последовательность событий указывает на наличие цели, для достижения которой выполняется эта последовательность. Это истина, которой безразличны наши жалкие попытки ее низвергнуть.

Подтверждением целенаправленности работы вселенной служит необратимость времени, т.е. необратимый ее бег от прошлого к будущему, от одного этапа, оставшегося в прошлом, к следующему.

Все в природе несет печать целесообразности, а это подтверждает наличие надвселенского разума, организовавшего эту работу.

Точно так же, как вся вселенная, человечество, животный и растительный миры, получились не случайно, как утверждают поверхностные ученые — материалисты, а созданы в этой круговерти в рамках общего плана трансформации вселенной и сформированы весьма искусно, причем, что поражает воображение – по единому проекту, по единому сценарию. Все твари по своему строению имеют сходство, все проходят схожие этапы жизни. Использовано минимальное, но достаточное количество средств. Кто может утверждать, что все известные организмы, включая человеческий, и вся вселенная в целом с ее взаимными связями – случайная вариация изначального бессмысленного хаоса, бесцельного, бестолкового, которая завтра сможет опять свалиться в хаос?

Но мы уже знаем, что ничего беспричинно не бывает, а если это так, то никакой случайности в этой организационной работы нет. Предположение о случайном характере появления событий, провозглашенное материалистами, торпедирует сама себя. Любая мысль является следствием целенаправленной работы по ее формированию. Значит, появившееся предположение о случайности отрицает своим существованием наличие случайности.

Да и понимание нами эволюции выглядит несколько странным. Она представляется нам то в виде постоянного приспособления живых существ к изменяющимся условиям бытия, то в виде насильственного формирования наиболее агрессивных и плодовитых форм организмов, способных подчинять себе все и вся, создавая этим иллюзию, будто все это они делают в силу естественных потребностей. А что именно и почему формирует эти естественные потребности, — неизвестно. А они могут быть остатками прошлого или дыханием от приближающегося будущего и соответственно вести к самоуничтожению или к видоизменению.

Если положить в основу представлений образ саморазвития идеи, как предлагал еще в свое время великий Гегель, то станет понятно, что это саморазвитие идеи, проходящее втуне, оставляет в видимом материальном мире частные, несвязанные следы этого процесса, вызывающие ложные толкования увиденного. Многие формулы естествознания вывело упрощенное мышление.

Например, не вытесняют сильные слабых, не приходит совершенное на смену примитиву. Не потому, например, гибнет одна часть выводка зверя, что случайно оказалась слабой, а потому, что уже в организме матери одна часть намеренно формировалась для цели продолжения рода, а другая для вспомогательных нужд, в частности, для прикрытия собой перспективных, не совершенных, а соответствующих данной необходимости по дороге к цели. Понятие «совершенство» вообще ускользает от его понимания.

Необходимо обнаружить тот связующий все процесс, тогда все прояснится. А пока, когда не найден несущий стержень, все будет казаться случайным, сдобренным набором шатких формул. А без него не было бы последовательно связанного хода времени, отражающего эту несущую связь, не было бы одномоментной увязанной картины по всему мирозданию.

Вся вселенная логична, единая логика пронизывает все происходящее повсюду, на звездах, планетах, в растительном и животном мире, включая человека, поскольку он – часть вселенной, и по причине этого он понимает ее. Вернее, имеет возможность понимать, находить логику, что подтверждают сделанные им научные открытия. По большому счету мысли человека идут от вселенной, и он их воспринимает, систематизирует в виде концентрата знаний по мере своего развития.

Итак, вопрос о наличии или отсутствия Высшего Разума, полагаю, решается однозначно: Высший Разум есть. Наличие его проще доказать, чем доказать его отсутствие. Только он не в самой вселенной, а по уровню в более высокой сфере, в неком иррациональном мире, откуда он и руководит формированием и деятельностью вселенной, вдыхая в нее свою мысль.

Мертва ли вселенная?

Если считать признаком отсутствия жизни хаос, то вселенная вопреки господствующей в науке материалистической позиции на самом деле вовсе не мертва. Вселенная — это сложнейший организованный организм, включающий в себя все, что в ней есть — пространство, поля, элементарные частицы материи, все звезды, планеты, абсолютно все, что постепенно выявляют астрономы и физики. И это «все» находится в глубоко провязанном взаимодействии. Свидетельством поразительной по сложности и уникальной целесообразности этой организации может служить даже небольшой ее фрагмент – вся биологическая жизнь нашей планеты, любой организм на ней. Все живые организмы по существу являются частью вселенной, вышедшей из нее и живущей в ее теле и, если мы себя считаем живыми, то и все целое, всю вселенную так же следует признать живой. Мертвое не может произвести живое.

Мертвого в природе вообще ничего не существует. За исключением вечного хаоса, который при отсутствии сражающегося с ним закона, наводящего в нем порядок, себя никак не проявляет. Мертво то, что не подвержено влиянию времени, а значит, в реальности не существует. Мертвое становится Живым, когда его коснется Бог. Часы тикают от Бога.

Основные процессы вселенной

Вселенная реализует только две основные функции: деторождение и круговорот.

Вначале о деторождении.

Любой вид живых организмов, так или иначе, выполняет свои детородные функции. Необходимость в последовательном обновлении организмов продиктована импульсным характером введения изменений в действующих видах, структурах по качеству и количеству в соответствии с программой продвижения к цели. Импульсный или квантовый характер изменений всего происходящего исходит от скачкообразного движения последовательно-кругового времени.

Лоном для формирования плода служит материнский организм. Повсюду можно видеть материнское лоно и дитя. Материнским организмом для зерна является растение. Материнским организмом для вынашивания растений является земля с ее почвой, атмосферой, гидросферой и прочим.

Материнские организмы вложены друг друга, как матрешки. Любой плод растительного или животного миров непосредственно вынашивается в организме матери, а мать пребывает в организме природы земного шара в качестве своеобразного плода, поскольку мать еще не законченный продукт данного этапа программы, земной шар в свою очередь находится в виде плода в материнском организме галактики, а та — в организме вселенной. Да и время – пульсирующий процесс производства плода из плода, события из события.

У примитивных организмов процесс производства нового поколения может быть разделен на части. Вынашивание яйцеклеток и семени предоставлено родителям, а дальнейшие этапы по вынашиванию дитя могут быть поделены в любых соотношениях между видовой матерью и окружающей средой, подменяющей ее функции. Зародыш паразита может вынашиваться в теле пораженного им растения или животного, богатого питательными веществами. Такой питательной средой может быть насыщенный раствор внешней сферы, почвы, океана.

В этом деле важно иметь в виду: все, что питается, не является законченным организмом, а только плодом, пребывающем в материнском организме, причем, не важно в каком.

Система вложенных материнских организмов представляет собой замкнутую матрицу, состоящую из уровней. Имеется уровень элементарных частиц, атомов, далее уровень вещества, уровень космического объекта, еще выше уровень звездных систем, уровень галактик, и, наконец, уровень вселенной. Охватывает все уровни слоистая матрица рождающихся и отмирающих планов, правил, методов, ситуаций. Это матрица сдвигов, преобразований.

Любая ситуация вынашивает в себе новую ситуацию, являясь для нее материнским организмом. Любая идея вынашивает в себе новую идею, которая должна придти на смену старой. Любая организация распадаясь, вынашивает в себе новую структуру. Именно благодаря действию этой матрицы происходят все качественные преобразования. В соответствии с этим звезды, например, превращаются в планеты.

Материнским окружением для звезд и галактик является пространство с его механизмами производства материи. Пространство — это всеобщая материнская утроба.

Матрица преобразований использует круговорот. О нем мы уже говорили, как о базовом действии, которое существует повсюду. Любые звенья системы: мать – дитя проходят этапы рождения и смерти, которые повторяются циклически. Дитя возникает из небытия и, пройдя предусмотренные программой этапы, уходит в небытие, чтобы далее в будущем снова оттуда появиться. Этот круговорот проходят как отдельные звенья цепей, так и все цепи всех видов. Могут исчезнуть виды трав и могут в будущем снова появиться, если это соответствует общей программе, являющейся стержневой для всей жизни на земле. Могут исчезнуть цивилизации и по той же причине могут снова появиться. Рождается и умирает материя. Все рожденное однажды, однажды умрет и может возникнуть снова. В этом ход времени. В том суть и действие круговорота. Если вселенная однажды родилась, то когда-то она умрет и исчезнет реальность. А она, действительно, однажды родилась, потому что движение времени вперед предполагает наличие его начала.

Происхождение и работа вселенной

Базовой формой всего сущего является нереальность. Только при соединении существующих там двух базовых Начал смогли возникнуть пространство, реальность, жизнь и время. Словом, все то, что необходимо для сдвига основополагающего кадра: предыдущего устройства нереальности. Для этого там, в нереальности стали формироваться механизмы для организации и привода в действие общей матрицы сдвига.

Назовем эти Начала одного — Источником абсолютного порядка, идущего от Высшего Разума, — Богом, и другого — Источником абсолютного хаоса — Энергией, Дьяволом.

Энергия не имеет никаких свойств, качественных признаков, ее нельзя непосредственно обнаружить, измерить. Она обнаруживает себя только опосредованно, через объекты, в которых она находится. Мы не знаем, что такое энергия в чистом виде, мы только догадываемся о ее существовании, анализируя поведение объектов, их структуру и делаем заключение, что где-то ее больше, где-то меньше, не зная, сколько ее, поскольку нет отправной точки для измерений, нет такого состояния, в котором энергия была бы равна абсолютному нулю. Мы даже не знаем всего состава характеристик, способных ее выразить.

Тут позволю себе небольшое отступление. Формула, предложенная Эйнштейном по расчету энергии, относится к числу сомнительных предположений, да и то в надуманных условиях полной изоляции объектов, без учета их структуры, свойств управляющего пространства и полей, как это он делал во всех своих теоретических изысканиях, почему-то ныне признанных гениальными. Эйнштейн скорее искусный иллюзионист, чем ученый. Даже фотоэффект, за предположение которого он получил Нобелевскую премию, на самом деле был реально открыт задолго до него нашим А.Г. Столетовым.

Но далее. Энергия может быть необходимой для увязки частиц в структуры, но может быть излишней, от которой структуры пытаются избавиться. Все тела занимают энергетически минимальное положение. Энергия может быть дикой, неорганизованной, вырвавшейся из своих оков, как это бывает при взрывах и пожарах, может быть скрытной, как мы говорим – потенциальной, может быть созидательной, в виде энергии работающих машин, может быть энергией ума, управляющей созидательной энергией, может быть энергия знаний, которая сама в себе содержит знания – «умная» энергия. Энергия может быть злой и может быть доброй.

Поскольку умные правила Высшего Разума реализуются только на ее теле, то только ей суждено быть носителем ума. Наконец, сам Высший Разум по существу является сгустком энергии, только предельно организованным, и благодаря этой энергии, названной волей, он вводит свои законы в рациональный мир.

Из этого следует, что в мире сражаются два вида энергии: энергия Разума и энергия хаоса, каждый из них старается победить другого.

В чем суть сражения. Высший Разум, чтобы осуществить сдвиг в своей структуре, не имея в своем арсенале другого двигателя, кроме окружающей неистовой энергии, обязан ее укротить, заставить выполнить необходимую работу. Для того надо заставить ее принять правила Высшего Разума, и правила сдвигающей программы, им же выработанной и по ней произвести этот сдвиг, то есть осуществить перерождение Высшего Разума. Дикая энергия, в свою очередь, стремится сбросить с себя все оковы.

В этом противостоянии источник закона единства и борьбы противоположностей. Но для этого единство надо образовать.

И оно образовалось после слияния двух Начал. С этого момента пошла история формирования жизни вселенной.

С самого начала вселенная представляла собой некоторое подобие формы и действия без ясных контуров и границ, в виде самоопределяющегося сгустка энергии в иррациональном пространстве. Так зарождался плод двух родителей.

Этот сгусток энергии, получивший первое действие в виде пульсаций, постепенно преобразовался в первичное базовое поле, породив тем первородное полевое пространство. Далее первичное поле стало трансформироваться в ряд полей. Основным из них стало то, что получило возможность расслаиваться на магнитное и электрическое, взаимно обуславливающие и всегда пребывающих в единстве. Оно образовало объемный вечно вибрирующий модуль, который мы называем рациональным пространством. Его вибрация известна ныне, как микроволновое фоновое излучение. Другие силовые поля стали образовывать подобия самоопределяющихся частных сгустков. Для этого они вычерпывали из пространства близ расположенную энергию, создавая вокруг себя энергетический вакуум, затягивающий в себя и пространство в виде магнитных и электрических полей, и любые другие виды энергии, тем формируя гравитационное поле.

В местах действия гравитационных полей была организована наиболее интенсивная подпитка энергией из нереального пространства. В этих местах, в теле рационального пространства в противовес материи стали образовываться производные субиррациональные пространства. Роль их мы увидим ниже.

Далее стояла задача формирования структуры органов вселенной и организации их работы по замкнутым циклам, необходимым для достижения конечной цели: формирования конечного вида плода.

Сейчас эта работы выглядит следующим образом.

В гравитационных полях происходит приток иррациональной энергии извне из нереального пространства. Она поступает в виде как основного поля пространства, так и в виде элементарных силовых полей, упакованных в элементарные частицы материи. Для формирования и выхода элементарных частиц из иррационального в рациональное пространство используется система их квантования. Квантовыми «стандартами» служат разночастотные фотоны света – электромагнитные кванты. Эти кванты исходят из образовавшихся источников – звезд. «Оплодотворять» пространство — основное предназначение света звезд. В местах поглощения фотонов возникают первичные элементы материи.

Читайте также:  Куда отдать мальчика в 7 лет спорт с плохим зрением

Отсюда далее пойдет вся стандартизация всех элементов по всей вселенной. Поскольку кванты имеют различные частотные характеристики, соответственно они произведут различающиеся первичные элементы. Это разнообразие обусловит формирование разнообразных атомов. Эти первичные элементы, передвигаясь по пространству волнами, могут проникать в существующие космические тела, тем пополняя их массу, могут объединиться в гигантские бушующие океаны, которые ныне заполняют огромные области вселенной. Они известны, как «темная материя», масса которой по некоторым оценкам составляет 90% всей массы вселенной.

Это исходный строительный материал для формирования многочисленных пылевых облаков, а из них всего организма вселенной. С производством органов расширяется и само пространство.

Гравитационные поля, откуда вышли элементы, сжимают пылевые облака, и совместно с магнитными и электрическими полями превращает их в множество торообразных сгустков, вращающихся по кругу и по образующим тора снаружи вовнутрь, образуя поляризующие оси. Дальнейшие преобразования пылевых торов формируют сфероподобные тела с движением их по орбитам. Так рождаются галактики. Энергия упаковывается в круговое организованное движение. Каждое общегалактическое объединенное гравитационно-электромагнитное поле формирует движение тел по кругу и вовнутрь с периферии к центру, уводя тела в находящуюся там «черную дыру», связывающую рациональное пространство с внешним иррациональным. Так получается круговорот материи через два пространства.

По мере созревания галактик образуются звезды – базовые фабрики по производству фотонов и атомов. В них из поступающих из пространства элементарных частиц создаются легкие атомы не тяжелее железа и из них «выстреливаются» фотоны света для «выколачивания» из пространства нового сырья. Звезды работают, пока не заполнятся произведенными элементарными атомами. Температура тел, кстати, определяется не кинетической энергией атомов, как ныне утверждает официальная наука, а вибрациями полей, в которых они пребывают. Далее эволюционным или революционным путем по законам действующих матриц звезды превращаются в планеты, назначение которых состоит в производстве тяжелых радиоактивных атомов с коротким периодом распада, а те предназначены для образования условий взрывоподобного зарождения биологической жизни. В этом общий смысл движения материи от рождения до ухода в «черную дыру». Будучи освобожденной из прежних оков в нереальном пространстве, энергия совместно с правилами опять вводится в реальный мир. На вращающемся потоке материи, вначале упрощенном, а далее все более приобретающем организованный характер, вселенная поэтапно преобразуется до состояния, при котором образуется возможность создания органической жизни, как высшей формы организации энергии по божественным законам.

Каждая планета имеет весьма ограниченный ресурс для реализации такого процесса. В некоторых случаях это происходит, в большинстве – нет. Планеты с несостоявшимся или с истраченным ресурсом, вне зависимости от результата, подлежат уничтожению.

Необходимые для образования жизни соединения и атомы формируются центре планеты, откуда планета обязана вынести их на поверхность. Выходя, как на земле, из северного полюса, они, претерпевая распад, переходят в воду и газы, кои составляют океаны и атмосферу. Поверхность расширяется, материки раскалываются, все перемещается к южному полюсу, где вновь уходит в центр. Так в недрах планеты формируются руды и углеводороды, в отношении которых бытует ошибочное мнение о растительной природе их происхождения. Полагаю, что именно в северных широтах зародилась биологическая жизнь, которая далее перекочевала к югу.

Животные удивительным образом копируют процессы, совершаемые звездами и планетами, наконец, всей вселенной. Собирают в окружающем пространстве все, что не ими рождено, заглатывают, пропускают через себя, пополняя свою массу, совершенствуя сознание, и погибают.

Повторю, смысл всех круговоротов, включая круговорот материи, заключается в последовательном воплощении программы развития через обновление структуры вселенной и ее элементов и в конечном итоге — в образовании жизни на планетах. И не просто биологической жизни, а жизни, способной выработать сознание. Для того и было создано человечество, как производящий его элемент. Процесс выработки включает в себя сбор информации о действующих в мире правилах, выработка знаний и навыков их применения для разрешения конфликтов, заложенных в действии закона о единстве и борьбе противоположностей.

Выработанное людьми сознание, будучи иррациональным, со смертями людей уходит в иррациональное околопланетное субпространство, о котором я упоминал выше, концентрируется в копилке, под названием – планетарное сознание, как прообраз будущего нового Бога.

Общность человека со вселенной

Каждая населенная планета формирует свой плод. Впоследствии, возможно, множество плодов объединятся в единственный, обобщенный плод, составят, как клетки, единый организм.

Как бы то ни было, во всех вариантах производство носителей или носителя Разума, организма, предельно упорядоченного по законам Высшего Разума, рождение нового Бога является конечной целью вселенной.

Процесс созревания любого плода происходит по стандартной схеме, действующей во всей вселенной. Так, человеческое женское лоно, аналог вселенского материнского пространства, насыщается тонкой духовной энергетикой из околопланетного иррационального субпространства. Эта насыщенность вызывает у женщины желание родить, притягивает, как гравитация, мужчин и провоцирует на любовные отношения, и, как свет, осеменивший пространство, семя оплодотворяет лоно. В данном случае мужчины исполняют роль звезд. Как звезды, они вырабатывают семя, и, как звезды, производят примитивные материальные ценности, необходимые для производства сознания.

Под воздействием семени духовная энергетика выходит из своего иррационального пространства элементарной духовной частицей, простейшего аналога энергоупорядоченного Бога, и наполняет ею новый плод. Так появляется человеческий детеныш с душой от достигнутого к настоящему времени состояния околопланетного сознания. Человек возникает как вся вселенная, по тем же принципам и для той же надобности. Повторяю, в природе использовано минимальное количество средств.

Маленький человек растет, развивается, как это делает вся вселенная. По мере его созревания то главное, ради чего был произведен человек – его личная духовная энергетика, названная душой, пополняется новыми знаниями законов Высшего Разума. Душа накапливает их, приводит в единый порядок, и далее, выработав свой ресурс, возвращается с этим нектаром знаний в общую духовную копилку. Физическое тело, как все ненужные тела вселенной, отправляется на расчленение в свою «черную дыру» — в могилу, откуда оно в ином виде может возвратиться для следующего формирования новых тел.

Не все люди реализуют шанс созидания душ нового уровня. Как и в случае с планетами, большинство из них остаются бездуховными. Остаются физическими телами с недоразвитыми душами. Такие мертворожденые души вместе с телами безвозвратно уходят в «черную дыру».

Предназначение человека.

  1. Питается материнским организмом, усваивает его уроки.
  2. Всё время ведет войну с природой. Постоянно производит средства производства для производства средств войны с природой.

В естественной природе существует пирамида пищевых цепей. Эта пирамида живая, самодостаточная, в ней все уровни поддерживают друг друга. Внизу пирамиды одноклеточные бактерии, которые готовят питательный субстрат для растений. Растения воспроизводят и семян и самих себя больше, чем требуется для природного баланса. Избыток поедают травоядные животные, которые в свою очередь также размножаются в большем количестве, чем того требуется. Их поедают хищники, для ловли коих им нужен интеллект. Человек добывает и ест всё, а значит, изучает всё добываемое, усваивает логику поведения зверей, особенно хищников, усваивая, таким образом, природные уроки. Все пищевые цепочки направлены на развитие человека, а в конечном итоге — его разума.

Ум людей – это бесстрастная логика, перенятая ими от растений и животных, развитая на общении друг с другом и с окружающей средой. Логика окружающей среды доносит до людей логику всей вселенной, она органически влилась в организацию живых организмов. Мы, имеющие умные организмы, своим умом пока их понять не можем, но постепенно проникаем в эту сферу.

Едва усвоив кой-какие уроки, человек принялся изобретать то, что способствовало бы дальнейшему успеху в решении единственно понятной ему задачи – выживание, смысл которого он совершенно не понимает, и не может понять, полностью отдавшись инстинкту самосохранения. Средства для выживания он мог вырвать только из тела природы. Голыми руками не много возьмешь, и потому он принялся производить средства труда. Не понимая бесперспективность этого направления, он определил его самым главным, обозначив его материальной базой роста благополучия.

Для роста одного, другое необходимо разрушать.

Что бы ни создавала природа: ландшафты, леса, воды, растительный и животный миры, климат, человек всё это разрушает. Разрушает сознательно и целенаправленно, как он это делает со структурой недр и поверхностью земли, с животным и растительным мирами, или неосознанно, разваливая структуру климата.

Природа в ответ сражается с человеком. Что бы человек ни создавал, природа стремится это уничтожить. Всё под воздействием природы ржавеет, гниет, разрушается. Наконец, сам человек зачастую становится её жертвой. Эпидемии, катаклизмы, катастрофы, даже войны – это результаты физических и психологических природных воздействий, направленных на уничтожение людей.

Но мы не сдаемся. Мы только и делаем, что производим всё новые средства производства взамен разрушающихся, а они снова разрушаются, уходят на свалку, и мы снова это же производим, и так боремся с ветряными мельницами. Сам человек стал средством труда. Питание, благоустройство, искусство, образование, медицина представляются, как необходимые условия для полноценного труда. Результат труда, — объем разрухи в природном балансе, — оценивается деньгами. Кто зарабатывает больше денег, тот более вреден. Коэффициент полезного действия средств человеческого труда меньше единицы, а производительность человека выше единицы. Это значит, что польза для человека от его труда значительно меньше, чем вред от него для природы. Получив на рубль пользы от работы, на десять нанесли вред. Этот дисбаланс по мере истребления природы будет нарастать и, как бы мы ни сохраняли природу, её разрушительное действие по отношению к человеку будет нарастать. Наступит всеобщий коллапс. Времени продвижения по выбранному пути осталось мало.

Аргументы природы неоспоримы и беспощадны. Человеку нечего ей противопоставить.

Люди совершают глубокие рейды во вражеские тылы, изучают механизмы природы, её слабые и сильные места, чтобы развернуть её ударную силу на её саму. Человек выпускает закованного природой дьявола из его оков: из динамита или атомных зарядов, надеясь, что он станет его верным псом в войне с природой. Но тщетно. Любое новое открытие только усиливает опасность гибели. Динамитом уничтожена четверть населения. Атомные бомбы зависли над землей. Никакое открытие не добавило ни безопасности, ни уверенности в способности человека справится с любой напастью. Наоборот, — страх жизни и смерти нарастает с ростом производимых средств защиты и противостояния. Несколько веков назад источников страха было меньше. Человек сооружает искусственный мир и уходит в него, как в кокон, стараясь намертво затворить двери. Всё в нем и вокруг его искусственно. Даже люди превратились в актеров и спрятались за масками из стиля и моды. Но возводимые им бастионы бесполезны. Победить мать нельзя. Более того, природа сама сидит в каждом человеке и сражается с ним изнутри. Вирус саморазрушения, как технических средств, так и человеческих организмов, как бы мы ни пытались продлить жизни, неистребим.

Казалось бы, здесь налицо парадокс: с одной стороны человечество – дитя природы, и следовало бы рассчитывать на материнское отношение природы к человеку, а с другой стороны, оказывается, они враги.

На самом деле никакого парадокса нет.

Человек, действительно, дитя природы, самое лучшее, только ещё совершенно маленькое, прыткое и очень глупое. Его надо воспитывать и учить пониманию законов природы. Пусть совершает глупости и от них получает удары, на том и учится. Он ещё не понимает, что его задача не строить, создавать и производить, была бы в том объективная нужда, природа сама бы всё это произвела. Его задача научиться понимать приводные механизмы своих инстинктов, страхов и желаний, понять, для чего он понадобился в этом мире, найти своё место во вселенском механизме и слиться с природой, выполняя предназначенную задачу, а не бороться с ней, отстаивая свою неуемную алчность и право на грабеж.

Цивилизация, как высокоорганизованное средство разрушения, не имеет самоцели, она полезна лишь постольку, поскольку постоянно выдвигает растущие требования к человеческому уму, и только в этом её предназначение. Прогресс, как движение по подъему уровня цивилизации, в конечном итоге направлен на уничтожение причин этого движения, а, следовательно, на уничтожение самой цивилизации, какого бы уровня она ни достигала. Любой процесс имеет временные пределы. Если причиной цивилизации является потребность Высшего Разума в новых знаниях, в новом разуме, то по мере их формирования потребность в цивилизации, как в средстве, исчезает.

Любая абсолютная ценность, придуманная людьми, преходяща и ложна. Благосостояние, демократия, свободы, счастье – бессмысленные слова, которые никакой ценности для смертных людей не имеют.

Человек работает не для того, чтобы лучше жить, жить счастливо он никогда не будет, а для того, чтобы освоить знания, необходимые для продвижения по этому пути. Накопление их с уводом в потусторонний мир – в этом цель.

Воспитание души

Человек – это по предназначению аккумулятор всех правил, доводимых до него Высшим Разумом через вселенную, природу, даже природу людей. Этот аккумулятор должен быть чистым от проявлений противника всеобщего порядка – дикой энергии, проявляющейся через преступность, алчность, разнузданность, дикую страсть.

Предназначение человека – сформировать в себе мудрую душу, свободную от эгоцентризма.

Душа человека – это тончайший энергетический аккумулятор осознанных правил Бога. Принятие таких правил дает истинную свободу. Душа, а значит личность, формируется всю жизнь, всю жизнь человек пытается насытить ее знаниями, понять, что она такое и для чего. Питательный субстрат для нее – неустроенный внешний мир и связанный с этим неустроенный внутренний мир. Сражаясь за внешнее благоустройство, но не за личное, он переделывает внутренний мир и этим возделывает душу. Человек боится смерти до тех пор, пока она еще не созрела. Созревшая душа сама просится туда, куда она по предназначению должна поступить – в тонкое пространство, окружающее человечество, в приземное иррациональное пространство.

Там она объединяется с другими душами, будет снова и снова возвращаться на землю. Далее, когда жизнь на земле прекратится полностью, обобщенная душа землян поднимется на следующий уровень матрицы, где объединится с душами людей иных планет нашей галактики, а далее еще выше – объединится с объединениями душ иных галактик. Все вместе будут расширять уже общее иррациональное пространство, и займутся благоустройством всей вселенной, пока не исполнится вся программа созидания, что в конечном итоге приведет к рождению дитя – нового Бога, сущностью которого будем мы.

Что надо делать для воспитания души?

  1. Загонять дьявола эгоцентризма, алчности, амбиций в тиски самоконтроля и самоограничения, понимая бессмысленность всех притязаний на лучную жизнь. Человек обязан знать границы самодостаточности, то есть пределы необходимости и достаточности. «Чем меньше треба, тем ближе к небу», — говорили древние мудрецы. Поскольку общество в своем большинстве состоит из молодых людей, живущих по законам этого дьявола, то не следует считать глас народа гласом Божьим, скорее гласом дьявола. Демократия открывает дьяволу ворота. Вести людей вперед должны не избранники молодых людей, а избранники умудренных жизнью старейшин. Вместо формулы: счастье — в борьбе за личный успех, усвойте другую: счастье в борьбе с дьяволом, что сидит внутри и заставляет сражаться за личный успех. Надо стремиться к самодостаточности и к всеобщему взаимопониманию, взаимоуважению, что и определяет конечный пункт любви. Ощущение любви придет с исчезновением эгоистических амбиций. Пополняйте и возвышайте собственную душу.
  2. Понимать, что истинные цели жизни простираются далее земной жизни. Служащий этим целям – бессмертен. Цель: образование, надо научиться разрешать любые возникающие проблемы в нашем мире, чтобы далее, перейдя в иррациональный мир, быть готовыми к разрешению там существующих проблем. Там будет следующий уровень обучения.
  3. Основная задача проста: делать то, к чему есть призвание, независимо от общественной пользы, а может даже вопреки ей. Мы живем не для ложных целей, придуманных обществом, а для выполнения заложенных свыше предназначенных задач. В том и заключается роль личности в истории.
  4. Путь сложен, тернист, но другого не будет. Испытания закаляют, подталкивают к верному пути, для того они и приходят. Бог верит в каждого, в его способность все преодолеть, возмужать и ждет к себе. Но ждет не как раба, что ложно утверждает церковь, а как сына и своего умудренного знаниями наместника. Не унижайте себя преклонением перед преходящими ценностями, кумирами, обласканными толпой, не становитесь рабами славы, денег, красоты, в которой нет правды, а лишь очарование дьявола.
  5. Истинная ценность, за которую можно побороться – достоинство и справедливость для каждого.
Источники:
  • http://www.syl.ru/article/124117/filosofskiy-vzglyad-kak-ustroena-vselennaya
  • http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0147b7dcec87b53fee51af47
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1985/%D0%92%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF
  • http://cameralabs.org/12151-pochemu-sushchestvuet-vselennaya-filosof-i-pisatel-dzhim-kholt-o-tajnakh-bytiya
  • http://filosofia.ru/71373/