Меню Рубрики

Всегда ли точка зрения базарова представляется вам более убедительной

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре «Отцы и дети»

Сказы Лучшие сказочники мира Эксмо Бажов П.П.
451 руб
Медной горы хозяйка: Уральские сказы Школьная библиотека Детская литература Бажов П.П.
231 руб

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре «Отцы и дети» И.С. Тургенев. С его именем связаны прекрасные произведения: “Накануне”, “Рудин”, “Ася”. С раннего детства Иван Сергеевич присутствовал в нашей жизни. Его произведение “Бежин луг” заставило полюбить и помогло лучше понять природу средней полосы России. О творчестве И.С. Тургенева, как и о стихотворениях С. Есенина, можно сказать: “Это все о России” (А. Блок). Обширные поля, леса, старые, забытые где-то в глуши деревни, в которых — люди, неразрывно связанные с природой, олицетворяют истинно русское, светлое и чистое общение человека с природой. Все это видишь, когда читаешь Тургенева. Увидел это и я, читая роман “Отцы и дети”. Отцы и дети. Эти два слова: в споре — часто исключающие друг друга, в жизни — находящиеся в неразрывной связи. Эта тема близка любому поколению, как близка тема старого и нового, отжившего и зарождающегося. Именно поэтому роман “Отцы и дети” мне так близок и понятен. В центре внимания писателя — конфликт между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Евгений Базаров предстает перед нами не очень учтивым, не поддающимся на разного рода лесть и похвалу человеком. Он сразу чувствует характер собеседника. Представился он просто: “Евгений Васильев”, — и сразу услышал в ответ: “.любезный Евгений Васильевич.” От таких слов лицо Базарова передернулось. Ах, как любят у нас лицемерить! Внешность Евгения лишь подчеркивает его характер. “Длинное и худое, с широким лбом лицо. выражало самоуверенность и ум”. И вот перед Базаровым предстает Павел Петрович: “Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое”. Кажется, будто он всю свою жизнь только и занимался тем, что следил за своей красотой и элегантностью. О его жизни в молодости мы узнаем только, что он имел огромный успех у дам, а с одной из них у него был роман. Не правда ли, как это напоминает Печорина, ведь у него тоже белье было прилежно выстирано, и всех он поражал своей красотой и опрятностью. Но вернемся к героям Тургенева. Узнав, что Базаров — нигилист, Павел Петрович почувствовал в нем заклятого врага. Кирсанов пытался доказать Базарову, что тот не прав, что нельзя отрицать все, что будущее России за аристократами. Евгений отрицает даже искусство. И на первый взгляд кажется, что он вообще далек от того, что олицетворяли лучшие представители демократии России, будучи личностями очень образованными и любящими истинное искусство. Но в следующей фразе Базаров развеял наши сомнения: “Искусство наживать деньги?.” Становится ясно, что Базаров имеет свою точку зрения на общепринятые нормы, часто отрицая их: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”, — говорит Евгений. Я безоговорочно соглашаюсь с ним. В патриархальной России нужно было отрицать все, чтобы изменить жизнь к лучшему: “.не только искусство, поэзию, но и.страшно вымолвить.” Нельзя утверждать, что у Павла Петровича нет принципов: “.но я не роняю себя, я уважаю в себе человека”. Базаров мгновенно парирует: “.вы вот уважаете-то себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?.” Павел Петрович не может понять, как можно все разрушать, “ведь надобно же и строить”. — “Это уже не наше дело.

Или даже: это любое отношение к языку и реальности. Как и зачем люди говорят? Если они не понимают друг друга, то они начинают спорить (как Базаров и Павел Петрович в «Отцах и детях»). Если они хорошо понимают друг друга (как Печорин и Вернер в «Герое нашего времени»), то они вообще молчат или говорят чепуху, первое, что придет в голову. Беседа это либо мучительный поиск общих ассоциаций, либо любование имеющимися общими ассоциациями. В чем смысл разгадки? В том, что когда человек отгадывает, у него и у того, кто загадал, появляется ощущение языковой, а стало быть, духовно/душевной общности. «Он отгадал мою загадку, значит, мы смотрим на мир во многом одними и теми же глазами». Но является ли это ощущение фундаментальным, в разной мере присущим всем языковым играм? Например, когда контролер спрашивает билет в общественном транспорте, чего ему больше хочется чтобы у вас оказался билет или чтобы вы заплатили штраф? В каком случае между ним и вами образуется общность? Да и ищет ли он достижения этой общности? Если спросить у контролера, чего он больше бы хотел: чтобы у всех были билеты или чтобы был полный вагон «зайцев»? Или для него нужен некий оптимум, чтобы он мог реализовать и профессиональные, и душевные способности (например, обязательно один «заяц» на вагон; ну два, но никак не больше)? То же самое в сказке, когда царь или дракон говорят: «Если отгадаешь, награжу, а не отгадаешь казню»

На самом деле она выполняла роль плацдарма для удара по Китаю, и проникновения на Восток Советского Союза. США, Англия и Франция видели в Японии главную ударную силу против СССР и национально-освободительного движения в Китае. На самом же деле Япония становилась для них опасным конкурентом. В 1933-1935гг. возник еще один очаг мировой войны. Но сейчас это произошло в центре Европы. В начале 1933г. правящий класс Германии решил установить нацистский режим. К власти вместе с фашизмом пришел Гитлер. «Это была открытая диктатура ставленников германского империализма с откровенными агрессивными устремлениями во внешней политике»4. В первом своем выступлении Гитлер заявил, что его целью является то, чтобы «Снова завоевать политическое могущество. На это должно быть нацелено все государственное руководство (все органы!)». Одновременно он довел свою программу: «1. Внутри страны. Не терпеть никакой деятельности, противоречащей пацифизму. Кто не изменит своих взглядов, тот должен быть смят. Уничтожить марксизм с корнем.

Казалось бы, очень простое и удобное деление, а между тем на практике оно нередко вызывает недоумение и некоторую путаницу. Дело в том, что категорию персонажа (главный, второстепенный или эпизодический) можно определять по двум различным параметрам. Первый — степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится. Второй — степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. Просто анализировать в тех случаях, когда эти параметры совпадают: например, в романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров — главный герой по обоим параметрам, Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий, Одинцова — персонажи по всем статьям второстепенные, а Ситников или Кукшина — эпизодические. Но зачастую бывает и так, что параметры персонажа не совпадают между собой; чаще всего в том случае, если второстепенное или эпизодическое с точки зрения сюжета лицо несет на себе большую содержательную нагрузку. Так, например, явно второстепенный (а если брать его необходимость для развития сюжета — так и вовсе эпизодический) персонаж романа «Что делать?» Рахметов оказывается важнейшим, главным с точки зрения воплощения авторского идеала («соль соли земли»), что Чернышевский даже специально оговаривает, беседуя с «проницательным читателем» о том, что Рахметов явился на страницы романа не для того, чтобы принять участие в сюжете, но для того, чтобы удовлетворить главному требованию художественности — соразмерности композиции: ведь если читателю не показать хотя бы краешком авторский идеал, «особенного человека», то он ошибется в оценке таких героев романа, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна

Указанный подход вовсе не так наивен, как может показаться на первый взгляд. Библию иногда называют “старейшей и мудрейшей книгой” и, несмотря на то, что некоторые другие сочинения (например, “И-цзин”, китайская “Книга Перемен”), возможно, не менее стары и мудры, Библия была и остается одним из величайших памятников древней литературы и ее популярность, как всего-навсего собрания раннееврейских и позднееврейских мифов, трудно объяснить. Случайность – непознанная закономерность, и, конечно, огромное значение Библии в современном мире не случайно. Правда, скорее всего, мнения относительно причин этой популярности у людей верующих и неверующих сильно разойдутся. Для наших целей это непринципиально, мы будем считать Библию совокупностью текстов, содержащих достаточно серьезную информацию о законах, управляющих развитием природы, общества и отдельного человека, сформулированных в соответствующей мифической или аллегорической форме, определяемой, в свою очередь, соответствующими культурными и социально-экономическими условиями.

Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения. Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров. Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость. Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения

Введение. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Психология — это наука о закономерностях возникновения, проявлении и развития психической деятельности и сознания человека. Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание — а значит, всякое, даже, наивное познание — психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных связей, посредством которых психические переживания впервые выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, лишённой всякой определённости и членораздельности, и определяются как объективные психологические факты.

Давайте теперь попробуем взглянуть на нужды, задачи и ожидания мелких рекламодателей, которые формируют более 90% финансового рынка рекламы и составляют более 99% общего их числа. Главным критерием для среднего и мелкого бизнеса является принцип достаточной эффективности. Что включает в себя это понятие? Минимум расходов на себестоимость продукции и получение средней нормы прибыли, принятой в этом сегменте товарного рынка. Мелкий и средний бизнес имеет ряд существенных ограничений — финансовых, трудовых и, наконец, возможности сбыта произведенных товаров и услуг на данной территории. И вот только на эту составляющую решающее влияние оказывает реклама. А здесь можно смело утверждать, что основным критерием эффективности рекламы является соотношение между уровнем затрат на рекламу и количеством продаж. Исходя из опросов, проведенных среди наших клиентов и коллег, также смело можно утверждать, что эффективность рекламы по сравнению с 1998 годом неуклонно падает, затраты растут, количество продаж в лучшем случае не падает.

Для правильного питания важно не только абсолютное содержание фосфора, но и соотношение его с кальцием, которое считается оптимальным для взрослого человека – 1:1,5. При избытке фосфора может происходить выведение кальция из костей, а при избытке кальция развивается мочекаменная болезнь. Магний участвует в формировании костей, регуляции работы нервной ткани, обмене углеводов и энергетическом обмене. По данным Института питания РАМН, потребность в магнии для взрослых – 400 мг в день. Почти половина этой нормы удовлетворяется хлебом и крупяными изделиями. В хлебе содержится 85 мг% магния, овсяной крупе – 116, ячневой – 96, фасоли – 103 мг%. Из других источников питания следует отметить орехи – 170–230 мг% и большинство овощей – 10–40 мг% магния. В молоке и твороге содержится относительно мало магния – 14 и 23 мг% соответственно. Однако в отличие от растительных продуктов магний находится в них в легко усвояемой форме – в виде цитрата магния (магниевой соли лимонной кислоты). В связи с этим молочные продукты, потребляемые в значительных количествах, являются существенным источником магния для организма человека. При нормальном питании организм, как правило, полностью обеспечивается магнием.

Читайте также:  Где качественно проверить зрение в москве

Понятие добросовестности используется практически во всех отраслях права: в международном публичном и частном праве, в арбитражно-процессуальном праве, в гражданском, семейном, административном. Среди зарубежных исследователей существует мнение о необходимости комплексного (межотраслевого) исследования проблемы злоупотребления правом. Какое значение следует вкладывать в понятие «добросовестность»? В гражданском праве, по наблюдениям И.Б. Новицкого, начало доброй совести используется в двух значениях. В одних случаях добрая совесть выступает в объективном значении как известное внешнее мерило, которое принимается во внимание законом, судом, применяющим закон, и которое рекомендуется членам гражданского оборота в их взаимных отношениях. По мнению И.Б. Новицкого, здесь перед нами как бы открывается новый источник, выступает параллельная или подсобная норма, призываемая к действию законом. В других случаях принимается во внимание добрая совесть в субъективном смысле как определенное сознание того или иного лица, как неведение некоторых обстоятельств, с которыми закон связывает те или иные юридические последствия (2).

Проблема творчества с точки зрения синергетики Д.С. Чернавский и Н.М. Чернавская Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать А.К. Толстой Введение Проблема творчества волновала человечество с античных времён. Тем не менее, вопрос о том, в чем состоит этот процесс и как он протекает, до сих пор остается дискуссионным. Это естественно, поскольку суть явления выяснена далеко не до конца и сам термин – творчество – употребляется в разных смыслах. По той же причине четкое и общепринятое определение феномена творчества сейчас отсутствует. Традиционно проблема творчества относится к гуманитарным наукам: философии и психологии. В этих науках было предложено несколько разных определений творчества. Среди них наиболее конструктивным, на наш взгляд, является определение творчества как генерации (непредсказуемого возникновения) новой ценной информации. Было показано, что творчество – результат интуитивного мышления и при чисто логическом подходе творчество отсутствует. Это утверждение хорошо известно специалистам логики, но может вызвать удивление (и протест) у представителей точных наук.

Роман “Отцы и дети”, по определению русского писателя Владимира Набокова, — это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова.

Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо “длинное и худое

Павел Петрович лет на двадцать старше Базарова, но, пожалуй, даже в большей степени, чем он, сохраняет в своем облике приметы молодости. Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, чтобы выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к легким, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать, нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма Павла Петровича у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая рука “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова выдают в нем ум и уверенность в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, и повышенное внимание к туалету выдает в нем, тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живущий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.

Какую же позицию отстаивает в споре Базаров? Он утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает, в любви видит только физиологическое, но не видит духовного начала. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Однако впечатление от вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в

них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, опытным знанием, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “…Он, должно быть, в военной службе служил… у него на каждой странице: На бой, на бой! за честь России!”, кстати говоря, почти дословно повторяющее мнение о Пушкине, высказанное в беседе с Тургеневым писателем-разночинцем Н. В. Успенским (автор “Отцов и детей” называл его “человеконенавидцем”).

Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки — столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет “романтической чепухой”.

Базаров — реалист, а Павел Петрович — романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” или что “Рафаэль гроша медного не стоит”. Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и поэзии, так же как и об обществе, — пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, старший из братьев Кирсановых “был мертвец”, конечно, в переносном смысле. Споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, вносили некое “бродильное начало”, будили мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.

Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 г. в одном из писем по поводу “Отцов и детей” Иван Сергеевич особо подчеркивал, что “вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса… Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко. если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели. Но “рассыропиться”, говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение…, чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки, обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову. В 1869 г. в специальной статье, посвященной “Отцам и детям”, писатель прямо указывал: “Я честно, и не только без предубежденья, но даже с сочувствием отнесся к выведенному мной типу… Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (. )… “Эта жизнь так складывалась”, — опять говорил мне опыт, — может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный… Личные мои наклонности тут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений Базарова на художества, — я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне “Отцов”… я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!” Тургенев был честен как художник в той же мере, в какой был честен как человек, созданный его воображением персонаж. Писатель не хотел идеализировать Базарова и наделил своего героя всеми теми недостатками, которыми в избытке обладали его прототипы из радикальной разночинной молодежи. Однако Тургенев не лишил Евгения и русских корней, подчеркнув, что наполовину герой вырастает из русской почвы, коренных условий русской жизни, а наполовину формируется под влиянием привнесенных из Европы новых идей. И в споре с Павлом Петровичем Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности. Там же, где Базаров не прав, в утилитарных взглядах на природу прекрасного, на литературу, на искусство, победа все равно не остается на стороне Павла Петровича.

Цель урока: проверить и закрепить знания обучающихся.

В качестве проверки знаний обучающихся предлагаются тесты по биографии и творчеству И.С. Тургенева (см. в конце книги).

Приложение к уроку. Практикум по роману «Отцы и дети»

Карточка 1

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н. Н. Страхов)

«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора. ». (М. Н. Катков)

Просмотр содержимого документа
«Урок 10. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева»

Урок 10. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева

Цель урока: проверить и закрепить знания обучающихся.

В качестве проверки знаний обучающихся предлагаются тесты по биографии и творчеству И.С. Тургенева (см. в конце книги).

Приложение к уроку. Практикум по роману «Отцы и дети»

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н. Н. Страхов)

«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора. ». (М. Н. Катков)

«Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». (Ф. М. Достоевский)

— Какое из суждений критиков о тургеневском герое ближе вашему пониманию после прочтения романа «Отцы и дети»?

— С кем из критиков вы согласны? Почему? Какие из суждений оказались для вас неожиданными?

— В чем проявляется нигилизм Базарова?

— Сформулируйте свое суждение о Базарове.

«Декабристы — наши великие отцы, Базаровы — наши блудные дети».

Читайте также:  Лексика с точки зрения стилевой принадлежности

«Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке,— это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, — и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». (А. И. Герцен)

— В чем вы можете согласиться, а в чем нет с А. И. Герценом?

— Почему Базаров — блудный сын, по мнению Герцена.

— В чем заключалась новая духовная ситуация, в которой оказались «дети» по сравнению с «отцами»?

«. В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало. Как бы желая поверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение; уж не за призраком ли я гоняюсь?» (И. С. Тургенев.)

— Каким образом представлено «новое» в романе?

— Как вы считаете, отразилось ли в образе Базарова общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?

— В каких произведениях вы встречались с проявлением «нового», до этого не описанного в литературе того времени?

«. В основании сюжета Отцов и детей» лекарский сын-бедняк, плебей, нигилист — попадает в чуждую ему атмосферу дворянской культуры. Попадает и безнадежно влюбляется в холодную аристократку, дерется на дуэли, страдает от мировой скорби не хуже байроновских героев. А всех окружающих его появление сталкивает с проблемами, о самом существовании которых они не догадывались прежде». (В. М. Маркович)

«Роман «Отцы и дети» — это «классический образец стратегии либерализма». (В. Архипов)

— Какие события романа вы считаете основными? Почему?

— С какими, доселе не виданными проблемами сталкиваются окружающие Базарова люди в связи с его появлением?

— Как вы понимаете выражение »стратегия либерализма», применительно к роману?

«. Диалог в чистом виде — главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия». (А. В. Чичерин)

«Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и четкости изображения, определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям личности». (Г. Б. Курляндская)

— Приведите примеры четкого и ясного изображения Тургеневым частных конфликтов и идейных противоречий в романе.

— Какие еще способы передачи конфликта, кроме диалога использует автор?

— В чем проявилась чуткость автора по отношению к психическим состояниям своих героев?

«. Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия, направления и т. д., сколько на общественно-психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает всего не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы на любовь к женщине. Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал». (Д. И. Овсянико-Куликовский)

— Чья точка зрения, Базарова или Павла Петровича, является более убедительной в споре?

— В чем своеобразие языка участников спора? Какова роль Х главы в романе?

«Мы видим, что Базаров относится к простым людям небрежно — почему это? Не есть ли эта небрежность нечто унаследованное им из недр прошлого? Прочитайте всю повесть, и вы увидите, что это именно так» (Максим Горький)

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде все го, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками. У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в не простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». (Д. И. Писарев.)

— Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой Базаров или чужой для людей из народа?

— Чье суждение об отношении Базарова к народу представляется вам убедительней?

— Чем заканчиваются взаимоотношения Базарова и народа?

«Базаров не упускает случая сообщить — прямо или прозрачным намеком,— что он—естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот еще одна странность в нем: о литературе «по специальности» он говорит редко и неохотно, тогда как о литературе художественной, философской, о публицистике он так или иначе вспоминает чуть ли не на каждом шагу, обнаруживая при этом обширнейшую и основательную осведомленность». (М. Еремин)

— Каким образом Тургенев оспаривает высказывания своего героя об искусстве и природе?

— Чем можно объяснить отношение Базарова к искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким пониманием его силы воздействия на человека?

— В чем смысл испытания Базарова любовью?

— Какие художественные детали, которые использовал автор в сцене первого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркнувшие всю силу и глубину его чувства?

— Сопоставьте историю любви Павла Петровича и историю любви Базарова.

«. Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди. » (Д. И. Писарев)

«. Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их. На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвечает: Люблю, Аркадий». Ему нелегко дается решение покинуть их и вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу своему отцу он прощает даже порку мужика, чего, без сомнения, не простил бы никому другому,— черта, настолько удивительная в Базарове, что кажется едва ли не художествен ной ошибкой Тургенева». (Г. Бялый)

— Как повлияли на создание образа Базарова сцены в родительском доме?

— Каковы основные моменты расхождений во взглядах отца и сына?

— Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

«Умереть так как умер Базаров,— все равно, что сделать великий подвиг. Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье». (Д. И. Писарев.)

«Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не поступаются своей верой, не продаются». (Н. Сергованцев)

— Можно ли назвать смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены в романе?

— Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрекся от «исповедуемых идеалов»?

— Какова судьба взглядов Базарова в будущем?

Спор Базарова и Кирсанова: кто прав?

Спор Базарова и Кирсанова Павла Петровича является весомым компонентом сюжета тургеневского романа «Отцы и дети».

Краткая характеристика персонажей

Заметим парадокс романа: характерным в его сюжетообразующем противостоянии является убедительное доминирование позиций представителя младшего поколения. И это, несмотря на то, что помещика Тургенева самого следовало бы отнести к буржуям-либералам!

Спор Базарова и Кирсанова Павла показан классиком как идейное противостояние двух неидеальных людей – типажей, взятых непосредственно из русской действительности.

Первый – родом из небогатой интеллигентной семьи, обладает очевидным созидательным потенциалом, однако он еще не состоялся как мужчина, как глава семьи. В нем еще много наносного, уходящего в зрелые годы.

Второй – потомственный аристократ, так и не сделавший карьеры по службе, опустошенный безнадежной любовью к светской львице княгине Р, – представляет типаж эдакого биоробота, бесцельно сибаритствующего.

Различия во внешности

Даже описывая внешность этих персонажей, автор использовал антитезу. Павел Петрович Кирсанов – мужчина 43 лет, среднего роста, выглядящий лет на семь моложе своего возраста. Он живет в свое удовольствие и по-аристократически ухожен. Следит за своей внешностью: всегда гладко выбрит, с ухоженными руками, в лаковых туфлях. Его брюки всегда выглажены, а воротнички – исключительной свежести.

Евгений Васильевич Базаров – молодой человек высокого роста с неправильными чертами продолговатого лица. При узких скулах его лоб непропорционально широкий. Зеленые глаза смотрят насмешливо и умно, нос заострен книзу.

Одет мужчина безвкусно, в мешковатые костюмы. У него длинные волосы песочного оттенка, внешность бесцветна и не запоминается. Впрочем, разговаривая с людьми, Базаров преображается, его наполняет энергия, привлекающая к нему окружающих.

Спор нового со старым

Их спор может разрешить лишь время да реальные факты. Эти персонажи настолько разные и нетерпимые друг к другу, что прийти самостоятельно к определенному согласию и логической констатации категорически не могут.

Они оба харизматичны и эгоистичны. Характерно, что спор Базарова и Кирсанова Павла в результате доходит до дуэли, к счастью, заканчивающейся комично. Попытаемся же рассудить этих спорщиков. Это вовсе не сложно, ведь мы обладаем возможностью взглянуть на предмет их несогласий, полагаясь на исторический опыт. О чем же пикируются до хрипоты представитель поколения детей и последователь взглядов отцов: Базаров и Кирсанов? Таблица споров, составленная нами по разделам, поможет представить данный конфликт мнений наглядно.

Предмет спора: какая общественная позиция наиболее актуальна для России?

Кирсанов проповедует поверхностный аристократический взгляд на существующий уклад общества, но, по большому счету, он абсолютно равнодушен к прогрессу. Его устраивает полностью существующий уклад жизни. Себя он почему-то относит к либералам, хотя никаких либеральных идей не высказывает. Это типичный отставной офицер-аристократ, на досуге занимающийся демагогией о своей прогрессивности. Как личность же он пустой, серый и бесталанный, хотя пытается произвести впечатление человека современного.

Вчерашний студент-медик является убежденным нигилистом. Существующий уклад жизни его абсолютно не устраивает. Для него не указ как дворяне-сибариты, так и забитые, бесправные крестьяне. По мнению Евгения, новую Россию следует строить, отбросив традиции и устои как первых, так и вторых, презирая чувства, относясь к природе, как к мастерской. На его взгляд, революция соответствует прогрессу. Ибо только изменив государство, можно изменить и его людей. Идейные споры Базарова и Кирсанова убедительно демонстрирует правоту первого. Не поэтому ли на его стороне автор романа?

Предмет спора: как следует относиться к крестьянству?

Павел Петрович всегда очень красиво и уважительно рассказывает о народе. Иногда, чисто по-барски, он оказывает крестьянам грошовую материальную помощь. Однако поступает так не от души, а, скорее, для форсу. В действительности же Кирсанов сторонится крестьян. Он даже не переносит их запаха, а при общении подносит к носу флакончик с одеколоном. Дворовые также чувствуют разделяющую их с барином пропасть. Для них он иностранец.

Отношение к народу Базарова деформировано радикальной теорией: он смотрит на простых людей свысока, допуская небрежные высказывания. Однако внутренний его менталитет – сродни крестьянскому. Хотя Евгений грубоват и насмешлив к дворовым, те его понимают и уважают.

Предмет спора: отношение к Богу и религии

Линии спора Кирсанова и Базарова о Боге эфемерны – это противостояние неискренно верующего и богоборца. Первый, естественно, проигрывает. Павел Петрович в вопросах свободы совести верен себе. Он представляет собой сплошную имитацию. Его вера в Бога напускная. Инициируя дуэль, он не просто показывает свою гордыню, но и покушается на убийство ближнего (Первая Заповедь). Чего уж дальше говорить?

Базаров – атеист. Он считает разум главной движущей силой мироздания. Арифметика и химия для него являются не только важнее поэзии и искусства, но и соизмеримы с ними. Это, конечно, заблуждение. Однако Евгений столь горячо в него уверовал, его позиция столь эмоциональна, что и в этом споре побеждает Кирсанова.

Спор о правильной жизненной позиции

Принципы жизни Павла Петровича сводятся к внешней стороне аристократизма. Для него это означает быть одетым с иголочки, проявлять любезность в общении. Он читает английскую прессу, следует британскому стилю. Внутренняя сторона аристократизма – генетическая связь с Родиной, коей обладали Пушкин, Толстой, Тургенев, Терещенко, Столыпин. Однако это для Кирсанова слишком сложно.

Читайте также:  К чему снится носить очки для зрения

Жизненный принцип Базарова (хоть он и отрицает наличие таковых), пожалуй, все-таки имеется. Рискнем его сформулировать. Скорей всего это – «быть, а не казаться»! Ему чуждо сибаритство дворянства. Он постоянно занят трудом, при этом веря, что лучшая награда человеку – это осязаемые, весомые результаты его работы.

Спор о пользе искусства

Эстетический уровень Павла Петровича, очевидно, находится на уровне начальных классов гимназии. Тем не менее, он проявляет снобизм, декларируя свою любовь к искусству, картинно воздевая глаза к небу. Однако при этом его взор пуст. Спор Кирсанова и Базарова (таблица это отражает) заканчивается победой ошибочных взглядов последнего. Павел Петрович, безразличный к высокому проявлению человеческого духа, аргументировать, что «красота спасет мир», не может.

Евгений Базаров – убежденный нигилист и материалист. Говоря современным языком, он «троллит» представителей искусства, даже Пушкина. Читателей обнадеживает только его наивность, ведь он толком не знает творчества гения.

Спор о любви и отношении к женщине

Павел Кирсанов, судя по своим речам, настоящий джентльмен и последний романтик. Он всегда уважительно и страстно рассуждает о дамах. Однако его биография свидетельствует лишь о блестящих любовных похождениях в молодости. Встретив такую же, как и сам, княгиню Р, охотницу за страстями, он не распознает в ней потребительского интереса к себе, и его личная жизнь терпит фиаско.

Кирсанов в угоду своему эго способен лишь обозначить свое отношение к женщине (дуэль из-за Фенечки), однако полюбить этот внутренне опустошенный человек уже не может.

Молодой Евгений Васильевич, наслушавшийся нигилистской чуши, вначале декларирует свою отрешенность от чувств, любви и т. п. Однако это не более чем ребячество. Его влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову все же пробуждает в нем глубокое чувство. Настоящее, непоказное, природное благородство проявляется в нем, когда он, одновременно умирая, прощается и объясняется в любви Одинцовой. Спор Кирсанова и Базарова (таблица наглядно сопоставляет внутреннюю природу оппонентов) проигран обоими. Правда, с небольшой поправкой. Внесем ясность: любовь женщины не панацея для мужчины, она лишь увеличительное стекло для его недостатков либо достоинств.

Базарова любовь морально возвысила, Кирсанова же – уничтожила.

Заключение

Диаметрально противоположные взгляды выказывают Базаров и Кирсанов. Таблица споров, сгруппированная по разделам, это наглядно демонстрирует. Почему же столь подробно показывает Тургенев такое противостояние? Да потому что это панорама идейного столкновения политических сил внутри России: старых, загнивающих, отживших и новых, несовершенных, но динамичных.

Вместе с этим нужно признать глубину ума классика, выбравшего именно эти темы споров Базарова и Кирсанова. Ведь если попытаться их экстраполировать на наше современное общество, то мы также получим диаметрально различные толкования от представителей разных слоев населения. Спор поколений будет продолжаться вечно.

Заканчивая, резюмируем: здоровье всякого общества зависит от баланса мнений, от умения найти компромисс и правильный путь развития. Говоря фигурально, незаконченный, «зависший в воздухе» спор Базарова и Кирсанова, накаляясь со временем, перерос в революционную ситуацию. Как грустно, что классиков вовремя не слышат!

Творческая самостоятельная работа студентов на уроках русского языка и литературы Практикум по дисциплине «Русский язык и литература» (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

« …В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себя в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало. Как бы желая поверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение; уж не за призраком ли я гоняюсь?»

Каким образом представлено «новое» в романе?

Как вы считаете, отразилось ли в образе Базарова общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?

В каких произведениях вы встречались с проявлением «нового», до этого не описанного в литературе того времени?

«…В основание сюжета «Отцов и детей» лекарский сын-бедняк, плебей, нигилист — попадает в чуждую ему атмосферу дворянской культуры. Попадает и безнадежно влюбляется в холодную аристократку, дерется на дуэли, страдает от мировой скорби ну хуже байроновских героев. А всех них которых они не догадывались прежде».

« Роман «Отцы и дети» — это «классический образец стратегии либерализма ».

Какие события романа вы считаете новыми? Почему?

С какими, доселе невиданными проблемами сталкиваются окружающие Базарова люди в связи с его появлением?

Как вы понимаете выражение «стратегия либерализма», применительно к роману?

«…Диалог в чистом виде – главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия».

« Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности четкости изображения, определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям личности».

Приведите примеры четкого и ясного изображения Тургеневым частных конфликтов и идейных противоречий в романе.

Какие еще способы передачи конфликта, кроме диалога использует автор?

В чем проявилась чуткость автора по отношению к психическим состояниям своих героев?

« Отрицание Базарова направленно не столько на идеи, понятия, направления и т. д., сколько на общественно – психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает всего не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы на любовь к женщине… Это вражда двух противоположных общественно – психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал».

Чья точка зрения, Базарова или Павла Петровича, является более убедительной в споре?

В чем своеобразие языка участников спора? Какова роль X главы в романе?

«Мы видим, что Базаров относится к простым людям небрежно – почему это? Не есть ли эта небрежность нечто усналедованное им из недров прошлого? Прочитайте всю повесть, и вы увидите, что это именно так».

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и поэтому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков».

Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой Базаров или чужой для людей из народа?

Чье суждение об отношении Базарова к народу представляется вам убедительней?

Чем заканчиваются взаимоотношения Базарова и народа?

«Базаров не выпускает случая сообщить – прямо или прозрачно намеком,- что он – естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот еще одна странность в нем: о литературе «по специальности» он говорит редко и неохотно, тогда как о литературе художественной, философской, о публицистике он так или иначе вспоминает чуть ли не на каждом шагу, обнаруживая при этом обширнейшую и основательную осведомленность».

Каким образом Тургенев оспаривает высказывания своего героя об искусстве и природе?

Чем можно объяснить отношение Базарова к искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким пониманиям его силы воздействия на человека?

В чем смысл испытания Базарова любовью?

Какие художественные детали, которые использовал автор в сцене первого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркнули всю силу и глубину его чувства?

Сопоставьте историю любви Павла Петровича и историю любви Базарова.

«…Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, , что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди…» ()

«…Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их… На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвечает: «Люблю, Аркадий». Ему нелегко дается решение покинуть их и вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать этому отцу Своему отцу он прощает даже порку мужика, чего, без сомнения, не простил бы никому другому,- черта, настолько удивительная в Базарове, что кажется едва ли не художественной ошибкой Тургенева».

Как повлияли на создание образа Базарова сцены в родительском доме?

Каковы основные моменты расхождений взглядов отца и сына?

Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

«Умереть так как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг От того, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал в себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно, твердо, не отступит перед препятствиями и не струсит перед опасностью Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, не принужденнее, чем он был в полном здоровье».

«Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом, отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не поступают со своей верой, не продаются.

Можно ли назвать смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены в романе?

Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрекся от «исповедуемых идеалов»?

Какова судьба взглядов Базарова в будущем?

Задания для самостоятельных работ по роману «Преступление и наказание»

«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов»

М. Белкин. «Читая Достоевского и Чехова».

1. В чем состояли ваши трудности во время чтения романа?

2. В чем отличие романа Достоевского от других, известных вам романов?

3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского?

Существует множество определений жанра романа: преступле­ние и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, поли­фонический роман, философско-публицистический роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определений сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой — человек идеи.

«. идея.— сила, формирующая человека, его характер. опреде­ляющая его поведение не меньше, чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это — человек идеи — го­ворил о них Достоевский. — Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда ،?страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамед­лительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит. тотчас же измениться и во всей соей жизни».

1. Кого из известных вам героев русской литературы можно на­звать человеком идеи?

2. В чем их сходство и в чем различие с героем романа «Престу­пление и наказание»?

3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа.

«Вдохновение Достоевского начинало работать тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий. »

1. Можете вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»?

2. Можно ли происходящее в романе назвать «взрывом собы­тий»? Почему?

На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов от­вечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

Источники:
  • http://school-essay.ru/kto-prav-spory-bazarova.html
  • http://multiurok.ru/files/urok-10-itoghovyi-urok-po-tvorchiestvu-i-s-turghienieva.html
  • http://fb.ru/article/173754/spor-bazarova-i-kirsanova-kto-prav
  • http://pandia.ru/text/80/187/13387-2.php