Меню Рубрики

Все точки зрения о происхождении человека

Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, иными словами, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий.

Изучением процесса антропогенеза занимается антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека.

С точки зрения естествознания необходимо, прежде всего, решать вопрос о происхождении и эволюции вида Homo sapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них.

В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответы пять основных концепций о происхождении человека:

  • 1. Креационизм — человек сотворен Богом или мировым разумом.
  • 2. Биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.
  • 3. Трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей.
  • 4. Мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.
  • 5. Космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Креационизм в антропогенезе

Эта концепция возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки, и первые ответы на вопросы о происхождении и сущности человека были даны именно религией. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно это или растение, или животное, или какой-то неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера, и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу и т.д.

В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Например, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу.

В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на 6ой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

Коран рассказывает о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более, что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них — обнаружение останков живых существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми.

Поэтому с момента возникновения науки ученые начали искать другие объяснения происхождению человека.

По степени доказательства эта точка зрения стоит ближе всего к концепции креационизма. Возникла она в 60е годы 20 в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществление заранее намеченной цели — распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания.

Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем» По его мнению, несколько млн. лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов.

Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с 15 в., в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог. но сначала 19в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в сер. 19в. разработал основные положения классического эволюционизма — теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один.

Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом животного мира Земли. Впервые эти идеи были высказаны К.Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во 2ой половине 18в. Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, заложив основы научной приматологии.

К 19в. в науке сложилось теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию.

Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч.Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:

  • — человек произошел от животных предков;
  • — человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

Во 2ой половине 20 в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ — как общих предков человека и обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком.

По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн. лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20-30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид.

Итак, древнейший предок человека и высших обезьян — рамапитек, живущий на территории от Индии до Африки. Рамапитек — останки ископаемой крупной обезьяны, по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком. Жил около 14—8 млн. лет назад.

Австралопитеки — самые древние, переходные от обезьян к человеку формы, найденные в Южной Африке и вымершие свыше 2 млн. лет назад. Эволюция их продолжалась 8 млн. лет. Австралопитеки ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Концевые фаланги пальцев у австралопитеков короткие и плоские, как у современного человека. Человек умелый.

Древнейшие люди (архантропы) — ранняя стадия становления человека. Предками их были различные ветви вида «Человек умелый»: представлены значительным числом форм. Внешне они были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело такие примитивные черты, как низкий, покатый лоб, мощное развитие надбровного валика, отсутствие подбородочного выступа; масса мозга достигала 1000г, но форма его также была примитивной. Рост мужчины был 160см. По-видимому, им была свойственна примитивная речь. Речь, умение мыслить словами называют второй сигнальной системой и характерна она только для человека. Древнейшие люди освоили огонь. Они далеко расселились на территории Старого Света. Время их существования 1,5 млн. — 200 тыс. лет.

Древние люди (палеоантропы) — жили 200—400 тыс. лет назад. Представители этой стадии названы неандертальцами. Название этого вида связано с долиной Неандерталь в Германии (XIX в.), где впервые были найдены останки этих людей. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха Великого оледенения. При большой массе мозга и черепа неандертальцы обладали еще примитивными чертами: низкий лоб и затылок, большой надглазничный валик, слабое развитие подбородочного выступа. Речь, по-видимому, была еще нечленораздельной. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветви эволюции. Одна была представлена людьми звероподобными, очень крупными, но по строению бывшими ближе к древнейшим людям: они являлись тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Они жили большими стаями, у них было разделение труда между мужчинами и женщинами. Речь была еще примитивна, но логическое мышление уже было развито. «Человек разумный» (неоантроп) — существует 40 тыс. лет. Представителем неоантропов является кроманьонец. Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кро-Маньон. Они характеризуются небывалым психическим развитием. Главной чертой было развитие интеллекта, способности к искусству. Они охраняли слабых, женщин, детей, стариков — и этим обеспечили свое процветание. Важнейший вклад этих людей в историю человечества — приручение ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений.

После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Трудовая концепция отвечает на вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека. По словам Ф.Энгельса, труд создал человека.

Таким образом, важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они привели его к очеловечиванию. происхождение человек мутационный антропогенез

Переход к прямохождению был вызван наступлением ледникового периода. Гоминидные предки не ушли к экватору, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались в вертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, стала развиваться психика. Это в свою очередь повлекло изменение анатомического строения мозга, его объем составлял 522см кубических.

Итак, прямохождение высвобождало передние конечности и постепенно превращало их в руку — орган трудовой деятельности. Изменение головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации.

Естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела, развивались верхние конечности. В ходе отбора рука научилась использовать камни и дубины, кости и зубы убитых животных для защиты от нападения, для добычи пищи.

Человеческие предки стали не только использовать, но и производить орудия труда. В своб очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека.

Мутационная концепция антропогенеза

Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными.

Одной из возможных причин стало влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по 2м направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Чижевским еще в 30е г.г. 20в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям древних обезьян.

В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн. лет северный и южный полюса менялись 4 раза. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в 2 раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Автор этой теории — Г.Н.Матюшкин.

Дополнительным фактором, вызвавшим появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн. лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнаружились залежи урановых руд. Они интенсивно влияли на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи, вызывая мутации разного рода.

В 1960-е годы ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс, запредельные нервные нагрузки.

Мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая гибель. Но он нашел замену всему тому, что у него отобрала природа. Он стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.

1.Три точки зрения на происхождение человека – божественная, космическая и биологическая.

· Согласно божественной точке зрения, человека сотворил бог. Согласно Ветхому завету, бог Яхве сотворил мир за семь дней. Он сотворил Небо и Землю в первый день. Он сотворил Свет и Тьму, то есть день и ночь во второй день. Он сотворил сушу, море и растения в третий день. Он сотворил Солнце, Луну и звёзды в четвертый день. Он сотворил небесных птиц, водных зверей и змеев в пятый день. Он сотворил наземных животных и Человека в шестой день. «И создал Бог Человека по образу Своему, по образу Бога Он создал его, самцом и самкою Он создал их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и овладевайте ею, и властвуйте над морскими рыбами и над небесными птицами, и над всеми животными, пресмыкающимися по земле». Бог завершил работу и отдался отдохновению в седьмой день. Бог вначале поселил людей в райском Саду и запретил им кушать плоды с Дерева Познания добра и зла под страхом смерти. Женщину Бог сделал из ребра мужчины. Хитрый Змей уговорил женщину попробовать плоды с Дерева Познания добра и зла, а женщина уговорила мужчину попробовать эти плоды, поэтому они догадались, что они нагие и спрятались от Бога. А Бог догадался, что они нарушили его запрет, проклял Змея и выгнал людей из Сада. Бог наказал людей тем, что лишил их вечной жизни, что женщину он обрёк в муках рожать детей, а мужчину – в поте лица добывать хлеб свой. Ева родила двух сыновей – земледельца Каина и пастуха Авеля. Каин убил Авеля и стал скитальцем. От этих первых людей произошёл род людской. В качестве вывода следует отметить, что, по моему мнению, несмотря на большое уважение к священному писанию, эта точка зрения является сомнительной из-за полного отсутствия эмпирических доказательств.

· Согласно космической точке зрения, человек произошёл от инопланетян, но эта точка зрения тоже является сомнительной из-за полного отсутствия эмпирических доказательств.

· Согласно биологической теории Ч. Дарвина, человек и человекообразные обезьяныпроизошли от общего предка. Эта точка зрения подкреплена огромным количеством эмпирических доказательств и является истинной. Первой группой доказательств является сходство строения человека и позвоночных животных – строение скелета, нервной системы, системы пищеварения, дыхания и кровообращения человека и других позвоночных, особенно млекопитающих. На ранних стадиях эмбрионального развития зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. Родство человека и животных подтверждается существованием около 90 рудиментов и атавизмов – особой мышцы, позволяющей некоторым людям двигать ушами и кожей головы, копчиковой кости, как остатка хвоста и так далее. Человек относится к отряду приматов. Наиболее близкими родственниками человека являются человекообразные обезьяны – шимпанзе, горилла и индо-малайский орангутанг. Второй группой доказательств является поразительное сходство хромосомного аппарата. Количество хромосом у всех человекообразных обезьян равно 48, тогда как у человека – 46 хромосом. Третьей группой доказательств является наличие ископаемых останков, обнаруженных археологами, которые попытались проследить и эмпирически подтвердить весь путь эволюции от обезьяны к человеку. Представители божественной точки зрения на происхождение человека даже не пытались обнаружить ископаемые останки Адама, Евы и их потомков.

Читайте также:  Что такое среда с точки зрения философии

2.Отличия человека от обезьяны, которые появились в процессе эволюции.

По моему мнению, у человека по сравнению с обезьяной появились новые функции мышления – способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению, но и у высших млекопитающих, и у человека существует способность к интуиции. У высших млекопитающих (собак, обезьян и т. д.) эта интуиция, в отличие от человека, существует в бессловесной форме.

Появление новых функций мышления привело к появлению физиологических отличий человека от обезьяны:

· Чтобы освободить руки для орудийной деятельности, человек приобрел способность к прямохождению. Это привело к изменению кисти руки и развитию большого пальца у человека, к уменьшению длины рук, к изменению стопы, которая потеряла хватательную функцию при лазании по деревьям, к изменению позвоночника (вместо формы дуги появилась S -образная форма) и таза.

· Появление речи и мышления привело к изменению в строении черепа и мозга. Мозг человека в 2-2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян, в том числе и за счет увеличения теменной, височной и лобной долей, где расположены центры новых функций мышления – способности к орудийной деятельности, речи и мышления. У человека исчезли сплошные надбровные дуги, как центр чрезмерной агрессивности. Человек приобрёл высокий лоб, слабые челюсти и маленькие клыки.

· О хорошем развитии членораздельной речи у человека свидетельствует подбородочный выступ.

3.Наличие интуиции у человека и обезьяны – это ещё одно сходство между ними.

Поведение высших млекопитающих животных построено не только на условных и безусловных инстинктах, но и на интуиции. Поведение низших животных, построенное на одних инстинкта при отсутствии интуиции, напоминает поведение автомата. Появление интуиции у животных позволило начать процесс обучения в примитивной форме, особенно у хищников. Проблема состоит в том, что такая наука, как зоопсихология, сегодня находится в самом начале своего зарождения и развития и не может предоставить исчерпывающих данных. Дарвин считал, что между психикой высших млекопитающих и человека не существует глубоких различий. Он был убеждён, что многие существа испытывают удовольствие и боль, радость и печаль, видят сны и даже обладают воображением. Дарвин защищал свою теорию в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Он сравнивал презрительную усмешку у человека с обнажением клыков с целью напугать противника у животных. По моему мнению, человек унаследовал язык жестов у животных. В 60-70 годы 19 века тема возможного наличия интеллекта у животных стала необыкновенно популярной не только в научных кругах, но и среди широкой публики. Люди писали письма в научно-популярные журналы, где излагали тысячи историй о необычайных проявления умственных способностей у домашних кошек и собак, лошадей и свиней, улиток и птиц. Даже первый в мире учёный-психолог В.Вундт не избежал этого увлечения и написал работу об умственных способностях различных живых существ – от жуков до бобров. В зрелом возрасте его отношение к этой проблеме стало более взвешенным. Друг Дарвина Дж. Романес опубликовал работу «Интеллект животных», написанную по методу анекдотов, поскольку он использовал не научные методы исследования, а непроверенные сообщения и рассказы о поведении животных. Он считал кошек самыми умными животными после обезьян и слонов и описывал пример, когда кошка его кучера могла лапой отодвинуть щеколду и открыть дверь в конюшню. У. С. Смолл исследовал поведение и самообучение белой крысы, бегающей по лабиринту. Ч. Г. Тернер исследовал поведение муравьёв. В 20 веке мода на исследования в сфере зоопсихологии прошла, так как эти исследования не имели практической пользы.

В начале 20 века практически каждый образованный человек на Западе читал про коня по кличке Умный Ганс. Этот конь, якобы, умел складывать, вычитать, оперировать простыми и десятичными дробями, читать, составлять слова, указывать время, различать цвета, идентифицировать предметы, показывать чудеса памяти. Он отвечал на поставленные вопросы либо постукивая копытом определённое количество раз, либо кивая головой в направлении нужного предмета или букв. Владелец коня отставной учитель математики В. фон Остен был искренне уверен, что этот конь мыслит как человек и просто этому коню не хватает достаточного уровня образования. Психолог О. Фунгст расследовал этот случай и доказал, что конь был обучен начинать и прекращать топать ногой, повинуясь непроизвольным кивкам головой любого человека, и получая подкрепление в форме морковки или кусочка сахара за, якобы, правильный ответ. Поэтому Ганс не мог правильно отвечать на вопросы людей, которые сами не знали правильного ответа и не могли непроизвольно кивать в ответ. Этот случай заставил психологов более скептически относиться ко всякого рода заявлениям о разуме животных. По моему мнению, можно сделать вывод, что у высших млекопитающих есть способность к интуиции и отсутствует способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактно-логическому мышлению. Интуиция – это восприятие окружающего мира человеком или животным с помощью бессознательного, когда на основании прошлого опыта и без всяких размышлений откуда-то из глубин подсознания у них всплывает готовый рецепт решения проблемы или готовый план действий в форме предчувствия

4.Биологическое и социальное в человеке.

Человек – это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде, Как и все живые организмы, человек растёт, стареет и умирает. Но разум человека способен сформироваться только в обществе. Ребёнок, полностью изолированный от других людей как Маугли, не сможет научиться говорить, мыслить, не получит технических способностей. Только общество может развить эти способности, может научить ребёнка. Поведение животных в большой степени обусловлено врожденными инстинктами, передаваемыми по наследству, животное часто действует как запрограммированный автомат. Поведение человека в большой степени есть результат процесса обучения.

Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Иногда несколько разных видов гоминид, находящихся на разных «уровнях» близости к человеку, сосуществовали в одном и том же месте, в одно и то же время.

Приматы появились 65 млн. лет назад. Из общей массы живых существ они выделялись своим интеллектом, у них наибольший объём мозга по отношению к размерам тела. Около 12 млн. лет назад приматы начали развиваться по двум разным линиям – таким образом, люди отделились от больших обезьян, наших ближайших родственников. Но общность происхождения очевидна по чертам, которые люди разделяют с шимпанзе, гориллами и орангутангами: чрезвычайная общительность, длительная забота о младенцах и способность к коллективной защите, способность прямо ходить и кисти рук, способные манипулировать предметами. Около 3 млн. лет назад наши предки сошли с деревьев в высокие травы Центральной Африки. Там, передвигаясь на двух ногах, они усвоили преимущества коллективной охоты и начали пользоваться огнём, орудиями и оружием. Они строили примитивные укрытия и шили примитивную одежду. 250 тыс. лет назад появился наш собственный вид – Homo sapiens (лат. «человек разумный»). 40 тыс. лет назад по Земле ходили люди, которые ничем внешне не отличались от современных людей. 12 тыс. лет назад в Египте и Двуречье возникли первые цивилизации.

Неандертальцы населяли Европу и Западную Азию (от Испании до Узбекистана) 200 000 — 28 000 лет назад. Климат тогда был холоднее, и за время существования неандертальцев несколько раз наступали ледниковые эпохи. Неандертальцы, по всей видимости, НЕ являются прямыми предками совр. людей, они независимо произошли от питекантропов. Неандертальцы отличаются от современного человека более низким лбом, выступающим затылком, надбровными дугами. Объем мозга — как у современных людей или даже больше. Неандертальцы уже умели разводить огонь, они питались почти исключительно мясом (охота), каннибализм у них был очень распространен. У них появились первые мистические/религиозные верования: они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы цветами. Культура неандертальцев («мустьерская») — это, прежде всего, обоюдоострые рубила, заточенные более качественно, чем аналогичные орудия предков; а также разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время, уже во время контактов с сапиенсами у неандертальцев появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде «флейт» — кости с просверленными дырочками, «скульптуры»).

· Homo sapiens – человек разумный .

Объем мозга у представителей этого вида — в среднем 1300 куб. см. Уплощенный, высокий, почти вертикальный лоб. Надбровные дуги редуцированы. Возраст древнейших находок в Африке — 130 000 лет. Примерно 50-55 тыс. лет назад началась великая экспансия H omo sapiens. Вначале, по-видимому, они двинулись в южную и юго-восточную Азию, где не было неандертальцев. Представители этой «волны» расселения проникли в Австралию (около 50 тыс. лет назад), где, по-видимому, вызвали чрезвычайно быстрое опустынивание континента и массовое вымирание крупных животных. Из костей древнейшего австралийца, возрастом около 50 тыс. лет, удалось извлечь митохондриальную ДНК — она оказалась весьма отличной от того, что встречается у современных людей. Это говорит, по крайней мере, о нескольких волнах расселения сапиенсов, и о том, что некоторые из этих волн могли не оставить потомков среди современных людей. Несколько позже (40-35 тыс. лет назад) произошло вторжение сапиенсов в «исконные земли» неандертальцев — Европу. Довольно долго (40-28 тыс. лет назад) сапиенсы и неандертальцы жили на одной территории. Вероятно, неандертальцы были постепенно вытеснены сапиенсами, хотя подробности этой борьбы до сих пор не известны (были ли прямые столкновения или только конкурентное вытеснение за счет более эффективных методов охоты?). У сапиенсов, хлынувших в Европу, в самом начале этой экспансии произошел качественный скачок в культурном развитии. В археологии этот момент соответствует переходу от среднего палеолита (т.н. мустьерская культура, носителями которой были преимущественно неандертальцы) к позднему палеолиту. Европейских сапиенсов возрастом 40 тыс. лет и менее традиционно называют кроманьонцами. У них впервые появилось настоящее искусство (наскальная живопись); резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты. Последнее, впрочем, имело и негативный эффект в форме возможной роли первобытных охотников в массовом вымирании крупных животных примерно 10 тыс. лет назад. Согласно одной из гипотез, расовые различия современных людей унаследованы от H omo erectus; человек современного типа независимо развился в нескольких районах из местных популяций H omo erectus. Согласно другой гипотезе, современный человек появился лишь однажды в каком-то небольшом районе (в Африке), оттуда он расселился по всему Старому Свету, вытеснив (истребив) всех архаичных людей — питекантропов и неандертальцев. Молекулярные данные свидетельствуют в пользу второй гипотезы — единого происхождения H omo sapiens примерно 150-200 тысяч лет назад. Все современные люди весьма мало отличаются друг от друга генетически (генетические различия между расами людей в целом меньше, чем между разными особями шимпанзе в одном стаде).

Вопросы для размышления.

1. Почему сегодня не существует промежуточных видов между обезьяной и человеком? По каким причинам и в результате чего они исчезли?

2. Какие сомнительные доказательства свидетельствуют о посещениях Земли инопланетянами в прошлом и настоящем?

3. Существует теория о том, что обезьяны – это результат деградации человека. Как можно опровергнуть эту теорию?

Гипотезы происхождения человека. Основные гипотезы происхождения человека на Земле, теории

Откуда зародилась жизнь на Земле? Что послужило причиной возникновения самой нашей планеты и даже всей Солнечной системы? Эти вопросы, на которые практически невозможно найти ответ, интересуют весь мир испокон веков.

Ученые умы, религиозные деятели и простой народ век за веком рассуждают о том, как произошел человек, в чем его предназначение? Что это? Божий умысел или же хитрости природы, естественный процесс эволюции? Действие теории Дарвина?

Анализ гипотез происхождения человека — штука весьма занятная. Именно об этом и пойдет речь в нашей статье. Конечно, окончательные ответы на все вопросы в этом отношении дать пока невозможно, но кто знает, может, в ближайшем будущем одна из самых главных тайн этого мира будет раскрыта.

Основные мнения

Гипотезы происхождения человека существуют в огромном количестве, и выбрать из них единственно верную попросту не представляется возможным. Однако долгие годы систематизации знаний и получаемой информации позволяют выделить три основных предположения о заре человечества и появлении людей на Земле.

По большому счету, определить эти основные предположения совершенно не сложно. Наиболее распространенным на данный момент мнением является утверждение естественного происхождения человека в результате процесса эволюции. Именно эту теорию можно назвать наиболее рационально обоснованной, что и позволило ей снискать столь большое количество приверженцев.

Другие две гипотезы происхождения человека излишней логикой похвастаться не могут, однако, имея определенное очарование, пользуются большой популярностью у романтических натур и людей, приближенных к религии. Конечно, речь идет о сверхъестественных силах.

Мнение о божественном происхождении человека бытует по всему миру в самых разнообразных вариациях, порой шокирующих своей экстравагантностью. Для примера можно взять христианскую доктрину, согласно которой из праха земного был сотворен Адам – первый человек в истории мира. Античная мифология имеет несколько иную, хотя и не менее божественную трактовку данного явления, не говоря уже о древних шумерах или египтянах.

Тем не менее, все эти предположения роднит одно – человека создал Бог, причем это не обязательно традиционное представление о Всевышнем – достаточно некоторого оттенка сверхъестественности, вплоть до представления о некоем высшем разуме, сотворившем мир.

Другое же ответвление мнений упирается в инопланетное вмешательство. В данном случае речь чаще всего идет об искусственном заселении планеты некими более развитыми внеземными существами.

В действии эти 3 гипотезы происхождения человека часто показываются во всевозможных фильмах и описываются в самой разнообразной литературе.

Люди столь непостоянны…

Следует обратить внимание на то, что перечисленные гипотезы происхождения человека только на данном этапе мирно сосуществуют. Если обратить внимание на сам процесс развития человечества, можно заметить, сколь переменчивы его взгляды на мир.

К примеру, о естественном, а уж тем более космическом происхождении человечества в средние века нельзя было даже заикнуться, если, конечно, не хотелось закончить свое существование на костре инквизиции. Это эпоха полного доминирования религии над всеми остальными сферами жизни и деятельности. В этот период попросту невозможно было предположить ничего иного, кроме как божественного происхождения. Абсолютная всепоглощающая вера долгое время затмевала все остальное, заставляя человечество существовать в строго очерченных рамках – между адом и раем.

Иные гипотезы происхождения человека существовали и до этого. Аристотель, к примеру, апеллировал к животному происхождению всего нашего рода.

Одним словом, в тот или иной временной промежуток мир склонялся к самым разнообразным точкам зрения. На сегодняшний же день теории мирно сосуществуют, не мешая друг другу.

Животное начало в нас

Рассматривая гипотезы происхождения человека, начать следует, пожалуй, с эволюционной, или, как ее еще называют, естественной. Как уже говорилось ранее, мысли об этом возникали еще в Древней Греции. Аристотель называл человека «политическим животным», акцентируя внимание именно на этой составляющей нашего естества.

С научной же точки зрения данная гипотеза происхождения человека от обезьяны базируется на естественном развитии организма под влиянием различных внешних факторов, таких как среда обитания, необходимость трудовой деятельности и выживания.

Повинуясь категории авторитета, современный мир выбрал основателя данного предположения. Так уж принято, что эволюционную гипотезу о происхождении человека выдвинул Чарльз Дарвин. Нельзя отрицать, именно ему принадлежит первая точная ее формулировка, однако мысли на этот счет возникали значительно раньше.

Первые люди

Согласно этой теории, предшественниками людей можно считать австралопитеков – прямоходящих приматов достаточно низкой организации. Данная разновидность вела уже наземный образ жизни и, унаследовав ряд качеств от своих предшественников, усовершенствовала их и развила новые.

Австралопитекам был свойствен стадный образ жизни и довольно развитая способность приспособления различных предметов под собственные нужды. Конечно, в данном случае речь еще не идет о высокоразвитой организации, однако использование подручных средств для добывания пищи было им вполне свойственно.

Читайте также:  Почему нельзя заниматься боксом с плохим зрением

Что касается внешних данных наших далеких-далеких предков, найденные останки позволяют говорить о том, что австралопитеки отличались сравнительно небольшими размерами – это были коренастые приматы, рост которых не превышал 130 сантиметров. Мозговой отдел их имел довольно большой размер, в то время как лицевая часть была развита незначительно и отличалась укороченным строением.

Питекантропы

Останки следующих в развитии предшественников рода человеческого были обнаружены на острове Ява Е. Дюбуа. От предыдущей «версии» питекантропы отличались более развитым строением черепной коробки, более крупными размерами. Кроме того, если австралопитеки еще не были в полной мере прямоходящими, следующие за ними питекантропы уже имели эту особенность. Кроме того, есть свидетельства того, что уже на этой стадии древний человек использовал в своих целях огонь, что стало весьма значительной ступенью в развитии.

Палеоантроп

В современном мире последователи питекантропов более известны как неандертальцы. На этом этапе человек уже научился не только использовать огонь, но и значительно усовершенствовал орудия труда и жизненный уклад. Археологам удалось найти многочисленные стоянки, которые свидетельствовали о куда более высокой организации.

По телосложению неандертальцы значительно больше походили на современного человека, чем их предшественники. Их рост достигал почти 165 см, но черепная коробка все еще значительно отличалась от современной.

Самые близкие к нам

Наконец, естественная эволюция позволила нашим далеким предкам максимально близко подойти к современному облику, хотя, конечно, все еще были и значительные отличия.

Кроманьонцы, или неоантропы, имели высокий рост, обусловленный развитыми длинными голенями, мощный торс и хорошо развитую мускулатуру. Пользовались они не только деревянными, но и кремниевыми, костяными орудиями, которые в больших количествах удавалось находить исследователям на территории многочисленных стоянок.

Неоантропы не имели какого-либо конкретного ареала обитания – их останки находились практически по всему миру на тех территориях, которые были пригодны для жизни человека.

В целом об эволюции

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить основной принцип данной гипотезы происхождения человека, который заключается в естественном развитии под влиянием внешних факторов.

Начало формирования современного человека, согласно этой теории, было положено примерно три миллиона лет назад. Найденные стоянки и останки наших возможных предков дают четкое представление о том, как именно происходило формирование наших предков, чему они учились от столетия к столетию, прежде чем полетели в космос или изобрели лекарство от самых сложных заболеваний.

Основной минус гипотезы

Несмотря на максимальную рациональность данного предположения и вещественные доказательства развития рода человеческого, эволюционистов можно сбить с толку всего одной фразой: «А откуда тогда взялись приматы?» Распространенные гипотезы происхождения человека во взаимодействии приводят к бесконечному вопросу: «Откуда?» Чем дальше углубляться в эволюцию, тем четче и шире становится эта самая дилемма, которую можно назвать главным козырем приверженцев гипотезы божественного происхождения.

По образу и подобию

Религиозная гипотеза происхождения человека является второй, а в некоторые периоды истории и первой по популярности. Как уже говорилось ранее, базируется она на том, что весь мир был создан неким божественным началом, высшим разумом, Абсолютом.

Самым ярким примером такого мнения можно назвать ту же самую христианскую доктрину, которая не допускает иного происхождения рода человеческого.

Несмотря на достаточно кардинальные различия между мировыми религиями, практически во всех происхождение мира сводится именно к божественному началу – акту творения.

А доказательства где?

Конечно, у данного предположения есть как свои преимущества, так и существенные минусы, основным из которых можно назвать отсутствие каких-либо доказательств правомерности. Если гипотеза Дарвина о происхождении человека опиралась на факты – археологические находки, естественный процесс развития, наблюдения за природой в целом, то гипотеза божественного происхождения в этом отношении бессильна, поскольку базируется на вере, а она, как известно, довольно относительна.

Тем не менее, креационистов это не особенно смущает, поскольку, как ни крути, в современном человеке есть то, что нельзя просто так объяснить с научной точки зрения. Критикуя другие распространенные гипотезы происхождения человека, они чаще всего апеллируют к тому факту, что искусственно невозможно воспроизвести полноценный глаз человека.

Даже Чарльз Дарвин, которого принято называть основателем эволюционной теории, говорил о том, что естественным образом столь совершенная система развиться не могла.

В некотором роде это, конечно, оспаривает популярную гипотезу эволюционного происхождения, однако где вероятность того, что просто человеческое знание еще не достигло того уровня, чтобы организация данной системы стала понятна?

Еще одним аргументом сторонников гипотезы происхождения человека при участии божественного начала является генетика. Дело в том, что все исследования и полученные данные говорят о том, что геном человека направлен на стабилизацию, а не развитие. Основная его задача – сохранение внешнего вида всего организма, а не его изменение, что ставит под сомнение естественный процесс преобразования австралопитека в современного жителя мегаполиса.

Если первые два предположения, в принципе, требовали определенных пояснений, то в этом случае все понятно. Космическая гипотеза происхождения человека утверждает, что все мы сегодня живем благодаря инопланетному вмешательству. Кто-то говорит о том, что современное человечество было создано в качестве затейливого эксперимента. Иные видят это как спасение вида путем переселения на другую планету.

Современные гипотезы о происхождении человека в целом тем или иным образом сводятся к космическому пространству. Это неудивительно, ведь именно космос представляет на данный момент наибольший интерес с научной точки зрения в силу своей неизученности. Учитывая бесконечный масштаб миллионов галактик, сложно поверить, что земляне действительно единственные живые существа.

Более подробно о космическом

Само происхождение человека, теории и гипотезы относительно зарождения жизни на Земле в целом – явление весьма и весьма увлекательное. Даже описанная модель образования рода человеческого имеет практически бесконечные ответвления и особенности.

Различные гипотезы происхождения человека – дело вполне обычное в наши дни, однако существование нескольких мнений в одном ключевом нельзя оставлять без внимания.

К примеру, несмотря на то что все мы пришли из космических пространств, произойти это могло путем скрещивания приматов, обитавших тогда на Земле, с более высокоразвитыми инопланетянами. Есть и другое предположение – эксперименты в генной инженерии, гомункулярный способ создания.

Некоторые предположения, вписывающиеся в космическую гипотезу, кажутся попросту забавными, однако все же имеют право на существование.

Самые странные предположения

Теперь, когда мы рассмотрели все основные гипотезы происхождения человека кратко, обратим внимание на самое необычное, что придумывал человеческий ум в этом отношении.

Теренс Маккена, к примеру, не отрицает происхождение от обезьяны, однако в качестве катализатора эволюции он предложил… галюциногенные грибы.

Впрочем, не менее оригинальная теория принадлежит психологу Джулиану Джейнсу, предложившему идею «двухпалатного разума». Автор гипотезы изучил античную литературу, на основании которой сделал вывод, что наши доисторические предки вовсе не совершали самостоятельных поступков, а только выполняли поручения так называемых богов. Одним словом, по мнению психолога, причиной эволюции стала особая форма шизофрении. Согласно данной теории, полушария мозга предшественников современного человека работали автономно – одно отвечало за повседневные задачи, а другое — за осознание необычных явлений.

Основным минусом в этой системе был единый языковой центр, который попросту не мог справиться со столь сложными мозговыми процессами и приводил к галлюцинациям. Если рассматривать картину целостно, ситуация следующая: полушариям периодически приходилось общаться друг с другом, и в этом случае голос одного рассматривался как наставления свыше, поскольку самосознание на тот период было для человека невозможным.

В подтверждение собственной теории Джулиан Джейнс приводил пример воображаемых друзей, которых придумывают себе многие дети. Более радикальным доказательством правомерности своей гипотезы психолог считал раздвоение личности.

Чуть менее странным предположением отличился преподаватель Оксфордского университета Колин Блэкмор, выдвинувший теорию о генной мутации. Согласно его предположению, развитие человечества произошло совершенно случайно – небольшое отклонение привело к появлению более сильного, приспособленного к выживанию индивидуума. Поскольку именно этот фактор способствовал в наибольшей мере продолжению рода, он постепенно закрепился, и мутация стала постоянной, совершенствуясь в дальнейшем.

В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что последние исследования генома человека привели к обнаружению уникального гена SRGAP2, аналогов которому нет больше ни в одном живом организме на планете. Дело в том, что отвечает этот ген именно за развитие мозга. И тот факт, что он присущ только человеку, в некотором роде подтверждает теорию о мутации, которая позволила сделать столь значительный скачок в эволюции.

Примечательно, что все попытки вживления данного гена в другие организмы не увенчались успехом и приводили к гибели подопытных животных. У человека же, как выяснилось, имеются его «резервные копии», которые, по мнению ученых, призваны заменить основной в случае его отсутствия или повреждения. На самом деле полноценная копия первоначальной версии SRGAP2 в ДНК человека есть только в одном варианте. Помимо него имеется так называемый «генетический мусор», который, хоть и имеет аналогичную структуру, не может быть полноценной заменой.

Искусство и происхождение человека

Происхождение человека, теории и гипотезы о нем, как говорилось ранее, многократно были отражены в искусстве и культуре. Различные вариации представлений о божественном начале встречаются сплошь и рядом в кинематографе, живописи, скульптуре, не говоря уже о литературе, основой для которой в той или иной мере является Библия.

Основные гипотезы происхождения человека постоянно оспариваются, дополняются, переиначиваются и подгоняются под современный лад, что, естественно, не может не отражаться на развитии культуры.

Вспомнить, к примеру, «Планету обезьян» Стенли Кубрика. Или культовый «Интерстеллар» Кристофера Нолана, в котором очень ярко обыгрывается идея временного и пространственного перемещения, заселения планет новыми людьми? Или «Люси» Люка Бессона, в котором смешиваются, по большому счету, все основные гипотезы происхождения человека…

Вся сложность заключается в том, что среди всего этого многообразия идей и мнений невозможно выделить единственное верное. Все предположения в той или иной степени кажутся логичными, обоснованными и понятными. Гипотезы происхождения человека кратко описаны в школьных учебниках всего мира, фундаментально изложены в научных трудах великих умов, но все равно это не привело к решению самого главного вопроса.

Кто знает… Может быть, человечество уже стоит на пороге грандиозного открытия, а может, ему никогда не суждено постичь эту истину. Время все расставит на свои места.

Происхождение человека

Человек — предмет изучения как наук о природе (естествознания), так и наук о духе (гуманитарного и социального познания). Между естественными и гуманитарными науками ведется непрерывный диалог по проблеме человека, обмен информацией, теоретическими моделями, методами и т.п.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Следует учитывать также, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные.

С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в изучении человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Таким образом, можно определенно утверждать, что проблема человека имеет междисциплинарный характер, а современный естественнонаучный взгляд на человека представляет собой комплексное знание, получаемое в рамках различных дисциплин. Целостный взгляд на человека, его сущность и природу невозможен также без привлечения данных гуманитарного и социального познания и философии.

Возникновение научной антропологии. Теория происхождения человека от антропоидных обезьян

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека. Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза.

Первоначальное представление о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях. Позднее появились различные версии религиозного взгляда на происхождение человека.

Так, например, в христианстве считается, что первый человек Адам был создан Богом из праха, а первая женщина Ева — из ребра Адама. Независимо от конкретной версии сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные вопросы, сопровождающие и составляющие творческий, божественный акт, есть тайна.

Однако уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. Но античные представления о происхождении человека имели умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обобщения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов.

Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвиным теории эволюции.

Немецкий биолог Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (обезьяночеловек). Он же высказал предположение, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку. Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к прямохождению. Их останки найдены в Индии.

В 1960 г. английский археолог Л. Лики нашел в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн лет. Объем мозга составлял 670 см 3 . В этих же слоях были найдены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов. Позднее в Кении были обнаружены останки существ того же типа возрастом 5,5 млн лет.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразной обезьяны. Именно тогда разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Современные данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки — 66%. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. Однако исследование морфологических признаков свидетельствует о том, что больше всего сходства у человека с гориллой — 385. Далее идет шимпанзе — 369, орангутанг — 359 и гиббон — 117.

Человекообразные обезьяны более сходны с человеком, чем с низшими обезьянами, однако, поскольку предки у низших и высших обезьян были общие, между ними все же обнаруживается сходство, тогда как при сравнении низших обезьян с человеком сходство отсутствует.

Что было причиной появления человека в конкретном месте? В Восточной Африке отмечены выходы урановых пород и зафиксирована повышенная радиация, что, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами.

Возникший вид, физически более слабый, чем окружающие, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни. Все это способствовало возникновению разума — мощного инструмента слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» («южная обезьяна») относят к австралопитекам, останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но, по-видимому, этого было достаточно для создания орудий труда.

В 1891 г. на острове Ява были обнаружены останки питекантропа, предсказанного Геккелем. Существа, жившие 0,5 млн лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см 3 . Они уже применяли ножи, сверла, ручные рубила.

В 1920-е годы в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не обладал речью.

В 1856 г. в Германии обнаружены останки существа, жившего 150-40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, сравнимый с мозгом современного человека, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку. Неандерталец жил в пещерах, охотился на мамонтов. Умерших сородичей неандертальцы хоронили, что было отмечено впервые.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа (названного кроманьонец), близкого по облику и объему черепа (до 1600 см ‘) к современному человеку, имеющему рост 180 см. Возраст его определен — от 40 до 15 тыс. лет. Это — человек разумный. В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки — светлая кожа у белых и т.п.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «человек умелый» (австралопитек), «человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «человек неандертальский», «человек разумный» (кроманьонец).

Читайте также:  С социальной точки зрения религия представляет собой

После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

Антропологи начала XXI в. утверждают, что человек современного типа возник более 100 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иофета.

В соответствии с этой версией, питекантроп, синантроп и неандерталец — не предки современного человека, а различные группы гоминид (человекообразных существ), вытесненных «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу этой гипотезы свидетельствуют генетические исследования, однако они признаются ненадежными некоторыми антропологами и палеонтологами.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человека утверждает, что только архаичные люди возникли в Восточной Африке, а современные — возникли там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн лет назад. Эта гипотеза основывается на пачеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, жившими в тех же местах.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна, и промежуточные виды до сих пор в полном объеме не известны. Невозможно обнаружить ту точку, в которой биогенез сменился антропогенезом, долгое время биологические и социальные факторы действовали параллельно. Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антропогенеза остается все еше неполной, многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогенеза не имел линейного характера.

Эволюция не только человека, но и всего живого осуществляется путем постепенного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна линия приводит, в конце концов, к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы.

Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

Гипотеза происхождения людей от проточеловека (Homo pre-Sapiens)

Десять вопросов без ответа

Теория происхождения людей от человекообразных обезьян в естествознании в целом считается установленной. Однако например, осмотрительный Ч. Дарвин не употреблял формулировки «человек произошел от обезьяны». В его книге«Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) этой формулировки нет. Даже спустя 12 лет в специальной работе «Происхождение человека и половой отбор» он пишет лишь об эволюции вообще, совершенно не касаясь «промежуточного звена».

О происхождении человека от обезьяны заявили в 1863 г. дарвинисты Фохт, Гексли и Геккель. Именно Геккель говорил о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного Линнеем «человека троглодитового», названного Геккелем «обезьяночеловек, лишенный речи».

Вместе с тем такой подход к истории возникновения человека вызывал и продолжает вызывать множество вопросов, остающихся и до настоящего времени без ответа. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, и слабые руки явно не приспособлены для быстрого лазания и скачков по деревьям.

Следы двух стоп в окаменевшем вулканическом пепле (Танзании), датируемые 3,5 млн лет назад, доказывают, что выпрямленноедвуногое хождение на миллионы лет предшествовало труду. Труд привел к совершенствованию прямохождения, но прямохождение — предпосылка для освобождения передних конечностей для труда. Почему обезьяньи предки, спустившись с деревьев, выбрали столь странный способ передвижения, хотя четвероногий ход более легок, быстр и используется всеми нынешними обезьянами?

Почему так укоротились и ослабели передние конечности людей, хотя сильные руки дают явные преимущества в охоте и труде, особенно с примитивными орудиями?

Почему не перешли к труду живущие шимпанзе или вымершие австралопитековые, хотя они миллионы лет были полу прямоходящими, употребляли мясо и часто использовали палки и кости? Следовательно, не труд создал человека (как полагал Энгельс), а труд и речь.

Если предки человека были охотниками (известная картина «Охота древних «людей» на мамонта») и питались мясом, то почему их челюсти и зубы были слабы для сырого мяса, а кишечник относительно тела почти вдвое длиннее, чем у плотоядных животных? Причем челюсти уменьшены у самых ранних прямоходящих животных (пре- зинджантропов), хотя они не знали огня и размягчать на нем пищу не могли. Чем же тогда питались предки человека?

Почему у человека исчез шерстный покров на теле? Хотя ночи в Юго-Восточной Африке весьма прохладные и все, живущие там обезьяны, сохраняют шерсть.

Как животные, предки людей, при медлительности передвижения и отсутствия орудий, кроме жалких палок и камней, спасались от хищников?

Почему разумные люди в массовом порядке (войны) убивают друг друга?

Почему человек расселился по всей Земле?

Столь многочисленные тайны в реконструкции исходной формы человека свидетельствуют о том, что в современной теории антропогенеза есть какой-то крупный пробел.

На все перечисленные и многие другие вопросы о происхождении человека дала убедительные ответы гипотеза, выдвинутая в 1970-е годы советским исследователем, профессором Б.Ф. Поршневым.

Тридцать пять миллионов лет назад от древних насекомоядных млекопитающих обособилась группа первичных животных(рис. 4.1), от которой между десятью и семью миллионами лет назад образовался предковый ствол африканских человекообразных обезьян (гиббон, горилла).

Между семью и шестью миллионами лет назад общий с африканскими человекообразными обезьянами предковый ствол разделился на две части: гоминоидную линию (семейство троглодитидов) и понгидную линию (высшие древние антропоидные обезьяны: бонобо, шимпанзе).

Прямоходящие, двуногие, двурукие, но бессловесные троглодитиды были еще не люди, но уже и не обезьяны.

Если непредвзято поставить вопрос об отличительных признаках человека, данных опытом истории, и которые не могут быть распространены на животных, то таких признаков оказывается только два.

  • Люди — единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление.
  • Люди — единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление — его деабсурдизация.

Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенно правильно — дает картину нервного срыва, сконструировать абсурд его нервная система не способна.

В семействе троглодитидов отчетливо выделяются три рода: австралопитеки, археоантропы и палеоантропы. Низшая форма, австралопитеки, по объему и строению мозга, по морфологии головы, — весьма похожа на антропных обезьян, но радикально отличается от них прямохождением.

Высшая форма прямоходящих палеоантропов, по строению тела, черепа, мозга — в высшей степени похожа на человека.

Троглодитиды, начиная с австралопитековых и кончая палеоантроповыми, умели лишь находить и осваивать кости и трупы умерших и убитых хищниками животных. Но и это было для них весьма сложной задачей. Ни зубы, ни ногти, как жевательные мышцы и пищеварительный аппарат, не были приспособлены к подобному «трудовому занятию». Овладеть же костным и головным мозгом и пробить толстые кожные покровы помог им лишь навык, восходящий к инстинкту разбивания камнями орехов, моллюсков, рептилий, проявляющийся повсеместно в филогенезе обезьян. Это была чисто биологическая адаптация к принципиально новому способу питания — некрофагии.

Троглодитиды не только не убивали крупных животных, но и имели жесткий инстинкт ни в коем случае не убивать, иначе разрушилась бы их хрупкая биологическая ниша в биоценозе.

Прямоходящие высшие приматы-разбиватели одновременно должны были оказаться и носильщиками, поскольку им приходилось или нести камни к местонахождению мясной пиши, или нести пишу к камням. Поэтому троглодитиды и были прямоходящими: верхние конечности должны были быть освобождены от функции раскачивания (на деревьях) для выполнения функции ношения. Так что «орудия труда» в нижнем и среднем палеолите были средствами разделки останков крупных животных и абсолютно ничем более. В этом процессе выделяются три больших этапа.

Первый этап — на уровне австралопитеков. Время богатейшей фауны хищников-убийц. И австралопитеки, видимо, использовали тогда даже не обильные запасы мяса, оставляемые могучими хищниками, а только костный и головной мозг, для чего только требовалось лишь расчленить и разбить кости. Для этого достаточно было использовать обычные камни, поэтому-то ископаемые австралопитеки и не оставили «орудий своего труда», им этого умения пока еще не требовалось.

Костный мозг травоядных составляет величину порядка 5% их массы, так что у того же умершего древнего слона этого высокопитательного вещества было 200-300 кг, плюс столько же весил головной мозг. Претендентов на эту богатую протеином пищу практически не было, за исключением грызунов и насекомых.

Во втором этапе проявился глубокий кризис хищной фауны, отмеченный полным вымиранием хищников-убийц. Следовательно, и австралопитеки то же были обречены на вымирание. Лишь одна ветвь триглодитид пережила кризис и дала совершенно обновленную картину экологии и морфологии — археоантропы. Роль собирателей и аккумуляторов относительно свежих трупов сыграли широко разветвленные течения рек. Все достоверно локализованные нижнепалеолитические стоянки расположены у изгибов рек, у древних отмелей и перекатов и т.п., — природных ловушек для плывущих и волочащихся по дну туш. Задачей археоантропов было пробивать их шкуры и рассекать связки камнями в форме рубил.

Таким образом, на этом этапе развилось поедание не только мозга, но уже и мяса, вероятно, в соперничестве с пернатыми хищниками-стервятниками.

Третий этап характеризуется наступлением кризиса в связи с разрастанием фауны так называемых пещерных хищников (пещерные львы, медведи). На долю рек стала приходиться малая часть общей массы умирающих травоядных животных. Род археоантропов был обречен тем самым на затухание. И снова лишь одна ветвь вышла из кризиса морфологически и экологически обновленной — палеоантропы (троглодиты). Их источники мясной пищи уже нельзя описать однозначно. Их камни все более приспособлены для резания и разделки мяса животных и рыб, поврежденных хищниками, хотя их по- прежнему привлекает извлечение мозга. Этот род уже способен расселяться в поисках пищи, но они по-прежнему ни на кого не охотились.

Однако и этому третьему этапу приходит конец вместе со следующим зигзагом флуктуации фауны и флоры в позднем плейстоцене.

В четвертичном периоде кайнозойской эры (плейстоцене) наступило похолодание (рис. 4.3), что привело к оледенению большойчасти Земли. Наступил ледниковый период с распространением льдов на значительной части даже Южного полушария. Погибли многие виды древесных растений. Шла интенсивная эволюция млекопитающих со сменой фауны и вымиранием видов. Новые формирующиеся в конце среднего плейстоцена биогеоценозы вытеснили прямоходящих плотоядных высших приматов, несмотря на всю их изощренную приспособляемость.

Этим удивительным животным, так быстро развившимся и теперь обреченным на вымирание, природа оставляла лишь очень узкий выход. Он заключался в том, чтобы нарушить тот самый, до этого спасительный, принцип «не убей», который составлял глубочайшую основу, сокровенный секрет их пребывания в разнообразных формах симбиоза с животными. Первое условие их беспрепятственного доступа к остаткам мертвого мяса состояло в том, чтобы живое и даже умирающее животное их не боялось.

Решение биологического парадокса состояло в том, что инстинкт не запрещал им убивать представителей своего собственного вида, т.е. можно было использовать часть своей популяции (поедание собратьев) как самовоспроизводящийся источник корма.

Все признаки каннибализма у троглодитов, какие известны антропологии, прямо говорят о посмертном поедании черепного и костного мозга, вероятно, и всего трупа подобных себе существ. Такая тенденция все же не могла решить проблему пищи: вид, питающийся самим собой, бесперспективен. Поэтому возникло совершенно новое явление — зачаточное расщепление самого вида на почве специализации особой пассивной, поедаемой части популяции, которая, однако, затем очень активно отпочковывается в особый вид, с тем, чтобы стать, в конце концов, и особым семейством.

Таким образом, от прежнего вида сравнительно быстро и бурно откололся новый, становящийся ему экологической противоположностью.

Если палеоантропы (троглодиты) не убивали никого, кроме себе подобных, то эти другие (новый вид HomopreSapiens человек формирующийся представляли собой инверсию: по мере превращения в охотников, они не убивали именно палеоантропов. Они сначала отличались от других троглодитов только тем, что не убивали этих прочих троглодитов. Однако много позже, отделившись от троглодитов, они уже не только убивали последних, как и всяких иных животных, как «нелюдей», но и убивали подобных себе, т.е. других Homo preSapiens.

Об открытии огня вообще не приходится говорить — он появился (при ударе камней) помимо воли и сознания троглодитов и причинял им большие неудобства (тление подстилки логова троглодитов). От них потребовалось «открытие» иного рода: как сделать так, чтобы огонь вообше не возникал.

В ходе борьбы с огнем обнаружились и его полезные свойства: от кострищ, огня в угольной яме, до ямы — печи и светильника.

Кроме того, пользование огнем способствовало потере троглоди- тидами волосяного покрова, этому столь загадочному явлению. Подобный способ терморегуляции практически уникален среди млекопитающих. Однако сочетание таких экологических факторов, как сбор костей в полуденный зной (во время отдыха настоящих хищников) и воздействие тепла кострищ (угольных ям), и привело к этому способу теплообмена, эффективному лишь в условиях солнцепека да постоянного контакта с жаром огня. Волосяной же покров на голове сохранился, вероятно, в качестве зашиты от воздействия солнечных лучей в полуденный зной (см. выше).

Куда мы идем?

Пора отбросить все те несуразицы, которыми замусорена проблема становления Homo sapiens. Научной несообразностью является взгляд, будто все особи предкового вида превратились в людей. Еше бессмысленнее думать, что они перестали рождаться на свет с тех пор, как некоторые путем эволюции стали людьми.

Что касается человека (Homo sapiens), то он появился (см. рис. 4.1) всего лишь 35-40 тысяч лет тому назад. История людей — взрыв! Толчком к взрыву послужила бурная дивергенция двух видов — Trog lodites и Homo preSapiens, стремительно отодвигавшихся друг от друга до различных уровней организации материи — биологической и социальной. Только крайне напряженные экологические отношения между обоими дивергирующими видами могут объяснить столь необычную быстроту отпочкования нового, прогрессивного вида. Следовательно, перед нами продукт действия некоего особого механизма отбора, противоположного дарвиновскому, «естественному».

«Загадка человека» полностью включена в неисчерпаемо сложную тему дивергенции палеоантропов и Homo preSapiens. В переводе на хронологию длина этого интервала всего лишь 15-25 тыс. лет, на нем- то и укладывается все таинство дивергенции, породившей людей.

Совершив патологический переход к хищному поведению по отношению к своему же виду, палеоантроп — агрессор — привнес в мир гоминид страх перед «ближним своим». Закрепляясь генетически, этот страх стал врожденным (и сейчас ребенок 5-7 месяцев испытывает страх при приближении незнакомого человека).

Лишь очень немногие, отбираемые палеоантропами (троглодитами) по «большелобости», могли уцелеть и попасть в число тех взрослых, потомки которых потом отпочковались от палеоантропов, образовав изолированные популяции данников этих палеоантропов. Однако в итоге они все же были уничтожены, но это сделал уже Homo preSapiens. Этот ароморфоз был достаточно локальным феноменом: по данным современных генетических исследований человеческого гемоглобина выяснилось, все человечество является потомками всего лишь 600-1000 предковых мужских особей.

Есть и еще один совершенно специфический факт: расселение ранних Homo Sapiens чуть ли не по всей пригодной к обитанию территории Земли, включая Америку, Австралию, Океанию. Им не стало «тесно» в хозяйственном смысле, им, несомненно, стало тесно в смысле трудности существования с себе подобными. Они бежали и от соседства с теми популяциями Homo preSapiens, которые сами не боролись с указанными факторами, а перекладывали их тяготы на часть своей и окрестных популяций.

Наконец земной шар перестал быть открытым для свободных перемещений, и его поверхность покрылась системой взаимно обособленных ячеек, пользующихся своим собственным языком (помощь непонимания) как средством защиты от чужого поведения и агрессивных устремлений. И все же это взаимное избегание было слишком запоздалым средством для того, чтобы таким образом защититься от скрещивания с троглодитами — адельфофагами (братоубийцами). Следовательно, «уйти честно» из животного мира, «не замаравшись», «человеку разумному» не удалось.

Именно видовая неоднородность делает жизнь человечества (часть которого составляют внедрившиеся троглодиты) столь нестабильной и чреватой самыми ужасными последствиями.

Хищные гоминоиды сегодня — так называемые «сильные мира сего». И их неразумное владычество привело все живое на Земле на грань гибели. Однако путь к спасению — в руках самого Человека.

Источники:
  • http://www.allpravo.ru/library/doc6996p0/instrum6997/item7000.html
  • http://www.syl.ru/article/168184/new_gipotezyi-proishojdeniya-cheloveka-osnovnyie-gipotezyi-proishojdeniya-cheloveka-na-zemle-teorii
  • http://jbio.ru/proisxozhdenie-cheloveka