Сами понимаете, что это лишь благочестивые, но никак не научные, расчеты. Будем оказывать уважение древневизантийскому календарю как памятнику древнехристианской культуры, но также будем понимать, что реальный возраст Вселенной, как это рассчитано по очень многим параметрам, составляет около 20 миллиардов лет. Это лишь частное мнение одного священника,есть и другие причем прямо противоположные: Может ли слово «йом» означать тысячу лет — или даже больше? Многие евангельские христиане приемлют идеи теистической эволюции. Они соглашаются с тем, что древнееврейское слово «йом», которым в Бытии обозначается день, на самом деле можно толковать как гораздо более длительный период времени. При обсуждении этого вопроса в качестве аргумента чаще всего приводятся строки Второго послания Петра, 2:8: «…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Из этих слов сторонники теистической эволюции заключают, что слово «йом» следует трактовать как долгий временной отрезок. «Тысяча лет», по их мнению, — просто символическое выражение; поэтому «дни» Бытия можно «растягивать» до тех пор, пока не получатся необходимые для эволюционной теории «миллионы лет». 1.Смысл строк 2 Пет. 3:8 В этом стихе у слова «день» контекст совсем иной, чем в Бытии. Апостол Пётр подчёркивает, что терпение Бога безгранично, и время у Него течёт совершенно иначе, чем у нас. Он готов отложить Судный День, чтобы привести нас к покаянию. Приводить эти строки как аргумент в поддержку того, что «дни Творения» равны долгим эпохам — значит насильно втискивать их в совершенно иной контекст, в котором они теряют свой истинный смысл. На самом деле, Пётр цитирует Псалом 89 — молитву Моисея, человека Божия, автора Бытия (первой Книги Моисеевой). Моисей говорит, что Господь, образовавший землю и вселенную, вечен, в то время как человек подобен траве, дни которой сочтены. «Перед очами Твоими тысяча лет как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи» — эти слова вовсе не означают, что «вчерашний день» был равен тысяче лет, а «стража в ночи» — долгой эпохе. 2.Перевод слова «йом» Учёные-гебраисты совершенно уверены в том, что «йом» — это обычные сутки продолжительностью в 24 часа. При этом они совсем не обязательно поддерживают креационистскую интерпретацию Бытия. Вот что пишет профессор Джеймс Барр (James Barr) в письме к бывшему члену совета Движения креационной науки Дэвиду Уотсону (David Watson) из Оксфорда: «Автор(ы) первых 11 глав Бытия стремился передать читателю ту идею, что Бог сотворил мир за шесть буквальных дней, каждый из которых длился, как и сейчас, 24 часа. Насколько мне известно, ни в одном из уважаемых университетов мира нет преподавателя иврита или Ветхого Завета, который бы считал иначе». Таким образом, преподаватель иврита не сомневается в том, что слово «йом» означает обычные 24-часовые сутки. А некоторые христиане, не знающие этого языка, считают себя вправе утверждать, что это слово можно понимать и в переносном смысле, как, например, английское «day». Следует также отметить, что всякий раз, когда в Священном Писании встречается слово «йом» в сочетании с числительным, оно подразумевает день в буквальном смысле. Так, в Книге Пророка Неемии, 6:15 сказано, что стена Иерусалима была построена в пятьдесят два дня. 3.Четвёртая заповедь Среди Десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай, была следующая: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный день никакого дела». Откуда взялось такое требование? Объяснение даётся тут же, в следующем стихе: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмый почил». Это — прямая параллель между Божьими семью днями Творения и нашей неделей. Ведь семидневной недели придерживаются не только евреи, но и все народы! И наш Господь Иисус, без Которого «ничто не начало быть, что начало быть», называл Себя Господом Субботы. Естественно было бы полагать, что всеведущий и всемогущий Бог творил мир мгновенно, и мир этот был совершенен. Семь дней Творения свидетельствуют о любви Творца к Его тварям. Ведь все Его слуги нуждаются в дне отдыха. Те, кто пытается «растянуть» неделю Творения на много тысяч или миллионов лет, сами создают себе неразрешимые проблемы — как физического, так и духовного характера. Вот несколько примеров: 4.Проблемы с точки зрения физики: А. В Книге Бытия очень чётко определён порядок создания различных частей Вселенной. Те же, кто считает, что дни Творения в первой главе Бытия — это долгие эпохи, склонны игнорировать этот аспект. Одна из проблем заключается в том, что растения были созданы в третий день, а Солнце — в четвёртый. Если бы «день» длился тысячи лет, как могли бы растения существовать без солнечного света? Б. Теистические эволюционисты (те, кто трактует дни Творения как эпохи) должны отрицать тот факт, что Земля была сотворена прежде Солнца. (24-часовой цикл вращения Земли вообще не зависит от того, есть Солнце или его нет). Следует подчеркнуть, что с точки зрения грамматики нет никаких подтверждений тому, что Солнце якобы было сотворено в первый день, а на четвёртый оно «появилось». Слова «асах» и «бара» в равной степени означают «создавать», так что те, кто толкует слово «асах» (использованному в описании сотворения Солнца, Луны и звёзд) иначе, попросту искажают его значение. Если последовательно применить слово «асах» в значении «появилось после того, как было сотворено», ко всему описанию сотворения мира в Бытии, 1, то это описание превратится в бессмыслицу! В. Насекомые — в частности, пчёлы — были, по всей вероятности, сотворены в день пятый, наряду с пресмыкающимися. Если же каждый «день» — это огромный временной промежуток, как могли опыляться растения, созданные в день третий? 5.Духовные проблемы: А. Если, как убеждают нас приверженцы теистической эволюции, человек произошёл от человекообразной обезьяны, и процесс этот длился миллионы лет, то это означает, что таких похожих на человека обезьян были тысячи. Выходит, что Бог выбрал пару обезьян, придал им Свой образ (самая мысль об этом звучит абсурдно!) и вдохнул в них «душу живую»?! Теистическая эволюция предполагает именно такую последовательность событий, что полностью противоречит библейскому описанию сотворения мужчины и женщины. Б. Ещё более важен тот факт, что с точки зрения теистической эволюции грехопадение Адама не есть поворотный пункт, обусловивший дальнейший ход истории человечества. А ведь падение одного человека привело всё творение в плен греха. В Послании к Римлянам, 5:12, сказано: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». Следовательно, на землю должен был прийти идеальный человек (такой, как Христос — Богочеловек), Который, умерев за нас, выкупил бы нас из плена греха и восстановил отношения между Богом и человеком. Вот что говорится в Первом послании к Коринфянам, 15:22: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Подменять грехопадение идеей прогресса от обезьяны к человеку — значит, подрывать основы христианской веры. При этом сами христиане зачастую не понимают, что без первородного греха нет и потребности в спасении, а значит, и в Благой Вести! Существуют и другие толкования первой главы Бытия, предполагающие, что дни Творения — не дни, а эпохи. Так, в конце XIX века среди некоторых христиан была очень популярна так называемая «теория разрыва» (см. буклет №39 «Куда ведут компромиссы» д-ра Фарида Абу-Рахме). Суть её заключалась в том, что между событиями, описанными в первом и втором стихах Бытия, прошли миллионы лет. Ещё одна компромиссная точка зрения — теория «Дней откровения» Вайзмэна (Wiseman). Она гласит, что в течение семи дней Бог рассказывал Моисею (автору Книги Бытия) о том, как Он сотворил Вселенную. Обе теории — откровенные фальсификации, и перед обеими стоят уже упомянутые проблемы. 6.Точки зрения Ранних Отцов Церкви Некоторые из тех, кто отрицает, что первая глава Бытия сообщает истину о сотворении мира, обращаются за поддержкой к трудам Ранних Отцов Церкви, в особенности — Блаженного Августина, Оригена и Василия Великого. На основании разрозненных цитат делается вывод о том, что «ортодоксальное христианство никогда не было склонно к наивным, буквалистским толкованиям». Однако тщательное изучение их трудов ясно показывает (в отличие от тенденциозно подобранных и вырванных из контекста отрывков), что все Отцы Церкви понимали Бытие буквально — как, впрочем, и Кальвин, и другие теологи вплоть до эпохи Дарвина. Василий Великий, которого так любят цитировать в поддержку идеи «старой Земли», в действительности утверждал следующее: «Бог сотворил всё… в краткий срок… Так давайте же оставим все образные и иносказательные толкования…[касательно «вечера» и «утра»] — это следует понимать как продолжительность одного дня и одной ночи… [в то время как некоторые толкователи] ищут спасения в аллегориях». Блаженный Августин в своём труде «О Граде Божием» (книга двенадцатая, глава 10) писал: «Итак, оставим предположения людей, которые сами не знают, что говорят о природе и происхождении рода человеческого… Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собою многие тысячи лет, между тем как по Священным Писаниям от сотворения человека мы ещё не насчитываем и шести полных тысяч лет…» Причина появления теорий о «долгих эпохах» Почему же многие христиане приняли теории, столь явно противоречащие летописи Бытия? Представим себя на месте образованных христиан во времена, когда во всём научном мире восторжествовала теория эволюции. Они оказались перед дилеммой. Отрицать «миллионы лет эволюции» означало подвергнуться насмешкам коллег и отказаться от всех надежд на карьеру в науке; а принять их — значило пренебречь очевидным смыслом Бытия. Именно по этой причине люди начали искать способы примирить Библию и «миллионы лет» эволюции. Отсюда — «теория разрыва», теория «один день — одна эпоха», идея о том, что повествование Книги Бытия — аллегория и другие интерпретации, о которых уже говорилось выше. Все эти идеи были несостоятельны с точки зрения Священного Писания, но тем не менее многим они показались спасительной соломинкой. И по сей день ситуация остаётся прежней… Таким образом, теории о «долгих эпохах» были предложены с целью объединить два мира — мир верующих и мир атеистов. Их сторонники пытались «усидеть на двух стульях» — заручиться поддержкой светских кругов и при этом сохранить «библейские основы». Новые свидетельства в пользу «молодой Земли» Однако за последние пятьдесят лет появилось немало весомых научных свидетельств в пользу малого возраста Земли. Из буклетов Движения креационной науки вы можете узнать о доказательствах «молодости Земли» в геологии, антропологии, палеонтологии, астрономии. Причём некоторые из тех, кто предоставил эти доказательства, предпочитают оставаться неизвестными. Ведь если их приверженность идее «молодой Земли» будет предана огласке, может пострадать их научная карьера и даже материальное благополучие! «Безумцы», представляющие на суд общественности свои «неортодоксальные взгляды», серьёзно рискуют своим социальным положением. Ну, а тем, кто продолжает придерживаться теорий «долгих эпох», придётся осознать, что они оказались в очень сложном положении. Большинству приходится идти на сделку с собственной совестью; они уклоняются от любых дебатов и даже обычных дискуссий с креационистами! Но при этом они не понимают главного: отказываясь признать библейскую истину, они наносят непоправимый ущерб своей духовной жизни, ибо «истина Господня вовек». Малколм Боудена |
Когда о. Константин выражает своё частное мнение, он это особо подчёркивает. Здесь же он выступает как официальный представитель Церкви и излагает православную церковную доктрину. Его книги издаются по благословению митрополита СПб и Ладожского Владимира. Это показывает, что официальная церковь (в лице своих наиболее просвещённых иерархов) далека от буквализма в понимании Библии, от фанатичного преклонения перед каждым словом древних преданий как перед абсолютной истиной. Да ну. Вы в курсе что высказывать позицию церкви вправе только епископ,но не мирянин или священник? Не увидел в представленных вами отрывках ни единой ссылки на ранних отцов Церкви,Предание или Писание.Один пространный разговор. Что касаеться того что его книги издаються по благославлению митрополита то я могу вас заверить что Миссионерско-просветительский центр (т.е. не один человек)»Шестоднев». Православное общество защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении мира. Действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II(ныне покойного к сожалению). Кто выше Патриарх или митрополит? БЫЛ ЛИ «БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ»?
В любой школе нас учили, что около 2х1010 лет назад все пространство-время и материя находились в ничтожной точке, именуемой «сингулярностью». Внезапно, по неизвестной причине, произошел «Большой взрыв» и началось расширение Вселенной. Постепенно пришли в действие все законы природы, и Вселенная стала приобретать тот вид, который имеет сейчас. Появились протогалактики, в них возникли звезды и планеты, а на одной из них сама по себе зародилась жизнь. Для того, чтобы оправдать материализм, была выдумана гипотеза вечнопульсирующей Вселенной, основанная лишь на твердом убеждении ее сторонников. Вера, твердости которой стоит поучиться православным! Посмотрим, на каких фактах основывается этот красивый миф о происхождении мира, который объявлен ныне абсолютной истинной. 1. Красное смещение далеких галактик, обнаруженное Э. Хабблом. В спектрах галактик линии поглощения сдвинуты в сторону красной части спектра. Этот факт принято объяснять т. н. эффектом Доплера. — Он описывает смещение спектра в нужном направлении, происходящем при удалении объекта от наблюдателя. Не желая признать Землю центром Вселенной, ученые выдвинули теорию расширения Вселенной, предполагающую увеличение расстояния между любыми объектами мира. Так «избежали» геоцентризма. Постоянная этого расширения определена была Хабблом в 500 км/(с*Мпс), но так как эта цифра противоречила эволюционному возрасту Земли в 5 миллиардов лет (по Хабблу — Вселенной не более 2 миллиардов лет), то «ученые» поступили по принципу «если теория противоречит фактам, то тем хуже для фактов». Так величина постоянной Хаббла была росчерком пера «установлена» в 50 км/(с*Мпс), что «дало» необходимую эволюционистам дату в 20 миллиардов лет [1, с.478]. 2. Другим феноменом, «подтверждающим» факт «Большого взрыва» считается так называемое реликтовое излучение, которое появилось как думают, в первые минуты жизни Вселенной. Если исходить из теории «Большого взрыва», то оно должно быть одинаковой интенсивности по всем направлениям, но было обнаружено, что радиационный фон является не однородным и не изотропным (то есть не одинаковым во всех направлениях), каким он должен быть в результате «Большого взрыва» [2, с.140]. Многие ученые считают, что это излучение можно объяснить без связи с этой гипотезой. Впрочем, само по себе это излучение не говорит ничего ни о своих истоках, ни о времени своего появления. Оно вполне может быть следами того света, которому повелел воссиять Бог в первый день творения, и который позднее был помещен в светила. Само же расширение Вселенной, обнаруженное Э. Хабблом, не противоречит Писанию. «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер.» (Пс.103, 2) «Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис.40, 22) «Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал залог Я» (Ис.45, 12) «Господь, распростерший небо» (Зах.12, 1) «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Иов.26, 7) «Он. утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса.» (Иер.51, 15) Сравни: Иер.10, 12; Ис.42, 5; 44, 24; 51, 13. Однако это не означает признание Библией гипотезы «Большого взрыва», а скорее наоборот — ее отрицание. Бог действительно растянул пространство и ныне продолжает это делать (ср. Пс.103, 2), но уже не так как во время шестоднева. По словам святого. Григория Богослова, «Он распростер [небо] касательно бытия Его одежды, а, по промышлению, распростирает его всегда» [3, с.150]. Существует ряд серьезных возражений против гипотезы «Большого взрыва». 1. Первовзрыв должен был привести всю массу/энергию Вселенной в движение по радиусу от его центра, а по принципу сохранения углового момента в ней не было бы возможно никакое спиральное движение, что противоречит наблюдениям спиральных галактик и различным орбитам звезд и посему лишает эту гипотезу какой-либо вероятности. 2. Вселенная не однородна по своей крупномасштабной структуре, как это было бы после «Большого взрыва», а существуют гигантские сгустки материи в одних местах, и пустоты в других. Известно около 4000 скоплений галактик, которые входят в свою очередь в 10 сверхскоплений, образующих огромную цепочку. Обнаружена также гигантская «дыра в космосе», о которой говорил святой Иов (26, 7) в созвездии Волопаса (близком к северному полюсу мира), размером около 300 миллионов световых лет [2, с.235; 1, с.465]. Так что говорить о «Большом взрыве» просто некорректно, учитывая появившуюся недавно гипотезу ячеистого устройства Вселенной. 3. Теория эта не объясняет, как во Вселенной могло бы скопиться хоть какое-то количество материи (например, звезда). Ведь после взрыва вся материя и энергия должны были рассеяться равномерно по всему пространству. Так как Вселенная — замкнутая система, то на нее распространяется действие II закона термодинамики, и поэтому возникновение порядка из хаоса является абсурдом. Касаясь вопроса о мифической эволюции звезд, , необходимо знать, что никто никогда не видел хотя бы одного случая зарождения новой звезды, а единственно, что можно наблюдать — это следы распада (так называемые взрывы «новых» и «сверхновых»). Сами гипотезы образования звезд противоречат законам природы, например, для образования из газового облака звезды энтропия должна уменьшаться, что невозможно. Сила давления в газообразном теле всегда гораздо больше силы тяжести и поэтому процесс образования звезды умрет не родившись. «Главная последовательность» звезд скорее подтверждает мудрость Создателя, чем говорит об звездной эволюции, ибо еще апостол Павел говорил, «что звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 19, 41), то есть каждое из светил стоит на том месте, какое назначено ему Творцом. Слово «слава» означает чин, должность, какие есть у светил и которые лишь недавно обнаружил человек. Часто приводят в качестве примера эволюции звезд созвездие Ориона, где, как думали, протозвезды формируются из газового облака. Однако, как оказалось, «молодые протозвезды Ориона не притягивают к себе окружающее их пылевое облако, а, наоборот, отдают ему свою массу» [2, с.157]. Значит эта гипотеза не подтверждается фактами. В этом же созвездии , четыре звезды из «трапеции», по сообщению астронома Г. Сгемера удаляются от исходной точки с очень большой скоростью. «Расчеты показали, что они вышли из одной точки около 10000 лет назад. Загадка здесь в том, что в этом скоплении есть звезды, которым по эволюционной схеме миллионы лет. Ведь ни один астроном не думает, что звезды появились раньше их скоплений» [4, с.44]. Другими фактами, необъяснимыми в рамках эволюционной гипотезы являются: 1. Наличие горячих звезд класса «О» и «В». Они излучают так много энергии, что весь наблюдаемый космос заполнился бы из них массой за несколько тысяч лет. 2. Эти звезды часто находятся рядом с более холодными звездами, что указывает на их общее происхождение. Однако, они все еще не сгорели, хотя должны были это сделать еще миллионы лет назад. 3. Вокруг этих звезд (класса «О» и «В») наблюдаются обширные пылевые облака, которые должны были быть давно притянутыми чрезвычайно сильным гравитационным полем этих звезд-гигантов. Еще большие трудности ожидают эволюционистов при решении вопроса о происхождении Солнечной Системы. До сих пор не существует теории, объясняющей в рамках эволюционной религии, ряд особенностей Солнечной Системы: 1. Расстояние от планет до Солнца подчиняется замечательному математическому правилу, известному как закон Боде (Если взять ряд чисел — 0,3,6,12,24. в котором каждое последующее число удваивается, а затем образовать другой ряд, прибавив к каждому элементу первого ряда число «4», и разделив сумму на «10», то получится ряд — 0.4; 0.7; 1.0; 1,6; 2.8; 5.2; 10.0; 19.6; 38.8; . ), показывающий расстояние от Солнца до различных планет в астрономических единицах (т. е. в расстояниях от Земли до Солнца). 2. На планеты приходится 98% углового момента системы, хотя 99% массы находится на Солнце. 3. Есть эксцентрические и даже обратные орбиты планет, тоже касается некоторых спутников. 4. Уран и Венера вращаются вокруг своей оси в обратном направлении по сравнению с остальным планетами. 5. Химический состав Солнца, планет и их спутников резко отличается друг от друга. 6. Самые тяжелые элементы находятся в основном в малых планетах. Важно заметить, что существуют убедительные данные подтверждающие «молодость» Солнечной Системы: Установлено, что Солнце каждый час уменьшается в диаметре на 1,5 метра. Если бы оно существовало миллион лет назад, то касалось бы орбиты Земли, а уже 100 тысяч лет назад жизнь на Земле была бы невозможна. Учитывая тот факт, что теория термоядерного синтеза в недрах Солнца не подтвердилась, так как было обнаружено аномально малое количество нейтрино, то надо сказать, что с ней рухнула и вся гипотеза эволюции Вселенной, так как именно этим синтезом объясняли появление тяжелых элементов [2, с.153-154; 4, с.43, 45]. 2. Обнаружено, что Луна удаляется от Земли на два дюйма в год, следовательно 1 миллиард лет назад они соприкасались, а если Земле 5 миллиардов лет, то Луны мы бы уже не видели. 3. В Солнечной системе существует ряд короткопериодических комет, возраст которых не может превышать 10 тысяч лет, так как за это время они должны были быть разрушены солнечным ветром. Однако их сейчас существует около 5 миллиардов. Для объяснения этого факта, подрывающего основы эволюционной космогонии, была выдумана гипотеза кометного облака, которого однако никто не видел. У этой сказки нет подтверждений Напротив, анализ движения комет показывает их «местное» происхождение. 4. На Луну, как и на Землю непрерывно падает метеорная пыль. Ожидалось, что Луна покрыта слоем пыли до 300 метров, однако выяснилось, что слой пыли составляет около 7 см, что показывает возраст ее в 8 тысяч лет. Так как на Луне нет атмосферы пыль не могла исчезнуть. 5. Наличие этой пыли в пространстве также является доказательством молодости Солнечной системы, так как если бы ей было больше 83 тысяч лет, то вся пыль уже была бы «выметена» гравитационными силами и солнечным ветром. Перечислим далее вкратце космические показатели и верхнюю оценку (или предельные значения) возраста Вселенной, которые по ним могут быть получены. Смещение линий галактик — 10 миллионов лет. Расширяющийся межзвездный газ — 60 миллионов лет. Распад комет большого периода обращения — 1 миллион лет Нестабильность колец Сатурна — 1 миллион лет. Утечка метана с планеты Титан — 20 миллионов лет. Все эти данные указывают не на реальную дату сотворения мира, а на предельно возможную границу существования его. Ясно, что верны или эти факты, или эволюционная космогония! Поэтому христиане должны отбросить, как старые языческие басни, эволюционный бред и вернуться к святоотеческим истокам и Библейскому рассказу о создании мира. Диакон Даниил Сысоев. Летопись начала. |
Что — то я не поняла, у православных разделились мнения или даже учения? Да, есть над чем задуматься. У православных которые опираються на опыт святоотеческого Предания Церкви,мнения не менялись с первых веков существования Церкви: 1. Блаженный Августин (III в.)
О недопустимости эволюционного перехода одних видов в другие: «Не потому ли о животных сказано по роду, что они явились для того, дабы от них рождались и преемственно удерживали первоначальную форму другие, т. е. – для размножения потомства, для сохранения которого они и созданы?»6. Об историчности Шестоднева Библейского повествования: «Итак, слова: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1,1) могут быть предметом исследования с следующих сторон: надобно ли понимать их только в смысле историческом, или же они означают что-либо и иносказательно, как они согласны с Евангелием и по какой причине книга Бытия так начинается. В историческом, далее, смысле возможен вопрос, что значит в начале, т. е. в начале ли времени, или в Начале – в самой Премудрости Божией»7. О буквальном понимании дней творения: «И быстъ вечер, и быстъ утро: день един (Быт. 1, 5). – В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: И нарече Бог свет день, а так, как например, мы говорим: «30 дней составляют месяц»; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. Итак, после того, как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, т. е. один день»8. 2. Святитель Амвросий Медиоланский (III в.)
О недопустимости эволюционного перехода одних видов в другие: «Божие Слово проницает всякую тварь в составе мiра. Следовательно, как предопределил Бог, все роды живых существ были быстро произведены из земли. Согласно фиксированному закону все они следуют друг за другом из века в век в соответствии с их внешним видом и природой. Лев рождает льва, тигр – тигра, бык – быка, лебедь – лебедя, а орел – орла. Однажды приказанное стало во всей вселенной обыкновением на все времена. С этих пор земля не прекратила приносить дань своего служения. Начальный вид живых существ воспроизведен на будущее время последующими поколениями данной природы»9. О недопустимости эволюционного перехода одних видов в другие: «Природа во всем, что она производит сообразна самой себе. Семена одного рода не могут быть изменены в другой род растения, ни изнести плод, отличающийся от собственных семян, так чтобы люди появлялись из змей, а плоть из зубов, насколько же более, воистину, следует верить, что все, что бы ни было посеяно, восстает опять в собственной своей природе. Можете ли вы тогда, вы, язычники, способные утверждать перемену, отрицать воскресение естества?»10. Об историчности Шестоднева Библейского повествования: «Взгляни сперва на твердь небесную, которая была создана прежде солнца; взгляни сперва на землю, которая стала видимой и была уже сформирована до того, как солнце явилось; взгляни на растения земли, которые предшествовали по времени солнечному свету. Тернии предварили солнце, былинка старше луны»11. 3. Преподобный Анастасий Синаит (VII в.)
О буквальном понимании дней творения: «Он и все творение исполнил в семь дней, дабы была явлена нетварная Троица; ибо (число) семь твари и три Нетварных составляют вместе полноту числа десяти»12. 4. Святитель Афанасий Великий (IV в.)
О недопустимости эволюционного перехода одних видов в другие: «Каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает»13. О буквальном понимании дней творения: «Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая воедино воды, явил сушу и произвел на ней различные плоды; в четвертый сотворил Солнце и Луну и весь звездный сонм; в пятый создал животных в море и птиц в воздухе, в шестой сотворил четвероногих, живущих на земле, и наконец человека»14. О мгновенности творения, а не протяженном во времени эволюционном процессе: «Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением»15. О мгновенности творения, а не протяженном во времени эволюционном процессе: «Каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы иное было первым, а иное вторым; но в один день одним и тем же повелением все призваны в бытие. Так положено начало бытию четвероногих, птиц, рыб, скотов и растений. »16. О мгновенности творения, а не протяженном во времени эволюционном процессе: «Из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением»17. 5. Преподобный Варсонофий Оптинский (XIX–XX вв.) «Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь – борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на погибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в нее люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга – и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления»18. 6. Святитель Василий Великий (IV в.) О буквальном понимании дней творения: «Состояние в мiре, предшествовавшее сотворению света, была не ночь, но тьма; а что стало отлично от дня, то названо ночью; сему и наименование дано после дня. И так быстъ вечер, и бысть утро (Быт. 1, 5). Пророк разумеет продолжение дня и ночи»19. «И быстъ вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5). Почему назван не первым, но единым. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под ним подразумевать и ночь»20. Об отсутствии смерти до грехопадения: «Бог не сказал: «Я дал вам рыбы в снедь, Я дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих. ». Не для этого Он их сотворил, говорит Писание. Действительно, первоначальный закон позволял употреблять плоды, ибо мы еще считались достойными Рая. Какая тайна запечатлевается для тебя под сим? Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, даны плоды, растительность и травы. Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов. Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя? Каким плодом может удовлетвориться лев? Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами. Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, по потопе, зная, что люди изнурены, позволил им употреблять любую пищу: яко зелие травное дах вамъ все (Быт. 9, 3). Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть все. С тех пор лев плотояден, с тех пор гриф высматривает падаль. Ибо грифы еще не озирали землю в то самое время, когда появились животные; действительно, ничто из того, что получило именование или существование, еще не умерло, чтобы грифы смогли бы его есть. Природа еще не разделилась. Ибо она была во всей своей свежести; охотники не занимались ловом, ибо это не было еще в обычае у людей; звери, со своей стороны, еще не терзали свою добычу, ибо они не были плотоядными. Но все следовали жизни лебедей, и все щипали траву на лугах. Такова была первая тварь»21. 7. Святой Викторин Патавский (III в.) О буквальном понимании дней творения: «Размышляя об устройстве мiра, где живём мы, останавливаюсь на скорости устройства его, показанной Моисеем в его книге Бытия. Всю эту громаду устроил Бог в шесть дней, украсив её знамениями величия Своего, а седьмой день освятил олагословением покоя. 22 8. Священномученик Владимир Киевский (XX в.) «Только в настоящее время нашла себе место такая дерзкая философия, которая ниспровергает человеческое достоинство и старается дать своему ложному учению широкое распространение. Не из Божиих рук, говорит оно, произошел человек; в бесконечном и постепенном переходе от несовершенного к совершенному он развился из царства животных и, как мало имеет душу животное, также мало и человек. Как неизмеримо глубоко все это унижает и оскорбляет человека! С высшей ступени в ряду творений он низводится на одинаковую ступень с животными. Нет нужды опровергать такое учение на научных основаниях, хотя это сделать и нетрудно, так как неверие далеко не доказало своих положений. Но если такое учение находит для себя в настоящее время все более и более последователей, то это не потому . что будто бы учение неверия стало неоспоримо истинным, но потому, что оно не мешает развращенному и склонному ко греху сердцу предаваться своим страстям. Ибо если человек не бессмертен, если он не более как достигшее высшего развития животное, то ему нет никакого дела до Бога. Братие, не слушайте губительных ядоносных учений неверия, которое низводит вас на степень животных и, лишая человеческого достоинства, ничего не обещает вам, как только отчаяние и безутешную жизнь!»23. 9. Святитель Григорий Богослов (IV в.) «И, как рассуждаю, в начале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, но не заключенный в тело и в солнце, а потом уже данный солнцу освещать всю вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину; тогда, чтобы соделать еще большее чудо, осуществил здесь форму прежде вещества (ибо форма солнца – свет), а потом уже присовокупляет вещество, создав око дня, то есть солнце. Посему к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, упокоевающего от дел, и сими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство но неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого промыслить или изречь значит уже совершить дело»24. 10. Святитель Григорий Нисский (IV в.) О мгновенности творения, а не протяженном во времени эволюционном процессе: «Все увенчалось свежею травою и разнообразною прелестью деревьев, которые только что вышли из земли, но сразу же достигли совершенной красоты»25. О буквальном понимании создания Адама из праха земного: «Тот, кто разумеет, и кто смертен, и способен к думанью и знанию, назван «человеком» равно в случае Адама и Авеля, и это название их природы не изменяется ни тем, что Авель явился в бытие через порождение, ни тем, что Адам это сделал без порождения»26. 11. Святитель Григорий Палама (XIV в.) О буквальном понимании дней творения: «Бог в шесть дней, не только создав весь этот чувственный Mip и украсив его, но и единого, составленного из чувственного и духовного элементов, живого человека создав и оживотворив и даровав ему власть над живыми существами и растениями на земле, в седьмой день почил от всех Своих трудов, как научил нас Моисей, последующий созерцатель, бывшего задолго до него, сотворения мiра, а лучше сказать – Дух Святой, Который человеколюбиво чрез его уста возвестил нашим устам и душам»27. Об отсутствии смерти до грехопадения: «Если же Господь не сотворил смерть и не является виновником всех идущих вместе со смертью тягот, то откуда же у нас немощи и болезни и иныя виды зла, из которых и смерть раждается? Откуда же и сама смерть? – Вследствие нашего, бывшаго в начале, преслушания Богу; вследствие преступления данной нам Богом заповеди; вследствие нашего прародительского греха, бывшаго в раю Божием. Таким образом, и болезни и немощи и многовидное бремя искушений происходит от греха; потому что вследствие его мы оделись в кожаную ризу – сие болезненное и смертное и подверженное многим печалям тело, и перешли в этот подвластный времени и смерти Mip, и осуждены жить многострастной и весьма несчастной жизнью. Бог же не только не сотворил смерть, но и удерживал ея появление. И поскольку создал человека живым существом, обладающим самовластием, то и не мог бы Он воспрепятствовать ей без того, чтобы тем самым не нарушить Свое дело, тем что отнял бы данную Им нам свободу власти над собой. Но в Своей премудрости и благости Он нашел Способ: каким образом предостеречь человека от смерти и в то же время сохранить неприкосновенной свободу его воли. Как же Он это сделал? – Как только создал и оживотворил его, Он внушил ему совет, заключающий в себе бессмертие, и усиленно подкрепляя этот животворящий совет, Он дал ему форму заповеди и отчетливо предрек, что за нарушением этой живительной заповеди, последует смерть, и не так смерть по телу, как – смерть души, говоря оной паре наших прародителей: В онъже аще день снесте от древа, еже разу мети доброе и лукавое, смертию умрете (Быт. 2, 16–17). Обратите внимание: не говорит им в форме повеления: в тот день, когда съедите, вы умрете; потому что веление Его является тем самым началом бытия для всего (того, что устанавливает Его повеление), и (как сказано): Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9); смерти же Он не велел быть, но предсказал, что она будет на основании преступления, говоря: Да не снесте от древа; в онъже аще день снесте, умрете (Быт. 2, 17), дабы, сохраняя совет и бежа от преступления, мы не подверглись смерти»28. 12. Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) Об отсутствии смерти до грехопадения: «Человек создан нетленным, каковым и воскреснет, но не непревратным, ни опять превратным, а имеющим силу по желательному расположению превратиться или нет . Тление – плоти порождение»29. «Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною, но после подпала тлению, повинувшисъ суете, по Писанию, не волею, но нехотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама (Рим. 8, 20). Обновивший Адама и освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их»30. 13. Святитель Димитрий Ростовский (XVIII в.) О буквальном понимании дней творения: «Когда воссиял свет во тьме безденной, Бог разделил свет и тьму и назвал свет днем, а тьму – ночью; и это был первый день, который мы называем неделею (воскресеньем), и первый месяц, впоследствии названный мартом, и число этого месяца первое . И во второй день, называемый нами ныне понедельником, произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных. В третий день, называемый нами вторником, собрав воды во едино место, Он явил сушу и назвал ее землею; и создал ее способной произрастать семена и всякую траву и расти деревья. В четвертый день, который мы называем средой, сотворил на небе два великих светила – солнце и луну, а также и звезды. В пятый день, называемый нами четвергом, создал рыб и гад водных и произвел птиц. В шестой, соответствующий нашей пятнице, Он создал зверей, скотов и гады земные по роду их; после же всех тварей создал Адама и Еву и ввел их в рай. В седьмой же день Бог почил от всех дел Своих, и назван был день этот субботой, то есть покоем, ибо почил в этот день Создатель от всех дел Своих и освятил его, как об этом пишется в книге Бытия во II главе»31. 14. Священномученик Дионисий Ареопагит (I в.)
О буквальном понимании дней творения: «И свет есть мера, и число часов, дней и всего нашего времени. Ведь именно этим светом, хотя тогда еще бесформенным, по словам божественного Моисея, разграничивалась первая триада наших дней»32. 15. Преподобный Дорофей Авва (VII в.)
Об отсутствии смерти до грехопадения: «В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2, 20), Он поместил его в раю, как говорит божественное и святое Писание, и украсил его всякою добродетелью, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так он пребывал там в наслаждении райском, в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, то есть, бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать: тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление. Тогда мало-помалу начало возрастать зло и воцарилась смерть»33. 16. Преподобный Евфимий Зигабен (XIII в.) О буквальном понимании дней творения: «Ты, говорит, Господи, положил, чтобы была тьма, которая наступает по захождении света солнечного, и тьма сделалась ночью; почему и Моисей сказал: и нарек Бог свет днем, а тьму ночью (Быт. 1, 5)»34. «Таковыми называет те светила, которые созданы в четвертый день, а светом тот, который создан в первый день»35. 17. Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) О буквальном понимании дней творения: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по Писанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не значащие, или означающие нечто иное»36. О буквальном понимании дней творения: «Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов»37. О мгновенности творения, а не протяженном во времени эволюционном процессе: «Растения во время своего творения были порождения одного мгновения, но но виду казались порождениями месяцев и годов»38. «Земля по Божию повелению немедленно извела гадов, зверей полевых, зверей хищных и скотов, сколько нужно их было на служение тому, кто в тот же день преступил заповедь Господа своего»39. «Злаки, во время сотворения своего, были порождениями одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Также и дерева, во время сотворения своего, были порождениями одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождениями годов»40. «Как дерева, травы, животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды: стары – по виду членов и составов их, молоды по времени своего сотворения; так и луна была вместе и стара и молода; молода, потому что едва была сотворена, стара, потому что была полна, как в пятнадцатый день»41. 18. Святитель Епифаний Кипрский (IV в.) «В первый же день Он сотворил высшие небеса, землю, воды. Во второй же день (Бог сотворил) твердь посреди вод и разделение между водами, которые над твердью и водами, которые под твердью на поверхности всей земли. Лишь это одно сотворил Бог во второй день. В третий день – моря, реки, источники и озера, семена посева, растения, деревья плодовитые и бесплодные, леса. Эти четыре величайших дела сотворил Бог в третий день. В четвертый день – солнце, луну и звезды. Эти три великих дела сотворил Бог в четвертый день. В пятый день – китов великих, рыб и пресмыкающихся в водах, птиц крылатых. Эти три великих дела сотворил Бог в пятый день. В шестой день – зверей, скот, пресмыкающихся по земле и человека. Эти четыре великих дела сотворил Бог в шестой день. И было всех дел, сотворенных Богом в шесть дней, двадцать два. И окончил Бог в шестой день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем»42. 19. Преподобный Епифаний Премудрый (XV в.) Об историчности библейского Шестоднева: «И в самом деле, месяц март – начало всех месяцев и называется первым среди месяцев, о чем свидетельствует Моисей Законодавец, говоря: «Месяцем же у вас первым да будет март» (Исх. 12, 2). Ведь согласно тому, чему нас учат и что мы изучаем, ясно, что это начало бытия. В марте ведь месяце начало бытия, когда вся тварь сотворена Богом, приведена из небытия в бытие. В марте ведь было начало творения, и в марте же месяце в 21 день первозданный человек, родоначальник Адам, был создан рукою Божией»43. 20. Священномученик Иларион (Троицкий) (XX в.) «Идея прогресса есть приспособление к человеческой жизни общего принципа эволюции, а эволюционная теория есть узаконение борьбы за существование. Но святые Православной Церкви не только не были деятелями прогресса, но почти всегда принципиально его отрицали»44. 21. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (XIX в.) Об отсутствии смерти до грехопадения: «Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Богу»45. Об историчности Шестоднева Библейского повествования: «Мiроздание совершилось в шесть дней; завершилось оно сотворением человека»46. 22. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.)
О буквальном понимании дней творения: «От начала дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: И быстъ вечер и быстъ утро, день един (Быт. 1, 5)»47. 23. Святитель Иоанн Златоуст (IV–V в.) О буквальном понимании дней творения: «Когда кончил Бог украшение неба, усеяв его звездами и сотворив два светила великия, то положил конец дню и говорит: быстъ вечер, быстъ утро, день четвертый (Быт. 1, 19). Смотри, как он говорит это о каждом дне, чтобы частым повторением учения укрепить в нашем уме Божественные догматы»48. «Солнце Бог потому и создал в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день. Прошло три дня до сотворения солнца. То же самое можно сказать и о меньшем из светил, то есть луне: прошло три ночи до ее сотворения»49. Говоря о шестом дне творения, святитель отмечал: «Вся тварь в течение пяти дней созидаема была одним словом и повелением»50. О мгновенности творения, а не протяженном во времени эволюционном процессе: «Во мгновение ока сотворил Он всех скотов и зверей – и льва, и медведя, и дракона, и быка, и коня, и сколько других полезных и годных на служение людям! Такова мудрость Создателя! Все сотворил Он в шесть дней: свет, небо, землю, море, солнце, луну, звезды, горы, морских и земных»51. 24. Святой праведный Иоанн Кронштадтский (XX в.)
«Недоучки и переучки не верят в личного, праведного, всемогущего и безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мiра и всех существ. и потому живут и действуют так, как будто никому не будут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти. В ослеплении они доходят до безумия, отрицают самое бытие Божие, и утверждают, что все происходит через слепую эволюцию (учение о том, что все рождающееся происходит само собой, без участия Творческой силы). Но у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням»52. Об историчности Шестоднева Библейского повествования: «Примечали ли вы, братия, с какою постепенностью Господь Бог творил этот видимый нами Mip. Сначала Он сотворил жидкое, водообразное и необразованное вещество Mipa из ничего, а потом – из этого вещества – произвел и устроил в шесть дней весь мiр со всеми тварями, в нем находящимися. В первый день произвел Он свет: «ибо великому Свету, т.е. Богу», говорит св. Григорий Богослов, «прилично было начать мiроздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестроение и беспорядок»; во второй – твердь со всем множеством огромных шаров, тогда еще темных, отдаленных друг от друга безмерным расстоянием и воздушное пространство, окружающее землю; в третий – воду, покрывавшую кругом всю землю, отделил от земли, повелев ей уйти в нарочито образованные вместилища или углубления в земле и в этот же день повелел земле произрастить все роды деревьев плодоносных и бесплодных, все земляные плоды, все злаки и цветы; в четвертый – дал солнцу свет и теплоту для освящения и согревания земли с ее тварями, также – свет звездам; в пятый – повелел воде произвести из себя рыб и птиц . Теперь будем говорить о шестом и последнем дне творения, в который созданы животные земные и человек – венец творения»53. О недопустимости эволюционного перехода одних видов в другие: «Творец в начале создал только начатки рыб и птиц, роды их, а размножение их предоставил им самим, под охранением Своим, подобно тому, как и размножение рода человеческого. И до ныне все роды рыб и птиц, размножившись до бесконечности, сохраняют в точности вид, нравы и обычаи своих родов, ни мало не смешиваясь с другими. Всякая рыба и птица и всякий гад, какими были за несколько тысяч лет назад, такими и остаются и ныне с теми свойствами, какие получили они от Творца в начале»54. О буквальном понимании дней творения: «Для чего Всемогущий сотворил Mip не вдруг, а в шесть дней? Для того, чтобы научить самым делом человека делать дела свои постепенно, не торопясь, с размышление. Молишься ли, молись не торопясь; читаешь ли, например, Евангелие, или, вообще, священные книги или светские, читай не спеша, с размышлением и истинным взглядом на вещи; урок ли учишь, не спеши скорее покончить с ним, а вникни хорошенько, обсуди; другое ли какое дело будешь делать – делай не торопливо, с рассуждением, спокойно. И мiр сотворен не мгновенно, а в шесть дней. Господь во всем показывает нам пример, да последуем стопам Его»55. 25. Преподобный Иосиф Волоцкий (XV в.)
Об историчности Шестоднева Библейского повествования: «Век сей называется седьмочисленным потому, что Он (Бог) за шесть дней сотворил этот мiр, создав, образовав и разнообразно украсив его, а в седьмой день, то есть в субботу, почил от дел. Суббота по-еврейски значит «покой». После субботы опять начинается первый день, то есть воскресенье, и доходит опять до седьмого дня, то есть до субботы, и таким образом обращается седмица – от воскресного дня начинается и продолжается до субботы. И так Бог повелел всему Mipy в нынешнем веке строиться по этим семи дням»56. 26. Святитель Ипполит Римский, мученик (III в.)
«В первый день, что ни сотворил Бог, сотворил из ничего; а в другие дни уже не из ничего творил, а устроял из того, что создал в день первый»57. 27. Священномученик Ириней Лионский (II–III в.) О буквальном понимании создания Адама из праха земного: «Из какой земли Господь образовал брение, из той, очевидно, и в начале человека создал. Было бы несообразно, если бы глаза были созданы из одного, а остальное тело из другого, как несообразно то, чтобы один создал тело, а другой – глаза»58. «Как сам первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и еще девственной и был создан рукою Божею, т.е. Словом Божиим; так и Сам Он Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, которая была еще Девою»59. О буквальном понимании дней творения: «Сообразно же с кругом и течением дней, по которому один называется первым, другой – вторым, иный – третьим днем, если кто захочет тщательно узнать, в какой из семи дней умер Адам, то откроет это из устроения Господа. Ибо, восстановляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы – т.е. в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т.е. (освобождение) от смерти»60. http://www.goldentime.ru/wfb_10.htm |