Меню Рубрики

Воспринимают большую часть информации с помощью зрения

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля (способность человека организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Общеизвестный факт — arsenische

Jun. 4th, 2007

05:15 pm — Общеизвестный факт

Работаю над тезисами, расставляю ссылки на источники. Напоролся на следующую свою фразу:

Visual representation is crucial for virtual environments, since human brain gets the biggest part of information through eyes.

Вроде, общеизвестный факт — даже ссылку ставить не обязательно. Но что-то приспичило меня найти источник. Google не помог, американцы информационные потоки в процентах не измеряют.

Зато в русском интернете источников — целая куча.

  • Всем известно, что 90 процентов информации человек воспринимает глазами.
  • Как известно визуальная информация составляет 69% , но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку.
  • Учеными доказано , что 80 процентов информации, которую мы воспринимаем, получено нами с помощью органов зрения.
  • 80- 85 процентов всей информации мы воспринимаем через зрение. визуальная информация на те же 80-85 процентов неосознаваема.
  • Научно доказано , что 80 процентов информации мы воспринимаем через зрение.
  • И ученые это подтверждают : только десять процентов информации воспринимается на слух, а остальные девяносто — визуально .
  • Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением ( 83% ), из нее 40% запоминается.
  • Давно известно и не раз доказано , что 60 процентов всей входящей информации усваивается человеком с помощью глаз.
  • Подсчитано , однако, что человек получает до 91 процента всей информации через визуальный канал, т.е. через глаза
  • надо помнить о психологии восприятия : человек 70 процентов информации воспринимает зрением, оно доминирует, перехватывает внимание зрителя.
  • через органы зрения, если верить специалистам , мы получаем более 90 процентов информации из внешнего мира.
Читайте также:  Национальная безопасность россии с точки зрения геополитики

Ссылок на первоисточник я до сих пор не нашел. Зато обнаружил, что данный «факт» и всевозможные проценты широко используются рекламной индустрией:

  • «Уборка, мойка окон, химчистка, клининг»: Окна – это глаза, которыми ваше помещение смотрит на мир . Через глаза в мозг поступает визуальная информация, которая составляет около 70 процентов всей воспринимаемой информации.
  • Психологи утверждают, что 70 процентов информации мы воспринимаем зрительно. И наш внешний вид — это, так сказать, визуальный первоисточник информации о том, что мы из себя представляем .
  • «Музыка продаж»: Так вот, около 20 процентов людей воспринимают информацию на слух гораздо лучше, чем визуально .
  • «Студия звукозаписи S-Art»: . предполагая обычно под словосочетанием » фирменный стиль » только визуальную его часть: логотип, шрифтовое, цветовое, графическое решение . Так вот, около 20 процентов людей воспринимают информацию на слух гораздо лучше , чем визуально.

В общем, если кто мне скинет достоверную линку, буду признателен.

Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет

Недавно разговаривала с тетушкой на эту тему, и, решила поделиться с народом, кто особо не осведомлен. Весьма интересные подтипы людей, объясняющие многое.

Для начала, определите кто вы.
визуал, аудиал, кинестетик или дискрет

Для этого есть простой тест.
Представьте, вы попали в лес. На что что вы первым делом обратите внимание?

Какой красивый лес, какое чудесное небо, какая зеленая травка — Вы явный визуал.

Как птички поют, как деревья шелестят, и вообще какие звуки все распрекрасные. Вы — аудиал. Кстати, большинство девушек именно аудиалы.

Ах, как свежо пахнет, какой мягкий мох, какие приятные на ощупь деревья. Вы — кинестетик.

Как я вообще в лес попал? Где карта? Как отсюда выбраться? Зачем я тут? Такие вопросы себе, или ближнему своему товарищу может задать дискрет. Самый редкий типаж.

И так, свой тип Вы определили, и что мы с этого имеем?
Немного информации о себе, и о ближнем своем, если Вы предложили пройти этот простой тест.

Дальше копипаст с парочки сайтов.

Визуал — человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.

Аудиал — тот, кто получает основную информацию через слух.

Кинестетик — тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискрет — человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего.

Визуалы — это те, кто видит мир через призму «картинок». Он видит мир как видео изображения.

Таким людям очень легко визуализировать предметы. Им очень сложно слушать собеседника, но, в то же время, когда говорят они — требуют к себе максимального внимания. Этот тип личности не может говорить, если собеседник от него отвернулся, ему обязательно «участие в беседе».

Визуалы любят привлекать к себе внимание, и именно про них можно сказать — «встречает по одежке».

Визуалы очень сильно заботятся о своей внешности, и их очень заботит внешний вид собеседника.

В мире, большая часть визуалов — женщины, но и среди мужчин они встречаются довольно часто. Если визуал — мужчина, то он будет «стремящийся метросексуал».

Визуалы не любят, когда до них дотрагиваются, когда нарушают их личное пространство и влезают в зону комфорта.

Аудиалы – это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Главные органы, через которые аудиалы познают мир – это органы слуха.

В общении такие люди довольно спокойны, но очень часто отвлекаются от собеседника. Они могут смотреть в сторону, но при этом вслушиваться в каждое слово.

Именно к ним фраза «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать» — не применима абсолютно! Вы им можете показывать графики, заставлять их читать книги, показывать картинки, но в действительности, аудиалу важно то, что вы ГОВОРИТЕ, а не то, что вы ему показываете. Может быть вы замечали учеников или студентов, которые не прочитав книги, а просто обсудив ее с соседом по парте – пересказывали ее лучше, чем если бы в действительности ее прочитали? Именно в этом заключается основная проблема аудиалов. Большинство знаний он усваивает из общения! Аудиалы предпочитают аудиокниги – бумажным, предпочитают не читать учебников, если нет острой необходимости.

Аудиалам очень важны звуки. Поэтому, при выборе жилища они будут выбирать тихие места, при выборе машины – максимально тихий салон и т.д. Они даже могут не покупать товары с очень хорошей скидкой, если им не нравится, как они звучат (допустим, громкий супер-пылесос со скидкой в 70%).

Кинестетик — это человек, который чувствителен к ПРИКОСНОВЕНИЯМ! Все очень просто! Наверняка вы встречали человека, которого хлебом не корми, дай прикоснуться к кому-нибудь. Очень часто они подходят в упор при общении, часто дотрагиваются до собеседника (кстати, визуалов это очень сильно раздражает, особенно если человек не знакомый)

Такой тип личности любит все, что касается физических ощущений. Например, массаж. Хотя, кто же его не любит?

Кинестетики кажутся замкнутыми людьми с кучей комплексов! Они тихо говорят, никогда не смотрят в глаза и т.д., но на самом деле, комплексов у них столько же, сколько и у других типов личности, просто они более заметны в обществе!

Многие думают, что до кинестетиков не достучаться. Они могут сидеть и о чем то думать, витать в облаках и не замечать ничего и никого! Вы можете прыгать перед их лицом, а они будут смотреть на вас ничего не видящем взглядом, можете говорить с ними, а потом обнаружить, что он вас уже даже не слушает! Решаются все эти проблемы очень просто! Просто дотроньтесь до плеча кинестетического собеседника, и он сразу вернется из собственного мира в мир реальный

Дискрет — человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего.

Дискреты – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дискреты, как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.

На этом пост закончился.
Может, если народ захочет, выложу что-нибудь о соционике.

Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.

Подготовила: учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Дегтярёва Н.В.

Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудиальный канал, и через прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию – кинестетический канал.

Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум.

Согласно исследованиям ученых, всего у трети людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности. В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Однако сам этот уровень развития может быть различный, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.

Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Это люди, которые «видят» окружающий мир. Обычно, у них высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует того же от собеседника. Около 35 % из нас — визуалы.

Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им необязательно смотреть на собеседника и ли прикасаться к нему, главное- слушать. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют около 25%

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. «Чувствуют» окружающий мир. Они не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. Ответы на вопросы просты и прямолинейны. Решения принимают, опираясь на свои чувства. Кинестетиков среди населения около 40 %

Дискреты (дигитал) — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Дискрет (дигитал), прежде всего, воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений. «Я полюбил чеснок после того, как узнал, что он полезный».

Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Определить ведущую модальность можно с помощью тестов, если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном на основании внешних наблюдений.

По наблюдениям:

Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с собеседника не сводят. Они всегда отметят новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты – все это очень важно для визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов. Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют. Пожалуй, именно они – самый грациозный психотип. Ответ на вопрос «как определить кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.

Читайте также:  От чего появляются проблемы со зрением

Наблюдения на уроке дает следующую информацию:

  • Выраженный визуал — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д.
  • Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.
  • Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отв­лекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко прояв­ляет эмоции, часто неаккуратен «потому что — какая разница. ». Одна­ко, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обыч­но много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, по­лучаются яркие творческие личности.

При записи домашнего задания

  • Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.
  • Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.
  • Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

  • Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  • Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».
  • Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Особенности внимания.

  • Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
  • аудиал легко отвлекается на звуки;
  • визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания.

  • Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
  • Аудиал — то, что обсуждал; запоминает слушая.
  • Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает, двигаясь.

Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия

Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы. От визуала можно требовать быстрого решения задач.

Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Чтобы усвоить новую информацию, аудиалы обычно проговаривают ее вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя – он просто не запомнит то, что нужно выучить. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.

Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад-вперед, что-то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над решением очередной проблемы. Даже тропинку протоптал. Этот герой – пример классического кинестетика. Заставлять представителя данного психотипа сидеть спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его.

При выполнении работы на уроке или дома

  • Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
  • Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
  • Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.

Замечания, производящие нужный эффект

  • Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем.
  • Аудиалу – сказать что-то.
  • Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по плечу.

Методические рекомендации для разработки заданий с учётом каналов восприятия

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Задания предлагать в виде записей; писать карточки ярко, красиво, красочно;

давать задание: найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод…

Вызвать к доске во время математического диктанта; прочитывать задание вслух учителю или родителям; давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо…

задание на перекладывание фишек, на рисование, моделирование, пересчёт предметов…

Если Ваше объяснение ограничено только одним каналом восприятия, вы рискуете тем, что две трети класса не воспримут его.

Знание доминирующих каналов восприятия дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность учебного процесса.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия.

Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации) Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика

Оцени каждое утверждение пяти блоков теста баллом от 1 до 3.

Когда ты принимаешь важные решения, то основываешься на:

А) своих эмоциях и чувствах;

Б) решениях подобных проблем другими;

В) собственном варианте решения, который кажется наилучшим.

Когда ты обсуждаешь что-либо с другими людьми, что на тебя больше всего действует?

А) интонация речи, голос собеседника;

Б) те картины, перспективы, которые описывает собеседник;

В) искренние чувства собеседника.

С какими людьми тебе легче общаться? В них тебе нравится:

А) манера одеваться;

Б) эмоциональность и чувства, которые ты разделяешь;

В) интонация, темп речи, тональность голоса.

Что легче тебе сделать?

А) найти идеальную громкость звучания плеера;

Б) выбрать наиболее удобную мебель;

В) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации.

Что больше всего влияет на твое настроение, самочувствие?

А) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонациям голосов людей;

Б) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и т. д.;

В) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения.

Аудиальная модальность: 1Б, 2А, ЗВ, 4А, 5А.

Визуальная модальность: 1В, 2Б, ЗА, 4В, 5В.

Кинестетическая модальность: 1А, 2В, ЗБ, 4Б, 5Б.

Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.

Тест аудиал, визуал, кинестетик

(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «-«, если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Читайте также:  Расставьте знаки препинания живопись с точки зрения выдающегося

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

  1. Завывание ветра, стук капель.(*)
  2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
  3. Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд

  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
  2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)
  3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

  1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
  2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
  3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

  1. Звонкий хруст укуса.(*)
  2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
  3. Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
  2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)
  3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” — это визуалы, больше со знаком “*” — аудиалы, больше ответов со знаком “-“ — кинестетики.

Можно использовать тест для родителей “Методика определения основного канала восприятия” — из книги серии “Мир вашего ребенка” — “Психология детства – азбука для родителей” О.А.Кулягинова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

Ж). Классификация коммуникативных типов в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дигиталы (Дискреты) – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Паттерны Визуал Кинестетик Аудиал Дигитал
ПРЕДИКАТЫ кажется взгляд яркий перспектива фокус красочный чувствую схватывать касание прочный теплый спокойно тон громкий отзвук послышалось звучит как. ритмичный предикатов нет
ПОЗА Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.
ТИП ТЕЛА Как «тощий» так и «тучный» Пухлый, округлый, мягкий. Четкой зависимости нет Мягкое, полное
ДВИЖЕНИЯ Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. Движения не гибкие, обычно застывшая поза.
ФОРМА ГУБ Тонкие, узкие Пухлые, мягкие. Различная. Узкие, стянутые.
ДЫХАНИЕ Высокое, грудное. Низкое, брюшное. В полном объеме. В полном объеме. Ограниченное.
ГОЛОС Высокий, чистый, быстрый, громкий. Низкий, медленный, хриплый. Мелодичный, ритмичный, меняющийся. Монотонный. прерывистый, густой.
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА Над окружающими Под окружающими Глаза опущены. Смотрит над толпой.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ «Посмотри, чтобы услышать». Скорее прикоснется, нежели посмотрит. «Чтобы услышать, не смотри». Никакого зрительного контакта.
ДИСТАНЦИЯ Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. Очень близкая, чтобы коснутся Небольшая, но предохраняются от прикосновений. Отдаленная.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА Не хотят быть ниже собеседника. Из стресса выходят, беря вину на себя. Очень многословны, нет риторических вопросов. При стрессе становятся сверхрациональны.
ГЛАВНОЕ СЛОВО КРАСИВО УДОБНО ТИХО ФУНКЦИОНАЛЬНО

ВИЗУАЛ

— «Посмотри, какая фантастическая машина/девушка/кактус»,

— «Там видно будет».

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий. Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики. Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии, и в каком направлении.

КИНЕСТЕТИК

Прикосновения! Он как бы случайно касается вашей руки во время разговора, убирает волосы с лица. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают. Кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать. Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди. Просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие.

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже.

АУДИАЛ

— На ваш смайл в аське он отвечает: «Рад тебя слышать!».

— «Звучит заманчиво», подмигивает, соглашаясь на встречу.

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет. Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

ДИГИТАЛ (ДИСКРЕТ)

К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:

– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.

– Значит, наследника не будет?

– К сожалению нет, сэр.

– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят. Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Они как бы оторваны от реального опыта – более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы. Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:

1. В сочинении должна присутствовать королева.

2. Должен быть упомянут Бог.

3. Немного эротики.

4. Чтобы была тайна.

Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:

– О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.

Явно сочинил Дигитал.

Отличия всех этих четырех категорий коммуникативных типов будут касаться, например, организации мышления, памяти, способов обучения. Но при этом надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше.

Заключение

Еще Антуан де Сент-Экзюпери отмечал, что величайшая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения. Люди постоянно обмениваются какой-то информацией, но настоящее душевное общение так и остается роскошью – высоко ценимой и подчас труднодоступной. Жизненный опыт нас убеждает, что очень редко можно рассчитывать на глубокое понимание со стороны других людей. Часто и нам бывает трудно понять другого человека. Есть люди, как говорится, с нами «одной крови», общение с которыми приятно и, несмотря на отсутствие полного взаимопонимания, доставляет удовольствие. С другими же общение тяжело, непонимание раздражает, поток информации, идущий от них, напоминает жужжание навязчивой мухи. Третьи нам вовсе безразличны, общение не задевает и не трогает, нет взаимопонимания и нет интереса.

Вот почему в процессе общения так важно принимать во внимание коммуникативный тип личности.

Следует отметить, что сих пор ещё не сложилось одной единственной достаточно обоснованной общепринятой классификации коммуникативных типов. Количество таких классификаций личности велико, и они продолжают множиться. И это хорошо. Ведь личность нельзя рассматривать лишь с одной точки зрения. Она весьма многогранна. И чем глубже и разностороннее она характеризуется, тем многограннее общение и возможность глубокого взаимопонимания и взаимодействия.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 720 | Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://arsenische.livejournal.com/51864.html
  • http://pikabu.ru/story/vizual_audial_kinestetik_diskret_952936
  • http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7435
  • http://lektsii.org/12-71996.html