Меню Рубрики

Вопрос о существовании бога с философской точки зрения

Можно ли доказать бытие Бога? Как на этот вопрос отвечает современная наука и философия? И возможно ли вообще, опираясь на принципы рационального познания, опровергнуть или наоборот подтвердить существование Бога? На эти и другие вопросы отвечает кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, доцент кафедры культурологии МФТИ Виктор Лега.

Итак, дорогие друзья, я рад вновь приветствовать вас на нашей встрече, посвященной доказательствам бытия Бога. Я немного представлюсь. Фамилия моя Лега, зовут — Виктор Петрович, я по образованию физик, философ и богослов, поэтому на эту тему мы с вами сегодня и говорим.

А точнее, сейчас мы порассуждаем над философской и научной составными частями этой проблемы, которая в большей степени и волнует современного человека. Ведь современный человек, как правило, доверяет тому, что доказано. Он привык не принимать на веру. На веру принимают люди доверчивые. Поэтому христиане, да и вообще адепты любой религии — доверчивые люди, наверное, они не умеют думать. А если подумать… Да, а если подумать? Можно ли доказать существование Бога? Во-первых, я опять же напомню, какова логика этого доказательства. Точнее, напомню я, может быть, с другой стороны. Очень широко известна такая история. Великий французский физик, астроном Лаплас подарил Наполеону свою книгу, в которой излагается теория происхождения Солнечной системы. Говорят, что Наполеон полистал эту книгу и с удивлением спросил Лапласа: «А я не вижу тут слова Бог. Кто привел в движение ваше газопылевое облако, из которого и возникла Солнечная система?» На что, говорят, Лаплас ответил знаменитой фразой: «Сир, я в этой гипотезе не нуждаюсь». Отсюда вытекает популярная фраза, что наука доказала, что Бога нет. Очень часто эту фразу даже православные богословы понимают неправильно. Как-то недавно слушал выступления одного специалиста, который так иронично говорил: «Вот интересно, какая наука это доказала?»

Наука не нуждается в бытии Бога, чтобы объяснить всё. Не надо доказывать, что Бога нет. Доказательства несуществования, если они вообще возможны, в математике, скажем, они есть, но не самые сложные. А в физике попробуй докажи… Ну, может, я смогу доказать несуществование круглого квадрата. Противоречие. Поэтому часто говорят: бытие Бога противоречиво. Если бы Бог был, мир был бы совершенным, не было бы страданий, землетрясений. Как в недавней беседе Владимира Познера с отцом Максимом Козловым вопрос: если Бог есть, почему землетрясения? Ответ на этот вопрос очень простой, рамки нашей беседы не позволяют мне отвечать на другие вопросы, это вопросы зла и страданий…

Но такова логика науки: мы не нуждаемся в бытии Бога, мы всё можем объяснить посредством законов природы. Примерно так же, как мы с вами не нуждаемся в кентаврах, круглых квадратах, мы без них обходимся. И поэтому мы не доказываем, я не знаю такой науки —антикентавроведение. Так и атеист скажет: мне не нужен ваш Бог, лучше потрачу время с пользой. Но в этом его рассуждении, что мы не нуждаемся в гипотезе Бога, и кроется ошибка, как утверждают сторонники бытия Бога. Как раз многие факты и явления невозможно объяснить без гипотезы Бога. Суть доказательства бытия Бога именно в этом. Объяснить некоторые видимые явления при помощи гипотезы Бога, потому что иначе или невозможно, или это является наиболее рабочей гипотезой Бога. Как в науке. В науке бывают часто рабочие разные гипотезы, как теория относительности, можно объяснить гипотезу Майкельсона — Морли при помощи преобразований Лоуренса и существования эфира, Эйнштейн объяснил это без всякого эфира при помощи постоянства скорости света. До сих пор есть сторонники Лоуренса и эфира. Но другие говорят, что более рабочей является гипотеза Эйнштейна. У нее есть другие подтверждения. Так же и здесь: бытие Бога доказуемо или потому, что невозможно иначе объяснить, или это все-таки наиболее рабочая гипотеза.

Говоря о доказательствах бытия Бога, мы не можем обойти имя Канта. Потому что Кант навел порядок. Доказательства бытия Бога возникли задолго до Канта. Первые рассуждения — это шестой-пятый века до Рождества Христова, это Ксенофан, Платон, позднее уже — Аристотель. Они уже были известны. Но потом святоотеческая мысль, потом эпоха Возрождения, Нового времени предложили многие другие аргументы. Кант сказал, что вообще-то все эти аргументы можно разложить на три группы. Это доказательство онтологическое, от слова онтология — философское учение о бытии. Это доказательство космологическое. И доказательство физико-теологическое или телеологическое. Кант в своей работе «Критика чистого разума» подверг все три доказательства жесткой критике. Но потом предложил свое, четвертое доказательство, которое получило название — нравственное. Некоторые богословы или просто авторы брошюрок предлагают гораздо большее число доказательств. В одной западной, переведенной на русской язык брошюре я насчитал около 50. Но в данном случае я предпочитаю проверить с проверенными теориями, которые прошли жесткую критику, имеют славную историю, это действительно эти самые четыре доказательства.

Если говорить об онтологическом и нравственном доказательствах, то они больше имеют философский характер. Космологическая и телеологическая больше опираются на естественные науки. Философы призывают нас познать себя, в этом специфика философского знания, она опирается на самопознание. Как Сократ еще провозгласил и тем самым создал современную философию: познай самого себя. От познания своего внутреннего мира мы и можем выводить существование Бога. Это онтологическое и нравственное доказательство. Я заранее говорю: ни одно из доказательств не имеет убедительности такого рода, чтобы оно могло убедить всех. Даже в физике многие теории имеют характер «наиболее рабочих», даже в физике, в строгой науке и то доказать что-то бывает трудно, если вообще возможно. Доказательства строгие бывают только в математике. Если ты доказал, чему равна сумма углов треугольника, ты никогда уже не сможешь утверждать, что там какое-то число кроме 180 градусов. Однозначно только такое число, никакое другое. В богословии, в философии доказательства скорее играют роль убедительности. Они тебя убеждают в принятии веры. В это убеждение поверить все-таки логичнее, чем в другое. Вера здесь ни в коем случае не нарушается. Когда мы слышим о противопоставлении веры или доказательства, иначе отцы Церкви не возражали бы, они предупреждали, что не надо увлекаться доказательствами, но доказательства могут убедить язычников — что Бог один, атеистов — что Бог есть. А дальше выбирай сам — своей верой.

Каждое из доказательств, по словам Бертрана Рассела, который сказал об этом в своей книге «История западной философии», имеет славную историю. Поэтому о каждом из них можно говорить очень долго. И нужно говорить очень долго. У каждого из них есть свои аргументы, контраргументы, возражения на контраргументы, есть современный вариант.

Сейчас опишу кратко суть этих доказательств.

Больше всего досталось онтологическому доказательству. Однажды я беседовал с преподавателем духовного учебного заведения Русской Православной Церкви, который, узнав от меня, что я две пары посвящаю онтологическому доказательству, удивился и сказал: «Зачем? Кант же его опроверг». Это все равно что на физтехе читать теорию эфира— Эйнштейн уже опроверг. Пришлось объяснить, что Кант выдвинул свои опровержения, но в философии такого не бывает, что опровергнуто раз и навсегда. И после Канта появляются доказательства. Есть даже математический вариант этого доказательства. Самое интересное, что онтологическое доказательство больше всего любят математики. Бертран Рассел, атеист, говорит: это доказательство, заслуживающее внимания. Курт Гетель, математик, предлагает математический вариант этого доказательства. Лейбниц, Декарт именно эти доказательства выделяют из всех других. Потому что, как в математике, оно выводится только из определения. Нам не нужно больше ничего. Декарт даже сравнивает это доказательство с теоремами геометрии. Если я даю вам определение треугольника… Треугольник — это геометрическая фигура, ограниченная тремя взаимопересекающимися прямыми. Неглупый человек скажет: дайте подумать, сумма углов 180 градусов — и так далее, все свойства из определения выведет. Точно так же построено онтологическое доказательство. Первым, как говорят, многие не согласны, предложил его западный европейский схоласт Ансельм Кентерберийский. Который сказал… Что такое Бог? Каждый из нас понимает, что Бог — это Тот, больше чего ничего нельзя помыслить. Понятие о Боге в уме каждого человека имеется. Даже атеист, который говорит, что Бога нет, все равно понимает, что он подразумевает под этим словом. Ансельм, правда, цитирует не атеиста, а безумца из псалма 113: «Безумец сказал в сердце своем: нет Бога». Он же безумец, он говорит противоречие. Фраза «Бога нет» внутренне противоречива, как круглый квадрат. Понятие в нашем уме Бога есть, если предположить, что Бога нет, а есть только понятие о Боге, тогда это не будет понятие о том, больше чего ничего нельзя помыслить. Ведь я могу помыслить Бога, а это больше. Значит фраза «Бога нет» по Ансельму получается такой: тот, больше чего ничего нельзя помыслить, не является тем, больше чего ничего нельзя помыслить. Налицо явное противоречие — что и требовалось доказать. Даже формулировка рассуждения написана в XII веке, чисто как в математике — что и требовалось доказать.

Декарт, великий математик, физик, философ, упрощает это доказательство, как все, любит, чтобы всё был чистый свет разума. У Ансельма сложновато. У Декарта все очень просто. Кто такой Бог? Каждый из нас, говоря слово «Бог», вкладывает в него очень простое определение. Простое в кавычках, конечно. Бог — это самое совершенное существо. То есть существо, обладающее всеми положительными свойствами. Каждый говоря «Бог» подразумевает — Бог Всемогущий. Я могу табуретку сколотить какую-никакую, а Бог мир сотворил. Да и то Василий Великий пишет в слове против Евномия: «Не думайте, что Бог мог только мир сотворить, Он может гораздо больше. Нельзя судить по миру о всех свойствах всемогущества Божия». Бог Всеведущ, Он знает все. Я знаю область своей профессии, а Бог все знает. Потому что знать — лучше, чем не знать. Уметь что-то делать — лучше, чем не уметь. Бог обладает всеми положительными свойствами в абсолютной степени. Точно так же мы скажем: существовать лучше, чем не существовать. Значит, Бог обладает свойством существования. Несуществующий Бог — это Бог, который чего-то не умел или чего-то не знал. Такое очень простое доказательство бытия Бога, предложенное Декартом.

Кант сказал: Декарт допустил ошибку. Существование — это не свойство. Приведу простой пример. Если я хочу купить в магазине килограмм яблок, красных, сладких, яблок, обладающих свойствами красности и сладости. Прихожу в магазин и мне говорят: «У нас нет яблок, обладающих свойствами красности и сладости. Точнее, они есть, но у них нет свойства существования. Будете брать или нет?» Я скажу: «Декарта начитались? Существование — это не свойство». Я могу представить себе сладкие и красные яблоки, но несуществующие. Это не противоречие. Гегель, правда, заметил, что Кант перепутал Бога с вещами. Свойства есть только у вещей материальных. Дальше Гегель продолжает: мы говорим о свойствах того или иного человека. Вот у меня есть свойство: я немножко знаю философию. У меня есть другое свойство: я совершенно не знаю китайского языка. Вот такие у меня свойства. Да, но у Бога нет свойств. Поэтому доказательство возрождается после Гегеля и на Западе, и в России. В русской философии оно имеет свою специфику. Даже замечательный философ епископ Михаил (Грибановский), протоиерей Феодор Голубинский говорят: это самое лучшее доказательство, самое православное. И спасибо огромное Канту, что он очистил это доказательство от схоластической шелухи. Главное в этом доказательстве не понятие Бога. Кстати, противники, не понимая логики Ансельма и Декарта, часто говорят: если бытие Бога выводится из понятия Бога, получается полная чушь, я могу доказать бытие кентавра из понятия кентавра, Деда Мороза из понятия Деда Мороза, что же, кентавры и деды Морозы существуют? Читаю на сайте одного знаменитого атеиста. Он явно не понял логику Декарта. Эта логика, ее очень любят математики и ученые, опирающиеся на математику. Это доказательство по сути научно. Как работает физика? Если Эйнштейн вывел теорию специальную и общую теорию относительности, его уравнения, никто не нашел в них ошибки, сказали: «Да, теория прекрасна, не противоречива». Он сказал: «Хорошо, значит, так и должно быть. Ищите подтверждения в природе». Долго искали, Нобелевскую премию только в прошлом году за гравитационные волны получили. Если мы рассуждаем логично и непротиворечиво, значит, это есть в природе. Если Ансельм и Декарт рассуждают непротиворечиво, значит, это и есть. Понятие кентавра противоречиво. Понятие Деда Мороза — тоже, к сожалению. Мне бы хотелось, чтобы был такой дедушка, который всех хороших детей награждал бы любыми подарками. Но я понимаю, что закону сохранения материи это противоречит.

Но в чем суть русского варианта онтологического доказательства? Фактически его сказал Августин, у него тоже есть доказательство, только своеобразное. Фраза, которую я люблю цитировать: «Нет ничего безумнее, чем утверждать, что видимое нашим глазом существует, а видимое нашим умом не существует». Почему я доверяю глазам, а уму не доверяю? Могу сказать «дважды два — четыре». Вы скажете: «Да, согласны». Это простая математическая истина существует независимо от нас. Объективно. Только мы ее видим умом. Это не моя прихоть. Я скажу: «Дважды два — пять». Вы скажете: «Нет, вы ошиблись». Как если вы скажете, что это не дверь, а окно, я скажу: «Вы ошиблись». Объективный, умопостигаемый, духовный мир. Вот я изложил вам самое начало онтологического доказательства, которые предлагают русские философы — Семен Франк… Поэтому оно переходит в опытное доказательство. Поэтому оно и самое лучшее. Оно вынуждает нас посмотреть не просто на мир материальный, но на мир духовный. И найти в нем в конце концов Бога.

Так что доказательство Кант, конечно, попытался опровергнуть, но, как все бывает в философии, окончательного в философии, увы, не бывает.

Читайте также:  Высказывается следующая точка зрения на сущность событий октября 1917

Нравственное доказательство, я так думаю, более популярно , чем онтологическое. Онтологическое доказательство — удел рафинированных философов. Часто бывает его сложно понять. А нравственное доказательство гораздо проще. Хотя Кант фактически излагает его на 200 страницах своей книги «Критика практического разума». Само доказательство излагается на одной страничке в конце этой книги. Но, чтобы понять эту страничку, нам нужно прочитать все предыдущие страницы. Если попытаться выразить это рассуждение коротко, то это будет примерно так. Человек — это нравственное существо, не в том смысле, что хорошее, а в том смысле, что оно оценивается с нравственной стороны. Мы говорим: этот человек поступил хорошо, а вчера он поступил плохо. Сегодня он извинился, покаялся и поступил иначе. Почему? А потому что он обладает свободой. Свобода — замечательное свойство, которое присуще только человеку. У мира его нет, в мире нет свободы. Вещь, которая положена на место, она будет лежать сколько угодно долго, пока другая вещь или какой-то человек ее не сдвинет с места. Сама по себе, произвольно, она не будет двигаться, потому что она подчиняется многочисленным законам природы. Следовательно, делает Кант следующий вывод, у человека есть душа. Она не материальна. Потому что если бы у человека было бы только тело, оно материально, то это тело бы подчинялось законам природы. И тогда оно поступало бы детерминированно. Тогда нечего ко мне привязываться с вашими упреками или с похвалой, как мы не хвалим камень, который упал обратно на землю, законы тяготения неумолимы, законы пищеварения, биологии неумолимы. И нечего мне предъявлять ваши обвинения. Но вы предъявляете, следовательно, предполагает, что я свободен. Значит, во мне есть какая-то часть моего существа, которая не зависит от материального мира. Потому что сама по себе нематериальна. Поэтому у меня есть душа. Второй постулат кантовской этики — нематериальная душа. И третий постулат — это бытие Бога. Не буду доказывать так, как это делает Кант, потому что это займет слишком много времени. Все-таки аргументация Канта не совсем проста. Попытаюсь свести ее к более простым аргументам, с которыми Кант тоже бы не стал спорить, я думаю.

Во мне есть душа, в каждом другом человеке есть душа, потому что я к нему подхожу с теми же моральными критериями. Если у меня есть тело, у нас у всех есть тело, мы общаемся, сидим на стульях, обедаем, можем обменяться тем же яблоком, купленным в магазине, потому что есть мир материальный. Точно так же мы обмениваемся и нравственно — советами, обвинениями, похвалой. Мы живем в этом духовном мире. А к этому добавляется одно самое важное, о чем говорили еще до Канта, положение — совесть. Ведь не только свобода, материалисты говорят постоянно, что можно объяснить поведение человека и без всякого духовного мира, как социальное существо, биологическое существо. Но натыкаются на такое понятие, как совесть. Фактически нравственное доказательство бытия Бога прекрасно, я бы даже сказал, лучше, чем у Канта, при всей моей любви к Канту, прекрасно изложено у Федора Михайловича Достоевского в его романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников совершил идеальное преступление. Достиг задачи, убил старушку, забрал деньги, случайную свидетельницу тоже убил, случайно проходящий рабочий не заметил, деньги спрятал, топор выбросил, идеально. У Порфирия Петровича нет никакой зацепки. Почему он в конце концов признается? Почему в конце концов он оказывается на каторге и так ему легче? Почему рядом с ним на тумбочке лежит Библия? Не открытая еще. Это доказательство подводит нас к вере. А дальше Библию ты сам должен открыть. Ты сам должен веру приобрести. Совесть замучила. Откуда она? Ни социальными, ни биологическими, никакими объяснениями материалистическими совесть нельзя объяснить. Как нельзя объяснить этого жесткого критерия добра и зла. Хотя очень часто ругают Бога. Материалисты говорят: если бы Бог был, Он был бы хорошим, Он бы праведников защитил, землетрясений не допускал бы. Потому что они верят в Бога, они говорят: Бог есть, идеальный, только Бог, в Которого вы верите, Он не идеальный. Потому что в уме или в душе каждого человека идеальный нравственный императив есть. Есть высшее добро, которого мы и даже Бог наш обязаны придерживаться. А Бог опять не придержался, вчера пятерых православных убил, негодяй. Вас уж Он, по крайней мере, защитил.

Но всегда возникает соблазн или желание объяснить на основе законов общества, биологии. Поэтому это доказательство для кого-то является убедительным, как для Достоевского, для кого-то, как для материалистов, не убедительным.

Но к материалистам я бы обратился с космологическим и телеологическим доказательствами.

Хотя (я скажу сейчас странную фразу), чтобы доказать существование Бога, нужна уже вера. Вы скажете: я только что говорил, что вера после доказательств. Да. Но я опять же перехожу в научную область, чтобы доказать существование черной дыры, я уже должен иметь веру, что она есть. Если я объясняю движение какого-нибудь светила и говорю: наверное, там черная дыра. Если я буду радикально стоять, что нет ничего духовного, есть только материальное, я все буду стараться объяснить только материалистически. Как тот же самый Лаплас. Даже как бы трудно это ни было.

Вот космологическое доказательство. Впервые предложено Аристотелем, потом — Иоанн Дамаскин, Фома Аквинский. И потом многие философии Нового времени и особенно сейчас, потому что физика дала многие другие примеры, подтверждающие справедливость этого доказательства. Хотя действительно Лаплас, беру это имя как условный рубеж, положил начало материалистической традиции: всё можно объяснить в нашем мире без Бога. Есть силы, которые приводят в движение, есть законы, в соответствии с которыми силы и двигают. Мне не нужно объяснять, почему камень падает на землю, прибегая к Богу. Достаточно гравитации. Другие случаи, может быть, сложнее, но точно так же есть законы, может быть, не все открыты, но рано или поздно мы объясним и эти события. Но одно возражение в космологическом доказательстве бытия Бога, оно встречается у Рассела, у Милле, у Штрауса, философов западных начала XIX века.

Космологическое доказательство опирается на тот постулат, очевидный для любого ученого, что в мире всегда всё действует по какой-то причине. Без причины ничего не происходит. У причины А должна быть причина B, у причины B должна быть причина C, и так далее, говорит Фома Аквинский, мы приходим к первопричине. Каковой и является Бог. Материалист тут же говорит: «Нечестно. Если у вас все имеет причину, то и Бог должен иметь причину. Почему вы не идете в бесконечность? Почему вы произвольно останавливаетесь на Боге?» Рассел говорит: «Я по такой произвольной причине останавливаюсь на космосе». Материально космос существует по своей собственной причине и всё. Без всякого Бога. Это возражение очень популярно и сейчас, я могу на него ответить двумя возражениями. Причина. Говорят, слово как будто наделяется свойствами вещи. Я могу сказать такую фразу: причиной снегопада в Москве являются атмосферные процессы, туча, которая в день была над Москвой. Туча — это вещь, снегопад — это вещь. Между тучей и снегопадом есть причинно-следственная связь. Как есть причинно-следственная связь между насморком и холодной погодой. Как между голодом и отсутствием еды. Многое что связывается причинно-следственными связями. Поэтому говорят, что Бог — это первопричина, Фома Аквинский и все сторонники этого доказательства говорят одно: кроме вещей, существующих в этом мире, должна быть причинно-следственная связь. Или, говоря математическим языком, мы выносим за скобки слово причина, и говоря, что в мире существует причинно-следственная связь, а откуда? Она существует. Это не мир, это не вещь.

Возвращаясь к логике Рассела, Милле и других позитивистов-философов, что причина должна быть у Бога. Ну тогда я просто говорю, что, если Бог — первопричина и причина должна быть у Бога, тогда у причины должна быть причина. Но нельзя говорить, что у причины должна быть причина. Я скажу другой пример, который я привел студентам на физтехе. У всего должна быть масса, значит, у массы должна быть масса. Они говорят: «Нет, софистика». Я говорю: «Да, софистика, но вы сами сказали — у всего». «У любого тела…» Ага! Значит, у массы нет массы, значит, у Бога нет причины, потому что Бог — это причина. Элементарная философская безграмотность.

И второй аргумент. У всего есть причина. В XX веке, благодаря теории относительности Эйнштейна, было сделано одно из крупнейших открытий: наша Вселенная, оказывается, не вечна, как считали материалисты во все времена, оказывается, она возникла — да, давно, 13, 77 миллиардов лет назад, но она возникла. И она возникла, самое интересное, из состояния сингулярности, у которой нет ни массы, ни объема и которая взорвалась. «Какова причина этого Большого взрыва?» — спрашивают у физиков. Они говорят: «Не знаем, и никто не знает». Потому что там сингулярность, у точки не может быть причины. Причина — это всегда взаимодействие чего-то с чем-то. В сингулярности причины быть не может. Поэтому вопрос поставить так нельзя. Мы не знаем и никто никогда не узнает, какова причина Большого взрыва. Да, материальной причины у нее не было, потому что у нее не было ни массы, ни объема, значит, должна быть причина нематериальная. Наверное. Если мы продолжаем в рамках этой логики. Так что мы с этой фразой Бертрана Рассела не согласимся — у нас есть космос, который вечен и имеет причину в самом себе. А здесь мы вспоминаем третье доказательство Фомы Аквинского, которое фактически предвосхищает не теорию Большого взрыва, а именно логику, что мир не может иметь причину в самом себе.

Но самое популярное, самое скандальное, самое разбираемое многими, и противниками, и сторонниками — это телеологическое доказательство бытия Бога. Оно ведь самое простое. Даже Кант в своей работе «Критика чистого разума» прежде, чем его опровергнуть, пишет: «А это доказательство самое лучшее, самое красивое, самое простое». И было бы очень печально, если бы оно исчезло из нашей системы образования. Сам же его разрушает и говорить «печально». Потому что порядок. Сам по себе порядок не устанавливается. Порядок всегда устанавливается кем-то. Кто ставит цель, отсюда телеология, телес — цель, целеполагание. Тот, кто знает, как эту цель достичь. Тот, кто умеет. Поэтому и Кант совершенно справедливо говорит и все остальные повторяют, что телеологическое доказательство гораздо более красивое и убедительное, чем космологическое. Если космологическое говорит только о том, что есть какая-то причина, но какая — я не знаю, то телеологическое говорит, что эта причина разумная, благая. Порядок ведь хорошо, лучше, чем хаос. Могущественная. Установить порядок в нашем мире… Поэтому телеологическое доказательство шире. Отцы Церкви, как правило, прибегали именно к этому доказательству. Как его еще называют, «от красоты и порядка». Но я сказал, что телеологическое доказательство имеет и свою сторону. То, что кому-то кажется порядком, другому кажется беспорядком. А вот теория Большого взрыва, и не только она, многие другие открытия, научные, двадцатого века, предложили уже множество аргументов строгих. Например, Вселенная возникла из сингулярности. Она возникла в сверхгорячем состоянии, которое потом стало остывать. Остывая, в этой плазме стали возникать элементарные частицы — электроны, кварки, фотоны… У которых есть свои свойства. У электронов есть заряд и масса, фотон движется со скоростью света, там другие свойства, которые называются фундаментальными, постоянными, константами. Гравитационная постоянная, которая определяет характер взаимодействия между этими телами. Так вот оказалось по расчетам, что если бы хоть одна из этих констант отличалась бы от своего нынешнего положения на ничтожно малую величину, на 10 в минус двадцатой степени, то Вселенной бы не возникло. Она либо схолпнулась в некую огромную массу или разлетелась бы в пыль. Этот принцип получил название тонкой настройки Вселенной. Настолько тонкая настройка, что объяснить ее случайностью, конечно, можно, но все-таки логичнее объяснить заранее разумным планом. В Америке возникает течение, институты возникают, против них ведется полемика — Intelligent Design, разумный замысел. Невозможно объяснить ни в физике, ни в биологии, нигде самопроизвольное возникновение Вселенной. Здесь уже не так, как предупреждали нас отцы Церкви, нравится или не нравится, красиво или некрасиво, упорядоченно или не упорядоченно, здесь жесткие законы природы, жесткие величины фундаментальных констант. А дальше — еще больше. Потому что с развитием Вселенной, когда возникают звезды, в звездах формируются тяжелые элементы, кроме водорода и гелия возникает углерод, кислород, железо. Возникает планета Земля. На Земле возникает человек, в организме которого десятки различных элементов, без которых он не может существовать. Поэтому этот принцип тонкой настройки в философии получил название антропный принцип. То есть от слова антропос, человек. Иначе говоря, эти константы не просто случайны, точнее, не случайны, не просто они возникли для того чтобы образовать какую-то красивую и упорядоченную вселенную, а они существуют для того, чтобы появился человек. Вселенная такова и только такова, которая приспособлена для человека. Этот аргумент разумного замысла в последние годы дополняется многими другими аргументами. Например, буквально недавно вышла книга «Программируя Вселенную» американского физика Сет Ллойда, где он пишет, что Вселенная — это квантовый компьютер. Я был на презентации этой книги, где у него спросили: если Вселенная — это квантовый компьютер, который реализует некую программу, то, наверное, у нее должен быть и какой-то программист, который написал эту программу, которая работает без малого 14 миллиардов лет? Он сказал: «Я не знаю. Я — физик, я не могу ответить на такие вопросы. Но, — произносит такую крылатую фразу, — но все-так большой взрыв, по-английски, Big Bang все-таки правильнее называть Bit Bang». Битовый, информационный взрыв. А где эта информация? Откуда она взялась? Почему мир развивается по этой программе? И множество других аргументов. Очень много аргументов из биологии. Есть целое направление, тоже «разумный замысел», которое говорит, что невозможно объяснить хаотичное, при помощи случайных мутаций возникновение различных видов. Американский биолог Майкл Бихи вводит даже такое понятие, как неупрощаемая сложность. Есть организмы — как микроорганизмы, так и части больших организмов, — которые не могут возникнуть по частям. Они возникают или целиком, или не могут возникнуть иначе. Неупрощаемая сложность. Например, глаз человека. Почему он такой? Хрусталик, сетчатка, все подстроено друг под друга. Еще одно направление в телеологическом доказательстве. Биология. Молекула ДНК. Огромнейшая молекула, состоящая из огромнейшего количества атомов в определенном порядке, только в определенном порядке. Чуть нарушается этот порядок — всё, вид не может существовать. И сторонники этого доказательства говорят: скажете, что эти молекулы возникли случайно? Вследствие мутаций? Этот пример, который очень часто приводится, впервые его еще в первом веке до Рождества Христова предложил великий римский философ, оратор Цицерон, который, возражая атомистам — были такие сторонники Демокрита, Эпикура, которые говорили, что случайно из атомов все возникло, — сказал: «Я больше поверю в то, что, если я вырежу из бумаги огромное количество букв латинского алфавита и брошу их, и потом получатся “Анналы” Деция, которые можно будет тут же почитать». Потом этот аргумент возродит Жан-Жак Руссо, который вместо «Анналов» Деция… скажет: в результате бросания типографских букв возникнет «Энеида» Вергилия. Сейчас приводят аргумент, знаете наверняка: обезьяну посади за клавиатуру компьютера и она случайными ударами набьет «Войну и мир» или Библию. Тот же Сет Ллойд в своей книге пытается объяснить: если обезьяну посадить и 13 миллиардов лет она будет набивать, набьет ли она трагедию Шекспира «Гамлет»? Посчитал, говорит: «Нет, только две строчки». Но все равно Сет Ллойд в своей книге пытается объяснить, как же без Бога могла образоваться эта прекрасная, упорядоченная Вселенная. Уже не просто красивая, на мой вкус, а математически, физически, биологически доказанная прекрасная Вселенная.

Читайте также:  Мешок под глазом после лазерной коррекции зрения

Этот аргумент сейчас один из наиболее востребованных, наиболее убедительный для одних или вызов для других, которые говорят: «Да, спасибо, вы нам дали новую проблему, мы — материалисты, мы не боимся трудностей, мы будем искать ответы. Вы, религиозные люди, вы говорите “Бог сотворил”. Нет, я буду искать причину Большого взрыва, возникновения ДНК, неупрощаемой сложности микроорганизмов или органов тела». Почему я сказал, что вера нужна. Ученый стоит на этой установке: существует только материальный мир. Когда его спросят: «А почему не существует духовного мира, он скажет: «Потому что его нет». — «А почему его нет?» — «Я не могу его увидеть». Ну, он духовный мир, его нельзя увидеть… Поэтому его нет. Поэтому нужна хотя бы предпосылка. Может быть, можно объяснить духовный мир. Может быть, можно объяснить мой визит в эту прекрасную аудиторию не случайными погодными условиями или не детерминизмом движения поездов метро, а моей свободной волей, желанием выступить перед прекрасной аудиторией и поделиться своими знаниями?

Выбор делайте сами. Какое объяснение вам кажется логичным. Или при помощи духовного мира, который вынуждает нас выйти в другую область и там проводить исследования, или остаться в области материальной и там тоже проводить исследования. Обе области прекрасны, их надо соединять. И противоречий — их, как, надеюсь, из сегодняшнего моего краткого выступления вы увидели, на самом деле нет. Противоречие возникает тогда, когда люди занимают крайние, не очень обоснованные позиции. Спасибо.

Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Как только в истории человеческой цивилизации наступил тот момент, когда философия достигла такого уровня, чтобы рассуждать о религии, практически сразу возник вопрос о доказательстве существования Бога. Постепенно, усилиями таких философов и богословов, как Фома Аквинский, Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр и многих других, сформировались основные философские доказательства существования Бога. Интересны наиболее известные из них.

Космологическое доказательство

Космологическое философское доказательство бытия Бога основывается на идее о причинно-следственных связях, на которых построен мир. Как Вселенная в целом, так и отдельные её составляющие не могли появиться и существовать «просто так», сами по себе, произвольно. На обыденном уровне это означало бы, что и дети рождаются произвольно, из воздуха, мало того, что без желания родителей или самих себя, но и без каких-либо действий со стороны тех же родителей. Ведь если нет воли к какому-то поступку, то он и не совершается. В этом плане логично предположить, что и мир, все его составные части и обитатели появились в результате творческого волевого акта со стороны некоей силы, которая и ответственна за появление материальной Вселенной. А так как сама по себе материя, не наделённая ни волей, ни разумом, не может создать саму себя, значит, это был акт творения извне. Та нематериальная духовная сила, которая создала мир, и обозначается человечеством понятием «Бог».

Телеологическое доказательство

Телеологическое философское доказательство существования Бога апеллирует к сложной структуре Вселенной и вех её частей. В древности и Средние века это доказательство ограничивалось лишь констатацией того, что Господь устроил мир в высшей степени разумно, то есть сухопутные животные идеально приспособлены для жизни на суше, птицы имеют всё, чтобы летать, а обитающие в воде твари всячески приспособлены для жизни в этой стихии. Также указывалось, что и в человеке нет в физическом отношении ничего лишнего, и силы природы также распределяют своё действие (солнечный свет и тепло, осадки, ветры и тому подобное) таким образом, чтобы жизнь процветала.

Современная наука также используется философами для подтверждения телеологического доказательство бытия Бога. Ведь научные данные свидетельствуют о том, что само существования Вселенной, возникновение жизни и, главное, разумной её формы на планете Земля является столь уникальным случаем совпадения всех факторов, что вероятность случайности такого совпадения ничтожна настолько, что неудержимо стремится к нулю. Из этого делается вывод, что никакое это не совпадение, а следствие подробного плана, промысла Божьего, что опять же доказывает Его существование.

Онтологическое доказательство

Онтологическое философское доказательство существования Бога на первый взгляд выглядит надуманным и нелогичным. Ведь согласно этому доказательству, бытие Бога доказывается уже самим существованием представлений о Нём. Действительно, представление о Боге как совершенном существе высшего порядка, которое создало мир и от которого зависят все люди, в той или иной степени свойственно человеческому сознанию на всей протяжённости истории человечества. Вера в Бога является одним из признаков человека как разумного существа, наряду со способностью к абстрактному мышлению и вразумительной речью. Следовательно, гласит онтологическое доказательство, не может быть, чтобы такая устойчивая черта нашего сознания, как вера в Бога, была безосновательной. Значит, Бог существует и благодаря этому существует человеческое представление о Нём, пусть и ограниченное рамками нашего разума. А так как люди представляют Бога совершенным, то Он не может не существовать: потому как то, что совершенно и в представлениях, и в реальности, обладает большей степенью совершенства, нежели то, что существует только в представлениях.

Нравственное доказательство

Нравственное философское доказательство существования Бога заключается в наличии у человека своеобразного «шестого чувства», которого лишены другие живые существа – это свод определённых нравственных принципов, фундаментальных для человечества. Законы могут меняться и меняются в зависимости от различных стран, от тех или иных традиций или условий той или иной исторической эпохи. Однако доступные нам данные о человеческой истории, то есть с тех времён, как существуют различные виды сохранения и передачи информации посредством изображения, иероглифической, клинописной или алфавитной письменности, свидетельствуют о том, что в той или иной степени основные нравственные принципы остаются неизменными на протяжении уже тысяч лет.

Кроме того, есть понятие «человеческая совесть», которая является внутренним ориентиром человека и говорит ему о том, что он нарушил базовые нравственные принципы, даже если при этом он формально не преступил рамки закона или требования общественных приличий. Значит, эти нравственные принципы имеют объективный характер, они сформированы и вложены в человека извне. Творцом нравственных принципов, понятия о добре и зле может лишь существо, которое стоит выше всех других существ и способно формулировать истинные принципы. Вывод: этим существом может быть только Бог, значит, наличие объективных нравственных принципов подтверждает существование Бога.

ну тем более выпью.

Все. Всем офигенных майских выходных и с 1 мая.

Да.. В день радио ..

вино хорошее очень сложно найти, а водку коньяк и т.д. не пью, даже за очень хороших людей, ну а за плохих людей не стал бы пить даже воду

Хоть не люблю алкоголь, но знаю, что пиво пьют за плохих людей. Выбирай другой напиток, З! Это я слышал от грузин.

у тебя в день радио получается?

Вот спасибо, товарищ!

Через неделю выпью пивка за твоё здоровье Евгениус

Не.. Толкина не люблю и не читал..и не смотрел..
Я торчу от СТАЛКЕР и МЕТРО..
Постапокалипсис- это моё.
Игры престолов тоже смотрю.. Вот, жду когда последний сезон закончиццо, тогда сразу весь и пазырю.

Заправляла, обсирать даже не пытался..
Чесслово..

Баяны, мне много лет. Через неделю 45 будет.

По сколько вам лет обсуждать какую то xyeргу?! Не удивлюсь, что вы ко всему плюс фанатеющие толкиенисты.

если ты не вкурил то это не значит что нужно обсирать)

Ты мозга мне не *б и

ТБВ -это везчь!
А вы тут трёте про матерь драконов и прочую ёбань..

Евгениус финал ТБВ обсуждаем))))

ты сам то игру престолов не смотришь?

Наркаманя *б анутовые. Вы о чем?

29 апреля 2019 17:18
g1ppo

А вот тут соглашусь, раскрылось убийство главного снеговика. Если можно, прошу удались переписку.

безусловно вы имеете право быть недовольной, но это не повод спойлерить и портить настрой всем кто еще не успел посмотреть эту серию, это как минимум неэтично. а по поводу конницы, при таком отсутствии видимости — немудрено, и их там встретили великаны.

29 апреля 2019 17:08
g1ppo

Да вообще огонь серия. Конницу ни за хрен бы выкинуть в задницу просто так, еще и с потраченным великим заклинанием огненного оружия. На стене бы тупо постоять в стоящих под стеной покойничков, а как те, задавят огонь и кинутся на стены — начать стрелять. В замке как баранам тупо стоять покуривать во дворике вместо занятия стены. Просто конченная САМАЯ ГЛАВНАЯ сцена всего сериала с убийством главного ледянного негодячика.

ЗЫ: первые сезоны смотрелся еще более-менее с позиции, не фантастического сериала, а детской сказочки типа аленького цветочка, переложенной на современные спецэффекты. Последние 3-4 сезона смотрелись по диагонали минут на 10 на серию с перемотками уже просто из принципа досмотреть, раз начали.

Так весь сериал и просмотрелся

то есть получается, что ты, считая сериал крайне тупым — продолжаешь его смотреть? и при этом подмечая какой же он тупой. у меня для тебя не очень хорошие новости. РС серия отличная.

29 апреля 2019 16:52
g1ppo

Это фиаско. Тупее сегодняшней 3-й серии 8-го сезона за все 7+ сезонов еще не было. А учитывая, что весь сериал сам по себе крайне тупой и держится исключительно на спецэффектах и сиськах.

Свершилось, йобта.
Переобулся наконец-то..

28 апреля 2019 21:55
HP

Евген ты сделал этот день хорошим, спасибо

28 апреля 2019 14:42

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

Сегодня день рождения

Смысл жизни [философские точки зрения]

Философская проблема смысла жизни, или вопрос «В чём смысл жизни?» — тема, как правило, затрагивающая интересы каждого человека. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному:
-«Откуда произошла жизнь?»,
-«Что составляет природу жизни (и Вселенной в которой мы живём)?»,
-«Почему жизнь важна?»,
-«В чём состоят жизненные ценности?»,
-«Что является целью (чьей-то) жизни?», «Зачем мне жить?».
О подобных вопросах люди спорили и спорят до сих пор, выдвигая соперничающие между собой научные теории, философские, теологические и религиозные объяснения.

Трансгуманизм — расширение гуманизма. Аналогично гуманизму он выдвигает гипотезу, что мы должны искать улучшения человеческой расы, как целого. Но он идёт дальше, подчёркивая, что мы также должны активно совершенствовать человеческое тело, используя технологию, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения, такие как смертность, физические недостатки, маленький объём памяти и т. д.. Первоначально это означало, что мы все должны стать киборгами, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в постчеловека, наследника человека разумного (Homo sapiens): Homo excelsior. Идеальным достижением этой цели была бы возможность применить все описанное к сегодняшнему населению прежде чем оно начнёт страдать от последствий старения и смерти. Аналогичные взгляды включают extropianism и продление жизни.
Следовательно, смысл жизни для трансгуманиста состоит в том, что жизнь возникла путём эволюции, что природой жизни является то, что мы наблюдаем через научные наблюдения и измерения, что человек и то кем он становится есть наиболее важная часть жизни, что наиболее ценными вещами в жизни являются развитие и совершенствование жизни всех людей, и что нашей обязанностью является управление природой жизни для улучшения нашей природы.

52. Понятие Бога. Способы доказательства бытия Бога.

С философской точки зрения Бог — бесконечное, абсолютное начало сущего в его соотношении с человеком как конечным духовным существом.

Понятие Бога включает в себя также отношение между обьективным природным началом и духовным личностным принципом. В зависимости от того, как соотносятся эти начала, можно говорить о трех типах понимания Бога:

1) Бог как природное, но безличное начало — пантеизм (от греч. Pan все и theos — Бог, т. е. Бог во всем). Согласно жму представлению, Бог пронизывает собой всю природу, растворяется в ней.

2) Бог как сверхприродное и безличное начало — деизи (от лат. DeusBor). Бог деизма — это некая первопричина мира, подобно аристотелевскому «неп0движному перводвигателю»; он не принимает «участия» в мировом процессе. Ему безразличны судьбы мира и человека;

3) Бог как сверхприродное, но абсолютно личностное начало — теизм (от греч. theos — Bor). Это Бог таких религий, как иудаизм, христианство, ислам. К нему можно обращаться с молитвой, хотя и как к абсолютному, т. е. не имеющему телесной индивидуальности, но лицу. К «неподвижному перводвигателю» или к «мировой душе», растворенной

в природе, нельзя обратиться с просьбой или мольбой, в силу того что они абсолютно безличны.

В христианском образе Богочеловека — Иисуса Христа — Бог, оставаясь сверхприродным, являет миру свое природное, индивидуально-человеческое лицо. Всемогущество, всевидение и всеблагость Бога оказываются здесь соизмеримыми с человеческой природой в перспективе ее бесконечного совершенствования, обожения.

Доказательства Бога: объективные и субъективные, прямые и косвенные.

Объективное прямое— вочеловечивание, явление миру Бога (Бог очевиден для всех как солнце. Объяснение -воплотившись в образе человека, не утрачивая при этом своей сущности, Иисус Христос)

Субъективное прямое— переживания и восприятия Бога отдельными людьми

(Ощущение присутствия Бога: дуновение ветра, свет) относится к религиозной психологии.

Объективное косвенное (типично философский путь док-ва Бога. Бог действ-но существует он должен запечатлеть свой образ, идею своего бытия в сознании человека

Классические способы объективных косвенных (рациональных) доказательств бытия Бога.

Док-во 1.Онтологическое — Если Бог действительно существует, то он должен запечатлеть свой образ, идею своего бытия в сознании человека. (Августин, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Дуне Скот, Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель) реальность существования. Кант отрицал (к понятию Бога выражающему возможность ничего не может быть прибавлено)

Док-во 2. Космологическое — Бог-первая причина вещей. надо искать причины существования мира является его совокупность вещей. (Лейбниц)

Док-во 3. Теологическое (Сократ, Платон, Цицерон, стоики и др.) лежит факт в гармонии окружающего мира. Кант полагал, что телеологическое доказательство заслуживает, чтобы о нем всегда упоминали с уважением. О Боге нельзя «знать», на Него можно только «надеяться» и в Него можно только «верить». Необходимо верить в личное бессмертие. считал, если отнять веру-всякое сущ-е теряет смысл. Достоевский(если Бога нет, то все позволено)

Мы не можем знать существует Бог сам по себе без человека. Бог не существует если нет человека нет и Бога, но если нет и бога то и нет человека как разумного существа.

4. Бог с точки зрения экзистенциальной философии

4. Бог с точки зрения экзистенциальной философии

4.1. Определение экзистенциализма

Экзистенция и эссенция (существование и сущность): смысл противопоставления. Поиск истины в классической философии и поиск выбора в экзистенциализме. Рассмотрим понимание Бога с позиции экзистенциализма. Начнем с вопроса о том, что это вообще такое.

Определяющим в новой философии выступает понятие экзистенция, то есть существование. Какое же понятие было противоположным ему в старой, классической философии, то есть что там рассматривалось как центральное понятие? Классическая философия рассматривает «сущность», «эссенцию». На иврите это представление выражается словами «киюм» (существование, экзистенция) и «маhут» (сущность, эссенция).

B чем смысл этого противопоставления? Классическая философия рассматривала «нечто», что является как бы объективной сущностью мира («каков мир на самом деле»), в отрыве от конкретного частного существования. В центре рассмотрения классической философии находится некая объективно существующая истина. В новой экзистенциальной философии такой объективной истины нет. Истина, вместо того, чтобы быть объективной, стала полисубъективной, то есть истина — это набор субъективных истин, а не некая объективная вещь. В классической философии считалось, что философия рассматривает не меня и не кого-то конкретного, а некую сущность, то есть некоторую объективность, которая существует независимо от конкретного того или иного существования. Сущность прежде всего объективна, и поэтому первейшая вещь, которая рассматривалась, это понятие истины. Философия искала эту самую истину. Экзистенциальная же философия эту объективную истину не ищет, она ищет выбор, то есть выбор как мое индивидуальное решение.

(B чем-то здесь есть определенная, хотя и неоднозначная параллель с1квантовой физикой, в которой уже установленной научной концепцией является положение о том, что экспериментатор в процессе эксперимента оказывает влияние на тот объект, который изучает; что, делая наблюдения, мы на самом деле вмешиваемся в мир, и поэтому даже в физике мы вообще не можем рассматривать никакой «чисто объективной» картины мира, которая существовала бы в отрыве от нашего наблюдения — влияния на нее.).

4.2. Индивидуальность истины в экзистенциальной философии

Индивидуальный выбор. Итак, для классической философии истина объективна, едина для всех, а для экзистенциальной философии истина индивидуальна, полисубъективна. Пока истина была едина, о ней можно было спорить. Можно было спорить, Бог на самом деле это высший разум, или же мир возник как результат Божественной эманации. В споре между рационалистом и мистиком предполагалось, что кто-то из них прав. Однако само понятие «Кто из них прав?» — это понятие классической философии.

B современной экзистенциальной философии бессмыслен сам вопрос «Кто из них прав?». Осмыслен совсем иной вопрос: «Какой точки зрения я хочу придерживаться?». Если в классической философии был осмысленным вопрос, кто прав рационалисты или мистики и кто из них ошибается, то в экзистенциальной философии вопрос другой: «Что я хочу, как я выбираю, что я решил?». А не вопрос «какова объективная реальность», потому что объективная реальность перестала быть предметом рассмотрения, она потеряла свою объективность, реальность стала индивидуальным выбором. И в этом замена «сущности», «эссенции» на мою, индивидуальную экзистенцию. Экзистенция — моя, индивидуальная. В центре экзистенциальной философии стоит индивидуальный человеческий выбор, мой выбор. Не «какова объективная истина», а «что я решил». Тем самым, экзистенциалист не сможет быть ни классическим мистиком, ни классическим рационалистом, хотя он может во многом или даже во всем выбирать то или другое, не потому, что «так есть на самом деле», а потому что «я так хочу, так выбираю». «Доказательства правильности» уступают место объяснению причин (зачастую во многом субъективным!) выбора той или иной позиции.

Рассмотрим важный пример проявления вокруг нас философии экзистенциализма. Известно явление: что любая концепция для того, чтобы стать понятой в обществе, стать принятой, стать нормой общества, — должна пройти через три поколения. Так вот, от возникновения экзистенциализма (конец 19 — начало 20 в.) три поколения уже прошло. Поэтому сегодня в некотором смысле всякая домохозяйка — экзистенциалист. Это можно совершенно элементарно показать. А именно: представьте себе, что вас приглашают на лекцию, где доказательство того, что иудаизм — это правильная религия. Кто-нибудь пойдет слушать такую лекцию? Конечно же, нет. Если кто-нибудь начинает втолковывать и доказывать вам, что какая-нибудь религия или философия это — правильная религия или философия, то первое ваше желание это уйти от него подальше. Но если будет лекция или передача «Как и почему я пришел к иудаизму», то многие будут ее смотреть или слушать.

Совершенно понятно, почему так происходит. Нас действительно, да интересует чужой выбор, ибо мы соотносим его с собой, но и абсолютно не интересует «объективная истина» в философии и религии, ибо мы не верим, что таковая существует.

4.3. Различие между классическим и экзистенциалистским обоснованиями религии

Рассмотрим с экзистенциальных сегодняшних позиций такой типичный средневековый классический труд, как «Кузари» р. Иеhуды hа-Леви. Это и сегодня вполне изучаемая, живая книга. И при этом в ней мы находим «доказательства» того, что еврейская религия правильна. Например, такой довод. Невозможно было бы убедить весь народ, что их предки, все вместе, приняли Тору, если бы этого не было на самом деле и родители не рассказывали бы об этом своим детям. (T. е. невозможно было бы убедить народ, что он получил Тору, если бы этого не было.)

При всем моем уважении к «Кузарям» как к великой ценности еврейской культуры, все же рассматривать приводимые в ней доводы как действительно доказательства, сегодня, честно говоря, просто смешно. Эти попытки доказательства правильности иудаизма интересны в виде памятника, но, в общем-то, невозможно себе представить, чтобы на современного человека такая вещь действовала. Все эти рациональные доказательства никоим образом не могут сегодня считаться доказательствами. Ведь нам сегодня понятно, что на все эти рациональные доводы можно с легкостью привести сто доводов в другую, противоположную сторону. На любой довод в защиту религии, о правильности и сохранении еврейской традиции можно прекрасно привести много обратных доводов в пользу того, что традиция, наоборот, никак не могла сохраниться точной и правильной. Но все эти доводы сегодня никого не волнуют, потому что всем понятно, что на всякий довод можно привести контрдовод. И на все доводы р. Иеhуды hа-Леви о том, почему еврейская традиция правильна, что не мог народ поверить во что-то, если бы ему действительно его родители не рассказали, — мы прекрасно можем привести случаи из европейской истории последнего времени, когда весь какой-нибудь народ смогли оболванить, и он прекрасно без всяких сложностей во что-то поверил. Все рассуждения о том, что «весь народ, если бы он не стоял на горе Синай, как же он мог бы поверить» — не могут никак быть приняты в виде доказательства.

При этом, конечно, я ни в коем случае не хочу сказать, что эти идеи р. Иеhуды hа-Леви неправильны! Наоборот, отличие иудаизма от других религий, состоящее в том, что в других религиях начальным этапом ее принятия является только один человек и его небольшое окружение, а в иудаизме начало религии это откровение, полученное на горе Синай всем многомиллионным народом. Это очень интересное соображение. Можно интересно проанализировать на этом примере отличия иудаизма от других религий, но это не может являться доказательством правильности иудаизма!

Нормальный экзистенциальный подход 20 в., подход, который мы находим, например, у Франца Розенцвайга, таков: «Почему иудаизм правилен? Почему надо соблюдать мицвот?» Ответ (отметим, что в иудаизме Ф. Розенцвайг — это первый яркий экзистенциалист) таков: «Тора истинна и надо соблюдать мицвот, потому что я так выбираю». Да, мицвот даны нам в Торе, Но это не является доказательством их истинности. Доказательств, что это все верно передано нам от Бога, у меня нет. А почему же я считаю, что это правильно и почему я это соблюдаю? Потому что я так выбираю. Это мое, я так хочу.

Подобная экзистенциалистская установка является, как мне представляется, единственно возможной в 20 в. Любая другая, как мне кажется, выглядит просто смешно.

И при этом следует отметить, что на самом-то деле, в абсолютном большинстве наших кардинальных решений мы действуем именно так — на основе выбора, а не на основе истины. Спрашивается: почему ты женился так, а не по-другому? Дико будет представить себе человека, который перед тем, как решить жениться, хочет сначала обязательно найти доказательства того, что именно тот или иной выбор является правильным. Все нормальные ответы сводятся к тому, что так я решил, так это мне кажется разумным, я так хочу. 3десь нет идеи доказывать, что так жениться — правильно. Подобный же подход проводится к любому религиозно-философскому вопросу.

Впрочем, экзистенциализм не исчерпывается понятием «что я хочу, то и выбираю». Дело не только в этом, это слишком слабая формулировка. Экзистенциализм означает следующее: я определяю истину в мире путем своего выбора этой истины. Следует особо подчеркнуть, что экзистенциализм утверждает, что я выбираю не только за себя, но и за мир в целом. Выбирая для себя, я выбираю для всех, — именно потому, что наша коллективная истина является не чем иным, как полисубъективной, то есть набором наших выборов. Поэтому, осуществляя свой выбор, я, если хотите, навязываю его всему человечеству.

4.4. Вновь преобладание диалога с Богом над рефлексией

Теперь рассмотрим характеристики иудаизма в эпоху экзистенциализма. В религиозном экзистенциализме уменьшается рефлексия, и увеличивается диалог. На уровне средневекового восприятия, как мы помним, диалог был уменьшен по сравнению с ТаНаХом, а увеличилась рефлексия. В экзистенциализме, наоборот, рефлексия постепенно отодвигается на второй план и все больше увеличивается значение диалога. Поэтому, опять-таки, мы в чем-то возвращаемся к определению Бога, как «Того, с Кем ведут диалог». (Показательна в этом смысле книга M. Бубера «Я и Ты». Иными словами, мы наблюдаем возврат от попытки рефлекторного описания к попытке прямого ощущения Бога.

Итак, ответ на вопрос о том, что такое Бог на экзистенциальном уровне будет уже не таким, как вопрос, что такое Бог на уровне средневековой философии. Ответ будет следующий: «Это Тот, с Кем я веду диалог, с Кем я общаюсь через пространство мира». И уже понятие диалога займет более высокое место, чем рефлексия.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Читайте также:  Как беречь органы зрения и органы слуха
Источники:
  • http://www.chuchotezvous.ru/universe-evolution/38.html
  • http://ucrazy.ru/interesting/1197264268-smysl_zhizni_filosofskie_tochki_zreniya.html
  • http://studfiles.net/preview/6396821/page:35/
  • http://religion.wikireading.ru/158165