Меню Рубрики

Внешний контроль за поступками людей с точки зрения морали осуществляет

17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Моральные оцен­ки поступков поз­во­ля­ют оценивать их как хо­ро­шие или дурные, при­но­ся­щие добро или при­чи­ня­ю­щие зло и заслуживающие________(А). К ос­нов­ным ______(Б) и цен­но­стям относятся: доброта, чув­ство долга,________(В), спра­вед­ли­вость и т. п. Ори­ен­ти­ру­ясь на них, мы даём оцен­ку своих и чужих по­ступ­ков с мо­раль­ной точки зрения.

Моральные нормы на­ря­ду с ________(Г) яв­ля­ют­ся основными ре­гу­ля­то­ра­ми поведения людей в обществе. Мораль — это, пре­жде всего,__________(Д) по­ве­де­ния человека, ос­но­ван­ный на его воле, долге, совести.

Она при­су­ща не толь­ко отдельным личностям, но и________(Е), ко­то­рое также опе­ри­ру­ет категориями морали, даёт мо­раль­ные оценки».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

1) моральные категории 2) производство 3) порицание
4) активность 5) совесть 6) внутренний регулятор
7) польза 8) общественное мнение 9) право

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Исходя из контекста, по­сле­до­ва­тель­ность 315968 яв­ля­ет­ся единственным пра­виль­ным ответом. Кос­вен­ны­ми подсказками яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Роль морали в обществе выражается в ряде функций. Основные:

1. Регулятивная функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.

В обществе существует еще один регулятор общественной жизни – право. В сравнении:

мораль как регулятор жизни общества — моральная регуляция внеинституцио-нальная; она существует как исторически сложившаяся форма организации и регулирования общественной жизни; — нормы морали и правила поведения рождаются спонтанно, в практике человеческих отношений; — нормы морали не возможно свести к какому-либо ограниченному количеству, они гибки; — требования морали направлены ко всем людям; — источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества; — контроль выполнения моральных норм – частное дело каждой личности и соответствующих обществ, определенную роль играет общественное мнение. право как регулятор жизни общества — правовая регуляция институцио-нальная, т.е. регулируется специально созданным институтом, организацией; она осуществляется властью и авторитетом государства; — нормы права устанавливаются и издаются от имени государства; — правовые нормы требуют четкого определения и ограниченного количества, что дает возможность проверить их исполнение; — требования права имеют конкретного адресата; — обязательность правовых норм вытекает из силы и авторитета государства; — контроль выполнения норм права осуществляется с помощью социальных институтов – суда, прокуратуры.

2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.

3. Ориентирующая функция. Сам факт существования морали предполагает человека как существо «греховное», постоянно склонное к нарушениям заведенного порядка. Учитывая неизбежность тяги к «греху», нравственность и мораль позволяют выработать систему приоритетов, предпочтения одних норм другим, сформировать стратегию и тактику поведения. Эта функция — «компас», позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения.

4. Мотивационная функция. Мотив — «субъективная причина» деятельности, обоснование его активности или пассивности. Человек как бы доказывает самому себе, почему следует поступать именно так, а не иначе. Мотив есть то, что непосредственно предшествует поступку. Основанием мотива выступает нравственность и мораль. С точки зрения нравственности мотивы делятся на благородные, низменные и вынужденные. Благородные мотивы направлены на благо других больше, чем на собственное благо. Низменные мотивы, напротив, ориентируются преимущественно или исключительно на личное благо в ущерб благу других. Вынужденные мотивы характерные несвободой выбора, когда человек ради личного блага или блага других вынужден нарушать нормы нравственности. Например, от безысходности некоторые люди совершают кражи, убийства и другие преступления. Мотивы, зарождающиеся «внутри» личности определяются её наследственностью и воспитанием.

5. Познавательно-информационная функция. Мораль служит средством познания мира природы и мира людей. С малых лет ребёнку объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Познавая значение хороших и плохих поступков, человек находит своё место среди других людей. Поэтому данная функция выражается в выработке, усвоении или приобретении этических знаний: принципов, норм, кодексов, стереотипов решения в ситуациях морального выбора, формировании модели нравственного поведения.

6. Коммуникативная функция. Нравственность и мораль обеспечивают взаимопонимание и общение людей на основе общих нравственных ценностей. Выражением данной функции являются товарищество, сотрудничество, дружба, любовь, совместная жизнь. Понимая, как трудно индивиду справиться с бедой в одиночку, люди оказывают друг другу поддержку, даже находясь порой в неприязненных отношениях. Фольклор содержит много пословиц и поговорок, выражающих коммуникативную функцию.

Выводы:

— этика – философская наука, предметом изучения которой являетсямораль;

— мораль – это императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла.

на уровне эмпирического исследования задача этики – описание морали,на теоретическом уровне задача этики – понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, доказатьее преимущество, мотивацию, надежность, задача этики на нормативном уровне – внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

мораль императивна (указка на долженствование, как должно быть);

мораль касается всех сфер человеческой жизни (во всех ситуациях и перед самим собой важно сохранять человеческое лицо);

внешний контроль по отношению к морали не действует (наши судьи – совесть и общественное мнение);

морали свойственна не заинтересованность ее мотива (только бескорыстный поступок может считаться моральным);

мораль утверждает равность всех людей, моральные ценности финальны (следование нравственным принципам — это самоцель, т.е. высшая, «финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им, они не являются средством достижения какой-либо иной цели).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8447 — | 6702 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Внешний контроль за поступками людей с точки зрения морали осуществляет

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.
Читайте также:  Через какое время можно беременеть после лазерной коррекции зрения

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Будь умным!

наука изучающая нравственную жизнь общества и систему ее разнообразных проявлений

«>Этика «> – наука, изучающая нравственную жизнь общества и систему ее разнообразных проявлений.

«>Основным предметом этики является мораль.

«>Мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой человеческое общество стало отличаться от животного стада.

«>Все известные формы организации человеческого общества (род, племя, этнос, нация, государство) бережно относятся к морали, так как она является важным структурным элементом духовной сферы.

«> «>Мораль – «> это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. Не зря говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

«> Великие моралисты человечества: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др. сводили основной смысл морали к «золотому правилу Иисуса Христа», которое гласит: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«>Очень часто со словом мораль употребляется слово нравственность.

«>Отличительные особенности морали и нравственности

«>Мораль представляет собой строгие духовные правила поведения

«>Нравственность – это совокупность людских нравов, сама жизнь, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т.д.

«>Мораль – это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать

«>А нравственность – это уже практические поступки людей

«>Основные ценности и нормы морали

«> Возникновение морали связано с понятием ценностей.

«> «>Ценности «>– это все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с уважением, признанием, почтением.

«> К ним относятся:

«>-принципы поведения и т.д.

«> За долгую историю человечества сложились общечеловеческие духовные ценности. Вечно живут главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь, почитай старших, не убивай, не воруй, не лги, не завидуй. Тысячелетиями для людей существует моральный идеал – гуманизм, человечность. Смысл морального идеала выражен в Библии «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«>Главные моральные ценности (нормы).

«>- гуманизм «> – человеколюбие, — нужно быть милосердным и великодушным, терпимо относится к недостаткам других людей, уметь прощать

«>- гражданственность «> – это не только возможность обладать правами, это значит быть человеком ответственным, обремененным благородными обязанностями, это моральное отношение к своей родине

«>- патриотизм «> – это высшее проявление гражданственности, чувство любви и преданности к своему Отечеству, бескорыстное служение

«>- добро «> – понятие «добро» отражает наше стремление к человечности, гуманизму, это все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества, это отношения справедливости, милосердия, любви к ближнему. Зло – это нарушение морали: хамство, грубость, эгоизм, жестокость, вранье, пьянство, хитрость и т.д.

«>Функции морали в обществе:

«>- «>нормативная «> — является регулятором общественных отношений

«>-воспитательная «> — на основе моральных ценностей происходит первичная социализация детей

«>-ценностно-ориентационная «> — содержит познавательный и оценочный моменты, способствующие формированию индивидуального сознания человека

«>-функция социального контроля «> — рекомендуют индивиду оптимальные формы деятельности и приемы для разрешения нравственных проблем.

«>-мотивационная «> — стимулирует развитие нравственного сознания

«>ДОЛГ И СОВЕСТЬ. МОРАЛЬНВЙ ВЫБОР

«>Общественный долг «> «>– это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять «>. Объективными они являются потому, что они накладывают на человека ответственность эти обязанности выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, в семье, к природе, к самому себе. Многие обязанности регулируются правом и носят принудительный характер.

«>Понятие общественный долг тесно связано с понятием моральный долг, так как выполнение долга только тогда дает положительный эффект, когда оно выполняется добровольно, без принуждения.

«>Моральный долг «> – превращение человеком требований морали в личную задачу, когда человек не только знает о моральных требованиях, он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Поэтому нет ничего крепче морального долга. Но кто же контролирует и оценивает выполнение морального долга? Существует как внешний контроль, т.е. со стороны общества: осуждение, одобрение, так и внутренний — совесть.

«>Совесть «> — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

«>Итак, моральные нормы дают образец правильного поведения. Но человек не всегда ведет себя правильно. Так почему человек в одном случае поступает подло, а в другом великодушно? У человека есть свобода выбора – между добром и злом, человек сам всегда решает, как ему поступать: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

«> «>Моральный выбор «> – это когда человек не только внутренне выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. (Это выбор своего отношения к другим людям). Это значит, у человека есть свобода выбора.

«> «>Свобода «>– это возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную «>ответственность «> за последствия своих поступков. Значит свобода, это не только возможность выбора, но и ответственность. «>Свобода выбора не означает абсолютной свободы действий, она заканчивается там, где начинаются права другого человека.

«> «>Таким образом, в поведении человека огромную роль играет «> самоконтроль – «>способность контролировать свои поступки и предвидеть их результаты, нести ответственность «> «>за них. «> Самоконтроль предполагает высокий уровень требовательности к самому себе.

«> Почему нельзя нормы морали превратить в государственные законы?

«>-нельзя подогнать под правовые нормы такие понятия как «сострадание», «честь», «совесть»

«>-должен быть контроль не только со стороны правоохранительных органов, но и государства.

  1. «>Внешний контроль с точки зрения морали осуществляет
  2. «>совесть человека
  3. «>государственные органы
  4. «>мнение общественности
  5. «>школа
  6. «>В какой из приведенных ситуаций человек руководствуется моральным выбором?
  7. «>судья вынес приговор в уголовном деле
  8. «>директор уволил работника по его желанию
  9. «>классный руководитель вызвал родителей двоечника в школу
  10. «>подросток оказал помощь инвалиду
  11. «>Верны ли следующие суждения о моральной ответственности?

«>А. Человек, прежде всего, несет ответственность за свои действия перед собственной совестью.

«>Б. проявление свободы предполагает ответственность.

«>1) верно только А

«>2) верно только Б

«>3) верны оба суждения

«>4) оба суждения неверны

  1. «>Основой современных взглядов на отношение к человеку является
  2. «>гуманизм
  3. «>пацифизм
  4. «>консерватизм
  5. «>либерализм
  6. «>Участие граждан в акциях по защите окружающей среды является примером
  7. «>творческой деятельности
  8. «>политического участия
  9. «>гражданственности
  10. «>моральности
  11. «>Верны ли следующие суждения о духовных ценностях?

«>А. Духовные ценности создаются в ходе исторического развития общества.

«>Б. Духовные ценности отражают типичные условия жизни людей.

«>1) верно только А

«>2) верно только Б

«>3) верны оба суждения

«>4) оба суждения неверны

  1. «>В словах «Возлюби ближнего своего как самого себя» выражается
  2. «>правовая норма
  3. «>традиция
  4. «>моральная заповедь
  5. «>всеобщее правило поведения
  6. «>Верны ли следующие суждения о долге человека?

«>А. Долг – это объективные обязанности человека по отношению к обществу.

«>Б. Исполнение долга всегда связано с риском для жизни.

«>1) верно только А

«>2) верно только Б

«>3) верны оба суждения

«>4) оба суждения неверны

  1. «>Развязывание войн противоречит
  2. «>развитию общества
  3. «>принципам гуманизма
  4. «>государственным интересам
  5. «>государственной политике
  6. «>Ученые утверждают, что изучение истории своей страны полезно для подростка. Эта деятельность в большей степени способствует формированию
  7. «>общих моральных правил
  8. «>успешности в учебе
  9. «>чувства любви к Родине
  10. «>уважения к человеку
  11. «>Какие из перечисленных качеств определяют нравственное поведение человека?
  12. «>лживость и лицемерие
  13. «>предательство и подлог
  14. «>доброта и красота
  15. «>эмоциональность и чувственность
  16. «>К одной из главных моральных ценностей в обществе относится
  17. «>здание музея
  18. «>любовь к ближнему
  19. «>хорошее поведение на уроке
  20. «>этикет
  21. «>Верны ли следующие суждения о совести?

«>А. Совесть является внутренним контролером поведения человека.

«>Б. Человек всегда руководствуется требованиями своей совести.

«>1) верно только А

«>2) верно только Б

«>3) верны оба суждения

«>4) оба суждения неверны

  1. «>Заполните пропуски в тексте, используя приведенный ниже перечень терминов.

«>________(А) – это система ценностей, оценок, норм (правил), образцов поведения и принципов, основанных на исторически сложившихся представлениях о __________ (Б), регулирующих поведение людей в обществе в целях сохранения и развития общества как целого. Она охватывает ________(В), жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью. Философская наука, предметом которой является мораль, называется _______ (Г).

  1. «>добро и зло
  2. «>государственное принуждение
  3. «>мораль
  4. «>нравственные установки
  5. «>официальное толкование
  6. «>эстетика
  7. «>этика
  8. «>нравственность
  9. «>Прочитайте текст и выполните задания.

«>Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? Нет, конечно. И не потому, что кто-то извне воздвигает ему запреты, а потому, что поступки человека часто диктуются эгоистическими побуждениями. Последние же не совместимы со свободным принятием решения. Свобода выдвигает свои «нельзя» — и не потому, что что-то произвольно запрещено, а потому, что корыстные соображения и побуждения сами по себе не могут принадлежать свободе.

Читайте также:  Влияет ли жидкокристаллический экран на зрение

«>Голос свободы человека – его совесть. Совесть освобождает человека от корыстных (в широком смысле) расчетов, побуждений. Корысть и эгоизм – внешние по отношению к человеку. Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа. Поэтому поступок, совершенный целиком по совести, — свободный поступок. Итак, совесть – страж подлинной, внутренней свободы человека. Совесть противостоит давлению извне. Она защищает человека от внешних воздействий. Конечно, сила совести может быть больше или меньше, случается, она вовсе отсутствует.

«>Совесть бескорыстна (побуждает человека к бескорыстному поведению) и, следовательно, сама свободна в самом широком смысле этого понятия. Она — основа возможности полной независимости человека (даже в тюрьме, в камере и т.д.), его внутренней цельности, сохранения им индивидуальности, личности.

«>Истинно свободен может быть только человек, живущий «под чужой кровлей» утверждал святой Франциск Ассизский. Иными словами, тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают, не подчиняют его дух, его поступки…

«>С1. Составтье план текста.

«>С2. В чем автор видит роль совести? Назовите три позиции.

«>С3. С опорой на текст объясните, какие поступки человека можно считать свободными. Приведите пример такого поступка (из истории, литературы).

«>С4. В обществе действуют моральные нормы-запреты. С опорой на знания курса назовите три моральные нормы-запрета.

«>С5. Церковный суд приговорил Яна Гуса к смертной казни, но он не отрекся от своих идей. Объясните, можно ли считать Яна Гуса свободным человеком. Приведите фрагмент текста, который помогает в объяснении этого факта.

«>С6. Автор утверждает, что если человек свободен – это не значит, что он может делать все, что хочет. Приведите два аргумента (объяснения) подтверждающие позицию автора.

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Моральная оценка поступка и линии поведения

Для этики главное в поступке — его моральная ценность. В теории морали издавна шел спор: чему следует отдавать предпочтение при оценке поступков— ценности мотивов или ценности результатов? Правильное решение этого вопроса имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение как для установления благоприятного морального климата в коллективах, оптимизации системы общения, так и для нравственного совершенствования индивидов. Ничто так не выводит человека из душевного равновесия, как несправедливая оценка его поступков. Оценка поступка имеет особое значение в правосудии при определении виновности, степени вины и соответственно в выборе справедливой меры наказания.

Как правило, в домарксистской и современной буржуазной этике на этот вопрос даются неверные, метафизически-односторонние ответы. Так, приверженцы теории врожденных нравственных чувств отдают предпочтение моральной ценности субъективных мотивов. В качестве эмпирического основания такого мнения выдвигается тот очевидный факт, что при одинаковых последствиях поступки людей могут побуждаться мотивами далеко не одинаковой моральной ценности. Односторонне преувеличивая релятивно-субъективный момент, Кант считал, что «суть дела не в поступках, которые мы видим, а во внутренних принципах их, которые мы не видим», следовательно, ценность поведения зависит «не от действительности объекта поступка, а только от принципа золения, согласно которому поступок был совершен безотносительно ко всем объектам способности желания».

Напротив, представители эвдемонистской, утилитаристской и других разновидностей так называемой консеквенциальной этики, справедливо замечая, что часто благие намерения приводят к нежелательным последствиям, заключали, что поведение людей и его отдельные акты следует оценивать преимущественно по их результатам; субъективные побуждения имеют второстепенное значение. При всем том не только идеалисты, но и некоторые материалисты-просветители видели односторонность чисто консеквенциальной оценки, потому что от нравственной ценности мотивов может коренным образом меняться оценка поступка в целом. «Предположим, что два человека бросились в пропасть, как поступили Сафо и Курций: первая — чтобы избавиться от любовных страданий, второй — чтобы спасти Рим; Сафо называют безумной, а Курция — героем».

Односторонность подобных суждений видели многие выдающиеся умы прошлого. Еще Аристотель глубокомысленно замечал: «Существует сомнение, что для добродетели важнее — намерение или действие, так как она проявляется и в тех, и в других. Ясно, что совершенство заключалось бы в том и в другом». Гегель, указывая на объективную значимость результатов, подчеркивал, что «поступок есть изменение, долженствующее существовать в действительном мире». «Действуя,— писал он, — человек должен думать о внешних результатах. Старая пословица справедливо говорит: «камень, выброшенный из руки, принадлежит дьяволу»». В то же время в «Энциклопедии философских наук» он утверждал, что результаты поступков, характеризующие человека внешне, через его действия, характеризуют его и внутренне. В поступке внутреннее и внешнее совпадают в диалектическом единстве. «Каков человек внешне, т. е. в своих действиях (а не в своей внешней наружности, как это само собой разумеется), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т. е. если он остается только в области намерений, умонастроений, если он «добродетелен», «морален» и т. д., а его внешнее не тождественно с его внутренним, то одно так же бессодержательно и пусто, как и другое». Потому неправильно судить о человеке, противопоставляя его хорошие внутренние побуждения плохим деяниям. Гегель с иронией отзывался о том человеке, «который в противовес мало-успешности своих дел и даже достойным порицания деяниям ссылается на внутреннюю сторону своего характера, которую следует-де отличать от внешних его проявлений, на свои якобы превосходные намерения и убеждения. В отдельных случаях может действительно оказаться, что благодаря неблагоприятным внешним обстоятельствам благие намерения и целесообразные планы терпят неудачу при попытке их осуществления. Но, вообще говоря, и здесь существенно имеет силу единство внутреннего и внешнего. Мы поэтому должны сказать: что человек делает, таков он и есть». Поэтому, когда люди «выставляют требование, чтобы их судили не по тому, что они дали, а по их намерениям, то такая претензия справедливо отклоняется как пустая и необоснованная.

Часто бывает и наоборот, а именно что при суждении о других людях, давших нечто хорошее и значительное, пользуются ложным различением между внутренним и внешним для того, чтобы утверждать, что это — лишь их внешнее, внутренне же они стремятся к чему-то совершенно другому, к удовлетворению своего тщеславия или других таких же достойных порицания страстей… Мы должны против этого заметить, что, хотя человек может в том или другом отдельном случае притворяться и многое скрывать, он, однако, не может скрыть своей внутренней природы вообще, которая непременно проявляется в decursus vitae (жйзйейной ли нии поведения.— С. А.), так что также и в этом отношении можно сказать, что человек есть не что иное, как ряд его поступков». И совершенно справедливо Гегель заключал, что принцип, пренебрегающий последствиями, и принцип, призывающий оценивать поступки только по их последствиям, одинаково абстрактны и рассудочны.

Любопытно сравнить с этими высказываниями немецкого философа рассуждения М. Е. Салтыкова-Щедрина, который подчеркивал, что писатель, желая объяснить поведение своего героя, должен брать образ в его целостности, в единстве его действий, слов и тайных помыслов.

Писатель показывает не только что человек говорит или делает, но и что он думает и что он, несомненно, совершил бы, если бы мог и смел. «Развяжите человеку руки, дайте ему свободу высказать всю свою мысль — и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной». Освобожденный от стесняющих условностей, он разоблачит свой действительный характер, а «без этого разоблачения невозможно воспроизведение всего человека, невозможен правдивый суд над ним». Надо иступить «в храмину той другой… скрытой действительности, которая одна и представляет верное мерило для всесторонней оценки человека». Итак, выступая за раскрепощение человеческой личности, писатель выдвигает важное положение о том, что для справедливой оценки поступков надо брать их в единстве интимно-личностных мотивов и внешних действий.

Действительно, всякий поступок представляет собой целостное явление, в котором в неразрывном единстве существуют субъективно-личностные (мотивы) и объективно-значимые (результаты) элементы. Поступок с равным основанием можно понять как субъективно мотивированный результат и как объективно реализованный мотив. Это — неколебимое положение марксистской этики. К. Маркс говорил, что заявление может быть выражением высокого или низкого образа мыслей, но только поступки доказывают, насколько серьезно было заявление. В. И. Ленин также подчёркивал, что о поведении отдельного лица следует судить «не по тому, что он о себе говорит или думает, а по делам его». Это вовсе не означает, что классики марксизма-ленинизма игнорировали субъективные мотивы, они их, несомненно, принимали во внимание. Но исходя прежде всего из общественной значимости поступков, Маркс, Энгельс и Ленин подчеркивали именно социальную значимость последствий, а также детерминирующих поведение социальных факторов. Мотивы лишь опосредуют связь между социальной действительностью и поступками людей. В статье «Слова и дела» В. И. Ленин предостерегал против ошибочной тенденции оценивать лозунги той или иной партии или группы по провозглашаемым мотивам. Дело не в намерениях и мотивах, а в той объективной обстановке, которая определяет значение лозунгов, тактики, направления действий данной партии или группы.

Стало быть, для адекватной оценки отдельного поступка или линии поведения важно не просто квалифицировать мотивы и результаты с точки зрения моральной ценности, вне связи их друг с другом, а выявить конкретное соотношение этих ценностей и проанализировать те внешние условия, при которых данные мотивы переходят в данные результаты. Только при учете целостной структуры поступка возможно построение более или менее четкой иерархии поступков, исходя из их социально-нравственной ценности — от безусловно ценных до столь же безусловно антиценных со всеми промежуточными ступенями.

Так, безусловно всегда, при любых обстоятельствах ценен (морален) поступок, стимулированный высоким мотивом и приведший к ценному результату, например высокая производительность труда работника, мотивированная патриотическим чувством. И напротив, безусловно антиценен (аморален, безнравствен) поступок, имеющий отрицательный результат по причине низменного мотива (скажем, преступный акт, совершенный из корысти). В этих крайних случаях отчетливо видно, как полезный или вредный результат совпадает с ценностью или антиценностью поступка в целом.

Между этими полюсами ценного и антиценного (морального и аморального) в поведении располагается подавляющее большинство поступков, которые можно квалифицировать как относительно ценные или относительно неценные. Таков, например, поступок хотя и побужденный хорошим мотивом, но приведший к плохому результату по причине, допустим, глупости, нерешительности, неумения преодолеть препятствия. Конечно, сами по себе глупость или неумение не являются нравственными качествами, но они во всяком случае и не украшают человека, а, выступая причиной действий, несовместимых с нормами морали, приводят тем самым К «порче» поступков в целом, как это замечательно изображается в известной сказке о дураке, который всякий раз ошибался в последствиях и попадал впросак, хотя и действовал из благих намерений. В известном рассказе Л. Андреева «Правила добра» в столь же незавидном положении оказался черт, загоревшийся желанием творить добро по правилам, преподанным ему снятым отшельником.

Все это равным образом относится к такому поступку, который хотя и имеет благополучные последствия, по субъективно мотивирован отрицательными, эгоистичными побуждениями. Поведение работника, который выполняет план только ради заработка, премии и т. п., не может быть признано высокоморальным, хотя его нельзя назвать и безусловно безнравственным.

По этим причинам некоторые авторы предлагают различать в структуре поступка не один, а два его результата: предметный (собственно, результат в его материальном выражении) и результат моральный, т. е. моральную ценность поступка в целом. В этом предложении есть резон, поскольку указанные результаты могут не совпадать. Действительно, полезный результат, как отмечалось, может быть следствием поступка, не безусловно ценного с моральной точки зрения; или один и тот же результат (предметный, материальный) может произойти из поступков неодинаковой степени ценности по шкале морального критерия.

Отмечая качественно новые и повышенные требования к дисциплине труда в связи с современным техническим прогрессом, следует подчеркнуть, что, например, одно дело — простой работника, работающего с лопатой или тачкой, а другое дело — управляющего шагающим экскаватором. Хотя формально, казалось бы, каждый из двоих допустил одинаковое нарушение трудовой дисциплины, на самом деле, если принять во внимание масштаб материальных последствий, их проступки приобретают разное значение.

Читайте также:  Делают ли лазерную коррекцию зрения на плюс

Это касается не только сферы производства, но и сферы потребления, поведения в быту. И здесь пользование предметами, предоставляемыми в распоряжение потребителя прогрессом науки и техники, заставляет повышать моральные требования к поведению индивидов. Одно дело — громкий звук включенного на полную мощность проигрывателя за стенкой соседа, мешающий отдыхать, и другое дело — круглосуточно звучащий на всю округу голос диспетчера сортировочной станции, стократно усиленный динамиком и лишающий покоя и отдыха население целого микрорайона.

Как видно из приведенных примеров, моральное качество поступков в единстве их мотивов и результатов не отвечает принципу строгой альтернативности, оно образует своеобразную иерархию поступков, постепенно нисходящую от полной ценности к столь же полной антиценности. Полная противоположность проявляется только при сравнении крайних степеней.

Итак, если рассматривать поступок с точки зрения соотношения ценности его мотива и результата, то их нужно брать в единстве. В ином случае оценка поступка неизбежно окажется односторонней и ошибочной, как это имеет место в некоторых направлениях современной буржуазной этики. Например, известный американский этик У. К. Франкена утверждает, что моральная ценность поступка зависит только от ценности мотива, ибо при всяком ином подходе мы имеем дело уже не с поступком, а с операцией. О поступках, разъясняет он, гудят, например, по их результатам, сравниваемым с правилом или образцом, или по их мотивам, намерениям, чертам характера действующего субъекта. В первом случае поступок может быть оценен как правильный или ошибочный, эффективный или неэффективный, полезный или бесполезный в соответствии с телеологическим принципом оценки, которая, однако, не является характеристикой морального качества поступка. «Но о поступке можно также судить, что он хорош или дурен, достоин похвалы или порицания, благороден или достоин презрения, и тогда моральное качество, приписываемое ему, будет зависеть от мотива агента действия, намерения или характера, с которым оно выполняется». В этих рассуждениях верно все то, что касается зависимости ценности поступка от морального качества мотива и личных качеств субъекта. Но вызывает возражение то, что отрицается значение ценности результатов для определения именно моральной (а не только операционно-целевой) ценности поступка, что общественно значимые последствия действия выносятся за скобки, т. е. за границы структуры собственно поступка как акта морально оцениваемой деятельности.

Задача моральной квалификации поступка в его целостности еще более усложняется, как только принимаются во внимание внешние обстоятельства, в которых он совершается, а также характер человека как целостной личности. В некоторых случаях условия настолько властно вторгаются в процесс осуществления поступка, что могут существенно изменить его общую ценность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мораль и моральные нормы

Понятие морали

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг — обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную — рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую — контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую — поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи — это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право — это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

  • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
  • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
  • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
  • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Источники:
  • http://studopedia.ru/2_116434_funktsii-morali.html
  • http://psyh.info/article/mirovozzrenie/moral-v-zhizni-cheloveka.html
  • http://samzan.ru/120537
  • http://pro-psixology.ru/struktura-postupka-i-ego-moralnaya-ocenka/page,1,192-moralnaya-ocenka-postupka-i-linii-povedeniya.html
  • http://www.grandars.ru/college/sociologiya/moral.html