Меню Рубрики

Власть с философской точки зрения это

Принципы управления были объектом внимания всех известных мыслителей. Понятие «власть» возникло в древнегреческих городах. На их территории появилась необходимость регулирования взаимоотношений граждан и достижения их общих интересов. Так зародилась власть как насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей.

Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551-478 до н. э.). Он разработал концепцию человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считал, что такой человек, прежде всего, должен любить людей, быть гуманистом, справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам. Закон идеальных отношений выражался принципом: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». «Гуманное управление» предполагало бескомпромиссность в следовании истинному принципу, в решении основных, решающих вопросов, заботу о людях и их благе, твердое знание того, что любят люди и что они ненавидят. Конфуций отмечал: «Достигни любви народной — и ты достигнешь власти, если же потеряешь любовь народную, то потеряешь власть». Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников.

Древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) трактовал государство как максимально возможное воплощение идей мира в земной общественно-политической жизни. Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Основными началами в государстве должны быть совещательное, защитное и деловое. Справедливость состоит в том, чтобы заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Она требует соответствующей иерархической подчиненности во имя целого. «Бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золото, в их помощников — серебро, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди». В идеальном государстве Платона нет частной собственности, женщины уравнены в правах с мужчинами, детей воспитывает государство, справедливое управление принадлежит лучшим и благородным.

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

«Политика» Аристотеля (384-322 до н. э.) начинается словами: «Всякое государство представляет собой некую форму общежития». Политическое устройство предполагает власть закона. «Закону страсть не причастна». Аристотель подчеркивал, что «государство по своей природе — множество», оно «состоит из многих частей». Одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь. Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные формы (тирания, олигархия, демократия).

Монархия — древнейшая и самая «божественная» форма политического устройства. Она допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона, «они сами закон», подобный человек «как бог между людьми».

При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом.

Полития (республика) — власть большинства, но «республика состоит из людей, носящих оружие». Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.

Тирания — это власть, которая «не согласна с природой человека».

Олигархия — власть меньшинства, но не достойных, а богатых.

Демократия — власть большинства, основанная на законе или «желании толпы». В условиях крайней демократии решающим оказывается мнение «чистых потребителей» — людей, свободных в негативном, отрицательном смысле — от собственности, труда, воспитания.

В эпоху Возрождения наиболее известными в теории устройства государства стали работы флорентийца Никколо Макиавелли. В своей работе «Государь» (1513) он отмечал, что «судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Макиавелли вводит понятие личной энергии, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. «Массы, — отмечает он,- не хотят, чтобы ими командовали и угнетали, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ». Формы государства Макиавелли принимает на основе представлений Аристотеля.

В своей работе Макиавелли формулирует правила политического управления, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, однако политику и политические деяния нельзя судить с нравственных позиций. Когда речь идет о спасении Родины, не следует допускать никаких мыслей о том, что справедливо и что несправедливо. Необходимо, забыв обо всем, действовать так, чтобы спасти существование и свободу. Макиавелли рекомендует государю быть безжалостным, вероломным, жестоким и действовать на поданных страхом. Поведением людей руководят два главных мотива — страх и любовь. Страх прочнее и тверже, а любовь — очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности. Людей нужно взять лаской или же вовсе от них избавиться. Обида, нанесенная человеку, должна быть такого рода, чтобы не бояться отмщения за нее. Государь может не опасаться заговора, если пользуется благоволением народа, и, наоборот, должен бояться всех и каждого, если народ питает к нему вражду и ненависть.

Государь вправе не выполнять своих обещаний. Лукавством он должен опутывать тех, кто на него полагается. Ему надлежит быть отважнее льва и хитрее лисы. Для государя частная собственность должна быть неприкасаемой. «Люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю наследства». Государь должен быть смел и решителен, ибо медлительность и колебания способны погубить любое начинание. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает. Если это люди преданные и способные, то всегда можно быть уверенным в мудрости государя, ибо он сумел распознать их способности и сохранить их преданность. Если же приближенные не таковы, то, выбрав плохих помощников, государь уже совершил первую оплошность.

В 70-х гг. XVIII в. при создании США были приняты важнейшие документы, регламентировавшие свободу личности как важнейшую политическую ценность. Этими документами стали Декларация независимости, Конституция, Билль о правах. «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем очевидными (прирожденными и неотчуждаемыми) правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если желанная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью», — говорилось в Билле.

Томас Джефферсон (1743-1826) был третьим президентом США и известен как автор проекта Декларации независимости. В 1825 г. он сформулировал «десять правил» практической жизни:

  • 1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • 2. Никогда не беспокой других тем, что можешь сделать сам.
  • 3. Не делай трат, пока не держишь денег.
  • 4. Не покупай того, что тебе не нужно, под предлогом «дешево».
  • 5. Гордость нам обходится дороже, чем голод и холод.
  • 6. Никогда не пожалеешь о том, что мало ел.
  • 7. Все, что делается с охотой, не кажется тягостным.
  • 8. Сколько горя нам причинили несчастья, которые никогда не случались.
  • 9. Принимай все вещи с самой легкой их стороны.

10. Если ты разгневан, сосчитай до десяти перед тем, как сказать что-нибудь, и до ста, если гнев силен.

Реляционистские концепции власти рассматривают ее как отношение между партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этой концепции реализуются теории сопротивления, обмена ресурсами, разделения зон влияния.

Бихевиористские концепции власти исходят из ее трактовки как отношений между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. При таком подходе внимание акцентируется на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п.

Системные концепции власти трактуют ее как систематизирующее начало в политической системе. В рамках этих концепций можно выделить три подхода:

  • власть как свойство или атрибут макросоциальной системы;
  • власть на уровне конкретных систем — семьи, организации;
  • власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках социальной системы.

Назначение власти — разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.

Классифицировать формы и типы власти можно по нескольким признакам. Наиболее общей классификацией форм государственной власти является выделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Уровни взаимоотношения позволяют выделить федеральную, региональную и местную власть.

Типы господства, введенные Максом Вебером, предусматривают выделение трех типов: традиционное, легитимное и харизматическое. Они опираются на характер власти.

Классификация, основанная на степени участия населения в осуществлении правления, предполагает выделение следующих типов власти:

  • олигархия (власть немногих лиц или групп);
  • этнократия (власть отдельной национальности и ее представителей);
  • теократия (власть религиозных групп);
  • технократия (власть требований производства без учета в полной мере политических и социальных требований);
  • охлократия (власть, основанная на примитивных и популистских массовых настроениях).

ВЛАСТЬ – форма воздействия человека на окружающее, предполагающая целенаправленное осуществление своей воли вопреки сопротивлению. В. обычно связывают с отношениями господства-подчинения, с принуждением, насилием. В широком смысле объектом властных отношений может быть любой элемент действительности. «Сопротивление» природного материала можно рассматривать в качестве элемента властных отношений. Можно говорить о власти человека над природой, о власти разума, «власти климата» (Монтескье), власти слова, власти человека над своими страстями.

В узком смысле властные отношения относятся лишь к сфере человеческих взаимоотношений. Для властных отношений характерны четко выраженная субъектно-объектная структура, осознанность, асимметричность, персонифицированный характер. В этом смысле субъектом властных отношений может быть только человек или группа людей, а не сила природы, судьба или социальный институт. Все существующие природные и социальные ограничения человеческой свободы не являются В. в строгом смысле. Они становятся ею тогда, когда входят в орбиту человеческих отношений господства-подчинения. Они либо сознательно используются в качестве средств осуществления человеческой воли, либо приобретают в глазах людей качество В.: фетишизируются и персонифицируются.

В. и властные отношения имеют этические, экономические, политические, правовые, философские и др. аспекты. В философском отношении В. – это форма выражения человеческой ограниченности и стремление ее преодолеть, это необходимая характеристика человеческой жизни. Т. Гоббс рассматривал В. как вечное человеческое стремление к самосохранению. В. – оборотная сторона человеческой «конечности», это в своих предельных основаниях стремление к бесконечному, автономному, вечному существованию. Скрытые структуры властных отношений можно обнаружить в любви, в познании, в общении.

Понятие В. в широком философском смысле – как утверждения человека в мире в его ограниченной индивидности, «капсулизированности», противопоставленности миру – складывается в Новое время. «Властные измерения» человеческой жизни – пафос освоения мира, его рационального переустройства, уверенность в мощи разума, приоритет рационально-волевого начала в мире, субъект-объектная расчлененность человеческой жизнедеятельности. Отношения господства-подчинения по-своему антропоморфизируют окружающее. Новая мифология – мифология разумности всего существующего, наличия единого замысла, координированности всех событий в мире, опирающейся на «тайную власть», – предельное выражение универсализма отношений господства-подчинения в современном массовом сознании. Скрытые структуры отношений власти присутствуют в отношении к природе, друг к другу, к культуре, даже к Богу. Пассивность, «страдательность» объекта властных отношений, доступность, открытость его содержания дополняется особым «знаковым терроризмом» власти – желанием маркировать, пометить объект, лишить его самостоятельного существования, присвоить его, овладеть им, отождествить себя с ним, поглотить его, уничтожить. В. заключает в себе как стремление к упорядочиванию мира, организации его, так и разрушительный импульс.

Современная философская концепция В. разработана в трудах Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Р. Барта, М. Фуко, Э. Канетти. Ранее сходные идеи высказывались А. Шопенгауэром. О власти тирана как предельном извращении идеи социального и космического целого говорил еще Платон. Особое понимание В. можно обнаружить в сочинениях Ф. Ницше. В. для Ницше скорее метафора, выражающая свободное, не детерминированное «человеческим, слишком человеческим» волеизъявление, способное противопоставить человека естественному порядку вещей. В. для Ницше – не самосохранение, а способность к самопожертвованию. Власть-жертва, но не власть-господство придает В. культурно-символический смысл, напоминает о границах человеческих притязаний, о невозможности совпадения означающего и означаемого.

Читайте также:  Стоит ли делать лазерную коррекцию зрения после 40

В философии постмодернизма В. не выводится из какой-то вненаходимой точки, института господства, она не располагается в особом привилегированном пространстве. В. окружает человека со всех сторон, считает Ж. Бодрийар. Она имманентна формам жизни, захватывает человека целиком, ей невозможно сопротивляться.

В. как принцип организации социальных отношений концентрируется прежде всего в сфере политики. Вместе с тем, с точки зрения современных исследователей, политические отношения определяются индивидуальной мотивацией и прежде всего – стремлением человека к господству во всех сферах жизнедеятельности (Е. Ласвелл, Дж. Кетлин). Возникает своего рода «круг»: В. оказывается и средством достижения всех мыслимых благ, и основной целью индивида. В связи с этим в центре внимания специалистов по философии и социологии политики оказываются не столько нормативно-правовые структуры В., сколько неформальные властные образования (пропагандистские центры, группы давления на правительство). Главной теоретической и практической проблемой оказывается баланс концентрации В. в обществе и ее распыления, «диффузии», который определяет стабильность общества в целом. С точки зрения сторонников этой силовой модели В. (В. как «воли к власти»), общество балансирует между тоталитаризмом и анархизмом.

Другую модель В. можно назвать «рыночной». Способом организации всех властных устремлений индивидов и социальных групп являются рыночные отношения – отношения торговли, обмена, заключения сделок.

Силовая и рыночная модели власти дополняются «игровой» концепцией власти (Ф. Знанецкий). В. как самоцель, а не как средство для решения социальных задач безразлична идейным программам, целям общественного переустройства. Азарт политической борьбы отодвигает на задний план даже соображения материальной выгоды. Взаимное влияние друг на друга этих трех типов организации властных отношений способствует локализации В. в сфере политики, нераспространению властных амбиций на все сферы общества.
>
>
Словарь по философии от А до Д :кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории

Философия власти

История осмысления категории «власть» в истории человечества. Природа власти как неотъемлемой части общества. Классификация современных концепций, ее описывающих. Политическая власть, ее механизмы и ресурсы. Руководство и лидерство как инструменты власти.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.06.2014
Размер файла 22,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие философии власти является относительно самостоятельной областью знаний, имеет право на рассмотрении в качестве центральной науки в системе учений о власти. Дает философское понимание власти как уникального общественного явления, необходимого и разумного регулятора общественных отношений и человеческого доведения. Позволяет понять, что истоки возникновения власти уходят в общественную природу человека, совокупность его потребностей и интересов, в возможность и потребность в таком общественном институте как власть в многообразии ее видов и проявлений в связи с многогранностью самой человеческой личности и натуры и в особенности с возникновением больших общественных групп людей (слоев, классов, сословий, страт, наций). Исходя из их сути, места и роли проистекает необходимость власти с ее регуляционными, управленческими потенциями.

понимание природы власти и любого нового знания о механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей философии политики. Попытки разобраться в феномене политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции.

феномен власти, способной быть для человека как механизмом регулировки взаимоотношений, так и злой волей тиранов сидящих у власти во все времена занимал умы знаменитых философов и писателей, которые в философских категориях или художественных образах пытались показать далеко еще не открытый, феномен жизни человека и общества.

вся суть власти заключается в отношениях господства и подчинения, возникающими между теми, кто управляет и теми, кто выполняет приказы “сверху” или на кого направлены властные отношения. Властные отношения возникают везде, где есть устойчивое общество людей. Все организации, предприятия, все виды совместной деятельности не могут осуществляться без властных отношений, то есть, без того, чтобы кто-то занимал роль руководителя и отдавал приказы, а кто- то роль подчиненного и исполнял эти указания.

Повсюду в обществе можно встретить властные отношения. Возьмем самый банальный пример — в семье власть имеет место быть, поскольку родители могут воспитывать своих детей посредством воздействия на них, до тех пор, пока дети не достигнут определённого возраста; если учесть традиционные представления, то все члены семьи должны подчиняться отцу, что также является властными отношениями. Тo же касается и учебных заведений, так как в них есть люди, принимающие решения и люди, подчиняющиеся этим решениям. Примеры на самом деле огромное множество, что лишний раз подтверждает то, что какую бы сферу человеческих отношений мы не взяли, мы всё равно встретимся с властными отношениями. Такие отношения могут быть официально узаконенными или сложившимися посредством времени. Однако, это не значит, что существуют сферы, в которых нет хотя бы очень слабых властных отношений. Даже друзья во многом могут стремиться воздействовать друг на друга, для чего в их распоряжении также имеются своего рода средства подчинения.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что самым непосредственным образом отразилось в различных учениях о власти.

В наше время, учитывая сложившееся в зарубежной и отечественной литературе представление, власть понимается как способность и возможность лица, группы лиц, отдельных объединений, государственных и общественных органов и организаций, общественных институтов или государства отражать и осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определённых средств, включая насилие и принуждение.

Власть в широком смысле можно назвать общественной или социальной, так как она возникает и существует исключительно между людьми и создаваемыми ими общественными и государственными органами и организациями.

Власть — это реальная возможность управлять людьми, влиять на них. Под управлением здесь понимается целенаправленное воздействие, а под влиянием — такое поведение одного из членов организации, которое вносит изменения в поведение другого.

1. Природа власти

власть политический общество

В принципах управления всегда пытались разобраться философы. Такой термин как «власть» возник у древних греков. На территории их городов появилась нужда в регулировании взаимоотношений жителей и достижения их общих интересов. Так появилась власть как насильственная деятельность, которая выражает интересы и волю тех или иных субъектов и которая оказывает регулирующее воздействие на поведение людей.

уже в древнем Китае Конфуций и Мо-цзы, обращая внимание на власть, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в отношениях между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций считал, что власть имеет божественный характер происхождения. Он рассматривал иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-цзы придерживался более реалистичной концепции происхождения власти, став одним из первых мыслителей, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Из близкого Мо-цзы взгляда на сущность политической власти исходил и Ааристотель, утверждавший в своей работе «политика», что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления. ». В том же трактате аристотель (в отличие от конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической.

однако, уже в раннюю историю была замечена обратная сторона феномена власти. Аристотель указывал на то, что злоупотребление власти ведет к использованию ее в своих корыстных целей, а не на благо народа. Преодолеть негативную сторону власти пытались многими способами: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (джефферсон, гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (годвин и штирнер, бакунин и кропоткин). Ф. Гегель, определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю». Кроме того, в интересах граждан и урегулировании управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, которая будет представлять общие интересы, правительственную, которая будет связывать общее с частным, и, наконец, княжескую власть, которая будет объединять все в единую систему.

в новое время понимание гос. власти как необходимого механизма урегулирования нашло подробное обоснование в теории «общественного договора». Например, т. Гоббс говорил о необходимости организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим» для предотвращения «войны всех против всех». Гоббс определял власть как средство достижения блага в будущем и поэтому на главное место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью».

Гоббс считал что, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю».

идею «общественного договора» принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя властью не монарха, а народное собрание, выражающее общую волю всего народа.

истолкование причин возникновения самого феномена власти имеет много гипотез. И уже, как минимум, этот факт указывает на то обстоятельство, что, каждая из них владеет только кусочком власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, взяв власть в биологической интерпретации, она рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, скрытой в ранних инстинктах человека как биосоциального существа. Сама агрессия рассматривается как инстинкт самосохранения, направленный против собратьев по виду, существующий и у животных, и у людей. Ницше определял власть, как волю и способность к самоутверждению. Фрейд считал, что власть порождает психологическое стремление к подчинению у одних и стремление к власти у других. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. Марксисты также связывают происхождение власти с социальным давлением, но уже в экономической сфере. Видя основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. М. Вебер основным аспектом политики считал стремление участвовать во власти и в распределении власти. То есть он делил политическую власть на тех, кто стремится ею завладеть и тех, кто мешает это сделать.

в мировой политологии современное представление власти, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, то есть власть над свободой собственных действий. Если констатируется факт способности одного субъекта влиять на других и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны подчиняющихся субъектов), то можно утверждать, что субъект (1) имеет власть (над 2 и 3).

Вообще современные концепции власти можно проклассифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти. С известной долей условности и относительности, их можно разделить при самом общем анализе на два больших класса:

1. Трактующие власть как атрибут, собственное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»;

2. Трактующие власть как атрибут социальных отношений или взаимодействий на элементарном или сложном коммуникативном уровнях.

атрибутивно-субстанциональные подходы к осмыслению власти, в свою очередь можно подразделить на 1) инструментально-силовые; 2) потенциально-волевые и, с известной оговоркой 3) структурно-функциональные концепции.

Необходимый фундамент для получения власти

Власть — это реальная возможность управлять людьми, влиять на них.

Необходимым фундаментом для получения власти одними, подчинения ей других являются:

— закон — когда власть основана на требованиях нормативных документов: законов, указов, постановлений, приказов и т. Д.;

— принуждение — власть основывается на страхе;

— убеждение — объект подчинения делает это исходя из воспринятых им внутренних побуждений;

Читайте также:  Соли с точки зрения тэд конспект

— вознаграждение — за подчинение дают блага;

— знания — носитель власти обладает сведениями, необходимыми подчиняющемуся;

— подражание — подчинение одними вызвано тем, что другие уже подчиняются;

— участие — подчинение вызвано желанием участвовать в делах, осуществляемых носителем власти;

— традиция — подчинение связано с существующими в данной среде обычаями (подчинение старшим по возрасту, женщин — мужчинам и т.д.);

— харизма — подчинение основано на доверии, симпатии, вызванной качествами личности руководителя или лидера;

— вера — подчинение основано не на рациональных мотивах, а на безоговорочном внутреннем убеждении в том, что так надо, ибо носитель власти и влияния лучше разбирается в определенных вещах.

Власть проявляется через руководство и лидерство. Можно выделить два аспекта власти, неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. Власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам.

Виды власти

Законная власть появляется в связи с должностью. Например при повышении одного работника, все остальные понимают что он их начальник и во всех рабочих вопросах нужно ему подчиняться.

Источником ещё одного вида власти является вознаграждение. Власть, полученная за вознаграждение, возможность главенствующего лица законно поощрять тех, кто находится в подчинении (повышение зарплаты, благодарность, продвижение по карьерной лестнице, признание).

Власть, основанная на принуждении. Этот вид власти совершенно противоположен власти за вознаграждение. То есть здесь главенствующее лицо может законно репрессировать подчиненных (выговор, лишение премий, понижение в должности и т.д.).

Личная власть. Личная власть возникает на основе личностных качеств лидера. Личная власть — очень важный инструмент подчинения. Подчинённые поддерживают руководителя, потому что ценят и уважают его за заботу и лояльное отношение к ним.

Экспертная власть. Власть возникает на основе больших знаний в сфере чем у кого-либо. Лидер является лучшим специалистом в своем деле и его слушают остальные. Представителями данной власти, как правило являются руководители среднего звена, которые получили должность в связи с большим опытом работы.

Референтная власть. Референтная власть основана на личных качествах лидера. Например, если сотрудникам нравится стиль руководства их лидера, то они с удовольствием дают ему власть в руки.

Как работает власть

— субъект власти — руководитель;

— объект власти — подчиненный;

— подчинение того, над кем осуществляется власть.

Отсутствие любого из данных компонентов делает властные отношения невозможными по следующим причинам:

1) властные отношения возможны только при взаимодействии хотя бы двух человек, один из которых является руководителем, другой — подчиненным;

2) субъект власти должен обладать средствами подчинения для того, объект подчинялся;

3) объект, на который направлены властные отношения, должен подчиняться руководителю.

Субъектом власти может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации власти субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Субъект власти должен обладать авторитетом и быть компетентным.

субъект определяет содержание властного отношения через: 1)распоряжение как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти: 3)санкции как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормы поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

от приказа и характера его содержания зависит отношение к нему исполнителей—второго важнейшего элемента власти.

масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.

2. Политическая власть

Политическая власть — отношения руководства и повиновения, возникающие на основе договорных обязательств между большими социальными общностями (классами и сословиями, обществом и государством, между государствами). Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике.

В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власть партий.

Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ. В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второго важнейшего элемента власти.

Объект власти. Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях”.

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике — наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике — разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере — доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

Ресурсы политической власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Таким образом, ресурсы власти — это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь решений, от которых зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти.

Экономические ресурсы материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус.

Принудительные (силовые) ресурсы оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы высших ценностей.

Специфическим ресурсом является сам человек демографические ресурсы. Люди — универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений будучи использована как средство реализации чужой воли.

В целом же человек не только ресурс власти, но и ее субъект и объект. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества.

Заключение

Власть — это неотъемлемая часть нашего общества. Власть существовала с того самого момента, как появился человек. В человеке изначально была заложена идея власти, как руководство одних и подчинение других. Феномен власти уходит своими корнями глубоко в природу межличностных отношений и саму суть человеческого характера. И каким бы феномен власти не казался плохим или хорошим, он необходим человеку как биосоциальному существу для становления мира и порядка в обществе.

Список используемой литературы

1. Философия, А.Г. Спиркин — 2-е изд. М. Гардарики. 2008г

2. Кожев А. Понятие власти. — м. Праксис. 2007г.

3. Философия политики. Шахай А., Якубовски М.

4. Философия власти. Ильин В.В. 1993г.

5. Философия политики. Понарин А.С. 1994г

6. Основы социологии и политологии. В.В. Касьянов. 5-е издание. Ростов на дону. «Феникс» 2009г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные концепции власти, сложившиеся в истории социально-политических исследованиях. Сущность и основные аспекты проявления, функции и структура власти, информационность. «Коридоры власти», представительство. Исполнительная и судебная ветви власти.

научная работа [26,9 K], добавлен 01.04.2010

Основные воззрения на природу человека и общество в философии. Роль способа производства в жизни общества. Сравнительный анализ марксистских и психоаналитических концепций. Власть, ее аспекты проявления, различия подходов ученых к определению ее сущности.

реферат [40,4 K], добавлен 24.07.2014

Пространство власти: институциональные и ценностные основания. Категориальные ряды пространства общества и пространства власти. Центростремительные силы в пространстве власти транзитивного общества. Концепция регулировки власти в творчестве М. Фуко.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 26.11.2010

Основные составляющие политики: деятельность органов власти, участие в деятельности государства, оптимизация общественных отношений. Анализ отношений государственной власти и политики. Характеристика гражданского общества как самоорганизующейся системы.

реферат [25,2 K], добавлен 06.04.2012

Истоки и основные этапы эволюции политической теории Фуко. Специфика позиции раннего Фуко. Понятие «археологии знания». Генеалогия власти. Эстетика существования. Концепция власти как основа политической теории. Идея смены режимов власти знания.

курсовая работа [42,3 K], добавлен 19.12.2012

Жизнь Ф. Ницше как воплощение его философии. Философия власти, нарушение закона в силу «воли к власти». Набросок к книге «Антихристианин». Тезисы против христианства. Мнение Ницше о ценностях христианской религии на основе произведения «Антихристианин».

реферат [43,9 K], добавлен 01.01.2013

Общее понятие и природа власти. Potestas как одно из наиболее употребительных обозначений власти в латинском языке, его этимология. Auctoritas в христианской мысли. Iurisdictio, imperium, regnum: сфера распространения, роль и значение в римском мире.

реферат [57,5 K], добавлен 06.10.2016

Принципы политической теологии позднего Средневековья. Обоснование авторитета из его происхождения от высшей инстанции. Понятие передачи власти. Обоснование возможности отмены королем светской власти священников. Король Франции и ветхозаветные цари.

реферат [50,3 K], добавлен 06.10.2016

Характеристика концепций философии истории, которые ставят целью исследовать процесс возникновения человечества, раскрыть движущие силы истории и ее законов на базе эмпирических и обобщенных фактов и данных, событий и явлений в истории, культуре народов.

реферат [19,1 K], добавлен 23.09.2010

Предпосылки преобразований. История как фактор становления современного государства. Общий взгляд на настоящую российскую действительность. Бюрократический аппарат, кадры, общество, коррупция и этика. Идеалы и смысл бюрократии в политической власти.

Читайте также:  Можно ли вернуть зрение без очков

реферат [37,0 K], добавлен 24.07.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Вопрос: философское понимание власти

В философии права сущ.множество определений власти.

Власть с философской точки зрения — это способность одного человека либо группы людей навязывать свою волю, добиваться определенного типа поведения со стороны других людей.

Классическая философия выделяет следующие черты власти:

1. Власть появляется там, где возникает поляризация общества, т.е. там, где общество неоднородно и сущ. различные слои – страты. В этом случае власть с одной стороны защищает интересы определенного рода слоев населения, как правило, это богатые, но с другой — и предстает как арбитр между слоями населения.

2. Для общества, где присутствуют различные слои населения, характерно резкое разделение между объектом власти и субъектом власти. Объекты — это подвластные люди, которые не участвуют в осуществлении власти. Субъекты – те, кто распоряжается властью.

3. Захват власти производится с помощь прямого насилия либо сменой правящих династий, т.е. власть не формируется легитимным путем. В частности, такую черту власти отмечал Гегель, он писал, что власть возникает из отношений победителя и побежденного.

4. Власть окружена тайной. Это происходит потому, что власть стремится сформировать ореол сакральности (священности власти).

5. Власть опиралась на мифологию и религию.

В 20 веке отношение к власти меняется, современная философия характеризует современную власть следующими чертами:

1. Объекты власти привлекаются к участию в реализации власти. В настоящее время объекты власти участвуют в выборах, проводятся референдумы, проводятся различные обсуждения

2. Современная власть характеризуется корпоративностью (эта черта характерна для любого типа власти). Это значит, что власть принадлежит определенной группе людей – элите, м.б. даже каким-то семьям. Н: Буш старший и младший.

3. Современная власть выступает как арбитр, имея установку на предотвращение конфликтов, т.е. современные конфликты решаются путем реформ, изменений.

4. Современная власть обладает четой открытости или, по крайней мере, иллюзией открытости, т.е. деят-ть власти находит широкое освещение.

5. Современна власть применяет опосредованные формы принуждения. Это значит, что власть обращается к принуждению только в правовых рамках. Принуждение опосредованно правом.

6. Современная власть опирается на идеологию, своего рода мифы

Вопрос: либерализм как идеология

Как система взглядов либерализм появится в 18 веке. Выделяют 2 вида либерализма, которые тесно взаимосвязаны между собой:

1. Экономический либерализм – характера концепция «гос-ва – ночного сторожа», согласно которой гос-во должно охранять сложившиеся общ.отношения, но не вмешиваться в экономическую жизнь общества. Общество должно само устанавливать правила своего общежития.

2. Политический либерализм – предполагает наличие прав и свобод, равенство. Главное кредо либерализма – это обеспечение автономного пространства для каждой личности.

Либерализм провозгласил 4 главных правила:

4. Сопротивление подавлению и насилию.

Либерализм выдвинул ряд основных ценностей:

1. Максимально широкая свобода, однако либерализм установил ограничение свободы. Свобода ограничивается свободой другого человека. Либералы считали, что свободу должны ограничивать различные объединения людей, не только гос-во, но и семья, ГО. Отклоняющееся поведение должно иметь резко негативные последствия, беспощадность по отношению к правонарушителю.

2. Индивидуализм (см.вопрос личность и общество)

3. Равенство, но либералы ограничивают понимание равенства. В либеральной теории имеет место легальное (т.е. равенство перед законами) и политическое равенство. Либералы считали, что фактическое равенство не явл-ся справедливым, т.к. фактическое равенство резко снижает соц.активность.

4. Либеральная теория предполагает плюрализм и толерантность.

5. Либерализм проникнут духом рационализма, т.е. превосходством разума.

Вопрос: консерватизм

Также как и либерализм, консерватизм представляет собой совокупность концепций, которые объединены следующими чертами:

1. Консерватизм резко отрицает народный суверенитет. По мнению консерваторов, идея народа– суверена предписывает народу ту власть, которая д.б. только у Бога, и это влечет за собой неизбежные соц.конфликты.

2. Консерваторы на первый план выдвигали традиции, при этом использовалось понимание ТРАДИЦИИ. Под ней понималось высшее знание, которым в древности обладала элита. Это знание было тайное и постепенно это знание утрачивалось, а элита распадалась. Сама традиция постепенно как высшее знание выродилось в обычаи и традиции.

3. Базовыми ценностями консерватизма явл-ся монархия, религия и семья. При этом консерваторы считали монархию единственно правильной формой правления.

4. В основе власти должна лежать тайна и удел подданных – повиновение той власти, которая принадлежит элите.

В настоящее время консерватизм переродился, и неоконсерваторы признают автономию личности и настаивают на ограничении вмешательства гос-ва в жизнь человека.

Вопрос: идеология

Идеология – это совокупность идей, взглядов, которые определяют общ.мировоззрение.

Идеология явл-ся очень мощным орудием гос-ва, т.к. посредством идеологии для власти легче достигать своих целей.

Для идеологии характерны следующие черты:

1. Характерно противопоставление, а имеено имеет место быть 2 типа противопоставления: а) мы-они, и отношение к другим подозрительно, вплоть до враждебности; б) прошлое – настоящее, причем предполагается, что прошлое имеет негативный характер (Н: для России 90-е гг.), а настоящее – это успешное преодоление прошлого.

2. Использование псевдонаучных идей таким образом, чтобы они были понятны массе, Н: теория происхождения народа

3. Идеология использует специфическую фразеологию, причем эта фразеология пафоса, Н: разум, вселенная.

ВЛАСТЬ – возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то. Власть тесно связана с господством [ГОСПОДСТВО]и авторитетом [АВТОРИТЕТ]. М.Вебер определил власть следующим образом: «Власть состоит в способности индивида А добиться от индивида Б такого поведения или такого воздержания от действий, которое Б в противном случае не принял бы и которое соответствует воле А».

В современной политической науке наиболее известны четыре модели власти.

Волюнтаристская модель основана на традициях общественного договора, социального атомизма и методологическом индивидуализме (см. Договор общественный [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ], Атомизм социальный). В этой модели власть рассматривается через призму намерений и страстей. Вся общественная жизнь по существу сводится в ней к притязаниям и отношениям индивидов. Любой коллектив представляется лишь в качестве совокупности отдельных воль. Впервые эта модель властных отношений сформулирована в трудах классиков английской политической мысли – Т.Гоббса, Дж.Локка. Д.Юм показал, что понятие «власть» близко понятию «причина», но в отличие от причины власть связана и с результатом.

Современный политолог Р.Даль рассматривает власть как способность заставить других делать нечто, что при отсутствии давления они делать бы не стали, т.е. как способность приводить вещи в движение, изменять ход событий. Властное отношение, в его представлении, состоит из двух основных элементов – стимула и реакции. По аналогии с ньютоновской механикой предполагается, что все тела находятся в состоянии относительного покоя до тех пор, пока на них не воздействует некая внешняя сила. Именно такой силой и является власть. По существу концепция Даля носит каузальный характер.

К этой же модели власти относится теория «рационального выбора» (см. Рационального выбора теория [РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ]), которая постулирует существование скрытых причин и структур. Общественная жизнь состоит из цепи последовательных взаимодействий между индивидами и группами, в которых особая роль отводится мотивации, стимулам участников властных отношений.

Многие критики волюнтаристской модели власти обращали внимание на то, что она не дает теоретического объяснения, как и почему отдельные индивиды оказываются в состоянии осуществлять власть именно так, как они это делают. Кроме того, эта модель вообще не принимает во внимание идеологические и культурно-исторические предпосылки, предопределяющие предпочтения и цели человеческой деятельности.

Герменевтическая, или коммуникативная, модель связана с феноменологией [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ]и герменевтикой [ГЕРМЕНЕВТИКА]. Ее сторонники полагают, что власть конституируется благодаря разделяемым членами данной социальной общности смыслам. Убеждения являются центральным ингредиентом властных отношений и соображения рациональности обязательно участвуют в общественной жизни. Интерес герменевтики направлен прежде всего на символические и нормативные конструкты, которые и формируют практическую рациональность данных социальных агентов. Такой подход включает также веру в то, что люди по природе своей существа лингвистические и язык во многом предопределяет характер общества, и формы существующей власти в том числе. Напр., Арендт Ханна [АРЕНДТ]в работе «О насилии» проводит мысль, что власть означает способность человека действовать, но действовать совместно. Власть, по ее мнению, никогда не является собственностью индивида, а принадлежит группе и существует только до тех пор, пока группа сохраняет свое единство. Люди – уникально коммуникативные существа, и именно благодаря их способности разделять с другими мысли и отношения поддерживается их способность властвовать и подчиняться.

Для сторонников этой модели власть входит в систему ценностей, которые конституируют идентичность [ИДЕНТИЧНОСТЬ], равно как и возможности деятельности социальных агентов.

«Материальные» аспекты властных отношений остались по существу вне их интереса.

Структуралистская модель власти связана с именами К.Маркса [МАРКС]и Э.Дюркгейма [ДЮРКГЕЙМ]. В ней отвергается методологический индивидуализм, не принимается и чисто нормативный подход. Власть в соответствии с этой моделью обладает структурной объективностью, не признаваемой ни в волюнтаристской, ни в герменевтической модели. Структура власти делает возможным человеческое поведение и одновременно ограничивает его. Она может иметь нормативный характер, но она не сводится только к взглядам и убеждениям людей.

Структурный подход определяет власть как способность действовать. Социальные агенты обладают властью в силу устойчивости отношений, в которых они участвуют. Она обладает некоей «материальностью», поскольку следует определенным структурным правилам, имеет собственные ресурсы и отношения. В этом и заключается дуальный характер структур: социальные структуры не существуют независимо от деятельности и представлений людей о ней и вместе с тем они выступают в роли материальных условий деятельности. Это свойство структур возникает не просто из отношений, напр., между капиталистом и рабочими, не сводится к взглядам капиталиста на рабочих, а присуще капитализму в целом. На него опираются участники взаимодействий, реализуя определенные цели, в том числе и властного характера.

Постмодернистская модель власти имеет множество вариантов, начиная от М.Фуко [ФУКО]и кончая современным феминизмом [ФЕМИНИЗМ]. Отвергая индивидуализм и волюнтаризм, теоретики-постмодернисты считают, что язык и символы являются центральными элементами власти. С их точки зрения, научный дискурс [ДИСКУРС]не обладает достаточной познавательной достоверностью. Так, Фуко видит необходимость в том, чтобы «подтолкнуть восстание порабощенного знания», которое затемнено, если не дисквалифицировано, знанием общепризнанным. В генеалогическом анализе власти он исходит из того, что власть концентрируется не только в политической сфере. Властные отношения встречаются повсюду: в личных отношениях, в семье, в университете, в офисе, в больнице, в культуре в целом. Асимметрия влияний, заключающаяся в том, что А сильнее влияет на Б, чем Б на А, говорит о том, что власть – это универсальное общественное отношение. Поэтому задача политика – срывать маску с власти, в особенности в тех областях жизни, где отношения господства и подчинения не бросаются в глаза. Власть, по Фуко, – это образование определенных структур или дискурсов, имеющих как позитивное, так и негативное измерение. Социальные агенты создаются благодаря тем властным отношениям, в которых они участвуют, и какое бы «сопротивление» этому ни оказывала власть, социальные агенты всегда ограничиваются теми структурами, в которых они появились.

Постмодернистские теоретики делают акцент на локальном анализе «микро-власти». Любая глобальность или тотальность в подходе к исследованию социальной власти всегда предполагает тоталитарный дискурс. Кроме того, именно локальное знание является антиэпистемологическим. Опираясь на идеи Ф.Ницше [НИЦШЕ], Фуко пытается онтологизировать господство в той или иной форме. Право должно рассматриваться не с точки зрения легитимности его установления, а с точки зрения порабощения, которое оно провоцирует.

Ни одна из существующих моделей власти не дает о ней целостного представления. Это и делает исследование власти крайне сложным и противоречивым.

Литература:

1. Рассел Б. Власть. В кн.: Антология мировой политической мысли, в 5 т., т. 2. М., 1997;

2. Халипов В. Власть. Основы кратологии. М., 1995;

3. Технология власти (Философско-политический анализ). М., 1995;

4. Иванов В.Н., Матвиенко В.Я. и др. Технологии политической власти. Зарубежный опыт. Киев, 1994.

Источники:
  • http://filosofii.ru/filosofiya-slovar-kratko-50.html
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00419222_0.html
  • http://megaobuchalka.ru/9/5016.html
  • http://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%92%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC