Меню Рубрики

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения

Название А. Ю. Лазебникова Е. С. Королькова Е. Л. Рутковская
страница 3/15
Дата публикации 15.06.2013
Размер 2.1 Mb.
Тип Документы

exam-ans.ru > Право > Документы

5.Укажите основные виды искусства. Приведите по одному примеру произведения искусства каждого вида.

6. Найдите в приведенном списке пример моральной оценки деятельности человека.


  1. На человека наложено обвинение по решению суда.

  2. Деятельность человека осуждается соседями по дому.

  3. Работнику объявлена благодарность администрацией предприятия.

  4. За свою деятельность человек премирован по месту работы.

Приведите свои примеры моральной оценки деятельности. Предположите, в каких формах эта оценка может быть выражена.

__________________________________________________________________
7. С каким из приведенных ниже положений вы можете согласиться?
Правила, нормы и принципы морали вообще-то условны, потому что

А. все в мире относительно

Б. добро и зло суть то, что я воспринимаю, чувствую и переживаю как соответственно доброе и злое
В. все моральные формирования историчны, т.е. претерпевают определенные изменения, зависят от времени и места
Г. у каждого общества своя особая мораль
Подберите аргументы или контраргументы, доказывающие или опровергающие справедливость каждого из приведенных положений.

__________________________________________________________________
8. Многие считают, что культура человека проявляется в его речи, — в умении выражать свои мысли четко, грамматически правильно, в надлежащем тоне, говорить просто, без лишних слов, жаргонных выражений, образно, живо, с правильными интонациями.

Совпадает ли это мнение с вашим? Достаточно ли перечисленного выше, чтобы судить о человеке как о человеке культурном? Встречались ли вы с людьми, которые умеют выражать свои мысли четко и грамматически правильно, но не представляют собой образцы высокой культуры? Формулировка

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Массовая культура в основном про­является в области искусства (особенно — литературы), но может существовать и в форме публицистики, идеологии, религии, а также и в формах организации быта (например, в индустрии иг­рушек или аттракционов). Для массовой культуры характерны преж­де всего общедоступность, связанная с дешевизной, полная или частичная утрата художественности, низкий интеллектуальный уровень, а также очень часто — финансовая поддержка со сторо­ны государства. Ценности, внушаемые обывателю массовой куль­турой, представляют собой, как правило, стандартный для дан­ной страны и данного общественного строя набор «добродетелей». Вот, например, что писал Чехов о таком явлении массовой куль­туры, как роман Г.Сенкевича: «Семья Поланецких»: «Цель рома­на: убаюкать буржуазию в ее золотых снах. Будь верен жене, мо­лись с ней по молитвеннику, наживай деньги, люби спорт — и твое дело в шляпе и на том и на этом свете».

Внушение официальных ценностей в массовой культуре быва­ет как явным, так и скрытым. В последнем случае на первый план выходит всякого рода занимательность (хитроумный сюжет, та­инственность, секс, множество приключений, яркость и красоч­ность и т.п.). Хорошей иллюстрацией сказанного может служить американский киносериал о Рембо, «мыльные оперы» и т.п.

Причастность личности к народной культуре, как правило, противостоит культу­ре официальной. Дело в том, что народная культура утверждает в основном ценности традици­онные, укорененные в исторической памяти и с трудом поддаю­щиеся вытеснению. Народная культура как бы игнорирует ценно­сти официальные, меняющиеся гораздо быстрее.

Однако в XX в., особенно во второй его половине, почти во всех странах и регионах наблюдается значительное ослабление влияния традиционной, народной культуры и даже ее постепен­ное исчезновение. Это связано с рядом факторов. В XX в. почти повсеместно официальная культура ориентирована на обществен­ный прогресс, постепенно разрушающий всякую консерватив­ность, в том числе и консервативность народной культуры. Разрушению народной культуры и ее ценностной системы способствует стремительное развитие цивилизации, кото­рая «осовременивает» бывшую «глубинку», стирает грани между центром и провинцией, городом и деревней. Важнейшую и, мо­жет быть, наиболее гибельную роль в разрушении народной куль­туры играют быстро прогрессирующие средства массовой инфор­мации. Если газета и радио еще как-то уживались с народной культурой, то уже телевизор нанес ей серьезнейший удар. Сред­ства массовой информации разрушительны для народной культу­ры и сами по себе (сокращают досуг, почти сводят на нет народ­ное художественное творчество, модернизируют быт, изменяют традиционный менталитет и т.п.), но еще более тем, что с ними в народную систему ценностей вторгаются низкопробные ценно­сти рассмотренной выше массовой культуры. Однако последняя проникает в народ и по другим каналам, связанным с развитием цивилизации: через аудио- и видеокассеты, всякого рода рекла­му, предметы повседневного обихода и т.п.»

1) Что характерно для массовой культуры? (Найдите все указанные автором характеристики). По каким каналам распространяется («проникает в народ») массовая культура?

2) Какие ценности, по мнению автора, меняются быстрее: массовой или народной культуры? Найдите в тексте авторские обоснования ответа на данный вопрос.

__________________________________________________________________
3) С чем автор связывает значительное ослабление влияния традиционной, народной культуры?

__________________________________________________________________
4) Приведите собственные примеры культуры массовой и культуры народной. (Используйте как знания курса, так и информацию СМИ, а также личный социальный опыт).

__________________________________________________________________
5) Предложите эффективные на ваш взгляд меры, направленные на сохранение ценностей народной культуры.

__________________________________________________________________
Выполняем задания формата ЕГЭ
1. Под культурой в наиболее широком значении данного понятия подразумевается


  1. потребность в благополучии

  2. потребность в свободе

  3. потребность в поисках смысла жизни

  4. потребность в самовоспитании

  5. потребность в самоутверждении

  6. потребность в положительной оценке

Поясните свой ответ. 4.Запишите слова, пропущенные в схеме.

5.Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд. Заполните приве­денную ниже таблицу.


^ Вопросы для сравнения

Игра

Учение

Труд

Цель

Средства

Результат

6.Можно ли считать трудом добывание пищи животными, устройство гнезда и логова? Можно ли считать искусством брачные игры и ритуалы зверей и птиц? Можно ли считать политикой защиту ими своей территории и потомства, соблюдение иерархии в стае? Обос­нуйте свое мнение, опираясь на знание понятия «деятельность». 7.Некоторые животные преобразуют среду обитания и координируют совместные действия. Так, бобры перекрывает воду, создавая запруду. Птицы без всяких навигационных при­боров прокладывают воздушные маршруты. Лошадь безошибочно отличает ядовитые тра­вы от неядовитых. Паук мастерит математически точное орудие лова. Способы охоты волков на лося, зайца, куропатку или суслика отличаются друг от друга. Тем не менее, в ос­нове поведения животных и деятельности человека лежат разные механизмы. Опишите их. 8. Человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, игровая деятель­ность— в игровых действиях, деятельность общения— в действиях (актах) общения и т.д. Приведите примеры таких действий для любого из видов деятельности. 9. Известно, что один и тот же мотив может проявляться в разных целях и порождать раз­ные действия. Проиллюстрируйте это с помощью конкретных мотивов учебной деятель­ности. 10. Опираясь на знания по теме «Деятельность», раскройте смысл высказывания: «Человек сам по себе не плох и не хорош. Он открыт для самосозидания» (7Т.С. Гуревич).

Выполняем задания формата ЕГЭ. 1. В отличие от поведения животного, в основе деятельности человека лежит


  1. биологическая программа

  2. осознанная цель

  3. инстинкт

  4. зависимость от среды обитания

3.Деятельность человека отличается от активности других живых существ тем, что


  1. в ней используются природные предметы в качестве орудий

  2. она направлена на приспособление к окружающей среде

  3. в ней отражаются ценностные ориентации

  4. в ее основе лежат инстинкты

4.Установите соответствие между конкретными примерами потребностей и видами потреб­ностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

А) потребность в самовыражении

Б) потребность в смысле жизни 2)

В) потребность в пище 3) социальные

Г) потребность в общении

Д) потребность в уважении и поддержке

Е) потребность в знаниях

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).


А

Б

В

Г

д

Е

5. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением одного, являются на­званиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потреб­ности человека.

^ Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, пер­вичные.

Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из общего ряда.

6.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о дея­тельности человека.

7.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

(1). Она
«Простейшим, самым доступным видом деятельности является

носит условный (2) и реализует потребность ребенка в активности и в позна-

нии окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более слож­
ным видом деятельности является (3), направленное на усвоение научных

знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом че­
ловеческой деятельности считают (4). Он обеспечивает не только существование человеческого (5), но является также условием его непрерывного (6). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть

использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения

А) культура Е) глобализация

Б) характер Ж) развитие

В) игра 3) общество

Г) учение И) признак

Д) труд 8. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Психические свойства — не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сна­чала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельно­сти. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь пре­ходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задат­ками — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психиче­ские свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде скла­дываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках фор­мируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существен­но обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

1) Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из тек­ста две фразы, подтверждающие ваш ответ. 2) Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу. 3) Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две осо­бенности процесса их становления. 4) Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора. Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

1. При наличии в конце тетради ответа на задание сверьте с ним свой результат. Если вы допустили ошибку, подумайте, чем она могла быть вызвана. Сформулируйте свои выводы. 2. Остановимся на выполнении задания 1 заполнение таблицы «Особенности деятельности человека». Определенная сложность задания заключается в требовании конкре­тизировать теоретические характеристики деятельности с помощью примеров, ситуаций ре­альной жизни. Чтобы выполнить задание, нередко бывает полезным увидеть вариант примера (ситуации), по аналогии с которым можно подобрать и записать в таблицу собственные при­меры. Так, сознательный характер деятельности можно проиллюстрировать созданием нового проекта здания, на основе которого впоследствии будет вестись строительство; продуктивный характер — производством предметов потребления; орудийный — изобретением, производст­вом, использованием и обеспечением сохранности станков и конвейеров и т.д.

При выполнении заданий 6 и 7 важно помнить, что активность животных связана с инстинктами. В результате своих действий животное приспосабливается к существующим природным условиям и не выходит за рамки биологической программы, даже если внешне

это иногда выглядит как преобразование окружающей среды. Человек же сам активно, созна­тельно ставит цели, видит и творчески решает возникающие проблемы и в результате дея­тельности, как правило, не ограничивается приспособлением, а преобразует природную и об­щественную среду.
^ 4. Человек как результат эволюции

Краткие выводы по теме.

1. Природа человека является продуктом биологической эволюции и истории челове­ческого общества. Она обусловлена как врожденными, биологически закрепленными побуж­дениями и определенными врожденными механизмами, так и социальными условиями раз­вития человека.

2. Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта пред­шествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

^ Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1. Уточните по учебному словарю значения понятий «человек», «индивид», «личность». Ка­кое из них, на ваш взгляд, наиболее широкое? Почему? 2. В чем состоит сходство и в чем отличие человека от других живых существ? Укажите ни­же черты сходства и черты различия.

Черты сходства: Черты отличия: 3. Какие качества человека могут сформироваться только в человеческом обществе? 4.На вечный вопрос «Что есть человек?» в разные времена предлагались разные ответы. В частности, человека называли политическим животным, религиозным животным, этиче­ским животным, животным, изготовляющим орудия. Выскажите свое мнение по поводу каждого из приведенных определений. Какой смысл вы сами вкладываете в понятие «че­ловек»? 5.Опираясь на знания по теме, раскройте смысл приведенного ниже высказывания.

«Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенны­ми» (И.Гете). 6.Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Каждый индивидуум ^ Ното sapiens при рождении наделен конституцией животно­го, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобрета­ется в процессе индивидуального развития в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования

В свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высоко­развитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции за­ложены в человеческом организме. Но человек — это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволю­ция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойст­венная конституция — частью биологическая, а частью культурная — закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифици­рованной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек — это животное, наделенное культурой

Культурное наследие, или унаследование традиций, — это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма зна­ний и традиций — результат открытий и изобретений, сделанных предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поко­лениям при помощи все того же процесса обучения

Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфо­логическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Ното заргепз со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

(Б. Грант, известный ботаник и эволюционист, член Национальной академии США. «Эволюционный процесс», 1989)

1) С чем автор связывает основное отличие человеческого состояния от состояния жи­вотного? 2) Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор? 3) Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку да­ет автор? 4) Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке? Выполняем задания формата ЕГЭ.

1. И человек, и животное характеризуются:


  1. свободой выбора цели

  2. индивидуальными интересами

  3. самосознанием

  4. зависимостью от природных условий

  1. самореализации

  2. самопознанию

  3. самосохранению

  4. самообразованию

  1. социальной сущности

  2. биологической природы

  3. физических свойств

  4. психических свойств

4.Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация — процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ре­бенка.

Б. Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воз­действий на личность различных общественных ситуаций.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны 5.Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

6.Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и за­пишите цифры, под которыми они указаны.


  1. способность к продолжению рода

  2. умение защищаться от врагов

  3. умение находить пропитание и обустраивать жилье

  4. способность преобразовывать природную среду

  5. умение заботиться о потомстве

  6. способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов

7.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? При­влекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие ин­формацию о межличностных отношениях. 8.Понятие «личность» подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.). 9. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных.семьях, ученые сделали вывод: наследст­венность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания кур­са, укажите любые три фактора. 10. Ниже приводится высказывание известного русского писателя К.Д. Ушинского.

«Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понятия смысла жизни — и это будет несчастный человек*.

Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл данного высказывания и изложи­те свою точку зрения на выдвинутое автором положение (свое отношение к нему). Приве­дите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Обдумываем результаты, учитываем рекомендации.

1. При наличии в конце тетради ответа на задание сверьте с ним свой результат. Если вы допустили ошибку, подумайте, чем она могла быть вызвана. Сформулируйте свои выводы. 2. Выполняя задания, связанные с определением специфики природы человека и его принципиальных отличий от животных, важно понимать, что поведение животных определя­ется инстинктами и наследственными механизмами. Животное в основном не способно выйти за пределы инстинктов, предписанных поведенческими моделями. И у ребенка после рождения первоначально проявляется простейшее импульсивное поведение, основанное на инстинктах. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение, после первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое, коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает прояв­ляться (а в дальнейшем — развиваться) и морально-нравственное поведение.

Биологическое в человеке часто связывают с органическими потребностями и их удовле­творением. Действительно, органические потребности (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Но даже эти потребности человека на протяжении истории значительно изменились, преобразовались, так сказать, очеловечились. Историческое развитие потребностей в данном случае выражается в том, что меняются предме­ты и способы удовлетворения потребности. В отличие от животных, человек сам производит продукты, удовлетворяющие его потребности. 5. Духовная культура. Краткие выводы по теме.

1. Духовная культура включает формы общественного сознания и их воплощение в ли­тературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Нередко под ду­ховной культурой понимают непосредственно совокупность продуктов духовной деятельности человека.


  1. Выделяют различные формы духовной культуры. Каждая из этих форм отличается ха­рактерным для нее способом отражения объективного мира. Специфическими формами духов­ной культуры являются образование, наука, мораль, религия, искусство.

  2. Духовная культура тесно связана с культурой материальной, так как все материальное оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки, опредмечивания в тех или иных материальных структурах. Например, литературное произведение опредмечивается в книге, музыкальное — в нотной партитуре и т.п. В сфере ма­териальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей.

  1. Мировое разделение труда и возросшая мобильность населения, научно-технический прогресс и развитие информационных технологий способствуют интернационализации культу­ры.

  2. Производство, сохранение, распространение и потребление ценностей духовной куль­туры составляют духовную жизнь человека и общества в целом.

Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала. 1. Что означает понятие «культура» в широком смысле? Какие другие значения этого поня­тия вам известны? 2. В чем состоит общественная значимость преемственности в развитии культуры? Приведи­те примеры, иллюстрирующие ее проявление в достижениях духовной и материальной культуры. 3. В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, что первич­ной является материальная культура, а духовная культура — вторичной. Такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои материальные потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению духовных потребностей. Опираясь на знание современного курса обществознания и социальный опыт, покажите искусственный ха­рактер такого соподчинения. 4.Сопоставьте функции, которые в общественной жизни исполняют наука, мораль и рели­гия. Что в них общего и в чем принципиальные отличия? (Ответы занесите в таблицу.)


^ Общие черты выполняемых функций

Специфические функции

Наука

Мораль

Религия

.

5.Укажите основные виды искусства. Приведите по одному примеру произведения искусст­ва каждого вида. 6.Найдите в приведенном списке пример моральной оценки деятельности человека.


  1. на человека наложено обвинение по решению суда

  2. деятельность человека осуждается соседями по дому

  3. работнику объявлена благодарность администрацией предприятия

  4. за свою деятельность человек премирован по месту работы

Приведите свои примеры моральной оценки деятельности. Предположите, в каких фор­мах эта оценка может быть выражена.

7.С каким из приведенных ниже положений вы можете согласиться?

Правила, нормы и принципы морали вообще-то условны, потому что

А) все в мире относительно

Б) добро и зло суть то, что я воспринимаю, чувствую и переживаю как соответственно доброе и злое

В) все моральные формирования историчны, т.е. претерпевают определенные измене­ния, зависят от времени и места Г) у каждого общества своя особая мораль

Подберите аргументы или контраргументы, доказывающие или опровергающие справед­ливость каждого из приведенных положений.
8.Многие считают, что культура человека проявляется в его речи, — в умении выражать свои мысли четко, грамматически правильно, в надлежащем тоне, говорить просто, без лишних слов, жаргонных выражений, образно, живо, с правильными интонациями.

Совпадает ли это мнение с вашим? Достаточно ли перечисленного выше, чтобы судить о человеке как о человеке культурном? 9.Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Массовая культура в основном проявляется в области искусства (особенно — литера­туры), но может существовать и в форме публицистики, идеологии, религии, а также и в формах организации быта (например, в индустрии игрушек или аттракционов). Для мас­совой культуры характерны прежде всего общедоступность, связанная с дешевизной, полная или частичная утрата художественности, низкий интеллектуальный уровень, а также очень часто — финансовая поддержка со стороны государства. Ценности, внушае­мые обывателю массовой культурой, представляют собой, как правило, стандартный для данной страны и данного общественного строя набор «добродетелей». Вот, например, что писал Чехов о таком явлении массовой культуры, как роман Г. Сенкевича «Семья Пола-нецких»: «Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых снах. Будь верен жене, молись с ней по молитвеннику, наживай деньги, люби спорт — и твое дело в шляпе и на том и на этом свете».

Внушение официальных ценностей в массовой культуре бывает как явным, так и скрытым. В последнем случае на первый план выходит всякого рода занимательность (хитроумный сюжет, таинственность, секс, множество приключений, яркость и красоч­ность и т.п.). Хорошей иллюстрацией сказанного может служить американский киносе­риал о Рембо, «мыльные оперы» и т.п.

Причастность личности к народной культуре, как правило, противостоит куль­туре официальной. Дело в том, что народная культура утверждает в основном ценности традиционные, укорененные в исторической памяти и с трудом поддающиеся вытесне­нию. Народная культура как бы игнорирует ценности официальные, меняющиеся гораздо быстрее.

Однако в XX в., особенно во второй его половине, по>чти во всех странах и регионах на­блюдается значительное ослабление влияния традиционной, народной культуры и даже ее постепенное исчезновение. Это связано с рядом факторов. В XX в. почти повсеместно официальная культура ориентирована на общественный прогресс, постепенно разрушаю­щий всякую консервативность, в том числе и консервативность народной культуры. Раз­рушению народной культуры и ее ценностной системы способствует стремительное разви­тие цивилизации, которая «осовременивает» бывшую «глубинку», стирает грани между центром и провинцией, городом и деревней. Важнейшую и, может быть, наиболее гибель­ную роль в разрушении народной культуры играют быстро прогрессирующие средства массовой информации. Если газета и радио еще как-то уживались с народной культурой, то уже телевизор нанес ей серьезнейший удар. Средства массовой информации разруши­тельны для народной культуры и сами по себе (сокращают досуг, почти сводят на нет на­родное художественное творчество, модернизируют быт, изменяют традиционный мента­литет и т.п.), но еще более тем, что с ними в народную систему ценностей вторгаются низкопробные ценности рассмотренной выше массовой культуры. Однако последняя про­никает в народ и по другим каналам, связанным с развитием цивилизации: через аудио- и видеокассеты, всякого рода рекламу, предметы повседневного обихода и т.п.»

1) Что характерно для массовой культуры? (Найдите все указанные автором харак­теристики.) По каким каналам распространяется («проникает в народ») массовая культура? 2) Какие ценности, по мнению автора, меняются быстрее: массовой или народной культуры? Найдите в тексте авторские обоснования ответа на данный вопрос. 3) С чем автор связывает значительное ослабление влияния традиционной, народной культуры? 4) Приведите собственные примеры культуры массовой и культуры народной. (Ис­пользуйте как знания курса, так и информацию СМИ, а также личный социальный опыт.). 5) Предложите эффективные на ваш взгляд меры, направленные на сохранение цен­ностей народной культуры.

Выполняем задания формата ЕГЭ.

1. Под «культурой» в наиболее широком значении данного понятия подразумевается


  1. уровень воспитанности

  2. приспособление развитых живых организмов к окружающей действительности

  3. производство и применение орудий труда

  4. результаты всей преобразовательной деятельности человека

2.Последовательность действий: выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, внедре­ние, — совершается в процессе:


  1. художественного творчества

  2. научного познания

  3. производственной деятельности

  4. получения образования

3.В наиболее общем виде мораль — это:


  1. выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения

  2. наука о правилах хорошего тона

  3. совокупность принципов и норм поведения людей в обществе

  4. законодательно закрепленные нормы поведения граждан

4.Верны ли следующие суждения о межкультурных взаимодействиях?

А. Знакомство с культурой другого народа помогает лучше понять его духовные ценно­сти.

Б. В сохранении культурного многообразия особую роль выполняют процессы межкуль­турного взаимодействия.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

5.Установите соответствие между особенностью и соответствующей ему областью культуры:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

^ ОСОБЕННОСТЬ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А) постижение окружающего мира как

объективной реальности 1) мораль

Б) эстетическое освоение окружающего мира 2) искусство

В) ценностное освоение окружающего мира 3) наука

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).


А

Б

В

6. Запишите пропущенное слово.

7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «ис­кусство».

Субъективность, образность, научность, яркость, эмоциональность, символичность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

8. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие науку от других форм культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.


  1. образность

  2. логичность изложения

  3. опора на символы

  4. обоснованность

  5. системность

  6. достоверность

  7. эмоциональность

9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «ре­лигия».

Сверхъестественность, поклонение, культовые действия, нормативность, обрядо­вость, научная доказательность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На всероссийском форуме работников системы дошкольного образования прозву­чало предложение ввести для дошкольников год обязательной подготовки к школе. (2) Предположительно, данная мера поможет выровнять стартовые возможности буду­щих первоклашек, чтобы уже с начальной школы не было деления на изгоев и отлични­ков. (3) Нам кажется, что дети в 5-6 лет еще не готовы к нагрузкам, даже в игровой форме. (4) Кроме того, мы уверены, что решение вопроса будет зависеть от конкретного содержания государственных программ дошкольной подготовки.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культурное многообразие»? Привле­кая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информа­цию о культурном многообразии. 13.На одном из уроков старшеклассники обсуждали утверждение, высказанное тележурна­листом: «Установка на максимальное сохранение культурного многообразия для народов и народностей должна стать одной из важнейших стратегических задач культурной политики любой страны». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в подтверждение данного тезиса. 14. Ниже приводится высказывание американского философа Дж. Дьюи.

«Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользовать­ся, как аптекарскими или кулинарными рецептами».

Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл данного высказывания и изложи­те свою точку зрения на выдвинутое автором положение (свое отношение к нему). Приве­дите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Обдумываем результаты, учитываем рекомендации.


  • Выделяют различные формы духовной культуры. Каждая из этих форм отличается характерным для нее способом отражения объективного мира. Специфическими формами духовной культуры являются образование, наука, мораль, религия, искусство.

  • Духовная культура тесно связана с культурой материальной, так как все материальное оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки, опредмечивания в тех или иных материальных структурах. Например, литературное произведение опредмечивается в книге, музыкальное – в нотной партитуре и т.п. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей.

  • Мировое разделение труда и возросшая мобильность населения, научно-технический прогресс и развитие информационных технологий способствуют интернационализации культуры.

  • Производство, сохранение, распространение и потребление ценностей духовной культуры составляют духовную жизнь человека и общества в целом.
  • Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

    1. Что означает понятие «культура» в широком смысле? Какие другие значения этого понятия вам известны? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. В чем состоит общественная значимость преемственности в развитии культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие ее проявление в достижениях духовной и материальной культуры. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, что первичной является материальная культура, а духовная культура – вторичной. Такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои материальные потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению духовных потребностей. Опираясь на знание современного курса обществознания и социальный опыт, покажите искусственный характер такого соподчинения.

    4. Сопоставьте функции, которые в общественной жизни исполняют наука, мораль и религия. Что в них общего и в чем принципиальные отличия?

    (Ответы занесите в таблицу) Уточнить названия колонок (речь идет о функциях!)


    Общие черты

    Специфические особенности

    Наука

    1)

    уровень воспитанности

    2)

    приспособление развитых живых организмов к окружающей действительности

    3)

    производство и применение орудий труда

    4)

    результаты всей преобразовательной деятельности человека

    Ответ:____________________________________________

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ 4)

    2. Последовательность действий: выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, внедрение, — совершается в процессе


    1)

    художественного творчества

    2)

    научного познания

    3)

    производственной деятельности

    4)

    получения образования

    Ответ:____________________________________________

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ 2)

    3. В наиболее общем виде мораль — это


    1)

    выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения

    2)

    наука о правилах хорошего тона

    3)

    совокупность принципов и норм поведения людей в обществе

    4)

    Законодательно закрепленные нормы поведения граждан

    Ответ:____________________________________________

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ 3)

    4. Верны ли следующие суждения о межкультурных взаимодействиях?

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ 3)
    5. Установите соответствие между особенностью и соответствующей ему областью культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


    А.

    В культурных отношениях могут принимать участие как большие, так и малые нации, как имеющие, так и не имеющие совей государственности.

    Б.

    В сохранении культурного многообразия особую роль выполняют процессы межкультурного взаимодействия.

    1)

    верно только А

    2)

    верно только Б

    3)

    верны оба суждения

    4)

    оба суждения неверны

    ОСОБЕННОСТЬ

    ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

    А)

    достоверное отображение окружающего мира

    1)

    мораль

    Б)

    эстетическое освоение окружающего мира

    2)

    искусство

    В)

    ценностное освоение окружающего мира

    3)

    наука

    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).


    А

    Б

    В

    Ответ:____________________________________________

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ 321)

    6. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Ответ:____________________________________________

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ «науки»)

    7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство». Теоретическая обоснованность.
    Субъективность, образность, обоснованность, яркость, эмоциональность, символичность.
    Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

    (обоснованность)
    8. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие науку от других форм культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны. СМ. вопрос 7


    1)

    образность

    2)

    логичность изложения

    3)

    опора на символы

    4)

    Обоснованность

    5)

    Системность

    6)

    Достоверность

    7)

    воздействие на эмоции

    (1456)
    9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «религия».
    Сверхъестественность, поклонение, культовые действия, нормативность, обрядовость, доказательность.
    Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

    (доказательность)
    10. Запишите слово, пропущенное в схеме.
    Ответ:____________________________________________

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ «искусства»)

    11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.


    (1) На всероссийском форуме работников системы дошкольного образования прозвучало предложение ввести для дошкольников год обязательной подготовки к школе. (2)Предположительно, данная мера поможет выровнять стартовые возможности будущих первоклашек, чтобы уже с начальной школы не было деления на изгоев и отличников. (3) Нам кажется, что дети в 5-6 лет еще не готовы к нагрузкам, даже в игровой форме. (4) Кроме того, мы уверены, что решение вопроса будет зависеть от конкретного содержания государственных программ дошкольной подготовки.

    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    (Если выносим в конец книги ответы – то ответ АБББ )
    12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культурное многообразие»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о культурном многообразии.

    13. На одном из уроков старшеклассники обсуждали утверждение, высказанное тележурналистом: «Установка на максимальное сохранение культурного многообразия для народов и народностей должна стать одной из важнейших стратегических задач культурной политики любой страны». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в подтверждение данного тезиса.

    14. Ниже приводится высказывание американского философа Д. Дьюи.

    «Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами».

    Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл данного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (свое отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

    1.При наличии в конце книги ответа на задание сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в русском языке много значений. Мы говорим и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих смыслах упот­ребление слова в речи вполне правомерно, однако в обществоведческом контексте данное понятие имеет вполне определенное значение. Духовная культура в научном обществознании отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека.

    2. Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину – добро – красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

    — теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

    — этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

    — эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

    Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. (Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001).

    Процесс взаимодействия, обмена ценностями между различными культурами (субкультурами, контркультурами), между культурными регионами называют нередко диалогом культур. В процессе диалога культур происходит усвоение как отдельных идей, образов, способов деятельности в сфере культуры, так и целостных произведений, созданных другими культурами.


    1

    2

    3

    4
    Источники:
    • http://nenuda.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8C-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5-%D0%BA-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81-stranica-3.html