Меню Рубрики

В материальном мире с точки зрения

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ. «Платон» – прозвище, означающее «широкоплечий»; в историю философии и историю культуры он вошел под прозвищем. Своим главным учителем Платон считал Сократа. Все его произведения написаны в художественной форме, в большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.

Платон – основоположник объективного идеализма.Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.

Учение об идеях. Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей. Платоновские идеи, по сути, есть объективированные понятия, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.

Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей – это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.

Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например лошади и быка. Выше, над ними, более общие идеи, например идея четвероногого (понятия лошади и быка соподчиняются понятию четвероногого), еще выше – животного. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие как идея красоты или идея мужества. Из текстов Платона не ясно, в каком отношении друг к другу они находятся: что выше, что ниже, что на одном уровне.

Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон называл идеей «Блага», а в других – идеей «Единого».

Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи («хора»). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Платона – не строгий, а с элементами дуализма.

Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям; идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Таким образом, учению Платона присущ телеологизм («телео» означает «цель», телеология – философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все происходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям).

Соотношение мира идей и материального мира

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь тенью и произведен от мира идей (эйдосов), т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т.е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинное бытие) с пассивной, бесформенной «принимающей» материей (небытием). Отношение идеи и реальных вещей является важной частью философского учения Платона, Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы — идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах.

Наряду с такими первоначалами, как идеи и материя, Платон признает еще наличие Ума-демиурга.

Ум-демиург (или бог) является творцом – устроителем мира, он порождает Мировую душу и как бы организует материю, вкладывая в нее идеи как целесообразные причины, он же творит и других богов. Космос, по словам Платона, «живое существо, наделенное душой и умом». Тело космоса материально. Космос конечен и имеет форму шара. В центре мира находится земной шар, вокруг него – небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Небесные тела – это боги, обладающие телом и душой, движение производится душами.

Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.

Подлинное знание возможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее.

Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя.

Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями.

Аристотель

Среди учеников Платона выделился мыслитель Аристотель (384-322 гг до н.э.), создавший самобытное философское учение. В круг интересов Аристотеля входят вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, политической экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики.

Учение Аристотеля – объективный идеализм, правда непоследовательный, включающий в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики учения Платона об идеях. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство двух самостоятельных первоначал: материи (гиле) и формы (морфе).

Форма нематериальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне привходящая в материю. Так, медный шар есть единство вещества – меди – и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Противоположность формы и материи, по Аристотелю, небезусловная. Медь есть материал по отношению к шару, который из нее отливается, но та же медь – «форма» по отношению к физическим элементам, соединение которых составляет медь. Медь лишена «формы», поскольку меди еще не придана форма шара. И та же медь есть возможность формы, поскольку медник может внести в вещество меди эту форму. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материал», и, наоборот, «материал» есть возможность того, действительностью чего будет форма. Согласно Аристотелю, в пределах мира чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к соотносительной ей «форме», от «формы» – к соотносительной ей «материи». Поднимаясь по лестнице «форм», мы, утверждает Аристотель, доходим наконец до высшей «формы», которую уже нельзя рассматривать как «материю» или как «возможность» более высокой «формы». Такая предельная «форма» есть перводвигатель, или Бог, пребывающий вне мира.

В то время как у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство «формы» и «материи». Таким образом, по Аристотелю, сущность вещи (ее «форма») неотделима от того, сущностью чего она оказывается. Если Платон утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не могут быть предметом познания, то для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего. Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Для объяснения того, что существует он различает четыре основных вида причин:

1) сущность и суть бытия в силу которой всякая вешь такова, какова она есть (формальная причина),

2) материя и подлежащее (субстрат) — то, из чего что-либо возникает (материальная причина),

3) движущая причина, начало движения,

4) целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 3122 | Нарушение авторских прав

Категория материи и ее фундаментальное значение для философии

Что первично — мышление или бытие, природа или дух, что чему предшествует: материальный мир сознания или сознание материальному миру? В зависимости от решения основного вопроса философии в истории философии выделяются две основные линии, два основных лагеря — материализм, первичным считает природу, бытие, материю, и идеализм, который видит первооснову в духе, сознании.

Материализм — философское учение, первичным считает природу, бытие, материю. Выделяют стихийный материализм Античного мира по которым не видели четкой разницы между физическими и психическими, духовными явлениями бытия; механистический материализм Нового времени по которому природа и ее элементы рассматривались как бескачественных неодушевленные; диалектический материализм утверждающий сознание как продукт материи, отражение внешнего мира.

Представители объективного идеализма считают материю вторичной; первичными, на их взгляд, идеи, мировой разум, Бог. Исток объективные идеалисты видят в определенной идеальной силе, существует объективно, независимо от сознания субъекта. К объективным идеалистам принадлежит Платон, Фома Аквинский, Гегель и другие мыслители. Представители субъективного идеализма первичной считают сознание, то есть идеи, взгляды, чувства субъекта. Субъективные идеалисты — Беркли, Юм, Мах, Авенариус и другие.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такой способ постижения мира использовали античные философы (воду, апейрон и воздух). Следующим шагом в трансформации понятия материи явился античный атомизм, развивавшийся через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлениям Левкиппа и Демокрита, а затем Эпикура и Лукреция Кара об атомах как единой материальной основе мира.

Второй этап становления категории «материя» связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, основанной, в частности, на опыте как принципе постижения бытия. Наука этого периода, не изменив качественно представления о материи как первооснове, углубила его, используя такую количественную характеристику, как «масса» . Подобное отождествление материи с массой характерно для работ Г. Галилея, И. Ньютона, М. Ломоносова и Лавуазье, сформулировавших закон сохранения материи, как закон сохранения массы, или веса тел.

Для второго этапа характерно:

1. определение материи в границах механистического подхода как первоосновы вещей;

2. рассмотрение ее «самой по себе» вне отношения к сознанию;

Читайте также:  Острота зрения ребенок в 5 лет

3. включение в понятие материи только природного мира, оставляющее за пределами данной категории социальную сферу.

Однако уже в новоевропейской философии трактовка материи выходит за рамки традиционного ее понимания, когда в определениях Д. Локка и П. Гольбаха она трактуется как отношение субъекта и объекта, а впоследствии марксизмом – уже как философская абстракция , что и определило ее статус в рамках основного вопроса философии. В условиях научной революции XIX — начала XX века, радикально изменившей представление человека о мироздании и его устройстве, развивается представление о материи как о том, что, действуя на наши органы чувств, вызывает определенные ощущения (Г. Плеханов), или согласно позиции В.И. Ленина, является философской категорией для обозначения единственного всеобщего свойства вещей и явлений — быть объективной реальностью, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Иными словами, материя толкуется здесь в рамках системы субъектно-объектных отношений.

В современной философии проблема материи либо уходит на второй план (нетрадиционные направления), либо последняя трактуется как первооснова вещей, неразрывно связанная с такими атрибутами (всеобщими формами бытия), как движение, пространство и время.

Движение — это понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий от механического перемещения до качественного изменения, реализуемого в нелинейном механизме разрешения противоречий. Качественная трансформация движущегося объекта может иметь двоякую направленность: повышение уровня сложности системной организации и ее связей со средой — прогресс (переход от низшего к высшему к более совершенным формам, их более высокой организации и эволюционным возможностям) и упрощение внутренней и внешней структуры объекта — регресс (возврат объекта в своей эволюции к ранее пройденным этапам).

Каждому структурному образованию материи соответствует присущая ему форма движения, которые на основе важнейших этапов развития материи делят на три основные группы. Для неживой природы характерны механическая (перемещение в пространстве и времени), физическая (движение атомов, молекул, световые явления) и химическая (химические реакции) формы движения. Для живой природы — биологическая (обмен веществ внутри живого организма), а для общества —социальная (материальные и духовные изменения, происходящие в обществе) формы движения.

Всеобщими формами движения материи являются пространство и время.

Пространство — свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех основных направлениях (в трех измерениях).

Время — понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Оно однонаправленно и необратимо, что особенно ярко проявляется в индивидуальной жизни организмов. В глубинах микромира можно обнаружить иные характеристики времени и пространства, а в других мирах вне нашей Метагалактики могут быть иные материальные структуры, а, следовательно, и неизвестные нам формы пространства- времени.

В рамках же известных нам материальных образований время подразделяется на три основных типа:

1. природное — время различных природных явлений и процессов, с которыми в современной науке связаны понятия физического, космологического и геологического времени;

2. биологическое — различные биологические формы движения в рамках самоорганизации живой природы;

3. социальное — охватывающее различные виды времени связанные с конкретными формами человеческой деятельности, жизни общества и отдельного индивида.

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности.

По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе.

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

По И. Канту, «во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а ее ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям». Физическая материя, есть непроницаемая протяженная субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путем умозаключения (эмпирический реализм).

Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Формулировка Ленина неоднократно критиковалась и оспаривалась. Например, Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета, считает, что материя — имеющая атомарное и субатомарное строение субстанцию, из которой состоят физические объекты, т.е. все те объекты, которые находятся в пространстве и времени. По мнению Приста, отдельного явления «материя» не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) все, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несет бремя доказательства ее существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах.

Атрибуты и свойства материи

Атрибуты и виды материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

Сотворение материального мира

В этой связи полезно сопоставить описание процесса творения, описанный в Ведах с современными представлениями материалистической науки. Это важно сделать, потому что в течение многих лет ученые-материалисты утверждали, что теория «большого взрыва» достоверно описывает возникновение Вселенной. Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что эта теория имеет массу неразрешимых внутренних противоречий, о которых, впрочем, редко пишут в научно-популярных книгах и журналах.

В качестве вступления к этой теме, мы хотели бы предложить вам прочитать аналитическую статью из журнала «Истоки», которая называется «Большие проблемы большого взрыва». Ознакомившись с ней, пожалуйста, вернитесь к этому материалу.

Важность этой темы
Зачем нам вообще знать о таких темах, как причины возникновения, устройства и назначение материального мира. Похоже, что это скучная теория, заумная философия и т.п. Имеют ли эти темы для нас практическое значение?

Если мы не понимаем, в чем предназначение этого мира, каков смысл нашего существования внутри этого огромного механизма Вселенной, то мы будем страдать. Почему? Мы очень малы по сравнению этим механизмом. В поисках счастья мы можем пытаться свить себе гнезда в его огромных шестеренках, подобно тому, как это делают птицы, прилетевшие на огромный элеватор-мельницу. Если мы ничего не знаем о его устройстве и назначении, но лишь слепо надеемся, что механизм был построен именно ради этого, то чем наш разум отличается от птичьего разума? Или, сидя на огромных зубьях этих шестеренок, мы можем со своего шестка глубокомысленно рассуждать об устройстве этого механизма в надежде обрести счастье в более высоких сферах разума. И та, и другая позиция одинаково опасна. Не подозревая об этом, мы находимся в положении кошки, забравшейся в теплый капот стоящего автомобиля, чтобы немного вздремнуть. Как только хозяин автомобиля вернется и заведет мотор, кошка рискует получить серьезные увечья. Почему? Потому что она не понимает истинного назначения мотора, так же как и птицы не понимают назначения мельницы. Им невдомек, что когда придет мельник, и включит элеватор, всем их гнездам внезапно придет конец.

Подобно тому, как эти животные навязывают свои представления машине или мельнице, в которых они оказались, эмпирики и рационалисты (философы или ученые) выдумывают свои теории и представления, навязывая их миру, в котором они живут. Чем это плохо? Тем, что подобное навязывание не является актом познания. Это не наука. Это акт слепой веры, индуктивного гадания.

Трансцендентная телеология.[1]
Как же мы можем понять, в чем смысл этого мира, как он произошел и как устроен? Вселенная огромна, причина ее возникновения скрыта. В чем же проявляется разум? – В том, чтобы спрашивать.

Читайте также:  Можно ли вернуть зрение филиппе эйльхарт в

Животные не спрашивают, они гадают и слепо полагаются на свои выдумки. В отличие от животных, человек способен говорить, читать и задавать вопросы. Если он не спрашивает у того, кто обладает знанием, то чем он лучше животного?

У кого тогда надо спрашивать? – У автора. Веды утверждают, что у этого мира есть Автор, и поэтому есть Авторитетное знание. Человек может узнать о цели чего-либо, только обратившись к его истокам.

Шрила Прабхупада приводит в пример калькуттского драматурга, которого во время интервью спросили, почему он назвал свою историческую драму «Шах Джахан» по имени средневекового индийского правителя, построившего знаменитый архитектурный комплекс Тадж Махал. Главным действующим лицом пьесы является сын Шаха Джахана, тиран Аурангзеб, убивший всех своих братьев и посадивший отца под домашний арест. Почему драматург не назвал пьесу «Аурангзеб»? Драматург ответил, что цель пьесы – привлечь внимание к страданиям Шах Джахана, плененного собственным сыном. Подобное объяснение может исходить только от автора пьесы, и ни от кого больше. Подобно этому о цели мироздания можно узнать лишь от его создателя, автора этого мира, Верховной Личности Шри Кришны.

Согласно Автору, этот мир создан не для того, чтобы приносить нам наслаждение. В Бхагавад-Гите (8.15) Кришна характеризует этот мир как полный страдания (духкхалайам) и бренный (ашашватам). В этом мире невозможно найти высшее счастье. В другом тексте Бхагавад-Гиты (13.9) Кришна говорит: «истинное знание – это осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло». Предназначение человека – освободиться от страданий[2]. Для этого людям дан разум – способность различать между истиной и иллюзией.

Тогда в чем заключается истина, которую н
еобходимо отличить от заблуждения? — Главное заблуждение состоит в том, что мы ошибочно принимаем наслаждение материальных чувств и ума за истинное духовное наслаждение (ананду). С помощью разума человек должен научиться отличать материальные наслаждения от блаженства освобожденной души на планетах духовного мира, которые являются нашим истинным домом.[3] В Бхагавад-Гите (8.21) Господь Кришна говорит:

«То, что ведантисты описывают как непроявленное и совершенное, что известно как высшее назначение, то место, из которого, однажды достигнув его, человек никогда не возвращается — есть Моя высшая обитель».

Духовные планеты характеризуются в этом стихе двумя словами: 1) непроявленное и 2) совершенное, непогрешимое. Первое означает, что блаженство духовного мира не воспринимается нашими материальными чувствами и не постигается материальным умом. Второе – что души на планетах духовного мира, в отличие от нас, воплощенных в материальных телах, не подчиняются материальной природе, времени и закону кармы. Поэтому планеты духовного мира называются словом «Вайкунтха» – место, где нет проблем, тревог, страданий. Там не нужно бороться за существование. Вайкунтха составляет единое целое с верховным Повелителем. Она является безграничной сферой Его трансцендентного блаженства. Материальный мир – это отражение Вайкунтхи, искаженное ложным эго живых существ, которые предпочитают наслаждаться независимо от Кришны.

Первичное и вторичное творения.
Существует два основных этапа творения: первичный (сарга) и вторичный (висарга). Шримад-Бхагаватам (2.10.3) говорит об этом следующее:

«Сотворение шестнадцати элементов, из которых состоит материя: пяти стихий [огня, воды, земли, воздуха и неба], звука, формы, вкуса, запаха, осязаемого, а также глаз, ушей, носа, языка, кожи и ума, — называют саргой, а последующее взаимодействие гун материальной природы – висаргой»

«КОММЕНТАРИЙ: Семь стихов, начиная с этого, знакомят нас с содержанием каждого из десяти разделов «Шримад-Бхагаватам». Первый из них, который мы обсуждаем сейчас, описывает шестнадцать элементов: землю, воду, и т.д., а также материальное эго, состоящее из материального разума и ума. Вторичное творение является результатом взаимодействия упомянутых выше шестнадцати энергий первого пуруши — воплощения Кришны в образе Маха-Вишну. Таким образом, непосредственной причиной первичного творения является Верховная Личность Бога, Парамбрахман, а вторичное творение, являющееся результатом взаимодействия между собой первичных элементов, осуществляет Брахма. Так приходит в движение вся вселенная.»

Брахма – это первое сотворенное существо во вселенной. Он уполномочен управлять гуной страсти в масштабах данной вселенной, и является вторичным творцом или конструктором своей вселенной. В данном материале мы будем рассматривать только первичное творение.

Понятие «Вишну-таттвы»
Верховный Господь Шри Кришна вечно погружен в наслаждение духовными развлечениями на Своих духовных планетах. Его называют словом «лила-майа», что значит «Тот, кто создан из духовных игр.» Ему не интересно иметь дело с внешней энергией, которая является бледной и тусклой тенью Его внутренней энергией. Тем не менее, Его решение создать мир материи, как альтернативу духовному миру, выполняется без всяких затруднений. Для выполнения этой задачи из Верховного Господа исходят три первичные экспансии, называемые Пуруша-аватарами. Все они принадлежат к категории Вишну, т.е. к категории Бога. Категория Бога называется на санскрите термином «Вишну-таттва». Слово «Вишну» буквально означает «всепроникающий». Все Существа из категории Вишну-таттвы (т.е. из категории Бога) обладают всепронизывающим трансцендентным сознанием, и представляют собой одну и ту же Личность Бога. Их следует отличать от индивидуальных живых существ (душ), которые составляют категорию «джива-таттвы». Души (или дживы), по своей изначальной природе, не обладают всепроникающим сознанием.

Бытие и вкус
Для того чтобы глубже понять эту тему, необходимо рассматривать положение вещей одновременно с двух точек зрения:

· с точки зрения бытия (таттвы)
· с точки зрения вкуса (расы)

Веды однозначно утверждают, что Шри Кришна – Верховная Личность Бога[4]. Он – единый Верховный Господь, Абсолютная Истина. Не может быть второго Верховного Господа, второго Абсолюта. По определению Он один. Своим сознанием Он пронизывает ВСЕ. Если появляется другая Личность, которая также пронизывает Своим сознанием ВСЕ, то это будет та же самая Личность, потому что ее сознание ВЕЗДЕ, также как и в первом случае. Это реальность с точки зрения бытия. Зачем же тогда говорить о каких-то экспансиях Бога? Бог – Он и есть себе Бог, единый и неделимый. Да, такова онтология, наука о бытии. Однако, помимо онтологического взгляда на мир, существует взгляд с точки зрения вкуса.

Помимо реальности с точки зрения бытия, реальность также состоит и в том, что Верховному Господу скучно просто «быть» и «пронизывать Собой все». В этом нет большого вкуса. Вкус, приносящий наслаждение, проявляется во взаимоотношениях.

Изначальная природа Кришны состоит в том, что Он – постоянно наслаждается разнообразием чистых и сладостных взаимоотношений. Он играет. Для Своих бесчисленных игр, Он распространяет Себя в бесчисленные личные экспансии. В этих экспансиях Он испытывает разнообразный духовный вкус (расу). При этом Он всегда остается неизменным Полным Целым (см. Шри Ишопанишад, Обращение).

То, что Бог один – это реальность. Однако, Его желание испытывать разнообразный духовный вкус – это также реальность. Поскольку желание Абсолютной Личности неотлично от реальности, реальность также состоит в том, что из Него исходят Его личные экспансии, а также отделенные экспансии – индивидуальные живые существа.

Индивидуальные живые существа, относящиеся к категории джива-таттвы, также являются экспансиями Верховной Личности, но с точки зрения бытия каждая из индивидуальных душ отличается от Личности Бога и друг от друга. Индивидуальные души наделены свободой выбора, и могут принимать свои собственные решения, которые могут не совпадать с желаниями и решениями Верховной Личности. В этом смысле, индивидуальная душа относится к категории существ, наделенных собственным бытием, и отделенных (вибхиннамша) от бытия Верховной Личности. С другой стороны, ничто не может существовать вне бытия Абсолютной Истины. Поэтому, заключение таково, что живые существа являются вечными неотъемлимыми частицами Кришны.

Предназначение индивидуальных душ заключается в том, чтобы иметь любовные взаимоотношения с Абсолютной Личностью. В действительности, обмен духовной любовью с Кришной – это все что нужно духовной душе. Машине материального тела нужно гораздо больше.

Итак, вернемся к личным экспансиям Верховного Господа. Есть 2 точки зрения. С точки зрения бытия – все Они неотличны от Изначальной Верховной Личности, Кришны. С точки зрения духовного вкуса – экспансии Бога следует различать друг от друга, но такое различение принесет благо только тем, кто находится на духовном уровне, где проявлены чистые взаимоотношения с Богом.

Данная тема выходит за рамки Базового курса, поэтому мы рассмотрели лишь начальные принципы науки о Боге (бхагавата-таттве).

В качестве заключения, повторим: Верховный Господь – один, однако для выполнения Своих разнообразных игр, Он выделяет бесчисленные экспансии Вишну. Эти экспансии онтологически ничем не отличаются от Него, кроме того, что Они не являются изначальными. Однако с точки зрения расы, Они играют разные роли в разных играх.

Сотворение материального мира – это одна из игр Абсолютной Личности. За сотворение материального мира непосредственно отвечают три экспансии Кришны:

1) Маха-Вишну или Каранодакашайи Вишну (букв. переводится как Вишну, находящийся в Причинном океане). Другое название – Каранарнавашайи Вишну.

2) Гарбходакашайи Вишну (букв. переводится как Вишну, находящийся в океане Гарбходака, который представляет собой огромный водный массив, заполняющий нижнюю часть каждой из сотворенных Вселенных)

3) Кширодакашайи Вишну (букв. переводится как Вишну, находящийся в молочном океане). Он же – Сверхдуша этой Вселенной.

Все эти три экспансии называются Пуруша-аватарами. «Пуруша» значит «наслаждающийся», «аватара» – «тот, кто нисходит из духовного мира». Ранее мы упомянули, что Господу неинтересно наслаждаться внешней энергией. Почему же тогда Его называют Пурушей, наслаждающимся?

Господь не наслаждается ничем материальным. Ему действительно неинтересна внешняя энергия. Поэтому все, что эти три Пуруша-аватары делают в материальном мире – это спят. Они погружены в мистический сон (йога-нидру).

Однако, все, что бы ни делал Личность Бога исполнено наслаждения. Мы поймем, в чем состоит это наслаждение по ходу изложения данной темы.

Взгляд Маха-Вишну
В начале, перед очередным глобальным циклом творения, существует только Верховный Господь, исполненный 6-ти достояний. Во время творения бесчисленные живые существа и материальные вселенные исходят из Него и во время разрушения, опять возвращаются в Него.

Перед очередным циклом творения материальная энергия находится в непроявленном, инертном состоянии (такое состояние называют прадханой). По этой причине внешняя энергия сама по себе не способна быть конечной причиной творения.

Конечным источником материального творения является Бхагаван в Своем частичном воплощении Маха-Вишну, возлежащий в духовном Причинном океане. Весь процесс творения исходит из Него как результат Его воли, когда Господь Маха-Вишну бросает свой взгляд на материальную энергию. Взгляд Маха-Вишну активизирует материальную энергию, выводя природы три гуны внутри, благодаря чему в материальной субстанции появляются компоненты, необходимые для последующего творения. Материальная энергия в таком состоянии называется махат-таттвой.

«Махат-таттва подобна облаку в ясном небе. По всему духовному небу разлито сияние Брахмана, и вся система излучает духовный свет. Махат-таттва сосредоточивается в определенном уголке огромного, безграничного духовного неба, и та его часть, которая оказывается покрытой махат-таттвой, называется материальным небом. Махат-таттва — лишь незначительная часть всего духовного неба, но в ней находится бесконечное множество вселенных. Все эти вселенные вместе взятые создаются Каранодакашайи Вишну, называемым также Маха-Вишну, который оплодотворяет материальное небо одним Своим взглядом.» (ШБ 1.3.1, комм)

Воздействие взгляда Маха-Вишну описано в Шримад-Бхагаватам (3.5.26) следующим образом:

«Верховное Живое Существо в трансцендентном воплощении пуруши — полной экспансии Господа — оплодотворяет материальную природу, состоящую из трех гун. Так под влиянием вечного времени на свет появляются живые существа»

Читайте также:  Зрение минус 5 можно ли носить линзы

КОММЕНТАРИЙ: Живые существа рождаются в результате того, что семя отца попадает в лоно матери. Находящееся в мужском семени живое существо только формируется в материнском теле. Подобно этому, мать-материальная природа не способна создать ни одно живое существо из материальных элементов до тех пор, пока ее не оплодотворит Верховный Господь. В этом заключена тайна возникновения жизни. Оплодотворяет материальную природу первое воплощение пуруши, Каранарнавашайи Вишну, и, чтобы сделать это, Ему достаточно окинуть ее взглядом.

Не следует проводить аналогий между способом оплодотворения, которым пользуется Господь, и половым актом человека. Всемогущий Господь способен оплодотворять глазами, поэтому Его называют всесильным. Каждый орган тела Господа может выполнять функции любого другого из Его органов. Это подтверждается в «Брахма-самхите» (5.32)[5]. О том же самом принципе говорится и в «Бхагавад-гите» (14.3)[6]. Когда материальный космос переходит в проявленное состояние, Господь Сам населяет его живыми существами, которых ни в коем случае нельзя считать порождением материальной природы. Поэтому, какого бы прогресса ни достигла материальная наука, ученым никогда не удастся создать живое существо. По сути дела, в этом заключается вся тайна материального творения. Живые существа по своей природе чужды материи и потому не способны обрести счастье вне духовного бытия Господа. Пытаясь найти счастье в материальном мире, живое существо, забывшее свою изначальную природу, лишь напрасно теряет время. Поэтому единственная цель ведической культуры — напомнить человеку о его духовной природе. Господь дает обусловленной душе материальное тело, с помощью которого она может испытать так называемые наслаждения, однако, если живое существо не опомнится и не разовьет в себе духовное сознание, Господь снова вернет его в непроявленное состояние, в котором оно находилось на заре творения. Господа называют здесь вирьяваном, самым могущественным существом, потому что Он оплодотворяет материальную природу бесчисленными живыми существами, которые с незапамятных времен находятся в обусловленном состоянии.»

Взгляд Господа Маха-Вишну содержит в себе:
· энергию вечного времени;
· всех тех живых существ, которым предстоит воплотиться в материи;

· изначальное мужское начало (Шива, или Шамбху).

Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются 2 начала: мужское и женское. Мужское начало (или начало пуруши) представляет собой желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны. Женское начало (начало пракрити) представляет собой материальную энергию, как объект их наслаждения. Эти материальные начала (мужское и женское) проявляются как Шамбху (Шива) и Майа (Шакти), и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального духовного наслаждающегося, и Его внутренней энергии – изначального духовного объекта наслаждения.

Любая творческая деятельность в этом мире является результатом взаимодействия мужского и женского начал. Это взаимодействие рождает способность к искаженному познанию, которое является отражением семени желания Верховного Господа производить потомство.

В чем заключается это искаженное познание? Когда живое существо вступает в контакт с материальной энергией, этот контакт можно назвать «актом познания». Но это познание искажено, т.к. сосредоточенность на материи приводит к тому, что чистое духовное сознание души покрывается материальными представлениями. На самом грубом уровне этот акт познания проявляется как половой акт, когда мужчина (пуруша) «познает» женщину (пракрити). Это наиболее искаженный вариант познания, приводящий живое существо в состояние полной зависимости от материальной природы.

Таково краткое описание взаимодействия мужского и женского начал. Результат этого взаимодействия проявляется во множестве материальных форм, «материал» для которых «поставляет» махат-таттва.

В действительности, Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире, не является независимым пурушей, наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который наслаждается материальной энергией через Шамбху. «Брахма-самхита» (5.10) говорит: «Господь всего мира, Маха-Вишну, проявляется в Шамбху посредством Своей полной части в форме Своего взгляда.» Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют Пуруша-аватарами.

Во взгляде Маха-Вишну находятся живые существа. Когда они входят в материальную энергию, возникает совокупное сознание живых существ в материи (принцип махат). Махат является тонким принципом, лежащим в основе этого феноменального мира. Поскольку махат является первым продуктом в процессе творения, он состоит из 3-ех гун природы. В начале творения в нем преобладают благость (саттва), атрибутом которой является разум, и страсть (раджас), атрибутом которой является деятельность.[7] Таким образом, принцип махат является одновременно разумным и деятельным. Когда он проявляется на уровне индивидуального существа, он называется буддхи, т.е. интеллект.

Поскольку махат является продуктом материальной энергии, насыщенной энергией Маха-Вишну, т.е. космическим сознанием в форме совокупного сознания живых существ, он не является полностью бессознательным. Махат представляет собой уникальное сочетание сознательного и неодушевленного (бессознательного).

Далее из Махат появляется Ложное Эго (Аханкара), т.е. ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей.

Три вида махат-таттвы
Ложное эго под влиянием времени трансформируется в три вида:

· Вайкарика
· Тайджаса
· Тамаса
Вайкарика. Это ложное эго в гуне благости. В результате трансформации ложного эго в гуне благости возникает материальный ум, который, порождая мысли и образы, формирует наши желания.

Ум произрастает из желания души. Если желание чисто, т.е. бескорыстно, ум, развивающийся из него, духовен. Если желание нечисто, тогда из него развивается тонкая материя в гуне благости. Согласно Шримад-Бхагаватам (11.2.38), функцией ума является принятие и отвержение (санкалпа-викалпа). Материальный ум принимает и отвергает что-либо исходя из желания материального чувственного наслаждения.

Также результатом вайкарики является появление управляющих полубогов, т.е. администраторов в масштабе вселенной. Важно понять, что на этом этапе творения появляются принцип полубогов, без конкретных живых существ, исполняющих функции этих полубогов.

Тайджаса. Это ложное эго в гуне страсти. Под влиянием времени тайджаса порождает интеллект. Функция интеллекта – анализировать/определять природу объектов, попадающих в поле зрения живого существа.

«Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками интеллекта» (ШБ 3.26.30)

Дальнейшая трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению праны, жизненной энергии.

«Эгоизм в гуне страсти порождает два вида чувств: познающие и действующие. Действующие чувства связаны с жизненной энергией, а познающие – с интеллектом» (ШБ 3.26.31).

Действующие органы чувств связаны с жизненной энергией

Познающие органы чувств связаны с интеллектом
Жизненная энергия, манипулируя действующими органами, поддерживает своё существование в теле. А разум, чтобы выстоять в суровой борьбе за существование, прибегает к помощи познающих органов чувств. Так как борьба за существование – это проявление гуны страсти, то, следовательно, все органы чувств, а также управляющие ими разум и жизненная энергия (прана), являются порождением и побочными результатами деятельности ложного эго в гуне страсти.

Итак, оба вида чувств – познающие и действующие – порождены эгоизмом в гуне страсти. Для того чтобы действовать и познавать, органам чувств необходима энергия. Поэтому, жизненная энергия является порождением эгоизма в гуне страсти. По этой причине люди, находящиеся преимущественно под влиянием гуны страсти, быстро достигают материального благополучия. Веды, чтобы побудить человека к материальной деятельности, рекомендуют стимулировать его сексуальное желание, поскольку секс является олицетворением жизни в гуне страсти.

Тамаса. Эгоизм в гуне невежества называется тамасой. Трансформируясь под воздействием времени, тамаса порождает пять материальных элементов (маха-бхута) и пять объектов этих элементов. Процесс создания грубых элементов и их объектов начинается с более тонких и развивается к более грубым.

Эфир. Самым тонким объектом грубых материальных элементов является звук. Звук даёт начало эфиру. Иногда говорится, что эфир – это пространство. Также звук является источником органа слуха – уха. Мудрецы, обладающие истинным знанием, определяют звук, как субстанцию, представляющую собой тонкую форму эфира, и которая передаёт представление о предмете и указывает на присутствие говорящего. Функции и признаки эфира заключаются в том, что он предоставляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть, является полем деятельности:

· жизненного воздуха,
· чувств,
· ума.

Из этого можно видеть, как тонкий ум связан с грубой материей. Другими словами, деятельность ума или психическая деятельность, проявляющаяся в мышлении, эмоциях и желаниях, протекает в эфире (пространстве). Когда человек умирает, умственная деятельность, обладающая тонкой формой, со временем преобразуется в грубую форму.

Воздух. Сотворённый звуком эфир под влиянием времени подвергается следующей трансформации, и на свет появляется тонкий по природе объект осязания — касание, а из него образуется воздух и орган осязания. Мягкость и твёрдость, холод и тепло – таковы характеристики, воспринимаемые осязанием, которое представляет собой тонкую форму воздуха. Осязаемость является доказательством существования формы.

Огонь. В результате взаимодействия воздуха с осязательными ощущениями, временем и формой, порождается огонь и глаз, воспринимающий форму и цвет огня. Форму и цвет мы можем воспринимать глазами при условии наличия солнца, сияние которого является чувственным объектом глаза.

Вода. Повинуясь высшей воле, огонь вступает во взаимодействие со зрением, порождая тонкий по природе объект вкуса. Из вкуса возникает вода, а также язык, который ощущает вкус. Поскольку вкус возникает из воды, язык всегда увлажнён слюной. Смешиваясь с различными веществами, изначально единый вкус принимает различные формы, становясь вяжущим, сладким, горьким, острым, кислым и солёным. Также вода характеризуется способностью увлажнять другие вещества, приносить чувство удовлетворения, поддерживать жизнь, размягчать предметы, уменьшать жар и освежать, утоляя жажду. Благодаря воде происходит смешение элементов. Чтобы замесить тесто, добавляют воду; чтобы построить дом, требуются кирпичи, для производства которых используется вода. Огонь, воздух и вода являются элементами, связующими всё материальное мироздание.

Земля. Подчиняясь высшей воле, вода соединяется со вкусом, порождая тонкий элемент запаха. В результате появляются земля и орган обоняния, с помощью которого мы ощущаем всю гамму присущих земле запахов.

Звук является причиной неба, небо – причина воздуха, воздух – причина огня, огонь – причина воды, вода – причина земли.

Небо — звук
Воздух — звук, осязание
Огонь — звук, осязание, форма
Вода — звук, осязание, форма, вкус
Земля — звук, осязание, форма, вкус, запах
Таким образом, земля является сосредоточием качеств, присущих остальным элементам, и представляет собой конгломерат всех материальных элементов. Земля обладает пятью качествами грубых элементов, у воды их четыре, у огня – три, у воздуха – два, а небу присуще только одно качество, звук.

«Поскольку причина существует также в следствии, признаки причины можно обнаружить в следствии. Вот почему только земля содержит в себе отличительные качества всех остальных элементов» (ШБ 3.26.49)

Важно отметить, что весь процесс творения происходит от тонкого к грубому. Этот принцип находит свое отражение как 2-ой закон термодинамики, принятый современной наукой. Самая тонкая реальность – духовная, поэтому источником материального мира является, в конечном итоге, дух.

Проследив динамику трансформации материального мира из непроявленного состояния в проявленное, следует понять, что это возможно только благодаря присутствию высшей воли, воли Бога. Без Его воли материальные элементы не способны соединиться вместе, не говоря уже о том, чтобы иметь определённое предназначение:

«Являя Свои энергии, Господь, Верховная Личность Бога, соединяет различные материальные элементы, находясь внутри них в образе Сверхдуши и вне их в образе вечного времени» (ШБ 3.26.18)

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5433511/
  • http://www.sunhome.ru/religion/15300