Меню Рубрики

В классической философии сторонники идеалистической точки зрения утверждали

Идеализм в философии – это течение, которое утверждает, что наш дух, подсознание и сознание, мысли, мечты и все духовное являются первичными. Материальный аспект нашего мира же считается чем-то производным. Другими словами, дух порождает материю, и без мысли никакого предмета не может быть.

Исходя из этого, многие скептики полагают, что идеализм в философии – это принятие желаемого за действительное. Они приводят примеры, где убежденные идеалисты погружаются в мир своих мечтаний, независимо от того, касаются они конкретного человека или же целого мира. Теперь мы рассмотрим две основные разновидности идеализма и сравним их. Стоит также отметить, что обе эти концепции, несмотря на то что часто характеризуются противоположными догмами, являются полной противоположностью реализма.

Объективный идеализм в философии

Объективное течение в философской науке появилось еще в античные времена. В те годы люди еще не разделяли свои учения как таковые, поэтому такого названия не существовало. Отцом объективного идеализма принято считать Платона, который заключил весь существующий вокруг людей мир в рамки мифа и божественных историй. Одно из его утверждений прошло через века и до сих пор является своеобразным лозунгом всех идеалистов. Оно заключается в бескорыстии, в том, что идеалист – это человек, который стремится к высшей гармонии, к высшим идеалам, невзирая на мелкие невзгоды и проблемы. Во времена античности подобное течение также поддерживали Прокл и Плотин.

Данная философская наука достигает своего апогея во времена Средневековья. В эти темные века идеализм в философии – это церковная абсолютная власть, которая любое явление, любую вещь и даже сам факт существования человека объясняет как деяние Господа. Объективные идеалисты Средневековья полагали, что мир таким, каким мы его видим, был построен Богом за шесть дней. Они полностью отрицали эволюцию и какие-либо другие градации человека и природы, которые могли привести к развитию.

В новейшее время идеалисты отделились от церкви. Они в своих учениях пытались донести до людей природу одного духовного начала. Как правило, объективные идеалисты проповедовали идею всеобщего мира и понимания, осознания того, что все мы – одно целое, которое может достичь наивысшей гармонии во Вселенной. На основе таких полуутопических суждений и строился идеализм в философии. Это течение представляли такие личности, как Г. В. Лейбниц, Г. Гегель, Ф. В. Шеллинг.

Субъективный идеализм в философии

Данное течение образовалось примерно в 17 столетии, в те годы, когда появилась хоть малейшая возможность стать свободной личностью, независимой от государства и от церкви. Суть субъективизма в идеализме заключается в том, что человек строит свой мир посредством мыслей и желаний. Все, что мы видим, чувствуем, есть только наш мир. Другой же индивид строит его по-своему, соответственно, иначе видит и воспринимает его. Такой «обособленный» идеализм в философии – это своего рода визуализация как модель реальности. Представителями субъективного идеализма являются И. Г. Фихте, Дж. Беркли, а также Д. Юма.

В классической философии сторонники идеалистической точки зрения утверждали

ИДЕАЛИЗМ (от греч. ιδέα – идея) – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г.В.Лейбниц (Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 332).

Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д.Беркли, критический идеализм И.Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.–Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды – водой и т.д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают – ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи – это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм – это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.

Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса – познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности – его роковая слабость.

Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание? Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая – вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н.э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя – как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм, и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.

Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир – продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия – тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.

Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм – философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время – в философии Д.Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д.Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М., 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д.Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т.Рид именно так описывал взгляды Д.Локка и Д.Беркли. X.Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol, rat., § 36). И.Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены. – Соч., т. 4, ч. I. М., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А.Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э.Гартман – в бессознательном, Р.-Эйкен – в духе, Б.Кроче – в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух (А.Мюнстерберг, Г.Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы – фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д.С.Милль, Д.Бейн, Т.Тэн, Э.Мах, Ф.Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Ε. Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.

Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Иодля, В.Крафта, М.Шлика, П.А.Флоренского и др.

Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный – утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т.е. определяется личной верой, а не научным доказательством.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Они же. Соч., т. 3;

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. – Там же, т. 21;

Читайте также:  Все собранные по делу доказательства подлежат оценке с точки зрения

3. Флоренский П.А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914;

4. Willmann О. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894;

5. Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Münch., 1914;

6. Kraft V. Wfeltbegriff und Erkenntnisbegriff. W., 1912;

7. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W., 1918;

8. Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1–2. Münch., 1909;

9. Liebert A. Die Krise des Idealismus. Z.–Lpz., 1936;

10. Ewing A.С. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ

____________________________________________________

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)

Выполнил:

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)

ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________

УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД: 201__ – 201__

ВАРИАНТ: ___

Проверил:

(ученая степень, ученое звание, специальное звание)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел практикума Страница
График контроля выполнения задания
Организационно-методический раздел
ЗАДАНИЯ
Часть 1. Философия бытия и познания
Часть 2. Философия человека
Часть 3. Философия общества и культуры
Часть 4. Анализ философского текста
Литература и электронные ресурсы

ГРАФИК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКУМА

Задания по теме (части) Срок выполнения Оценка Подпись преподавателя Примечания
Философия бытия и познания (с. 4–15)
Философия человека (с. 16–24)
Философия общества и культуры (с. 25–33)
Анализ философского текста (с. 34–36)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Заполнение практикума является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Философия» для курсантов всех направлений подготовки.

Каждая часть практикума заполняется только после изучения и повторения соответствующей темы и обязательного ознакомления с приведенными текстами (отдельно на диске), специальной литературой и электронными ресурсами (см. списки в конце практикума).

ЦЕЛЬЮ практикума является практическое закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения философии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧАМИпрактикума являются:

· закрепление базовых знаний по предметной области философии (ее системе, содержании и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий) на примере конкретных материалов по истории философии и ее основным разделам;

· наработка умений применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждений; оценивать факты и явления с философской точки зрения и использовать принципы, законы и методы философии для решения конкретных задач;

· выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами и использования общефилософских, общенаучных и философско-прикладных методов;

· проверкавладений основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, способности и готовностикучастию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера на основе правильного и философски развитого мышления;

· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Философия».

По результатам проверки заполненных частей практикума, в установленные сроки, за каждую часть выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»).

По результатам проверки заполненного практикума (всех частей), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО».

При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» (то есть неудовлетворительной оценки за любую из частей) практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.

ЗАДАНИЯ

ЧАСТЬ 1

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

1.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.1.1.Каково место проблемы бытия в философии?

Одним из проблемных вопросов философии является, по мнению Л. Фейербаха, проблема отношения мыщления к бытию, отношения души к внешнему миру. Главным является вопрос о том, что первично — дух или природа, и создан ли мир Богом или существует от века. Так появилось два направления. Сторонники одного считали, что дух существовал прежде природы, они признавали сотворение мира. Они занимали идеалистическую позицию. Сторонники второго направления считали, что первична природа и потому они примыкали к материализму.

Не менее важным также был вопрос о тождестве мышления и бытия. По мнению Гегеля в действительном мире мы познаём именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него.

Таким образом, проблема бытия в философии заключается в соотношении духа и материи, зависимости между ними. Их первичности. На мой взгляд, решение проблемы невозможно, поскольку идея порождает материю, но и сам дух зависит от природы .

1.1.2.В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии?

Онтологический смысл «основного вопроса философии» заключается в определении того,

что есть бытие, реальность. Проблема заключается в том, что объективную реальность, которая действует во всех существующих вещах и явлениях, нельзя охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

Таким образом, нельзя полностью познать объективную реальность, поскольку сознание человека субъективно.

1.1.3.В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям)

Сущность противостояния материализма и идеализма состоит в проблеме

противоположности духа и материи. По мнению материалистов, бытие есть материя. По мнению вторых, бытие зависит от сознания, которое способно влиять на бытие.

На мой взгляд, нужно учитывать взаимозависимость внутренних процессов, происходящих в сознании человека, с внешними обстоятельствами.

1.1.4.В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира?

Идеалистическое понимание единства мира заключается в понимании реальности как

материи, находящейся в непрерывном историческом развитии. Говорится о зависимости человеческих стремлений и побуждений от воздействия внешнего мира, которое запечатлевается в голове человека и отражается в виде чувств, мыслей, побуждений.

Материалистическое понимание единства мира заключается в представлении о тождественности реальности, равенства единства и множества, их целостности, которая неможет быть разделима, связи между конечным и бесконечным, внутренним и внешним. Например, Шеллинг также говорит о единстве пространства и времени, о порождении всего физическими явлениями, элементы которых находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют единое целое, порождающее все сущее.

Таким образом, нельзя быть полностью уверенным в истинности идеалистических или материалистических представлений, поскольку каждая из них имеет свою научную основу, которая позволяет принять то или иное положение относительно определения сущности бытия.

1.1.5.Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания?

С развитием естествознания и ростом промышленности сторонники идеализма стали склоняться к позициям материализма и отрицать противоположность духа и материи. Например, философия Гегеля стала иметь материалистичную основу понимания бытия. Соглашаясь с Гегелем, Фейербах заметил, что вещественный, чувственно воспринимаемый нами мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир и что наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа – мозга. По его мнению, материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи.

По мнению Фейербаха материализм является основой здания человеческой сущности и человеческого знания. Материализм он определяет как общее мировоззрение, основанное на определённом понимании отношения материи и духа.

С развитием механики со стороны материализма человек стал восприниматься как машина. Философское мышление было антидиалектическим, поэтому мир не воспринимался как процесс, находящийся в непрерывном историческом развитии.

Таким образом, с развитием естествознания начались стираться границы между материализмом и идеализмом, притом, последний стал приобретать черты материализма, в соответствии с которым материя является основанием для всего сущего и способна определять сознание.

1.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.2. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.2.1.Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных?

По мнению Декарта, основные гносеологические проблемы состоят в определении истинного познания. В соответствии с этим, он выработал принципы познания. Первый принцип состоит в том, чтобы никогда не принимать за истинное ничего, что нельзя признать таковым с очевидностью, а именно, необходимо избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется ясным и отчетливым, что не подвергается сомнению.

Второй принцип заключается в разделении каждой рассматриваемой проблемы на несколько частей, требуемых для их разрешения.

Также необходимо упорядочивать собственные мысли, начиная с познания простых предметов и заканчивая более сложными.

Наконец, необходимо совершать обзоры с целью достижения уверенности в том, что ничего не потеряно.

Таким образом, гносеологические проблемы охватывают область познания и заключаются в том, чтобы отделить истинное от ложного, найти наиболее простой и правильный путь к познанию самой истины.

1.2.2.Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории:

Главными гносеологическими категориями можно назвать субъект — тот, кто познает; объект — это то, что лежит в области познания, сам предмет познания. Познание составляет взаимодействие субъекта и объекта.

Само познание бывает чувственным и рациональным. Первое делится на ощущение, восприятие и представление. Особенностью чувственного познания является отражение мира в наглядной форме, существование непосредственной связи субъекта и объекта, отражение в основном внешних сторон и связей, постижение внутренних зависимостей с помощью первоначального обобщения чувственных данных.

Рациональное познание основано на понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому оно имеет чисто научный характер и на его основе возможно построение научных теорий.

Такая категория как мышление представляет собой процесс оперирования наглядно-чувственными и понятийными образами.

В свою очередь, язык является знаковой системой, выполняющей функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, а также служит средством коммуникации между людьми.

Также к категориям гносеологии можно отнести истинность, ложь, дезинформацию. Истина адекватна действительности, а ложь и дезинформация — это искаженные знания, не соответствующие действительности и вводящие в заблуждение.

Таким образом, гносеология основана на категориях, связанным с познанием, и включает в себя познающий субъект и объект. Средствами познания служат мышление и язык, а само знание может быть истинным или ложным.

1.2.3.В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма?

Эмпиризмом называют теоретико-познавательную позицию, в соответствии с которой в основе всех знаний лежит чувственный опыт. Первой формой эмпиризма выступает сенсуализм, включающий в себя чувственные данные, основанный на восприятий.

Целью эмпиризма является стремление доказать, что знание, которое кажется внеопытным, выступает на самом деле или сложным продуктом опыта, или представляет собой совокупность аналитических утверждений, которые эксплицируют какие-либо особенности языка, или же является бессмыслицей.

Сущность рационализма состоит в понимании его как мировоззренческой установки, в соответствии с которой истинной основой бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В античной философии основополагающей была идея божественного разума как смысла и первопричины мирового бытия, говорилось о сверхразумности божественной воли, ее непостижимости и неохватности человеческим разумом. Начиная с эпохи Возрождения допускалось участие эмпирической науки в богопознании, так как предметом естествознания являлось понимание мира как божественного творения, управляемого богом. Например, протестантизм отстаивал рационалистические поведенческие установки в качестве моральной санкции предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, которые способны привести к развитию демократии.

В классической философии в основу рационализма лег научный метод. Главной проблемой стала проблема научного знания. В качестве его источника выдвигался либо опыт, либо математика как общий метод познания.

Основным требованием классического рационализма являлось достижение абсолютной и неизменной истины, которая обладает универсальной общезначимостью для человеческого ума.

Читайте также:  Что было раньше человек или общество точки зрения

Целью современного неорационализма является разделение рационального мышления и культуротворческой активности человека.

Таким образом, эмпиризм основан на познании путем опыта, а опорой рационализма являются точные науки. Тем не менее и рационализм и эмпиризм при познании должны дополнять друг друга, поэтому нельзя выделить преимущество одного только рационализма или эмпиризма.

1.2.4.Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта):

Главным в рационалистическом методе познания, по мнению Декарта, выступает заимствование из геометрического анализа и алгебры метода, основанного на движении познания от простейшего к сложному, на расчленении и выделении пропорции в познаваемых предметах, нахождении между ними последовательности, выражении чисел.

Таким образом, Декарт основным рационалистическим методом познания считал математический или арифметический метод, основу которого составляют числа.

1.2.5.Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка):

По мнению Локка, все устроенное в природе способно воздействать на человеческие чувства и породить в душе некоторое восприятие, вызывающее в разуме идею.

Также необходимо, считает Локк, различать идеи, существующие в разуме и то, что лежит в природе. По его мнению, множество существующих в уме идей ощущения мало похожи на то, что находится вне нас.

Качеством предмета Локк называет то, в основе чего лежит способность вызывать идеи. Он делит их на первичные, которые неотделимы от материи, и вторичные, вызывающие ощущения и порождаемые первичными.

По мнению Локка, материя способна влиять на мозг, вызывая идеи, вторичные качества возникают посредством действия незаметных частиц на чувства человека. Поэтому, объем, форма, сцепление и движения частиц вызывают в человеке вкус, звук и т. д.

Вторичные качества способны изменяться под воздействием представления, а первичные нет.

Таким образом, в основе эмпиризма, по мнению Локка, лежат первичные (материальные) и вторичные (чувственные) качества. Первые порождают вторые, а поэтому познание возможно только опытным путем.

1.3. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.3. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.3.1.Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания?

Современная наука должна обращаться к дуалистической концепции познания, поскольку

постулаты дуализма направлены на преодоление проблемы, которая возникает при объяснении связи сознания с организмом, мозгом, деятельностью человека и с материальными процессами.

В современной науке дуализм делят на субстанциональный дуализм, опирающийся на понятия интенциональности, смысла, ценности, цели, и на концептуальный дуализм, в основе которого лежат понятия массы, энергии и пространственных отношений. Тем не менее, научные задачи требуют применения двух типов дуализма в рамках единой концептуальной структуры, но при этом возникает эпистемологическая проблема объяснения связи ментального и телесного, сознания и мозга. Поэтому, это в современной аналитической философии является одним из главных предметов обсуждения. Теоретические вопросы, затрагивающие преодоление дуализма и редукционизма, актуальны при разработках проблемы сознания.

1.3.2.Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания?

На мой взгляд, на каждом этапе развития философии преобладало или материалистическое, или идеалистическое направление. В современной науке эти два направления являются взаимодополняющими. При познании используют как методы материализма, так и идеализма. Поэтому, нельзя быть полностью уверенным, что победила какая-то одна из концепции, поскольку в зависимости от проблемы, одна из концепции может являться основополагающей или они в равной степени могут быть применены.

1.4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.4. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.4.1.Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики?

Сами понятия представляют собой отображение сущности предмета в человеческом мышлении, при которых предмет трактоваться или как объект, или как группа объектов, отношения между ними, или как связи свойств, которые абстрагированны от объектов.

Понятие возникает, функционирует и развивается в деятельности человеческого субъекта, следовательно оно основано на предметных, коммуникативных и рефлексивных аспектах деятельности. Поэтому понятие выступает не только как способ бытия предмета, но в качестве выражение в языке, в формах взаимодействия и самоотчета человеческих индивидов. Развитие понятий связано не только с изменением предметов в мышлении, но и с изменением социальных форм, позиций и установок поведения людей.

Таким образом, понятие как развивающийся в деятельности человека предмет способно изменяться с развитием общества, познания и общественной практики.

1.4.2.Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания?

В соответствии с агностицизмом познание мира невозможно. Тем не менее, агностицизм в немалой степени повлиял на развитие теории познания, поскольку это способствовало разоблачению и отбрасыванию иллюзий и заблуждений, что привело к прогрессу познания. Также агностицизм повлиял на разрушение идеи о том, что мир такой, каким мы его представляем. Ведь на самом деле мир объективен, а сознание человека субъективно, поэтому абсолютное познание бытия представляется сложным.

1.5. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

1.5.1.

онтологические позиции представитель (имя, фамилия)
объективный идеализм Платон, Фома Аквинский, Георг Гегель, Фридрих Шеллинг, Джордж Сантаяна
субъективный идеализм Джордж Беркли, Иоганн Готлиб Фихте, Дэвид Юм, Иммануил Кант (классический идеализм); Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон (философия жизни); Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс (экзистенциализм)
вульгарный материализм Карл Фохт, Якоб Молешотт, Ленц Бюрхнер; Джон Смит, Джон Армстронг (научный материализм)
диалектический материализм Фридрих Энгельс, Карл Маркс, Владимир Ленин
дуализм Рене Декарт, Николя Мальбранш, Карл Вольф (онтологический); Дэвид Юм, Иммануил Кант (гносеологический); Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц (психофизиологический); Вильгельм Вундт, Густав Фехнер, Фридрих Паульсен (окказионализм)

1.5.2.

название философского произведения автор (имя, фамилия)
«Логико-философский трактат» Людвиг Витгенштейн
«Логика и рост научного знания» Карл Поппер
«Структура научных революций» Томас Кун
«Прагматизм» Чарлз Пирс, Джемс Дьюи
«Наука логики» Георг Гегель
«Критика практического разума» Иммануил Кант
«Трактат о человеческой природе» Дэвид Юм
«Трактат о началах человеческого знания» Джордж Беркли
«Основы общего наукоучения» Иоганн Фихте
«Закрепление верования» Чарлз Пирс
«Курс позитивной философии» Огюст Конт
«Истина и метод» Ганс-Георг Гадамер
«Логика смысла» Жиль Делез
«Слова и вещи» Мишель Фуко
«Бытие и время» Мартин Хайдеггер
«Тимей» Платон
«Бытие и ничто» Жан-Поль Сартр
«Наука логики» Георг Гегель
«Диалектика природы» Фридрих Энгельс
«Материализм и эмпириокритицизм» Владимир Ленин
«Философия свободного духа» Николай Бердяев
«Система трансцендентального идеализма» Фридрих Шеллинг
«Сущность христианства» Людвиг Фейербах
«Монадология» Готфрид Лейбниц
«Об ученом незнании» Николай Кузанский
«Рассуждения о методе» Рене Декарт
«Критика отвлеченных начал» Владимир Сергеевич Соловьев

1.5.3.

цитата автор (имя, фамилия)
«Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого…» Платон
«Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть… Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует» Аристотель
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» Карл Маркс
«Счастье человека состоит не в телесных удовольствиях, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Основная цель познания в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы (закону необходимости) и поступать сообразно ее законам» Гераклит
«Если человек имеет только знания и не имеет ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек. Знание есть любовь. Однако любовь зовет к действию. Надо мыслить и действовать» Алексей Федорович Лосев
«Знание есть сила, сила есть знание» Френсис Бэкон
«Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество» Клод-Адриан Гельвеций
«Знание без нравственной основы – ничего не значит» Лев Толстой
«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь» Конфуций
«Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства» Френсис Бэкон
«Только считают, что существует цвет, только считают, что существует сладкое, только считают, что существует горькое, в действительности же – атомы и пустота» Гален
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» Протагор
«Бытие людей есть реальный процесс их жизни» Карл Маркс
«Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным путем развития философии и естествознания». Фридрих Энгельс
«Бытие есть именно то, что совершенно абстрактно, и этим оно отличается от конкретного» Фридрих Шеллинг
«Быть – значит быть воспринимаемым» Джордж Беркли
«Существующий мир… должен удовлетворять двум априорным требованиям: он должен быть и наипростейшим в его гипотезах (т.е. в его законах), и наиболее богатым в явлениях» Готфрид Лейбниц
«Язык есть дом бытия» Мартин Хайдеггер
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» Владимир Ленин

1.5.4.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Тест Философия с ответами

Тема 1. Философия как форма культуры

01.Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:

02.Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется:

03. Согласно данным науки, наиболее древней формой мировоззрения является:

04. Термин «философия» был введен в научный оборот:

05. Термин «философия» означает:

2) компетентное мнение

3) профессиональную деятельность

4) любовь к мудрости

06.Философские решения не могут быть:

07. Основной вопрос философии – это:

1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному

2) каковы критерии истины

3) как возник мир

4) что есть добро и зло

08. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:

09. Раздел философии, который рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле — это

3) прагматика 4) гносеология

10. Ответы на философские вопросы ищут

1) в религиозных верованиях

2) в мифологических представлениях

3) в научных исследованиях

4) в доводах и заключениях разума

11. Кто из философов сформулировал три вопроса, выражающие, по его мнению, сущность философии: — Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

4) Фома Аквинский

12. Мир идей, согласно учению Платона, образует истинное бытие, существующее вне нас. А мир вещей – это вторичное и производное от него. Это положение выражает точку зрения

1) антропологического материализма

2) объективного идеализма

3) субъективного идеализма

4) диалектического материализма

13. Стремление построить окончательную схему-систему мира, неприятие идеи развития характерны для:

14.Что в основании мира лежит одно начало считают:

Тема 2. Возникновение философии. Философия античности.

15. Исходной истиной буддизма является утверждение, что

1) жизнь есть радость и наслаждение

2) жизнь есть страдание

3) жизнь есть борьба

4) жизнь есть форма существования белковой материи

16. Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»:

Читайте также:  Существует две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечеств

3) Вардхамане Махавире

4) Сиддхартхе Гаутаме

17. Почему европейская философия возникла именно в Греции?

1) случайно, так совпало

2) удачное географическое положение страны

3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера

18. Кто из ранних греческих философов считал началом всего сущего воду?

19. Формула «Все есть число» является краеугольным камнем учения

20. Демокрит полагал началом всего сущего

21. Главная идея Гераклита, которая была проиллюстрирована им через образ реки:

1) «все течет, все изменяется»

2) «все полно богов»

3) «все имеет начало и конец»

4) «нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте»

22. «Все, что мыслим, есть бытие» — таким образомформулирует суть бытия:

23. Наиважнейшим принципом для Парменида является истина, что:

1) «бытие есть, и небытие тоже есть»

2) «человек есть мера всех вещей»

3) «бытие есть, небытия нет»

4) «в одну реку нельзя войти даже один раз»

24. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но. «

1) знания увеличивают скорбь

2) попытаюсь узнать

3) все знать и невозможно

4) другие не знают и этого

25. Главной проблемой, которая интересовала Сократа, был вопрос о

26. «Майевтика» Сократа означает не что иное, как:

1) умение защитить свою точку зрения

2) метод рождения истины путем наводящих вопросов

3) борьба с пороками

4) формальная логика

27. Согласно Платону, познание это

1) припоминание того, что душа уже знала всегда

2) обобщение информации, полученной из опыта

3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями

4) конструирование мира познающим субъектом

28. Согласно Платону, вещи – это

2) сформованная материя

3) устойчивые пучки восприятий

4) продукты активности человеческого воображения

29. Государство в философии Платона означало

1) демократическое государство равных возможностей

2) религиозное государство

3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека

4) деспотию восточного типа

30. Один из жизненных императивов античной философии:

1) «Познай самого себя»

2) «Узнай как можно больше»

3) «Следуй установленным правилам»;

4) «Надейся и жди».

31. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл

32. По Аристотелю, человек — это

1) существо двуногое без перьев

2) существо двуногое и неблагодарное

3) общественное животное

4) душа в темнице тела

33. В своей этической концепции стоики выдвинули:

1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы

2) анархические принципы социальной жизни

3) идеал героя, противостоящего всему миру

4) идеал мудреца, проводящего жизнь в наслаждении от познания истины

Тема 3. Философия Средневековья и Возрождения.

34. Основная задача средневековой философии состояла в

1) выработке методологической базы частных наук

2) построении учения о душе

3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

4) обосновании идеи прекрасного

35. Среди философов средневековья можно выделить:

1) киников и эпикурейцев

2) идеалистов и материалистов

3) метафизиков и эмпириков

4) номиналистов и реалистов

36. Доказательства бытия Бога разрабатывали представители:

37. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим филоссофом средневековья?

1) был истинным христианином

2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум

3) опирался на космологию Птолемея

4) занимал высокий пост в церковной иерархии

38. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является

39. Характерной чертой Ренессанса является

40. Джордано Бруно характеризовал Вселенную как

41. Что сделал Коперник?

1) сформулировал законы механики

2) построил модель, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца

3) доказал, что Земля круглая

4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака

Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения.

42. Для культуры и общественной жизни Нового Времени в Западной Европе характерны:

43. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является

44. Научный метод, сформулированный Ф. Бэконом, называется методом

45. Учение о дуализме субстанций развивал

46. Учение о множественности субстанций развивал

47. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта:

1) «страшусь, следовательно существую»

2) «ощущаю, следовательно существую»

3) «мыслю, следовательно существую»

4) «говорю, следовательно существую»

48. На какие два типа делит Декарт все существующее?

1) активное и пассивное

2) обладающее и не обладающее тяжестью

3) мыслящее и протяженное

4) живое и неживое

49. Согласно Локку, к первичным качествам вещей относится

50. Впервые выдвинул идею «общественного договора»:

51. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

1) человек и Бог

3) ученые и невежды

4) мошенник и глупец (обманщик и дурак)

52. Принцип разделения властей был сформулирован в работах

1) Эпикура и Лукреция

2) Галилея и Декарта

3) Локка и Монтескье

4) Фейербаха и Маркса

53. Когда Д. Беркли пишет, что «вещи существуют», он имеет в виду, что они

1) существуют независимо от сознания человека

2) существуют как свойство субстанции

3) существуют в человеческом воображении

4) воспринимаются человеческими ощущениями

54. Д. Юм утверждал, что причинность – это:

1) механическая связь

2) привычная связь ощущений

3) естественная закономерность

4) временная и пространственная связь вещей

Тема 5. Немецкая классическая философия.

55. Согласно Канту, «вещь в себе» это

1) замкнутый человек

2) вещь, данная нам на опыте

3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия

4) математическая конструкция

56.Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена:

1) анализу структур сознания

2) критике доктрины католической церкви

3) критика системы мира Декарта-Ньютона

4) анализу этических систем прошлого

57. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту, это:

1) пространство и время

2) ощущение и представление

3) бытие и сознание

4) восприятие и представление

58. И. Кант считал категорический императив принципом

59. Философия Г.-В. Ф. Гегеля – это:

1) диалектический материализм

2) абсолютный объективный идеализм

3) антропологический материализм

4) субъективный идеализм

60. Согласно Гегелю, все существующее – это

1) этапы самопознания Мирового духа

2) проявления материальной субстанции

3) продукт активности моего воображения

4) совокупность воспринимаемых феноменов

61. В «Науке логики» Г.-В. Ф. Гегель обосновывает тезис:

1) сущность предшествует существованию

2) сила действия равна силе противодействия

3) человек есть мера всех вещей

4) все действительное разумно и все разумное действительно

62. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как:

1) механистический материализм

2) метафизический материализм

3) антропологический материализм

4) диалектический материализм

63. Согласно К. Марксу, современные друг другу антагонистические классы отличаются

1) уровнем жизни

2) отношением к средствам производства

3) количеством свободного времени

4) культурным уровнем

64. В учении Маркса движущей силой истории является

1. развитие научного знания

2. классовая борьба

3. преодоление человеком зависимости от природы

4. борьба с предрассудками

65. Согласно Марксу, формационный подход к анализу общества предполагает

1) приоритет идеологической сферы общества

2) приоритет политической сферы общества

3) приоритет экономической сферы общества

4) равнозначность различных общественных сфер

Тема 6. Русская самобытная философия

66. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск

1) законов диалектики

2) пути развития России

3) методов познания

4) направлений научно-технического прогресса

67. У России свои культурные основания и свой особый путь развития, поэтому ей не нужно ничего заимствовать у Запада, утверждали

68. Создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии был:

1) Н.Г. Чернышевский

69. В чем суть идеи Всеединства В. С. Соловьева?

1) в синтезе восточной и западной церквей

2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания

3) в синтезе религиозных конфессий

4) в соединении Бога и человека

70.Книга «Философия общего дела» была написана:

71. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других, считал

Тема 7. Современная западная философия

72. Родоначальником иррационалистической традиции в философии XIX века считается

73. Инстанция психического аппарата, содержащая, согласно Фрейду, социальные нормы и ориентиры

74. Разработкой концепции «коллективного бессознательного» занимался

75. В философии экзистенциализма под «экзистенцией» понимается

1) существование человека

2) сущность вещей

3) метод познания истины

4) общественный институт

76. Кто из философов утверждал, что жизнь человека в сущности бессмысленна и абсурдна?

77. Преувеличение относительности знания называется:

Тема 8. Общие вопросы философии

78. Что из нижеперечисленного не является формой чувственного познания?

79. Основной формой рационального познания является:

80. Какое из нижеперечисленных утверждений является наиболее полным?

1) пространство и время — это формы существования социальной материи, в том числе общество

2) пространство и время — это формы существования материи

3) пространство и время — это способ существования материи

81. Мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:

2) экологическое мировоззрение

1) вопрос, ответ на который требует поиска новых знаний

2) знание о незнании

3) противоречие между устоявшимся знанием и новым

4) интересный вопрос

83. Антисциентизм — это:

1) убеждение о вреде избыточных знаний для человека

2) борьба против суеверий

3) вера в будущее научно-технического процесса

4) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники

84. «Релятивизм» в философии означает

1. Различное понимание людьми единой истины

2. Постепенное приближение к истине

3. Историчность истины

4. Относительность точек зрения и отсутствие единой истины

85. В философии не используют

86. Свойствами сознания не являются:

87. «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте». Эта фраза выражает позицию

88. В учении о познании признает приоритетным разум:

89. Вид познания, основанный, прежде всего, на интуиции и здравом смысле:

90. Представлению о науке, как знании, построенном на взаимосвязанной совокупности математически сформулированных законов, соответствует

1) классический тип науки

2) неклассический тип науки

91. Современная философия представляет общество как:

1) совокупность индивидов

2) неотъемлемую часть природы

3) людей, объединенных общими стремлениями и интересами

4) упорядоченную систему социальных взаимодействий

92. Основная идея концепции «конца истории» (Ф. Фукуяма) заключается в том, что:

1) в будущем человечество ожидают ожесточенные столкновения между западной, исламской и другими цивилизациями

2) человечество столкнется с международным терроризмом, экономическими кризисами и экологическими проблемами

3) либерализм, рыночная экономика и демократия окончательно утвердятся на нашей планете

4) усилятся противоречия между богатыми странами Севера и бедным Югом

93. Философский подход к истории, рассматривающий ее как историю отдельных народов и культур (каждая из которых имеет свою внутреннюю логику, начало и конец) носит название

94. Человек, согласно Марксу, это

1) двуногое бесперое

3) совокупность общественных отношений

4) единственный в своем роде

95. «Научная революция» в концепции Т. Куна это:

1) смена научных парадигм

2) выдающееся открытие

3) внезапное ускорение развития науки

4) смена одной научной элиты другой

96. Важнейшим понятием концепции научных революций Т.Куна является:

97. Понятие «парадигма» формируется в модели научного знания:

98. Неклассическая наука преимущественно основывается на методе:

99. Какое из нижеперечисленных определений культуры является наиболее точным и универсальным?

1) культура – это обычай и язык

2) культура- это общепринятый способ мышления

3) культура – это прежде всего явления искусства

4) культура – это способ существования человека

100. Учение о производительных силах и производственных отношениях, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности, разработано в философии:

101. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ – это

Источники:
  • http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01a9e6fe7d561d6f05da73a9
  • http://zdamsam.ru/b34528.html
  • http://studfiles.net/preview/6159996/