Меню Рубрики

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу

Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе:

· из читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из наблюдений над поведением и поступками героев.

В сочинении-рассуждении можно использовать следующие типы аргументов:

· поучительные события из жизни выдающихся личностей;

· — примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);

· — ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;

· — цитата из авторитетного источника;

· — выводы науки и статистические данные;

· — события из жизни страны, общества; — обсуждаемые в средствах массовой информации актуальные проблемы современности.

Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.

В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:

· тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);

· аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);

· вывод (общий итог).

Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения аргументации собственной точки зрения

· В доказательство справедливости всего сказанного приведу следующий литературный пример.

Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении… главную героиню отличает…

· Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN(указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении…

· Приведу ещё один литературный пример, который показывает…

· О том, как важно…, говорит в своём рассказе/повести писатель NN.

· Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.

· Надо помнить, что при обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создаётся доказательная база.

· Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части С эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте. (Помните о том, что за приведение одного литературного аргументы вам засчитывается два балла, а аргумент, основанный на жизненном опыте, оценивается в один балл).

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.

Типичные цели заключения Примеры
1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении В заключение сказанного ещё раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причинённое своим близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2) дать оценку сказанному, чётко высказать своё мнение Всё сказанное позволяет сделать вывод: русский язык несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. Не обесценивайте бесценное! Экология языка – наш долг перед прошлым и будущим!
3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников.
4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки правилам чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом нужно помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.

Образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии с критериями оценивания части С

Исходный текст №1 Сочинение
(1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты – счастье, три комнаты – большое счастье, четыре – просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе. (3)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт – то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности? (7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым? (11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни. (14)Тогда эту неуловимуюпостоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологиюпозитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга – левой прифронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17) Активность этой зоны –показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7лет, и уровень активности оставался прежним. (18) Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19) У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны. (20) Но как быть тем, чья левая прифронтальная зона не так активна? (21) Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22) К чему тогда все усилия? (23) Зачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту? (По Н. Коршуновой) Как каждый из нас понимает, что такое счастье? Достижимо ли оно? Эти и другие вопросы рассматриваются в тексте публициста Н. Коршуновой. Но наиболее детально автор размышляет над проблемой умения человека быть счастливым. Чтобы привлечь внимание читателей к этому проблеме, Н. Коршунова приводит данные, которые получены в ходе научных исследований, проведенных психологами Робертом Мак-Креем и Ричардом Дэвидсоном. Оба этих учёных пришли к выводу о том, что способность быть счастливым является у человека врождённой и обусловлена генетически. Поэтому, как считают исследователи, оптимистичные и жизнерадостные от природы люди гораздо чаще бывают довольны своей жизнью, чем те, кто имеет угрюмый характер. Позиция автора текста, на мой взгляд, не выражена конкретно и однозначно. Ощущается некоторый пессимизм публициста, о чём свидетельствует ряд вопросов без ответов в финале текста. В то же время мне представляется, что эти вопросы призывают читателя к размышлению о сложности достижения человеком счастья. Уважая позицию Н. Коршуновой, позволю себе не разделить пессимистическое настроение автора. В тексте есть её же утверждение о том, что «уровень счастья» человека «связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни». Энергичным, любящим жизнь людям гораздо легче испытывать ощущение счастья, а пессимисты всегда будут чем-нибудь недовольны. В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Главная героиня этого произведения – Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, природе, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжёлый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее. В отличие от Наташи Ростовой старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина постоянно недовольна жизнью. Этой героине всякий раз мало того, что делает по её приказу золотая рыбка. Даже когда старуха стала царицей, она снова захотела большего. Как и всякий человек, лишённый способности быть счастливым, эта женщина никогда не будет радоваться жизни. В заключение хотелось бы вспомнить известный афоризм: «Улыбайтесь жизни, и она улыбнётся вам». Ведь лучший способ привлечь счастье – это умение находить надежду и радость в повседневном.
Исходный текст №2 Сочинение
(1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ. (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…». (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель… (16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести! (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (По Д. Шеварову) В данном тексте Д. Шеваров поднимает проблему сохранения и защиты нравственного достоинства человека, его чести. Автор неслучайно привлекает внимание читателя к событиям XIXвека. Угроза быть быстро наказанным за дерзкое слово, некорректное поведение многих держала в узде. Д. Шеваров вспоминает трагические события из жизни А.С. Пушкина и считает, что великий поэт недаром отдал жизнь за защиту чести своей жены, своей семьи. Публицист не призывает нас к возвращению традиций ушедшего времени – к дуэли, но обращает внимание на необходимость бережно относиться к понятию чести и достоинства человека. Я разделяю позицию автора. Каждого из нас не может не волновать отсутствие в наше время трепетного отношения к понятию чести. То, ради чего вXIX веке люди шли на дуэль, нередко погибая, теперь ценится не очень высоко. Для многих важным стало желание разбогатеть, а как – неважно. Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», эпиграфом к которой является пословица: «Береги честь смолоду». Все герои произведения проходят через испытания, связанные с проверкой их чести и достоинства. Пётр Гринёв не присягает в минуту смертельной опасности Емельяну Пугачёву, оставаясь верным офицерскому долгу. Во время следствия не называет имя Маши Мироновой, не рассказывает о ней, боясь навредить её репутации, хотя это объяснило бы его присутствие в стане Пугачёва. Для героя душевный покой любимой девушки дороже собственной жизни. Он готов пойти на казнь или в Сибирь, лишь бы сохранить частное имя Маши. Заботиться о сохранении чести и достоинства следует не только литературным героям, но и обычным людям в их повседневной жизни. Ведь не может человек, потеряв честь и достоинство, чувствовать себя счастливо, гармонично в обществе, да и наедине с собой. Благородство души и чистота помыслов – понятия, бесценные для человека. Муки вины омрачили жизнь многим людям, поступившим бесчестно, и оказали пагубное влияние на репутацию их семьи. Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Д. Шеваровым, и поймут, насколько важно беречь честь смолоду.
Читайте также:  Как быть красивой очками для зренья

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)

· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.

· Проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.

· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).

· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детств?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.

· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).

· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).

· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.

· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.

· Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.

· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).

· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.

· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).

· Проблема защиты чести и собственного достоинства.

· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.

· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.

· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.

· Проблема истинной дружбы.

· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).

· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).

· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.

· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.

· Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).

· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).

· Проблема одинокой старости.

· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).

· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).

· Проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы.

· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.

· Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.

· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.

· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).

· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.

· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.

· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).

· Проблема действенного сострадания.

· Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне.

· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).

· Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).

· Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).

· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).

· Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ «СШ №1 г.Вельск»
Населённый пункт: г. Вельск Архангельская область
Наименование материала: презентация
Тема: речевые клише к сочинению ЕГЭ
Дата публикации: 29.04.2016
Раздел: полное образование

План написания сочинения • Формулировка проблемы. • Комментирование проблемы. • Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме. • Собственное мнение, согласившись вы или не согласившись с автором. • Аргументы в пользу своей точки зрения, доказательство. Не менее двух аргументов, каждый из которых приводится в новом абзаце: – первый из русской или зарубежной литературной классики; – второй из собственных знаний и жизненных наблюдений. • Заключение, вывод • Формулировка проблемы. • Комментирование проблемы. • Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме. • Собственное мнение, согласившись вы или не согласившись с автором. • Аргументы в пользу своей точки зрения, доказательство. Не менее двух аргументов, каждый из которых приводится в новом абзаце: – первый из русской или зарубежной литературной классики; – второй из собственных знаний и жизненных наблюдений. • Заключение, вывод

ВВЕДЕНИЕ

Краткие сведения об авторе произведения и о его творчестве
. Например: «М.М. Пришвин – один из немногих
авторов
художественного
слова
, чьи произведения воспитывают в нас трепет и любовь к природе, умение рассмотреть прекрасное в окружающем нас мире. Но в данном произведении он предстает в неожиданной для меня роли философа, ищущего связь природы и человека». •
Перечисление однородных членов с обобщающим словом
Например: «Верность, дружба, любовь – без этих понятий нельзя представить духовный мир человека. Известный
автор
современности делится с нами в своих статьях следующими размышлениями…» •
Риторический вопрос.
Лучше всего в таких вопросах использовать противопоставление. Например: «Как в военное время, со всеми его жестокостями и несправедливостью может родиться в человеке сострадание? Как можно отличить, где
искренность
, а где лицемерие? Эти и другие вопросы поднимает в своем произведении…» •
Свои рассуждения о проблеме, поднимаемой автором
. Например: «Я часто думал о том, как сложно дать четкие определения таким понятиям, как счастье, вера или любовь, а ведь в них нуждаются все без исключения.
Автор
в своем тексте предлагает нам поразмышлять о…»

Автор поднимает актуальную проблему . .

В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает,

затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?):

Текст писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой

Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая,

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что . .

Начиная разговор на тему. автор показывает. Действительно, кто

из нас с подобным не сталкивался?

В этом (данном) тексте ставится (выдвигается, решается,

рассматривается, затрагивается, поднимается) проблема.

Автор текста, (Ф. И. О.), решает (поднимает и т. д.) проблему.

Автор поднял вопрос о.

10.Рассуждения (размышления) автора касаются такой важной

(актуальной, значимой) проблемы, как.

11)Извечен вопрос, что же для. важнее: . или.

12)Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует

13)Автор текста, известный писатель и публицист (указать

автора) затрагивает важную проблему : .

14)Проблема, поднимаемая (указать автора), — это : .

15)Проблема : привлекает внимание многих исследователей.

Задумался о ней и (указать автора).

16)Волнующая всех проблема : поднимается известным

писателем (указать автора).

17)Обращение к тексту (указать автора) заставило меня

задуматься о проблеме : , которую и рассматривает автор.

18)Что есть . ? В чём . ? Эту важную для каждого проблему

поднимает (указать автора).

Комментарий — это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения

авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Можно выделить два типа комментария:
1) Текстуальный
— объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: -как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? -как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему? какие поступки совершает герой и как это его это характеризует? -какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

Читайте также:  Какие герои являются с точки зрения конфликта центральными в пьесе

2) Концепционный
— интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу): -как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? -к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая) -насколько актуальна в наши дни эта проблема? -почему эта проблема относится к разряду вечных? -кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? -традиционна эта проблема или нова? -если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу? -если нова, то что стало причиной ее появления?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
-Чтобы привлечь внимание читателей к

данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает

историю о. (повествует о. приводит

-Чтобы лучше разобраться в этом

злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует

о. — Особенно грустно (страшно), по

мнению автора, что.

Речевые клише для введения концепционного комментария:

-Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный

писатель не обошел ее вниманием:

-Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает

-Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой

информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что. .

-Все это, к сожалению, является результатом

безответственной деятельности человека, его равнодушия

-Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению.

Психологами давно доказано: . Вот почему обозначенная

выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой

информации. Участники дискуссии уверены в одном:

Для комментирования проблемы:

это было в первом абзаце> никого не может оставить

равнодушным, он в большей или меньшей степени касается

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.)

важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не

отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём

4) Рассуждая над проблемой .

рассматривает проблему: может быть, это воспоминания,

диалоги, художественное повествование, взволнованный

монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение,

текста, а не пересказ>.

Справедливость высказанных автором суждений

Подобный негативный авторский взгляд на проблему

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры,

которые приводятся в тексте.

Утверждение автора, что . , бесспорно.

По определению автора, «. «.

По словам (мнению) автора.

Позиция автора — взгляд учёного (мыслителя, философа,

публициста, художника и т. д.).

Как считает автор.

Автор считает, что.

10. Авторскую позицию никак нельзя назвать отстранённой.

В словах писателя и гнев, и досада, и ирония: «. «.

11. Мысль, которую развивает автор в тексте, связана с.

12. Выражая свою точку зрения, автор.

13. Автор не раз подчёркивает мысль о том, что.

14. Аргументируя свою точку зрения, автор прибегает к.

(использует различные языковые средства).

15. Автор затронул две составляющие проблемы: во-

первых. а во-вторых.

16. Мысль о значимости. подчеркивается в тексте

выбором языковых средств:

17. Резкая категоричность автора вызвана тем, что . .

18. Подобная авторская позиция нова и интересна. автор

19. На мой взгляд, автор одним из первых привлёк

внимание читателя к подобным явлениям.

20. Категоричность авторских оценок позволяет увидеть

его негативное отношение к . .

21. Используя конкретные факты, автор обосновал свою

негативную (позитивную) точку зрения на то, что . .

22) По мнению автора, подобные явления всё чаще и чаще встречаются в нашей жизни. 23) Называя это явление . автор подчёркивает своё положительное (отрицательное, ироническое и т. п.) отношение к нему. 24) Автор формирует положительное (негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей. 25) Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям: . . 26) Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя . . 27) Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором. 28) Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что. . 29) Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры. 30) Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
31.Композиция текста позволяет сделать вывод о том, что автор. 32.Для подобной точки зрения есть веские основания. 33.Доводы, приведённые автором, убедительны. 34.Автор неспроста сомневается в том, что . . 35.Оптимистичный (пессимистичный, ироничный, саркастичный и т. п.) взгляд автора на поднятую проблему основан на . . 36.Оригинальность авторской трактовки данной проблемы заставляет невольно задуматься о . . 37.Авторская эмоциональность вполне оправданна: . . 38.Автор, размышляя о . , обращается к читателю, считая его не только собеседником, но и союзником. 39.Нельзя не увидеть авторское осуждение подобных явлений. 40.Автор с сожалением пишет о том, что . . 41.Авторское негодование звучит в . . 42.Гражданственность авторской позиции заявлена уже в выборе этой актуальной темы (проблемы). 43.Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения.

Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме

Рассуждения автора посвящены проблеме. . Автор придерживается

Внимание (указать автора) привлекает . . Позиция его заключается

Рассматривая проблему . , автор весьма чётко формулирует

собственное мнение. он . .

Актуальную для (указать автора) проблему . рассматривает учёный

(писатель, журналист) (указать автора). Автор считает, что . .

Проблема . волнует как учёных (социологов, психологов), так и

политиков. Эту проблему в своём исследовании поднимает (указать

автора). Автор формулирует собственное мнение о . , суть которого

Позиция исследователя проблемы . (указать автора) заключается в

Внимание философа и учёного (писателя и журналиста) (указать

автора) привлекает проблема . . Автор убеждён в том, . .

Анализируя проблему . , известный философ и учёный (писатель и

журналист) (указать автора) приходит к выводу о том, что . .

Рассуждения (указать автора) касаются проблемы . . Позиция

автора, заявленная открыто, заключается в том, что . .

Автор считает, что . .

11. Автор утверждает, что . . 12. Автор убеждён, что . и подобная уверенность небезосновательна. 13. Автору важно убедить читателя в том, что . . 14. Бесспорно мнение автора о том, что . . 15. Цель автора — заставить читателя обратить внимание читателя на . . 16. Задача автора — убедить читателей в том, что . . 17. Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме . . 18. Автор подводит читателя к мысли о том, что . . 19. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что . . 20. Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: . .
21.» . » — в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста. 22.» . » — это высказывание точно отражает позицию автора. 23. — вот основная идея (мысль) текста. 24.» . » — именно эта мысль отражает авторскую позицию. 25. — в этом предложении звучит прямая авторская оценка . . 26. — всё это позволило автору выразить мысль о том, что . . 27. — вот что думает автор по поводу поднятой проблемы. 28. — вот итог авторских раздумий по основной проблеме. 29.Позиция автора очевидна: . .

Для выражения своего мнения
: 1. 1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему … 2. 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. 3. 3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что … 4. 4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что . 5. 5) Мне близка позиция автора тем, что … 6. Я разделяю мнение автора и считаю, что . . 7. Трудно спорить с автором о том, что . . И моя позиция состоит в . . 8. Думаю, что следует согласиться с автором в том, что .
9. Нет сомнения в том, что слова автора о . заслуживают одобрения. По моему мнению, . . 10. Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений. 11. Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов». 12. Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что. (далее идёт формулировка важного тезиса). 13. Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она: 14. Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет. (далее идёт авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто. (далее идёт пример-аргумент).

НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста
2. В целом разделяя позицию автора относительно . , выскажу особое мнение о . . Я считаю, что . . 3. Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что . . Однако на вопрос о . у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что . . 4. Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие). но с другой -. (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу. 5. В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что. (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения. 6. Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что. (далее идёт мысль автора + свой аргумент). 7. Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что. (далее идёт мысль автора + свой аргумент
8. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … . 9. Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … . 10.Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … . 11.Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по- моему, он ошибается в том, что … . 12.Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … . 13.Вызывает сомнение тезис о том, что … . 14.Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. 15.Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. 16.Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .

Первый аргумент
: 1. В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название. 2. В этом произведении… 3. Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
4. Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что… 5. Приведу еще один литературный аргумент, который показывает… 6. Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что.. 7. У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …

Для аргументации собственной позиции:

— с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с . 2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как . 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как . 4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) .
— из читательского опыта
5) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности . 6) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях . 7) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. —
из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) . 2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи

Читайте также:  Проблема этногенеза восточных славян кратко точки зрения

Для заключения:
1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … . 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании). 3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. 4) (Использование цитаты) «…,» — писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … . 5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … . 6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Суммировать итоги размышлений над поднятой

проблемой, обобщить информацию
Например:В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2) Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Н:
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи -сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.

3) Сделать прогноз, высказать предположение

Н:
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.
4) Призвать читателя к выполнению тех или иных

задач, призвать к действию

Н:
В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно способствовать деградации человеческой личности.

Речевые клише, используемые для выражения позиции автора

Авторская позиция может быть отражена через Примеры
1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения · Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN (автор текста) уверен: … (далее идет разъяснение цитаты). · Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что… · Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что… (далее идет разъяснение цитаты). · По мнению NN, … (далее идет разъяснение цитаты).
2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит · Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что… · Автор озабочен (встревожен, обеспокоен…) тем, что… · С горечью (с глубокой сердечной болью…) автор говорит о том, что… . NN уверен: … . · Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что… . · Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что… . · Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:… .
3) обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис · Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что… . · Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что… .
4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи · Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что… . · Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что… . · Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)… . Он убежден:… .

Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться следующими оборотами:

Ø Автор посвящает свою статью

Ø Автор полемически заостряет проблему

Ø Автор эмоционально воздействует на читателя

Ø Автор делает читателя своим союзником

Ø Автор образно воссоздает картину происходящего (изображаемого)

Ø Автор раскрывает сущность поставленной проблемы

Ø Автор точно формулирует мысль

Ø Автор заставляет читателя задуматься над проблемой

Ø Автор показывает злободневность рассматриваемой им проблемы

Ø Автор пытается найти причины негативных (позитивных) явлений

Ø Автор убеждает читателя в правоте своей позиции

Ø Автор пытается найти в читателе единомышленника

Ø Автор ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения

Ø Автор пишет интересно и ново о старых проблемах

Ø Автор говорит с тревогой о наболевших проблемах

Ø Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к…

Можно использовать следующие речевые клише:

Позиция одобрения Нейтральная позиция (констатация фактов) Позиция порицания, осуждения
Ø Автор восхищается… Ø Автор поражается… Ø Автор удивляется… Ø Автор приглашает вместе с нами полюбоваться… Ø Автор с интересом наблюдает за тем… Ø Как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о… Ø Автор размышляет о… Ø Автор словно приглашает читателя к диалогу… Ø Автор делится своими мыслями (наблюдениями) Ø Автор пытается объяснить сложные жизненные понятия Ø Автор с болью в сердце пишет о том… Ø Автор с горечью говорит… Ø У автора вызывает негодование… Ø Автор не может смириться с тем… Ø Автор с горькой иронией пишет о том… Ø Свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

Обратите внимание!

В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:

Ø О чем говорит автор?

Ø Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?

Ø Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

Ø Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)

Ø Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?

Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора:

ü Позицию автора следует формулировать кратко, двумя-тремя фразами.

ü Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Имейте в виду:цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии.

ü При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком.Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик». Если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор текста, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношения к жизни.

4) Формулирование собственного мнения

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто.Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить,в чем оно состоит.

Согласие с точкой зрения автора исходного текстаможно выразить, используя следующие речевые клише:

1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса).

В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики.

Вспомним (название романа (повести, рассказа) (ФИО автора)… (далее идет пример-аргумент).

2) Я согласен с автором данного текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса).

Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»…

3) Я с интересом прочитал(-а) текст NN . Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что… (далее идет формулировка важного тезиса).

4) Я согласен(-а) с автором данного текста и тоже считаю:… (далее идет формулировка важного тезиса).

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.

У меня есть знакомая Светлана, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она…

5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (далее идет авторский тезис, вывод).

К сожалению, в наше время часто… (далее идет пример-аргумент).

6) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…

7) Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…

8) Мне близка позиция автора тем, что…

9) Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

Для того чтобы выразить несогласие (полное или частичное)с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:

1) Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны (идет согласие), но с другой — … (выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу (приведение аргументов).

2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен(-а) с тем, что… (формулируется авторская мысль). Готов(-а) объяснить свою точку зрения.

3) Я с большим интересом прочитал текст NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что… (далее идет мысль автора + свой аргумент).

4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что… (далее идет мысль автора + свой аргумент).

5) Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…

6) Кажется спорной мысль автора о том, что…

7) Доказательство собственной точки зрения

Аргумент –суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе:

· читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками;

· жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.

В эссе можно использовать следующие типы аргументов:

· примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);

· поучительные события из жизни выдающихся личностей;

· примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

· ссылка на мнение известного, уважаемого человека – философа, ученого, общественного деятеля;

· цитаты из авторитетного источника;

· выводы науки и статистические данные;

· события из жизни страны;

· обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.

Источники:
  • http://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1531
  • http://megalektsii.ru/s1625t6.html