Меню Рубрики

В чем смысл жизни с точки зрения ислама

Каков же смысл жизни человека с точки зрения ислама? Бог – Тот, кто даёт смысл и ориентацию в жизни, а действительность состоит в том, что люди не имеют никакой реальной потребности, кроме как в Боге. Коран учит, что всякое человеческое существо рождается с осознанием Бога в душе. Эту исконную потребность Бог создал в человеческом характере во время творения Адама. Он извлёк всех потомков Адама, которые должны были быть рождены, поколение за поколением и обратился непосредственно к их душам, заставляя засвидетельствовать, что он их Бог: «Господь твой вывел из чресел сынов Адама потомство их и заставил их свидетельствовать против самих себя. Он спросил их: не Я ли – Господь ваш? Они отвечали: мы свидетельствуем это. – Мы это сделали, чтобы вы не сказали в День воскресения: мы этого не знали» (Коран 7:172).
Эта присяга закреплена в человеческой душе даже прежде, чем она входит в зародыш, так что по убеждению мусульман, ребёнок рождается с естественной верой в Единого Бога. Это врожденное естественное состояние веры в арабском языке называют фитра. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» [1]. Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять всё. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги. Когда ребёнок вырастает, естественная предрасположенность к Богу, отпечатанная в его душе фитра, заставляет искать правильный путь, соглашаясь, что Он — его Создатель, был его Богом, даже прежде, чем были созданы небеса и земля. Следовательно, каждый человек несёт в себе Семя Веры в Бога.

Из Рога Изобилия Златые Зёрна сыплются
На поле плодородное, в сердца людей проникнутся,
Живое Чудо-Зёрнышко – Дыхание Создателя,
Прими в сей миг дарованное Сокровище Подателя.
Храните в Сердце-Житнице Зерно Души чудесное,
Взрастёт ко сроку Колосом крупица поднебесная,
И в Жатвы час торжественный сберёт Рука взращённое,
И взвесит Мерой Вечною всю Суть приобретённую. 20.09.10

Однако Семя, дарованное каждой душе, глубоко сокрыто под густым слоем суеты земной жизни. В Коране четко сказано: «Знайте, что жизнь этого мира есть забава, пустое украшение, чванство и желание увеличить одни перед другими ваше имущество и число детей» (57:20), а «богатство ваше и дети — суть искушение для вас, а у Бога есть для вас великая награда» (64:15). Кто же желает прелестей этого суетного мира больше, чем желания отыскать и взрастить в себе Семя Веры: «таковые будут иметь на долю огонь в будущей жизни. Сделанное ими здесь обратится в ничто; их дела пропадут попусту» (11:16).
Растёт немало разного бурьяна,
Что сеют семена, всё размножаясь,
Возьмись за расчищенье сердца рьяно,
В нём Семя Божье с Верой возрождая.
И не заставит ждать, взойдёт немедля,
Оно давно уже момента поджидало,
Ещё Иисус сказал: «Освободись от плевел»,
Чтоб царство Божее в тебе торжествовало.

Следовать фитре – значит стремиться жить в гармонии, любви и согласии с самим собой, с людьми, с природой и Вселенной в целом, не продавать душу ради денег, славы, власти и авторитета, а иметь такую душу, которая привлечёт к себе любые необходимые блага мира [2].
Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением — это служение Богу, его восхваление и поклонение. Всё остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Мы получаем это сообщение из Священной Книги Ислама: «Я создал духов и людей лишь для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56). Из приведённого аята следует, что мусульманин живёт не для себя, а во имя Бога, и все его действия как мусульманина должны вести к служению и поклонению Всевышнему. Чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие.
Кто развивает данное Всевышним Семя Вечное,
Не тратит время попусту на кутерьму беспечную.
Покуда срок не кончился, творите предписание,
Растите Семя Вечное для ЦелеОсознания. 9.06.10

Смысл жизни с точки зрения ислама
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Почти каждый разумный человек хотя бы раз в жизни задается вопросом: «В чем смысл жизни?» — так уж устроен разум человека, что постоянно ставит перед ним самые разнообразные вопросы.Человек, вглядываясь в окружающий его мир, который заполнен живописными красками, неповторимой гармоничностью, особенным величием, а также задумываясь над своей жизнью, которая имеет много граней и поворачивается к нему всякий раз новой стороной, конечно же, удивится и придет к умозаключению, что не должно быть его существование бесцельным. Его мышление начинает работать, и он может придти к различным выводам. Но прежде, чем перечислить эти выводы, давайте, поразмыслим о главных потребностях человека. (Не берутся в счет естественные потребности в воздухе, в воде, в еде и т.д.)

Главные потребности человека – наличие хорошего здоровья, спокойствие разума, присутствие счастья. Многие согласятся с тем, что одна из первостепенных вещей в жизни – крепкое здоровье. Люди прилагают массу усилий для поддержания своего здоровья на хорошем уровне и, порой, не жалеют при этом ни денег, ни времени.

Спокойствие разума – состояние, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно.

Для поддержания спокойствия разума необходимо самосовершенствование, понимание природы вещей и их взаимосвязь. Разум – это то, что отличает человека от животного, оно возвышает его и является выражением его достоинства. Далеко не каждый может похвастаться тем, что его разум спокоен и удовлетворен. Как правило, человек на протяжении всей своей жизни занят поиском ответов на разные вопросы бытия, достижением баланса между собой и внешним миром и т.д.

Также именно разум ставит перед человеком массу задач и требований, требующих удовлетворительного разрешения. Человек мыслящий определяет для себя жизненные приоритеты, прилагает большое старание для достижения комфорта во всем: от душевного уюта до материального благополучия.
Полное удовлетворение определенных потребностей он называет счастьем. И для разных людей это самое счастье заключается в чем угодно: в детях, в карьере, в деньгах, во славе, в любви…. По достижении своего счастья, человек спустя небольшой промежуток времени начинает привыкать к своему состоянию и уже прежнего наслаждения, упоения не чувствует. Более того, в некоторых вещах счастье через какое-то время может обернуться несчастьем. И в результате получается, что человек снова занят поисками нового счастья, так как истинного удовлетворения, источника постоянного наслаждения он так и не находит.

Что же предлагает ислам в данном случае? Ислам предлагает превосходное решение данных вопросов. Даже его краткая выкладка позволит вам понять и оценить его должным образом.

В священном Коране, а также в пречистой Сунне приводится много сообщений о важности поддержания человеческого здоровья. Подчеркивается необходимость устранения причин возникновения болезней.

Каковы эти причины? Если взять медицину, то она приводит следующие: получение травмы, воздействие микробов, наличие наследственных заболеваний. Самой главной причиной был назван нервно-психический фактор. Он может вызвать ряд серьезных заболеваний, в том числе инфаркт миокарда, инсульт, атеросклероз, бронхиальная астма, диарея, язва желудка, наркомания, алкоголизм и т.д.

Получается, чтобы свести болезни к минимуму, человек должен максимально защитить себя от стрессов, должен выработать так называемый психологический иммунитет — способность противостоять различным психологическим дискомфортам. Никакого конкретного лечения медицина здесь предложить не может.
Выход предлагает ислам. Мусульманин с его правильным вероубеждением, имея большой запас психологической силы, отражает от себя стресс, а если и получает его, то не в такой мере, как обычные люди. Его организм поддерживает сколь угодно долгое время состояние психической сферы в относительно нормальных пределах.

Входящая в состав исламской веры, вера в предопределение, помогает ему сохранять спокойствие и относительную уравновешенность в любой ситуации. Данная вера подразумевает всеобъемлющее знание Аллаха обо всем заранее. Что бы ни произошло с мусульманином, какие бы неприятности ни происходили в его жизни, он не проявляет недовольство своей судьбой, так как в противном случае, он выразит недовольство волей Аллаха. Он понимает, что произошедшее событие не могло обойти его и просит у своего Господа только облегчение и наилучший исход своих дел.

Другие принципы исламского образа жизни –целомудренный образ жизни, запрет на употребление никотина, алкоголя, наркотиков, умеренное и рациональное питание, соблюдение поста – все это отражается на здоровье человека только благоприятным образом.

Что касается разума — исламский взгляд на жизнь, на мироздание позволяет достичь спокойствия разума без каких-либо затруднений, не требуя от человека дополнительных биологических, физиологических или психологических ресурсов. Исламский взгляд на жизнь кратко можно отразить с помощью нескольких аятов.

«Я ведь создал джинов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись», сура Рассеивающие, 56 аят .
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение», сура Предвечернее время, аяты 1-3.
«…Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный», сура Комнаты, 13 аят.
Исламский взгляд на жизнь обеспечивает его подлинным счастьем — обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения и подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. Вы спросите, каким образом?
В суре Аграф в 172 аяте Аллах Всемогущий говорит о великом договоре, который был заключен между Ним и душами всех людей. Он вывел эти души из спины праотца Адама и спросил их: «Я ли ваш Господь?».
Они все до одного признали: «Да, конечно!». И уже придя в этот мир, рожденным из утробы матери, человек, забывший про этот договор, пытается найти счастье и удовлетворение в чем угодно, но только не в поклонении своему Господу. Поклонение Богу – те вещи, выполняя которые, человек добивается Его довольства. Например, намаз, чтение Корана, поминание Аллаха – все это поклонение, от которого душа радуется и по-настоящему успокаивается, так как это именно то, что она обещала своему Господу. Такой человек довольствуется тем, что у него есть и не требует большего. Главная цель его жизни – довольство Аллаха. И когда он сопоставляет то, чем владеет, с величиной довольства Аллаха, то понимает, что имеющееся у него – ничтожно и незначительно по сравнению с довольством Господа. Он понимает, что этот бренный мир с его красотами и страстями так ничтожен по сравнению с тем, что приготовил Творец для Своих рабов в следующей жизни. Конечно же, его душа перестает быть привязанной к ближнему миру, она не воспринимает болезненно его проблемы и чаяния, она устремляется к своему Создателю – и это высочайшая степень веры и величайшее наслаждение, которое только она может получить! Считается, что обладатель подобной души познал вкус истинной веры. Ни за что на свете, ни за какие блага верующий человек не променяет и не отдаст свою веру. Ему легче расстаться со всем, что у него есть, даже со своей жизнью, но свое сокровище – иман – он будет беречь и лелеять до последних сил.

И ни в коем случае не надо думать, что суть жизни сводится только к выполнению религиозных ритуалов. Человек, выполняя свои повседневные дела – поиск заработка, забота о себе, о семье – при правильном намерении удостаивается награды своего Господа, и все это необходимо и поощряемо с точки зрения ислама.
Приведем также в пример разъяснение аятов из суры Сгусток:
Аллах Всемогущий сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка крови. Читай, и Господь твой Уважаемый. Который научил перу. Научил человека тому, чего он не знал». Эти слова Аллаха – первый урок, который получил пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует в 610 году.

Человек познает себя и смысл своего существования, если познает своего Господа.
Познать своего Господа – означает познание Его прав, познание Его высочайших атрибутов и Его прекрасных имен и качеств. Через Его прекрасные имена мы узнаем такие качества как Всевидение, Всеслышание, Знание. Человек, убежденный в этих качествах, действует сообразно их смыслу. К примеру, он будет остерегаться плохих поступков, зная и боясь быть увиденным или услышанным Своим Господом. Иначе говоря, человек, познавший своего Господа, строит свою жизнь, свои взаимоотношения с людьми и, в конце концов, свое взаимоотношение с Господом, подчиняясь высоконравственным положениям мудрых законов Аллаха.

Из этих аятов мы понимаем, что человек не сможет дать себе определение, объяснить свое предназначение, используя имеющийся у него научный инструмент, к примеру, такие науки как физиология, анатомия. Именно Аллах учит человека тому, чего он не знает и тому, чего он собственным разумом постичь не в силах. Именно поэтому Аллах ниспосылает ему откровение через Своего пророка в виде Книги, хадисов. Из этого откровения мы узнаем, что человек – это раб Аллаха, и что смысл его сотворения – поклонение своему Господу.

И не следует понимать слово «раб» в низменном его значении: если человек является рабом сотворенного – таких же, как и он сам, людей, денег, страстей и т.д. – конечно, это может вызвать только глубокое сожаление, но если человек становится рабом Аллаха в возвышенном смысле этого слова, он освобождается от оков ненужного рабства, от всего, что отягощает его и связывает с этим миром. Иначе говоря, человек перестает зависеть от всего сотворенного, покоряется своему Господу и обретает истинную свободу. Ведь, поистине, Аллах дарует свободу и независимость только покорным рабам Своим.
Согласитесь, что ни одна известная в сегодняшние дни наука не преподнесет человечеству подобную информацию.

Читайте также:  Эпителий плоский в мазке в поле зрения

Кто же, если не Творец, знает лучше о Своих творениях, знает все, что необходимо им, что важно для них и что принесет им пользу и удовлетворение?
Если вы успели заметить, в этих пяти аятах понятие знания повторяется дважды: «научил перу» и «научил тому, чего не знал». В первом случае имеются в виду научные знания, открытые человеком, во втором случае – знания, которые он получает от своего Господа. К примеру, современная наука не рассматривает такие понятия, как душа, вера — потому что в область ее изучения не входит познание духовного мира человека, и оно не может войти в силу отсутствия теоретических и эмпирических исследований. Также следует отметить ограниченные возможности научного способа познания этого мира, как такового. И вот тут-то становится необходимым использование другого вида знаний – божественного откровения. Человек разумеющий, ищущий истину, несомненно, найдет всю необходимую для себя информацию, применяя оба способа получения знаний. Такому человеку не нужно объяснять историю сотворения мира, цель его собственного существования и его конечную точку прибытия. Такому человеку раскрыты не только некоторые тайны бытия, ему даны отгадки на многие вопросы, волнующие человечество на протяжении многих тысяч лет. Ему даны ключи от сокровищниц счастья, покоя, мира и благоденствия.
Сказанное выше – только малая часть того, чему учит и к чему направляет человека ислам. А почему не узнать больше и не поразмышлять?

Автор: Dinara, статья написана с использованием книги Абу Умара «Тибьяну Сунна».

Смысл жизни человека

Каждый обладающий разумом, пытаясь понять смысл жизни, ставит перед собой вопросы: зачем и для чего он пришёл в этот мир; куда он идёт, оставив всё, что так дорого ему?

Известно, что различные культуры и цивилизации по-разному трактовали предназначение и смысл жизни и место человека в обществе. Тем не менее, когда приближается смерть, у многих появляется растерянность, так как не могут найти логических ответов на все эти вопросы. Большинство людей и сегодня не находят ответа на главный вопрос: для чего они живут?

Во все времена человек связывал смысл жизни и своё предназначение с тем, что больше всего дорого ему. Так, каждый человек хотел бы, чтобы у него всегда были живы родители, чтобы всё хорошо было у родственников, если же он мужчина, чтобы у него была красивая, благочестивая жена, дети, престижная работа, т.е. чтобы он был богат и знаменит. Можно было бы допустить, что в этом есть какой-то смысл, если бы не смерть. Всегда и во все времена знание о её неизбежности разрушает человеческое миропонимание. Смерть, как правило, приходит внезапно и забирает у человека всё, что он любит и что ему так дорого.

Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное» (Имам аль-Газали, «Сущность сочинений о суфизме»).

Также Пророк (мир ему и благословление) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним (Имам ан-Навави, «Сады праведных»).

Если бы смысл жизни заключался в накоплении богатства или в обретении славы, тогда человек всё это забирал бы с собой. Мы видим, что всё накопленное человеком в этом мире (богатство, слава и т.д.) к конечной цели его жизни отношения не имеет.

В чём же причина любви человека к этому миру? Виной тому многочисленные болезни, постигшие общество. Болезнь, посеянная безверием, делает неспособным многих людей увидеть во всём, что нас окружает, могущество Творца. Невежество людей дошло до того, что считается нормой допустить случайное возникновение жизни. Современная же наука прямо указывает на существование Всевышнего. Математические расчёты показывают, что вероятность возникновения даже одной молекулы белка равна нулю, не говоря уже о клетке и более сложных организмах.

Всё, что нас окружает, включая нас самих, прямо свидетельствует об Аллахе.

Всевышний в Священном Коране говорит о том, что Он создал джиннов и людей только для поклонения Ему. Всевышний также сказал: «Я был, и ничего не было, как сокрытое сокровище, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали». Аллах создал человека, чтоб он познал своего Творца, а всю эту Вселенную и всё, что в ней существует, создал для человека, чтобы, изучая себя и этот мир, он продвигался в познании Аллаха и посвятил себя Ему.

Из сказанного следует, что познание Аллаха невозможно без поклонения Ему, а само поклонение становится более совершенным, когда человек продвигается в познании Аллаха. Что же такое поклонение? Это совершение добра и воздержание от зла.

Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает к ним Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным. Всевышний любит нас и хочет нам счастья, поэтому указывает верную дорогу к нему. Но если человек сам выбрал зло, то он и получает в итоге то, что выбрал.

Человек — самое совершенное творение Бога. В чём же заключается его совершенство? Чем он так сильно отличается от других творений? В человеке, по воле Аллаха, объединились два начала – дух и плоть, это и есть его особенности. Они дают человеку самые совершенные возможности познания и служения Аллаху.

Так, Ангелы поклоняются только духовно, поскольку не обладают плотью, у них нет возможности поклоняться телом. Более того, Ангелов не одолевают плотские страсти и соблазны. Животные же, хотя и обладают телом, лишены духовности. Поэтому они обуреваемы страстями и неспособны к поклонению. Поскольку в человеке объединяются два начала – животное и ангельское, – он способен подняться в своём совершенстве выше Ангелов, а может и опуститься ниже животного.

В качестве примера мы хотим привести кораническую историю взаимоотношений между Адамом (мир ему!) и дьяволом или, как его именуют в Исламе — иблисом, которая помогает понять этапы духовной эволюции человека и препятствия, которые приходится преодолевать на этом пути.

До сотворения Адама (мир ему!) иблис пребывал святым повелителем правоверных сотни тысяч лет, и ангелы совершали намаз под его предводительством. Во всём мире не было места, где бы иблис ни совершил поклонение. А когда был создан Адам (мир ему!), Аллах сделал его Своим халифом (наместником) и повелел всем ангелам поклониться человеку. Ангелы, видя только внешнюю, телесную форму Адама (мир ему!), удивились этому приказу. Они говорили: «Его потомки будут склонны к грехам. Почему же мы должны такому поклониться?». На это Всевышний сказал: «Я знаю то, чего вы не знаете». Истинная сущность человека, его сокровенная тайна, которую ангелы не могли усмотреть за внешней формой, известна Аллаху.

Все ангелы поклонились Адаму (мир ему!), кроме иблиса. «Я лучше его, меня Ты сотворил из огня, а его – из глины», — сказал иблис Всевышнему. «С меня достаточно преклонения перед одним Аллахом», — продолжил он, ослеплённый завистью и гордыней. Но отказавшись преклониться перед халифом Аллаха Адамом (мир ему!), он вышел из повиновения и самого Аллаха. В результате чего Всевышний проклял иблиса и навечно изгнал его из Рая, лишив всякой милости. Тогда иблис поклялся, что будет сбивать людей с пути истины, обольщать их и вводить в грех. На это Аллах ответил, что каждый раз, когда люди искренне раскаются в своих грехах, Он будет их прощать. Как известно, Адам (мир ему!) со временем был выведен из Рая за свою ошибку. Но в отличие от иблиса, он сразу же раскаялся в ослушании Аллаху. «Сами себе причинили мы зло», — говорил Адам (мир ему!), осуждая себя за содеянное.

Из этой истории следует вывод, подтверждающий, что Адам (мир ему!) занимает высокое положение в духовной иерархии, а грех иблиса проистекает прежде всего из его духовной слепоты и неспособности видеть смысл за формой. И в его словах предвосхищены многие кардинальные грехи человечества: гордыня, зависть, неповиновение.

Адам оступился, движимый страстью, а иблис – из-за заносчивости и гордыни.

Вот почему Адам тут же попросил прощения, а раскаянью второго помешала гордость.

Адам свой проступок взял взаймы – вот почему он сразу раскаялся;

Иблис согрешил по природной склонности и к драгоценному раскаянью дорогу найти не мог.

С каждым дыханием избранные Адамовы сыны шепчут: «Сами себе мы причинили зло».

Каждый миг ты нуждаешься в Боге – об этом открыто скажи, не противься, подобно упрямому иблису.


Джалал ад-дин Руми

Пусть Всевышний поможет нам истинное видеть — истинным, а ложное — ложным. Амин!

Цель и смысл жизни в исламе

Давно известно, что любой тип морали, чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать нормы, должен иметь разработанную „программу жизни», определенную целевую установку. Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности?

Все для блага человека, во имя человека — таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама — все во имя аллаха, для прославления его имени. Молиться, исполнять обряды, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя аллаха.

Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением — это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным.

Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, направленных на создание условий для всестороннего развития всех членов общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе, в неустанном стремлении заслужить благосклонность этой силы, которая одна и может обеспечить индивиду царствие небесное.

В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь постольку, поскольку он создан богом и служит ему. В силу этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. „Целью жизни мусульманина является приближение к богу, — читаем мы в одной из публикаций Всемирной федерации исламских миссий. — Мусульманин живет не для себя, он живет во имя бога, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели. » При этом богослов считает, что, „чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие». Такие суждения прямо вытекают из установлений Корана, в котором от имени аллаха говорится: „Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись» (51: 56). А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: „Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, — может быть, ты будешь доволен» (20: 130).

Религия искажает смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в божество, насколько много времени и способностей он отдает служению сверхъестественной силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь — только игра и забава. » (6:32). Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили» (11:19).

Такого рода установки подводят верующего к мысли о том, что существование людей, не поклоняющихся аллаху, не только не имеет смысла, но и не оправдано. И подобные выводы делались правоверными в прошлые века, что облегчало возможность эксплуататорским классам поднимать под знаменами ислама трудящихся-мусульман на борьбу и уничтожение трудящихся-иноверцев.

Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь — „только пользование обманчивое» (57: 20), а „ваше имущество и дети — только искушение, и у Аллаха великая награда» (64: 15). Заслужить право созерцать аллаха на том свете — вот высшее счастье для правоверного. Достичь же этого можно опять же только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений.

Читайте также:  Кислоты и основания с точки зрения теории аррениуса

Такие установки о цели и смысле человеческой жизни могли возникнуть и возникли в эксплуататорском обществе, где у трудящегося человека, задавленного социальным гнетом и лишениями, не было никакой надежды выпутаться из создавшегося положения. Надеяться на счастье в земной жизни он не мог. Не могли и не хотели давать ему такую надежду и господствующие классы, а также религиозные идеологи, стоявшие на страже интересов последних. Проповедуя страх божьего наказания и оставляя некую надежду на возможность обретения счастья „на том свете» в обмен на смирение и терпение в земной жизни, служители культа помогали господствующим классам держать в узде эксплуатируемых.

Социализм устраняет антагонистические противоречия между личностью и обществом, создает условия для гармонического сочетания их интересов. Социалистическое общество делает все для того, чтобы жизнь каждого человека была осмысленной, духовно богатой, чтобы естественное стремление человека к счастью нашло свое максимальное удовлетворение. В таких условиях у человека появляется не только возможность всестороннего развития своих способностей и дарований, но и потребность их всемерного использования на благо общества. По сути дела, формирование и развитие способностей индивида и их использование на пользу общества становятся двуединым процессом. Благо общества и благо индивида в условиях социализма взаимосвязаны. И смысл жизни человека здесь состоит в борьбе за общественное и личное благо.

В столкновении с действительностью реального социализма, с научно-материалистической концепцией смысла жизни представления ислама по этим вопросам претерпевают определенную эволюцию. Сказывается на изменении позиции религиозных организаций и трансформация нравственного сознания верующих. Вопрос об обретении счастья на земле ныне так остро ставится рядовыми людьми, что религиозные деятели не могут уйти от него. Достижение счастья в земной жизни становится составной частью разрабатываемых богословами новых концепций социального развития и нравственного совершенствования. Мысль о необходимости „сочетать религиозную жизнь с прогрессом и счастливой земной жизнью (Мусульмане Советского Востока, 1971, № 3-4, с. 12) достаточно часто звучит в выступлениях мусульманских богословов нашей страны. Однако и сегодня богословы ставят ценность „будущей жизни» выше ценности земного существования. И сегодня с минбаров мечетей звучит призыв любить бога больше людей, больше человечества. Когда же религиозные деятели говорят о возможности обретения человеком счастья в земной жизни, то эта мысль неизменно связывается с исповеданием ислама. При этом оказывается, что социальная система не имеет никакого значения. С точки зрения защитников религии, ислам способен обеспечить своим последователям счастье при любом общественном строе.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 229-231.

Смысл жизни в Исламе

Смысл жизни в Исламе

В Исламе смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху. Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека — это служение Богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Таким образом, смысл человеческой жизни в постоянном стремлении заслужить благосклонность Аллаха, который обеспечит царствие небесное. «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (Коран, 34:37). Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей.

Мусульманин живет не для себя, он живет во имя Аллаха, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели. „Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись» (Коран 51: 56). А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: „Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, — может быть, ты будешь доволен» (Коран 20: 130). И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в загробный мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь — только игра и забава…» (Коран 6:32). Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили» (Коран 11:19). Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь — „только пользование обманчивое» (Коран 57: 20), а „ваше имущество и дети — только искушение, и у Аллаха великая награда» (Коран 64: 15). Для мусульманина крайне важно, чем будет наполнено его сердце в момент смерти – привязанностями к этому миру или любовью к своему Создателю.

Не следует делать запрещенное Аллахом. Душа не умирает вместе с телом, жизнь дана нам для того, чтобы сделать как можно больше благих дел, стать ближе к Всевышнему. Мусульманин на протяжении всей жизни не должен следовать своим желаниям и страстям, а должен готовиться к тому, что ожидает его после смерти. За свои поступки каждый человек получит воздаяния на суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив из мертвых, Праведники попадут в Рай, а грешников ждет суровое наказание в аду.

Смысл жизни в Исламе

Смысл жизни в Исламе

Драгоценный дар жизни, данный Аллахом, имеет свой смысл. Рождение и уход человека из жизни нередко становятся причиной задуматься об этом. Мусульмане верят в то, что смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху.

Заслуживает понимания и уважительного отношения стремление человека к хорошей жизни, созданию счастливой семьи. Однако это не должно стать единственной целью и смыслом существования, тогда как главное предназначение людей – служить довольству Всевышнего. «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (Коран, 34:37).

Жизненные испытания

Такие страшные трагедии, как крушение теплохода «Булгария», произошедшая в аэропорту Казани авиакатастрофа «Boeing-737» – серьезные испытания для близких людей. Потеря преждевременно ушедших из жизни любимого сына, мужа, отца, дочери, жены, матери доставляет большие душевные и физические страдания.

Горюющий искренне верующий человек, поступит наилучшим образом, совершив доброе дело, посвятив награду за него у Аллаха, своему ушедшему в иной мир близкому. Люди, способные к состраданию, воспринимают близко к сердцу чужое горе и стараются помочь вылечить больного, оказать поддержку нуждающемуся.

Во время тяжелых испытаний, мы должны попытаться понять, что именно Аллах предначертал для нас, как мы должны поступить в той или иной ситуации. Свой смысл есть и в страданиях. Верующий не остается один. Аллах никогда не оставляет его, даже в самые трудные минуты. Любовь к Аллаху помогает людям исцелиться от болезни, найти в себе силы жить, несмотря на болезнь, и, в конце концов, умереть с верой надеждой на награду после смерти.

«Когда к ним приходит испытание горем, они говорят: «Мы принадлежим Аллаху и, поистине, лишь к Нему мы возвратимся». (Коран, 2:156) «Он — тот, Кто жизнь дает и назначает смерть». (Коран, 23:80)

Ислам, не гарантирует человеку жизнь без страданий, но помогает их достойно пережить. Люди не могут прожить жизнь без горя, проблем и трудностей. Аллах обращается к верующим: «Истинно, Мы испытываем и долей страха, и голодом и убытками в имуществе, потерей людей и плодов. Ты возвести благую Весть тем, кто терпеливо стоек в вере». (Коран, 2:155) Аллах ближе к нам, чем наша яремная вена, чем шея собственного верблюда, как сказал Пророк (с.а.в). Любовь Всевышнего никогда не покинет нас.

Все люди на земле смертны. Любимец Аллаха, Хабибулла, Пророк Мухаммад (с.а.в.) умер, как и все люди. Его сподвижник Абу Бакр (р.а.) напомнил Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.), переживавшему горе от потери, аят: «И Мухаммед – только Посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» (Коран, 3: 144).

Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей.

«Аллаху известно все, что на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его знания, и ни одно зерно не упадет в лоно земли, и нет былинки ни свежей, ни сухой, о которой Он, Всеведущий, не знает». (Коран, 6:59)

Терпение

Терпение, покаяние и искренняя молитва помогут и в трудные моменты жизни преодолеть скорбь и выбраться из состояния отчаяния. В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис: Пророк (с.а.в.), проходя через кладбище, увидел плачущую женщину и сказал ей: «Побойся Аллаха, будь терпелива». Женщина, не узнавшая Посланника Аллаха (с.а.в.), вскрикнула: «Отойди от меня! Ты не испытал такого горя, которое постигло меня». Когда возмущенные сподвижники сказали, кто перед ней, женщина, смутилась и попросила извинения. На это Пророк (с.а.в.) ответил: «Принятый Всевышним сабр (терпение) — тот, который проявляется в первые минуты несчастья».

Терпение ради Аллаха является одна из форм поклонения Ему. «Ищите подмогу в терпении стойком и молитве». (Коран, 2:45)

Размышление о смерти

Ислам учит готовности верующего к возможности смерти в любой миг. Смерть гораздо ближе к нам, чем можно было бы представить. Легкость, с которой человек может лишиться бесценного дара жизни, порой потрясает. Нереализованные планы, несбывшиеся мечты и надежды уходят вместе с человеком. Для мусульманина крайне важно, в каком состоянии он уйдет из этого мира, чем будет наполнено его сердце – привязанностями к этому миру или любовью к своему Создателю искренне верующего человека, когда он предстанет перед посланным Аллахом ангелом Азраилом. Поэтому не следует делать запрещенное Всевышним, необходимо совершать намаз так, как будто это твоя последняя молитва. Мы знаем, что душа не умирает вместе с телом, что наша жизнь дана нам для того, чтобы сделать как можно больше благих дел, стать ближе к Всевышнему. Пророк (с.а.в.) заметил: «Умным человеком является тот, кто, не следуя своим желаниям и страстям, готовится к тому, что ожидает его после смерти». (Тирмизи, «Кыямат»)

Согласно хадисам Посланника Аллаха (с.а.в.), после того, как тело скончавшегося человека положено в могилу и закрыто землей, душа вновь возвращается к телу. После этого спускаются два ангела Мункир и Накир, повелевают телу сесть и задают вопросы, очень важно правильно на них ответить: «Кто твой Господь? – Аллах», «Какая твоя Книга? – Коран», «Какая твоя религия? – Ислам», «Кто твой Пророк? – Мухаммед (с.а.в.).» Смерть ожидает каждого человека. Вера в Аллаха помогает нам пережить это испытание от нашего Господа.

Ибн Умар рассказывал об ответе Посланника Аллаха (с.а.в.) на вопрос одного из жителей Медины, кто самый праведный и уважаемый из людей: «Тот, который часто вспоминает смерть, и больше всех готовится к ней. Он в этом мире проживает почетную жизнь, а в Судный день будет человеком уважаемым» (передали Ибн Маджа и Ибн Абу Дуния).

Пророк (с.а.в.) словами: «Умрите до тех пор, пока вас не настигнет смерть», — предлагал задуматься, войти в состояние умершего, вспомнить о предстоящем отчете перед Аллахом.

Судьба

Попытаться самостоятельно изменить свою судьбу к лучшему кроме как через искреннее поклонение Аллаху, покаяния или совершения ради Него добрых дел является бессмысленным времяпровождением. Имам Абу Ханифа посоветовал одному мусульманину: «Разве ты не знаешь, что тот, кто пытается постичь предопределение, подобен смотрящему на солнечные пятна. И чем больше он смотрит, тем больше приходит в смятение» («Калаид Укуд аль-Акйан», каф –77–ба).

Мусульманин верит в то, что из любой ситуации – как хорошей, так и плохой – можно извлечь урок и двигаться дальше, по направлению к своей главной цели – вечной жизни в Ахирате. Пророк Мухаммед (с.а.в.) сказал: «Удивительно положение верующего! Поистине, всякое его положение для него во благо, и это не дано никому, кроме верующего: если его постигнет радостная весть, он благодарит Всевышнего и это ему во благо. А если его постигнет несчастье, он терпит во имя Аллаха и это тоже ему во благо!».

Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) — здесь .

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

Религия ислам: суть и смысл ислама? В чем по исламу смысл жизни человека? Пророки ислама. Ислам и христианство: сходства и отличия религий

Каждая вера имеет свои принципы, свои догмы, свое «что-то», чем она привлекает миллионы людей. При этом смысл религии не улавливается даже многими ее адептами. Когда же речь заходит об исламе, то всем на ум приходят аллах, его пророк Mуххамад, вспоминается шариат. Смысл же ислама для многих мусульман утерян.

Читайте также:  Различные точки зрения на социальную экологию

В отличии от христианства, где слово «добро» практически не употребляется, в исламе оно очень весомо. Это очень важное отличие этих религий. И если различие в догмах известно многим, то о таких нюансах знают далеко не все. В христианстве есть иное слов — «благо». Оно схоже по смыслу с добром, но и отличается от него. Благо — это только то добро, которое направлено на стяжание даров Духа Святого. Просто добро или добро ради добра, ради известности или из-за иных причин не являются благом, и человек, такое добро совершающий, не достоин Царствия Небесного, если он не делает это добро исключительно ради Бога и для славы Божией. В христианстве добро ничего не значит без Бога.

Не так в исламе. Здесь любой добрый поступок считается угодным Аллаху. И смысл ислама именно в творении добрых поступков, как лучший способ угодить Аллаху чтобы войти в число верных. Сюда же относится обычная жизнь, как-то свадьбы, рождение детей, имущественное стяжательство и прочее. С этой точки зрения ислам более прагматичен, чем христианство, в котором жизнь ради жизни бессмысленна, а любое стяжательство кроме стяжательства Царствия Божия — грех тяжкий. Таким образом, мусульманин исполняет волю Аллаха, просто добродетельно живя. Но при этом важно отличать, что без веры в Аллаха, без уверенности в избранности пророка Муххамада все добрые дела напрасны. Только верующий и исполняющий достоин быть с Аллахом.

Страх Божий, имеющий важнейшее значение в христианской жизни, незаменим и в исламе. С той лишь разницей, что христиане боятся не столько Бога, сколько опасности быть без Него, то мусульмане на самом деле боятся Аллаха и его правосудия. То есть Христос кроток и милосерден, и грешный человек гибнет исключительно лишь от того, что сам не смог бы жить в вечности рядом со Святым; а Аллах грозен и справедлив, а человек в исламе гибнет от неверия. Потому что повиновение Аллаху, по смыслу ислама, заложено в человеке еще до рождения.

Ислам в своем роде ближе к иудаизму, чем к христианству. Здесь те же законы возмездия и справедливости, а милосердие в основном распространяется на близких людей. «Люби любящего тебя и ненавидь ненавидящего тебя», — сказано в Торе, ей вторит и Коран. В Новом Завете же ясно сказано, что любить нужно всех без исключения. И так же как в иудаизме, в исламе подробнейшим образом расписаны многие аспекты поведения. Вплоть до того, какой рукой совершать гигиенические процедуры или как именно разводиться с женой.

Согласно Корану, Аллах создал людей лишь затем, чтобы они ему поклонялись. И здесь либо ты поклоняешься Аллаху и спасаешься, либо нет — и ты гибнешь.

Важное различие ислам имеет от христианства в покаянии. Христианин обязан исповедоваться не только перед Богом, но и перед человеком — священником или, в случае неминуемой смерти, — перед любым христианином. И только затем он может надеяться, что будет прощен. Мусульманин же должен каяться только перед Аллахом. При этом само покаяние для него, как и для иудея — это обряд. А для христианина покаяние — это Таинство, поскольку состоит не только в прощении Богом человека, но и в непостижимом их обоюдном примирении. Но как и во всех других авраамических религиях в исламе невозможно спасение без покаяния.

Становится ясным, что смысл ислама в безоговорочном подчинении воле Аллаха, сопровождаемом добродетелью и покаянием. Жизнь ради жизни и вера ради веры в нем имеют глубокий смысл и приводят человека к престолу Аллаха.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Смысл жизни в Исламе

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Смысл жизни в Исламе

Непрочитанное сообщение idl » 15 янв 2014, 07:55

Здравствуйте, у меня есть вопрос о смысле жизни в Исламе.
Вначале я опишу причину вопроса: я был рожден в мусульманской семье, мы посещали мечеть (от случая к случаю). В моей семье не читали намаз. Несколько лет назад мой дядя начал ходить в мечеть, получать знания об Исламе, теперь он читает намаз и насколько я знаю живет так как должно для мусульманина. Он также с охотой рассказывал мне об исламе. И год-два назад он мне сказал о суре, в которой говорится что Аллах создал человека с единственной целью: поклонение ему.

Это произвело на меня очень сильное впечатление, и с тех пор я постоянно возвращаюсь к этой мысли. То есть все к чему я стремлюсь в своей жизни — финансовое благополучие, карьера, успех — не являются должными целями? То есть я заведомо совершаю грех? Как видите, это очень неприятная мысль с которой можно жить и двигаться дальше. Я даже заметил что когда я думаю о карьере теперь, у меня как бы опускаются руки: какая разница, если я не живу так как должен жить мусульманин. Это действительно дает внутренний конфликт, ведь я считаю себя богобоязненным человеком.

Пожалуйста, помогите разобраться. Извиняюсь за большое количество текста.

Re: Смысл жизни в Исламе

В Коране сказано, что люди сотворены Всевышним для поклонения Ему. Вот этот аят: «Я создал джиннов и людей лишь для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран 51:56).

Но очень важно правильно понять, что значит слово «поклонение». Согласно наиболее полному объяснению этого слова, поклонение – это покорность Аллаху, выражающаяся в соблюдении всего, что Всевышний предписал через Своих пророков. Таким образом, поклонением называется всё, что любимо Аллаху и приближает к Нему, будь то действие души или тела. Оно может включать все, о чем человек думает, намеревается, говорит и делает… Также оно охватывает то, что повелел Аллах: внешние действия или внутренние: обряды, вера, работа, поведение в обществе, собственное поведение…

Отсюда понятно, что поклонение, ради которого сотворен человек, имеет очень широкий смысл. Все сферы жизни человека (духовная, бытовая, семейная, общественная и так далее) становятся поклонением Аллаху, если вести их, соблюдая законы Всевышнего и стремясь к Его довольству.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оказание помощи человеку – это милостыня. Доброе слово — милостыня. Каждый шаг, сделанный на пути к месту выполнения молитвы — милостыня. Удаление препятствия с дороги – милостыня» (Сахих Аль-Бухари).

Зарабатывание средств для жизни также может быть формой поклонения. Однажды сподвижники Пророка Мухаммада увидели человека и были удивлены его тяжёлым трудом. Они посетовали: «Вот если бы он так же много трудился на пути Аллаха». Услышав их слова, Посланник сказал: «Если он работает, чтобы содержать своих маленьких детей, то его труд – ради Аллаха. Если он работает, чтобы поддержать пожилых родителей, то его труд – ради Аллаха. Если он работает, чтобы обеспечить себя и держать свои желания под контролем, то его труд — ради Бога. Но если, наоборот, он делает это, чтобы хвастаться и прославиться, то он работает ради Сатаны» (Аль-Мунзири).

Поклонением могут стать даже самые обычные, естественные действия, если они сопровождаются соответствующим намерением. Пророк Мухаммад сказал: «Даже когда кто-либо из вас вступает в интимную близость с женой, он совершает милостыню» (Сахих Муслим).

Чтобы эти мирские дела зачлись как действия поклонения и были вознаграждены, должны быть соблюдены следующие условия:

Первое. Действие должно сопровождаться надлежащим намерением. Пророк Мухаммад сказал: «Все действия оцениваются по намерению, и каждому будет воздано в соответствии с тем, что он намеревался получить» (Сахих аль-Бухари).

Второе. Действие должно быть законным само по себе (то есть быть халяль). Если действие запретно, то совершивший его заслуживает наказания. Посланник Аллаха сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого» (Сахих Муслим).

Третье. Не должно быть никакого обмана, притеснения или несправедливости. Посланник Аллаха сказал: «Обманщик не является одним из нас» (Сахих Муслим).

Четвертое. Деятельность не должна препятствовать мусульманину выполнять его религиозные обязанности. В Коране сказано: «О верующие! Пусть ваше состояние и дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (Коран 63:9).

Если человек соблюдает эти условия при занятии своими мирскими делами (будь-то работа, торговля, строительство и так далее), то заслуживает вознаграждения от Аллаха, и его действия называются поклонением в широком смысле.

Re: Смысл жизни в Исламе

Непрочитанное сообщение idl » 30 янв 2014, 05:54

Re: Смысл жизни в Исламе

Re: Смысл жизни в Исламе

Непрочитанное сообщение kana » 01 мар 2014, 23:12

Ассаламу алейкум уа рахмету Ллаh! Смысл жизни это — поклоняться лишь Аллаhу. Дорогие братья, у меня вопросы касательно поклония. вот определения. а потом в конце ин шаа-Ллаh, хочу вопросы задать, ответе. тема очень важная, так как имеет отношение к смыслу жизни.

1) Определение первое: «Поклонение – это сильная по мере возможностей любовь к Аллаhу, вместе с смирением» [Ибн Каййм].

2) Определение второе: «Сущность и дух поклонения заключается в утверждении и проявлении любви к Аллаhу и безропотного смирения перед Ним. Предельная любовь к Аллаhу и предельная кротость перед Ним – это и есть суть поклонения, и если поклонение будет лишено этих двух основ или хотя бы одного из них, то поклонением оно уже не является. Сущность поклонения заключается в смирении и самоуничижении перед Аллаhом, которая невозможна без предельной любви, которая стоит на первом месте, а все остальные проявления любви следуют за ней»[Саади].

3) Определение третье: «`Ибада» поклонение – это общее наименование всего того, что любит Аллаh и то чем Он доволен из слов и дел, как скрытых (душевных) так и явных» [шейх уль Ислам ибн Теймия].

4) Определение четвёртое: Поклонение Аллаhу — это общее наименование всего того, что любит Аллаh и то, чем Он доволен из убеждений, деяний сердца, деяний тела. Всё, что приближает человека к Аллаhу, будь то действие или напротив оставление каких-либо определённых действий, является поклонением. И поэтому человек, оставляющий грехи и ослушание Аллаhа, совершает поклонение и тем самым приближается к своему Аллаhу» [Шейх АбдурРахман ибн Са`ад ива джухудуху фи таудых аль-акыда стр. 162.].

5) Определение пятое: Поклонение – это праведные дела, совершённые по собственному желанию (аль-ирадийя), которые совершаются ради Аллаhа, и посвящаются только Ему Одному» [Убудийяту аль-каинат ли Рабби-ль-`алямин», Фарид ат-Туни, стр. 25.]. (Информация, 5 определений, с саляфитского сайта «Почему Ислам»)

А еще в Коране, можно аяты прочесть, о страхе и надежде, упований. Вот мои вопросы. №1. Какие чувства должны быть неотъемлемыми элементами поклонения? (такие как любовь, страх, упование, стремление, раболепие, самоуничижение, возвеличивание, покорность, трепет, довольство Аллаhом как Творцом, как Господом. дополните, что еще?) №2 можно ли, чувствовать восхищение Аллаhом? Тоску по Аллаhу, тоску по Лицезрению в Раю? № 3. Можно ли по шариату чтобы чувство любви, страха, раболепия, возвеличивания, и смешанное с тоской вызванная стремлением к Лику Его и восхищением Им, и радостью одновременно? То есть, лучше ли то поклонение в котором проявляется много по мере возможности чувств? №4 (в лекциях Абу Яхьи, он давал разные определение поклонению ученных, в одном определений он говорил что 4 элемента должны присутствовать: любовь, страх, надежда, 4-ую забыл) Что говорят ученные, будет ли поклонение не полноценным, если там отсутствует что то из, может одно время не смог проявить упование, может не смог проявить должным образом надежду? №5 Вопрос касательно намерения, что должно преобладать? Поклоняться чтобы достичь довольства Аллаhа? поклониться чтобы достичь рая? поклоняться чтобы избежать ада? Или все истекает от того что самое главное это, довольство Аллаhа, а рай и ад это результат. или все вместе должно? или отдельно? или одинаково? то есть побуждает тебя поклоняться одинаково и довольство Аллаhа, и Рай и ад. говоря обобщая, что должно преобладать? №6 А что если вперед у человека вышло боязнь ада? а довольство Аллаhа вслед за боязнью ада. Интересно, а что если что то другое взяло преобладание, например совершать намаз для удовольствия и душевного спокойствия? становиться ли его намерение неправильным? если для удовольствия намаз совершает. №7 Слышал несколько раз «стремись к Лику Аллаhа, либо стремиться к Лицезрению Аллаhа». В одной лекций Абу Яхьи, услышал, примерно такое(не дословно): пусть самой важной целью будет Лицезрение Аллаhа, пусть все заботы, стремления будут направлены к тому чтобы достичь Лицезрения Аллаhа в раю.(например когда мы делаем благие деяния, мы делаем ради Аллаhа, ради довольства Аллаhа. Можно ли тогда делать ради Лицезрения?) Как быть? точнее говоря, Лицезрение есть сама цель ради которой нужно стараться, либо это награда, которая была по причине что человек получил довольство Аллаhа?

Источники:
  • http://vkamenka.ru/clubs/18_smysl-zhizni-s-tochki-zrenija-islama.html
  • http://islamdag.ru/vse-ob-islame/24821
  • http://ponjatija.ru/node/1860
  • http://deathor.ru/2014/07/08/smysl-zhizni-v-islame/
  • http://islam-today.ru/veroucenie/smysl-zizni-v-islame/
  • http://www.ruavtor.ru/mir-lyudey/religiya-islama-v-chem-sut-smysl-zhizni-cheloveka-proroki-islama-hristianstvo-shodstva-otlichiya_7550.html
  • http://www.whyislam.to/forum/viewtopic.php?t=7027