Меню Рубрики

В чем с вашей точки зрения проявляется национальное достоинство человека

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»?

Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии (страны Африки, где многие этносы были разделены границами между государствами); и в результате интенсивных миграций (например, США). Многонациональное государство состоит из более чем одной этнической группы, в отличие от этнически однородных обществ.

Вопрос 2. Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.

Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов — расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.

Вопрос 3. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.

Слово «нация» тоже нередко используется для обозначения этноса (в этом случае можно употреблять термин «этно-нация»). Однако правильнее словом «нация» (гражданская нация) обозначать всех граждан определённой страны, независимо от их этнических различий. Во многих странах проживают люди, принадлежащие к различным этническим группам.

Вопрос 4. Каковы различные понятия национальной гордости?

Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Национальная гордость – чувство, лежащее в основе сложного социально-психологического явления, в котором аккумулируется и проявляется весь спектр таких морально-психологических черт, как национальное достоинство, осознание исторического вклада своей нации, в частности, Н. г. предполагает высокую оценку своих национально-культурных ценностей.

Национальная гордость — исполненность человека сознанием принадлежности к своей нации, неразрывной связи с ней, сопряженная с чувством любви к родному отечеству и пониманием святой, кровной ответственности за его судьбу.

Вопрос 5. Какое значение имеют национальные традиции?

Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.

Людям любого народа присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно — с болью или негодованием, не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Вопрос 6. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

Если народы будут сотрудничать это гарантирует маловероятность конфликтов между ними. а где нет конфликтов , там и войн нет. Тем более есть экономическая сторона вопроса. Взаимодействие между народами создают стабильную экономическую ситуацию и взаимную поддержку в экстренных случаях.

Вопрос 7. В чём опасность межнациональных конфликтов?

Стороны конфликта имеют сложную структуру. Нация или этническая группа не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация или движение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы. Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было, вплоть до прав человека и гражданина.

Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты.

В многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а в способах их разрешения. Каждый межнациональный конфликт имеет свои временные рамки. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация, которые располагают ядерным оружием.

Вопрос 8. Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

Вопрос 9. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

В Конституции РФ записано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26). Национальное самоопределение означает, что сам человек может определить свою национальную принадлежность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным; по традициям и обычаям, которые он соблюдает; по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы – с преподаванием на родном языке.

Вопрос 10. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

Это время было наполнено бурными событиями: рождением и гибелью империй, походами завоевателей и народными восстаниями, рождением новых религий и учений.

А что касается народов, населявших разные земли в средние века, то, их было множество, вот к примеру:

1. Русь (русы, русины) — народ, давший своё имя первому государству восточных славян — Киевской Руси.

2. Норманны, населявшие Западную Европу.

3. Балты (или балтийские народы) — народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом территории современных балтийских государств.

4. В тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и другие. Они занимались охотой и собирательством.

Народы Австралии и Океании

Австралийцы, Кирибати, Маори, Микронезийцы, Науру, Новозеландцы, Норфолкцы, Папуасы, Полинезийцы, Таитяне, Токелау, Тувалу, Фиджийцы, Футуна, Яп

Арабы, Армяне, Вьетнамцы, Грузины, Китайцы, Корейцы, Ливанцы, Малайцы, Монголы, Персы, Саудовцы, Татары, Узбеки, Филиппинцы, Японцы

Банту, Берберы, Волоф, Египтяне, Зулу, Кабовердцы, Ливийцы, Марокканцы, Масаи, Пигмеи, Рунди, Суданцы, Туареги, Тунисцы, Южноафриканцы

Англичане, Белорусы, Голландцы, Греки, Датчане, Испанцы, Итальянцы, Литовцы, Молдаване, Поляки, Португальцы, Русские, Финны, Французы, Шведы

Народы Северной Америки

Американцы, Ацтеки, Гаитийцы, Гондурасцы, Канадцы, Команчи, Кубинцы, Майя, Мексиканцы, Микмаки, Навахо, Панамцы, Сальвадорцы, Чироки, Ямайцы

Народы Южной Америки

Аргентинцы, Боливийцы, Бразильцы, Венесуэльцы, Гайанцы, Гвианцы, Гуарани, Индейцы, Карибы, Колумбийцы, Перуанцы, Суринамцы, Тукуна, Чилийцы, Эквадорцы

Вопрос 11. Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

Конфликты: Греко-персидские войны; Пунические войны между Римом и Карфагеном.

Угнетение: татаро-монгольское иго; завоевание персами Передней Азии; завоевание Испанией Мексики: оккупация Японией территорий Китая и Кореи.

Вопрос 12. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чём говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

Пусть мне будет плохо, тогда моему врагу будет еще хуже – это краткая характеристика этого человека. Он настолько ненавидит враждебное племя, что готов страдать, чтобы враг страдал вдвойне. Значит вражда и злоба этого человека – выше собственного счастья и здоровья. Вот о чем говорит эта притча, также эта притча свидетельствует о вражде между нациями испокон веков.

Вопрос 13. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

Виктор Гюго обратил внимание на равноценность всех людей независимо от их национальной принадлежности, с этим согласен, но математически малые народы и низкорослые люди существуют.

Вопрос 14. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать — другой. Объясни, о чём свидетельствует этот факт. Предположи, как бы определили национальную принадлежность дети в этих семьях.

О том, что наша страна многонациональная, смешанные браки привносят в нашу культуру множество различных изменений, делают её более яркой и интересной, а смешение крови, обновляет её.

Человеческое достоинство — известное в юридических кругах и такое малопонятное для простого человека определение.

Понимать его мы можем, как общую ценность любого человека. Ценность его со всеми его качествами и характеристиками, начиная от тех, что присущи нам, как биологическому виду и заканчивая всем, что присуще исключительно людям. В последнее время всё чаще звучат в обществе фразы типа: «N потерял(и) своё человеческое достоинство», «это унижение человеческого достоинства». Да, действительно, есть вещи, которые могут ущемить человеческое достоинство — это насилие, дискриминация и притеснение кого-либо в силу их социального статуса, цвета кожи, пола или же любых других интересов и личного мировоззрения.

Читайте также:  С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений

Что включает в себя человеческое достоинство?

Внутренняя свобода, который обладает каждый человек от рождения. Свобода выбора и проявления своего внутреннего мира, своего внутреннего я. Унижение и потеря собственного достоинства личности означает потерю собственных внутренних ценностей, неуважение к ним. Человеческое достоинство — это личная внутренняя ценность. Уважение и самоуважение человека. Когда-то оно и правда определялось ещё при рождении. Но цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Достоинства человека также часто определяют, как положительные черты характера. Это качества, которые человек приобрел в жизни. К которым он был склонен от рождения, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением. Основные примеры достоинства человека это:

  • искренность;
  • храбрость/бесстрашие;
  • преданность;
  • ответственность;
  • дисциплинированность;
  • целеустремлённость;
  • доброжелательность;
  • спокойствие;
  • активность;
  • терпение;
  • настойчивость;
  • независимость;
  • благодарность;
  • сильная воля;
  • коммуникабельность;
  • умеренность;
  • внимательность;
  • изменяемость/возможность быстрой адаптации.

Отдельно стоит отметить, что это — именно те черты, на которые обратит внимания любой работодатель, принимая вас на работу. За долгие годы психологи придумали и вывели огромное количество различных тестов, для определения достоинств личности. Все они рекомендуют, знакомясь с людьми, в работе и дома, делать ставку именно на ваши сильные стороны, ваши положительные качества. Развивать их, знать их и ценить в себе.

Однако не всё, что для одних хорошо — будет хорошо для других. Активность, целеустремленность, бесстрашие — безусловно, достоинства мужчины. Однако так ли они будут ценны для женщины? Мы скорее можем сказать, что для мамы, сестры или подруги будут более желаемы: спокойствие, доброжелательность, мягкость и терпение. Это будут, безусловно, достоинства женщины. Исходя из того, какие черты выражены ярче, а какие – не слишком, люди выбирают себе профессии и призвания по жизни.

Наиболее простым способом определения, какое достоинство личности развито в вас больше остальных, специалисты рекомендуют выписать на лист бумаги все положительные качества, которые вы знаете, а далее расставить самому себе «оценки» по 10-ти балльной шкале – насколько то или иное качество, как вам кажется, у вас развито.

В чем с вашей точки зрения проявляется национальное достоинство человека

Пожалуй, ни одна тема не вызывает столько противоречивых мнений и споров, как достоинство человека. По сути, это понятие обозначает субъективное отношение личности к самой себе. Многим для того, чтобы вырастить большое самоуважение, требуется сначала достичь в жизни необыкновенных высот. Люди, имеющие большие требования к своей личности, часто страдают от мнимых недостатков и стремятся во многом себя улучшить.

Формирование достоинства человека начинается в детском возрасте и продолжается в юношестве и зрелости. Человеческое достоинство складывается из множества факторов, которые способны оказывать мощное воздействие на самооценку личности. В ряде случаев имеет место то обстоятельство, сколько внимания уделялось ей в детском возрасте. Если родители много времени проводят с ребенком, интересуются его настроением, успехами, то постепенно в него формируется осознание своей значимости. Зрелое чувство достоинства обычно выражается в стремлении следовать заданному направлению в жизни, воплощать индивидуальные планы и мечты. Достоинство не имеет ничего общего с эгоизмом, вседозволенностью.

Честь и достоинство человека

Честь и достоинство – неотъемлемые ценности каждой уважающей себя личности. Несколько десятков лет назад слово «честь» ассоциировалось с понятиями честность и умение быть искренним до конца. Сегодня оно практически не изменилось и обозначает стремление человека достигать своих целей чистым путем посредством плодотворной работы над собой. Честный человек поступает по отношению к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.

Достоинство соотносится с понятиями собственной значимости и самоуважения. Во многих ситуациях сама жизнь часто требует от личности большого умения сохранять внутреннюю свободу и быть независимым. Честь и достоинство являются важными составляющими адекватного восприятия действительности. Когда человек может с уверенностью смотреть в завтрашний день, принимает свои достижения, которые имеются на данный момент времени, он становится подлинно независимым и счастливым. Если бы не существовало понятий чести и достоинства, сделалось бы невозможным принятие себя как личности, самореализация. Достоинство – это путь к полноценной жизни. Без достоинства невозможно никакое развитие.

Достоинство и свобода человека

Как достоинство связано со свободой? Можно ли сохранить достоинство, будучи человеком зависимым, ведомым? Жизненная практика показывает, что нет. Если личность настолько не уверена в себе, что позволяет другим управлять собственной жизнью, вряд ли ее можно назвать полноценной и счастливой (читать про неуверенность в себе). Но что означает свобода и почему за нее человек иногда готов бороться не на жизнь, а на смерть?

Свободу во все времена признавали главной ценностью личности. Без нее невозможно вырастить достоинство в достаточной степени. Не будь свободы, все достижения, которые имеет человек, в конечном итоге оказались бы напрасными. Все, чего мы достигаем, мы делаем ради того, чтобы развивать собственную индивидуальность, выражать себя во всей полноте. И наличие достоинства здесь очень поможет. Кем – то поначалу движет желание получить уважение окружающих, другие начинают гордиться собой (читать про гордость). Как бы то ни было, чувство наличия свободы помогает развить достоинство, сформировать уверенность в своих силах. На самом деле невозможно продуктивно действовать без осознания собственной индивидуальности. Нельзя стать счастливым за другого или реализовав чужие мечты, а не свои цели.

Какие ситуации требуют присутствия достоинства?

Иногда в жизни приходится действовать быстро, не задумываясь над конечным результатом. Возникновение неприятных моментов никто исключить не может. В некоторых случаях присутствие достоинства может помочь почувствовать себя лучше, справиться с серьезными трудностями.

  • Незаслуженная обида. Когда человек испытывает внутреннее чувство обиды, все его существо сжимается от ущемления собственного достоинства. Возникает чувство, что вас обидели незаслуженно, напрасно. Данное состояние сопровождается сильным негодованием и нередко желанием отомстить обидчику. Возможны состояние внутреннего опустошения, страха, апатии, появление тревожности, нарушение сна. Честь и достоинство при этом так же страдают и претерпевают значительные изменения. Достоинство личности главным образом начинает колебаться. Находясь в чувстве обиды, невозможно чувствовать себя целостным. Возникает ощущение, что душу растоптали, нередко человек замыкается в себе и какое – то время отказывается от общения.
  • Отстаивание интересов. В том случае, когда требуется постоять за себя, отстоять свои интересы, достоинство развивается в большей степени, чем в других случаях. Прохождение через трудности закаляет характер, способствует формированию внутренней силы, воли. Здесь тема чести и достоинства выходит на первый план. Много значат произнесенные слова, поэтому им уделяется особенное внимание. Во время ведения разговора с оппонентом, крайне важно не отвечать обидой на обиду и быть искренним до конца.
  • Конфликты внутри коллектива. Где, как не в коллективе большую часть времени находится личность? Нередко в данной группе людей происходит столкновение интересов, взглядов, мнений. Понадобится большая сила воли и уверенность в себе, чтобы ежедневно преодолевать значимые межличностные конфликты, искать компромиссы. Развитие достоинства обязательно произойдет тогда, когда личность научится отделять собственные интересы от общественных. Необходимо выработать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях. На это может уйти немало времени. Но наличие собственного достоинства того стоит!

Как развить в себе чувство собственного достоинства?

От того, насколько мы сами себя ценим (читать про самооценку человека) часто зависит и отношение к нам окружающих. Почему так происходит? Дело в том, что общаясь с разными категориями людей, мы составляем свое мнение о них на основе собственных впечатлений, а они проделывают то же самое в отношении нас. Если личность проецирует во внешнее пространство внутреннюю скованность, неуверенность, то окружающие будут подсознательно воспринимать это. Известно, что тот, кто не любит и не ценит себя, не должен ждать уважение и признания со стороны других. Достоинство необходимо сохранять в любой ситуации именно затем, что оно позволяет чувствовать себя значимым и важным. Без этого ощущения человек никогда не рискнет ставить перед собой высокие цели и стремиться к их достижению. Честь и достоинство являются главными составляющими любого продвижения вперед, личностного роста и успеха в целом. Советы, приведенные ниже, помогут укрепить чувство достоинства. Необходимо понять, что степень его развития зависит напрямую от самоощущения человека, от того, насколько он готов к значимым переменам в своей жизни. Собственное достоинство, как правило, формируется посредством систематической конструктивной работы над собой, признания своей уникальности.

Найдите собственную индивидуальность

Если человек с должным вниманием и уважением не относится к себе, возможно, он в полной мере не знает о своих достоинствах. Лишь изучив досконально собственную личность, можно начать осознавать мотивы своих поступков, бороться со страхами, предупреждать кризисы среднего возраста и разочарования.

Уверены ли вы в том, что занимаетесь в жизни своим делом? Соответствуют ли занимаемая должность, карьерный рост вашим амбициям, желаниям, стремлениям? Если нет, то возникает серьезная необходимость подумать над этим. Достоинство – нужная и необходимая составляющая, которая помогает справиться со многими трудностями, осознать свою уникальность и неповторимость. Ничто не способно создать такую мощную внутреннюю защиту человеку, как честь и достоинство. От того, как человек относится к самому себе, напрямую зависит отношение к нему окружающих людей. Формирование собственного индивидуального взгляда на вещи помогает почувствовать себя значительным, занять в социуме важное место.

Профессиональное самосовершенствование

В определенный момент жизни каждый из нас выбирает себе собственный профессиональный путь. Этот выбор продиктован как внутренними потребностями личности, так и социальными ожиданиями. Тема чести и достоинства связана с ним напрямую. Если человек в силу каких – то обстоятельств не сможет состояться в той или иной сфере, то всегда будет ощущать собственную никчемность и пустоту. Нельзя ничем компенсировать пробел в сфере образования. Человеку крайне важно чувствовать себя значимым, проявить свои индивидуальные способности и выразить себя в той или иной деятельности. Достоинство личности можно воспитать путем постоянной кропотливой работы над собой.

Постоянное самообразование

Даже профессионал в своем деле время от времени чувствует потребность обновить имеющиеся у него знания, получить новые. Самообразование – неотъемлемая сторона жизни любого человека, для которого карьера и рост в профессии представляет существенный интерес. Честь и достоинство личности во многом определяются благодаря тому, насколько она смогла состояться в своей деятельности. Совершенствуя свои навыки, человек продвигается вперед, стремится к улучшению своего состояния, обязательно работает над характером (читать про развитие характера человека).

Достоинство человека в данной сфере жизни может, как серьезно пострадать, так и вознестись до небывалых высот. Если личность не задумывается на тему своего достоинства, то, скорее всего, со временем начнутся серьезные проблемы в профессии.

Избегание неприятного общества

Давно замечено, что пребывание среди людей, которые могут оскорбить или унизить, негативно влияет на формирование личности. Если человека окружить людьми, которые словом или делом будут мешать его самореализации, то вскоре он почувствует себя ненужным, опустошенным и подавленным. Некоторые личности могут ненароком оскорбить достоинство человека, отчего у последнего возникает ощущение сильной обиды. Обычно обижают других те люди, которые сами не владеют чувством собственного достоинства. Им доставляет кратковременную радость унижать других, лишать их внутренней силы и чувства равновесия. Стоит каждому позаботиться о себе и избегать общества, которое может уязвить достоинство. Помните, к нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться.

Читайте также:  Может ли ухудшиться зрение от мастурбации

Таким образом, достоинство человека – это чрезвычайно важная и существенная тема, вызывающая в социуме многочисленные споры и толки. Если бы не существовало понятия достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости. Достоинство относится к той категории, которая отвечает за успех и счастье.

В чем с вашей точки зрения проявляется национальное достоинство человека

Сегодня мир делает ставку на расчет и рационализм. В иерархии национальных интересов на первое место выходят военно-политические и экономические интересы государств. Но нужно вспомнить, что национальные интересы есть главенствующая категория системы ценностей в межгосударственных отношениях, т.е. какие бы события не происходили в мире, они отражают те ценности, которые доминируют к этому моменту не только в мире, но и внутри конкретной нации, ее потребности и желания.

Возможно, как раз национальное достоинство призвано стать таковым.

Данное понятие, к сожалению, находится вне поля исследований теорий международных отношений. Как я уже отмечала, определение данной категории нет ни в одном словаре, ни в одной энциклопедии, ни в одной специализированной литературе. В публицистических статьях оно упоминается либо косвенно, либо вскользь. И все же потребность в определении национального достоинства и его детерминантов существует, поскольку оно уже вошло в обиход не только в среде философов, психологов, социологов, исследователей этики и морали, но о национальном достоинстве все больше стали рассуждать государственные деятели и журналисты. Возможно, большинство из них считает, что здесь и изучать нечего: это предельно четкое и конкретное понятие. Тем не менее, что значит национальное достоинство? Какого его место в международных отношениях? Что определяет национальное достоинство? Изменит ли что-либо в понимании международно-политических процессов обсуждаемая категория? Наконец, нужно ли вообще уделять ему так много внимания?

Для начала, нужно договориться о самом понятии «достоинство», какова его психолингвистическая природа. Согласно толковому словарю русского языка, достоинство значит совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Но и здесь возникают вопросы: Что конкретно входит в совокупность «высоких моральных качеств и что подразумевается под словом уважение?»

В обыкновенном человеческом смысле под высокими моральными качествами можно перечислить: доброта, справедливость, мудрость, милость, честь и прочие, т.е. то, что характеризует, вернее должно характеризовать человека разумного. Уважение же подразумевает справедливое отношение к чему-либо или кому-либо; если же рассматривать уважение «высоких моральных качеств» в самом себе, то это понятие предполагает некоторые принципы, от которых не следует отступать:

  • справедливое, честное, в некотором смысле объективное и самокритичное отношение к себе и своим поступкам;
  • подобное же отношение и к другим индивидам;
  • не отступление от заложенных природой моральных качеств и нравственных норм, господствующих в данном обществе.

Достоинство (dignitу) понимается как качество, определяющее ценность чести и уважения. Английское толкование слова более конкретное с одной стороны, с другой – оно не определяет чью честь и уважение следует ценить.

Если в русском толковании достоинство направлено на его обладателя, то в английском – это не обговорено. Однако, неизменно общим остается одно – оно определяет культурно-ценностную и морально-нравственную сторону личности и призвано оберегать его, если так можно сказать, от внешних посягательств и пороков.

Переводя рассмотрение этой проблемы на понятие «национальное достоинство», то получается практически то же самое, с той лишь разницей, что учитывать следует не одного индивида, а нацию, представляющую собой союз индивидов, объединенных общей культурой, языком, традициями, религией и т.д. Значит, в данном русле понятие «национальное достоинство» можно трактовать как совокупность высоких моральных качеств каждого члена нации, культурных и морально-этических основ всей нации, отличающих ее от других наций, а также ее политических, экономических, социальных систем и уважение этих факторов, как внутри самой нации, так и «перед лицом» остального мира. И все же, «национальное достоинство» – категория более обширная и многосторонняя. Она охватывает и особенности государственного устройства, управления и национальные черты политической системы, и предпочтения нации в экономической и социальной сферы, а главное национальное достоинство выражает те культурные особенности, черты характера, присущие конкретной нации, историческое достояние, которые характеризуют эту нацию, которые и составляют то самое «лицо», о котором говорилось выше. Ведь не счесть количество и разнообразие наций на планете. Если принять во внимание, что нацию можно отождествлять с государством, а в современном мире, как правило, государство объединяет под своим флагом несколько народов, этносов, то существует множество культур.

Между тем трактовка понятия «национальное достоинство» предполагает свои сложности. Ведь, если, «национальный интерес» – понятие сугубо субъективное и абстрактное, то «национальное достоинство», как термин, объективно, но в своем проявлении больше субъективно. И коль уж принимать «национальное достоинство» за политическую категорию, необходимо осознавать, что нацию представляют и выражают ее волю политические деятели, составляющие лишь самую небольшую ее часть. Но в то же время ее лучшую часть (по крайней мере, должны быть таковыми). К тому же, сама категория «национальное достоинство», идеально и людей, обладающих достоинством в классическом и идеальном его понимании, либо нет вообще, лицо единицы. Политики же тоже одни из представителей рода человеческого, пусть даже лучшие ее представители, не безупречны. Каждый человек, здесь надо понимать – политик, сам определяет для себя конкретную совокупность «высоких моральных качеств», те, которые для него наиболее ценны, важны, т.е. он сам определяет для себя достоинство. Другие же люди могут считать это достоинство низким или высоким в рамках понятий «достойный» – «недостойный». Фрейд называется «едо», то чужое достоинство чаще всего оказывается ниже своего. Поэтому государственные деятели сами определяют рамки своего достоинства, Те же доводы можно применить и к категориям «национальное достоинство». С течением времени в своем историческом развитии у нации формируется свое национальное достоинство со своими особенностями. Как мне кажется, этими особенностями являются национальный характер, национальные сознание и самосознание, некие национально-религиозные черты, традиции, обычаи, культура. При этом для каждой нации ее национальное достоинство роднее, ближе и лучше по отношению к другим нациям. Иногда это приобретает чрезмерно опасный характер. Можно вспомнить теорию А. Гитлера относительно арийской расы, которая, по его мнению, может называться нацией и наиболее достойна. Другим проявлением национального достоинства является еврейский феномен: наверное, один из самых достойных народов-наций в мире, где очень сильно еврейское начало, и одним из национальных интересов этого народа является объединение евреев всего мира, причем не столько в каких-либо территориальных границах, сколько духовное единение; важно. Что здесь не наблюдается перспективы привлечение других наций в свою религию и в. свою среду, поскольку даже смешанные браки не очень приветствуются; евреи чувствуют в какой-то мере свое превосходство и избранность, но редко показывают и пользуются этим.

В некотором смысле национальное достоинство соизмеримо с понятием «патриотизм», с той лишь разницей, что патриотизм не зависит от национальной принадлежности. Но если говорить о национальном достоинстве государства, это национальное достоинство и есть патриотизм.

Тем не менее, с точки зрения международных отношений последних двух столетий к национальному достоинству нужен совершенно иной подход. Чтобы суметь защитить свои национальные интересы государственным лидерам нужно опираться скорее не на моральные, исторические и прочие аргументы, носящие характер универсальных критериев справедливости, а действовать из чисто прагматических соображений, соотнося их с реалиями международного мира.

Сопоставляя морально-нравственный подход с подходом прагматическим важно уяснить, что «морально-нравственный подход годен для уважения высоких моральных качеств» своей нации, а вот в сфере международных отношений, чтобы не проиграть, не быть униженным и порабощенным нужно пользоваться прагматическим подходом при выработке своего отношения к той или иной проблеме. Сегодня необходимо руководствоваться тем, что выгодно, причем, прежде всего для своего государства. Сегодня важно признать реальность такой, какая она есть. Этот принцип первичен по отношению к, скажем, тем же высоко моральным законам справедливости, хотя последнее тоже находит своих сторонников. Тем более, что морально-нравственные принципы – понятие абстрактное, а прагматизм – в большей степени реален. Особенно решительно пользуются прагматическими принципами американские политики. По сути, эта смелость в отказе от универсальных норм, как критериев «правильного» политического действия, есть признак их профессионализма, который в случае Запада состоит в чисто техническом отношении к предмету, вопреки духу той культуры, в сфере которой эти политики живут.

Политическая философия вообще считает все эти исторические, культурные, духовные и прочие аргументы в свете международных отношений сугубо формальными, т.к. по самой своей природе они чисто условные, «теоретические» или «технические» – т.е. придуманные человеком для того, чтобы обеспечить порядок и тот самый устоявшийся жизненный уклад, без которого невозможно человеческое счастье. Именно так на них смотрит Восток, особенно японцы, для которых вообще всякая абстракция – вещь чисто формальная, а ценностью наполнены лишь реальные вещи. Им чужды все фундаментальные науки, но они «обожествляют» чуть ли не все, что их окружает: растения, какие-то географические объекты (море, небо, земля, огонь), но главная ценность здесь – человек, причем без всякой идеологии, т.е. у японцев ценится то, что реально можно видеть, слышать, трогать обонять, осязать. Поэтому, защищать нужно то, что реально, то, что объективно. В этом заключается национальное достоинство по-японски. Японские политики отстаивают то, что может дать им величие (кстати, именно величие, является достоинством, согласно Ж. Бодену), материальное благосостояние и уверенность в самих себя. В своей политической деятельности японские государственные лидеры опираются на главное – на предпочтение своих чужим. Вот принцип, которым должны руководствоваться истинные политики, правители своей страны. В этом принципе, какой бы подход не был основополагающим, заключается международно-политическая суть национального достоинства. Если у японцев предложенный принцип заложен природой, у лидеров Запада – это просто формальный профессиональный канон, то у нас приходится принимать чужие правила политической игры.

В конечном счете, обратите внимание на простого обывателя: ему больше близки и необходимы какие-то реальные блага, т.е. те же дом, автомобиль, возможность получить хорошее образование, медицинское обслуживание, питание, отдых, наконец, жить в своей стране, трудиться в ней, получить все права (экономические, политические, гражданские и т.д.). Думается его, мало волнуют философские рассуждения о справедливости, тем более в политике: человек прекрасно осознает, что политика, и тем паче международная политика – это игра. На смену абстрактной философии приходит прагматические принципы жизни. Даже проблема войны и мира – это не спор: кто прав – кто виноват, а реальная потребность людей в мирной жизни. И это, на мой взгляд, то же относится к «высоким» ценностям общечеловеческого характера. Если же говорить о морали, то нет ничего аморального в том, что человек стремится к умиротворенной социально и экономически самодостаточной, уверенной и защищенной жизни; в том, что люди хотят жить в своей стране, под мирным небом, исповедать свою религию и культуру. Значит, определяя свой внешнеполитический курс, руководство страны должно тщательно изучать те ценности и блага, которые господствуют в том или ином государстве. Отсюда, как правило, вытекают и потребности населения. И лишь потом, исходя из изученного, определить на какой подход делать акцент, защищая свои национальные интересы на международной арене. Когда же нет определенности – это свидетельствует об ущемленном, если не о вовсе отсутствующем национальном достоинстве. Несостоятельность и неоправданность национального достоинства — козырная карта в руках оппонентов.

Читайте также:  Как подобрать очки для зрения самостоятельно

Что касается морали, как таковой, то на Западе она выражается в идеологии, некоем «ложном знании», с помощью которых западные политики обосновывают свои притязания и действия, у нас же – на постсоветском пространстве мораль как раз таки и есть «высокие моральные качества», которые совсем не интересны и не актуальны в мире. С другой стороны – принимать чужую мораль и мышление, выступать заодно с теми же западниками совершенно ненормально, и, соответственно, тоже ущемляет национальное достоинство.

Современный политик – интеллектуал при прагматическом подходе определяет законным чего угодно исключительно через нормативную аргументацию), есть различают между «правильным» и «неправильным», «законным» и «незаконным»). Философская дилемма «добро-зло» им идентифицируется через призму политического режима: демократия – добро, коммунизм – зло). Это свойственно не только Западу, но постепенно приживается и у нас.

И самое главное – вера, вечная вера в универсальность своих «принципов» и «ценностей», вера в свою правоту, в национальные идеалы. По сути вот эта вечная вера и приводит к самоутверждению. При этом это совсем не означает, что высовывание со своим «я» должно отвергать другие национальные идеи. Например, у восточного мировоззрения природой заложено отсутствие отрицательного отношения к чужим «я», у западной идеологии оно крепко закреплено. Более того, запад хладнокровно, организованно, рационально экспортирует эту манеру и само понимание западниками добра и зла, мобилизуя для этого мировую бюрократию и мировые же экономические, а при случае, и военные инструменты.

Итак, при учете изученного о «национальном достоинстве» согласно теоретическим исследованиям философии, этики, психологии, понятие имеет спорный характер: что первично: мораль или прагматизм. Перенося доводы относительно морального подхода к национальному достоинству и прагматического подхода к нему, оказывается: прагматизм побеждает, более того, классическое понимание морали не воспринимается вовсе, а часто совпадает с прагматизмом. Здесь же интересен как опыт Востока, так и западное воплощение национального достоинства: они абсолютно разные, но едино у них одно – они живут своим умом и в мировоззренческих, и в политических вопросах. Это заложено в них природой и является вполне естественным проявлением «себя». Поэтому, национальное достоинство есть некое восприятие «себя», через которое должен осуществляться процесс реализации национальных интересов на международной арене.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Аналитические методы в исследовании международных отношений. Сборник научных трудов. Москва, 1997
  2. Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право, Москва, 2000
  3. Ицхокин А., Национальный интерес и национальное достоинство. // Международная жизнь, 1994, 3
  4. Фельдман Д.М. Закономерности и тенденции в развитии международных отношений // Введение в социологию международных отношений. Учебное пособие. Москва, 2000, c.261
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Москва,1991
  6. Oxford Advanced Learner Dictionary. Oxford University 2000
  7. Ушаков Н.А. Основание международной ответственности. Москва (Норма ИНФРА), 1997

Достоинство

В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью.

Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей декларацией прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. Реализация этого принципа связана с необходимостью осмысления содержания этого понятия.

Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей.

Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств в профессиональной деятельности.

Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа.
В частности, это касается тех людей, которые своими действиями, опытом жизни показали, что были «далеки от моральных поступков». Однако в этой ситуации более «продуктивным», с точки зрения морали, будет желание увидеть в самом себе человека, способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на добрые дела и т. п.

В отношениях с людьми в профессиональной сфере, учёбе каждый человек должен признавать профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т. д. Сотрудничество с людьми возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства других людей тесно увязано с позицией о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.

Рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия.

Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости.

Представляется, что признание достоинства других людей не отделимо от оценки своей значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о различных разновидностях достоинства (гордости).

Применимо это понятие и к профессиональной гордости специалиста по связям с общественностью, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе.

Это связано с осознанием такого факта, что Я, как специалист, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны.

Самоуважение играет большую роль во всех видах деятельности, оно сохраняет у человека ощущение своей значимости. Однако необходимо адекватно оценивать собственную значимость с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т. п.

Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность».

Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека; если оно проявляется в отношениях с другими людьми, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других людей.

Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны уважать достоинство других людей.

Итак, отметив роль самоуважения в жизни человека, необходимо:

утверждать собственное достоинство по результатам своей деятельности, в самооценке собственной значимости учитывать мнение других людей;

способствовать развитию чувства самоуважения у других людей в тех случаях, когда у них налицо неуверенность в собственной значимости;

поддерживать чувство собственного достоинства людей, одобряя их успешные действия.

Роль самоуважения в жизни каждого человека велика. Жить с самоуважением – значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой и другими людьми за свои чувства и мысли.

Контрольные вопросы

1. Почему достоинство является не только оценочным, но и императивным понятием?

2. Можно ли человека, не имеющего достоинства (в субъективном смысле), назвать жалким, а человека, не желающего иметь достоинство, – презренным?

3. Определяется ли достоинство происхождением, богатством?

4. Связано ли достоинство с социальным статусом личности?

Честь

Понятие «честь» отражает признание достоинства человека другими людьми.Такие высказывания, как «честь имею», «для меня большая честь», характеризуют принятие человеком этого признания.

В понятии «честь» утверждается:

– наличие норм, требований, которые предъявляются данным сообществом к человеку;

– наличие поступков, позволяющих судить о степени соответствия этим требованиям;

– зависимость человека от мнения сообщества и страх перед ним, заставляющие «умножать собственные силы».

Исторически формирование понятия «честь» было связано с сословными представлениями о достойном. Честь приписывалась только определённым (высшим) сословиям. Задавались жёсткие стандарты поведения, так называемые кодексы чести. Таковым, например, в средневековой Европе являлся рыцарский кодекс чести. Он включал в себя следующие добродетели: смелость, постоянную готовность к смерти, верность, щедрость.

В эпоху Нового времени понятие «честь» связывается с правилами и обязанностями граждан в государстве.

Особое место принадлежит категории чести в протестантской этике, где она закрепляется за теми категориями людей, которые успешны, преуспевают в делах.

Контрольные вопросы

1. Как связаны понятия «честь» и «ответственность»?

2. Применимо ли понятие «честь» в профессиональном сообществе?

3. Как связаны понятия «честь» и «слава»?

4. Проанализируйте высказывания:

«Как не может человек сам поднять себя, так и возвеличить себя» (Л. Н. Толстой).

«Человек прав, если верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его; но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек, который хуже его» (Л. Н. Толстой).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8923 — | 6986 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:
  • http://womanadvice.ru/chelovecheskoe-dostoinstvo
  • http://psyh.info/article/harakter/dostoinstvo-cheloveka.html
  • http://radjcarbune.wordpress.com/2017/09/15/%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5/
  • http://studopedia.ru/7_167527_dostoinstvo.html