Меню Рубрики

Универсальный язык жестов с точки зрения

универ­ситетов лев­шей в два раза боль­ше, чем в среднем среди всего населения. Криминалистика тоже не обходит стороной эту тему. Не только «король револь­вера» Билли Кид любил стрелять ле­вой рукой; по статистике, среди малолетних преступников левшей вдвое больше, чем тех, кто орудует правой. Среди людей, страдающих заиканием, ночным недержанием мочи, среди шизофреников и умст­венно отсталых левшей также несоразмерно много. По-видимому, обе крайности — гениальность и поме­шательство — чаще встречаются у левшей.

Эволюция человеческой руки

Животные вообще тяготеют к односторонности, од­нако среди обезьян в равной степени представлены правши и левши. Но в неволе большинство из них предпочитают правую, видимо, «обезьянничают», наблюдая за людьми. Тот, кому в зоопарке приходи­лось внимательно наблюдать повадки шимпанзе, орангутангов и горилл, наверняка поражался их сходству с поведением человека. Оно особенно на­глядно проявляется в движениях рук, когда обезь­яна ест банан, чешется, ласково берет за руку партнера. Обезьянья лапа и человеческая рука демонст­рируют при этом практически одинаковую сноровку, даже когда речь идет о самых сложных движениях. Именно с появлением первых приматов около шес­тидесяти миллионов лет назад начинается история человеческой руки. Однако исходная форма нашей передней конечности была создана гораздо раньше: возраст нужно отсчитывать, начиная с рыбьего плав­ника с пятью лучами. Древний сородич сегодняш­ней двоякодышащей рыбы отправился на завоева­ние суши более трехсот пятидесяти миллионов лет назад. Он стал общим прапредком амфибий, репти­лий, птиц и млекопитающих. Многие позвоночные до сих пор сохранили пятипалые конечности.

Эволюцию руки обезьяны и человека предопреде­лило, по-видимому, то, что наши предки должны бы­ли приспособиться к жизни на деревьях. Приматам нужна была лапа, способная не только отталкивать­ся от земли при беге. Они должны были научиться сгибать пальцы, чтобы цепляться за ветки и лазить по ним. Так у наших предков сформировалась нео­бычная конечность с длинными пальцами, практи­чески каждый из которых может двигаться незави­симо от остальных. А для того чтобы рука не соскаль­зывала с ветки, на ладони выработался рельеф, вроде того, что есть на автомобильной шине. Эта си­стема бороздок на подушечках пальцев образует не­повторимый рисунок.

Практическое ее назначение в том, чтобы увеличивать силу трения. Кроме того, бывшие обитатели деревьев получили дополнитель­ное «сцепляющее средство» — это пот на стопах и ла­донях. Он выделяется особенно активно в моменты опасности. Когда наши ладони и стопы потеют от волнения или стресса, это не что иное, как древней­ший рефлекс, реакция на экстремальную ситуацию при подготовке к побегу, охоте, борьбе. К колебани­ям температуры пот на ладонях и стопах не имеет никакого отношения: ведь даже в очень сильную жа­ру во время сна руки и ноги никогда не потеют. А после пробуждения должно пройти некоторое время, прежде чем «смазка» начнет вырабатываться, поэто­му многие обезьяны сразу после сна лазают по де­ревьям с чрезвычайной осторожностью.

Универсальный язык жестов

С точки зрения зооморфологии, существенных раз­личий между возможностями человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек берет мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев, и шимпанзе делает точно так же, но чуть более неук­люже,- вот и вся разница. Однако если перечислить все, что может человеческая рука помимо хватания, станет ясно, насколько далеко мы ушли от своих ла­зающих по деревьям предков. Красноречивее всего об этом свидетельствует язык, на котором разговари­вают глухонемые, — язык жестов. В этом языке руки полностью берут на себя функции звучащей речи. Но и просто разговаривая друг с другом, мы все рав­но помогаем себе руками. Жест, как правило, сопут­ствует словесному объяснению. Попробуйте, напри­мер, объяснить ребенку, что такое винтовая лестни­ца, и вы увидите, как ваша рука начнет энергично рисовать в воздухе петли серпантина. Речь и жести­куляция прочно связаны в нашем мозге. Люди, ко­торым во время эксперимента запрещалось сопро­вождать беседу движением рук, говорили гораздо менее отчетливо, вяло, с трудом формулировали мысль и путали отдельные понятия.

Активная жестикуляция — незаменимый помощ­ник речи, когда оратору приходится выступать на почтительном расстоянии от публики. Поэтому акте­ры на сцене жестикулируют гораздо активнее, чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля, игравшего в придворном театре ге­роические роли. Вероятно, у него будущий фюрер научился простирать руки к слушателям и привле­кать их скорее жестами,

чем аргументами. Жесты выдают человека, когда он лжет. Зрители, которым было дано задание выражать восторги по поводу заведомо беспомощного фильма, разоблачали себя ску­достью и невыразительностью жестикуляции. По не­которым независимым от слов движениям, вроде постукивания пальцами по столу, мы можем судить о внутреннем состоянии собеседника, угадываем исхо­дящую от него доброжелательность или угрозу. Дру­гие движения, например почесывание затылка, сви­детельствуют о нехватке слов или смущении говоря­щего. Может быть, в этом жесте заложена также подсознательная попытка стимулировать мозг. Эти­ми вопросами занимается психология жестов. Она, однако, совершенно бессильна перед загадкой того, как именно мозг контролирует движения рук и включает их в контекст поведения и речи. Получа­ется, что мы приблизительно представляем себе связь моторики с абстрактным мышлением и осяза­нием, но как и благодаря чему действует эта связь — остается для нас тайной за семью печатями.

Все дороги ведут в мозг

Обычное действие, для которого предназначена человеческая рука, — взять нужный предмет и пере­нести его в другое место. Но какие гигантские дости­жения эволюции, какие усилия природы вложены в это естественное, подчас неприметное действие, стало очевидно лишь при первых попытках сделать руку-робот. «То, что для руки простейшая задача, для нас пока недостижимая вершина», — признается Ф. Пфайфер, научный сотрудник Технического уни­верситета в Мюнстере. Его лаборатория сконструи­ровала руку с четырьмя пальцами, которая приво­дится в действие гидравлическим устройством и да­же может ухватить такой хрупкий предмет, как яйцо. Но для этого движение каждого пальца нужно заранее программировать в зависимости от разме­ра и формы яйца. Малейшая неточность — и катаст­рофа неизбежна! Взять стакан с водой и поставить в нужное место — для робота это пока очень сложно. Он не в силах переместить предмет в пространстве так же быстро, точно, осторожно, как это постоянно делает человек (и уж просто невозможно научить ро­бота жонглировать!). Ни один из созданных по сей день роботов не в состоянии оценить, какова поверх­ность предмета — гладкая или шероховатая, горячая или холодная, жесткая или мягкая. Из двухсот с небольшим костей, поддерживаю­щих нашу «водянистую» плоть, больше четвер­ти — 54 — приходится на обе

О чем могут рассказать жесты? 75 признаков языка тела

Автор: pikacho · Опубликовано 09.06.2016 · Обновлено 04.10.2018

Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Невербальные средства коммуникации

Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.

Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.

И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.

Умение правильно читать секретный язык жестикуляции позволит избежать неприятных ситуаций. К примеру, специалистам в области HR без знаний о скрытых намерениях потенциальных служащих не обойтись.

Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.

Примеры невербального общения

  • Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.

Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.

Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.

Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.

Психология жестов

Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.

Автор, анализируя мельчайшие детали, выделяет 2 важных приоритета.

Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.

Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.

С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.

Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ

С точки зрения (зоо)м…рфологии существе…ных р…зличий между возможностями ч…ловеч…ской руки и лапой обез…яны нет. Ч…ловек б…рет мелкий предмет конч…ками большого и ук…зательного пальцев и ш…мпанз… делает точно так(же) но чуть более (не)уклюж… вот и вся разница. Однако если перечислить все что может ч…ловеч…ская рука помимо хв…тания станет ясно (на)сколько далеко мы ушли от своих лаз…ющих по деревьям пре…ков. Краснор…чивее всего об этом св…дет…льствует язык на котором ра…г…варивают глухонемые язык жестов. В этом языке руки полностью б…рут на себя функции звучащ…й речи. Но и просто ра…г…варивая друг с другом мы все равно пом…гаем себе руками. Жест как правило сопутству…т сл…вес…ному об…яснению. Попробуйте (на)пример об…яснить р…бенку что такое винтовая лес…ница и вы увид…те как ваша рука нач…на…т энергично рисовать в воздухе петли с…рп…нтина. Речь и ж…стикуляция прочно связа…ны в нашем мозгу. Люди которым (во)время эксп…р…мента запр…щалось сопр…в…ждать б…седу движением рук говорили г…раздо менее отч…тл…во вяло с трудом ф…рмулировали мысль и путали отдельные п…нятия.

Активная ж…стикуляция (не)заменимый помо…ник речи когда …ратору приход…т…ся выступать на п…чтительном ра…стояни… от публики. (По)этому актеры на сцене ж…стикулируют г…раздо активнее чем в кино. Адольф Гитлер брал в два…цатые годы уроки у актера Базиля игравш…го в пр…дворном театре г…роические роли. Вероятно у него буду…щий фюрер научился пр…ст…рать руки к слушат…лям и пр…влекать их скорее жестами чем …ргументами. Жесты выдают ч…ловека когда он лж…т. Зрит…ли которым было дано задание выр…жать в…сторги по поводу заведомо бе…помощ…ного фильма раз…бл…чали себя скудостью и (не)выр…зительностью ж…стикуляции. По некоторым (не)зависимым от слов дв…жениям (в)роде п…стукиваний пальцами по столу мы можем судить о внутре…нем с…ст…янии соб…седника угад…ваем и…ходящую от него д…бр…желательность или угрозу. Другие дв…жения (на)пример поч…с…вание з…тылка св…детельствуют о (не)хватке слов или смущени… г…в…рящ…го. Может быть в этом жесте заложе…на так(же) по…с…знательная попытка ст…мулировать мозг. Этими в…просами зан…ма…тся пс…хология жестов она однако соверше…но бе…сильна перед загадкой того как именно мозг к…нтр…лирует движения рук и включа…т их в контекст пов…дения и речи. Получает…ся что мы пр…бл…зительно пр…дст…вляем себе связь м…торики с …бстрактным мышлением и ос…занием но как и бл…г…даря чему действует эта связь ост…ёт…ся для нас тайной за семью п…чатями.

Читайте также:  Очки для зрения без оправы минск

117. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Составьте план текста.

Универсальный язык жестов

С точки зрения зооморфологии, существенных раз-личий между возможностями человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек берет мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев, и шимпанзе делает точно так же, но чуть более неук-люже,- вот и вся разница. Однако если перечислить все, что может человеческая рука помимо хватания, станет ясно, насколько далеко мы ушли от своих ла-зающих по деревьям предков. Красноречивее всего об этом свидетельствует язык, на котором разговари-вают глухонемые, — язык жестов. В этом языке руки полностью берут на себя функции звучащей речи. Но и просто разговаривая друг с другом, мы все рав-но помогаем себе руками. Жест, как правило, сопут-ствует словесному объяснению. Попробуйте, напри-мер, объяснить ребенку, что такое винтовая лестни-ца, и вы увидите, как ваша рука начнет энергично рисовать в воздухе петли серпантина. Речь и жести-куляция прочно связаны в нашем мозге. Люди, ко-торым во время эксперимента запрещалось сопро-вождать беседу движением рук, говорили гораздо менее отчетливо, вяло, с трудом формулировали мысль и путали отдельные понятия.

Активная жестикуляция — незаменимый помощ-ник речи, когда оратору приходится выступать на почтительном расстоянии от публики. Поэтому акте-ры на сцене жестикулируют гораздо активнее, чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля, игравшего в придворном театре ге-роические роли. Вероятно, у него будущий фюрер научился простирать руки к слушателям и привле-кать их скорее жестами,

чем аргументами. Жесты выдают человека, когда он лжет. Зрители, которым было дано задание выражать восторги по поводу заведомо беспомощного фильма, разоблачали себя ску-достью и невыразительностью жестикуляции. По не-которым независимым от слов движениям, вроде постукивания пальцами по столу, мы можем судить о внутреннем состоянии собеседника, угадываем исхо-дящую от него доброжелательность или угрозу. Дру-гие движения, например почесывание затылка, сви-детельствуют о нехватке слов или смущении говоря-щего. Может быть, в этом жесте заложена также подсознательная попытка стимулировать мозг. Эти-ми вопросами занимается психология жестов. Она, однако, совершенно бессильна перед загадкой того, как именно мозг контролирует движения рук и включает их в контекст поведения и речи. Получа-ется, что мы приблизительно представляем себе связь моторики с абстрактным мышлением и осяза-нием, но как и благодаря чему действует эта связь — остается для нас тайной за семью печатями.

Все дороги ведут в мозг

Обычное действие, для которого предназначена человеческая рука, — взять нужный предмет и пере-нести его в другое место. Но какие гигантские дости-жения эволюции, какие усилия природы вложены в это естественное, подчас неприметное действие, стало очевидно лишь при первых попытках сделать руку-робот. «То, что для руки простейшая задача, для нас пока недостижимая вершина», — признается Ф. Пфайфер, научный сотрудник Технического уни-верситета в Мюнстере. Его лаборатория сконструи-ровала руку с четырьмя пальцами, которая приво-дится в действие гидравлическим устройством и да-же может ухватить такой хрупкий предмет, как яйцо. Но для этого движение каждого пальца нужно заранее программировать в зависимости от разме-ра и формы яйца. Малейшая неточность — и катаст-рофа неизбежна! Взять стакан с водой и поставить в нужное место — для робота это пока очень сложно. Он не в силах переместить предмет в пространстве так же быстро, точно, осторожно, как это постоянно делает человек (и уж просто невозможно научить ро-бота жонглировать!). Ни один из созданных по сей день роботов не в состоянии оценить, какова поверх-ность предмета — гладкая или шероховатая, горячая или холодная, жесткая или мягкая. Из двухсот с небольшим костей, поддерживаю-щих нашу «водянистую» плоть, больше четвер-ти — 54 — приходится на обе

руки. За легкостью игры пианиста стоит сла-женное взаимодействие 15 ореховидных, шар-нирных и седловидных суставов. Однако точ-ность этих действий оп-ределяется не только от-лаженной механикой. Тайна совершенства че-ловеческой руки — в не-разрывной связи с моз-гом. Там сходятся все нити, управляющие пре-красно сработавшимся оркестром пальцев, су-хожилий, мускулов и ко-стей. Именно мозга не хватает роботу. Наверное, при больших затратах технически возможно создать ро-бот с механическими возможностями, как у челове-ческой руки. Но даже идеальный робот не сможет чувствовать, жестикулировать, включаться в обще-ние. Так что все эксперименты с искусственной ру-кой служат в конечном счете лишь тому, чтобы дока-зать: в мире человеческой цивилизации рука может сделать почти все. Кроме самой руки.

Язык жестов с точки зрения психологии. Что такое кинесика

Самая важная составляющая общения – коммуникация, то есть обмен информацией. Если спросить, что играет главную роль в этом обмене, то большинство опрошенных назовут слова, речь, язык. И ошибутся. Речевые или, как говорят психологи, вербальные средства, конечно, участвуют в общении, но на их долю приходится не более 20 % передаваемой информации. А остальные 80-90 % передаются с помощью невербалики, главным образом языка жестов, мимики и пантомимики.

Что такое кинесика

Преобладание неречевых средств в общении только на первый взгляд кажется удивительным. А если подумать, то несложно понять, что наши телодвижения, позы, мимика не просто оформляют общение, а несут основную часть информации. Ведь один только взгляд, улыбка, движение брови или взмах рукой могут изменить значение речевого высказывания на прямо противоположное. Например, выражение «Какой ты умный!» далеко не всегда комплимент. А слова «Какой же ты дурачок!» не обязательно являются оскорблением.

Движения, как средства общения, часто называют жестами. Такая широкая трактовка этого понятия привычна и принята в обыденной речи. Но в социальной психологии жестами называют лишь сравнительно небольшую часть коммуникативных движений. А в отношении их всех чаще используют понятие «кинетические средства» или «кинемы» по аналогии с фонемами – частицами речевых средств.

Кинетические средства – это движения или любые визуально различимые изменения, которые происходят в организме человека и несут информацию о его состоянии. Например, покраснение кожи лица – свидетельство смущения или гнева, а побледнение – страха или слабости. Наука, изучающая роль телодвижений и жестов в общении, называется кинесикой.

Существует три группы кинем, которые имеют свои особенности и играют разную роль в передаче информации.

Врожденные экспрессивные движения

Все невербальные средства «старше» речевых, но и среди них есть свои долгожители. Древнейшими кинетическими средствами являются так называемые экспрессивные реакции или экспрессивные движения, которые имеют врожденный, рефлекторный характер.

К экспрессивным реакциям относятся видимые невооруженным глазом изменения, происходящие с человеком при переживании им различных эмоций. Природа экспрессивных движений физиологическая, они обусловлены тем, что под влиянием того или иного настроения меняются и физиологические процессы: гормональный фон, работа сердечно-сосудистой, пищеварительной, двигательной системы, характер потоотделения и т. д.

Если эти изменения проявляются внешне, то они служат достоверным источником информации об эмоциональном состоянии индивида. Например, переживание чувства страха сопровождается выбросом адреналина в кровь и учащением сердцебиения. Из-за прилива крови к сердцу ухудшается снабжение ей головного мозга – человек бледнеет, может испытывать слабость, головокружение, даже потерять сознание. Мышечная слабость в свою очередь проявляется в треморе – дрожании конечностей. Выброс адреналина приводит и к изменению зрачков – они становятся большими, заполняющими почти всю радужку.

В состоянии гнева, напротив, человек часто краснеет. О том, кто находится в ярости, часто говорят, что ему кровь бросилась в голову. И это именно так. В отличие от того, кто переживает страх, у разозленного человека зрачки сужаются. Его мышцы напрягаются – сжимаются кулаки, а на скулах появляются желваки.

К врожденным экспрессивным движениям, участвующим в процессе общения, относят следующие реакции:

  • тремор – дрожание конечностей;
  • кожно-гальваническую реакцию – потоотделение;
  • мурашки по телу, как следствие раздражения и активизации волосяных луковиц, расположенных под кожей – реакция атавистическая, доставшаяся нам от волосатых предков;
  • изменение размера зрачков;
  • изменение ритма и частоты дыхания;
  • побледнение и покраснение кожных покровов;
  • плач;
  • улыбку и смех.

Особенность врожденных экспрессивных реакций в их рефлекторном характере, поэтому человек не может ими управлять и с трудом контролирует. Так, мы не можем покраснеть или побледнеть по собственному желанию, если, конечно, не вызвать соответствующее воспоминание. Но мало кто переживал в жизни такую ситуацию, чтобы при одном только воспоминании о ней бросало в краску.

Поэтому кинетические средства несут самую правдивую информацию. Исключением является улыбка, которая тоже относится к врожденным экспрессивным движениям. Она настолько ценится в общении, что человек научился ей управлять, правда, не до конца. В улыбке участвуют не только мышцы вокруг губ, но и глаза, в том числе их выражение, своеобразное напряжение мышц, изменяющее разрез глаз. Поэтому неискренняя, дежурная улыбка, в которой не участвуют глаза – это ничего не значащий акт вежливости, демонстрация зубов без кариеса. Такую улыбку еще называют голливудской.

Чтобы получить правдивую информацию о состоянии партнера и его отношении к теме разговора и собеседнику, нужно не просто знать значения экспрессивных движений, но и быть наблюдательным человеком. Впрочем, частично эту информацию мы получаем неосознанно, на интуитивном уровне, поэтому часто не можем объяснить, почему нам нравится или не нравится какой-то человек.

Пантомимика, мимика, позы

В следующую группу кинетических средств общения входят мимические и пантомимические движения. Они очень разнообразны и тоже несут информацию, прежде всего, об эмоциональном состоянии человека, его отношении к партнеру и оценке ситуации общения.

Например, хорошо демонстрирует эмоциональное состояние походка. В унылом, грустном, подавленном настроении человек движется медленно, его плечи и голова опущены, руки безвольно свисают вдоль тела, а ноги с трудом отрываются от земли, поэтому шаркают. А в хорошем, бодром настроении человек идет энергично, его шаги четки и уверенны, хорошо заметна отмашка руками, а голова поднята вверх.

Особенности пантомимики

Все наши телодвижения в значительной степени связаны с физиологическими процессами, не исключение и пантомимика. Например, когда человеку страшно, он испытывает чувство холода, поэтому непроизвольно сжимается, втягивает голову в плечи, обхватывает себя руками. Движения его становятся экономными, так как он старается «спрятаться» — быть незаметным, занимать как можно меньше места.

А вот гнев, сопровождающийся повышенным мышечным тонусом, является причиной резких, размашистых и часто плохо скоординированных движений. Человек может делать сильные рубящие движения ладонью, стучать кулаком по столу или по своей ладони, грозить указательным пальцем. Во время письма у разгневанного человека ручка бывает прорывает бумагу из-за слишком сильного нажима и резких движений.

Напротив, в хорошем доброжелательном настроении человек совершает плавные, округлые движения. Он спокоен, поэтому в движениях нет резкости, и ничего не боится, значит, открыт миру.

Несмотря на связь с физиологией, человек может управлять своими движениями и контролировать пантомимику и мимику. Именно эта область кинесики является основной для построения сценического образа у актеров, для передачи настроения и характера персонажей.

Управлять своими движениями учатся и политики под руководством психологов. Это важно, чтобы уметь скрыть свои намерения или продемонстрировать нужное отношение к партнеру и теме разговора.

Мимика, как средство общения, играет столь важную роль, что дети учатся ее понимать буквально с рождения. 2-3-месячный малыш уже улыбается в ответ на улыбку мамы и плачет, когда она сердито хмурится.

У человека 18 основных мимических мышц, и они, участвуя в коммуникативном процессе, способны произвести бессчетное количество разнообразных движений. Описать все выражения лица нереально, тем более мимика – это отражение индивидуальности личности, и она уникальна у каждого человека. Мимические движения создают первое впечатление о человеке, ведь при встрече мы прежде всего обращаем внимание на лицо.

Понимая значение мимики, человек учится ей управлять, следить за выражением своего лица. Но постоянно держать под контролем все мимические движения невозможно, и истинные чувства и намерения все равно хоть на мгновение, но прорываются сквозь искусственную маску. Вот на мгновение человек прикусил нижнюю губу или непроизвольно облизнул ее – это свидетельство о беспокойстве. А вот слегка дрогнул уголок губ с одной стороны – это выражение презрительного сомнения или скептического отношения.

Особую роль в мимике играют глаза, которые передают, пожалуй, самую искреннюю информацию о состоянии человека. Поэтому люди прежде всего обращают внимание на глаза своего собеседника. По ним можно определить настроение, готовность помочь или желание отомстить. А как блестят, буквально сияют глаза, когда человек влюблен и смотрит на объект своей симпатии! Вот лишь несколько значений выражений и движений глаз, знание которых помогут вам понять вашего собеседника.

  • Если человек непроизвольно отводит взгляд, опуская глаза вниз – то он лжет, недоговаривает или что-то скрывает.
  • Если же, отводя глаза, ваш собеседник направляет взгляд вверх, но он просто не знает что вам сказать, не знает ответ на ваш вопрос, но не хочет, чтобы вы об этом догадались.
  • Если зрачки глаз внезапно расширяются, то что-то вашего партнера сильно напугало.
  • Если зрачки сужаются, а глаза буквально превращаются в щелки, да еще и губы сжимаются, будьте осторожны – человек, с которым вы общаетесь, разгневан.
  • Если глаза вашего партнера блестят и он внимательно изучает ваше лицо, то этот человек заинтересован разговором или вами лично.
  • Если глаза неподвижны и словно остекленели, а собеседник смотрит в одну точку, то это свидетельство потрясения или глубокой задумчивости.
  • Если в процессе разговора ваш партнер отводит взгляд и начинает рассматривать предметы обстановки или пейзаж за окном, то стоит подумать о прекращении общения или смене темы разговора – ваш собеседник потерял к нему интерес.
Читайте также:  Продукты вредные для глаз и зрения

Это, конечно, далеко не все сигналы, которые передают глаза, но сказанного достаточно, чтобы понять, насколько важно обращать внимание на их выражение.

Несмотря на то, что позы – это статические положения тела, они все равно относятся к кинесике. То, какую позу человек принимает во время разговора, свидетельствует о его отношении к ситуации общения и к партнеру.

Если люди, занимающиеся организацией коммуникативного процесса, знают роль движений в общении и следят за ними, то на позы внимание обращают значительно меньше. Исключением является самая известная поза, которую называют закрытой: человек скрещивает руки на груди, переплетает пальцы или перекрещивает ноги, закрываясь тем самым от собеседника. Эта поза еще называется защитной, хоть правильнее ее назвать позой дистанцирования. Ее принимают не только в той ситуации, когда человек опасается партнера по общению или чувствует неуверенность перед ним, но и тогда, когда хотят дистанцироваться от неприятной ситуации. Например, часто со скрещенными на груди руками сидит преподаватель на экзамене и явно не потому, что боится студентов.

Но кроме этой общеизвестной позы есть множество других. Например, «поза ферта», когда человек стоит, упершись руками в бока. Это демонстрация самоуверенности и превосходства, нередко наигранного, если индивид хочет казаться более уверенным, чем на самом деле.

Есть позы демонстрации своей сексуальной роли. У мужчин это стойка с ногами шире плеч и руками в карманах, или когда большие пальцы рук засунуты за ремень брюк. У женщин это поза, сидя и положив нога на ногу. А уж если дама покачивает одной ногой, то она явно рассматривает своего собеседника как потенциального сексуального партнера, возможно, и неосознанно.

Жесты и их особенности

Если рассматривать жесты в узком смысле слова, то они считаются третьей, самой специфической группой кинетических средств. Особенность жестов в том, что они имеют не психофизиологическую, а социальную основу, то есть являются продуктом групповой культуры. Дети их осваивают в процессе социализации, а представителям иной культуры приходится запоминать значение жестов так же, как и значение слов иностранного языка.

Жестов меньше, чем, например, пантомимических движений, но они несут более разнообразную по характеру информацию. Кроме эмоционального состояния и оценки, с помощью жестов можно передать разнообразные идеи и понятия, в том числе знаки, например, цифры. Можно выразить даже абстрактные категории: любовь – составленное из больших и указательных пальцев рук сердечко; победа – поднятые вверх большой и безымянный палец в виде латинской буквы V и т. д.

Жестами сопровождают обращение к Богу – крестное знамение у христиан или умывающий жест ладонями у мусульман. А знак «козы» — выставленные вперед указательный палец и мизинец – отвращает зло. Есть жесты приветствия, прощания, жесты поддержки и неприятия, жесты поощрения и наказания. А какое разнообразие оскорбительных жестов!

Жесты, рожденные в одних культурах, могут быть не поняты представителями других народов или неформальных групп.

  • Так, распространенный в последнее время жест OK – соединенные в кольцо большой и указательный пальцы – пришел из американской культуры, где он означает: «все в порядке». Но у германцев, например, этот жест значит «ноль», у японцев – это «деньги», а у народов Передней Азии вообще оскорбительный жест.
  • Привычное нам выражение одобрения – поднятый вверх большой палец – тоже не везде имеет такое значение. В Германии – это просто «один», а в Греции соответствует по значению поднятому вверх среднему пальцу, то есть является фаллическим символом.

Учитывая такое разнообразие жестов и их значений в различных странах, становится понятно, что изучения языка жестов не менее важно для взаимопонимания, чем изучения языка слов.

Язык телодвижений и жестов, выражений глаз и мельчайших нюансов эмоциональных состояний – это огромный пласт древнейших средств коммуникации. Он настолько древен и имеет такие глубокие природные корни, что понятен даже животным, особенно тем, что живут рядом с нами. Постижение науки кинесики не только позволит вам чувствовать и понимать своих собеседников, но и самим стать мудрее.

Универсален ли язык жестов?

Когда не знаешь каких-либо слов на иностранном языке, есть соблазн объясниться с помощью жестов, буквально – “на пальцах”. Но необходимо помнить, что не все жесты будут понятны вашим зарубежным партнерам, поскольку они не универсальны. В разных странах одни и те же жесты могут иметь совершенно иное значение, как устный язык зависит от типа культур, так и язык жестов наций порой отличается один от другого. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным у одной нации, у другой – он ничего не обозначает или имеет совершенно противоположное значение. Так покачивание головой из стороны в сторону, означающий в России и большинстве стран Европы «нет», в Болгарии, Греции и Индии означает одобрение, в то время как кивок головой — несогласие. Отрицательный жест у неаполитанцев, тоже несколько для нас непривычен, это вздернутая вверх голова при неодобрительно оттопыренной нижней губе.

«О’кей» — в англоговорящих странах воспринимается однозначно как одобряющий, положительный жест. В то же время во Франции это выражение отрицательных эмоций, а в Бразилии вообще считается вульгарным. В разных культурах этот он толкуется по-разному — от восхищения до серьезного оскорбления (мол, ты — абсолютный ноль). Например, в Германии в суде был прецедент связанный с этим, казалось бы, безобидным жестом. Некий водитель, мимоходом оскорбил полицейского, показав ему из окна машины большой и указательный пальцы руки, сомкнутые колечком. Но немецкий полицейский обиделся и подал в суд. Судья, основательно изучив соответствующую литературу и расспросив психологов, пришел к выводу, что в Германии приняты оба значения этого сигнала, а как его понимать — ваше личное дело. Водитель был оправдан.

Оттопыренный вверх большой палец, «во!». Применять его можно по разному. Так у автостопщиков всего мира он служит для остановки попутного транспорта, подняв перед собой руку будет означать «Все нормально», в мусульманских странах же этот жест является неприличным, а в Саудовской Аравии совершив вращательные движения выставленным вверх большим пальцем вы говорите «катись отсюда». А если вы занимаетесь дайвингом, и под водой чувствуете себя хорошо, то инструктору стоит показывать жест «О’кей», так как «палец вверх» — это сигнал к тому, что вас необходимо немедленно поднять на поверхность.

Франклин Фолсом описывает, как приветствуют друг друга представители разных народов: «Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому. Лапландцы трутся носами. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь (это уже профессиональные, а не национальные особенности). Самоанцы обнюхивают друг друга».

В.Овчинников в книге «Ветка сакуры» рассказывает, что японцы приветствуют друг друга следующим образом: «Заметив знакомого, японец считает долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, так что ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом». В Китае и Тайване, когда местные приглашают подойти к ним поближе, загибают пальцы, держа ладонь не вверх, а вниз. Такой призыв легко спутать с жестом «пока-пока». Есть несколько экстравагантных жестов, например, в Тибете встречный прохожий покажет вам язык — не огорчайтесь. Это будет означать — «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!». Но следовать его примеру будучи в Европе не стоит – не безопасно для кошелька, учитывая расходы на адвоката, а может и здоровья. В Индии изображение пальцем языка змеи означает, что «Ты — лжец!». Для того, чтобы выразить знак восхищения, жители Испании и Мексии сложат три пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя.

В Микронезии знаком согласия является. поднятие бровей, такой жест впервые прибывший европеец даже не заметит и подумает, что его просто игнорируют.

Жестовый язык глухонемых также не един и различается даже в странах, где говорят на одном языке и пользуются одной письменностью.

Единственным универсальным средством расположения к себе партнера является улыбка, она используется и правильно воспринимается в любой стране и любой культурой. Отправляясь в гости в другие страны не забудьте свои улыбки, а также владение языком, ведь с помощью жестов можно объяснить далеко не всё. Навыки и знания, полученные в Интенсиве позволят вам быть правильно понятыми во всех государствах, где говорят на английском, французском, испанском, немецком или итальянском!

Приходите на наши курсы английского языка и вы узнаете еще больше интересного!

Язык жестов

История появления языка жестов. Информация о состоянии внешней среды. Значение жестов у человека и причины, которые толкают человека на тот или иной жест. Врожденные невербальные формы и взаимопонимание в общении на эмоциональном и поведенческом уровнях.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.03.2016
Размер файла 19,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования, другие изучают международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали — это язык жестов, мимики, телодвижений человека.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему содержанию.

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет людям доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Целью данного реферата является раскрытие значений жестов у человека, а также понять причины, которые толкают человека на тот или иной жест.

1. История появления языка жестов

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанн6ым и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным способом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

Читайте также:  Какие существуют архитектуры эвм с точки зрения обработки информации

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств.

К концу 20 столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными — бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании телодвижений, несмотря на его важность в жизни каждого человека.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было средством общения на экране. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях.

Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства. Наиболее влиятельной работой начала 20 века была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Независимо от культурного уровня человека,. Слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в данный момент произнесения той или иной фразы. Люди подчиняются биологическим законам, которые контролируют человеческие действия, реакции, «язык тела» и жестов.

2. Общее представление об языке жестов

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Качание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным жестом. жест язык общение эмоциональный

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест «пожимания плечами» является жестом, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Все жесты нужно рассматривать в совокупности. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации нужно учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько значений. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека.

Конгруэнтность — совпадение слов и жестов, т.е. сигналы конгруэнтны, когда соответствуют словесным высказываниям данного человека. Невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Ладони. Честность и открытость. Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Самый лучший способ узнать, откровенен ли с тобой в данный момент собеседник — это понаблюдать за положением его ладоней. Когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони, когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Это бессознательный жест, он подсказывает, что собеседник в данный момент говорит правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной. Большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней можно заставить других меньше лгать.

Сила ладони. Существует три основных командных жеста ладони:

положение ладони вверх

положение ладони вниз

положение указывающего перста

Положение открытой ладони есть доверительный не угрожающий жест , напоминающий просящий жест нищего на улице. Когда ладонь повернута вниз, то появляется оттенок начальственности. Перстоуказывающий жест, когда пальцы руки сжаты в кулак, и вместе с выставленным указательным пальцем человека принуждают к подчинению.

Рукопожатия. Обмен рукопожатием выражается в том, что люди протягивают друг другу руки и слегка встряхивают их. С помощью различного разворота ладони можно придать жесту господствующее, доминирующее значение. Через рукопожатие передается один из трех типов взаимоотношений:

Во время властного рукопожатия рука захватывает другого человека таким образом, что ладонь развернута вниз. Покорность: рукопожатие отличается тем, что человек протягивает руку, развернув ее ладонью вверх. Вертикальное положение рукопожатия говорит о равенстве.

Потирание ладоней. С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания (получение прибыли, ожидание выигрыша).

Сцепленные пальцы рук. Означает разочарование и желание человека скрыть отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта:

скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица

руки лежат на столе

на коленях, при сидячем положении внизу перед собой в стоячем положении.

Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, испытываемого человеком; то есть с человеком труднее будет разговаривать в случае, если его руки подняты на уровне лица.

Шпилеобразное положение рук. Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди, или люди с ограниченной жестикуляцией. Используя этот жест, люди передают информацию своей самоуверенности. Два варианта этого жеста: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи. Второе положение используется, когда человек не говорит, а слушает. Когда при положением шпилем вверх у говорящего откинута голова назад, у него появляется выражение самодовольства и высокомерия.

Складывание рук за спину. Жест уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Жест «руки на бедра» говорит об агрессивности. «закладывание рук за спину с захватом запястья» говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.

Защита рта рукой. Является одним из немногих жестов взрослого человека. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Жест, который нам подсказывает, что человек лжет. Жест «прикосновение к носу» является утонченным, замаскированным вариантом жеста обмана, скрыть ложь. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Потирание века. Жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или же избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Почесывание и потирание уха. Этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе, потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им уховое отверстие. Этот жест говорит о том, что человек наслу4шался вдоволь и хочет высказаться.

Эти и многие другие жесты, знание и интерпретация которых в настоящее время необходимы в сфере бизнеса и предпринимательства. Умение заинтересовать человека, провести презентацию продукции во многом будет зависеть от умения интерпретировать язык телодвижений.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений.

Человек чувствителен и обладает интуицией, он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать сигналы с вербальными сигналами. «шестое чувство» показывает нам, что кто-то сказал неправду, т.е. в действительности имеется в иду, что замечаются разногласия между языком тела и сказанными этим человеком словами.

На начальном этапе общения техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того,. Чтобы облегчить, или, напротив, затруднить акт общения. Поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседника.

Поэтому, чтобы правильно контролировать и интерпретировать жесты собеседника необходимо учитывать даже погодные условия, в которых происходит разговор.

Гуревич П.С. «Клиническая психология», Москва 2001 г., 512с.

Ждан А.Н. «История психологии», Москва 2001г., 512с.

Немов Р.С. «Психология», книга 1, Москва 1999г., 688с.

Пиз А. «Язык телодвижений», Нижний Новгород 1992 г, 257 с.

Психологический словарь, под ред. Зинченко В.П., Москва 1997 г., 440с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Жест — осознанное движение, несущее смысл. История и современность языка жестов. Создание новой типологии культурно-специфических жестов. Исследование языка мимики и жестов народов разных стран. Описание основных отличий. Пальцевая азбука для двух рук.

контрольная работа [17,7 K], добавлен 04.12.2014

Основные коммуникационные жесты и их происхождение. Значение контекста для толкования жестов. Положение в обществе и богатство жестикуляции. Ладони и передаваемая с их помощью информация. Жесты и сигналы глаз. Возможность подделки языка телодвижений.

реферат [36,3 K], добавлен 21.10.2011

Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

курсовая работа [157,2 K], добавлен 11.11.2013

Основные понятия о жестикуляции. Разновидности жестов. Широкие и мелкие жесты. Открытость и замкнутость. Жесты, направленные в сторону лица. Врожденные или притворные жестикуляции. Направленность жестов. Несогласованность с личностью.

реферат [18,7 K], добавлен 23.02.2004

Американский исследователь Аллан Пиз — исследователь «языка» поз, жестов, мимики человека. Невербальные предложения, их выражение на языке тела. Глаза как информативный орган. Индивидуальность, распознавание и интерпретация невербальных сообщений.

реферат [19,9 K], добавлен 14.04.2009

Знание языка жестов и телодвижений. Значение различных типов рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Позы, фиксирующие положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии собеседника. Расшифровка жестов собеседника.

реферат [32,9 K], добавлен 27.05.2012

Особенности, преимущества, функции и средства невербальной коммуникации. Невербальное общение как формы самовыражения, которые не опираются на речевые символы. Язык жестов и мимики. Проявление эмоциональных реакций, статуса человека в позе и движениях.

презентация [888,0 K], добавлен 20.11.2015

Психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы. Анализ жестов, мимики, позы, визуального контакта, тембра голоса и эмоционального содержания.

презентация [1,2 M], добавлен 29.05.2016

Невербальные средства общения. Значение жестов, позы и интонации в определении внутреннего настроя человека. Причины бытовой неулыбчивости русского человека. Функции и особенности улыбки в русской культуре, выражение отношения к ней в фольклоре.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 15.02.2012

Невербальное общение, широко известное как «язык жестов», его формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Выражение лица (мимика) и визуальный контакт. Интонация, тембр голоса, позы и жесты. Ответ на невербальное общение.

контрольная работа [56,3 K], добавлен 23.08.2013

Источники:
  • http://pikacho.ru/yazyk-tela-i-zhestov/
  • http://mylektsii.ru/7-11655.html
  • http://studbooks.net/895630/meditsina/universalnyy_yazyk_zhestov
  • http://psychologist.tips/2743-yazyk-zhestov-s-tochki-zreniya-psihologii-chto-takoe-kinesika.html
  • http://intensiv.ru/blog/blog_1/universal-sign-language.php
  • http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00659564_0.html