Меню Рубрики

Учение лютера с точки зрения свободы личности

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.

Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.

Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

Учение Мартина Лютера, немецкого реформатора 16 века, предоставляло б`ольшую свободу личности человека, чем учение католической церкви.
Именем Мартина Лютера названо одно из направлений протестантизма — лютеранство, которое предполагает, что между человеком и Богом не обязателен посредник (в лице церковной организации). В лютеранской церкви нет дорогостоящих обрядов, богослужение ведётся на местном языке.

Эпоха реформации

В XVI веке возникли две новые религии — лютеранство и кальвинизм. Во многом эти учения были сходны. Они были призваны помочь представителю среднего класса побороть неуверенность и подвести теоретическую базу под то незавидное положение, в котором он в это время оказался.

Учение Лютера

До эпохи Реформации основные католические доктрины состояли в следующем: человек по природе своей грешен, но имеет свойство стремиться к добру; собственные усилия индивидуума способствуют его спасению; грешник может покаяться и тем самым спастись; человеческая воля свободна в стремлении к добру. В период позднего Средневековья получила распространение практика покупки индульгенций. По церковным канонам индульгенция вступала в силу лишь после того, как покупатель исповедовался и покаялся в содеянных грехах, облегчил душу. Человек знал, что прощение за провинность можно легко приобрести за деньги, и это придавало ему сил, питало надежду и уверенность. Появление практики покупки индульгенций свидетельствовало о зарождении духа нового капитализма. Грех уже не был бременем, которое нужно было всю жизнь нести на своих плечах, а рассматривался как простая человеческая слабость, требующая элементарного сочувствия.

Лютер боролся против формальной власти католической церкви и, в частности, — против практики покупки индульгенций. В своих работах он был ближе всего к среднему классу, на который в то время стремительно начало увеличиваться давление со стороны церкви и развивающейся капиталистической системы. Учение Мартина Лютера освободило человека от необходимости следовать определенным церковным канонам и лишило церковь ее прежней формальной власти. Лютер выдвинул идею, что ответственность за все содеянное лежит непосредственно на человеке, и внешняя власть церкви здесь ни причем.

Лютер проповедовал идеи свободы и независимости, а одновременно — то, что человек по природе своей порочен и беспомощен и не способен творить добро по собственной воле. Ничтожность и порочность человеческой натуры — один из центральных аспектов учения Лютера. Только после того, как человек откажется от своей воли, победит свою гордыню и страсть, он получит шанс обрести милость господнюю.

Лютер считает, что необходимое условие спасения человека — это подчинение его воле Господа, иначе же волю человека оседлает сатана. Уверовав однажды, человек приобретает праведность Христа, но вполне праведным существом он так и не станет, так как греховен по природе своей, и только отказавшись от своей воли и внутренней свободы, может обрести милость Божью.

Бог был для Лютера могущественной внешней силой и Лютер изо всех сил пытался обрести уверенность в безоговорочном повиновении Богу.

По словам Э. Фромма: «С точки зрения психологии, у веры может быть два совершенно полярных содержания. Она может быть внутренней опорой и смыслом жизни, ее внутренним наполнением, сутью необходимой связи с окружающим миром; но может быть и конечным продуктом целого ряда всевозможных сомнений и опасений, которые возникают вместе с чувством полной изолированности и категорического неприятия жизни». Именно второй вариант относится к Мартину Лютеру. Всю жизнь он стремился к уверенности, и всю жизнь его душу терзали сомнения, которые он так и не сумел побороть.

Работы Лютера были адресованы к среднему классу. Средний класс находился в плохом положении, он ощущал на себе сильное давление со стороны самых богатых и одновременно ему приходилось защищаться от посягательств бедноты. Все прежние устои, законность и порядок были разрушены. Даже чтобы просто уцелеть, представителю среднего класса приходилось вести тяжелую борьбу. Индивидуум освободился от церковных уз, но это освобождение принесло ему одиночество и растерянность, чувство бессилия и ничтожности.

Догмы Лютера и выражают характерные для того времени чувства полного одиночества и бессилия. Представитель среднего класса был так же беспомощен перед лицом зарождавшегося капитализма, как был беспомощен изображенный Лютером человек перед лицом Бога. В качестве выхода из создавшейся ситуации Лютер видел абсолютную покорность и послушание Богу. Лютер отрицал власть церкви, но он призывал людей всецело подчиниться власти гораздо более жестокой и всеобъемлющей — власти Бога, а также полностью отречься от своей личности. Лютер считал, что любая власть исходит от Бога, и подданные должны ей беспрекословно подчиняться, даже если это есть власть тирана. Правда, это не мешало ему бунтовать против власти церкви.

Фромм указывает на то, что можно провести определенные параллели между учением Лютера и фашистской идеологией. У Лютера человек должен полностью отдать себя во власть Бога и осознать свою ничтожность; согласно фашистским доктринам целью жизни человека должно быть ее жертвоприношение на алтарь высшей силы — вождю и расовому обществу. Хорошо известно, к чему привела реализация этой идеи в третьем рейхе.

Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности ?

Я согласна с учением Мартина Лютера,потому что я так же как и он считаю что нельзя брать денег за индульгенцию,и «общение с богом» это не правильно,тем более с богом можно общаться через библию,а не с помощью церковных служителей,которые тоже причём берут деньги

Другие вопросы из категории

оправдать такие действия Петра1? Объясни свою позицию, приведя 2 аргумента.

Министерство внутренних дел

Министерство народного просвящения

ко всем министерствам функции

Читайте также

точки зрения,которую вы разделяете. Свою позицию обоснуйте. Если ни с одной из представленных точек зрения вы не согласны,запишите своё мнение. квадрат тут будет,как ( )
-Это антинародная политика ( )
Это лишь подавление тех или иных враждебных группировок ( )
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО

промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы,
благодаря ее удачному географическому положению, способствовавшему в XVII-XVIII вв.
развитию мореходства и морской торговли. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Свое мнение обоснуйте.

едставлял себе целивосстания?Как вы считаете,участники восстания на Сенатской площади чувстования себя людьми,поднявшимися на правое дело,или нарушителями закона,которых ждёт неминуемое наказание?если бы вам пришлось оказаться на Сенатской площади,на чьей стороне были бы ваши симпатии?

в экономику в конце 19-начала 20 века было вполне оправдано и только способствовало быстрому социально-экономическому развитию страны. согласны ли вы с этой точкой зрения? приведите не менее двух аргументов в подтверждение своего мнения

как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.

Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.

Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

основные положения учения мартина лютера?

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога [10]. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного [11].

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем» [12]
Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера

Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т. е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Концепция свободы личности у Лютера и Кальвина: попытка

Концепция свободы личности у Лютера и Кальвина: попытка

Ренессанс не просто предшествует Реформации, он ее в известном смысле порождает, создавая атмосферу свободного интеллектуального и религиозного поиска, поднимая вопрос о достоинстве человека в рамках различных социальных структур и институтов. Кульминацией возрожденческой реабилитации природы и человека стала Реформация. Именно в области религии выразились сущностные тенденции эпохи, поскольку религия на протяжении веков была господствующей формой культуры и определяла все сферы жизни общества. Сдвиги в области искусства, политики, производства и.т.д. окончательно укоренились, лишь обретя подкрепление в области религии. В этом смысле Реформация дает ключ к ретроспективному пониманию смысла Ренессанса и расшифровке перспективы хода истории в Новое время.

Основной исторический и культурный пафос Реформации — изменение в позиционировании человека по отношению к Богу, а тем самым — и к власти, к обществу, природе, самому себе. Реформация начинается с бунта против католической церкви, ее претензий быть посредником между человеком и Богом, вершить судьбы людей, вмешиваться в политику, экономику, идеологию. Реформация — это протест против сложного опосредования отношений человека и Бога автоматическим ритуалом, традицией, общиной, пантеоном живых и мертвых авторитетов. По мысли основателей Реформации, на место этих сложных конструкций должен прийти прямой диалог человека и Бога, осуществляемый с полным осознанием личной ответственности за свою жизнь и возможное спасение. Сам факт появления протестантизма стал важнейшим историческим событием. Он означал обсуждение и переоценку базовых принципов религиозной и церковной жизни, которые люди веками принимали как само собой разумеющееся, и тем самым существенно изменил культурную атмосферу эпохи.

Читайте также:  Вижу 7 строчек на таблице зрения

Главными представителями Реформации были Мартин Лютер и Жан Кальвин, мировоззрение которых имеет свои особенности. Можно вспомнить даже прямое соперничество двух главных направлений протестантизма. Когда в Германии появились кальвинисты, то в лютеранской среде высказывались мнения, что «лучше уж паписты, чем кальвинисты». В большинстве текстов Лютера заметно стремление опереться на национальные чувства соотечественников, он призывает их освободиться от «позорного дьявольского правления римлян». Кальвинизм же не связан с какими-либо национальными пристрастиями.

Первоначальный кальвинизм отличался строгой регламентацией жизни своих последователей. Для него была характерна практика жестких санкций против инакомыслящих и еретиков. На этом фоне лютеранство выглядело более умеренным и проникнутым здравомыслием. В частности, Лютер призывал убеждать еретиков, а не применять к ним силу. Кроме того, в кальвинизме присутствовало деление верующих на «избранных» и тех, кто, согласно неисповедимому решению Бога, не мог рассчитывать на спасение. Поэтому в кальвинизме нет места традиционному христианскому милосердию и состраданию, а преобладает холодное бесстрастное отношение к неудачникам, беды которых указывают на то, что Бог не благоволит к ним. В учении Лютера такого деления нет: спасается каждый, имеющий веру.

Но есть и сущностное сходство в учении реформаторов о свободе в общехристианском аспекте.

Христианское представление о свободе в определенном смысле парадоксально. Как монотеистическая религия, христианство исходит из того, что все происходящее определено волей Бога. При этом идею

предопределения необходимо совместить с нравственной ответственностью человека, которая возможна только при наделении его свободой. Таким образом диалектика предопределения и свободы становится предметом исследования каждого крупного христианского мыслителя. Эта тема заявлена в уже самых ранних христианских текстах. «К свободе призваны вы, братья», — говорит апостол Павел, обращаясь к своим единоверцам (Гал. 5:13). В другом месте: «. раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (I Коринф. 7:22). Иоанн: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8:32).

Понятно, что речь здесь не идет об освобождении от национального, классового или какого-либо другого социального угнетения. Свобода здесь — это вера в Бога как особая жизненная установка, состоящая в безусловном доверии к Богу, в исполнении его воли. «Где Дух Господень, там свобода», — утверждает апостол Павел (2 Коринф. 3:17).

Именно к этому первоначальному христианству обращаются вожди Реформации в своей трактовке свободы. Мартин Лютер в трактате «Свобода христианина» обуславливает свободу наличием веры в Христа: «. Поскольку одной лишь веры достаточно для спасения, я не нуждаюсь ни в чем более, кроме веры, проявляющей силу и суверенное право своей собственной свободы. О, это воистину бесценная сила и свобода христиан» [1, стр.35].

Тогда получается, что свобода — это внутреннее состояние, не сводимое ни к какой социальной позиции, и принятие зависимости от Бога и только от него. Подчеркивание реформаторами зависимости свободы человека от Бога, провозглашение «рабства» человеческой воли (Лютер) или «смирения и самоуничижения человека» (Кальвин) парадоксальным образом не умаляет статус и достоинство человека, а наполняет его огромной энергией. Субъективно человек воспринимает себя в качестве орудия Бога. Он подчиняется только Богу как абсолютному началу и судье, а все земные обстоятельства своей жизни, включая свои собственные частные устремления — как относительные и преходящие условия. Кальвин призывает оценивать себя «по меркам божественного суждения» [2, с. 239]. Тогда и мнение окружающих, и традиции или авторитеты, и собственные желания перестают быть мерилом человеческих поступков и факторами зависимости для человека. Тогда свобода становится независимостью от всего, кроме Бога. Это независимость от собственного тела с его греховными наклонностями: человек «должен действительно заботиться об усмирении своей плоти путем постов, бдений, трудов и других разумных методов и подчинении ее Духу, чтобы она повиновалась и сообразовывалась с внутренним человеком и с верой, и чтобы она не восставала против веры и не препятствовала внутреннему человеку, что свойственно плотской сущности, если ее не сдерживать» [1, с.38]. Это

независимость и от внешней социальной среды, и даже от принуждения закона: «. Если светская власть осмеливается диктовать законы душам, она грубо вмешивается в Правление Господа, соблазняет и портит души» [3, с.147].

Мало того, в рамках концепции предопределения человеческая свобода не скована и стимулом спасения. Человек в действии руководствуется только верой своей, а не тем, что хочет получить спасение, которое в таком случае становится внешней зависимостью для него. Он свободен и от этого. Как отмечает Лютер: «.Творя добрые дела, мы не должны думать, что ими человек оправдывается пред Богом, ибо вера, являющаяся единственной праведностью пред Богом, не выносит этой лжи» [1, с.38].

То есть человек живет в соответствии со своей верой в Бога, в соответствии со своим внутренним решением и побуждением, наполненным высшим, а не узко прагматическим смыслом. Это побуждение освобождает человека от всех других зависимостей, при этом оно может соответствовать, а может и противоречить сложившимся обстоятельствам. Тогда действие может быть легким и незатрудненным, а может требовать значительных затрат энергии, даже героизма для преодоления внешнего и внутреннего сопротивления. Но главное — оно свободно, ибо продиктовано одной лишь верой. Однако некоторые замечания Лютера производят впечатление, что он склоняется к позиции стоического квиетизма и отрицает деятельное, активное начало из жизни человека: «. Мы оправдываемся даром, . благодать — не благодать, если она достигается делами» [4, с.363]. Казалось бы, одной веры как состояния сознания оказывается достаточно для христианской жизни. Но вера, подчиняя себе человека, органично ведет его к действию: «поскольку он слуга, он исполняет все дела» [1, с.38]. Термин «свобода» (скорее, «свободная воля») в обыденном его значении — как произвол — Лютер не принимает и критикует. Такая свобода, по Лютеру, как раз и ведет к бездействию. А христианство, утверждая человека в положении слуги Господа, утверждает, что «человек не может вести праздную жизнь. Он творит дела из непосредственной, естественной любви и покорности Богу, не принимая во внимание ничего, кроме одобрения Божьего, Кому он скрупулезно повинуется во всем» [1, с.39]. Кальвин тоже не противопоставляет веру и деяние: «.Мы не оправдываемся без дел, хотя отнюдь не делами.» [5, с. 258]. И еще: «Предвечное божественное решение вовсе не препятствует нам заботиться о себе с его доброго согласия и приводить в порядок наши дела» [2, с.209].

Но парадоксально то, что оба мыслителя, отрицая свободу, утвердили ее как независимость и самостоятельность человека в его внутренней, не скованной внешними и внутренними ограничениями ориентации на абсолютное начало. Человек стал свободен от привычного земного страха — перед властью, бедностью, болезнью, собственной ошибкой. Вера и дарованная благодать стали единственными векторами его жизни. И, как видно из приведенных цитат, эти начала его существования проявляются вполне деятельно и активно.

Идея предопределения, которую обычно связывают с Кальвином, впервые появляется у Лютера. Конкретизируя свое понимание свободы в полемике с Эразмом Роттердамским, М.Лютер пишет, что свободная воля человека может проявляться в житейских делах, но только не «по отношению к тому, что выше его», то есть к Богу [4, с.220]. И там же: «. когда Бог, изъяв мое спасение из моей воли, взял его на Себя и пообещал меня спасти независимо от моего попечения об этом или моего старания по своей благодати и милосердию, я спокоен и уверен, потому что Он верный и не обманет меня» [4, с.378].

Для Кальвина идея призвания находится в центре внимания. Отрицая даже частичное признание свободной воли (в частности, положение, что «человек, побуждаемый Богом, не перестает, склоняясь в ту или иную сторону, руководствоваться также и своей волей» [2, с.226]), Кальвин непременно уточняет, что то, что мы считаем свободной волей, является результатом божественной милости. Он пишет, что «человек обладает свободой воли для совершения добрых дел, только если ему помогает милость Бога, причем особая милость, которая дается лишь избранным через их новое рождение» [2, с.259]. Избранный — свободен в его стремлении к добру. Он не скован ничем. Но даже у Кальвина деление на избранных и лишенных благодати не столь антигуманно, как может показаться на первый взгляд. Женевский реформатор предлагает верующему ощутить себя избранным, и тем самым освободиться от всего того, что воспринимается как уничижение человека. «Для нас, — пишет Кальвин, — облегчение узнать, что Бог принял нас под свое покровительство, поручил заботе своих Ангелов, и потому ни вода, ни огонь и ничто другое не может причинить нам вреда, если на то не будет божественного позволения» [2, с.218]. Таким образом, объективное неисповедимое решение Бога становится субъективным состоянием человека, субъективным переживанием своей свободы. И можно допустить, что для человека его субъективное решение (вера) становится первичным фактором в жизни.

Только вера в Бога и следование заповедям дает человеку независимость — и прежде всего в духовной сфере. Таким образом был сделан решающий шаг к обоснованию нравственной автономии личности по отношению к внешним и внутренним обстоятельствам: человек отвечает только перед абсолютным судией и получает абсолютный критерий критической оценки всех обстоятельств своей жизни — включая самого себя. Тогда проявление деятельной и свободной силы своей веры требует познания и понимания этих условий, что ставит разум человека выше всех принятых правил и привычек и условием реализации веры в Бога. При всем уничижении разума человека реформаторы неизбежно предлагали человеку полагаться именно на него. В частности, Лютер пишет: «. Хорошее решение может и должно приниматься не на основании книг, а на основе здравого смысла. Следует считать содержащееся в своде законов право ниже разума.» [3, с.162,163]. По Кальвину, человек создан Богом так, что «способность выбора была дана человеку для того, чтобы направлять его желания и умерять так называемые телесные порывы. Таким образом, стремления были вполне подчинены разуму и обузданы им» [2, с.188]. Этот критический

Читайте также:  Таблица окулиста для проверки зрения взрослых

интеллектуальный настрой дал мощный импульс развитию науки и философии и в полной мере выразил себя в дальнейшем — в учении Иммануила Канта. В этике Канта вера, долг, свобода, разум связаны неразрывно и органично.

Историческая роль и судьбы учений двух реформаторов различны. Лютер рассматривался как национальный лидер и просветитель немецкого народа. Его концепция вела к субъективизации веры, к превращению ее в частное дело, а в более дальней перспективе — к растворению в моральных императивах. Кальвинистская доктрина предопределения требовала

повышения градуса социальной активности, формировала борца, абсолютно уверенного в правоте своего дела. Стремясь к осуществлению своей цели, в том числе — политической или экономической, кальвинист ощущал себя орудием Бога. Как более позднее явление, кальвинизм стал в некотором смысле радикализацией лютеранства. Но оба эти учения обращались к способности человека к саморефлексии, и в этом смысле поворачивали человека к реальной жизни, к своим реальным переживаниям, непрерывное изменение которых требует постоянной критической работы разума, а не следование устоявшимся догмам или принятому большинством мнению.

Лютер М. Свобода христианина./пер. с нем. К.Комарова // Избранные произведения. СПб: Андреев и согласие, 1994. С. 16-54.

Кальвин Ж. Наставления в христианской вере./пер. с фр. Бакулов А.Д. В 3 т. Т.1. М.: Издательство РГГУ, 1997. 582 с.

Лютер М. О светской власти./ пер. с нем. Ю.Голубкина.// Избранные произведения. СПб: Андреев и согласие, 1994. С.131-163.

Лютер М. О рабстве воли./пер. с нем. Ю.Каган.// Избранные произведения. СПб: Андреев и согласие, 1994. С. 185-382.

Кальвин Ж. Наставления в христианской вере./ пер. с фр. Бакулов А.Д. В 3 т. Т.2. М.: Издательство РГГУ, 1998. 479 с. Vladimir Gura, Olga Pazukhina

The concept of personal freedom accoding to Luther and Calvin: an attempt of comparative analysis

The Renaissance didn’t merely precede the Reformation, in a certain sense it gave birth to the Reformation by creating the atmosphere of free intellectual and religious search, by raising a question of man’s dignity within different social structures and institutions. The Reformation became the culmination of the Renaissance rehabilitation of nature and man. It was in the sphere of religion that the essence of this epoch got its full expression: in the course of centuries religion was the dominating form of culture and determined all other spheres of society’s life. The changes in art, politics, production, etc. got their final consolidation only when supported by religion. In this sense the Reformation gives us a clue, first, to retrospectively understand the significance of the Renaissance and, second, to decipher the perspectives of Modern history.

The main historical and cultural pathos of the Reformation is the change in man’s positioning in relation to God, and, by this, — to power, society, nature, his own self. The Reformation started as a riot against the Catholic Church, its claim to be a mediator between God and man, to be a ruler in man’s life, to interfere in politics, economy and ideology. The Reformation is a protest against automatic ritual, community, tradition, huge pantheon of live and dead authorities that formed a very indirect mediate relation between God and man. According to the Reformation founders, these complex structures had to be replaced by direct dialogue of man and God on the basis of clear understanding of man’s responsibility for one’s own life and possible salvation. Thus man got certain independence — in spiritual sphere first of all. He traces his own path to salvation, formulates it with the support of the Bible which became available in national languages. This was a turning point to validate moral autonomy of man in relation to the outer and inner circumstances: man became accountable to Absolute Judge alone, he also got a criterion of critical estimation of his life’s conditions — including his own self. This critical intellectual mood gave a powerful momentum to develop science and philosophy and later found its full expression in the works of I.Kant.

The main figures of the Reformation were Martin Luther and Jean Calvin, whose teachings had certain specific features. We can even mention a competition between these two main branches of Protestantism. When the Calvinists appeared in Germany, the Lutherans even said that «the Papists were better than the Calvinists”.

In most of his texts Luther appealed to his compatriots’ national feelings and summoned them to break away from «the shameful devil’s Roman rule”. Calvinism, at the same time, was not connected with any national preferences.

Early Calvinism was characterized by strict regulation of its followers’ lives. It practiced harsh sanctions against the dissidents and heretics. Compared to it, Lutheranism looked more moderate and closer to common sense. In particular, Luther insisted to try to convince the heretics and not to use force against them. In addition, Calvinism divided the believers into «the chosen” and those, who, by God’s mysterious decision, could not count on salvation. That is why Calvinism finds no place for traditional Christian mercy and compassion and practices only cold impassive attitude towards the unlucky whose misfortunes indicate the absence of God’s benevolence for them. There is no such division in Luther’s doctrine: everybody who believes can be saved.

The historical role and perspectives of these reformers are different. Luther was regarded as the national leader and the educator of the Germans. His doctrine led to the faith becoming subjectivist, a personal case, and in the long run — to its dissolution in moral imperatives. Calvin became regarded as an inspirer of social activism; he aimed at forming a fighter who is absolutely sure of the rectitude of his cause. Striving to achieve his goal, either political or economic, the Calvinist felt he was an instrument in the hands of God. Being a later phenomenon, Calvinism was more radical than Lutheranism. But both of these theories addressed human ability of self-reflection and, in this way, turned men to real life as opposed to theoretical doctrines and commonplace opinion.

Мартин Лютер и его учение

Читайте также:

  1. A) учение о цветах у Гете и
  2. I. Изучение теодолита
  3. I. Изучение теодолита
  4. I.3.2. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы.
  5. II) Изучение нового материала.
  6. II. Учение Я.А.Коменского как основа современной системы обучения
  7. III Изучение нового материала.
  8. III. Изучение нового
  9. IV. Изучение нового материала
  10. IV.2.8. Изучение индивидуально-психофизиологических особенностей учащихся в связи с выбором профессии.
  11. N Ионизирующее излучение
  12. V. Изучение нового материала.

Реформация (буржуазная революция № 1), а вместе с ней вся эпоха буржуазных революций началась с события, произошедшего в Виттенберге в октябре 1517 года, с того, что Лютер прибил к дверям приходской церкви, где был священником, свои 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями. Центральная мысль тезисов состоит в следующем – Евангелию чужда идея искупительных пожертвований. Бог не требует от согрешившего ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Раскаяние – главная задача христианской жизни, кто действительно раскаялся, тот имеет право на полное освобождение от наказания и вины без отпущения грехов.

1. Корень зла, причина общего кризиса – личная вина каждого верующего.

2. Кризис церкви и общества надо осмыслить с признания взаимной вины клира и мира.

3. Базовыми постулатами Реформации должны стать тезис о личном раскаянии и утверждение о свободе и равенстве всех христиан по крещению. (позицию личного раскаяния Лютер обрел еще в молодости. Будучи молодым монахом, он был раздавлен ощущением собственной греховности. Он самостоятельно обратился к Евангелию, осознал смерть и воскрешение Христа как спасительные для него лично. Пишет: «Не надо бояться совершения невольного греха, не страшно забытое на исповеди прегрешение, за которое ты не получил отпущения. Когда сатана будет пугать тебя и говорить: «Смотри, как велик твой грех. Как страшна и горька смерь», не колеблясь отвечай ему: «Да, милый мой дьявол. Но посмотри и ты. Разве ты не знаешь, как велики страдания и смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа?» Этот поворот приводит его к идее «расцерковливания вероисповедального пространства, к утверждению свободы совести». Одна из книг Лютера называется «О свободе христианина».»)

4. Ключевая ситуация – ситуация покаяния, раскаяния и искупления греха. С целью решения данной задачи Лютер строит диалектику раскаяния. Суть ее такова – грех – всеобщее свойство всех людей, от него никто не свободен, поэтому никто не вправе судить о нем только как о чужом. Нет чужих грехов, мы без вины виноваты даже в том, что не совершали. Но власть греха ограничена, так как мы осознаем его как таковой, значит человек, переживающий свой грех, уже не грешник, а нарождающийся святой. Но даже осознавая свои грехи, мы все равно продолжаем грешить, что порождает чувство бессилия, переживания отверженности, мысли, что Бог отвернулся от меня. Победить это состояние можно лишь предельно углубляя стыд грешника, заостряя его до злобы к самому себе, до готовности принять любые муки и любую судьбу. В этом случае Бог освободит и простит.

5. Константами становится следующее: Тезис о ненависти к самому себе как существу греховному (человек сам свидетель своей греховности перед Богом) и тезис осознание себя источником зла в мире. (Хотя человеку свойственно обвинять зло мира в том, что оно источник его греховности).

6. Из вышеизложенных тезисов вытекает тезис об изменении взаимоотношений Бога и человека. Человек больше не нуждается в посредничестве церкви как иерархической структуры в своем отношении к Богу. Общение с создателем происходит в глубине человеческой души, и Бог Лютера откликается на потаенные, внутренние мотивы, а не аскетические действия и подвиги. Он отзывается к подлинным нуждам и духовным переворотам, а не к мольбам и клятвам . Бог ни в чем не нуждается, никому ничем не обязан, недоступен человеческому угождению и обслуживанию.

7. Лютеровскую проповедь покаяния называют манифестом человеческого достоинства. Человек, в понимании Лютера, — животное, греховное по своей природе, но животное совестящееся, сознающее свою греховность, обретающее спасение в благодатном акте стыда и бескомпромиссном самоосуждении.

Читайте также:  В семье родители с нормальным цветовым зрением сын дальтоник

8. Лютер – мыслитель, принадлежащий уже не Средневековью, а Новому времени, утверждающий нормативность свободы в европейском мышлении. Свобода у него – не возможность рационального выбора между добром и злом в пользу добра, аправовое требование свободы совести.

Мировоззрение Лютера не было неподвижным, раз и навсегда определенным. Вскоре после программы его реформ он столкнулся с негативными последствиями отмены всякого авторитета в деле духовного прочтения Священного Писания. В конце жизни он открещивался от ряда своих радикальных позиций. Нам важно понять смысловой стержень его программы, который проявляется в следующих аспектах.

1. Отстаивание свободы совести – сверхзадача по преодолению духовного кризиса церкви.

2. Формирование рефлексивной совести – новой модели самосознания верующего, содержащей измененные представления о Боге. Он перестает быть Богом, которого обслуживают и которому угождают, а становится отзывчивым к духовным переворотам, происходящим в сердце верующего, к подлинным мотивам.

3. Лютеровская духовная революция содержит теолого-вероисповедальный и общественно-политический аспекты. Его программа реформ затрагивает не только внутренний мир верующего, но и положение церкви как общины, живущей в мире, среди других сообществ, в общественно-политической среде. Лютер своего рода основоположник начал, которые можно считать прототипом раннебуржуазных принципов организации социальной и политической жизни.

В качестве предмета анализа возьмем лютеровскую работу «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520). В ней Лютер переходит от провозглашаемого им принципа равенства и свободы по крещению к политическим элементам своей программы реформ.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 1593 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Лютеранство: основные учения Мартина Лютера

Лютеранство зародилось в далеком XVI столетии. К тому времени недовольством католической церковью достигло своего предела. Многих возмущал и особый статус высшего духовенства и несоблюдение Библейских заповедей служителями церкви. Особенно много вопросов о необходимости индульгенций (специальный документ, покупаемый за довольно большую сумму и подтверждающий прощение грехов).

К началу XVI века развращенность католической церкви достигла своего предела. Она уже давно потеряла былой престиж и доверие. Мартин Лютер хотел это изменить. Стоит подчеркнуть, что он хотел лишь реформировать церковь (долгое время это направления в христианстве так и называлось реформаторская церковь, протестантизм вошел в употребление только в 1529 года после Шпайерского протеста и окончательно закрепился после Тридцатилетней войны). В скором времени начали появляться более радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и анабаптизм.

Желание изменить церковь вылилось в написано небезызвестных «95 тезисах». Суть их сводилось к следующему:

• Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь;
• Папа Римский такой же человек, как остальные, он может ошибаться;
• Церковь – дом молитвы, и предназначена для учения. Она не является необходимым посредником между Богом и человеком;
• Чистилище не существует;
• Библия – единственный авторитетный источник познания Божьей Воли.

В целом, Лютер лишь пытался удалить из церкви явные несоответствия Библии. Однако, несмотря на это, он был объявлен еретиком. Причиной было «богохульное» утверждение, что Папа Римский – обычный человек. Лютер ставил под сомнение решения пап и церковный соборов. Во время диспутов он требовал доказательств на основе Библии, которые ему предоставить не могли.

Также немецкий проповедник много внимания уделял труду человека. Он утверждал, что добросовестный труд является важной духовной частью человека. Примечательна одна история. Однажды сапожник спросил Лютера, как ему познать Царство Божье. На что Лютер ответил: «Шей лучшие сапоги и продавай их по справедливой цене». Мартин Лютер упорно доказывал, что Благодать Господня осуществлятся в любой профессиональной деятельности человека.

Еще особое внимание уделялось браку. Лютер считал, что священники должны иметь право жениться. Неспособность многих служителей сдержать похоть приводило к развращению и паданию авторитета церкви, поэтому реформатор настаивал на предоставлении священникам этого важного права. К тому же историки убеждены, что принятие решения об обязательном обете безбрачия был принят исключительно для обогащения церкви. Таким образом, все имущество священников после их смерти переходило в распоряжение церкви, а не к их детям.

Также был еще один аспект, который входил в основные учения Мартина Лютера. Он касался Библии и языка проповедей. Он считал, что Библия должна переведена на немецкий язык (чем он и занялся в 1521 году) и стать общедоступной, чтобы каждый мог позвать Волю Отца через Его Слово. Проповеди также должны проводится на общепринятом языке, чтобы они были понятны каждому.

Еще можно выделить небольшой пункт о бескомпромиссности по отношению католической церкви. Его известная фраза «На том стою, не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь» явное тому подтверждение.

Учение Лютера

В XVI веке возникли две новые религии — лютеранство и кальвинизм. Во многом эти учения были сходны. Они были призваны помочь представителю среднего класса побороть неуверенность и подвести теоретическую базу под то незавидное положение, в котором вышеупомянутый представитель в это время оказался.

До эпохи Реформации основные католические доктрины состояли в следующем: человек по природе своей грешен, но имеет свойство стремиться к добру; собственные усилия индивидуума способствуют его спасению; грешник может покаяться и тем самым спастись; человеческая воля свободна в стремлении к добру. В период позднего Средневековья получила распространение практика покупки индульгенций. По церковным канонам индульгенция вступала в силу лишь после того, как покупатель исповедовался и покаялся в содеянных грехах, “облегчил душу”. Человек знал, что прощение за провинность можно легко приобрести за деньги, и это придавало ему сил, питало надежду и уверенность. Появление практики покупки индульгенций свидетельствовало о зарождении духа нового капитализма. Грех уже не был бременем, которое нужно было всю жизнь нести на своих плечах, а рассматривался как простая человеческая слабость, требующая элементарного сочувствия.

Лютер боролся против формальной власти католической церкви и, в частности, — против практики покупки индульгенций. В своих работах он был ближе всего к среднему классу, на который в то время стремительно начало увеличиваться давление со стороны церкви и развивающейся капиталистической системы. Учение Мартина Лютера освободило человека от необходимости следовать определенным церковным канонам и лишило церковь ее прежней формальной власти. Лютер выдвинул идею, что ответственность за все содеянное лежит непосредственно на человеке, и внешняя власть церкви здесь ни причем. Популярно основную мысль Мартина Лютера можно выразить так: “спасение утопающих — дело рук самих утопающих”.

Лютер проповедовал идеи свободы и независимости, а одновременно — то, что человек по природе своей порочен и беспомощен и не способен творить добро по собственной воле. Ничтожность и порочность человеческой натуры — один из центральных аспектов учения Лютера. Только после того, как человек откажется от своей воли, победит свою гордыню и страсть, он получит шанс обрести милость господнюю.

Лютер считает, что необходимое условие спасения человека — это подчинение его воле Господа, иначе же волю человека оседлает сатана. Для спасения у человека должна быть вера. Уверовав однажды, человек приобретает праведность Христа, но вполне праведным существом он так и не станет, так как греховен по природе своей, и только отказавшись от своей воли и внутренней свободы, может обрести милость Божью [2]: «Потому что Бог хочет спасти нас не нашей собственной, но внешней (fremde) праведностью и мудростью; праведностью, идущей не от нас и рождающейся в нас, но приходящей к нам из другого места… Итак, должна быть усвоена праведность, приходящая к нам только извне и вполне чуждая нам самим «.

Бог был для Лютера могущественной внешней силой и Лютер изо всех сил пытался обрести уверенность в безоговорочном повиновении Богу.

По словам Эриха Фромма [3]: «С точки зрения психологии, у веры может быть два совершенно полярных содержания. Она может быть внутренней опорой и смыслом жизни, ее внутренним наполнением, сутью необходимой связи с окружающим миром; но может быть и конечным продуктом целого ряда всевозможных сомнений и опасений, которые возникают вместе с чувством полной изолированности и категорического неприятия жизни». Именно второй вариант относится к Мартину Лютеру. Всю жизнь он стремился к уверенности, и всю жизнь его душу терзали сомнения, которые он так и не сумел побороть.

Работы Лютера были адресованы к среднему классу. Средний класс находился в плохом положении, он ощущал на себе сильное давление со стороны самых богатых и одновременно ему приходилось защищаться от посягательств бедноты. К черни Лютер относился весьма отрицательно и призывал убивать мятежников “как бешеных собак”. Растущий капитализм представлял угрозу для среднего класса. Все прежние устои, законность и порядок были разрушены. Даже чтобы просто уцелеть, представителю среднего класса приходилось вести тяжелую борьбу. Индивидуум освободился от церковных уз, но это освобождение принесло ему одиночество и растерянность, чувство бессилия и ничтожности.

Догмы Лютера и выражают характерные для того времени чувства полного одиночества и бессилия. Представитель среднего класса был так же беспомощен перед лицом зарождавшегося капитализма, как был беспомощен изображенный Лютером человек перед лицом Бога. В качестве выхода из создавшейся ситуации Лютер видел абсолютную покорность и послушание Богу. Лютер отрицал власть церкви, но он призывал людей всецело подчиниться власти гораздо более жестокой и всеобъемлющей — власти Бога, а также полностью отречься от своей личности. Лютер считал, что любая власть исходит от Бога, и подданные должны ей беспрекословно подчиняться, даже если это есть власть тирана [4]: «Даже если власть имущие злы и безбожны, все же власть и сила ее есть благо, и они от Бога… Так что везде, где есть власть и где она процветает, она потому есть и остается, что она установлена от Бога». Правда, это не мешало ему бунтовать против власти церкви.

Эрих Фромм указывает на то, что можно провести определенные параллели между учением Лютера и фашистской идеологией. У Лютера человек должен полностью отдать себя во власть Бога и осознать свою ничтожность; согласно фашистским доктринам целью жизни человека должно быть ее жертвоприношение на алтарь “высшей силы” — вождю и расовому обществу. Хорошо известно, к чему привела реализация этой идеи в Третьем Рейхе.

Дата добавления: 2015-10-12 ; просмотров: 779 . Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://www.lean-academy.ru/question/30064936
  • http://studexpo.ru/171046/filosofiya/epoha_reformatsii
  • http://istoria.neznaka.ru/answer/3484203_kak-vy-ocenivaete-ucenie-lutera-s-tocki-zrenia-svobody-licnosti/
  • http://otvetytut.com/istoriya/vopros-8960191
  • http://otvet.mail.ru/question/47516425
  • http://arbir.ru/miscellany/U18S867E55963-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%83-%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0
  • http://studopedia.su/19_146825_martin-lyuter-i-ego-uchenie.html
  • http://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/11218-lyuteranstvo-osnovnye-ucheniya-martina-lyutera.html
  • http://studopedia.info/9-14221.html