Меню Рубрики

Творчество с точки зрения музыки это

Музыка — это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше — разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка — это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться.

Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.

Для поддержания ритма со времени развития танца появилась исполненная телом самого человека музыка — щелканье пальцами, хлопки в ладоши, удары в бубен или в барабан. Именно барабан и бубен — первые музыкальные инструменты. Человек с их помощью научился производить звук. Эти инструменты являются настолько древними, что их появление тяжело отследить, поскольку их можно найти у всех народов. Музыка сегодня фиксируется с помощью нот, а реализуется она в процессе исполнения.

Как музыка влияет на наше настроение?

Что такое музыка для человека? Она является видом искусства, посредством которого можно передавать чувства и настроения. Главными выразительными средствами и элементами ее являются: темп, метр, ритм, мелодия, инструментовка, гармония, тембр, динамика и другие. Музыка обладает свойством воздействовать на наше настроение.

Существует в психиатрии особый отдел музыкотерапии. С помощью нее можно воздействовать даже на здоровье человека. Музыка частично, а порой и полностью, передает слушателям настроение исполнителя. Ее нужно выбирать, так как существует позитивная музыка, а бывает и содержащая в себе много агрессии. Музыка также имеет свойство обострять духовное восприятие окружающего мира. Она способна очищать наш рассудок, также может наполнять яростью, тревогой, глупостью. Музыка способна при живом исполнении вызвать радость, спокойствие, легкость, раздражение, скуку, депрессию. Она оказывает наибольшее воздействие на нас, если написана была вживую, а не под фонограмму.

Музыка влияет благотворно на кору головного мозга. Она может нам помочь справиться со стрессом и депрессией, снять нервное напряжение, расслабиться. Как считают ученые, наибольшую пользу людям может принести классическая и народная музыка.

Музыкальная фармакология

Сегодня применение музыкальных композиций для лечения становится все более популярным. Многие слышали о том, что такое музыка Рейки, а некоторые даже используют эти исцеляющие мелодии на практике для лечения различных заболеваний. Кроме того, существует целое направление в медицине, называемое музыкальной фармакологией. Его суть заключается в том, что можно излечить различные болезни, просто слушая определенные мелодии. Широко распространена в этой сфере классическая музыка.

Чем объясняются различные музыкальные предпочтения у разных людей?

Почему же каждый из нас имеет собственные музыкальные предпочтения? Оказывается, ритмами головного мозга определяется вкус в музыке. А они являются сугубо индивидуальными. Когда мы слышим музыку, соответствующую именно нашим ритмам, она нам нравится. У кого они учащенные, тот предпочитает композиции поэнергичнее, у кого ритмы спокойные — те выбирают расслабляющие, медленные мелодии. Впрочем, у людей наблюдается с возрастом замедление ритмов, что вызывает в у большинства пожилых людей желание слушать именно спокойную музыку.

Музыкальные стили

Музыкальный стиль представляет собой совокупность различных элементов, приемов, средств выражения, которая воплощает собой определенное идейное направление в музыкальном творчестве. На данный момент имеется множество стилей. Однако мы остановимся на нескольких: рок-музыка, классическая, духовная и хоровая.

Классическая музыка

Что такое музыка классическая? Можно привести несколько определений. Во-первых, она прошла испытание временем. Это музыка прошлого, имеющая и сегодня свою аудиторию. Например, в свое время вальсы Штрауса считались развлекательной музыкой. Сегодня мы относим эти композиции к классике. Во-вторых, классической музыкой с исторической точки зрения является западная середины 18 — начала 19 века. В качестве примера можно привести творчество Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена и т.д.

В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.

Рассмотрим теперь, что такое музыка в стиле «рок». Этот стиль — общее название для различных направлений популярной музыки. Можно сказать, что ее особенностями являются драйв, энергия ритмов, усложненная структура и ритм. Популярными инструментами в рок-музыке являются барабаны и электрогитара. Она считается музыкой для молодых. Можно привести следующие примеры рок-стилей: джаз-рок, прогрессивный рок, панк-рок, хард-рок, классический рок, психоделический рок, гаражный рок, фолк-рок, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.

Хоровая музыка

Ответим теперь на вопрос о том, что такое музыка хоровая. Она предназначена для исполнения в хоре. Такая музыка бывает профессиональной и народной. Исполнение ее зависит прежде всего от певческих особенностей, которыми обладают члены хора. Хоровая музыка в чистом виде представлена в виде пения a capella, то есть многоголосного, без музыкального сопровождения. Предназначена такая музыка для широкого круга слушателей. В прошлом она служила средством идеологической и политической борьбы, да и сегодня оказывает на людей большой влияние.

Духовная музыка

Теперь скажем пару слов о том, что такое музыка духовная. Она имеет религиозный характер, исполняется в храме во время службы, а также в быту верующими людьми. Духовная музыка в узком смысле — христианская церковная.

Принято сегодня всю музыку делить на духовную и светскую. Основная область, в которой используется духовная — культовая (музыка буддистского ритуала является самой древней из сохранившихся сегодня). Развитие музыкальной педагогики, теории нотного письма в европейском варианте связано с европейской культовой музыкой, которую называют обычно церковной. Музыкальные тексты в ней имеют большое значение. Они строятся либо по канонам, либо в свободной форме пишутся, основываясь на священных книгах. Хор Григорианских монахов — пример духовной музыки.

Камерная и оркестровая музыка

Многие из вас слышали понятие «камерная музыка». Что это такое, знают далеко не все. Поэтому это понятие требует пояснения. Скажем пару слов о том, что это такое и чем она отличается от оркестровой. Камерная музыка исполняется небольшим музыкальным коллективом вокалистов и/или инструменталистов. Каждую партию при исполнении сочинения играет обычно лишь один инструмент (голос). В отличие от камерной, в оркестровой музыке имеются группы инструментов, которые играют в унисон.

Коллектив, который исполняет камерную музыку, именуется камерным ансамблем. В него, как правило, входят от 2 до 10 человек, иногда больше. Существует также камерный оркестр — это сокращенный состав струнного оркестра (около 15-20 человек), к которому добавляется иногда несколько духовых инструментов.

Характеристика музыки по звучанию и построению

Также музыку можно охарактеризовать по звучанию и построению. Одна звучит более динамично, другая — спокойно. Музыка может иметь четкий гармоничный ритмический рисунок, а может обладать рваным ритмом. Множество элементов определяет общее звучание различных композиций. Рассмотрим четыре термина, которыми интересуются наиболее часто: лад, динамика, минусовка и ритм.

Динамика и ритм в музыке

Динамика в музыке — нотные понятия и обозначения, связанные с громкостью ее звучания. Относятся к динамике резкие и постепенные изменения в музыке, громкость, акцент и несколько других терминов.

Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.

Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.

Ю.Д. Энгель считает, что это схема построения некоторого звукового ряда. Б.В. Асафьев — что это организация тонов в их взаимодействии. И.В. Способин указывал на то, что лад — система связей звуков, объединенная некоторым тоническим центром — одним звуком или созвучием.

Музыкальный лад по-своему определяли различные исследователи. Однако ясно одно — благодаря ему гармонично звучит музыкальное произведение.

Рассмотрим следующее понятие — минусовка. Его непременно следует раскрыть, говоря о том, что такое музыка. Определение минусовки следующее — это композиция, из которой был удален вокал, или же в ней отсутствует звучание некоторого музыкального инструмента. Одна либо несколько партий инструментов и/или вокала отсутствует в минусовке, которая/которые до изменения композиции присутствовала(и) в изначальном варианте. Самая распространенная форма ее — удаление из песни слов так, что музыка звучит одна, без текста.

В данной статье мы рассказали вам о том, что такое музыка. Определение этого прекрасного вида искусства было представлено лишь кратко. Конечно, тем, кому она интересна на глубоком, профессиональном уровне, имеет смысл изучить ее теорию и практику, законы и основы. Наша статья ответы дает лишь на некоторые вопросы. Музыка — это искусство, изучать которое можно очень долго.

Виды музыкального творчества

Заниматься творчеством – значит что-то творить, что-то создавать. В музыке для творчества открыты огромные просторы. Виды музыкального творчества разнообразны, прежде всего, потому, что музыка тесно переплетена с человеческой жизнью вкупе со всеми её проявлениями и творческими жилами.

Вообще обычно в литературе под видами музыкального (и не только музыкального) творчества подразумевают: профессиональное, народное и самодеятельное творчество. Иногда разделяют и по-другому: например, светское искусство, церковное искусство и популярная музыка. Мы с вами попытаемся копнуть глубже и описать что-нибудь более конкретное.

Вот какие основные виды музыкального творчества можно определить:

Создание музыки, то есть композиторское творчество – сочинение новых произведений: опер, симфоний, пьес, песен и так далее.

В этой области творчества есть много дорог: кто-то пишет музыку для театра, кто-то для кино, кто-то пытается передать свои замыслы в звуках чисто инструментальной музыки, кто-то рисует меткие музыкальные портреты, некоторые хотят выразить в музыкальном произведении трагедию или фарс, иногда авторы умудряются музыкой написать историческую летопись. Как видите, композитор – настоящий творец! Правда бывает и по-другому.

Например, кто-то пишет всего лишь для того, чтобы доказать, что умеет писать, а есть и такие композиторы, которые пишут бессмыслицу для того, чтобы восторженные слушатели пытались обнаружить смысл там, где его нет! Надеемся, что вы к последним «метателям пыли в глаза» не имеете никакого отношения? Вы ведь согласны, что музыка не должна быть бессмысленной?

Переработка чужой музыки – аранжировка. Это тоже творчество! Какую цель преследует аранжировщик? Сменить формат! Сделать так, чтобы музыку можно было показать как можно большему числу людей, да так, чтобы от изменений не убавилось бы в ней смысла. Это достойная цель настоящего художника. А вот лишать музыку со смыслом её смысла – например, опошлять музыку классическую – это не творческий метод. Такие «молодцы», увы, не настоящие творцы.

Музыкально-поэтическое творчество – создание текстов музыкальных произведений. Да! Это тоже можно отнести к видам именно музыкального творчества. Причём речь не обязательно идёт только о народных песнях и стихах для романсов. Сильный текст нужен и в театре! Создать либретто для оперы – это вам не халам-балам. Кое-чт о правилах сочинения текстов для песен можно почитать здесь.

Читайте также:  Как объяснить что такое дождь с научной точки зрения

Звукорежиссура – ещё один вид музыкального творчества. Очень востребована и очень увлекательна. Без работы музыкального режиссёра фильм может и не получить своих лавров на фестивале. Хотя, что это мы? Звукорежиссура может быть не только профессией, но и отличным домашним хобби.

Исполнительское творчество (игра на музыкальных инструментах и пение). Тоже творчество! Кто-то спросит, а что же они творят? Что создают? Можно ответить так по-философски – они создают звуковые потоки. На самом деле исполнители – вокалисты и инструменталисты, а также их разнообразные ансамбли – создают уникальные вещи – художественно-музыкально-смысловые полотна.

Иногда то, что они создают, записывается в видео или аудио формат. Так что, несправедливо лишать исполнителей творческих венцов – они творцы, их продукты мы слушаем.

У исполнителей тоже разные цели – одни хотят своей игрой во всём соответствовать исполнительским традициям или, может быть, точно выразить именно то, что по их мнению вложил в произведение автор. Другие играют кавер-версии.

Кстати, классная штучка эти каверы – это форма оживления подзабытых мелодий, их актуализации. Что и говорить, сейчас музыки столько разнообразной, что даже при огромном желании, её не то чтобы не удержать в памяти всю ну просто никак не получается. А тут на тебе – едешь в авто или маршрутке и по радио слышишь очередной кавер-хит, и думаешь: «Блиииин, да это ж песня сто лет назад была популярной… А хорошая-таки музыка, здорово, что про неё вспомнили».

Импровизация – это сочинение музыки прямо во время её исполнения. Так же как и в исполнительстве продукт творчества – уникальный и неповторимый, если никакими способами этот продукт не зафиксировать (ноты, аудио, видео).

Продюсерская работа. В старину (так условно выражаясь) продюсеров называли импресарио. Продюсеры – это такие люди, которые варятся в общей творческой «каше из топора» и там высматривают для себя оригинальных личностей, вовлекают их в какой-нибудь интересный проект, а затем, раскрутив этот проект не по-детски, срубают огромные бабки.

Да, продюсер – это и расчётливый бизнесмен, и творец в одном лице. Таковы уж особенности продюсерской работы, но само продюссирование совершенно спокойно можно отнести к видам музыкального творчества, потому что без творчества тут никак.

Музыкальное писательство, критика и журналистика – ещё одна область музыкального творчества. Ну, тут и говорить нечего – те, кто пишут о музыке умные и весёлые книжки, статьи в газеты и энциклопедии, научные труды и фельетоны – несомненно, самые настоящие творцы!

Музыкально-изобразительное искусство. А вот вы думали, что такого не бывает? Вот вам, пожалуйста. Во-первых, иногда композитор не только сочиняет музыку, но и пишет картины о своей музыке. Так делали, например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис и русский композитор Николай Рославец. Во-вторых, многие сейчас занимаются визуализацией – очень интересное и модное направление.

Кстати, вы знаете о феномене цветного слуха? Это когда человек ассоциирует определённые звуки или тональности с каким-либо цветом. Может быть у кого-то из вас, дорогие читатели, цветной слух?

Слушание музыки – это тоже один из видов музыкального творчества. Что же созидают слушатели, кроме аплодисментов, конечно? А они, воспринимая музыку, в своём воображении создают художественные образы, представления, ассоциации – и это тоже, самое настоящее творчество.

Подбор музыки по слуху – да и ещё раз да! Это умение, которое очень ценится в широкой общественной среде. Обычно людей, которые умеют подбирать по слуху любые мелодии, почитают за умельцев.

Музыкальным творчеством может заниматься каждый!

Самое главное, что именно в творчестве может реализовать себя абсолютно любой человек. Чтобы быть творцом, не обязательно становится профессионалом, не обязательно проходить какую-то серьёзную школу. Творчество исходит из сердца, его главный рабочий инструмент – воображение.

Виды музыкального творчества не нужно путать с музыкальными профессиями, о которых можно почитать тут – «Какие бывают музыкальные профессии?».

Творчество с точки зрения музыки это

1. Понятие и содержание музыки6

3. Возможность отображения мыслей человека, с помощью музыки10

4. Краткая история музыки, основные школы и представители13

Список использованной литературы23

Тема контрольной работы «Музыка, как вид искусства, ее функции. Возможность отображения мыслей и чувств человека, с помощью музыки. Краткая история музыки, основные школы, направления и представители».

Музыка — это искусство интонируемого смысла, поскольку природа музыки не столько звуковая (звук как акустическое, физическое явление), сколько интонационная — от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль.

Как известно, музыкальное искусство относится к наиболее чувственным среди искусств. Оно оказывает сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать непосредственную, не затрагивающую интеллект физиологическую реакцию в виде ритмичного движения тела, с другой — разряжает, способствует очищению, катарсису, успокоению и умиротворению.

Целью контрольной работы является исследование музыки как вида искусства. В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:

Рассмотреть музыку как вид искусства, ее функции.

Раскрыть возможность отображения мыслей и чувств человека, с помощью музыки.

Рассмотреть краткую историю музыки, основные школы, направления и представители.

Объект работы — искусство.

У музыки есть свой парадокс. Он заключается в том, что приоритет чувственного начала в музыке (известны высказывания: музыка нужна нам для души; там, где кончаются слова, начинается музыка ) существует антиномно с противоположной точкой зрения: по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщенным абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики .

Действительно, Пифагор и его школа видели родство музыки, философии, математики соответственно космогоническому восприятию мира. Интервалы между космическими сферами математически соотносятся между собой, как интервалы тонов в музыке. Планеты движутся, издавая звуки, но наше ухо не способно уловить их, в то время как тело и душа подчиняются всеобщей космической музыкальности. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший в XVII веке закон движения планет, опирался на учение Боэция в понимании музыкальной гармонии мира: музыка космических сфер — музыка человеческой души — музыка инструментов.

При написании работы были использованы учебные материалы отечественных и зарубежных авторов.

О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций А музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (условно от медитативной практики отключения рационального мышления посредством определенных напевов — через танцы в дискотеке — к пению больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата.

Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь.

В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.

Музыка окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, век грамм- аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, на работе, дома. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева. Человек так привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают (может быть, и Вам случалось просыпаться из-за того, что часы, остановившись, переставали тикать).

Абсолютной тишины можно добиться только в специальной сурдокамере («сур-дос» — по латыни «глухой») — побывавшие в этой «комнате полной тишины» космонавты признавались, что это одно из самых трудных испытаний.

Музыка — это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение света или тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады.

Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

1. Понятие и содержание музыки

Музыка, которая первоначально развивалась в неразрывной связи с литературой и танцем. Здесь отражение действительности и воздействие на слушателя достигается с помощью особым образом организованных звуковых комплексов. Музыка — не столько изображение предметного мира, сколько отображение чувств и мыслей человека. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости, но весь как бы соткан из человеческих чувств. Его природа — эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через особого рода звуки, в основе которых лежат интонации человеческой речи.

Ритм, мелодия и гармония — три основных элемента музыки, удачное сочетание которых и определяет хорошее качество музыкального произведения. Ритм является основной характеристикой музыки и представляет собой временную организацию нот. В классическом произведении его редко можно услышать без мелодии и гармонии. Но он может существовать и сам по себе, скажем, в барабанной дроби африканских племен.

Другим важным аспектом в музыке является метр. Это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм.

Мелодия или мотив — это душа музыки. Мелодия складывается из одной или нескольких музыкальных фраз, которые вплетаются в композицию. Мелодия не только придает определенный характер музыкальному произведению, но в своем повторении и преображении является наиболее узнаваемой чертой музыкальной формы.

Мелодия не существует без ритма, и редко можно найти в музыке, особенно в классической, мелодию без гармонии. Последняя определяется формой и структурой мелодии. Считается, что ближе всего к лишенным ритма и гармонии мелодии стоят средневековые монашеские хоралы. В целом же музыкальное произведение, как правило, является синтезом всех названных элементов: ритма, мелодии и гармонии.

Музыку чрезвычайно трудно описать словами и не возможно дать ее определение, поскольку слушание музыки — опыт весьма субъективный. Сотни определений музыки были записаны на протяжение столетий, но в большинстве своем они либо содержат восхищение неземной красотой музыки, либо стремятся свести ее художественную форму к простой научной формуле. Вот некоторые из них: музыка — это глаза слуха (Томас Дракс, нач. XVII в.); музыка — это единственное чувственное наслаждение, не заключающее в себе порока (Д-р Самюэль Джонсон, XVII в.); музыка — это тайна и неосознанная математическая задача для души (Г.В. Лейбниц, XVIIв.); музыка — это единственный шум за который надо платить (А. Дюма, XIX в.); музыка — это универсальный язык человечества (Генри Лонгфелло, XIX в.); музыка — это искусство мыслить звуками (Жюль Комбарье, XIXXX вв.); музыка — это такая же арифметика звука, как оптика — геометрия света (Клод Дебюсси, XIX-XX вв.).

На фоне приведенных высказываний наиболее интересными, однако, представляются размышления о музыке Генриха Гейне (XIX в.), попытавшегося уловить всю сложность и противоречивость выразительной формы музыкального произведения. Он считал, что музыка находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде смутного посредника, и похожего и не похожего на эти полярности, — дух, который требует выражения во времени и материя, которая может обходиться без пространства.

Читайте также:  Что нужно есть при ухудшении зрения

Это и делает музыку временным видом искусства, основными жанрами которого являются инструментальная и вокальная, сольная и ансамблевая, оркестровая и хоровая музыка.

2. Функции музыки

музыка тембр мелодия гейне

Функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему. Музыкальная культура, как и культура вообще, выполняет важную социально-психологическую роль. Она направлена как на общество в целом. Так и на отдельного человека, являясь инструментом формирования человека. В зависимости от того, каким общественным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.

Из высказанного выше положения об отражательной природе музыкального искусства вытекает прежде всего познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек же является и главным объектом музыкального отражения, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Но музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность.

Одна из важнейших функций музыки — воспитательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а путем развития в человеке чувства красоты, внушения ему определенного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности. Надо также заметить, что воспитательная функция музыки осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту, связанную с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и пр.). Воспитательное воздействие этого пласта музыкальной культуры особенно существенно для общества, поскольку он обращен к широким слоям населения.

Музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому — народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями используется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм совместной деятельности, с другой — способствует созданию комфортных с психологической точки зрения условий труда. В период Великой отечественной войны мощным мобилизующим средством была массовая песня, звавшая людей на подвиги, помогавшая им перенести тяготы войны.

Важнейшая, более того — родовая функция любого вида искусства, в частности музыки — эстетическая. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях. Прежде всего имеет место непосредственное чувственное удовольствие — такая форма оценки музыки, которая корреспондирует с перцептивным уровнем психики, с восприятием звукового материала и способов его организации. Над этим возвышается уровень эмоциональный — более духовный, но все еще связанный с непосредственно звуковыми структурами музыки. Наконец, высшая форма художественно-эстетической оценки — как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотносящаяся с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений. Всё это в совокупности способствует эстетизации действительности средствами музыки.

Существенный признак музыкального искусства отражается в его компенсирующей функции. Это вытекает из его основного эстетического назначения.

Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. Прежде всего, можно говорить о возмещении недостатка впечатлений, переживаний.

С компенсирующей функцией музыки коррелирует коммуникативная функция. Через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и душевное сопереживание.

. Возможность отображения мыслей человека, с помощью музыки

Музыка — реальность, схваченная в эмоциональных переживаниях и окрашенных чувством мыслях, выражаемых через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Музыка — искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Музыка — не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. А мысль, как подчеркивал Асафьев, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией. Музыка по своей природе динамична. Она — не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний. Она — «поэзия Звука» (Л. Стоковский).

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. В произведениях Бетховена звучат отголоски суровых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Таков финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан эту музыку назвал эпопеей славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и выполняла преимущественно утилитарную роль: вначале ритуально-суггестивную, а затем напев, повторяя ритм рабочих движений, облегчал их и способствовал труду; ритм служил объединению людей в едином процессе. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение интонировалось мелодией, напевалось. Музыка находилась в синтезе и с танцем.

Аристотель писал, что моральное значение музыки состоит в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие — истинно любим или ненавидим.

В природе нет музыкального звука, а есть лишь шумы с той или иной степенью организованности. Музыкальный звук — феномен культуры. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Откуда же берутся эти звуки? Ж.Б. Дюбо писал, что живописец подражает формам и краскам природы, музыкант же подражает звукам, интонациям, вздохам, модуляциям голоса, словом, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти. Спенсер также утверждает, что источник музыки — интонации страстно возбужденной речи. Интонационно-речевую природу музыки подчеркивает и Асафьев. Первым музыкальным инструментом был голос. Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотни лет. Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Это-то и накладывает печать на особенности музыки, которая говорит с людьми на «непосредственном языке души», волнует человека, вызывает у него бесконечное многообразие эмоций и их оттенков. Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они определяют ее специфику.

Цвет в живописи можно описать через сопоставление с предметом (желтый — солома, лимон), то музыкальный звук можно передать лишь через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»).

Звукоряд европейской музыки состоит из семи основных тонов. Одновременное сочетание трех и более тонов дает аккорд. Основа музыки — интонация. Структура музыки — ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразующую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы. Из этих знаков складывается музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Язык музыки — иерархия уровней: отдельных звуков, звукосочетаний, аккордов. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка — мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.

Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий.

Музыка близка архитектуре и огромной значимостью в ней ритма, и формой, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и возможностями отражения не столько отдельных сторон и частностей жизни, сколько именно ее сердцевины и духа.

4. Краткая история музыки, основные школы и представители

Вся история развития музыкального искусства — это освоение разных сторон единого звукового пространства.

Сегодня о музыке далекого прошлого мы можем судить по сохранившимся остаткам музыкальных инструментов, древним рельефным изображениям, небольшим статуэткам, словесным текстам гимнов и песнопений, свидетельствам античных историков. Значительным подспорьем историкам музыки служат обряды племен, до сих пор сохраняющих первобытнообщиннный строй.

Уже в античности четко оформились две концепции возникновения музыки. Согласно первой точке зрения музыка возникла из желания подражать звукам природы — пению птиц, крику зверей, шуму воды, свисту ветра. Согласно второй — из крика, из желания выплеснуть накопившиеся эмоции радости или горя. Обе концепции благополучно просуществовали до нашего времени, обусловив деление единого мира музыки на изобразительную и выразительную.

В Древнем же мире музыка — это всегда толпа. Причем чаще всего толпа не только слушателей, но и исполнителей. Сегодня считается, что музыкальная культура, например, Древнего Египта — это культура больших масс. В придворных церемониях участвовало до тысячи музыкантов. Совместное исполнение такой толпы — занятие довольно трудное. Музыкантами необходимо умело управлять. И постепенно в Египте (подобное наблюдается и в других странах) возникает уникальное искусство хейрономии, идущее от непроизвольных движений певцов во время исполнения.

Музыкальная культура Египта — одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» — удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также позднегреческому и римскому мелосу. По мере развития контактов с другими народами в музыку Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. В литературных источниках упоминается о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм».

Большое развитие получили приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Их часто сопровождали орган и трубы. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей.

До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.

Однако многие достижения музыкальных теоретиков Древнего мира остались лишь чисто теоретическими построениями. Время для их реализации в звуках придет позднее, в эпоху Средневековья.

Музыка средних веков и Возрождения была неразрывно связана с религиозно-поэтическими текстами (писалась на соответствующие тексты и сопровождала их исполнение), а также с религиозной эстетикой (отрешенно возвышенной или драматургической в религиозном смысле — переживание ужаса и страха перед загробной жизнью, переживание божественной тайны и восторга, смешанного со страхом и т.п.). Музыка средних веков и Возрождения была многоголосной, причем одни голоса не согласовывались в интонационном отношении с другими.

С середины XVIII века музыкальное искусство Европы развивалось под влиянием классицизма. Название этого художественного стиля говорит о его чертах: латинское classicus переводится как «образцовый» — для классицистических произведений важен гармоничный образец (обычно им становились античные произведения), ясные и строгие формы. Об античной музыке известно мало, поэтому в музыкальном искусстве классицизм проявился не как обращение к античным традициям, а как опора на строгую систему правил построения произведения. При этом чувства никоим образом не подменялись разумом, ведь музыка — это в большей мере, чем другие искусства, воплощение живых эмоций и движений души. Скорее, чувства сливались с разумом, не просто переживались, а обдумывались. Благодаря этому они, сложные и порой неуловимые, могли быть переданы в ясной и четкой форме, становились понятны слушателю.

Читайте также:  Можно ли делать лазерную коррекцию зрения с синдромом сухого глаза

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и Людвиг Ван Бетховен (1770-1827). Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их музыка являет высочайшее достижение эры классицизма по совершенству мелодий и форм.

Вольфганг Амадей Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать буквы. Необыкновенные способности Вольфганга развились под руководством его отца — скрипача и композитора Леопольда Моцарта. В операх «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике.

В области музыки классицизм на рубеже XVIII — XIX вв. обрел новые формы, что было связано с Великой французской революцией. Эти формы были рассчитаны на массовую аудиторию и служили революционным идеалам. Композиторы этого стиля и времени — Ф.Ж. Госсек (1734-1829) и Э. Мегюль (1763-1817). Яркие образцы «оперы спасения» — жанра, возникшего в период Французской революции, для которого характерна идея борьбы с тиранией и благополучная развязка — «спасение»: «Лодоиска», «Два дня» Л. Керубини (1760-1842) и др.

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810-1856), создавший программные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.

Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К.М. Вебер (1786-1826). Вебер боролся за немецкое национальное оперное искусство и в своем творчестве отразил стремление немецкого народа к освобождению и воссоединению страны. В произведениях Вебера определились основные направления немецкой романтической оперы: народно-легендарная и сказочная опера («Вольный стрелок», «Оберон»), опера на средневековый рыцарский сюжет («Эврианта»), написаная как большая опера, в которой разговорные диалоги заменены речитативами. Музыковеды считают, что от этой оперы лежит прямой путь к «Тангейзеру» и «Лоэнгрину» Вагнера.

Романтические оперы создавали также Р. Шуман, Ф. Флотов («Александра Страделла», «Марта»>. О. Николаи (1810-1849) написал комическую оперу «Виндзорские проказницы» на сюжет комедии Шекспира.

Романтическое направление представлено в творчестве великого немецкого композитора, дирижера, музыковеда, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813 -1883), одного из крупнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Широко известны его оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (четыре оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), мистерия «Парсифаль». Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции — композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803-1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта».

На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни — русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.

Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804- 1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская.

Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.

Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. — творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.

В этот же период возникает в опере новое направление — веризм (ит. verismo, от vero — истинный, правдивый). Его представители — композиторы Р. Леонкавалло (1857-1919), П. Масканьи (1863-1945), Ум. Джорданно (1867 -1948), Дж. Пуччини (1858-1924). В основе произведений этих мастеров — жизненно достоверные сюжеты; правдивое отображение душевного мира простых людей; эмоционально выразительная музыка, отсутствие высокой общественной идеи. Сложился и определенный исполнительский стиль — преувеличенная экспрессия, сентиментальный надрыв, острый драматизм. Лучшие произведения этого направления — «Сельская чести» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. Благодаря психологической глубине творчество Дж. Пуччини, написавшего «Богему», «Тоску» «Чио-чио-сан», преодолевает рамки веризма.

Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.

Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж. Бизе «Кармен».

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты -Франция, а родоначальники — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Европейская музыкальная культура XX столетия характеризуется двумя основными тенденциями: связью с классикой и дальнейшим развитием классической музыкальной культуры, а также стремлением к новым средствам звукового выражения. Первая тенденция проявилась в итальянской опере.

Представителями классической музыки в XX в. являются также австрийский композитор Г. Малер (1860-1911) и английский композитор В. Бриттен (1913-1976). Бриттен — автор многих опер (например «Сон в летнюю ночь», «Смерть в Венеции» и др.), в которых классика, национальные традиции сочетаются с современными музыкальными средствами. Г. Малер, известный своими симфониями, подготовил почву для возникновения музыкального экспрессионизма. Симфонию «Песнь о Земле» (для солистов и оркестра) Малер создавал 21 год (1888-1909); она — важнейшее явление симфонической музыки XX столетия.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.

Ритм, мелодия и гармония — три основных элемента музыки, удачное сочетание которых и определяет хорошее качество музыкального произведения.

познавательная функция музыки — музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека;

воспитательная — музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней;

музыка может выполнять организующую и мобилизующую функции, призывать человека к определенному действию;

эстетическая — музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его наслаждения и развлечения, активизирует его жизненный тонус;

компенсирующая — человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования;

коммуникативная функция — через музыкальное искусство (при его восприятии и в процессе музицирования) люди во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания.

Музыка — искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Музыка — не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Цвет в живописи можно описать через сопоставление с предметом (желтый — солома, лимон), то музыкальный звук можно передать лишь через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»).

Вся история развития музыкального искусства — это освоение разных сторон единого звукового пространства. В античности четко оформились две концепции возникновения музыки. Согласно первой точке зрения музыка возникла из желания подражать звукам природы — пению птиц, крику зверей, шуму воды, свисту ветра. Согласно второй — из крика, из желания выплеснуть накопившиеся эмоции радости или горя. В Древнем же мире музыка — это всегда толпа. Причем чаще всего толпа не только слушателей, но и исполнителей. Музыкальное искусство Византии — светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм». До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию. Музыка средних веков и Возрождения была неразрывно связана с религиозно-поэтическими текстами, а также с религиозной эстетикой. С середины XVIII века музыкальное искусство Европы развивалось под влиянием классицизма. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен. Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман, Рихард Вагнер. На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни — русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский. Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. — творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родоначальники оперетты — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Европейская музыкальная культура XX столетия характеризуется двумя основными тенденциями: связью с классикой и дальнейшим развитием классической музыкальной культуры, а также стремлением к новым средствам звукового выражения.

Список используемых источников

1.Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. — М.: Высш. шк., 2002. — 511с.

.Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Смирнов Ю.Б., Ивлев В.Ю. Культурология. — М.: МЭСИ, 2005. — 88 с.

.Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание. Курс лекций. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. Электронный учебник: http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2_05.htm.

.Иоффе А.И. Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. — М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.

.Коломиец Г.Г. Ценность музыки в контексте духовной культуры. Режим чтения: [http://bank.orenipk.ru/Text/t30_414.htm].

.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.

.Розин В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Источники:
  • http://music-education.ru/vidy-muzykalnogo-tvorchestva/
  • http://diplomba.ru/work/89893