Меню Рубрики

Точку зрения автора в романе отцы и дети выражает

Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Многочисленные и разнообразные отзывы критиков о произведении – всегда свидетельство его успеха, неординарности. Такова была реакция на «Отцы и дети» Тургенева; воссозданный образ времени, точно воспроизведенная историческая обстановка 1859 года (времени действия романа), вероятно, послужили этому причиной. Роман был написан в 1861 г. и отображал очень близкие ко времени выхода произведения в печать события, а картина современности всегда воспринимается неадекватно.

Этот год был выбран Тургеневым не случайно, он был поистине интересным: накануне крестьянской реформы столкнулись два поколения, или даже лагеря: дворяне-либералы и разночинцы-демократы (или шестидесятники, как их называли позже). «Я чувствовал, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю». Так рассуждал Тургенев, и эта нерешительность была свойственная каждому; всякий знал, что появились «новые люди», но что они из себя представляют и чем собираются заниматься, было непонятно.

Примечательно, что первая редакция романа была снабжена эпиграфом, в котором некий «молодой человек» (т.е. разночинец) упрекал «человека средних лет» (т.е. дворянина) в том, что поколение последнего обладало «содержанием», но не имело «силы». На это «человек средних лет» отвечал: «А в вас – сила без содержания». Таким образом, автор четко определял свою позицию и делал «победителем» дворян, несколько упрощая смысл романа. Впоследствии он отказался от этого эпиграфа, предоставив читателю возможность самому угадать мнение автора.

Говоря о точке зрения Тургенева, следует упомянуть о его социальном происхождении: он был дворянином. Но это не помешало ему написать в письме К.К. Случевскому: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Так как же понять мнение писателя? И действительно ли он был так решительно настроен против дворян?

Авторская позиция проявляется в нескольких случаях: во-первых, при рассмотрении произведения в целом, т.е. если разбирать, каких героев показал писатель, в какие ситуации они попадали (особенно то, как они из них выходили), каким испытаниям он подвергал их, к какому концу он их подвел. Во-вторых, как ни мало деталей использует Тургенев, они все же есть – это один из наиболее важных способов характеристики героев.

В романе «Отцы и дети» рассматривается глобальный вопрос (о том, кто же будет «движущей силой» России), и потому основное выражение авторской позиции следует искать, вероятно, несколько «выше» сюжета, например, проанализировав, кто же из героев (а точнее, представитель какого поколения) наиболее ему близок.

Посмотрим на Базарова. Он в высшей степени странен, его жизненное кредо – отрицать все, даже такие общепринятые ценности, как культура, высшие человеческие качества, не говоря уже о природе. Известно, что Тургенев как раз считал все это безусловно важным. Таким образом, первоначальный вывод таков: этот персонаж писателю неприятен. К тому же создается впечатление, что Базаров силен лишь на словах: в течение романа он практически бездействует. Но тем не менее Тургенев писал, что он сам не понимает, любит ли он этого персонажа или нет, т.е. он не отвергал его «положительности».

Мировоззрение Базарова настолько необычно, что оно не может не послужить причиной для возникновения непонимания (даже вражды) между ним и братьями Кирсановыми: аристократичным Павлом Петровичем и мягким Николаем Петровичем. Павел Петрович, со всей своей холодностью, все-таки более нетерпимо относится к Базарову, что приводит к бесконечным спорам. В характере же Николая Петровича отсутствует какая-либо резкость. Считается, что именно он привлекал Тургенева в большей степени. Вероятно, это так и есть, ведь и «тройки» идейных противников (Кирсановы и Базаров) только ему досталась счастливая, благополучная судьба в конце романа. Базаров же и Павел Петрович были «наказаны»: первый умер, увидев перед смертью самое страшное – крушение собственных идей; второй отправился доживать свой век за границей в одиночестве.

И этих разных людей автор все-таки объединил: он заставил пройти каждого через испытание любовью. Спрашивается, зачем Тургеневу это понадобилось? Почему именно любовь? Ответ прост: это чувство «нейтрально», оно никак не связано с идеологией и затрагивает совершенно особую сторону личности. В то или иное время каждый герой влюбляется. Отношения Николая Петровича с Фенечкой и Аркадия с Катей, думается, рассматривать не стоит, т.к. они складывались удачно, а потому не влекли за собой серьезных изменений в их жизни, а скорее просто подтверждали правильность избранного героями пути. Павел Петрович когда-то был влюблен в некую княгиню Р. После разрыва с ней, а затем и ее смерти, он потерял интерес к жизни, «сломался», и, вероятно, как раз с этого времени он стал неизбежно превращаться в «мертвеца», как определил это состояние Тургенев. Базарову же, в отличие от него, можно сказать, повезло: ему суждено было наблюдать лишь начало крушения его нигилистической теории. Тургенев несколько искусственно устранил Базарова из романа, на что существовало две причины: во-первых, писатель просто не знал, что бы этот персонаж мог еще предпринять (т.к. сам тип личности, как уже говорилось, не был до конца ему ясен), а во-вторых (и это, несомненно, важнейшая причина), он хотел подчеркнуть, что такие люди России не нужны. Эти слова он вкладывает в уста самого Базарова, и они свидетельствует о том, что даже сами нигилисты, «новые люди», понимают свое бессилие и бесполезность.

Но такие люди, как Павел Петрович, очевидно, тоже не в состоянии принести России пользу. Таким образом, Тургенев подводит к мысли о том, что ни дворяне, ни разночинцы не могут и не должны устраивать жизнь в России, что нужен кто-то третий, но о нем в романе нет ни единого слова.

Здесь Тургенев взял на себя роль всемогущего судьи – «расставил» всех героев по своим местам; здесь, видимо, больше всего проявилось его позиция, он «подвел итоги» так, как, по его мнению, сделала бы сама жизнь.

Авторская позиция в романе «Отцы и дети»

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», безусловно, является одним из выдающихся произведений 19 века. Произведение посвящено знаменитому критику В.Г.Белинскому. В романе автор поднимает множество философских проблем, которые находят отражение через образы и мысли персонажей, их открытые столкновения или внутренние конфликты героев. Главная проблема, поставленная автором в романе, – конфликт «отцов» и «детей». Чью же сторону в данном конфликте занимает сам И.С.Тургенев?

Читайте также:  Как можно обосновать свою точку зрения

С одной стороны конфликта «отцов» и «детей» находится старшее поколение семьи Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович – самые яркие представители «отцов» в романе. Оба они придерживаются либеральных взглядов. Однако Павел Петрович занимает более резкую позицию в данном вопросе, считая, что благоприятное будущее стране способны обеспечить только права и свободы человека, самоуважение, представители аристократии. Автор симпатизирует семье Кирсановых, взглядам Павла Петровича, но в то же время иронично описывает внешность Павла Петровича, его историю жизни в Дрездене.

Евгений Базаров – главный представитель «детей» в конфликте романа. Герой обладает нигилистическими взглядами на мир, он революционер, высказывается за коренное изменение существующего в стране порядка. Базаров настаивает на неограниченной свободе личности. Многие качества Базарова поощряются И.С.Тургеневым, например, прямота, честность, физическая и духовная сила, также нравится автору и профессия, которую выбирает его герой. Но, в то же время, автор не разделяет мнение Базарова, касающееся отрицания литературы, музыки, истинных чувств, природы. Также И.С.Тургенев не придерживается взглядов своего героя касаемо русского народа, русских женщин.

Неоднозначна оценка автора и в отношении смерти Евгения Базарова. Смерть показывает неправоту взглядов героя, но с другой стороны смерть Базарова в некоторой степени благородна. Герой умирает от заражения крови, которое получил, помогая людям. Так, И.С.Тургенев отразил изменения, произошедшие в Базарове, теперь герой задумался и о любви, и о природе. Но даже перед смертью Базаров сохраняет твердость и стойкость духа, непреклонность своих убеждений.

Таким образом, невозможно дать однозначную оценку позиции И.С.Тургенева в споре «отцов» и «детей». Автор одинаково симпатизирует обоим поколениям, но в то же время с удивительной легкостью обличает недостатки и несовершенства каждой стороны конфликта.

Вместе со статьёй «Авторская позиция в романе «Отцы и дети» читают:

Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и Дети»

Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман Тургенева «Отцы и дети» — произведение, сложное по своей структуре и художественному исполнению. Помимо «традиционных» героев, в романе незримо присутствует еще один персонаж, максимально приближенный к самому Тургеневу. Это –Автор.
На протяжении всего произведения И.С. Тургенева мы постоянно встречаем авторские характеристики, ремарки и комментарии. Проблемы, затронутые в «Отцах и детях», общественные и личные вопросы, персонажи – все это глубоко трогает Автора, он страстно пытается донести до нас свою точку зрения, свой взгляд на мир и человека. Кроме того, важно, что отношение этого героя ко всему происходящему в романе неоднозначно, противоречиво.
Итак, в «Отцах и детях» авторская позиция проявляется прямых авторских характеристиках, в описаниях, в ремарках, в комментариях к речи героев. Так, например, когда Автор описывает мать Евгения Базарова, он часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «. подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына. » Благодаря этому мы понимаем, что Автор относится к своей героине с большой симпатией и сочувствием, понимает ее переживания за сына, восхищается ее материнской любовью.
Часто Тургенев дает своим героям прямую характеристику. Так, про Павла Петровича Кирсанова он говорит: «Да он и был мертвец». Эти слова не только характеризуют героя как человека, уже не способного на внутреннее развитие и истинные чувства, но и проявляет отношение к нему Автора. Мы сразу понимаем, что оно иронично-негативное, насмешливое, даже несколько презрительное.
Авторские ремарки также в полной мере проявляют отношение Тургенева к своим героям. Так, например, описывая речь Ситникова, автор подчеркивает следующую деталь: Ситников «визгливо засмеялся». Эта ремарка резко снижает образ псевдонигилиста, помогает создать его отталкивающий образ и подчеркивает отношение самого Автора к Ситникову. В этой ремарке Тургенева чувствуется явная ирония, такая же, впрочем, как и в комментариях к речи другой псевдонигилистки — Авдотьи Кукшиной.
Важно, что однозначность и прямолинейность в авторских оценках исчезает, когда речь заходит о главном герое романа – нигилисте Евгении Базарове.
Мы видим, что, с одной стороны, Автор категорически не разделяет взглядов своего героя. Но, в то же время, он относится к Базарову с большой симпатией, ценит в нем недюжинный ум и сильный характер. Так, в одном из самых трагических моментов романа — в описании смерти Базарова – отчетливо проявляется уважение Автора к этому герою, который не пасует даже перед лицом смерти: «До сих пор не трушу. »
В споре между Базаровым и Павлом Петровичем (сцена спора – одна из кульминационных в романе) Автор занимает нейтральную позицию – он не поддерживает ни одного из своих персонажей, остается как бы в стороне. Тургенев пытается объективно показать своих героев, описав их как положительные, так и отрицательные стороны: «. настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы».
Мы понимаем, например, что упреки Базарова по отношению к Павлу Петровичу справедливы: «. вы вот уважаете себя и сидите сложа руки. ». Но и со словами Кирсанова о важности «чувства самоуважения» не поспоришь.
Безусловно, огромное значение для понимания идеи «Отцов и детей» имеет эпилог произведения. В этом эпизоде Автор описывает могилу Базарова и подчеркивает, что цветы на его могиле «говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной. ». На мой взгляд, Автор говорит здесь о том, что споры разночинцев и аристократов, «отцов» и «детей» вечны. Именно из этих споров и идейных разногласий складывается человеческая жизнь, именно ими обусловлен общественный прогресс.
Таким образом, Тургенев не в совеем романе явных ответов на поставленные им вопросы – он предлагает нам самим поразмышлять, составить обо всем свое мнение. Эта кажущаяся отстраненность, за которой маскируется философское отношение Автора к описываемым судьбам и проблемам, наблюдается на протяжении всего произведения. Тургенев избегает категоричности и резкости в своих суждениях — он предоставляет читателю право самому делать выводы. Однако, в то же время, мы отчетливо улавливаем и отношение самого Автора ко всему описываемому, его точку зрения на мир и человека. А суть ее такова: существуют вечные ценности, которые являются основополагающими в жизни каждого человека, независимо от эпохи, веяний времени, происхождения и так далее. К таким ценностям относятся любовь, семья, искусство, природа. Все мы — и человек, и вся Вселенная – подчиняемся единым законам бытия. И нужно уметь чувствовать эти законы и следовать им. Только тогда человек будет счастлив, будет находиться в гармонии с собой и со всем миром.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и Дети»

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

«Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Читайте также:  Капли для глаз для повышения остроты зрения

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Автор в романе «Отцы и дети»

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» автор выступает в роли повествователя и практически не занимает открытую авторскую позицию. Его взгляды, отношения к героям проявляются в композиционных особенностях романа, в средствах подачи образов, редко в открытых авторских высказываниях.

Образ автора в романе Тургенева «Отцы и дети»

Неоткрытость авторской позиции вызвала обвинения против него со стороны с его современников: и либералов, и демократов, и консерваторов. Эти нападки вызвали необходимость для Тургенева объясниться, появилась статья » По поводу «Отцов и детей». В ней писатель прежде всего определил свое отношение к главному герою — Базарову.

» В этом замечательном человеке воплотилось -на мои глаза — едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». В то же время сам писатель признавался: «Базаров — любимое мое детище».

Тем самым он как бы заявлял об огромном труде, огромной заинтересованности, которую вызывал у него тип такого человека, как Базаров.

Но читатель постепенно догадывается, что писатель не разделяет позиций героя.

Отношение автора к позиции Базарова

Тургеневу-человеку и писателю — глубоко чужда философия отрицания:

грубый материализм, исповедуемый героем, проповедует, что искусство не нужно, любовь — только физиологическое влечение, природа — только мастерская, и человек в ней работник, все люди одинаковы, как деревья в лесу.

В то же время фигура Базарова получилась такой сильной, такой человечески привлекательной, какими не являются фигуры других героев. Автор использует композицию романа для того,чтобы высказать свою точку зрения и опровергнуть взгляды своего главного героя.

Так, Тургенев проводит своего героя дважды по одним и тем же местам: Марьино, Никольское, родительский дом, но второй раз в одно и то же место возвращается уже иной Базаров. Главный персонаж, впервые приехавший в Марьино, уверен в себе, он только снисходит до разговоров, споров с Павлом Петровичем. За ним — сила. Недаром после фразы Базарова об отрицании «Все» Павел Петрович дрогнул. Второй раз приехав в Марьино, он, уже глубоко любящий Одинцову, не спорит, а работает, пытается забыть любовь, свести ее к физиологии (сцена с Фенечкой), соглашается на дуэль с Павлом Петровичем, отрицая дуэли как таковые, оказывает помощь раненному, вызвав слова благодарности даже у своего идеологического оппонента

Полюбив Одинцову, этот персонаж, отрицающий в любви возвышенные чувства и признающий только физиологию, начинает » сознавать романтика в самом себе». Меняется и его отношение к родителям: от досады к примирению и выражению чувства любви. Смерть же возвышает его над другими, делает героем, показывает его могучую натуру. Недаром Д.И.Писарев писал:

«Умереть так, как умер Базаров, все равно что совершить великий подвиг».

Идейным противником Базарова является Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд, автор разделяет его отношение к теориям Базарова. Но сам ход повествования, ироническое отношение автора к манерам, истории любви, поведению старшего Кирсанова позволяют говорить, что автор не считает позицию этого героя верной. Порой в отношении писателя проскальзывает явная ирония, например, при описании одежды героя:

» Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда, не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок».

Значительно более близок автору — младший Кирсанов — Николай Петрович. Тургеневу близки его стремления к изменениям жизни, стремление понять новое поколение, почувствовать его силу. Когда после спора Базарова и Павла Петровича Николай Петрович выходит в сад и видит красоту летнего вечера, мы чувствуем вместе с автором правоту героя.

Нежизненность философской программы главного персонажа подтверждают и второстепенные персонажи — Ситников и Кукшина. Если по отношению к Базарову Тургенев никогда не иронизирует, то портреты этих героев выдают явную авторскую неприязнь.

» Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица…»

— это о Ситникове.

» В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя»

Позиция Тургенева в отношении остальных персонажей романа «Отцы и дети»

Автор подчас сурово судит своих героев. Фигура Анны Сергеевны Одинцовой вызывает интерес и писателя, и читателя, ведь она так не похожа на тургеневских девушек предыдущих романов. Авторское отношение проскальзывает, например, в его высказывании о судьбе Анны Сергеевны в эпилоге. Говоря о замужестве Одинцовой, Тургенев пишет:

» Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви».

Спокойствие, которое Анна Сергеевна ценит больше всего на свете, неприемлемо для писателя.

Представляется, что наиболее явную позицию занимает Тургенев в эпилоге романа. При описании могилы Базарова звучат трагические и философские ноты. Тщетность человеческого стремления познать и изменить мир, величие природы по сравнению с суетностью человеческой жизни — вот кредо автора.

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…».

Автор-повествователь в романе «Отцы и дети» вызывает неизменное уважение взвешенностью своей позиции, неангажированностью по отношению к тем социальным процессам, которые проходили в пореформенной России.

Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и дети»

На протяжении всего романа «Отцы и дети» читатель постоянно наблюдает за отступлениями, за комментариями, за ремарками автора. Конечно, автор высказывает позицию самого И.С. Тургенева, говорит от его имени.

Все те события, которые описывает автор на страницах романа, необычайно волнуют его, вызывают в его душе чувства разного рода – от неприятия до симпатии. При помощи своих авторских ремарок, Тургенев может высказать отношение к тому или иному герою романа. Ярким тому примером является описание внешности старой женщины – матери Евгения Базарова.

Автор использует уменьшительно – ласкательные слова, такие как «кулачок», «губки». Ознакомившись с таким описанием героини, мы понимаем, что Тургенев с большой симпатией относился к этой женщине.

Достаточно часто, автор романа высказывает свою прямую позицию, которая может быть слишком прямолинейной. Однако таким образом Тургенев мог наилучшим образом охарактеризовать героя.

К примеру, Павла Петровича он называет «мертвецом». И это слово на все 100% подчеркивает натуру Кирсанова. Этот человек был мертвым внутри. Он давно уже перестал развиваться и стремиться к свету, к хорошему.

Нередко, И. С. Тургенев использует иронию, для того чтобы описать некоторых героев, чаще – псевдонигилистов. Он пишет о том, как «визгливо» смеется Ситников. Это описание его смеха во многом опускает нашу оценку данного персонажа.

Неоднозначное отношение испытывает автор к главному герою романа – к Евгению Базарову. С одной стороны, он недолюбливает в нем его нигилистические стремления, однако, на протяжении всего романа, описывает мужчину, как сильную и умную личность. Даже перед лицом смерти Евгений не струсил. Это говорит о его силе воли, о его твердом характере.

Немаловажное значение имеет эпилог в романе. Из его содержания, читатель узнает о дальнейших судьбах героев. Тургенев описывает могилу Евгения. На ней растут цветы, а это говорит о бесконечной жизни, которая продолжается в остальных предметах.

На протяжении всего романа, автор не высказывался резко, категорично. Он явно не проявлял симпатии к тем или иным героям. Все это дает каждому из нас возможность самостоятельно поразмыслить над судьбами героев, над их поступками и жизненными взглядами.

Авторская позиция и средства ее выражения в романе Ивана Тургенева Отцы и дети (1 вариант)

Авторская позиция и средства ее выражения в романе Ивана Тургенева Отцы и дети

(1 вариант)

Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Читайте также:  Нюх ухо глухота зрение одним словом

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

(2 вариант)

Многочисленные и разнообразные отзывы критиков о произведении – всегда свидетельство его успеха, неординарности. Такова была реакция на «Отцы и дети» Тургенева; воссозданный образ времени, точно воспроизведенная историческая обстановка 1859 года (времени действия романа), вероятно, послужили этому причиной. Роман был написан в 1861 г. и отображал очень близкие ко времени выхода произведения в печать события, а картина современности всегда воспринимается неадекватно.

Этот год был выбран Тургеневым не случайно, он был поистине интересным: накануне крестьянской реформы столкнулись два поколения, или даже лагеря: дворяне-либералы и разночинцы-демократы (или шестидесятники, как их называли позже). «Я чувствовал, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю». Так рассуждал Тургенев, и эта нерешительность была свойственная каждому; всякий знал, что появились «новые люди», но что они из себя представляют и чем собираются заниматься, было непонятно.

Примечательно, что первая редакция романа была снабжена эпиграфом, в котором некий «молодой человек» (т.е. разночинец) упрекал «человека средних лет» (т.е. дворянина) в том, что поколение последнего обладало «содержанием», но не имело «силы». На это «человек средних лет» отвечал: «А в вас – сила без содержания». Таким образом, автор четко определял свою позицию и делал «победителем» дворян, несколько упрощая смысл романа. Впоследствии он отказался от этого эпиграфа, предоставив читателю возможность самому угадать мнение автора.

Говоря о точке зрения Тургенева, следует упомянуть о его социальном происхождении: он был дворянином. Но это не помешало ему написать в письме К.К. Случевскому: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Так как же понять мнение писателя? И действительно ли он был так решительно настроен против дворян?

Авторская позиция проявляется в нескольких случаях: во-первых, при рассмотрении произведения в целом, т.е. если разбирать, каких героев показал писатель, в какие ситуации они попадали (особенно то, как они из них выходили), каким испытаниям он подвергал их, к какому концу он их подвел. Во-вторых, как ни мало деталей использует Тургенев, они все же есть – это один из наиболее важных способов характеристики героев.

В романе «Отцы и дети» рассматривается глобальный вопрос (о том, кто же будет «движущей силой» России), и потому основное выражение авторской позиции следует искать, вероятно, несколько «выше» сюжета, например, проанализировав, кто же из героев (а точнее, представитель какого поколения) наиболее ему близок.

Посмотрим на Базарова. Он в высшей степени странен, его жизненное кредо – отрицать все, даже такие общепринятые ценности, как культура, высшие человеческие качества, не говоря уже о природе. Известно, что Тургенев как раз считал все это безусловно важным. Таким образом, первоначальный вывод таков: этот персонаж писателю неприятен. К тому же создается впечатление, что Базаров силен лишь на словах: в течение романа он практически бездействует. Но тем не менее Тургенев писал, что он сам не понимает, любит ли он этого персонажа или нет, т.е. он не отвергал его «положительности».

Мировоззрение Базарова настолько необычно, что оно не может не послужить причиной для возникновения непонимания (даже вражды) между ним и братьями Кирсановыми: аристократичным Павлом Петровичем и мягким Николаем Петровичем. Павел Петрович, со всей своей холодностью, все-таки более нетерпимо относится к Базарову, что приводит к бесконечным спорам. В характере же Николая Петровича отсутствует какая-либо резкость. Считается, что именно он привлекал Тургенева в большей степени. Вероятно, это так и есть, ведь и «тройки» идейных противников (Кирсановы и Базаров) только ему досталась счастливая, благополучная судьба в конце романа. Базаров же и Павел Петрович были «наказаны»: первый умер, увидев перед смертью самое страшное – крушение собственных идей; второй отправился доживать свой век за границей в одиночестве.

И этих разных людей автор все-таки объединил: он заставил пройти каждого через испытание любовью. Спрашивается, зачем Тургеневу это понадобилось? Почему именно любовь? Ответ прост: это чувство «нейтрально», оно никак не связано с идеологией и затрагивает совершенно особую сторону личности. В то или иное время каждый герой влюбляется. Отношения Николая Петровича с Фенечкой и Аркадия с Катей, думается, рассматривать не стоит, т.к. они складывались удачно, а потому не влекли за собой серьезных изменений в их жизни, а скорее просто подтверждали правильность избранного героями пути. Павел Петрович когда-то был влюблен в некую княгиню Р. После разрыва с ней, а затем и ее смерти, он потерял интерес к жизни, «сломался», и, вероятно, как раз с этого времени он стал неизбежно превращаться в «мертвеца», как определил это состояние Тургенев. Базарову же, в отличие от него, можно сказать, повезло: ему суждено было наблюдать лишь начало крушения его нигилистической теории. Тургенев несколько искусственно устранил Базарова из романа, на что существовало две причины: во-первых, писатель просто не знал, что бы этот персонаж мог еще предпринять (т.к. сам тип личности, как уже говорилось, не был до конца ему ясен), а во-вторых (и это, несомненно, важнейшая причина), он хотел подчеркнуть, что такие люди России не нужны. Эти слова он вкладывает в уста самого Базарова, и они свидетельствует о том, что даже сами нигилисты, «новые люди», понимают свое бессилие и бесполезность.

Но такие люди, как Павел Петрович, очевидно, тоже не в состоянии принести России пользу. Таким образом, Тургенев подводит к мысли о том, что ни дворяне, ни разночинцы не могут и не должны устраивать жизнь в России, что нужен кто-то третий, но о нем в романе нет ни единого слова.

Здесь Тургенев взял на себя роль всемогущего судьи – «расставил» всех героев по своим местам; здесь, видимо, больше всего проявилось его позиция, он «подвел итоги» так, как, по его мнению, сделала бы сама жизнь.

План сочинения — Авторская позиция и способы ее выражения в романе Тургенева «Отцы и дети»

Авторская позиция и способы ее выражения в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Авторская позиция — это отношение писателя к тому, что он изображает, и в особенности к персонажам произведения.

II. Главная часть

1. В романе Тургенева действуют разные герои, и почти в каждом из них автору что-то нравится, а что-то нет. Поэтому авторскую позицию далеко не всегда можно характеризовать как однозначно положительную или отрицательную. Кроме того, в отношении некоторых героев авторская позиция меня­ется по ходу романа:

а) Базаров. Отношение к нему автора очень сложно. С одной стороны, в Базарове привлекает незаурядность лично­сти, воля, способность и желание трудиться (в Базарове Тур­генев впервые нашел истинного «деятеля», а не «созерцате­ля», какими являлись герои его предыдущих романов — Рудин, Лаврецкий и др.). С другой стороны, Тургенев наде­ляет своего героя рядом непривлекательных черт: Базаров циничен, особенно по отношению к женщинам, глух к красо­те в природе и в искусстве, все измеряет только пользой, груб; ему недостает культуры как внешней, так и внутрен­ней, он безгранично самоуверен. По словам Писарева, Тур­генев не скрывает, что молодые люди такого типа ему не очень-то нравятся.

Но авторскую позицию по отношению к Базарову нельзя просто разложить на «за» и «против». Это сложное чувство, и Тургенев понимает, что Базаров может быть только таким, ка­кой он есть, его нельзя «перевоспитать»: недостатки Базаро­ва — это продолжение его достоинств. По ходу романа на пер­вый план выходит то сочувствие автора герою, то его неприятие, но в общем к концу романа возрастает авторское сочувствие герою.

Б) Павел Петрович Кирсанов. Это — главный оппонентi Базарова. Отношение к нему Тургенева также двойственно, но верх в основном берет неприятие этого характера. Его душу автор называет «сухой», и это многое объясняет. «Принципы)» для него всегда важнее людей; это натура себялюбивая прежде всего, и никакие хорошие качества (любовь к брату, напри­мер) не могут этого изменить;

в) Николай Петрович Кирсанов. В оценке этого характера преобладают ноты сочувствия и симпатии, что обусловлено душевным богатством этой натуры: он добр, способен к ис­кренней и нежной любви, в нем совершенно отсутствует эго­изм, его глубоко трогает красота и т.п. Легкую иронию у авто­ра вызывает только житейская непрактичность героя;

г) Одинцова. Это едва ли не самый сложный характер в романе, и отношение к нему автора недостаточно ясно. У нее много положительных качеств, и ей, кажется, нечего поста­вить в упрек, но легкий холодок в отношении автора к ней все-таки чувствуется. Видимо, для Тургенева она слишком спокойна, слишком рассудочна и поэтому несколько эгои­стична, что особенно чувствуется в сравнении с классическим типом «тургеневских девушек» — Лизы («Дворянское гнез­до»), Елены («Накануне») и др.;

д) Аркадий Кирсанов. В отношении этого героя авторская позиция наиболее явственно меняется по ходу романа. В начале это еще мальчик, буквально влюбленный в Базарова и стараю­щийся ему во всем подражать, что и вызывает неприкрытую ав­торскую иронию. Когда же к концу романа Аркадий начинает жить «своим умом», его оценка принципиально меняется. Он сочетает в себе лучшие качества «старого» и «нового» поколе­ний: чуткую душу и трезвый практический ум. Именно Арка­дий больше всего приближается к тургеневскому идеалу.

2. Способы выражения авторской позиции в романе (см. Словарик):

а) очень редкие прямые авторские оценки («надменная гордость» Базарова, «сухая душа» Павла Петровича);

б) высказывания героев (особенно характерны высказыва­ния Базарова и Павла Петровича);

в) действия героев (поведение Базарова в усадьбе Кирса­новых, дуэль, развитие отношений между Базаровым и Один­цовой и т.п.);

г) переживания героев, изображение их духовного мира (особенно характерно для Николая Петровича, Аркадия, База­рова);

д) художественные детали (портрет Базарова, пепельница в виде серебряного лаптя на столе у Павла Петровича и др.).

Авторская позиция у Тургенева, как правило, выражается не прямо, а косвенно и иногда не имеет такой четкости, какая свойственна, например, Толстому. Это обусловило и жесткую литературно-критическую полемику вокруг романа, и его раз­личное истолкование.

Источники:
  • http://poluchu-5.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%86%D1%8B-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82/
  • http://www.litra.ru/composition/download/coid/00364231347623356284
  • http://www.allsoch.ru/sochineniya/20602
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-avtor-v-romane-ottsyi-i-deti
  • http://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/avtorskaya-pozitsiya-turgeneva-v-romane-ottsi-i-deti.html
  • http://znakka4estva.ru/dokumenty/literatura-russkiy-yazyk/avtorskaya-poziciya-i-sredstva-ee-vyrazheniya-v-romane-ivana-turgeneva-otcy-i-deti-1-variant/
  • http://sochineniye.ru/plan-sochineniya-avtorskaya-pozitsiya-i-sposoby-ee-vyrazheniya-v-romane-turgeneva-ottsy-i-deti/