Меню Рубрики

Точки зрения ученых на понятие правовое государство

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно в первой четверти 19 века — в немецкой юридической литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А. Покровский и др.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”. Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового государства оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики. Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли.

Теория правового государства

Теория правового государства занимает важное место в гуманитарной мысли, поскольку она предполагает существование такого государственного союза, в котором взаимодействие личности и государства основывается исключительно на праве, законе. Для правового государства характерно признание, соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в реализацию свободы личности до тех пор, пока она не нарушает свободы других людей.

Идеи правового государства всегда строились на поиске взаимосвязи между государством и правом, представлении о праве как о высшей ценности. Они берут свое начало с периода античности и связаны с именами Платона, Аристотеля, Полибия и др. Большой вклад в развитие идеи правового государства внес Цицерон, доказавший, что право является неотъемлемым признаком государства. В его понимании государство – это «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» [1] .

Впоследствии сторонники школы естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс и др.), а также Дж. Локк и впоследствии Ш.-Л. Монтескье, обосновавшие необходимость разделения властей в государстве, пришли к выводу, что именно рассредоточение ветвей власти является неотъемлемым условием защиты естественных (обусловленных природой человека) и позитивных (установленных государством) прав и свобод человека и гражданина.

И. Кант и Г. Гегель в XIX в. сформулировали целостную теорию правового государства, придав ей завершенный вид. А начиная со второй половины XX в., после Второй мировой войны, идеи правового государства получили закрепление в конституциях государств.

Понятие, признаки (принципы) правового государства

В самом общем смысле правовым признается такое государство, в котором деятельность государственных органов осуществляется строго на основе и в рамках законов, признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

В процессе становления и развития идей правового государства были сформулированы и обоснованы принципы, при наличии которых государство признается правовым.

  • 1. В правовом государстве человек, его права и свободы являются основной ценностью. Еще знаменитый софист Протагор (481–411 гг. до н.э.) сформулировал очень важную идею, которая актуальна и до сих пор: «Человек – мера всех вещей». В настоящее время государства, признающие себя правовыми, закрепляют данное положение на конституционном уровне, а также права и свободы человека и гражданина, что сделано и в Конституции РФ (ст. 2, 17 и 18, а также гл. 2).
  • 2. Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Недостаточно продекларировать и закрепить в законе права и свободы личности. Необходимым и очень важным является создание условий, механизмов для их фактической реализации. Это предполагает, с одной стороны, возможность свободного развития личности, эффективную социальную и экономическую политику государства, развитое гражданское общество, а с другой – правовую безопасность личности, ее жизни и здоровья, в том числе от государства и его должностных лиц, что достигается путем создания системы юридических гарантий прав личности.
  • 3. Верховенство закона как акта, принятого высшим законодательным и представительным органом государства, действующего на всей территории страны по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, а также наличие эффективных юридических механизмов, устраняющих противоречия между подзаконными нормативными правовыми актами (указами Президента, постановлениями Правительства, приказами и др.) и законом в пользу последнего. Этот же принцип предполагает верховенство Конституции (Основного закона) по отношению ко всем иным законам. С другой стороны, данный принцип должен пониматься более широко – как подчиненность закону всех нормативных актов, любых актов реализации права (соблюдения, исполнения, использования, а также применения права) и всех иных объектов. Только в этом случае принцип верховенства закона становиться универсальным.

Данный принцип также предполагает формирование всех государственных органов только способами, предусмотренными законом, осуществление ими деятельности, установленной законом в порядке, предусмотренном законом и т.д.

  • 4. Соответствие закона праву. Закон является одной из форм выражения права. В правовом государстве действуют только правовые законы, т.е. законы, которые основаны на праве, его принципах. Учитывая, что права и свободы личности являются основной ценностью государства и права, законодатель, создавая закон, не может узаконивать то, что противоречит праву. Связанность государства правом ограждает граждан от произвола со стороны государства.
  • 5. Взаимная ответственность личности и государства. Рассматривая этот принцип, следует отметить, что юридическая ответственность личности (уголовная, административная) перед государством существует независимо от того, является оно правовым или нет.

Для правового государства характерен принцип юридической ответственности государства перед личностью, который предполагает, что в случае причинения незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц ущерба гражданину, в законе должны быть закреплены юридические механизмы восстановления нарушенных прав, свобод или законных интересов и возможность привлечения к юридической ответственности виновных должностных лиц или государственных органов в целом. Именно поэтому для государств, провозгласивших себя правовыми, характерно наличие государственных и негосударственных правозащитных органов и организаций (например, омбудсменов, уполномоченных по правам человека (по правам ребенка) и др.), создаваемых для оказания помощи гражданам в восстановлении нарушенных прав.

6. Одним из важнейших принципов правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и наличие так называемой системы сдержек и противовесов.

Каждая из ветвей власти в государстве имеет собственную компетенцию и не должна вмешиваться в деятельность других. Имеющаяся система ограничений и контроля ветвей власти преследует цел ь ограничить стремление какой- либо ветви власти выйти за пределы своих полномочий, проникнуть в сферу компетенции другой ветви власти, т.е. узурпировать власть, поставив ее выше власти народа.

Разделение властей необходимо для обеспечения верховенства закона и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В отличие от унитарного государства в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

7. Режим строгой законности, который предполагает неуклонное соблюдение, исполнение норм права всеми участниками общественных отношений (начиная с государства и его органов и заканчивая каждым гражданином), и прочного стабильного правопорядка, т.е. состояния упорядоченности общественных отношений, основанного на праве и законности.

Исходя из вышеизложенного, правопорядок – это конечная цель реализации правовых требований, результат законности. Именно для обеспечения правопорядка издаются законы и другие нормативные правовые акты, принимаются меры по укреплению законности. Поэтому невозможно достичь правопорядка без обеспечения законности, а укрепление законности всегда приводит к укреплению правопорядка.

К другим признакам правового государства следует отнести политический и идеологический плюрализм, гласность, открытость в деятельности государства, свободу средств массовой информации, отсутствие цензуры, возвышение роли суда как одного из средств обеспечения правовой государственности, правовую организацию системы государственной власти и др. Одним из существенных признаков правового государства является наличие развитого гражданского общества.

Таким образом, на основании выделенных признаков, можно сформулировать следующее определение правового государства – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, верховенство закона, господство права и где в основу государственной власти положен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и имеется система сдержек и противовесов в функционировании государственной власти.

25.Возникновение идеи правового государства. Признаки правового государства. Правовое государство.

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира.

Правовое государство — это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

Еще в Древней Греции античные мыслители — Сократ, Платон, Аристотель — сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 — 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная — Великому Князю и Раде, судебная — Великокняжескому и местным судам.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 — 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 — 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

И.Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.

И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».

Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.

Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.

Во время правления Александра II: 1861 г. — отменено крепостное право; 1864 г. — начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Читайте также:  Точка зрения и характеристики точек зрения

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения.

Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву.

Процесс становления правового государства происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день — это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

2. Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превращается из примитивного «варварского» принудительно-репрессивного образования в демократическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна — несколько лет лагерей).

В законах попирались справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Законодательством СССР предусматривалась уголовная ответственность «членов семей изменников Родины», для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли­нский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, — это и есть правовое государство, всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы правового государства

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж­данского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют об­щечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его

суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строительства.

Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:

♦ признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

♦ реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

♦ демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;

♦ верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

♦ внешний и внутренний суверенитет государства;

♦ соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

♦ народ, его суверенная воля — единственный источник государственной власти;

♦ сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

♦ взаимная ответственность государства и личности;

♦ связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

♦ разделение властей в организации государственного управления;

♦ высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

♦ наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

♦ недопущение монополизма в политике и экономике;

♦ единство прав и обязанностей граждан;

♦ наличие развитого гражданского общества.

Правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую за­щищенность своих граждан.

Признаки правового государства

С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека — созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права.

С суверенитетом связан и такой признак правового государства, как господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституционный суд.

Взаимная ответственность государства и личности

Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: «Все что не запрещено индивиду, ему дозволено » «Все, что не дозволено власти, ей запрещено «.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:

юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.

На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Разделение властей — это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

Основателем концепции разделения властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга», — утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность

Этот признак правового государства является конституционным принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

Права человека — это суть правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481—811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В первой трети XIX в. крупнейшим теоретиком правового государства называли немецкого философа И. Канта (1724—1804 гг.). Его отличает моральное обоснование права. Право по Канту не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Юриспруденции многих стран, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Русские мыслители о правовом государстве

В начале века особую актуальность приобрела проблема правового государства. В работе «Власть и право. Проблема правового государства» С. А. Котляревский (1873—1940) писал о правовом государстве как о факте общеизвестном: «. идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных государств, … Правовое государство стало одним из политических заданий. Много раз отмечался кризис правосознания, … Наличность переживаемых здесь разочарований не отни­мет у данных стремлений настойчивости и выразительности: убеждение, что государство должно принять облик правового государства, остается непоколебленным».

Проблема власти была представлена Котляревским многосторонне. Помимо сравнительно-исторического освещения функциональных и революционных аспектов реализации идей господства права автор уделил нема­ло внимания процессуальным (ритуальные) аспектам властвования и подчинения. Юристы и социологи, по мнению ученого, не всегда отдавали себе отчет в том, насколько явления властвования сохраняют в себе элемент загадочности, несмотря на их ежедневный и даже ежечасный характер проявления. Главное назначение правового государства — быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справед­лив и что «способ его создания есть в то же самое время — при недостатках человеческой природы — обеспечение этой воз­можной справедливости».

К основным атрибутам правового государства русские мыслители (В. Соловьев, Н. Алексеев и др.) относили недопустимость изменения правопорядка в государстве без участия народного представительства, верховенство права (а не закона). «Не закон дает силу права, а право дает силу закона, и законодатель должен не создавать, а находить право, выработанное в сознании общества» (А. Алексеев). А основным органом, обеспечивающим реальную обоюдную ответственность государства и личности должен быть конституционный суд.

Отдельно стоит вопрос «о праве на достойное существование». Большинством исследователей оно связывалось с обеспечением общей защиты интересов трудящихся при помощи права и признавалось требованием социалистическим. И. А. Покровский считал, что ведя речь о «праве на существование», следует при этом подразумевать заботу в области общественного призрения. У государства есть обязанность спасать от голодной смерти, но «права быть спасенным от голодной смерти лицо не имеет». Право на существование — это не обеспечение необходимых условий сущес­твования. Это минимум того, «что государ­ство должно обеспечить человеку, — это узкое, но более прочное в юридическом смысле понимание проблемы».

Оригинальный варианты концепции власти и правового государства был представлен Г. Ф. Шершеневичем (1863—1912).

Концепция власти. Государство представляет собой источник права как властного веления. Власть связана с волей, с умением «заставить других сообра­зовывать свое поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существенных мотивов, определяющих поведе­ние другого». В основе власти лежит эмоциональный и мыслительный настрой повинующихся. Шершеневич называет его «эгоистическим чувством», которое «составлено у него из страха и веры в то, что послушание может принести известные выгоды».

Читайте также:  Точнее всего раскрывает смысл понятия информация с бытовой точки зрения

С позиций социологии все власти опираются на государственную власть с ее изначальным (исторически и логически) авторите­том, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на общественные силы. С юридической точки зрения, государство есть правовое отношение, есть объект или субъект права, но это уже, по Шершеневичу, неправильные, искаженные представления о власти. С методологической точки зрения, подчеркивает он, «юридическое определение не только не способно объяснить реального существа того, что мы называем государством, но оно кроет в себе опасность затемнить пред нами истинную сущность явлений, происходящих в государстве. Понятие о государстве только одно — социологическое».

Социологическое понятие о государстве исходит из того, что трудно «построить понятие о государстве как силе, государстве как юридическом отношении, но возможно это сделать только с учетом и лишь на основе представления о нем как комбинации силы и воли». Государственная власть предстает в этом случае как «основанная на самостоятельной силе воля одних (властвую­щих) подчинять себе волю других (подвластных)».

Правовое государство. Основные пути формирования правового государства: строгое определение полномочий органам власти, устранение произвола государственной власти (установить нормы объективного права, определить пределы свободы каждого и отграничить одни интересы от других), государство должно быть ограничено охраною субъективных прав. Главные атрибуты такого государства: разделение властей, подчиненность государства стоящему над ним праву, наличие неотъемлемых прав личности, правовое самоограничение власти. Основной гарантией выступает «сдерживающая сила общественного мнения».

Гарантия – сдерживающая сила общественного мнения

Видным теоретиком правового государства в эти годы был Б.А. Кистяковский (1868—1920). Ему при­надлежит инициатива теоретической постановки вопроса о правовом социалистическом государстве. Методологической основой его исследований является комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Говоря о социальной природе права, Кистяковский писал: «Чаше всего социальную природу права видят в том, что оно может существовать только в обществе и что общественная жизнь обусловливает все правовые явления. Это, несомненно, верно, но не характерно для права. Ведь вся наша культура во всех ее проявлениях тесно связана с с общественной жизнью. Даже язык не мог бы существовать без общества … также точно без общества не могли бы существовать ни литература, ни наука, ни искусство. Однако для всякого языка ясно, что право есть социальное явление в другом смысле, чем все эти проявления культуры; оно как бы более социально, чем все они». Поскольку право носит социальный характер, то его сущность состоит не во внутренней ценности, а в том, что его нормы постоянно и регулярно осуществляются в жизни. Право – не долженствование, а исторический, социальный факт.

Анализ права с позиций социологии требует обращения к его практической реализации и исходя из этого рассматривать право в его воплощении в правовых отношениях. А поскольку все жизненные ситуации невозможно описать, то юрист прежде всего должен знать законы и уметь обращаться с ними. Однако идеальное состояние для юриста – практика в другом – в умении соединить «правовую жизнь» со знаниями законов. В этом одна из гарантий справедливости. Последняя в сфере реализации права означает беспристрастность судьи, обоснованность выводов фактическими обстоятельствами дела, равенство перед законом, соразмерность наказания преступлению, соответствие между целями законодателя и средствами, избираемыми для их достижения.

Все это можно реализовать в правовом государстве, в том числе и государстве социальной справедливости (социалистическом). В последнем власть строго подзаконна, в нем существует народное представительство, которое выражает верховенство народа. В социалистическом государстве достигается «полное единение государственной власти с народом». Здесь каждый, в лице своих представителей, должен участвовать в выработке законов, контроле за правительством. Но при этом каждый гражданин и народ как суверен ответственны за соблюдение правового порядка.

Кистяковский упрекал русскую революционную интеллигенцию за ее пренебрежение правом и за неразвитость ее правопонимания. Он видел причины слаборазвитости правосозна­ния российской интеллигенции в бедности окружаю­щей правовой жизни, в слишком большой дани увлечению метафизическими решениями политических и моральных про­блем.

Сущность права Кистяковский определял с философских позиций как совокупность норм, устанавливающих свободу лиц. С точки зрения социологии – совокупность норм, создающих компромисс между различными требованиями, так как всякий новоиздающийся «закон в современном конституционном государстве становится компромиссным документом, вырабатывае­мым различными партиями, которые выражают требования определенных социальных групп». Более того, «современное государство само основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий стрем­ления наиболее влиятельных групп в данном государстве»

К проблемам правового государства обращались и другие исследователи. Среди них заметный вклад внес В. М. Гессен. Он к его известным признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связанность правительственных и судеб­ных решений правом и т. д.) добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

Правовое государство

Сущность, идеи, концепции правового государства с точки зрения различных выдающихся философов и ученых. Понятие и роль гражданского общества как основы правового государственного строя. Характерные черты и основные признаки правового государства.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.01.2011
Размер файла 30,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие правового государства

2. Характерные черты правового государства

Список используемой литературы

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”. Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233.

Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство. ” Конституция РФ. — Ст. 1.

1. Понятие правового государства

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство — это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии — это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание «правовое государство» привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось «социалистическое правовое государство». Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания «социалистическое правовое государство». Прилагательное «социалистический» указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, — и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду.

А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество — система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство — лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы, но и «буржуазность», т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип «от каждого по способностям — каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:

открыть простор всем видам собственности.

заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон.

сделать главенствующим принцип «разрешено все, что не запрещено».

обеспечить эквивалентный характер обмена.

утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера.

не ограничивать инициативу и предприимчивость.

Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Читайте также:  Презентация для детей на тему наше зрение

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

2. Характерные черты правового государства

правовой государство гражданское общество

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

1. Разделение властей;

2. Верховенство закона;

3. Строгое соблюдение прав и свобод человека;

4. Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;

Наличие развитого гражданского общества;

Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;

Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека — это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель — глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

Созданию антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти — воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Формирование обществом законодательных органов может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская — 348,8 млн. голосов, демократическая — 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, “песни и пляски папуасов побережья Парагвая”. Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих “лагеря”: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. Правомерно задать вопрос: в соответствие с каким законодательством (коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

Суд также в любом государстве должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

Единство прав и обязанностей граждан — важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.

Итак, мы выяснили, что основой правового государства являются, прежде всего, взаимоотношения общества и государства. Государство создается обществом и призвано обеспечить его гармонией существования в данном государстве. Основные принципы, условия и структура такого существования и отражены в пунктах первой главы. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, но по-моему мнению, основным принципом существования такого государства является все же взаимная ответственность государства и граждан. По мнению многих великих деятелей прошлого и настоящего, государство образовывалось, как естественная форма существования общества. Поэтому основными принципами правового государства нужно считать правовые концепции, основанные на идее справедливости, приоритете общечеловеческих ценностей и, таким образом, соответствующих своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон будет является правовым. Государство и общество должны признаваться, как равные субъекты правоотношений. Идея правового будет оставаться главенствующей во всех областях юридических наук, так как только при создании такого государства возможно существование цивилизованного общества.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная ранее, бюрократическая олигархия — реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия — демагогически-популистские силы).

Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5. Существует благодарят налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.

Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества — это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап — утверждение рыночной экономики различных реформ предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению государственной власти в правовом государстве.

В заключении необходимо отметить, что идея правового государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового государства добились страны, где наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

С точки зрения теории государства и права правовое государство имеет четко сформулированное определение, признаки, общие черты, основы и факторы существования. Таким образом, правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекламированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

Однако, построение правового государства в России возможно. Этот процесс займет много лет, но только при консолидации всех созидательных сил общества и при ответственной гражданской позиции каждого человека.

Список используемой литературы

Комментарий к Конституции РФ, М., 1994;

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.,1995;

Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155;

Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289;

Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233;

Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994;

Конституции буржуазных государств. — М.: Юридическая литература, 1982. — 408 с.;

Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 1976. — 432 с.;

Общая теория права и государства. / под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994. — С. 293;

Нерсесянц В.С. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989;

Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989;

Коваленко А.И. Наука государственного конституционного права Российской Федерации. — М., 1995;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Идеи немецкого философа Канта в основе современных концепций правового государства. Возникновение и развитие идеи правового государства. Черты правового государства. Проблемы и пути формирования и становления правового государства в Российской Федерации.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 29.03.2014

Изучение истории возникновения идеи правового государства в трудах российских юристов. Понятие, признаки и институты правового государства. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Построение правового государства в Российской Федерации.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 17.11.2014

Формирование правового государства в Республике Беларусь. Возникновение идеи правового государства. Понятие, признаки правового государства. Разделение властей, права и свободы в правовом государстве. Современное понимание концепции правового государства.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 25.11.2008

Общетеоретическая характеристика правового государства, его значение, основные принципы и признаки. История формирования и развития идеи правового государства, анализ причин ее возникновения. Правовое государство в трактовке мыслителей и философов.

реферат [50,1 K], добавлен 09.05.2016

Факторы и особенности процессов формирования правового государства. Принципы и признаки, которые являются необходимым условием возникновения и становления правового государства. Значение гражданского общества в функционировании правового государства.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 01.06.2014

Возникновение и развитие идеи правового государства, его основные принципы и характеристики. Эволюция идей правового государства в России. Характер взаимосвязи правового государства и гражданского общества, их влияние на систему общественных отношений.

курсовая работа [300,5 K], добавлен 07.09.2014

Характеристика гражданского общества, его признаки и структура. Стратегия формирования гражданского общества. Понятие и признаки правового государства, развитие его концепций. Основные черты правового государства, стратегия его развития в Молдове.

реферат [47,8 K], добавлен 15.01.2015

Возникновение и развитие идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства. Основные характеристики института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве. Пути и процесс формирования правового государства в России.

дипломная работа [19,7 K], добавлен 28.01.2017

Концепции и этапы развития гражданского общества. Взаимодействие государства и гражданского общества. Понятие правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве. Проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь.

дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.11.2015

Вклад Джона Локка, И. Канта и Шарля Луи де Монтескьё в развитие теории правового государства. Понятие и основные признаки правового государства, предпосылки его формирования. Идеальная модель государства. Сущность и функции гражданского общества.

презентация [3,1 M], добавлен 16.09.2012

Источники:
  • http://studme.org/68298/pravo/teoriya_pravovogo_gosudarstva
  • http://studfiles.net/preview/4268931/page:20/
  • http://infopedia.su/7xcb8e.html
  • http://otherreferats.allbest.ru/law/00102078_0.html