Меню Рубрики

Точки зрения на современную этику управления

В данном вопросе мы рассмотрим этический аспект управленческих решений. В ходе принятия многих решений менеджеры должны учитывать их влияние на окружающих.

Этика (ethics) – правила и принципы, которые определяют правильное и неправильное поведение.

Специалисты различают четыре разных подхода к проблеме деловой этики. Первый – утилитарный подход к этике, в соответствии с каким решением принимаются из учета лишь их будущих результатов или последствий. Утилитарная теория – это попытка применить для принятия этических решений количественный метод. Цель в этом случае заключается в том, чтобы обеспечить наибольшие блага для большинства. С точки зрения утилитаризма, любой менеджер должен уважать, что сокращение 20% работников на предприятии полностью оправданно, поскольку за счет этого повысится рентабельность компании и увеличится гарантия занятости для остальных (80%) работников. Это полностью отвечает интересам акционеров. Таким образом, с одной стороны, утилитаризм поощряет эффективность и производительность и отвечает цели достижения максимальной прибыли, а из другой – может привести к определенному перекосу в распределении ресурсов, особенно если некоторые из тех, на ком отражается принятое решение, недостаточно представленные в совете акционеров, или в них не хватает голосов при принятии решения. Кроме того, утилитарный подход к этике нередко способствует несоблюдению прав некоторых заинтересованных сторон.

Другой подход к этике – с точки зрения прав – основан на уважении и защите индивидуальных прав и свобод, включая право человека на личную жизнь, свободу совести, свободу слова и на надлежащее рассмотрение исков. При таком подходе, например, предусматривается необходимость защиты прав работников на свободу слова, когда они заявляют о нарушении законодательство их работодателями. Позитивная сторона этой точки зрения на деловую этику заключается в том, что она защищает свободы и личную жизнь отдельных личностей. Однако в ней есть и негативный для организаций момент: данный подход может стать препятствием для повышения производительности и эффективности, поскольку при этом в компаниях нередко создается такой рабочий климат, когда акцент делается в первую очередь на юридической защите прав отдельных личностей, а не на фактических результатах деятельности организации.

Следующий подход основан на применении теории справедливости к этике, в соответствии с которым управленческий персонал должен устанавливать максимально справедливые правила и беспристрастно их применять. Такую точку зрения разделяет, например, менеджер, который принял решение платить новому работнику 1,50 дол. в час сверх минимальной заработной платы на том основании, что, с его точки зрения, эта сумма недостаточна для того, чтобы этот человек мог выполнять свои основные финансовые обязательства перед обществом и государством.

Данный подход имеет свои преимущества и недостатки. Данный подход защищает интересы тех заинтересованных сторон, которые недостаточно представлены во властных структурах или имеют недостаточные полномочия; но при этом он может привести до того, что работники будут отказываться принимать на себя риск и внедрять какие-либо нововведения и станут работать с меньшей производительностью.

И последний, самый современный подход, который получил название теории интеграции социальных контрактов, предусматривает объединение эмпирических (того, которое есть) и нормативных (того, которое должно быть) факторов. Этот взгляд на этику основывается на интеграции двух «контрактов» – общего социального контракта, который заключается между субъектами экономических отношений и определяет основные правила ведения бизнеса, и более конкретизированного контракта, который заключается между конкретными представителями местного содружества и определяет приемлемые способы поведения. Так, например, в соответствии с этой теорией, определяя размер заработной платы для рабочих на новой фабрике, построенной в Мексике, организация должна уровень заработной платы в данной местности. Этот подход к деловой этике отличается от трех описанных выше, поскольку он требует, чтобы менеджеры, оценивая «правильность» или «неправильность» своих решений и действий, ориентировались на этические нормы, которые действуют в конкретных отраслях промышленности и корпорациях.

Большинство людей, которые занимаются бизнесом, придерживаются утилитарной точки зрения на проблемы деловой этики. Аргументируя свои действия, направленные на получение максимальной прибыли, руководитель компании всегда может заявить, что он тем самым стремится к обеспечению максимального блага для большинства заинтересованных сторон.

В результате чрезвычайной изменчивости условий управленческому персоналу нужно отказаться от такого подхода. Характерной чертой утилитаризма является «обесценение» интересов отдельной личности и меньшинства в интересах большинства, а новые тенденции в сфере защиты прав человека и социальной справедливости предусматривают, что менеджерам нужны этические стандарты, основанные на прямо противоположных принципах. Это является сложным заданием современного менеджмента, так как управленческие решения должны будут приниматься с учетом таких критериев, как защита прав человека, социальная справедливость и стандарты местного содружества. Это повысит степень неоднозначности управленческих решений. В результате менеджеры все более сталкиваются с проблемами морально-этического характера.

За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления — то есть воздействия на людей.

1. Иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.

2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти явления сложные, это не просто «инструменты управления». В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Hо одновременно с этим была и «жесткая» этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства — это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с «рыночным» инструментом управления больший вес будет приобретать и «этический», их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах.

Итак, этика и современное управление.

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность — альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Hапример, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.

Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:

Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Hо огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: «А что здесь плохого?» Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации «Менвилл», которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Hью-Джерси в конечном счете установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие — блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;

2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

3. Hеудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;

5. Hажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Hужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных.

Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:

-он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);

-он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;

-он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на «Вы»;

-он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;

-он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

-он установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

-установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;

Читайте также:  Какие продукты полезны для зрения подростка

-он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;

-он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;

-он умеет эффективно пользоваться «бессловесной информацией», то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;

-он умеет осторожно использовать слово «я»;

-он будет высказываться кратко и по существу;

-он будет избегать назидательности;

-он будет всегда безупречно одет;

-он всегда выполняет обещания в срок.

Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел предпринимателем.

Этика современного управления

Понятие этики управления, культура обращения с людьми, нравственный облик менеджера. Соотношение действий менеджера с общечеловеческими этическими требованиями. Правила общения сотрудников фирмы друг с другом, основы контактов «менеджер – подчиненный».

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.06.2017
Размер файла 41,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Понятие этики управления
  • 2. Культура обращения с людьми
  • 2.1 Нормы обращения
  • 2.2 Значение людей
  • 2.3 Приказы, просьбы
  • 3. Нравственный облик менеджера
  • 4. Нынешний облик менеджера
  • 4.1 Хорошие манеры
  • 4.2 Привычки
  • 4.3 Культура речи
  • 4.4 Одежда
  • 5. Деловой этикет менеджера
  • Заключение
  • Список использованных источников

Преуспевающие бизнесмены, руководители компаний, научное сообщество приходят к осознанию того факта, что все сферы жизнедеятельности, будь то вопросы экономики, социологии или политики, тесно переплетаются с представлениями о нравственности. Конкурентная борьба за предоставление качественных товаров и услуг, вопросы защиты информации от конкурентов, построение имиджа и репутации благонадежного партнера — эти и многие другие проблемы актуализируют вопросы целесообразности применения корпоративных этических кодексов в практике управления коммерческих организаций. Этические кодексы, позволяющие реализовывать наиболее эффективным способом партнерские соглашения по выполнению своих обязательств, являются связующим звеном в сложной цепи взаимоотношений компаний и стейкхолдеров, содержат принципы, которыми призваны руководствоваться сотрудники компании на всех уровнях.

Применение этических кодексов в управлении организациями становится международным стандартом. Выход российских компаний на мировые рынки требует соблюдения общепринятых норм, нарушение которых неизбежно приведет к падению инвестиционной привлекательности компаний, высоким транзакционным издержкам, падению репутации, ограничению экспансии на внешние рынки, текучести кадров, падению лояльности сотрудников и, как следствие, к снижению роста доходов. Однако одной из основных проблем, связанных с эффективностью применения этого социального инструмента управления коммерческой организацией в России является отсутствие необходимого опыта в данной сфере. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Рассматриваемая тема курсовой работы является очень актуальной, поскольку изучение деловой этики помогает сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений. Научная постановка и разработка отдельных сторон исследуемой проблемы нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: Р.Н. Ботавиной, Ю.Ю. Петруниной, А.К. Семенова, Т. Де Джорджа Ричарда и др.

Цель курсовой работы — раскрыть вопросы этики современного управления.

Задачи курсовой работы:

— определить понятие и основы этики;

— рассмотреть особенности куьтуры обращения с людьми;

— рассмотреть особенности нравственного облика менеджера;

— рассмоотреть вопросы нынешнего обика менеджера и делового этикета менеджера.

Структура курсовой работы включает в себя введение, пять глав, заключение и список использованных источников.

Объект исследования курсовой работы — ОАО «Авиакомпания «Уральские Авиалинии». Деятельность авиакомпании «Уральские авиалинии» на российском транспортном рынке началось в декабре 1993 года после официального разделения Свердловского авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт. Основные виды деятельности авиакомпании: пассажирские и грузовые авиаперевозки, продажа и бронирование авиабилетов, ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. На сегодняшний день авиакомпания «Уральские авиалинии» входит в число 10 ведущих российских авиакомпаний по объему перевозок.

1. Понятие этики управления

Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), то есть к «профессиональной этике» Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2010. С.80. .

Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Причинами этого являются:

1. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигнальная ракета» — можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника.

2. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер — подчиненный». Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

1. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, то есть свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) Попов Л.А. Десять лекций по этике: Учебное пособие для студ. вузов. — М.: Ось-89, 2011. С.180. .

Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если нарушаются нормы поведения в быту или в обществе, то есть риск потери в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе — разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презентаций. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: РОССПЭН, 2008. С.128.

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения — для этого достаточно поступать по этикету.

Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

Точки зрения на современную этику управления

Основоположник школы «научного менеджмента» Анри Файоль (1841–1925) работе «Общее управление» (1916) писал: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать Гениальный менеджер сказал так: «Управлять — значит настраивать других людей труд для достижения общей цели».

Этика — философская наука, но ресурс эффективного управления. Этику можно рассматривать как систему социально одобряемых норм, правил поведения, направленных человеческих взаимоотношений, выживание социума.

Этика управления — это:

— культура управления людьми обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, уважения человеческого достоинства общественному благу;

— технологичное этическое знание, опредмеченное проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах видах практической деятельности, основанных выборе решений

Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, корпоративные кодексы чести, нормы субординационной этики. Этика управления включает культуру взаимоотношений между руководителями базирующуюся честности, справедливости, ответственности, долге, уважении достоинства, корпоративной солидарности, лояльности

Традиционное понимание этики как системы знаний переживает современный кризис. русского философа (1929–1994), «жить по традиционной морали уже нельзя… нужен другой принцип организации жизни — нравственный»1. Нравственность — это системно-мыследеятельностная методология. Деятельность — первична, знания — вторичны. Любая проблемная ситуация требует новых знаний. Какие включить Ответы вопросы помогает найти прикладная этика, реализуемая действиях. вырабатываются нормы совместной деятельности, взаимоотношений людей и существующему.

Прикладная этика — знания, она поступков способ рефлексии, способность подвергать сомнению, проблематизировать, типизировать все многообразие реальной деятельности принятия эффективных решений конкретного морального выбора. Прикладная этика включает множество областей применения: этику управления, этику бизнеса, этику деловых отношений, профессиональную этику.

Традиционно этика понимается как теоретическая, философская наука нравственности добродетелях (Аристотель), как аксиология — учение жизни как совокупность норм, принципов, идеалов, ценностей, реализуемых опыте субъекта как система универсальных нравственных требований поведения, регулирующих социальную жизнь столетия этика сформировались обоснованную систему понятий, категорий, законов, стала философией познания нравственной жизни общества.

Термины «этика» ethos — «этос, привычное место обитания, привычки, нрав, обычай»), «мораль» moralitas — «обычай, нрав») и «нравственность» (нем. Sittlichkeit) близки по своему значению и, как правило, выступают синонимами. Однако различают этику как систему знаний нравственности, как методологию прагматического знания; мораль — как совокупность норм, правил одобряемых обществом; нравственность — как реальные поступки людей.

Этика и современное управление.

Этика менеджмента

Читайте также:  После лазерного лечения глаз появилось искривление зрения

Этика и психология менеджмента

Слово «этика» греческого происхождения и означает обы­чай, нрав, характер. Ещё от античных стоиков идет тради­ционное деление философии на логику, физику и этику. Та­ким образом, этика — один из разделов философии. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые употребил Аристотель.

В древности этика означала учение о нравственности, учение о долге. Позднее, пишет И. Кант, «нашли благора­зумным перенести это название только на одну часть уче­ния о нравственности, а именно на учение о долге, который не подчинён внешним законам». Таким образом, учение о долге подразделяется на учение о праве, которое имеет дело с внешними законами, и учение о добродетели или этику, которая не имеет дела с внешними законами. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла, про­блема поведения человека в соответствии с этими понятия­ми. А понятия о добре и зле основываются на культуре, тра­дициях, общественном мнении, привычках, т.е., вообще от­носительны.

Этика менеджмента — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способно­сти эффективно действовать в соответствии с законами. Она затрагивает систему идеалов, на которые опирается менед­жер при достижении поставленной цели. Этика менеджмен­та базируется на моральных и нравственных принципах, на определённых правилах поведения как в организации, так и вне её, а также на правовых критериях, которые устанавли­ваются законодательством.

В настоящее время уделяется большое внимание изуче­нию этики менеджмента, этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры в организациях и уровня культуры самих менеджеров. Главным в культуре менедже­ра является уравновешенность, благородство, скромность, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Рассмот­рим взгляд Аристотеля на эти человеческие качества.

Уравновешенность, пишет Аристотель, — это середина между гневливостью и безгневием. Гневлив тот, кто по вся­кому поводу впадает в гнев. Такой человек достоин порица­ния, потому что гневаться надо не по всякому поводу, ненавсех, не всецело и не всегда. Екклесиаст проповедует:небудь духом поспешен на гнев. А русская пословица совету­ет: лют конь уздою воздержится, а скор гнев умом обуздаетеся. Но тот человек, который никогда не гневается, является бесчувственным и не может заслуживать уважения.

Благородство — это середина между кичливостью и при­ниженностью. Аристотель пишет, что люди жалкие и дур­ные, но мнящие себя великими и думающие, что их должны соответственно чтить, — кичливы, т.е. надменны, высоко­мерны. Те, которые считают, что достойны меньшего, чем им подобает, — принижены. Благородный находится меж­ду этими двумя крайностями.

Скромность, по Аристотелю, проявляется в поступках и словах и является серединой между бесстыдством и стес­нительностью. Бесстыжий говорит и действует как придет­ся, при любых обстоятельствах. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было. Нельзя стесняться во вред себе, говорит Биб­лия. Стеснительный человек всегда бездеятелен.

Чувство собственного достоинства — середина меж­ду своенравием и подхалимством — и проявляется при взаимном общении людей. Своенравный это тот, который не способен ни общаться, ни разговаривать с кем-либо. Подхалим — это умеющий общаться со всеми, всячески и везде. Таким образом, имеющий чувство собственного достоинства это тот, который общается не со всеми без разбора. Чувство юмора — середина между шутовством и дикар­ством. Шут смеётся по всякому поводу и над всеми, а ди­карь отказывается смеяться сам, не хочет, чтобы над ним смеялись, и сердится. Человек с чувством юмора это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит на­смешки [10].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 7657 — | 7305 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Этика управления и культура управления: общее и различия

Описание: Роль культуры как фактора, определяющего решение современных проблем управления, в настоящее время неуклонно возрастает: во-первых, социально-культурные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других

Дата добавления: 2014-06-18

Размер файла: 26.22 KB

Работу скачали: 72 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

1. Культура и этика управления 5

2. Этика управления и культура управления: общее и различия 8

Список используемых источников 14

Во все времена управление имело особую ценность. Очень часто в основе успехов и неудач организации лежат причины, прямо или косвенно относящиеся к ее культуре управления. Стили управления и руководства, морально-психологический климат в коллективе, преобразующий характер ценностей — всё это не может не влиять на результаты деятельности любой структуры. Еще несколько лет назад в словаре российских менеджеров и предпринимателей не было понятий достойной, хорошей этической практики, стандартов социальной ответственности, гуманитарных технологий управления. Сегодня осваиваются не только сами понятия, но и возможности применения этики в качестве ресурса стратегического развития организации, ее нематериального актива. Этическая компетентность менеджера признается основой его профессиональной компетентности и деловой репутации, а такие нравственные качества, как честность, справедливость, ответственность, способствуют установлению доверия в развитии партнерских отношений и формированию ценностей корпоративной культуры организации. 2

Роль культуры как фактора, определяющего решение современных проблем управления, в настоящее время неуклонно возрастает: во-первых, социально-культурные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других ( экономических, юридических, политических ) приобретают все большую значимость ; во-вторых, они становятся системообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя тем самым зону своего воздействия ; в-третьих, доля интеллектуальной собственности в общей совокупности общественного продукта непрерывно возрастает, достигая в развитых странах до 50% его общего объема, что повышает значимость и ответственность общества за рациональность использования его главного ресурса – интеллектуального.

Обращение к возможностям культуры управления позволяет привлечь, так называемые, скрытые возможности, в результате которых складывается иная, чем прежде, базовая культура социально-экономических отношений в организации, а сам управленческий процесс приобретает новационный, творческий характер. 3

Изучаемая проблема этики и культуры управления имеет междисциплинарный характер, основывается на сложившейся научной базе. Вопросам культуры управления посвящены целые разделы в учебниках и учебных пособиях таких авторов как: О.С. Виханский, А.И. Наумов, Е.В. Маслов, Э.Е. Старобинский, А.А. Ушаков, А.В. Филиппов. Отдельные аспекты культуры управления изложены в публикациях О.А. Дейнеко, Л.Е. Душацкого, Е.С. Жарикова, И.П. Марченко и др. Что касается специальных исследований проблем культуры, то они отражены в трудах В.М. Козырева, В.Д. Козлова, Н.И. Лапина, М.И. Магуры и др. Исследования этики управления, представлены в работах В.М. Шепель, А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресян, Р.Н. Ботавина, М.Н. Росенко, А.В. Бабаева, М.Б. Чигирь и др.

Цель данной работы: исследовать понятия этика и культура управления: их общее и различие.

При этом решаем следующие задачи:

— дать определение понятиям: этика управления и культура управления ;

— изучение особенности этика управления и культура управления ;

— обозначить общее и различие понятий этика управления и культура управления.

Информационную базу исследования составили труды вышеназванных авторов, учебные пособия, справочные и статистические издания, материалы периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.

Методы исследования: теоретический анализ литературы.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Культура и этика управления

Этика ( греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав ) – это философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.

Традиционно этика понимается как теоретическая, философская наука:

— о морали, нравственности ( О.Г. Дробницкий, В.Г. Иванов ) ;

— о человеческих добродетелях ( Аристотель ) ;

— как аксиология — учение о смысле и ценностях жизни ( Н.А. Бердяев ) ;

— как совокупность норм, принципов, идеалов, ценностей, реализуемых в моральном опыте субъекта ( А.А. Гусейнов ) ;

— как система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, регулирующих социальную жизнь ( А.Я. Кибанов ) .

За многие столетия этика сформировались в научно обоснованную систему понятий, категорий, законов, стала основой познания нравственной жизни общества. Но этика — не только философская наука, а и важнейший ресурс эффективного управления. Гениальный менеджер XX в. Ли Якокка об этом сказал так: « Управлять — значит настраивать других людей на совместный труд для достижения общей цели » . 4

Этика управления – это

1 ) культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу ;

2 ) технологичное этическое знание, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений и поступков. Таким образом, этика управления — конкретизирует, проблематизирует положения теоретической этики и трансформирует общие знания норм и принципов морали в гуманитарные ( мягкие ) технологии преобразования нравственной практики.

Культура управления представляет собой форму использования общечеловеческого культурного достояния в сфере управления. В современной научной и учебной литературе сложились различные подходы к определению понятия « культура управления » : одни авторы понимают как «оптимальную систему управленческих действий, более или менее полно отвечающим текущим, перспективным и глобальным задачам общества » , 5 другие рассматривают с позиции имеющихся у субъекта управления качеств « управленческая культура – это высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональ-ные задачи в сфере управления с высокой степенью эффективности и стабильности » . 6

В общем случае, культура управления — это совокупность достижений и осуществлений процесса управления, организации управленческого труда, использования техники управления, а также требований, предъявляемых к системам управления и к работникам, обусловленных нормами и принципами морали, этики, эстетики, права: 7

— моральные нормы регулируют поведение человека в области нравственности и морали. Соблюдение моральных норм в процессе управления является показателем его уровня культуры ;

— юридические нормы управления отражены в государственно-правовых и организационно-правовых нормативных актах. Уровень культуры управления в значительной мере зависит от степени разработки юридических норм управления и их использования в процессе управления ;

— экономические нормы устанавливают значение экономических показателей, которые должны быть достигнуты в процессе работы, наличие и степень соблюдения которых в процессе управления, также характеризуют культуру управления ;

— организационные нормы устанавливают структуру предприятия, состав и порядок деятельности его структурных подразделений и сотрудников, а также их взаимоотношение и взаимодействие, правила внутреннего распорядка, последовательность и периодичность выполнения различных операций и различных видов деятельности по управлению ;

— технические нормы устанавливают пропорции между живым и овеществленным трудом, т.е. нормы оснащенности подразделений предприятия, выполняющих управленческие функции, соответствующими техническими средствами ;

— эстетические требования и нормы распространяются как на технические средства и устройства, используемые в процессе управления, так и на внешнюю среду, окружающую работников аппарата управления.

Культура управления в современных условиях развития рыночных отношений является чрезвычайно важным компонентом повышения эффективности работы организации.

Таким образом, этика и культура управления являются важнейшими элементами управления, обязывающие менеджера соблюдать как общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, так и корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы этики.

Читайте также:  Сколько строчек нужно видеть на таблице проверки зрения

2. Этика управления и культура управления: общее и различия

Современный период развития характеризуется интеграцией культуры и этики управления в производственной жизни любой организации. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами ( например, Трудовым кодексом РФ ) , другими документами ( например, должностной инструкцией ) . Но кроме законов ( и, наверное, даже в равной степени ) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами деловой этики. При этом, этичность определяется двумя группами факторов:

. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

Т.е. этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений.

Этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Этика — это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Именно поэтому в этике управления громадную роль играет индивидуальное сознание ( личные убеждения, мотивы и самооценки ) , позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

Культура управления — это усиление роли культурного элемента в организация управления. Конкретные условия формирования культуры управления определяются характером и уровнем общественного развития, структурой общественных отношений и связей, уровнем духовной культуры, знаниями, накопленным опытом. К основным характеристикам культуры управления относят:

–форму организационного поведения персонала ;

–стиль и тактику поведения с точки зрения моральных и этичных ценностей ;

–личное поведение, чувство меры, такт и ответственность персонала ;

–поведение в соответствии с правилами и нормами эстетики, которые не оскорбляют других, нравятся им и не вызывают протеста.

Культура управления включает совокупность элементов, каждый из которых обеспечивает соответствие составных частей процесса управления тем требованиям, которые к ним предъявляются: 8

— культура сотрудников управления включает в себя уровень общей культуры, владение искусством управления, наличие личных и деловых качеств, необходимых этой категории сотрудников, стиль работы и управления.

— культура процессов управления включает в себя внедрение прогрессивной технологии управления, рациональную организацию управленческого труда и процессов работы предприятия, структурного подразделения, комплексную механизацию и автоматизацию процессов управления, культуру приема сотрудников и посетителей, разговор по телефону, проведение совещаний, заседаний, собраний.

— культура условий труда включает в себя культуру организации рабочих мест, их планировку, организацию, техническую оснастку, последовательности операций, которые дополняются в отделе ; культуру производственной среды ; световой режим, воздухообмен, температурный влажный режим, интерьер, шум, чистоту.

— культура документации включает оформление документации, долговечность документации, удобство пользования документами, надежность и быстродействие документационного обслуживания.

Учет элементов культуры управления в менеджменте позволяет улучшить организацию управленческого процесса, упростить и удешевить его, обеспечить слаженность и четкость работы управленческого аппарата, а значит, всего персонала предприятия. Реализация и учет требований культуры управления в процессе деятельности органов управления дает возможность:

–повысить уровень управления ;

–упростить различные управленческие операции ;

–улучшить условия труда управленцев ;

–обеспечить согласованную работу сотрудников аппарата управления.

При этом, культура управления, как составная общечеловеческой культуры, имеет особенности, которые отличают ее от всех других видов и форм культуры. Их можно проиллюстрировать на основе требований, предъявляемых к культуре управления: 9

— стремление к развитию ( наличие тенденции к усложнению содержания системы, связей, продукции, рост объемов производства, реализации товаров, услуг и т.д. );

— динамизм ( скорость изменений системы под влиянием каких-либо факторов );

— целеустремленность ( способность системы достигать целей );

— целостность ( наличие и использование системой свойств, которых нет в составляющих системы ) , синергетический эффект ;

— связность ( наличие оптимальных технологических, информационных, производственных, торговых и других связей );

— открытость ( взаимодействие системы с другими и восприятие внешней информации и т.п. )

Учет и реализация требований культуры управления в процессе разнообразной деятельности позволяют повысить уровень организации управленческого труда, упростить различные управленческие операции и сам процесс управления, улучшить условия труда управленческих работников, обеспечить слаженную и согласованную работу сотрудников аппарата управления, другими словами значительно повысить эффективность труда управленческих работников. 10

Вместе с тем, анализируя понятие культуры управления, отметим, что само по себе управление представляет собой достижение целей, задач общества, организации с помощью определенных методов, действий, направленных на получение конечного результата. Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что характеризует, прежде всего, содержание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть цели, формулировать задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения, не может быть эффективного управления. 11

В управленческой культуре особое значение имеет рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии, в связи с этим механизм формирования культуры управления может быть представлен следующим образом:

— формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ ;

— развитие управленческих отношений ;

— мотивация творческой деятельности в сфере управления ;

— утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву ;

— разработка и внедрение управленческих технологий, которые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

При этом, центральное место в ней занимают проблемы, связанные с деятельностью субъектов управления – руководителей, управляющих, менеджеров – всех организаторов управленческого цикла. 12 Традиционно субъективный фактор управления рассматривается в комплексе, сочетающем деловые, профессиональные и личностные качества руководителя.

Совокупность качеств субъекта управления позволяет выйти на оценку такой его интегральной характеристики, как управленческая культура, которая представляет собой степень реализации социально значимых характеристик руководителя в управленческой практике и может быть выражена в очень широком спектре – от очень низкой управленческой культуры до очень высокой культуры управления. 13 Эта степень оценки зависит от многих факторов, но главным среди них, пожалуй, является соответствие ( или несоответствие ) стандартам и образцам управленческой культуры, сложившимся в конкретной социокультурной среде на определенном историческом этапе ее развития.

Таким образом, управленческая деятельность — это цепь решений, которые постоянно принимаются, и которые должны быть морально обоснованными.

Этика и культура управления выполняют важнейшие воспитательные и объединительные функции. При этом нормы этики выражаются «в общих фиксированных представлениях ( заповедях, принципах ) о том, «как должно поступать » , а управленческая культура может быть понята, как «единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе управленческой деятельности » . 14

Завершая работу, сделаем краткие выводы. Этика и культура управления выполняют важнейшие воспитательные и объединительные функции. Этика управления – это:

1 ) культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу ;

2 ) технологичное этическое знание, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений и поступков.

Культура управления — это совокупность достижений и осуществлений процесса управления, организации управленческого труда, использования техники управления, а также требований, предъявляемых к системам управления и к работникам, обусловленных нормами и принципами современной морали, этики, эстетики и права, и включает в себя:

–теоретическое обоснование того, как лучше применить ту или иную эффективную управленческую систему ;

–обобщение рациональной организации работы аппарата управления, привитие ему наиболее эффективных способов, форм и методов работы ;

–понимание управления как важной социальной функции ;

–комплексный системный подход к решению управленческих проблем ;

–систему знаний о процессах управления, структуре управленческих систем, формах, методах и принципах управленческой деятельности.

Таким образом, нормы этики выражаются « в общих фиксированных представлениях ( заповедях, принципах ) о том, « как должно поступать » , а управленческая культура может быть понята, как « единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе управленческой деятельности, обусловленных нормами и принципами морали и этики » .

Список используемых источников

  1. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова. — Ростов-на-Дону: Март, 2007. – с.
  2. Громова Л.А. Этика управления: Учебно-методическое пособие / Л.А. Громова. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 183 с.
  3. Зубра А.С. Самосовершенствование управленческой культуры – путь к успеху: учеб. пособие / А.С. Зубра. – Мн.: АУП, 2004. – с.
  4. Кузнецов И.Н. Деловое общение: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашкова и К, 2006. – с.
  5. Культура профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие / Под ред. С.В. Лапиной. – М.: МИЭП, 2013. – с.
  6. Лукашевич В.В. Основы менеджмента: учебник / В.В. Лукашевич. — М.: Экономика, 2008. – с.
  7. Милютин П. Управленческая культура личности и факторы ее развития / П. Милютин // Власть. — 2007. — № 5. — С. 90.
  8. Митин А.Н. Культура и этика управления: Учебно-методический комплекс / А.Н. Митин. – Екатеринбург: УГЮА, 2005 – с.
  9. Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие / И.Н. Осипова. – М.: Форум, 2009. – с.
  10. Скибицкая Л. И. Менеджмент: Учебное пособие. / Л.И. Скибицкая, О.М. Скибицкий. — М.: Центр учебной литературы, 2007. — 238 с.
  11. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.

2 Зубра А.С. Самосовершенствование управленческой культуры – путь к успеху: учеб. пособие/ А.С. Зубра. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – С. 4.

3 Митин А.Н. Культура и этика управления: Учебно-методический комплекс / А.Н. Митин. – Екатеринбург: УГЮА, 2005 – С. 6.

4 Громова Л.А. Этика управления: Учебно-методическое пособие / Л.А. Громова. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — С. 8.

5 Белолипецкий В.К. Этика и культура управления / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова.- Ростов-на-Дону: Март, 2007. – С. 112 – 113.

6 Милютин П. Управленческая культура личности и факторы ее развития / П. Милютин // Власть. — 2007. — № 5. — С. 90.

7 Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2005. — С. 324.

8 Скибицкая Л.И. Менеджмент: Учебное пособие. / Л.И. Скибицкая, О.М. Скибицкий. — М.: Центр учебной литературы, 2007. — С. 111-114.

10 Лукашевич В.В. Основы менеджмента: учебник / В.В. Лукашевич. — М.: Экономика, 2008. – С. 119.

11 Культура профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие / Под ред. С.В. Лапиной. – М.: МИЭП, 2013. – С. 10.

12 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашкова и К, 2006. – С. 7.

13 Зубра А.С. Самосовершенствование управленческой культуры – путь к успеху: учеб. пособие / А.С. Зубра. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – С. 7.

14 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашкова и К, 2006. – С. 10.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/517206/page:6/
  • http://revolution.allbest.ru/management/00798962_0.html
  • http://www.strategplann.ru/etika-upravleniya/
  • http://studopedia.ru/18_42310_etika-i-sovremennoe-upravlenie.html
  • http://refleader.ru/otrbewyfs.html