Меню Рубрики

Точки зрения на социальное в социологии

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria — высказывание; признак) (филос.) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» [228. С.558]; «Понятие (филос.) — форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло­гия: Курс лекций» (М., 1995), понятийно- категориаль­ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:

— «общенаучные категории в соответствующем социо­логическом преломлении («социальная система», «соци­альное развитие» и др.);

— собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

— категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)»

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком [59. С.82]. Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий:методологические и процедурные . Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль­ный класс», «социальный слой» и т.п.);

2) категории, раскрывающие социальные связи («соци­альные действия», «социальные отношения», «социаль­ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);

3) категории, отражающие социальные процессы («соци­альное перемещение с множеством его видов», «социаль­ная активность», «соревнование» и т.п.);

4) категории, раскрывающие социальное развитие («со­циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком — как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности»

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Основы социологии

Термин «социология» происходит от латинского sozietas — общество и от греческого logos учение, что означает учение об обществе, и был введен в научный оборот основателем социологии как науки французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Адаптируя это понятие к русскому языку, один из выдающихся основоположников мировой социологии, наш соотечественник Питирим Сорокин заметил, что социология — это «слово об обществе». Вся же совокупность совместно живущих людей, их взаимные отношения, подчеркивал он, и есть общество или общественная жизнь, которая изучается социологией. Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.

Основу этих отношений составляют не сиюминутные порывы и настроения людей (хотя их изучению социологи также уделяют должное внимание), а фундаментальные потребности самой жизни и, прежде всего, потребности в достижении разумной (научной) организации любой формы социальной деятельности — политики, торговли, бизнеса, управления, экономики, культуры, образования, науки, — всего того, где действуют преследующие свои цели как отдельно взятые индивиды, так и различные их объединения. Отсюда социологи — это квалифицированные команды людей, объединяющихся для комплексного решения конкретных социальных задач. Каждый отдельно взятый специалист, например психолог, юрист или менеджер, может при необходимости достаточно эффективно выявить слабые или сильные стороны своей «технологической цепи» общественных отношений. Однако освоение всего исследуемого пространства (цеха, завода, отрасли, области, страны, нации, цивилизации) с учетом всей совокупности действующих в этом пространстве социальных факторов — развивающих, препятствующих или разрушающих — может быть достигнуто лишь с помошью специалиста с социологически развитым мышлением. В этом смысле социология способствует глубокому осознанию социальной сущности и смысла человеческой деятельности, что, несомненно, не может не сказываться на ее эффективности и качестве.

Объект социологии

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию научного статуса социологии, равно как и любой другой науки, лежит в различии се объекта и предмета.

Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследователя. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук. Когда речь идет о предмете исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики).

Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий «объект» и «предмет» науки. На это смешение или отождествление двух находящихся в смысловой близости понятий можно было бы не обращать внимания, если бы оно не оказывало существенного влияния на размывание границ науки.

Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. В то же время каждая наука отличается от другой науки своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и т. д. Все эти науки в целом изучают объективную реальность, характеризующуюся бесконечным разнообразием явлений и процессов. Однако каждая из них изучает, во-первых, особую сторону или сферу объективной реальности; во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности развития этой реальности; в-третьих, особую форму проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей. Причем одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность — объект исследования множества естественных и технических наук, социальная — наук общественных и гуманитарных. Определения специфики науки только по объекту исследования недостаточно. Объектов исследований любой науки может быть бесконечное множество, а ее предмет всегда однозначен, ограничен и специфичен.

Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. В связи с этим части данной объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук. Например, труд, быт, образование, семья, город, деревня и др. — объекты исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии.

Законы и закономерности какой-либо науки можно проследить в специфических явлениях и процессах объективной реальности, включенных в механизм их действия. Так, биологические законы и закономерности проявляются в многообразных формах живых организмов, их строении, функциях, эволюции, индивидуальном развитии и взаимоотношении с окружающей средой; социальные законы и закономерности — в исторически определенных типах общества или отдельных его системах, выступающих как результаты и как условие социальной деятельности людей.

Предмет науки не может быть тождествен объекту (или объектам), который она изучает. Объект науки — это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение такой реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития изучаемого объекта, специфические именно для данной науки. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социатьной реальности, на которую направлена деятельность социолога.

Определение предмета социологии

Одна из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания) — и становление се в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания в качестве «ключевого» выделяется то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповые взаимодействия, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как «изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а также причин и последствий изменений институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.

Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным понятием современной социологии является понятие «социальная структура», а основным содержанием категории «социальное» — дихотомия «равенство-неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и структуры социологического знания.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений даст известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете своей науки социологи еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности общества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других общественных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из самых различных объектов окружающей действительности должны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки.

Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Целью социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.

Понятие социального

Чтобы лучше понять содержание понятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия — «общественный» (gesel/schaftlich) и «социальный» (soziale). Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической. Когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях».

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон ею жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общества (society), традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т. д.).

Читайте также:  Может ли восстановиться зрение по инсульта в глазу

В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.

Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

Социологический способ исследования

Социологическая точка зрения

Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой — изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определенные явления и события происходят именно в это время и в этом месте.

Многие социологические работы дескриптивны, описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий — вербально и посредством цифр. Результатом таких описательных исследований являются обычно гипотезы, касающиеся различных социальных явлений. Эти гипотезы используются в последующих исследованиях, для выявления каузальных связей и разработки теорий.

Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений; отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлена взаимосвязь между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства.

Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.

Первостепенные объекты социологического исследования — общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира (Baldridge, 1980).

Социальные факты (этот термин употреблялся Дюркгеймом) являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица и мн. др. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлеченными в их среду. (Например, социальный факт «преступность»: экономические, психологические, психические причины, образовательный ценз, наличие—отсутствие и качество мест досуга, алкоголизм, генетика и др.).

Уже из этих примеров видно, что социологию можно считать сложной наукой, поскольку: а) предмет ее исследования чрезвычайно многообразен, б) она рассматривает многопеременные причинные связи в сфере общества и культуры, в) она сталкивается с различными моделями изменяющихся социальных проблем.

Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле ее можно считать «консервативной» наукой. Радикальной же она является потому, что не оставляет ничего вне поля исследования, ни одна сфера человеческой деятельности для нее не свята и не табуирована. Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему — критично.

Социология имеет свои специальные подходы и методы, ее основная цель — развитие социологической теории. Социологическая точка зрения по-новому отражает мир и человеческий опыт.

Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или по крайней мере изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. Веберу принесла известность его дифференциация эмпирического познания и оценки. Этот вопрос является дискуссионным и в настоящее время, и даже выражаются сомнения в возможности наличия в социальных науках свободных от ценностей высказываний вообще.

Социальное в обществе. Точки зрения на социальное.

Некоторые категории социологии.

Общественные отношения.

Общественные отношения (социальные отношения) — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
-между людьми как частью социальной группы;
-между группами людей;
-между отдельными людьми и группами людей.

Проблемы определения
Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребляемым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
Общественные отношения. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:
-Классовые отношения
-Национальные отношения
-Этнические отношения
-Групповые отношения
-Межличностные отношения
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.

Социальные отношения.

В социологической науке существует мнение, что социальные взаимодействия являются фундаментом для складывания новых социальных отношений. Социальные отношения можно определить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В основе социальных отношений лежит неравенство распределения в обществе непреходящих социальных ценностей. Именно эта неравномерность и определяет первоначальный характер социальных связей. Именно таков характер таких социальных отношений, как власть и подчинение, экономические отношения, дружба, любовь и т. д. Уровень и характер распределения ценностей в группе обозначается в социологии термином «ценностный образец группы». Измерение этого показателя осуществляется с помощью распределительного индекса. Данный индекс указывает, какова дисперсия той или иной ценности среди группы. При этом между распределительным индексом и распределенностью ценности существует обратная пропорциональная связь, т. е. чем выше индекс, тем менее распределена данная ценность среди членов группы. На индивидуальном уровне ценностная распределенность определяется социологами термином «ценностная позиция».

Активность индивидов в процессе складывания социальных отношений обуславливается двумя показателями:

1) уровнем экспектации, т. е. ожидания, который показывает, насколько тот или иной ценностный образец удален от индивида;

2) уровнем требований, т. е. место, которое индивид стремится занять при осуществлении распределения ценностей.

В результате анализа указанных показателей можно определить ценностный потенциал личности.

Ценностный потенциал– это возможность достижения той или иной позиции в процессе распределения ценностей. При этом в социологических теориях была выработана определенная градация ценностей. Согласно этой градации человек в первую очередь стремится к достижению ценностей благосостояния. Ценности благосостояния – это те ценности, которые считаются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности: благополучие, богатство, мастерство, просвещенность. Благополучие – это здоровье и безопасность; богатство – обеспеченность материальными благами; мастерство – приобретенные профессиональные качества; просвещенность – это знание и информированность, а также культурная связь индивида.

Прочие ценности выражаются в действиях. Среди них наиболее предпочтительными для индивида являются власть, движение, моральные ценности, аффективность. Под аффективностью в данном случае подразумеваются такие ценности, как любовь и дружба.

Необходимыми условиями возникновения социальных отношений являются следующие факторы:

1) циклически повторяющиеся социальные взаимодействия;

2) существование осознанной потребности в приобретении ценности;

3) наличие ресурсов для достижения желаемой ценности.

Содержание и смысл социальных отношений определяются характером соединения во взаимодействиях у личности потребности в ценности и владение ценностями.

Социальное общество.

Понятие «общество» можно определить по – разному.
Обществом является человечество, т.е. все люди, проживающие на нашей планете. Под обществом также подразумевают группу людей, объединенную общими интересами, целями. Например, «общ-во рыболовов», «общество автомобилистов», какой-либо класс учеников. Употребляя понятие «общество», мы имеем в виду исторический этап в развитии об-ва (рабовладельческое, первобытное, капиталистическое). Страна, город, область проживания тоже считается обществом. Но в широком смысле, социум – это часть материального мира, которая обособилась от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, представляющая собой совокупность индивидов и включающая в себя формы объединения способы взаимодействия. Общ-во – это очень сложная система, все элементы которой взаимодействуют между собой. Поэтому социум всегда находится в развитии.
Общ-во включает в себя четыре сферы: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Понятие «социальное общество» напрямую связано с социальной сферой. Эта сфера включает в себя социальные институты, которые удовлетворяют потребности людей в семье, в безопасности и социальном порядке, в средствах существования, получения знаний, в решение духовных проблем. Приведем пример. Ученики, пришедшие в школу, хотят получить знания, чтобы поступить в среднеспециальные или высшие учебные заведения и затем устроиться на работу. Значит, социальное общ-во – это такое общ-во, в котором основные потребности удовлетворяются полностью и на высоком уровне. Людям комфортно жить в таком общ-во, потому что общ-во устойчиво и поведение людей более предсказуемо. Но социальное общ-во может существовать, только опираясь на государство. Содержание социальных учреждений требует больших материальных затрат, необходимых для осуществления какой-либо деятельности: выплата пенсий, пособий, затраты на содержание самих социальных институтов. Также все работники заняты в социальной сфере удовлетворяют социальные потребности. А при высоком развитии это сфера, в ней будет занято много людей, которые будут получать достойную зарплату.
Итак, социальное общество – это высокоорганизованная устойчивая и динамичная система.

Социальное в обществе. Точки зрения на социальное.

При определении понятия «социального» российские социологи подчеркивают отличие от других наук, изучающих общество: экономики, политологии и т.д. Так, например, в учебнике изданном под редакцией Г.В. Осипова учебнике «Социология» высказывается мнение о том, что предмет социологии — это совокупность социальных (в узком смысле) связей и отношений в обществе. Так как само «социальное» возникает при взаимодействиях людей, то о нем можно говорить только применительно к различным общностям, а содержательное отношение социального — это отношение равенства и неравенства людей в различных сферах общественной жизни.

О социальном можно говорить применительно лишь к общности. Общности могут возникнуть только тогда, когда у людей появляется потребность и установка к объединению, а установка к объединению с другими людьми есть качество социальное. Значит, социальная установка личности выступает как предпосылка объединения людей в общность и этим качеством обладает каждая отдельная личность, вступающая в нее. Поэтому личность в такой же мере социальна, как группа, общность и общество. Об этом говорят и различные определения личности. Например, в словаре С.И. Ожегова личность определяется как человек — носитель определенных социальных свойств. Следовательно, социальное есть качество присущее как личности, так и общности, при этом его проявления у личности, в отличие от проявлений в общности, имеют конкретно наблюдаемые эмпирические индикаторы. Такими индикаторами могут быть нормы ролевого поведения человека.

При объединении людей в общность социальные качества личностей создают новый, более высокий (групповой или социетальный) уровень социального, в котором индивидуальная социальность предстает как выражение социальных интересов, норм поведения, идеологий и т. д. группы, общности пли общества. В этом процессе, несомненно, утрачиваются некоторые личностные проявления социального (нормы поведения, ценности и т.п.), так как иначе общность не примет человека в свою организацию, но возникают и новые социальные черты, которые помогают идентификации и самоидентификации людей, принадлежащих именно к данной социальной группе или обществу.

Впервые в истории социологии понятие «социальное» как производное от общества появилось в западноевропейской и американской социологических школах при анализе узко эмпирических проблем человека и социальных групп.

В качестве объекта социологии признавались только те социальные явления и процессы, которые были доступны непосредственному наблюдению ученого. В «Толковом словаре живаго Великорусскаго языка» В. Даля социальность определяется как «общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданского быта, жизни», т.е. так же, как конкретно эмпирическое, проявляющееся в поведении людей и их взаимодействиях. В этом определении социальное присуще и личности — через гражданственность позиции, и общности — через социальные отношения.

В научных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса различаются понятия «социальное» и «общественное». Первое они использовали при анализе отношений, когда речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом и соответственно говорили о «социальных отношениях». Второе применялось при анализе общественных отношений на уровне общества в целом, взаимодействия его сторон: политической, экономической, идеологической.

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним понятием связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное», постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общества (society), традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т.д.).

В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Во-первых, социальное — это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

Читайте также:  Стоит ли делать коррекцию зрения до беременности

Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности.

В-третьих, социальное есть результат взаимодействий и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.д.

Такой подход к понятию «социальное» позволяет социологам разграничить уровни его проявления: индивидуальный, групповой, общесоциальный (или социетальный), а также сферы, например социально-экономическая, социально-политическая и т.д. Это разграничение имеет большое методическое значение при эмпирическом анализе проблем (т.е. конкретном изучении реального мира, реальных человеческих отношений). Например, зная о характере социальных норм на уровне общества, мы можем определить их соотношение с групповыми и межличностными вариантами их функционирования. И наоборот, изучая личностные и групповые ценности, — выйти на общесоциальный уровень.

Наконец, социальное может иметь и внеличностную форму бытия. Например, духовные и материальные ценности общества, групп, личности, произведения искусства и литературы и многое другое, в чем отражена социальная идея человека как их духовного творца.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понятие «социальное»

Понятие «социальное», его история возникновения и понимания, основные предпосылки и влияние на человека. Различия между понятиями «социальное» и «общественное», а также пояснение термина «социетальный». Социальное как явление общественной жизни.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.12.2011
Размер файла 29,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В данном реферате рассматривается понятие «социальное», история возникновения и понимания, основные предпосылки и влияние на человека. Определяются различия между понятиями «социальное» и «общественное», а также поясняется термин «социетальный». Важность темы объясняется тем, что «социальное» есть ключевая, исходная категория социологии, через которую определяются такие важные понятия, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. Эта категория служит рабочим инструментом для понимания социальных процессов и явлений.

1. Понятие социальное, как базовая категория социологии

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории — это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);

собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т.д.);

категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.).

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др.

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь — первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К. Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей».

Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

2. Предпосылки социального

Для того чтобы выяснить сущность социального, необходимо остановиться на его предпосылках. В науке выделяется три основные предпосылки социального, органически взаимосвязанные, не существующие друг без друга, исторически изменчивые во времени и пространстве.

Первой предпосылкой социального является существование живых индивидов. Существование живых индивидов основоположники марксизма рассматривали как производство непосредственной жизни, осуществляемое в двух взаимосвязанных формах. Первая форма — это производство собственной жизни посредством труда, в процессе которого индивид производит не только средства существования, но и свои потребности, способности и т.д., то есть он производит себя как общественного субъекта и прежде всего как субъекта трудовой деятельности. Вторая форма — это производство чужой жизни посредством деторождения, семьи и т.д. Производство чужой жизни не ограничивается только деторождением, а предполагает также создание особых общественных институтов — семьи, коллектива, других общностей, которые охватывают весь процесс производства и воспроизводства людей. Таким образом, в процессе воспроизводства жизни, как собственной, так и чужой, человек, с одной стороны, воспроизводит себя как природное (биологическое), а с другой — как общественное существо, в том смысле, что он вступает во взаимоотношения и сотрудничество с другими людьми, становится субъектом совместной, коллективной жизни. Диалектическая взаимосвязь биологического и социального в человеке весьма сложна, чтобы категорически утверждать, какой из этих компонентов играет решающую роль. В.М. Шепель считает, что «без биологического материала, прошедшего исторически длительный процесс обретения человеческих характеристик, никакие социальные условия не воссоздадут личности. В свою очередь, вне социальных условий невозможен качественный переход биологического материала в то состояние, которое мы называем личностью».

Второй важнейшей предпосылкой социальности, наряду с существованием индивидов, выступает коллективный характер деятельности людей. Человек сформировался как социальное существо, не способное самостоятельно обеспечивать себе свою жизнь. Коллективность — изначальное условие выделения человека из природы, делающее необходимым сознательные усилия каждого индивида, сообщества людей по выработке способов, правил взаимодействия.

Третьей предпосылкой социальности является сознание, интеллект, духовно-информационное содержание человеческой деятельности, определяющие особенности проявления двух первых факторов.

Таким образом, решающими предпосылками появления социальности явились: труд, общение и познание. Они лежат в основе трех ведущих сфер жизнедеятельности и общественных отношений в обществе: экономических, социально-политических (правовых, нравственных), духовно-культурных (религии, науки, искусства и пр.) связей и взаимодействий. Личность, являясь слепком общества, выступает как объект и субъект труда, общения, познания.

Рассмотрим эти предпосылки конкретнее:

1) Труд — вечное, естественное и главное условие человеческой жизни. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек — существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека — это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

2) Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

3) Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Познание — активное отношение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Целью познания является истина.

Существуют несколько форм познаний: научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное. Также выделяют два уровня познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

3. Общественное и социальное

В социологической науке отсутствует четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное». Различие общественного в целом и социального в нем оказалось делом сложным. К. Маркс и Ф. Энгельс при анализе общества, его процессов и отношений использовали два термина: «общественный» и «социальный». Они употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т.д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. Когда же они исследовали природу отношений людей (друг к другу, человека с человеком, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе), то применяли понятие «социальное», «социальные отношения». В их трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское».

Отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было у нас в известной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. Если мы обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то увидим, что «социальное» понимается как общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе, т.е. понятие «социальное» рассматривается как синоним понятия «общественное». С развитием социологической науки в нашей стране термин «социальное» приобрел самостоятельное значение.

Нечеткое разграничение общественного и социального обусловлено было и тем, что при разработке научной теории общества главное внимание уделялось взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности. В результате, в системе общественных и гуманитарных наук оставалась лишь общая теория, а специфический объект социологического значения, социальные связи и отношения не привлекали внимания.

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где доминирующее развитие получила эмпирическая социология. Так, во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия «общество», традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении. Это вызвало определенные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Поэтому на определенной стадии развития социологической науки, когда встал вопрос о разработке ее общей теории, было введено понятие «социетальное», которое стало использоваться для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических и т.д.).

Термин «социетальный» (societal) был введен Т. Парсонсом и относится к числу трудно переводимых и неоднозначно интерпретируемых. В отечественной социологии этот термин впервые стал использовать академик Г.В. Осипов. Еще во второй половине 60-х годов, при разработке проекта «Социальная организация промышленного предприятия», он обратил внимание участников проекта на значение этого нового термина. Г.В. Осипов интерпретировал его как общество в целом, или все общество.

Многие исследователи сходятся во мнении, что социальное следует понимать не в широком смысле, как общественное, а в более узком, собственном значении. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

4. История понимания социального

Пониманию социального много внимания уделяется в западной социологической литературе. Среди авторов можно назвать Р. Арона, который говорит о преемственности между марксистской социологией Востока и парсонсовской социологией Запада, между великими учениями прошлого века и сегодняшними частичными и эмпирическими исследованиями. В центре истории социологии он ставит проблему социального: «Социология есть исследование, претендующее на научный подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на макроуровне больших совокупностей, классов, нации, цивилизации, или, используя ходячее выражение, глобальных обществ».

Р. Арон считает, что историю социологии можно было бы начать с Монтескье, аналитические умозаключения которого относительно политической социологии позволяют поставить главные проблемы его общей социологии. Если Монтескье исходит из разнообразия явлений жизни людей, то О. Конт — прежде всего социолог, который исходит из единства людей, всей истории человечества. Анализируя труды А. Токвиля, его взгляды на демократию в Америке, Р. Арон пишет, что тот противодействовал некоторым направляющим идеям социологической школы, зачинателем которой, по крайней мере во Франции, считался Конт. Эти идеи сводились к тому, что социология включает в себя тематизацию социального как такового, она не допускает сведения политических институтов, способа правления к общественному базису или их дедуцирования из структурных особенностей общественного строя.

Изучая 35 лет социологическую концепцию Маркса, Арон показал, что марксова концепция современного общества отвечает социоисторическим условиям, для которых характерны острые социальные конфликты, иерархическое социальное устройство, разделение общества на социальные группы, различающиеся статусом, классовой принадлежностью, обладанием властью. Однако марксова схема не имела универсального значения. Разница между позициями Конта и Маркса состоит в том, что Конт пытался найти средство устранения выявленных антагонизмов путем примирения противоречий, а Маркс стремился устранить коллизии на путях классовой борьбы.

По мнению Арона, Дюркгейм в качестве точки отсчета берет конфликт и господство, но проводит четкое различие между конфликтами социальных групп и классов, с одной стороны, и всеобщим фактором господства — с другой. Для Дюркгейма центральная тенденция общества — движение к социальной солидарности, основанной на новых формах структурной независимости. Вебер доводит до конца теоретический разрыв между анализом общества и принципами действия. Анализируя взгляды Парето на буржуазный парламентаризм, Арон сравнивает их со взглядами Вебера. При этом он отмечает: в отличие от Вебера, который надеялся, что усиление роли парламентских институтов положительным образом скажется на управлении обществом, итальянский социолог относится к парламентаризму с неприкрытой иронией.

Читайте также:  У кошки пропало зрение и отказывают задние лапы

Проблема понимания социального интересовала и русских социальных философов, и представителей философии права. К ним относятся Н.А. Бердяев и П.И. Новгородцев. Бердяев решительно выступает против всеобщего как власти государства, нации, народа, коллективизма над человеческой сущностью. В этом суть бердяевского понимания социального и отношения к нему. Здесь он затрагивает одну из самых острых и больных проблем нашего века — века тоталитарных режимов, массовых типов общностей, деспотических и нетерпимых к свободе отдельного человека. Может быть, нет для XX в. темы более насущной, чем тема «человек и коллектив», и она как раз является стержневой в творчестве Бердяева.

Бердяев пишет, что этика не только связана с социологией, но и подавлена социологией. Это не есть порождение позитивизма XIX и XX вв., дело совсем не в Конте и Дюркгейме. В соотношении этики и социологии отражается мировая подавленность нравственной жизни социальностью, социальной дисциплиной и социальными нормами. Террор социальности, власть общества царят над человеком почти во всю его историю и восходят к первобытному коллективизму. И даже христианство не могло его окончательно от этого освободить. Бердяев подчеркивает, что социальность не может быть верховной ценностью и конечной целью человеческой жизни.

Самым распространенным учением в современной Европе Бердяев называет антропологическое учение — понимание человека как существа социального, как продукта общества, а также как изобретателя орудий. Данное учение имеет сейчас большее значение, чем учение естественно-биологическое. Конт, Маркс, Дюркгейм приняли нравственное сознание первобытного клана за вершину нравственного сознания человечества. И они отрицали личность. Для них есть лишь индивидуум, соотносительный с социальным коллективизмом. По словам Бердяева, этика должна прежде всего вести духовную борьбу против той окончательной социализации человека, которая подавляет свободу духа и совести. Говоря о иерархии духовных ценностей, Бердяев первое место отводит личности, второе обществу и лишь третье — государству. Но в мире социальной обыденности, в мире греховном ценность низшая приобретает наибольшую силу, ценность же высшая — наименьшую.

Бердяев пишет о социологах, которые утверждают, что человеческая личность формируется обществом, социальными отношениями, что организованное общество есть источник высшей нравственности. Но извне идущее социальное воздействие на человека требует приспособления к социальной обыденности, к требованиям государства, нации, установившимся нравам. Наиболее духовно-значительное в человеке, подчеркивает Бердяев, идет совсем не от социальности влияния, не от социальной среды, а изнутри.

Отношение к пониманию социального у П.И. Новгородцева выразилось в написании им книги «Об общественном идеале» (1917 г.). Данная работа стоит в теснейшей связи с другим ранее вышедшим его трудом «Кризис современного правосознания». Оба исследования исходят из общей мысли изобразить кризис политических и общественных идей.

Общее значение происходящего кризиса он выразил в формуле крушения идеи земного рая, выходом из этого кризиса признал неизбежную замену конечного совершенства началом бесконечного совершенствования. П.И. Новгородцев пишет, что едва успел померкнуть идеал политический, как на смену ему тотчас же выдвинулся идеал социальный: если политические реформы не принесли ожидаемого блаженства, то его надо ждать от более радикального переворота. Он доказывает, почему не может быть достигнут общественный идеал (земной рай), рассматривает общественный идеал в свете бесконечности, абсолютное и относительное в осуществлении общественного идеала, содержание общественного идеала, другие проблемы. Здесь названы только отправные моменты для самостоятельного и более глубокого изучения проблемы социального в творчестве П.И. Новгородцева.

5. Социальное как явление общественной жизни

социальный общественный социетальный термин

Существенным признаком социального выступает целостность бытия субъектов общественной жизни. Действительно, их производство и воспроизводство осуществляется во всех сферах общества, во всем богатстве их отношений и связей с миром. Человек взаимодействует с обществом не только на индивидуальном уровне, но и на уровне составных элементов социальной структуры общества: семьи, коллектива, социальной группы, класса, нации, народа.

Общественные субъекты выступают в качестве коллективных (групповых) субъектов и в качестве индивидуальных (единичных) субъектов, т.е. личностей. При этом индивидуальный общественный субъект рассматривается в социологии как представитель общественных групп, общностей, носитель различных социальных ролей и позиций.

Общественный субъект характеризуется определенными функциями: воспроизводство жизненных сил субъекта; обеспечение необходимыми условиями путем производства материальных и духовных благ; адаптация (приспособление к условиям окружающей среды как общественной, так и природной); регуляция и саморегуляция (координация совместной деятельности и самоуправление как способ регулирования внутренних отношений и связей субъектов); нововведение (создание качественно новых ценностей и форм деятельности, способствующих развитию и саморазвитию субъекта); трансляция (передача и освоение) социального опыта субъектов общественной жизни (воспитание подрастающих поколений, обогащение культуры и т.д.); защита (сохранение) интересов субъекта посредством правовых и моральных норм и институтов.

Рассматривая социальное как явление общественной жизни, можно все общественные явления подразделить на два наиболее общих вида: социальные процессы и социальные образования.

Социальные процессы представляют собой основные общественные явления, выступающие причиной всех остальных общественных явлений. Социальный процесс — это такое взаимосвязанное действие людей, в результате которого осуществляются перемены. Сущность социального процесса выражается в воспроизводстве различных социальных общностей и явлений, в многообразии результатов их деятельности, выступающих социальной органической целостностью, организацией данной общественной системы.

Социальный процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию социальной системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий субъектов по осуществлению своих специфических функций в различных сферах жизни общества, ведущих к изменению и развитию социальной системы.

Каковы же объективные черты социального процесса? К ним можно отнести следующие.

1. Всеобщность социальных процессов: ничто не может осуществиться в обществе помимо социального процесса; социальные процессы происходят в различных формах и во всех сферах жизни общества; сам процесс есть не что иное, как развертывание потенциала личности, утверждение статуса социальных групп, классов, этнических и социальных отношений, образа жизни людей, социальные процессы развертываются как в пространстве, так и во времени.

2. Связь социального процесса с его субъектом. Эта черта имеет принципиальное значение для политической социологии, ибо дает возможность видеть реально действующего субъекта, его место и роль в обществе, его ответственность за социальные процессы, снять безликость осуществления и развертывания социальных процессов, определить формы и методы ускорения, торможения или нейтрализации социальных процессов в зависимости от меняющихся условий. Недостаточная зрелость субъекта, отсутствие у него необходимого политического опыта, культуры, четкости мировоззренческих позиций, профессионализма и т.д. сказываются на характере осуществления социального процесса, формирующейся социальной организации и, наконец, качества жизни и общества.

3. Связь с массовыми движениями народов в реализации исторических задач общественного развития. Закономерность социального процесса такова, что вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой оно является.

В обществе происходит множество социальных процессов, которые можно подразделить на целенаправленные и стихийные, материальные и духовные, процессы сотрудничества и соперничества, созидания и разрушения. Изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы: изменения в природе, изменения, происходящие с самим человеком, изменения в обществе. В познании социальных процессов также важно выделение уровней и подуровней социального процесса. Их можно представить в виде пирамиды: общество — класс — социальная общность — коллектив — группа — личность. Каждый выделяемый уровень социального процесса имеет свою масштабную характеристику.

Социальное образование можно определить как сравнительно уравновешенное, кристаллизованное состояние, результат социального процесса. Оно представляет сгусток, целостное скопление социальных процессов. Наиболее важным социальным образованием являются социальные группы. Социальные группы объединяют людей, связанных некоторым социальным процессом (или процессами) и осуществляющих своим взаимодействием данный социальный процесс. Политическая социология изучает социальные образования как результат и продукт общественных процессов, поскольку процессы становятся «осязаемыми» для изучения только тогда, когда проявятся и выкристаллизуются в социальном образовании.

Относительно понятия социальной группы нет единого мнения, т.е. существует много дефиниций социальной группы. «Под социальной группой понимается любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей».

Интересное определение дает Д. Маркович: «Мы полагаем, что социальная группа представляет собой более или менее многочисленную совокупность людей, которые, вступая во взаимные отношения, осуществляют деятельность (или разные виды деятельности) в целях удовлетворения определенных личных и общественных потребностей».

Для того чтобы совместная деятельность группы людей осуществлялась, необходимо иметь общность интересов, общность целей и единство действий.

Общность интересов не есть среднестатистическое от общего количества интересов участников группы. Общность интересов является тем большей, чем большее количество элементов совпадает. Общность интересов складывается не только на базе объективных условий, сходного социального положения и образа жизни, они являются также результатом и информационных процессов — воспитания, образования, воздействия средств массовой коммуникации.

Общность интересов при определенных условиях может развиться в общность целей. Общность целей не возникает без общности интересов, но общность интересов не обязательно порождает общность целей. Цель — это предполагаемый результат какого-либо действия субъекта, в котором реализуются его интересы. Цели могут быть разные: главная, вспомогательная, дополнительная.

Единство действия означает согласование и координацию действий членов группы. Важное место в формировании и реализации совместного действия занимает принцип ассоциации, суть которого состоит в том, что люди объединяются в групповой субъект тогда, когда мотивом выступает подражание или оппозиция какому-то образу действия, мнению, вкусам.

Наличие значительного числа социальных групп поставило проблему их классификации. Такая классификация может быть осуществлена на основе различных критериев. Исходя из такого критерия, как осуществление в некоторой социальной группе максимального числа социальных функций, присущих данной ступени развития общества, все социальные группы делятся на глобальные и парциальные.

Глобальными, или тотальными, называются те социальные группы, в которых осуществляются все процессы жизнедеятельности, характерные для данной ступени развития общества. В них производятся все необходимые для существования средства. Глобальными социальными группами в истории человеческого общества являются: первобытное человеческое стадо, род, племя, народ, нация и человечество как социальная общность.

Парциальными являются такие социальные группы, в которых осуществляются две или более социальных функций (процессов). Парциальные социальные группы существуют в рамках глобальных социальных групп. К ним относятся семья, классы, государство, политические партии, социальные группы, образования по месту жительства.

Таким образом, рассматривая различные аспекты понятия социального, соотношения его с общественным, можно выделить основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство присуще различным индивидам и группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений.

Во-вторых, социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение индивидов и социальных групп. Характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами зависит от места их в различных общественных структурах.

В-третьих, социальное проявляется только через взаимодействие различных индивидов и групп индивидов в процессе непосредственного, а также опосредованного общения.

В-четвертых, специфика социального проявляется через социальные процессы и социальные образования.

Социальное служит для выявления и отражения:

Во-первых, сущности общественной жизни людей (теоретические и прикладные проблемы взаимодействия природы и общества).

Во-вторых, специфики высшей (социальной) формы движения материи, отличия общества от объединений животных (надбиологический характер социальных организмов и законов их развития).

В-третьих, противоречивого единства человека как общественного существа и вместе с тем биологического организма (соотношение биологического и социального).

В-четвертых, структуры общественных систем с точки зрения оптимизации их функционирования и развития (место социальной сферы общества, взаимообусловленность социальных и экономических, культурных, национальных и других процессов и явлений).

В заключение, после раскрытия понятия «социальное», можно сделать выводы, что данная категория в большей степени есть свойство индивидов и их групп. Она отражает их взаимоотношения, взаимоположения и существует только при взаимодействии. Другими словами «социальное» позволяет делать человека человеком, а не биологической единицей подобно животным.

1. Политическая социология: учеб. пособие. — Изд. 3-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2007

2. Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, С69 НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

3. Предвечный Г.П. Общая социология. Ростов н/Д, 1992.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сиротство как социальное явление российского общества. Понятие «социальное сиротство», его виды и причины появления. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство в Югорске, статистические данные.

курсовая работа [164,6 K], добавлен 16.02.2010

Социальное партнерство, как специфический тип общественных отношений, его понятие и признаки. Социальное партнерство, как идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Социальное партнерство в индустриально развитых странах и социальные группы.

реферат [14,4 K], добавлен 14.11.2008

Андеграунд как социокультурный феномен. Функциональное своеобразие андеграунда в современной культуре, его место в системе культурных предпочтений человека. Основные проблемы изучения андеграунда. Отношение современного общества к андеграунду в искусстве.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 17.12.2009

Социальное государство: содержание, конституционное закрепление, предпосылки и условия зарождения в России. Концепция социального государства, проблема ценности общества и личности, публичного и частного; противоречия между обществом и государством.

реферат [23,4 K], добавлен 14.03.2012

Социальное и биологическое начала в человеке. Выделение человека из животного мира как грандиозный скачок, сравнимый с возникновением живого из неживого. Особенности развития общественного сознания людей. Основные концепции происхождения общества.

реферат [24,3 K], добавлен 12.06.2010

Социальное сиротство. Жизнеустройство детей-сирот. Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях. Профилактика социальной дезадаптации и подготовки к самостоятельной жизни в обществе, в учреждениях системы социального обслуживания.

дипломная работа [94,4 K], добавлен 07.10.2008

Социальное проектирование как отрасль социологической науки. Разработка различных вариантов решения социальных проблем. Технология социального прогнозирования. Метод ассоциации. Формулировка задания. Социальное проектирование новых производств, городов.

реферат [23,9 K], добавлен 25.04.2016

Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения. Микро- и макроуровень социального взаимодействия. Основные теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символического интеракционизма, управления впечатлениями и психоаналитическая.

курсовая работа [24,4 K], добавлен 12.12.2009

Специфика социологических подходов к научному исследованию моды. Социальный ритм модного процесса, его задачи, формы и функции. Модное поведение индивида и группы в трансформирующемся обществе. Механизм влияния моды на социальное поведение студенчества.

магистерская работа [199,5 K], добавлен 26.09.2010

Социальное взаимодействие и коллективное поведение. Принципы теории обмена Джорджа Хоуманса. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме. Сфера применения концепции Мида. Предмет изучения этнометодологии. Драматургический подход Гоффмана.

реферат [18,7 K], добавлен 16.10.2009

Источники:
  • http://www.grandars.ru/college/sociologiya/osnovy-sociologii.html
  • http://studwood.ru/777669/sotsiologiya/sotsiologicheskiy_sposob_issledovaniya
  • http://cyberpedia.su/6x9c46.html
  • http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00156747_0.html