Меню Рубрики

Точки зрения на природу и закономерности воображения

Воображение значительно расширяет и углубляет познания мира. Так, слушая рассказ или читая книгу по истории, человек мысленно рисует себе картины далекого прошлого, а рассматривая географический атлас, путешествует природными ландшафтами.

При изучении математики и физики воображение помогает «оживить» абстрактные понятия, наполнить формулы конкретным содержанием. Следовательно, наряду с ощущениями, восприятием, памятью и мышлением воображение является одним из важных познавательных процессов. Свидетельством большой сложности его является отсутствие общепринятой дефиниции. В современной отечественной психологии распространенным является описательное определение воображения.

Воображение — процесс создания человеком на основе ее предыдущего опыта образов объектов, которых она непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на воображение и на отдельные ее аспекты. По одной из них, воображение (фантазия) является спонтанным и оторванным от действительности процессом. Она словно является результатом саморазвития и зарождается у человека как духовная сила, как проявление ее энергии или состояния духа. Такой взгляд на воображение не выходит за пределы идеалистического понимания природы психического. На самом деле же воображение человека детерминировано объективной действительностью и направлена на ее отражение.

Представители ассоциативной психологии (В. Вундт, Т. Рибо и др.). Пытались свести воображение к других психических процессов или их комбинации, рассматривая ее то как комбинацию понимания и воли, то как сочетание восприятия, памяти и интеллекта. Это тоже неправильно.

Возникает и развивается воображение в процессе деятельности человека. В ней отчетливо проявляется чисто человеческий характер деятельности: не представив результата труда, нельзя начать работу. В воображаемые ожидаемого результата заключается коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение позволяет предсказать заранее не только результат труда, но и его промежуточные формы. Обрабатывала первобытный человек камень для наконечника стрелы или ломала палку для лука — у нее был образ того, что она хотела получить в процессе труда, что должно было появиться в недалеком будущем. Таким образом, создавая с помощью воображения психические модели промежуточных и конечного результатов, человек ориентируется в процессе деятельности.

Воображение является познавательным процессом. Ее специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохраняется в форме образов и понятий. Поэтому она неразрывно связана с процессами памяти. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы, делает их более производительными. Так, чтобы понять сюжет, художник изобразил на полотне, нужно представить прошлую жизнь персонажей, их чувства, стремления и т.п.

Мотивируется воображение потребностями личности. Реальному удовлетворению потребности часто предшествует живое, яркое представление ситуации, в которой эта потребность может быть удовлетворена. Итак, в конкретно-образной форме воображение обеспечивает личности возможность отображения, опережает действительность (антиципации; лат. Anticipatio — определение заранее).

Как и мышление, воображение начинает функционировать в проблемной ситуации, которая может иметь различные степени определенности. Если проблемная ситуация вполне очерчена и в процессе осознания превращается в указанную задачу, то ее решения подчинено преимущественно законам мышления. Роль воображения здесь ничтожна. Когда проблемная ситуация недостаточно определенной и перевести ее в задачу не удается, тогда на помощь приходит воображение. Ее ценность заключается в том, что, дополняя ситуацию, она позволяет принять решение и найти выход даже при отсутствии надлежащей полноты информации для мышления. Но в этом и слабость такого решения. Намеченные фантазией пути есть часто недостаточно и точными. Поэтому полученный решение может быть далеким от действительности. Итак, одной из причин возникновения воображения является необходимость для человека существовать и действовать в среде с неполной информацией.

Можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых — пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близка к этому эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать, радоваться за другого.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя. Стимуляция такого процесса создает объективные возможности для того, чтобы возникли оригинальные новые связи между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно связано с будущим и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Это воображение направлено больше вовне, человек занят средой, обществом, деятельностью и в меньшей степени внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного, когда происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Несмотря на то что его продуктами являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, оно основано на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически предвидеть тесно связано со словом «видеть», что показывает важность осознания ситуации и перенесения определенных ее элементов в будущее, что основано на знании или предугадывании логики развития событий. Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.

Творческое воображение — вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Его образы создаются благодаря различным интеллектуальным операциям. В структуре творческого воображения различают два их типа. Посредством первого формируются идеальные образы, с помощью второго перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процесса, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны дать новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Это первый его этап, стадия подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из его элементов. Она дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. Оно подчиняется желаниям, которые представляются при фантазировании осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные, потребности личности. Все это направлено на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных аффектов.

В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом и состоит отличие от реалистического мышления, направленного на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей,

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая из опыта.

Синтез, реализуемый в воображении, обретает разные формы:

¦ агглютинация: «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни качеств, частей;

¦ гиперболизация: увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

¦ схематизация: отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

¦ типизация: выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

¦ заострение: подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Понятие и сущность воображения. Характеристики психорегуляции творческой деятельности школьников. Закономерности развития способностей в подростковом возрасте. Разработка экспериментальной развивающей программы. Изучение механизмов сновидений у детей.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.05.2014
Размер файла 52,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Глава 1. Проблема воображения в психологии

1.1 Понятие воображения

1.2 Виды воображения

1.3 Особенности воображения

Вывод по 1 главе

Глава 2. Развитие воображения

2.1 Развитие воображения в подростковом возрасте

Вывод по 2 главе

Глава 3. Диагностика уровня развития воображения

Список использованной литературы

Актуальность темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Кулагина И.Ю) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Выявленные для каждого возрастного этапа законы развития творческого воображения ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.

Однако следует заметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы психорегуляции творческой деятельности подростков в целом и, в частности, воображения. Решение этого вопроса требует выделения психологических основ формирования и развития воображения, к которым следует отнести объективные и субъективные составляющие творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста.

Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, с одной стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны, потребностями педагогической практики.

Цель исследования данное исследование я провожу для того, чтобы выявить и изучить особенности творческого воображения подростков, а также разработать экспериментальную развивающую программу.

Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.

Предмет исследования: Особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения в подростковом возрасте в целом зависит от гибкости мышления.

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Выявить особенности продуктивного (творческого) воображения старших школьников с различным уровнем развития воображения;

3. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения подростков.

Методологическая основа исследования базируется на общефилософском принципе объективности, требующем глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления; диалектике, как общем методе познания, предлагающей целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; системном подходе как общеметодологическом принципе науки; на принципе историзма, предлагающем генетический объективный подход к изучению явлений, а также на основе следующих подходов и концепций:

— Личностно-деятельностного подхода Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Пиаже;

— Теории Л. С. Выготского, Кулагина И.Ю об опосредованном характере развития творческого воображения в подростковом возрасте;

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции творческой деятельности детей 13-17 лет. Так же использовалась литература по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— дать несколько определений понятию «воображение», «творческое воображение»;

— уточнить понятия «творческое воображение подростков», определить его структуру, уровень проявления и механизм развития;

Практическая значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей творческого воображения подростков.

База исследования: Общеобразовательная школа им.Иванова . Учащиеся 7 класса «Л,» подростки 13-14 лет в количестве 23 человек.

Глава 1. Проблема воображения в психологии

1.1 Понятие воображения. Форма воображения

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

Читайте также:  Вопросы выпавшие из поля зрения экономической теории

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли. воображение сновидение творческий

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и наши дни.

Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

По мнению Э.В. Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ . .Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Взаимодействуя с объективным миром, человек не только воспринимает, запоминает, осмысливает этот мир, но и создает обиды того, с чем она непосредственно не встречается. Эти обиды могут отображать события, факты, явления, свидетелем которых она не была. Нередко в жизни ей придется создавать обиды таких объектов, которых не существуют в действительности, над созданием которых она работает.

Над ее изучением работали такие известны отечественные и западные исследователи, как Эрдман Гензелинг, Сегал, Ю. Линдварський, Б. Зальцман, В. Романець, А. Петровский и др.

Этот процесс чрезвычайно сложен, и о настоящем удостоверяет тот факт, что и до сих пор нет его удовлетворительного определения. Г. Эрдман понимал под воображением или фантазией умов процесс создания образов и воспринятых предметов. Однако применено им толкование понятий «предмет» и «изображение» не позволяет подвести к нему отношения вещей и их понимания, которые являются важными для воображения.

В современной психологии наиболее распространенными являются описательные определения. Чаще всего воображением называют процесс создания человеком на основе ее предыдущего опыта образов объектов, которых она непосредственно не воспринимала и не воспринимает. Или: воображение — это необходим элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Первое из определений является более четким и более лаконичным.

Представители ассоциативной психологии В.Вундт, Т.Рябо и другие пытались свести фантазию к другим психическим процессам или их комбинации. При этом она теряла свою самостоятельность, и в одних случаях ее рассматривали как комбинацию понимания и воли, а в других как комбинацию восприятия, памяти и интеллекта.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». [ Цит.,17].

Т. Рябо в известной работе о воображении, рассматривает два его вида, выделяя, с одной стороны, так называемое воспроизводящее воображение и, с другой творческое, или воссоздающее, воображение.

Воспроизводящее воображение та же самая память. Под воспроизводящим воображением психологи понимали такую деятельность психики, при которой мы воспроизводим в сознании ряд образов, пережитых нами, но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет. Такая деятельность памяти, которая состоит в возникновении в сознании прежде пережитых образов и не связана с непосредственным актуальным поводом для их воспроизведения, называлась старыми психологами воображением.

Различая эту форму воображения от памяти в истинном смысле слова, психологи говорили так: «Если я, видя сейчас какой-нибудь пейзаж, вспоминаю другой, похожий пейзаж, который я когда-то видел, видел где-то в другой стране, то это деятельность памяти, потому что наличный образ, наличный пейзаж вызывает во мне пережитый образ. Это обычное движение ассоциаций, которое лежит в основе функций памяти. Но если я, погруженный в собственное раздумье и мечты, не видя никакого пейзажа, воспроизвожу в памяти пейзаж, который видел когда-то, то эта деятельность будет отличаться от деятельности памяти тем, что непосредственным толчком для нее служит не наличие вызывающих ее впечатлений, а какие-то другие процессы»

Иначе говоря, эти психологи нащупали верную мысль, что деятельность воображения даже тогда, когда оно оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

Однако здесь психологи наталкиваются на следующее обстоятельство: вспоминаю ли я прежний пейзаж, глядя на настоящий, или же я вспоминаю его, когда в голове у меня промелькнуло слово — название местности, напомнившее мне пейзаж, который я видел, от этого дело по существу не меняется.

Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность. Сама же деятельность в обоих случаях оказывается очень сходной, потому что, если стоять на точке зрения атомистической психологии, которая из элементов создает сложные формы деятельности, нет другого пути для объяснения деятельности воображения, как предположение о том, что какое-то наличие образов вызывает ассоциированные с ними образы. При таком подходе проблема воспроизводящего воображения целиком сливалась с проблемой памяти: она рассматривалась как одна из функций памяти — среди многих других ее функций.

Первый период. Он нам известен; это — возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире — вот в чем оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Однако мало-помалу занимает свое место и этот последний. Размышление (разумея под этим словом работу духа) рождается довольно поздно, растет медленно и по мере своего укрепления влияет на работу воображения, стремясь ее уменьшить.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины — образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом — антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами — между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку . У некоторых воображение, хотя и сильное, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством рассудочности. Здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют «взрослыми детьми», но о простоте и искренности самого их воображения.

Эта исключительная форма совместима только с художественным творчеством. Прибавим сюда еще мистическое воображение. Оно доставило бы примеры не столько в своих религиозных представлениях, где не существует контроля, сколько в своих мечтах. Современные мистики изобрели такое миросозерцание, которое приводит нас к мифологии первых веков. Это продолжающееся детское состояние воображения, вообще представляющее аномалию, производит скорее смешные диковины, чем творения.

В упомянутом третьем периоде развития воображения проявляется вторичный дополнительный закон — возрастающей сложности; он следует за поступательным движением от простого к сложному. По правде сказать, это не есть закон воображения в собственном смысле, но рационального развития, влияющего на него в обратном направлении; это закон духа познающего, но не воображающего.

1.2 Виды воображения .Их сущность

Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения.

Непроизвольное или пассивное воображение — новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце 19 — 20 в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания.

В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения — это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.

Читайте также:  Таблица по зрению к поступлению в мвд

Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека. Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день — сон снится на ту же тему, в продолжении этих событий. Сон — продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации [17]. Галлюцинация — это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями. Галлюцинациями появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний — чувства тоски, страха, навязчивых мыслей. При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чём-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки.

Это психологическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма. Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки. Эти явления Выготский Л.С. (1995) объясняет тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители[15]. Грёзы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, заманчивом, причём в грёзах отчётливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Пассивное воображение редко становится импульсом творческого процесса, т. к. «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще являются продуктом подсознательной работы творца скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Произвольное, или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид изображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (лётчика, шофера, доктора, Бабы — Яги и т.д.).

Необходимость построить своё поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Авторы учебника «Психология» (1987) по оригинальности произвольное (активное) воображение разделяют на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое. Воссоздающее, или репродуктивное воображение — это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определённых предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздать при помощи фантазии то, о чём говорится в этих источниках.

Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки.

Например, инженер, рассматривая чертёж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями. А.В. Петровский (1976) считает, что воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а так же отчасти, реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, т. к. все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью.

Работы художников-демократов второй половины 19 в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности[6]. С феноменом воображения в практической деятельности людей известный художник К.Ф. Юон (1959) прежде всего, связывает процесс художественного творчества. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (Дон Кихот, Наташа Ростова, Анна Каренина).

Особым видом воображения С.Д. Смирнов (1985) называет мечту. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Причём мечта — это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. Мечта не даёт немедленного, объективного продукта деятельности. Но всегда толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живёт у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту.

Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека — образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал — это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе — идеале выражается тенденция развития личности [8]. Еще один вид творческого воображения — фантазия или мечтательность.

Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика — результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. Каждый предмет, каким бы будничным и далёким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения.

В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, — это осуществлённая мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем[17].

Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Авторы учебника «Психология» (2001) выделяют несколько техник воображения. Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее обычных комбинациях.

Комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Частный случай комбинирования — агглютинация — способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств.

Например, кентавр, дракон, сфинкс — лев с головой человека или ковёр — самолёт, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полёту на другие тела — оправдано. Потом изучили условия полёта и осуществили мечту — появился самолёт.

Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк — амфибия и т.д.[3]. Акцентирование — подчёркивание тех или иных чёрт (например, образ великана).

Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный — очень высокий лоб, недостаток ума — низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действий:

1. утрирование — намеренное подчёркивание особенностей внешнего облика человека;

2. преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, семиглавый Змей — Горыныч);

3. типизация — обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создание образа творческого воображения.

Индивидуальные особенности воображения определяются:

1) степенью лёгкости и трудности, с какой человеку вообще даётся воображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

1.3 Особенности творческого воображения

Труднее обстояло дело с тем видом деятельности, который психологи называют творческим воображением. Здесь на первый план выдвигается отличие, а именно присущие воображению моменты создания новых образов, которых не было в сознании, не было в прошлом опыте.

Возникновение новых творческих образов ассоциативная психология объясняла случайными своеобразными комбинациями элементов. При творческом воображении появляются новые комбинации из этих элементов, которые сами не являются новыми.

Это основной закон воображения с точки зрения старой психологии, выразителями которой были В. Вундт и Т. Рибо, говорившие, что воображение способно создавать многочисленные новые комбинации прежних элементов, но не способно создать ни одного нового элемента.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Творческое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее.

Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи творческого воображения. Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.

Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности — конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее.

Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения. Направленность на результат одно из важнейших условий продуктивности и полноценности творческого процесса, как это отмечает Я.А. Пономарёв в своём труде по психологии творчества. Стремясь к достижению результата деятельности, субъект предвосхищает его. Это определяет развитие творческой способности к предвидению, в основу которой А.Н. Лук полагал такую высшую психическую функцию как творческое воображение.

Творческое воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение — способность творчески мыслить. Так же воображение — это умение фантазировать, мысленно представлять.

В чем важность воображения? Все наши цели рождаются «в голове», в воображении. Если воображение сковано стереотипами, то и мысли стереотипны. Воображение — это источник идей и для бизнеса, и для любви, и для творчества. Поэтому воображение это то, без чего жить невозможно. Продукты творческого воображения формируются из элементов того опыта, который человек приобрел или позаимствовал в других. Новизна их заключается не в элементах, а в видоизменении этих элементов и их соединений.

Характерным для творческого воображения является самостоятельный образ материала, специальный свой анализ, усовершенствование образа в процессе деятельности. Этот вид воображения является важнейшей составной частью творческой деятельности человека.

Читайте также:  Яйцо или курица с научной точки зрения

Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах. Для этого мы должны заимствовать факты из двух различных источников.

Одним будет развитие личности, где наблюдения всего вернее, яснее и удобнее; вторым — развитие вида (или историческое), в силу допущенного начала, что филогенез и онтогенез, вообще, идут согласно между собою

Вывод по 1 главе

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма творческого воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего. В творческом воображении заложено активное начало для развития личности подростка.

Образовательная система в целом и учительство, в частности, выполняют жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир социального опыта. Однако, передача информации от одного поколения к другому не обеспечит развитие общества. Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности, результаты которой лежат в основе процессов обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества. Развитие творческого воображения подростка возможно только в процессе творческой деятельности, в процессе решения проблемно-творческих задач.

Глава 2. . Развитие воображения у подростков

Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие вопросы науки.

Поскольку период особой чувствительности для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека .

По утверждению психолога Л.Ю. Субботиной, развитие воображения проходит две фазы, связанные с рассудочной деятельностью, где первый период развития охватывает первые 15 лет жизни человека, затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие, а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности. Затухание функции воображения с возрастом — отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и развиваться при соответствующей организации учебной деятельности.

Наиболее перспективным для развития творческого воображения является школьный возраст (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, Ю.А. Полуянов, Л.Ю. Субботина и др.). В этот период более активно развиваются все психические процессы, связанные с деятельностью воображения: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Выявлена ведущая роль творческой деятельности в формировании и развитии творческого воображения.

В простых случаях творческого воображения происходит комбинирование однородных элементов («агглютинация» — склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого, в сложных случаях — широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (Л.С. Выготский).

Многими психологами (Т.Рябо, Л.Ю. Субботина, В.Г. Крысько и др.) предлагаются разнообразные способы развития воображения: олицетворение, фантастическое сложение, фантастический эффект, гиперболизация, типизация, рисование эмоций, акцентирование (усиление или ослабления какого-либо свойства или качества предмета, переноса этого свойства на другие объекты), основанные на преобразовании элементов действительности, частично применяемые в учебной деятельности. В условиях общеобразовательной школы опыт учащихся расширяется и за счет знаний параллельно изучаемых предметов, следовательно, творческая деятельность, направленная на развитие творческого воображения должна быть основана на межпредметных связях, позволяющих преобразовывать элементы действительности, используя опыт предшествующих поколений.

2.1 Процесс развития воображения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма творческого воображения, как мечта — образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой не редко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка».

Существует две линии развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Л.С .Выготский. Он говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии».

Направление развития воображения по первой линии, ориентированной на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий как формы воображения у подростков — задача педагога, определяющая развитие многих важных творческих способностей, таких как способность к переносу опыта, способность к сближению понятий, к гибкости мышления, легкости генерирования идей, способности к предвидению в основу которых исследователь психологии творчества А. Н. Лук вложил творческое воображение.

В структуре же художественных творческих способностей воображение играет главенствующую роль. Это выделял Мелик- Пашаев А.А. в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности».

Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё таки чаще всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности — одна из задач педагогики решающей проблему развития творческих способностей подростка. Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса — его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка. Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях. Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно- личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

Из противоречий возникающих в этом возрасте и влияющих на развитие творческих способностей стремление подростков к социальной мимикрии и в то же время желание выделится в группе сверстников. Последствия этого противоречия снижают эффективность организации педагогом творческой деятельности учащихся.В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей.

Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что в период обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить некое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи.

2.2 Психологические особенности воображения в подростковом возрасте

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» .

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

* чувствительность к оценке посторонних своей внешности,

* крайняя самонадеянность и категоричность в своих суждениях в отношении окружающих,

* внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

* Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

* Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

* Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

* Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

* Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

* Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

* Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетелях. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в школе , живет в семье .Многие в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее поведение могут даже и «наградить» — карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь . До реальной взрослости далеко — и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.

Источники:
  • http://revolution.allbest.ru/psychology/00405532_0.html