Меню Рубрики

Точки зрения на периодизацию средних веков

Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе

Термин «Средние века» — перевод с лат medium aevum (средний век)— был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Римский историк XV в. Флавио Бондо, написавший «Историю от падения Рима», назвал «Ср веком» период, который отделял его эпоху от античности. В XVII в. профессор Келлер ввел термин «Средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, Средневековье и Новое время. Хронологические рамки периода разделения Римской имп Западную и Восточную (395г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г. В XVII В понятии «Средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные акценты, Начало Нового времени соответственно связывалось с изобретением книгопечатания, открытием Америки, Впоследствии ИстСрВ стала пониматься как время господства феодальной, или ленной, системы общественных связей в среде феодалов. С точки зрения культуры Средневековье — это период между исчезновением античных школ и введением всеобщего школьного образования в XIX столетии Средневековье может и должно быть разделено на промежуточные периоды. Например, можно выделить раннее Средневековье (с IV по IX в.), включающее в себя позднюю Античность и становление феодальной системы; классическое Средневековье (с Х по XIV в.), время великого подъема, к которому следует свести собственно Средневековье, если мы хотим сохранить его узкое определение; позднее Средневековье, или время кризисов, потрясших Европу в XIV—XVI вв.; эпоху абсолютной монархии, приведшей к угасанию феодального строя, завершившего свое существование в период между Английской и Французской революциями.

Термин «средние века» (точнее «средний век» — от лат. medium aevum) возник в Италии в XV—XVI вв. в кругах гуманистов’. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII— XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму.

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, — английская революция 1640— 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской — Тридцатилетней— войны (1648). Эта периодизация используется в данном учебнике.

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV — начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век — до Великой французской революции 1789—1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.

В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец V — середина XI в. — раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в. — конец XV в. — период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. — первая половина XVII в. — период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Введение в историю средних веков и Возрождения

С точки зрения историческ4ой науки средние века – огромный по продолжительности период. Его условные рамки – конец 4-го начало 5-го века н.э. и вплоть до Нового времени, начало которого приходится на разное время в разных странах, традиционно его отсчитывают либо от буружуазных революций (в Нидерландах и Англии – 16-17 века, во Франции и Германии – значительно позже), либо от некоего момента, который можно считать переломным в процессе постепенной, нереволюционной смены общественно-экономических формаций, когда феодализм вытесняется буржуазией.
Однако, историко-литературный курс не простирается до конца 18 века, он ограничивается первым-вторым десятилетием 17 века. Таким образом, курс приходится на 1200 лет.
Курс ограничен данным временем, т.к. литература опережает социальное развитие, предваряет её развитие, художники подобны пророкам, ведь они видят суть перемены там, где остальные остаются слепо-глухо-немыми.
Почти повсеместно в Европе в начала 17 века в литературе и искусстве ощущается радикальная смена мировоззренческого кода, смена эстетической парадигмы. Средневековый и ренессансный стили сменяют барокко и классицизм.

Началом европейск4огог средневековья следует считать 4-5 века нашей эры, т.е. за точку отсчета нужно принимать не конкретную дату, а период распада Римской империи. Таким образом, начало европейских средних веков совпадает с:

1. Эпохой великого переселения народов, чьей кульминацией явился 5-ый век, но само это великое переселение началось двумя веками ране и не закончилось в пятом веке, но продолжалось.

2. С точки зрения экономики началом средних веков является повсеместный переход от рабовладения к феодализму. Но этот процесс вобрал в себя и варварские народы, уже засилившие Европу (т.е., от родового строя – сразу в феодализм)
Грановский: «Волна переселения народов ударила в двойную стену, одна из них – Римская империя – рухнула, другая – христианская церковь – сильно пострадала, но выдержала катастрофу».

Также выдержала катастрофу и латынь, которая существовала на закате империи в Римских провинциях – Испании, Галлии. Она существовала не в форме классической латыни, а в форме так называемой вульгарной – народной – латыни. Именно на её основе разовьются постепенно (на протяжении всего средневековья) Европейские языки, а её влияние сказалось не только в романских, но и в германских языках; английский язык – феномен равного влияния и романского, и германской ветви.

В сравнении с античной литературой в Средневековой литературе на первый план выступают этические проблемы. Это отличие бросается в глаза. Средневековая цивилизация вообще уникальна в том отношении, что не в одной её сфере, включая культуру, нет ничего этически нейтрального. Этическая проблематика преобладает во всех сферах средневековой культуры. Почему так? В Европе это связано с христианством. В это время во всем мире утверждаются монотеистические религии (не возникают, возникает лишь ислам) – христианство, буддизм. Языческие пантеоны богов сменяются единобожием, моральный императив таких религий более сконцентрирован и выражен, чем в религиях древности. Идея человека божьего, лежащая, усиленна четкое формулированными нравственными заповедями, обращена к каждому человеку и предполагает душевную работу каждого.

В Средние века формируется весьма строгая сословно-иерархическая структура общества. Это связано с господством религиозной идеологии, рассматривающей мир как серию подобий, отражений высшего в низжем. Если представить мир в вертикальном разрезе, то он будет сравним с лестницей, поднимающейся от земли (дольнего мира) к небу (горнему миру). Образ лестницы восходит к Лестнице Иакова (Ветхий завет).
Концепция великого порядка (Великой цепи бытия) – идея, восходящая к Платону, подразумевает всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность всего в мире — доминирует в сознании человека европейского средневековья.
Уже в 9 веке средневековое общество стали делить на три сословия: на тех, кто сражается – bellatores, молящиеся — oratores, трудящиеся — laboratores. В 12 веке с развития городов, когда появились промежуточные социальные прослойки врачей, юристов, купцов и т.д., такое деление оказалось в значительной мере условным, но им продолжали пользоваться вплоть до 15 века. У каждого сословия своя специфическая функция. Так, задачей воинов было охранять и защищать молящихся и трудящихся. Задачей молящихся было помогать трудящимся и воинов своей молитвой. Трудящиеся должны были кормить молящихся и воинов.
Сословность является основным универсальным признаком не только Средневековой цивилизации, но и культуры средних веков. По сути, каждое сословие – крестьяне, рыцарство, духовенство, горожане – вырабатывают свою субкультуру и свою литературу. Каждая из этих субкультур органично вписывается в рамки общей средневековой культуры, т.к. вся она функционирует по общим законам.

В Средние века происходит складывание новых в сравнении с античностью литературных регионов. Умножаются и усложняются культурные взаимосвязи. Культура срединеземноморского круга (античности) выходит далеко за пределы Средизмноморья. Так происходит, потому что расширяются политические связи и контакты между государствами, растет торговля, крепнут религиозные связи, способствуют этому общие религиозные праздники, общеевропейские паломничества к святым местам, продолжается миграция населения Европы, а с миграцией и перенос культуры (например, в Британию сначала пришли кельты, затем – скандинавы, синтезом явилась англо-саксонская культура, затем в 12 веке приходят норманны, которые приносят французский язык и возражают кельтское прошлое). Также росту литературных регионов способствуют частые войны и передел территории, они обуславливают взаимопроникновение культур. В средние века большую популярность приобрела идея наследования, передачи, переноса империи –translatio imperii. Одним из первых эту идею озвучил святой Иероним. Эта идея дополнялась идеей наследования, переноса знаний – translation studii. Связи всего со всем способствуют так называемые языки посредники (международные языки) – сначала латынь, в зрелом средневековье — французский, чему немало способствовала столетняя война.

Основные доктрины и тенденции, определяющие облик Средневековой культуры:
1. Христианская доктрина,
Средневековую литературу нельзя адекватно понять, не учитывая глубоко религиозного восприятия действительности человеком и мира той эпохи. Многие жанры средневековой литературы имеют религиозное происхождение – гимны, введения, жития, литургическая драма, миракли, мистерии, моралите. В основных чертах европейское средневековье – христианская цивилизация и христианская культура.

2. Традиции античной культуры (в том числе и латынь).
Постепенно христианская церковь, прекрасно знакомая с античными авторами, вводит в школьное преподавание некоторых римских авторов – Цицерона, Овидия, Вергилия; греческих авторов допускают позднее, т.к. их меньше знали, появляются в основном после падения Константинополя. Христианское богословие активно использует философские концепции Платона и Аристотеля. Античная традиция оживает в лирике, рыцарском романе, в дидактике (дидактических сочинениях). Апофеозом влияния античности станет та роль, которое придадут античному знанию европейские гуманисты начиная примерно с середины 14 века, до них в век схоластики (12-13 век) – богословы.

3. Народная тенденция – устное народное творчество, фольклор, уходящий корнями в родо-племенные отношения.
В менталитете средневекового человека, особенно на раннем этапе, в прочем, и позднее, ощутимо двоеверие – сочетание христианской веры с народными языческими верованиями. В раннем средневековье языческие верования вообще преобладают.

Периодизация средних веков.

Хронологически эпоху средневековья в Европе можно условно разделить на три этапа.

1. Раннее средневековье или средневековая архаика (рубеж 4-5 веков – до середины или конца XI века, примерно до начала крестовых походов).
Средневековая архаика включает в себя два пласта словесности: устная литература и письменная литература.
Устная словесность: народно-эпическая поэзия, архаические дохристианские эпосы кельтов и скандинавов (ирландские саги). Сочинения анонимны. Элемент христианизации невелик, т.к. это стадиально более ранние, дохристианские памятники словесности.
Письменная литература: патристика, сочинения отцов церкви – духовная литература, созданная в монастыре клиром (духовенством). Авторство, как правило, известно.

Читайте также:  Таблица определения зрения для детей дошкольного возраста

2. Зрелое средневековье или средневековая классика (конец 11 века – середина 15 века, падение Константинополя в 1453, когда знание с Востока хлынуло на Запад; в Италии – до середины 14 века).
Опять же два пласта: устный и письменный.
Устный пласт: народно-эпическая поэзия – национальные героические эпосы (Песнь о Роланде, Песнь о Нибелунгах). Сочинения анонимны.
Письменный пласт более обширный и дифференцированный.
1. Религиозная духовная литература. Авторская. Божественная комедия примыкает сюда.
2. Куртуазная (придворная) литература – лирика и рыцарский роман. Авторы как правило известны.
3. Городская литература – в основном сатирическая, фарсы, фаблье. Сюда относится Вион, опосредованно можно судить по работам Бокаччо. Сочинения в основном анонимны. В рамках городской культуры происходит и становление средневекового театра, который выходит из храма на городскую площадь и часто сопровождает праздники.

3. Позднее Средневековье или Ренессанс. Хронология разнится в зависимости от национальной культуры: Италия (середина 14 века, начиная с Великой Европейской чумы 1348-1350 гг. – начало 16 века; с Петрарки до Макиавели); Англия, Франция, Нидерланды и Испания (середина 15 – весь 16 век), 17 век – последний в Европе кризис ренессансных идеалов, так называемый трагический гуманизм Шекспира и Сервантеса.
Литература авторская, анонимных сочинений практически нет – только в театре остаётся традиция анонимности.

Само понятие «Средние века» появилось уже в Новое Время, в 17 веке, возникает в буржуазном обществе и было сначала окрашено негативно, критически по отношению к этому периоду: «Средние века = тёмные века». Предпосылки для такого взгляда обнаруживаются ещё в раннем итальянском возрождении у первых гуманистов, именно здесь, в городах и княжествах Италии очень рано появились зачатки буржуазных отношений – 13-14 века. Для первых итальянских гуманистов всё, что было для них – период варварства, они считают это провалом в культурной истории Европы, т.к. для них это эпоха небытия античного знания.
Объективно Средние века – важнейший поступательный этап в культурном развитии Европы, этап восхождения. Именно в Средние века зародились Европейские нации, сформировались современные европейского государства; сложились современные европейские языки; именно в средние века были сделаны великие географические открытия, раздвинувшие пределы европейского мира; именно в это время была сохранена связь и преемственность культур; душа человека стала предметом пристального интереса и заботы; были созданы величайшие и неповторимые художественные ценности – дворцы и соборы, живопись и скульптура, литература; именно эта эпоха породила то, что и по сей день не обесценилось.
Духовная культура современной Европы – наследница христианских ценностей и духовной культуры Средневековой Европы. Антуан Де Сент Экзюпери: «Мы расточили своё наследие», т.е. неизвестно, хорошие или плохие мы наследники.

Библия – база культуры.
Игнорируя систему ценностей, лежащих в основе миросозерцания этой эпохи, нельзя понять их культуру. Поэтому рассмотрим отдельные категории средневековой культуры и место человека в их системе:
1. Самый популярный литературный жанр в эту эпоху – житие. Жития оказывают влияние на все прочие жанры средневековой словесности и именно в рамках житийной традиции будет в последствие формироваться и роман нового времени.

3. В архитектуре доминирует собор – символ вселенной, символ мира.

4. В живописи преобладает икона. Светская живопись при возникновении тоже будет предпочитать библейские сюжеты.

5. В скульптуре преоблают персонажи священного писания.

6. В мышлении преобладают аналогизм и дуализм.
Аналогизм – привычка к аналогиям. Так работает принцип подобий: земной мир подобен небесному и т.п.
Дуализм – склонность рассматривать всё в оппозициях: бог – дьявол, душа – тело, вечное – временное, святое – греховное, мир земной – мир небесный (двоемирие). Двоемирие определяет мышление средневекового человека. В божественный мир средневековый человек и художник вглядывается не менее пристально, т.к. земная жизнь представляется человеку приготовлением, преддверием к жизни вечной.

7. Природа понимается как зеркало, в котором человек может созерцать образ божий, «природа есть бог в вещах». Природа не играет вполне самостоятельной роли, её явления воспринимаются и понимаются как проявление высших сил, как бич или дар божий. Природа является для художников прежде всего кладовой символов, аналогий, аллегорий. Средневековый художник не похож на художника современного, т.к. современный живет в эпоху всеобщей физической, поэтической и моральной относительности; средневековый мир располагает добро и зло на абсолютных полюсах, это его базовые оппозиции, во всех сферах жизни ничто не мыслится этически нейтральным.

8. Реализм – слово средневекового происхождения. Реалиями в то время считались вещи и категории, не всегда убедительные для современного человека – загробный мир, призраки, ведьмы и т.п. Загробный мир мыслился столь же реальным и населенным, как мир земной. Например, для героя Шекспира (Гамлета) и самого автора персонажи иного мира реальны.

Кажущиеся странности средневекового сознания обнаруживаются повсюду. Virtu – доблесть, добродетель, в средние века считалось обращение к древним автором, опора на авторитет, цитирование их мыслей, доверие к традициям, движение в русле традиций приветствуется и поощряется. Всякого рода дурные инновации осуждаются и рождают опасения, тревогу. Это – примета традиционалистского сознания.
В трактате «Государь» Макиавели наряду с двумя традиционными значениями virtu (следование древним образцам и воинская отвага) вводит одно новое – способность человека менять своё поведение в зависимости от меняющихся обстоятельств, т.е. изменять себе. Именно это новое значение, затрагивающее душу, ведущее к оправданию обмана, лицемерия, предательств и прочих злодеяний, вызывает резкое осуждение современников. Инновации, касающиеся души – преступления против духа, вызывали крайнее неприятие в ту эпоху. Самый яркий пример – иерархия наказаний в Дантовом аду, когда преступники-предатели наказываются строже убийц. Показательно, что на исходе эпохи в сатире 1610 года Джон Дон помещает в самое сердце ада инноваторов – для него это те же предатели, но изменившие не Христу, как Иуда у Данте, но изменившие самой традиции и законам своего мира.

Гуревич утверждает, что в Средние века не существовало представления о детстве как особом состояние человека, и детей воспринимали как маленьких взрослых. В доказательство он говорит, что так их изображают на картинах – взрослые выражения лиц, но всё в уменьшенном масштабе. Это положение спорно. Есть версия, что детей так изображали в соответствии с каноном изображения младенца Иисуса – он знает будущее, он серьезен.

Высшим способом установления истины в суде на протяжении всего Средневековья являлся божий суд – поединок сторон, примеры видны в героическом эпосе и позднее, у Шекспира и Сервантесом. Применялись испытания железом, водой, в качестве обвиняемого могли привлечь неодушевленный предмет и животное.

Столь значимая ныне категория свободы не являлась антитезой зависимости, т.к. всё было зависимо от воли бога, и свобода сочеталась с зависимостью. Реальный (понятный) смысл имели такие выражения, как «свободная зависимость», «свободное служение», причем не только в религиозной, но и в куртуазной литературе. Христианская аскетическая традиция учила видеть в бедности более угодное богу состояние, нежели богатство, руководствуясь евангельским тезисом, что удобней верблюду пройти в угодное ушко, чем богатому войти в рай. Ростовщичество – отвратительное занятие, по Данте они в предпоследнем кругу ада. Многие люди добровольно отказывались от имущества, само понятие «бедный», «бедняк» употребляется в двух значениях: незнатный и избранный (божественный смысл).

| следующая лекция ==>
Разделительные умозаключения и их виды. | III. Сообщение учителя. Подготовка к написанию сочинения

Дата добавления: 2016-12-29 ; просмотров: 3512 | Нарушение авторских прав

Под Средневековьем (Средними веками) традиционно понимают исторический период, следующий после Древнего мира, Античности и предшествующий Новому времени.

Хронологические рамки Средневековья являются предметом дискуссий среди историков. С одной стороны, начало периода Средневековья не вызывает никаких сомнений. В качестве точной даты завершения Античности и начала периода Средних веков принято считать 4 сентября 476 г., когда от престола отрекся последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Таким образом, данная дата знаменовала собой падение Западной Римской империи и начало раннего Средневековья.

В то же время насчет того, какое событие или культурную эпоху следует считать завершением Средневековья, у историков нет единого мнения. На данный счет выдвигаются различные точки зрения, наиболее распространенные из которых связывают завершение Средневековья со следующими событиями:

  • — 1453 г. — падением Константинополя;
  • — 1492 г. — открытием Америки;
  • — 1517 г. — началом Реформации;
  • — 1648 г. — завершением Тридцатилетней войны и заключение Вестфальского мира.

В рамках настоящего пособия за верхнюю границу Средневековья берется период середины — конца XV в., выбор которого обусловлен как целым рядом значимых с исторической точки событий (падением Константинополя и открытием Америки), так и эволюцией социально-экономического уклада, культуры и государственных форм европейского общества, наиболее ярко проявивших себя в последующий период европейской истории, связанный с Ренессансом, Эпохой Великих географических открытий и Реформацией.

  • — раннее Средневековье (конец V — середина XI вв.);
  • — высокое (классическое) Средневековье (середина XI — середина XIV вв.);
  • — позднее Средневековье (середина XIV — середина XV вв.).

Термин «средние века». Периодизация.

Категория: Ранее средневековье

Термин «средние века» (точнее «средний век» — от лат. medium aevum) возник в Италии в XV—XVI вв. в кругах гуманистов. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII— XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия «средние века». В современной немарксистской историографии преобладает мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления исторического материала.

Тем не менее понятия «средние века» и «феодализм» не вполне тождественны. С одной стороны, в период средневековья с феодализмом сосуществовали и иные общественно-экономические уклады (патриархальный, рабовладельческий, затем капиталистический). Более того, долгое время в раннее средневековье в ряде регионов Европы (особенно в Византии, Скандинавских странах) феодальный способ производства не был господствующим. С другой стороны, феодальный уклад сохранялся в экономике многих
От этого латинского термина ведет свое происхождение и термин «медиевистика), которым называют область исторической науки, изучающую историю средних веков
стран столетиями спустя после средневековой эпохи. Поэтому лишь рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить о том, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.
Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пережили свое средневековье.

Периодизация истории средних веков.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.
Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, — английская революция 1640— 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской — Тридцатилетней— войны (1648).

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV — начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век — до Великой французской революции 1789—1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.
В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец Vв. — середина XI в.— раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в.—конец XV в. — период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. — первая половина XVII в. — период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Читайте также:  Отслоение сетчатки глаза при уже потерянном зрении

основные проблемы изучения и периодизации истории средних веков. происхождение термина «средние века».

Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

РЕФЕРАТ

основные проблемы изучения и периодизации истории средних веков. происхождение термина «средние века».

Студентки 3 курса группы ЕСС 129
Морозихиной Дарьи Андреевны
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин
Емельянова Л.А.

Глава 1.Происхождение термина «средние века». Стр. 5

Глава 2. Основные проблемы и периодизации

истории средних веков………………………………………………. Стр. 8

Список используемой литературы….……………………………………………. ……………….Стр. 17

История средних веков — самобытная, неповторимая эпоха, которая охватывает очень длительный период истории человечества и представляет собой закономерный этап в его развитии. От современности средние века отделены многими столетиями, и, казалось бы, их изучение представляет лишь академический интерес. На самом деле многие явления и отношения современности, неожиданные повороты в судьбе народов и государств уходят своими корнями в далекое прошлое.

В средние века на территории Европы образовалось большинство современных народностей и государств, зародилась их национальная культура, характер, язык. К этому же периоду относится начало процесса формирования наций, завершившегося уже в новое время.

Социально-экономический строй средневекового общества определил и характер его политической надстройки. Религия освящала светскую феодальную систему, оберегала государство, а догматы церкви были одновременно и политическими аксиомами, что в принципе предполагало прогрессивное воздействие на жизнь. Современные политические системы, таким образом, имеют давние традиции. Особенно это касается парламентов. Сословно-представительные собрания средневековья, первые наивные парламентские учреждения, появившиеся в XIII — XIV вв., стали их прообразами.

Таким образом, история средневекового общества никак не может быть объектом только академического изучения. Исследование этой эпохи дает возможность правильно оценить многие процессы, происходящие в современном мире. Поэтому интерес к средним векам не затухает. Об этом свидетельствует то, что по поводу многих проблем средневековья и сейчас идут оживленные дискуссии. Они касаются типологии зарождения и развития феодализма, роли рабовладения в средние века, возникновения городов, их места и роли в обществе, характера общины и вотчины, периодизации средневековья, границ культуры классического периода и эпохи Возрождения.

Глава 1.Происхождение термина «средние века».

Термин «средние века» был впервые введен в оборот итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения длительного периода варварства, наступившего вслед за разрушением античной цивилизации. Римский историк Флавио Биондо в своем труде «История от падения Рима» называет «средними» столетия между античностью и т.н. «новым» временем, в котором жил сам историк (1388 — 1464 гг.). В это понятие ранние итальянские гуманисты вкладывали свое содержание: речь шла прежде всего о падении культуры, деградации латинского языка, превращении его в т.н. кухонную (низкую, испорченную) латынь (infima latinitas).

В конце XVII в. термин «средние века» был впервые применен для общей периодизации истории. Профессор философии и географии в Галле Кристоф Кеплер (Целлариус, 1634 — 1707 гг.) разделил всю историю человечества на три периода — античную, среднюю и новую. Во втором томе своей «Истории» Целларий четко обозначил хронологические рамки средневековья — от правления римского императора Константина Великого (306 — 337 гг.) до завоевания г. Константинополя турками (1453 г.). Историки и философы XVIII в., находившиеся под влиянием просветительских идей, дали понятию иное толкование. Стремящаяся к власти буржуазия тенденциозно оценивала средние века, считая их временем, когда в Европе господствовали дикость, варварство, суеверия, ограничение умственной свободы.

В российской исторической науке представления о средних веках складывались под сильнейшим влиянием марксистской идеологии. В основу этой идеологии положено учение об общественно-экономических формациях, которые последовательно сменяют друг друга. Следуя этому принципу, историки рассматривают древность как период господства первобытнообщинного и рабовладельческого строя, средние века — как феодальное общество, а в новое время, с упадком феодально-крепостнических отношений, наступает эпоха капитализма. Таким образом, средневековье — это длительный период, ряд событий и явлений, относящихся непосредственно к зарождению, формированию, развитию и гибели феодализма.

В XV-XVI веках этот период истории носил следующие названия: media tempestas (лат. среднее время; с 1469 г.), media antiquitas (лат. средняя античность; с 1494 г.), medium tempus (лат. среднее время; с 1531 г.), saeculum medium (лат. средний век; с 1596 г.).

Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.

В XVII веке термин «Средние века» ввёл в оборот профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он разделил всемирную историю на Античность, Средневековье и Новое время. Келлер считал, что Средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя).

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского Средневековья (к примеру — «Средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья (в основном, феодализм), но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы (например, японское Средневековье).

Глава 2. Основные проблемы и периодизации истории средних веков.

С точки зрения исторической науки средние века – огромный по продолжительности период. Его условные рамки – конец 4-го начало 5-го века н.э. и вплоть до Нового времени, начало которого приходится на разное время в разных странах, традиционно его отсчитывают либо от буружуазных революций (в Нидерландах и Англии – 16-17 века, во Франции и Германии – значительно позже), либо от некоего момента, который можно считать переломным в процессе постепенной, нереволюционной смены общественно-экономических формаций, когда феодализм вытесняется буржуазией.

Однако, историко-литературный курс не простирается до конца 18 века, он ограничивается первым-вторым десятилетием 17 века. Таким образом, курс приходится на 1200 лет.

Курс ограничен данным временем, т.к. литература опережает социальное развитие, предваряет её развитие, художники подобны пророкам, ведь они видят суть перемены там, где остальные остаются слепо-глухо-немыми.

Почти повсеместно в Европе в начала 17 века в литературе и искусстве ощущается радикальная смена мировоззренческого кода, смена эстетической парадигмы. Средневековый и ренессансный стили сменяют барокко и классицизм.

Началом европейского средневековья следует считать 4-5 века нашей эры, т.е. за точку отсчета нужно принимать не конкретную дату, а период распада Римской империи. Таким образом, начало европейских средних веков совпадает с:

1. Эпохой великого переселения народов, чьей кульминацией явился 5-ый век, но само это великое переселение началось двумя веками ране и не закончилось в пятом веке, но продолжалось.

2. С точки зрения экономики началом средних веков является повсеместный переход от рабовладения к феодализму. Но этот процесс вобрал в себя и варварские народы, уже засилившие Европу (т.е., от родового строя – сразу в феодализм)

Грановский: «Волна переселения народов ударила в двойную стену, одна из них – Римская империя – рухнула, другая – христианская церковь – сильно пострадала, но выдержала катастрофу».

Также выдержала катастрофу и латынь, которая существовала на закате империи в Римских провинциях – Испании, Галлии. Она существовала не в форме классической латыни, а в форме так называемой вульгарной – народной – латыни. Именно на её основе разовьются постепенно (на протяжении всего средневековья) Европейские языки, а её влияние сказалось не только в романских, но и в германских языках; английский язык – феномен равного влияния и романского, и германской ветви.

В сравнении с античной литературой в Средневековой литературе на первый план выступают этические проблемы. Это отличие бросается в глаза. Средневековая цивилизация вообще уникальна в том отношении, что не в одной её сфере, включая культуру, нет ничего этически нейтрального. Этическая проблематика преобладает во всех сферах средневековой культуры. Почему так? В Европе это связано с христианством. В это время во всем мире утверждаются монотеистические религии (не возникают, возникает лишь ислам) – христианство, буддизм. Языческие пантеоны богов сменяются единобожием, моральный императив таких религий более сконцентрирован и выражен, чем в религиях древности. Идея человека божьего, лежащая, усиленная четкое формулированными нравственными заповедями, обращена к каждому человеку и предполагает душевную работу каждого.

В Средние века формируется весьма строгая сословно-иерархическая структура общества. Это связано с господством религиозной идеологии, рассматривающей мир как серию подобий, отражений высшего в низжем. Если представить мир в вертикальном разрезе, то он будет сравним с лестницей, поднимающейся от земли (дольнего мира) к небу (горнему миру). Образ лестницы восходит к Лестнице Иакова (Ветхий завет).

Концепция великого порядка (Великой цепи бытия) – идея, восходящая к Платону, подразумевает всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность всего в мире — доминирует в сознании человека европейского средневековья.

Уже в 9 веке средневековое общество стали делить на три сословия: на тех, кто сражается – bellatores, молящиеся — oratores, трудящиеся — laboratores. В 12 веке с развития городов, когда появились промежуточные социальные прослойки врачей, юристов, купцов и т.д., такое деление оказалось в значительной мере условным, но им продолжали пользоваться вплоть до 15 века. У каждого сословия своя специфическая функция. Так, задачей воинов было охранять и защищать молящихся и трудящихся. Задачей молящихся было помогать трудящимся и воинов своей молитвой. Трудящиеся должны были кормить молящихся и воинов.

Сословность является основным универсальным признаком не только Средневековой цивилизации, но и культуры средних веков. По сути, каждое сословие – крестьяне, рыцарство, духовенство, горожане – вырабатывают свою субкультуру и свою литературу. Каждая из этих субкультур органично вписывается в рамки общей средневековой культуры, т.к. вся она функционирует по общим законам.

В Средние века происходит складывание новых в сравнении с античностью литературных регионов. Умножаются и усложняются культурные взаимосвязи. Культура срединеземноморского круга (античности) выходит далеко за пределы Средизмноморья. Так происходит, потому что расширяются политические связи и контакты между государствами, растет торговля, крепнут религиозные связи, способствуют этому общие религиозные праздники, общеевропейские паломничества к святым местам, продолжается миграция населения Европы, а с миграцией и перенос культуры (например, в Британию сначала пришли кельты, затем – скандинавы, синтезом явилась англо-саксонская культура, затем в 12 веке приходят норманны, которые приносят французский язык и возражают кельтское прошлое). Также росту литературных регионов способствуют частые войны и передел территории, они обуславливают взаимопроникновение культур. В средние века большую популярность приобрела идея наследования, передачи, переноса империи –translatio imperii. Одним из первых эту идею озвучил святой Иероним. Эта идея дополнялась идеей наследования, переноса знаний – translation studii. Связи всего со всем способствуют так называемые языки посредники (международные языки) – сначала латынь, в зрелом средневековье — французский, чему немало способствовала столетняя война.

Читайте также:  Что такое свобода с точки зрения экономики

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от­ношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государст­ва. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео­логии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее:

— в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен;

— экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов,

— крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.;

— колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.

В точки зрения экономического и политического развития, историю Средневековья принято делить на следующие периоды:

1) Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от­ношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени.Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

В средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.

Список используемой литературы.

1. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История средних веков: Европа и остальной мир: Учеб. для 6 кл. осн. шк. 2-е изд., испр. М.: Рус. слово, 2012,

2. История средних веков: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «История», 2014.

3. Калашников В.И. Атлас тайн и загадок. Средневековые цивилизации, 2013.

4. Лебедева Г.Е., Якубский В.А. Некоторые вопросы классификации исторических источников, 2015.

6. Эпоха Средневековья: периодизация и общая характеристика.

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем соци­ально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко­торой смешивались и трансформировались общественные груп­пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро­вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефео­дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решаю­щую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от­ношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль­ной раздробленности формируются централизованные государст­ва. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле­нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культу­ры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео­логии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени.Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд­ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

8. Европа: переход к Новому времени. Общая характеристика.

Период с конца XV до середины XVII в. по одной из традиций, сложившихся в отечественной науке, называют поздним средневековьем, по другой, свойственной также и зарубежной историографии, — ранним новым временем. Оба термина призваны подчеркнуть переходный и крайне противоречивый характер этого времени, которое принадлежало сразу двум эпохам. Для него характерны глубокие социально-экономические сдвиги, политические и культурные перемены, значительное ускорение общественного развития наряду с многочисленными попытками возврата к уже отжившим отношениям и традициям, В этот период феодализм, оставаясь доминирующей экономической и политической системой, существенно деформируется. В его недрах зарождается и формируется раннекапиталистический уклад, однако в разных странах Европы этот процесс идет неравномерно. Наряду с переменами в мировоззрении, связанными с распространением гуманизма, переосмыслением католической догматики в ходе Реформации, постепенной секуляризацией общественной мысли, шло нарастание народной религиозности. Всплески демономании в конце XVI — первой половине XVII в», кровопролитные религиозные войны обнаруживали тесную связь этого исторического этапа с прошлым. Началом раннего нового времени принято считать рубеж XV— XVI веков — эпоху Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения, знаменовавшую разрыв со средневековьем как в экономической, так и в духовной сфере. Границы известной европейцам ойкумены резко раздвинулись, экономика получила мощный импульс в результате освоения открытых земель, совершился переворот в космологических представлениях, в общественном сознании, утвердился новый, ренессансный тип культуры. Выбор же верхней хронологической грани позднего феодализма остается дискуссионным. Ряд историков, опираясь на хозяйственно-экономические критерии, склонны распространять «долгое средневековье» на весь XVIII век. Другие, ссылаясь на первые успехи рам некапиталистического уклада в отдельных странах, предлагают принять за условную границу крупные социально-политические катаклизмы, связанные с его ростом, — освободительное движение в Нидерландах второй половины XVJ в, или Английскую революцию середины XVII в. Распространено также мнение, что Великая Французская революция XVIII в. — более оправданная точка отсчета нового времени, поскольку к этому моменту буржуазные отношения восторжествовали уже во многих европейских странах. Тем не менее большинство историков склонно рассматривать середину XVII в. (эпоху Английской революции и окончания Тридцатилетней войны) как водораздел между ранним новым временем и началом собственно новой истории.

Источники:
  • http://lektsii.org/13-49518.html
  • http://studme.org/133990/kulturologiya/hronologicheskie_ramki_periodizatsiya_srednevekovya
  • http://vladhistory.com/termin-srednie-veka-periodizaciya/
  • http://poisk-ru.ru/s45975t9.html
  • http://studfiles.net/preview/6320715/page:3/