Меню Рубрики

Точки зрения материалиста что такое красота

Что такое красота?

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (самое красивое). Соответственно мало кто приветствует некрасивое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некрасивое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты недостаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству». Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоминанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточно многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор вокруг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от философской позиции по-разному понимается природа эстетического. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим. Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъекта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценности, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низменное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот почему если артист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не искусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями, мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мысли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмоции).

2.1 Философия искусства. Что такое красота

Многие философы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала они считали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позже поняли, что это ошибочно, т. к. даже первобытный человек вносил в свое произведение фантазию. В ХХІІІ веке произошли изменения, и понимание искусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определял искусство не как описание внешнего мира, а, прежде всего, как выражение человеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецких философов (Иоганн Гердер, поэт Иоганн Гёте и др.). Они считали, что главная цель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.

В современном же понимании искусство — это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Видов этого творчества или искусства, как известно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, театр, музыка, балет, кино, танец, цирк и т. д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир в образах. Образ — это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства — художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Поэтому можно сказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника — деятеля искусства.

Ценности искусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь для инженера, конструктора и т. п. сходство между произведением искусства и техническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являются искусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство — это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота — это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота — это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое.

Эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.

Эстетика — это греческое слово, означающее «относящееся к чувству». Но это самое чувство считали лишь моментом практической деятельности. Воплощением красоты признавался космос, все остальное считалось красивым настолько, насколько оно было приближено к гармонии космоса. Искусство также стремилось подражать природе.

В эпоху Средневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты Бога, видимая красота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства было приближение человека к Богу.

В эстетике Нового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек, его тело. В то время своего расцвета достиг классицизм, требовавший гармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородство стиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлись Шиллер, Гёте, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин и другие. Им на смену пришли романтики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это были такие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились к раскрепощению многообразных способностей личности.

В ХХ веке произошли изменения в философии, и, соответственно, в искусстве. На смену романтизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм — перевод на эстетический язык философии исторического материализма.

В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.

Из этой истории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота — это эстетическая интерпретация. Как и все эстетические ценности, она связана с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направление искусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно дает нам более богатый, более живой и красочный образ реальности. Человек от природы создает различные способы постижения реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.

Философия красоты

Онтологические проблемы эстетики

Что такое эстетика?

Термин «эстетика» происходит от греческого слова, означающего «чувствовать». Впервые в научный обиход он был введен в XVIII веке немецким философом А. Баумгартеном (1714-1762) в его работе, получившей одноименное название — «Эстетика». Эстетика, несомненно, является разделом философского мировоззрения, который изучает сущность происхождения и развития природы прекрасного, проявляющего себя для сознания человека в разных формах его существования. Оставаясь чувственным познанием реальности, эстетическая деятельность человека «овеществляет» себя в рождении различных видов искусств, становящихся «генератором» эстетической культуры. Поэтому эстетика, оставаясь фрагментом философского знания, условно может быть разделена на две части. В «первой части» эстетики предметом ее изучения выступает природа и образ прекрасного, окруженный многочисленными категориями и понятиями. Для «второй части» объектом ее изучения являются те виды искусств и их жанры, которые оказывают решающее влияние на развитие эстетики как философской дисциплины. Занимаясь изучением общих законов развития, эстетика вооружает частные теории методологическими принципами, исследует связи и отношения между отдельными искусствоведческими дисциплинами, анализирует методы исследования и границы их применения.

Кардинальной проблемой эстетики остается на все времена отношение эстетического сознания к объективной реальности, которая может быть представлена частными формами своего существования — пространством, временем, движением, материей. Поиск красоты в разных формах существования бытия породил для эстетического сознания субъекта разные виды искусств, в которых и запечатлен результат подобных «исследований». Так, например, поиск красоты в пространстве породил изобразительное искусство; поиск красоты во времени — искусства, связанные с непродолжительным существованием звука: музыку, литературу, риторику; поиск красоты в движении — искусства, связанные с пластикой, например, танцы, гимнастику и тому подобное; поиск красоты в материи — искусства, связанные с грубым материалом — камнем, глиной и тому подобным, а это архитектура, скульптура. Иначе говоря, структурно оформленная реальность дает возможность для эстетически одаренного сознания субъекта выстраивать иерархию искусств, ценность которых для отдельно взятого человека или группы лиц может быть различна. И действительно, едва ли не первыми среди всех зарождающихся искусств стали иероглифы, являющиеся прародителем изобразительного искусства. Иероглифы как первые картинки знаменовали собой эстетическое освоение пространственно выражающей себя реальности. Затем человек стал нуждаться в членораздельных звуках, которые породили речь и вытекающие из нее звуковые искусства. Ритуальные танцы первых людей стали причиной возникновения искусств, связанных с пластикой и грациозностью. И, наконец, только с появлением инструментов люди стали осваивать грубый материал, делая первые шаги в архитектуре и скульптуре. Понятно, что подобная оценка освоения человеком мира не может быть единственно правильной, но она демонстрирует, как могла поэтапно рождаться эстетическая деятельность, связанная с возникновением искусств. Все это охватывает реальность как предмет эстетического изучения. Возникает вопрос: а что является средством для изучения эстетически проявляющей себя реальности? Ответ очевиден: чувства человека выступают причиной возникновения эстетического сознания. Однако по разделу «Антропология» мы помним, что чувства бывают «внешние» и «внутренние». К внешним относятся телесные чувства: видение, слышание, обоняние, осязание и вкус, а к внутренним — интуиция и инстинкт. Все эти чувства — внутренние и внешние — выступают средством для постепенной зримой и незримой красоты. Но именно деление чувств на внутренние и внешние становится основанием для деления эстетики на идеалистическое и материалистическое направления.

Так, для идеалистов образ прекрасного является атрибутом умопостигаемой реальности, куда проникнуть телесным чувствам не под силу. Зато материалистически настроенные мыслители полагают, что прекрасное телесно-чувственно воспринимаемо и принадлежит миру природных форм.

В свою очередь, идеалистическое направление в эстетике можно условно «разбить» на две группы, отличающиеся друг от друга методом восприятия умопостигаемой реальности. Первая группа идеалистов считает, что умозрительная красота открывается интуитивным созерцанием. Это направление представляют Платон, Плотин, христианские эстетики. Вторая группа идеалистов считает, что источником красоты становятся трансформированные инстинктивные переживания, в которых, как считал Юнг, хранятся архетипы — чувственно переживаемый опыт предыдущих поколений, проявляющий себя у творческой личности в виде вдохновения. Все это свидетельствует о том, что в рамках эстетики рождается иерархия представлений о том, что из себя образует природа прекрасного и к какой из возможных сфер она принадлежит.

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж-
дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей
части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са-
мое красивое). Соответственно мало кто приветствует некраси-
вое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некраси-
вое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты не-
достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как
и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность
в хорошей философии.

Читайте также:  Война и мир точки зрения науки

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не при-
давали должного значения сфере красоты. Философы античнос-
ти, средневековья, Возрождения считали самостоятельными раз-
делами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству».
Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же
практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чув-
ственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и са-
мостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках ко-

торой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для
простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоми-
нанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточ-
но многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор во-
круг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от фи-
лософской позиции по-разному понимается природа эстетичес-
кого. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит,
искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим.
Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое
интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точ-
ки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъ-
екта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, на-
правленное на возбудитель этого чувства, действительный или
воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценнос-
ти, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно
совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность,
направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необ-
ходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низмен-
ное, а красивое, прекрасное, возвышенное.
Вот почему если ар-
тист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не ис-
кусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями,
мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично
связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией.
Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не
означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мыс-
ли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь
потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмо-
ции).

«О ЕСЛИ Б МОГ ВЫРАЗИТЬ В ЗВУКЕ
ВСЮ СИЛУСТРАДАНИЙ МОИХ. »

Мы взяли строку из известного русского романса, в которой,
на наш взгляд, дается нечто вроде поэтического подхода к опре-
делению искусства. Искусство есть умение выразить себя в ка-
ком-либо материале по признакам эстетических ценностей.
Дат-

ский философ С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту:
его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрас-
ную музыку. Причастными к выражению красоты могут быть звук,
свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово,
мысль. Видов искусства, как известно, много: архитектура,
скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, цирк, при-
кладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красо-
ты является нечто материальное, например звуки, которые извле-
каются из инструментов музыкантами. Но ценность искусства за-
висит не только от соответствующих материальных носителей,
но прежде всего от философских воззрений деятеля искусства.

Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение
к технике. Для конструктора, инженера, техника весьма сущест-
венно видеть сходство и различие между произведением искусст-
ва и техническими изделиями. Греческое «технэ» означает искус-
ство, мастерство. Как художник, так и техник являются искус-
ными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают.
Предназначение произведения искусства состоит в его функцио-
нировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназна-
чение технического изделия состоит в его полезности для челове-
ка. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническе
изделие является произведением искусства, но это имеет место да-
леко не всегда. Вместе с тем всякое техническое изделие не вы-
падает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полез-
ность технического изделия не противостоит его эстетическим
достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для че-
ловека единство. Осознание этого факта привело к развитию ди-
зайна,
художественного конструирования, в том числе предметов
техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а сим-
вол красоты, перкрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает,
что хотя выразительные возможности техники не всегда позволя-
ют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом
отношении именно они являются идеалом техники.

Философия открывает доступ к пониманию эстетических
достоинств мира,
техники в том числе.

обзор: как искали красоту

История эстетики представляет собой полный драматизма,
восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,

которое мы, следуя философской традиции, называем красотой
(в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз-
вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы
прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя-
ется используемой философией, меняется философия, меняет-
ся и представление о красоте. Красота есть эстетическая ин-
терпретация.

Для эстетики античности характерен подчеркнутый ко-
смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще-
ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь-
ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под-
ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея-
тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна-
чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня-
ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись
не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси-
вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных
страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философ-
ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть
форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику,
слушатели получают удовольствие, что равносильно очище-
нию души.

• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют-
ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим-
вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис-
кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой.
Цель искусства — приближение человека к Богу.

• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ-
ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз-
глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития
чувственного и рационального познания эстетическое сводится
либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи-
лософию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости-
гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс-
ности и благородства стиля, четкой логической организованно-
сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси-
цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной
независимости, социальной справедливости, идеями социально-
го и естественного равенства людей. Представителями класси-
цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт
и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания

Московского университета). Выступившие против формализма
и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти-
ки (Гюго, Лермонтов, Вагнер
и др.) стремились к раскрепоще-
нию многообразных способностей личности. В философском от-
ношении они оставались в рамках философии Нового времени.
Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст-
во романа.

В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме-
сте с ней (иногда позже) в искусстве.

В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе-
ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности,
которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета-
ция.

В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстети-
ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс-
лом,
выработанным во многом им самим.

Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру-
ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них
видят суть искусства.

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным,
что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та-
кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев-
шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно
само трудноопределимо.

Что касается России, то здесь в эстетике длительное время
господствовал так называемый социалистический реализм — пе-
ревод на эстетический язык философии исторического матери-
ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто-
рическому
материализму — социалистический реализм. В на-
стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес-
ких ориентиров.

Итак, смысл различных эстетических направлений опреде-
ляется их философией, многообразию философий соответствует
многообразие эстетик.

Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон-
цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети-
ки. Для философии это очень важно, ибо она по определению не
должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав-
нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас-
смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы-
полняют науки и искусства).

7.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?

Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный.
При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на
достижение цели. Практика есть деятельность человека по до-
стижению цели.

Практика обладает структурой, строением. Составляющими
структурами являются: 1) субъект практики (один человек или
группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого);
2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) це-
ленаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект
практического действия; 6) результат практики.

Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъ-
ектами практики являются они оба, цель практики — заиметь
табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства прак-
тики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный
материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень
прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические
ситуации, когда, например, субъектом практики являются огром-
ные социальные общности людей, а средствами практики —
сложные машинные комплексы. В то же время возможны весь-
ма вырожденные случаи практики.

Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к от-
вету, но делает это несколько странным образом, ничего не пи-
шет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он
стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации
заключается в том, что здесь объектом практического действия
является сам субъект практики, нет каких-либо материальных
внесубъектных средств практики, а результатом ее является
подготовленный на экзаменационный вопрос ответ.

В практике принимает участие и студент, и рабочий, и ин-
женер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек.
Непрактикой является не умственная или какая-либо другая ин-
теллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее спе-
цифически человеческих чертах. Если природные процессы не
вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся
к сфере практики.

Что касается форм практики, то их в соответствии со струк-
турой человеческой деятельности достаточно много. Есть прак-

тика экономической, политической, социальной, научной, куль-
турной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем на-
иболее фундаментальные.

Читайте также:  Хорошие глазные капли для остроты зрения

Заметим, что философский термин «практика» не следует отож-
дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони-
мается как непосредственное применение добытых знаний. С фи-
лософской точки зрения приобретение знаний в учебной аудито-
рии тоже есть практика.

обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?

Выше практика определена как целенаправленная деятель-
ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак-
тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не
дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие
разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те-
му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как
в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто-
ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций.
Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи-
лософии, т.е. от античности и до наших дней.

• В античном обществе тяжесть физического труда была уде-
лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис-
кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи-
высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс-
ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти-
ка.
Этика — характерная черта как античной, так и древнеки-
тайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую фи-
лософию проходит традиция этической интерпретации
практики.

Древние греки считали, что все существа активны в соответ-
ствии со своим предназначением. Человек не является исключе-
нием, он также обладает активностью, которую греки называли
добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что
античная этика — это этика добродетелей. Современный изве-
стный американский этик А. Маккинтайр определяет доброде-
тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью,
обладание и пользование которым дает ей возможность достичь
благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической
деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич-

ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз-
вратимся к античности.

Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а,
как это делает Платон, в космической идее блага — благо пре-
выше всего. Главная добродетель человека — мудрость, ибо она
есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, при-
ближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на пер-
вом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив,
если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

Итак, этика добродетелей соответствует философии идей Пла-
тона
и философии форм Аристотеля. Ценность, смысл прак-
тики состоит в том, что она объединяет человека в гармоничес-
кое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.

• В средние века христианство первоначально рассматрива-
ло труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впослед-
ствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти ре-
абилитирован. Тем не менее главной формой деятельности счи-
тается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней
связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практи-
ческая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл
практики — ее богоугодность.

На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной
стороне Господь, на другой — причастный к его царству индиви-
дуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиваж-
нейшие — вера, надежда и любовь. Это этика божественного от-
кровения. Счастье человека определяется его близостью к Богу.

• Этика Нового времени по преимуществу рационалистична.
Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На сто-
роне человека признаются изначально данные природой две си-
лы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче-
ской деятельности берет на себя разум. Смысл практики, деятель-
ности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза,
Гоббс
недовольны хаосом страстей, который они мечтают упоря-
дочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслите-
ли, которые склонны отдавать должное чувственности человека.
Принципом морали (нравственности человека) провозглашается
правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции). Но что зна-
чит правильно понять интерес человека? Это значит подклю-
чить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.

Гений Нового времени И. Кант считается основателем эти-
ки долга. Человек должен быть моральным, потому что сущест-

вует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому
лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пи-
шет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсо-
лютным нравственным законом вторичный характер. Смысл
действий человека состоит в их причастности к абсолютно-
му нравственному закону.

Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс
приходит к выводу, что «. всякой общественной форме собст-
венности соответствует своя мораль. ». Смысл практики он ви-
дит в ценностях экономических
(общественный труд измеряет-
ся деньгами).

Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали:
они представляют собой интерпретации. Толково распорядить-
ся этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).

Подведем итоги. Ценность практики всегда выясняется
в процессе некоторой философской интерпретации. Интерпре-
тация эта состоит в том, что человек объявляется доброде-
тельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций оп-
ределенного, выработанного соответствующей философией иде-
ала добра.
Нетрудно составить таблицу идеалов добра и основ-
ных добродетелей.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 168 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж-
дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей
части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са-
мое красивое). Соответственно мало кто приветствует некраси-
вое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некраси-
вое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты не-
достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как
и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность
в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не при-
давали должного значения сфере красоты. Философы античнос-
ти, средневековья, Возрождения считали самостоятельными раз-
делами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству».
Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же
практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чув-
ственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и са-
мостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках ко-

торой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для
простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоми-
нанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточ-
но многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор во-
круг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от фи-
лософской позиции по-разному понимается природа эстетичес-
кого. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит,
искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим.
Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое
интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точ-
ки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъ-
екта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, на-
правленное на возбудитель этого чувства, действительный или
воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценнос-
ти, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно
совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность,
направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необ-
ходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низмен-
ное, а красивое, прекрасное, возвышенное.
Вот почему если ар-
тист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не ис-
кусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями,
мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично
связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией.
Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не
означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мыс-
ли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь
потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмо-
ции).

«О ЕСЛИ Б МОГ ВЫРАЗИТЬ В ЗВУКЕ
ВСЮ СИЛУСТРАДАНИЙ МОИХ. »

Мы взяли строку из известного русского романса, в которой,
на наш взгляд, дается нечто вроде поэтического подхода к опре-
делению искусства. Искусство есть умение выразить себя в ка-
ком-либо материале по признакам эстетических ценностей.
Дат-

ский философ С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту:
его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрас-
ную музыку. Причастными к выражению красоты могут быть звук,
свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово,
мысль. Видов искусства, как известно, много: архитектура,
скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, цирк, при-
кладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красо-
ты является нечто материальное, например звуки, которые извле-
каются из инструментов музыкантами. Но ценность искусства за-
висит не только от соответствующих материальных носителей,
но прежде всего от философских воззрений деятеля искусства.

Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение
к технике. Для конструктора, инженера, техника весьма сущест-
венно видеть сходство и различие между произведением искусст-
ва и техническими изделиями. Греческое «технэ» означает искус-
ство, мастерство. Как художник, так и техник являются искус-
ными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают.
Предназначение произведения искусства состоит в его функцио-
нировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназна-
чение технического изделия состоит в его полезности для челове-
ка. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническе
изделие является произведением искусства, но это имеет место да-
леко не всегда. Вместе с тем всякое техническое изделие не вы-
падает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полез-
ность технического изделия не противостоит его эстетическим
достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для че-
ловека единство. Осознание этого факта привело к развитию ди-
зайна,
художественного конструирования, в том числе предметов
техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а сим-
вол красоты, перкрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает,
что хотя выразительные возможности техники не всегда позволя-
ют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом
отношении именно они являются идеалом техники.

Философия открывает доступ к пониманию эстетических
достоинств мира,
техники в том числе.

обзор: как искали красоту

История эстетики представляет собой полный драматизма,
восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,

которое мы, следуя философской традиции, называем красотой
(в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз-
вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы
прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя-
ется используемой философией, меняется философия, меняет-
ся и представление о красоте. Красота есть эстетическая ин-
терпретация.

Для эстетики античности характерен подчеркнутый ко-
смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще-
ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь-
ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под-
ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея-
тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна-
чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня-
ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись
не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси-
вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных
страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философ-
ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть
форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику,
слушатели получают удовольствие, что равносильно очище-
нию души.

Читайте также:  Товарная номенклатура с точки зрения ее широты глубины

• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют-
ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим-
вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис-
кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой.
Цель искусства — приближение человека к Богу.

• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ-
ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз-
глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития
чувственного и рационального познания эстетическое сводится
либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи-
лософию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости-
гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс-
ности и благородства стиля, четкой логической организованно-
сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси-
цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной
независимости, социальной справедливости, идеями социально-
го и естественного равенства людей. Представителями класси-
цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт
и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания

Московского университета). Выступившие против формализма
и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти-
ки (Гюго, Лермонтов, Вагнер
и др.) стремились к раскрепоще-
нию многообразных способностей личности. В философском от-
ношении они оставались в рамках философии Нового времени.
Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст-
во романа.

В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме-
сте с ней (иногда позже) в искусстве.

В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе-
ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности,
которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета-
ция.

В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстети-
ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс-
лом,
выработанным во многом им самим.

Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру-
ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них
видят суть искусства.

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным,
что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та-
кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев-
шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно
само трудноопределимо.

Что касается России, то здесь в эстетике длительное время
господствовал так называемый социалистический реализм — пе-
ревод на эстетический язык философии исторического матери-
ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто-
рическому
материализму — социалистический реализм. В на-
стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес-
ких ориентиров.

Итак, смысл различных эстетических направлений опреде-
ляется их философией, многообразию философий соответствует
многообразие эстетик.

Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон-
цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети-
ки. Для философии это очень важно, ибо она по определению не
должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав-
нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас-
смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы-
полняют науки и искусства).

7.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?

Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный.
При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на
достижение цели. Практика есть деятельность человека по до-
стижению цели.

Практика обладает структурой, строением. Составляющими
структурами являются: 1) субъект практики (один человек или
группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого);
2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) це-
ленаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект
практического действия; 6) результат практики.

Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъ-
ектами практики являются они оба, цель практики — заиметь
табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства прак-
тики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный
материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень
прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические
ситуации, когда, например, субъектом практики являются огром-
ные социальные общности людей, а средствами практики —
сложные машинные комплексы. В то же время возможны весь-
ма вырожденные случаи практики.

Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к от-
вету, но делает это несколько странным образом, ничего не пи-
шет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он
стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации
заключается в том, что здесь объектом практического действия
является сам субъект практики, нет каких-либо материальных
внесубъектных средств практики, а результатом ее является
подготовленный на экзаменационный вопрос ответ.

В практике принимает участие и студент, и рабочий, и ин-
женер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек.
Непрактикой является не умственная или какая-либо другая ин-
теллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее спе-
цифически человеческих чертах. Если природные процессы не
вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся
к сфере практики.

Что касается форм практики, то их в соответствии со струк-
турой человеческой деятельности достаточно много. Есть прак-

тика экономической, политической, социальной, научной, куль-
турной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем на-
иболее фундаментальные.

Заметим, что философский термин «практика» не следует отож-
дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони-
мается как непосредственное применение добытых знаний. С фи-
лософской точки зрения приобретение знаний в учебной аудито-
рии тоже есть практика.

обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?

Выше практика определена как целенаправленная деятель-
ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак-
тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не
дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие
разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те-
му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как
в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто-
ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций.
Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи-
лософии, т.е. от античности и до наших дней.

• В античном обществе тяжесть физического труда была уде-
лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис-
кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи-
высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс-
ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти-
ка.
Этика — характерная черта как античной, так и древнеки-
тайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую фи-
лософию проходит традиция этической интерпретации
практики.

Древние греки считали, что все существа активны в соответ-
ствии со своим предназначением. Человек не является исключе-
нием, он также обладает активностью, которую греки называли
добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что
античная этика — это этика добродетелей. Современный изве-
стный американский этик А. Маккинтайр определяет доброде-
тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью,
обладание и пользование которым дает ей возможность достичь
благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической
деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич-

ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз-
вратимся к античности.

Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а,
как это делает Платон, в космической идее блага — благо пре-
выше всего. Главная добродетель человека — мудрость, ибо она
есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, при-
ближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на пер-
вом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив,
если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

Итак, этика добродетелей соответствует философии идей Пла-
тона
и философии форм Аристотеля. Ценность, смысл прак-
тики состоит в том, что она объединяет человека в гармоничес-
кое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.

• В средние века христианство первоначально рассматрива-
ло труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впослед-
ствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти ре-
абилитирован. Тем не менее главной формой деятельности счи-
тается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней
связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практи-
ческая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл
практики — ее богоугодность.

На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной
стороне Господь, на другой — причастный к его царству индиви-
дуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиваж-
нейшие — вера, надежда и любовь. Это этика божественного от-
кровения. Счастье человека определяется его близостью к Богу.

• Этика Нового времени по преимуществу рационалистична.
Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На сто-
роне человека признаются изначально данные природой две си-
лы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче-
ской деятельности берет на себя разум. Смысл практики, деятель-
ности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза,
Гоббс
недовольны хаосом страстей, который они мечтают упоря-
дочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслите-
ли, которые склонны отдавать должное чувственности человека.
Принципом морали (нравственности человека) провозглашается
правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции). Но что зна-
чит правильно понять интерес человека? Это значит подклю-
чить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.

Гений Нового времени И. Кант считается основателем эти-
ки долга. Человек должен быть моральным, потому что сущест-

вует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому
лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пи-
шет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсо-
лютным нравственным законом вторичный характер. Смысл
действий человека состоит в их причастности к абсолютно-
му нравственному закону.

Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс
приходит к выводу, что «. всякой общественной форме собст-
венности соответствует своя мораль. ». Смысл практики он ви-
дит в ценностях экономических
(общественный труд измеряет-
ся деньгами).

Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали:
они представляют собой интерпретации. Толково распорядить-
ся этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).

Подведем итоги. Ценность практики всегда выясняется
в процессе некоторой философской интерпретации. Интерпре-
тация эта состоит в том, что человек объявляется доброде-
тельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций оп-
ределенного, выработанного соответствующей философией иде-
ала добра.
Нетрудно составить таблицу идеалов добра и основ-
ных добродетелей.

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 179 . Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://fil.bobrodobro.ru/9485
  • http://studme.org/116699/filosofiya/filosofiya_krasoty
  • http://studopedia.su/11_12452_chto-takoe-krasota.html
  • http://studopedia.info/4-79705.html