Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Начало диамата как систематического учения — в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. Однако формирование данного философского направления нельзя считать законченным.
Центральная идея диалектического материализма — взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей — заметно перекликается с древнекитайской философской концепцией инь и ян. Некоторые китайские философы по сути дела придерживались основных положений диамата. Не удивительно, что современный Китай с лёгкостью воспринял философию диамата как фундамент коммунистической идеологии.
Ряд положений диалектического материализма был сформулирован Гегелем и воспринят Марксом вследствие юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем (и отчасти Шеллингом) был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века (В. Кузен и его «взаимодействие противоположностей»). Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил и придание им формы целостного учения.
Статья из «Философского словаря», изданного в СССР
Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализм вбирает в себя наиболее значительные достижения современной мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи.
Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:
- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление);
принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; («Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.» — К. Маркс, «К критике политической экономии»)
принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;
принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;
принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;
Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.
Диалектический материализм стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.
Диалектический материализм выполняет ряд важных функций.
Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.
Другая его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.
Диалектический материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества.
В период коренной перестройки, радикальной экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление общества и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жёстких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя.
Современные тенденции
Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном современном мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством.
Важнейшей задачей диалектического материализма в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, диалектический материализм стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного на гуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия.
- Самый доступный в чтении учебник, даже скорее просто книга по этой философии — Ракитов «Марксистко-ленинская философия»
Лорен Грэхэм«Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» — книга о взаимодействии советской науки с преобладавшим в то время философским течением — диалектическим материализмом
отражают саморазвитие абсолютного духа
есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
имеют универсальный характер +
реализуются только в общественной жизни
15. Категория диалектики, обозначающая сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, носит название…
16. Категория диалектики, обозначающая любой объект, который уже существует в качестве реализации некоторой возможности, носит название…
17. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события, носит название…
18. Категория диалектики, обозначающая то, что должно обязательно произойти в данных условиях, носит название…
19. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений, определяющее его отличие от других предметов характеризует категория…
20. Внешнюю определенность бытия характеризует категория…
21. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания, носит название…
единство и борьбы противоположностей +
переход количественных изменений в качественные
сохранения и превращения энергии
22. Философское направление, развившее диалектику Гегеля как учение о взаимосвязи и развитии, носит название…
23. Закон диалектики, раскрывающий направленность развития развития объективного мира и познания, носит название…
единство и борьбы противоположностей
переход количественных изменений в качественные
сохранения и превращения энергии
24. Закон диалектики, раскрывающий сущность механизма развития, носит название…
единство и борьбы противоположностей
переход количественных изменений в качественные +
сохранения и превращения энергии
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Принципы, категории и законы диалектики.
Основными принципами диалектики являются 1.принцип обособления 2.принцип становления и развития 3.принцип всеобщей связи 4.принцип изоляции.
Ядром детерминизма признается существование 1.случаности 2.бытия 3.причинности4.вероятности.
Учение о причинно-следственных связях называется 1.эмпиризмом 2.детерминизмом3.иррационализмом 4.рационализмом
Принцип ________ утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений 1.детерминизма 2.индетерминизма 3.фатализма 4.телеологизма
Установите соответствия между типами причинности и типами закономерностей 1.Линейная причинность (динамическая закономерность) 2.Вероятностная причинность (статистическая закономерность) ((общественная закономерность))
Развитием, с точки зрения диалектики, является 1.циклическое движение 2.любое изменение 3.количественное изменение в структуре объекта 4.необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира
Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется 1.системой 2.организацией 3.суммой 4. структурой (структура – это сама взаимосвязь).
Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует…1. детерминизм2.мистицизм 3. индетерминизм 4. синергетику
Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть. 1.система необходимых свойств предмета2.внешние признаки предмета 3.то, что можно измерить 4.то, что никогда не изменяется в предмете
Единство качества и количества есть. 1. норма 2. время существования 3.граница 4. мера
Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется. 1. регрессом2.диалектическим отрицанием 3. случайностью 4. синергией
Установите соответствие между принципами диалектики и их значениями 1.Системность (взаимосвязь явлений) 2.Историзм (процессуальность) 3.Противоречие (взаимоотрицание элементов) ((абсолютизация))
Установите соответствие между этапами развития системы и их содержанием 1.Становление (соединение элементов) 2.Прогресс (возрастание возможностей) 3.Регресс (возрастание неупорядоченности) ((распадение на элементы))
Диалектическое отрицание – это а)переход от старого к новому б)полное уничтожение одной из противоположностей в)возвращение к старому г)переход к новому с сохранением элементов старого
Отрицанием в диалектике является 1.абсолютизация моментов преемственности в процессе развития 2.переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния 3.хаос и неустойчивость 4.отказ от преемственности в процессе развития.
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики. 1.отражают саморазвитие абсолютного духа 2. имеют универсальный характер3. есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности 4. реализуются только в живой природе
. К законам диалектики по Гегелю не относится 1.закон взаимопроникновения противоположностей 2.единства и борьбы противоположностей (ЭТО ПО МАРКСУ) 3.перехода количества в качество 4.отрицания отрицания.
К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежитзакон…1.исключенного третьего 2.единства и борьбы противоположностей 3.перехода количественных изменений в качественные 4.отрицания отрицания
Установите соответствия между категориями развития и законами диалектики 1.источник развития (единство и борьба противоположностей) 2.форма развития (переход количества в качество) 3.модель развития (отрицание отрицания) ((закон перехода от однородности к неоднородности))
Раздел 6.Гносеология
Предмет и основные проблемы гносеологии.
Гносеология — это раздел философии, в котором изучаются вопросы: 1.сущности и смысла истории 2. сущности человека 3. природы познания и его возможностей4. первоосновы всех вещей
Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть 1.познание 2.представление 3.концепция 4.знание
Проблема истины – одна из важнейших проблем 1. аксиологии 2.социальной философии 3. теории познания4. онтологии
Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется 1.наивный реализм 2.прагматизм 3.агностицизм 4.скептицизм.
По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом» 1. агностицизма 2. гносеологического оптимизма 3. догматизма
Скептицизма
Для агностицизма характерны утверждения 1.научные достижения реализуются на практике 2.существует принципиально непознаваемое 3.отношение между фактом и высказыванием условно 4.между сущностью и явлением нет взаимосвязи 5.сущность и явление диалектически взаимосвязаны.
Теория ________ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности 1. скептицизма 2.агностицизма 3.сенсуализма 4.гносеологического оптимизма
Сторонников позиции, согласно которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют а)агностиками б)догматиками в)гностиками г)апологетами.
По мнениию Сторонников _______ все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума а)сенсуализма б)интуитивизма в)солипсизма г)рационализма.
Философская позиция, которая источник познания видит в разуме а)мистицизм б)эмпиризм в)рационализм г)идеализм
Установите соответствия между понятиями, отражающими сложность и противоречивость процесса познания и их определениями 1. апория: трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными опыта и их мысленными аналогиями (апории Зенона) 2.антиномия: противоречие между суждениями, каждое из которых считается вв равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории (антиномии Канта) 3.парадокс: противоречие, возникающее в теории при соблюдении в ней логической правильности рассуждения (все критяне лгуны, сказал критянин) 4.софизм: логически неправильное суждение, выдаваемое за правильное (рогатый софизм).
История гносеологии.
Древнейшей формой постижения реальности человеком является 1.миф 2.искусство 3.философия 4.наука
Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.1.Сократ 2.Парменид 3.Аристотель 4.Платон
«Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители 1. эмпиризма 2. рационализма 3. сенсуализма4. агностицизма
Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма,
является(-ются) 1.фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта 2.«вещь-в-себе» 4.«комплекс ощущений» субъекта познания 4.феномены сознания
К праксеологическим (практически ориентированным) теориям познания относятся 1.прагматизм 2.эволюционная эпистемология 3.субъективный идеализм 4.диалектический материализм.
Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является пролема 1.соотношения синтетических и аналитических высказываний 2.исторического развития форм познавательной деятельности 3.отношения знания и мнения 4.взаимоотношения субъекта и объекта познавательной деятельности.
. Установите соответствия между видами знания и основными вопросами философии, выделяемыми И.Кантом Виды: 1.Гносеология 2.Этика 3.Религия. Вопросы: Что я должен делать(2)? На что я могу надеяться(3)? Что я могу знать(1)? Что является основой всего существующего (не входит в философию)?
Виды познания
Общими чертами чувственного и рационального познания являются 1.способность к обобщению 2.их социальная обусловленность 3.способность к абстрагированию 4.способность отражать объективные стороны познаваемого объекта.
К формам рационального познания не относится 1. гипотеза 2. теория 3.умозаключение 4. восприятие
К формам рационального познания не относится 1.умозаключение 2.восприятие 3.гипотеза 4.теория
К формам рационального познания не относится 1.ощущение 2.суждение 3.умозаключение 4.понятие
К общелогическим методам познания не относится а)синтез б)анализ в)аналогия г)наблюдение (эмпирический метод).
К общелогическим методам познания не относится а)дедукция б)индукция в)абстрагирование г)эксперимент(эмпирический метод).
Форма организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть а)теория б)гипотеза в)обобщение г)факт.
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют 1.законом 2.теорией 3.методом исследования 4.парадигмой
Мысленное объединение частей в единое целое есть 1.синтез 2.корреляция 3.анализ (расчленение) 4.отождествление
00Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется 1.объяснением 2.формализацией 3.наблюдением 4.пониманием
К формам чувственного познания не относится 1.представление 2.ощущение 3.восприятие 4.умозаключение
Чувственной формой познания является 1.интуиция 2. гипотеза 3. рефлексия 4. восприятие
К теоретическому познанию относится 1.формализация 2.наблюдение 3.эксперимент 4.измерение
00В научном познании выделяют два уровня: 1.новаторский и репродуктивный 2.эмпирический и теоретический 3.эклектический и монистический 4.диалектический и метафизический
00Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть 1.гипотеза 2.теория 3.закон 4.принцип
Объектом гуманитарного знания является а)материальное производство б)духовный мир человека в)медицина и врачевание г)явления природы.
Характерными особенностями интуиции являются 1.неосознанность 2.стандартность мышления 3.неожиданность4.опосредованность достижения решения.
Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется 1.верой 2.восприятием 3.знанием 4.обманом
Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется 1.убеждением 2.знанием 3.верой 4.установкой.
Непосредственное постижение целостности объекта выступает как 1.понимание2.описание 3.объяснение 4.предсказание.
Существенной чертой понимания является 1.тождественность объяснению 2.иррациональность 3.осмысление, выявление и реконструкция смысла 3.психологизм, не имеющий отношения к процессу познания
Откровения и медитации характерны для 1.обыденного познания 2.философии 3.религии4.науки.
Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является 1.философия 2.наука 3.искусство 4.игра
Истина.
К формам практики как критерия истины не относится 1. научно-экспериментальная деятельность 2. идеология3. общественное производство 4. социально-политическая деятельность
Даны концепции истины и их определения. Выявите соответствия. 1. Когерентная: непротиворечивость, согласованность с более общей системой знания 2. Корреспондентная: соответствие объективной реальности 3. Прагматистская: истинность через полезность, эффективность, инструмеентаальность.
Соотнесите имена философов и высказывания по проблеме истины 1.Протагор: любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны противоположные суждения (относительность истины у софистов) 2.Гегель: все истинное является таковым через идею (идеализм) 3.Ф.Бэкон: для овладения истиной следует прибегнуть к правильному методу работы с опытом (эмпиризм).
Соотнесите имена философов и критерии истинности 1. Д.Юм: совокупность ощущений субъекта (субъективный идеализм) 2.Р.Декарт: ясность и самоочевидность идей (рационализм) 3.Ф.Бэкон: согласие с опытом понимаемым как планомерно организованный эксперимент (эмпиризм).
С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое 1.философски обоснованно 2.может успешно применяться на практике 3.опровергается новыми теориями 4.имеет положительные последствия для человеческой жизни 5.подтверждается новыми теориями
С позиции прагматизма истиной является(-ются) 1.непротиворечивые знания 2.соответствие знание объективной реальности 3.полезность, эффективность знания 4.соглашение по поводу того, что считать истиной
У сторонников ___________ истиной считается всё, что полезно. 1.прагматизма2. марксизма 3. позитивизма 4. экзистенциализма
Прагматической трактовки истины придерживались 1.У. Джемс 2.Ч. Пирс 3.К. Ясперс 4.Г.В.Ф. Гегель 5.Аристотель
. Логические и математические концепции играют главную роль в ____ концепции истины 1.герменевтики 2.когеренции3.прагматизма 4.корреспонденции.
Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту 1.прагматизма 2.диалектического материализма 3.экзистенциализма 4.теории когерентности
В современной гносеологии существуют различные концепции истины 1.конвенциональная 2.очевидности 3.классическая (корреспонденская) 4.здравого смысла
. Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины, как 1.объективность 2.субъективность 3.абстрактность 4.процессуальность
К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести 1.невозможность достигнуть истины 2.несовершенство методов познания 3.многогранность объектов изучения 4.процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез 5.ошибки отдельных ученых
Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется 1.субъективной истиной 2.относительной истиной 3.абсолютной истиной 4.недоказуемым.
??К субъективным критериям истины относятся 1.ясность и очевидность 2.огласованность мысли 3.опредмечивание 4.общезначимость 5.опыт 6.полезность.
Противоположностью истины является 1. ложь 2. заблуждение3. сомнение
Свойство истины, характеризующее её независимость от познающего субъекта, – 1. объективность2. абстрактность 3. абсолютность 4.субъективность
В гносеологии понятие «истина» применимо к 1.любому виду знания 2.представлениям о ценностях и идеалах 3.знанию, обусловленному свойствами объекта 4.любому суждению, высказанному субъектом
С позиции диалектического материализма знанием является 1.любая информация 2.информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию 3.субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте 4.только истинная информация
Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, её самодвижение, философ встает на позиции 1.объективного идеализма 2.материализма 3.прагматизма 4.субъективного идеализма
Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об) 1.истине 2.форме познания 3.уровнях познания 4.средствах познания
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы
Три закона
а. Первый закон касается отношений. Это закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон представлен вторым в работах Энгельса, но мы оставим его первым, т. к. он более значим. Марксисты обычно описывают единство и борьбу противоположностей, как наиболее важный из трёх законов. Согласно утверждению Ленина — это «ядро» диалектики.
Согласно этому закону все существующее состоит из двух частей, которые в сущности противоречивы друг другу. В марксистской диалектике сотрудничество есть нечто преходящее; противоречие — фундаментально. Все существующее во Вселенной формируется посредством временного союза в основе своей противоположных и противоречивых элементов. «Противоречие, конфликт противоположностей — это главный источник развития материи и сознания».[1]
б. Второй закон описывает процесс развития. Это переход количества в качество и наоборот. Этот закон утверждает, что всякий тип изменений во вселенной — всякий процесс развития — в первую очередь это изменения в количестве. В определенный момент эти изменения в количестве сами собой переходят в изменения в качестве. Как утверждается — эти изменения обычно резки.
Настольная книга по марксистской философии описывает его так: «Как только достигнута определенная граница, несущественные количественные изменения неизбежно приводят к радикальным качественным преобразованиям: количество переходит в качество».[2]
«Количественные изменения относительно медленны и продолжительны, в то время как качественные изменения непродолжительны».[3]
с. Третий закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, всё существующее сначала существует как утверждение, потом отрицается (производит своё собственное отрицание), а затем отрицание отрицается снова. Это рождает утверждение, многократно приумноженное, на более высоком уровне развития.[4]
«Понятие „отрицания“ было введено в философию Гегелем, но он вкладывал в него идеалистическое значение… Маркс и Энгельс заимствовали это понятие, но интерпретировали его в материалистическом смысле».[5]
11. Диалектический материализм
11. Диалектический материализм как новое (пятое) философское направление, его отличие от старого материализма. Философские, естественнонаучные и социальные, предпосылки возникновения нового материализма в середине XIX столетия, его современное состояние.
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания; в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах 19 столетия на основе тех достижений в области естествознания, о которых уже говорилось выше: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина, теория клеточного строения организма, достижения в области геологии и палеонтологии, теория органического синтеза. Хотя эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца 19 века, но, тем не менее, нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, ибо позволили объяснить природу не как совокупность не связанных между собой тел, а как систему взаимосвязанных тел и процессов в природе; другими словами, естествознание диктовало необходимость перехода к диалектическому объяснению мира, развитому в рамках гегелевской философии.
Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия:
1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой; 2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных микроорганизмов; 3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека.
1) Первая особенность диалектического материализма как философской школы состоит в том, что он соединяет в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектики.
2) Вторая особенность диалектического материализма по сравнению с классическим (метафизическим) связана с решением ОВФ. Для классического материализма характерно натуралистическое понимание человека и его способностей: разума, сознания мышления. Это понимание состоит в том, что сознание человека стремились объяснить из естественных причин. Предполагая, что сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания, хотя без таких предпосылок его возникновение необъяснимо, что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность (труд). Тем самым, по-иному решается и вопрос об отношении сознания к бытию: это отношение не непосредственное, оно опосредованное трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции, эти способности не есть нечто данное от природы, оно есть результат длительного социального процесса.
3) Третья особенность диалектического материализма состоит в том, что он покончил с натурфилософской тенденцией как материализма, так и идеализма, на открытие некоего первоначала – causa finalis мира. Эти поиски были в свое время оправданы, ибо они означали объяснение мира, исходя из него самого, но они в то же время выражали претензии на то, чтобы путем определения такой causa finalis построить законченную теоретическую модель мира. В рамках диалектического материализма понятие субстанции сохранило свое значение – как логическое требование за видимым наблюдаемым многообразием искать внутреннюю закономерность.
4) Четвертая особенность диалектического материализма – преодоление непоследовательности классического материализма, выражающегося в его неспособности распространять принципы материализма на области общих явлений. Другими словами, все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни.
Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение. Обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил.
Основным недостатком “старого”, в том числе и фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии; то, что они “сущность человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных конкретно исторически) “всех общественных отношений.
Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Таким образом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности, т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.
Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции. Все многообразие бытия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из этих многообразных видов, форм, процессов, явлений, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая из связи и взаимодействия, составляют материальную действительность. А это значит, что ленинское определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса о первичности материального или идеального бытия. Оно ориентирует людей на признание существования вне и независимо от сознания материального мира.
Вместе с тем, в этом определении содержится указание на производный, вторичный характер человеческого познания, а, следовательно, и сознания. Познание определяется в данном определении как отражение материи.
В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.
Три закона диалектики
Материалистическая диалектика — неоднозначный термин, используемый для обозначения двух родственных понятий: метода научного познания и науки о теоретическом мышлении. [ источник не указан 405 дней ] Первое значение термина — материалистическое понимание метода Гегеля, универсальный метод научного познания.
В. И. Ленин же видит в диалектике прежде всего универсальный метод, активную форму мышления К. Маркса и Ф. Энгельса, действительную логику развития понятий в ходе конкретного исследования тех конкретных областей действительности…
Термин употребляется в значении научного метода, на основе которого возникает мировоззрение диалектического материализма, и потому также используется в качестве синонима диалектического материализма [1] [2] .
Второе значение термина — одна из наук, изучающая теоретическое мышление. В этом значении материалистическая диалектика употребляется в смысле «диалектики как логики», являясь материалистическим аналогом науки логики Гегеля.
…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).
Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.
Содержание
Предыстория [ | ]
Материалистическая диалектика наследует гегельянству и предшествовавшей немецкой классической философии.
Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения её от мистической формы, а это-то как раз отличает от неё мой метод».
Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся её в материалистическое понимание природы и истории.
Материалистическая диалектика как метод [ | ]
Материалистическая диалектика как наука [ | ]
Материалистическая диалектика есть учение о всеобщих законах, которым одинаково подчиняется как развитие мышления, так и развитие действительности. По словам Энгельса это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Однако, мышление в марксизме понимается не как лишь психическая субъективная способность, а как процесс отражения действительности (общества и природы). Мышление это процесс, который осуществляется совокупными усилиями всех наук и исследователей.
Соответственно, всеобщие законы материалистической диалектики (законы науки Логики у Гегеля) представляют собой отраженные в человеческой голове всеобщие законы развития действительности. Поэтому диалектика это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», а не только лишь наука о личном субъективном «мышлении».
…если уж говорить о самой краткой дефиниции, выражающей «специфический предмет марксистской диалектики», то это никак и не просто «всеобщие законы бытия и мышления», а — в самом кратком выражении — всеобщие законы отражения бытия в мышлении.
Как наука о всеобщих законах мышления, материалистическая диалектика это логика развития понятий (мышления) в любой конкретной сфере практики и научного познания. Таким образом, материалистическая диалектика это теория человеческого познания, в которой законы мышления понимаются как отраженные, то есть познанные и практикой проверенные законы развития самой действительности.
…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).
Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.
Как теория самого познания (высшей формы отражения), материалистическая диалектика является логикой дальнейшего развития научного мировоззрения на основе самих наук, а не некой стоящей над науками философии.
В. И. Ленин и подчеркивает, что суть материалистической диалектики заключается не в том, что она есть совокупность «наиболее общих утверждений» относительно «мира в целом», а в том, что она есть логика развития научного мировоззрения, реализованного К. Марксом и Ф. Энгельсом вовсе не в виде особой «всеобщей теории бытия», а именно в виде научно-материалистического понимания конкретных законов развития общества на определенной конкретно-исторической стадии его развития, — в виде научной политической экономии «Капитала», в виде конкретно сформулированных принципов стратегии и тактики борьбы пролетариата, в виде теоретического понимания закономерностей революционного процесса преобразования товарно-капиталистического общества в социалистическое (в виде того, что В. И. Ленин называет «научным социализмом»). В этих совершенно конкретных результатах теоретического исследования, осуществленного с помощью диалектики как метода исследования, и заключается научно-материалистическое мировоззрение К. Маркса и Ф. Энгельса — мировоззрение, постоянно развивающееся и уточняемое с каждым новым шагом исследования конкретной исторической действительности, с каждым новым открытием в любой области природы и истории. В этом именно видел В. И. Ленин суть материалистической диалектики.
Три закона диалектики [ | ]
Согласно материалистической диалектике, простейшие части диалектического движения мысли, изложенные Гегелем в «Феноменологии духа», отражают собой диалектический характер движения в самой природе. Именно поэтому развитие истории мира в целом, абстрактно, мировоззренчески описано Энгельсом наиболее общими чертами в виде так называемых трёх законов диалектики:
…диалектические формулы не следует превращать в «априорные схемы», подменяя ими исследование конкретных процессов и явлений действительности. Этот первородный грех идеалистической диалектики разделяют с Гегелем и корифеи «диамата» (Ильенков называет три имени: Плеханов, Сталин и Мао Цзэдун). Как следствие, марксистская диалектическая логика вырождается в онтологию — в сумму примеров и силлогизмов, где в роли большой посылки выступает тот или иной «всеобщий закон диалектики», а в роли малых посылок — данные опыта и «частных» наук.
Единство и борьба противоположностей [ | ]
Первый закон диалектики вскрывает внутренний источник развития.
Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие, и что эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.
Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Хотя сам он не был до конца последователен и пришёл к выводу о необходимости примирения, нейтрализации противоречия. [3]
Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. [4]
Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Переход количественных изменений в качественные [ | ]
Во втором законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры.
Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия.
Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями.
«Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.
Отрицание отрицания [ | ]
Третий закон диалектики отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.
Пример отрицания отрицания в формальной логике: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.
Пример действия закона отрицания отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени. [5]
Диалектическая триада [ | ]
В материалистической диалектике распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение.
В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков.
Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.
Законы диалектики: материализм или идеализм?
Не имея возможности детально изложить диалектику Гегеля (это предмет специального анализа)[455], отметим лишь ее некоторые узловые моменты.
Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. В этом смысле гегелевский абсолют или абсолютная идея — это своеобразный логический принцип, и он вовсе не существуют в традиционном христианском теистическом смысле как личный Бог, творящий мир волевым актом. Правда, Гегель везде подчеркивает, что это тот же христианский Бог, но только философски промысленный “на уровне понятия” —
Сама абсолютная идея изначальна погружена у него внутрь логического идеального пространства и должна каким-то образом “вырваться” оттуда. “Гегель обосновывает движение идеи во внелогическое пространство весьма парадоксальным образом: идея именно потому, что она завершена в себе, должна сама выйти из себя и вступить в другие сферы”[456]. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи. “ В поисках определенности и совершенства она “высвобождает из себя” природу”[457]. Природа оказывается инобытием абсолютной идеи, ее внешним воплощением или отчужденной формой. “В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешнения (Entäußerung), внешнего обнаружения точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя ”[458].
Таким образом, природа объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Природный организм во всех его материальных проявлениях манифестирует идеальную субстанцию, давшую ему бытие, а человеческий разум в актах познания совершает процедуру “идеализации” природы, т.е. выявления ее скрытого идеального номологического и функционального содержания[459].
Безусловно, эта мысль по сути своей идеалистична, но столь ли она чужда материализму, который ведь и сам признает, что реальные законы природы сильно отличаются от той идеализированной формы, в которую их облекает познающий человеческий разум? И каков вообще онтологический статус природных законов, скажем, постоянной Планка или структурно-математических зависимостей, определяющих гармонию расположения атомов в кристалле, звезд в галактике или совершенную форму раковин и морских звезд?
Какая реальность заставляет материальные частицы располагаться и взаимодействовать именно таким образом, а не иным, ведь ни в самом по себе материальном веществе и поле этих структурных зависимостей обнаружить не удается? Они нам чувственно-телесно никак не даны, разве что при помощи компьютерного моделирования мы может зрительно увидеть отдаленный аналог того, что прозревает в природе наш конструктивный и творческий разум. Но разве хоть какая-то современная наука объяснила эту чудесную “когеренцию” между идеями разума, рожденными в тиши научных кабинетов, и самой природой?
Какая научная теория рационально истолковала удивительную невещественную “кооперацию” между элементами и частями материальных систем, определяющую удивительную красоту и гармонию окружающей нас Вселенной?
Даже и давая иное, нежели Гегель, объяснение вышеприведенных загадок природы и механизмов ее познания, мы все равно не можем не восхищаться величественной попыткой германского мыслителя создать целостную философию природы, выявить общие законы развития общества и человеческого духа. Не считая данный объективно идеалистический подход единственно возможным, нельзя не отметить, что гегелевская диалектика, опираясь на достижения всей предшествующей философской традиции, оказала огромное влияние на все последующее развитие науки и философии, привела к возникновению особой диалектической культуры мышления, давшей блестящие метафизические результаты. Философский анализ проблем с позиции диалектики оказался одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным закономерностям.
Одновременно диалектический метод обнаружил поразительную эффективность и при решении теоретических проблем конкретных наук. Поэтому прежде чем перейти к анализу элементов диалектической модели развития, укажем на выдающихся ученых, руководствовавшихся диалектическим методом и сумевших получить общезначимые научные результаты. В экономической науке это К. Маркс, в физике – Н. Бор, в психологии — Л.С. Выготский, в биологии — И.И. Шмальгаузен и Дж Бернал, в лингвистике — Ф. Де Соссюра и Н.С. Трубецкой, в теории государства и права — Н.Н. Алексеев[460], в истории культуры и изучении мифологии — А.Ф. Лосев и К. Леви-Строс.
Этот список ученых можно было бы и продолжить. Для нас же важно здесь подчеркнуть тот момент, что ученый — человек прагматичный, нацеленный на конкретный научный результат. Если метод таких результатов не дает, то от него ученые попросту отказываются. Значит диалектический метод был эффективен, не взирая на то, в какой интерпретации он использовался тем или иным мыслителем — в материалистической, как у Л.С. Выготского, идеалистической как раннего А,Ф. Лосева периода “Античного Космоса и современной науки”, или же специфически восточной, как у Н. Бора. Авторы глубоко убеждены в том, что уж если между идеализмом и материализмом вообще нет никаких оснований вырывать непроходимую пропасть, то это тем более безосновательно применительно к различным метафизическим интерпретациям диалектики.
Ее разделение на идеалистическую и материалистическую диалектику весьма условно. И тот, и другой вариант позволяют эффективно объяснять реальное и идеальное бытие, ну разве что метафизические акценты будут расставлены по-разному. Поэтому марксистское переворачивание Гегеля “с головы на ноги” представляет собой лишь «философское упрощение» представления о бытии, которое не меняет сути концепции, но делает ее менее логичной. Это своеобразная интерпретация идеалистической системы в материалистическом духе. Тем не менее, если мысленно отмежеваться, в одном случае, от абсолютной идеи как первоначала, а в другом – от настойчивых повторов материалистических заклинаний, то останется достаточно стройная система диалектических законов и категорий, которые, с одной стороны, позволяют нам успешно разрабатывать важнейшие онтологические темы, а, с другой, служить эффективным средством анализа и решения вполне конкретных познавательных, социальных, ценностных и экзистенциальных проблем.
При изложении законов и категорий диалектики мы будем предельно лаконичны и ограничимся здесь в основном проблемами так называемой “объективной диалектики”, как ее называли в рамках диалектического материализма. При всей относительности и спорности этого термина, в нем есть определенный смысл, ибо он фиксирует направленность диалектической мысли не на исследование диалектики познавательного процесса и логических средств осмысления диалектически противоречивых объектов, о чем мы говорили в рамках предыдущей лекции, а на универсальные законы развития любых объектов и процессов во всех стратах бытия от природной до спекулятивно-метафизической. Это с нашей точки зрения тем более оправдано, что в отечественной философской традиции давнего и недавнего прошлого накоплен гигантский теоретический материал по истории и теории диалектики[461]. Кроме того, диалектическую природу категориальной структуры нашего мышления и принципы разумного мышления мы проанализируем в гносеологическом разделе наших лекций.
Итак, отталкиваясь от интерпретации классического гегелевского наследия, обыкновенно выделяют три всеобщих закона диалектики:
“закон отрицания отрицания” (или закон спиралевидного характера развития),
“закон перехода количественных изменений в качественные”,
и “закон единства и борьбы противоположностей”, который с нашей точки зрения точнее было бы именовать “законом взаимодействия противоположностей”, учитывая, что фундаментальные противоположности бытия (типа материального и идеального, мужского и женского, левого и правого, внутреннего и внешнего и т.д.) могут и не бороться друг с другом, а, напротив, довольно гармонично друг друга обогащать.
Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как грани (аспекты) единого процесса развития или, если изменить ракурс зрения на гносеологический, позволяют всесторонне понять и описать процесс развития.
Взятые вместе, они могут быть интерпретированы как неизменная порождающая матрица любых процессов развития, которые когда-либо были, есть или произойдут в будущем. Эти законы можно уподобить Вселенским Правилам Игры, по которым “живет-играет” Космос, наша земная цивилизация, ее отдельные нации, культуры, социальные общности, идеи или неповторимые экзистенции. Здесь экстенсивно конечные по числу законы порождают потенциально бесконечное множество конкретных вариантов и сценариев развития на всех уровнях бытия и, соответственно, по-разному проявляясь на этих уровнях.
Иными словами, законы диалектики — есть типичный пример конкретно-всеобщего единства, не оторванного от своих особенных форм, но, напротив, способных обогащаться этой особенностью и потому бесконечно многообразно обнаруживать свои сущностные черты на уровне своих единичных проявлений. Ясно, что исчерпать аспекты и формы проявления этих всеобщих законов развития человечество не сможет никогда, но это отнюдь не мешает ему бесконечно уточнять их всеобщее метафизическое смысловое содержание.
В плане демонстрации единства трех законов можно сказать, что любой предмет или явление представляет собой некоторое качество, где есть единство противоположных конститутивных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает неразрешимое противоречие. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. “Почка исчезает, когда распускается цветок, — писал Гегель, — и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”[462].
Понятно, что и характер качеств, и формы разрешения противоречий, и направленность развития целого будут довольно сильно разниться, скажем, в неорганической природе и в сфере человеческого духа, что, однако, вовсе не исключает принципиального номологического единства между ними. Одна из бед метафизического мышления (в смысле антидиалектики) — неумение разбираться в диалектике субстанциально устойчивого и акциденциально изменчивого, всеобщего и единичного, сущностного и явленного, необходимого и свободного. Здесь везде, как писал тот же Гегель, ”удерживаются односторонние. и исключаются противоположные определения. Это вообще строгое или-или, согласно которому утверждают, например, что мир конечен или бесконечен, но непременно лишь одно из этих двух”[463].
Иногда говорят, что есть основные, а есть неосновные законы диалектики, выраженные парами предельных категорий типа “сущность-явление”, “необходимость-случайность”, “возможность-действительность”, “причина-следствие”, “форма-содержание” и т.д. Такое утверждение не столько ошибочно, сколько избыточно, ибо все философские категории, которыми оперирует наше мышление, схватывают важнейшие противоположные стороны бытия. Путем прояснения их категориального содержания, мы выявляем какие-то важные универсальные закономерности функционирования, развития и упорядоченности окружающего мира. Однако есть четко зафиксированные на философском категориальном языке универсальные закономерности развития, а есть категориальные онтологические смыслы (типа выделенных выше категориальных пар), которые описывают разные аспекты бытия, но все же больше относятся к характеристике типов связей, существующих в мире.
Иногда также спрашивают: почему универсальных законов три, а не два и не пять? Вопрос достаточно схоластический и второстепенный, учитывая, что в советский период на философский факультет МГУ и в Институт философии РАН приходили от философски мыслящих граждан нашей державы целые пачки писем, где открывались четвертый и пятый или же один-единственный всеобъемлющий законы диалектики. Ценность подобных изысканий была чаще всего равна нулю. Но уж коль скоро мы задали сами себе этот вопрос, то, пожалуй, можно было бы ответить следующее: двух законов развития — мало, а четырех — уже много[464].
Три законы развития подобны трем граням тетраэдра — одной из пяти правильных многоугольников Платона и минимальной (по числу граней) объемной фигуры, способной устойчиво устремляться вверх. Можно было бы ответить и словами П.А. Флоренского, который анализируя христианскую Троицу, отметил, что тройка и троичный ритм — излюбленное числовое соотношение в природе, тайна которого навсегда останется скрытой. Впрочем, нельзя полностью исключить возможность, как нахождения четвертого закона диалектики, так и одного-единственного, к которому можно было бы свести имеющиеся. Последний и так достаточно очевиден, исходя из того, что мы говорили выше: в мире существует закон всеобщего совершенствования всех пригодных для этого форм. Однако конкретизацией этого единого и единственного закона в любом случае будут все те же три закона диалектики, описывающие:
а) источники и движущие силы (закон взаимодействия противоположностей)
б) механизмы (закон перехода количественных изменений в качественные)
и в) общую архитектонику[465] (закон отрицания отрицания) развития. Поэтому перейдем теперь к краткой характеристике этих законов и выводу из них некоторых любопытных следствий.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
- http://studopedia.org/9-142719.html
- http://infopedia.su/8xa1f9.html
- http://religion.wikireading.ru/51139
- http://studfiles.net/preview/1111505/
- http://ru-wiki.ru/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8
- http://studopedia.ru/3_107690_zakoni-dialektiki-materializm-ili-idealizm.html