Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?
Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.
Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.
Социальный | Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию. |
Материальный | Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей. |
Научный | Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса. |
Научно- технический | Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация. |
Культурный (духовный) | Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности. |
Критерии прогресса
Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.
Мыслители | Точки зрения на критерии прогресса |
Ж.Кондорсе | Развитие разума человека |
Вольтер | Развитие просвещения, торжество разума человека. |
Ш.Монтескье | Улучшение законодательства стран |
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн | Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей. |
Г.Гегель | Зрелость свободы общества. |
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов | Распространение просвещения, развитие знаний. |
К.Маркс | Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой. |
Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.
Критерии общественного прогресса современных учёных:
- Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
- Уровень демократизации общества.
- Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
- Нравственное совершенствование общества.
- Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
- Продолжительность жизни людей.
- Увеличение человеческого счастья и добра.
Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса | Примеры |
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. | Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей. |
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. | Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость». |
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. | Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв. |
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. | Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, ,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды. |
Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.
Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.
Признаки регресса в обществе
- Ухудшение качества жизни людей
- Упадок в экономике, кризисные явления
- Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
- Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
- Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего
- Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
- Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
- Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
- Ослабление страны в целом и её международного положения .
Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
1.16 Понятие общественного прогресса
Прогресс – это вид общественного развития, характеризующееся направленностью от менее совершенного — к более, от элементарного к сложно структурированному.
Однако не существует единого мнения по поводу направленности общественного прогресса, в связи с чем выделяют такие главные точки зрения, такие как:
- Теория исторического круговорота. Развитие общественного прогресса движется в рамках цикла, прогресс сменяет регресс. «Два шага вперед, один назад».
- Теория французских просветителей. Развитие общества происходит по прямой, непрерывно совершенствуясь. «Стрела прогресса».
- Теория современных исследователей. Прогресс не обязывает к положительным изменениям во всей общественной жизни, то есть усовершенствования в одной области могут сопровождаться ухудшениями или отсутствием каких-либо изменений в другой.
Прогресс – явление противоречивое, поскольку не все изменения одной сфере могут служить улучшением в остальных сферах. К примеру, внедрение компьютерных технологий в повседневную жизнь человека во многом значительно экономит время и упрощает существование человека, однако отрицательно сказывается на здоровье человека и на его интеллектуальных способностях. Более того, прогресс – относителен, так как применение понятия прогресса к таким областям, как дружба, любовь невозможно.
Классические:
- — повышение целомудрия, нравственности людей
- — достижения технического прогресса
- — расширение рамок дозволенного человеку в рамках общества
- — развитие умственных способностей человека
- — усовершенствование производительных сил
Гуманистические:
- — средняя длительность жизни человека
- — смертность детей и матерей
- — уровень соблюдения прав человека
- — удовлетворённость жизнью
- — степень загрязненности окружающей среды
Общественное развитие может быть осуществимо двумя путями:
Реформы
Революции
Инициатива к усовершенствованию в общественной сфере исходит от правительства
Изменения не касаются фундаментальных основ
Основательное качественное изменение
Проводится при помощи ряда поступательных преобразований
Кратковременные
Долговременные
Прогрессивные
Реакционные
Возвращение к первоначальному состоянию
Помимо прогресса существуют также и другой вид направления общественного развития – регресс, который характеризуется переходом в обратную сторону: от сложного – к простому, от совершенного – к худшему. Регресс есть процесс деградации.
Но имеет право на существование и та ситуация, при которой общественное развитие вообще не имеет направленности, а значит, общество не развивается вовсе. Подобное временное прекращение изменения общества в каком-либо направлении называется стагнацией.
1.16. Общественный прогресс и его критерии
Общественный прогресс — движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие — регресс — возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.
Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:
развитие производительных сил;
развитие науки и технологии;
увеличение свободы людей;
совершенствование человеческого разума;
Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность общественного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приводить к регрессу в других.
Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.
Прогресс в обществе может осуществляться различными путями:
1) революция — насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий большинство сфер жизни.
коренное изменение существующего строя;
затрагивает все сферы общественной жизни резкое;
2) реформа — проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.
Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).
плавное изменение, не затрагивающее основ;
затрагивает, как правило, только одну сферу общества.
1) революция — резкие, скачкообразные, непредсказуемые изменения, ведущие к качественному преобразованию.
2) эволюция — постепенные, плавные преобразования, носящие преимущественно количественный характер.
1.17. Многовариантность развития общества
Общество — настолько сложное и многостороннее явление, что невозможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.
I. Классификация общества по основному фактору производства.
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основной фактор производства — земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость технологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.
2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства — капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному — промышленная революция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социального статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуализация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.
3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства — знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ростом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значимость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.
Общественный прогресс
Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.
«Прогресс — это движение по кругу, но все более быстрое»
Так считал американский писатель Леонард Левинсон.
Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие ОБЩЕСТВО и его СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ, а также проработали тему СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Напомним, что одним из признаков СИСТЕМЫ является ДИНАМИКА – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института ОБРАЗОВАНИЯ.
Посмотрим на другие важные институты – СЕМЬЯ, ГОСУДАРСТВО, представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:
Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.
Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.
Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним).
Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для традиций другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.
А с точки зрения норм одной из мировых религий – ислама, социальное равенство мужчины и женщины, принятое в демократических западных обществах неприемлемо.
Революция – резкое качественное изменение общественных отношений, отражающееся на всех СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним). Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от государства, и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина). РЕВОЛЮЦИЯ в политическом смысле исходит от народа.
Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной философии. Существуют два основных подхода к изучению общества.
По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к коммунизму (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой цивилизации, параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.
Попробуем сравнить три типа исторических обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:
И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:
Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.
Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.
Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из КОДИФИКАТОРА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:
- Понятие общественный прогресс;
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
А теперь ПРАКТИКУМ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!
задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.
Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило. Соответственно:
«Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.
Далее, вспомним, что прогресс и регресс для каждого общества проявляются по-разному, противоречивы. Отвечаем на первый вопрос, сохраняем начало его формулировки (пишем то, что от нас хотят увидеть!):
1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:
2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
Таким образом, вот как выглядит наш ответ:
25. «Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.
- Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
- Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
Похожие записи:
Прогресс — Жидва намешалась с русскими «анархистами» конце 18-го века и нарожала всех этих «особо активных» людей, типа Ленина, Сталина, Бухарина, и миллионы других.
Которые в свою очередь устроили Революцию 17-го года, Гражданскую Войну 19-го года, и Вторую Мировую 1941-45-ых г.г.
В результате было уничтожено 200 млн. русских. и к 1961-му году приблизительно русских в России не осталось.
Но ведь всё время МЫ ( страна) двигались вперёд.
И то, что имеет на сегодняшний день Человечество )Мир) — часть ( большая) и СССР вложил.
.
То есть это всё был Прогресс?
получается??
.получается прогресс, что жиды не стали придерживаться «чистоты расы»?
получается прогресс, что русских стёрли с лица Земли?
получается, что для Прогресса иногда нужно уничтожить 200 млн. людей?
чтоб теперь гордиться Гагариными, спутниками, Белками, Сталиными? может лучше не губить людей было и обойтись без такого Прогресса?
Любой взгляд на жизнь имеет место быть в гуманитарных науках. Главное, чтобы он был обоснован. Ваше обоснование выглядит, мягко говоря, наивно-гиперполитизированным. К тому же термины подобные «жидве» могут являться поводом для преследования согласно законам РФ и Конституции (например, разжигание межнациональной розни). И, конечно, в формате ЕГЭ по обществознанию выглядит все это просто безрезультатным, уважаемый ewg
Сравнивая традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество по линии политическое устройство, Вы указываете монархию, республику и демократию через запятую. В один ряд ставите разноплановые понятия, взятые из разных плоскостей. Ибо демократия как политико правовой режим может существовать ив форме республики, и в форме монархии.
Любовь, спасибо за интерес к нашему проекту, и за выраженное мнение.
К сожалению, Ваша критика не выглядит объективной…
имеется ввиду реально работающая политико-правовая система, основанная на плюрализме для постиндустриального общества (правовой характер государства), а в СССР, например (индустриальное государство), да и в РФ сейчас, республика есть, а конкуренции, присущей демократии, НЕТ. Неужели нельзя вначале поразмышлять, ведь писалось явно не «на коленке», а потом пытаться указывать на недостатки? Наверняка эксперт ЕГЭ в состоянии отличить форму правления от типа политического режима!
Удачной подготовки к ЕГЭ 2017 Вам!
Евгений, простите. Ни в коем случае не ставила цель обидеть или как то задеть эксперта ЕГЭ. Ваш проект действительно интересен и уникален. Просто строчка про политическую сферу просит уточнения, конкретики. Дискуссии на этом конец.
Проблема общественного прогресса
Дата публикации: 08.12.2016 2016-12-08
Статья просмотрена: 470 раз
Библиографическое описание:
Еникеева А. О., Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Проблема общественного прогресса // Молодой ученый. 2016. №27. С. 841-843. URL https://moluch.ru/archive/131/36442/ (дата обращения: 30.04.2019).
Прогрессирует ли в целом человечество? Если прогрессирует, то чем измерить степень прогрессивности того или иного общества? Эти вопросы в наиболее острой форме поставила философия эпохи Просвещения. Один из ее представителей — Ж. А. Кондорсе — рассматривал историю в виде последовательной смены десяти эпох, отличающихся друг от друга уровнем развития человеческого разума. Ключ к объяснению истории он видел в истории отдельного человека, в котором, как отмечает Кондорсе, заложена способность безграничного совершенствования интеллекта.
Чуть позднее идею прогресса истории, осуществляющегося благодаря развитию знаний, разума человека, защищал Р. Оуэн. «Из прошлой истории человека теперь становится очевидным, — пишет Оуэн, — что он был создан со способностью медленно прогрессировать в продолжение несчетного числа поколений, начиная с состояния самого невежественного, неразумного дикаря, до того момента, когда сложатся условия для ускорения его роста и он станет впервые за свою историю всесторонне развитым человеком или рациональным существом» [1, с. 243–244]. Он полагал, что человек, руководствуясь своим разумом, способен делать выводы из ошибок прошлого и на основе этих выводов построить общество, в котором торжествуют разум и справедливость: Если бы наши предки, писал Оуэн, раньше дошли бы до истины, то можно было бы предотвратить огромное количество войн, убийств и раздоров.
Определяющую роль образования и науки в развитии общества подчеркивали многие просветители. Но в эпоху Просвещения же появляется и настороженное отношение к науке и образованию. Ж. Ж. Руссо в работе «Рассуждение о науках и искусствах» пишет об отрицательных последствиях развития науки и искусства для общества. Многие люди испорчены, но они были бы еще хуже, если бы имели несчастье родиться учеными, рассуждает Руссо. Он пишет, что наука и искусство погубили Древний Египет, Древнюю Грецию и Древний Рим. Там, где господствуют науки, имеет место не прогресс, а регресс, заключает Руссо [2, с. 47–62].
Может быть, критерием прогрессивности общества следует считать уровень его нравственности? Эта идея не нова, по сути, она содержится в религиозных моделях общественного развития [3]. Выдающийся русский религиозный философ С. Н. Булгаков в статье «Основные проблемы теории прогресса» связывает развитие общества с осуществлением нравственной идеи, содержащейся в плане Творца [4, с. 46–93].
В отечественной литературе советского периода господствовало мнение, высказанное В. И. Лениным, что главным критерием общественного прогресса является уровень развития производительных сил. Позднее в марксистских изданиях это ленинское положение получило следующую интерпретацию: Ленин, говоря об основном критерии общественного прогресса, имел в виду не только развитие средств производства, но и человека, как главной производительной силы общества [5; 6]. Однако Ленин не писал о человеке как производительной силе, поэтому утверждать его тезис именно в рассматриваемом ключе, видимо, не совсем корректно. Но такое толкование этой идеи достойно внимания обществоведов: человек как мера прогресса — тема перспективная для решения рассматриваемой проблемы.
Гегель в работе «Философия истории» пишет, что в основе движения общества лежит развитие мирового духа, стремящегося к самопознанию. Продуктом такого самопознания является свобода, т. е. осознанная необходимость. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, — прогресс, который мы должны познать в его необходимости», — пишет Гегель. Поэтому по мере развития истории свобода увеличивается: «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Итак, первая форма, которую мы видим во всемирной истории, есть деспотизм, вторая — демократия и аристократия, третья — монархия» [7, с. 19]. Философия истории Гегеля имеет свои особенности, которые здесь не рассматриваются. Но его предложение измерять степень прогрессивности общества степенью свободы его членов, думается, конкретизирует известную гуманистическую идею, что человек есть мера всех вещей, в том числе и общественного прогресса. Действительно, чем свободнее человек в данном обществе, тем, видимо, оно и прогрессивней. Под свободой здесь подразумевается не только наличие политических свобод, но и экономическая свобода личности, а также ее свобода в духовной сфере жизни [8].
В теоретических исследованиях и на уровне обыденного сознания встречаются и другие подходы к решению вопроса об основном критерии общественного прогресса. Предлагают, например, измерять прогрессивность общества степенью его богатства или степенью его образованности. Встречаются и точки зрения, согласно которым основным критерием общественного прогресса следует считать господствующий в обществе тип производственных отношений или же производительность труда. По-видимому, все рассмотренные нами точки зрения в определенной мере имеют отношение к объяснению социального прогресса, но не могут выступать в качестве его единственного и определяющего критерия. Кроме одной, согласно которой, мерой прогрессивности общества является степень свободы личности в этом обществе. Этот подход, на наш взгляд, имеет два преимущества перед остальными: во-первых, он обращает внимание на главный элемент, ради которого и благодаря которому существует общество — человека; во-вторых, он синтетичен, ибо концентрирует в себе и материальные, и политические, и духовные достижения общества, которые на уровне человека проявляются как экономическая, политическая и духовная свобода.
Существует еще одна точка зрения на социальный прогресс, согласно которой каждое общество имеет свой критерий для определения степени своей развитости. Для других обществ этот критерий не подходит. Эта точка зрения развивается авторами концепций локальных культур и цивилизаций [10]. Но на какой бы точки зрения не стоял обществовед, нужно всегда иметь в виду, что во многом наши рассуждения об обществе и путях его развития определяются спецификой политических убеждений личности [11].
- Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М.-Л., 1950. Т. 1. С. 243–244.
- Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 2 т. М., 1961. Т. 1. С. 47–62.
- Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
- Булгаков С. Н. Сочинения. В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 46–93.
- Тагиров С. Ф., Семенова Э. Р. Марксистская философия истории // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 185–186.
- Семенова Э. Р. Существуют ли единые основания культуры? // Культура. Цивилизация. Постмодерн. Материалы Международной научно-практической конференции. Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, 2013. С. 76–84.
- Гегель. Сочинения. В 14 т. М.-Л., 1929–1958. Т. 8.
- Пивоваров Д. В., Тульчинский Г. Л., Максимов А. М., Артемов В. М., Рахматуллин Р. Ю., Беляев И. А. Многомерность свободы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 4. С. 90–97.
- Рахматуллин Р. Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129–137.
- Рахматуллин Р. Ю. Понятия «культура» и «цивилизация» в философии истории Освальда Шпенглера // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 23. С. 63–65.
- Хрулев Н. А., Столетов А. И. Влияние политической культуры на политическую систему в России // Студент и аграрная наука Материалы IX студенческой научной конференции. Уфа, 2015. С. 27–30.
Точка зрения на тему общественный прогресс
Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
2. Что такое процесс глобализации?
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (процесс объединения частей в целое) и унификации (приведение к единообразной системе или форм).
Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т.п.).
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
К основным глобальным проблемам современности относятся:
— сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;
— экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);
— проблемы войны (наличие атомного оружия у некоторых стран);
— проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;
— болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);
— население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
Существует множество точек зрения философов по вопросу о прогрессе в прошлои в наше время: древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.) писал о главных стадиях в развитии человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй — серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь всё ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость. Подумайте, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным.
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
С достижениями науки, техники, культуры, оживлением общественной жизни в эпоху Нового времени связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А. Р. Тюрго (1727 — 1781). Его современник, французский философ-просветитель Ж. А. Кондорсе (1743 — 1794), считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Он писал: «Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».
Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель (1770 — 1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и другой немецкий философ — К. Маркс (1818 — 1883), считавший, что человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
Вспомним факты из истории XIX — XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве — реставрация старых порядков.
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» — это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.
Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.
Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».
Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.
Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.
3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860 -1870-х гг. в России.
Реформы 1860 — 1870-х гг. в России, проводимые Александром II были действительно направлены на прогресс. Крестьянская реформа, проводившаяся в рамках, данных реформ положила начало отмене многовекового крепостного права в России. Судебная реформа 1864 г. ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Земская реформа, ввела земские управы и собрания. Военная реформа сократила срок службы. Все данные реформы были направлены на прогресс в экономическом, социальном и политическом планах.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.
Реферат: Общественный прогресс и его критерии в свете современного социального опыта
Название: Общественный прогресс и его критерии в свете современного социального опыта Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 15:04:26 18 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 3758 Комментариев: 8 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.4 Оценка: неизвестно Скачать |
- http://humanitar.ru/page/10_ch1_16
- http://studfiles.net/preview/5964901/page:9/
- http://egewin.ru/ege-po-obshhestvoznaniyu/progress.html
- http://moluch.ru/archive/131/36442/
- http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/10-klass/bogolubov/3
- http://www.bestreferat.ru/referat-255213.html