Меню Рубрики

Точка зрения на реформы петра в области культуры

Преобразования Петра I в области культуры

По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей .Этой душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению».

Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля, царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот.

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе ,нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст.

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого.

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые.. При академии были открыты гимназия и академический университет.

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван иАлексей Зубовы, Алексей Ростовцев.

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения 3

Приведены 2 аргумента 2

Приведен 1 аргумент 1

Все элементы ответа названы неверно 0

Максимальный балл 3

С5 Ниже приведены две точки зрения на значение преобразований Петра I:

1. Некоторые историки негативно оценивают преобразования Петра I, возлагают на него ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества.

2. Многие исследователи считают, что преобразования Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием, они способствовали преодолению отставания России от развитых стран, превращению ее в великую европейскую державу.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку

С5 Ниже приведены две точки зрения на преобразования Петра I в сфере культуры:

1. Преобразования Петра I в культурно-духовной сфере привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разделению культуры на народную (национальную) и дворянскую (ориентированную на западноевропейские ценности).

2. Преобразования Петра I в сфере культуры привели к значительному продвижению в развитии российской науки, системы образования, приобщению страны к достижениям европейской культуры.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку

Ученик может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— преобразования в сфере культуры и быта коснулись лишь узкого круга дворянства и не затронули основную массу населения России

— многие нововведения в сфере культуры и быта носили принудительный характер (ношение европейской одежды, брадобритие и т.д.)

— церковь была подчинена государству

При выборе второй точки зрения:

— была создана система светских учебных заведений, занимавшихся подготовкой отечественных специалистов (Навигационная, Артиллерийская, Военно-инженерная, Медицинская школы, Морская академия и др.)

— положено начало изданию учебников для светских школ

— государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, исследования, указ об учреждении Академии наук)

— начало издания первой печатной газеты «Ведомости»

— основание культурно-просветительных учреждений (Кунсткамера и др.)

— развитие художественной культуры (светский портрет, стиль в архитектуре – «нарышкинское» барокко)

— европеизация быта (ассамблеи, европейская одежда, образование и др.)

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения 3

Приведены 2 аргумента 2

Приведен 1 аргумент 1

Все элементы ответа названы неверно 0

Максимальный балл 3

С5 Ниже приведены две точки зрения на правление преемников Петра I в XVIII в.:

1. Преемники Петра I проявляли больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государственных.

2. На протяжении XVIII в. страна продолжала успешно развиваться. Многие преемники Петра I (Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I) считали себя продолжателями дела великого предка, сохранялась преемственность во внутренней и внешней политике, культуре, развитии образования.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— внутренняя политика в «эпоху дворцовых переворотов» была ориентирована, в большей степени, на интересы отдельных группировок (дворянские группировки, боровшиеся за власть, преследовали свои, чаще всего корыстные интересы (Меншиков, верховники, гвардия и др.)

— главным содержанием внутренней политики этих лет было расширение и укрепление привилегий дворянства

— произошла частичная ревизия петровских установлений, а подчас и отказ от них

— характерной чертой данного периода был фаворитизм (А.Д. Меншиков, Э. Бирон, братья Орловы, Г.А. Потемкин).

При выборе второй точки зрения:

— социально-экономическая стабильность и внешнеполитические успехи были достигнуты уже в царствование Елизаветы Петровны и особенно

– в царствование Екатерины II

— значительно была расширена территория Российской империи (в ее состав вошли Правобережная Украина и Белоруссия, Северное Причерноморье, Крым)

— осваивались новые земли в Северном Причерноморье, в Сибири, на Урале, в Поволжье

— успехи промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли

— внешняя политика сохраняла преемственность с петровской эпохой

— во второй половине XVIII в. положено начало превращению России из великой европейской в великую мировую державу

— были достигнуты крупные успехи в развитии российской науки, системе образования, художественной культуре.

Дата добавления: 2015-10-15 ; просмотров: 2329 . Нарушение авторских прав

Преобразования Петра I в области культуры

Особенность культуры России в эпоху Петра Великого. Выход русского искусства на общеевропейские пути развития. Суть становления и развития науки. Анализ реформ в области архитектуры и литературы. Значение петровских преобразований в культурной области.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2015
Размер файла 28,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: «Преобразования Петра I в области культуры»

1. Культура России в эпоху Петра Великого

2. Реформы Петра I в области культуры

3. Значение петровских преобразований в области культуры

Реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. В.О. Ключевский, развивавший идеи СМ. Соловьева, писал о роли Петра и о его личном вкладе в организацию реформ: «подготавливались преобразования вообще, а не реформы Петра. Реформа была его личным делом, делом беспрецедентно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым» [Ключевский 1993: 57]. Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

Читайте также:  Сохранение и восстановление зрения у детей

Актуальность данной работы состоит в постановке самой проблемы — изучение вопросов преобразований в области культуры в России в эпоху Петра Великого.

Цель предлагаемой работы состоит в изучении и описании реформ Петра Великого в области культуры .

1) изучить научную, учебную литературу, а также исторические источники по данной проблеме;

2) описать культуру в России в эпоху Петра I ;

3) раскрыть значение петровских реформ в области культуры.

Материалом данного реферата послужили научные труды, учебные пособия, исторические справочники по данной проблеме.

В данной работе применялись следующие методы исслелования: метод теоретического анализа источников и литературы по теме, метод синтеза, конкретизации, обобщения.

«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы» Петр Великий.

1. Культура России в эпоху Петра Великого

В последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры. Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Петр Великий вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.

Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.

XVIII век был знаменателен для России значительными переменами и достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства — главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями — Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

В 1711 году вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 900 человек) Петр 1 учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви — упразднения патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

18 век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 году была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725г. Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом, которой становится княгиня Дашкова.

По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция — тожественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели — приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

2. Реформы Петра I в области культуры

Глобальных реформ коснулась архитектура, литература и искусство.

Петербург — единственный город, рожденный и формировавшийся в недрах общеевропейской культуры Просвещения. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр Великий строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам [Каган 2006].

В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.

На рубеже XVIII и XIX столетий множество факторов — экономических, политических и, особенно, культурных — выводило страну на новый уровень развития. Культура Петербурга, храня верность некоторым принципам Просвещения, приобретала существенно иной облик.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.

Положение портретного жанра свидетельствовало о том, что в центре внимания формировавшейся в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек все более и более конкретно — как индивид, как личность, как неповторимая индивидуальность, социальное положение и культурная деятельность которой заслуживали увековечения в художественном образе. Так изменялся смысл самого слова образ — из иконного изображения, из образа Божьего он превращался в изображение конкретного человека. литература петровский преобразование искусство

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII — XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

Читайте также:  Кратковременная потеря зрения на один глаз на 5 минут

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений — среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе.

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д.

3. Значение петровских преобразований в области культуры

«С одной стороны, его реформы с каждым начинанием и в каждый момент предоставляли для страны и ее населения множественные новые ряды возможностей при огромном напряжении сил и жертвах как в войнах, так и при строительстве и т.п., о чем хорошо известно. Но бессмысленно оценивать реформы Петра с точки зрения соотношения успехов и жертв, такая историческая «экономия» бессмысленна, потому что оставляет без внимания сам уровень смысла (ценностей, идеологических сдвигов и духовных изменений). Этот «смысл» провоцируется личностными представлениями и внушениями конкретного исторического героя, с одной стороны, и объективным, т.е. в нашем случае общекультурным для страны и ее окружения расположением «светил» (ценностей, господствующих в то время), с другой, а также тем, что имел в виду Л.Н.Гумилев под картиной распределения энергии разных этносов в ту или иную эпоху. Есть множество и других факторов, вероятно, добавляющих разнообразные оттенки в общую картину события» [Любимова 1990].

Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся во введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи — великого государства европейского типа.

При Петре I осуществлялась коренная перестройка всей системы образования и науки в стране. Выходят учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, истории и др. В то время издано свыше 600 названий книг и других изданий, в том числе и переводных. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых типографий.

Существенные изменения в петровскую эпоху произошли и в быту. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рационализму. Европеизация быта прослеживается.

Согласно петровского указа с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, в том числе В.Н. Татищевым (1686-1750), который позже написал пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен», переизданную в наше время.

Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

Петром I была создана модернизация самого понятия культуры для России, отныне культура и вера были двумя разными явлениями, которые в чем-то переплетались, но не полностью сливались. Религиозную часть культуры относили к национально-историческому развитию, а светскую в центр общественной и культурной жизни. Также Петром I была осуществлена полноценная церковная реформа, впоследствии которой в жизни россиян имели значение не только религиозные цели, но и другие немаловажные явления социальные, политические, научные и художественные. Результатами таких кардинальных реформ стало появление библиотек и общедоступных театров, парковой культуры, дворцовой скульптуры и морского флота. Русская культура стала проникаться немаловажным принципом историзма, события прошлого теперь преподносились как иллюстрация движения от прошлого к будущем и закономерности человеческого развития.

Это привело к более ощутимой сознательности не только людей знатного сословия, но и обычного народа. Понятия социального и культурного прогресса становятся приближенными к простому люду, который теперь начинает осознавать другой, более культурный и насыщенный знаниями мир.

«В России, как на поле битвы, одно сознание столкнулось с другим: не традиция и западная цивилизация, а одна утопия (православная, увядшая к тому времени, погрязшая в материальном интересе и раздоре, с ним связанном) с другой утопией (просвещенческой). С социологической точки зрения обе утопии равны, но ситуативно они располагались на разных отметках распада, обе в этом качестве были достаточно цепкими, ни одна, разумеется, не имела в виду ни страну, ни народ, а лишь господство и самосохранение; понятно, что речь идет о тех, кто эксплуатировал ту или иную идеологию, о носителях этого сознания» [Любимова 1999].

Посвящение в собственном смысле не исчерпывается выполнением определенного ритуала. Суть состоит в переходе от одного состояния к другому, от одного состояния всех способностей человека — к другому, в открытии нового порядка возможностей. Обратный процесс — посвящение по нисходящей линии, т.е. закрытие возможностей, обычно рассматривается как отклоняющееся поведение, как преступление, нарушение или, в лучшем случае, как деградация. В индуизме и джайнизме, например, нисходящее направление равноценно восходящему: все существа восходят к состоянию Бога и нисходят к противоположному, вечно и неизбежно; выход из этого «колеса» есть его осознание.

В литературу петровского времени активно внедрялась иноземная культура, и в основном она обогащала творчество элиты. Это породило раскол: народное творчество почти никак не соприкасалось с творчеством знатных людей. Увеличивалось количество печатных книг, которые не имели никакого отношения к религии, развивалась художественная литература и просто книги, имеющие житейское назначение. Это положило начало вступлению литературы России в эпоху классицизма, но все же множество литературных явлений, и даже обыденная речь теперь стали подвержены огромному влиянию Запада.

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы.

Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие произведения, как «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого». Пушкин был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе с тем поэт видел и жесткость царя, который «уздой железной Россию поднял на дыбы».

Очень высокую оценку деятельности Петра I дал современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора столетия спустя после великих реформ первой четверти ХVIII

Однако, как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям и критике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк Карамзин обвинял Петра I в измене «истинно-русским» началам жизни, его реформы он называл «блестящей ошибкой». Можно было бы привести немало примеров негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей последующего периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось бы, в период реформ его деятельность должна быть примером, однако находится немало политических деятелей и представителей творческой интеллигенции, отрицательно относящихся к этому реформатору.

Петр имел дело прежде всего со «смешением», все представляло собою вынужденное сосуществование взаимоисключающего, несовместимого, разнородного, объединяемого лишь формально вероисповеданием, да и то подточенным расколом, скованным материальным интересом.

«Если квалифицировать преобразования Петра как начало эпохи Просвещения в России, то, очевидно, идеология Просвещения в том и состоит, чтобы дать дорогу рационализации всех, по возможности, сторон жизни. Эта идеология нацелена прежде всего против «традиционного типа действия», если воспользоваться термином М.Вебера, т.е. такого типа действия, который строится по мифологическому образцу и результатом которого является правильность исполнения, ритуал. Понятно, что настоящий сдвиг к рационализированному типу сообщества не мог произойти в России в XVIII веке, поэтому внедряемые Петром внешние формы рационализации могут, конечно, быть названы псевдометаморфозами, как это сделал О.Шпенглер. Однако если на всю эту ситуацию посмотреть не только с точки зрения эмпирии, пусть даже сравнительно-исторической, а поступить противоположным образом, выявить, какой мифологический паттерн определяет саму историческую ситуацию и какое духовное событие может быть аналогом для описания этого перехода, исторического перекрестка, в котором находилась Россия того времени, то мы получим иную картину, и многие моменты деятельности Петра, его успехов и неудач станут более понятными, по крайней мере, обретут свое место» [Любимова 1999]

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России.

Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. Петровские реформы в больше мере были ориентированы на включение России в мировое сообщество, приобщение ее культуры к западноевропейской и общую вестернизацию культурной жизни в России.

С одной стороны, эти реформы были необходимы стране для того, чтобы развиваться и двигаться дальше, идти в ногу со временем. Но с другой стороны, такие решительные перемены приобрели довольно противоречивый и отяжеляющий характер для общества России.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

1. Буганов В.И. Петр Великий и его врем / В.И. Буганов.- М., 1989

2. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры / М.С. Каган. — Спб., 2006

3. Ключевский В.О. Русская история / В.О. Ключевский.- Кн. 3. — М: Мысль, 1993.:- С. 57 — 58.

4. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли / В.О. Ключевский. — М.: Правда, 1990.

5. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: Культура. 2004.

6. Татищев В.Н. Научное наследство / В.Н. Татищев. — М., 1990. Т.14.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Процесс европеизации. Анализ оценок различных историков, касающихся преобразований Петра I в области культуры. Общественная мысль в эпоху Петра Великого. Преобразования в быту. Реформы в области образования и просвещения.

реферат [34,5 K], добавлен 22.03.2007

Ознакомление с особенностями развития литературы, театрального искусства, живописи, образования и науки в России во времена правления Петра І. Исследование влияния петровских преобразований в области культуры на изменение старых архитектурных традиций.

реферат [28,3 K], добавлен 20.10.2011

Культура России накануне вступления Петра на престол. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру. Оценка роли петровских реформ в области культуры. Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого.

реферат [14,2 K], добавлен 15.12.2003

Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Культура Петровского времени. Реформы в области политики. Реформы в области науки и образования, культуры, архитектуры, скульптуры, живописи. Быт Петровского времени.

Читайте также:  Внешняя среда бизнеса с точки зрения факторов

реферат [38,7 K], добавлен 31.01.2008

Насущная необходимость преобразований. Духовный кризис общества. «Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого. симпатия Петра к западному образу жизни. Петровские преобразования в искусстве. Архитектура, скульптура. Живопись. Ювелирное искусство.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 26.09.2008

Понятие и история развития культуры. Финансирование культурной сферы в РФ. Задачи, функции и структура управления культурой в Нижегородской области. Анализ состояния культурного потенциала региона. Итоги функционирования Министерства культуры области.

курсовая работа [98,3 K], добавлен 05.05.2015

Особенность развития русской культуры в XVIII в. Подъем культурного и экономического развития России в петровскую эпоху. Предпосылки развития науки. Направления развития литературы и театра. Живопись и архитектура. Трансформация придворного быта.

реферат [30,8 K], добавлен 17.11.2010

«Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра I. Петровские преобразования в архитектуре, скульптуре, живописи, ювелирном искусстве. Проблемы духовного кризиса общества и обмирщения сознания. Сословные привилегии дворянства и развитие Санкт-Петербурга.

реферат [31,7 K], добавлен 08.02.2009

Взгляды исследователей русского общества на преобразования Петра I. Развитие просвещения как одного из главных условий преобразований XIII века. Утверждение идеологии «просвещенного абсолютизма», развитие архитектуры и изобразительного искусства.

реферат [46,9 K], добавлен 11.11.2012

Культурно-досуговая деятельность: сущность и характеристика. Традиции как один из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры. Новые культурно-досуговые традиции, сформированные в эпоху Петра I. Отдых и развлечения дворянства при Петре.

курсовая работа [60,5 K], добавлен 25.11.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Реформы Петра I в сфере культуры

Удобная навигация по статье:

Культурные реформы Петра I

Все петровские преобразования были взаимосвязаны. Ведь, довольно часто, одна реформа была необходима для поддержания другой. Так как русский государь Петр Первый проводил всесторонние изменения, то их подготовка и введение в жизнь требовали квалифицированных кадров. Это и стало одной из причин в открытия в стране различных учебных заведений. А для осуществления этой цели нужны были новые учебники и знания.

Основные вехи культурных реформ императора Петра I

В 1708 году царь подписывает указ о введении обновлённого гражданского шрифта для печатания политической, учебной, научной и светской литературы. Кроме того, в Петербурге и Москве появляются новые типографии. Стремительное развитие книжного дела повлекло за собой начало активной книготорговли и открытие библиотек. В этот же период начинает выходить первое русское периодическое издание – газета «Ведомости».

До этого, в 1703 году в Российской империи появляется первая книга на русском языке, которая содержит в себе арабские цифры, которые до этого момента было принято обозначать волнообразными линиями (буквами с титлами).

В 1710 году царь утверждает новый алфавит в разработке которого он сам принимал участие. Стоит отметить, что это сыграло большую роль в написании важных исторических работ того времени.

Созданная Петром Первым кунсткамера стала первой в так называемых коллекциях, а сбор летописей и других письменных источников стал отправной точкой для формирования в стране музеев.

В 1724 году правитель начинает подготовительные работы к открытию в Петербурге Академии наук. Вместе с этим изменяется архитектура крупных городов: строятся дворцы, здания государственных учреждений и особняки. Особое место в эту эпоху отводится возведению новой петровской столицы Петербурга, в строительстве которого участвовал как сам царь (разработка проекта и план города), так и иностранные архитекторы.

Особенности культурных Реформ Петра I

Формирование новой городской среды

Кроме этого, в государстве формировалась совершенно отличная форма быта и городская среда. В моду вводились времяпровождения, ассамблеи, маскарады, танцы и посещение театра, которые были популярны в этот период в развитых европейских странах. Царь стал основателем нового стиля русского искусства, который впоследствии был назван «петровским барокко». В этом стиле гармонично сочетались лучшие образцы западноевропейского искусства с русскими традициями.

Именно благодаря Петру Первому в России стали широко распространены работы архитектора из Швеции Доминико Трезини, который возводит в то время: здание двенадцати коллегий, Петропавловский собор, а также роскошный Летний дворец. Сам государь делал ставку на монументальную архитектуру. Огромные скульптуры являлись украшениями кораблей, триумфальных арок, храмов, обелисков, вельможных дворцов, садов и загородных резиденций! Праздничные фейерверки, иллюминации, морские и военные парады, а также театральные представления и маскарады требовали яркого и масштабного оформления.

Вернувшись из Европы, царь вводит в моду популярную в Европе портретную живопись и жанр, который до сих пор искусствоведы называют «батальная живопись». В первой четверти восемнадцатого века закладывается основа для русского театра. В этот период правитель привлекает поэтов и писателей для написания драматургических отечественных произведений.

Изменение быта Руси при Петра I

В быту вводятся свои изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни. К примеру, царь запрещает носить одежду с длинными рукавами, заменяя её стандарты на европейский манер. При этом, старая одежда вытесняется париками, башмаками, чулками, широкополыми шляпами, а также жабо, галстуками и камзолами.

Одним из самых новаторских преобразований петровского периода, против которого были против все слои общества, являлся запрет на ношение бороды. Стоит отметить, что государь даже ввёл «налог на бороду» с обязательным медным знаком о фактической уплате.

Учреждение ассамблей

Петром Первым учреждаются так называемые ассамблеи, на которые в обязательном порядке должны были приходить и женщины. Данный факт повлёк за собой следование правилам хорошего тона, а также разработку правил «благородного поведения в обществе» и необходимость владения иностранными языками (как правило, хватало французского).

Ещё в начале проведения массовых преобразований в культуре, а именно в 1702 году, Пётр издаёт указ, запрещающий писать в прошениях и различных документах уничижительные полуимена (например, Ванька, Сенька и др.), указывая на уважительное отношение. На это же указывали и слова царя о том, что отныне «не падать перед государем на колени, не снимать перед домом с царём в мороз шапку и пр.».

Современные историки утверждают, что огромное значение на проведение культурных реформ в Российской империи Петром Первым стало посещение им в составе Великого посольства развитых европейских государств, где он смог не только рассмотреть все механизмы действия реформ, но и взять некоторые из них на вооружение.

Культурные преобразования Петра I Великого

Полный список реформ Петра I в области культуры можно изучить в таблице ниже.

Таблица
«Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»

Год/Событие Причины и цели Суть и содержание
Начало 1690-х

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Высмеивание церконых традиций и обычаев, разврат, пьянство. Учрежден царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ, а также пародирования обрядов католической и православной церквей 1697 11 февраля

Разрешение на продажу табака

Разрушение русских традиций, прививание европейских обычаев Именным указом Пётр I отменил запрет 1634 года на курение и продажу табака 1698 5 сентября

Указ брить и рубить бороды

Вернувшись из Великого Посольства Пётр I решил пресечь сложившиеся традиции русского общества. У самого Петра I борода не росла. Всем, кроме жителей деревень и духовенства было приказано сбрить бороды. Тех кто отказывался — брили насильно. Сам Пётр I отрубил бороды нескольким боярам пришедшим к нему 1700

Новое летоисчисление и календарь

Пресечение сложившихся традиций русского общества. 15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января. 1700 январь

Указ «О ношении платья на манер венгерского»

Пресечение сложившихся традиций русского общества. При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте 1702

Комедиальная храмина на Красной площади

Пропаганда и агитация западного образа жизни, высмеивание русских традиций Основанный Петром государственный театр просуществовал всего несколько лет и распался в 1707 году, после того, как двор переехал в Петербург. Потом Петр опять принимал меры для создания нового театра, но безуспешно. 1714 31 января

Создание кунсткамеры

Коллекционирование уникальных предметов Петр I распорядился перевести свои коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой – кабинетом редкостей. 1718 25 ноября Организация общественных развлечений на европейский манер. Проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён. Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак.

Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I

  • Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей.
  • Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой.
  • С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими.

Кратко о сути и содержании петровских преобразований в сфере культуры

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.

Разрешение на курение и продажу табака

Новые правила в одежде и внешности

Указ брить и рубить бороды

5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды, а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам, за разъяснениями по поводу таких вопиющих нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при заходе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой.

Указ о форме и длине верхней одежды

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены.

Новое летоисчисление и календарь

Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.

Создание общественного театра

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Создание кунсткамеры

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год.

Ассамблеи при Петре I

Главными новшествами данных мероприятий были:

  • Разрешение на свободное посещение для женщин.
  • Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
  • Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного

Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.

Источники:
  • http://studopedia.info/9-49996.html
  • http://revolution.allbest.ru/culture/00618026_0.html
  • http://fox-calculator.ru/petr-1/reformyi-petra-i-v-sfere-kulturyi/
  • http://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/