Меню Рубрики

Теория происхождения человека с точки зрения религии

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека Теории происхождения человека: на любой вкус, но без доказательств не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Древние религии и религии Востока

Жители Древнего Египта, а также шумеры Шумеры — загадки исчезнувшей цивилизации полагали, что человек – создание богов. При этом в качестве материала для создания первого человека уверенно называлась глина. По всей вероятности, это было связано с тем, что глина была материалом распространенным, пластичным и удобным для лепки – одним словом, идеально подходящим для создания людей.

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Христианство

Сегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Гораздо менее известна легенда о первой жене Адама – Лилит Лилит: придуманный женский идол . История об этом браке в библию не вошла, но упоминается в каббалистической теории. Лилит была создана Богом так же, как и Адам, поэтому считала себя равной мужу и не желала ему подчиняться. Она сбежала (вернее, улетела) от Адама, но была настигнута и наказана ангелами Ангелы: 10 неверно понимаемых фактов . В результате первая жена Адама превратилась в демоницу, которая специализировалась на убийствах новорожденных младенцев и рожениц. Несмотря на то, что она была первой женщиной, род ее прервался, поэтому праматерью человечества считается Ева, которую Бог создал уже с учетом прежних ошибок.

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

В рамках религиозного мировоззрения мы рассмотрим взгляд на эту проблему трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма.

Эти креационистские теории мы рассмотрим последовательно, начиная с христианства. Наша цель показать своеобразие этих теорий. Вместе с этим выявить общие и особенные черты данных религий по этой проблематике. Религия как специфическая форма общественного сознания, главным принципом которой является наличие совершенного надмирного начала — бога, являющегося источником бытия и всего сущего.

В христианской трактовке два варианта. Один это креационизм. То есть сотворение человека богом буквально как это описано в библии. И второй вариант: божественно-эволюционный. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою», — написано в библейской книге ветхого завета. Это толкование является аутентичным не только для христианства, но и для иудаизма. Но, как и когда это произошло в Ветхом завете говорится довольно однозначно и конспективно.

Это произошло в так называемый шестой день, в день, когда бог приступил к сотворению млекопитающих. В этой трактовке термин шестой день понимается буквально, а не аллегорически. Во втором варианте (эволюционном) термин день подразумевается как геологическая эпоха, и все творения бога являются проявлением эволюции. Древнее сообщение гласит, что, в конце концов, бог-творец приступил к созданию на Земле поистине уникальной формы жизни. Он сказал своему небесному сыну: «Сотворим человека по образу нашему; да и владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». Ветхий завет. Книга Бытия, глава, стих 26. Таким образом, человек должен был отражать духовный образ своего творца, проявляя присущие ему качества. К тому же человек способен был впитывать обширнейшие знания. Поэтому люди могли действовать гораздо более разумно, чем любые животные. Кроме того, в отличие от животных, человек был создан со способностью поступать со своей собственной свободой воли, а не руководствоваться просто инстинктами. И поселил его в месте похожем на сад, «чтобы возделывать и хранить его». Библия никоим образом не допускает, что первый человек Адам был просто мифом. Наоборот, он был реальной личностью — человеком, обладавшим разумом и чувствами, которому доставляла радость работа в райском доме. С каждым днем Адам все больше узнавал о делах бога и о том, какой личностью он является, какие у него качества. Через какое-то время бог сотворил первую женщину, которая должна была стать женой Адама.

Тогда бог привнес в их жизнь большой смысл, дав им важное поручение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным пресмыкающимся на земле». Таким образом, здесь подчеркнуто о человеке как своеобразном венце творения и его роль. В целом христианская религия относит начало существования человечества к 5509г. до н.э. Вся история человечества при этом делилась на два основных периода — «допотопный» и «послепотопный».

Согласно библейскому рассказу в допотопную эпоху был создан Адам, а затем Ева из ребра его. Новое «послепотопное» человечество произошло от единственного из божественных людей «допотопной» эпохи (т.е. прямых потомков Адама и Евы) — Ноя и его потомков, сохранившихся во время потопа в ковчеге.

Попытки поставить под сомнение эту одну из основных догм христианства рассматривались как опаснейшая ересь, и жестоко преследовалась. Так, в 1450 г. на костре инквизиции был сожжен Самуил Сарс, высказавший догадку, что человечество гораздо древнее, чем об этом говорится в Библии. Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания вплоть до середины XIX в. Так, например, известный французский палеонтолог, Жорж Кювье из религиозных соображений отрицал существование ископаемого человека. Христианская теория, осуществляющая симбиоз эволюционного пути появления человека и креационизма появилась в XX веке.

В исламе однозначного толкования этого вопроса нет. Но одна из версий изложения в Коране примерно в таком же ключе трактует этот вопрос. Согласно Корану, созданию аллахом человека предшествовал акт сотворения им ангелов и джиннов, его небесной крылатой опоры. В суре «Ангелы» об этом говорится: «Хвала Аллаху, творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что ему угодно. Климович Л.И. Книга о Коране М. 1986 с.192. Аллах (который согласно Корану имеет лицо, руки, глаза, восседает на престоле и др.) слепил тело человека из глины, а затем одухотворил его: «вдунул в него от своего духа». «Бог создал Вас и то, что Вы делаете» — говорится в Коране. И все же акту сотворения человека Аллах, судя по изложенному в Коране, древнеарабскому сказанию, придаёт огромное значение. Даже после того, как им был вылеплен своего рода манекен человека и осталось его оживить, Аллах решил обсудить свой поступок с ранее им созданными многокрылыми помощниками. Некоторые из новейших комментаторов пытались углядеть в этом «обсуждении» признак особой демократичности всевышнего.

Между тем, если исходить из Корана, это «обсуждение» или «совет», «беседа», «состязание» с «верховным сонмом» ангелов выглядит весьма деспотично. Во всяком случае, в этом «обсуждении» не чувствовалось какой-либо терпимости, внимания к созванному ангельскому сонму, даже признака толерантности. Создатель заранее предопределил свое решение и, выслушав единственного возражавшего тут же сурово наказал его. «Вот сказал господь твой ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну ему от моего духа, то падите, поклоняясь ему!» и пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, — он возгордился и оказался неверным. Итак, сотворение первого человека, согласно Корану, одновременно явилось актом падения джинна или ангела «из числа высших», ставшего дьяволом, сатаною, шайтаном, царем преисподней. Впрочем, во второй суре Корана падение Иблиса, а также введение человека в рай изображено уже с другими подробностями. Прежде всего, здесь сказано не только о первом человеке, но и о его супруге. Адам уже одушевлен и представлен ангелам в качестве «наместника» Аллаха «на земле». А ангелы дают понять Аллаху, что они уже знают, на что способны люди, и явно их не одобряют. Ангелы говорят Аллаху: «разве ты установишь на Земле того, кто будет производить на ней нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу тебе и святим тебя. Этот текст дал повод одному из египетских теологов и реформаторов ислама Мухаммеду Абдо (1849-1905) предположить, что речь здесь идет о сотворении предков одних лишь арабов, а не всего человечества, иначе, откуда бы ангелы знали, каковы люди? В последующих главах Корана идут изменения, относящиеся, в частности, к уточнению того, из чего сотворен человек. Следует отметить что в Коране нет по этому поводу единого взгляда. Так в суре 15 трижды повторено: «из звучащей, из глины, облеченной в форму». Помимо этого говорится что бог сотворил человека из праха (сура 3), из сущности глины (сура 7), из глины сухой, звучащей как сосуд (сура 550, наконец — «из воды». Из влаги — «из капли» — человек и размножается (сура 35). Различие этих версий лишний раз подтверждает сложность и неоднородность составления Корана. Содержание Корана в значительной мере отражало общественное сознание арабов середины VII века н.э. и в то же время сохранило немало того, что относится к древним религиозным сказаниям. Так, утверждение, что жена Адама была сотворена одновременно с доставлением ему в пищу «восьми скотов в четырех парах» (сура 39), закрепляло в сознании людей подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. религия бог креационизм самосохранение

В буддизме с его сильной установкой на поиски путей нравственного самосохранения и самосовершенствования вопрос о происхождении человека так прямо не формулируется, поскольку материальный мир рассматривается как непрерывно творимый безначальным абсолютным сознанием — драхмами. Поэтому страдания мира и людей в нем безначальны. Но зато отдельный человек формируется на всех этих этапах (ниданах) своего роста под непосредственным влиянием сверхъестественного духа.

Читайте также:  После лазерной коррекции зрения нужно лежать в больнице или нет

Божественное сознание пронизывает душу человека еще на этапе его эмбрионального развития и затем сопровождает всю жизнь. Как свидетельствуют Веды у всего сущего и у всех богов одно предназначение — жертвоприношение. В этом сказании также говорится о том, что космический великан Пуруша был разделен на части, и они стали источником жизни для всех живых существ. Согласно буддизму многообразный мир вселенной заполнен людьми и духами. Они населяют не только Землю, но и космические миры, звезды. Люди со своим сложным общественным устройством, животные, растения имеют бессмертную душу. Поэтому в буддизме взаимосвязь жизни человека, земли и космоса очевидны.

Религиозные представления о происхождении человека и времени возникновения человека были мифологизированы. Религиозное сознание также создает более или менее законченные концепции, но в них существенную роль играет уже не только рациональное мышление, но и эмоциональное осмысление мира, в силу чего религиозные концепции используют не столько логическую, сколько психологическую доказательность, и в силу этого в меньшей степени приведены в систему, обнаруживая иногда прямую нелогичность и противоречивость. В рамках религиозного мировоззрения происхождение человека рассматривалось как прямое, непосредственное творение их Богом. Радугин А.А. Введение в религиоведение М. 1999. с.45. В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма.

Климович Л.И. Книга о Коране М.1986 г.

Крывелев И.А. История религии. М. 1975 г.

Радугин А.А. Введение в религиоведение. М. 1999 г.

Попов Л.А. «Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях»//общественные науки и современность, 1999№3.

Религия: как произошел человек

Чем объяснить поразительное сходство обезьян с людьми? На этот вопрос давались в прошлом самые различные ответы, один противоречивее другого. Многие ученые еще не так давно, лет двести назад, считали, что человекообразные обезьяны представляют собой породу каких-то диких «орангутангов», то есть «лесных людей» (орангутанг на малайском языке означает «лесной человек»). Орангутанги водятся в Южной Азии – на островах Суматра и Борнео). Некоторые натуралисты даже верили, что орангутанги притворяются немыми и не понимающими человеческую речь из опасения, что их могут превратить в рабов и заставить непосильно работать. В отдельной статье мы уже рассматривали поведение обезьян.

Древнеегипетский бог Хнум на гончарном круге лепит из глины первых людей.

В некоторых изданных в начале прошлого века книгах можно прочесть небылицы об орангутангах, будто бы работавших на кораблях в качестве матросов, и т. д.

Так изображали в прошлые века человекообразных обезьян, которых принимали за лесных диких людей.

Человек произошел от обезьян

Иначе подходили церковники к вопросу о сходстве обезьян с человеком. Для них признать, что человекообразные обезьяны – люди, означает также признать, что и бог, создавший людей по своему образу и подобию, должен быть похож на обезьян. Поэтому церковники категорически отвергали мысль о том, что антропоморфные обезьяны – дикие люди. Вместо этого отцы церкви высказывались в пользу того, что орангутанги в далеком прошлом были людьми. Но они согрешили перед богом, который в наказание превратил их в животных. Вера в эту версию была настолько сильна, что некоторые церковники, согласно сохранившимся преданиям, отправлялись в Африку проповедовать среди обезьян библию в надежде, что их вновь удастся преобразить в людей и примирить со всемогущим «творцом».

Представление о том, что человек появился на Земле сверхъестественным путем, что он создан богом, является пережитком очень далекого прошлого.

Различные теории происхождения человека

У разных народов сохранилось много самых разнообразных сказок о происхождении человека. В наиболее древних из них рассказывается, что первые люди свалились на Землю с Луны, что выросли они на деревьях, вылупились из яйца, снесенного какой-то чудесной птицей, и т. д. В более позднее время, с развитием ремесел, когда люди все больше и больше начинают выступать в качестве мастеров, творцов различных предметов, появляются легенды, в которых утверждается, что первые люди были сотворены какими-либо героями или богами: вырезаны из дерева, высечены из камня и т. п. У древних народов, умевших изготовлять гончарные изделия, возникло представление, что первые люди были сделаны богами из глины. Так, в древнем Египте верили, что бог, по имени Хнум, вылепил первого человека на гончарном круге.

Согласно древнегреческой легенде, бог Зевс, подобно гончару, вылепил людей из глины, а богиня Афина «одушевила» их, то есть оживила.

Греческий бог Зевс лепит из глины первых людей, а богиня Афина «одушевляет» их.

Библия о происхождении человека

Подобная же легенда имеется и в библии – священной книге иудеев и христиан. В этой легенде рассказывается, что бог, по имени Ягве, или Иегова, вылепил первого человека – Адама – из «красной земли», то есть из глины, и «вдунул в него душу живую». Когда Адам уснул, бог взял из его тела ребро, из которого создал женщину – Еву. От этих двух перволюдей, как уверяет библия, и пошел весь род человеческий.

Церковники утверждают, что все написанное в библии является «божественным откровением». За неверие в библию десятки и сотни тысяч людей приговаривались инквизицией – судами католической церкви – к заточению в темницах и сожжению на кострах. Только по приговорам главного инквизитора в Испании Торквемадо (XV век) было сожжено свыше десяти тысяч человек. Воинствующая церковь в течение многих веков вела ожесточенную войну против науки. «Может быть признано только то, что признается библией, так как ее авторитет имеет большее значение, чем все силы человеческого ума».

Так писал один из наиболее влиятельных церковников – святой Августин.

И церковь жестоко расправлялась с теми, кто расходился с ней во взглядах. Итальянский ученый XIV века Чекко д’Асколи, веривший в шарообразность Земли и считавший, что на противоположной ее стороне живут люди, о которых библия ничего не упоминает, был сожжен как еретик, то-есть неверный. На костре погиб Мигуэль Сервет (XV век), вплотную подошедший к раскрытию закона кровообращения у человека и животных. В 1600 году был сожжен величайший астроном Джордано Бруно, который также учил, что «по ту сторону Земли» живут люди – антиподы. Замечательному ученому XVII века Лючилио Ванини, который высказал мысль о том, что все меняется и что люди не всегда жили так, как в его время, по приговору инквизиции вырезали язык, а его самою сожгли на костре.

Очень много ученых погибло от рук «благочестивых» изуверов в застенках и темницах инквизиции. Немало их вынуждено было склонить свои колени перед церковью и проклясть всю свою прежнюю деятельность. Галилея (XVI–XVII века) церковь принудила на старости лет объявить «ересью» все его великие достижения.

Прославленный врач и анатом XVI века Андрей Везалий, спасшийся от костра инквизиции благодаря покровительству короля испанского Филиппа II, вынужден был отказаться от всякой дальнейшей научной деятельности.

Даже в XVIII веке богословский факультет Парижского университета заставил знаменитого французского натуралиста Бюффона публично заявить: «Я отказываюсь от всего, что в моей книге относится к образованию Земли, и вообще от всего, что может оказаться в противоречии с рассказом Моисея», (Моисей легендарный автор библии).

Таковы отдельные эпизоды из истории борьбы религии против науки.

Христианские взгляды на происхождение человека и «научный креационизм»

Теория творения (креационизм)

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек — творение Высшего разума или попросту Бога.

Христианские взгляды на происхождение человека и «научный креационизм»

Значительное распространение в мире получили христианские религиозные взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве) — единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух.

Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется «научным креационизмом». Современные креационисты стремятся подтвердить тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре» — если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных — около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось бы — для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

Креационисты в большинстве своём отвергают эволюцию, приводя при этом факты, свидетельствующие в их пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что не могут искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие по меньшей мере 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. При этом цитируют высказывание Ч. Дарвина: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».

Креацианистские идеи развиваются в рамках ортодоксального иудаизма, а также ислама. В то же время мировым научным сообществом теории «научного креацианизма» не признаются убедительными.

14. Авраамическая теология о происхождения мира.

15. Христианская перспектива человечества.

16. Основные черты национальных религий.

Принятое в религиоведении (особенно русскоязычном) деление религий на мировые и национальные носит условный характер и принципиального значения не имеет. По сложившейся традиции национальной религией признается та, которая связана с конкретным этносом, доминирует на территории какой-либо страны, а если и выходит за ее пределы, существует в традиционном виде, не приспосабливаясь к новым условиям и не меняясь качественно. Численность приверженцев религии играет не самую важную роль. Скажем, даосизм или индуизм имеют миллионы приверженцев, однако за пределами Китая и Индии влияние этих религий невелико. И самое главное — они не ассимилированы другими народами, существуют в едином виде (насколько вообще возможно говорить о единстве, например, индуизма).

Индия — страна с богатой культурой и историей. Исторически здесь смешались разные языки и традиции. Религиозная картография Индии также достаточно богата. В Индии проживает довольно много мусульман (в Средние века Индия неоднократно подвергалась нашествиям со стороны исламских стран), распространено христианство (следы английской колонизации), значительна колония зороастрийцев.

Если же говорить о религиях, непосредственно возникших на территории Индии, то в основном можно говорить о буддизме и индуизме . О буддизме — признанной мировой религии — будет сказано ниже, в теме 7, сейчас лишь заметим, что, вопреки расхожим ошибочным представлениям многих россиян, в современной Индии буддизм распространен мало. Например, христиан в Индии больше, чем буддистов. Буддизм был распространен в Индии несколько веков до и после Рождества Христова, однако уже в первые века нашей эры он начал терять позиции, уступая место более мифологизированному и красочному индуизму. Этому есть свои объяснения, связанные с социально-кастовыми и культурными традициями Индии. Сейчас на этом останавливаться не будем. Просто примем факт, что мировая религия индийского происхождения — буддизм — является одной из главных религий Востока, но не самой Индии. Главной религией в самой Индии признан индуизм.

В отличие от других религий, в Китае актуализировались не связь человека с Богом, не роль посредников и жрецов, а идея добродетельного общества под божественным Небом как символом высшего порядка.

В рамках этой общей традиции около двух с половиной тысяч лет назад сформировались два основных направления китайской религиозной философии, актуальные для духовной жизни Китая и сегодня: этическое, в основу которого легли идеи Конфуция, и мистическое, связанное с именем полулегендарного Лао-Цзы . Они получили название конфуцианство и даосизм.

17. Иудаизм как национальная религия евреев.

Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероуче­ния. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлин­ное искажение «истинной веры». Другая традиция рассматривает иудаизм как самоценное религиозное образование, национальную религию евреев. Логике и целям нашего изложения более соответст­вует второй подход, поскольку мы в этом разделе анализируем наци­ональные религии. В этом случае представляется нам, надо рас­крыть содержание данной религии самой по себе, безотносительно тех влияний, которые она оказала на другие религиозные культовые системы. Анализ этих влияний должен быть проведен в соответствующее время, когда будет рассматриваться тема возникновения христианства.

Читайте также:  Технические науки история и теория история науки с философской точки зрения

Иудаизм — религиозная система, возникшая на территории ; Палестины на рубеже II—I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, которое было самым многочисленным среди всех 12 еврейских пле­мен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сфор­мировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических документов: Священном Писании (Танак) и Священ­ном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно широкому читателю по Ветхому Завету Библии — главной вероучительной книге иудаистов и христиан.

Иудаизм называют национальной религией евреев. Истори­ки отмечают, что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен принципиально не отлича­лись от верований, ритуалов и обрядов других народов, находя­щихся на аналогичной стадии развития. Знакомство с содержанием Ветхого Завета свидетельствует о сильном распространении и вли­янии среди еврейских племен тотемистических, анимистических, магических верований и обрядов. Религиозно-культовая система того периода носила ярко выраженный политеистический харак­тер. И лишь начиная с XIII века до н. э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складыватьсяиудаизм как монотеистичес­кая религия.

Естественно, монотеизм не мог сложиться в одночасье. Форми­рование монотеизма заняло относительно длительный историчес­кий период и предполагало существование каких-то переходных форм. Такойпереходной формой на пути формирования монотеизма являлсягенотеизм. Генотеизм предполагает существование у того или иного народа веры в одного Бога. У еврейского народа таким Бо­гом былбог Яхве (Иегова). И вся религиозно-культовая деятель­ность, система социальных норм и социальных взаимодействий ев­рейского народа строилась вокруг этого Бога. Вместе с тем признава­лось, что у каждого народа имеется свой бог. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве в столице государства Израиль сыном Давида царем Соломоном в 945 году до н. э. был пост­роен храм Яхве, который стал центром культовой деятельности иу­даизма. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколь­ко столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосифа от 622 г. до н. э. об отмене культов других богов.

Как известно, в 586 году до н. э. Иудея была захвачена вави­лонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского пленения иудаизм стано­вится идейной основой борьбы евреев за освобождение и восстанов­ление собственной государственности, принявшей форму движе­ния к возврату на землю предков. С этого времени в иудаизме окончательно утверждается монотеизм. И хотя на монотеистичес­кой интерпретации иудаизма настаивали многие библейские пат­риархи и пророки, но утверждение подлинного монотеизма Библия связывает с именемпророка Моисея. Согласно библейскому повест­вованию, Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Изра­иля союз — «завет». Этот завет содержит два ключевых положения.

Первое — евреи обязаны признать, что Бог Яхве — это не просто один из богов, пусть даже самый сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе — еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока ос­танется ему верным.

Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма. Несмотря на то, что в иудаизме Бог провозглашается творцом и управителем всего человечества, он подчеркивает, что еврейский народ — это особый, Богом избранный народ, народ — Мессия, призванный осуществлять особую цивили­заторскую миссию с целью установления на земле царства благоден­ствия, мира и справедливости. Казалось было бы логичным стремле­ние представителей иудаизма выйти за рамки отдельного народа, распространяя свою веру среди других народов. Но иудаистское ду­ховенство препятствует ассимиляции евреев. Еще в 444 году до н. э. оно настояло на принятии закона, запрещающего евреям вступать в родственные отношения с другими народами. Таким образом иуда­изм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставле­нием евреев другим народам. Но наряду с негативными моментами I эта ориентация явилась одной из причин исключительной жизне­стойкости еврейского народа, на долю которого в истории выпали очень тяжелые испытания.

Одним из таких испытаний явилось завоевание Палестины в 322 году до н. э. Александром Македонским. Это событие привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Вос­точного Средиземноморья. Иудейская война (66—73 гг. н. э.) закон­чившаяся поражением евреев, а также подавление антиримского восстания под предводительством Бар-Кохбы (135 г. н. э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету. В пери­од расселения (диаспоры) создаетсяТалмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. На основе Ветхого Завета и Талмуда функционирует иудаизм как сложный комплекс рели­гиозных представлений и обрядов, морально-этических и правовых норм, регулирующих всю жизнедеятельность еврея как индивида, еврейского общества и государства.

Космологическая мифология иудаизма изложена в первой книге Ветхого Завета — Бытии. В этой книге рассказывается как Бог из ничего сотворил Небо и Землю, животных и растения, чело­века «по образу и подобию своему», мужчину и женщину — Адама и Еву, как эти первые люди совершили свой «первородный грех», сорвав плод с запретного древа познания добра и зла и как Бог на­казал их за это, изгнав из рая. Отныне они были должны в поте ли­ца добывать себе хлеб насущный и в муках рождать детей. Затем идет повествование о судьбе детей этих людей, о их сложных взаи­моотношениях с Богом.

Однако наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того «завета», который дал Бог на горе Синае пророку Моисею. Содержание этого завета из­ложено в близких версиях в двух книгах Ветхого Завета «Исходе» (20, 2—17) и «Второзаконии» (5,6—12). Этот «завет» представляет собой 10 заповедей — религиозно-культовых и нравственно-правовых норм:

1) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняй­ся им и не служи им;

3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;

4) Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней рабо­тай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освя­тил его;

5) Почитай отца твоего и мать твою;

7) Не прелюбодействуй;

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

10) Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твое­го, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.

Иудейская религиозно-культовая система содержит множе­ство положений, регламентирующих питание, брачные отношения, поведение в обществе и в культовых зданиях. Наиболее значитель­ные обряды, связанные с «богоизбранничеством» еврейского народа, обряды инициации — обрезание крайней плоти мальчиков на вось­мой день после рождения и церемония бар-мицва и бат-мицва, осве­щающих вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Боль­шая роль в иудаизме отводится религиозным праздникам. Наиболее значительные из них: шабат (суббота) — время отдыха и запрета на любую деятельность; йом-киппур (день всепрощения) — суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) — праздник, зна­менующий начало весны; суккот и шнуот — праздники, посвящен­ные сбору урожая; симхат-торы (радость Торы) — праздник по слу­чаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.

Организационная структура иудаизма на протяжении четы­рех тысячелетий его существования претерпевала значительные изменения. Долгое время в иудаизме ведущую роль играложречес­кое сословие, концентрирующее религиозную жизнь вокруг храма Яхве. В период рассеяния (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает игратьсинагога — собрание верующих, во главе с раввином (учителем). В настоящее время иудаизм является господ­ствующей религией государства Израиль, который, хотя и не имеет официального статуса государственной религии, но пользуется ис­ключительной поддержкой государственных органов и оказывает существенное влияние на всю общественную жизнь страны. Руково­дители религиозных общин — раввины находятся на государствен­ной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (системой религиозных пра­вил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут воспита­тельную работу и культовую деятельность в армии. В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Помимо Израиля религиозные объединения иудаистов функционируют во многих странах мира.

18. Танах и его структура.

Тана́х — принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует — Ветхому Завету).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

  • Тора́Пятикнижие
  • Невии́мПророки
  • Ктуви́мПисания (Агиографы)

Танах описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Евреи считают эти книги священными, потому что они были дарованы людям руах акодеш — духом святости. [2]

ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма оказали влияние на становление христианства и ислама.

Танах содержит 24 книги. Состав книг идентичен протестантскому Ветхому Завету, но отличается порядком расположения книг. Впрочем, Вавилонский Талмуд указывает порядок, отличный от заведённого ныне. Католический и православный каноны Ветхого Завета могут включать в себя дополнительные книги Септуагинты, отсутствующие в Танахе.

Еврейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

Закон, или Тора, включающая Пятикнижие Моисеево

Пророки, или Невиим, включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.

Невиим подразделяются, в свою очередь, на два раздела.

o «Ранние пророки»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)

o «Поздние пророки», включающие 3 книги «больших пророков» (Исаии, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.

Писания, или Ктувим, включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию.

В составе Ктувим выделялся сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.

Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» Сир.1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н. э. Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (около 20 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.) и Иосиф Флавий (37 г. н. э. — ?).

Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Еврейская традиция подсчёта объединяет 12 малых пророков в одну книгу, а также рассматривает пары Самуила 1, 2, Царей 1, 2 и Хроники 1, 2 за одну книгу. Также объединяются в одну книгу Эзра и Нехемья. Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Судей и Рут, Иеремии и Эйха, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита. В христианской традиции каждая из этих книг рассматривается как отдельная, таким образом говорится о 39 книгах Ветхого Завета.

19. Буддизм, христианство и ислам как мировые религии, регионы их наибольшего распространения.

Мировые религии. Христианство

Христианское вероучение строится вокруг текстов Ветхого и Нового Заветов и их канонизированных толкований, сложившихся в основном в первые века нашей эры. Иудейский Ветхий Завет дополнен принципиальным для этой религии Новым Заветом и переосмыслен с точки зрения миссии Христовой.

В ряде положений христианство пересекается с иудаизмом и зороастризмом. Общими являются идеи первородного греха (в иудаизме и христианстве это связано с поеданием запретного плода, в зороастризме — с поеданием мяса быка), мотив потери рая, искупительного пути человечества.

Однако сердцевиной христианства, его уникальной особенностью становится образ богочеловека Иисуса Христа , принявшего мучительную смерть за грехи человеческие и указавшего человечеству путь к спасению.

Жизнь и деяния Иисуса, изложенные в четырех канонических Евангелиях (от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна), деяния учеников Христа — Апостолов, а также знаменитый Апокалипсис (Откровение) Иоанна составляют Новый Завет — важнейшую книгу христианства.

Христианство является религией, в которой не только отражена мифология создания мира и сущности миропорядка, но и осмыслена телеология (то есть представление о цели) мироздания. Путь человечества в христианстве не случаен, но осмыслен, подчинен высшей логике. Христианское мировоззрение относится к разряду финалистских, то есть история человека и мира имеет свой предел, за которым время в обычном смысле слова заканчивается и начинается пространство вечности. Этим рубежом в христианстве считается Второе Пришествие и Страшный Суд, когда дьявол будет побежден, в мире установится вечное Царство Божие, а все люди (живые и мертвые) предстанут на Суд Божий, дабы обрести вечное блаженство или вечные муки.

Буддизм — одна из наиболее древних «великих религий» мира, она сформировалась на несколько веков раньше христианства и на тысячу лет раньше ислама. Как и многие восточные религии, буддизм не имеет жесткого канона, хотя его структура более определена, чем, скажем, в индуизме.

Читайте также:  Картинки для глаз чтобы расслабить зрение и увидеть объемную картинку

В процессе истории буддизм распространялся по всему Востоку, очень пластично приспосабливаясь к культурным и историческим традициям новой страны. Поэтому версии буддизма, например, в Индии и в Японии сильно отличаются.

Исторически буддизм возник в Индии, однако, как мы уже говорили, в современную эпоху в самой Индии буддизм не доминирует, зато он стал важнейшей религией стран Дальнего Востока. В России буддизм также весьма распространен. Он является традиционной религией бурятов, тувинцев и калмыков.

Ислам — самая молодая из великих религий мира. Она возникла много позднее иудаизма, зороастризма и буддизма и на пятьсот лет позднее христианства. Ко времени жизни пророка Мухаммеда (VI—VII вв. н.э.) христианство было уже признанной религией, господствовавшей во многих странах Европы.

История распорядилась так, что у многих европейцев и приверженцев буддизма отношение к мусульманскому миру неоднозначное — слишком много было конфликтов, где присутствовала идея «борьбы за истинную веру». Эхо этих конфликтов и сегодня ощущается и на Западе, и в Азии, о чем мы все прекрасно знаем.

В то же время сам по себе ислам — религия добра и покорности, слово «покорность» варьируется дважды: так переводится само слово «ислам», и этот же смысл заложен в термине «мусульмане».

Как бы то ни было, идея мира и покорности Богу — центральная в исламе, поэтому сама религия не может нести ответственность за экстремизм некоторых ее фанатичных лидеров. В теме 10 мы более подробно поговорим о социологическом парадоксе, наблюдаемом во многих религиозных конфликтах, когда методы борьбы за веру противоречат самому учению. Сейчас лишь констатируем, что современный исламский экстремизм есть одна из многочисленных реализаций этого парадокса. Экстремизм противоречит духу Корана и не должен ассоциироваться с исламом, точно так же, как христианский экстремизм не отражает идей христианства.

Ислам как особая религия возникает в начале VII в. н.э. и связан и именем пророка Мухаммеда (в русском языке через французскую традицию утвердился искаженный вариант — Магомет). Мухаммеду принадлежит выдающаяся роль в истории Востока, особенно арабского Востока.

Поскольку ислам возник позднее других мировых религий, в эпоху письменной истории, о жизни пророка Мухаммеда известно гораздо больше, чем о жизни Будды или Христа . Разумеется, любая деятельность пророка мифологизируется, однако степень этой мифологизации в исламе гораздо меньше. Сохранилось множество документов, описывающих прямо или косвенно деятельность Мухаммеда, поэтому мы можем говорить о нем как о безусловно реальном религиозном и политическом деятеле арабского Средневековья.

Ислам возник на Аравийском полуострове. Как и многие религии, он возникает в тяжелый для региона период. Дело в том, что традиционно через Западную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к экономическому росту и появлению таких крупных городов, как Таиф, Йасриб (Медина) и Мекка. В Мекке широко развернулись торговля, деятельность ремесленников, постепенно этот город превратился в крупный политический центр. Однако к VII в. Ирану удалось установить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию и Палестину. Караванный путь стал проходить только через Иран. Регион оказался за пределами экономически активной зоны. Это обстоятельство, а также нападения соседних государств и племен привели к экономическому упадку и разорению многих арабских территорий, увеличению числа неимущих, обострению противоречий. Необходимо было создать новую идеологию, объединяющую арабский мир.

20. Четыре благородных истины и восьмеричный путь.

Несмотря на наличие множества самых различных школ в буддизме, в их основе всегда лежат Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь. Конечно, с течением времени истолкование и применение несколько изменились, но эти предпосылки по-прежнему являются основными.

Изначально Будда искал решение проблемы, которую считал наиболее важной и центровой для всех живых существ, — проблемы страдания. Доктрина Четырёх Истин является его предписаниями по излечению человеческих страданий и поиску истинного счастья.

Истина первая: жизнь есть страдание
Размышляя, Будда пришёл к выводу, что все люди неуклонно идут к смерти: бывают счастливые моменты, бывают грустные и годы летят очень быстро. Хорошее не длится вечно и, значит, первым шагом по пути буддизма будет осознание того, что жизнь по сути есть не что иное как страдание (духкхи). «Рождение связано с болью, старение болезненно, болезнь приносит боль, и смерть приносит боль. Союз с неприятным болезнен, болезненна и разлука с приятным, и любая неудовлетворенная страсть тоже болезненна» – так объяснял это Будда.

Сначала кажется, что такое описание является примером негативного мышления, но ведь Будда не рассматривает страдание как окончательный вывод, страдание на самом деле выступает в качестве отправной точки. Выбрав такую точку, Будда предлагает конкретный набор по излечению.

Истина вторая: корень страдания
Вторая Благородная Истина гласит: у страдания есть причина (танха – «желания»), но Будда вовсе не призывает покончить со всеми желаниями; он говорит лишь о желаниях эгоистических, основанных на неправильном видении человеком самого себя и окружающего мира, что и приводит к страданиям. Чем больше мы стремимся удовлетворить собственное эго, тем более ограничивающим и требовательным это эго становится. Кроме того, наши эгоистические желания никогда не могут быть удовлетворены полностью, так что мы неизбежно окажемся разочарованными.

Истина третья: вы можете положить конец страданиям
Страдание дает возможность заглянуть внутрь себя. Понимание того, что мы в силах пресечь страдание, и есть третья Благородная Истина. Но для этого требуется внутреннее преобразование.

Истина четвертая: Восьмеричный Путь
Там, где есть проблема, должно быть и решение. Именно его предлагает Четвертая Благородная Истина. Этот способ называется Восьмеричным Путем и ведет людей к разрешению проблем, обретению свободы от страданий и открытию счастья и удовлетворенности в просветлении.

«Правильные взгляды» — это первый шаг на Пути. «Правильные взгляды станут факелом, освещающим его путь» (цитата из Бенаресской проповеди Будды). Для того, чтобы начать внутренние преобразования, люди должны прежде всего сориентироваться. А сориентироваться они смогут, если узнают, что ждет их впереди. Благородные Истины — это первый шаг по направлению к правильным взглядам, они учат людей надеяться на перемену к лучшему, поскольку многие их проблемы на самом деле иллюзорны и созданы ими же самими. Жизнь станет куда лучше, когда вы повернете в правильном направлении, следуя Восьмеричному Пути.

«Правильные намерения» — это второй шаг. «Правильные цели будут его проводником». Чтобы серьезно решиться на этот шаг и пойти буддистским путем исцеления, люди должны всем сердцем ощутить, что это именно то, чего они хотят.

Третьим шагом является «правильная речь». К этому времени мы уже готовы включиться в этот процесс. «На этом пути правильные слова — место его обитания»: мы начинаем практиковать буддийское учение, обращая внимание на самих себя и замечая, что именно мы говорим. Если вам когда-либо приходилось слышать свой голос записанным на магнитофон, вы, возможно, были удивлены его звучанием и сказанными словами. Прислушайтесь к собственным словам — и вы сможете начать познавать самих себя, но просто прислушиваться — этого недостаточно, нужно еще сознавать, когда в этих словах звучит злоба, и научиться понимать, почему это происходит. Правильная речь — существенный шаг на пути к переменам.

Далее следует четвертый шаг на этом пути — «правильное поведение». «Его шаг будет ровным благодаря правильному поведению»: подобно тому как практикующие, наблюдая за собственной речью, начинают сознавать мотивы сказанного ими, точно так же они должны обращать самое пристальное внимание и на свое поведение. Когда люди начинают наблюдать за тем, что они делают, они могут быть весьма удивлены тем, какое количество действий совершается ими бессознательно. Иногда привычки приносят пользу — например, когда вы ведете автомобиль, но в других случаях бессознательные поступки могут привести к неприятностям – понимание этой разницы начинается с наблюдения. Будда верил, что, когда люди совершают добрые поступки и живут в соответствии с правилами хорошего поведения, их страдания уменьшаются. Затем следует поразмыслить над результатами наблюдений и спросить себя, чем были вызваны те или иные поступки. Буддисты стараются не позволять себе действий эгоистических и вместо этого открывают свои сердца заботе о благе других, следуя пути бодхисаттв.

«Правильные средства к существованию» — это пятый шаг. «Правильный способ добывания средств к жизни восстановит его силы»: когда люди размышляют над тем, на что уходит их жизнь, большинство из них понимает, что основную часть времени они работают. Будда верил, что, поскольку труд занимает большую часть времени, людям не стоит надеяться на обретение внутреннего мира в том случае, если их занятие противоречит буддийским ценностям. Будда каждого просил подумать над своей работой и удостовериться, что она совместима с просветленной жизнью.

Шестой шаг – «Правильные усилия». «Правильное усилие станет его ступенями»: Будда считал, что, если люди предпринимают усилия к продвижению в правильном направлении, в них благодаря этому происходят положительные перемены, но если они пытаются сделать что-то дурное, они сворачивают на стезю, неизбежно приводящую к несчастьям и страданию. Будда поощрял своих последователей к благотворным усилиям и говорил о необходимости избегать усилий неблаготворных, то есть таких, которые имеют в своей основе алчность и преступление. Если вы постоянно будете направлять свои усилия в хорошую сторону, вы в конечном счете преуспеете в продвижении по пути.

Правильные усилия означают также правильный расчет шага. Развитие в себе глубокого осознания каждого слова и каждого действия может поначалу показаться трудным и даже беспокоящим занятием, но не следует делать слишком больших усилий, пока вы к ним не готовы. Будьте усердны, но всегда держитесь в пределах собственного уровня готовности.

«Правильные мысли» — это седьмой шаг. «Правильные мысли [будут] его дыханием». Правильное мышление так же важно для жизни, как и дыхание. Основной целью Будды было преодоление неведения, но глубокие перемены невозможны, пока человек не обретет контроль над своим умом, используя с этой целью понимание. «Полезно усмирять ум, который трудно удержать, — изменчивый, рыскающий, куда ему вздумается; усмиренный же ум приносит счастье».

Если люди обращают внимание на каждую свою мысль, на каждое чувство и ощущение, они начинают замечать, насколько все это мимолетно и преходяще. Точно так же и восприятие человеком самого себя оказывается просто рядом ощущений, которые как бы сливаются воедино. Сама идея о некоем устойчивом эго — иллюзия. Когда люди осознают это, они смогут начать развивать правильное мышление, чтобы увидеть жизнь такой, какова она есть на самом деле. Страдание исчезает. Ум становится спокойным.

«Правильное сосредоточение» — это последний, восьмой шаг. Посредством правильного сосредоточения «достигается чувство свободы, знания мгновенного и ничем не ограниченного, охватывающего весь мир, распростертый внизу, — вроде чистого водоема, в котором видны каждая рыбка и каждый камешек». В таком состоянии практикующий вкладывает все свои умения, которые он развил на пути, в медитацию — подобно тому как это делал Будда, достигший просветления во время медитации под деревом бодхи. Затем медитирующий углубляет сосредоточение, превращая его в подобие только что заточенного ножа, и вспарывает им иллюзию, чтобы постичь подлинную реальность. Буддисты верят, что прямое восприятие не только возможно, но и истинно. Как сказал Будда: «Кто в своей жизни следует правильному пути вне мимолетного, тот достигает Подлинной Реальности, сладчайшего плода. И когда он достигает ее, он познает нирвану». Достигнув просветления, вы окончательно избавляетесь от страданий.

21. Ислам — вероучение и культ.

Исла́м — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха) [1] . В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.

Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались [2] . Каждый раз для возвращения к истинной вере (исламу) Аллах отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса [3] . Последним посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман виде.

Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него,согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.

Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» — «Тот, Кому поклоняются», «Достойный поклонения». Арабы, исповедующие другие авраамические религии — например, христиане, используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу [11] . В арабском тексте Библии слово «Бог» переведено как «Аллах» или как «Рабби» (Господь). Имя ‘Элах (‘Элох, ‘Элоах) встречается в Ветхозаветной книге Бытия [12] .
Обычно, когда речь идет об исламе, для обозначения Бога применяется слово «Аллах», даже в неарабоязычной среде. В доисламской Аравии, у язычников, Аллах считался единственным Творцом, но поклонялись идолам для приближения к Аллаху [13] , приписывая Богу сыновей и дочерей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
  • http://vuzlit.ru/361902/religioznye_predstavleniya_o_proishozhdenii_cheloveka
  • http://libtime.ru/history/religiya-kak-proizoshel-chelovek.html
  • http://studopedia.ru/9_100077_hristianskie-vzglyadi-na-proishozhdenie-cheloveka-i-nauchniy-kreatsionizm.html