Меню Рубрики

Тень это с точки зрения физики

Куда бы мы ни отправились, за нами всюду следует тень. Утром и вечером она становится длинной, намного больше человеческого роста, а к полудню укорачивается, превращаясь в куцую кляксу под ногами.

Если же зайти в помещение, освещённое газоразрядной лампой, она исчезает совсем. Итак, что такое тень с точки зрения физики?

Поскольку физика имеет дело исключительно с материальными объектами, тень для этой научной дисциплины является оптическим явлением, неразрывно связанным с источником света. Если взять лампу, свечу или другой источник светового излучения, и поместить в его лучи любой непрозрачный объект, то на поверхности предметов, находящихся за этим объектом, возникнет тёмный силуэт, называемый тенью. Тень не существует сама по себе, она всегда появляется, когда физическое тело препятствует попаданию света на другие физические тела.

Контуры тени всегда в определённой степени повторяют контуры объекта, который её образует, но с известным искажением. Теоретически можно получить тень, контуры которой будут полностью идентичны объекту, если расположить объект и плоскость, на которой образуется тень, строго перпендикулярно световым лучам. При этом размер источника света должен повторять размеры объекта, чтобы все лучи света падали на него под прямым углом.

Свойства тени

На практике тень всегда искажает контуры тела, которое её отбрасывает, так как световые лучи падают на него и на плоскости, где образуется тень, под разными углами. Искажения зависят от:

— угла падения света на объект и на поверхность образования тени;

— интенсивности света (чем он ярче, тем визуально гуще тень);

— прозрачности среды прохождения лучей (часть лучей света может рассеиваться, если среда неоднородна по прозрачности – морская вода, матовое стекло и т.д.);

— удалённости источника света от объекта и поверхности;

— расстояния между объектом и поверхностью, на которой образуется тень;

— фактуры поверхности – гладкой, шероховатой, волнистой и т.д.

Изменяя эти факторы, можно изменять очертания тени, делая их чёткими либо размытыми, увеличивать и уменьшать длину тени, её интенсивность от бледно-серой до насыщенно тёмной, а также некоторые другие параметры тени, отбрасываемой объектом.

Взаимодействия теней

Тень не является самостоятельным объектом, поэтому любые взаимодействия между тенями предметов возможны лишь в том случае, когда эти предметы входят в реальное соприкосновение. Даже если расположить источник света под нужным углом, вызвав соприкосновение теней предметов, это никаким образом не отразится на их настоящем местоположении.

Один и тот же предмет может отбрасывать несколько теней, если его освещают несколько источников света. Чем ярче источник, тем гуще будет его тень. Если поместить предмет между двумя источниками света, тень появится лишь с одной стороны, противоположной более мощному источнику световых лучей.

При освещении объекта несколькими одинаковыми источниками света с разных сторон, его тени визуально исчезнут. В то же время, освещённость поверхности вокруг объекта будет различной на разных участках, т.е. там, куда падает тень от одного из источников света, она будет меньше, чем на соседнем участке, где никаких теней нет.

Бестеневые светильники

В ряде отраслей – в медицине, приборостроении, часовой промышленности и др. – крайне важно, чтобы поле деятельности всегда было хорошо освещено. В этих случаях используются бестеневые светильники, световое излучение которых не приводит к образованию теней.

Равномерная освещённость всех поверхностей достигается распределением источников света по всему помещению, а также использованием специальной светорассеивающей и отражающей арматуры. В качестве арматуры используются плафоны из матового стекла, рефлекторы сетчатой и изогнутой формы, обеспечивающие рассеивание световых лучей в разных направлениях. В качестве светоиспускающих ламп используются газоразрядные, галогенные и светодиодные светильники.

Как, с точки зрения физики, объяснить понятие тень «черной дыры»?

Мы уже все видели эту фотографию — да, впечатляет, но как «черная дыра»может отбрасывать тень? Кто может объяснить?

Элементарно. Тень может отбрасывать любой непрозрачный предмет, и чёрная дыра тут не исключение.

Для начала: тот снимок, который нам показали как «тень чёрной дыры», — не фотография. Хотя бы потому, что сделан в миллиметровом диапазоне радиоволн, а вовсе не в оптическом диапазоне. Потому как только средствами радиоастрономии и удаётся получить то фантастическое угловое разрешение, которое позволило сделать этот снимок (порядка 20 микросекунд дуги).

Ну по почему тень — потому что эта чёрная дыра находится в центре галактики, а стало быть, на довольно ярком фоне. До сих пор удавалось зарегистрировать гравитационное линзирование, вызванное «изолированными» чёрными дырами, то есть искривление лучей света от компактных источников, расположенных за чёрной дырой (и не только за ней — тот же эффект вызывается любым массивным объектом, например, галактикой). В этом случае непосредственно за чёрной дырой находится галактика М87, в центре которой оная дыра и живёт, и свет от «задней половины» галактики чёрной дырой отклоняется, а значит — до нас не доходит. Это и проявляется как тень.

Что такое тень на самом деле? Новый взгляд на природные явления

В мире происходит столько всего интересного на видимом и невидимом уровнях. Сталкиваются галактики, зажигаются и исчезают звезды, образовываются новые вещества, зарождается и исчезает жизнь. Что такое человек на фоне всех этих процессов? Что мы знаем о мире и о себе? Понимаем ли суть явлений, и задумываемся ли мы над простыми вопросами:

  • Что такое тень?
  • Почему в тени прохладно?
  • Почему на полюсах нашей планеты лежит снег?
  • Как мы видим предметы?

Зная свойства фотонов-3 и фотонов-4, можно ответить на эти вопросы с позиции знаний ИСКОННОЙ ФИЗИКИ АЛЛАТРА.

Из школьного курса по физике (геометрическая оптика) нам известно, что в оптически однородной среде свет распространяется прямолинейно, чем объясняются явления тени и полутени.

В толковом словаре Ожегова можно прочитать следующее:

“Тень — место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей, тёмное отражение на чём-нибудь от предмета, освещенного с противоположной стороны”.

“Благодаря фотонам­-3 обеспечивается энергетический поток (а также различные силовые взаимодействия в материальном мире)”.

“Потоки фотонов-­3 не несут тепло, они его создают при разрушении частичек, с которыми сталкиваются.”

Так вот, получается, что тень от объекта — это место, закрытое от прямых потоков фотонов-3. А раз их нет, то там не происходит выделение тепла в результате разрушения материи!

Выходит, что в тени прохладнее не потому, что она закрыта от потоков тепла идущего, например, от Солнца, а потому, что там тепло просто не создаётся (. ), как на поверхности освещенных объектов.

А от чего же зависит количество создаваемого тепла при взаимодействии потока фотонов-3 с веществом?

Для поиска ответа на этот вопрос нам опять стоит заглянуть в доклад:

“Чем больше поток фотонов­-3, направленных под прямым углом к материальному объекту, тем больше образуется тепла”.

Зная это, понятно, почему на полюсах нашей планеты лежит снег и там холоднее, чем на экваторе.

Северный полюс (Арктика) — одно из самых холодных мест на Земле. В самый теплый период летом температура держится около 0 °C, зимой же падение температуры может достигать до -40 °C. Однако на Южном полюсе (Антарктика) ещё холоднее, температура летом и зимой может колебаться от -30 °C до -75 °C.

Арктика Антарктика

Современные же учёные считают, что тепло, которое идёт с лучами от солнца, в приполярных широтах рассеивается по большей территории, чем на экваторе. Поэтому полярные широты обделены солнечным теплом, т.е. на одинаковые площади поверхности (на экваторе и на полюсе) приходится разное количества тепла.

Но на самом деле, фотоны не переносят тепло от солнца. Тепло создаётся фотонами-3 при взаимодействии с поверхностью нашей планеты!

Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения солнечных лучей. А значит, создаётся меньше тепла.

Каждый видел, во что превращается газета, которая летом долгое время пролежала у окна. Как выгорает краска под действием солнечных лучей. Это как раз и есть видимый результат силового воздействия фотонов-3, который разрушает материю, и при этом выделяется тепло.

По сути, это экзотермическая реакция, которая является следствием процессов, проходящих на уровне эзоосмической ячейки.

А почему же тогда наша кожа на солнце не разрушается, не выгорает, а наоборот, приобретает тёмный загар?

Почему листья растений не разрушаются под таким потоком фотонов-3?

Оказывается, дело в уникальном молекулярном строении пигментов, которые взаимодействуют с потоками фотонов-3.

Зелёные растения обязаны своим цветом молекулам хлорофилла (зелёному пигменту).

Когда фотон-3 попадает в клетку, он выбивает электрон из середины молекулы хлорофилла. Это создаёт крошечный пакет энергии, называемый экситоном, энергия которого будет использоваться в химических процессах создания всех важных биологических молекул. Вот так растения себе во благо используют энергию, создаваемую потоком фотонов-3.

Потемнение кожи под действием солнечного света связано с образованием меланина — особого высокомолекулярного пигмента, который рассеивает создаваемую фотонами-3 энергию и предохраняет от разрушения живые клетки.

А происходит это благодаря наличию в меланине неспаренных электронов, что придает этому веществу свойства стабильных свободных радикалов. Неспаренные электроны способствуют более эффективному поглощению фотонов-3.

Вот почему у жителей экваториальных широт кожа темнее, чем у народов севера. Это результат многолетней адаптации и компенсации, который постепенно приспособил организм к условиям существования под таким интенсивным потоком фотонов-3, падающих под прямым углом.

А как мы вообще видим объекты материального мира?

В этом процессе играют ключевую роль явления, происходящие на уровне эзоосмической решётки:

  • Способность фотона-3 при определённых ус­ловиях преобразовываться в фотон, состоящий из 4­х фантомных частичек По (фотон­-4)
  • Информационные взаимодействия, связанные с переносом информации фотоном-4

“Фотон-3 и фотон-4 двигаются, как правило, в одном энергетическом потоке, причём фотонов-3 в нём всегда многократно больше, чем фотонов-4. Например, от солнца идёт поток фотонов, где большинство из них — это силовые фотоны (фотоны-3), ответственные за энергетические, силовые взаимодействия, но среди них есть и информационные фотоны (фотоны-4), несущие информацию о солнце”.

Силовой фотон-3 и информационный фотон-4

Силовые фотоны-3 ударяются о внешнюю поверхность тела и при определённых условиях (одновременное нахождение головной частички По вещества и фотона-3 в одной эзоосмической ячейке) вырывают головную частичку По и превращаются в информационный фотон-4, который уже отражается от объекта и несет информацию о нём. И мы хорошо видим освещённый объект.

Фотон-3 Фотон-4

А вот предметы, находящиеся в тени, мы видим плохо, потому что они закрыты от прямых потоков фотонов-3, которые могли бы превратиться в фотон-4 и донести информацию об этом предмете.

Но как мы на самом деле видим окружающий мир? Куда фотон-4 сбрасывает информацию? Как сознание рисует нам иллюзию? (Уникальная информация о сознании есть в фильме «Сознание и Личность. От заведомо мертвого к вечно живому»).

Давайте вместе ответим на эти вопросы в следующих статьях. Пишите свои версии в комментариях, присылайте свои статьи на сайт!

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Тень это с точки зрения физики

Больше, чем физика. Часть 7. Игра теней

Все эти дни я рылся в старинных трудах о людях, потерявших тень.
В одном исследовании автор, солидный профессор, рекомендует такое средство:
хозяин тени должен крикнуть ей: «Тень, знай свое место» –
и тогда она опять на время превращается в тень.
Евгений Шварц «Тень»

Физика изучает объекты и явления материального мира. Все объекты состоят из материальных носителей – элементарных частиц, обладающих массой и энергией. Но есть и нечто, чего физика касается, но оно, тем не менее, не состоит ни из каких материальных носителей, не обладает ни массой, ни энергией, и всё-таки присутствует в нашем мире. Речь идёт о, так называемых, псевдообъектах. Одним из самых известных псевдообъектов является тень.

Что такое тень, с точки зрения физики? Это область пространства с отсутствием, или с недостатком света. Но в то же время есть не только физическое, но и мистическое понимание тени. Ещё древние люди понимали, что тень принципиально отличается от материальных объектов, и наделяли её некими таинственными свойствами. В частности тенями издревле называли души умерших. И такая связь тени с потусторонним миром (который тоже часто называют миром теней) объяснима. Раз сущность тени не вписывается в рамки материального мира, значит, тень это что-то, что лежит за гранью материального мира. Мы уже говорили, что, к примеру, за гранью материального мира лежит чёрная дыра, по другим причинам, чем тень, но чёрная дыра тоже не вписывается в наш материальный мир. И тоже – чёрная, что характерно.

Что ещё такое тень, чисто геометрически? Это – проекция тела на плоскость. Лучи света не могут пройти сквозь какое-то тело, и за телом образуется область с недостатком света. А на поверхности, расположенной за телом, мы видим тень. При этом тень может сильно отличаться по форме от породившего её объекта.

Многие, наверное, помнят эпизод из «Ну, погоди!», когда волк в трюме корабля, святя фонариком, ищет зайца, а заяц с помощью своих рук (или лап) создаёт ужасные тени. Это очень похоже на то, что часто происходит в средствах массовой информации и в интернете. Нам показывают что-то чудовищное, к примеру, войну в Крыму, а, на самом деле, никаких чудовищ нет, просто сидит зайчик и как-то шевелит лапками. И, в результате, о войне в Крыму меньше всех знают жители самого Крыма, вернее, они точно знают, что никакой войны у них нет. А весь остальной мир пребывает в ужасе от игры теней.

И это тоже не случайно, поскольку тень имеет непосредственное отношение и к самим средствам массовой информации, и к интернету. Ведь тень, хотя и не является носителем энергии, тем не менее, является носителем информации. Как правило, искажённой информации. Ещё и поэтому тень в культуре часто воспринималась зловеще. Но о природе информации мы поговорим как-нибудь отдельно. А пока непосредственно о тени.

Читайте также:  Восстановление зрения жданов методика восстановления зрения

Есть знаменитая пьеса Евгения Шварца, созданная по мотивам одной из сказок Андерсена, которая так и называется: «Тень». Там сюжет строится на том, что тень отделяется от своего хозяина и начинает жить собственной жизнью, в конце концов, чуть было, не уничтожив своего хозяина.

Сказка – ложь, да в ней намёк. Намёк пьесы Шварца в том, что в ней показывается теневая сторона жизни. Теневая сторона человека, человеческих отношений, теневая сторона государства, в конце концов. В пьесе есть очень интересный персонаж – министр финансов, который ради прибыли готов был убить себя. В общем, у Шварца тень в широком смысле показана во всей красе и практически прямым текстом. Если кто не читал, а читать – лень, то можно посмотреть фильм с Олегом Далем в главной роли, поэтому я пересказывать сюжет не буду.

Есть другое интересное литературное произведение, где так же показан мир тени, хотя на тени в физическом смысле там внимание не акцентируется, за исключением одного эпизода. Это роман Алексея Толстого «Аэлита». Про непосредственно тень там говорится в одной знаменитой фразе: «Стань тенью для зла». И многие сопоставляют эту фразу с девизом другого писателя по фамилии Толстой: не противиться злу насилием. Здесь я сделаю небольшое отступление касательно Льва Толстого и его правила. Лев Толстой не говорил, что нужно не сопротивляться злу, он говорил о том, что со злом можно бороться ненасильственными методами, и Махатма Ганди на практике доказал эффективность таких методов.

Это была необходима ремарка, а теперь вернёмся к Алексею Толстому и его «Аэлите». Что описано в этом романе? Там описан умирающий мир Марса, куда прилетели два земных космонавта. В основе религии этого умирающего марсианского мира лежит легенда, о пастухе, который призывал людей стать тенью для зла.

И тут, не смотря на видимую схожесть, принципиальное отличие от того, чему учил Лев Толстой и, что делал народ Индии во главе с Махатмой Ганди. У Ганди речь шла о ненасильственной борьбе со злом, а в легенде о марсианском пастухе речь идёт о том, чтобы спрятаться от зла. Марсиане у Алексея Толстого следуют этому, прячутся от зла, становятся тенями, и обрекают свой мир на гибель.

Причём, в том момент, когда на Марсе появляются два земных гостя, марсиане уже понимают, что они обречены, и владыка планеты говорит им: «Оставьте нас в покое, дайте нам достойно умереть». Вот это желание умереть, оно всегда приходит вслед за решением прекратить борьбу со злом. Воля к смерти проистекает из желания стать тенью для зла.

Странно получается, что к смерти человека ведёт желание комфорта. Ведь что такое, стать тенью для зла? Это значит, на обывательском языке: «хорошо устроиться», так, чтобы ни я никого не трогаю, ни меня, пожалуйста, не трогайте. И если посмотреть на марсианский мир, описанный Алексеем Толстым, то он не настолько мрачен, как может показаться. Там описана марсианская столица Соацера, город, в котором люди живут вполне сыто, благополучно, как-то развлекаются, но, в основном, только и делают, что развлекаются. И, в то же время, тяготеют к смерти, причём тяготеют на столько, что даже владыка планеты, то есть, человек, которого само его положение обязывает быть наиболее активным, призывает землян дать марсианам достойно умереть.

Тут город Соацера из романа «Аэлита» перекликается с другим выдуманным местом – Дурацким островом из сказки Носова «Незнайка на Луне». Вообще и в «Аэлите», и в «Незнайке на Луне» описан один и тот же сюжет: коммунистические пришельцы с Земли попадают на другую планету, где царит капиталистический мир. Но чем лунный капитализм Носова отличается от марсианского капитализма Толстого? Тем, что у Носова мы видим, хоть и весьма неприглядный, но всё же живой капитализм, готовый за себя драться. У лунных капиталистов мы видим волю к жизни. И если у марсианских капиталистов местом, где все развлекаются и ничего не делают, является их столица, то у лунных капиталистов такое место отнесено на остров в океане.

Если кто не читал, то на Дурацкий остров на Луне ссылали бездомных, безработных и прочих, не вписавшихся в систему людей, где они целыми днями развлекались, но со временем превращаются в баранов. То есть, Дурацкий остров – это та самая зона комфорта, которая ведёт человека к смерти. И лунный капитализм Носова совершенно правильно отгородился от этой зоны комфорта океаном, а на материковой Луне идёт жёсткая, некрасивая до омерзения борьба всех против всех. Но, несмотря на все свои недостатки, это всё-таки жизнь.

Зачем я всё это рассказываю? Затем, что у Носова описан тот капитализм, который был. Жестокий, но здоровый. А у Алексея Толстого описан тот капитализм, который скоро будет, или уже есть. Комфортный, но ведущий к смерти. И если вы не поняли, причём тут тень, то тот капитализм, который на нас наступает – это и есть тень того капитализма, который был.

Сто лет назад жили какие-то акулы капитализма: Генри Форд, Джон Пирпонт Морган, Джон Рокфеллер, это были люди более, или менее, жестокие, но с колоссальной волей к жизни. Можно говорить, что Генри Форд – это капитализм с человеческим лицом, а Джон Рокфеллер – это жестокий оскал капитализма, но при всех их различиях, этих людей роднила воля к жизни. Те же, кто занял их место сейчас – это их тени. Сначала на смену этим акулам пришли расслабленные потомки, не желающие бороться, а желающие комфорта, а потом пришли уже потомки потомков, отравленные волей к смерти.

Мы видим Дурацкий остров, стремящийся расшириться на всю территорию планеты. Мы видим, наползающую на мир тень. И если сто лет назад этот процесс остановить было ещё возможно, то уже пятьдесят лет назад процесс был необратимым. Я лично считаю, что точкой не возврата стала атомная бомбардировка Хиросимы. Когда на японский город американцы сбросили атомную бомбу, стало ясно, что тень вырвалась наружу, и воля к смерти начала преобладать над волей к жизни.

Но до какого-то времени мир мог спастись, потому что, кроме глобального капитализма, существовал глобальный социализм в лице Советского Союза и его сателлитов. Да, у глобального социализма тоже было много недостатков, и Сталин по своим чисто человеческим качествам, возможно, был ещё хуже Рокфеллера, но социалистический лагерь – это была альтернативная система, не поражённая волей к смерти.

Тоже до поры до времени. Потом и в социалистический мир пришло сначала желание комфорта, а затем и та самая воля к смерти. На смену настоящему советскому пришла его тень, которую принято называть нехорошим словом «совок», а закончилось всё перестройкой и гибелью Советского Союза. Поскольку социалистический мир был чисто физически (по территории, по населению, по экономике) значительно меньше капиталистического, то и погиб он быстрее.

И что же делать теперь? Когда Советского Союза как альтернативы отравленному волей к смерти капитализму нет, а сам капитализм желает только одного: достойно умереть? Причём, достойно для него, означает, вместе с человечеством. На что тут можно рассчитывать?

В своё время, нечто подобное уже происходило в истории человечества. Правда, не в глобальных масштабах, а в масштабах Средиземноморья. Есть такое устоявшееся выражения: Римская империя времён упадка. Римская империя прошла те самые этапы, что и глобальный капитализм. От воли к жизни, через желание комфорта, к воли к смерти.

Римская империя логично погибла, но Средиземноморье спаслось, благодаря новой восточной империи со столицей в Константинополе. Когда весь античный мир катился к неминуемой гибели, возник альтернативный, в том случае, христианский субъект, через который и спаслось Средиземноморье.

Применительно к нашему времени таким субъектом мог бы стать Советский Союз, но, как мы знаем, не стал. Может быть, таким субъектом, через который спасётся человечество, станет союз стран Латинской Америки. Может быть, таким субъектом станет один из азиатских гигантов – Индия, или Китай. А может быть, те народы, которые создавали СССР, снова создадут что-то новое, новую версию Советского Союза, в которой будут учтены и устранены недостатки старого Союза. По-крайней мере, та цепочка событий, которая получила название Русская весна, даёт нам такие надежды.

В любом случае, свою задачу я вижу в том, чтобы, в силу своих возможностей, создавать такой альтернативный субъект, через который спасётся человечество. Потому что, после того, как тень окончательно сожрёт своего носителя – глобальный капитализм, должно остаться что-то, что не будет съедено тенью, что не будет тенью для зла, что скажет тени: «Знай своё место!». Я в этом заинтересован лично. И мой цикл – это мой маленький вклад в создание спасительного субъекта. Поэтому «Больше, чем физика» будет продолжена.

Тень это с точки зрения физики

Очень часто мы замечаем, что если на пути лучей света оказывается какой-то непрозрачный предмет, то за ним образуется тень (рис. 1, а). Это одно из многочисленных наблюдений, показывающих, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Поэтому при всевозможных геометрических, геодезических, астрономических и физических измерениях и построениях луч света в однородной среде принимают за прямую линию.

Если источник света не точечный, а протяженный, то наряду с полной тенью образуется полутень (рис. 1, б). Происхождение ее понятно из рисунка.

Однако даже в случае точечного источника света при внимательном рассмотрении границы тени можно заметить, что она несколько размыта: вблизи нее видны светлые и темные полосы. Это явление объясняется дифракцией света, о чем подробнее будет рассказано ниже.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СОЛНЦА

В тени деревьев видны беспорядочно расположенные на земле светлые пятна различной величины, но одинаковой эллиптической формы. Их образуют солнечные лучи, проникающие через просветы в листьях деревьев (рис. 2). Эти светлые пятна и есть изображение Солнца.

Как же объяснить эллиптическую форму изображения Солнца?

Направим луч света на лист бумаги, располагая его перпендикулярно к падающему лучу; мы увидим круглое пятно. Поднимем лист выше — пятно становится меньше. Отсюда следует, что пучок лучей, образующих такое пятно, имеет форму конуса. Наклоним лист бумаги — пятно принимает форму эллипса.

Но почему же на земле получается изображение Солнца, а не отверстия?

Рассмотрим рисунок 3. На нем показаны ширма с маленьким отверстием CZ), предмет АВ и его изображение А1В1 на экране. Мы видим, что лучи, выходящие из какой-либо точки предмета (например, А) и проходящие через отверстие С, дают на экране изображение этой точки в виде пятна (А1), размеры которого тем меньше, чем меньше отверстие и чем дальше точка (А) от него. Такие пятна получаются от всех точек предмета. Они дают изображение предмета АВ, которое тем менее размыто по краям, чем меньше отверстие и дальше предмет. Форма изображения при этом очень мало зависит от формы отверстия С. Если же источник света находится близко от отверстия, на экране получается светлое очертание отверстия, тем более отчетливое, чем меньше размеры источника света.

В темной комнате или в темном ящике (камера обскура), в одной из стенок которых (в ставне окна) проделано малое отверстие, можно отчетливо видеть не только Солнце, но и освещенные Солнцем ландшафты с движущимися в них предметами (рис. 4). Для получения четких изображений необходимо только подобрать величину отверстия.

Получение изображений в темной камере, видимо, было известно уже давно. Польский писатель Б. Прус в своем произведении «Фараон», написанном на основании изучения большого количества древнеегипетских документов, рассказывает о том, как жрецы в темной палатке показывали фараону картину битвы, происходящей на освещенном солнцем плато. Повелитель египтян и не подозревал, что все виденное им не божественное знамение, а очень простое физическое явление.

Наряду со светлыми пятнами в тени полезно пронаблюдать форму тени от различных предметов в лучах Солнца, Луны и других источников света.

Обратите внимание на вашу собственную тень на земле. Тень ног резко очерчена, тень головы расплывчата.

Поместите руку близко перед листом бумаги, вы увидите отчетливую тень. Отодвиньте руку от бумаги. Полная тень каждого пальца становится все уже, в то время как полутени увеличиваются, пока не сольются друг с другом. Все это происходит потому, что Солнце и другие источники света не являются точечными источниками.

Посмотрите на тень бабочки. Она круглая. Это теневое изображение Солнца. Объясняет это явление рисунок 3.

Возьмите лист бумаги и поместите его горизонтально так, чтобы на нем образовалась тень от вертикальной проволочной сетки (например, от проволочного забора). Удаляйте бумагу от сетки. На некотором расстоянии вы увидите, что тени горизонтальных проволок исчезли, в то время как вертикальные тени остались.

Как же объяснить это явление?

Представим себе проволоку разделенной на большое количество участков. Каждый участок в лучах, падающих наклонно, дает на экране тень в виде эллипса. Вертикальная проволока дает эллипсы, расположенные так, как показано на рисунке 5, а. Они перекрывают друг друга и дают сплошную линию. Эллипсы же, образованные участками горизонтальной проволочки, располагаются так, как показано на рисунке 5, б, они расплываются.

Поздней осенью, когда деревья уже сбросили свою листву, можно часто видеть тени от двух параллельных ветвей наложенными одна на другую. Ветвь, расположенная ближе к нам, дает четкую тень, дальняя — более широкую, расплывчатую (полутень). Удивляет здесь то, что при наложении этих теней посредине более темной из них мы видим светлую полосу, так что тень выглядит двойной. Причиной является наложение полутеней. Для объяснения этого явления начертим сечения двух ветвей (рис. 6): одной—диаметром 1 см, другой—0,5 см, расположив их центры на расстоянии 3 см друг от друга. На расстоянии 5 см от центра сечения толстой ветви расположим изображение протяженного источника света шириной 2 см и проведем от краев источника света прямые (лучи). На экране, отстоящем от центра тонкой ветви на расстоянии 10 см, обнаружим области полной тени (ВС, В’С’), полутени (АВ, А’В’) и отсутствия ее (СС’).

Читайте также:  Можно ли скорректировать зрение с помощью линз

что такое тень

В разделе Естественные науки на вопрос что такое тень с точки зрения физики(реферат) заданный автором Анна Тaрбакова лучший ответ это Что же такое тогда тень? С точки зрения физики тень — это отсутствие света.
Но свет не может отсутствовать. Значит тень — это тоже свет, только другой формы.
Возьмём, к примеру, костер. Костёр излучает свет и тепло. Свет и тепло это продукты
горения топлива. Но у костра есть ещё и дым. Как говорят: «Нет дыма без огня. «
А раз всё-свет, значит дым — это вид света. Предположим, что тень — это дым.
Почему тогда тень за предметом, а не перед ним? Свет, исходящий от какого либо
источника может распространяться двумя способами: волнами и лучами. Свет движется
и встречает на своём пути препятствие-любой предмет. Частицы света сталкиваются
с ним и превращаются в дым. Дым обтекает предмет и собирается с обратной
стороны предмета. Но так как дым обладает иными свойствами, чем обычный свет,
то между ними есть большая разница. Свет — яркий, светлый, а дым тёмный и тень,
т. к. она и есть дым, тоже тёмная. Причём тени без света не бывает.
Нет тени без света, так же, как нет дыма без огня. Некоторые считают, что тень-
это отсутствие света, а отсутствие света это пустота. А природа не терпит пустоты.
Ночью, когда солнце скрывается за горизонтом, наступает темнота, но свет вовсе
не исчезает, т. к. в это время солнце светит на другую сторону планеты. А на этой
стороне скапливается дым.

Тень это с точки зрения физики

тень — тень/ … Морфемно-орфографический словарь

ТЕНЬ — тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, жен. 1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем н. от источника света, куда не проникают лучи света. «Под навесом в черной тени жевали лошади.» А.Н.Толстой. «Пешеход, отирая пот … Толковый словарь Ушакова

тень — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? тени, чему? тени, (вижу) что? тень, чем? тенью, о чём? о тени и в тени; мн. что? тени, (нет) чего? теней, чему? теням и теням, (вижу) что? тени, чем? тенями и тенями, о чём? о тенях и о тенях 1 … Толковый словарь Дмитриева

ТЕНЬ — жен. сень, стень, затинь, застень, южн., зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким либо предметом, который застеняет, застит, омрачает. На солнце жарко, пойдем в тень, под тень. Тише тени прошел да чох… … Толковый словарь Даля

ТЕНЬ — универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. своего рода знак естественного “языка” натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного… … Энциклопедия культурологии

тень — См. малость, призрак бросать тень, наводить тень, царство теней. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тень полумрак; малость, призрак; кров, худой, тенечек, очертания,… … Словарь синонимов

ТЕНЬ — ТЕНЬ, и, в тени, мн. и, ей и ей, жен. 1. Место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей. Температура +20° в тени. Сидеть в тени. Держаться в тени (также перен.: скромно, не стараясь подчёркивать свою роль в каком н. деле). Спрятаться… … Толковый словарь Ожегова

тень — ТЕНЬ, и, ж. (или тень отца гамлета). 1. Худой, истощенный человек. 2. Праздношатающийся, бездельник. Шляются тут тени всякие. Чего ты тут шляешься, тень отца Гамлета? … Словарь русского арго

Тень — (Schatten) (автор К.Г. Юнг ) архетип . Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете… … Психологический словарь

Тень — элемент свечи, отрезок, примыкающий к телу свечи. По английски: Shadow См. также: Японские свечи Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

тень — ажурная (Абельдяев); бархатная (Бальмонт, Белый); безмолвная (Андреев, Горький); бледная (Льдов, Сологуб, П.Я , Фруг); боязливая (Полежаев); вкрадчивая (Фофанов); грустная (Сологуб); глубокая (Григорович); густая (Арцыбашев, Радимов,… … Словарь эпитетов

Образование тени и полутени

Рассмотрим еще одно экспериментальное подтверждение закона прямолинейного распространения света. Проделаем опыты.

В качестве источника света возьмем обычную электрическую лампочку. Правее нее подвесим на нити мяч. Проводя опыт в темной комнате, мы легко увидим на экране тень мяча. Кроме того, в пространстве правее мяча возникнет некоторая область, в которую световые лучи (световая энергия) не проникают. Это пространство называют областью тени.

Воспользуемся теперь лампочкой с баллоном из белого стекла. Мы увидим, что теперь тень мяча окружена полутенью. И в пространстве правее мяча существует как область тени, куда лучи света не проникают вообще, так и область полутени, куда проникают лишь некоторые лучи, испущенные лампой.

Почему же возникла полутень? В первом опыте источником света служила спираль лампы. Она имела небольшие (говорят: пренебрежимо малые) размеры по сравнению с расстоянием до мяча. Поэтому спираль мы можем считать точечным источником света. Во втором же опыте свет испускался белым баллоном лампы. Его размерами по сравнению с расстоянием до мяча уже нельзя пренебрегать. Поэтому баллон мы будем считать протяженным источником света. От каждой его точки исходят лучи, часть из которых попадает в область полутени.

Итак, оба физических явления – образование тени и образование полутени – являются экспериментальным подтверждением закона прямолинейного распространения света.

Тень это с точки зрения физики

В 20-х годах во многих наших городах показывали аттракцион «Чудеса теней». Афиши на улицах обещали что-то совершенно необыкновенное. И это подтвердилось. Необычное началось еще у кассы: к каждому билету выдавали очки — картонные рамки с разноцветными целлулоидными пленками вместо стекол. Красная пленка для левого глаза, зеленая—для правого.

Зрители с нетерпением дожидались окончания кинокартины, после которой должно было показываться загадочное представление. Погас свет, и голос из темноты предложил всем надеть очки.

Ярко из-за кулис осветился экран. На сияющем полотне появилась тень—силуэт человека. Сначала она показалась обыкновенной. Тень как тень. Но, присмотревшись, зрители увидели, что она не совсем обыкновенная, а какая-то выпуклая, объемная и что находится она не на полотне экрана, а немного впереди него.
Силуэт оказался отличным жонглером. Но не его искусство поразило зрителей. Поразило их то, что черный силуэт, жонглируя, все дальше и дальше отходил от экрана. Вот он, огромный, черный, стоит среди зрителей, а в воздухе под потолком стремительно носятся черные тарелки, бутылки, шары… Каждому из зрителей кажется, что он видит жонглера совсем близко впереди себя.

Поработав некоторое время, силуэт жонглера медленно возвратился из зала на экран. Вот он почти слился с ярко освещенным полотном, раскланялся и ушел под бурные аплодисменты публики. На смену жонглеру появилась девушка, вернее, ее тень. Она, поиграв мячами, решила немного пошутить — стала бросать мячи в публику. Мячи летели с экрана прямо в зал, и каждому зрителю невольно хотелось подставить руки, чтобы их поймать. Однако, не долетев до зрителей, мячи вдруг исчезали в воздухе.
Много веселых сцен было разыграно «волшебными» тенями. В зале то и дело раздавались взрывы смеха, возгласы восторга и удивления.

В заключение на экране появился паук. Постепенно он отделился от экрана, повис в воздухе и стал приближаться к зрителям, все увеличиваясь и увеличиваясь в размерах. Вот уже гигантский черный паук висит над головами изумленных зрителей, медленно шевеля своими огромными ножищами.

Но стоило только вам снять очки, как все «волшебство» мигом исчезало. Экран по-прежнему ярко освещен, а на нем две тени паука — красная и зеленая, немного заходящие одна на другую. Вы спешите снова надеть очки, и сказочный паук опять висит в воздухе. Этот аттракцион всегда пользовался заслуженным успехом.

В чем же секрет «чудесных теней»?

Все предметы, которые нас окружают, мы видим объемными и размещенными в пространстве. Одно из условий объемного видения заключ-ается в том, что наши глаза расположены на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому каждый наш глаз видит предмет не только спереди, но и немного сбоку. Левый глаз видит больше левую сторону предмета, а правый — .правую. И, кроме того, изображения в каждом глазу немного сдвинуты по отношению к фону — предметам, находящимся позади. А в зрительных центрах нашего мозга оба изображения, по-разному перекрывающие фон, сливаются в одно целое, объемное представление о предмете.

Если сфотографировать какой-нибудь предмет аппаратом с двумя объективами, расположенными на таком же расстоянии друг от друга, как и наши глаза, то при рассматривании снимков в специальном приборе — стереоскопе каждый глаз будет видеть только то изображение, которое сфотографировано соответствующим объективом. Эти два разные изображения тоже сливаются в одно целое, и мы видим предмет рельефным.

Существует и другой способ получения объемного впечатления при рассматривании плоского изображения. Делаются два стереоскопических снимка: один для левого, другой для правого глаза. Затем снимки печатают с некоторым сдвигом на бумагу, причем оба отпечатка должны быть окрашены в разные цвета, например красный и зелено-голубой. Если рассматривать полученное изображение через цветные очки таких же цветов, как и отпечатки, каждый глаз увидит только то изображение, которое ему предназначено, и стереоскопический эффект получается без всякого прибора. Такой способ стереоскопической печати называется анаглифическим.
Как же создается стереоскопический эффект в «Чудесах теней»?

Рассмотрим это на примере.
На рисунке показан один из эпизодов этого аттракциона — висящий в воздухе паук. Зрителям, смотрящим через очки-светофильтры, кажется, что паук ползет прямо на них. На схеме показано, почему это происходит.

За экраном стоят два фонаря со светофильтрами: один — с красным, другой — с зеленым (желательно зелено-голубым). Пучки красного и зеленого света, складываясь, освещают экран желтоватым, почти белым светом. Если на пути этих световых пучков поставить какой-либо предмет, например мяч, то на экране появятся две тени: одна красная, другая зеленая. Там же, где цветные тени накладываются, куда не попадает свет ни от одного фонаря, будет темное место.

Посмотрим теперь на экран через цветные очки-светофильтры. Левый глаз смотрит через красную пленку и видит только правую, зеленую тень. Но вследствие того, что красная пленка поглощает зеленые лучи, зеленая тень кажется черной. Правый глаз смотрит через зеленую пленку и видит левую, красную тень, которая по этой же причине получается черной. На пересечении конусов, идущих от цветных теней через очки в глаза, наше сознание сливает оба изображения в одно — в черную «мнимую тень». Кажется, что она не на экране, а впереди него.

И если теперь мяч придвинуть к фонарям, то цветные тени на экране станут крупнее, расстояние между ними увеличится, а место пересечения конусов приблизится к нашим глазам; кажется, что мнимая тень придвинулась к нам. Когда же, наоборот, предмет удаляется от фонарей к экрану, создается впечатление, что мнимая тень от нас отодвинулась.

Для осуществления аттракциона в больших масштабах применяли мощные фонари со светофильтрами. Можно осуществить «Чудеса теней» и в маленьком масштабе в школе и дома, использовав для фонарей электрические лампочки мощностью по 80 ватт.

Сделайте сначала два фонаря. Для этого возьмите большие жестяные банки из-под консервов или краски. На рисунке даны ориентировочные размеры в миллиметрах. Банки должны быть чистыми—их дно будет служить отражателем. Сбоку надо прорезать отверстие для электрического патрона и сделать еще два отверстия для укрепления банки на кронштейне из толстой проволоки, чтобы ее можно было наклонять.

Для изготовления светофильтров вырежьте из тонкого картона несколько квадратов и сделайте в них круглые отверстия немного меньше диаметра фонарей. К одному такому квадрату прикрепите нитками кружок красного целлофана, а затем с обеих сторон к этому квадрату приклейте столярным клеем по два квадрата и положите под пресс.
Так же изготовьте зеленый светофильтр. Целлофан должен быть жароупорным, негорючим. Такой целлофан применяют для осветительных приборов в театрах. Вместо целлофана можно применить и цветные стекла, только они не должны быть очень «густыми», темными.

Для того чтобы можно было надеть светофильтры на фонари, нужно сделать ободки из картона шириной в несколько сантиметров. Укрепите ободки на светофильтрах с помощью маленьких картонных уголков и столярного клея, а сверху приклейте еще один квадрат из тонкого картона. Помните, что фонари будут сильно нагреваться, поэтому более мощные лампочки применять не следует. В случае необходимости применить более мощные лампочки на фонарях надо пробить сбоку добавочные отверстия для лучшего охлаждения. Очки изготовьте из двух полосок картона, вклеив между ними кусочки того же целлофана.

Экраном будет служить большой лист бумаги, укрепленный вертикально на столе, или натянутая на раму простыня. Простыню, хорошо натянув, можно повесить и в дверном проеме. Фонари установите в зависимости от размеров экрана на расстоянии 1—3 метров от него. Расстояние между центрами фонарей должно быть 25—30 сантиметров.
Можно придумать интересные представления, показать кукольный теневой театр, инсценировать басни, организовать в школе теневую газету. У театра объемных теней много возможностей, и от вас зависит, как их использовать.

Знай и умей Техника своими руками Ф.Рабиза . Статьи по теме: От теории к практике

Тень это с точки зрения физики

негативное начало, противоположность положительного и солнечного;

Тень обратна свету.

Читайте также:  Оправы для очков мужские для зрения италия

Не только признак загораживаемого света, но и темные сущности, имеющие собственную природу.

Таинственный двойник человека, часто отождествляемый с душой (в архаических культурах и в магии): в ряде языков изображение, душа и тень обозначаются одним словом.

Для древних — души умерших, ведут полуматериальное существование и способны вмешиваться в дела живых (Отсюда берут свое происхождение похоронные обряды и регулярные жертвоприношения с целью прийти на помощь мертвым ). Тот, кто, согласно сказанию, не может видеть собственную тень, обречен на смерть, как и тот, кто «наступает на собственную тень».

В некоторых племенах наступить на чью-либо тень — значит нанести смертельное оскорбление.

Нужно следить за тем, куда падает тень, чтобы не попасть в тень другого человека.

Полдень — самое опасное время, поскольку сокращение размеров тени равносильно угрозе жизни.

Силуэтообразные изображения людей в наскальной живописи послеледникового периода, зачастую сильно растянутые в длину, гипотетически расшифровываются (X. Кольмер) как образная передача тени (при низко стоящем Солнце) — по той причине, что изображать самого человека запрещалось.

Считается, что необходимо избегать людей, боящихся тени (ведьм), чтобы не оказаться в их власти.

Символизирует интуитивную, личностную часть души, которую часто в себе подавляют. В глубинной психологии тень служит символом бессознательного в личности, которое может быть встроено в комплексную структуру пережитого и испытать превращение лишь через процесс самостановления (индивидуализации).

С точки зрения Юнга, — негативный полубессознательный аспект психики индивида, отвергаемый им, поскольку осуждается моралью или разумом, кажущийся бессмысленным и неприемлемым настолько, что его не хотят видеть.

Остатки парализующих детских комплексов, которые Поль Дьель называет «ложными мотивациями».

Скрытые рычаги наших неправильных поступков,

эгоистических или мелочных действий.

Проявляются и часто накладываются на т.н. высшие мотивы.

Пока мы находимся по ту сторону завесы, ее невозможно сорвать; ведь слияние с этим alter ego есть начало осознания своей личности, ведущего к выработке объективного к ней отношения.

Во сне тень скрывается под видом чудовищ, неловких, плохо одетых или дефективных персонажей. они появляются в период становления личности или психического созревания и служат знаком того, что пора подвергнуть резкой критике наше поведение, нас самих.

Ряд оборотов, не требующих объяснений: быть в чьей-либо тени,

бояться собственной тени,

бороться с собственной тенью и др.

«Перепрыгнуть через собственную тень» сделать нечто невозможное.

Инь, противоположное Ян.

Бессмертные, прозрачные по своей физической сущности, не отбрасывали тени.

Человек, продавший душу дьяволу, теряет и собственную тень. Они являются в этом смысле «несуществующими» т.к. тень — доказательство материальности объекта или субъекта.

В философских притчах видимый материальный мир зачастую рассматривается лишь как тень подлинного мира, мира идей, как, например, в притче Платона о пещере.

Тень вместе с телом и душой является существенной частью человека.

В гробницах Нового царства часто изображается, как черная тень умершего в сопровождении птицы-души покидает могилу.

В «Книге Мертвых» (гл.92) говорится: «Пусть путь будет открыт для моей тени, для моей души, чтобы в день суда в потустороннем мире они увидели бога, великого, в его ларе».

В стране большого зноя служит также символом-словом «защита» в образе дающего тень опахала.

О царе говорится, что на нем покоится божественная тень.

«Тень Ра» — так называется святилище бога Солнца в Амарне.

Как враг света дьявол сам был тенью.

Ранние христиане видели (Послание к Евреям (8:5 и 10:1).) в событиях Ветхого завета символическое предвосхищение и возвещение евангельских событий, церковных институтов и обрядов в новой фазе Священной истории, на которую старая отбрасывала свои «тени». Средневековые иллюстрированные рукописи, например «Нравоучительная Библия», широко используют этот символико-аллегорический способ рассмотрения Ветхого завета, обнаруживая почти всем его событиям новозаветное соответствие и значение. .

«В тени крыл Твоих укрой меня» — любимое изречение набожных людей, таких, как духовный отец розенкрейцеров И. В. Андрее (1586-1654), восходит к Псалтири (16:8).

Х.-Л. Борхес «Книга вымышленных существ» (1937 г.)

Если вы пожелаете увидеть прекраснейший в мире пейзаж, вам надо подняться на верхушку Башни Победы в Читоре. Там с кругового балкона открывается вид на все стороны света. К балкону ведет винтовая лестница, но взойти по ней дерзают лишь те, кто не верит легенде. А легенда гласит следующее: «Испокон веков на винтовой лестнице Башни Победы живет некое существо, чувствительное ко всем оттенкам человеческой души и известное под именем А Бао A Ку. Обычно оно спит на нижней ступеньке, но при приближении человека в нем пробуждается таинственная жизнь, и тогда в недрах этого существа начинает теплиться внутренний свет. Одновременно его тело и почти прозрачная кожа приходят в движение. Однако сознание пробуждается лишь тогда когда кто-либо поднимается по винтовой лестнице, — тогда А Бао А Ку, чуть не прилипая к пяткам поднимающегося, следует за ним, держась того края ступенек, где они сильней всего стерты поколениями паломников. С каждой ступенькой окраска А Бао A Ку становится все более явственной, форма — более определенной и излучаемый им свет — более ярким. Но окончательной завершенности А Бао А Ку достигает лишь на верхней ступени, если тот, кто поднялся на нее, сподобился нирваны и дела его не отбрасывают тени. В противном случае, А Бао А Ку останавливается, словно парализованное, не достигнув вершины, — тело его остается незавершенным, голубая окраска блекнет, излучаемый свет, мерцая, гаснет. А Бао А Ку страдает от невозможности достигнуть совершенства, и его стоны — едва различимый звук, напоминающий шелест шелка. Вспышка жизни в нем коротка: как только паломник начинает спускаться, А Бао А Ку скатывается вниз на первую ступеньку и там, угасшее и утратившее определенность очертаний, ждет следующего посетителя. Говорят, будто его щупальца становятся видны лишь тогда, когда оно достигает середины лестницы. И еще говорят, будто А Бао А Ку способно видеть всем своим телом и на ощупь напоминает кожуру персика. За многие века А Бао А Ку поднялось на балкон всего однажды. Эту легенду приводит С.С.Итурвуру в приложении к его ставшему классическим трактату «О малайском волшебстве».

— заместитель, двойник человека, эквивалент его души. Представления о Т. как о некой самостоятельной субстанции, которая может отделяться от человека, определили отношение к Т. как к мифологическому персонажу, связанному с потусторонним миром. У поляков облик Т. имеет мора, у южных славян — вампир; в виде Т. появляются души умерших. В то же время некоторые персонажи могут не иметь собственной Т., например у русских — леший, черт, колдун, у южных славян — дети, рожденные от вампира. Согласно болгарской богомильской легенде, Бог сотворил дьявола из своей Т. Умение магическим путем менять местами свое тело и Т., «переводить» на Т. свои физические ощущения — характерная черта восточнославянских ведьмы и колдуна: чтобы их обезвредить, нужно бить осиновым поленом по их Т. Если же ударить самого колдуна или ведьму, они не будут испытывать боли. Т. бывает агрессивной по отношению к своему хозяину: она наваливается на человека, который «играет» со своей Т., например специально меняет положение рук, заставляя меняться свою Т. Поэтому на Русском Севере детям запрещалось манипулировать своей Т., чтобы она во сне не напала на них. Сербы различают Т. как двойник души (сен) и Т. как двойник тела и предметов (сенка). Тенью-душой помимо человека могут обладать животные, деревья, камни, что придает им особую магическую силу. Человек может потерять свою Т.-душу, которая будет блуждать по свету самостоятельно. Сербы также считают, что Т. может проникнуть в голову человека через органы зрения и помутить ему разум. Согласно верованиям, то, что происходит с Т. человека, должно произойти с ним самим, поэтому запрещалось вставать на чью-либо Т., чтобы не повредить человеку; у сербов участники ритуальных обходов шли лицом к солнцу, чтобы не топтать свои Т. Русские верили, что Т. может покинуть человека перед его смертью. По Т. гадали о будущем: в сочельник во время ужина один из домочадцев выходил во двор и через окно смотрел на сидящих за столом: человек, который не отбрасывал Т., должен в текущем году умереть. У болгар было принято наблюдать за своей Т. при первых лучах солнца на Ивана Купалу: если Т. была целой, это знаменовало хорошее здоровье на весь год. Представления о Т. как о двойнике человека объясняют ее использование в лечебных обрядах: белорусы больного горячкой выносили в солнечный день во двор, клали на широкую доску и углем очерчивали его Т., после чего доску сжигали или топили. Русские верили, что Т. человека может быть источником его болезни, в результате которой он худеет, слабеет и сохнет. В этом случае считали необходимым «вынуть» из человека его Т. и уничтожить ее. Для этого больного ставили к стене, чтобы на ней обозначилась его Т., которую обкалывали булавками и обводили мелом или измеряли ниткой. Нитку сжигали, а булавки клали на порог, прося Т. забрать свою болезнь. У болгар при лечении некоторых болезней знахарка в трех местах ударяла ножом или топором по Т. больного, чтобы «отсечь» от него виновника болезни. В южнославянских строительных ритуалах Т. является заместителем жертвы строительной: мастер перед закладкой дома тайком измерял Т. первого встречного человека или хозяина дома, а полученную мерку закладывал в фундамент. У сербов и болгар, если не удавалось снять мерку с человека, то измеряли Т. животного, которое позже убивали. Человек или животное, с Т. которого была снята мерка, заболевал и через 40 дней умирал, а его душа становилась покровителем строения. Строительной жертвой становился человек, Т. которого при закладке дома падала на фундамент, — мастер замуровывал ее вместе с первым камнем, а человек умирал; сербы считали, что по неосторожности мастер мог замуровать собственную Т.; чтобы избежать этого, при закладывании дома он не должен был стоять против солнца. Пространство, которое закрывала Т. от какого-либо строения, считалось частью этого строения, например полагали, что человек, похороненный под сенью церкви, находится под ее покровительством. В Черногории и Герцеговине самоубийц запрещалось хоронить в Т. церкви. Е.Е. Левкиевская

В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные и, по-видимому, развившиеся позднее образы «надтотемных» мифических героев.

  • На севере известна старуха-мать (фигурирует под именами Кунапипи, Клиарин-клиари, Кадьяри и т. д.) — матриархальная прародительница, символизирующая плодовитую рождающую землю и связанный с ней (и с плодовитостью, размножением) образ змея-радуги.
  • На юго-востоке — патриархальный всеобщий отец (Нурундере, Кони, Вирал, Нурелли, Бунджиль, Байаме, Дарамулун), живущий на небе и выступающий в роли культурного героя и патрона обрядов инициации.

Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений.

В мифах фигурируют обычно не одна, а несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти сказания и соответствующий им ритуал связываются с одной из «половин» (фратрий) племени, что допускает и предположение о частичном генезисе образов матерей из представлений о фратриальных прародительницах.

У юленгоров, живущих в Арнемленде, мифическими предками являются сестры Джункгова, приплывающие с севера по ими самими созданному морю. В лодке они привозят различные тотемы, которые развешивают для просушки на деревьях. Затем тотемы помещаются в рабочие сумки и во время странствий прячутся в различные места. Из тотемов появляются десять детей, сначала лишенных пола. Затем спрятанные в траву становятся мужчинами, а спрятанные в песок — женщинами. Они делают для своих потомков палки-копалки, пояса из перьев и другие украшения, вводят употребление огня, создают солнце, учат потреблять определенные виды пищи, дают им оружие, магические средства, обучают тотемическим танцам и вводят обряд посвящения юношей. Хранительницами ритуальных секретов, по этому мифу, являются сначала женщины, но мужчины отнимают у них свои тотемы и секреты, а прародительниц отгоняют пением. Прародительницы продолжают путь, образуя рельеф местности, новые кормовые территории и родовые группы людей. Вновь достигнув моря на западе, они отправляются на острова, которые перед тем возникли из вшей, сброшенных прародительницами со своих тел. Спустя много времени после исчезновения Джункгова на западе появляются две другие сестры, родившиеся в тени за садящимся солнцем. Они завершают дело своих предшественниц, устанавливают брачные классы и вводят ритуал великой матери — Гунапипи (Кунапипи), в котором частично инсценируются их деяния. Сестры обосновываются в определенном месте, строят хижину, собирают пищу. Одна из них рождает ребенка. Сестры пытаются варить ямс, улиток и другую пищу, но растения и животные оживают и выпрыгивают из огня, начинается дождь. Сестры пытаются танцами отогнать дождь и страшного змея-радугу, который приближается к ним и проглатывает сначала тотемных животных и растения («пищу» сестер), а затем — обеих женщин и ребенка. Находясь в брюхе змея, сестры мучают его. Змей выплевывает сестер. При этом ребенок оживает от укуса муравьев.

Сестры Ваувалук (так их называют юленгоры и некоторые другие племена) представляют собой своеобразный вариант тех же матерей-прародительниц, воплощающих плодородие. В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются представления о духе воды, змее-чудовище (зародыш представления о «драконе»), магическом кристалле (в нем отражается радужный спектр), употребляемом колдунами. Проглатывание и выплевывание змеем людей связано (как и у других народов) с обрядом инициации (символика временной смерти, обновления). Р. М. Берндт находит в проглатывании змеем сестер также эротическую символику, связанную с магией плодородия.

Источники:
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3235609-kak-s-tochki-zrenija-fiziki-objasnit-ponjatie-ten-chernoj-dyry.html
  • http://allatravesti.com/chto_takoe_ten_na_samom_dele_novyy_vzglyad_na_prirodnye_yavleniya
  • http://doncunita.livejournal.com/18400.html
  • http://forkettle.ru/vidioteka/estestvoznanie/fizika-dlya-chajnikov/779-optika/opticheskie-yavleniya-v-prirode/8615-svet-i-ten
  • http://22oa.ru/chto-takoe-ten/
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16979
  • http://questions-physics.ru/uchebniki/8_klass/obrazovanie_teni_i_poluteni.html
  • http://uchifiziku.ru/2012/01/20/teatr-obemnyx-tenej/
  • http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D1%8C