Меню Рубрики

Сущность качества с философской точки зрения

В любом научном направлении философская точка зрения является основополагающей и фундаментальной. Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания. Она направлена на выработку общественной системы взглядов, формирование новых идеалов и культурных ценностей и опирается на совокупность добытых знаний в различных отраслях науки, в силу чего имеет поступательный характер. Философия выступает первоисточником и при определении и изучении категории «качество». «Категория» в философии – фундаментальное понятие, отражающее свойства и отношения явлений действительности и познания (объективного и субъективного). В течение многих столетий философы, говоря о качестве, понимают его как философскую категорию, неразрывно связанную с развитием мысли в истории человечества. Интерес к качеству возник во времена Античности, что обусловливает наличие множества подходов к определению данного понятия.

Одним из первых категорию «качество» рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель в IV в. до н. э. Он определял его в следующих значениях:

• как видовое отличие сущности (как внутреннего содержания предмета);

• как характеристику состояний сущности;

• как свойство вещи (отдельного предмета материальной действительности, обладающего относительной независимостью и устойчивостью существования) [11, с. 16].

В «Метафизике» Аристотель указал, что «качеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть живое существо такого—то качества, потому что он двуногое существо, а лошадь – по тому что четвероногое и круг – фигура без углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество» [14, с. 165]. Он также писал, что качеством называется «…состояния движущихся сущностей, например, тепло и холод, белизна и чернота, тяжесть и легкость и все тому подобное, изменение чего дает основание говорить, что и тела становятся другими» [14, с. 166].

В «Категориях», анализируя категорию «качество», Аристотель отмечал: «Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто» [13, т. 2, с. 59]. Этим он подчеркивал, что о качестве можно говорить только применительно к определенному предмету. В этой же работе сказано об изменчивости качества, его «текучести» (способности предметов и явлений превращаться в свою противоположность). Он писал: «Главная особенность сущности – это, надо полагать, то, что, будучи тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности» [13, т. 2, с. 60], атакже «…сущности принимают противоположность, меняясь сами…» [13, т. 2, с. 61].

Таким образом, по Аристотелю, категория «качество» проявляется во многих отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость предмета, его отличия от других вещей. Второй и третий виды – это состояния, свойства, которые способны изменяться и переходить друг в друга. Основное внимание Аристотель обращал на предметный характер качества. К рассмотрению природы данной категории обращались философы различных школ: Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Л. Фейербах, Г. Гегель, Ф. Энгельс и др.

В философской системе Гегеля логическими исходными моментами бытия выступают качество, количество и мера, их взаимоопределенность. Вработе «Диалектикаприроды» Ф. Энгельс подчеркивал, что категория «качество» может иметь бесконечное множество градаций, существенно различающихся между собой.

Другую особенность этой категории он видел в том, что существуют не качества сами по себе, а вещи, обладающие качествами.

Необходимо отметить, что изменение количественной определенности вещей в границах меры не затрагивает их качества. В философском понимании познание идет постепенно, формируя представление о качестве в сознании человека. В философии в качестве объекта в широком понимании рассматриваются: продукт, процесс, среда, человек, информация и т. д.

Свойство – это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другому объекту, с которым он вступает во взаимодействие. Это характеристика той существенной определенности, которая и делает объекты разными, отличающимися друг от друга.

Итак, в философском смысле качество – это:

• признак, отличающий данную сущность от другой сущности;

• непосредственная характеристика непосредственного бытия.

Оно не существует само по себе, но существуют предметы, обладающие качеством; проявляется качество только в процессе взаимодействия одного объекта с другим.

Категория «качество» выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности. Процесс такого познания бесконечен. Важной является изменчивость качества, его «текучесть». Это также и историческая категория.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8558 — | 6842 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Название: Основы обеспечения качества — Ефимов В. В.

Жанр: Управление качеством

Рейтинг:

2.1. Философский аспект качества

Понятие «качество» с философских позиций развивалось давно, на протяжении тыся- челетий. В настоящее время качество пронизывает практически все аспекты деятельности человека на всех уровнях жизни: личном, общественном, государственном, мировом. Для более четкого понимания любого понятия люди пытаются в словесной форме выразить сущ- ность и свойства описываемого объекта. Для описания процесса познания качества японски- ми корпорациями И. Нонака и Х. Такойчи использовали процесс «спираль познания» (рис.

2.1) [92].

(в сознании индивида)

Передача интуитивных знаний (имитация, «обучение в процессе», документирование образцов)

Адаптация знаний индивидом (изучение теории, языка, сис- темы и «привыкание»)

(с применением существовавших ранее систем и языков в форме аналогий, метафор и т. п.)

Обобщение знаний (построение систем и языков для фиксации и выражения знаний)

Публикуемые, выраженные явно знания (книги, теории, языки системы)

Рис. 2.1. Спираль создания и накопления знаний

Из рисунка видно, что знание возникает на основе практического опыта в форме ин-

туитивных ощущений и может накапливаться посредством коллективной работы:

через обобществление, путем описания интуитивных ощущений по аналогии с дру-

через обобщение разнородного опыта и поиск закономерностей;

через выработку языков, систем и теорий для точного и явного выражения знания.

С философских позиций качество означает существенную определенность рассматри- ваемого объекта, благодаря которому он становится специфическим и отличается от другого объекта [5].

Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объек- тивной реальности. Первым исследователем категории «качество» принято считать грече- ского философа Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который дал ее определение [82]. Аристо- тель рассматривал качество в значениях: как видовое отличие сущности, характеристику

состояния сущности, свойство вещи. Рассматривая данные значения понятия «качество»

Аристотель в разных работах дает следующие определения.

1. «Качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как например, человек есть некоторое качественно определенное животное двуногое, а конь – четвероно- гое; и круг – некоторая качественно определенная фигура, ибо это – фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие» [9].

2. 2. Качество – состояние сущностей, находящихся в движении, например, теплота и холодность, белизна и чернота, тяжесть и легкость, и равно другие «определения» [7].

3. «О сходном и несходном говорится только по отношению к качествам. Один предмет не является сходным с другим, кроме как поскольку он дается качественно определенным. Поэтому отличительным признаком качества можно считать то обстоятельство, что о сход- ном и несходном говорится лишь в применении к нему» [8].

Из этих определений, данных Аристотелем, видно многообразие, множественность отличий объектов, т. е. необходимость, с одной стороны, качественно различать предметы, а с другой – о возможности их объединения в видовые (типовые) группы [22].

Данное во втором определении понятие «качество» как «состояние сущностей, нахо- дящихся в движении», имеет принципиальное, мировоззренческое значение. Впоследствии данные взгляды были реализованы в цикле Шухарта-Деминга, а последующее развитие ме- тодов, инструментов и систем управления качеством на протяжении последних веков демон- стрирует весомость такого подхода.

В китайских рукописях первого тысячелетия нашей эры иероглиф «качество» состоял из двух элементов: равновесие и деньги, что ученые идентифицируют как «высококласс- ный», «дорогой» [28]. С другой стороны, иероглиф можно трактовать как соответствие сущ- ности цене продукции.

Впоследствии к трактовкам данной категории обращались философы различных школ: механистического мировоззрения (Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс); немецкой классиче- ской философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах); марксистского материалистического на- правления (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) [82].

Немецкий философ Г. Гегель (XIX век) дал понятию качества четкую философскую окраску: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием непосредственная опре- деленность. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определен- ность. Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество» [20].

Фридрих Энгельс полагал, что в природе и обществе существуют не качества, а вещи и явления, обладающие качествами. То есть качество внутренне присуще предмету и не су- ществует вне его [94]. К. Маркс дополняет взгляды Ф. Энгельса предложением рассматри- вать продукт общественнополезным, который обладает определенными потребительскими свойствами и удовлетворяет какую-либо общественную потребность [82]: «Предлагаемый продукт полезен не сам по себе. Его полезность устанавливается потребителем» [51].

В. И. Ленин описал формирование представления качества через процесс познания, посредством которого создается представление о предмете в сознании человека: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто – потом развиваются понятия качества … (определения вещи или явления) и количества … Самым первичным и самым первоначаль- ным является ощущение, а в нем неизбежно и качество …» [58].

В русской истории и культуре также рассматривалось понятие качества, в основном через призму качественной стороны мировоззрения, ментальности, души русского народа. Качественные проявления в бытовой жизни и взаимодействии с другими людьми были сформулированы еще Владимиром Мономахом (1053–1125) в книге «Поучение» [82]. В этой книге Владимир Мономах изложил правила-наставления, охватывающие проблемы общест- венные, государственные и глубоко личные. «В дому своем не ленитесь, но за всем наблю- дайте. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни

чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остано- витесь, напоите и накормите нищего, более всего чтите гостя, откуда бы он ни пришел. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, доброе слово ему молвите» [7].

С началом книгопечатания на Руси появляются первые документы с описанием раз- личных технологий и рецептур. Впервые они систематизированы в «Домострое», настоящей энциклопедии домашнего хозяйства того времени. Первая его редакция была составлена в Новгороде в конце XV–XVI веков – начале XVII века. «Домострой» состоит из трех частей: в первой содержатся религиозные наставления, во второй – указания о семейных отношени- ях, а третья посвящена надлежащему ведению хозяйства [48].

Вопросы, связанные с качеством, в своих трудах поднимали русские философы Вла- димир Соловьев (1853–1900) «О добродетелях», Петр Струве (1870–1944), Максим Горький (1868–1936) «Полвека для книги», Илья Мечников (1845–1916) «Наука и нравственность», Владимир Вернадский (1863–1945) «Задачи высшего образования нашего времени» и «Фи- лософские мысли натуралиста», Николай Бердяев (1874–1948) «О культуре» и «Духовное состояние мира», Лев Толстой (1821–1910) «В чем моя вера», Федор Достоевский (1821–

Читайте также:  Центре контактной коррекции зрения ochkov net

1881) «Дневник писателя» [82].

Более других вопросам качества в развитии всех сторон российской жизни: хозяйства, политики, культуры, образования, воспитания, профессиональной деятельности посвятил русский философ Иван Ильин. Иван Ильин считал, что качество должно стать национальной идеей России. «Русскому человеку есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца … Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величества. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!» [7].

В ХХ веке с появлением и развитием понятия управление и менеджмент как научного направления, а впоследствии как самостоятельного направления управления качеством и ме- неджмента качества, количество различных определений качества изменялось содержатель- но. Гуру качества (Деминг, Джуран и др.) дают свои определения данного понятия [57, 82]. Свои определения качества дают и производственные предприятия. В 70-х годах при тради- ционном подходе к управлению деятельностью в корпорации Ford было принято следующее определение качества [57]:

«Качество – это соответствие всем необходимым техническим требованиям, которые определены в рабочих чертежах, технических условиях и других подобных документах».

Но уже в конце 80-х годов при развитии взаимоотношений с потребителями и, в пер- вую очередь, благодаря успехам японских фирм, корпорация Ford приняла другое определе- ние качества:

«Качество определяется покупателем; покупатель хочет иметь изделия и услуги, ко- торые в течение всего срока их службы удовлетворяют его или ее потребностям и ожидани- ям по цене, соответствующей ценности».

В период последних десятилетий ХХ века появляются определения термина «качест-

во», установленные в стандартах:

ГОСТ 15467–79: «качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»;

ИСО 8402–94: «качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности»;

ИСО 9000:2000: «степень, с которой совокупность собственных характеристик вы-

Сущность и роль качества

Качество — емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к ее основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой (рис.

Рис. 1.1. Совокупность основных аспектов, характеризующих категорию «качество» •

С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными. Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе исследования объект выделяется прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. С философской точки зрения

на начальном этапе свойство понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать. В дальнейшем качество приобретает некоторое множество свойств. Поскольку каждый объект взаимосвязан с другими вещами и явлениями, он может обладать бесчисленным количеством свойств Однако попытки определить качество как совокупность свойств не увенчаются успехом. Это в полной мере относится к конкретным материальным объектам. Что касается изделий, то категория качества не может сводиться только к отдельным свойствам, она должна выражать целостную характеристику функционального единства существенных свойств этого объекта. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта. •

Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п. •

Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так, если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения. С инженерных позиций качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон. •

С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество — благо, т.е. между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие, которое носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов; поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более что это важно при проведении оценки уровня качества. •

Правовой аспект качества относится к выработке НТД, порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также ее учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в НТД.

При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, оно определяется как степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям). В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как правило, требует дополнительных пояснений.

Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество — определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Продукция по МС ИСО версии 2000 г. определяется как результат процесса, т.е. продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». В любом случае продукция — это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция является обобщенным понятием и включает изделия, продукты, технологии И Т.П.

Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества: •

существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей; •

возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества; •

усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций; •

увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций; •

неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества; •

ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6—10 % основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.

В первые 10—12 лет в постсоветской России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количество ставящейся на производство продукции, соответствующей лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции по уровню качества превосходил (или соответствовал) лучшим мировым аналогам. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступало со стороны отечественных потребителей на низкое качество изготовления продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям НТД и др.). Общее положение в области качества как отечественных, так и импортируемых товаров в нашу страну также нельзя пока признать благополучным.

При ненадлежащем отношении к качеству товаров и услуг, не только в условиях рынка, конкуренции и сравнительно открытой экономики, но и при иных системах хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество не будет стабильным. Известный философ И.А Ильин в книге «Путь духовного обновления»1 отмечал: «Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны. Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца. Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не создадут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и унижен, общественность будет больною и творчески бессильною».

Из приведенного высказывания можно сделать следующие выводы: •

качество должно быть и является главным во всем; •

для создания и обеспечения высокого качества необходимо высококачественные сырье, материалы и т.п.; •

без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми; •

высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенствуется «культурой личного духа», которая прививается и проявляется только там, где человеку оказывается подлинное внимание и глубокое уважение.

Читайте также:  Дискретная точка зрения на процесс развития

Следует добавить, что из-за низкого качества продукции, работ и услуг особенно тяжелыми могут быть экологические последствия, печальный пример тому — взрыв на Чернобыльской АЭС.

Общеизвестно, что во многих странах потребители покупают по достаточно умеренным ценам только такую продукцию, которая соответствует мировому уровню или превосходит его, имеет высокое качество изготовления и полностью удовлетворяет их запросам. При этом потребители хотят быть уверенными в том. что продукция имеет стабильное качество и удовлетворяет всем требованиям НТД. т.е. в настоящее время изготовители должны в этом убедить потребителей. Те страны мира, которые уделяют серьезное внимание качеству, управлению им, а также убеждают в этом потребителей, имеют высокие объемные и структурные показатели экспорта. Подтверждением тому могут служить не только традиционно технически развитые государства (США. Япония и страны Западной Европы), но и ряд стран Юго-Восточной Азии 1.1.2.

«Качество» как философская категория Текст научной статьи по специальности « Философия»

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Фрайман Антон Семенович

Приводятся результаты систематизации и исторического анализа определений категории «качество», опубликованных в трудах отечественных и зарубежных авторов, с позиции философского подхода.The results happen to in article to systematizations and history analysis of the determinations to categories «quality», published in works domestic and foreign authors, with positions of the philosophical approach

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Фрайман Антон Семенович,

Текст научной работы на тему ««Качество» как философская категория»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 9 (263).

Экономика. Вып. 37. С. 46-51.

«КАЧЕСТВО» КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Приводятся результаты систематизации и исторического анализа определений категории «качество», опубликованных в трудах отечественных и зарубежных авторов, с позиции философского подхода.

Ключевые слова: категория «качество», свойство объекта, совокупность наиболее важных свойств объекта, ценность (или полезность) объекта.

Занимаясь консультированием, разработкой документов и оценкой соответствия систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, мы обратили внимание, что многие руководители и специалисты имеют расплывчатое представление о сущности и содержании категории «качество». По нашим оценкам, данная проблема актуальна для многих руководителей и специалистов организаций различных отраслей российской экономики. Для решения данной проблемы мы провели исследование, в рамках которого систематизировали и подвергли историческому анализу определения категории «качество», опубликованные в трудах отечественных и зарубежных авторов. В рамках данной статьи мы рассмотрим категорию «качество» с позиции философского подхода.

Категория «качество» издавна привлекала внимание представителей разных научных направлений. «Качество» — емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Поэтому в литературе можно встретить много вариантов ее определения.

Качество отражает устойчивые взаимоотношения составных элементов объекта, которые характеризуют его специфику. «Именно благодаря качеству объект существует и воспринимается как нечто, отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов» [13. С. 7].

Есть мнение, что пока не существует общепринятого однозначного определения термина «качество», «но существует немало определений, которые могут претендовать на общезначимость» [1. С. 551]. На наш взгляд, особенность заключается в том, что с развитием научной мысли открываются и изучаются все более сложные аспекты данной категории. В связи с этим меняется восприятие ее содержания.

Так, В. М. Мишин, например, предлагает при определении термина «качество» рассматривать несколько основных аспектов: философский, социальный, технический, экономический и правовой. По его мнению, социальный аспект связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Правовой аспект качества относится к выработке нормативной технической документации, порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также учета [10. С. 8]. Достоинством данной точки зрения является стремление рассмотреть качество как систему, состоящую из нескольких аспектов, характеризующих различные свойства и проявления этой сложной категории. Однако следует отметить, что «отношение субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту» в равной мере зависит и от технических характеристик (возможностей) объекта, и от его потребительной стоимости. Кроме того, добиться полного соответствия всех технических характеристик исследуемого объекта запланированному уровню невозможно без формализации, т. е. реализации правового аспекта. Значит, в практической деятельности очень сложно рассматривать отдельно социальный, технический, экономический и правовой аспекты.

Некоторые исследователи стремятся сузить область изучения и ведут речь только о качестве продукции. Качество продукции, без сомнения, является важнейшим фактором для потребителя, но продукция не единственный объект, на качество которого можно воздействовать. Для производителя воздействие на качество произ-

водственного процесса или всей системы функционирования организации (а не на качество продукции) будет более эффективным и результативным использованием ресурсов.

Анализ значительного количества работ, связанных с определением сущности и содержания категории «качество», позволил нам выделить два основных подхода (философский и практический) и этапы исторического развития содержания данной категории.

С философской позиции для познания объекта как целого, как системы необходимо в первую очередь его логическое членение (анализ). Познание имеет дело прежде всего с отдельными свойствами целого, рассматриваемыми в чистом виде. Выделение и изучение одного данного свойства достигается путем анализа и сопоставления рассматриваемого свойства со свойствами других объектов. В результате познание устанавливает специфику рассматриваемого свойства и обнаруживает сходные с ним свойства у других объектов. Поступив таким же образом с остальными свойствами, познание воспроизводит объект в ощущениях. На этом этапе движения мысли «качество» выступает как свойство.

Дальнейшее движение мысли по предмету характеризуется изучением соотношения, связи между свойствами рассматриваемого предмета, переходом к синтезу, в итоге единением разрозненных, изолированных друг от друга свойств в систему, в целое. На данном этапе движения мысли «качество» предмета выступает как совокупность его свойств.

Затем познание из этой совокупности свойств вычленяет основное и главное свойство объекта на данном уровне его развития. На этом этапе познания объекта качественная определенность его выступает как данное его свойство. Далее познание сопоставляет данный объект с другими и обнаруживает общее сходство свойств класса объектов. На этом этапе «качество» выступает как то общее, что присуще всем объектам рассматриваемого класса.

С выделением класса качественно однородных объектов, обобщением общих признаков, общих свойств познание стремится обнаруживать отличие данного класса от всех остальных классов. При этом категория «качество» характеризует уже не столько внутренние свойства объекта, сколько его внешние свойства, особенности его взаимодействия с другими объектами. И в пер-

вую очередь — способность объекта приносить пользу другим объектам при взаимодействии.

Анализ исторического развития категории «качество» в трудах философов позволил выделить три основных этапа в определении содержания данной категории: «качество» как свойство объекта, «качество» как совокупность наиболее важных свойств объекта и «качество» как ценность или полезность исследуемого объекта, его потребительная стоимость. Содержание категории «качество» выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности.

Категория «качество» как свойство объекта. В древней индийской философии «качество» определяется как то, что существует не само по себе, а в субстанции, не имеет собственных качеств и не проявляет никакой активности. Субстанция существует сама по себе и является производящей причиной вещей. «Качество» же зависит от некоторой субстанции и никогда не является производящей причиной чего-либо. «Качество» есть непроизводящая, или нематериальная, причина вещей, поскольку оно определяет природу и характер, но не само существование вещей.

«Все качества должны принадлежать субстанциям, так что не может быть качеств качества. Красный цвет принадлежит некоторой вещи, а не какому-либо другому цвету. Качество — это неподвижное, то есть находящееся в состоянии покоя свойство вещей. Оно пребывает в вещах как нечто пассивное и недеятельное. Таким образом, качество отлично как от субстанции, так и от действия» [15]. По убеждению философов Древней Индии, существует 24 вида «качеств».

Мыслители европейских направлений философии иначе подходили к определению категории «качество». Одним из первых ее исследователей был греческий философ Аристотель. Он еще в IV в. до н. э. дал ее определение. «Качество» рассматривалось им в следующих значениях: как видовое отличие сущности; как характеристика состояний сущности; как свойство вещи. По словам Аристотеля, «качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности» [4]. Данное определение вызывает необходимость качественно различать объекты и в то же время позволяет объединять их в однородные группы в зависимости от присущих объектам свойств.

Во втором значении Аристотель называл «качеством» «состояние сущностей, находящихся

в движении» [2]. В этом определении зафиксирована способность «качества» к преобразованию, так как состояния объектов могут изменяться.

Продолжая исследования, Аристотель писал, что о «сходном и несходном говорится только по отношению к качествам. Один предмет не является сходным с другим, кроме как поскольку он дается качественно определенным» [3]. Данное определение указывает, что объекты прежде всего различаются «качеством», совокупностью отдельных свойств.

Элеаты, а позднее Беркли и Юм, утверждали, что качества вещей являются только состояниями субъекта. Объективные (присущие самим природным вещам) и субъективные качества (содержащиеся только в человеческом восприятии) различает уже Демокрит, позднее — Галилей, затем — Локк, впервые применивший термины «первичные» (т. е. объективные математически-физические) и «вторичные» (т. е. субъективные, образующиеся благодаря психике) качества.

Дальнейшая эволюция представлений о качестве характеризуется тем, что «средневековая схоластика убивает все живое в учении Аристотеля, очищает его от диалектики и материалистических тенденций и утверждает мистический взгляд на качество, согласно которому качество есть скрытые, вечные и неизменные формы» [9].

Материалисты XVП-XVШ вв. в борьбе со схоластикой утверждают материалистический, но вместе с тем механистический взгляд на эту категорию. Историческую ограниченность метафизического взгляда на качество пытается снять немецкая классическая философия. «В понимании Канта, первичные качества априорны (идеальны), а вторичные — апостериорны (реальны)» [9].

Данное представление о качестве до сих пор находит отражение в философских справочниках. Так, в Философском энциклопедическом словаре читаем: «Качество — свойство, специфика, “как” и “что” вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно. Например, горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее, абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей

основе количество, ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида» [14].

Категория «качество» как совокупность наиболее важных свойств. В понимании Гегеля «качество это, прежде всего, бедная содержанием ступень логического познания, простая непосредственность. Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Важным моментом у Гегеля является «диалектический взгляд на качество. Последнее в себе противоречиво, заключает в себе тождество и различие, реальность и отрицание, нечто и некоторое другое, конечность и бесконечность, взаимопревращение противоположностей» [9].

Читайте также:  Можно ли испортить зрение очками для компьютера

Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств, на ее состав и построение. Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. «Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами» [11. С. 153].

Предостерегая против смешения свойств с качеством, Гегель, по сути дела, подходил с системной точки зрения к соотношению свойств и качества, связывая с последним только наиболее важные свойства (свойства-элементы).

Выделение такого комплекса свойств является сложной задачей. Нужно иметь конечную их совокупность, адекватно соответствующую бесконечному множеству свойств того же объекта, иначе говоря, нужно отвлечься от многих свойств и не потерять при этом ничего существенного из того, чем обладает качественная определенность как таковая. Исходное определение понятия (на феноменологическом уровне) может быть таким: качество — это система важнейших, необходимых свойств предмета.

Отбор свойств, соотносимых с качеством предмета, является параллельно и движением познания от внешней стороны предмета к его

сущности. В важнейших и необходимых свойствах, так или иначе, уже наличествуют сущностные его моменты. Полный переход на сущностный уровень предмета означает выявление его структуры, основного закона связи элементов. На сущностном уровне объекта качество можно определять как целостность, тождественную внутренней определенности (основному закону) объекта.

Если соединить теперь сущностный и феноменологический уровни, то можно сказать, что качество — это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Это определение понятия «качество» непосредственно связано с понятием «количество» и фактически формулируется через сопоставление с ним. В повседневном опыте, да и в научном познании, перед нами всегда два типа изменений: одни изменения оказываются безразличными («равнодушными») к бытию предмета, другие представляют изменения самого его бытия. Первые изменения — количественные, вторые — качественные. Количество может быть определено как совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. Качество же, как отмечал Гегель, «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [5. С. 228].

«Логическое движение самого качества, выражающее собою процесс “испарения” всех чувственно воспринимаемых вещей из определения качества, привело к тому, что в последнем сохранилась лишь его абстрактная характеристика одинаковости, одного и того же. Так, Гегель намечает путь к переходу от качества к количеству» [9].

«С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы — пространственные размеры, скорость изменения, степень развития — с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее

подвергнуть его изучению с помощью количественных методов» [12. С. 301]. Не случайно поэтому процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знания всей системы. Прежде чем считать, человек должен знать, что он считает. «Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к установлению точных количественных закономерностей» [12. С. 301].

Любое «качество» выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Системы развиваются ритмически, и рождение чего-то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений.

«Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений» [6. С. 141].

«Выражение “переход количества в качество” имеет единственный рациональный смысл: переход одного качества в другое на основе количественных изменений, и только в этом смысле оно и будет нами употребляться» [1, 549].

Наряду с переходом количества в качество осуществляется обратный переход — качества в количество (в отмеченном выше значении понятия «переход»). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других количеств. Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество:

1) определяет характер и направление количественных изменений;

2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений;

3) определяет меру (или безмерное развитие) данного явления.

Появление нового качества — это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. Мера, выражающая единство «количества» и «качества» применительно как к предметам, для которых характерно простое

превращение в пределах данного уровня организации системы, так и к границам перехода с одного уровня организации системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития.

Категория «качество» как потребительная стоимость объекта. Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качественной определенности вещей. «Качество» объекта действительно обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими.

Под «свойством» понимают способ проявления определенного качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Категория «качество» выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, отличия от других объектов или сходства с ними. Благодаря неотделимой от бытия объекта существенной определенности он является именно таким, а не иным.

Диалектический материализм в своем учении о качестве прежде всего подчеркивает, что «качество», как и любое другое понятие, есть единство объективного и субъективного, имеет свой объективный источник в самой действительности, есть субъективный образ объективного мира. Такое понимание качества преодолевает механическое деление свойств на первичные и вторичные, мистификацию и агностицизм.

Подробную и всестороннюю диалектикоматериалистическую разработку этой категории дает Маркс в «Капитале» — прежде всего при анализе понятия «товар». Каждую полезную вещь, как, например, железо, бумагу и т. д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, которая есть качество вещи. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно, не заключают в себе ни одного «атома» потребительной стоимости.

Качества реальных объектов могут обладать разной степенью проявления, интенсив-

ности, иными словами, могут иметь разные количественные характеристики. Важно подчеркнуть, что количественные различия имеют место в рамках качественной однородности. «Различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а, следовательно, соизмеримыми величинами» [7. С. 59]. «Что является предпосылкой всего лишь количественного различия вещей? Одинаковость их качества» [8. С. 117].

Количественные характеристики объекта могут варьироваться в определенном интервале, не выходя за пределы данного «качества». Границы этого интервала и выражают «меру» как единство качественной и количественной определенности предмета.

Таким образом, количественные данные о некотором предмете, количественные закономерности, формулируемые в науке, имеют смысл лишь постольку, поскольку отнесены, «привязаны» к качественно определенным объектам, системам, типам отношений.

Выход за пределы количественных изменений, характерных для данного объекта, приводит к нарушению меры, присущей этому объекту, а значит, к переходу его в новое «качество». Материалистическая диалектика подчеркивает скачкообразный характер перехода количественных изменений в качественные. Важно отметить, что в категории диалектического скачка охватывается прежде всего несводимость специфических законов разных качеств друг к другу, невозможность выражения особенностей одного качества с помощью понятий, относящихся к другому качеству.

Итак, рассматривая процесс совершенствования (развития) объекта, мы постоянно сталкиваемся с препятствиями, выраженными в ограниченности диапазона возможных количественных изменений (например, повышения потребительной стоимости) в рамках конкретной качественной определенности оцениваемого объекта. Таким образом, постоянное совершенствование, т. е. постоянное количественное повышение показателей, характеризующих потребительную стоимость объекта, вызывает поэтапный переход от одной качественной определенности объекта к другой, переход от одной «меры» к другой. Действительно, каждый улучшенный объект (т. е. объект, обладающий более высокими

количественными показателями) — это уже другой объект, хотя, может быть, и очень похожий на исходный.

Кроме того, как уже отмечалось выше, «мера» объекта определяет соотношение его качества и количества, его ценности (степени удовлетворения потребностей потребителя при его использовании) и стоимости использования. Сегодня для потребителя важно не качество объекта само по себе, а его соотношение с количеством (стоимостью). Таким образом, делая выбор, какой объект использовать или потреблять, потребитель отдает предпочтение объекту, обладающему более приемлемой «мерой». Другими словами, главным требованием потребителя становится оптимальное соотношение качества объекта и стоимости его использования по назначению. Так, более качественным будет тот объект, который обладает лучшей, с точки зрения потребителя, «мерой».

Проведенный нами анализ позволил систематизировать определения категории «качество», опубликованные в трудах отечественных и зарубежных ученых. Надеемся, что научные представления о сущности и содержании категории «качество» помогут вывести на более осознанный и системный уровень практическую деятельность в области повышения качества деятельности организаций различных отраслей российской экономики.

1. Алексеев, В. П. Философия : учебник /

В. П. Алексеев, А. В. Панин. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Велби : Проспект, 2006. 608 с.

2. Антология русского качества / под ред. Б. В. Бойцова, Ю. В. Крянева. 3-е изд., доп. М. : Стандарты и качество, 2000. 432 с.

3. Аристотель. Категории // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск : Литература, 1998.

4. Аристотель. Метафизика. Ростов-н/Д : Феникс, 1999.

5. Гегель, Г. В. Ф. // Энцикл. филос. наук. Т. 1. М., 1974.

6. Ильин, В. В. Мера // Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. Л., 1985.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46.

9. Минасян, А. М. Диалектика как логика

[Электронный ресурс]. 1991. 466 с. Режим доступа: www.vusnet.ru/biblio/archive/minasjan_dialek-

10. Мишин, В. М. Управление качеством : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.

11. Радугин, А. А. Философия : курс лекций М., 1996.

12. Спиркин, А. Г. Философия : учебник. 2-е изд. М. : Гардарики, 2004. 736 с.

13. Управление качеством / Е. И. Семенова [и др.] ; под ред. Е. И. Семеновой. М. : КолосС, 2003. 184 с.

Источники:
  • http://bookbk.net/book/131-osnovy-obespecheniya-kachestva-efimov-v-v/14-21-filosofskij-aspekt-kachestva.html
  • http://uchebnik.online/kachestvom-tovara-upravlenie/suschnost-rol-kachestva-22615.html
  • http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-kak-filosofskaya-kategoriya