Меню Рубрики

Существует точка зрения согласно которой в современном мире процесс

разделяете ли вы точку зрения что в современном мире процесс глобализации по своей природе не может быть бесконфликтным. приведите три аргумента

этот прцесс не может быть бесконтрольным по несольким причинам:

1) сместились центры производства на земном шаре. национальные места работы как заводы по производству машин в америке и европы переехали в китай мексику и прочие бедные страны. производство телевизоров и прочей электроники перекочевали из японии в корею и китай.в одних странах народ потерял места работы, в других подорожало производство.страны потерявшие производство не довольны.

2) народы в бедных в прошлом странах стали жить лучше,так как стало больше лучшеоплачиваемой работы. они захотели лучше питаться, есть больше мяса. продукты питания поднялисб в цене и их стало нехватать. новые голодные не довольны.

3) в связи с улучшением экономического положения в прошлом бедных странах, улучшилось здоровье населения. население увеличилось.в то же время страны европы и америки теряют рабочие места, народ не хочет плодить бедноту, население уменьшается. население не хочет терять уровень жизни и не рожает.

4) народы африки и азии хотят уровень жизни как в европе и они хлынули туда. экономическое положение их улучшилось и они скоро станут большинством. это не может не вызывать антагонизма.

Подробное решение Параграф Повторение к главе 3 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. Существует точка зрения, согласно которой возрастание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргументы, подтверждающие или опровергающие этот тезис.

Выделяют пять основных «лифтов» вертикальной мобильности: церковь, армия, образование, деньги, связи. В данном случае нас интересуют первые три.

Примеры: мальчик из бедной семьи поступил в семинарию, окончил ее, потом получил приход и стал батюшкой, и стал по статусу и возможно по материальному благополучию выше.

Молодой человек из несостоятельной, деревенской семьи призывается в армию. Там остается и дослуживается до, например, командира взвода и его дальнейшая судьба в комментариях не нуждается.

Выпускник 11 класса поступает в престижный институт, заканчивает его с отличием и принимается на высокооплачиваемую работу.

Вопрос 2. На каких принципах должны быть основаны межнациональные отношения в современном обществе?

1. Принцип равенства всех наций. Исключения какой-либо господствующей нации.

2. Принцип демократии и верховенства права и закона.

3. Принцип лояльности.

4. Принцип геополитической стабильности и межнационального развития.

Вопрос 3. Покажи взаимосвязь таких понятий, как «социальная норма», «отклоняющееся поведение». Раскрой эту взаимосвязь на конкретном примере.

Между данными понятиями определённо существует взаимосвязь , т.к. нормы – это правила поведения принятые обществом, а отклоняющееся поведение-есть нарушение определённых норм. Так, одним из видов социальных норм являются моральные нормы. Всем известно, что существуют различные моральные нормы, к примеру, уступать места старшим в автобусе, если юноша (девушка) не уступил(а) места пожилому человеку, то его поведение можно считать отклоняющимся, а именно дивиантным (негативным).

Вопрос 4. Сравнивая на.-уроке социальную структуру советского общества 60—70-х гг. XX в. и современного российского общества, ученики обратили внимание на сокращение численности рабочего класса и крестьянства. Выскажи своё мнение: связано ли это с развитием постиндустриального общества в нашей стране? Обоснуй свой ответ.

Да, связано. Скорее всего потому что становиться больше техники и автоматизации и поэтому рабочий класс становиться менее нужным и крестьяне тоже.

Вопрос 5. В традиционном обществе подавляющее большинство трудоспособного населения работало на земле. Сегодня в индустриально развитых странах только 2—5% людей занято в сельском хозяйстве. Что в данном случае стало основным источником изменений в государстве? Найди и выпиши из текста учебника предложение, которое помогает ответить на этот вопрос.

Научно-техническая революция привела к смене приоритетов в экономике государства. Господствующее положение в экономике индустриального государства стала занимать промышленность.

Вопрос 6. Изучая данную главу, ты узнал, что учёные выделяют два подхода к определению понятия «нация» и соответственно различают нацию-государство и нацию-этнос. Какие из перечисленных ниже понятий в большей мере характеризуют каждый из этих подходов?

Нация-государство: Правовой статус личности, гражданство.

Нация-этнос: национальность, культурные традиции, общие предки.

Вопрос 7. Вдумайся в характеристику патриотизма и национализма, которую дал академик Д. С. Лихачёв: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей.

Национализм — это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру.

Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели.

Национализм же — самое тяжёлое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живёт во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».

Что имел в виду Д. С. Лихачёв, говоря: «Зло маскируется под добро»? Почему и как это происходит? Как отличить подлинный патриотизм от национализма? Приведи примеры проявления того и другого в современном обществе.

«Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы». Таким образом, здоровый национализм, при котором интересы нации не могут быть поставлены ниже интересов других народов, является неотделимым от патриотизма.

С 7. Разделяете ли вы точку зрения, что по своей природе процесс глобализации в современном мире не может быть бесконфликтным? Свою позицию аргументируйте.

Ответ:

С приведенной точкой зрения можно согласиться, поскольку существуют источники конфликтогенности.

Такими источниками являются: неравенство стартовых возможностей, предопределяющее распределение ролей, а также коренное различие в образе жизни, в отношении к различным сторонам бытия, в ценностных установках.

Сегодняшняя глобализация – в основном детище Запада. Поскольку западная цивилизация представляет собой небольшую часть населения Земли, многое в развитии глобализационных процессов вызывает справедливые протесты и нарекания остального мира

С 6. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Ответ:

1) изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии);

2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы);

3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

С 6. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три по­ло­жи­тель­ных по­след­ствия про­цес­са гло­ба­ли­за­ции.

Ответ:

— Одним из самых по­ло­жи­тель­ных эф­фек­тов или по­след­ствий гло­ба­ли­за­ции — это улуч­шен­ное ка­че­ство то­ва­ров и услуг из-за уве­ли­че­ния кон­ку­рен­ции.

— Гло­ба­ли­за­ция имеет чи­стый по­ло­жи­тель­ный эф­фект на ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Осво­бож­де­ние от пра­вил, ко­то­рые пре­пят­ству­ют гло­ба­ли­за­ции поз­во­лят день­гам дви­гать­ся более сво­бод­но.

— Общий уро­вень об­ра­зо­ва­ния уве­ли­чит­ся в связи с тре­бо­ва­ни­я­ми гло­ба­ли­за­ции. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии де­ла­ют мир тес­нее.

— Гло­ба­ли­за­ция упро­ща­ет для людей до­ступ к ин­фор­ма­ции, од­но­вре­мен­но уве­ли­чи­вая ко­ли­че­ство новой, ин­те­ре­су­ю­щей, до­ступ­ной ин­фор­ма­ции для каж­до­го жи­те­ля пла­не­ты.

— Когда-то, огра­ни­чен­ная юрис­дик­ция была по­ме­хой в пре­сле­до­ва­нии пре­ступ­ни­ков на­хо­дя­щих­ся в дру­гой стра­не. Уже сей­час из-за меж­ду­на­род­ных судов, эти пре­ступ­ни­ки боль­ше не могут за­про­сить по­ли­ти­че­ско­го убе­жи­ща в за­ру­беж­ной стра­не, они будут вы­дво­ре­ны и стра­ны или предо­став­ле­ны пра­во­су­дию в ко­то­ром они со­вер­ши­ли пре­ступ­ле­ние.

Цивилизация

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

Ответ:

Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях:

1) Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;

2) Как синоним культуры; 3) Как ступень развития того или иного региона, отдельного этноса;

4) Как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка.

В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла. Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится лишь только к одному параметру развития общества, а включает другие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность.

C5 Традиционные общества отличаются патриархальностью социальных отношений. Укажите любые три проявления патриархальных социальных отношений в традиционном обществе.

ОТВЕТ:

Проявленияпатриархального характера социальных отношений традиционных обществ, например:

1) господство патриархальности в семье, главенство мужчины и старших членов семьи;

2) ограниченность участия женщин в социальной жизни;

3) власть в сельской общине, составляющей основу общества, принадлежит и осуществляется старейшинами;

4) общины связаны с государством и воспринимают правителей как отцов отечества;

5) взаимоотношения людей, общин и власти не носят формализованного характера, опираясь на традиции и неписанные обычаи.

Природа и человек

С7. Ученые во все времена говорили о гармонии природы и человека. Многие сегодня считают, что она возможна лишь при условии минимального воздействия на природу, сохранения её в первозданном состоянии. Как вы относитесь к этой позиции? Свою точку зрения обоснуйте.

Ответ:

Вряд ли с предложенной точкой зрения можно согласиться. Представляется проблематичным, что преодолеть отсталость и повысить уровень жизни населения планеты будет возможно осуществить при минимальном воздействии на природу. Целесообразно в целях гармонизации природы и человека направить основные усилия на разработку «щадящих» технологий, способствующих преодолению противоречий между человеком и природой. Акцент следует перенести на приоритет экономической целесообразности и интересов выживания человечества.

С 27. Разделяете ли вы точку зрения, что по своей природе процесс глобализации в современном мире не может быть бесконфликтным? Свою позицию аргументируйте

Nbsp;

Глобальные проблемы

С 26. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

Ответ:

Совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса и др.

С 27. По поводу глобальных проблем современности существует мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обреченность мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведенным мнением? Свою позицию аргументируйте.

Ответ:

  1. Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;
  2. Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на земле;
  3. Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества

Происходящая в современных условиях НТР создает реальные технико –технологические основы для решения глобальных проблем. Все большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов, диалогом. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создает условия для совместных действий по решению глобальных проблем.

С 26. Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

Ответ:

1) потепление климата приводит, например, к таянию поляр­ных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, погло­тить острова и архипелаги, т. е. ставится под угрозу среда существования человечества;

2) от изменения климата, являющегося, по мнению большин­ства ученых, результатом преобразовательной деятельности человека, страдает население всех стран и континентов;

3) истребление отдельных видов животных, например мор­ской коровы, влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобаль­ной экосистемы.

С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Ответ:

1)значительное количество локальных вооружений конфликтов приходится на страны «третьего мира» некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);

2)из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иранская война);

3)бедность отдельных регионов планеты способствуют распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации)

С 26. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Ответ:

1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2)быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

С 27. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь, каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Ответ:

-разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

С 26. Со­вре­мен­ный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, во­оружённых кон­флик­тов. Мно­гие мыс­ли­те­ли от­но­сят ло­каль­ные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным про­бле­мам, угро­зам, сто­я­щим перед всем че­ло­ве­че­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние при­ведённой по­зи­ции.

Ответ:

1) любой ло­каль­ный кон­фликт, ло­каль­ная война могут стать аре­ной при­ме­не­ния ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния (хи­ми­че­ско­го, бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го, ядер­но­го);

2) в ло­каль­ный кон­фликт могут втя­нуть­ся тре­тьи стра­ны, и тогда он пе­ре­рас­тет в ре­ги­о­наль­ный или даже ми­ро­вой;

3) любой ло­каль­ный кон­фликт яв­ля­ет­ся поч­вой для фи­нан­со­вой под­пит­ки тер­ро­ри­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций, ла­ге­рей под­го­тов­ки бо­е­ви­ков, уси­ле­ния опас­но­сти де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов и т. д.

Глобализация

С 27. Разделяете ли вы следующую точку зрения: «Глобализация представляет собой очередную разновидность колонизации одной частью планеты другой её части. В основе же такой колонизации – монополии США на производство целого ряда высокотехнологичных видов продукции: вооружении, микропроцессоры, фармацевтика, операционные системы, продукция Голливуда и др.»? Приведите необходимые аргументы. Можно ли утверждать, что глобализация является закономерным процессом? Свой ответ обоснуйте.

Читайте также:  Как влияет на зрение ребенка до года телевизор

Ответ:

Представленная точка зрения отличается односторонностью и не раскрывает всей полноты такого нового исторического феномена планетарного масштаба, каким является глобализация. Это не только транснационализация производства и потребления, но и стремительное «перемешивание» рас и народностей; концентрация «умов» на ведущих и приоритетных научных направлениях; «переваривание» культурно-мировоззренческих укладов, в т.ч. сотрудничество и духовное взаимопроникновение различных религий и конфессий; интегрирование миллионов людей в новые, ранее непривычные для них условия повседневной жизни. Глобализация является закономерным процессом. В основе его объективности – научно технический прогресс и экономический рост. Интернет, информационно-комуникационные технологии, спутниковая связь – все это определяет огромное ускорение оборота финансового капитала, а значит и повышение доходности вложенных средств, рост инвестиций и свободно оборачиваемых капиталов в мировом масштабе.

С 27. Анализ современных тенденций мирового развития показывает, что транснациональные корпорации с их полиэтническим персоналом, международные профессиональные сообщества, правительственные организации, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, играют возрастающую роль в мировой экономике. В различных сферах деятельности стараниями наиболее и хорошо подготовленных людей появляются многочисленные формальные и неформальные объединения «граждан мира».О каком явлении идет речь? Приведите 3 признака этого явления.

Ответ:

Речь идет о глобализации.

  1. Повышение проницаемости межгосударственных перегородок, выражающееся в феноменах «преодоления границ» и «экономического гражданства»;
  2. Резкое возрастание объемов и интенсивности трансгосударственных, транснациональных перетоков капиталов, информации, услуг и человеческих ресурсов;
  3. Массированное распространение западных стандартов потребления, быта и само- и мировосприятия на все другие части планеты;
  4. Усиление роли вне-, над-, транс- и просто негосударственных регуляторов мировой экономики и международных отношений;
  5. Форсирование экспорта и вживление в политическую ткань разных стран мира тех или иных вариаций модели демократического государственного устройства;
  6. Формирование виртуального пространства электронно – коммуникационного общения, резко увеличивающего возможности для социализации личности

С 27. Разделяете ли вы точку зрения, что по своей природе процесс глобализации в современном мире не может быть бесконфликтным? Свою позицию аргументируйте.

Ответ:

С приведенной точкой зрения можно согласиться, поскольку существуют источники конфликтогенности.

Такими источниками являются: неравенство стартовых возможностей, предопределяющее распределение ролей, а также коренное различие в образе жизни, в отношении к различным сторонам бытия, в ценностных установках.

Сегодняшняя глобализация – в основном детище Запада. Поскольку западная цивилизация представляет собой небольшую часть населения Земли, многое в развитии глобализационных процессов вызывает справедливые протесты и нарекания остального мира

С 26. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Ответ:

1) изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии);

2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы);

3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

С 26. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три по­ло­жи­тель­ных по­след­ствия про­цес­са гло­ба­ли­за­ции.

Ответ:

— Одним из самых по­ло­жи­тель­ных эф­фек­тов или по­след­ствий гло­ба­ли­за­ции — это улуч­шен­ное ка­че­ство то­ва­ров и услуг из-за уве­ли­че­ния кон­ку­рен­ции.

— Гло­ба­ли­за­ция имеет чи­стый по­ло­жи­тель­ный эф­фект на ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Осво­бож­де­ние от пра­вил, ко­то­рые пре­пят­ству­ют гло­ба­ли­за­ции поз­во­лят день­гам дви­гать­ся более сво­бод­но.

— Общий уро­вень об­ра­зо­ва­ния уве­ли­чит­ся в связи с тре­бо­ва­ни­я­ми гло­ба­ли­за­ции. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии де­ла­ют мир тес­нее.

— Гло­ба­ли­за­ция упро­ща­ет для людей до­ступ к ин­фор­ма­ции, од­но­вре­мен­но уве­ли­чи­вая ко­ли­че­ство новой, ин­те­ре­су­ю­щей, до­ступ­ной ин­фор­ма­ции для каж­до­го жи­те­ля пла­не­ты.

— Когда-то, огра­ни­чен­ная юрис­дик­ция была по­ме­хой в пре­сле­до­ва­нии пре­ступ­ни­ков на­хо­дя­щих­ся в дру­гой стра­не. Уже сей­час из-за меж­ду­на­род­ных судов, эти пре­ступ­ни­ки боль­ше не могут за­про­сить по­ли­ти­че­ско­го убе­жи­ща в за­ру­беж­ной стра­не, они будут вы­дво­ре­ны и стра­ны или предо­став­ле­ны пра­во­су­дию в ко­то­ром они со­вер­ши­ли пре­ступ­ле­ние.

ПРОГРЕСС

27. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь бога­тейшими странами были те, природа которых была наибо­лее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых чело­век наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесенное около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любых ценности.

ОТВЕТ:

1) сформулировано понимание слов автора, например:

– Автор связывает развитие общества, процветание стран с возрастающей активностью человека, способной преодолеть даже неблагоприятные природные факторы, например, отсутствие полезных ископаемых;

– свертывание освоения новых месторождений и т. д.

2) определен основной вектор общественного развития, например:

– развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей.

3) ценности современного общества:

— инициативность человека, свободная реализация его запросов;

— динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;

— рационализм, научность, технологичность

С 26. Назовите любые три характеристики общества как динамичной сис­темы.

Ответ:

2) состоит из взаимосвязанных элементов;

3) элементы изменяются с течением времени;

4) меняет характер взаимосвязи между системами;

5) меняется система в целом.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1047 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Существует точка зрения, согласно которой возрастание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргументы, подтверждающие или опровергающие этот тезис.

Выделяют пать основных «лифтов» вертикальной соц мобильности: церковь, армия, образование, деньги, связи. В данном случае нас интересуют первые три. Примеры: мальчик из бедной семьи поступил в семинарию, окончил ее, потом получил приход и стал батюшкой, и стал по статусу и возможно по материальному благополучию выше. Молодой человек из несостоятельной, деревенской семьи призывается в армию. Там остается и дослуживается до, например, командира взвода и его дальнейшая судьба в коментариях не дуждается. Выпускник(ца) 11 класса поступает в престижный институт, заканчивает его с отличием и принимается на высокооплачиваемую работу.

Если ответ по предмету География отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Проверено экспертом

IonovaAlbina

Возрастане социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство.

Опровержение этого тезиса:

1) Общественное неравенство ничем не смягчается в современном мире, т.к. различие социальных классов или слоев ничем не сгладить

2) Слишком различается материальное положение людей различных классов

3) Социальное положение людей из нижних слоев таково, что эти люди никогда не смогут встать на одну ступеньку с людьми из высшего класса.

1. Существует точка зрения, согласно которой возрастание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргументы, подтверждающие ил.

Тема в разделе «Межнациональные отношения», создана пользователем karina1.

karina1 новичок

1. Существует точка зрения, согласно которой возрастание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргументы, подтверждающие или опровергающие этот тезис.

2. Охарактеризуй основные социальные статусы и роли личности в подростковом возрасте. Что должно и что может измениться в социальном статусе и ролях личности но достижении человеком 18 лет?

3. На каких принципах должны быть основаны межнациональные отношения в современном обществе?

4. Покажи взаимосвязь таких понятий, как «социальная норма», «отклоняющееся поведение». Раскрой эту взаимосвязь на конкретном примере.

sniffer зубрила

1. Близость тех или иных социальных позиции людей лежит в основе образования многочисленных социальных групп. Взаимодействие отдельных людей, социальных групп образует социальную структуру общества. При атом доступ к материальным и духовным платам у них различен. Это порождает социальное неравенство. Выдвигаются разные причины появления социального неравенства, по-разному оценивается и его роль в общественном развитии. Социальные позиций личности изменчивы. В современном обществе социальная мобильность возрастает.

Каждый человек обладает определенным набором социальных статусов и ролей, что во многом зависит от возраста человека. Для юношеского возраста характерно стремление «примерить» на себя различныесоциальные роли. Еще одним фактором, во многом определяющим ролевой набор личности, является половая принадлежность. Социальный различия по признаку пола получили название «гендер».

2. В структуре человеческого общества важное место занимают этнические общности — племена, народности, нации. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости лучшими традициями своего народа. Это чувство у большинства людей имеет и другую сторону: уважение к национальным чувствам других народов, к их образу жизни и культуре. Этому противостоят порождающие межнациональную рознь проповеди национальной исключительности и превосходства над -другими народами. Последствия таких взглядов не раз оборачивались трагедией. Каждый человек любой национальности принадлежности должен иметь равные права с другими людьми. Выступления, разжигающие национальную, расовую или религиозную рознь, в нашей стране запрещены законом.

DjBlade учащийся

Тут кто-нибудь понимает предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
1. Охарактеризуйте основные социальные статусы и роли личности в подростковом возрасте. Что должно и что может измениться в социальном статусе и ролях личности по достижении человеком 18 лет?
2. На каких принципах должны быть основаны межнациональные отношения в современном обществе? НЕ ЖАДНАЯ МНОГО БАЛЛОВ )ТОЛЬКО ОТВЕТИТЬ !

Like-a-Sunshine зубрила

1. С возрастом наш статус в жизни повышается:
в подростковом возрасте:
а) дочь, сын, внучка, внук, племянница, племянник, сестра, брат
б) ученик, одноклассник
в)гражданин России
в 18 лет: статус повышается и положение в обществе.
а)студент
б)рабочий, коллега
в) солдат
г)жена, муж, мать, отец.
2.
а)принцип равенства между нациями
б)принцип политической стабильности, национального развития
в)принцип демократии
г)принцип лояльности
д)принцип уважения и дружелюбия

kisyla почемучка

1. В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

2. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте.

3. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?

4. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние 2 столетия?

5. В чем различие между госуправлением и местным самоуправлением?

6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

7. Назовите формы осуществления местного самоуправления.

8. В чем заключается суть местного самоуправления?

2LE профессор

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования — по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы — по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.
Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Nuura учащийся

Представьте ситуацию: Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства. А как считаете вы? Свой ответ поясните.

Kirill школьник

Я считаю, что в этом споре прав и первый и второй товарищ, т. к для правового государства характерно и верховенство закона и незыблемость прав и свобод личности. Но в то же время свобода личности не может нарушать законы, а закон не может угнетать права, интересы, наконец, свободу личности, конечно же если личность не переступает рамки закона.

Вышеперечисленные признаки правового гос-ва являются частью правового государства. Таким образом гражданин должен быть ответственным перед государством, а гос-во в свою очередь должно быть ответственным перед гражданином. Правовое гос-во-это демократическое гос-во, основанное на праве, где создаются условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека!

Diima хорошист

Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу нещыблемости свободы личности, ее. А как считате вы? Свой ответ поясните.

Holly ботан

1)Верховенство права, а не закона.

2)свобода в рамках закона.

Принципы, которые выделил бы я:

1. Верховенство права

2. Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона

3. Принцип разделения властей

4. Полная гарантированность прав и свобод (высшая ценность)

5. Взаимная ответ-ть гос-ва и личности

6. Политический плюрализм.

K-enza отличник

Представте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, ее прав, интересов, чести и достоинства. а как вы думаете? Свои ответ аргументируйте.

DjIva школьник

Главным являеться веховенство ( но жто МОЁ мнение) так как наше правительство не особо интерисуется простым народом. А если и проявляет интерес то это только показуха для того же простого народа. а хотя должно быть наоборот.

Права и свободы личности. Сам термин «правовое государство» подразумевает прежде всего именно заботу о человеке, его свободе, интересах и т. д. Стало быть, и законы все должны быть подчинены именно этому принципу. Ещё нужно сказать об ответственности граждан и их сознательности перед обществом, но это уже приоритет гражданского общества, хотя в правовом государстве подкреплён законодательно с учётом прав и свобод личности. Если же верховенство закона станет определяющей чертой, то неверно будет говорить о правовом государств, поскольку первенство закона отдаёт авторитарными режимами, если не тоталитарными. В конце концов, закон не может быть выше прав и свобод личности, так как именно их он и призван защищать.

Geourg хорошист

Раскройте основные особенности духовной жизни общества. В чём проявляется взаимосвязь общественного и индивидуального сознания? Что такое самосознание и какова его роль в развитии личности?

Vanes80 новичок

Начну с конца. Самосознание это осознание человеком своего общественного статуса и своих наиболее важных потребностей, мыслей, чувств и т. д. Так же можно сказать что самосознание — это получение информации о самом себе следовательно, оно играет очень большую роль в развитии личности, например:
1) определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта
2)способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Далее, взаимосвязь общественного и индивидуального сознания проявляется, на мой взгляд, в том, что одно без другого не возможно. Т. е. прежде чем общество осознает себя как таковое каждый индивид, состовляющие это общество, должен осознать себя как личность.
А на счёт основных особенностей духовной жизни общества я могу сказать следующее: в каждом обществе они свои, так в социалистическом обществе они кординально отличаются, скажем, от особенностей духовной жизни в демократическом государстве, а так же они могут меняться в зависимости от времени.

Kaa87 почемучка

1. Овладение социально ценными качествами выработка собственной позиции отражают процесс становления человека в первую очередь как
1)индивида 2) личности 3)индивидуальности. 4) члена общности

2. Правительство выпустило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. этот факт можно рассмотреть как пример связи
1)права и политики 2)экономики и предпринимательства 3)политики и науки 4)экономики и политики

Читайте также:  Оправы для очков женские для зрения живанши

3. Верны ли следующие суждения о морали
А. нормы морали отражают представления о добре и зле.
Б. только сам человек выступает судьёй своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали. (КАКОЕ ВЕРНОЕ)

4. В области генетики наука подошла к важным открытиям. В ЭТОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ ПОНЯТИЕ НАУКИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ЗНАЧЕНИИ.
1)СОВОКУПНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
2)ОСОБЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3)СИСТЕМЫ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ
4)ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОБЩЕСТВА.

5. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ПОДРОСТКИ СТАРШЕ 14 ЛЕТ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ЗАРАБОТКАМИ, ВНОСИТЬ ВКЛАДЫ В БАНК. ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТИ ПРАВА ОТРАЖАЮТ
1)БЫСТРОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2)ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПРИУЧИТЬ ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3)ОБРЕТЕНИЕ ЧАСТИЧНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
4)РАНЕЕ НА НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВОЙСТЕННОЕ МОЛОДЁЖИ В НАШИ ДНИ.

6. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения юридических и физических лиц?
1)трудовое право
2)уголовное право
3)административное право
4)гражданское право.

7. Верны ли следующие суждения о политической власти
1)любая власть носит политический характер.
2)политическая власть распространяется на всё общество.

8. Отличительным признаком правового государства является
1)федерализм
2)суверинитет
3) разделение властей
4)многопартийность

8. Критерием отнесения человека к одной из больших социальных групп является его
1)гражданство
2)уровень дохода
3)религиозная принадлежность
4)моральная позиция

9. Верны ли следующие суждения о формах собственности
А. переход частной собственности в руки государства называется приватизацией
Б. частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.

Pavlusha зубрила

1. Овладение социально ценными качествами выработка собственной позиции отражают процесс становления человека в первую очередь как
2) личности
Ну так они авторы теста решили. Этот ответ правильный. Остальные — тоже возможны. Просто этот правильнее других.

2. Правительство выпустило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. этот факт можно рассмотреть как пример связи
4)экономики и политики

Да, вообще то этот факт никак не стоит рассматривать. Но варианты 1, 2, 3 совсем не подходят и только 4) упоминаются совместно правительство (политика) и экономика (малый бизнес)

3. Верны ли следующие суждения о морали
А. нормы морали отражают представления о добре и зле.
Б — не подходит, т. к. по определению норма морали — это явление свойственное обществу в целом.

4. В области генетики наука подошла к важным открытиям. В ЭТОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ ПОНЯТИЕ НАУКИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ЗНАЧЕНИИ.
3)СИСТЕМЫ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ

Все остальные варианты уж совсем глупо звучат. А идея о том. что наука — это производительная сила общества — это из области тезисов 24 съезда КПСС.

5. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ПОДРОСТКИ СТАРШЕ 14 ЛЕТ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ЗАРАБОТКАМИ, ВНОСИТЬ ВКЛАДЫ В БАНК. ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТИ ПРАВА ОТРАЖАЮТ

3)ОБРЕТЕНИЕ ЧАСТИЧНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ

Остальные варианты тоже верные, но в гражданском законодательстве есть такой термин, как 3), а остальных выражений — 1, 2, 4 — нет.

6. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения юридических и физических лиц?

Ну тут просто 1, 2, 3 — регулируют другие области правовых отношений.

7. Верны ли следующие суждения о политической власти
2)политическая власть распространяется на всё общество.
Утверждение, что «любая власть носит политический характер» нельзя считать безусловным. Скажем, церковная власть носит духовный характер.

8. Отличительным признаком правового государства является
3) разделение властей
Разделение властей это из определения понятия правового государства.

8. Критерием отнесения человека к одной из больших социальных групп является его
2)уровень дохода
Так было написано в правильных ответах того теста, что я нашел в интернете. На мой взгляд, понятие социальной группы в наше время используется настолько широко, что социальную группу можно сформировать по любому критерию.

9. Верны ли следующие суждения о формах собственности
Б. частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
Б — это верно. По пункту А. — как раз все наоборот приватизация это переход государственной собственности в частные руки.

Существует точка зрения согласно которой в современном мире процесс

В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:

1. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

2. Социальная мобильность населения позволяет в современном обществе довольно быстро преодолевать разницу в доходах благодаря таким факторам как образование и власть.

Аргументы в опровержение:

1. При огромной разнице в богатствах между верхами и низами существует и неравный доступ к получению образования (дети богатых могут учиться в элитных школах за границей).

2. Верхи имеют гораздо больше возможностей влиять на власть.

2. Взгляда на глобализацию

Термин «глобализация» был введен в научный оборот в середине 80-х гг. XX столетия американскими авторами, которые им обозначили появление нового типа социальности и миропорядка, который буквально по всем формам и параметрам – социальной организации, власти, идеологии, экономики, этоса, образа жизни и т. д. – отличается от ныне существующего.

Появление этого термина связывают с именем Т. Левита, который в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревю» в 1983 г., обозначил им факт слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК) [55, c. 47]. Распространение же он получил благодаря американскому социологу Р. Робертсону [72] и японцу К. Омае [64], опубликовавшему в 1990 г. бестселлер «Мир без границ».

Однако, за два десятилетия, прошедших с той поры как термин «глобализация» начал широко использоваться представителями различных отраслей обществознания, его содержание не приобрело четко выраженных очертаний. Оно остается размытым, о чем можно судить по тем публикациям, которые вышли на протяжении последних лет, как на Западе, так и на Востоке. Дискуссии о том, что такое глобализация, какова ее природа и конечные цели, начавшиеся в тот период, когда исследователи начали осмысливать новый феномен, не только не прекратились, но и приобрели глубину и масштаб. Их острота рождается непримиримостью точек зрения на природу глобализации, высказываемых различными авторами, многие из которых утрачивают способность к взвешенным, объективным оценкам, когда начинают говорить о социальных последствиях глобализации, о том какие перемены происходят в системе общественных связей и отношений, как меняется социальный тип личности и тип культуры. Существует также большой разброс мнений и по таким вопросам: как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные перспективы, что она несет странам и народам.

Если попытаться систематизировать имеющиеся точки зрения на природу глобализации, то они могут быть сведены к следующим основным позициям, которые представлены в работах революционных глобалистов (гиперглобалистов), эволюционных глобалистов (трансформационалистов) и скептиков (по А. И. Уткину [88], Н. Н. Федотовой [90]).

Революционный глобализм (гиперглобализм), имеет своих последователей в основном в среде политиков и бизнесменов. Широко распространяется как успешный вариант общественного развития по западной модели и представляет глобализацию будущего как фундаментальную реконфигурацию всей системы человеческих действий. В основе этих идей лежит неолиберальная теория и практика, когда глобализация рассматривается как специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества, ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах с максимальным использованием научно-технических достижений и свободно-рыночных механизмов и игнорированием сложившихся национальных образований, многих социальных, культурно-цивилизационных и природно-экологических императивов. Свободная конкуренция и рынок должны будут автоматически обеспечить наиболее рациональное и эффективное распределение ресурсов и капиталов и привести к формированию глобального экономического, правового и политического пространства к становлению нового мирохозяйственного порядка.

К этой группе исследователей можно отнести главных идеологов глобализации К. Поппера [70], Ф. Фукуяму [92], Зб. Бжезинского [17], Дж. Сороса [75] и др. Так Ф. Фукуяма в работе «Конец истории и последний человек» [92] под «концом истории» имеет в виду окончание общественно-формационного развития. В либеральном капитализме, как он представлен в США, он видит венец человеческих устремлений в области общественного прогресса: лучше американской демократии, американского капитализма, американского образа жизни ничего на свете быть не может, и любыми средствами нужно способствовать его распространению на весь мир. Большие опасения в отношении американизации у Ф. Фукуямы вызывает конфуцианская Азия, но сопротивление конфуцианской Азии (и прежде всего – Китая) не могут переломить глобализации, идущей с Запада.

Зб. Бжезинский [17, 18] в своих трудах пропагандирует установление американского гегемонизма во всем мире и в Евразии особенно. Обоснование американского гегемонизма в мире Зб. Бжезинский объясняет стремительным экономическим ростом США в XX веке, который, в свою очередь, стал следствием благоприятных условий, в которых оказалась культура США. «Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Ее привлекательность, вероятно, берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, но ее притягательность во всем мире неоспорима. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде все больше подражают во всем мире. Язык интернета – английский, и подавляющая часть глобальной компьютерной «болтовни» – также из Америки и влияет на содержание глобальных разговоров. Наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить современное образование; приблизительно полмиллиона иностранных студентов стекаются в Соединенные Штаты, причем многие из самых способных так и не возвращаются домой. Выпускников американских университетов можно найти почти в каждом правительстве на каждом континенте» [18, c. 201].

Эволюционные глобалисты (трансформационалисты) считают современную форму глобализации исторически беспрецедентной, не сравнимой ни с каким иным порядком. Они говорят о постепенной адаптации государств и обществ к взаимозависимому нестабильному миру с его неизбежными социальными и политическими переменами. Считают, что глобализация – это мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за эволюцию обществ, за изменение всего мирового порядка. Указывают на необходимость создания в традиционном обществе нового политического, экономического и социального пространства, к которому должны на макроуровне приспосабливаться государства, а на местном уровне – локальные общины. Сторонники этого подхода видят в глобализации долговременный противоречивый процесс, подверженный всевозможным изменениям и считают некорректным предсказание параметров грядущего мира. Они не предсказывают создания единого мирового сообщества и единого мирового государства. Глобализация ассоциируется у них с новой мировой стратификацией, когда некоторые страны постепенно, но прочно войдут в центр мирового развития, в то время как другие страны безнадежно маргинализируются. Суверенные государства сохранят власть над собственной территорией, но параллельно национальному суверенитету будет расширяться зона влияния международных организаций.

Эволюционисты считают, что традиционные концепции государственности изменяются медленно, но постоянно. Суверенность сегодня есть нечто меньшее, чем территориально обозначенный барьер, это скорее источник и ресурс отстаивания прав и привилегий в пределах общей политической системы.

К эволюционным глобалистам относят У. Бека [14, 15], Дж. Стиглица [78, 79], среди отечественных авторов – Н. М. Мамедова [53, 54], В. Толстых [82, 83, 84], X. А. Барлыбаева [12, 13], М. Г. Делягина [33, 34], М. С. Горбачева [30], В. Л. Иноземцева [40, 41] и др.

В. Л. Иноземцев, в частности, дает такое понимание глобализации: «Современная глобализация представляется мне процессом преобразования региональных социально-экономических систем, уже достигших высокой степени взаимозависимости в единую всемирную систему, развивающуюся на базе относительно унифицированных закономерностей… глобализация представляет собой превращение ряда обособленных мирохозяйств в мировую экономику» [40, c. 84].

М. Г. Делягин считает, что глобализация – это «процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий» [34, c. 12]. У. Андерсон – что глобализация представляет собой «поток конвертирующих сил, который создаст подлинно единый мир» [6, c. 62]. В. Г. Федотова пишет, что «термин глобализация в самом общем смысле означает происходящий в настоящее время процесс планетарного объединения всех сфер человеческой деятельности, охватывающий производство, технологию, торговлю, культуру, политические и государственные институты» [90, c. 47].

По определению Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками. Многообразные задачи, которые она ставит, государства не могут успешно решать только собственными силами, т. к. это самым непосредственным и очевидным образом свидетельствует о необходимости укрепления многостороннего сотрудничества [62, c. 6].

Н. М. Мамедов определяет глобализацию как «проявление экономической, технологической, политической, информационной интеграции современного мира и ее отображение в жизнедеятельности каждого человека» [54, c. 43].

X. А. Барлыбаев определяет глобализацию, как «многомерный, объективный процесс становления глобальной общности людей в масштабе всего человечества в единстве с природной сферой планеты Земля, замещения локальных, изолированных форм и норм жизнедеятельности людей общемировыми, формирование единообразия, взаимодействия и взаимообусловленности различных сторон жизни отдельных континентов, стран, народов и людей в рамках единого мира, в условиях распространения принципов свободы личности, а так же открытости и устранения барьеров на пути к установлению материальных, интеллектуальных, духовных, этических, эстетических и иных форм общения между людьми» [12, c. 83].

Читайте также:  С точки зрения теории диссоциации основание это

М. С. Горбачев говорит о глобализации, как об объективном явлении, обусловленным в первую очередь технологической революцией в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, и при этом видит необходимость различать глобализацию и политику неолиберального глобализма, которая позволяет США и странам «семерки» направлять этот процесс в собственных интересах [30, c. 112].

По мнению А. И. Уткина лишь две характеристики глобализации не являются спорными: ее невозможно остановить, и она создает новые огромные пространства, обогащая человечество. Уткин подчеркивает, что глобализация – процесс, определяемый рыночными, а не государственными силами, то есть сбалансированностью бюджета, открытостью инвестициям и рыночным потокам, стабильностью валюты [88, c. 107].

Известный российский ученый В. М. Межуев понимает под глобализацией, «усиливающуюся взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения» [57, c. 103].

Дж. Стиглиц полагает, что сама глобализация несет в себе шансы на улучшение жизни всего человечества. «Сторонники глобализации утверждают, что глобализация неизбежна, и рекламируют ее блага; противники ярко обрисовывают в подробностях ее нежелательные последствия и требуют ее прекращения. Я же считаю, что у глобализации огромный потенциал улучшения жизни людей, в том числе и в развивающихся странах, и в некоторых аспектах это уже происходит – например, глобализация знаний привела к совершенствованию здравоохранения и продлению продолжительности жизни» [78, c. 95].

Дж. Томлисон указывает, что глобализация предполагает взаимосвязь и взаимозависимость всех регионов земного шара, что, однако, не является частью какого-то заранее намеченного плана [85, c. 152].

Э. Гидденс определяет глобализацию как «интенсификацию всемирных социальных течений, в результате чего отдаленные регионы оказываются связанными друг с другом в том смысле, что местные происшествия отражают события, происходящие за много миль от них, и наоборот» [29, c. 61].

По определению Э. А. Азроянца глобализация представляет собой характеристику одной из составляющих совокупного процесса реализации жизненного цикла социума в целом, процесса, который включает этапы зарождения, роста и развития [2, c. 104].

Скептики, к которым относится большое число исследователей, политиков, общественных деятелей, выступают с прямой или косвенной критикой теории и практики глобализации. Они видят в глобализации распространение западного модернизма, а мировую интернационализацию рассматривают как побочный продукт распространяющегося американского миропорядка, понимая под глобализацией унификацию жизни на основе единых либеральных ценностей путем навязывания ценностей развитых индустриальных стран другим обществам. Глобализация рассматривается ими как вестернизация. Обозначая глобализацию как вестернизацию, исследователи непосредственно выходят в сферу взаимоотношений между цивилизациями.

На антиглобалистских позициях стоят С. Хантингтон [94, 95], А. С. Панарин [66, 67], А. А. Зиновьев [37, 38], С. Г. Кара-Мурза [43, 44], Б. Ключников [50], О. А. Арин [8], Т. В. Муранивский [63] и др. Последний из названных авторов в своих работах, в частности, пишет о приближающемся витке торгового строя, который рано или поздно наступит, так как это объективный ход общественной истории. Третья попытка глобализации человечества будет осуществлена представителями финансовой элиты – «новыми кочевниками». Они как подлинные граждане мира, лишены каких-либо национальных или культурных предрассудков, перевернут ритм жизни и радикально изменят отношение человека к культуре, науке, семье, родине, миру. Финансисты возвысятся над миром как его надгосударственная и наднациональная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят человеческое общество в единое финансово-экономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию – количеству денег [63, c. 121].

Ярким идеологом антиглобализма является А. С. Панарин. Глобализацию он определяет как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и государственно-политических барьеров (некогда изолирующих народы друг от друга и в то же время предохраняющих их от неупорядоченных внешних воздействий) и становления новой, «беспротекционистской» системы международного взаимодействия и взаимозависимости [67, c. 20]. К числу бесспорных фактов в определении современного мира как глобального А. С. Панарин относит факт растущей взаимозависимости стран и народов, переплетение их историй, возрастание влияния внешних факторов на внутреннее национальное развитие, постепенное формирование в каких-то измерениях единого экономического, информационного, научно-технического и иных пространств. Он считает – мир глобален в смысле «объективной взаимозависимости народов; он несравненно менее глобален в смысле субъективной политической готовности действовать сообща, на основе добросовестной партнерской кооперации, решать глобальные мировые или региональные проблемы. Мир глобален в смысле наращивания каких-то единых, сквозных транснациональных измерений и пространств; он несравненно менее глобален, если принять во внимание тот факт, что преимуществами такой глобальности пользуются одни (наиболее развитые страны-гегемоны), а издержки несут другие, представляющие так называемое догоняющее, или зависимое, развитие. Политику следует признать одним из интегрирующих факторов, связующим судьбы народов и готовящим единую историческую перспективу человечества (хотя, скорее всего, совсем не ту, о которой нам уже успели поведать «великие учения»). Если политика есть производство власти, то глобальная политика есть драма, связанная с производством, распределением и перераспределением власти в мировом масштабе. Если политика есть драма производства власти, то, следовательно, только в глобальном мире речь идет уже не об ограниченной теми или иными национальными рамками, а поистине безраздельной, тотальной власти» [66, c. 211].

Схожих взглядов придерживается В. И. Самохвалова, которая определяет глобализацию, как хорошо продуманный, целенаправленно, с умыслом запущенный и умело осуществляемый проект переустройства мира в интересах узкой группы лиц – «новой глобальной элиты», а также конкретного государства – США [73, c. 118]. Она считает, что глобализация обнажает и еще больше прежнего обостряет проблему неравенства и неравномерности общественно-экономического развития различных стран, равным образом она используется различными силами, в том числе и наиболее развитыми государствами, в первую очередь США, для извлечения собственной выгоды из складывающихся реалий и меняющейся ситуации. Мир в результате глобализации становится все более тесным, взаимозависимым, обнаруживая тенденции к унификации. В. И. Самохвалова критически оценивает идеи «единства человечества» и возможность формирования «общечеловеческих ценностей», «единой общечеловеческой культуры», в основе которой усматривается «массовая культура» характеризуемая только негативно – как культура, имеющая «американское лицо. американские ценности, американскую еду, американский характер» [74, c. 57]. Идеология глобализма выравнивает всех под единый трафарет, она враждебна любой традиции, а потому идеи экуменизма или утрата национального суверенитета воспринимаются только как негативные явления, как деградация и разрушение основ общественного бытия. «От национального суверенитета при этом отказываются в пользу глобального целого, а это несет особую угрозу для всякой отдельно взятой страны» [73, c. 119].

Таким образом, в отечественной и зарубежной научной литературе в настоящее время имеются различные подходы к определению понятия «глобализация».

В полемике вокруг глобализации активно заявляет о себе идея несовместимости культур и цивилизаций, вплоть до вывода о неотвратимости их столкновения, по сути войны между ними. Акцент ставится на различиях, а не единстве (тождестве) человеческого бытия и ОБЩЕЖИТИЯ. Можно по-разному относиться к известному тезису С. Хантингтона [95], поставившему проблему глобализации именно так, остро полемично и драматично. И надо признать, что современный мир, раздираемый острейшими противоречиями и конфликтами, дает для такого предположения достаточные основания. Глобализация, как она сейчас протекает, действительно бросает вызов не только судьбе национальных экономик и суверенитету государств, но и будущности локальных и региональных культур и образов жизни. Если оценивать ее практические результаты трезво и реалистично, она не только объединяет, но и разъединяет наш многоликий «мир миров», разрешая одни и порождая другие проблемы, не менее сложные и взрывоопасные.

Настаивая на приоритете единства, нельзя забывать о многообразии мира, которое представляет не меньшую ценность. Единство и целостность человеческого бытия вне и без его многообразия – это мир-казарма, состоящая из «метрополии» и «резервации». Созданный по образу и подобию некоего эталона, якобы единственного и наиболее прогрессивного, принципы и нормы жизнеустройства которого механически усваиваются другими, такой мир, конечно, не нуждается в плюрализме культур и образов жизни. Многообразие выступает и выглядит тогда, как преграда на пути универсализации мира. Глобалисты-гегемонисты как раз и рассчитывают на эрозию, стирание культурной самобытности и особенностей образов жизни, ментальностей народов и этносов, на подчинение их некоему единому образцу цивилизованного бытия [40, c. 83].

Выходит, все дело в том, как понимать, толковать единство и универсальность мира. Если речь идет о создании «единого общества с единой культурой», то сразу возникают возражения. Аргументы в пользу этого тезиса – когда-то тысячи языческих богов были заменены несколькими богами мировых религий, а огромное количество этноплеменных языков были заменены едиными национальными языками великих литератур, и мир от этого только выиграл – не представляются убедительными. В прошлом интегративные процессы, с упором на количественные характеристики, все-таки не ставили под сомнение сам принцип многообразия мира. А нынешняя претензия на создание так называемой «пан-культуры» фактически дезавуирует и снимает, делает этот принцип беспредметным и бессодержательным. Представим себе (по аналогии), что нынешняя безудержная экспансия массовой культуры, в основе своей – американской, завершится ее полным всемирным триумфом, и убогость, нищета мысли о будущей «единой культуре» сразу станет очевидной. С исчезновением плюрализма культур исчезает потребность в диалоге культур – не о чем будет говорить, спорить и договариваться. Что же касается понятия общечеловеческих ценностей, то оно космополитизируется, упрощая и дискредитируя жизненный смысл и диалектику «нового мышления».

Поэтому можно разделить осторожность тех исследователей, которые тезис о единстве и целостности мира относят главным образом к сферам экологии и экономики. Касаясь сфер политики и особенно культуры, они применяют его менее категорично, высказывают серьезные оговорки и уточнения. Хотя глобализация дает о себе знать и в этих сферах, здесь многообразие и различия выступают как принцип и закон их полноценного существования развития. Покушение на многообразие в области политической и культурной жизнедеятельности, как правило, вызывает ответную реакцию самозащиты – в облике консервативного традиционализма и националистического фундаментализма. Это одна из «ловушек» глобализации, реальную опасность которой нельзя недооценивать. В этом отношении показательна точка зрения Р. Робертсона, согласно которой глобализация является и объективным процессом сжатия всего мира, и субъективным процессом все большего осознания мира как единого целого [72, c. 215].

Необходимо отметить, что, несмотря на различие формулировок, ученые едины в том, что процесс глобализации является событием мирового значения, затрагивающий интересы человека, общества, человечества. Весьма плодотворным представляется стремление авторов определить глобализацию в связи с современными достижениями научно-технического прогресса, новейшими технологиями. Вместе с тем, дискуссионными являются суждения, в которых глобализация сводится к общественному производству, к формированию единого мирового финансово-информационного пространства, к исчезновению территориальности как принципа общественной жизни. Столь же необоснованным является определение глобализации как состояния общества только через политику, через субъективную деятельность. Это важная сторона глобализации, но она не охватывает глобализации как процесса в целом, к тому же она подвержена изменениям. Поэтому, по нашему мнению, неубедительно определять глобализацию только через ее социальную функцию. А такое понимание глобализации имеется в среде ее исследователей. Так, Г. Киссинджер также определяет глобализацию не с точки зрения ее всесторонности и сущности, а с позиций понимаемого американскими верхами ее социального назначения. «Главный вызов состоит в том, что обычно называют глобализацией, на самом деле просто другое название господствующей роли Соединенных Штатов» [49, c. 153].

Еще дальше в этом направлении идет известный писатель А. Ананьев: «Нам внушают, что мы движемся к прогрессу и процветанию, тогда как на самом деле… идем от господства локального к господству всемирному, заманчиво и льстиво именуемому глобализацией, от рабства человека, рабства людских сообществ к рабству человечества» [4, c. 17].

К числу авторов, считающих глобализацию формой современного колониализма, относится и С. А. Проскурин. Он полагает, что сегодня, как и сто лет назад, главным признаком мировой политики выступает экспансия, «превосходство сильного над слабыми». «Сейчас, на рубеже тысячелетий, мы имеем возможность наблюдать воочию все те же проявления колониального порядка и империалистической политики, только упакованные в новые либерально-демократические и рыночные обертки» [71, c. 47].

Схожих взглядов придерживается и М. В. Маргелов, который истоки глобализма видит в борьбе за природные ресурсы. «Истоки нынешней глобализации следует искать в ресурсном кризисе 1970-х годов. «Ресурсное» происхождение современной глобализации дает о себе знать и в настоящее время» [55, c. 58].

Видимо, при подобном понимании глобализации трудно рассчитывать на объективный, всесторонний анализ этого эпохального явления и его значения для жизнедеятельности человека, общества, человечества.

Попытка определить сущность глобализации была сделана и Президентом Российской Академии наук Ю. С. Осиновым, который, на наш взгляд наиболее близко подошел к пониманию сущности глобализации. Он пишет: «В наши дни стало широко употребляться понятие глобализации. Она, насколько я могу судить, не имеет строгого содержания. Однако при всей, иногда недопустимой многосмысленности термина глобализации, одно, несомненно: речь идет о качественно новом уровне объединения человечества, когда различные цивилизации и культуры вступают в непосредственный и разносторонний повседневный контакт между собой, вырабатывают общий язык, что представляет собой сложный, длительный, чреватый конфликтами, процесс. И здесь, конечно, не обойтись без философии и научной рациональности. Когда речь идет о диалоге и взаимопонимании людей разных религий, конфессий, национальных традиций, то общим, объединяющим их основанием, самой площадкой диалога может быть только рациональный дискурс, основанный на доказательном знании, благоразумии и сдержанности» [65, c. 12].

Таким образом, теоретико-методологическое рассмотрение существующих точек зрения на феномен глобализации подводит нас к мысли, что возникла определенная познавательная ситуация, когда неясность, расплывчатость самого понятия глобализации становится серьезным препятствием на пути осмысления и практического разрешения фундаментальных вопросов современного человеческого бытия. Это проблема не терминологии и дефиниций, а самоопределения человечеством своего местоположения и состояния в историческом пространстве и времени. Поэтому суть процесса глобализации нельзя сводить к устранению традиционных перегородок и водоразделов между государствами, народами, культурами и цивилизациями, как часто это делается, равно как и к появлению наднациональных институтов, организаций и органов управления. Видимо, точнее и содержательнее представление о глобализации как начале и одновременно предвестнике гигантского сдвига и разлома, предполагающих изменение русла развития самой человеческой истории. Этот, на первый взгляд, слишком абстрактный ответ на вопрос, на самом деле вполне конкретен и историчен. Он позволяет обозначить общий принцип, закон формирования такого сложного, противоречивого и многоуровневого процесса, каким является глобализация – процесса, имеющего свою долгую предысторию и приобретающего наглядно-зримые реальные очертания в наши дни. Нельзя не видеть, что феномен глобализации затрагивает не отдельные, а все стороны бытия человека и общества.

Источники:
  • http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/bogolyubov/povtorenie-3
  • http://megaobuchalka.ru/12/33118.html
  • http://studopedia.net/2_52524_s--razdelyaete-li-vi-tochku-zreniya-chto-po-svoey-prirode-protsess-globalizatsii-v-sovremennom-mire-ne-mozhet-bit-beskonfliktnim-svoyu-pozitsiyu-argumentiruyte.html
  • http://tvoiznaniya.com/geografiya/tz7554110.html
  • http://znanija.com/task/2248657
  • http://schoolmaks.ru/thread-10566
  • http://soc-oge.sdamgia.ru/problem?id=589
  • http://studfiles.net/preview/3349125/