Меню Рубрики

Существует точка зрения согласно которой цивилизации существуют

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Обществознание.

Обществознание, опубликовано 12 минут назад

Обществознание, опубликовано 13 минут назад

Обществознание, опубликовано 13 минут назад

Обществознание, опубликовано 15 минут назад

Обществознание, опубликовано 15 минут назад

1. Близость тех или иных социальных позиции людей лежит в основе образования многочисленных социальных групп. Взаимодействие отдельных людей, социальных групп образует социальную структуру общества. При атом доступ к материальным и духовным платам у них различен. Это порождает социальное неравенство. Выдвигаются разные причины появления социального неравенства, по-разному оценивается и его роль в общественном развитии. Социальные позиций личности изменчивы. В современном обществе социальная мобильность возрастает.

Каждый человек обладает определенным набором социальных статусов и ролей, что во многом зависит от возраста человека. Для юношеского возраста характерно стремление «примерить» на себя различныесоциальные роли. Еще одним фактором, во многом определяющим ролевой набор личности, является половая принадлежность. Социальный различия по признаку пола получили название «гендер».

2. В структуре человеческого общества важное место занимают этнические общности — племена, народности, нации. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости лучшими традициями своего народа. Это чувство у большинства людей имеет и другую сторону: уважение к национальным чувствам других народов, к их образу жизни и культуре. Этому противостоят порождающие межнациональную рознь проповеди национальной исключительности и превосходства над -другими народами. Последствия таких взглядов не раз оборачивались трагедией. Каждый человек любой национальности принадлежности должен иметь равные права с другими людьми. Выступления, разжигающие национальную, расовую или религиозную рознь, в нашей стране запрещены законом.

Проверено экспертом

IonovaAlbina

Возрастане социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство.

Опровержение этого тезиса:

1) Общественное неравенство ничем не смягчается в современном мире, т.к. различие социальных классов или слоев ничем не сгладить

2) Слишком различается материальное положение людей различных классов

3) Социальное положение людей из нижних слоев таково, что эти люди никогда не смогут встать на одну ступеньку с людьми из высшего класса.

Существует точка зрения согласно которой цивилизации существуют

Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент — против.

Некоторые считают, что поскольку мышление — сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты — поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность — это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий — одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии — все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре ее.

Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика — это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным», другое — «нелогичным».

В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) В поддержку приведенного тезиса:

— чувственные данные выступают необходимым источником наших знаний,

— реальная действительность, воспринимаемая на этапе чувственного познания, богаче любых моделей и схем, которые создает для ее постижения рациональное познание;

2) Против приведенного тезиса: существуют области знания, например математика, построенные на строгости теоретических рассуждений.

Могут быть приведены и другие варианты

Подготовьтесь к ЕГЭ по обществознанию, математике, русскому онлайн на 85+ за 2 месяца

1. Существует точка зрения, согласно которой возрастание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргументы, подтверждающие ил.

Тема в разделе «Межнациональные отношения», создана пользователем karina1.

karina1 новичок

1. Существует точка зрения, согласно которой возрастание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргументы, подтверждающие или опровергающие этот тезис.

2. Охарактеризуй основные социальные статусы и роли личности в подростковом возрасте. Что должно и что может измениться в социальном статусе и ролях личности но достижении человеком 18 лет?

3. На каких принципах должны быть основаны межнациональные отношения в современном обществе?

4. Покажи взаимосвязь таких понятий, как «социальная норма», «отклоняющееся поведение». Раскрой эту взаимосвязь на конкретном примере.

sniffer зубрила

1. Близость тех или иных социальных позиции людей лежит в основе образования многочисленных социальных групп. Взаимодействие отдельных людей, социальных групп образует социальную структуру общества. При атом доступ к материальным и духовным платам у них различен. Это порождает социальное неравенство. Выдвигаются разные причины появления социального неравенства, по-разному оценивается и его роль в общественном развитии. Социальные позиций личности изменчивы. В современном обществе социальная мобильность возрастает.

Каждый человек обладает определенным набором социальных статусов и ролей, что во многом зависит от возраста человека. Для юношеского возраста характерно стремление «примерить» на себя различныесоциальные роли. Еще одним фактором, во многом определяющим ролевой набор личности, является половая принадлежность. Социальный различия по признаку пола получили название «гендер».

2. В структуре человеческого общества важное место занимают этнические общности — племена, народности, нации. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости лучшими традициями своего народа. Это чувство у большинства людей имеет и другую сторону: уважение к национальным чувствам других народов, к их образу жизни и культуре. Этому противостоят порождающие межнациональную рознь проповеди национальной исключительности и превосходства над -другими народами. Последствия таких взглядов не раз оборачивались трагедией. Каждый человек любой национальности принадлежности должен иметь равные права с другими людьми. Выступления, разжигающие национальную, расовую или религиозную рознь, в нашей стране запрещены законом.

DjBlade учащийся

Тут кто-нибудь понимает предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
1. Охарактеризуйте основные социальные статусы и роли личности в подростковом возрасте. Что должно и что может измениться в социальном статусе и ролях личности по достижении человеком 18 лет?
2. На каких принципах должны быть основаны межнациональные отношения в современном обществе? НЕ ЖАДНАЯ МНОГО БАЛЛОВ )ТОЛЬКО ОТВЕТИТЬ !

Like-a-Sunshine зубрила

1. С возрастом наш статус в жизни повышается:
в подростковом возрасте:
а) дочь, сын, внучка, внук, племянница, племянник, сестра, брат
б) ученик, одноклассник
в)гражданин России
в 18 лет: статус повышается и положение в обществе.
а)студент
б)рабочий, коллега
в) солдат
г)жена, муж, мать, отец.
2.
а)принцип равенства между нациями
б)принцип политической стабильности, национального развития
в)принцип демократии
г)принцип лояльности
д)принцип уважения и дружелюбия

kisyla почемучка

1. В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

2. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте.

3. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?

4. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние 2 столетия?

5. В чем различие между госуправлением и местным самоуправлением?

6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

7. Назовите формы осуществления местного самоуправления.

8. В чем заключается суть местного самоуправления?

2LE профессор

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования — по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы — по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.
Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Nuura учащийся

Представьте ситуацию: Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства. А как считаете вы? Свой ответ поясните.

Kirill школьник

Я считаю, что в этом споре прав и первый и второй товарищ, т. к для правового государства характерно и верховенство закона и незыблемость прав и свобод личности. Но в то же время свобода личности не может нарушать законы, а закон не может угнетать права, интересы, наконец, свободу личности, конечно же если личность не переступает рамки закона.

Вышеперечисленные признаки правового гос-ва являются частью правового государства. Таким образом гражданин должен быть ответственным перед государством, а гос-во в свою очередь должно быть ответственным перед гражданином. Правовое гос-во-это демократическое гос-во, основанное на праве, где создаются условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека!

Diima хорошист

Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу нещыблемости свободы личности, ее. А как считате вы? Свой ответ поясните.

Holly ботан

1)Верховенство права, а не закона.

2)свобода в рамках закона.

Принципы, которые выделил бы я:

1. Верховенство права

2. Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона

3. Принцип разделения властей

4. Полная гарантированность прав и свобод (высшая ценность)

5. Взаимная ответ-ть гос-ва и личности

6. Политический плюрализм.

K-enza отличник

Представте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, ее прав, интересов, чести и достоинства. а как вы думаете? Свои ответ аргументируйте.

DjIva школьник

Главным являеться веховенство ( но жто МОЁ мнение) так как наше правительство не особо интерисуется простым народом. А если и проявляет интерес то это только показуха для того же простого народа. а хотя должно быть наоборот.

Права и свободы личности. Сам термин «правовое государство» подразумевает прежде всего именно заботу о человеке, его свободе, интересах и т. д. Стало быть, и законы все должны быть подчинены именно этому принципу. Ещё нужно сказать об ответственности граждан и их сознательности перед обществом, но это уже приоритет гражданского общества, хотя в правовом государстве подкреплён законодательно с учётом прав и свобод личности. Если же верховенство закона станет определяющей чертой, то неверно будет говорить о правовом государств, поскольку первенство закона отдаёт авторитарными режимами, если не тоталитарными. В конце концов, закон не может быть выше прав и свобод личности, так как именно их он и призван защищать.

Читайте также:  Как называется таблица для определения остроты зрения

Geourg хорошист

Раскройте основные особенности духовной жизни общества. В чём проявляется взаимосвязь общественного и индивидуального сознания? Что такое самосознание и какова его роль в развитии личности?

Vanes80 новичок

Начну с конца. Самосознание это осознание человеком своего общественного статуса и своих наиболее важных потребностей, мыслей, чувств и т. д. Так же можно сказать что самосознание — это получение информации о самом себе следовательно, оно играет очень большую роль в развитии личности, например:
1) определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта
2)способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Далее, взаимосвязь общественного и индивидуального сознания проявляется, на мой взгляд, в том, что одно без другого не возможно. Т. е. прежде чем общество осознает себя как таковое каждый индивид, состовляющие это общество, должен осознать себя как личность.
А на счёт основных особенностей духовной жизни общества я могу сказать следующее: в каждом обществе они свои, так в социалистическом обществе они кординально отличаются, скажем, от особенностей духовной жизни в демократическом государстве, а так же они могут меняться в зависимости от времени.

Kaa87 почемучка

1. Овладение социально ценными качествами выработка собственной позиции отражают процесс становления человека в первую очередь как
1)индивида 2) личности 3)индивидуальности. 4) члена общности

2. Правительство выпустило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. этот факт можно рассмотреть как пример связи
1)права и политики 2)экономики и предпринимательства 3)политики и науки 4)экономики и политики

3. Верны ли следующие суждения о морали
А. нормы морали отражают представления о добре и зле.
Б. только сам человек выступает судьёй своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали. (КАКОЕ ВЕРНОЕ)

4. В области генетики наука подошла к важным открытиям. В ЭТОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ ПОНЯТИЕ НАУКИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ЗНАЧЕНИИ.
1)СОВОКУПНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
2)ОСОБЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3)СИСТЕМЫ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ
4)ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОБЩЕСТВА.

5. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ПОДРОСТКИ СТАРШЕ 14 ЛЕТ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ЗАРАБОТКАМИ, ВНОСИТЬ ВКЛАДЫ В БАНК. ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТИ ПРАВА ОТРАЖАЮТ
1)БЫСТРОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2)ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПРИУЧИТЬ ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3)ОБРЕТЕНИЕ ЧАСТИЧНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
4)РАНЕЕ НА НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВОЙСТЕННОЕ МОЛОДЁЖИ В НАШИ ДНИ.

6. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения юридических и физических лиц?
1)трудовое право
2)уголовное право
3)административное право
4)гражданское право.

7. Верны ли следующие суждения о политической власти
1)любая власть носит политический характер.
2)политическая власть распространяется на всё общество.

8. Отличительным признаком правового государства является
1)федерализм
2)суверинитет
3) разделение властей
4)многопартийность

8. Критерием отнесения человека к одной из больших социальных групп является его
1)гражданство
2)уровень дохода
3)религиозная принадлежность
4)моральная позиция

9. Верны ли следующие суждения о формах собственности
А. переход частной собственности в руки государства называется приватизацией
Б. частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.

Pavlusha зубрила

1. Овладение социально ценными качествами выработка собственной позиции отражают процесс становления человека в первую очередь как
2) личности
Ну так они авторы теста решили. Этот ответ правильный. Остальные — тоже возможны. Просто этот правильнее других.

2. Правительство выпустило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. этот факт можно рассмотреть как пример связи
4)экономики и политики

Да, вообще то этот факт никак не стоит рассматривать. Но варианты 1, 2, 3 совсем не подходят и только 4) упоминаются совместно правительство (политика) и экономика (малый бизнес)

3. Верны ли следующие суждения о морали
А. нормы морали отражают представления о добре и зле.
Б — не подходит, т. к. по определению норма морали — это явление свойственное обществу в целом.

4. В области генетики наука подошла к важным открытиям. В ЭТОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ ПОНЯТИЕ НАУКИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ЗНАЧЕНИИ.
3)СИСТЕМЫ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ

Все остальные варианты уж совсем глупо звучат. А идея о том. что наука — это производительная сила общества — это из области тезисов 24 съезда КПСС.

5. СОГЛАСНО ЗАКОНУ ПОДРОСТКИ СТАРШЕ 14 ЛЕТ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ЗАРАБОТКАМИ, ВНОСИТЬ ВКЛАДЫ В БАНК. ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТИ ПРАВА ОТРАЖАЮТ

3)ОБРЕТЕНИЕ ЧАСТИЧНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ

Остальные варианты тоже верные, но в гражданском законодательстве есть такой термин, как 3), а остальных выражений — 1, 2, 4 — нет.

6. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения юридических и физических лиц?

Ну тут просто 1, 2, 3 — регулируют другие области правовых отношений.

7. Верны ли следующие суждения о политической власти
2)политическая власть распространяется на всё общество.
Утверждение, что «любая власть носит политический характер» нельзя считать безусловным. Скажем, церковная власть носит духовный характер.

8. Отличительным признаком правового государства является
3) разделение властей
Разделение властей это из определения понятия правового государства.

8. Критерием отнесения человека к одной из больших социальных групп является его
2)уровень дохода
Так было написано в правильных ответах того теста, что я нашел в интернете. На мой взгляд, понятие социальной группы в наше время используется настолько широко, что социальную группу можно сформировать по любому критерию.

9. Верны ли следующие суждения о формах собственности
Б. частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
Б — это верно. По пункту А. — как раз все наоборот приватизация это переход государственной собственности в частные руки.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА

Развитие культуры и цивилизации неразрывно связано: вне духовных

ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может

сложиться и цивилизационная общность.

Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию.

Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго

рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом

«культурность», «цивилизованность» нации или страны противопоставлялись

«дикости» и «варварству» первобытных народов.

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, культура представляется

вместилищем всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со

стандартизированным массовым производством. Так, немецкий философ О.

Шпенглер (1880—1936) выделил восемь культур. Каждая из них проходит за

период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в

цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества,

героических деяний; подлинное искусство оказывается не нужным, торжествует

механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязь и

преемственность в развитии культуры.

Однако, как уже отмечалось, большинство исследователей считает основой

всякой цивилизации духовные ценности, духовную культуру, поэтому не

противопоставляет культуру цивилизации.

В заключение еще раз подчеркнем, что понятие «цивилизация» очень широко

используется сегодня, и не только в научной литературе, посвященной изучению

всемирной истории. Политики, социологи, журналисты, обращаясь к проблемам

современности, часто и много рассуждают о цивилизационном своеобразии нашего

мира и его перспективах. Лучшему осмыслению общественных явлений будет

способствовать сближение локально-цивилизационного и

стадиально-цивилизационного подходов, а также использование оправдавших себя

черт формационного анализа.

Цивилизация. Общественно-экономическая формация. Ценности. Стадиальный

подход к истории. Цивилизационный подход к истории.

Историческая реконструкция. Социальная картина мира.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Каковы основные значения понятия «история»?

В чем состоит главная трудность исторического познания?

Чем характеризуется стадиально-линейный подход к истории?

Каковы основные черты локально-циклического подхода к

В чем состоят основные различия между теорией формаций и теорией

цивилизационных волн развития общества?

Каковы сильные и слабые стороны каждого из рассмотренных в параграфе

подходов к мировой истории?

Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций?

Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?

Сопоставьте формационный, стадиально-цивилизационный и

локально-цивилизационный подходы к мировой истории. Выделите общие черты и

Общие черты Основные подходы к мировой истории Особенности

Существует точка зрения, согласно которой цивилизации существуют в

реальной истории, а стадии исторического процесса есть лишь конструкции

нашего ума. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свою позицию обоснуйте.

Когда мы употребляем выражения «вести дела цивилизованно»,

«цивилизованные страны», какой смысл мы вкладываем в понятие «цивилизация»?

Раскройте его другие значения.

В рамках формационного подхода используются понятия «базис»,

«надстройка», «способ производства». А с помощью каких понятий описывают

исторический процесс сторонники локально-цивилизационного подхода?

Учитель предложил ученикам два задания: дать характеристику

средневековой европейской цивилизации и указать основные черты феодальной

В чем ответы учеников совпадут, а чем они будут разниться?

«Всемирная история есть сумма всего того, чего

можно было бы избежать».

Б. РАССЕЛ (1872—1970), английский философ и

«Самое оживленное движение часто наблюдается в

тупиках истории». А. ТОЙНБИ (1889—1975), английский историк.

Сколько цивилизаций было в истории? Возможна ли типология цивилизаций?

В географии восток и запад — это стороны света, а в истории? Мир Востока и

мир Запада — в чем принципиальные различия? Возможна ли встреча миров?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Общество и природа, общество и культура,

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ «КАРТА» МИРА

Из курса истории вы знаете, что в III тысячелетии до н. э. зародились

первые цивилизации — египетская, вавилонская, несколько позднее —

индийская и китайская, возникли также цивилизационные общности в Малой и

Передней Азии, в Палестине. Очагом европейской цивилизации стал юг Балкан,

крито-микенская культура дала начало в I тысячелетии до н. э.

древнегреческому миру. На рубеже нашей эры появились первые цивилизации на

американском континенте: инков, ацтеков, майя.

Пестрая цивилизационная картина мира сохранилась и в эпоху

Средневековья. В Западной Европе на смену разобщенным и неустойчивым

варварским государствам (набеги варварских племен, как вы помните, стали

одной из причин гибели Древнего Рима — наследника древнегреческой

цивилизации) пришла христианская цивилизация. Своего рода мостом между

Западом и Востоком стала византийская цивилизация. Цивилизация Востока,

несмотря на разрушительные набеги кочевых племен (например, монголов на

Китай), периодические войны и возникновение крупных межгосударственных

(империя Чингисхана, Османская империя) сохранялись как самобытное

социокультурное целое. К VII в. н. э. относится зарождение арабо-исламского

Эпоха Нового времени ознаменовалась возникновением индустриального

общества, охватившего первоначально ряд стран Западной Европы. Экономическое

превосходство этих государств позволило им начать политику колониальных

захватов, далеко не всем традиционным обществам удалось выдержать натиск

колонизаторов. Так, Индия стала «жемчужиной в короне Британской империи».

Китай и Япония объявили себя закрытыми.

Сколько же цивилизаций знала история человечества? По оценкам А.

Тойнби, из более чем 20 когда-либо существовавших цивилизаций «живых»

осталось 7—8. О. Шпенглер, как вы помните, выделял в истории всего восемь

Среди исследователей ведутся споры о том, какие государства,

региональные культурные сообщества можно считать цивилизацией. Многие

отказывали в этом статусе Древнему Риму, считая его измененной формой

Читайте также:  Место россии в системе мировых цивилизаций современные точки зрения

древнегреческой цивилизации. Разные точки зрения высказываются по вопросу о

цивилизационных особенностях России. Еще больше разногласий вызывает вопрос

о типологии цивилизаций.

ВОЗМОЖНА ЛИ ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?

Слово «типология» в толковом словаре разъясняется как метод группировки

изучаемых сходных объектов на основе выделенных признаков. Примеры различных

типологий и классификаций вы знаете из курса биологии и других предметов.

Объединяя родственные предметы в типы, классы, мы получаем возможность

увидеть некоторые существенные черты, присущие целой группе явлений.

Сопоставляя типы, мы лучше постигаем различия и особенности отдельных

предметов, а также обнаруживаем связи между ними.

Сторонники стадиальной теории цивилизаций выделяют, как вы уже знаете,

аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. Каждое из них

охватывает не только отдельные народы, страны в определенные исторические

эпохи, но и крупные межнациональные объединения — цивилизации. Так, к

индустриальному обществу в Новое время можно было отнести только группу

европейских стран. В XX в. — это уже и североамериканские государства, и

японская цивилизация и многие другие.

Если за основу берется характер мировоззренческих и ценностных

ориентиров, то выделяют традиционный и рационали-

стический типы общества (они вполне соотносятся с аграрным и

Приверженцы теории локальных цивилизаций исходят, как мы уже отмечали,

из уникальности, неповторимости каждой цивилизации, считая, что объединяющей

силой в них выступают в первую очередь религиозные ценности. Так, Тойнби

писал о христианской, исламской, буддийской и других цивилизациях. Но в то

же время он ввел некоторый элемент классификации, выделяя первичные

(неразвитые, приспособленные к жизни только в определенных географических

условиях и поэтому легко погибающие), вторичные (возникающие в ответ на

«вызов», изменяющий условия первоначального существования общества) и

третичные (объединенные религиями) цивилизации.

Н. Данилевский подразделял цивилизации на первичные (нет ведущего

начала, определяющего их смысл), одноосновные (одна основа: политика,

религия или культура определяет все остальные стороны жизни), двухосновные

(например, европейская цивилизация базируется на политике и культуре).

Особое место историк уделил славянской цивилизации, отнеся ее к

объединительным, т. е. гармонично развивающим политику, куль-ТУРУ>

религиозную и социально-экономическую сферы.

При различных подходах к типологизации цивилизаций многие ученые,

политики, публицисты используют наиболее общее деление мира на две

метасистемы (от греч. megas — большой): Восток и Запад. Даже появился

термин «биполушарность» (от лат. Ы — два, дважды, т. е. приставка означает,

что предмет, явление состоит из двух частей), или «биполярность». Разделение

на Восток и Запад часто рассматривается как неотъемлемое и постоянное

свойство нашего мира.

Русский философ П. Я. Чаадаев (1794—1856) писал: «Мир искони делится

на две части — Восток и Запад. Это не только географическое деление, но

также и порядок вещей». Эту же мысль развивал и немецкий философ К. Ясперс

(1883—1969), утверждая, что полярность Запада и Востока «сохраняла свою

жизненность на протяжении веков». И наконец, приведем строки известного

стихотворения английского писателя и поэта Р. Киплинга «Баллада о Востоке и

Запад есть Запад, Восток есть Восток, Не встретиться им никогда. Лишь у

подножья престола Божия В день Страшного суда.

В чем же состоят различия между Востоком и Западом? И действительно ли

им не понять друг друга?

Основные духовные ценности восточных цивилизаций

сложились очень давно на основе первых религиозно-философских учений —

даосизма, буддизма, конфуцианства (подробнее об этом речь пойдет в

последующих параграфах). Согласно древневосточной картине мира существует

единый мир, объединяющий все сущее. Человек, как и все сущее, должен

следовать его законам, естественному ходу вещей. Только так можно достичь

гармонии с окружающим миром. Таким образом, человек не является центром

мироздания, не вправе считать себя «царем природы «.

Более того, один человек вообще величина не очень значимая. Его силы

умножаются, когда он выступает как неотъемлемая часть какого-либо коллектива

— семьи, племени, касты, сословия, религиозной общности. Такие воззрения

означают, что личностное начало приглушается, подчиняется принципу

Социальный мир стран Востока и сегодня достаточно пестр и представлен

многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами.

Например, в Индии существует около 200 только крупных кастовых групп, сотни

языковых и диалектных общностей. Внутри групп складываются, как правило,

отношения поддержки и солидарности, в то же время между группами возможны

противоречия и конфликты. При этом сами группы занимают разное положение в

обществе, образуя социальную иерархию (от греч. hieros — священный и arhe

— власть, иерархия — расположение частей от высшего к низшему). Ярким

примером этого может служить уже упоминавшийся кастовый строй в Индии. И

поныне в индийской деревне каждый знает свое место и обязанности. Если

неприкасаемый хочет пройти мимо дома представителя высшей касты, он должен

снять обувь. Не случайно один французский культуролог свою книгу об Индии

назвал «Человек иерархический».

Установки человека на коллективную солидарность и неизбежность

иерархического устройства общества влияют на отношение к труду и богатству.

Долгое время заезжих европейцев в странах Востока поражали, во-первых,

бедность народа, во-вторых, пышность, сопутствующая жизни знати (широко

известно выражение «восточная пышность»), в-третьих — пестрота восточного

базара. Контрасты бедности и богатства европейцы нередко объясняли

нежеланием основной массы населения интенсивно трудиться, предпочтением

работе досуга (не случайно в традиционных обществах так много праздников), а

также тем, что высшие слои,

пользуясь покровительством всемогущего на Востоке государства,

перераспределяют общий скудный пирог материальных благ в свою пользу.

Этот взгляд поверхностен и неточен. На самом деле на Востоке издревле

ценился труд, но конкретный труд мастера, профессионала. Не случайно

восточные города во всем мире славились производимым в них фарфором, шелком,

оружием. К труду относились как к средству (хотя и не единственному)

приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущные потребности

человека. Но труд во имя накоплений, которые можно использовать для

последующего расширения своего дела, так ценимый западным обществом, не

поощрялся, а нередко и осуждался на Востоке. На это повлияли не только

религиозные ценности, но и представление о богатстве как постоянной

величине. Значит, если один будет стремиться получить больше, другому

неизбежно достанется меньшая доля.

Все полученное сверх необходимого использовалось на поддержку бедных

родственников, совершение с должным размахом традиционных обрядов, ритуалов

и праздников. Привилегированные группы окружали себя немыслимой в

европейских странах роскошью, следуя известному выражению: «Деньги

существуют для того, чтобы их тратить».

Из сказанного понятно, что в любой вещи, предназначенной для продажи,

т. е. товаре, ценились в первую очередь ее потребительские свойства, ее

способность удовлетворять ту или иную потребность. И хотя Восток издревле

славился своими базарами, однако рынком как механизмом регулирования

товарно-денежного хозяйства их вряд ли можно было считать.

Восточные цивилизации относят к традиционному обществу. Действительно,

традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. К примеру,

в Китае древние тексты и сегодня рассматриваются как источник знания и

мудрости. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оно

окружается почетом и уважением.

Особую роль на Востоке играло государство. Из курса истории вы знаете,

что в древности и Средневековье восточные государства были преимущественно

деспотиями. Во главе стоял верховный правитель — царь, император, шах,

султан, считавшийся верховным собственником всей земли — главного богатства

аграрных обществ. Существовал довольно многочисленный слой чиновничества,

выполнявший разнообразные функции: от сбора налогов до контроля за

состоянием ирригационной системы. Бесконтрольность высшей власти, ее

произвол не могли ограничить и существующие с древности во всех восточных

вилизациях письменные своды законов, хотя они и давали некоторую

гарантию, в частности, защиты имущественных прав.

Восточное государство нередко становилось теократическим (от Греч.

theos — Бог, hratos — власть), когда верховный правитель являлся и

религиозным главой. Такое государство стремилось поставить под свой контроль

духовную сферу общества, заставить население руководствоваться религиозными

нормами в повседневной жизни. Наиболее полно принцип единства религиозной и

государственной власти воплотился в странах мусульманского мира.

Отношение к государству на Востоке всегда было весьма противоречивым,

поскольку само государство осуществляло в обществе довольно разнородные

функции. С одной стороны, деспотизм власти, ее покровительство высшим

классам рождали в общественном сознании представление о «неправедных»

властителях, с которыми необходимо вести борьбу. История Востока знает

множество случаев тайных заговоров и открытых народных выступлений против

неугодных правителей. С другой стороны, государство осуществляло функции,

необходимые для нормальной жизнедеятельности всего общества, сплачивало его,

стремилось обеспечить социальную стабильность. Поэтому даже открытые

выступления против правящей группы не были направлены против государственной

власти как таковой. Людьми руководило стремление добиться «хорошей власти»,

«справедливого царя». История почти каждой цивилизации Востока хранит имя

правителя — защитника народных интересов. К примеру, в Индии таким царем

Мы кратко рассмотрели ценности восточного общества. Отдельные из них

проявятся четче при сопоставлении с ценностями западной цивилизации.

Если мир Востока на протяжении многих веков сохранял устойчивость

цивилизационных основ (поколебать их не могли ни нашествия кочевых племен,

ни межгосударственные столкновения), то Запад пережил несколько «волн»

Об античности, христианской цивилизации Средневековья, индустриальной

цивилизации вы узнали из истории. Каждое из этих обществ имело неповторимые

черты и выступало самостоятельной социокультурной общностью — цивилизацией.

В то же время их можно рассматривать как этапы формирования единой

цивилизации Запада — второй стороны биполярного мира.

Сегодня с понятием «западное общество» мы связываем такие черты, как

рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское

общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое

производство, массовая культура. О том, как формировались эти черты в

различные исторические эпохи, мы поговорим более обстоятельно в следующих

параграфах. Здесь же остановимся на наиболее существенных духовных

ориентирах западного общества: восприятие мира в целом и своего места в нем,

отношение к труду и богатству, жизненные устремления и оценки перспектив.

Мы помним, что одной из идейных основ восточного мировоззрения стало

представление о едином мировом порядке, который распространяется в равной

мере на все сущее, включая человека. Изначальное «великое единое» не пугало

древних китайцев или японцев. Напротив, они стремились слиться с ним,

уподобиться ему. Иное отношение к первозданному хаосу у древних греков. Хаос

(от греч. chaos — разверзаюсь) — это бесформенное состояние мира, зияющая

пустота, в которой все зарождается и все исчезает. Древние римляне вообще

воспринимали хаос как аид — всепоглощающую бездну. Это порождало страх

смерти, которая была равносильна погружению в зловещую пучину. Такое

настроение прекрасно передает стихотворение Ф. И. Тютчева:

И бездна нам обнажена своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и

нами, — Вот от чего нам ночь страшна.

В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос,

противопоставив ему упорядоченный мир — космос. И этот организованный мир

не может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. На основе этой

идеи постепенно складывались некоторые определяющие черты ментальности

Запада. Во-первых, это нацеленность на изменение, переустройство. Спустя

века, уже в условиях индустриального общества, эта установка стала играть

решающую роль в развитии общества и обеспечила научно-техническое,

экономическое и военное могущество Запада.

Во-вторых, было положено начало разрыву человека с природой. Человек

«выпадал» из первозданности, порывал с ней. В дальнейшем на этой почве

возникло стремление покорять природу, в свою очередь уже для современного

мира породившее сложную экологическую проблему.

В-третьих, из представления о первоначальном несовершенстве мира

вытекало то, что древние греки называли «архе» —

Читайте также:  Роль органов зрения в жизни человека

воля, властвование, и не только над природой. Борьба во всех ее

проявлениях стала восприниматься как неотъемлемый элемент жизни. «Борьба —

отец всему и царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми,

одних сделала рабами, других — свободными»,— писал древнегреческий философ

Гераклит. В противовес восточной идее ненасилия стала утверждаться идея

неизбежности «силовой» истории.

Установка на преобразование постепенно вела к разрыву с традицией. В

западном обществе он произошел в Новое время. Прошлое уже не обладает такой

ценностью, как в традиционном обществе. Людей интересует настоящее и

В-четвертых, древнегреческая цивилизация дала толчок линейному

пониманию времени (что не мешало существованию и циклических представлений о

нем), выделению причинно-следственных связей между явлениями как основных.

«Бог. держит начало, конец и середину всего сущего»,— писал

древнегреческий философ Платон. Таким образом, мир движется от некоего

исходного состояния к некоему завершающему. Из восприятия времени как

линейного направленного процесса в дальнейшем родилась идея прогресса.

Самым существенным образом на формирование ценностей Запада повлияло

христианство, особенно моральные заповеди. Благодаря им внедрялись новые

общие для всех верующих (универсальные) этнические нормы. Подлинную

революцию во взглядах людей совершил протестантизм, который, как вы знаете

из курса истории, в ходе Реформации отделился от католицизма. Труд, по

словам М. Вебера, был приравнен к молитве (вспомните, что сказано у Вебера о

значении этики протестантизма для становления капиталистического общества).

Под влиянием протестантизма стало формироваться отношение к труду как

важнейшему способу служения Богу, как к призванию. Накопленное в результате

труда богатство может считаться богоугодным лишь тогда, когда труд честен, а

само богатство используется для расширения производства, а не для роскоши и

расточительства. Развитию духа предпринимательства затем стала

способствовать и система образования. Именно в период Реформации во многих

европейских странах вводится система обязательного образования.

Известно, что в основе многих американских кинофильмов лежит

незамысловатая история о том, как «простой» американский парень (или

девушка) благодаря целеустремленности, упорному труду, вере в свои силы

поднимается на вершину материального благополучия и общественного признания.

В этой «великой американской мечте», которой вдохновлялось не одно мо-

лодое поколение, проявляются важные духовные ценности западной

цивилизации, и прежде всего высокая ценность достижений и успеха.

Преодолеть, суметь, добиться — на это нацелены миллионы людей. Кроме того,

в этой мечте отразился и такой принцип западного общества, как

индивидуализм, предполагающий признание прав личности, ее свободы,

самостоятельности, независимости от государства. (Каковы отрицательные

стороны утверждения в обществе индивидуализма?)

Конечно, духовные ценности Запада не исчерпываются отмеченными в данном

параграфе. Но даже беглое знакомство с ними показывает, что во многом они

противоположны духовным устремлениям Востока. Значит, «встреча» цивилизаций

СТАНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ?

Мы уже приводили строки Киплинга из «Баллады о Востоке и Западе», в

которых поэт жестко противопоставил две мировые мегацивилизации. Но почитаем

Но нет Востока и Запада нет,

Нет наций, различья, границ,

Если двое мужчин, рожденных в разных концах Земли,

Станут друг к другу лицом.

Значит, важно повернуться «друг к другу лицом», чтобы услышать другого,

понять его. Цивилизационные различия сохранятся, но исчезнет непонимание, а

значит, чувство превосходства одних над другими.

Именно в сохранении культурно-исторического многообразия многие

исследователи видят залог успешного будущего человечества. Сторонники этой

позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого

жизнеспособного организма (в том числе сообщества людей) лежит многообразие

форм и видов. Распространение же единых, общих для всех цивилизаций

культурных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого

Существует и другая точка зрения. Согласно ей сохраняющееся различие

цивилизационных ценностей приведет в перспективе к столкновению цивилизаций,

в первую очередь христианской и арабо-мусульманской. Войны перестанут носить

межгосударственный, межнациональный характер, они станут

межцивилизационными, а значит, еще более разрушительными.

Чтобы не допустить такого варианта развития событий, необходимо

стремиться к стиранию различий между культурно-историческими сообществами, с

тем чтобы в перспективе утвердилась единая мировая цивилизация. Западные

исследователи считают, что уже сегодня многие ценности, зародившиеся в

европейской цивилизации, становятся общечеловеческими. В экономической сфере

— это достигнутый уровень развития производительных сил, современные

технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, рыночное

регулирование экономики. В политической сфере общецивилизаци-онную базу

составляют правовое государство, действующее на основе демократических норм,

зрелое гражданское общество. В духовно-нравственной сфере достоянием всех

народов являются великие достижения науки, искусства, а также

общечеловеческие моральные ценности.

А какова ваша позиция в этом споре?

Ценности Востока. Ценности Запада. Традиционное общество. Мировая

Типология. Иерархия. Теократическое государство.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

В чем выражается цивилизационное многообразие мира?

Какие типы цивилизаций выделяют историки и социологи разных

Как и почему возникло деление мира на Восток и Запад?

Какие черты присущи восточному обществу? Что оказало влияние на их

Под влиянием каких факторов складывался менталитет человека западного

В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах ци-вилизационного

Некоторые исследователи сравнивают сохраняющиеся различия между

Востоком и Западом с асимметрией головного мозга человека, в котором правое

полушарие отвечает за художественное видение мира, интуицию, а левое — за

логику, анализ. Нормальную деятельность мозга обеспечивают в единстве оба

полушария. Так же и человеческое общество может полноценно развиваться

только при сохранении своеобразия Востока и Запада. Уместно ли приведенное

сравнение? Разделяете ли вы сделанный на его основе вывод?

Надомный работник при оплате 10 марок за изделие изготавливает 10 таких

изделий за день, зарабатывая, таким образом, ежедневно 100 марок. После

удвоения оплаты за единицу продукции он стал делать 5 изделий, оставив свой

Другой работник, находясь первоначально в таких же условиях, после

повышения оплаты за единицу продукции в 2 раза стал производить 15 изделий в

день, доведя, таким образом, свой ежедневный доход до 300 марок. Поведение

какого работника характерно для ментальности традиционного общества, а

какого — индустриального общества? Поясните свой выбор.

Индийский писатель Р. Тагор высказал такую мысль: Восток изменит всю

картину западной цивилизации, «вдыхая в нее жизнь там, где она механистична,

заменяя холодный расчет человеческим чувством и стремясь не столько к мощи и

успеху, сколько к гармоничному и живому развитию, к истине и красоте».

Согласны ли вы с такой оценкой роли Востока в мировом развитии? Обоснуйте

«Цивилизация — это власть над миром, культура—

А. КЭМПИНЬСКИЙ (1919—1972), польский

«Умирая, культура превращается в цивилизацию». О. ШПЕНГЛЕР

(1880—1936), немецкий философ.

О Особенности древних ^ цивилизаций

Что представляет собой загадочный и неповто римый мир древних

цивилизаций? Почему понимание этого мира сложно для современного человека?

Как в древности происходил обмен достижениями цивилизации?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Взаимодействие человека с природой; общество

как сложная динамическая система; локальная цивилизация.

Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей

присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и

пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально

почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления

и самые обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее мы стремимся

заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность

манит нас, влечет своей загадочностью и необъяснимым обаянием.

МИР ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней истории: «Дар Нила»

— цивилизация Древнего Египта; Месопотамия — одна из древнейших в мире

цивилизаций; загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной

еще в древности «страной мудрецов»; древнегреческая цивилизация, чьи

достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация эллинизма, в

которой как бы встретились Запад и Восток, породив высочайшие проявления

культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей.

О других цивилизациях вы узнавали, изучая историю нашей страны. Это

цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в

греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые

отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место

занимала цивилизация скифов, которая не имела собственной письменности, а

память о ней сохранилась в литературных памятниках других народов, в

Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации Африки

и Южной Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на

развитие Египта; цивилизации Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Малой

Азии, которая была естественным мостом в передаче культурных достижений

между Европой и Азией; древние цивилизации Юго-Восточной Азии — региона

неповторимой культуры, сравнительно поздно открытой европейскими учеными и

относительно мало изученной; древнеяпонская цивилизация, и сейчас поражающая

своей загадочностью, доказывающая, что ее культурные ценности обладают

достаточной устойчивостью во времени и в пространстве; цивилизации Нового

Света, где представлены почти все стадии развития человечества.

В коротком очерке невозможно дать подробное описание мира древних

цивилизаций. Наша задача — взглянуть на тот путь, который человечество

прошло от древних цивилизаций до современной эпохи.

ОТЛИЧИЕ ДРЕВНОСТИ ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ

Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все

же некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не

случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытное

общество «доисторическим». Сейчас, когда исследование периода,

предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого

определения пришлось отказаться.

Тем не менее возникновение и развитие городов, письменности, усложнение

социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо

более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли

многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы,

мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные

циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен

года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия

общества с природой при переходе от первобытного общества к древним

цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями

людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для

удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства

Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно

проявлялось в экстремальных ситуациях навод-

нениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т. п. Но овладение

металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли

формы этой зависимости. Невозможно представить себе Древний Египет или

Междуречье без ирригации, Древнюю Грецию без мореплавания и морской

торговли. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним

цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности

человека. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрная

революция». И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как

часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период

аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера

взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных

отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной

части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной

структуры, становлением государственности, с появлением новых видов

деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов

хранения и передачи информации.

Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно

отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и

производственного опыта: обучение необходимым хо

| следующая лекция ==> Классификация параллельных ВС | Общая характеристика европейского средневековья

Дата добавления: 2016-05-30 ; просмотров: 2214 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники:
  • http://znanija.com/task/2211464
  • http://znanija.com/task/2248657
  • http://neznaika.info/q/7323
  • http://schoolmaks.ru/thread-10566
  • http://poznayka.org/s4081t1.html