Меню Рубрики

Существует точка зрения что целью опричнины являлось

1565 – 1584 гг . Цель опричнины – ликвидировать пережитки феодальной раздробленности; завершить политическую централизацию Российского государства; утвердить самодержавие (репрессивным путём).

Задачи:

1) Ликвидировать удельную систему: в 1563 году ликвидирован удел Юрия Старицкого;

2) Подчинить царской воле церковь (церковь должна одобрять все действия царя) – дело митрополита Филиппа;

3) Разгром оппозиционных центров – Новгорода, Пскова, Твери;

4) Разгром боярско-княжеской оппозиции;

5) Проведение чистки боярской думы и системы приказов;

6) Разрешить конфликт между дворянством и боярством в пользу дворян (опора самодержавия).

Этапы опричнины:

1) 1565 – 1566 гг . – начало террора, не носит массового характера;

2) 1567 – 1572 гг . – период массового террора, пик террора – лето 1569 – лето 1570 гг.;

-3) 1572 – 1584 гг . – террор носит скрытый (завуалированный) характер;

3 февраля 1565 года – начало опричнины; случаются неурожаи на севере страны, приведшие к сильному голоду.

1570 – 1571 гг. – страшная эпидемия чумы в Северо-Западной и Центральной Руси; неудачи в Ливонской войне. Наложился сакральный элемент – подготовка к Страшному суду.

1-ый этап . Казни носят единичный характер: Оболенские, Куракины, Горбатый-Шуйский, Репнины; в Казанскую ссылку направлены Ярославских, Стародубских, Ростовских князей. Весной 1566 года митрополит Афанасий добровольно снял с себя сан, ушёл в монастырь. Иван 4-ый оставил свой взгляд на Фёдоре Колычёве (Филиппе) в роли митрополита, выдвинул как условие отмену опричнины. В июне 1566 года Филипп стал митрополитом – произошёл спад террора, стали возвращаться из Казанской ссылки; происходят опалы.

В 1566 году Владимир Старицкий был лишён своего удела и сослан в Вологду.

2-ой этап (1566 – 1572 гг.) – раскручивается дело Ивана Фёдорова, лидера Боярской Думы в Земщине. В самом начале правления Ивана Фёдоровича Иван 4-ый велел казнить сына. В марте 1568 года митрополит Филипп отказал Ивану 4-му и опричникам в благоволении. Филипп схвачен, отправлен в монастырь Отрочь (Тверь) и в декабре 1569 года Малюта Скуратов убивает митрополита.

В 1569 году упорно ходили 2 слуха:

— якобы Новгород хочет не Ивана 4-го, а Старицкого;

— Новгородцы хотят уйти под власть Литвы.

Слухи разошлись намеренно.

В сентябре 1566 года в Москву были вызваны Владимир Старицкий с женой и детьми (младшей дочерью), Иван 4-ый вынудил принять их яд. В этот же день мать Старицкого была умерщвлена.

В конце осени Иван 4-ый с опричным войском отправляется в карательный поход, сожжены: Клин, Тверь, Торжок, Новгород и Псков. В Новгороде было вырезана 1\2 населения, разорено 27 монастырей, вывезены все иконы, разорён Софийский Собор. В Пскове террор оказался не столь массовым.

25 июля 1570 года происходят массовые казни на Поганой Луже в Москве. К казни приговорено 300 человек, но 194 помиловано. Казнены Висковатый, Афанасий Вяземский.

В 1571 году Дивлет-Гирей подступил к Москве и поджёг её (горело кольцо к центру). В результате («Запах человеческих тел разносился на всю округу») ушедши, Дивлет-Гирей потребовал Казань и Астрахань.

В 1572 году создано опричное войско (Хворостынин) и Земское войско (Воротынский). В 1545 году у деревни Молоди (около Москвы) Дивлет-Гирей был разбит (15 июля 1572 года). После этой победы Иван 4-ый запретил употреблять слова «опричнина, опричник» и историки считали, что она была отменена.

1) Но никакого приказа об отмене опричнины не было;

2) Террор носил скрытный характер;

3) В 1572 году освободился престол в Речи Посполитой и Иван 4-ый выдвинул свою кандидатуру на трон.

3-ий этап 1572-1584 гг . Опричнина переименовалась в Государственный двор. Появляется новое направление – террор против ярых опричников. Ослаблен террор против Земщины, посмертно было реабилитировано несколько лиц и часть их имущества была возвращена дальним родственникам. В Новгород были торжественно возвращены 2 иконы (одна – чудотворная). Всплеск террора произошёл в 1575 году .

В 1574 году освободился престол в Речи Посполитой, Иван 4-ый выдвинулся на престол. Волхвы предсказали, что Иван 4-ый должен умереть (Иван 4-ый снял с себя царский титул и принял титул Московского князя; царём назначили Симеона Бикбулатовича).

С 1578-1579 гг. прекращаются казни. В 1581 году в Александровской слободе Иван 4-ый убивает сына – Ивана. Невестка Ивана Ивановича родила мёртвого сына.

Итоги опричнины:

1) Утвердилось самодержавие, завершилась централизация государства;

2) Церковь стала орудием царской политики, одобряя действия царя;

3) Государственный аппарат превратился в аппарат репрессий;

4) В стране произошёл глубочайший экономический кризис (примерно 90% земель не обрабатывалось);

5) Казна пуста, усиливается налогообложение, феодальная эксплуатация населения (в 1581 году принят «Указ о заповедных летах» — выход запрещён от одного к другому в Юрьев день);

6) Колоссальные людские потери;

7) Выбит цвет нации, верхушки всех сословий;

8) Резко ослаб военный потенциал страны;

9) Позорное окончание Ливонской войны (1558 – 1583 гг.).

В 1582 году между Русью и Речью Посполитой было подписано Ям-Запольское перемирие на 10 лет, а в 1583 году между Россией и Швецией Плюсское перемирие на 10 лет: потеряна Ливония; выход в Балтийское море; города: Иван-город, Ям, Копорье, волость Карела;

10) Резко упал авторитет России на международной арене;

11) прекратилось летописание, удар по культуре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 7702 — | 6713 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Казалось бы, лучше всего должны понимать смысл опричнины современники Ивана

Грозного. Однако ясного и удовлетворительного ответа в их сочинениях нет, они

как бы уклоняются от ответа на этот вопрос. Не содержат объяснения и

сочинения самого Ивана IV. Грозный возлагал всю вину за происходящее на

«изменников» (прежде всего бояр), а себя представлял жертвой интриг. А ведь

далеко не всегда можно различить, где была «измена», а где – просто

Андрей Михайлович Курбский в своих сочинениях стремился не столько понять,

сколько обличить царя в тиранстве и пролитии невинной крови.

Иностранные наблюдатели не могли постичь общий смысл событий в чуждой им

Московии. Поэтому порой они сознательно преувеличивали хаос и беспорядки с

целью спровоцировать своих государей к военному вторжению в Россию.

Русские летописи и сказания не скрывают фактов жестокостей опричнины, но

избегают прямой оценки политики царя. В сознании русских людей того времени

Иван IV был, хотя и грозный, но все же законный государь, власть которому

дана от Бога. Из летописи: «понеже (потому что) опришнину повеле учинити себе

особно» («учинил» — и все тут!).

Историки XVII – первой половины XIXвв основывали свои исследования об

опричнине на показаниях современников и летописей. В.Н.Татищев оправдывал

деяния Ивана Грозного и осуждал измены бояр. Князь-аристократ М.М.Щербатов,

напротив, видел в царе тирана, нарушившего вековой союз монархии с боярством.

Н.М.Карамзин осуждал борьбу Грозного с боярством и противопоставлял опричнину

мудрому правлению первых лет царствования Ивана. С.М.Соловьев рассматривает

опричнину, как постепенный переход от «родовых» отношений к

«государственным», но не оправдывает жестокости царя.

В дореволюционное время С.Ф.Платонов видел смысл опричнины в борьбе

государственной власти против могущественной боярской знати. Концепция

Платонова впоследствии перешла в советскую историческую литературу, где

опричнина считалась уже явлением «прогрессивным».

Р.Г.Скрынников считает, что опричнина не была единой на всем протяжении

своего существования и имела четко выраженную антикняжескую направленность

лишь на начальном своем этапе.

Исследования последних десятилетий (работы В.Б.Кобрина и др.) критикуют

традиционные представления о боярстве, как о реакционной силе. Процесс

разрушения родового княжеско-боярского землевладения начался задолго до

опричнины. Князья утрачивали княжеские права на свои земли и превращали их в

вотчины, которые делились между сыновьями, что приводило к измельчанию и

захуданию родов. Экономически слабое и находящееся в прямой служебной

зависимости от царя боярство не могло, да и не стремилось противопоставить

себя централизованной монархической власти.

А.А.Зимин высказывает мнение, что опричнина была нацелена против таких

«форпостов» феодальной раздробленности, как остатки уделов и новгородских

«вольностей», а также против независимости и экономического могущества

Попытки объяснить опричнину характером Ивана Грозного предпринимались в

дореволюционной и зарубежной литературе: психически неуравновешенный,

мнительный, жестокий царь устроил расправы по своему нраву.

В.О.Ключевский и С.Б.Веселовский не видели в опричнине большого смысла и

считали, что она, в конечном счете, свелась к истреблению лиц и не изменила

ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.

Он ставил перед собой весьма масштабные задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне и нередко добивался успеха. В царствование Ивана IV свершилось немало великого . В Московское государство вошли 2 ханства: Казанское и Астраханское, был совершен поход Ермака в Сибирь, в результате которого в дальнейшем стало возможным освоение Сибири. Первопечатник Иван Федоров положил начало книгопечатному издательству. Митрополит Макарий составил “Жития святых”. В памяти народа остались и Судебник и первый Земский собор и многое другое. И положительные реформы продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину, в результате которой была уничтожена самая активная часть населения страны, истощены и людские и материальные ресурсы и т.д. Итоги правления Ивана Васильевича Грозного (Рюрика) были для страны крайне противоречивыми, как и характер Грозного. Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрокритический и военный аппарат, который лично возглавил “всея Руси самодержец”. Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором. Опричнина явилась форсированной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок, когда власть маскирует свою слабость “подсистемой” тотального страха. Но тем не менее “ добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (10 класс) на тему:
Методический материал для подготовки к ГИА «История»

Вложение Размер
oprichnina.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 8. Опричнина. Дискуссии о характере опричной политики.

С4. Назовите не менее трех положений, раскрывающих содержание опричной политики Ивана Грозного. Укажите не менее трех итогов и последствий опричнины.

  1. Могут быть названы следующие положения, раскрывающие содержание опричной политики:
  1. разделение страны на земщину и опричнину (особый царский удел);
  2. создание в опричнине параллельных земщине органов власти (столица – Александровская слобода);
  3. формирование опричного войска как личной гвардии царя (построение опричного войска как монашеского ордена);
  4. проведение опричного террора (ссылка и смерть митрополита Филиппа Колычева, казни виднейших бояр, например, И. Федорова, В. Старицкого, карательный поход на Новгород, публичные казни в Москве).
  1. Могут быть названы следующие итоги и последствия опричнины:
  1. разорение и опустошение земель (уменьшение площади обрабатываемых земель), рост налогов, сокращение населения;
  2. ужесточение крепостного права (в 1581 г. были введены «заповедные лета», в которых запрещался переход от одного владельца к другому в Юрьев день, бегство крестьян на окраины Московского государства;
  3. раскол политической элиты;
  4. усиление самодержавной тенденции российской государственности, утверждение деспотического характера власти царя;
  5. ослабление обороноспособности государства вследствие хозяйственного упадка и опричного террора, уничтожившего многих бояр – воевод (сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г., поражение в Ливонской войне в 1583 г.)
  6. создание предпосылок Смутного времени – кризиса Российского государства в начале XVII в.
Читайте также:  Постоянно болит голова и падает зрение

С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:

  1. Главной целью опричнины была борьба ванна Грозного с крупным боярством – противником централизации государства
  2. Опричная политика была направлена на подавление всякой оппозиции, ликвидацию любой самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

1.борьба боярских группировок в период боярского правления при малолетнем Иване IV настроила будущего царя против бояр;

2. ослабление центральной власти в годы боярского правления и злоупотребление властью на местах;

3. обвинения бояр в злоупотреблениях на первом Земском соборе в 1549 г.

1.был развязан террор против всех слоев русского общества;

2. поход на Новгород с целью ликвидации духа новгородской вольности;

3. убийство Владимира Старицкого и ликвидация последнего удельного княжества;

4. убийство митрополита Филиппа, осуждавшего террор.

С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:

  1. Опричная политика была направлена на утверждение личной власти царя, установление неограниченного самодержавия.
  2. От опричного террора страдали все слои российского общества.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

  1. выделение специального царского удела – опричнина;
  2. установление права царя распоряжаться жизнью и имуществом подданных в опричнине;
  3. в дальнейшем это право распространяется и на земщину.

1.опричнина , наряду с Ливонской войной, вызывала экономический кризис в стране;

2.многие крестьяне погибали, бежали в Литву, на Дон, новые восточные земли из Центра и Северо-Запада либо вывозились опричниками в свои поместья;

3. сокращение посевных площадей (пашни), голод;

4. издание указа «О заповедных летах» в 1581 г., в котором запрещались переходы крестьян;

5. в ходе опричнины пострадало большое число дворян (их лишали поместий в центральной части страны, ссылали на восточные окраины);

6. в административном аппарате царской территории ( опричной) видные посты сохраняли некоторые представители древних аристократических фамилий;

7. нараставший вал репрессий не пощадил тех, кто с самого начала опричнины входил в окружение царя.

С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:

  1. Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалось террором и произволом.
  2. Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

1.главным содержанием опричнины стал террор не только против феодальной знати, церковных иерархов, но и всех недовольных политикой царя;

2. опричная политика являлась одной из причин поражения России в Ливонской войне;

3. резко ухудшилось экономическое положение страны;

4. настоящему разгрому подверглись территории, где сильны были позиции боярства;

5. опричнина ускорила процесс закрепощения крестьян;

6. карательные походы на Тверь, Новгород привели у массовым расправам над их жителями.

1.феодальная знать, боярство были оппозиционной силой, выступившей против процесса централизации;

2.ликвадация Старицкого удела положила конец удельной системе – пережитку раздробленности;

3. расправы с боярами покончили с оппозицией родовой аристократии;

4. завершается процесс формирования централизованного государства;

5. разгром Новгорода положил конец сепаратизму новгородцев.

С5. Ниже приведены две точки зрения политики Ивана Грозного:

  1. Действия Ивана IV привели к кризису российской государственности и общества.
  2. Действия царя носили прогрессивный характер.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

  1. опричный террор коснулся не только бояр, но и простых людей;
  2. опричнина привела к уничтожению многих достойных государственных и военных деятелей;
  3. опричнина не только ни усилила, но даже ослабила обороноспособность государства (набег крымских татар 1571 г.)
  4. опричнина привела к хозяйственному разорению государства;
  5. власть царя приобрела деспотичный характер, были подавлены ростки самостоятельности и независимости общества от власти;
  6. опричнина стал одной из важнейших причин Смуты.
  1. благодаря опричнине были окончательно ликвидированы удельные порядки;
  2. только подавляя бояр можно было добиться отмены порочной системы кормления и местничества;
  3. боярская вольница препятствовала централизации власти;
  4. предшествовавший воцарению Ивана Грозного период боярского правления продемонстрировал опасность для государства боярского произвола и распрей;
  5. в условиях затяжной и тяжелой войны подавление оппозиции отвечало интересам государства;
  6. бояре, против которых была направлена опричнина, притесняли дворян и простых людей.

С7. Сравните реформы Избранной Рады и политику опричнины Ивана Грозного. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

  1. преобразования проводились по воле царя;
  2. преобразования были направлены на усиление личной власти царя и центральной власти;
  3. преобразования были направлены на решение насущных внешнеполитических задач (защиту территории государства от набегов крымских и казанских ханов, приобретение Россией выхода к морю).

Политика Избранной Рады

Путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на централизацию в течение длительного времени

Насильственные методы централизации

Стремление к достижению согласия между интересами государства и общества

Раскол в обществе

Стремление к консолидации между различными группами верхов русского общества

Массовые репрессии, террор, земельные конфискации, опалы

Преобразования направлены на создание в России сословно-представительной монархии

Преобразования направлены на укрепление личной власти царя

Реформы способствовали улучшению внутреннего положения в стране, укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению

Опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге – к Смуте начала XVIIв.

Внешнеполитические успехи: присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Проиграна затяжная Ливонская война, поражение в 1571 г. от крымского хана.

Сущность опричнины. Существуют две точки зрения на опричнину:

1. Опричнина – плод безумства Ивана IV, она не имела политического смысла (В. О. Ключевский, С. Б. Веселов­ский, И. Я. Фроянов и др.).

2. Опричнина – хорошо продуманный политический ша­г царя. Она была направлена против оппозиции, противостоявшей самовластию Ивана IV (С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов, А. А. Зимин и др.). Казнив Влади­мира Старицкого, царь расправился с последним княжеским уделом. Расправа над митрополитом Филиппом запугала церковь. Погром в Новгороде уничтожил остатки вечевой вольности. Это усилило централизацию государства. Историк В. Кобрин счи­тает, что упразднения остатков удельной системы можно было добиться мир­ными средствами, с помощью реформ. Но царь сознательно избрал путь террора.

Итоги и последствия опричнины:

1. Усилилась личная власть царя и её деспотический характер;

2. Увеличилось бегство крестьян на окраины страны;

3. Опричнина привела к поражению в Ливонской войне и кон­фузу во время набега крымских татар 1571 г. (опричное вой­ско разбежалось);

4. Опричнина разорила страну, поставила государство на грань национальной катастрофы, стала одной из предпосылок Смуты.

В 1572 г. царь разочаровался в опричнине и отменил её. Слово «оп­ричнина» было запрещено под страхом наказания кнутом.

«Княжение» Симеона Бекбулатовича. В 1575 г. Иван провозгла­сил «великим князем всея Руси» крещёного татар­ского царевича из г. Касимова Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата). Россия была разде­лена на «великое княжение» Симеона и удел князя «Ивана Москов­ского» (так назы­вал себя Иван IV). Правда, все дела по-преж­нему велись от имени «государя царя и великого князя Ивана Ва­сильевича всея Руси». Причины этого политиче­ского маскарада: волхвы предсказали скорую смерть великого князя всея Руси и суеверный Иван IV хотел этого избе­жать. Спустя год Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь. Предсказание не сбылось: Иван IV прожил ещё 9 лет, а Симеон Бекбулатович – 41 год, до 1616 г.

Личная жизнь царя. Иван IV после смерти в 1560 г. супруги Анастасии в 1561 г. женился на Марии (Кученей) Темрюковне, княжне Черкасской (1545/46–1569). Новым родственникам – князьям Черкасским – царь пожаловал вотчины, в том числе село Иваново. В 1569 г. Мария умерла в Александровской слободе (возможно, была отравлена).

Третьим браком Иван IV женился на Марфе Васильевне Собакиной, († 1571) славившейся своей красотой. Царь выбрал её из 1,5 тыс. невест. Но Марфа заболела и скончалась вскоре пос­ле свадьбы. Ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении; по некоторым данным, в ходе расследования было казнено 20 человек. Добиваясь права заключить запрещённый церковью четвёртый брак, Иван клялся духовенству, что из-за болезни невесты и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой. Как писал Иван Гроз­ный, «преставилась ещё до разруше­ния девства…». Возможно, она была отравлена из мести Михаилом Темрюком – братом Марии.

Читайте также:  Отсрочка от службы в армии по зрению

Четвёртой женой в 1572 г. стала 18-летняя Анна Колтовская (1554/1556–1626), которая на том же смотре невест заняла «второе место». Через полгода царь сослал Анну на север в монастырь, где она прожила около 53 лет.

В 1573 г. царь женился на 17-летней княжне Марии Долгорукой († 1573). После брачной ночи Иван обвинил Марию в том, что «княжна ещё до венца слюбилась с кем-то, и о том го­сударю ведомо не было». Иван приказал утопить её в проруби в Александровской слободе.

Затем Иван взял в жёны 17-летнюю Анну Васильчикову († 1577). Церковь этот брак не признала (как и все последующие). Спустя год царь сослал Анну в суздальский Покровский монастырь, где она вскоре таинственным образом скончалась.

Иван IV отобрал у придворного Никиты Мелентьева красавицу-жену Василису. Никита был отравлен Малютой Скуратовым. Спустя два года Василиса была уличена в измене и похоронена заживо в гробу вместе с трупом любовника – Ивана Кóлы­чева в Александровской слободе.

Следующей женой царя стала Наталья Коростова, племянница новгородского епис­копа Леонида. Узнав о намерении царя, он заявил, что скорее убьёт племянницу, чем отдаст ему на поругание. Тело епис­копа, зашитое в медвежью шубу, отдали на растерзание псам. Наталья против воли поселилась в царском двор­це, а вскоре бесслед­но исчезла.

Последней женой Ивана IV в 1580 г. стала Мария Нагáя († 1608/12). В 1582 г. Мария родила Ивану сына – царевича Дмитрия. Находясь в браке с Марией, Иван неудачно сватался к королеве Англии Елизавете.

Кризис династии Рюриковичей. В конце жизни у царя осталось трое сыновей, матерью двух старших являлась Анастасия. Старший сын, Иван Иванович, показал себя храбрым воином и способным государственным деятелем. Между отцом и сыном часто вспыхивали ссоры. Согласно легенде, Иван IV в 1582 г. в быто­вой ссоре побил жену сына, отчего у беременной невестки произошёл выкидыш. Наследник вступился за жену. Царь нанёс сыну удар по голове железным по­сохом. Вскоре царевич Иван Иванович, «зашибленный во гневе родителя своего», скончался. Смерть сына так потрясла царя, что он в третий раз отказался от престола, но опять дал себя «уговорить» вернуться на трон. Убийством сына царь подсёк на корню династию Рюриковичей. У следующего его сына – болезненного и слабоумного Фёдора (1557–1598) не было наследников. А последний сын – малолетний Дмитрий (1582–1591) был рождён от незаконной, с точки зрения церкви, девятой (или седьмой, как считают некоторые историки) по счёту жены Марии Нагóйи имел мало прав на трон. Таким образом, царь сам создал в государ­стве кризис власти и предпосылки Смуты.

Борьба московских князей за лидерство, присоединение ими всё новых земель за счёт уничтожения своих родственников, имели обратный результат. Династия Рюриковичей довела себя до полного вымирания после смерти в 1598 г. единственного выжившего сына Ивана IV – Фёдора Ивановича, не оставившего потомства.

Смерть царя и итоги его правления. Иван IV сильно болел и страдал «внутренним гниением». Кожа царя лопалась, распространяя невыносимый запах. 18 марта 1584 г. он сел играть в шахматы со своим последним любовником и любимцем князем Богданом Бельским. Но, не успев начать игры, упал и умер. По преда­нию, дата его смерти была заранее предсказана прорицателями. Накануне Иван реабилити­ровал казнённых им бояр, чем признал беспо­лезность опричного террора. Перед смертью он принял монашеский пóстриг и был наречён Ионою.

Историки неоднозначно оценивают итоги деятельности Ивана IV:

1. Иван IV провёл ряд реформ, укрепил государ­ственную власть;

2. Царь имел успехи в восточном на­правле­нии внешней поли­тики, присоединил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.

1. Оприч­нина и Ли­вонская война разорили страну, привели к национальной катастрофе;

2. Царь спровоцировал кризис власти и создал предпосылки Смуты;

3. Опричнина вызвала бегство крестьян. В 1581 г. Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, учредив «заповедные лета».

Спор по поводу оценки личности царя продолжа­ется. Разные мне­ния об Иване IV можно объяснить как противо­речивостью личности царя и его политики, так и проти­воречиями той эпохи. Существует кон­цепция «двух Иванов» Н. М. Карамзина: доброде­тель­ного и мудрого государственного мужа в первую половину царствова­ния, и тирана-деспота – во вторую. Умный и жестокий, образованный и суеверный, энергичный и впа­дающий в депрессию Иван IV был человеком психически не­уравновешенным. Об этом говорят его покаянные послания в последние годы жизни: «Увы мне грешному, горе мне окаянному, ох мне скверному. А мне, псу смердящему, кого учити? …Сам всегда в пиянь­стве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, в убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе…». Особенности психики царя с годами накла­дывали отпечаток на всю историю страны.

Литературно-исторические заметки юного техника

Поиск: Хомяк Птибурдукова-внука
  • История
    • Хронограф
    • Календарь
    • Историки
    • К истории религии
    • «Для чайников»
  • Литература
    • Проза
    • Поэзия
    • Драматургия
    • Творцы творений
    • Творения творцов
  • Справочник
    • Единицы измерения
    • Календари
    • Биографии

Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» инженер Птибурдуков.

По данным первоисточника:

Имя: Сашук (очевидно — Александр);

Профессия: инженер. Судя по наличию в его библиотеке двух томов сопромата — инженер с приличным дореволюционным образованием;

Ближайшие родственники: брат-военврач;

Семейное положение: в гражданском браке с Варварой Птибурдуковой (бывш. Лоханкина);

Хобби: выпиливание лобзиком по дереву;

Особые приметы: носит усы, на службе — фуражку, дома — синюю пижаму с шнурками.

Почему нас интересуeт именно инженер Птибурдуков:

Птибурдуков — персонаж, объеди­няющий в себе интерес авторов этого сайта к литературе, истории и технике. Несмотря на всю скудность и комичность сведений о нем, предоставленных нам Ильфом и Петровым, мы все же рискнем предположить основные вехи его биографии:

Александр Прибурдуков родился и получил техническое образование в России. Если бы революция не прервала его карьеру, он служил бы техническому прогрессу своей страны. Но — случилось то, что случилось: империя рухнула, а Птибурдуков не уехал в эмиграцию и стал на службу новой власти. В период НЭПа он был достаточно высоко­опла­чиваемым специалистом, и мы можем предположить, что и индус­триализа­ция лишь увеличила бы его вос­требо­ванность.

Однако не за горами 1937 год: специалист «из бывших» имел все шансы «встать к стенке» за «шпионаж в пользу Антанты», погибнуть «заключенным каналоармейцем», или пропасть на валке леса. Однако, при некотором везении, он мог и выжить, продолжив работу на благо страны инженером в «шарашке» — закрытом КБ, подведомственном НКВД.

Его семейная жизнь с Варварой, вероятнее всего, завершилась бы в годы первых пятилеток: стране нужны были кадры, свободные от личных привязанностей, и эти привязанности безжалостно рубились. Хоть Варвара, не первый взгляд, совершенно не похожа на «жену декабриста», однако русские женщины не раз ломали общепринятые стереотипы.

О чем, таким образом, этот сайт?

Сайт — о человеке на переломе истории. Нас интересуют люди, волею истории лишенные привычной жизни, вырванные из обжитых гнезд и брошенные на произвол судьбы, но не сломавшиеся, сумевшие приспособиться, укорениться на новом месте и выжить.

Такая судьба настигала в нашей стране людей каждого поколения: кому-то на долю досталась Гражданская война и кол­лек­ти­ви­за­ция, их детям — Великая Оте­чес­твен­ная, внукам — пе­ре­строй­ка. А как назовут то, что переживут более молодые — покажет История.

« — Была у нас Россия, великая держава.

— И будет. Ну как тебе объяснить. Взять вот этот ломберный стол: он как есть стол, так и будет стол. И что бы ты с ним ни делал, все равно он будет стол. Ты можешь его перевернуть, опрокинуть вверх ножками, и все равно он будет стол. И более того: настанет время, и он встанет в свое нормальное положение, потому что стоять вверх ножками ему несвойственно. Вот так же и Россия: ее, вон, переверни вверх ножками, а настанет время, и она встанет в свое нормальное положение. Обязательно встанет!»

Спектакль театра им. Моссовета «Белая гвардия»
по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных»

Причины введения опричнины

Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства, собственный удел, в котором он мог бы править без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода. Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы. Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем. За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня. При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Причины опричнины

«Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу. Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением. Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

Однако на этот счет существует и иная точка зрения. Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию. Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах. Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV. И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие. Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.

Опричнина Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного

В исторической науке существуют разные точки зрения по вопросу о целях и социальной направленности политики Ивана Грозного в период опричнины (1565 – 1572 гг.). С.М. Соловьѐв видел причину опричнины, прежде всего, в противоречии между боярами как носителями старого удельного родового начала, и дворянами, выступавшими в качестве сторонников нового централизованного государственного порядка.

По мнению же В.О. Ключевского, опричнина не имела какого-либо политического смысла и была вызвана исключительно мнительностью душевнобольного царя. Некоторые советские историки (А.А. Зимиин и др.) полагали, что опричнина была направлена против таких остатков старины, как удельное Старицкое княжество, относительная самостоятельность Великого Новгорода и независимая церковь.

Историк Д.Н. Альшиц видел в опричнине, прежде всего, средство подготовки дальнейшего закрепощения крестьян. В. Кобрин же считал, что опричнина была призвана укрепить устои самодержавия. Большинство отечественных историков осуждали опричный террор в России. Представляется, что переход к опричнине был обусловлен как некоторыми объективными противоречиями (политическими и социальными), так и личными мотивами Ивана IV.

К числу объективных причин введения опричнины следует отнести неупорядоченность, противоречивость отношений монарха и боярской аристократии, а также активную внешнюю политику, требующую постоянного увеличения численности войска и заставляющую государство систематически подчинять интересы крестьян, ремесленников и торговых людей интересам служилого класса.

Личные же мотивы царя Ивана IV объясняются, в частности, тем, что ему стало известно о симпатиях его советников, бояр, к его двоюродному брату удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, которые проявились во время его тяжелой болезни в 1553 г.

Именно тогда у Ивана Грозного зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру. В 1557 -1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией внешнеполитическому курсу, направленному на развязывание Ливонской войны на западе. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у членов Избранной Рады. Наконец, в 1560 г., когда Иван IV болезненно переживал смерть любимой жены Анастасии Романовны, произошел его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым, у которых были напряжѐнные отношения с родственниками царицы: царь поверил слухам о том, что якобы именно они «околдовали»
царицу Анастасию.

Настоящий шквал негативных эмоций вызвал у Ивана Грозного побег воеводы князя Андрея Курбского в Литву в 1564 г. После этого события гонения на бояр резко усилились. 3 декабря 1564 г. Иван IV c семьѐй и приближѐнными внезапно выехал из Москвы. Поселившись в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты.

В первой он обвинял церковных иерархов и всех феодалов в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Московский посад вынудил делегацию московских бояр просить царя вернуться на трон. Царь согласился, но при условии, что ему будет предоставлено право казнить и миловать по своему усмотрению, а также право учредить опричнину, (от слова «опричь» — кроме), т. е. территорию государства, выделяемую ему лично в особый удел.

После своего возвращения на московский трон Иван IV поделил всѐ государство на две части: опричнину и земщину, т. е. ту остальную часть территории России, которая не была включена в опричнину и управлялась Боярской думой и приказами, имела свою казну и войско. Земщиной руководило правительство во главе с И. М. Висковатым. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях расселялись дворяне, вошедшие в особое опричное (личное) войско царя, а бывшие владельцы вотчин переселялись в земщину.

В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: дума и приказы. Члены «царева войска», т. е. опричники, носили монашескую чѐрную одежду, а к сѐдлам приторачивали собачьи головы и метлы как знаки преданности царю и готовности «вымести» любую измену из государства.

Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5-6 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей. По мнению историка Р. Г. Скрынникова, опричнина, представляя собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера, «не была чем-то единым на протяжении семи лет». Современные исследователи обращают внимания на факты, которые свидетельствуют о том, что, в целом, опричнина не являлась лишь антибоярской политикой, а представляла собой политику массового террора, направленного против различных слоѐв населения страны. В 1565 г. в казанскую ссылку было отправлено около 100 из 282 княжат с одновременной конфискацией их родовых вотчин. Затем наступил черед бояр и земских дворян: только по «делу» боярина И. П. Федорова в 1568 г. было казнено около 500 человек.

В конце 1569 — начале 1570 гг. Иван Грозный предпринял карательный поход во главе опричного войска на Великий Новгород, под предлогом якобы измены новгородцев. Этот поход сопровождался массовым террором, бесчинствами опричников уже по пути следования. Затем в самом Новгороде был учинѐн погром, число жертв которого по некоторым подсчѐтам достигло 10-15 тыс. человек.

Вслед за этим страшные расправы произошли Москве, где летом 1570 г. были казнены десятки незнатных чиновников земских приказов (дьяков и подьячных) и лиц других званий, в том числе думный дьяк И. М. Висковатый, руководивший более 20 лет внешней политикой России. Замыкали кровавый список жертв опричной политики непосредственные создатели опричнины – отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Михаил Черкасский и др. Целью опричной политики Ивана Грозного как политики массового террора являлось укрепление режима личной власти. Большинство историков полагает, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Серьѐзным поводом к отмене опричнины, как считают, стал поход крымского хана в 1571г., который опричники не смогли успешно отразить, и в результате посад Москвы был сожжѐн монголо-татарами. В ходе отмены опричной политики восстановлено было единство страны: прекратилось еѐ деление на опричнину и земщину. Ликвидировано опричное войско, прекратился массовый террор, хотя отдельные расправы имели место: казни «заговорщиков» не прекратились. В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричным порядкам.

Он вновь закрепил за собой «удел», предоставив право формально управлять страной крещѐному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу. Княжение Симеона продолжалось менее года: Иван IV вновь вернулся на трон. Однако, «переборы людишек» продолжались до самой смерти Ивана Грозного. Поэтому некоторые ученые (С. М. Соловьѐв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период опричнины в более широких хронологических рамках: с 1565г. по 1584 г. Рассматривая итоги, последствия опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Опричнину, очевидно, можно рассматривать как политику централизации государства, предпринятую в условиях отсутствия достаточных экономических и социальных предпосылок, и потому вылившуюся в массовый террор. За годы опричнины страна значительно продвинулась вперѐд по пути централизации, т. к. ослабло влияние титулованного московского боярства, а после смерти князя Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество, церковь (особенно после физической расправы над митрополитом Филиппом) оказалось под контролем царя.

В результате центральная власть, личная власть царя укрепилась. Но, с другой стороны, именно опричнина (наряду с Ливонской войной) вызвала экономический кризис в стране. Сѐла центра и северо-запада Московского государства, где побывали «опричные экспедиции», обезлюдили. Согласно кадастровым земельным книгам, на Псковщине и в Новгородской земле до 90 % сельскохозяйственных земель не возделывались.

В Московском уезде, как свидетельствуют писцовые книги, обрабатывалось лишь 15% пашни. Следствием же сокращения посевных площадей стал голод. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили около 500 тыс. человек (население России в то время в целом составляло 7 — 9 млн. жителей). Опричнина разорила крестьян и вызвала их массовое бегство, поэтому она стала одной из причин утверждения крепостнических порядков в стране. Ведущую роль в формировании крепостного права в России сыграл рост повинностей крестьян, необходимый для ускоренного, не подкреплѐнного достаточными экономическими предпосылками создания единого государства и его быстрого расширения. В 1581 г. в ответ на бегство крестьян был издан указ «о заповедных летах», в течение которых запрещались переходы крестьян в Юрьев день.

Помещики, потеряв часть людей, стремились взыскивать как можно больше повинностей с оставшихся крестьян: положение крестьянского населения резко ухудшилось. В результате опричнины в целом были подорваны резервы Российского государства. К концу XVI в., в основном, оформились специфические черты российского общества. В своей совокупности они означали, что к этому времени страна окончательно вступила на особый путь развития, сформировался российский тип феодализма, качественно отличающийся от — западноевропейского. Его характерными признаками стали: гипертрофированная роль государства, самодержавие и крепостное право.

Другие новости и статьи

Запись создана: Пятница, 5 Октябрь 2018 в 9:00 и находится в рубриках Стрелецкое войско.

Источники:
  • http://megaobuchalka.ru/11/64526.html
  • http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/11/01/metodicheskiy-material-dlya-podgotovki-k-gia-istoriya
  • http://studfiles.net/preview/5898538/page:18/
  • http://ptiburdukov.ru/index.php?nsubj=396&page=history&teaket
  • http://histerl.ru/kurs/ivan-iv/prichiny-vvedeniya-oprichniny.htm
  • http://www.oboznik.ru/?p=48873