Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку она сама — источник явлений от нее исходящих.
Душа человека сотворена бессмертной, поскольку она не умирает как тело, она может разлучаться с телом, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека является личностью, поскольку сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа обладает разумной силой и свободной волей человека, поэтому она разумна и свободна. Душа не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами. Душа создана по образу Бога. Она не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
В строении души выделяют три силы (способности) – разумную (мысли, разум), раздражительную (эмоции, чувства) и вожделевательную (желания и деятельность).
Эти силы неотделимы друг от друга, и наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этот момент отих разделения не остается и следа, они едины как Св. Троица. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прилагается в душу, ни душа не изменяется в плоть». 1
Буддизм и брахманизм
Некоторые исследователи считают, что «буддизм отрицает существование тела, но и душа как самостоятельный субъект тоже отрицается. Ей придается лишь назывательная функция, функция обозначения. Когда греческий царь спросил буддийского монаха, что такое «Я”, тот ответил в том смысле, что «Я” — это ничто, мнимое множество. И проиллюстрировал свое утверждение сравнением человека с повозкой. Нет никакой повозки — это всего лишь слово, а есть колеса, оси, кузов и прочее. То же и человек: есть зубы, мышцы, кишки, волосы, но нет некоей «телесности”. Так монах на образном примере разъяснил знаменитое поучение Будды об отсутствии у человека души как чего-то неизменного.
«В буддийских священных книгах душа исчезала, делясь на четыре элемента: ощущения, представления, желания и познание (или сознание),- пишет историк религии И. Крывелев.- Исчезал в целом человек, в его сущность включалась помимо указанных элементов и телесность, но это не помогло целому возникнуть в качестве реально существующего явления».
Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть — необходимая ступень к Идеалу. Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни.
После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану. Учение о переселении душ говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и небожителях.
Умирая, личность (душа) распадается на сканды (составные элементы), но при следующем воплощении сканды вновь собираются определенным образом, сохраняя единство души. Правильная ее «сборка” обеспечивает непрерывность сущностного бытия личности, независимо от того, в какую материальную оболочку попадет душа после очередного перевоплощения.
Человек должен стремиться прервать цепь переселений, дабы слиться с богом-творцом Брахмой (в брахманизме), уйти в нирвану (в буддизме). Сделать «то можно только вступлением на «восьмеричный путь” праведной жизни. Новые рождения — это не избавление от мук, а новые страдания.
«Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его,- говорит Будда.- Рождение вновь и вновь — горестно”.
Поскольку нирвана — это конечная цель бытия, то и уходят в нее навсегда.
Джавахарлал Неру в «Открытки Индии», полемизируя с упрощенными трактовками буддизма, пишет, что буддизм, «в сущности, избегает крайностей. Он включает учение о золотой середине, о среднем пути. Даже идея нирваны отнюдь не означала небытия, как иногда полагают. Если бы буддизм был лишь учением об отрицании жизни, это, несомненно, оказало бы соответствующее влияние на сотни миллионов людей, исповедующих эту религию. На деле же буддийские страны изобилуют доказательствами обратного». 1
В Коране нет последовательных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души. Границы понятий «тело», «душа» и «разум» обыкновенно размыты, но идея бессмертия духа лежит в основе мудрости Корана. Следует отметить, что суфии и другие исламские мистики трактуют Коран с точки зрения доктрины реинкарнации. Ислам учит, что Бог создал человека вовсе не для того, чтобы он однажды умер — через Коран и исламскую традицию проходит мысль о возрождении и обновлении. Согласно традиционным толкованиям Корана, заблудшие души сразу после смерти попадают на суд ангелов — посланников Аллаха (Бога). Неверие в Аллаха и Его пророка навлекает на людей проклятие и обрекает их на вечное пребывание в Джаханнаме, который является аналогом ада. Души тех, кто верует в Аллаха и Его пророка, избегают суда ангелов смерти. Ангелы приходят к праведникам и препровождают их в рай. После мученик проходит Божественный суд. В должный срок и грешники, и праведники пройдут через «новое сотворение», готовясь к воскресению, после которого благочестивые и неверные отправятся по местам конечного назначения — в рай или в ад. 2
В Сура «аль-Исра’», 17/85 существование духа подтверждалось, но суть его не была раскрыта: «Дух [нисходит] по повелению Господа моего…» . Спрашивающие не смогли бы понять услышанное. Ум не в состоянии постичь какую-либо сущность из «мира приказов» — обиталища понятий, которые невозможно охарактеризовать размером, весом, формой и цветом. Человек постепенно изучает себя, а затем — Бога. Об этом в хадисе сообщается: «Тот, кто познал себя, познает и Всевышнего». Или, как сказал один мыслитель: «О, человек, который считает себя человеком! Читай себя!». Невозможно с помощью ума осознать дух, можно только рассуждать о его особенностях. Дух (душа) — это закон Аллаха, управляющий телом, а тело — Его создание. Человек может найти в своём духе множество указаний на божественные истины (если при этом будет помнить о том, что Аллах свободен от какого-либо сходства с земными существами). Применяя данные знания на практике, нужно быть очень внимательными. Нельзя беспечно выискивать подобия между знаком и тем, на что он указывает. Точка на карте означает какой-то город, но глупо искать сходство между этой точкой и самим городом. Какая-либо надпись указывает на её автора, является доказательством его мастерства, однако бессмысленно сравнивать надпись с автором или искать признаки автора в особенностях надписи. Обычно тело символично обозначают в образе клетки, дух — в образе птицы 1 .
Невозможно разобраться в себе, не выяснив, какие качества присущи каждому человеку, что же такое человек в принципе. Пойдем путем крайностей, рассмотрим человека с точки зрения как науки, так и религии. Это позволит нам пройти по границе раздела двух понятий, в которой, как правило, и заключается вся суть.
Человек с точки зрения науки — биологическое существо, обладающее:
телесной конституцией; психической защитой;
Всего восемь составляющих, запомним эту цифру — восемь.
Человек с точки зрения христианской религии — частица духа, заключенная в материю, образ Бога, личность, являющаяся фокусом, через который преломляются все события на Земле. Бог троичен, троичен и человек, который состоит из: духа; души; тела.
Через дух человек связан с тем, что его породило: с Богом. С помощью души он творит свою собственную жизнь, праведную или грешную, а тело используется как инструмент для работы на Земле.
Поговорим о человеке и его душе, о духе же будем говорить в пятом томе, «если доживем» (эти два слова часто употребляются священниками и символизируют «смирение») .
Душа, как и человек, троична: умная часть (голова); невательная часть (сердце); вожделенческая часть (нижняя половина тела).
Человек троичен, но состоит из двух основ — низшей (падшей, предельно уплотненной, созданной из низших стихий и зависимой от материи) и высшей (чистой, стремящейся к Богу).
Таким образом, в человеке изначально есть все — и самое низкое, и самое высокое. Низшее в человеке, в самой примитивной своей части, содержит «темные программы» для человеческого биокомпьютера, всякие низменные побуждения, проявляющие активность при неразвитой морали, так называемые темные инстинкты. Их тоже восемь. Эти темные инстинкты — первый уровень человеческого естества, то, с чем он рождается и что он всю жизнь подавляет в себе.
В человеке есть и то, что можно назвать лучшим в нем. Это светлые программы, или светлые инстинкты. И их восемь. Они составляют третий уровень человеческого естества. Третий, а где же второй? В любом явлении жизни есть видимая или невидимая граница раздела двух сред. Именно на этой границе находятся обычные человеческие инстинкты, известные науке; они и составляют второй уровень человеческой природы.
Первый уровень более всех связан со стихией Земли, второй — менее, а третий — почти с ней не связан.
Чтобы понять, как сложна эта связь, скажу несколько слов о материи — об этом сложнейшем явлении. Существует даже духовный закон непроницаемости материи. Прежде всего материя предельно нейтральна, и потому используется для любых агрессий, я бы даже рискнул сказать — материя бессовестна, ибо таковой ее делают жизненные обстоятельства. Окружающий мир все время пытается беспардонно сесть Вам на шею, и это естественно. Люди будут Вас подводить, организации — жульничать, жилищные эксплуатационные конторы — не выполнять своих обязательств, друзья — месяцами не отдавать долгов, родственники — видеть в Вас недотепу, а кошки — пытаться залезть на стол. Это — нормальная жизнь в материальном мире. Поэтому за правило нужно принять один из афоризмов Козьмы Пруткова: «Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман». Надо всегда помнить, что любой контакт с любым человеком несет в себе (как и в случае с Инь—Ян) свою противоположность, то есть элемент обмана или лукавства и в то же время — элемент света. Качество личности зависит от того, что именно в ней преобладает. Обман так и рвется наружу, а светлое нужно с трудом вскрывать. Более того, если ты растяпа и создаешь условия для того, чтобы тебя обманули, то не только сам виноват в своем ущербе, но еще и в искушении ближнего. Важнейшая же задача человека на Земле — облагораживание материи.
ТРИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Рассмотрим внимательнее уровни человеческой природы. Их три (рис. 4):
Уровень первый — низший. Начнем анализ человека с его наиболее низменной части, где живут самые примитивные побуждения, названные мной темными инстинктами. В обычной жизни они хорошо известны как отрицательные черты характера. В православии их называют страстями человеческими, перечислим их.
Восемь темных инстинктов: 1) гордость; 2) тщеславие; 3) зависть; 4) скупость; 5) уныние; 6) гнев; 7) блуд; 8) чревоугодие.
Уровень второй — средний. На границе раздела высшего и низшего в человеке находятся обычные человеческие инстинкты. Современная наука; в лице некоторых ученых, считает, что их семь (например, Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1994.). Философы всех времен и народов говорили, что в человеке живет непреодолимая жажда обретения Бога, независимо от того, осознает он это или нет. Любой из нас порой испытывает непонятную тоску, которая не компенсируется никакими ценностями окружающего мира, будь человек хоть крез, хоть сверхмудрец. Это сидит в человеке с рождения наряду с другими естественными программами. Поэтому к семи признаваемым наукой инстинктам я прибавил еще один — инстинкт поиска Бога.
Восемь обычных инстинктов: 1) самосохранения; 2) продолжения рода; 3) альтруизма; 4) исследовательский; 5) лидерский; 6) свободы; 7) сохранения достоинства; 8) поиска Бога.
Уровень третий — высший, символизирующий лучшие качества в человеке. В православии их называют добродетелями.
Восемь светлых инстинктов: 1) вера; 2) надежда; 3) любовь; 4) смирение; 5) сострадание; 6) воздержание; 7) щедрость; 8) справедливость.
А теперь, дорогой Читатель, проведем простой, но необычайно эффективный самоанализ всех трех уровней человеческой природы.
Самоанализ первого уровня
Вглядитесь пристально в перечень восьми темных инстинктов. Внимательно подумайте о них, поразмышляйте. Проводите это сосредоточение в течение 5—10 минут.
Далее Ваша задача состоит в следующем:
Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстинктов. Например, запись может быть такая: 1) чревоугодие; 2) уныние; 3) гнев; 4) блуд; 5) тщеславие; 6) зависть; 7) гордость; 8) скупость.
Внимательно посмотрите на темные пятна своей жизни. Проявления этих низменных инстинктов порождают все проблемы, которые существуют в Вашей жизни. Других причин нет — все в них. Как только человек своим поведением спускает сознание в область своей низшей природы, темные инстинкты сразу обретают энергию и стараются заявить о себе. Выраженные сильнее других проявляются первыми. Поэтому так важно знать свои самые слабые места.
Составьте процентное соотношение свойственных Вам темных инстинктов, так как чрезвычайно важно знать силу проявления того или иного греха. Например, картина может быть такая: чревоугодие — 25; уныние — 20; гнев — 11; тщеславие — 10.
Самоанализ второго уровня
В течение 5 минут внимательно вглядитесь в перечень обычных человеческих инстинктов.
Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстинктов. Например, это может быть такая запись: 1) самосохранения; 2) альтруизма; 3) свободы; 4) продолжения рода; 5) исследовательский; 6) сохранения достоинства; 7) лидерский; 8) поиска Бога.
Составьте процентное соотношение преобладания в Вас инстинктов так, как было указано при самоанализе первого уровня человеческой природы.
Самоанализ третьего уровня
Внимательно вглядитесь в перечисленные выше светлые инстинкты человека. Вчитайтесь в них, вдумайтесь в их нравственное содержание в течение 5—10 минут.
Выпишите в порядке очередности свои добродетели. Например, может быть такой порядок: 1) вера; 2) надежда; 3) сострадание; 4) справедливость; 5) любовь; 6) щедрость; 7) смирение; 8) воздержание.
Определите процентное соотношение свойственных Вам добродетелей. Очень важно знать степень их проявления. Когда мы пытаемся получить процентное соотношение (что вообще-то немного наивно), тогда волей-неволей работаем над осознанием той светлой силы, что живет в человеке, а это то, что нам с Вами и нужно. Наиболее тщательно определите свой самый главный светлый инстинкт и самый непроявленный. Зачем? Для того, чтобы замкнуть звено цепи инстинктов самым крепким.
Попробуем теперь замкнуть слабое звено в цепи инстинктов сильным.
Предположим, что самое сильное проявление в Вас — это вера, а самое слабое — справедливость. Замыкаете оба звена:
вера + справедливость = вера в справедливость.
Именно над верой в справедливость Вы должны работать. Или в Вас сильна надежда, но слабо — смирение. Замыкаете оба звена, получается, что ваша надежда на решение жизненных проблем — в смирении. Вот так Вы учитесь смирению.
О духовных ценностях третьего уровня и низменных страстях первого подробно поговорим в пятом томе. Сейчас займемся самоанализом среднего уровня человеческой природы — обычных инстинктов. Без такого анализа невозможно грамотно судить о человеке. А я постараюсь изложить его так, чтобы Вам не было безнадежно скучно.
С ПОЧТЕНИЕМ К ИНСТИНКТАМ
Итак, в человеческом биокомпьютере действуют восемь программ, называемых обычными инстинктами. Причем инстинкт альтруизма — это проявление душевного в человеке, а инстинкт поиска Бога — духовного. Поэтому атеист работает только с семью программами, а верующий — с восьмью. Как видите, у атеиста существует недостаточность мироощущения, а значит, и миропонимания, взаимосвязей причин и следствий.
Правильный анализ инстинктов позволяет выявить свои достоинства и недостатки и через них приводит к пониманию причин своих духовных заблуждений, а также — что уже имеет прикладное значение — причин психосоматических заболеваний.
Инстинкты— основные потребности человека, каркас, из которого сконструирована его психика. Вот строится дом. Балки, перекрытия, сваи составляют его костяк. Они — «инстинкты дома». Не чувствуете аналогии? Если костяком человека как существа разумного является не костный скелет, а духовный, то костяком для психики служат инстинкты, отражающие о:новные жизненные потребности. К примеру — какова первейшая жизненная потребность человека как живого существа? Сохранить себя! Вот это и есть первая «свая», подпирающая платформу психики, и называется она инстинктом самосохранения.
Что по важности идет дальше? — Сохранение собственного потомства. Это уже вторая «свая», называемая инстинктом продолжения рода. Вот и две важнейшие «сваи», на которых уже можно строить гнездо. Символ этих двух инстинктов — умение говорить «Да» внешнему миру. Окружающая Природа вопрошает человека: «Ты хочешь выжить?», и он отвечает: «Да!» — «Тогда иди, бейся с дикими зверями, добывай пищу, борись с наводнениями. хочешь?» — И человек отвечает: «Да!» — «Чтобы выжил твой род, ты должен быть вместе с женщиной, хранить и оберегать ее, сможешь?» — «Да!»
Много еще вопросов задала Природа человеку, и на все он сумел дать утвердительный ответ.
Одинаковый набор инстинктов есть у всех, тем не менее люди отчего-то разные. А потому, что каждый из них неосознанно «отдает предпочтение» тому или иному инстинкту. Кто-то хочет быть генералом, еще лучше —маршалом. А я хочу сидеть дома и печатать на машинке лекции. Хорошо бы, чтобы еще и пенсию платили лет с сорока. У каждого свои желания в соответствии с его инстинктами. Жилому дому «хочется» стоять в тихом, укромном местечке, чтобы стекла не дребезжали и протечек не было. Но это не его «желания», а желания создавшего его человека. Они определяются назначением дома — его «инстинктами». А вот железобетонному доту вредна спокойная жизнь, от нее он плесневеет, появляются трещины в стенах. Его «инстинкты» — война. У жилого дома — одно предназначение, у дота — другое. Так и у людей — у каждого своя специализация, ре потому, что человеку так хочется, а потому, что такова воля создавшего человека Бога (Космоса). Но человек — единственное существо на Земле, имеющее свободную волю (у животных, например, ее нет). Следовательно, ему дана воля выбирать: быть или не быть беспомощным рабом инстинктов. Давайте поговорим о воле человека, сделав небольшое лирическое отступление.
Воля человека. Это понятие неотделимо от понятия о возможностях сердца, как места, где скапливается энергия всего лучшего в нем. Воля — равнодействующая двух векторов: стремления и желания сердца.
Известный священник Александр Ельчанинов писал по этому поводу: «Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля». Таким образом, свобода человека зависит от его собственной воли. Но есть еще и степень человеческой свободы, которая определяется тем, что Вы диктуете жизни и что Вам диктует она. Разделим свободу человека на три степени: большая, средняя и малая свобода.
Понятием «свободой воли» во все времена занимались религиозные конфессии. Для примера рассмотрим точку зрения православной церкви по этому вопросу. Как пишет схиархимандрит Софроний (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 1, 1995.), человеческая свобода ограниченна и ее связывают в значительной мере: 1) законы природы; 2) запросы тела; 3-) окружающие люди и обстановка; 4) общественные законы; 5) установленные Богом внутренние законы, сообщаемые человеку через голос совести; 6) влияние на душу человека Божией благодати; 7) влияние на человека темной силы.
Как уже было сказано, воля человека получается от двух слагаемых: стремления и желания сердца. Последнее слагаемое понятно. А что такое стремление? Рассмотрим значение этого слова на примере высказывания епископа М. Таврического.
Человеческое стремление делится на пять сфер:
Сфера чувственно-материальной жизни: здесь люди борются за свои материальные права, это область грубого эгоизма.
Сфера умственной жизни: это сфера людей, тянущихся к науке и ее изысканиям.
Сфера искусств: область, где человек живет в мире грез.
Сфера человеческих симпатий и состраданий: в ней живут люди, имеющие доброе сердце, им присуще милосердие.
Сфера жизни духа: мир свободной веры, сфера молитвы и общения с Богом.
Вернемся к разговору об инстинктах. Судите сами, насколько существенно человек имеет право выбора? Он может сменить свою специализацию, то есть показать, что жизнь не по доминирующему инстинкту возможна (нам это разрешено), но это всегда чревато переутомлением, излишним расходом энергии, болезнями, а нередко и разочарованиями в смене специализации. Это своего рода своеобразный авантюризм. Но в социальном мире, где все духовные ценности «стоят на голове», большинство людей планируют свое будущее исходя не из своей натуры, а из ценностей «света». И никто не хочет знать, что в основе поведения человека лежат инстинкты, основанные на его насущных потребностях.
После утраты рая длительное время в своем развитии человечество так и двигалось вперед всего лишь на двух инстинктах — самосохранения и продолжения рода. Но вот человек подошел к тому, что его интересы схлестнулись с интересами более слабого. Бесстрастная история показывает, что те племена, где уничтожали слабых, вымерли или потеряли могущество, а там, где с ними считались, где проявлялось милосердие, рядом с сильными вождями всегда были тщедушные телом, но острые умом советчики, пользу от которых ощущало все племя. Это закрепилось в подсознании человека, вошло в его эволюцию, и он наконец распознал заложенный в нем третий инстинкт — альтруизма.
Им названо все то, что подвигает человека на добро, на поступки благородные и жертвенные, заставляет поступаться своим ради другого. Это всегда трудно, но жизненно необходимо.
Как уже отмечалось, каждый человек мучается неизъяснимым томлением по Творцу, но не каждый осознает это. Потому и стремится кто к деньгам, кто к власти, кто к семейной идиллии, считая, что в каком-то из этих мирков пройдет тоска и наступит радость. Для осознания причины томления своего духа человеку следовало научиться говорить жизни: «Нет». Это значительно труднее, чем говорить ей: «Да». Казалось бы, все наоборот: Творец и «Нет» несовместимы. Совместимы! Более того, со словом «Да» в истории человечества связаны самые большие неприятности. «Попробуешь яблочко»? — спросил Змий Еву. «Да», — ответила она. Сказала бы «Нет».
Трудно говорить «Нет» своей низшей природе, ближе всего стоящей к материи, и всегда легко — «Да». Тот, кто сумеет сказать «Нет» злу, начинает жить инстинктом поиска Бога. Но перед тем он должен сказать «Да» альтруистическому инстинкту, услышать его голос и следовать ему.
«Нет» — это уже борьба со злом. Не всегда человек вел ее правильно. В частности, он боролся не со злом в себе, а с обычными инстинктами, пытаясь уничтожить их, считая, что так можно преобразовать свою низшую натуру, находящуюся под влиянием теллурических сил. С одной стороны, это правильно, человек — существо не земное, а вселенское, бесконечное. Но с другой — напоминает водолаза, который на глубине пытается сбросить с себя скафандр. Разумно ли это? Абсурдно, когда человек борется со своими инстинктами, дом — с фундаментом, корабль — с днищем. Борьба с ними иллюзорна, является разновидностью одного из «духовных прибабахов», который часто очень занятен для «отъехавших в духовность». Главное же — направить инстинкты на возвышенное. Как? Советовать всегда легко — трудно выполнить совет.
В качестве очередного лирического отступления расскажу один случай.
Был в нашей школе такой своеобразный слушатель. «Мечтаю, — говорит, — о жизни странствующего солдата века XVII. Костер, жарящееся в пламени мясо, вино, захваченные женщины. Ничего не могу с собой поделать. » В это время как раз набирались добровольцы для реставрации сельских храмов. «Езжай, — говорю, — ограничь свои кровожадные инстинкты». Не думал, что он соберется, однако, смотрю, поехал. Работы оказалось много, церквушка XVII столетия, от «великой мудрости» превращенная в склад, готова была рухнуть от ветра. Вся работа практически за одни харчи, да еще и постные. Но он все выдержал, не сбежал, очень старательно работал — смирял свои низшие инстинкты, беседовал со священниками, читал каждую свободную минуту. Вернулся, правда, немного придавленный, но без вреда для здоровья, тихий, успокоенный, добрый. И все. Никаких костров, никаких захваченных женщин! Вот так, двигаясь через такую опасную материю, как порочные мечты, человек был вовремя остановлен и переориентирован на инстинкт альтруизма.
Вернемся, однако, к инстинктам. Человек — существо, которое в нравственном смысле в основном не идет вперед, а лежит. А если и идет, то в редкие мгновения ему удается идти не падая. Праведники, например, падают до семи раз в день, но поднимаются и идут вперед. Обычный человек падает меньше, потому что больше лежит. Падать больно, и хочется, как Обломов, лежать на диване и не двигаться. Тем не менее что-то все же толкает человека на движение, какая-то неистребимая потребность узнать, а что же будет дальше, если я встану и пойду? Так проявляет себя четвертый — исследовательский инстинкт.
С побуждением искать — человек могуч, без него — обречен! «Любите девочки простых романтиков. » Во все времена были на Земле героические профессии: моряков, полярников, альпинистов. Были, потому что в человеке существует живая потребность — искать. Обретение новых земель — низшая форма поиска. Человек думает, что где-то за горизонтом лежит берег счастья, и ищет его. Но ощущения счастья переживаются только в первые мгновения, может быть, часы (в этом Фрейд прав), а затем снова непонятная тоска, и снова в море за призрачным счастьем, за Землей Санникова, которой никогда не было! Поиски ведутся тысячелетиями, но ни к чему не приводят, так как ищут не там, где надо. А искать-то надо не за горизонтом, а в себе.. Начальная форма проявления исследовательского инстинкта — поиск лучшей доли во внешнем мире, высшая форма — во внутреннем мире, поиск в самом себе..
Жить с этими программами невозможно без руководства. Иначе обязательно начнутся бунт и неразбериха. На корабле самым главным является капитан; если будет не так, то корабль далеко не уйдет. Потому что без руководства не существует ни одно живое, тем более разумное, сообщество, в нем обязательно начнется смута, первое проявление которой — нарушение закона иерархичности — бунт. Именно из иерархичности вытекают принципы руководства. Без нее случайный человек, завладев вниманием толпы, может завести ее в тупик, а затем исчезнуть.
У людей всегда существовала потребность вести или быть ведомым. Очень важно, чтобы ее реализовали правильно, и не кто угодно, а кому положено. Это стремление быть первым получило название лидерского инстинкта — пятого инстинкта человека. Те, у кого эта программа преобладает над остальными, — прирожденные лидеры. Место лидера на Земле представляет собой трон из обоюдоострых мечей: много дается, но за многое и спрашивается.
Шестой инстинкт — инстинкт свободы. Без него человечество никогда не освободилось бы от рабовладельческого строя. Проявление инстинкта видно не только в противлении кандалам, но и в противлении насилию над свободой совести или над волей.
Свобода и совесть — сестры-близнецы, поэтому тот, кто не живет по совести, не может быть свободен. Зов инстинкта свободы всегда стучит в сердце каждого человека. Вот только не всегда нечистому сердцу понятен этот зов. Поэтому свободу начинают искать во всем, даже там, где она не нужна, — например, в нарушении моральных норм. Негативный план вовсю помогает в этом, и тогда на свет появляются свобода спекуляции, секса, свобода безнаказанно говорить все, что захочется, где угодно, хоть по телевизору, хоть в газетах. Свобода — дело тонкое, как лезвие ножа. Кроме того, что она имеет сестру-близнеца, совесть, она еще отбрасывает и свою тень — несвободу.
Свобода и несвобода. Свободы требуют все, даже неживые предметы: согните железный прут — он стремится разогнуться. .. А вот несвободу не любят. Если инстинкт свободы дал человеку Бог, то инстинкт несвободы человек. должен был привить себе сам. Например, несвободу злу, несвободу несправедливости, несвободу всем темным инстинктам. Робкий голос из нашего Зала: «Выходит, несвобода важнее, чем свобода?». И я, холодея от собственного героизма, заявляю: «Важнее!». Человек настолько напичкан всем темным, что прийти к свободе он может лишь через несвободу (ограничение себя). Парадокс? — Да! Но вообще надо привыкать к тому, что все то, что понятно, — не имеет глубины. Вот когда ничего не понятно, а существуют лишь напряженные смутные предчувствия значимости явления, то наверняка присутствует и его глубина.
Есть люди, у которых инстинкт свободы доминирует над всеми остальными. У них часто сложная и полная обид жизнь. Общество не поощряет подобные стремления и может сломить такого человека, неосознанно стремясь к тому, чтобы он прошел сначала процесс несвободы. Это как в детской компании: если побьют — тогда своим станешь. Часто человек с доминированием этого инстинкта стоит насмерть за право говорить то, что все давно знают, за право. сидеть на работе у окна, говорить неумным людям правду, совершать поступки, которые ему ни к чему, а нужны лишь для доказательства его свободы. и прочее. Прекрасно, когда этот инстинкт направлен на возвышенное, и очень грустно, если — на мелочи. Среди малолетних преступников и бродяг много таких, которые, борясь за свою свободу, нашли единственное место, где они свободны, — в подворотне. Жаль, что не в школе или дома.
Седьмой инстинкт — инстинкт сохранения достоинства. Нужно сказать, что это не только человеческая программа. Достоинством обладает практически любое живое существо, тем более высокоразвитое. Прикрикните на собаку — она обидится, потаскайте кота за ухо — иной потом неделю к Вам не подойдет. Обида возникает тогда, когда «что-то» попрано, — вот это «что-то» и есть достоинство, заложенное в человеке изначально. Если ребенок правильно воспитан, он преисполнен достоинства (не гордости). Его трудно обидеть, он просто не поверит, что он плохой^ а значит, у него не будет и болезней. Духовные палачи знают, с чего надо начинать ломать человека, — с его достоинства. Без него нет личности, есть только то, что действительно могло произойти лишь от обезьяны. Ущемление этого инстинкта уносит тысячи и тысячи жизней на Земле. Особенно это касается тех, для кого собственное «Я» уж очень велико. Тем не менее, на этом инстинкте как на платформе стоят такие программы, как исследовательский инстинкт, альтруизм, свобода, лидерство.
Мы так подробно говорим об инстинктах для того, чтобы выяснить, какие свойства характера у каждого из нас наиболее проявлены. Обычно у большинства самый выраженный инстинкт — самосохранения. Но есть и прирожденные семьянины — это счастливые отцы многочисленного семейства, матери-матроны: у них налицо доминирование инстинкта продолжения рода. А вот чудаковатый ученый был в семье единственным ребенком, все с папой у микроскопа торчал — проявление исследовательского инстинкта. Сегодняшний директор крупной фирмы в детстве был бессменным предводителем ватаги мальчишек — лидерский инстинкт.
Разбивая общество на восемь типов, мы тем самым пытаемся выяснить, к какому служению в социуме предназначен каждый из нас. Этот простой, на первый взгляд, анализ — начало видения многих проблем внутри себя, один из главных ключей к пониманию своих близких и друзей. Нередко случается так: мама — профессор, папа — мудрец, предки — ученые, а сын — типичный шалопай. Все б ему на улицу да на улицу, да в войну с мальчишками играть. В общем босяк, казак-разбойник. На парня начинают «давить» всей родней, всем социумом, ущемляя его инстинкт свободы, и в будущем обязательно сделают из него ученую посредственность с перекошенным ртом и затравленными глазами. А он, оказывается, лидер по основному инстинкту. Ему бы в армии с автоматом бегать или «крутым» в коммерции стать, а ему говорят: ради престижа семьи поменяй главный лидерский инстинкт на исследовательский, который у тебя самый слабый.
1. Определите, какая степень свободы воли относится лично к Вам.
2. Выясните самый существенный для Вас пункт ограничения собственной свободы, затем второй по важности, затем третий. Наконец, определите самую слабую для Вас степень ограничения.
3. Определите одну из пяти сфер Вашего стремления. Это трудно сделать однозначно, современный человек живет в нескольких сферах сразу. Попробуйте определить степень своей погруженности в каждую из сфер в процентах.
Выпишите в тетрадь по степени значимости все свои инстинкты.
На рис. 5, а изображена звезда гипотетического человека, у которого все инстинкты проявлены одинаково. На самом деле звезда инстинктов совсем не такая, а к примеру, такая, как на рис. 5, б.
А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою реальную звезду инстинктов, а затем — звезду, которой Вы вынуждены следовать. Скажем, у Вас доминирует исследовательский инстинкт, но жизнь сложилась так, что Вы живете по программе продолжения рода и исследуете лишь содержимое кастрюль и целостность мужниных носков; что ж, тоже неплохо, если подойти к этому с умом. Вот эту звезду и отразите на рисунке. На том же листе бумаги нарисуйте реальную звезду инстинктов Вашего ребенка, а также звезду, которую Вы (разумеется, из лучших побуждений) ему навязываете.
Эта работа — важнейшая в самоанализе, с нее нужно начинать после определения своей духовной платформы. После этого Вы уже совершенно по-другому будете смотреть на себя и своих близких, понимать происхождение многих поступков, видеть корень большинства неудач и происхождение многих заболеваний. Наступит понимание, сначала через разум, затем, со временем, через сердце.
В самоанализе есть некоторые тонкости:
1. У каждого человека главенствует один инстинкт.
2. Чем более доминирует один из инстинктов, тем более подавлен инстинкт продолжения рода.
3. Чем более подавлен главенствующий инстинкт, тем более человек неудовлетворен жизнью.
4. Ущемление любого из инстинктов — ущемление личности и свободы, начало заболевания.
Более всего инстинкты проявляются в экстремальных ситуациях.
Инстинкты — фундамент, на котором строится личность. Существует очень важное прикладное правило, которое каждый из нас должен знать: если у Вас доминируют один или два инстинкта и Вы следуете их предписаниям — здоровье и удача будут сопутствовать Вашей жизни; если Вы «работаете» сразу со всеми инстинктами, всех их «ублажаете» и даете всем в равной мере проявиться — Вас будут преследовать болезни и разочарования. Специализируйтесь в своей жизни и не включайте без надобности то, что «спит». Конечно, иногда надо тренировать все инстинкты, но человек долговечен только тогда, когда у него преобладает один инстинкт, одна добродетель.
Последствия ущемления инстинкта
Инстинкт — живая программа, маленькая жизнь, заложенная в человеческий биокомпьютер, имеющая свой разум, свои интересы и цели. Что будет, если пренебречь ею? То, что случается, когда пренебрегают любым живым существом. )но уйдет в глухую обиду, выстроит вокруг себя «китайскую стену», решит, что знать не хочет весь этот внешний мир, и таким решением серьезно ослабит себя. Мы договорились, что инстинкты — это сваи, и вдруг решаем, что какая-то из свай не нужна. Может быть, решение пришло не явно, а как-то исподволь, но пришло. И мы решили, что содержание «сваи достоинства», к примеру, слишком дорого, и решили ее пока убрать, можно ведь и немного попресмыкаться перед начальством для пользы дела, от этого еще никто не умирал. Попробовали, действительно, жизнь стала значительно продуктивнее, проще. Но только вот сердце что-то порой пошаливает, желудок сдает, появилось отвращение к жизни, даже к себе, возникла депрессия. Собственные дети, ради которых все и терпел, насмехаться стали. В чем дело?
Посмотрим из принципа аналогии. Раз убрали одну из опор, платформа, которую подпирал целый пучок свай, дала какой-то крен. Крен. что это за явление? В мире психики — это эмоция как следствие на наши действия. Причем каждая свая-инстинкт порождает свойственную только ей крен-эмоцию.
Пренебрежение сваей самосохранения вызывает эмоции тревоги, беспокойства, страха, озабоченности; сваей продолжения рода — неудовлетворенность жизнью, тоску, агрессивность, отчаяние; сваей альтруизма — ощущение собственной вины за что-то, тоску, душевные искания, «теснения в груди», муки совести, мечтательность; исследовательским инстинктом — недовольство существующим положением вещей, агрессивность.
Пренебрегли лидерским инстинктом — ощущаем неудовлетворенность, агрессивность, презрение к себе и другим, злость, жажду власти; инстинктом свободы — взмываются протест, депрессия, озлобленность, стремление отложить жизнь на завтра. Если же Вы закрыли глаза на инстинкт сохранения достоинства, то Вас одолеют гнев, отвращение, депрессия, гордыня.
Что же все-таки произойдет, если инстинкт подавлен, платформа накренилась, вызвав бурю эмоций, но это не вернуло ее к равновесию? Такое положение вещей вызывает в человеке две важнейшие реакции: протест, выливающийся в агрессивность, или капитуляцию перед жизнью.
Определите у себя ущемленный инстинкт, из-за которого наклонилась платформа Вашей личности.
Выявите эмоции, которые возникли из-за ущемления этого инстинкта, и запишите все в свою тетрадь.
Инстинкты человека. В этой фразе не очень много романтики или экзотики. Но это с точки зрения обычной логики. Если рассматривать их с позиции логики парадоксальной, они покажут много удивительного. В человеке кроме определенных наукой инстинктов есть и такие, о которых наука не говорит, потому что не знает о них.
Об одном таком я уже упомянул — инстинкт поиска Бога. Есть и другие, из разряда «антиинстинктов». Например, инстинкт зла. Он есть, в психике любого человека, и любой человек рождается с программой зла. Представьте, в Вашем телевизоре есть программа зла. Вы включаете ее — и оттуда несется всякая мерзость (не включаете — не несется).
Зло — это проявление закона смерти, который незримо присутствует во всем на Земле: в только что рожденном младенце, в веточке березы и лежащем на дороге камне. Младенец когда-нибудь умрет, веточка завянет, а камень превратится в песок. Проявления зла в обычном человеке малы, но программа такая все же есть. Когда человек выбирает путь зла, он сам включает эту программу. Если опомнится — выключает, и та снова замирает. Если же программа долго «не выключается» (говоря обычным языком, человек погряз во зле и не хочет оттуда выходить), случается то, что не происходит ни в одном телевизоре или компьютере: программа выходит из-под контроля и стремится уничтожить своего хозяина, превращая того в еще большего злодея. Но не ошибаюсь ли я? Может, все это слишком преувеличено?
Обратимся к известным именам. В. Соловьев писал: «В глубине нашего существа, в самой основе нашей души иногда для нас вполне неосознанно таится и скрыто действует сила темная, безумная и злая. Это есть та самая сила, которая отделяет нас от всего и ото всех, побуждает замыкаться в самих себе, делает нас непроницаемыми и непрозрачными: она есть сила бессмысленная и начало всякого безумия». Ему вторит 3. Фрейд: «Нет такой грязи и извращенности, которая не гнездилась бы в душе обычного, нормального человека». Как видите, дорогой Читатель, великие имена подтверждают мои слова.
У каждого индивидуума есть свой инстинкт зла, или, говоря обычным языком, у каждого человека есть некая странная склонность делать гадости, причем у каждого своя индивидуальная специализация. Другое дело, что один этой склонности поддается мгновенно, и мы видим предателя, другого надо уговаривать, а третьего не уговорить на явную гадость, но он совершит ее в своих мечтах.
Инстинкт зла следует, как тень, за каждым нашим шагом. Заметьте, когда Вы совершаете бескорыстный поступок, обязательно мелькнет мысль, как бы и себе что-нибудь выгадать.
Существует закон Паркинсона, который говорит о том, что если в приборе есть кнопка, которую нельзя нажимать, то обязательно найдется «умник», который ее нажмет. В этом результат косвенного проявления инстинкта зла.
Инстинкт поиска Бога и инстинкт поиска черта — свая и ее тень. Когда христианство говорит нам о том, что весь мир лежит во зле, о заведомой греховности человека и его готовности прикоснуться к греху, начинаешь понимать, что инстинкт зла открыт не вчера, а был всегда вместе с многовековой историей человека.
С УВАЖЕНИЕМ К ТЕМПЕРАМЕНТУ
Следующая составляющая человека — темперамент.
Что это такое и нужен ли он нам для самоанализа? Очень нужен — это вторая по важности ступень познания себя. Сначала дадим ему несколько определений, а Вы, дорогой Читатель, выберите, какое Вам по нраву:
1. Природный уровень энергетики человека.
2. Врожденная скорость реагирования на явление.
3. Сумма индивидуальных особенностей, воли и эмоций.
Темперамент (как, впрочем, и все на свете) особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях, описываемых законом нагрузки. Нагрузка — это свалившаяся на голову беда или проблема. Как только она приходит, с человека слетает маска, которую каждый из нас носит на себе как знак, что играется какая-то социальная роль. И тогда становится видна вся суть человека, в том числе и интересующий нас темперамент. Вот почему, когда случается беда, надо внимательно следить за друзьями, Вы узнаете о них много полезного.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы
Существование человека с точки зрения религии
Смысл жизни с точки зрения христианства
Смысл жизни — в жизни. Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами. Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица. Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой «виртуальный мир» от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием. Способность к покаянию (переосмыслению своей жизни) связана с телесностью человека, её нет у ангелов и бесов.
Христа апостол евангелист Иоанн называет Словом (. ), что схоже с античным Логосом. Христос — это воплотившийся Смысл всего мира, София, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.
Смысл жизни — это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать».
«Увидела лягушка буйвола и сказала: „Я тоже хочу стать буйволом!” Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула! Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец.» (Слова старца Паисия Святогорца).
Смысл земного этапа жизни — в обретении личного бессмертия, которое возможно только через личное сопричастие жертве Христовой и факту Его воскресения, как бы «сквозь Христа».
Смысл жизни с точки зрения православного христианства
Смысл жизни — это сам Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6).
В православии особенный акцент ставится на бессмертии тела, а не только души. Именно поэтому православные хоронят, а не сжигают умерших, почитают мощи, не гнушаются касаться и даже целовать покойного.
«Зачем мне прогресс, зачем мне все бесчисленные муки и страдания, которые я переношу на проклятом пути от колыбели до могилы? Зачем все усилия и труд, и обязанности, и любовь, и доброта, и культура, и цивилизация, когда я умираю весь, без остатка? Всё, что называется прогрессом и работой, и обязанностями, и любовью, и добротой, и культурой, и цивилизацией, все эти условные ценности — всё это вампиры, которые мою кровь сосут, сосут, сосут: Будь они прокляты! Проблема смертности человеческого тела и является пробным камнем, проверкой всех религий, всех философий и всех наук: обанкрочивающиеся на проблеме тела неизбежно обанкрочиваются и на проблеме духа. Тот, кто победит смерть тела, кто даст и обеспечит бессмертность телу — это многожеланный Бог и Спаситель, это смысл жизни и мира, это радость и утешение человека и человечества. А пока пессимизм и отчаянье — удел человека на земле». («Прогресс в мельнице смерти», прп. Иустин Попович)
Обряды, посты, милосердие, молитвы и даже церковные таинства с точки зрения православия являются лишь средствами, а не самоцелью. «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». (Преподобный Серафим Саровский).
Религиозные представления о происхождении и сущности человека и объекта религии
Религия рассматривает человека (личность) в качестве субъекта и объекта своего существования. В мифах, доктринах разных народов зафиксированы представления о сущности человека, его происхождении и назначении, его месте в мироздании, о соотношении в нем духовного и телесного. Религия понимает назначение человека исходя из признания высшего священного первоначала (духов, богов, божества или единого личного Бога) и его особых взаимоотношений человеком. В иудаизме, христианстве и исламе Бог наделялся способностью творить из ничего и одним усилием воли. Эквивалентным этому учению являются представления ряда восточных религий о столь же всемогущем порождении абсолютным первоначалом (Брахманом в индуизме, Дао – в даосизме, Буддой – в буддизме и т.п.) мира и человека. Обычно религии представляют Бога единым в своих четырех проявлениях:
· Как важнейшего начала, обеспечивающего священный порядок, которому подчиняется мироздание и которым определяется человеческая судьба;
· Бога как силы, обладающей святостью, к которой нужно приближаться с трепетом, после специальной подготовки или ритуального очищения;
· Бога как всепроникающей силы, обеспечивающей гармонию жизни и позволяющей достичь цели мистических поисков;
· Бога как личности, трансцендентной по отношению к миру и человеку и одновременно связанной с ним.
Согласно религиозным представлениям, Бог осуществляет в самой природе и через ее посредство процесс развития от низшего к высшему, от простейших живых существ к человеку. Бог «сообщил человеку своим вдуновением» душу. Представление о человеке как разумном существе, по мнению церкви, является указанием на бытие Бога, содержит признание религиозной потребности в природе человека: «Человек – доказательство бытия Бога», «Доказательство существования Бога – сочеловечность», Человек, согласно христианской вере, содержит «задаток богосознания». «Ведение о бытии Божием сам Бог насадил в природе каждого» (Основы религиоведения. – М., 1994. – С. 303). Душа человека рассматривается как «христианка по природе».
Современные религии рассматривают человека как единое и целостное существо, трактуют онтогенез индивида как естественный процесс, в котором через вторичные причины действует творческая воля Бога. Поэтому, согласно этим взглядам, родители являются причиной целостности человека, включая и его душу, но это не порождение ими или передача однажды сотворенной Богом души, а ее творение имплицитно действующей силой Бога, опосредованной воздействием биологических, психологических и социокультурных факторов.
Религиозные учения предстают как попытка гармонизировать противоречие существования и сущности человека. В христианстве человек выступает как субъект грехопадения и объект спасения, социальное отчуждение выводится из представления об отпадении человека от единства с Божественным первоначалом. Отпадение человека от изначального сакрального единства понимается как деградация природы человека, ее глубокое повреждение или полное извращение, которое влечет за собой смерть, болезни, тяжелый труд, крушение замыслов, вражду, убийство, войны и другие бедствия. В человеке, который оторвался от общения с Божеством, пребывает в неподлинном состоянии (в грехе, в сансаре и т.п.), нарушается гармония сил: плоть восстает против души, против духа, чувства противоборствуют уму.
Утраченное сакральное единство становится идеалом человеческого совершенствования, осознается как назначение человека. Спасение, причастность к Божественному. Примирение с Божеством предстают как смысл человеческого существования. В качестве полного осуществления этого идеала в буддизме изображают Будды и Бодхисаттвы, в христианстве – Богочеловек Иисус Христос. Который есть «образ Бога невидимого» и является совершенным человеком, вторым Адамом, в котором люди вступают в отношение Богосыновства и соделываются «причастниками Божественного естества» (Основы религиоведения. – С. 300-302).
В мифологиях и религиозных представлениях разных культур осознавалось наличие в человеке неприродного аспекта, нравственности, духовности. Элементы человеческой природы (тело, душа, плоть, дух и т.п.) рассматривались религией как разнородные и возводились к неодинаковым способам божественного творения или порождения. Согласно иудаистским и христианским представлениям, человек обязан своей жизнью не только специальному сотворению Богом его тела, но и особому творческому акту Бога, который сообщает ему «дыхание жизни».
Многие религии, в том числе и иудаизм, христианство, ислам, подчеркивают ценность телесного человеческого существования, целостность человека, в них складывается учение о Боговоплощении и вочеловечении. В то же время в некоторых мифологиях, религиозных и философских учениях душа резко противопоставлялась плоти, телу, которое оценивалось не только как низшее и неподлинное начало, но и как источник зла. В религиозном понимании человека духовное начало в нем – дух, душа, Атман – осуществляет сакральные функции, связь с Божеством.
Религия находит возможность трактовать и становление деятельной сущности человека, которое означает формирование, развитие у него и в филогенезе (происхождении рода), и в онтогенезе (становление индивида) новых по сравнению с животными, социальных потребностей. Последние выступают и как духовные потребности: человек ориентируется на нравственные, познавательные, эстетические, религиозные ценности, им руководят общественные интересы, идеалы, которые нельзя вывести из его биологической природы и которые в этом смысле предстают как «сверхприродные», обозначаются как «духовные».
Под духовностью религия понимает не только особую, хотя и неразрывно связанную с телом, реальность. По ее мнению, духовность – это не только идеальное, объективированное в культуре, но самосущее бытие, бессмертная душа. Наличие у человека духовных – познавательных, эстетических, нравственных, религиозных – потребностей интерпретируется религией как врожденное стремление к абсолютному духу – Богу. Человек становится человеком, обретает свою субъективность, духовность в практике и общении, в активном преобразовании мира и создаваемых им самим общественных институтов, смыслов, значений, символических систем.
Религия переосмысливает традиционную доктрину о бессмертной душе и о смерти как разделении этой сущности с телом, вопрос о которой с предельной отчетливостью сформулирован в библейской книге Иова: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Книга Иова: 14:14). Современные богословы признают, что это учение игнорирует «серьезность смерти, которая означает конец всему, что мы есть» (Основы религиоведения. – С. 304). Средневековое христианское учение о смерти и загробной жизни они находят несовместимым с современным пониманием смерти как естественного конца жизни. Традиционное учение заменяется концепцией перехода целостного человека в запредельное состояние, которое для посюстороннего представляется уничтожением и небытием. В то же время некоторые христианские теологи готовы принять восточные учения о перевоплощениях душ. Большое распространение получают спиритические учения о загробных мирах и возможностях контакта живых людей с душами умерших.
2. 2. Психологические типы религиозных людей.
Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенного рода причин. Среди последних, обычно, выделяют, во-первых, факторы, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой, и, во-вторых – мотивы посещения церкви, молитвенного дома. Между ними, несомненно, существует тесная связь, но они не тождественны. При этом необходимо учитывать, что далеко не всякий религиозный человек осознает эти мотивы и может их выразить. Нередки случаи самообмана, когда верующий в силу ряда обстоятельств не видит и не хочет видеть реальных причин, обусловивших его приход к религии, объясняет его, исходя из ложных предпосылок, источником которых является религиозное вероучение.
В то же время среди современных верующих становится все больше тех, кто пытается доказать необходимость и благотворность религиозной веры причинами, лежащими вне религии. Как показали исследования. Проводившиеся в США и других странах на основании высказываний верующих, основными мотивами их религиозности были: «Религия может дать ответы на все вопросы», «Религия удовлетворяет запросы ума», «Религия обещает спасение души», «Религия – путь к нравственному совершенству» и др. (Москалец В.П. Религиозный культ: особенности функционирования и пути преодоления. – Киев, 1987. – С. 65; Угринович Д.М. Психология религии. – С. 270-271).
Из приведенных высказываний видно, что среди предпосылок религиозности, которые осознаются верующими, доминируют внешние для религии побуждения и потребности (нравственные и познавательные потребности, потребность в утешении и т.п.). Это указывает на то, что верования все большей части религиозного населения в различных странах становится в определенной степени формальными. В пользу такого утверждения свидетельствует и то обстоятельство, что среди мотивов посещения церкви значительное, хотя и не преобладающее место занимают нерелигиозные мотивы («так принято», «потому что многие ходят» и т.п.)
Основные устремления верующих связаны не с решением реальных вопросов или проблем, не с улучшением и изменением объективных условий жизни, а с ориентацией на сверхъестественное, которое является иллюзорным, вымышленным, созданным их воображением. Устремления верующих направлены, прежде всего, на главные ценности, проповедуемые вероучением, — Бога, спасение в загробной жизни и т.п. Многие баптисты считают, например, целью своей жизни получение будущего спасения. Земная жизнь, по их мнению, не имеет самостоятельной ценности, а является лишь преддверием подлинной потусторонней жизни. Типичным для баптистов является следующее высказывание: «Смысл земной – это предисловие, а там – вечная жизнь, там содержание всей жизни». Все это оказывает влияние не только на сознание верующих, но и на их поведение в обществе, социальной группе.
Ориентация на религиозные ценности препятствуют социальной активности верующих, переключает их энергию, мысли, чувства, стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму социальной активности – участие в религиозных обрядах и в действительности религиозных организаций и общин. Представляет интерес исследование, проведенной американскими социальными психологами. Они попытались выявить связь между системой ценностных ориентаций религиозных людей в США и их социальным поведением. Результаты исследования показали, что у людей, в сознании которых важное место занимают «потусторонние» ценности (например, «спасение после смерти» и т.п.), преобладают консервативные социальные убеждения, с той или иной степенью последовательности реализующихся в их поведении. Те же из верующих, у которых доминируют «земные» ценности («свобода», «счастье», «ревность» и т.п.), отличаются, как правило, оппозиционной настроенностью к существующему обществу, многие активно участвуют в движении за социальные права и т.п. (Угринович Д.М. Введение в религиоведение. – М., 1985. – С. 245).
Как соотносятся ценностные ориентации верующих с их реальной жизнь.? Следует в этом смысле отметить, что для многих верующих мотивы их деятельности, направленной на благие дела, воспринимались ими как «предначертания» Бога. И как норма поведения была активная деятельность по воплощению этих «предначертаний». Можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности:
— Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.
— на второй стадии у человека начинает проявляться интерес к сущности божественного.
— На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни.
— На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.
— на пятой стадии у верующего преобладают устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях (Вах И.Г. Социология религии. – М., 1989. – Ч.1. – С. 197-198.).
Изучение религиозной психики верующих должно опираться на некоторые методологические принципы социально-психологического исследования религиозности и атеистичности. К ним можно отнести (Писманик М.Г. Личность и религия. – М., 1976. – С. 79-90):
1. Необходимость единого логического основания для вычленения всех групп типологии (глубоковерующие, верующие, колеблющиеся, индифферентные, пассивные атеисты, активные атеисты). Таким основанием является отношение личности к религии и атеизму, точнее, степень религиозной веры или, соответственно, атеистической убежденности.
2. реализацию этого основания в двух видах признаков, относящихся: а) к сфере сознания индивида; б) к сфере его поведения.
3. набор субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных индивидов к определенной мировоззренческой группе, специфичной для каждой из этих групп.
На основании данных методологических и методических принципов российскими исследователями в области религиозной психологии разработана примерная типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму), которая может использоваться теми, кто этой проблемой интересуется.
· Глубоковерующие.
Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры.
Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам;
г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.
Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении.
Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников;
б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке;
в) участие в деятельности религиозных организаций;
г) воспитание детей в религиозном духе.
· Верующие.
Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры.
Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догмы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.
Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении.
Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.
· Колеблющиеся.
Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и неверием.
Эмпирические признаки: а) сомнения в правильности основных религиозных догматов; б) колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам; в) возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии).
Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения.
Эмпирические признаки: а) возможно нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) возможны отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.
· Индифферентные к религии люди.
Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.
Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы мифы; б) безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям; в) не считают, что религия приносит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необходимым.
Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.
Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.
· Пассивны атеисты.
Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.
Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догмы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу.
Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.
Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но не всегда умеют это сделать.
· Активные атеисты.
Общая характеристика сознания: наличие глубоких атеистических убеждений.
Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догмы и мифы; б) негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеистическим ценностям и нормам; г) считают, что религия приносит вред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеистического воспитания.
Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении.
Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в)активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.
Как будет тщательно проанализировано в последующем, религиозные, верующие люди в своих мыслях, действиях, поступках и поведении опираются на определенные образцы для подражания, предлагаемые религией. Эти образцы для подражания не выдуманные личности. Они носители религиозного опыта, отличаются своеобразным отношением к самой религии и ее ценностям. По этой причине, можно выделить устойчивые, отличающиеся друг от друга психологические типы религиозных личностей, сложившиеся в ходе развития религиозной практики, на которые ориентируются рядовые верующий (Самыгин С.И., Нечупоренко В. Н., Пологнская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов н/Д, 1996, — С. 140-145.):
1. Мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.
2. Пророк – личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк, в отличие от мистика, все время с людьми. Он чувствует себя признанным глашатаем религиозных истин пред членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример – библейские пророки.
3. Священнослужитель – посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. В отличии от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель религиозных традиций. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора.
4. Реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных изменений – в зависимости от психологии реформатора и требований времени. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, ни их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор – активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры – Лютер, патриарх Никон, Савонарола.
5. Монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высокий моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Это различие обусловлено многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлены аскетизм и жесткая самодисциплина. В других главной задачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т.д. Пример – мать Мария.
6. Монах-отшельник – человек, для которого проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта. Стадию отшельничества различной продолжительности проходили также и многие представители других типов, например Иоанн Креститель, Серафим Саровский и т.д.
7. Святой – личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной форме. Это может быть мученик, доказывающий совершенство своей веры страданием и гибелью; чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее; праведник, достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни. Статус святого обладает высокой социальной значимостью, так как формальный институт канонизации позволяет церкви официально объявить святыми людей, весьма косвенно связанных с религиозным опытом, но оказавших серьезные услуги государству и культуре. Например, среди святых русской православной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворника, и Дмитрия Донского.
8. Теолог – тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиций, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог – это, прежде всего, интерпретатор религиозного опыта. Примеры — Фома Аквинский, В. Лосский.
9. Основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой религии. авторитет основоположника религии сохраняется в течение многих веков. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт. Возникновение новых религий есть результат воздействия этих незаурядных личностей и их опыта на ближайшее и дальнейшее окружение. Примеры – Христос, Будда, Магомет.
Психологи установили, что многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания. Стремление к подражанию связано со многими факторами. Например, люди охотнее подражают главным образом каким-то знаменитостям или тем, перед кем они преклоняются, кто вызывает у них чувство почтения и благоговения. Психологические типы религиозных личностей как раз и выступают моделью для подражания верующих.
В исламе уникальной моделью является Мухаммед, завершающий собой цепь откровений, образец космического и человеческого совершенства, которому все стремятся подражать, но с которым никто не может сравниться. Подражание пророку пропитывает всю религиозную жизнь мусульманина от вершин метафизической теории до мелочей быта – одежды, пищи, молитвы и духовной тренировки. Главные требования имитации модели – не только отсутствие собственности, но и отсутствие желания ее иметь.
Буддизм сосредоточен в личности Будды, как христианство – в Христе. Жизнь Будды олицетворяет модель перехода из состояния сансары в состояние нирваны и является идеалом всех буддистов, желающих достичь просветления. Особенно ярко выражено подражание Будде в образе жизни монахов, пытающихся добиться нирваны: отказ от собственности и всех прочих благ; отказ от семейных привязанностей и крова; половое воздержание и подавление других страстей; обязательная бедность, нищенство и бездомность и т.д.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
- http://infopedia.su/10x369.html
- http://vk.com/topic-17485747_23533227
- http://studopedia.ru/3_196665_religioznie-predstavleniya-o-proishozhdenii-i-sushchnosti-cheloveka-i-ob-ekta-religii.html