Меню Рубрики

Судьба человека с точки зрения православия

Случай из жизни.

В соседнем доме на нашей улице жила одна супружеская пара. Елена и Александр были дружные, приветливые, отзывчивые молодые люди. Все у них ладилось, все было замечательно кроме одного – не давал им Господь долго детей. Два года подряд Елена ходила каждое воскресенье на службу в женский Флоровский монастырь на Подоле и молилась перед иконой Богоматери «Утоли моя печали» в надежде на чудо. И чудо произошло! Божья Матерь утолила печаль молодой женщины, послав долгожданного младенца. Не было предела радости супругов и всей родни. Однако радость эта вскоре омрачилась совершенно глупыми спорами, которые возникли среди родственников.
Как только Лена узнала, что станет мамой, то объявила, что сына назовет в честь своего умершего отца, в котором она души не чаяла. Василий Александрович, отец Елены, был любимцем всей нашей небольшой улицы, где все друг друга знали. Добрейший человек, мастер на все руки, когда он погиб многие очень сожалели. И было совершенно понятно желание дочери назвать в его память сына. Но не тут-то было! Сильнее всех этому воспротивилась родная тетка, сестра отца. Чего только Лена не выслушала от нее: и называть ребеночка в честь погибшего человека нельзя – будет несчастлив, его судьбу повторит; то, что и отчество у него такое же будет, как у покойного — так это вообще недопустимо! А еще лучше – дать ребенку два разных имени: одно по паспорту и совсем другое – при крещении. И вообще, надо выбрать только какое-то красивое и счастливое имя. В общем, всевозможные суеверные измышления, повергавшие будущую маму в отчаяние. А в довершение всего тетка еще пообещала, что если Лена ее не послушает и поступит по-своему, то на крестинах она даже и не появится. Лену пришлось успокаивать, а с теткой нашему приходскому священнику проводить разъяснительную работу.
***
Этот случай совсем не исключение. Скорее — наоборот. Разговоры и размышления по поводу имени ребенка начинаются во многих семьях еще задолго до его появления. И надо сказать, что с традицией наречения имени связано достаточно много суеверий. И самое первое из них – это то, что имя способно определять судьбу человека, влиять на нее и формировать характер. Потому нежелательно давать детям имена умерших родственников, имена людей с несчастливыми судьбами и даже имена святых, принявших тяжелую мученическую смерть.

Откуда взялись эти заблуждения?

Возможно, что некоторые из подобных предрассудков сохранились с еще дохристианских времен. И связано это, как правило, с языческими представлениями о судьбе как неизбежном роке и с культом предков, предполагающим некую посмертную мистическую связь между родственниками одного племени.
Существует целая наука антропонимика, занимающаяся изучением происхождения имен и информацией, которая содержится в них. Однако наука эта не имеет ничего общего с бытующими ныне всевозможными околонаучными теориями и той распространенной литературой об именах, которая пользуется большой популярностью у населения. Одна часть этих теорий опирается на социальную концепцию, другая — ищет механизм влияния на формирование характера человека в эмоциональных, звуковых и даже цветовых особенностях имени. Сторонники подобных суждений полагают, что каждое имя несет в себе информацию о наклонностях человека, талантах, его умении выстраивать отношения, вести себя тем или иным образом в обществе и даже — о состоянии его здоровья. И, опираясь на эти знания, советуют руководствоваться ими, например, при приеме человека на работу, поскольку существует якобы определенная закономерность, проявляющаяся у обладателей одних и тех же имен. Так ли это?
Никто не станет оспаривать тот факт, что роль личного имени человека в социуме достаточно велика. Произнесенное имя почти всегда ассоциируется с его носителем, с совокупностью определенных качеств личности, с ее образом и характером. «Имена выражают природу вещей», — писал православный богослов и философ священник Павел Флоренский, посвятивший исследованию имен одну из своих работ. «До имени человек не есть еще человек», — отмечал он. И действительно, обоснование этому утверждению находим в Священном Писании.

О выборе имени — в Библии

Первоначальный пример наречения имени преподал Сам Господь Бог после сотворения первого человека (Быт. 2:25), которого тоже наделил таким же даром (Быт. 2:19-20). Дальнейшее библейское повествование показывает, что имена, появлявшиеся на страницах Писания, отражали особые для священной истории функции их носителей. В отдельных случаях они менялись, чтобы отметить новое призвание человека: Аврам на Авраам (Быт. 17: 5), Иаков – на Израиль (Быт. 32:24-30). Часто имена содержали пожелания о каких-то конкретных будущих качествах младенца или роде его деятельности, либо давались с побуждением запечатлеть какие-то события или случаи, связанные с обстоятельствами появления ребенка (Быт. 25:25, 29:32-34, 30:18-24, 35:18, Исх.2:22). Моисей, что означает «спасенный из воды», именно потому так и был назван, что его извлекли из воды (Исх. 2:10); будущий пророк Самуил (испрошенный у Бога) был действительно выпрошен его матерью у Господа (1 Цар. 1:20). Как правило, первыми видели своих рожденных младенцев матери и отцы. Именно они и подмечали определенные, еще не совсем уловимые для посторонних, характерные черты, на основании которых называли своих детей тем или иным именем, отражающим поведение или внешний вид будущей личности: Исав – косматый, Навал – глупый.

Имя красит/ безобразит человека, или человек — имя

Однако на страницах Библии мы нигде не встречаем каких-либо прямых указаний или фактов, свидетельствующих о том, чтобы имя могло каким-то образом «программировать» жизнь человека. Мало того, из Священной истории видно, что многие ее герои, носящие одни и те же имена, имели абсолютно разные судьбы. Среди упоминаемых в Библии Иуд (хвала Иеговы), есть и родоначальник одного из колен Израилевых (Быт. 35:23), и известный защитник веры и отечества Иуда Маккавей ( 1Мак. 2:4), и предводитель мятежников (Деян. 5:37), и апостол Иуда Фаддей (Лук. 6:16), и, наконец — Иуда Искариот (Мат. 10:4), навсегда запятнавший это имя предательством. Эти факты свидетельствуют, что лишь жизнь и поступки человека наполняют имя смыслом и могут изменить его значение, но невозможно через имя передать качества и свойства, которые формируются в результате воспитания или в процессе жизни.
Наша прародительница Ева, зная об обетовании Божием относительно будущего избавителя, понадеялась, что его исполнение осуществится уже с рождением ее первенца. Именно потому она и назвала сына Каином, считая его приобретением от Господа (Быт. 4:1). По логике тех, кто полагает, что имя может определять судьбу личности, жизнь Каина должна была бы ему соответствовать. Однако в историю он вошел как первый человекоубийца, которого вряд ли можно ассоциировать с «приобретением от Господа». И, напротив, Авель (суета, ничтожество) оказался боголюбивым человеком и стал первой невинной жертвой (Быт.4:8).
Вообще история, произошедшая с Каином и Авелем, является ярким примером того, что жизнь личности зависит не от имени, а от ее свободного волеизъявления и от того выбора, который она делает. Слова Господа «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» обращены были не только к Каину, но ко всему человечеству (Быт. 4:7).

Нарекать ли младенца именем умершего сородича?

Есть в Библии и особые имена, которые еще до рождения их носителей содержали пророческие указания на будущую миссию. Так было с Иоанном Крестителем (благодать Божия) (Лк. 1:13), так было и с Самим Спасителем Нашим Иисусом Христом (Лк. 1:31). В традициях еврейского народа в позднейшие времена было принято выбирать имя новорожденному из известных имен рода – отца, деда или других уважаемых родственников. И никто при этом не боялся, что имя умершего сородича повредит младенцу. Древние языческие народы, отступившие от Бога и впавшие в идолопоклонство, полагали, что имя рожденного младенца должно храниться в тайне, чтобы ему не могли навредить злые духи. Поэтому, чтобы ввести в заблуждения этих духов, они старались давать ребенку по несколько имен, скрывая первоначальное. Некоторые примитивные племена считали, что если назвать младенца именем умершего родственника, то можно таким образом переселить душу покойного в новорожденного, и тогда судьба ребенка будет похожа на судьбу его предшественника. По-видимому, даже после принятия христианства, отголоски этих верований дожили до нашего времени в виде различных суеверий.
Следует заметить, что в христианстве отсутствует понятие судьбы в ее общепринятом представлении как некой задетерминированной неизбежности или рока. С точки зрения христианской религии, определение судьбы включает в себя реализацию предназначения человека, направленную на раскрытие в нем Образа и Подобия Божия. Не слепой рок или коварный случай, не безличные физические законы управляют жизнью человека, а Божественное Провидение или Промысел. В Православии существует учение о предопределении, которое утверждает, что мы все предопределены ко спасению. У всех людей, по замыслу Божию, единая судьба – оказаться в Царствии Небесном. «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» — пишет апостол Павел (1 Тим. 2:3-4). Благой Промысел Божий направляет человека ко спасению, помогает человеку, подталкивает его на путь праведности. Однако осуществление этого предопределения зависит исключительно от нашего свободного выбора. Поэтому предопределение имеет условный характер. И в этом плане имя человека нисколько не влияет на его жизненный путь и, тем более – на его будущую вечную участь.

Православная традиция и развенчание мифов

В Православии существует своя многовековая традиция наречения имени. Раньше наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершалось до крещения в восьмой день по рождению младенца – по примеру Спасителя Христа (Лк. 2:21), и составляло одно из подготовительных к нему действий. В настоящее время наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения. Таким образом, при Крещении, человек получал от Церкви имя, которое выбиралось по одному из нескольких правил. Чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась либо на день рождения, либо на день наречения имени, либо на день Крещения.
Сегодня Крещению предшествует гражданская регистрация новорожденного. К этому моменту родители уже, как правило, определяются с именем, которое и вписывается в свидетельство о рождении. Если выбранное имя отсутствует в Православном месяцеслове, то священник рекомендует выбрать православное имя, схожее по звучанию. Одно время существовал в нашем обществе обычай давать детям имена в западноевропейской форме: Анжела, Жанна, Илона, Ян, Леон. Такие имена священник переводил в церковнославянскую форму при совершении Таинства Крещения. Бывает, что ребенка нарекают по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему. Однако все, что касается наречения имени, носит рекомендательный характер, и родители вправе выбрать ребенку любое имя.
Христианская традиция называть детей в честь святых – мера воспитательная. Очень важно иметь положительный жизненный пример и образец подражания для нравственного развития личности. Но чтобы жизненные нормы человека совпадали с жизненными принципами святого, необходимо соответствующее воспитание и волевые усилия самой личности. Имя святого не делает человека святым. Не бывает имен счастливых или несчастливых. Бывают просто имена труднопроизносимые и трудно запоминающиеся, которые могут стать поводом для шуток над человеком. Таких имен нужно просто предусмотрительно избегать, проявляя рассудительность:

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям, —
написал когда-то советский поэт Самуил Маршак в своем стихотворении «В защиту детей». Абсолютным заблуждением является также утверждение, что на характер девочки может повлиять данное ей имя, имеющее мужское происхождение: Александра, Василиса, Феодора и др. Если родители такой дочери дадут ей правильное воспитание, то ее врожденная женственность никогда не превратиться в мужеподобность. Не имя творит судьбу человека, а человек одухотворяет имя своей жизнью и поступками.
***
. В конце этой весны я повстречала на улице радостную Елену, гуляющую с коляской, в которой мирно и царственно посапывал замечательный младенец Василий, абсолютно не ведающий о тех баталиях, что разразились среди родственников еще до его появления на свет. Само небо вступилось за этого ребенка, вымоленного матерью у Бога. Опережая все сроки, он родился на праздник Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого. Необходимость выбора имени разрешилась сама собой.

Есть ли судьба и как ее изменить?

Здравствуйте! Меня недавно стал мучить такой вопрос: есть ли судьба у человека, и можно ли ее изменить? С одной стороны, у каждого свой крест, т.е. своя судьба и все предрешено Богом, и есть та книга, где все записано. Но, если предрешено, то ведь можно у Господа вымолить, для себя или кого-то что-либо?
Дело в том, что у меня не получается построить крепкие отношения с мужчинами очень давно, отношения не доходят до свадьбы и венчания. Недавно я отпустила эту ситуацию и доверилась Господу, т.к. Он лучше знает, что для меня лучше… т. е. вручила себя в руки Господа и успокоилась. Но мне не так давно в полудреме (т. е. я не спала и не бодрствовала) какой-то голос сказал, что нигде не записан мой суженый, ни в какой книге для меня, его нужно вымолить, и что он может быть любым, его нужно вымолить.
Скажите, пожалуйста, что это могло быть? И все же, есть ли судьба у человека?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

С точки зрения христианства судьба человека предопределена? или как?

Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло – Свою волю – Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит. Если же воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а [вместо этого] летит кувырком. Бог очень помогает человеку, когда тот делает первые шаги в своей духовной жизни, подобно тому как родители больше оберегают своих детей, когда те еще маленькие. Когда же дети взрослеют, родители пекутся о них уже не так сильно, потому что дети начинают пользоваться собственным разумом. В начале духовной борьбы человек отчетливо ощущает Благодать Божию, но потом Бог чуть удаляется от него, чтобы он предпринял подвиг и возмужал. Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
Ко всем долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и о всем благодарите. Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Ни для кого не секрет, что Бог все видит и все знает! Когда умер отец Шмелева в книге «Лето Господне» и Ваня начинает говорить что-то вроде: «Как Господь мог забрать моего отца, ведь он был таким хорошим человеком и он так нам нужен», то Горкин четко ставит его на место словами типа: «Ты, что думаешь, что Бог не знает, что делает!? Ты, что думаешь, что ты лучше Бога знаешь как должно быть!?». То есть кому суждено умереть, тот умрет, а кому суждено жить, будет жить. На мой взгляд это правильный религиозный подход. Христос знал свою судьбу! В 138-ом псалме Давида сказано: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Но оказывается, что в Православии считается, что человеку дана судьба, но он (человек) может ее изменить, т.к. создан по образу и подобию (или еще по каким-то причинам)!

Вот такую ссылку мне дали на форуме одного уважаемого диакона:

По этой ссылке Вы можете найти несколько статей, в которых раскрыто отношение Православного учение к судьбе. Хочу некоторые прокомментировать…

Объяснение от Святителя Николая.

Тут четко написано, что все что существует — это промысел божий, другими словами Бог все знает, поэтому судьба есть. Вся статья говорит о том, что судьба есть, хотя вроде бы в ней должно это отрицаться. Как вам нравится следующие противоречивые предложения представленные как взаимодополняющие:

По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10, 29–30). Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна.

Статья «Против веры в судьбу»

В этой статье автор осуждает «Бога Магомета», за то что он производит дурные и добрые дела в людях (что с точки зрения логики абсолютно верно).

В этой статье есть такой кусок:

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24).

Святой Иоанн Златоуст: О судьбе и проведении

Этот человек с первых предложений начинает «крыть матерком» учение о судьбе в свойственном ему стиле (кто не знает, он учил бить богохульников по лицу). Конечно хочется ему сказать: «Нет, не это говорит судьба.». Он судя по всему просто не понимал (возможно, в то время люди просто не смогли бы принять то, что они во власти причинно-следственного закона, поэтому он и преподносил «вещи» так) того, что если все предопределено, то это не означает, что не нужно стремиться к лучшему (к добру, к чему-то хорошему). Наоборот судьбой предопределено стремиться к чему-то светлому и все к этому и идет (я постараюсь объяснить потом, почему я так думаю).

Иоанн Златоуст (как и все мы) ни одного действия, ни одного помысла, ничего не совершил сам в своей жизни. Он просто был определенной частью причин и следствий, которые представляют собой этот мир.

Ну и профессор Осипов А.И. говорит об этом.

Верят ли православные в «судьбу»?

Гадалки, маги, вера в судьбу и обреченность, влияние имени на жизнь человека. Туда не ходи, так не называй, того не делай – где заканчиваются суеверия? Как к этому относится православие? Отвечает Владыка Роман, епископ Якутский и Ленский.

Судьба как умение распорядиться талантами

— Многие верят в судьбу. С другой стороны, Церковь учит нас, что существует Божий промысел. Так вольны мы или нет менять что-то в своей судьбе?

Относительно понимания значения судьбы в жизни каждого человека есть две крайности.

Первая – судьбу нам выдумал Творец и мы согласно с этим должны пройти свой путь.

Вторая – совсем противоположная, особо громко заявила о себе в последнее десятилетие. Это о том, что никто нам не хозяин. Мы сами хозяева своего жизненного пути и сами свою судьбу куем.

Вот православие находится где-то посерединке. Золотая середина.

С одной стороны, призывая нас к бытию, к вечности, Господь наделяет каждого человека определенными талантами и способностями. И используя эти таланты и способности, мы должны, принося пользу ближним, наследовать и удостоиться Царства Небесного.

Обусловленность ли это? Да нет, потому что, к сожалению, мы и в малой доле не используем тех талантов и способностей, которые у нас есть.

А поэтому очень важно не то что войти в замысел Божий, а раскрыть эти таланты и способности. И уже потом, благодаря наличию и видению этих дарований, совершать свой путь.

— А мы можем влиять на свою судьбу?

С одной стороны, мы имеем то, что дал нам Бог, — таланты.

И с другой стороны, мы вправе сами воспользоваться ими. Какие-то мы можем не развить (по невниманию и небрежению), а какие-то — развить. Это определяет нашу судьбу.

Читайте также:  Бесплатные путевки для инвалидов по зрению

Вот дан мне талант. Это что, судьба? Нет. Это божественная помощь для моего развития и становления. Это же не обреченность, не обусловленность. Это не детерминизм.

Это дар от Бога, а я волен использовать его. Могут стать художником, а могу и не стать. Могу последовать своим родителям, которые, например, были врачами. И использую Божий дар, и сам выбираю. Вот где-то посередине это православное учение.

Роковые ошибки – это тяжкие грехи

— Говорят, чтобы принять правильное решение в какой-то судьбоносный момент, например, перед тяжелой операцией или накануне переезда, нужно спросить благословение у священника. Если он дает благословение, можно действовать, а если нет — стоит подождать.

Очень важно принимать решения не в одиночку, делать это одному несколько самонадеянно. Всегда есть родители, знающие больше, чем мы сами. Всегда есть мудрые наставники или друзья. И у людей церковных всегда есть духовник — тот, который знает внутренний мир человека больше, чем сам человек.

Правильно — принимать решения соборно, учитывая советы, но не полагаясь лишь на самого себя.

— Как-то мне сказали: в юности можно совершать любые ошибки, кроме роковых. Когда спросила, чем они отличаются, ответили, что последние оставляют отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Как их избежать?

Под роковыми ошибками [можно] понимать впадение в какую-нибудь греховную страсть.

Вот, например, подпадание под страсть наркомании как раз страшно потому, что отпечаток накладывается на всю оставшуюся жизнь. Человек должен понимать, что он болен и остается таковым на всю жизнь.

И другие страсти — алкоголизма, блуда — впадая в них единожды, человек должен помнить и не позволять себе, чтобы эти ошибки вновь повторялись.

О влиянии имени на человека

— Когда ребенок рождается, родители очень тщательно подбирают ему имя, считая, что оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Это так?

Уверен, что нет такого прямого влияния имени. Обычно родители, называя сына или дочь, используют два аргумента.

Во-первых, по традиции посвящают в память о значительных предках (о бабушках и дедушках), что вполне нормально. Продолжая род, традиции, то хорошее, что было прежде.

Второе — посвящение в честь памяти какого-то святого. Небесный покровитель не предопределяет нашу судьбу, он покрывает и ходатайствует молитвенно и является достойным примером того, как нужно жить, как победить грех, сподобиться Царствия Небесного и спасения.

Астрологи предлагают нам свои прогнозы согласно гороскопу. Нумерология по дате рождения может вычислить, что ждет человека в дальнейшем. Но сбываются же некоторые прогнозы?

Мы говорили, что нашу судьбу решает Бог и я. Бог и человек. Причем в таком соработничестве. Но не какие-то математические законы, законы движения планет.

Насколько я буду открыт Божьему промыслу, Божьему действу, которое всегда на благо, насколько я буду созвучен с волей Божьей — вот от этого зависит [моя жизнь].

А те якобы сбывшиеся прогнозы — все это уловки темных сил, которые так и хотят отвратить человека от Бога, Его заповедей, от достойной духовной жизни и возложить упование на какие-то сиюминутные или незначительные вещи, на цифры, Луну, Солнце, звезды.

— Бывает так: человек неуспешен, часто болеет, впадает в уныние, но вот решается на переезд, меняет климат. Все налаживается. Есть ли здесь воля человека или все происходит по промыслу Божьему?

Это очень сложный вопрос, потому что он рассматривается и решается в индивидуальном порядке.

Нельзя сказать, что перемена мест станет для всех абсолютным благом. Нет. В большей части случаев, напротив, отказ от своей родины и корней приводит к печальным последствиям.

Иногда это полезно, когда бывают хронические болезни или предписание врачей. Но важно помнить, что не место красит человека, а человек место. И если во мне ворох этих проблем, которые давят, ведут меня к унынию, отчаянию, то и в другое место я повезу эти проблемы.

Не очистившись, не преобразив себя, не искоренив то гадкое и нехорошее, что давит и вызывает у меня отчаяние, я же повезу это. Никуда от себя не денусь.

Против веры в судьбу

В руку Твоею, Господи, жребии мои (Пс. 30:16).

Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.

По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничей не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена поело вицами: «от своей судьбы никуда не уйдешь», «чему быть тому не миновать», «на роду написано». Это поверы существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: «роковая пуля», «роковой шаг и поступок жизни». Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.

Греки и римляне — язычники — верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди — только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета — деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.

К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: «Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь».

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть. благословение и клятву (Сир. 15:14; Втор. 30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.

Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает? Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божий являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. 13:12). Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.

Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях. Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20). Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей. С этой же точки зрения надобно смотреть на Иуду предателя. Христос сказал о нем: Лучше было бы. не родиться тому человеку, который предаст Меня (Мф. 26:24). Но Иуда способствовал только тому, чтобы ускорить дело искупления людей. Он сделал зло, которое Господь обратил в добро.

Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога. Если сказано об Иисусе Христе богоприимцем Симеоном, что Он лежит на падение многих в Израиле (Лк. 2:34), это опять не то значит, что Христос будет непосредственным виновником падения или погибели израильтян, а то, что в учение Иисуса Христа они не уверуют и потому погибнут.

По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога — объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божий походили на неумолимый рок или судьбу?

«Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».
патриарх Сербский Павел (1914-2009).

Судьба́ – многозначный термин, обозначающий:

1. предназначение (идеал);
а) небесная: полноценное (требуемое призванием человека) раскрытие черт Образа и Подобия Божия, жизнь в общении с Богом и Его святыми в Царствии Небесном;
б) земная: исполнение земного предназначения; реализация в земной жизни данных от Бога сил и талантов во славу Божию;

2. частное предназначение (например, предназначением Саула было служение Богу и народу в качестве царя, но он не исполнил его; к этой же роли был предназначен и Давид, и он исполнил его);

3. жизненный путь;

4. стечение обстоятельств (происходит по Промыслу Божьему);

5. рок (неотвратимость — понятие, свойственное некоторым формам язычества; см. также: детерминизм).

Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению, на котором основано христианство. Святитель Иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом.

У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой «судьбы» Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы.

В науке роль судьбы выполняет причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.

В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как промысла, провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за «естественной» зависти братьев, а по промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп. Иоанну Дамаскину отсекли руку, но – вопреки всем физическим законам – она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа.

Как человек осуществляет свою судьбу?

Он рождается на земле от определенных родителей, в определенной стране, определенного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обстоятельства жизни. От нас не зависит, где и от кого мы родились. Это – судьбы Божии. Но если в язычестве это определяет все (рождение в бедности – несчастная судьба, рождение в царском доме – счастливая), то в Православии все это не имеет решающего значения. Даже наоборот. Можно быть добродетельным и благополучным в бедности, а можно быть грешником в богатстве. Христос даже утверждает большее счастье для бедных: блаженны нищии…, трудно богатому войти в Царство Небесное. Решающим моментом в достижении своей судьбы, в исполнении божественного предопределения является другое: свободный выбор между добром и злом.
Но мы рождаемся грешными, с первородным грехом, т.е. воля, ум и чувства наши повреждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Получается, что и выбор между добром и злом мы не можем сделать так уж свободно: мы от рождения выбираем грех; нашими родителями мы обречены на изначальную греховность.
Тогда-то и вступает в дело благой Промысл Божий, который решает спасти нас не когда мы исправились, а когда еще были врагами Божиими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спасает нас различными средствами: посылает Свою предваряющую благодать, просвещает нашу душу и пробуждает в нас стремление к Богу. Бог устами пророка Исаии говорит: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» ( Ис. 65:1 ). В течение всей жизни Бог многократно обращается к человеку, дает ему возможность обратиться к Себе и возрастить плод добродетели: кому во сто крат, а кому в шестьдесят, иному же в тридцать ( Мф. 13:8 ). Это – тоже своего рода судьба: кто угождает Богу в миру, кто – в священстве, а кто – в монашестве.

Православное учение о предопределении (предназначении) ко спасению

В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св. апостол Павел: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим. 8:29-30 ). Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения. В этом смысле у всех людей единая судьба – оказаться в Царствии Небесном: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).
Учение 12-ти Апостолов начинается с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это – статический, так сказать, аспект судьбы.
Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого промысла Божьего. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). Кроме того, существует благой промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.
Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла. И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной. В таком случае можно говорить о судьбе как жизненном пути каждого человека от рождения в бессмертие. В отличие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть многообразной: тогда судьба – это реализация общего предназначения отдельным человеком, результат раскрытия в себе образа и подобия Божия. И тогда можно говорить о горькой судьбе как неудавшейся жизни, или о счастливой судьбе, как о пути, завершенном в Царствии Небесном.

Бог прославил тех, Кого Он предузнал. Бог обладает всеведением, для Него не существует нашего земного времени. Примеров такого предзнания много: это предсказание о рождении святого Иоанна Предтечи ( Лк. 1:15 ), это слова святого апостола Павла о своей избранности еще прежде рождения ( Гал. 1:15 ), это указание на будущее Божие избрание родителям преподобного Сергия Радонежского… Поэтому-то Бог и открывает пророкам и апостолам судьбы будущего века: Второе славное Пришествие, День всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу.

Читайте также:  Электронные платежи с технической точки зрения

«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» ( Пс. 35:7 )

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11:33 ).

Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит и 90%, из того, как вы на это реагируете.

Учение о судьбе в нехристианских религиях

На фоне православного понятия о судьбе как выполнении божественного предназначения судьба человека в других религиях выглядит блекло. В современном иудаизме всех, рожденных от Адама, ожидает смерть. Даже последователи и исполнители закона Моисея и предписаний Торы после смерти идут в шеол – место, лишенное Бога. Судьба современного иудея горька: если Вавилонский плен длился 70 лет, то современное рассеяния длится уже два тысячелетия. Храма – даже второго – нет. Самая главная часть закона Моисея не исполняется: без храма невозможно приносить жертвы за грехи. Бог наказывает Свой народ за них рассеянием по всему свету. Все иудеи – скитальцы. Их земная судьба – судьба вечно гонимых странников, от которых Бог отвернул Свое лице. А поскольку жертва не совершается и грех народа продолжает вызывать гнев Божий, их посмертная судьба – пребывание в шеоле. Даже пришествие иудейского мессии не сможет помочь умершим, т.к. иудаизм отрицает воскресение мертвых. Чем-то это похоже на марксизм: чтобы отдаленные потомки могли удовлетворять любые свои прихоти без всякого труда (это и означает лозунг «каждому по потребностям, от каждого по способностям»), другим надо голодать, умирать и жить в нищете без всякой надежды попасть в коммунистический рай.

Судьба человека в исламе несколько иная: у мусульман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места женщинам, разве что предельно благочестивым женам, которые будут продолжать прислуживать своему господину и на небе. Но они вряд ли будут первыми в ряду 70 прекрасных гурий, которыми будет обеспечен каждый достигший неба последователь Аллаха. Это – общая судьба мусульман (следует оговориться: мусульман, в чьих жилах течет арабская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная складывается иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Которого совершается ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может творить все, что захочет: его желания и воля не ограничены никакими рамками, никакими законами, ни какими клятвами или обещаниями. И потому судьба человека в исламе – в абсолютной зависимости от воли Аллаха. А воля Аллаха не зависит ни от греховности человека, ни от его добродетели. Захочет Аллах – и человек будет благоденствовать, даже если он страшный грешник. Захочет – и будет нищим скитальцем, даже если он предельно добродетельный. Предугадать невозможно, что же именно надо сделать, чтобы попасть в обещанный рай. Согласно исламу все, что бы ни происходило с человеком, есть воля Аллаха. Объяснить ее невозможно, изменить – тоже. Остается только покорно терпеть ее. В каком-то смысле покорность воле Аллаха похожа на покорность неотвратимому року в греческом язычестве.

Если вспоминать восточные религии, то судьба человека там совсем печальная. Так как мира как такового не существует, он лишь майя – наваждение, то и личность отдельного человека – лишь временная категория. Более того – это зло. Восточное благо – это безличное единое целое, не имеющее сознания, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый человек несет свою карму, т.е. отвечает за поступки и действия того, о ком он даже не помнит – своего якобы прошлого воплощения. Поэтому судьба человека на востоке также плачевна: земные радости могут обернуться будущими страданиями, а нынешние страдания не гарантируют благое существование после смерти, т.к. неизвестно, сколько именно надо страдать, чтобы исполнить карму, величина которой заведомо неизвестна. И конечная цель жизни – достичь нирваны, т.е. полного растворения в Будде. Это уничтожение личности православный философ Вышеславцев называет страшными, но точными словами: духовное самоубийство.

Само понятие «судьба» не укоренено в православном богословии. Жизнь человека не предопределена — Господь не ограничивает воли личности, которая сама выбирает направления своего жизненного пути.
Патриарх Алексий II

Обратите внимание, как Господь ведёт Себя по отношению к Иуде. За его добродетели (они у него были) берет его в число 12 апостолов (чтобы он не позавидовал); зная о его воровстве, не разоблачает его, чтобы не оттолкнуть, а покрывает любовью; зная о его предательстве, прикровенно, не укоряя, предупреждает его, говорит о страшном наказании за этот грех. Господь делает все, чтобы не подтолкнуть его ко греху, а остановить любовью.
Не так Он ведет себя с Петром: его он и сатаной называет, и резко обличает перед другими, зная, что он покается в грехе. Так Господь, предвидя будущее, делает ВСЕ, чтобы спасти, а не погубить.
Каждого человека Он призывает к бытию в самое лучшее для этого человека время, устраивает его жизнь, посылает нужных людей, радости или скорби, болезни или выздоровление.
Конечно, это мое утверждение можно принять только на веру. Если войти в область зла или хотя бы встать на границу добра со злом, то с этих точек все будет видеться иначе. Невозможно до Страшного Суда понять переплетение судеб, причины поступков, сроки жизни и прочие тайны, связанные с промыслом Божиим. Делая ВСЕ для нашего спасения, Господь оставляет место для нашего свободного изволения. Мы можем принять или не принять это ВСЕ (не на словах, а на деле).
Я тоже долго мучился всеми этими вопросами. Никак ничего не мог понять, а потом доверился Богу и успокоился. Я больше, слава Богу, не подозреваю Его ни в чем, а верю в Совершенную, Абсолютную Любовь к каждому человеку и даже ко мне, грешному! И так радостно и светло на душе, когда помышляешь об этом. Если с этой верой смотреть на то или другое событие, на ту или иную человеческую судьбу, то ничего не смущает, а многое (хотя и не все, конечно) делается вполне понятным.
С любовью о Христе,
протоиерей Аркадий Шатов

Смотри вперед – с надеждой, назад – с благодарением, наверх – с молитвой, вниз – с покаянием, внутрь – со вниманием! А вокруг – с любовью!
игумен Тихон (Борисов)

Тёмное слово «судьба» лучше нам будет заменить ясным и определенным выражением — провидение Божие.
Владимир Соловьёв

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Есть ли у человека судьба?

Вопрос: Правда ли, что у каждого человека своя судьба?

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖИЗНЬ

Часто возникают жизненные ситуации, когда решение нужно принять срочно. Как узнать волю Божию?

Часто возникают жизненные ситуации, когда решение нужно принять срочно. Как узнать волю Божию?

Воля Божия заключается в Евангельских заповедях. Для того, чтобы в тот момент, когда у нас есть считанные секунды на размышление, принять правильное решение, нужно хорошо знать Евангелие, а отдельные места даже знать наизусть. Для мысли достаточно одного мгновения, чтобы обратиться к Богу с молитвой или к Священному Писанию и почерпнуть из этого источника точный ответ на возникшую проблему. Кроме этого требуется опыт. К искушениям нужно готовиться заранее, чтобы нам не оказываться в такой ловушке, когда мы не можем быстро принять решение. Когда у нас спокойное состояние ума и сердца, мы должны заблаговременно попытаться угадать ту ситуацию, которая может возникнуть. Допустим, человек идёт на встречу с кем-то, где возможны искушения. Может быть, придется лукавить. Значит ты должен подумать: «Если мне поставят вопрос ребром, то как мне отвечать: сказать, как всё было или скрыть правду?; принять какое-нибудь соблазнительное предложение или его отвергнуть?» Здесь нужно размышлять, анализировать, и, самое главное, опираться на традицию и опыт, Священное Писание и те духовные наставления, которые есть у отцов. А для этого требуется опыт. В трудных ситуациях иногда советуют краткую молитву к Богу, и то первое чувство, которое приходит в сердце, иногда и есть ответ, как поступать. Но если у нас о чём-то спрашивают, и мы не знаем, как правильно поступить — лучше попросить отсрочку и ответить позже.

В жизни каждого случаются печальные события, горести, неприятные встречи. Как научиться реагировать на скорби по-христиански?

В жизни каждого случаются печальные события, горести, неприятные встречи. Как научиться реагировать на скорби по-христиански?

Понять эту истину получится не сразу. Иногда какое-то обстоятельство мы правильно воспринимаем спустя десять, двадцать, может быть тридцать лет. Но первое условие, которое нужно выполнять — это благодарность Богу. Что бы с нами горестного не происходило: предательства, расставания, потери, смерть и болезнь наших близких людей, личные неприятности, но первое чувство, которое должно нас посещать в таких сложных обстоятельствах — это благодарность Богу. «Слава Богу, за всё!» Если человек будет упражняться в этой благодарности, то в самое ближайшее время он узнает причину, почему это с ним произошло. Если не узнает в ближайшее время, то Господь откроет позже. Но это обязательно будет человеком понято.

Существует ли понятие судьбы в христианстве?

Существует ли понятие судьбы в христианстве?

В христианской жизни есть понятие судьбы Божией. Оно более глубокое, потому что указывает на присутствие Бога в человеческой жизни. Мы веруем, что всем миром, человеческими обществами и отдельной жизнью каждого управляет промысл Божий. Это то Божественное водительство, которое простирается над людьми. Промысл Божий сугубо присутствует в жизни православного христианина. Каждый член Церкви ощущает какую-то особую близость Божию к себе, но, при этом, Божественный промысл также простирается и над остальными людьми. Богу особенно дорог тот человек, который живет по Его заповедям, является членом Его Церкви, молится, изучает Евангелие, приступает к святым Таинствам. Такой человек старается раскрыть все те духовные дарования, которые Господь ему даёт. Поэтому будет правильно говорить о тех судьбах Божиих, которые ведут одного человека и всех людей в земной жизни к высшим целям, к духовному совершенству, к спасению души. А судьба — это очень поверхностное понятие, которое присутствует в мировоззрении всех людей, но нам очень важно говорить о мировоззрении религиозном — христианском.

Как для человека выбирается его жизненный путь?

Как для человека выбирается его жизненный путь? Почему один человек рождается бедняком, другой богатым, третий — здоровым или немощным, кого-то Бог вразумляет, а кто-то так и остаётся во тьме?

— Некогда подобный вопрос волновал преподобного Антония Великого, почему один живет всю жизнь здоровым, другой постоянно болеет; одному человеку Господь дал и разум, и богатство, и власть, а у четвертого постоянные скорби и бедность?… -И Господь ответил ему: «Антоний, внимай себе, судьбы Божии для человека непостижимы». Вот, наверно, главный ответ на этот вопрос. Почему все люди разные, мы не знаем ,это есть пути Божии. Но присутствие в этом мире людей разного социального положения, здоровья, образования, достатка говорит о том, что в этом сокрыт какой-то замысел Божий. Почему у нас в обществе такое сильное разделение: богатых — бедных, больных -здоровых, слабых — сильных. мужчин и женщин? Это существует для того, чтобы сильный помогал слабому, здоровый больному, богатый бедному, и так далее…Вот в этом служении ближним заключается начаток самого главного христианского качества -любви. Мы можем с ужасом представить общество, где нет больных, слабых, несчастных, где все пышут здоровьем, богаты, красивы. Это общество эгоистов, которое на 100% будет обречено на самоуничтожение. Там, где оскудевает любовь, где отсутствуют понятия служения и жертвенности — там разрушаются все жизнеутверждающие силы человеческого общества. Поэтому мы должны эту проблему понимать в её сути, доискиваться до первопричины. Главное — это знать, что нам делать в такой ситуации. Если ты видишь с собой рядом человека, которому нужна помощь, потому что он слаб, беззащитен, беден, болен, то, значит, ты должен ему послужить. Через понимание этой добродетели служения мы, в конце концов, дойдём и до первопричины, почему Господь всех нас создал такими разными. Наверное, упорно искать ответ на этот вопрос всё же неправильно, потому что он сокрыт от нас, и только Господь знает ответ на него.

Внезапная смерть — случайность или милость Божия?

Когда внезапная случайность лишает жизни человека, является ли это действительно случайностью или это закономерная цепочка обстоятельств, вытекающая в результате небрежного отношения к жизни, исчерпывающая всю милость Божию и приводящая к такому исходу?

— Тайна смерти нами не может быть познана абсолютно. Смерть есть окончание нашего пребывания в этом мире и выход души из тела для получения от Бога оценки за прожитую жизнь, то есть то, что называется судом Божиим. Поэтому, если мы посмотрим на смерть человека через христианское учение, то сделаем два вывода: жизнь окончилась либо потому, что человек созрел и подготовился для вечной жизни, для царствия Божия, подобно спелому плоду; второй вариант, человек — это бесплодная смоковница, который живёт на земле и не приносит никаких плодов, поэтому Господь пресекает эту жизнь, чтобы не стало больше зла в этом мире. Наверное, в смерти есть еще и иные причины, например, самоубийство, когда человек сам решается на этот страшный шаг и непростительный грех. Он отвергает дар жизни, который дан ему Богом и сам подписывается в своем окончательном решении, что ему вечная жизнь не нужна. В основе самоубийства лежит, конечно, отчаянье, гордость и потеря веры в милосердие Божие. Жизнь есть самый великий дар, который нужно всячески беречь и хранить. В нашей жизни сейчас наблюдается и такое странное явление, как экстремальные формы поведения, когда человек идёт на сознательный риск со своей жизнью. Мы знаем, что многие люди в безумии увлекаются этими занятиями: прыгают со всяких высот, ныряют в тёмные глубокие колодцы, перебегают перед поездами и так далее. Если рискуя жизнью, человек умирает, наверное, это не самоубийство. Но очевидно, что человек безумно и безответственно отнёсся к великому дару жизни и по своей вине её пресёк. Конечно, нужно исключить из этих случаев те, когда кто-то, спасая жизнь другому человеку, сам погибает в огне или тонет, попадает под колеса автомобиля или поезда. Здесь исполняется Евангельская заповедь о положении своей души за ближнего. Это высшая форма христианской любви. В целом, нужно сказать, что к жизни нужно относиться очень бережно и ответственно. Она дана, как короткий отрезок времени, чтобы человек подготовился к жизни вечной, и чтобы достойно предстал на Суде Божием. Представим себе десятилетний период школьного обучения. Понятно, что за два года школу не окончить, а за десять лет — это оптимальный срок. Поэтому, когда человек обрывает свою жизнь раньше, то он не выполняет той задачи, которую Господь перед ним поставил. Он уходит в вечность неподготовленным. Нельзя сказать, что человек погиб для вечной жизни, но за него требуется сугубая молитва. Поэтому, придя в Церковь и став христианами, мы должны всячески беречь свою жизнь, но не превращаться при этом в эгоистов и лентяев, которые из-за самолюбия только и берегут свою жизнь для собственного комфорта. Важно тратить жизненные силы на самое главное. Ни на развлечение, ни на отдых, ни на риск, а на то, что принесёт человеку пользу и в этой жизни, и в будущей.

Предопределена ли судьба человека?

Когда рождается ребёнок, предоопределена ли вся его жизнь и знает ли Бог, как она сложится?

-Можно сказать и да, и нет. С одной стороны Бог как всеведущий и премудрый знает абсолютно всё — и то, что было, и то, что есть, и то, что будет. Для Бога нет прошлого, нет будущего, для Него все только настоящее. Поэтому, когда рождается ребенок — это тайна, в которой проявляется любовь Божия. Это единственная причина, по которой на свет появляется новый человек. В этом рождении Господь явил свою милость к нему. Господь даёт нам не просто временную жизнь, Он хочет, чтобы человек достиг жизни вечной и к этому направляет многие внешние обстоятельства. Для достижения этой цели человек наделён разумом, совестью, религиозным чувством. Со стороны Бога сделано абсолютно все, чтобы человек этой вечной жизни сподобился. Но создавая человека, Господь дал ему свободу. Свобода есть качество Божественное. В Боге свобода абсолютная, ничем не связанная. А в людях и в каждом человеке эта свобода относительная, в том смысле, что человек может свободно избирать то, что ему Бог позволяет. Наша свобода, главным образом, простирается над выбором: между добром и злом, правдой и ложью, грехом и добродетелью .Иногда возникают вопросы-ловушки, которые относятся к религиозной жизни. Например, может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять? Любой ответ будет указывать на несовершенство Божественной природы. Но вообще-то такой камень есть — это человек, который наделён свободой. Поэтому окончательная участь зависит от нашего выбора. Повторим, Господь всё устраивает для нашего спасения, но если человек свою свободу не направит к этой цели, то достигнуть вечной жизни он не может. Вечная жизнь — это плод свободной воли. В Евангелие Господь никогда не заставляет и никому не приказывает. Он только призывает, если хочешь быть совершенным — продай имение, раздай нищим и следуй за Мной, если хочешь быть Моим учеником — отвергни себя, возьми свой крест и следуй за Мной. Не хочешь — таковым не будь. Для Бога известно всё, а для человека всё остаётся в неизвестности, потому что свободная воля, повреждённая грехом, постоянно меняется, и колеблется. Наша христианская жизнь должна сводиться к тому, чтобы мы правильно живя в Церкви, эту свободу укрепляли только в движении в сторону добра, чтобы жили по заповедям Евангельским и в подражании тем качествам, которые есть у Бога. Тогда мы действительно достигнем вечной жизни и спасения. В отличие от протестантского учения, православие не знает понятия абсолютного предопределения. Мы говорим, что в последний момент жизни, если человек обратится к Богу, и принесёт покаяние, то может быть прощён, даже, если всю жизнь жил в грехе. У протестантов теория другая, если ты предопределён ко спасению, как бы ты не жил — ты спасёшься, если тебе суждено погибнуть — никакие добродетели и духовные подвиги тебя спасти не могут, ты всё равно погибнешь. Православие идет самым правильным, среднем, царским путём и показывает участие и Бога и человека в общем деле спасения.

Наша жизнь состоит из закономерных событий или случайностей?

Наша жизнь состоит из закономерных событий или случайностей?

— Понятия случая, неизбежности, может быть, рока рождаются как результаты и плоды нерелигиозной жизни. Если для человека Бога в его жизни не существует, то всем правит его величество случай. Чтобы опровергнуть эту теорию, нужно начать жизнь более внимательную. Каждый из нас, кто начинал свой духовный путь, буквально сразу ощущал, что Бог совсем близко. Всё, что в нашей жизни происходит, случается от Его присутствия и по Его благословению или попущению. Поэтому случайностей никаких нет. Обстоятельства нашей жизни устраиваются Богом для того, что бы мы правильно их восприняли — сделали нужные выводы и правильные шаги. Человек, который оторван от Таинств, молитвы, духа покаяния, Священного Писания, буквально погружён во тьму и дезориентирован. Поэтому он совершает такие шаги, которые вокруг него собирают одни сплошные проблемы. Человек думает, что все встречи, обстоятельства возникают как бы из ничего — никакой закономерности здесь нет. На самом деле, всё очень глубоко закономерно. Но для того, чтобы эту закономерность увидеть, ещё раз повторюсь, нужна внимательная жизнь и особая чуткость ума и сердца, для того, чтобы видеть взаимосвязь между событиями нашей жизни и проявлением Божественного промысла над нами.

Читайте также:  Как правильно выбирать очки для зрения

Получается, что каждая встреча в нашей жизни есть промысел Божий и имеет какое-то значение для нас, или всё-таки это случайные, ничего незначащие встречи?

— Вот здесь нужно разделить всех людей. Те, кто ещё не вошел в ограду Церкви – они не могут увидеть духовную составляющую этих обстоятельств нашей жизни. Православный человек, который относится серьёзно к своей жизни, наоборот, пытается в каждом случае увидеть действие промысла Божия. И это не случайно. Действительно, Господь нас воспитывает, а для того, чтобы нас чему-то очень важному научить, нужна практика и уроки. Такие уроки Он часто устраивает через людей. Эти уроки необязательно доставляют нам радость и приятность, вовсе нет. Часто бывают неприятные столкновения, в которых нас могут и обидеть, и чего-то лишить, и оклеветать. Но если посмотреть на всё это через Евангелие мы, безусловно, увидим здесь для себя духовную пользу и убедимся, что Бог в очередной раз явил над нами Свою любовь и Свой промысел. Повторим, что Он нас воспитывает, мы Ему не чуждые дети, и Он всех нас любит. Для того, чтобы стать христианином, нужна постоянная тренировка. Эти упражнения многократно в течение дня Бог нам преподает, чтобы мы научились правильной христианской жизни. Поэтому никаких случайностей у нас в жизни нет.

Что такое человеческий страх перед трудностями?

Что такое человеческий страх перед трудностями?

— Страх перед трудностями есть признак маловерия. Многие люди, которые приобретают веру, скоро этот страх теряют. Они успокаиваются в своей душе, потому что, узнав Бога, оперевшись на Него, буквально взявшись за Него, человек, понимает, что ему нечего бояться. Бог правит всем миром — и духовным, и земным, и ангельскими силами, и падшими духами; во власти Божией всё добро и зло, которое на земле. Зло имеет на человека только такое воздействие, какое будет попущено Богом. Поэтому, если я стараюсь познавать Бога и жить по Его заповедям, то я начинаю твёрдо верить в то, что Бог попустит злу в таком объёме на меня воздействовать, сколько я могу выдержать. Никакого страха у христианина быть не может перед внешними обстоятельствами жизни. У христианина может быть страх только перед двумя вещами: во-первых, перед грехом, а во-вторых, страх перед Богом. Страх Божий — это состояние нашей души, без которого нет христианства. От страха Божия мы должны по Его благодати перерасти в состояние любви к Нему. Страх Божий и любовь Божия — вот те точки отсчёта, в которых заключено всё христианство. Поэтому, если человек подвержен животному страху — это означает, что он оторван от Церкви и от Бога. Страх — это состояние падших духов, которые пребывают в вечном страхе грядущего суда и вечных мучений. Если человек не пытается жить по- христиански, если он не стремится стяжать благодать Божию в своём сердце, то естественно, что в его душу приходят злые силы. Вот эти падшие демоны, придя к человеку — не материально, а духовно, и наполняют его жизнь, ум и сердце этими страхами, сомнениями, верой в приметы, всевозможные там какие-то случаи, судьбу и т.д. Такой человек как какой-то листик, который качается от малейшего дуновения ветра. А христианин — это тот, кто встал на твёрдый фундамент, твёрдый камень, который есть Христос. Повторим, что плод правильного воцерковления и веры в Христа — это спокойствие внутреннее, ненарушимый мир ума, сердца и воли.

О характере человека

С точки зрения христианской религии какова природа человеческого характера? Каково происхождение, содержание и приобретение разных черт характера у человека?

Характер есть абсолютно у всех – и у грешников, и у праведников. Даже великие святые сохранял многие наклонности своего характера. Серди них были люди очень принципиальные, твёрдые, властные. Естественно, за этой внешней строгостью всегда скрывалось доброе сердце.

Яркий пример – свт. Лука Войно-Ясенецкий. Профессор медицины, хирург-учёный с мировым именем, епископ-исповедник христианской веры. Приходилось от людей, знавших владыку Луку, слышать о твёрдости его характера и строгости нравов. Отличался строгостью и свт. Филарет, митрополит Московский. Преп. Серафим рассказывал о поваре саровской обители, который постоянно побеждался раздражительностью и горько жалел об этом. Что и говорить – от характера не уйдёшь.

Поэтому характер отрицать ни в коем случае не следует. Приобретая, с Божией помощью, худые евангельские добродетели, мы все равно замечаем, что многие наши наклонности и привычки остаются. Наверное, мы с ними и умрём.

Но всё же, благодать Божия влияет на всего человека, и в том числе на его характер. Поэтому нельзя уходить всегда в другую крайность и заниматься самооправданием. Например, человек не может стать спокойным, мирным, дружелюбным, и потому говорит: «С детства я раздражительный!», «Я родился с таким вспыльчивым характером!» Это совсем не так! Ты многое можешь, но этого не хочешь! Господь даёт нам столько возможностей исправиться, предоставляет для этого разные средства, такие, как: молитва, пост, таинства, Св. Писание, лишь бы пробудить наше желание находить даже для своего несносного характера возможность меняться, сделаться лучше. Есть другие примеры, когда приходили в Церковь злодеи, настоящие волки, а, с помощью благодати Божией, перерождались в кротких агнцев.

Изучай духовные книги, и там ищи примеры для подражания. Житийная литература настолько многообразна, что каждый может найти в ней пищу для своих духовных проблем. Поэтому, имея то или иное дурное свойство характера, нужно всё время стремиться изменяться в лучшую сторону.

У многих из нас есть наследственные черты, которые несовместимы с христианством. Это и раздражительность, и осуждение, и многословие, и смешливость, и враньё. Эти привычки, перешедшие в навык, мы перенимаем, главным образом, из нехристианского воспитания. Конечно, мы на себе несём тяжёлое наследственное бремя. Это тоже отрицать нельзя, – но, повторю, – с помощью Божией можно многое изменить. Бог учитывает эту особенность нашего состояния. При этом есть люди от природы добрые, ласковые, внимательные, немногословные, трудолюбивые. Стали они такими, наверное, благодаря родителям, проживая нелёгкую, трудовую жизнь. Если такие плоды до прихода в Церковь, то, можно себе представить, сколько благодать Божия может дать им возможностей измениться к лучшему, если они правильно усвоят христианство! Потому что одно дело – человеческая доброта, другое дело – христианское смирение. Уровень и высота этих качеств – несопоставимы!

Господь всегда хочет развить в человеке лучшее, что в нём есть. Мы не можем отрицать то, что нам передаётся через воспитание, наследственность, общение с людьми. Нужно стараться впитывать в себя самое лучшее, а Церковь всё лучшее освящает. Поэтому характер, как и прочие силы души человеческой, формируется в течение всей жизни. Чтобы измениться, требуется время. Если человек много лет не обуздывал свой язык, постоянно разговаривал, смеялся, празднословил, осуждал, то, естественно, что за месяц он не исправится. На это ему нужны многие годы. Поэтому нужно умолять Бога, чтобы Он дал это время для исправления.

Если Бог будет видеть с нашей стороны труд, то обязательно продлит дни нашей жизни. А если человек, имея дурные наклонности, при этом ещё и не обращается к христианству и Церкви, то, естественно, по действию греховной повреждённости, эти худшие стороны будут ещё больше у него развиваться. Вот почему мы видим, в каких лютых зверей превращаются те, кто не старается исправить свою жизнь. Неуврачёванные страсти делают человека через действие падших духов демоноподобным.

Есть простое, но мудрое правило: делай то, что не хочется, а что очень хочется – от этого воздержись. Все время должен быть труд принуждения, чтобы не следовать своим плотским желаниям: полежать, поспать, посмотреть телевизор, с кем-то поговорить. Плоть всё время тянет человека вниз, а дух требует другого, возвышенного. Когда мы себя пересиливаем и заставляем делать христианские поступки, то даём для духа пищу, его насыщаем, и через это укрепляем его. За смирение мы получаем благодать Божию, – то, что услаждает наше сердце, и, действительно, делает нашу жизнь подлинно счастливой. К этому нужно всем стремиться: переквашивать, пересаливать свой характер через труд над собой и ту благодатную помощь, которая всегда рядом с человеком. Будем всегда взывать: «Господи, приди и вселися в нас! И очисти нас от всякой скверны!»

О скорбях

На литургии мы молимся: «Избави нас от всякия скорби, гнева и нужды» и в то же время через скорби, болезни и неприятности мы спасаемся и получаем помощь. Как сопоставить это?

Скорби нас посещают по разным причинам. Во-первых, за наши грехи. Что такое скорбь? Скорбь это есть какое-то тяжёлое состояние нашей души. А за что эта тяжесть приходит к человеку? За совершенный грех, после которого благодать нас оставляет. Вот первая причина. Христианство говорит: «Человек, стремись стяжать благодать Божию!» С какой целью? Чтобы беречься от греха. Когда в сердце благодать – на душе очень сладостно, мирно, тихо, хорошо. А когда человек постоянно осуждает других, много смеется, объедается, развлекается, одним словом, нарушает Евангельские заповеди, то благодать уходит. Если вечером потушить в комнате свет, то станет темно, плохо, ничего не видно. То же самое в душе от греха – гаснет в ней благодатный свет, наступает время духовной темноты. Если Господь – это солнце, то диавол – это мрак и тьма. За совершённый грех, который сделан добровольно, дается нечистой силе право приступать и мучить человека. Скорбь от грехов – это есть соприкосновение души человека с демонами. Падшие духи передают людям свои состояния: уныния, тоски, озлобления, раздражительности, клеветы, зависти и так далее.

Конечно, Господь нас не оставляет. Он не дает полное право бесам завладеть нашим сердцем. Но признаки демонского влияния нужно чувствовать и вовремя обращаться к Богу за помощью.

Есть и другая причина скорбей. Скорби – это общий удел для всех нас. «Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь», (Пс. 33, 21). Желающим наследовать вечную жизнь апостол Павел говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14, 22). Все эти многие скорби означают крест, который на нас возлагается Богом. Крест – это есть совокупность горестей, обид, потерь, предательств, непонимания, одиночества, бедности, болезней. Всё это есть скорби. По учению св. отцов на земле мы живём в изгнании, в ссылке. Наше Отечество не здесь, а на небе. Господь скорбями специально отрывает нас от привязанностей к этой жизни. Люди, живущие без веры в Бога, особенно несчастные. И богатые, и красивые, и здоровые – все страдают и плачут. Земная жизнь – это одна общая больница, здесь всем плохо и тяжело.

Но если простой человек страдает без всякого утешения и понимания происходящего, то в жизни христианина всё по-другому. Мы твердо веруем, Бог знает меру наших возможностей, и никому не попустит искушения выше сил. (см. 1 Кор. 10, 13). Неверующие люди скорбят одни, а верующие – вместе со Христом. Бог – это опора всей нашей жизни, главный источник наших жизненных сил. Во Христе мы начинаем понимать смысл скорбей и тайну Креста. Это единственный путь к Царству Небесному и вечной жизни, и иного пути туда нет.

Очень важно нести именно свой крест, тот, который возложен на тебя промыслом Божиим. Часто человек от своего неразумия умножает свои скорби, поэтому на Бога роптать не нужно, виноваты мы сами.

Для примера возьмём семейную жизнь. Человек серьёзно отнесся к вступлению в брак и к созданию семьи. Молился, жил как положено. Будут скорби? – Обязательно. Но причина данных скорбей – в общей участи всех людей, которые создают семьи. Всех таких людей жалел св. Ап. Павел (см. 1 Кор. 7, 28).

А представим себе, что человек никого не слушает: ни родителей, ни священников, ни свою совесть. Живёт нарушая все нравственные законы и при этом хочет создать семью. Естественно, что через год такой брак развалится. В наше время это очень распространено. А если люди всё-таки как-то ужились и не развелись просто потому, что негде жить, только на вокзале или на чердаке, то начинается не жизнь, а сплошной ад. Как будто ставится цель: друг друга мучить. Каждый день по много раз. Вот пример, когда человек устроил свою жизнь абсолютно несносной, потому что сам создал эти скорби. Никого не послушался, нарушил жизненно важные законы, стал жертвой обмана диавола. Как говорится, что посеял, то и выросло. Сделала девушка аборт в 16 лет, а когда вышла замуж – оказалась неспособной иметь детей. Никакое лечение не поможет. Всю жизнь придётся расплачиваться бесплодием и одиночеством за совершённое детоубийство. Человек сам утяжелил свой крест.

Многие родители своим детям говорят: «Учись, больше читай, делай уроки, поступай в институт». Обычный ответ: «Да я лучше погуляю с ребятами на улице, потом кино посмотрю, пивка попью, вечером в кафе с девчонками сбегаю». Время прошло – и кому ты, голубчик, нужен? Только в ларьке торговать или охранником работать. Ни хорошей работы, ни зарплаты, ни профессионального роста. Опять, почему? Потому что человек к общим скорбям, которые для всех, ещё добавил свои. Сколько людей проматывают наследство, здоровье, доброе имя. Всё как в притче о блудном сыне – не захотел сын жить в отцовском доме, получил свою часть имения и всё пропил и прогулял с блудницами, после чего стал свинопасом и сам питался из свиного корыта. Точная картина нашей жизни.

Какой сделаем вывод? Скорби скорбям рознь. Если скорби от Бога – они сносные и терпимые, это скорби для нас самые лёгкие. Даются они Богом, чтобы оторвать человека от привязанности к этой временной жизни, её соблазнам и удовольствиям. Такими скорбями Бог стучится в наше сердце, пробуждая его от греховного сна.

А если человек произвольно грешит и не хочет исправлять свою жизнь, то посылаются скорби сугубые, в виде тяжёлых потрясений, страшных болезней, иногда крушения всей человеческой жизни.

Правда Божия и правда человеческая

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Нагорная проповедь Евангелие от Матфея 5 глава) Правильно ли желать правды ибо часто мы не знаем всей правды и истины в житейских ситуациях?

Очень важно, чтобы в своей жизни мы искали бы правду Божию. Во многих текстах, евангельских, библейских, Господь говорит, что Его пути — это не пути человеческие, правда Божия — это не правда человеческая, воля Господа отличается от нашей. Христианство начинается тогда, когда весь уклад жизни мы пытаемся подчинить воли Божьей, стараемся жить так как этого хочет Господь. Для того чтобы так жить человек должен прилагать духовный труд, уметь чувствовать Бога в своей жизни иметь душевную чуткость и некую внутреннюю интуицию. Для этого нужно напрягать свое сердце. Господь хочет, чтобы мы занимались этим делом, для него очень важно, что человек – это свободная личность, а не запрограммированный автомат, или исполнитель инструкций. Христианин тот, кто добровольно и по любви делает то что хочет Бог. Поэтому давая эту заповедь об искании правды Божией, Господь хотел чтобы мы к этому труду обратились. Многих людей волнует повседневная жизнь, отношения с родственниками, житейские проблемы. Где там правда Божия? Есть ли она там или нет? Когда взаимодействуют люди между собой, то у каждого человека своя правда. Так как все люди грешные, то и правда такая же грешная, она далека от истины. Во многих ситуациях человек даже не задумается над тем как бы ему поступить по Евангелию. У большинства людей цель очень простая: в споре настоять на своем, если что-то плохо лежит, значит это нужно побыстрее взять, когда меня обидели, то и я имею право сказать другому обидное слово. Нужно понимать, что христианство должно распространяться на всю нашу жизнь, в том числе и на ее бытовую сторону. В любой ситуации мы можем почувствовать, что от нас хочет Господь. Например, вечером, после ужина на кухне горы грязной посуды. Кому мыть? Один говорит: «Я вчера мыл.» Другой: «А я сегодня утром… или – Почему я должен все время мыть?» Вот и пошло и поехало, слово за слово, обида, ссора, скандал. А христианин — это тот, кто должен первым вставать и помогать ближнему, смысл христианства в служении. Лукавый говорит: «Тебе на шею сядут, будут тобой все время пользоваться.» А ты ему отвечай: «Я для этого и живу!» Нам Господь сказал, что Он пришел в этот мир чтоб не Ему служили, а чтобы самому послужить людям и отдать за них душу. Бог приходил в мир, чтобы принять образ слуги, как говорят, мальчика на побегушках. Он готов исполнять любое человеческое желание, которое полезно человеку. Об этом даже страшно подумать: Бог как слуга, служит человеку. Кто мы и кто Бог? Образ и пример Божественного служения дан для научения, чтобы всякий знал, что он в этом мире слуга и раб по отношению к другим людям, не только к домашним, любимым, но и к чужим, к врагам. Наше место служебное и важно чтобы форма служения была христианской. Ты должен так мыть посуду, чтобы это доставляло людям удовольствие и радость. Другой так помоет, что его больше об этом никогда не попросят. Одним словом, чтобы быть христианином нужно очень сильно себя смирить. Смирить себя можно в том случае, когда мы будем знать для чего это нужно делать. Если ты проявляешь христианские качества, значит Евангелие проникло в тебя уже глубже, ибо ты пытаешься принести Богу духовный плод, который созрел в твоем сердце и уме. Это очень важно для Бога. Известные выражения, что в споре рождается истина, что мы должны кому-то что-то доказать, кого-то переспорить… это все плотское мудрование. Истина однажды родилась в Вифлееме и ни в каких спорах она больше не рождается. В Писании сказано, что спорливость, ссоры, конфликты — все это показывает что никто еще не научился жить по христиански и духа Христова не приобщился. Всем нужно здесь очень много и серьезно трудиться. Внешнее христианство нами более или менее усвоено — посты, посещение храма, участие в таинствах… все замечательно, но надо идти дальше и показывать жизнь, которая будет светом, для тех кто находится еще во тьме неверия и греха. Поэтому любая возникает сложная ситуация, дома на кухне, в автобусе, или магазине, на работе или в очереди… всегда спрашивайте себя: «Как мне правильно поступить по христиански, и чего в данном случае от меня хочет Христос? Для Бога мелочей нет, Ему все важно, потому что верный в малом, верен во многом. Научимся быть христианами в этих казалось бы не серьезных ситуациях, и у нас с вами окрепнет вера и появится духовное рассуждение. Нужен труд чтобы от каждого случая что-то приобретать для христианской жизни, поэтому терпи, служи, прощай и найдешь правду Божию.

Источники:
  • http://foma.ru/est-li-sudba-i-kak-ee-izmenit.html
  • http://otvet.mail.ru/question/25962409
  • http://www.101e.ru/sudba_v_pravoslavii/
  • http://megapoisk.com/vera-v-sudbu-i-rokovye-oshibki-pravoslavnoe-ponimanie
  • http://www.stranamam.ru/post/1378736/
  • http://azbyka.ru/sudba
  • http://elitsy.ru/communities/31338/57259/
  • http://www.ambon.ru/?page_id=1456