Меню Рубрики

Справедливость с правовой точки зрения это

Бидова Бэла Бертовна
доктор юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО
«Чеченский государственный университет»

О значении справедливости в политико-правовом плане свидетельствует факт признания и законодательного закрепления ее в качестве принципа деятельности российского государства и его правоприменительных органов. С этих же позиций справедливость рассматривается как своеобразная юридическая гаран­тия построения правового государства в нашей стране. Несмотря на повышен­ное внимание к проблеме справедливости, некоторые аспекты общего понятия справедливости, понятия юридической справедливости, а также вопросов спра­ведливости правоприменительного акта остаются недостаточно разработанны­ми и неоднозначно трактуемыми в научной литературе.

Российское законодательство, придавая огромное значение справедливости как политико-правовому принципу, не раскрывает содержание этого понятия. Термин справедливость используется законодателем, но не определяется. Тер­мин юридическая справедливость в законодательстве отсутствует, а в юридиче­ской науке, в частности в науке гражданского процесса, о возможности его ис­пользования высказывались отдельные авторы. Это позволяет правопримени­телю прибегать в процессе вынесения правоприменительного акта к различ­ным способам толкования справедливости как принципа и самого понятия справедливости. С другой стороны, это может приводить и часто приводит на практике к вынесению несправедливых правоприменительных актов. Этот уп­рек сегодня может быть адресован всем правоприменительным органам, и в первую очередь судебным, поскольку им принадлежит право осуществлять правосудие, т.е. выносить не только законные, но и справедливые правоприме­нительные акты. [1,с.35]

Проблемы справедливости, возможности ее достижения в обществе всегда вызывали пристальный интерес ученых. В последнее время достаточно часто юристы стали говорить о справедливости в праве. В связи с этим возникает насущная необходимость определить, в чем же сущность справедливости, о которой так часто стал упоминать законодатель в нормативных актах, как она должна трактоваться правоприменительными органами при вынесении правоприменительного акта.

Проследив историю формирования представлений о справедливости, можно считать, что справедливость зарождалась у человечества как чувство, которое сохранялось на протяжении развития общества, приобретало рациональный характер, становилось идеей, идеалом и мечтой человечества, формировалось как понятие о должном, соответствующем представлении о сущности человека, его отношениях с другими и обществом.

Сложившееся в настоящее время понятие социальной справедливости, отраженное в Российском праве, несет на себе отпечаток взглядов тех мыслителей, идеи которых проанализированы в работе. Вместе с тем, проведенное исследование показало, что справедливость не может быть сведена только к удовлетворению интересов отдельных личностей, она неразрывно связана с удовлетворением интересов общества в целом и в этом смысле дает представление о социальной и юридической справедливости.

Социальная справедливость — это общественно-политическая категория, формирующаяся на базе требований политики, морали и нравственности, воплощающая принципы свободы и равенства и являющаяся нормой поведения людей и их коллективов, а также основой государственной и общественной оценки различных действий, поступков и иных социальных явлений. [2,с.149]

Развитие и совершенствование общественных отношений в нашей стране, переход от тоталитаризма к демократии, повлекли необходимость перехода к правовому государству. В рамках этой доктрины правового государства необходимо не только принятие справедливых нормативных актов, но и справедливое постановление правоприменительных актов.

Ведущим, основополагающим началом всякой правоприменительной деятельности, а особенно судебной, является принцип законности, без которого невозможна и юридическая справедливость правоприменительных актов. Законность характеризует принятое решение как по форме, так и по существу. К форме относится ее процессуальная сторона, к существу и материальная и процессуальная. Надлежащее применение материального закона есть средство реализации воли законодателя. Нарушения закона, в какой бы форме они не выражались, наносит лишь вред интересам общества. Поэтому они не могут быть оправданы никакими соображениями, в том числе и целесообразностью.

Процессуальная форма определяет единственно приемлемые и самые оптимальные пути применения средств материального закона, обеспечивает обоснованность правоприменительных актов. Несоблюдение процессуальной формы ведет к необоснованности и несправедливости правоприменительного акта.

Требование законности и обоснованности, предъявляемые к правоприменительным актам, тесно взаимосвязаны и преследуют общую цель правильное применения материального закона и разрешение дел в соответствии с ним.[1,с.34]

Представляется, что любые нарушения процессуального закона являются существенными и должны влечь за собой отмену правоприменительного акта как незаконного, а, следовательно, и — несправедливого.

Необоснованность связана с несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела в части установления и исследования самих фактических данных, их правовой сущности и правовых последствий, из них вытекающих. Представляется, что причины необоснованности правоприменительного акта, выносимого судом, более подробно урегулированы уголовно-процессуальным законодательством.

Таким образом, законность характеризует правильность правоприменительного акта и по форме и по существу, а обоснованность характеризует его только по существу. Отсюда различны и правовые последствия, наступающие при установлении факта незаконности или необоснованности правоприменительного акта. При необоснованности правоприменительного акта он всегда в обязательном порядке и независимо от времени обнаружения допущенных ошибок подлежит отмене. При незаконности акта может последовать как отмена его и новое судебное рассмотрение, так и изменение судебного правоприменительного акта непосредственно вышестоящим судом. В уголовном судопроизводстве существуют определенные ограничения, связанные с возможностью применения более строгого наказания к осужденному.

Этим обусловлена взаимосвязь и специфика законности и обоснованности актов по применению права. Незаконными путями и средствами нельзя прийти к обоснованному решению, а сама необоснованность — ненадлежащий фундамент для принятия законного решения.

Законность и обоснованность правоприменительного акта определяет и их справедливость. Все эти понятия не совпадают между собой полностью ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности, так как сохраняют определенную самостоятельность, свои специфические требования. Поэтому проблема наиболее справедливого применения норм права стоит в одном ряду с проблемой законности и обоснованности правоприменительного акта и неотделима от нее.[2,с.149]

Справедливость есть способ реализации законности и достижения практических результатов ее осуществления. Законность и обоснованность в сочетании со справедливостью дают наивысший практический эффект, наилучшие результаты. Вынося правоприменительный акт, отвечающий всем требованиям законности, обоснованности и юридической справедливости правоприменитель получает идеальный вариант правоприменительного акта, обладающего наивысшей эффективностью в выполнении основных целей, поставленных перед ним государством.

Такое понимание соотношения рассматриваемых понятий имеет практическую ценность, поскольку не ведет к отождествлению законности и справедливости и позволяет считать последнюю самостоятельной категорией, принципом существующим в границах закона, что исключает неуважительное отношение к праву и вместе с тем предостерегает против формального применения права.

Юридическая справедливость является выражением законности и обоснованности. При несправедливости акта правовые выводы не обоснованы материалами дела и не вытекают из них. В уголовном процессе прямо закреплено законом, что понимается под несправедливым приговором. В гражданском и арбитражном процессуальном законе нет аналогичного понятия, поэтому представляется целесообразным ввести в соответствующие нормативные акты понятие справедливого решения, понимая под этим правильное разрешение дела по существу, соответствующее не только требованиям законности и обоснованности, но и требованиям юридической справедливости.

Термин «справедливость» обычно употребляется в социальном смысле и представляет собой категорию более широкого порядка, чем справедливость в праве и справедливость юридическая. Вынесение справедливого правоприменительного акта, одновременно подчиненного и принципам законности и нормам морали будет способствовать дальнейшему развитию авторитета права и органов его применяющих, выработке привычки добровольного соблюдения норм права, так как учет морали придает юридическому акту нравственную опору. Поэтому необходимо закрепить специальный термин для правоприменительных актов юридическая справедливость.

Понятие юридической справедливости необходимо рассматривать в двух уровнях: на первом уровне в качестве общего юридического принципа, условия, основания и соответственно, в качестве общего критерия правоприменительного акта; на втором уровне оно проявляется в качестве упорядочивающей и конкретизирующей до персональной определенности меры справедливости правоприменительного акта.

Мировое сообщество требует, чтобы всякое государство и его правительство неуклонно соблюдало и не нарушало прав своих граждан в сфере экономики, политики и права, и тем самым утверждалась справедливость как основа всеобщего благоденствия. На это постоянно указывается в различных международных документах, призванных защитить права и свободы граждан. Поэтому проблеме справедливости в различных ее проявлениях государство должно уделять повышенное внимание с тем, чтобы добиться создания действительно демократического общества.

Вопленко Н.Н. Понятие и основные черты законности //Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция . 2006. №8. – С. 33-38.

Муромцев Г. И. О некоторых аспектах понятия законности //Вестник Российского университета дружбы народов. 1997. № 1. — С. 148 – 152.

Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым.» . Венгеров «Теория государства и права» 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000; С.39

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т.д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает, прежде всего, многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и так далее.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т.д. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера. Справедливым считается наказание, которое соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Данная реакция может выражаться в форме поощрений, вознаграждения, наказания и иных мер воздействия негативного характера. Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы.

Некоторые отечественные юристы указывают на отсутствие методики определения меры и параметров справедливости. Иначе говоря, отсутствуют такие приемы юридической техники, которые позволяли бы безошибочно фиксировать, являются ли данные юридические решения справедливыми, согласуются ли отдельные правовые нормы или акты с социальной справедливостью или нет.

Так же дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип, который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе.

Понятие и соотношение юридической и социальной справедливости

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 21.10.2015 2015-10-21

Статья просмотрена: 948 раз

Библиографическое описание:

Руденко В. Н. Понятие и соотношение юридической и социальной справедливости // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 625-627. — URL https://moluch.ru/archive/101/22748/ (дата обращения: 30.04.2019).

Понимание содержания требований справедливости и ее сущность не остаются неизменными: они изменяются и развиваются в соответствии с историческим развитием и совершенствованием общественных отношений. Смена исторических этапов развития общества, государства и права не приводило к полной замене понятия справедливости, выработанного в процессе исторического развития, современной трактовкой этого понятия. Современное понятие справедливости сохранило предшествующие представления о справедливости и дополнилось новыми.

В настоящее время, в условиях становления правового государства о справедливости говорят как об общечеловеческой ценности. Такое ценностное понимание справедливости получило всемирное признание в качестве условия современного развития и мирного сосуществования всего человеческого сообщества. В период существования социалистического государства в нашей стране преобладало гипертрофированное представление о справедливости как сугубо классовой категории, что привело к попранию важнейших элементарных общечеловеческих ценностей и интересов. Основным критерием справедливости при этом называлось отношение человека к средствам производства. Конечно, нельзя недооценивать данные отношения, но переоценка их неминуемо приводит к вопросам о классовости характера отношений.

Предметом рассмотрения в данной статье являются вопросы современного понимания юридической справедливости и ее соотношения со справедливостью социальной.

Социальная справедливость проявляется там, где оцениваются поступки и поведение людей, распределяются общественные блага и обязанности. Значительное место занимает она в сфере правосознания, однако, не отождествляется с ним, так как оценивает не только правовые, но и другие общественные явления. С одной стороны, все отношения, регулируемые правом, охватываются и нравственными нормами, но с другой стороны, сфера действия морали шире сферы действия права, нравственные представления о справедливости по своему содержанию являются более богатыми и разносторонними, чем правовые. В итоге нравственное понятие категории справедливости более емкое, чем понятие юридической справедливости. Этим определяется необходимость руководствоваться в правоприменительной деятельности не только правосознанием, требованиями юридической справедливости, но и нормами нравственности, справедливостью социальной, нашедшей отражение в праве, чтобы принятое решение имело двустороннюю поддержку правовую и моральную. Однако, здесь необходимо, также сделать оговорку. Нравственные нормы социальной справедливости могут использоваться в той лишь части, когда они не противоречат справедливости юридической. Любое другое использование нравственных норм в правоприменительной деятельности неминуемо приведет к преобладанию рациональности над законом. Основная сила норм социальной справедливости в демократическом обществе, должна быть направлена на приведение действующего законодательства, регулирующего поведение людей, в соответствие с нормами нравственности.

В рамках такой концепции представляется необходимым разработать единое понятие социальной справедливости, четко определить сущность и содержание общеправового принципа справедливости, дать понятие юридической справедливости.

Социальная справедливость является ценностной категорией, на основе которой устанавливаются юридические критерии оценки деятельности людей. Представления о справедливости как оценочной категории пользуются в обществе тогда, когда с ее позиций оценивают поступки, действия, явления.

В философской и юридической литературе неоднократно подчеркивался оценочный характер справедливости. Так, «справедливость определяется как понятие морального сознания, характеризующее меру воздействия и требований прав и благ личности или социальной общности, меру требовательности к личности, правомерность оценки экономических, политических, правовых явлений действительности и поступков людей, а также их самооценки» [1, с.64]. Социальная справедливость — это нравственный критерий для соизмерения действий субъектов, в соответствие с которым осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий [2, с.65]. «Справедливость означает принятый обществом в качестве нравственно оправданного и правильного масштаба для соизмерения действий субъекта в пользу (или во вред) общества и других лиц с ответными действиями последних» [3, с.76]. Справедливость предполагает соизмерение поведения и его оценки, деяния и воздаяния индивида, то есть соотношение между трудом и вознаграждением, заслугами и их признанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью [4, с.69].

Читайте также:  От чего могут быть проблемы со зрением

Справедливость употребляется при оценке поступков людей в двух аспектах: 1) как принцип определяющий направление деятельности и критерий оценки конкретного поведенческого акта; 2) как теоретическое условие будущего действия. Социальная справедливость в качестве морального принципа определяет деятельность всех государственных органов и общественных организаций, применяющих правовые нормы в процессе распределения между чинами общества материальных и духовных благ, а также при определении меры юридической ответственности или общественного воздействия за совершаемые правонарушения и другие не желаемые для общества действия. Представления о социальной справедливости, с точки зрения ее моральной значимости очень важны для дальнейшей оценки конкретных повиденчиских актов, в том числе, связанных с принятием правоприменительного акта. А оценка конкретной, в том числе правоприменительной деятельности, должна даваться на основе общего требования принципа справедливости. Оценка, проведенная таким образом, будет отражать характер юридической справедливости. В связи с этим, оценка любого правоприменительного акта, проведенная сначала с точки зрения справедливости как морального принципа, а потом справедливости как юридического принципа позволит принять справедливый правоприменительный акт. Такая постановка вопроса определяется многими факторами, в том числе несовпадением социальной и юридической справедливости.

Основными элементами содержания социальной справедливости являются общечеловеческие принципы свободы и равенства, являющиеся основой оценки деятельности как конкретных людей, социальных и иных групп и организаций, которые они образуют, так и государства в целом.

Данные элементы социальной справедливости могут быть адекватно оценены лишь при наличии устоявшихся общественных отношений в более менее однородном обществе. И тогда понятие социальной справедливости может быть выражено следующим образом.

Социальная справедливость —это общественно-политическая категория, формирующаяся на базе требований политики, морали и нравственности, воплощающая принципы свободы и равенства и являющаяся нормой поведения людей и их коллективов, а также основой государственной и общественной оценки различных действий, поступков и иных социальных явлений.

Не следует думать, что критерии юридической справедливости правоприменительного акта это какие-то особые критерии, абсолютно отличные от принципов законности. Многие критерии юридической справедливости, и в частности справедливой юридической ответственности, закреплены соответствующими нормами права и таким образом одновременно являются и критериями юридической справедливости, и принципами законности. Однако от того, что многие из них предусмотрены законом, они ни в коем случае не перестают быть критериями юридической справедливости, так как они родились и сформировались в обществе, прежде всего как нравственные категории, как требования справедливости.

Основное значение юридической справедливости и ее социальная ценность состоит в том, что она благодаря четкой регламентации прав и обязанностей, установления конкретной ответственности за правонарушения вносит стабильность в государственно-правовую жизнь и обеспечивает торжество законности, ибо там, где утверждается юридическая справедливость, торжествует и законность.

Постановка и рассмотрение проблемы понимания и соотношения справедливости социальной и юридической в жизни общества, их проявление в правотворческой деятельности и правоприменительной деятельности при вынесении правоприменительных актов необходима в целях укрепления начал законности, повышения эффективности законодательства и его применения, воспитательной роли права. Разграничение справедливости социальной и юридической, предупреждает против произвольного обращения с законом, его подмены общественным мнением отдельных коллективов или моралью. Важно обратить серьезное внимание на необходимость учета критериев юридической справедливости и в процессе правотворчества, и в процессе вынесения правоприменительного акта, что будет способствовать и совершенствованию права в целом.

  1. Бербешкина 3.A. Справедливость как социально-философская категория. — М.Наука, 1983. — 208с.
  2. Экимов А. И. Справедливость и социалистическое право. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 120c.
  3. Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. — М.: Мысль, 1977. — 255c.
  4. Малеин Н. С. О справедливости, праве и ответственности // Теория права: новые идеи. — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1992, Вып. 2. — С. 64–81.

Понятие и виды юридической справедливости Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Вопленко Николай Николаевич

В статье обосновывается нравственный и правовой характер справедливости в сфере права . Выделяются такие признаки юридической справедливости , как законность и легитимность . В качестве особых видов рассматриваются регулятивная, правоохранительная, компенсационная и процедурная справедливость .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Вопленко Николай Николаевич,

CONCEPT AND TYPES OF JUDICIAL JUSTICE

In the article the moral and legal nature of justice in the law is grounded. It contains characterization of such justice in the law’s features as legality and legitimacy. The author identifies special types of justice in the law: regulative, protective, compensational and procedural.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды юридической справедливости»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 34-01 ББК 67.01

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

В статье обосновывается нравственный и правовой характер справедливости в сфере права. Выделяются такие признаки юридической справедливости, как законность и легитимность. В качестве особых видов рассматриваются регулятивная, правоохранительная, компенсационная и процедурная справедливость.

Ключевые слова: мораль, право, справедливость, равенство, законность, легитимность.

Юридическая справедливость есть бытие и основные формы проявления справедливости в сфере права. Это формализация нравственных, политических, экономических и прочих представлений о справедливом в области правовой действительности. Следует оговориться, что понятия «правовой» и «юридической» справедливости употребляются чаще всего в качестве однопорядковых и тождественных, что в принципе соответствует их смыслу. Однако в строгом научном употреблении между ними можно усмотреть и некоторое различие. Так, понятие правовой справедливости может связываться с естественно-правовыми и либертарно-юридическими представлениями о «вечной и разумной» природе идеи справедливости, существующей до и помимо ее воплощения в юридической практике, как абсолютно совершенного и неисчерпаемого резерва истинно человеческих мнений о справедливом. Это достаточно чет-

ко выразил РЗ. Лившиц: «Те справедливые идеи, которые обрели нормативное закрепление в законе и были проведены в жизнь, стали правом. Те, которые не обрели, остались за пределами права. Право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость» [16, с. 69]. Аналогично отмечает и В.К. Бабаев: «Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения» [2, с. 111]. Все это позволяет видеть в правовой справедливости нравственно-правовой идеал, к которому должно стремиться право во всех основных формах своего бытия: правосознании, законодательстве и юридической практике. Это высшая степень или уровень воплощения идеи справедливости в праве, позволяющие идентифицировать право и справедливость, о чем писали еще древнеримские юристы.

В свою очередь, понятие юридической справедливости ассоциируется прежде всего с правосудием, высокопрофессиональным и

нравственно-безупречным рассмотрением и разрешением юридических дел, основанными на поисках истины в правоприменительной деятельности. Акцент, таким образом, делается на процессе и результате правового регулирования, оцениваемого через призму таких нравственных понятий, как честность, беспристрастность, гуманность, порядочность, соразмерность и т. д. В представлениях о юридической справедливости высвечивается ее практическая направленность на достижение в правовом регулировании законного и нравственного безупречного результата. Она «заземляет» идеалы правовой справедливости, превращая их в конкретные регулятивно работающие требования нравственности и права. В целом же можно констатировать, что юридическая справедливость воплощает в себе то, что предполагает правовая справедливость, и противоречия между данными понятиями быть не может. Именно это и позволяет употреблять их в качестве однопорядковых.

Бытие юридической справедливости -мир юридической практики, обслуживаемой правовым сознанием и воплощающейся в комплексе реально существующих правовых отношений, основанных на реализуемых нормах права и официально закрепляемых правореализационными актами. Следовательно, правотворчество, правовое сознание, нормы права, правовые отношения и акты реализации права — основные сферы оценочно-регулятивного действия юридической справедливости. Она в качестве идеи, принципа права и принципа юридической деятельности, объективно сложившейся нормативной системы и, наконец, режима нормативного регулирования общественных отношений пронизывает все сферы правовой жизни общества. Не всегда обладая собственной нормативно-оценочной предметностью, она часто действует через другие средства и элементы механизма правового регулирования и институты социальной жизни посредством формирования и реализации нравственно совершенного и легитимного образа права. Таким образом, нравственность и легитимность выступают основными показателями справедливости в сфере права.

Формирование юридической справедливости — достаточно сложный, подвижный и с

трудом уловимый механизм в практической деятельности юриста, ибо формальная справедливость правовых норм при вынесении решения по делу должна быть согласована с требованиями общественной морали, причем в ее идеальном состоянии. Для юридической справедливости недостаточны критерии субморали, нравственные представления и оценки отдельных социальных групп, она ориентируется на общепринятые, «вечные» и универсальные требования праведного поведения. Отдельные проявления субморали могут лишь приниматься во внимание для объективной и беспристрастной оценки жизненных ситуаций. Как писал Гегель, «справедливость составляет нечто великое в гражданском обществе: хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска. » [7, с. 264]. С его точки зрения, «. общественное мнение содержит в себе вечные субстанциальные принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и всеобщего состояния вообще в форме здравого смысла людей. » [там же, с. 352].

Мораль — это исторически выработанная человечеством первичная форма оценки и регулирования взаимодействия между людьми на основе критериев добра и зла, хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Она способствовала правообразованию и целенаправленному формированию иных институтов и регуляторов общественной жизни: экономики, политики, религии и т. д. Справедливость выступает центральной и системообразующей идеей в системе морали. Все основные требования морали — добросовестность, честность, гуманность, эквивалентность, благородство, взаимопомощь, уважение и т. д. — подстраиваются и ориентируются на идею справедливости. Мораль в своем нравственном содержании изначально выступает естественной формой бытия справедливости. Между тем в научной литературе довольно часто предпринимаются попытки их разграничения и абсолютизации в отдельных сферах общественной жизни. Так, В.М. Сырых исходит из того, что в основе справедливости лежит выработанный в сфере экономики принцип эквивалентности, как равенство и соразмерность во взаимоотношениях товаропроизводителей.

По его мнению, справедливость есть инобытие эквивалентности в морали [24, с. 419], а сама эквивалентность является формой выражения справедливости в праве [там же, с. 150]. Согласно авторской концепции эквивалентность выглядит выработанным в историческом взаимодействии производителей и потребителей товаров и услуг всеобщим принципом, вызвавшим к жизни идею справедливого обмена и распределения продуктов труда и воплотившимся в праве как один из его существенных признаков. Таким образом, эквивалентность предстает как некое экономическое «клише», накладываемое на мораль, а затем на право. Содержащиеся в ней требования соразмерности, равноценности, равенства, пропорциональности лишаются нравственной основы и выглядят безликими требованиями производственного взаимодействия. Реальная же практика производства, обмена и распределения материальных и духовных благ предполагает наличие не только производственных, но и нравственных норм и отношений. Последние не просто опосредуют экономическое взаимодействие субъектов, но и придают ему подлинно человеческий характер, рассматривая и оценивая его через призму справедливого и несправедливого.

Аналогичный отрыв справедливости от морали наблюдается и у Г.Д. Гурвича, утверждающего, что «справедливость расположена на полпути между нравственностью и логикой. Акт, через который открывается справедливость, сводится не к интуиции — действию, а к бесстрастному признанию ее ценности. Система таких актов признания и образует юридический опыт; переживаемые в нем ценности являются производными от ценностей нравственных» [11, с. 292]. Справедливость в таком контексте предстает как нечто отличающееся от морали и логики. Важное значение, на наш взгляд, имеет признание ее ценностью. Думается, что подлинной тайной понятия и явления справедливости в общественной жизни выступает то, что она есть одна из важнейших духовных ценностей человечества, выработанных и осознанных людьми в процессе многовекового развития. Первичной и естественной формой ее бытия выступает нравственность, которая за счет своей реактивности проникает и вплетается во все основ-

ные виды и результаты человеческой деятельности — экономику, политику, право, идеологию и т. д. Эту же мысль можно встретить и у Г.В. Мальцева, отмечающего, что «. есть только нравственная ценность справедливости, воздействующая через нравственное сознание на различные сферы социальной регуляции, привносящая в них определенную тональность и элементы гармонии» [19, с. 108]. Но трудно с ним согласиться, когда он отрицает существование юридической, политической и иной справедливости [там же]. Специфичность данных сфер общественной жизни, на наш взгляд, преобразует сугубо нравственный характер требований справедливости, привносит в него новые, дополнительные элементы социальной регуляции, обусловленные внутренними закономерностями своего бытия. В сфере права такое значение имеют требования законности и легитимности.

Научная мысль издавна пытается выявить структуру, принципы и функции справедливости, сформировать механизм ее регулятивного действия. Эти поиски универсальной формулы справедливости восходят к учению Аристотеля об ее уравнивающем и распределяющем аспектах. Аристотель определял справедливость как нравственную добродетель, одну из главных добродетелей, присущих людям, обществу и государству. «Если справедливое -это то, что велит делать закон, а закон призывает исполнять все добродетели, то поступающий справедливо в соответствии с требованиями закона достигает совершенного достоинства, так что справедливость — это некая совершенная добродетель» [1, с. 324]. И далее: «Гражданское справедливое состоит, по-видимому, в равенстве и подобии» [там же, с. 327]. Уравнивающая справедливость выражается в арифметическом равенстве положения участников гражданского оборота в сфере договорных отношений, при возмещении ущерба, возложении наказания и т. д. Распределяющая справедливость основывается на учиты-вании заслуг, достоинства членов общества и их реального вклада в общественную жизнь, на принципе «каждому свое».

Читайте также:  Как пройти глазного если плохое зрение

Идеи Аристотеля выдержали проверку временем и сохраняют свою ценность в качестве основополагающих требований справедливого распределения материальных и

духовных благ. Вместе с тем поиски общей и универсальной формулы, в которой можно бы было выразить все содержательное богатство справедливости, не прекращаются. Речь идет о формализации ее требований, и в этой связи известность приобрела концепция Х. Пелер-мана, выделяющего шесть основных форм справедливости, сформулированных в виде принципов: 1) каждому одно и то же; 2) каждому по заслугам; 3) каждому по труду; 4) каждому по потребностям; 5) каждому по рангу; 6) каждому — то, что положено по закону [9, с. 49]. Обращает на себя внимание неравномерный характер данных принципов. Так, первый из них имеет значение биологической закономерности: смерть уравнивает всех. Другие выражают требования отдельных социальных групп. К тому же можно продолжить формулировать подобные принципы, например: каждому в свое время или каждому на своем месте; каждому по его разуму и т. д.

Джон Ролз выделяет два основных принципа справедливости:

«1. Каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.

2. Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем» [22, с. 65].

Здесь в центре внимания автора находятся система социальных свобод и справедливое регулирование льгот и преимуществ граждан на основе закона.

Поэтому можно выделить два основных подхода к познанию справедливости: рассмотрение ее через призму теоретико-практических принципов и анализ ее ценностного содержания. Последний аспект в последние годы достаточно интенсивно разрабатывается исследователями.

Так, З.А. Бербешкина выделяет в содержании справедливости три аспекта: а) мера воздаяния; б) мера требования; в) правомерность оценки. Первые два требования выражают право за каждым человеком претендовать в распределительных отношениях на некий соразмерный заслугам перед обществом объем прав, благ, ценностей, а также тягот и

обязанностей. Третье требование предполагает нравственную правильность оценки человеческой деятельности по распределению материальных и духовных благ, прав и обязанностей [3, с. 110-111]. В.Е. Давидович акцентирует внимание на трех элементах справедливости: ценности, ее обосновывающие; правила, ее выражающие; действия, в которых она реализуется [12, с. 34]. Действительно, бытие справедливости выражается в тех социальных ценностях, которые выработало общество в процессах экономического, политического, правового, нравственного и т. д. развития. Здесь уместен культурологический подход в виде рассмотрения справедливости как явления материальной и духовной культуры, опосредованной социальным прогрессом и полезным характером для человеческого бытия. Ценности, в которых воплощается справедливость (частная собственность, демократия, права и свободы и т. д.), реализуются на основе норм морали, права, политики и т. д., составляющих исторически выработанную нормативно-ценностную систему. Она выступает основным средством защиты ценностного содержания справедливости. Наконец, деятельность официальных и неофициальных субъектов по реализации правил справедливого создания и претворения в жизнь ценностей, оценок и норм общественного бытия. Это цивилизованный способ обеспечения и охраны содержания справедливости.

Обобщая имеющиеся точки зрения о содержании справедливости, можно выделить следующие ее элементы: ценности, принципы и нормы, а также деятельность по поддержанию режима справедливости. Данные элементы воздействия на правовую систему воплощаются в ее основных институтах и приобретают юридическое значение, формируя тем самым исключительно социально чувствительную и весьма разветвленную систему юридической справедливости. Ее воздействие на право определяется тем, что каждый элемент механизма правового регулирования дополняется и отягощается нравственным смыслом, настраивается на режим единого морально-правового регулирования.

Справедливость сама находится в числе фундаментальных ценностей человечества и в первую очередь таких как свобода и ра-

венство. Вместе с тем она способна продуцировать в сфере права свои специфические моральные ценности, обеспечивающие гармонию и стабильность правового порядка. Это идеи, нормы и отношения, несущие в себе нравственно-правовую нагрузку и обслуживающие процессы поиска истины, добра и справедливости в правовом регулировании. Такое значение имеют идеи равенства, правосудия, добросовестности, беспристрастности, честности, взаимоуважения и гуманизма, в которых предстает облик юридической справедливости в обыденных и профессиональных представлениях [10, с. 24]. Будучи закрепленными в действующем законодательстве, данные идеи приобретают значение принципов и институтов, на которые ориентируется деятельность субъектов правовых отношений. Особую роль в обеспечении юридической справедливости играют институты обжалования действий должностных лиц, судебных решений и приговоров, процедуры защиты прав и свобод граждан, самозащиты. Это поисти-не процессуальная инновация в сфере права, порожденная исторически развивающейся проблемой наибольшего обеспечения юридической справедливости.

Одной из важнейших социально-экономических, политических, нравственных и правовых предпосылок, трансформировавшихся со временем в принцип юридической справедливости, является идея равенства. Как отмечал еще Аристотель, «справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство» [1, с. 324]. Аналогично высказывался и Мишель Монтень: «Равенство есть первый шаг к справедливости» [21, с. 93]. Эта идея исторически выстрадана классовым обществом в борьбе за экономическое, политическое и юридическое равенство прав и обязанностей граждан, но свое наибольшее воплощение она получила в действующем законодательстве в качестве принципа равноправия.

Эта мысль была сформулирована еще Сенекой: «. равенство прав не в том, что все им воспользуются, а в том что они всем предоставлены» [23, с. 215]. В этих словах можно усмотреть как бы предвосхищение сути формального равенства в буржуазном праве. Современное понимание правового равенства состоит в том, что это «. свойство правового

способа регулирования социальных отношений, выражающееся в том, что субъекты права (физические и юридические лица) в правоотношениях выступают как формально равные, поскольку подчиняются обязательному для всех правилу поведения (норме)» [15, с. 20]. Как отмечает М.Н. Козюк, в развитых правовых системах это выражается в виде равноправия и равной защиты законом. Эти две стороны общего понятия правового равенства проявляются в уравнивающем и распределяющем (воздающем) аспектах юридической справедливости. Если равноправие требует рассмотрения субъектов как формально равных участников правовых отношений, признания за ними одинаковых возможностей и равных общих статусов, закрепленных законодательством, то равная защита законом предусматривает пропорциональное воздание им прав и обязанностей, льгот и иных исключений из формального равенства в соответствии с вкладом в общественную жизнь. Защита на основании закона требует одинакового отношения к формально равным субъектам и разного — с учетом их особенностей, выраженных в специальных и индивидуальных правовых статусах, а также сообразно их заслугам перед обществом.

Идея правового равенства для юридической справедливости обладает той ценностью, что она ставит формальные рамки, сдерживает нравственный «пыл» дистрибутивного воздействия, ориентируя его на нормативные особенности и пределы возможного учитыва-ния фактического положения отдельных лиц. И.А. Ильин по этому поводу писал, что справедливость не делает одинаковыми людей и на самом деле это и невозможно. «Она требует, во-первых, одинакового предметного беспристрастия в рассмотрении человеческих сходств и различий; во-вторых, устойчивого содержания для тех мерил и масштабов, по которым совершается это рассмотрение; и, в-третьих, действительного соответствия между данным различием и связуемыми с ним правовыми и жизненными последствиями» [13, с. 145]. Можно заключить, что принцип правового равенства по-разному действует в уравнивающей и воздающей справедливости; в первой он поддерживает формальное равенство в правах и обязанностях субъектов, во

второй — дифференцирует их и вместе с тем уравнивает пропорционально личностным особенностям и вкладу в общественную жизнь.

Правовое равенство в качестве предтечи и необходимого элемента юридической справедливости опирается на законность. Она выступает необходимым условием и сугубо юридическим средством гарантирования равенства перед законом и равной защиты законом. Законность несет в себе идею юридического долженствования права и его государственной обязательности. Проявляя себя в качестве идеи, принципа деятельности и политико-юридического режима общественной жизни, законность является необходимым условием и стабилизирующим элементом нормативно-ценностной справедливости. Тесную связь справедливости и законности подметил еще Аристотель, отметив, что «. правосудный — это законопослушный . и справедливый. Стало быть, правосудие [или право] -это законное и справедливое, а неправосудие [или неправое] — это противозаконное и несправедливое» [1, с. 146]. Джон Локк сетовал на то, что «слово “справедливость” — на устах у каждого, но большей частью с очень неопределенным, неясным значением» [17, с. 410, 571], но ее основная идея состоит в сообразности с законом. Эта «сообразность с законом» в современной юриспруденции воплотилась в теорию, принцип, требование и режим законности.

В самом общем виде законность есть система требований правомерного поведения всех субъектов правовых отношений, выступающая как принцип, метод и режим неуклонного соблюдения правовых норм [6, с. 26]. Законность в сочетании с нравственными требованиями справедливости организует и гарантирует ее правовое содержание. «Обладать качеством юридической справедливости — это означает быть законным, наоборот, тот, кто нарушает законность, не соблюдает нормы права, тот действует вопреки юридической справедливости» [4, с. 73]. Таким образом, юридическая справедливость в своем содержании предстает как идея, требование и режим нравственно-правовой жизни, основанные на совпадении, совмещении моральных и правовых требований в оценочно-познавательной и практической деятельности людей. Юридическая деятельность и ее резуль-

таты приобретают таким образом нравствен-но-одобряемое значение, санкционируются общественной моралью и основываются в своем существовании на единстве нравственно-правового регулирования. Юридическая справедливость — это морально-правовой сплав норм оценок, отношений и актов в сфере права. Он не представляет собой нечто отличающееся от социальной справедливости, но демонстрирует собой ее бытие, осуществление в сфере, подвластной праву. Пожалуй, основное различие между ними состоит в специфике правового отражения и формах закрепления юридической деятельности. Нравственная справедливость приобретает черты юридического опосредования, становится более формально определенной.

Возникает вопрос о возможных противоречиях и несовпадениях нравственного и правового регулирования в содержании юридической справедливости. Как свидетельствует юридическая и особенно правоприменительная практика, различие и несовпадение в оценках нравственного и правового значения норм, правовых актов и деятельности субъектов встречаются довольно часто. То, что выглядит вполне законным с точки зрения профессионального правосознания юристов и тенденций развития юридической практики, может расцениваться в качестве нравственно-ущербного и осуждаемого в глазах общественного мнения. Такова сегодняшняя практика применения, а точнее, неприменения высшей меры наказания по уголовным делам о терроризме, педофилии, разбое и т. д. Аналогично в общественном сознании в качестве несправедливой предстает практика отказа в применении конфискации преступно нажитого имущества по делам о взяточничестве, мошенничестве. И это позволяет заметить следующее: не все законное в сфере права является одновременно нравственно одобряемым.

Законность — это формальный критерий и показатель юридической справедливости. Но отказаться от него или принижать его значение тоже нельзя, ибо иных формализованных показателей правильности, истинности юридической деятельности не существует. Уповать в этом деле, например, на «святость» общественного мнения тоже недопустимо ввиду его изменчивости. Поэтому за-

конность для юридической справедливости крайне необходимый критерий и показатель ее наличия. Верно в этой связи считает В.Е. Давидович: «Законность — необходимая, весьма важная предпосылка справедливости. Без наличия строго очерченной, тщательно отшлифованной нормативной системы . справедливость того или иного решения была бы полностью отдана на откуп субъективному мнению» [12, с. 189]. Думается, здесь не следует заострять внимание на том, в качестве чего выступает законность для справедливости: предпосылки, условия, показателя или критерия. В сфере социальных понятий, имеющих функциональную направленность, а законность — это функциональная характеристика права, явления, обозначаемые соответствующими терминами, выполняют достаточно многообразные функции. Поэтому законность для справедливости в сфере права — это предпосылка и условие ее обеспечения, а воплотившись в юридической деятельности и ее результатах, она становится показателем, критерием ее наличия.

Возможные противоречия законности и нравственной справедливости предопределяются также спецификой морального регулирования. Нравственные оценки и требования шире по охвату жизненных ситуаций и глубже по их проникновению в мир человеческой деятельности. К тому же нравственные требования обладают повышенной степенью социальной чувствительности. Здесь, как писал Б.Н. Чичерин, складывается ситуация, когда «юридическая правда определяет отношения внешней свободы лиц: она требует, чтобы каждому воздавалось, что ему принадлежит по юридическому закону. Но нравственный закон идет далее. Он требует, чтобы человеку воздавалось не только то, что присваивается ему юридическим законом, но и то, что подобает ему по закону нравственному» [26, с. 131]. Таким образом, юридическую справедливость можно рассматривать в качестве нравственно-правовой правды, в которой воплотились черты единства и совпадения моральной и юридической квалификации общественных отношений.

Законность — формализованный внешне обозримый элемент содержания юридической справедливости. Ее ценность и созвучность

нравственному закону проверяется особым качественным состоянием морально-правового сознания, именуемого легитимностью. Она есть уровень и степень одобрения населением страны права, правосудия, актов реализации правовых норм в повседневной общественной жизни. Быть легитимным в сфере права означает получить одобрение общества с позиций требований основных норм морали. Легитимность — это признание ценности правового регулирования, его полезности и одоб-ряемости в глазах общественного мнения. В ней внешняя легальность правовых норм и юридической практики приобретает нравственно оправданный характер. И это означает, что юридическая справедливость наряду с законностью обладает качеством легитимности. Нормы, акты и отношения, в которых выражается правовая деятельность, являются настолько юридически справедливыми, насколько они выглядят легитимными в сознании общества. И наоборот, отсутствие моральной поддержки со стороны населения по поводу каких-либо правовых норм или юридически значимой деятельности необходимо рассматривать как сигнал о возможной юридической несправедливости. О ней свидетельствуют не только факты нарушения правовых норм (законности), но и критические оценки, осуждение, переходящее в несогласие, граж-дан-участников правовых отношений. Верно подмечено, что «нравственное чувство справедливости заявляет о себе прежде всего как возмущение несправедливостью» [14, с. 1].

Читайте также:  Есть ли люди которые восстановили зрение

Законность и легитимность в качестве содержательных элементов юридической справедливости позволяют ей выступать

нравственно-правовой мерой истинности и правильности в оценках правовой действительности норм, актов, отношений, результатов деятельности. В научной литературе не случайно проводится мысль о том, что ключевым моментом в содержании справедливости выступают понятия «мера», «соразмерность», «адекватность» [20, с. 202-203]. Действительно, в общественном сознании, имеющем своим объектом право, доминирует идея о том, что подлинно справедливым является то, что основывается на правильности человеческого поведения, соответствует истине в оценках юридических ситуаций. Назна-

чение справедливости в сфере права — «взвешивать» и отмерять некую универсальную меру подлинно нравственного в человеческом поведении, приравнивать его к моральным идеалам, и в этом смысле — одобрять одни варианты правовой деятельности и осуждать другие. Как удачно заметил по этому поводу

В.П. Малахов, «мера, с которой связана мысль о правовой справедливости, реальна в том смысле, что она повсеместно доступна осуществлению во множестве однотипных правовых ситуаций, а также в том смысле, что она “прозрачна” для рациональной мысли и облечена в определенную, известную и признанную форму» [18, с. 211].

Очевидно, что мера правильного и истинного, содержащаяся в юридической справедливости, должна соответствовать моральному и правовому долженствованию, быть его аналогом. И формальными средствами обеспечения такого соответствия выступают законность и легитимность. Все это позволяет предпринять попытку дать общее определение юридической справедливости, основанное на ее признаках. При этом можно заметить, что много-ликость образа справедливости в праве, представленного в виде идеи, оценки, принципа, режима, а также нормативных и индивидуальных требований, делает это весьма затруднительным. Юридическая справедливость есть состояние соответствия нравственного и правового регулирования, выражающееся в качестве законности и легитимности правовых норм, отношений и актов реализации права.

С учетом многоликости юридической справедливости ее можно представить как идею, принцип и режим правовой жизни, основанной на совпадении нравственного и правового регулирования и выражающейся в соответствии требованиям законности и легитимности. Являясь одной из важнейших ценностей права, она способствует эффективному и социально-чувствительному осуществлению его основных функций. Вместе с тем юридическая справедливость имеет и свои специфические функции, позволяющие выделять ее виды. При этом следует помнить, что выделение отдельных видов юридической справедливости носит в целом условное значение ввиду целостного нравственно-право-

вого ее содержания. Вместе с тем оно позволяет более конкретно видеть и различать цели, на достижение которых ориентирована юридическая справедливость. Оправдано это также особенностями используемых правовых средств, обеспечивающих нравственно безупречное и законное регулирование особых сфер правовой жизни.

Классификация видов юридической справедливости в науке не вполне сложилась, хотя еще Аристотель различал уравнивающую и воздающую справедливость. В современной литературе называются такие ее виды, как дистрибутивная, процедурная, межличностная, информативная [10, с. 8-9], возмещающая, исправляющая [25, с. 7-9] и т. д. Думается, что основным критерием классификации видов юридической справедливости может быть выделение функций, осуществляемых правом. Именно основные стороны и направления воздействия права на общественную жизнь позволяют видеть и различать особые и внутренние закономерные связи нравственно-правового регулирования, складывающиеся в отдельных сферах бытия права. Не меньшую значимость здесь имеет и целенаправленная, однородная по своему характеру юридическая деятельность специальных субъектов. В соответствии с этим представляется возможным выделять следующие основные виды юридической справедливости: регулятивную (дистрибутивную), правоохранительную (воздающую), компенсационную и процедурную. Что касается таких наименований справедливости, как возмещающая, исправляющая и межличностная, то эти аспекты правового регулирования, на наш взгляд, входят составными частями в названные основные виды.

Дистрибутивная, а точнее, регулятивная справедливость проявляется в оценке и регулировании правомерно развивающейся деятельности субъектов права на основе принципа равенства их возможностей и равной защиты законом их интересов, путем формулирования юридически обоснованной меры распределения прав и обязанностей, благ и долженствования в процессе взаимодействия. Воздающий момент, безусловно, в ней присутствует, но он не является главным и определяющим в нравственно-правовом регулировании. Основное в регулятивной справедливос-

ти — правомерный характер поведения людей, ставших участниками юридического взаимодействия, и распределение между ними правовых возможностей на основе режима законности. Отсюда сфера бытия регулятивной или дистрибутивной справедливости — это гражданское, трудовое, семейное, предпринимательское и другие отрасли частного права. Интересно, что еще Т. Гоббс называл подобную справедливость коммуникативной, она «относится к обмену, продаже, покупке, взятию и возвращению займа, сдаче и взятию в аренду и прочим аналогичным юридическим действиям, совершающимися между двумя контрагентами. » [8, с. 307]. Эта регулятивно-распределительная нацеленность данной справедливости сохраняется и в настоящее время.

Пропорциональность распределения прав и обязанностей, благ и тягот между субъектами в процессах их правомерного поведения одновременно предполагает воздаяние справедливой меры в оценке их достоинств, заслуг и недостатков с точки зрения общественного мнения. Особенно наглядно это проявляется в поощрительном способе правоприменения, когда на основе «взвешивания» и оценки личностных заслуг субъектам «отмериваются» соответствующие награды. Как отмечает Ю.Ю. Ветютнев, «идея справедливости основана на убеждении в том, что любое действие, совершаемое в отношении конкретного субъекта, должно быть адекватным его статусу, поведению и иным существенным характеристикам его социального образа» [5, с. 50]. Требования воздающей справедливости просматриваются и в распределительных отношениях, когда объем затраченных денежных средств и трудовых усилий соотносится с мерой распределения доходов, полученной выгодой. Это находит свое выражение в требованиях эквивалентности, соразмерности, пропорциональности вклада каждого субъекта в совместную деятельность и распределение полученных доходов. Воздаяние в регулятивной справедливости гуманизирует и делает более социально чувствительным механизм распределения по принципу «равным за равное».

Правоохранительная или карающая юридическая справедливость проявляет себя при анализе и оценке неправомерного поведения и его правовых последствий. Ее сфе-

ра действия — правонарушение и юридическая ответственность, в которой она выступает одним из важнейших принципов. Она оценивает социальную значимость совершенного правонарушения, его истинную юридическую цену, требует объективности и беспристрастности в исследовании обстоятельств совершения противоправного деяния и его признаков, учитывает формы и степень вины делинквента, настаивает на необходимости строжайшего соблюдения процедуры привлечения виновных к ответственности и воздаяния кары правонарушителю пропорционально содеянному. Нравственно-гуманистический и законосообразный пафос карающей справедливости очевиден. Он заключается в требовании: правонарушитель должен быть наказан, но наказание должно быть адекватным социальной вредности деяния и личностным особенностям делинквента, права и человеческое достоинство которого не могут быть игнорированы.

В правоохранительной справедливости просматриваются два основных аспекта ее ценностного содержания: ценности строжайшего соблюдения установленной законом процедуры привлечения виновных к ответственности, выраженные в принципах обоснованности, законности, целесообразности, справедливости и гуманизма, а также ценности защиты прав и свобод личности, ее индивидуальных особенностей. И это сообщает ей исключительную теоретико-практическую значимость в юриспруденции и извечную актуальность в общественном и индивидуальном правосознании. Карательная государственно-правовая политика не может игнорировать эти идеи и всегда на эмоциональном и рациональном уровнях становится объектом обсуждений и оценок со стороны общественного мнения. Современные дискуссии о применении смертной казни, об ответственности за терроризм, за посягательства на честь и здоровье несовершеннолетних и т. д. являются лишь отражением актуальности карающей справедливости.

Компенсационная или возмещающая справедливость проявляет себя как возмещение ущерба, причиненного правонарушающим и аморальным поведением субъектов. Она требует нравственно-правового раскаяния правонарушителя за причинение вреда и

заглаживания его неблагоприятных последствий путем возложения на виновного обязанности юридического или нравственного характера компенсировать причиненные страдания потерпевшему. Сфера ее действия — преимущественно область гражданско-правовых и уголовно-правовых последствий совершаемых правонарушений. Однако компенсационные правоотношения возникают и в связи с нарушением права в административном, семейном, финансовом и прочих отраслях позитивного права. Бытие возмещающей справедливости имеет древнюю историю и восходит к принципу Талиона: око за око, зуб за зуб. Современная юридическая практика исходит из предположения об универсальной способности денег компенсировать вредоносные последствия нравственно упречного и правонарушающего поведения субъектов. Отсюда судебные решения довольно часто исчисляют моральный вред в денежном выражении. В целом же компенсационная справедливость служит цели погасить конфликт между сторонами, возникший вследствие причинения вреда.

Процессуальная или процедурная юридическая справедливость основывается на том, что строгое соблюдение в процессе юридически значимой деятельности процессуальных правовых норм способствует достижению нравственно обоснованного и законного результата. И наоборот, нарушение установленной законом процедуры (правотворческой, правоприменительной, контрольно-надзорной и т. д.) способно вылиться в нарушение законности и безнравственные действия. Ценность процессуальной справедливости состоит в том, что она обеспечивает технологию достижения истины и правильности действия участников правовых отношений. Она обслуживает процедуру равного использования сторонами своих прав и несения обязанностей; гарантирует контроль за процессом юридической деятельности; делает предсказуемыми результаты правового поведения; нейтрализует возможные предубеждения субъектов; предоставляет возможность обжаловать действия и акты; унифицирует поведение людей в типичных юридических ситуациях; в равной мере информирует субъектов

о юридической технике достижения законного и нравственного результата. И несмотря на

то что некоторые нормы процессуального права являются нравственно нейтральными, общая направленность юридической процедуры на обеспечение законности правового регулирования позволяет оценивать ее с позиции справедливости. В целом же детальная разработка процессуальной правовой формы и просматривающиеся в истории развития национальных правовых систем тенденции ее усложнения, как и упрощения, следует рассматривать как стремление и попытки человечества найти оптимально социально чувствительные юридические способы обеспечения справедливости в сфере права.

Рассмотрение основных видов юридической справедливости позволяет определить ее как идею, принцип (требование) и режим деятельности в сфере права, осуществляемые путем распределения прав и обязанностей, воздаяния благ и наказания, компенсации вреда от правонарушений и процедуры рассмотрения и разрешения дел на основе совмещения нравственного и правового регулирования и выражающиеся в законности и легитимности принимаемых решений.

1. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4 I Аристотель. -М. : Мысль, 1984. — 828 с.

2. Бабаев, В. К. Понятие права I В. К. Бабаев II Общая теория права. — Н. Новгород : Изд-во ВШ МВД РФ, 1995. — 544 с.

3. Бербешкина, З. А. Справедливость как социально-философская категория I З. А. Бербешки-на. — М. : Мысль, 1983. — 253 с.

4. Булгаков, В. В. Принцип справедливости в праве I В. В. Булгаков II Вопросы теории государства и права. — Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. — 650 с.

5. Ветютнев, Ю. Ю. Ценностные основания поощрительных санкций I Ю. Ю. Ветютнев II Поощрительные санкции в праве: реальность и юридическая конструкция. — Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2008. — 304 с.

6. Вопленко, Н. Н. Законность и правопорядок I Н. Н. Вопленко. — Волгоград : Изд-во ВолГУ,

7. Гегель, Г. В. Ф. Философия права I Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1990. — 526 с.

8. Гоббс, Т. О гражданине II Соч. В 2 т. Т. 1

I Т. Гоббс. — М. : Мысль, 1989. — 623 с.

9. Гринберг, Л. Г. Критика современных буржуазных концепций справедливости / Л. Г. Гринберг, А. И. Новиков. — Л. : Наука, 1977. — 171 с.

10. Гулевич, О. А. Социальная психология справедливости / О. А. Гулевич. — М. : Аспект Пресс,

11. Гурвич, Г. Д. Философия и социология права // Избр. соч. / Г. Д. Гурвич. — СПб. : Изд-во

С.-Петерб. ун-та, 2004. — 848 с.

12. Давидович, В. Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В. Е. Давидович. — М. : Изд-во полит. лит., 1989. — 235 с.

13. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин. — М. : Рарог, 1993. — 235 с.

14. Зайцев, С. А. К вопросу о понятии социальной справедливости / С. А. Зайцев // Вестник Омск. ун-та. — 1999. — Вып. 4. — С. 1-9.

15. Козюк, М. Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования / М. Н. Козюк. -Волгоград : Изд-во Волгогр. юрид. ин-та МВД России, 1998. — 89 с.

16. Лившиц, Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц. — М. : Бек, 1994. — 210 с.

17. Локк, Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3 т. Т. 1 / Д. Локк. — М. : Мысль, 1985. — 622 с.

18. Малахов, В. П. Философия права / В. П. Малахов. — М. : Деловая книга, 2002. — 447 с.

19. Мальцев, Г. В. Нравственные основания права / Г. В. Мальцев. — М. : Изд-во Соврем. гума-нит. ун-та, 2008. — 550 с.

20. Милушева, Т. В. Принцип справедливости в контексте проблемы ограничения государственной власти / Т. В. Милушева // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты. — Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2010. — 710 с.

21. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. — М. : Альфа-книга, 2009. — 1149 с.

22. Ролз, Д. Теория справедливости / Д. Ролз. -Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. — 535 с.

23. Сенека. Письма Луциллию // Сенека, Марк Аврелий. Наедине с собою. — Симферополь : Реноме, 2002. — 381 с.

24. Сырых, В. М. Логические основания общей теории права. В 3 т. Т. 3. Современное право-понимание / В. М. Сырых. — М. : РАП, 2007. — 511 с.

25. Хеффе, О. Справедливость. Философское введение / О. Хеффе. — М. : Праксис, 2007. — 191 с.

26. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — 556 с.

CONCEPT AND TYPES OF JUDICIAL JUSTICE

In the article the moral and legal nature of justice in the law is grounded. It contains characterization of such justice in the law’s features as legality and legitimacy. The author identifies special types of justice in the law: regulative, protective, compensational and procedural.

Key words: morals, law, justice, equality, legality, legitimacy.

Источники:
  • http://studwood.ru/816637/pravo/vzaimosvyaz_spravedlivosti_prava
  • http://moluch.ru/archive/101/22748/
  • http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-yuridicheskoy-spravedlivosti