Меню Рубрики

Справедливое мироустройство с точки зрения индуизма

Система индуистской космологии относится к Солнечной системе, но не ограничивается ей. Согласно этой системе в начале кальпы (цикла) Брахма создает мир, в середине кальпы – Вишну поддерживает мир, а в конце кальпы – Шива его разрушает.

Кальпа – это время существования мира от соотворения до самой смерти. Оно насчитывает 12000000 божественных лет, или 4320000000 человеческих лет (1 божественный год равняется 360 человеческим). Для Брахмы же это время равняется одному Дню. В начале каждого Дня с пробуждением Брахмы возникают 3 мира, населенные дэвами (богами), асурами (демонами) и людьми. В конце каждого Дня все 3 мира погружаются в хаос (пралаю) и наступает Ночь Брахмы. В этом состоянии материя существует только в потенции, как чистая возможность своего восстановления. Ночь Брахмы длится столько же, сколько и День, то есть, сутки Брахмы составляют 8, 64 млрд. человеческих лет. Месяц Брахмы состоит из 30 суток (259,2 млрд. лет). Соответственно Год Брахмы длится 3 трл. 110 млрд. 400 млн. лет. В целом же Жизнь Брахмы длится сто брахма-лет (311 трл. 40 млрд человеческих лет), по истечении которых уже не только 3 мира, но и все сущее погружается в великий хаос (махапралаю), который длится еще сто брахма-лет. Затем появляется новый Брахма и процесс сотворения начинается заново. Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни и мир находится в кальпе, называемой «Швета-вараха».

Важно понять, что Брахма в системе индуизма не является Богом, но лишь творящим началом, которое создает Бог. По прошествии махапралаи Бог создает нового Брахму, и тот в свою очередь творит новый цикл. Также важно различать День Брахмы и Жизнь Брахмы. Первый означает мировой цикл, а второй – цикл космический. День Брахмы подразделяется на 1000 маха-юг (больших эр), каждая маха-юга означает один человеческий цикл, в свою очередь состоящий из 4 юг: Сатьи, Треты, Двапары и Кали, из которых первая является периодом расцвета, а последние три – периодами постепенной деградации. Вместе четыре юги длятся 4 320 000 лет. Сатья-Юга длится 1 728 000 лет, Трета-Юга – 1 296 000 лет, Двапара-Юга – 864 000 лет и Кали-Юга – 432 000 лет.

Также День Брахмы можно делить по манвантарам (цикл богов), коих в кальпе 14. Если одна махаюга (один полный человеческий цикл) длится 4320000 лет, то одна манвантара (один полный божественный цикл) длится 306720000 лет, то есть, 1 манвантара = 71 махаюге. В каждой манвантаре мир, создаваемый заново, имеет своих богов и героев. В каждой манвантаре миром управляет Ману (наставник). В течение одного Дня Брахмы миром правят четырнадцать Ману. За каждой манвантарой следует Потоп, уничтожающий континенты и всех живых существ, за исключением тех, чье предназначение – вновь населить землю. Согласно индуистским источникам, мы живем в эпоху Ваивасваты Ману.

Таким образом, Космический Цикл длится 100 лет Брахмы, Мировой Цикл – 1 День Брахмы. День Брахмы состоит из 1000 человеческих циклов (махаюг) и 14 божественных циклов (манвантар). Это необходимо иметь в виду, приступая к изучению индуистских текстов, поскольку хронология описываемых событий может разворачиваться в разных махаюгах и манвантарах. Так, например, события, описываемые в Махабхарате, происходят в Трета-югу, а события Рамаяны – в Двапара-югу.

Принцип, согласно которому осуществляются циклы, называется карма. Карма – это сугубо онтологический принцип, заключающийся в причинно-следственных связях. Карма пронизывает и управляет всем мирозданием. Этому принципу подчинены как люди, так и боги. По большому счету, циклы представляют собой круговороты рождений и смертей. Эти круговороты происходят во всех трех мирах (мире демонов, людей и богов). Каждый из миров включает в себя три уровня: Бхур (материя), Бхувар (тонкая материя, астральный план) и Сварга (дух). Карма – это вселенский безличностный принцип, одинаково действующий во всех трех мирах. Но внутри самих миров действуют индивидуальные принципы Ахамкара (личность) и Кдма (желание), которые, конечно, подчинены Карме. Разумная личность (будь то демон, человек или бог), постигнув законы Кармы, управляет собой и своими желаниями в соответствии с ними. Это гарантирует освобождение от небходимости возрождаться с наступлением новой кальпы. Достигший освобождения попадает на один из четырех уровней, расположенных над тремя мирами и существующих на протяжении всей жизни Брахмы (то есть, не впадающих в пралаю в конце кальпы).

Конечная цель творения в индуизме – это достижение совершенства всеми живыми существами, что означает освобождение от воплощений и перерождений. В индуистской телеологии проявляется коренное отличие восточных религий от западных, а именно – пессимистический взгляд на сущее. В индуизме «быть» означает страдание, а «не-быть» – высшее блаженство. Непроявленное состояние мира в индуизме считается выше проявленного, потому что непроявленное – это всё, а проявленное – что-то одно. Другими словами Всевозможность Ничто круче ограниченной определенности Нечто.

Внутренние идеи, присущие научному познанию

Свойства пространства и времени зависят от материальных объектов

Реализм и номинализм – направления в средневековой схоластике, решающие проблему:

Универсалий

К методологическим функциям философии относится _____ функция:

Эвристическая

Русским мыслителем, считавшим, что без философии «» наука – сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм», был:

П.Л.Лавров

Сторонником теории, согласно которой современное общество становится технотронным, является:

З.Бжезинский

Виднейшим представителем русского религиозного экзистенциализма является философ:

Н.А.Бердяев

«Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувстве», утверждают сторонники

Сенсуализма

Общей чертой, присущей как философскому, так и научному знанию, является:

Теоретический тип знания

С точки зрения аксиологического подхода культура представляет собой:

Систему ценностей

Древнегреческие философы элеаты впервые поставили в центр внимания проблему:

Бытия и сознания

Представителями гилозоизма, признававшими одушевленность всей материи, были (….)

Фалес

Дж.Бруно

С позиции агностицизма, сущность и явление

Не связаны друг с другом

Гносеологический релятивизм отрицает существование ____ истины:

Объективной

Способность сложной системы видоизменять свою структуру называется:

Самоорганизацией

Учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия называется:

Диалектикой

Объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, в диалектическом материализме называется:

Материей

Древнегреческие философы досократики отождествляли бытие с:

Космосом

Создателем первой философской системы в истории русской философии является:

В.С.Соловьев

Критическая философия И.Канта направлена на обоснование первичности:

Материальной субстанции

Центральной проблемой средневековой философии является доказательство:

Бытия Бога

Противоположный диалектике метод познания бытия К.Маркс и Ф.Энгельс называли:

Метафизическим материализмом

Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «осевое время», был:

К.Ясперс

К культурно-цивилизационной стороне глобализации общества относится:

Расширение информационно-коммуникационного пространства

Положительное содержание метафизических идей И.Кант усматривает в том, что они являются:

Предметами практического разума

Сторонники антитехницизма считают, что:

Техническое развитие становится самоцелью

Форма бытия общественного сознания, воплощенного в различных формах духовной культуры, называется:

Предметной

Картина мира обусловливает:

Способ восприятия мира

Главными свойствами человеческого сознания являются:

Идеальность

Идеаторность

Интерстициональность

Согласно философскому иррационализму, сущностью человека является:

Воля

Согласно классической концепции, истина – это:

Адекватное отражение объекта субъектом

Основными формами и уровнями научного познания являются (…..):

Эмпирический

Теоретический

Высшим родом бытия объективный идеализм признает:

Духовную реальность

Принцип справедливого мироустройства, с точки зрения индуизма, отражен в учении о:

Карме

В просветительском мировоззрении ценность понимается как:

Регулятивная идея

Субъективный идеализм отождествляет реальность с:

Опытом

Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторность, цикличность, что отражается в диалектическом законе:

Отрицания отрицания

Философом, считающим, что либерально-демократические идеи одержали победу в глобальном масштабе, является:

Ф.Фукуяма

В настоящее время наиболее разработанной является _____ картина мира:

Физическая

Сущностью социальной функции философии является:

Формулировка коллективных целей развития

Двойственность человека проявляется в том, что он:

Существует в сфере материального и идеального

Идеал личности, обладающий совокупностью важнейших жизненных добродетелей, который Конфуций противопоставляет «ничтожному человеку», обозначается термином:

Благородный муж

Религиозное учение об истории как исполнении Божественного предначертания называется:

Провиденциализм

Зенон Элейский в своих апориях поставил проблему:

Логических противоречий

По И.Канту, сознанию доступны только:

Феномены

С точки зрения сенсуализма, основой знания являются:

Ощущения

Научное допущение или предположение, ценность которых не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется:

Гипотезой

Чувственное и рациональное познание

Взаимосвязаны

Представление о всеобщей связи и причинной обусловленности явлений называется:

Детерминизмом

Система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, называется:

Мировоззрением

Учением, признающим разум источником всеобщих и необходимых истин, является:

Рационализм

Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ______ картины мира:

Мифологической

Характерной чертой древневосточной философии является:

Мистицизм

Основными методами исследования, выработанными в позитивизме, являются:

Верификация

Фальсификация

К ненаучным формам познания относятся:

Паранаука

Лженаука

В процессе социализации человек формируется как:

Личность

Этническая позиция Л.Н.Толстого может быть охарактеризована как этика:

Сопротивления злу силой

Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется:

Научной революцией

Основными факторами, влияющими на развитие науки, представители интернализма считают:

Внутренние идеи, присущие научному познанию

Единица мысли, содержащая систему существенных признаков предмета, называется:

Понятием

Одной из специфических черт русской философской традиции является:

Скептицизм

Одномерность, асимметричность и необратимость характеризуют такой атрибут материи, как:

Движение

Подход к проблеме развития научного знания, согласно которому наука есть процесс постепенного накопления фактов, теорий, истин, называется:

Кумулятивизмом

Автором произведения «Закат Европы» был:

О.Шпенглер

Эстетическим идеалом является:

Прекрасное

В широком смысле ценность представляет собой:

XI–XII векам

68. Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …

69. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является …

смирение с судьбой

70. К русским философам XIX века относятся …

Н. Г. Чернышевский

71. В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы …

72. По мнению Фалеса, первоосновой мира является …

73. Свойствами Добра, по мнению В. С. Соловьева, являются …

74. Основателем буддизма считается индийский принц …

75. Философская позиция И. Канта, утверждавшего невозможность полного и достоверного постижения сущности «вещей в себе», может быть охарактеризована как …

76. К представителям русской религиозной философии XX века относятся …

77. Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом …

78. По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная …

79. Творчество Платона и Аристотеля составляет ______________ период античной философии.

80. Китайский мудрец Лао-цзы, учивший, что «жить в покое, вдали от дел – вот то, чего избегают люди, но только так и можно приблизиться к истинному Пути», отстаивает принцип …

81. Одной из характерных черт немецкой классической философии является …

82. Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …

общезначимость логических выводов

83. Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как …

84. Одним из основных понятий древнекитайской философии, обозначающим мужское начало в природе, является …

85. Онтология как учение о бытии зарождается в философии …

86. Материалистический взгляд на действительность отстаивает древнеиндийская философская школа …

87. Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы …

88. Круг перерождений бессмертной души в индуистской традиции называется …

89. Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был …

90. Представителями материалистического направления в русской философии являются …

91. Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой …

92. К представителям английского сенсуализма можно отнести философа …

93. Принцип справедливого мироустройства, с точки зрения индуизма, отражен в учении о …

94. Николай Кузанский, утверждая, что «у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека», отстаивает позицию …

95. К философам, разрабатывавшим тему любви в русской философии, относятся …

Читайте также:  Что такое философия с точки зрения философов

96. В философии Просвещения высшей исторической ценностью человечества считается …

97. С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии …

98. Канонические сборники текстов, на которых выстроены философские системы ортодоксальных школ древнеиндийской философии, называются …

99. Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как …

100. Философско-мировоззренческий рационализм исходит из идеи …

101. Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ …

102. На формирование «предфилософии» в России повлияли …

утверждение идеологемы «Москва – третий Рим»

раскол русской православной церкви

появление западничества и славянофильства

развитие русского вольтерианства

103. Одной из характерных черт древнекитайской философии является ее принципиальная …

104. В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …

105. Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название …

106. Центральной проблемой средневековой философии является доказательство …

материального единства мира

верховенства церковной власти

107. Характерной чертой древневосточной философии является …

108. В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является …

109. Осмысление практики существования государства и юридического права становится центральной проблемой в такой философской школе Древнего Китая, как …

110. Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …

111. Представителями русского космизма являются …

К. Э. Циолковский

112. Первой философской школой античности считается …

113. «Золотое правило» нравственности, сформулированное Конфуцием, гласит …

«Не делай другим того, чего не желаешь себе»

«Не делай себе того, что не пожелал бы другим»

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

«Как поучаешь другого, так поступай и сам»

114. Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как …

115. Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как …

116. Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной …

117. Согласно буддийскому учению, цель человеческой жизни заключается в том, чтобы достигнуть …

118. Оппозиция материализма и идеализма в древнегреческой философии представлена учениями …

Демокрита и Платона

Гераклита и Пифагора

Платона и Аристотеля

Демокрита и Эпикура

119. Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как …

120. Одним из ключевых понятий кантовской теории познания является …

121. Центральным понятием китайской философии, выражающим представления об истинном пути земли, неба и человека, является …

122. Представителями философии Древнего Китая являются …

123. Установите соответствие между основными понятиями античной философии и их значениями. (1-б, 2-а, 3-г, 4-д)

а. разумная необходимость

б. упорядоченное целое

в. человек как часть целого

д. предназначение сущего

124. К мировоззренческим принципам средневековой философии относятся…

125. Рационализм Рене Декарта выражен в следующих принципах:

126. Установите соответствие между ступенями развертывания Абсолютного Духа и типами культур в философии Г. Гегеля. (1-б, 2-а, 3-в)

1. Преобладание формы над идеей

2. Равновесие формы и содержания

3. Преобладание идеи над формой

а. античная культура

б. восточная культура

в. европейская культура

г. христианская культура

127. Мировоззренческими основами славянофильства являются…

128. Установите соответствие между основными религиозно-философскими учениями Древнего Востока и местом их возникновения. (1-б, 2-в, 3-г)

а. Древняя Япония

б. Древняя Индия

в. Древний Китай

г. Древняя Персия

129. К доказательствам бытия Бога в средневековой философии и теологии относятся …

130. Основными положениями философии Дж. Локка являются …

нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах

«душа» человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»)

познание есть припоминание

все знания являются человеку через божественное откровение

131. Установите соответствие между видами знания и основными вопросами философии, выделяемыми И. Кантом. (1-г, 2-а, 3-в)

а. Что я должен делать?

б. Что является основой всего существующего?

Индуизм: Христианская точка зрения

Может показаться, что индуизм не имеет отношения к нашей повседневной жизни; но понимать эту загадочную индийскую религию становится для нас, христиан, все более важно — хотя бы потому, что индуизм, имеющий более 750 миллионов последователей по всему свету, заявляет свои права на шестую часть населения планеты. Понять его важно еще и потому, что влияние индуизма все сильнее ощущается в странах христианского мира.

Большинство из нас уже хотя бы отчасти испытало на себе некоторое влияние учения, известного под названием «Движение новой эры». В таком случае, мы, вероятно, уже поняли, что индуизм стал одним из главных источников мышления Новой Эры. Многим из нас, наверное, известно и то, что количество индусов, проживающих в США, растет. Возможно, мы удивимся тому, что в США действует около 200 индуистских храмов или центров. Многие полагают, что индуизм, благодаря своей эклектической природе, способен сыграть серьезную роль в объединении большой части нехристианского религиозного мира.

Причины привлекательности индуизма для западной культуры понять нетрудно. Например, индуизм хорошо согласуется с эволюционным мышлением. Современная наука подчеркивает роль нашей физической эволюции, а индуизм — роль эволюции духовной. Значительная часть современной психологии делает особое ударение на изначальной добродетели и безграничных возможностях человеческой природы, а индуизм подчеркивает божественную сущность человека. Современная философия настаивает на относительности любых претензий на истину, а индуизм терпимо относится ко многим внешне противоречивым религиозным убеждениям. Индуизм как религия, подчеркивающая превосходство духовной реальности над физической, привлекателен для многих людей, которые с недоверием относятся к поискам одних лишь материальных благ.

Хотя некоторые основополагающие убеждения одинаково признают все индуисты, “ортодоксального индуизма” — т. е. жестких догм, в которые обязан верить каждый индуист, — в общем-то, не существует. На самом деле, индуизм — это целое семейство постоянно развивающихся убеждений и обычаев.

Истоки индуизма лежат во взаимоотношениях двух религиозных систем: религии древней цивилизации, которая существовала в долине реки Инд, начиная с 3-го тысячелетия до н. э., и религиозных верований, которые принесли в Индию арии (возможно из Балтийского региона), начавшие проникать в долину реки Инд где-то после 2000 года до н. э.

Религия ариев отражена в писаниях “святых людей”, включенных в состав Вед (что означает “знание” или “мудрость”). Веды — это четыре сборника писаний, составленные между 1500 и 500 гг. до Р.Х., которые образуют основу индуистской веры, и которые показывают, как религиозные идеи постепенно развивались. Заключительная часть Вед — Упанишады. Эти ведические писания считаются богодухновенными. Более поздние индуистские сочинения, включая знаменитую Бхагавад-Гиту, имеют меньший авторитет, но очень популярны.

Индуистские представления о Боге и мире

Понимать суть индуистских представлений о Боге важно даже в том случае, если мы не знакомы ни с одним индуистом или индусом, потому что все мы соприкасаемся с «Движением новой эры», а оно черпает свои идеи о Боге из индуизма. Как же индуисты представляют себе Бога?

В ранних частях индуистских писаний — Ведах — есть описание ряда божественных существ, которые, в основном, представляют собой олицетворенные природные явления, такие как буря и огонь. Этим богам возносили молитвы и приносили жертвы. Со временем была разработана обширная система ритуалов и жертвоприношений, которые служили средством получения благословений от этих богов.

Более поздние части Вед, которые называются Упанишадами, отражают значительное развитие индуистских представлений о божественном. Многие Упанишады не говорят о множестве богов, но указывают на высшую реальность, превосходящую наше понимание, именуемую Брахманом. Хотя Брахман не обладает личностной природой, иногда о нем говорят как о личности и называют его именем Ишвара.

Излагая эту идею о единой божественной реальности, Упанишады также говорят, что в самой основе своего существа (именуемого “Атманом”) мы идентичны этой первичной реальности.

Среди индуистов популярна поговорка: “Атман есть Брахман!” Фактически, все живое в своей глубинной сути является Брахманом! Кроме того, интуитивное понимание единства всех вещей пришло на смену ритуальным жертвоприношениям в качестве способа соприкоснуться с божественной реальностью. В Упанишадах есть и учение о том, что материальный мир (в том числе наши обладающие самосознанием личности) не вполне реален. Сила, при помощи которой Бог, или высшая реальность, вызвал к жизни этот не вполне реальный мир, называется словом “майя”.

Хотя эта монистическая или пантеистическая философия дала индуистам всестороннее интеллектуальное понимание божественной реальности, она не взывала к сердцу человека. Поэтому перед самым началом христианской эры в индуизме произошла великая перемена, отчасти вызванная написанием Бхагавад-Гиты, “Нового Завета” индуизма. В Гите приводится диалог между принцем-воином Арджуной и его колесничим Кришной (он оказывается воплощением бога Вишну), в котором личная преданность божеству описана как путь к спасению для людей всех классов.

С тех пор эти два больших течения в теории и практике индуизма ширились и развивались — более философское и интеллектуальное течение, которое подчеркивало единство всех вещей, и течение, которое делало особый акцент на преданности богу. Последнее до сего дня преобладало среди простых индусов. Главные среди столь почитаемых богов — Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Многие храмы в Индии посвящены Шиве (или одной из его “жен”, например, Кали) и Вишну (или одному из его десяти воплощений, именуемых аватарами). Часто можно услышать, что индуизм в общем и целом насчитывает 330 миллионов богов и богинь!

Удивительно, каким образом такое множество верований о божественном может сосуществовать в рамках одной религии. Но это факт. Тем не менее, ни один из личностных богов индуизма, по общему признанию, не является главным или единственным в своем роде. Все боги — это лишь различные пути постижения Брахмана, единой реальности, стоящей за всем.

Основополагающие верования индуизма

Теперь мы должны обратить внимание на два стержневых убеждения индуизма: (а) что они думают об источнике зла и страдания, и (б) как они представляют себе жизнь после смерти.

Важнейшее из этих основополагающих убеждений — учение о карме. Слово “карма” означает “действие”. Но это религиозное понятие относится, скорее, к результатам или последствиям действий. В соответствии с учением о карме, каждый поступок и каждая мысль влекут за собой определенные последствия для человека, который совершает этот поступок, или которому принадлежит эта мысль. Если человек лжет или ворует, в будущем ему так или иначе воздастся за это злом. Индуисты верят, что все страдания являются последствиями собственных поступков человека в этой или предыдущей жизни. Некоторые полагают, что карма подразумевает строгий детерминизм или фатализм (что человек должен просто примиритьcя с необходимостью отработать свою карму). Однако большинство считает, что, хотя наше настоящее и определяется нашим прошлым, мы все-таки можем повлиять на свое будущее, если соответствующим образом ведем себя в настоящем.

Некоторые полагают, что суть учения о карме тождественна утверждению из Послания к галатам 6:7: “Что посеет человек, то и пожнет”. Идея о том, что все наши поступки имеют последствия — хорошие или плохие, — это, конечно, библейское учение. Но ее нельзя отождествлять с верой в то, что каждое событие жизни является последствием прежних поступков человека. Это определенно не библейская мысль.

Второе основополагающее убеждение индуизма — учение о реинкарнации или переселении душ, называемое самсарой. Поскольку прожить карму в течение одной жизни невозможно, индуистские писания утверждают, что после смерти души “перерождаются” в этом мире в другом теле — человеческом или ином. Природа перерождения определяется кармой, накопленной в результате прошлых поступков.

Читайте также:  Ношение контактных линз под водой вредит зрению

С учением о реинкарнации тесно связано понятие ахимсы, т. е. непричинения вреда живым существам. Защита любой жизни (которая изначально божественна) — основная нравственная ценность индуизма, и главная причина того, что некоторые индуисты — вегетарианцы.

С реинкарнацией связана и кастовая система. Согласно вероучению индуизма, существует четыре основных касты, четыре общественных класса (и тысячи более мелких групп внутри каждой касты). У каждой касты есть свои обязанности и правила поведения чуть ли не для любой жизненной ситуации. На вершине иерархии находятся брамины, или жрецы. Вторые по старшинству — кшатрии, или воины и правители. Третьи — вайшья, или купцы и земледельцы. В самом низу — шудры, или рабочий класс. Спасение возможно только для трех высших каст, которые называют “дважды рожденными”. Вне кастовой системы находятся неприкасаемые, или парии. Хоть индийское законодательство и запрещает это с конца 1940-х годов, в сельской местности многих по-прежнему считают неприкасаемыми.

То, к какой касте принадлежит человек, определяется при рождении его личной кармой. Поэтому попытки вызвать перемены в обществе или улучшить свое социальное положение, по-видимому, противоречат закону кармы и кастовой системе.

Неудивительно, что главная цель индуиста — достичь освобождения, разорвать цикл смертей и перерождений, причиной которого является карма. Индуисты называют это освобождение словом мокша.

Пути спасения в индуизме

Зачем последователи «Движения новой эры» практикуют йогу? Почему они так усердно занимаются медитацией? Возможно, вы будете удивлены, но йога и медитация играют главную роль в поисках спасения в индуизме!

Ранее мы отметили, что главная цель индуиста — избавиться от цикла перевоплощений, причиной которых является карма, т. е. последствия прошлых действий, совершенных в этой или предыдущих жизнях! Теперь мы взглянем на основные способы, при помощи которых последователи индуизма пытаются достичь этого спасения — освобождения от земного существования.

Прежде чем обсуждать три главных пути к спасению в индуизме, необходимо упомянуть о четырех жизненных целях, дозволенных индуисту. Индуизм признает, что человек вправе посвящать себя одной из этих целей на протяжении многих жизней. Первая цель — развлечения и удовольствия, особенно связанные с любовью и половым влечением. Эта цель называется кама. Вторая допустимая цель жизни — благополучие и успех. Эта цель называется артха. Третья жизненная цель — нравственные обязательства, или дхарма. Тот, кто посвящает себя дхарме, отрекается от власти и личных удовольствий ради стремления к общественному благу. Но конечная цель жизни — это мокша, освобождения от круговорота жизней в этом материальном мире и вхождение в нирвану.

Индуисты признают три пути, ведущие к мокше, или спасению. Первый — путь дел, или карма йога. Это очень популярный путь спасения; акцент делается на то, что освобождения можно достичь через исполнение своих семейных и общественных обязанностей, посредством чего преодолевается груз накопленной отрицательной кармы. В Кодексе Ману перечислено множество таких правил. Самым важным из них считается исполнение соответствующих ритуалов на разных этапах жизни.

Второй путь спасения — это путь знания, или джнана йога. Главная предпосылка пути знания состоит в следующем: причиной того, что в этом мире мы находимся в плену цикла перерождений, является невежество, или авидья. Как в большинстве своем полагают те, кто встал на этот путь спасения, наше невежество заключается в ошибочном убеждении, что мы — самостоятельные личности и не составляем одно целое с высшей божественной реальностью, именуемой Брахманом. Именно это невежество и порождает наши дурные поступки, следствием чего становится плохая карма. Спасение обретается через достижение такого состояния сознания, в котором мы осознаем свою тождественность Брахману. Входят в это состояние путем глубокой медитации, зачастую в процессе занятий йогой.

Третий и последний путь к спасению — это путь преданности, или бхакти йога. Этот путь пользуется наибольшей популярностью у простых индусов; он восполняет потребность в более эмоциональном и личном отношении к религии. Суть его в том, чтобы отдать себя во власть кому-то из многочисленных личностных богов и богинь индуизма. Преданность выражается через поклонение, пуджу, в храме и дома; через участие в многочисленных праздниках в честь этих богов; через паломничества к одному из многочисленных святых мест Индии. Цель человека, который следует этим путем, — получить от бога милость и помощь в том, чтобы разорвать цикл перерождений. Некоторые индуисты представляют себе наивысшее спасение как растворение в божественной реальности, с полной потерей индивидуальности. Другие представляют его как пребывание на небесах в поклонении личностному богу.

Христианский ответ индуизму

Недавно редактор журнала “Индуизм сегодня” заявил, что “небольшая армия миссионеров йоги” подготовлена для “высадки в западном мире”. По его словам, “они могут не называть себя индуистами, но индуисты знают, откуда взялась йога, и куда она ведет”.

Как следует христианам относиться к этой восточной религии, которая оказывает столь значительное влияние на Запад? Вначале следует сказать, что мы, христиане, в нескольких вопросах согласны с индуистами. Они справедливо отмечают, что с этим миром и существованием человека в нем не все в порядке. Они правы и в своем предположении, что окончательное решение проблемы человека имеет духовную природу. Но за исключением этих двух идей между индуизмом и христианством нет точек соприкосновения. Давайте отметим лишь некоторые, самые важные области несоответствия.

Во-первых, в индуизме нет и намека на понимание того, что Бог создал этот мир с благой целью. Как правило, индуисты говорят, что Бог вызвал Вселенную к жизни, попросту “забавляясь” Своей силой. Отсутствует также представление о бесконечной святости и справедливости Бога и о том, что мы, Его создания, отвечаем перед Ним за то, каким образом проводим свою жизнь.

Еще одна большая область разногласий между индуизмом и христианством — это представления о человеческой природе, о причинах нашей отчужденности от Бога. В соответствии с учением индуизма, человек в своей сути божественен. Он един с Богом! Беда в том, что человек об этом не знает. Его подводит сосредоточенность на временном и материальном, и это невежество порождает поступки, следствием которых является отрицательная карма, и заманивает нас в капкан цикла перевоплощения.

Согласно же библейскому учению, причина нашего отчуждения от Бога (и, в конечном итоге, всего несовершенства в этом мире) заключается не в том, что мы не знаем о своей божественной сути, а в нашем греховном противостоянии Богу и Его замыслу относительно нашей жизни.

Это приводит к третьему и последнему разногласию — путь спасения. Как полагает большинство индуистов, спасение от цикла перерождений достигается нашими собственными усилиями, будь то добрые дела, медитация или преданность божеству. Согласно же Библии, мы нуждаемся в избавлении от Божьего осуждения наших грехов и восстановлении к жизни по Его заповедям и под Его руководством. Спасение можно получить лишь благодаря милосердному и незаслуженному участию Бога в нашей судьбе.

Действительно, некоторые группы индуистов тоже придают особое значение Божьей милости (возможно, это результат христианского влияния в прошлом). Но даже у них есть существенное отличие. Индуистское учение о милости Божьей не видит нужды в искуплении греха, но предлагает прощение просто так, без всякого удовлетворения за грех, которого требует святой Бог.

Христианское же Евангелие состоит в том, что Бог Сын вочеловечился, умер на кресте жертвенной смертью, даровав тем, кто всецело полагается на Христа, реальное прощение реальных грехов, совершенных против реального Бога. Все верующие могут получить истинное прощение, знать Бога, понимать Его замысел относительно нашей жизни и иметь уверенность в том, что в вечности будут с Ним!

Основы мировоззрения индуизма

Основы мировоззрения индуизма

В основе индуистского мировоззрения лежит представление о том, что мир – не случайное сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное целое, или космос. Всеобщий вечный порядок, сохраняющий и удерживающий Вселенную как единое целое, называется дхарма (от санскритского корня дхр – «держать»). Без дхармы мир не стал бы существовать, а попросту распался. Этого не происходит, хотя иногда в определенное время и в определенном месте во Вселенной может возобладать адхарма, отрицание порядка. Поскольку это касается лишь части Вселенной, дхарму целиком устранить нельзя.

Дхарма вообще не есть символ бога-законодателя, ибо она находится в самих явлениях и вещах. В первую очередь она воплощает в себе некую безличностную закономерность вселенского целого и лишь вторично производно выступает в качестве закона, предопределяющего судьбу индивидуума. Так разъясняется и устанавливается место каждой частицы в ее отношении к целому.

Древнеиндийский поэт Вьяса

Согласно учению индуизма, мир представляет собой неразрывное сочетание радости и страданий. Согласно брахманской идеологии индуистского общества, люди могут достичь преходящего счастья, т.е. получать разрешенные чувственные наслаждения (кама) и пользу (артха) от вещей и своего положения в обществе, но всегда – только в соответствии с дхармой. Одновременно подчеркивается, что зрелые души, достигающие определенной ступени духовного развития, не стремятся к материальным выгодам и наслаждениям, а ищут вечную жизнь – абсолютную реальность, скрытую от простых смертных плотным покровом иллюзии.

Реальность непостижима эмпирически. И сегодня у правоверных индуистов не вызывают особого уважения военачальники, правители, министры или богачи, в то время как аскеты, отшельники и святые, например, Мохандас Карамчанд Ганди (1868-1948 гг.), прозванный соотечественниками «Махатма» – «великая душа», считаются величайшими людьми XX в.

Цель существования для индуистов состоит в том, чтобы интуитивно познать, что множественность мира – это обман, ибо есть лишь одна Жизнь, одна Сущность и один Смысл. В постижении данного единства приверженцы индуизма видят величайшее благо, спасение, освобождение и высшее значение.

Совокупность средств, которые помогают постичь реальность и достичь освобождения, называется йога. «Освободиться» для индуиста – значит подняться на высший уровень бытия, познать, что творения и вещи происходят от объединяющего в себе все суверенного духа. Осуществление этого единства совершается в состоянии транса, экстаза: человек поднимается с уровня смертного и сливается с океаном чистого бытия, сознания и радости (cam, чит, ананда).

Преображение человеческого сознания в божественное невозможно в течение одной жизни, поэтому индивидуум в круговороте существования идет через серию повторных рождений и смертей. Каждой группе людей предписана определенная норма поведения, которая соответствует конкретному этапу пути и следование которой делает возможным переход к более высокому этапу.

Нандибык, на котором восседает Шива

Любопытно, что в индуизме каждый отдельно взятый верующий может почитать одновременно одного, нескольких, многих богов или вообще никаких. Если же человеку недоступен и этот уровень, то он должен строго соблюдать определенный комплекс моральных и ритуальных предписаний. В последнем случае индивидуальный бог заменяется его изображением в храме, созерцание и сосредоточение – обрядом, молитвой и произнесением священных формул, а любовь – правильным поведением.

Этим объясняется универсальный характер индуизма; он не навязывает всем и каждому своих догм, он заботится не только о тех, кто находится близко к цели, но и о тех, которые до сих пор еще не нашли пути и участие которых в традициях выражается пассивно. Эти разные точки зрения и связанные с ними методы интуитивного понимания многосторонней действительности называются даршаны (от санскритского корня дрш – «видеть»). О них уже говорилось в разделе, посвященном упанишадам.

Для того чтобы индивидуум достиг искупляющего осознания данной истины, он должен усмирить свои страсти и очистить тело и мысли упражнениями, которые подробнее будут описаны в технике йоги. Следует подчеркнуть, что речь идет не о рациональном эмпирическом определении истины и различий между духом и телом, а о непосредственном постижении истины, постижении, которое разгоняет мрак неведения и раз и навсегда освобождает дух человека от пут.

Читайте также:  Реклама с точки зрения гражданского права

Классическая йога начинается там, где кончается санкхья. В «Йога-сутре» утверждается, что освобождение может наступить лишь в результате долгой упорной борьбы с самим собой в первую очередь с помощью сложнейшей психо-физиологической техники. Йога, так же как санкхья, пытается свести на нет обычное сознание и заменить его новым, качественно иным сознанием, обладающим особым свойством познания метафизической истины.

Йога не замалчивает трудности подавления обыкновенного, нормального сознания. Кроме знания теории необходимы упорство, целеустремленность и жесточайшая самодисциплина, связанная с соблюдением сурового аскетического образа жизни и владением всеми деталями психотехники. В санкхье же комплексу самогипноза, психоанализа и психотехники придается второстепенное значение.

Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма)

Устранить препятствия на пути духовного развития помогает «восьмеричный метод», включающий воздержание (яма), выполнение предписания (нияма), упражнения тела (асана), сознательное управление дыханием (пранаяма), отвлечение чувств от их объектов (пратьяхара), сосредоточение сознания (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение в состоянии транса (самадхи). Ни одну из этих восьми частей нельзя ни пропустить, ни оставить без внимания. Такое деление характерно не только для классической йоги Патанджали, оно было принято почти всеми сектами и учениями индуизма.

В то время, когда йога была очень популярна на Западе, в Европе появилось множество книг и брошюр, пропагандировавших гимнастику йогов. Некоторые энтузиасты пытались сидеть в позе лотоса, забывая, что она мучительна для человека с мускулистыми икрами, если он не тренировался с раннего детства. Еще большую популярность получили дыхательные упражнения, казавшиеся легкими. Однако и они способны вызвать различные сердечные осложнения, астму и нарушения вегетативной нервной системы у непривычных к упражнениям людей. Вообще, часто забывают, что физическая йога доступна лишь абсолютно здоровым людям и не способна вернуть человеку уже потерянное здоровье.

О волшебных фокусах индийских йогов и факиров существует обширная литература. И хотя среди них было немало обманщиков и шарлатанов, нельзя отрицать, что некоторые из них обладали незаурядными способностями к гипнозу и массовым внушениям.

Один из самых известных трюков описывает арабский путешественник XIV в. Ибн Баттута. Иллюзионист бросал в воздух веревку и приказывал своему помощнику взбираться по ней, потом с ножом в руках лез за юношей и сбрасывал на землю его рассеченное на куски тело. Спустившись на землю, он собирал все части, и юноша моментально вскакивал и кланялся зрителям. В XX в. подобный трюк был снят на пленку, и тогда удалось рассмотреть, что во время всего представления юноша лежит на земле, прикрытый платком факира. Таким образом, в данном случае речь идет о массовом гипнозе.

Квадратная печать, на которой изображен индийский бог в позе лотоса

Достоверно известно о многочисленных случаях погребения йогов заживо. Наибольшего внимания в этом смысле заслуживает, вероятно, йог Харидас, позволивший похоронить себя на шесть недель. Это происходило в 1837 г. в Лахоре (на территории современного Пакистана). Правитель области Ранджит Сингх приказал принять различные меры предосторожности, чтобы исключить возможность обмана. Харидаса положили в герметически закрытый гроб, запечатанный личной печатью властителя. Гроб поместили в садовый павильон, причем три двери его были замурованы, а четвертая заперта на замок и замазана глиной.

Король вместе с капитаном дворцовой гвардии англичанином Осборном проверили все и убедились, что не осталось даже самого маленького отверстия. Скептически настроенный правитель, кроме того, приказал двум ротам солдат гвардейцев днем и ночью сторожить павильон. Через шесть недель Ранджит Сингх дал указание сбить с двери глину и открыть замок. Печати на замке и гробе оказались нетронутыми.

Прислужники достали неподвижное холодное тело Харидаса, и врачи подвергли его осмотру. Пульс и дыхание отсутствовали, лишь голова была немного теплее остальных частей тела. Помощники опустили его в горячую ванну, сделали общий массаж, вытащили из носа и ушей кусочки ваты и воска, с трудом открыли рот и придали нормальное положение запавшему языку.

В то же время к темени несколько раз прикладывали горячее пшеничное тесто и терли виски топленым маслом. Вскоре тело приобрело нормальную окраску, появился едва заметный пульс. Слуга вложил в рот йога кусочек масла, и тот проглотил его. Затем он открыл глаза и, увидав около себя властителя, едва слышно спросил: «Теперь ты мне веришь?» Это было спустя полчаса после извлечения из гроба, а еще через полчаса Харидас спокойно беседовал с присутствовавшими зрителями.

Еще более подробному медицинскому обследованию подвергся в 1896 г. в Будапеште йог Бхимасен, член религиозно-реформаторского общества Арья самадж («общество Ариев»), проведший в стеклянном гробу десять дней. Ежедневно производилась проверка числа вдохов, выдохов, ударов пульса и температуры. За время летаргического сна он потерял в весе 6 кг.

Мы упоминали о том, что по учению йоги достижения такого рода не считаются существенными; напротив, подчеркивается, что использование сверхъестественных сил служит препятствием на пути к полному освобождению. Не рекомендуется также употреблять наркотики, хотя в самой «Йога-сутре» есть упоминание о том, что это может явиться одним из способов достижения совершенства.

В процессе развития индуизма практика йоги постепенно сливалась со стихийным религиозным течением, главной идеей которого являлась уже упомянутая горячая преданность личному богу (бхакти). И брахманистские законодатели, и ведийские метафизики были вынуждены смириться с победой этих новых тенденций и пойти на известный компромисс.

Йоговские проповедники были согласны в том, что нельзя почитать божество без атрибутов (ниргуна), и полагали, что необходимо сосредоточение на аспекте бога (Ишвары), характеризуемом атрибутами (сагуна). Ишвара имеет три функции по отношению ко вселенной: творение, сохранение и разрушение. Поэтому существует понятие великой троичности (тримурти) индуизма, воплощенной в трех богах: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель.

Тримурти (Вишну, Шива, Брахма)

Харидас, доносящий учение Кришны

Для приверженцев индуизма, которые верят в существование новых рождений и видят в уходе из круговорота жизни основную цель, понятие о творении и уничтожении имеет совершенно иной смысл, чем для нас. Творение они понимают как утрату первоначального единства и создание крайне нежелательной множественности, а уничтожение – как исчезновение различительного сознания и возвращение к первоначальному единству. Поэтому в Брахме они, хотя и питают к нему глубокое сыновнее почтение, видят бога, ввергнувшего человека в мир пут добра и зла, любви и ненависти, холода и жары и тем самым изгнавшего его из рая абсолютного единства. Не удивительно, что в целой Индии Брахме посвящено не так много святилищ и храмов.

Прежде чем охарактеризовать два основных индуистских течения – вишнуизм и шиваизм, следует упомянуть о еще одном, менее распространенном направлении, которое называется шактизмом.

Тримурти. Рельеф в Эллоре

В каждом аспекте бога присутствуют две стороны: мужская и женская. Женская характеризует творческую энергию или силу (шакти) соответствующего бога. Отсюда происхождение божественных пар: Брахма – Сарасвати, Вишну – Лакшми и Шива – Парвати. И среди шиваитов, и среди вишнуитов с давних времен существовали особые группы, придававшие большое значение женской творческой силе и избиравшие своим божеством какой-либо аспект Шакти – Великой Матери.

Вишнуизм. Самой известной священной книгой индийских вишнуитов является, кроме мифологической «Бхагаваны Пураны», знаменитая философская часть из эпической поэмы «Махабхарата» – «Бхагавад-гита» («Песнь о Славном»), которую часто сокращенно называют «Гита». Вопрос о датировке этого произведения чрезвычайно сложен и связан с совершенно неясной хронологией древнеиндийского эпоса вообще. Наверняка, это произведение претерпело значительную эволюцию. В окончательном варианте «Гиту» датируют не ранее II в. до н. э., скорее даже началом новой эры. Впрочем, как почти все древнеиндийские датировки, и эта дата довольно условна и сомнительна.

Никакое другое произведение индийской литературы не имеет столько комментариев, как «Гита». В ней излагается квинтэссенция учения упанишад, но не в холодной, абстрактной форме, а в теснейшей связи с конкретными явлениями религиозной жизни своей эпохи. Неподвижный, бесцветный и непостижимый абсолют, представленный в некоторых упанишадах, здесь превращается в живого и любящего личного бога, не утрачивающего, однако, полностью своего значения в качестве абсолюта.

Согласно тексту «Гиты», бог – это высший вселенский дух, имеющий два аспекта: трансцендентный и имманентный, неличный и личный, неатрибутивный и атрибутивный. Он создал мир не из ничего, а из себя самого, он в центре всех явлений и вещей, нанизанных на него, словно кораллы на нить. Бог пронизывает собой весь мир и является сердцем всех существ как их внутренний господин и наставник. Он сохраняет нравственную основу мира, выступает другом, постоянным проводником человека и искупителем мира. Из чувства сострадания он вечно перевоплощается и таким образом участвует в радостях и горестях людей. В этих перевоплощениях и самопроявлениях, которые представляются как бы любовной игрой (лила) верховного божества, и состоит суть превращений и явлений феноменального мира.

Из этого всеоживляющего суверенного духа проливается жизнь и свет в лоно природы. Он – отец, а природа – мать, из которой рождается мир. Поэтому мир не механический продукт материи и не обманчивая иллюзия, он действителен и познаваем.

Шиваизм. Как философия шиваизм был систематически разработан примерно в конце I тыс. н. э. Обе его важнейшие секты, южноиндийская шайвасидханта и кашмирская пратьябхиджня, являются теистическими, в том смысле, что допускают существование личного бога, и монистическими, поскольку рассматривают бога в качестве первичной и высшей реальности, а все остальные реальности – тождественными божественной творческой энергии.

Шайвасидханта устанавливает три категории действительности: бога, душу и материю. Высшая действительность – Шива. Он вечен сам по себе и принципиально отличается и от душ, которые обладают сознанием и зависят от него, и от материи, которая не обладает сознанием. Это вечный, чистый и совершенный дух, называемый также Пашупати – «Господин живых существ». Безликий бог принимает разные формы из сострадания и любви к живым существам, ибо они не могут почитать бога в его аспекте без качеств и атрибутов. Господин существ творит посредством своей концентрированной духовной энергии (шакти).

Индивидуальная душа как сознательный и действенный принцип тождественна Шиве, поскольку ей присущи божественные качества – способность познавать вселенную и свободная воля. Но, находясь под влиянием вселенской иллюзии, она ошибочно считает себя чем-то отличным от Шивы. Поэтому человек освобождается прежде всего путем ясного распознавания (пратьябхиджня, отсюда и название всей философской системы) своей тождественности с Шивой. Верующий, добившийся спасения, живет в спокойствии и мире со всеми, он ни о чем не мечтает, так как уже достиг цели жизни.

В противоположность этим двум монистическим школам, старейшая шиваитская секта Северной Индии, шайвадаршана, создала законченную философскую систему дуалистического характера. Ее проповедовал в IX в. Сатьоджоти в Кашмире, откуда она распространилась до Гуджарата и Малвы, а позднее проникла даже в Южную Индию.

Эта система разделяет душу и материальный мир. Душа, по своей сущности всезнающая и всемогущая, не только познает, но и действует. Следовательно, бог – это душа, которая вечно обладает всезнанием и всемогуществом и никогда не была ни в каком ином состоянии. У остальных существ такие качества не могут проявиться вследствие осквернения, поэтому они зависят от божественной милости, единственно способной привести к искуплению их души. Духовный наставник (гуру), заменяющий бога и служащий его важнейшим земным выражением, посвящает ученика и затем постепенно ведет его от одной стадии постижения к другой.

Популярность культа Шивы, начиная с XII в. н. э. на юге Индии, в Бихаре и Бенгале (куда арийское влияние пришло намного позже), свидетельствовала об отрицании арийских форм брахманизма – жертвоприношений, поклонения мертвым и других обрядов.

Источники:
  • http://poisk-ru.ru/s39163t1.html
  • http://studfiles.net/preview/3568113/page:3/
  • http://stavroskrest.ru/content/induizm-hristianskaya-tochka-zreniya
  • http://history.wikireading.ru/409122